Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Почему люди высоко ценят отзывчивость? анна основа

Определение отзывчивости дать нелегко, ведь это сложное, многосоставное качество человеческого характера.

Ответ на вопрос, что такое отзывчивость, содержат толковые словари. Так, в словаре Ожегова указано, что это способность легко отзываться, откликаться на что-либо, готовность помочь, сочувственно относиться к другим.

Понимание чужих проблем и нюансов души  – редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям. Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь.

И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. При общении отзывчивый человек всегда уловит просьбу о помощи без слов.  Откликнуться на такую просьбу может не любой.

Только истинная отзывчивость человека позволит бросить собственные дела и ринуться на помощь.

  • Отзывчивый человек при общении принимает во внимание разницу в возрасте, статус собеседника, присутствие третьих лиц при разговоре, и иные обстоятельства разговора.
  • Уважать, ценить, сочувствовать, оказывать помощь, проявлять доброту к другим  – это умения отзывчивого человека.
  • Почему люди высоко ценят отзывчивость?
  • Отзывчивость включает в себя способность вовремя и точно отслеживать реакцию собеседника на сказанные слов и действия, способность сказать «прости» в нужный момент.

Быть отзывчивым значит проявлять благородство и щедрость, принося добро, не требуя ничего взамен.  Отзывчивость предполагает бескорыстность. Отзывчивый человек не задаст неделикатного вопроса и не создаст неловкой ситуации.

 Отзывчивость не существует отдельно от тактичности и соблюдения норм общения. В присутствии третьих лиц отзывчивый человек никогда не спросит друга о личных проблемах.

Вежливость к окружающим – одна из граней отзывчивости, как и способность признавать ошибки.

Добрый отзывчивый человек испытывает тепло к окружающим, принимая их такими, как есть, не стремясь изменить их.  Бескорыстную помощь другим, людям и братьям нашим меньшим, в состоянии оказать лишь отзывчивые люди. Зачастую у них нет своей семьи, ведь они живут для других.

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Иногда отзывчивость подразумевает поступки, сопряженные с жертвами и нелегким выбором.

Синонимы к слову отзывчивость

Именно потому, что отзывчивость это многогранное качество, синонимы к слову отзывчивость многочисленны. Эти слова отражают отдельные грани отзывчивости.

  1. Среди них:
  2. Душевность,Сердечность,Чуткость,Участливость,Внимательность,Доброта,Человечность,Сострадательность,
  3. Добродушие.

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина.

Участники эксперимента давали ответы на вопросы, связанные с отношениями в социуме, гражданским долгом.  Исследователям подопытные предоставили образцы ДНК для анализа генетически обусловленного уровня гормонов в организме.

В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками  Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что  отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.  Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Как выработать в себе это качество

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

Стать внимательнее к происходящему.  Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи.

Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.

Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге…

Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

23 марта 2014, 11:04

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Быть добрым и отзывчивым полезно. И это научно доказано

В декабре в издательстве МИФ вышла книга «Выигрывает каждый» [1] . Автор — Кристофер Кукк, профессор политологии и социологии Государственного университета западного Коннектикута.

На основе научных исследований Кукк последовательно развевает миф о том, что ради успеха надо отказаться от человечности. Исследования показывают, что быть добрым и отзывчивым важно для нашего благополучия.

Этот материал подготовлен на основе ключевых идей книги. 

Понимание или действие

Что такое сострадание или отзывчивость? Это всестороннее понимание проблем и трудностей окружающих и желание решать их. Оно может возникать спонтанно или же развиваться со временем. Самое главное, что нужно знать о сострадании, — оно подразумевает готовность действовать. Именно это и отличает сострадание от эмпатии.

Если эмпатия — это понимание переживаний другого человека, то для сострадания одного понимания недостаточно. В самой сути этого чувства лежит действие — помощь.

Директор Института Макса Планка по изучению когнитивных процессов и мозга человека Таня Зингер обнаружила, что «сострадание и эмпатия — два феномена, каждый из которых связан с активностью разных участков мозга» [2]. 

Когда мы испытываем сострадание, включаются те же нейронные цепочки, что отвечают за любовь, а при эмпатии задействованы нейронные связи, отвечающие за боль. Активная работа последних приводит к ощущению выгорания.

Именно поэтому эмпатия сама по себе не ведет к стабильности. А вот испытывая сострадание, в основе которого лежит любовь, мы чувствуем заботу и безопасность, что подготавливает наш мозг к новым достижениям и успеху.

Почему люди высоко ценят отзывчивость? Кадр из фильма «Приключения Паддингтона»

© kinopoisk.ru

Сострадание равно успех 

Отзывчивость традиционно считалась человеческой добродетелью, и лишь недавно ее начали связывать с успехом. Под успехом можно понимать достижение какой-либо цели, поэтому быть успешным для каждого значит что-то свое.

Не важно, хотите ли вы получить повышение по службе, достичь финансового благополучия, написать диссертацию или научить ребенка читать, — сострадание поможет вам добиться желаемого быстро и эффективно.

Сами же достижения будут стабильными, принесут вам больше удовлетворения и радости.

Другими словами, сострадание — это беспроигрышный вариант. Неожиданно, да? Мы ведь привыкли к тому, что нельзя быть одновременно успешным и помогать другим, — необходимо выбирать.

Кооперация и конкуренция

Согласно теории выживания сильнейшего, человек должен пробиться в жизни, полагаясь только на собственные силы, а тот, кто поднялся на вершину, заслуживает всех наград, которые получает.

Есть только две роли — победитель и проигравший, — и каждый при этом сам за себя.

Успешная эволюция человека строится в основном как раз на принципе выживания сильнейшего, согласно которому именно борьба между представителями вида приводит к возвышению этого вида над остальными. 

Однако биологи — от Чарльза Дарвина до Эдварда Уилсона — уверены, что кооперация в эволюции человека сыграла куда более важную роль, чем конкуренция, и что она гораздо более необходима для успешности группы, чем соревновательный настрой.

Получается, что именно сострадание лежит в основе не просто выживания человека как вида, но и его дальнейшего процветания. 

Дарвин весьма четко выразился по поводу несостоятельности теории выживания сильнейшего и убедительности «гипотезы сочувствия», написав: «Общества, где большинство членов проявляют сочувствие, будет более процветающим и оставит большее потомство».

Затем Дарвин в своих аргументах пошел еще дальше и связал успешность человеческой эволюции с эволюцией сострадания.

В четвертой главе «Происхождения человека» он подчеркивает, что человеческая раса сформировалась из «мелких племен» в большую цивилизацию, беспокоясь о благополучии окружающих, и забота эта распространялась не только на незнакомцев, но и на «всех разумных существ».

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

© kinopoisk.ru

Химия отзывчивости

Учитывая роль сострадания в выживании нашего вида, для вас не должно стать сюрпризом то, что в ходе новейших исследований выяснилась наша предрасположенность к нему. Да, может, мы и не святые от рождения, но отзывчивость в нас определенно заложена природой. Это инстинкт, вплетенный в человеческую сущность. Великодушие — не что иное, как базовая функция мозга. 

  • Исследования Леонардо Кристофа-Мура и других ученых, опубликованные в журнале Social Neuroscience, говорят, что «фундаментальная движущая сила человечества заключается в действиях, направленных на благо общества, вытекающих, возможно, из рефлексивной формы эмпатии, размывающей границы между индивидами» [3].
  • Проще говоря, на эгоистичные действия наш мозг тратит больше сил, чем на альтруистические, потому что мы, кажется, на нейронном уровне предрасположены к состраданию и эмпатии.
  • Когда мы получаем удовольствие — например, едим любимое блюдо или занимаемся любовью, — наш мозг выделяет пептидный гормон окситоцин [4], который, в свою очередь, активирует нейротрансмиттер дофамин (отвечающий за вознаграждение) и серотонин (снижающий тревожность), вследствие чего возникают ощущение счастья и оптимизм.
Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Природа и человек (таблица)

Именно два этих чувства, согласно исследованиям, способствуют достижению успеха, укрепляя как когнитивный, так и эмоциональный интеллект. Интересно, что окситоцин также выделяется, когда мы проявляем сострадание и совершаем альтруистические поступки. Другими словами, сама химия нашего мозга устроена таким образом, что стимулирует нас быть отзывчивыми. 

Социальная нечувствительность

Как именно отзывчивость делает нашу повседневную жизнь лучше? Исследования в этой области более чем исчерпывающие. Достижение долгосрочного успеха строится на обретении смысла и цели в жизни.

Это касается всего, будь то подъем по служебной лестнице, достижение личных целей или помощь окружающим.

Люди, чьи дни наполнены смыслом, живущие истинными ценностями, достигают большего и продолжительного успеха в отличие от тех, кто живет преходящими сиюминутными ценностями, стремясь только к материальному благополучию и статусу.

Люди, стремящиеся к достижению сиюминутных целей, ведомые желанием заработать деньги и положение в обществе, как правило, рассматривают окружающих лишь в качестве инструментов.

Стремясь к собственным высотам, они обычно перерезают страховочные тросы всем, кто находится рядом.

Такая социальная нечувствительность в итоге делает их менее эффективными сотрудниками и коллегами, потому что с ними никто не хочет работать.

Более того, как только очередная сиюминутная цель достигнута, мотивация человека снижается — ведь он получил то, к чему стремился.

Позитивный же эффект от сострадания проявляется как на короткой, так и на длинной дистанции, и он абсолютно реален.

Недавний эксперимент, в котором участвовало одиннадцать тысяч студентов Военной академии в Вест-Пойнте, показал, что, «помогая людям сконцентрироваться на осмысленности и результатах их работы вместо, скажем, финансовых показателей, мы повышаем не только качество их деятельности, но и (каким бы противоречивым это ни казалось) ведем их к финансовым успехам» [5]. 

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Кадр из фильма «Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф»

© kinopoisk.ru

Почему сострадание — это хорошо

Однако финансовые достижения — это лишь верхушка айсберга. Ниже представлены другие, хотя и весьма общие ответы на вопрос, почему сострадание — это хорошо.

  •  Сострадание способствует повышению самооценки и укреплению здоровья. Рэйчел Пифери из Университета Джонса Хопкинса и Кэтрин Лоулер из Университета Теннесси продемонстрировали, что у людей, проявляющих сострадание к окружающим, снижается кровяное давление и повышается самооценка. Эти люди «также менее подвержены депрессии и пагубным последствиям стресса». 
  •  Сострадание помогает справляться с трудными ситуациями. Проявление сострадания — один из способов противостоять стрессу, не поддаваясь отчаянию под натиском обстоятельств. Джерилин Росс, президент и исполнительный директор Американской ассоциации по изучению тревожных расстройств, утверждает: «Когда вы думаете о других, делаете что-то для других, ваш мозг отвлекается от отчаяния. Это, в свою очередь, вызывает чувство удовлетворенности, повышает уровень эндорфинов, а следовательно, и благополучия».
  •  Сострадание помогает создать благоприятную атмосферу на рабочем месте, стимулирует работоспособность и улучшает итоговые показатели. Сигал Барсейд из Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете и Оливия О’Нилл из Бизнес-школы Университета Джорджа Мейсона обнаружили явную положительную связь между отзывчивостью, удовлетворенностью работой и общим успехом компании [6]. Очевидно, что «сострадание способствует осмысленной деятельности, а когда сотрудники чувствуют, что их работа важна, вероятность того, что они останутся в компании, увеличивается в три раза».
  •  Сострадание повышает показатели в учебе. В 2011 году было проведено большое исследование программ социально-эмоционального обучения (SEL — Social Emotional Learning), которые помогают ученикам лучше понимать собственные эмоции и справляться с ними. В исследовании участвовало более 270 000 учащихся школ. Полученные результаты подтвердили, что школьники, прошедшие программы SEL, более успешны как в учебе, так и в поведенческом плане по сравнению со сверстниками, которые не участвовали в подобных программах.
  •  Сострадание оздоравливает общество в политическом, гражданском и экономическом плане. Пол Зак обнаружил прямое влияние окситоцина на политическую и экономическую стабильность в обществе. Поскольку сострадание повышает уровень окситоцина в мозге, а этот гормон способствует установлению доверия между людьми, то, согласно данным Исследовательского центра Пью (Pew Research Center), там, «где уровень доверия высок, уровень преступности и коррупции пропорционально ниже»[7]. 

LUCA: четыре шага к развитию сострадания

Нет единого стандарта в том, как быть отзывчивым, но есть определенные качества, которые можно развивать.

Они объединены в аббревиатуру LUCA: 

  • L — listening (слушание);
  • U — understanding (понимание);
  • C — connecting (объединение);
  • A — acting (действие).

В биологии (особенно в эволюционной биологии) термин LUCA обозначает «последнего универсального общего предка» (Last Universal Common Ancestor), то есть наиболее недавний организм, от которого произошли все живущие ныне на Земле организмы. Кроме того, Лука (Люк, Лукас) — довольно распространенное во многих языках имя, означающее «несущий свет». 

1. Слушать, чтобы лучше изучить проблему или задачу

Умение слушать — первый шаг на пути к развитию сострадания. Действие довольно простое, однако оно может принимать множество разных форм.

Слушать — значит не столько получать исчерпывающую информацию, сколько концентрироваться на том, что слышишь.

Слушание включает в себя и владение искусством задавать правильные вопросы, потому что именно они ведут к ответам, необходимым для успешного обучения. Не менее важно уметь услышать и то, что не было сказано.

Молчание и паузы порой могут открыть больше, чем слова.

2. Понимать, как помочь 

В сострадании понимание играет одну из ключевых ролей. Понимание — это не просто сбор необходимых фактов. Это осознание того, как разрозненные кусочки информации сочетаются или не сочетаются между собой.

Понять — значит изучить идеи и мысли с разных точек зрения, рассмотреть их в разных контекстах и обстоятельствах. Ведь знание контекста, в котором рождается та или иная мысль, не менее важно, чем сама мысль.

Простое слово «огонь», например, в разном контексте имеет совершенно разное значение. Звучащее как предупреждение о пожаре, оно может спасти жизни, а как приказ на поле боя — погубить. Умение соотносить факты и превращать их в идеи позволяет получить доступ к возможностям.

3. Находить возможности для решения проблем 

Возможности не всегда лежат на поверхности, и порой нужно потрудиться, чтобы отыскать их. От развитости ваших навыков и широты круга общения во многом зависят и варианты решения проблем. Ищите способы по-новому взглянуть на ситуацию, чтобы увидеть неожиданные выходы из нее. Используйте разные возможности для эффективных действий.

4. Действовать, чтобы решить проблему или задачу 

Второе ключевое понятие сострадания — действие. Преодоление страхов и сомнений, так же как развитие ответственности, крайне важно для начала действий. В то же время, как бы парадоксально это ни звучало, бездействие иногда тоже может стать решением.

Когда дело касается сострадания, действия порой так же важны, как бездействие. Иногда лучший способ найти выход из сложившейся ситуации — принять пассивную позицию, как Махатма Ганди или врач, не прописывающий никаких лекарств.

Сила сострадания может выражаться по-разному, но всегда она неизбежно ведет к успеху.

Быть лидером

Те, кто выбирает принципы LUCA, преуспевают в своих стремлениях. Отзывчивые люди сплачивают разных людей, чтобы укрепить позиции каждого в отдельности. И становятся лидерами.

Декларируя себя отзывчивым лидером, вы делаетесь сильнее, а ваш конечный успех превосходит сумму всех ваших достижений: ведь к нему прибавляются и свершения окружающих.

Дорога сострадания начинается с простого утверждения, которым вы признаете себя тем, кто вы есть: «Я отзывчив!» 

Отзывчивость

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Что такое отзывчивость

Быть отзывчивым подразумевает всегда помогать окружающим в независимости от собственных предрассудков и мировоззрения. Искренняя чувствительность к эмоциональному состоянию оппонента, к его проблемам и переживаниям – это очень редко встречается в современном обществе.

Само свойство «отзывчивость» образует совокупность нескольких позитивных качеств: деликатность, душевность, сердечность, внимательность, уважение в обращении, учитывая все особенности собеседника (возраста, пола, статуса). Анализируя эти составляющие можно обозначить, что такое свойство как отзывчивость – системное и многогранное, при этом тесно связано с тактичностью.

Является ли человеческая отзывчивость приобретённым качеством или данным человеку от природы выявить очень сложно. При этом рядом ученых были проведёны некоторые испытания.

Для выявления особенностей проявления или предрасположенности к данному качеству использовались методы наблюдения и эксперимента. Так испытуемым в ходе исследования необходимо было дать ответ на тщательно подобранные вопросы.

В период исследования за их поведением тщательно наблюдали. Помимо этого абсолютно каждый из участников давал разрешение на взятие анализов крови, на изучение своего ДНК.

Сопоставив полученные данные, учёными было установлено, что люди, которые проявляли отзывчивость выше других, имели некоторые заметные изменения в ДНК. Выработка вазопрессина и окситоцина у них была повышена по сравнению с другими.

Читайте также:  Сочинение: Герои поэмы «Мертвые души» (Н В. Гоголь)

Более того следует сосредоточить внимание на еще одном эксперименте, проведенном учеными Мичиганского университета. Ими в течение пары лет проводилось наблюдение за 400 парами старше пятидесяти лет, которых объединяли супружеские обязанности.

Эти исследования показали, что партнер, который проявляет свойство личности «отзывчивость» к своему партнеру абсолютно во всех ситуациях и проявлениях, болеет намного реже. Человек, который длительный период живет в гармонии, при этом совершает положительные дела, получает чувство удовлетворения от жизни.

Его организм способен активно вырабатывать эндорфин, что способствует успокоению человека, а также обезболиванию во время болезней. Поэтому люди, проявляющие отзывчивость чаще, намного реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями.

При общении человека, имеющего свойство отзывчивости, всегда легко заметить. Такой субъект всегда будет тактичен, учтив, принимать во внимание все качества собеседника, при этом поведение его будет сдержанным без указания на неприязнь.

Отзывчивые индивиды всегда стремятся помочь, даже в тех обстоятельствах, когда человек по части этого ничего не просит. Но благодаря искреннему желанию помочь, чувствительности и эмпатии отзывчивые люди могут услышать крик о помощи даже между строк.

Они внимательно прослеживают и анализируют поведенческую реакцию иных участников беседы не только на собственные фразы или действия, но и на чужие. Обрабатывая полученную информацию такому человеку свойственно находить самый гуманный стиль общения с оппонентом.

Отзывчивых людей зачастую отмечают как идеальных собеседников, умеющих не только слушать, а при этом и слышать суть, что говорит человек. Такие люди с легкостью извиняются и признают свою вину. Для них это не составляет совершенно никакого труда и стыда или унижения.

Хотя следует заметить, что таким людям сложно попасть в неловкую ситуацию. Они знают и понимают, когда не нужно задавать те или другие вопросы, и когда лучшей помощью будет – просто промолчать.

Человек с высоким уровнем отзывчивости не только не делает плохих поступков или не обижает, это личность, которая всегда приходит на помощь и делает добрые дела, в независимости просят его об этом либо попросту пытается помочь от чистого сердца. Это своего рода безвозмездное чувство благодарности. Человек способен делать добрые поступки, невзирая на мнение окружающих, при этом не ждать ничего взамен.

Отзывчивость  – качество добрых и умных людей. Какие ни в коем случае не введут вас в неловкую ситуацию, не зададут глупый вопрос, а наоборот, станут примером для окружающих как грамотно себя вести, и помогут выйти из неловкой ситуации.

В общении отзывчивые люди всегда прислушиваются к другим, они принимают людей, какими они являются, со всеми достоинствами и минусами. При этом никогда не пытаются подстроить людей под себя, под свой стиль поведения.

Большинством людей такого рода образ поведения тяжело воспринимается, их не устраивает личность, которая согласно первому зову бежит на помощь, даже во вред собственным нуждам. Поэтому проблема отзывчивости человека влияет на формирование семьи.

Нередко отзывчивые люди основывают семьи с человеком себе подобным, и такой союз называется идеальным.

Воспитание отзывчивости

Беря во внимание информацию, которая была исследована американскими учёными, можно предположить, что отзывчивость – это генетически обоснованный фактор. Но опыт показывает, что на развитие качества отзывчивости больше влияние имеет воспитание.

То, что дает нам семья с самого раннего возраста, что воспитывают учителя в школе – все откладывается в нашем мировоззрении и в последствие влияет на наше поведение в обществе.

То отношение, которое детям показывают родители, к животным, людям, природе, является основой для формирования отзывчивости.

Если воспитывать у ребенка сострадательность, доброту, учить уважать переживания людей, то эта совокупность качества обязательно в зрелом возрасте перерастёт в такое важное свойство как отзывчивость. Примеры отзывчивости – это не только хорошие поступки, касающиеся людей, но и к животным, которые точно не смогут ничего дать взамен.

Проанализировав поведение современного общества, можно отметить, что не все так плохо, как является на самом деле. Со временем человек, заметив, что к нему относятся плохо, понимает, что его поведение слишком жёсткое или не соответствует нормам. Когда его действия приводят к тому, что общество понемногу его отвергает, он проявляет желание измениться.

Как стать отзывчивым человеком? В первую очередь нужно научиться принимать людей вокруг себя, сделать это сразу очень сложно. Нужно научиться подмечать, что проистекает вокруг нас самих.

Нужно самому себе пообещать, что вы станете добрее, откроете свое внутреннее естество, дабы стать искренним и чутким.

Каждая капелька доброты, самое маленькое сострадание это большой шаг к воспитанию у себя отзывчивости.

Возможно все намного легче, чем кажется: накормив бездомного собаку или кошку, переведя старую бабушку через дорогу, это и есть простые примеры отзывчивости. После этого мир может измениться и заиграть другими красками. Переборите в себе эгоиста, не только вы имеете необходимость в получении помощи, но и все вокруг вас.

Вы не заметите того, что как только добрые поступки начнете совершать самостоятельно, это непосредственно вернется к вам. В виде подарков, простых комплиментов и той же доброй помощи от окружающих. Все это путь не близкий и воспитание в себе отзывчивости — это очень кропотливая работа. Не следует отступать на полпути.

На стези к совершенству, развивая в себе отзывчивость, нужно не перестараться. Не стоит забывать о таком качестве личности, как тактичность. Ведь умение распознать грань, за которую переступать в деянии доброты не нужно, поможет вам стать самым желанным собеседником, другом, коллегой, любимым человеком.

Чувствуя себя счастливым, человек спешит поделиться этой радостью с окружающим миром. Будьте добрыми и добро обязательно вернется.

Иногда наступает момент, который ставит человека перед выбором. Проблема отзывчивости заключается в том, что она предполагает такие действия, которые могут противоречить воспитанию или необходимо будет чем-то жертвовать, применяя волевые усилия.

Быть отзывчивой личностью дело не из простых. Отзывчивость, как свойство дано не всякому человеку, а только лишь тем, кто умеет поставить чужие нужды в приоритете над своими.

Не нужно искать отзывчивость в каждой личности, ведь в случае, когда не найдете, за этим последует разочарование.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

5 сочинений про Отзывчивость для школьников

Отзывчивость – это емкое понятие, вмещающее в себя человеческие доброту, милосердие, добросердечность, любовь к людям, сострадание, понимание и жертвенность.

Почему люди высоко ценят отзывчивость?

Что такое Отзывчивость – сочинение

Отзывчивость. Что же это? Отзывчивость – это умение откликнуться на просьбу человека, оказать ему помощь и моральную поддержку.

Все люди разные, у каждого свои привычки, характер, но у всех присутствует отзывчивость. Мы все, когда ни будь приходили на помощь к людям, которые попадали в неприятные ситуации. Мы умеем сочувствовать ближнему и переживать за него. Эти чувства возникают не только к близким людям, но и совершенно незнакомым.

Я не могу сказать, что это редкое чувство. Рано или поздно любой человек переживет это чувство. Иногда мы бросаем все свои дела и бежим на помощь другому человеку, стараемся поддержать и дать совет. Это и есть отзывчивость. Когда мы переживаем за другого человека и помогаем ему то нас называют отзывчивыми людьми.

Быть отзывчивым, значит делать добро для людей, делать хорошие поступки. Только не нужно путать, когда тебе помогают и взамен что-то ждут от тебя. Это не отзывчивость. Еще с детства нужно учить детей быть отзывчивыми. Если в мире будет больше таких людей, то жизнь станет легче и лучше.

Отзывчивые люди никогда не будут переделывать человека под себя, они умеют принимать их такими какие они есть. Отзывчивый человек всегда переживает чужую беду больше, чем собственную. Порой бросают все свои дела, чтобы решить проблему другого человека.

Еще такие люди очень щедрые, и помогают не только людям, но и животным. В большинстве случаях такие люди одиноки, так как чужое счастье превыше собственного.

Отзывчивость можно назвать по-разному например:

  • Добродушие
  • Чуткость
  • Человечность
  • Сердечность
  • Доброта

Конечно, что такие качества в человеке воспитывает семья и общество. Если человек готов пожертвовать чем-то ради кого-то, не нужно его осуждать. Стоит поддержать его и возможно помочь.

Американские ученые доказали, что отзывчивость благоприятно влияет на организм человека. Такие люди очень редко болеют, даже продолжительность жизни у таких людей дольше чем у злых и вечно недовольных людей. Когда человек делает хорошие поступки, он реже страдает от депрессии.

Если человек отзывчивый, добродушный в его жизни больше позитивных моментов. Добрые поступки притягивают только позитив и жизненную энергию. Мой совет людям, будьте внимательны к окружающему миру, помогайте ближним. Не проходите мимо чужой беды, помоги котенку или щенку. Сегодня поможешь ты, а завтра руку помощи протянут тебе.

Сочинение на тему Отзывчивость

Я понимаю это качество как высшую степень человеколюбия. Что значит быть отзывчивым? Это значит прислушиваться к бедам окружающих и помогать им справиться со своими проблемами. Идти на жертвы ради других, оставляя позади собственные нерешенные задачи. Делать добро, ничего не ожидая взамен – это и есть отзывчивость.

Читайте также:  Верность и измена в рассказе «Темные аллеи»

Хорошим примером человека, обладающего этим качеством, является героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Сонечка Мармеладова. Эта девушка стала в русской литературе вечным символом отзывчивости.

Когда в семье Сони был очень сложный период, и деньги стали уже вопросом жизни и смерти – девушка пошла по желтому билету, ибо это был единственный на тот момент способ спасти свою семью от гибели.

Когда Раскольникову нужна была поддержка и человеческое тепло, когда ему нужна была помощь, нужен был совет человека, способного закрыть глаза на совершенное им преступление – Соня стала единственным спасением героя.

Эта девушка смогла восстановить душевное спокойствие Родиона и дать ему верное направление мысли. Когда Раскольников признался в совершенном им преступлении, Соня по собственной воле приезжала к нему на каторгу, поддерживая его и остальных заключенных.

Свою отзывчивость не смогла утратить к концу своей жизни и героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». С самых первых строк мы понимаем, что Матрена всегда и во всем стремилась помогать людям, искренне и от чистого сердца, ничего не требуя взамен.

Таким образом, она периодически помогала колхозу по просьбе супруги председателя, докапывала картофель в соседском огороде – при этом сама женщина уже долгие годы не могла добиться законной выплаты по утере кормильца, так как её муж пропал без вести.

Сцена, описывающая процесс дележки дома Матрены, становится самый ярким примером отзывчивости женщины. Когда её родственники, как звери, преследуя лишь собственные интересы, делят дом героини на куски, она принимает непосредственное в этом участие, не отказывая в помощи даже тут.

Отзывчивость Матрены не знает границ, к сожалению, её бескорыстное добро не было оценено по достоинству ни одним героем рассказа, но для нас, читателей, она осталась примером добросердечного и жертвенного человека.

Как мне кажется, отзывчивость – замечательное качество, но не каждый достоин иметь рядом с собой отзывчивого человека. Когда ты готов бескорыстно помогать людям, а они тем временем нагло пользуются твоей помощью и воспринимают её как должное, в душе рано или поздно начинает разрастаться рана, которая ведет к очерствению.

Отзывчивость бескорыстна, но она, в любом случае должна быть награждена хотя бы благодарностью, отдачей, счастливым блеском в глазах.

Что я понимаю под словом Отзывчивость

Часто слышу, как люди говорят другим: «Ты совсем неотзывчивый!» А что такое «отзывчивость», что значит «быть отзывчивым» и как стать отзывчивым человеком?

Для меня «быть отзывчивым» – это не какое-то одно действие или чувство. Это: сочувствие, оказание помощи, поддержка и щедрость, проявление доброты и понимание проблем. Вот как много дел и чувств означают отзывчивость. Это очень многогранное понятие. А как научиться быть отзывчивым и можно ли это сделать?

Часто люди просят о помощи, не важно какой, если можешь помочь, помоги. Важно не игнорировать просьбы, слушать их, и по возможности отзываться на них. От слова «отзываться» и пошло названия «отзывчивость». Важно помогать не только тогда, когда тебя просят об этом, но и предложить помощь, даже если человек пытается решить проблемы сам.

Отзывчивый человек отложит даже собственные дела, чтобы помочь другу. Можно не только помогать делом, но и быть рядом, когда трудно, поддержать словом. Главное – делать всё это бескорыстно.

Можно ли стать отзывчивым? Многие считают, что это качество либо есть в человеке, либо нет. Но всегда можно попробовать научить отзывчивости другого человека. Для начала попросить его о мелкой помощи. Например, открыть дверь, если руки заняты. В такой просьбе редко кто отказывает, ведь человеку это ничего не стоит.

В другой раз попросить помощи с домашним заданием. И так далее. Через некоторое время можно будет уже сказать: «Спасибо, ты очень отзывчивый». Все любят, когда их хвалят. Так постепенно человек сам воспримет себя, как отзывчивого.

Чтобы стать отзывчивым самому, тоже стоит начинать с мелких дел. Главное, это понять грань между отзывчивостью и тем моментом, когда садятся на шею, постоянно прося помощи. Не стоит позволять чересчур пользоваться твоей добротой.

Важно не только уметь помочь, но и отказать в помощи, когда просьбы становятся слишком частыми. В этом случае отзывчивость воспринимается уже, как что-то должное, и слов благодарности в ответ не дождёшься.

Отзывчивость есть далеко не у всех. Это чувство должны воспитывать родители. Но и самому важно стараться быть отзывчивым к другим, и тогда, когда понадобится помощь, помогут непременно и тебе.

Равнодушие и отзывчивость – сочинение

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости.

Вспоминается эпизод из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, когда Пётр Гринёв, столкнувшись на постоялом дворе с Емельяном Пугачевым, отдает ему свой заячий тулуп. Пугачев не забывает подарка Гринева, и, в благодарность он помогает ему. Этот эпизод служит примером взаимопомощи и отзывчивости людей вне зависимости от обстоятельств.

Пример равнодушия показал А. П. Чехов в произведении «Тоска». У извозчика погиб сын. Он возит множество людей, и жалуется каждому, хочет получить поддержку. Но боль Потапова никому не нужна. Сострадание и отзывчивость он получает только у одной женщины.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

Сочинение-рассуждение про Отзывчивость

Для ответа на вопрос «Что такое отзывчивость» мне пришлось ознакомиться с определениями разных словарей, и теперь я могу ответить, что отзывчивость – это качество, характеризующее человека, всегда готового помочь тем, кто в этом нуждается, щедрого, великодушного.

Отзывчивость показывают словами и поступками, не ожидая хвалы или платы за неё, то есть совершенно безвозмездно. Это и есть главная черта отзывчивости.

Мне кажется, что отзывчивость – это качество, требующее воспитания с ранних лет. Отсюда появляется вопрос: «Как воспитать человека отзывчивого?». В детские годы человека способна научить отзывчивости книга, где простыми словами описаны ситуации, требующие проявления отзывчивости.

В каких литературных произведениях есть примеры поступков отзывчивых людей? Они есть в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор». Читая рассказ можно обнаружить, что семейство Мерцаловых прозябают в нищете. Родители старались обеспечить своих детей, однако внезапная болезнь дочери довела родителей до отчаяния.

И в это же время отец знакомится с тем самым «Чудесным доктором». Доктор Пирогов проявил отзывчивость, безвозмездно оказав помощь девочке и оставив деньги для продолжения лечения. Иной врач на его месте попросил бы плату за свои услуги, поставив родителей в ещё более сложное положение.

Но в качестве примера можно использовать и другие произведения. Прочитав роман ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме», мне удалось рассмотреть то, как в мальчишке зарождалась отзывчивость. Автор продемонстрировал ужасы немецких концентрационных лагерей, в которых держали евреев.

Сюжет разворачивается вокруг пары мальчишек : Бруно и Шмуэля, где первый – обыкновенный немецкий мальчик, а другой – ребёнок родителей-евреев, попавших в концлагерь. Бруно, понимая всю сложность ситуации, помогал Шмуэлю, отдавая ему одежду и игрушки. Этот бескорыстный человечный поступок действительно достоин уважения.

Я считаю, что отзывчивость – это необходимое качество для тех людей, кто желает быть уважаемым человеком. Отзывчивость – важный фактор в становлении людей на путь нравственного развития.

Успешный телеведущий – сочинения для 5–9 классов.

Отзывчивость является своеобразным индикатором человека, имеющего иммунитет к жестоким реалиям нашего времени, либо человека, только начинающего жить. Ведь ни для кого не секрет, что на первых порах каждый из нас живет с распахнутой душой.

Кто из людей, будучи ребенком, не был отзывчивым и готовым отдать все, что у него есть, если у кого-то в этом возникает необходимость? Но, к сожалению, время меняет наше отношение к тем ресурсам, которыми приходится жертвовать для окружающих, и блаженными остаются те, кто даже спустя время не теряет своей отзывчивости.

Ссылка на основную публикацию