Отзыв о пьесе «горе от ума» для читательского дневника (а. с. грибоедов)

Готовый читательский дневник Горе от ума для 9 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Горе от ума

Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А. С. Грибоедов)

Александр Сергеевич Грибоедов

Жанр: Трагикомедия

  • Главные герои:
  • Александр Андреевич Чацкий — прогрессивный молодой дворянин.
  • Павел Афанасьевич Фамусов — консервативный чиновник.
  • Софья — дочь Павла Афанасьевича.
  • Алексей Степанович Молчалин — секретарь Фамусова.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб — всеми уважаемый и богатый, но не очень умный полковник.

Дворянин Чацкий вернулся из Германии, где был три года и сразу направился к своей возлюбленной Софье. Он намерен сделать ей предложение, однако встречает холодность и отчужденность. Девушка обижена на то, что он оставил ее на три года одну. К тому же за это время она успела влюбиться в Молчалина, правда об этом она Чацкому не сообщила.

Между тем отец Софьи планировал отдать ее замуж за полковника Скалозуба.

Общаясь с Фамусовым, Чацкий, критикуя существующий дворянский уклад, нелестно отзывался о людях, чьи устремления ограничиваются стремлением к богатству, положением и связями.

Конечно, Палу Афанасьевичу не по душе эти разговоры, поэтому когда в доме появляется Скалозуб, он старается сделать так, чтобы они с Чацким не пересекались.

На званый вечер к Фамусовым собрался весь московский свет.

В разговоре с одним из гостей Софья в шутку назвала Чацкого сумасшедшим, и когда тот появился в зале, никто не усомнился в том, что это на самом деле так.

Вечером Чацкий и Софья стали свидетелями того, как Молчалин признался в любви служанке Лизе. Дочь Фамусова прогоняет Молчалина, а Чацкий упрекает ее в том, что она клевещет на него.

Фамусов выговаривает дочери за легкомысленное поведение и запрещает Александру Андреевичу ухаживать за своей дочерью. Однако тот и не собирается этого делать — главный герой комедии Горе от ума разочаровывается в московском обществе и собирается уехать навсегда.

Что понравилось:

Это честная философская и в некотором роде политическая комедия. Мотив социальной справедливости, лицемерия, невежества и карьеризма, к сожалению, актуален всегда для любого светского современного общества.

Рисунок:

Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А. С. Грибоедов)

Книга «Горе от ума»

Сейчас на уроках литературы изучаем комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Само по себе произведение сложное, так как написано для театра, но мне было очень интересно читать.

В любой драме должен быть конфликт ( в «Горе от ума » их два : любовный треугольник и общественный ). Прочитав, мы видим конфликт между «Новым» и «Старым» миром.

В комедии показана проблема поколений, которая останется в нашем мире навсегда.

2021-09-22 17:26:47 www.livelib.ru/review/2299138

22 сентября 2021 г. 17:26

997

Я тут поняла, что “Горе от ума” читала в школе по диагонали. Настолько внимательно читала, что не помню ровным счётом ничего, поэтому назвать произведение прочитанным язык не повернулся. Решила исправить эту ситуацию. Писать отзывы на классику я не люблю: всё уже сказано миллион раз до меня, но я попробую всё же поделиться впечатлениями.

Удивительно было осознать, что в моём лексиконе имеется такое нереальное количество цитат из этого произведения. Я пользовалась ими и даже не задумывалась, откуда они пошли. Очень интересно оказалось познакомиться с первоисточником и понять, откуда, из какой ситуации каждая цитата вытекает.

Не могу сказать, что произведение меня насмешило, разве что в нескольких местах вызвало скромную улыбку. Тем не менее, сатира не теряет своей актуальности. Казалось бы,…

Развернуть

Пьесы для меня всегда трудно воспринимаемы, но это произведение мне понравилось. Не помню уже по какой причине, но в школе я ее не читала. Многие книги из школьной программы полезно перечитывать в разном возрасте, когда жизненного опыта побольше, начинаешь многое видеть в другом свете, к примеру, то же самое общество.

Хотя, если взглянуть на наше окружение и окружение во время написания “Горе от ума”, то кажется, что ничего и не изменилось. Люди по большей части, все такие же лицемерные, “в погоне за двумя зайцами”, а в итоге не могут ни одного поймать. Всё также любят навешивать ярлыки, на отличных от них. Но я рада, что еще остались такие же как Чацкий, которые говорят все как есть, не кривя душой.

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей…

Развернуть 2021-09-12 23:41:33 www.livelib.ru/review/2284912

12 сентября 2021 г. 23:41

1K

«Горе от ума» роман в стихах написанный Александра Грибоедова. В котором поднимаются темы индивидуальности, как общество управляет людьми с помощью прав, морали, что будет если человек в этом обществе покажет иной ход мысли.

Вообще с русской классикой у меня очень поверхностные отношения. Пока я не нашел такую книгу, которая мне бы очень сильно понравилась (кроме «Горе от ума» и «Идиота»). Я больше предпочитаю читать зарубежную прозу.

У меня из русской классики было прочитано всего несколько произведений: Достоевский «Идиот»(прочитал только половину, оставил на потом, понравилось), Братья Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»(довольно интересная фантастика), Юрий Коваль «Суер-Выер»( очень интересная, местами смешная книга, но не очень люблю бессвязные истории),Александр Беляев…

Развернуть

Конечно же всем стоит прочитать такую книгу “Горе от ума” – Александр Грибоедов, ведь это на самом деле величайшем произведение русской классической литературы.

Ведь здесь просто невозможно не восхищаться Чацким, который говорит полностью все, что он думает напрямую и ничего при этом не боится.

А потому я конечно же была восхищена столь прямолинейным человеком, который обличает все фамусовское общество и пытается им показать, кем они являются на самом деле. Но такое поведение молодого человека только лишь оскорбляет его членов.

В своей комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов открыл передо мной обширнейшую картину жизни Российской империи после Отечественной войны 1812 года. События, происходящие в произведении Грибоедова, дали мне много познавательного материала о продажных чиновниках, лицемерном дворянстве, крепостниках-помещиках.

Но, я думаю, главной целью своей книги автор хотел показать передовых людей, зачинателей декабристских взглядов. Представителем нового человека с нравственными убеждениями, положительного героя, патриота, любящего свой народ и свою Родину представлен пред моим взором Чацкий.

Это он обличает все изъяны тех времен: вопросы о крепостном праве, о купленных судах, о подхалимстве, лицемерии.

Вчера заполнила пробел в образовании мужа, совместно посмотрев постановку Малого театра с Виталием Соломиным в роли Чацкого. Поскольку книгу в руки не брала со школы, увидела историю по-новой незашоренным взглядом. Полагаю, что содержание не знает только ленивый, поэтому просто изложу мысли после прочтения (просмотра).

Нас ведь как учили в советской школе? Чацкий – молодец, разоблачает косность, низкопоклонство, глупость и крепостное право.

Софья – пустышка и глупышка, в голове полторы французские фразы, живое олицетворение женского непостоянства. Старик Фамусов – ретроград, готов жечь книги и душить побеги инакомыслия на корню.

Скалозуб – не видящий дальше собственного носа солдафон. И так далее. В общем, мудрец против толпы глупцов.

А на самом деле получается не совсем так, на мой…

Развернуть

Книга на века! Одно из моих любимых произведений русской классики: тонкое, красивое, остроумное. И, конечно, ничего не меняется в нашей России. Полтора века прошло, а вокруг всё те же чинопоклонники Фамусовы, легкомысленные Софьи, расчётливые Молчалины. И немногочисленные Чацкие, герои иного времени.

Главная проблема – это противоборство между «новой» и «старой» жизнью, вечный конфликт поколений, где представителем старого уклада жизни является Фамусов, а приверженцем новых взглядов – Чацкий.

В этом и смысл названия «Горе от ума» – в то время человек прогрессивных взглядов, стремящийся к новой жизни, мыслящий широко и всесторонне, для обывателей, придерживающийся старинки, был безумцем, человеком со странностями.

Для фамусовых и молчалиных таким представителем, страдающим «горем от ума», и является Чацкий, умный и пылкий человек нового поколения.

О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? Душа или язык? Чьё это сочиненье! Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют — И вот общественное мненье Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Горе от ума Грибоедова А.С. — читательский дневник

3. Краткий пересказ рассказа

Помня о своей привязанности к Софье Фамусовой, Чацкий едет из-за границы и торопится навестить девушку в Москве. Софья похорошела, но принимает друга холодно. Чацкий выясняет причину охлаждения –

догадывается, что Софья влюблена в секретаря Молчалина.

Чацкий открыто критикует московское общество, включая всех знакомых и Молчалина, что вызывает в Софье желание отыграться. Она сообщает, что Чацкий – сумасшедший, и общество быстро находит этому доказательство.

Позже Софья случайно слышит, как Молчалин заигрывает с ее служанкой, это отрезвляет девушку. А Чацкий разочаровывается в Софье, которая предпочла ему такого низкого человека, и уезжает прочь из столицы.

Смотрите более подробный краткий пересказ комедии “Горе от ума” Грибоедова А.С.

Пушкин говорил, что в пьесе только одно умное лицо – и это сам автор. Чацкий умен, но глупо критиковать общество, которое не готово увидеть свои проблемы. Ни в ком Чацкий не находит понимания и отклика. Его блистательные ироничные правильные суждения кажутся всем безумством. Пьеса учит не тратить энергию на попытки убедить общество в чем-либо, если оно еще не проснулось.

Как умный и деятельный человек, Чацкий мог бы многое дать русскому дворянству и обществу в целом. В нем есть энергия, готовность менять устаревшие принципы, жить по-другому.

Читайте также:  Какую книгу лучше подарить девушке?

Но общество настолько не готово к переменам, что воспринимает Чацкого, исходя из собственной глупости и невежества.

Герой действительно переживает «горе от ума»: здравомыслие Чацкого не понято, поэтому его объявляют безумным.

6. Система образов произведения

Чацкий состоит в двойном конфликте с Молчалиным: он оказывается его соперником в любовном треугольнике, а также противником в системе взглядов и ценностей. При этом Молчалин – антагонист поневоле: он ничего не имеет против Чацкого, он просто хочет выслужиться и получить выгоду.

Всех, кроме Чацкого, можно отнести к представителям фамусовского общества, с которым у героя идейное противостояние.

Репетилов является двойником, пародийным отражением Чацкого. Больше он похож на Загорецкого или Молчалина, которые хорошо усвоили, «как делали отцы»: надо угождать и вовремя унизиться, чтоб возвысить того, от кого зависишь.

7. Словарь незнакомых слов

Започивать — заснуть. Оказия — необычный, редкий случай. Карбонарий — переносное значение: революционер, повстанец (итал). Эшарп — дамский шарф или косынка на шею из легкого материала. Скоморох — уличный комедиант из народного театра.

  • * Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • * Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен!
  • * Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь.

* Ах! злые языки страшнее пистолета.

* Дома новы́, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

"Горе от ума" читательский дневник школьникам и студентам

«Горе от ума» — это знаменитая комедийная пьеса, в которой высмеиваются пороки аристократии и ложные ценности людей из высшего общества.

Карточка произведения:

  • Автор – Александр Сергеевич Грибоедов.
  • Годы написания – 1822-1824 гг.
  • Жанр – стихотворная комедия, пьеса.
  • Литературные направления – классицизм, реализм, романтизм.

Отличительной особенностью пьесы является ее многогранность. В ней нет точно положительных или точно отрицательных героев, а конфликта параллельно развиваются целых два – любовный и социальный.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении ????

Когда и где происходит действие

В тексте произведения автор упоминает, что все происходит через 10 лет после окончания Отечественной войне 1812 года, то есть – в 1822 году. Место действия – Москва, дом одного знатного аристократа.

Интересно, что все действие пьесы укладывается в один-единственный день –с утра до поздней ночи.

Главные герои

Все персонажи пьесы очень яркие и имеют неоднозначную, но запоминающуюся характеристику. Большинство из них принадлежат к консервативному аристократическому обществу, но главный герой выделяет среди них свободомыслием, так как он является человеком нового поколения – не только физически, но и духовно.

Основные персонажи:

  1. Александр Чацкий – главный герой. Молодой человек, которому не нравятся общественные устои, и он смело об этом заявляет. Влюблен в Софью.
  2. Павел Фамусов – отец Софьи. Богатый государственный служащий, который считает, что главное в жизни – это добиться высокой должности. Хочет выдать дочь замуж за полковника, который той совсем не симпатичен.
  3. Софья Фамусова – красивая молодая девушка. Мечтает о любви. Равнодушна к Скалозубу и к Чацкому, но с последним решает пофлиртовать на публику. Влюблена в секретаря Молчалина, который не подходит ей по социальному статусу.
  4. Алексей Молчалин – небогатый секретарь, работает у Фамусова. Делает вид, что влюблен в его дочь, чтобы получить расположение чиновника. На самом деле испытывает симпатию к служанке Лизе.
  5. Скалозуб – уже немолодой полковник, получивший высокий пост и всеобщее уважение. Не умен.

В комедии используются «говорящие» фамилии, отражающие характер некоторых героев. Например, это Скалозуб и Молчалин.

Содержание сюжета

Когда-то Александр Чацкий, оставшийся сиротой, вырос в доме Павла Фамусова. Он влюбился в дочку Павла, Софью, и мечтал быть с ней вместе. Поэтому после трехлетнего отсутствия в России Чацкий возвращается к своей любимой.

Но вот незадача – та вовсе не испытывает к нему прежних чувств. Теперь у Софьи новое увлечение. Она проводит ночи с отцовским секретарём Молчалиным – излишне робким молодым человеком, с которым очень приятно быть вместе, но каких-то решительных слов или действий от него не дождешься.

Тем временем Фамусов считает, что ни секретарь, ни молодой Чацкий – не пара его дочери. Софью нужно выдавать замуж за человека знатного и ловкого, такого, который смог дослужиться до высокого чина. Полковник Скалозуб как раз подходит… не беда, что он старый и недалекий. Главное – чин!

Чацкий же находит всеобщее поклонение высоким должностям и деньгам неправильным. Он открыто спорит с Павлом Фамусовым, а потом и со Скалозубом и другими аристократами. Те находят прогрессивные идеи «выскочки» Чацкого дикими и считают, что у того что-то неладно с головой. Так или иначе, общество Чацкого не принимает.

Тем временем Софья становится свидетелем того, как Молчалин падает с лошади. Она сильно пугается, теряет сознание, и все начинают понимать, что между ними с Молчалиным что-то есть. Понимает это и Чацкий, но Софья флиртует с ним, чтобы отвести от себя подозрения, и в людях не стали говорить, что она совершает мезальянс с секретарем.

Вечером у Фамусовых устраивается бал. На нем присутствует и Чацкий, который снова всех шокирует своим свободомыслием. У него еще остается надежда, что Софья испытывает к нему чувства, но кто-то пустил среди людей слух о том, что Чацкий – сумасшедший. Молодой человек переживает, как бы сплетня не дошла до Софьи.

И Софья, и Чацкий случайно слышат разговор Молчалина со служанкой Лизой. Оказывается, что секретарь влюблен в нее, а с Софьей проводит время ради расположения ее отца.

Когда Софья выходит, Молчалин бросается к ней в ноги, но девушка категорично прогоняет его. Чацкий подходит к ней, но тут появляется Фамусов.

Он спрашивает, о том, почему Софья разговаривает с этим сумасшедшим – ведь сама же так его называет. Чацкий понимает, что именно его любимая распустила слух.

Он произносит финальный монолог, полный разочарования в обществе. И уезжает, навсегда оставляя Софью. Ту отец грозится сослать в Саратов – она ведь так опозорила его на людях!

Выводы и главная мысль

В «Горе от ума» автор обнажает важные проблемы, которые мешали российскому обществу развиваться. Это лицемерие, поклонение чинам, угодничество, возвышение материальных ценностей над духовными.

Несмотря на то, что дворяне были богаты, фамусовские аристократы показаны как люди очень бедные внутри.

Такую элиту не ждет никакое будущее, потому что она сама себя истребит своим невежеством и консервативностью.

Собственное мнение о пьесе

Я считаю, что «Горе от ума», в первую очередь, справедливо подчеркивает социальное неравенство и общественные противоречия. Однако также справедливо пьеса заявляет, что от этого неравенства и противоречий никуда не деться – просто потому, что так устроено общества.

После революции 1017 года Россия делала попытку построить общество людей, где все были бы равны, и эта попытка провалилась. То, что мы имеем сейчас – очень похоже на общество Фамусовых. Только в нашем мире потребность в высоком социальном положении заменяет потребность в потреблении материальных благ (и вся рыночная экономика на этом строится).

Но когда появляется человек, который заявляет нам, что наш взгляд на мир и ценности – неправильные, мы едва ли примем его в свой круг с распростертыми объятиями.

Незнакомые слова

Поскольку пьеса написана около 200 лет назад, в ней встречаются слова, которые сейчас уже не используются в русском языке. Среди них:

  1. «Сударь» — уважительное обращение к мужчине дворянину.
  2. «Оказия» — удобный случай для чего-либо.
  3. «Скоморох» – актер, который разъезжает по стране и выступает сразу в нескольких направлениях.
  4. «Почивать» или «започивать» — лечь спать.

Эти слова едва ли пригодятся нам в повседневной речи, но стоит знать их значение хотя бы потому, что они могут встретиться в классической художественной литературе (которая в большинстве своем как раз-таки в XIX веке и создавалась).

«Горе от ума» отзывы и рецензии читателей на книгу????автора Александра Сергеевича Грибоедова, рейтинг книги — MyBook

Смешная пьеса, ничего не скажешь. Порой в голос смеялся, пока читал. Всё произведение можно разобрать на цитаты, и многие из них я и так слышал в жизни, но не знал откуда они.

(действие происходит в литературном кружке)

Собеседник 1

Откроем встречу, господа.Обсудим: Горе от ума.

Собеседник 2

Не прочь я; пьеса – высший бал:Скандал, роман, опять скандал!Любовь и общество – две вечные преграды

И три вопроса: кто, в кого…

  • Собеседник 4(ухмыляется)
  • А главное: что надо?
  • Собеседник 3
Читайте также:  Данте алигьери - песнь 30: чистилище: божественная комедия: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Так что же Чацкий? Вовсе не дурак.Хотя чудак! Большой такой чудак.

Собеседник 2

С чего чудак? Единственно умён.Хотя и обществом, конечно, обделён.

  1. Собеседник 3
  2. Злословен он.
  3. Собеседник 2
  4. Да нет же, просто грубНемного, но не глуп.
  5. Собеседник 1

Немного груб. Согласен с вами я.

Собеседник 2(разгорячёно)

Судьба!От общества завеса.

Отказом Софьи он очень опечален…

Собеседник 3(шёпотом)

Но такова ведь пьеса…

Собеседник 2

Уж лучше б он! Чем господин Молчалин.

  • Собеседник 1(после минутной паузы)
  • А что вам Скалозуб? Довольно прост
  • Собеседник 4(зевает)
  • Военный; и душа – блокпост.
  • Собеседник 2
  • И армией лишь только жить -Ну, разве этак можно?
  • Собеседник 1

И Чацкий рад служить…

  1. Собеседник 4(встаёт и кричит)
  2. Прислуживаться тошно!
  3. (все смеются)
  4. Собеседник 2
  5. А вот Молчалин этому лишь рад.
  6. Собеседник 1
  7. Ну, рад-то рад; но разве виноват?
  8. Собеседник 3
  9. Такой малец – печётся о своём.
  10. Собеседник 1
  11. Как Чацкий говорил об нём?
  12. Собеседник 3
  13. Что, мол, дойдёт до степеней известных,Ведь нынче любят бессловесных.
  14. Собеседник 4
  15. Но, правда, говорил – ума в нём только мало,Но чтоб иметь детей, кому ума не доставало?
  16. (все смеются)
  17. Собеседник 1

А Софья что? Читает много, но глупа.

  • Собеседник 4(улыбается)
  • А Чацкого и впрямь свела с ума.
  • Собеседник 2
  • Вот предпочла бы Чацкого, и был тогда б я рад,
  • Собеседник 4

Извольте, друг! Не жизнь была б, а ад!

  1. Собеседник 3
  2. А Лиза так мила осталась для меня,Хотя любви боялась точно бы огня.
  3. Собеседник 2
  4. А общество противное и злое.
  5. Собеседник 4(вспыльчиво)
  6. А общество всегда было такое!
  7. Собеседник 1

Уж ночь пришла; и нынче полнолуние.Пора заканчивать беседу, господа.

  • Собеседник 4(встаёт вместе со всеми)
  • Эх,Всем глупым счастье от бездумья,
  • Всем умным горе от ума.

Рецензия на комедию Горе от ума 9 класс

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

Пьеса «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова уже давно занимает своё почётное место в школьной программе 9 класса. Как и многие произведения этого литературного жанра, читается чаще всего по ролям.

Работа над пьесой шла с 1820 г. по 1824 г. Однако опубликовывать полностью её не спешили. Из-за цензуры она выходила в свет по частям. И лишь к 1862 г. мир увидел её в полном формате.

К сожалению, Грибоедов не дожил до этого времени.

Главной целью автора было донести до читателей то, что во все времена мнение большинства считалось главенствующим, даже если оно не совсем правильное. А таких людей, как Чацкий, просто высмеивают и отвергают. В произведении сопоставлены сразу два конфликта: социальный и любовный, что выходит за рамки классической пьесы одного дня.

Если говорить о главных героях пьесы, то их сложно поделить на положительных и отрицательных. Каждый из них сочетает в себе разные качества. Чацкий пытается донести до людей свою точку зрения, порой слишком настойчиво.

Однако он терпит неудачу и, разочаровавшись в окружающем его обществе, принимает решение покинуть его. Софья тайно встречается с Молчалиным, хоть раньше и была влюблена в Чацкого, чем доказывает свою ветреность. Молчалин же обманывает её ради собственной выгоды, ведь отец Софьи довольно влиятельный человек.

Поведение самого Фамусова сложно назвать образцовым. Он льстит тем, кто ему выгоден, и отвратно относится ко всем остальным. И только служанку Лизу можно назвать более ли менее положительным персонажем. У многих литературных героев произведения есть свои прототипы, знакомые Грибоедова.

К тому же автор использует такой художественный приём, как «говорящие фамилии», что является одной из особенностей пьесы.

Грибоедову удалось передать атмосферу светского общества начала 19 века. В то время оно требовало изменений, но понимали это лишь немногие. Александр Сергеевич отразил это столкновение старого и нового. Но, к сожалению, консервативные дворяне на тот момент не могли принять эти новшества. Ведь они меняли весь уклад их жизни, который складывался веками.

Комедия «Горе от ума» была первой реалистической пьесой того времени. Поэтому она не осталась незамеченной. И даже сейчас она не теряет своей актуальности. Ведь пороки, которые она обличает, живут и по сей день.

Другие темы: ← Женские образы в комедии Горе от ума↑ ГрибоедовОсобенности языка комедии Горе от ума →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание действий Весной, как только установилась теплая погода, я, моя младшая сестра Таня, наши папа и мама поехали на дачу помогать дедушке и копать землю под грядки и сажать овощи в огороде. Огород у дедушки
  • Почему Чичиков — главный герой поэмы? — сочинение Поэму «Мертвые души» Гоголь задумывал как трилогию, которая покажет Россию в настоящем и будущем. К сожалению, автор закончил только первый том, второй существует лишь в виде отдельных глав и фрагментов, а третий том не был написан вовсе.
  • Сочинение на тему Волшебные слова Каждый человек, начиная с раннего возраста, знает о том, что существуют так называемые волшебные слова, благодаря которым мы становимся вежливыми и можем получить желаемое.

Конфликт в пьесе

Действие происходит в аристократическом обществе. Автор показывает так называемую изнанку социальных установок и подчеркивает абсурдность привычек людей высшего света, их глупость и ограниченность. Именно это в первую очередь отражалось в рецензиях на книгу «Горе от ума», еще когда она увидела свет и до сих пор.

В центре повествования находится общественный конфликт. Мастерски изображено столкновение взглядов высокомерного «фамусовского общества» и убеждений нового времени — это взгляды будущих декабристов. Грибоедов создает картину открытого противостояния между искренностью Чацкого и старыми общественными привычками:

  • Представители знати не считают нужным заниматься собственным образованием, проводят дни в бесконечном бездействии.
  • Чацкий готов пойти на осознанный риск, не боится утратить социальный статус и положение.
  • Главный герой потерпел поражение, оказался непонятым и отвергнутым в кругу своих знакомых.

Конфликт в пьесе очень острый и не допускает мирного разрешения. Его наличие свидетельствует о назревших проблемах в обществе и о глубине затрагиваемых вопросов.

Рецензии

Всегда интересовало, и как Грибоедов умудрился написать такую потрясающую вещь? Все остальные его пьесы, что я читала — вообще не то, какие-то потуги школяра. А ‘Горе от ума’ — ироничная, психологичная, искрометная пьеса, написанная изумительно живым языком. ‘Друг.

Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?’ или там ‘Какие-то уроды с того света, и не с кем говорить, и не с кем танцевать…’ Зачем ее изучают в девятом классе? Только портят впечатление от этой чудесной вещи, заставляя зубрить монолог Чацкого, этого надутого индюка, и вбивая в головы ханжеское и устаревшее прочтение, вот, мол, Фамусов — плохой и глупый, а все его гости — вообще уроды, и только Чацкий — сияющий луч света в темном царстве. Хотя не знаю, может, в наши дни ее уже нормально преподают, но что-то не верится… в мои школьные годы явно преподавали еще по советской методичке. Телеспектакль этот мне в свое время посчастливилось записать на видео с телевизора, и я засмотрела пленку до дыр. У прочтения Меньшикова есть пара узких мест, но в целом — это очень достойное воплощение пьесы. Многие акценты он сместил, во-первых, вовсю попытавшись сделать из высокомерного хама Чацкого человека незлобного, просто невоздержанного на язык, немного вечного мальчишку, но очень искреннего. По возрасту он, конечно, не Чацкий, но театр же. Софья — вот она прекрасна. Она и в оригинале хороша, а тут она прямо… девушка с волей, очень опасная, если ее оскорбить, очень нежная к тому, кого любит. Умна, изящна, красива особой красотой. Фамусов староват. Вот Фамусов… староват и расхлябан, его реплики сливаются в какое-то слегка надрывное и нечленораздельное песнопение, он выглядит так, словно ему завтра уже в гроб пора ложиться… Не то. В оригинале ведь он еще молод. Энергичен, что касается развлечений. Очень житейски умен, хотя и ретроград, и лентяй, и ходок, и прогнуться под кого надо не дурак. Тоже опасен, у них это семейное с Софьей. Оригинальный Фамусов — фактически, мой любимый персонаж, он куда сложнее, чем его школьное определение врага просвещения. ‘Собрать все книги бы да сжечь’ — ну естественно, не собирается он ничего жечь. Он подстраивается под туповатого Скалозуба, он ему наплел бы что угодно, лишь бы тот рассмотрел Софью в качестве возможной генеральши. Этот тоже не одномерен, в принципе, но мог бы быть лучше. Кстати, Скалозуб тут даже прелестен. Он не туповат, а, скорее, простоват, даже с юморком, добрый, в принципе, парень, понимает про себя, что не гений и немного стесняется этого. Хлестова — идеальна! Васильева тут просто столп, из маленькой, проходной роли она (при полной поддержке режиссера, конечно) сделала одну из ярчайших в спектакле. Глуповатая и склочная в оригинале, тут она просто местная царица, центр светской жизни. С каким великолепием она произносит ‘Москва, вишь, виновата…’ — и горечь, и отстраняющая жалость к ‘безумцу’, и неимоверное чувство собственной исключительности, она — верховный судья в этом спонтанном деле о безумии Чацкого. Репетилов довольно забавен. В пьесе, в принципе, ему многовато уделено времени, под конец появление нового лица уже не нужно, читатель-зритель уже утомлен, уже требует развязки. Лишний, если уж честно, персонаж. Но тут он сделал все, что мог. Загорецкий, в исполнении порочного красавца Башарова, вполне впечатляет, неплоха и Горич, и графиня-внучка. Молчалин, конечно, симпатичный, но он умнее в оригинале. С Лизой он тут, на мой взгляд, заигрывает совершенно ненатурально, будто и ее ‘по должности’ любит. И из графини-бабушки сделали какую-то слабоумную, а из княжон — просто марионеток двух господ с инициалами, это слишком подчеркнутый сарказм, я бы, сказала, лишняя это кукольная интермедия. ‘Какой тут смех, над старостью смеяться грех’, как сказала Хлестова, а над многократно уже обсмеянными, с оригинала начиная, глупыми княжнами — тоже. Музыка — еще один большой плюс спектакля. Темы разных героев очень удачно подчеркивают реплики персонажей. Например, когда Софья говорит ‘Он будто мне дороже всех сокровищ’, имея в виду, конечно, Молчалина, всплывает музыкальная тема Чацкого — и героиня туманится, вспоминая прошлое чувство. Тонко! Костюмы и декорации слегка условны, но нет никакого безумного осовеременивания, слава богам, не терплю, когда классику в классическом прочтении ради модернизма обставляют подчеркнуто авангардно. В общем, посмотреть стоит. Особенно тем, кто из школы вынес неприязнь к этой замечательной пьесе — хороший повод взглянуть на нее своими глазами, а не через мутные линзы школьной программы.

Читайте также:  Краткая биография Эдуарда Асадова

Сочинение: Рецензия на пьесу «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(426 слов) Пьеса «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым еще в 1822-1824, по праву считается одним величайших произведений русской литературы. Эта книга уникальна тем, что сочетает в себе элементы сразу нескольких литературных жанров, таких, как классицизм, романтизм и реализм.

По сей день комедия Грибоедова ставится во многих театрах, и это неудивительно, ведь язык, которым написана эта пьеса, остается понятным, а проблемы, поднимаемые автором, по-прежнему актуальны для россиян.

Необходимо также отметить, что реплики героев «Горе от ума» стали источником огромного количества афоризмов и крылатых выражений.

Все мы неоднократно слышали и произносили такие фразы, как: «…Счастливые часов не наблюдают…», «…В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов! …» и «…Где ж лучше? // Где нас нет…», …Чины людьми даются, // А люди могут обмануться…», — порой даже не осознавая, что это реплики героев, написанные задолго до наших дней.

Основная мысль пьесы заложена в самом ее названии — «Горе от ума», и указывает на то, что человек, чьи интеллектуальные возможности шире, чем у большинства других, зачастую будет не понят и не принят в обществе, как это и произошло с главным героем — Александром Андреевичем Чацким.

Действие разворачивается в среде аристократического общества послевоенного времени (1822 год), и открывает читателю и зрителю глаза на глупость и безнравственность представителей высшего слоя родовой знати.

Аристократия Москвы, так называемое «фамусовское общество», испытывает ненависть к просвещению, культивирует приверженность к старым традициям и слепо подражает иностранцам, что вызывает недоумение и раздражение у Чацкого.

Они же, в свою очередь, не способны понять и принять, пусть и местами резких, но все-таки справедливых суждений вернувшегося из-за границы Чацкого. Даже его возлюбленная Софья не смогла по достоинству оценить его внутренний мир и предпочла его компании глухую деревню.

Герой долго сопротивлялся толпе, но общественное мнение взяло вверх, и нареченный сумасшедшим Чацкий покидает Москву.

Что касается инноваций, привнесенных Грибоедовым в театральный жанр, то это, несомненно, уход от привычного единства действия. Автор демонстрирует читателю параллельно два вечных конфликта: конфликт поколений и конфликт любовный.

Помимо этого, выходя за рамки классицизма, Александр Сергеевич показывает нам, что в каждом человеке есть как плохие, так и хорошие черты, поэтому после прочтения поступки и мысли каждого из героев становятся понятными и кажутся естественными.

Труд Грибоедова переведен на множество языков, однако для меня большое счастье и честь иметь возможность прочитать его в оригинале, осознавая и пропуская через себя каждую фразу и каждую рифму. А закончить свои рассуждения я бы хотела фразой «Все гениальное просто!».

На мой взгляд, она наиболее точно передает секрет успеха этой величайшей комедии в истории русской литературы.

Если современники автора критиковали его за несовершенство стиля, то сегодняшние читатели полюбили его за это, ведь живая русская речь пережила и переполнила все устоявшиеся каноны всех заслуженных критиков.

Надежда Мыльникова

Алексей Бородин поставил «Горе от ума» в РАМТе

В «Горе от ума», которое Алексей Бородин поставил на сцене Российского молодежного театра, почти нет зримого вторжения века нынешнего в приметы века минувшего. И все же спектакль посвящен дню сегодняшнему, в котором, как оказалось, сложнее всего не потерять главного героя. Рассказывает Ольга Федянина.

К «Горю от ума» в РАМТе отнеслись подчеркнуто учтиво, как к пожилой родственнице, которую нужно аккуратно взять под локоть на оживленном перекрестке. Формальных нарушений канона прочтения «школьной» классики в спектакле Алексея Бородина практически нет.

Ну разве что Чацкий (Максим Керин) появляется в доме Фамусовых не из-за кулис, а из ложи, спустившись по поданному трапу,— но это как-то даже и упоминать неловко на фоне привычных уже постановочных вольностей.

Другое дело, что канон в этом «Горе от ума» несколько облегченный — дом Фамусова сценограф Станислав Бенедиктов обозначил спускающимися с колосников бутафорскими колоннами, стилизованным арочным порталом, разделенным на две подвижные половины, и длиннющей полосатой кушеткой для светских разговоров — вот и вся барская усадьба.

Спектакль, однако же, не выглядит старомодным, ну разве что самую малость (да и то, кажется, по собственной доброй воле).

Над чинными корсажами, пелеринами и сюртуками отчетливо вырисовывается современная, как сказали бы во времена Грибоедова, «физиогномия»: коллективный портрет того, что в учебниках литературы раньше называлось фамусовской Москвой. И портрет этот у Алексея Бородина выходит поначалу вроде бы даже и не сатирическим.

Фамусов (Алексей Веселкин) подтянут и весело жизнелюбив — горничную Лизу (Дарья Семенова) обнимает от души, и она ему на шею вешается явно не под гнетом ужасов крепостного права.

К трепетной, нежной Софье (Ирина Таранник) он скорее снисходителен, чем по-настоящему строг, да и безупречного долговязого красавца Молчалина (Даниил Шперлинг) шпыняет больше по привычке и для порядка. Вообще, все перепалки в этом доме больше напоминают семейные шутки, привычные подколы.

И неудивительно, что Чацкий после дальних странствий первым делом ворвется именно сюда: не только из-за Софьи, просто домой. И примут его здесь по-домашнему, похлопают по плечу: эк ты, милый, вырос.

Атмосфера свойской шутки не покинет спектакль до самого финала — вечернее общество у Фамусовых, та самая «Москва», костюмированная, самодовольная, сытая, по сути, безобидна. Как лучезарно безобиден здесь добродушный дуралей полковник Скалозуб (Александр Рагулин), не умеющий связать двух слов.

Это, кстати, делает его едва ли не более странной фигурой, чем Чацкий. Потому что любимое занятие этой «Москвы» — остроумное злословие, текст Грибоедова в спектакле разлетается не на цитаты, а на ворох сплетен.

И когда обиженная Софья скажет о Чацком «он не в своем уме», то «вся Москва» подхватит это и будет передавать по цепочке из уст в уста сладострастно, но не из настоящей злобы или страха, а себе на потребу развлечения.

Да, конечно, это очень узнаваемая, сегодняшняя «вся Москва». Каждые пять минут транслирующая друг другу новую глупость или сенсацию, тратящая все силы и нервы на пустяки, на слова, хорошо устроившаяся Москва, в которой все знакомы друг с другом — и любой безразличен ко всем остальным.

Как несложно догадаться, самая проблематичная метаморфоза этого спектакля — сам Чацкий. Алексей Бородин сталкивает своего героя с кругом, который просто не способен осознать этого героя как угрозу или оскорбление себе — лишь как повод для развлечения.

Но сам-то Чацкий среди них — тоже злоязыкий остроумец, только очень многословный.

Да, вокруг него все говорят про повышение по службе, а он — про всеобщую праздность и бессмысленность — ну так это общество само над собой уже давно посмеивается, как ты его оскорбишь? Фамусов Алексея Веселкина недаром даже финальное «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» произносит не в сакраментальном ужасе, а как будто бы в предчувствии увлекательного трепа с княгиней. На этом фоне невозможно выглядеть героем, протестантом, изгнанником: в лучшем (или худшем?) случае — отвергнутым любовником.

Да, что поделаешь, в той Москве, которую с таким притворным благодушием исследует Алексей Бородин, Чацкий, наверное, неизбежно будет выглядеть утомительным, не слишком званым гостем, заехавшим с коротким неудачным визитом в места своей юности. Другое дело, что удаляясь все по тому же трапу куда-то, «где оскорбленному есть чувству уголок», современный Чацкий рискует оказаться примерно в таком же месте, как бы оно ни называлось. Ну разве что без друзей юности.

Ссылка на основную публикацию