Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

  • «После бала» это рассказ великого писателя Льва Толстого.
  • Если составлять таблицу “на балу” и “после бала”, можно отметить следующие моменты:
  • 1) Краски, цветовая гамма анализируемого эпизода.

На балу: Автор рисует картину радостными красками светлых оттенков. Это белый, розовый.

Например, Белые плечи «хозяйки бала». Одежда Вареньки тоже представлена в светлых оттенках

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

  1. Отец Вари:
  2. лицо «румяное» (розовое), усы — «белые» Мы видим полную цветовую гармонию.
  3. После бала: Картина меняется на строго противоположную и автор показывает серые, черные, темные оттенки.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

2) Описание внешности главного героя эпизода(Вареньки, солдата, полковника)

На балу:

Герои описываются красивыми, свежими, статными, румяными. Они влюблены, восхищаются жизнью, красотой, изяществом.

После бала: в описании героев используются такие эпитеты как:

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

3)звуки,характер музыки.

На балу: Под конец бала музыканты играли «с отчаянием усталости», несколько раз повторяли один и тот же мотив

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Мы слышим громкие звуки: все громко аплодировали, полковник танцевал с топотом.

После бала: Уже слышим жесткую и нехорошую музыку.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Вывод: Автор очень отчетливо противопоставляет 2 части по звукам, деталям, краскам. До бала все прекрасно, гармонично и спокойно, как будто виртуальный мир. А после мы сталкиваемся с жесткой реальностью и хладнокровием.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Анализ произведения Льва Толстого «После бала»

Произведения Льва Николаевича прославились на весь мир из-за мастерства автора. Писатель часто поднимал проблему нравственного выбора в своём творчестве, в том числе затрагивая её в рассказе «После бала». Анализ этого произведения кратко даёт понять читателю основную мысль, которую хотел донести автор, и поможет в написании сочинения по литературе в 8 классе.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

История создания

Своё произведение Лев Николаевич написал ещё в 1903 году. Однако перед читателями оно предстало только после смерти писателя в 1911 году. Однажды родной брат Толстого рассказал ему занимательную историю, которую автор решил взять за основу сюжета.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

В молодости Сергей Николаевич Толстой был безумно влюблён в Вареньку, чей отец занимал пост градоначальника. Молодой человек относился к отношениям с полной серьёзностью и уже был готов сделать предложение девушке.

Однако его планы нарушила одна картина, которую ему удалось однажды узреть. Сергей Николаевич увидел, как отец его возлюбленной жестоко расправлялся с солдатом.

Это ужасное зрелище вызвало отвращение у молодого человека, и тот сразу же передумал жениться на Вареньке.

Темы произведения

В своём произведении Лев Толстой поднимает огромное количество тем, которые остаются актуальными по сей день. В рассказе отражены:

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой) Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

  1. Двуличие светской жизни. Основной темой рассказа является двуличие тех людей, которые присутствовали на балу. Автор пытается показать читателю, какой ценой светские люди добивались своего присутствия на торжестве. Для них не существовало жалости и человечности. Отец Вареньки был одним из тех людей, которых затянула светская жизнь. Он жил только ради общественного мнения и совершенно забыл про внутренние чувства. Когда тот избивал татарина, то не замечал его ран, а думал о прекрасном торжестве, ради которого в очередной раз натянет маску приветливости.
  2. Тема любви. С одной стороны, писатель показывает, что намерения Ивана Васильевича не такие уж серьёзные, как тот описывает. Да, герой увлечён Варенькой и испытывает к ней тёплые чувства, но автор не описывает их как нечто возвышенное. С другой стороны, Лев Николаевич призывает к настоящим и искренним чувствам молодое поколение. Он считал, что сначала нужно смотреть на душевное составляющее, а уже потом на внешнее.
  3. Тема крушения мечты. Из-за внешности и наигранной напыщенности Вареньки главный герой не смог распознать всю ту сущность, которая была подобающей для свиты. Танцы на балу и весёлая болтовня затуманили голову Ивану, и тот совершенно забыл про душу своей возлюбленной. Однако пёстрая картинка разрушилась в одночасье одним утром. После окончания торжества вся свита сбросила свои маски и показала истинную сущность.
  4. Разрыв шаблона. Когда Иван увидел поступок Петра Владиславовича, то всеми силами пытался его оправдать. Герой не понимал, как тот статный и импозантный мужчина мог совершить такое ужасное злодеяние. Даже через время, когда Иван встречался глазами с полковником, то пытался восстановить у себя в голове образ того приветливого мужчины, каким он ему показался изначально.
  5. Пейзаж. При прочтении произведения стоит уделить особое внимание пейзажной составляющей. Во время сцены, которую увидел Иван, над местностью повис густой туман. Таким образов, Лев Николаевич сравнивает мысли главного героя, когда тот общался с семьёй Вареньки. Разум Ивана был затуманен из-за той пышности светского общества настолько, что он не смог разглядеть истинной сущности семьи возлюбленной.

Проблематика рассказа

Также особое внимание стоит уделить проблемам, которые поднимает Лев Толстой в произведении. Благодаря своему мастерству он смог точно передать такие, как:

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

  1. Лицемерие и криводушие. Писатель на примере полковника показывает, насколько двуличным может быть человек. Пётр Владиславович очень обходительно общается со всеми гостями на балу, а после него показывает своё презрение к низшим слоям общества.
  2. Равнодушие. Полковник не обращает внимания на мольбы солдата, который мучается от своих ран. Мужчина равнодушен к его крикам. Ему не приходит в голову, что бедный солдат может умереть от полученных увечий. Эта ситуация ещё раз подтвердила, что Пётр Владиславович является чёрствым человеком, для которого на первом месте в жизни всегда будет стоять дисциплина.
  3. Жестокость. Когда один из подчинённых полковника ослабевает свой удар, то тут же получает пощёчину от начальника. Мужчину не устраивает, что беглый татарин получил недостаточно боли, хотя у него уже вся спина превратилась к окровавленный кусок мяса, на котором нет живого места.
  4. Безнравственность. Писатель поднимает проблему нравственности дворянства, которое ценит только лож и свою личную выгоду. Пётр Владиславовчи всю свою жизнь считает себя истинным христианином, но если судить по его поступкам, то в нём нет и капли той нравственности, которую пророчит церковь.

Основная идея

Произведение рассказывает о тех событиях, которые наступили во времена правления Николая Первого. Все были напуганы восстанием декабристов, поэтому правитель решил ужесточить меры контроля над обществом.

Из этого становится понятно, почему автор рассказа сравнивает усы Петра Владиславовича с усами Николая Первого. Таким образом писатель пытается показать ту тиранию, которая возникла в стране и в обществе.

Основной смысл рассказа заключается в том, чтобы в разных эпизодах показать две стороны условий жизни в России: крестьяне и дворяне.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Лев Николаевич пытается показать какова истинная сущность элитарного общества, сорвать с них маски добродушия и приветливости.

Сначала писатель показывает картину, когда всё высшее общество наслаждается времяпрепровождение на балу, а сразу после этого перед читателями предстаёт эпизод избиения беглого солдата. Это произведение стало отражением взглядов Толстого на страну.

Он не видел в ней единого целого. Родина разделилась на две стороны, одна из которых потихоньку умирает под гнётом тирании и насилия.

Особенности композиции и жанра

Композиция произведения построена в форме «рассказ в рассказе». Не смотря его небольшой объём, автор смог в полной мере изложить главную тему. Все события, которые полностью перевернули жизнь главного героя, произошли за одну ночь. Произведение делится на 4 смысловые части, каждая из которых связана с последующей:

Главной особенностью композиции рассказа является антитеза: бал и наказание солдата. В начале прочтения произведения перед читателями открывается чудесное торжество, на котором присутствуют все самые уважаемые люди. Однако после него описывается совершенно другая картина наказания солдата. Всё это происходит буквально за считанные часы.

Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

Такой контраст автор использовал для того, чтобы в полной мере передать основную идею произведения.

«После бала» является рассказом, так как произведение написано в небольшом объёме и имеет одну сюжетную линию. Из-за типа «рассказ в рассказе» автор затрагивает сразу две эпохи. Таким образом он пытается показать, что спустя какое-то время в стране так ничего и не изменилось.

Направление рассказа — реализм. Это обусловлено тем, что в основу сюжета вошли реальные события, которые раскрывают проблемы общества в ту эпоху.

Вывод и актуальность

События, которые произошли с главным героем, полностью перевернули все его взгляды на жизнь. В конце произведения Лев Николаевич не делает никаких выводов, а только описывает мысли Ивана, который уверен, что полковник знает что-то такое, чего не дано знать ему.

Однако молодой человек до конца не может смириться с тем, что увидел. Главный герой сделал для себя вывод, что больше никогда не будет мечтать о поступлении в военную службу.

Для него теперь все дворяне стали чем-то противным, что скрывает своё настоящее лицо за маской добродушия.

Тематика произведения остаётся актуальной и в настоящее время. Даже сейчас есть такие люди, которые скрывают своё равнодушие и тиранию. Однако мораль писателя так и не удастся понять. Он предлагает каждому читателю самостоятельно сделать выводы из прочитанного. Произведение «После бала» может стать аргументом для сочинения на тему «Нравственный выбор».

Сочинение: Описание бала в рассказе «После бала» (Л.Н. Толстой)

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Толстой

В рассказе Л.Н. Толстого «После бала» описана проблема дворянского сословия и бесправие низшего общества, нравственность людей.

Главный герой Иван Васильевич становится наблюдателем двух противоречивых сцен, произошедших в столь короткий период. Бал и утро после бала. Слово «утро» несет в себе светлую, свежую, ясную мысль. «После» — как послевкусие, в данном контексте горькое, противное.

Чудесный бал вырисовывается красотой дворянского общества, изысканными манерами, обходительностью между людьми, равными по сословию. Восемнадцатилетняя Варенька прелестна, величественна, имеет царский вид.

Ее милое, сияющее лицо приводит в восторг Ивана Васильевича. Он испытывает самые нежные чувства, сравнивает себя с существом, не знающим зла и способным на одно добро. Любовь к Вареньке распространяется на всех окружающих.

Их танец, да и сам отец, вызывают у Ивана Васильевича умиление. Дочь гордится отцом, радуется ему.

  Гамельнский Крысолов: сказка и реальность

Наказание беглого татарина произошло утром в первый день Великого поста. Не даром в произведении упоминается, что бал был в прощеное воскресение. Масленичная неделя готовит к началу духовного и физического очищения. Страдания татарина сравниваются с Голгофой.

В мыслях Ивана Васильевича переплетается прекрасная музыка бала и визгливый писк, воздушные па с грубыми шагами солдат. Полковник с милой улыбкой предстает пред ним другой стороной. При встрече с ним Иван Васильевич испытывает стыд.

Полковник сделал вид, что не знает его. Так делают двуличные люди, которые хотят скрыть под маской добродушия свою жестокость. Отец любит дочь и не хочет, чтобы она знала о его бесчеловечности.

За культурными разговорами скрывается жестокий, безжалостный, грубый человек.

На сердце Ивана Васильевича тоска от увиденного. Он не понимает происходящего. Общественные условия, которым просто подчинялся генерал, признавались всеми необходимым. Горечь и разочарование главного героя указывают на горечь всей царской России.

Главный герой живет христианскими ценностями, несмотря на его богатство и происхождение. Иван Васильевич меняет всё в своей жизни, отказывается поступать на военную службу, как хотел прежде, делать карьеру. Действия генерала, казалось бы, происходят под влиянием среды. Но личная совесть делает человека нравственным. Каждый человек живет по своим убеждениям, у него есть выбор, как поступить.

Читайте также:  Рецензия на фильм и книгу «Тринадцатая сказка»

Вариант 2 (сочинение)

Это одно из последних произведений автора. В данном рассказе описывается драматическое событие – наказание. Событие описывается глазами приличного, благородного и честного человека-очевидца. Герой искренне полюбил девушку. Но после того, как он увидел истинное лицо отца девушки, он не смог этого простить. Его чувства понемногу начали угасать, а мечта разрушилась.

Иван Васильевич искренний и благородный. Он предпочитает жить в гармонии со всем миром и с самим собой. В людях он также предпочитает видеть только хорошие качества и достоинства. Иван Васильевич молод и счастлив, мечтает стать военным. Герой видит танцующего полковника на балу.

Полковник довольно галантен и обходителен с людьми, с его лица не спадает приятная улыбка. Но вскоре, Иван Васильевич становится свидетелем страшной ситуации. Истинное лицо и двуличие отца возлюбленной сильно потрясли героя.

Его настигла ненависть по отношению к человеку, бьющего по лицу молодого солдата и ругающего его за то, что тот не сделал преступнику еще больнее. Спина бедного татарина была окровавлена, но полковнику этого было мало.

Нравственно чистый и совестливый Иван Васильевич не смог понять и оправдать такую жестокость и жажду крови полковника. Главному герою стыдно за поступок этого человека.

Любящий и нежный отец своей дочери, который мило танцует с ней, на следующий день предстает уже в образе жестокого, злого полковника. Иван Васильевич исключительно порядочный и честный человек, каким он предпочел оставаться до конца.

Он не стал карьеристом. И это подкупает. В рассказе поднята нравственная проблема.

Искренняя любовь полковника к своей дочери не вызывает сомнения. Но это не отменяет того, что он одновременно очень бессердечный, твердый и жестокий военный, в котором так сильно разочаровался Иван Васильевич.

Тот неприятный случай навсегда запечатлелся в памяти героя и при каждой последующей встрече со своей возлюбленной, Иван Васильевич вспоминал окровавленную спину осужденного татарина. В итоге, он предал мечту стать военным, так же, как и не смог в будущем продолжать отношения с дочерью военного. Его любовь постепенно начала превращаться в отвращение.

Ему стало сложно относиться к этим людям по-прежнему. То самое короткое, но важное событие в жизни героя, в итоге, изменило всю жизнь, взгляды и мечты.

Читатель начинает задумываться о смысле жизни. Разве могут одни и те же люди выглядеть и действовать в разных жизненных ситуациях по-разному? Поражает то, как в жизни быстро сменяются веселье и боль, радость и горе, счастье и страдание.

Сочинение: Честь в произведении «После бала» Толстого — Сочинение

Часто ли мы задумываемся, что такое честь? Кто-то скажет, что это то, что вызывает и поддерживает общее достоинство, и будет прав. Кто-то считает, что честь — это чувство гордости, почет, уважение, и тоже будет прав. Наверное, найдутся и те, кто будет полагать, что честь — это непорочность, целомудрие.

Вот сколько от­тенков значений у этого слова, но все они сводятся к од­ному: честь — это такое моральное понятие, достоинство, которым дорожит не только человек, но и общество.

Обратите внимание

Герой рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Иван Ва­сильевич тоже был «всеми уважаемый», достойнейший человек, моральные принципы которого вызывали толь­ко восхищение.

Поэтому когда он начал рассказ о своей молодости, все ничего другого и не ожидали, как честно­го повествования. И Иван Васильевич не обманул ожи­даний слушателей.

Он был честен и искренен, когда рас­сказывал об одном утре, которое изменило всю его дальнейшую жизнь.

В молодости Иван Васильевич был влюблен в Варень­ку, дочь красивого статного военного. Будучи провинци­альным студентом, Иван Васильевич не интересовался политикой, любил танцы, музыку, красивую девушку — словом, жизнь его была прекрасной, а он счастливым.

Он рассказывает, с каким восторгом любовался Варенькой, которая танцевала на балу со своим отцом. Эта пара, не­смотря на большую разницу в возрасте, покорила публи­ку грацией, статностью, красотою движений.

Тогда Иван Васильевич думал, что ему оказана большая честь, раз полковник доверил ему свою прелестную дочь.

«Счастливые часов не наблюдают», — писал А.С. Грибоедов, поэтому, потеряв счет часам и минутам, упоенный своим счастьем, Иван Васильевич после бала отправляется не в теплую постель, а на утреннюю про­гулку, чтобы освежить голову и успокоить сердце. Но вместо успокоения Иван Васильевич на этой прогулке увидел то, что никак не могло сочетаться с понятием офицерской чести.

На плацу «прогоняли сквозь строй» солдата, которого уличили в побеге.

Он просил «помилосердствовать», но руководивший экзекуцией полковник (и это оказался отец Вареньки!) не только не внял мольбам наказуемого, но и самолично ударил солдата, который недостаточно сильно опустил свой шпицрутен на спину пойманного беглеца. Вся эта картина происходила на глазах Ивана Васильевича, и его восторг от полковника, статного, под­тянутого, моложавого, красивого, развеялся , как утрен­ний туман.

  • Этот эпизод сыграл значительную роль в судьбе Ивана Васильевича, потому что тот не только отказался от сво­его намерения поступить на военную службу, как пола­гал ранее, но и от своей любви к Вареньке.
  • Рассказчик сам говорит о том, что «с тех пор моя любовь пошла на убыль».
  • Важно
  • Увиденное на плацу для Ивана Васильевича бы­ло позором, который не смоется никакими водами и ни­когда не сотрется в памяти как акт жестокости и бесче­ловечности.

Сейчас другие времена, но понятие чести, как осново­полагающей черты нравственности, не потеряло своего значения. И бесчестье все равно остается позором, кото­рый никакой водой не смыть. И об этом каждому из нас нельзя забывать. Жить надо так, как призывал А.И. Солженицын: «не по лжи», «а по совести», или, как говорят в народе, «честь по чести». (464 слова)

Здесь искали:

  • кто имел совесть в рассказе после бала

Источник: https://sochineniye.ru/sochinenie-chest-v-proizvedenii-posle-bala-tolstogo/

Рассуждение

В основу рассказа Лев Николаевич, как часто это делал, положил реальные события. В своем рассказе писатель хотел отразить подлинное устройство общества своего времени, показать актуальные проблемы и заставить читателя поразмышлять над нравственными вопросами.

Произведение можно разделить на две части. В первой главный герой, Иван Васильевич, описывает бал, на котором ему довелось побывать в молодости. А затем рассказывает о событиях, которые произошли после.

  Биография Булата Окуджавы

Герой попадает на шикарный бал, он восхищен внутренним убранством зала, чудесной музыкой, которую исполняют известные музыканты. Он любуется прекрасными дамами в роскошных нарядах, их благородными кавалерами. На этом балу рядом с героем его возлюбленная Варенька, чье присутствие делает вечер еще более волшебным.

Затем рассказчик уделяет внимание отцу Вари. Военный человек, полковник, он имеет безукоризненную выправку, идеальные манеры и в целом производит впечатление джентльмена. Герой искренне любуется тем, какие трепетные отношения у отца с дочерью.

Затем начинается вторая часть, в которой мы уже видим резкий переход. В нем мы снова встречаемся с отцом Вареньки, но узнаем его с другой стороны. Иван Васильевич видит, как один из солдат за совершенную провинность заставляют «пройти через строй». А полковник, видя, что один из солдат наносит недостаточно сильные удары, начинает сам избивать провинившегося.

Героя поражает даже не эта жестокость, а то, что у одного человека могут быть две такие разные стороны.

Образ блестящего и галантного кавалера, любящего отца смещается, уступив место человеку грубому и жестокому. Мало того, что он совсем не сочувствует бедняге, чья провинность, на самом деле, не так велика.

Он еще и сам принимает активное участие в издевательствах и явно получает от этого удовольствие.

После этого Иван Васильевич уже не мог видеть Вареньку. Ведь каждый раз у него перед глазами всплывала эта ужасная сцена.

Л.Н. Толстой в своем рассказе так и оставил открытым вопрос: можно ли оправдать жестокость необходимостью?

Нужно разграничивать понятия «необходимая жестокость» и бессмысленные издевательства, когда человек упивается своей властью и безнаказанностью. Если бы Иван Васильевич увидел строгого но справедливого командира, который держит дистанцию с подчиненными, но не переходит грань, у него бы сложилось совершенно другое впечатление.

Другие темы: ← Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова↑ ТолстойПо роману Анна Каренина →

`

Сочинение на тему: «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв)

В рассказе поднимаются проблемы актуаль­ные и в наше время: царящие в обществе наси­лие, жестокость, агрессия; идейно-нравственный поиск; попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справед­ливости.

При этом автору, избравшему необыч­ную форму повествования (диалог между моло­дежью и умудренным жизненным опытом «все­ми уважаемым» Иваном Васильевичем), удается избежать нравоучений.

Главный герой, он же и рассказчик, Иван Васильевич делится воспоми­наниями, иногда он невольно сравнивает време­на своей молодости и современность: «Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ниче­го не видите ».

Но когда начинает рассказывать о происшествии, глубоко потрясшем его, Иван Ва­сильевич, словно на машине времени, возвраща­ется в дни юности, на глазах молодеет. Его слова искренни, эмоциональны.

Будучи в юности веселым, бойким малым, да еще и богатым, герой рассказа катался с гор с ба­рышнями и кутил с товарищами. Но главное удо­вольствие для него составляли вечера и балы. На одном из таких балов он и встретил Вареньку.

Опьяненный любовью юноша «видел только вы­сокую, стройную фигуру в белом платье с розо­вым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Не один раз рассказчик сравнивает свои чувства с опьянением, хотя и подчеркивает, что пить осо­бо не любил.

Сцена бала составляет большую часть повествования, все события того памятно­го вечера навечно запечатлелись в памяти рас­сказчика. Прекрасная зала с хорами, музыкан­ты, великолепный буфет, разливанное море шам­панского, перышко от белого дешевенького вее­ра, подаренное возлюбленной, — все это вызыва­ло счастье, блаженство.

Обратим внимание на описание эмоционального состояния героя в этот момент: «я был добр, я был не я, а какое-то не­земное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

Чем дольше продолжается бал, тем сильнее разгораются чувства героя. Особенно поразил влюбленного юношу танец Вареньки с отцом.

В портретной характеристике отца подчеркивают­ся малейшие детали: румяное лицо, белые усы и бакенбарды, ласковая, радостная улыбка, блес­тящие глаза, широкая, выпячивающаяся по-во­енному грудь, сильные плечи, длинные стройные ноги.

Все эти детали, очевидно, должны были свидетельствовать о физическом и психологичес­ком здоровье военного.

Воображение юноши выстраивает странные, на первый взгляд, логические цепочки. Так, на­пример, его умиляют старомодные сапоги отца Вареньки — отец не покупает модных сапог, что­бы вывозить в свет любимую красавицу-дочь.

Любовь к Вареньке (обратим внимание, рассказ­чик даже спустя столько лет после произошедше­го ласково и нежно называет девушку Варенькой) обнаруживает в сердце героя скрытую способ­ность любви.

Читайте также:  Сенека - о времени: читать стих, текст стихотворения поэта классика

И эта любовь распространяется на всех окружающих Вареньку людей, в том числе и на отца, ведь они так похожи.

Вторая часть рассказа резко отличается по настрою от сцены бала. Писатель эффективно использует художественный прием контраста, подчеркивая резкую смену эмоционального со­стояния героя. В душе юноши еще звучит мотив мазурки, но действительность дарит ему иную музыку, жесткую и нехорошую.

Мечтательно закрывая глаза, юноша еще видит плавный, гра­циозный танец Вареньки в паре с отцом, но ре­альность преподносит ему сцену бесчеловечной жестокости. Невольно юноша становится свиде­телем телесного наказания солдата, совершивше­го побег из полка.

Наказываемый, дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, под сы­павшимися с обеих сторон на него ударами, мед­ленно приближался к герою. Его сопровождал высокий военный — это был отец Вареньки. И если во время бала в сердце героя росла и росла любовь, то теперь так же интенсивно нарастают душевная боль, ужас и отвращение.

Экзекуция сопровождается равномерным боем барабанов, свистом флейты и звуками ударов. Наказывае­мый «поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оска­ливая белые зубы», всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте». Но все надежды солдата на милосер­дие и сочувствие были напрасными, ведь за про­цессом наказания строго следил полковник.

Один малорослый, слабосильный солдат нанес не слишком чувствительный удар, за что был тут же покаран полковником. Та же рука в замшевой перчатке, обнимавшая несколько часов назад тонкую талию дочери, сегодня безжалостно била по лицу человека.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Имя существительное как часть речи В русском языке очень много слов, которые позволяют нам общаться друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на несколько групп (частей речи). Каждая часть речи имеет свое название и по выполняемой
  • Сочинение-описание по картинке Зимние забавы (2 класс) Наступила зима. Удивительно красивое время года. Всё вокруг укрыто белым снегом, светит тёплое солнышко и морозец покрыл окна своими красивыми узорами. Прекрасное время, для того что бы выйти во двор
  • Образ и характеристика Шарлотты Ивановны в пьесе Вишневый сад Несмотря на то, что пьеса Антон Павловича Чехова определена как комедийная, но в ней можно найти множество трагичных моментов и ситуаций. Все герои этой пьесы, как и любой другой

Сочинение Описание бала (рассказ После бала Толстого)

Жизнь – весьма забавная вещь. Сколько всего интересного происходит с человеком. Человек каждый день то и делает, что узнают окружающий его мир: он влюбляется, знакомится с другими людьми, разочаровывается в них или связывает с ними свою жизнь. Очень часто первое впечатление о человеке бывает обманчивым.

Знакомишься с ним, общаешься какое-то время – и перед тобой оказывается совершенно противоположная личность. Хорошо, если ты сначала думаешь плохо, а а человек оказывается замечательным. Но бывает и наоборот. Об этом повествует произведение под названием «После бала» русского писателя Льва Николаевича Толстого.

В это статье представлено описание бала.

Рассказчик был на балу. Там он понял, что влюбился. Это была прекрасная девушка по имени Варенька. Там же был и ее отец, который являлся полковником. Он танцевал с дочерью и выглядел очень милым и хорошем человеком.

Таково было первое впечатление автора об этом человеке. Оно рухнуло тогда, когда он увидел казнь одного азиата. Было холодно, дул ветер. Тот вышел злой полковник, Варенькин отец и начал наказывать татарина.

Рассказчик понял, что люди могут создавать ошибочное мнение.

Но что касается бала…

Именно на балу рассказчик испытал чувство влюбленности. При описании автор использовал такие цвета, как розовый, белый и бронзовый. Все гармонично. Когда полковник танцевал с дочерью, то можно было сказать, что он отлично выплясывал для своего относительно пожилого возраста. Музыканты играли устало, но красиво лилась музыка. Была мазурка.

Что касается деталей, то акцент по большей части сделан на визуальных, нежели звуковых. Здесь имеют место быть чистота, невинность, возвышенность, влюбленность.

Вареньку главный герой видит очень одухотворенной, легкой, грациозной девушкой. После танца с нею, он понимает, что влюблен. У нее блестящие добрые глаза. Одета девушка в розовое платье, белые перчатки и такого же цвета туфельки. Варенья олицетворяет незапятнанность. Она очень легко и грациозно двигается, чем не может не привлечь внимание других участников бала. Она является хозяюшкой бала.

Полковник – это отец Вареньки. В рассказе присутствует описание танца отца и дочери. У полковника на широкой и крепкой груди висят золотые ордена за заслуги перед Родиной. Он производит впечатление человека надежного серьезного, при этом чуток грозного, но вероятно доброго и уверенного в себе. Двигается полковник отточено, ступает твердо и немного заученно.

Но это оказывается всего лишь первым впечатлением, которое с течением времени рассказчик для себя развеивает.

Вариант 2

Рассказ Льва Толстого «После бала» является одним из самых ярких произведений автора. В нем поднимается важная проблема становления личности, нравственного выбора человека. Для раскрытия этих вопросов автор использует прием антитезы, которая выражается в нежном описании бала и грубом действе, которое случилось позднее.

Главный герой рассказа — студент Иван Васильевич. Он имел честь быть приглашенным на бал в дом губернского предводителя. Здесь собрался весь свет провинциального города. Герой находился в приподнятом настроении. Ему все очень нравится.

Он говорит, что зала очень большая и светлая. Музыка вызывает лишь нежные чувства в сердце рассказчика. Он находится в таком необычном, своеобразном возвышенном состоянии духа.

Чем же можно это объяснить? На мероприятии присутствует Варенька, в которую герой влюблен.

Девушка одета в белое платье с розовым поясом. Белый цвет символизирует невинность, нравственную чистоту, спокойствие и умиротворение. Розовый цвет — знак молодости, девичьей красоты, неопытности.

В сочетании они описывают Вареньку как молодую, светлую, чистую красавицу. В описании девушки Иван Васильевич использует лишь положительные слова. Варенька очень стройна и грациозна, несмотря на то что у нее острые локти, так как она худа.

Девушка румяная, а его ноги белы, как атлас.

Все описание бала зависит от образа Вареньки, а вернее от эмоций, которые он вызывает у рассказчика. На фоне девушки ярко выделяется ее отец, военный. Петр Владиславович высокий с белыми усами. Его фигура в отличие от силуэта дочери грузная и неупругая. Его старые, но аккуратные сапоги позволяют сказать, что старик экономит, чтобы Вареньке доставалось лишь самое лучшее.

Но особенно сильное впечатление на мероприятии у героя остается после танца Вареньки и Петра Владиславовича. Он был очень грациозным, утонченным, элегантным, душевным. Все были в восторге от такой нежности отца в отношении дочери.

Это событие заставило героя опьянеть от той мягкости, возвышенности. Чувство уюта и комфорта усиливало это ощущение.

Иван Васильевич не смог спокойно уснуть после бала, а стал идти в направлении имения, где жила его возлюбленная. Здесь молодой человек и увидел то, что сильно потрясло его и навеки убило нежное чувство к барышне.

Иван Васильевич увидел жестокость отца девушки к солдату. Этот контраст еще сильнее выделяет образ бала в произведении.

Несколько интересных сочинений

Анализ рассказа Л.Н. Толстого "После бала". Идейное содержание

  • Цель:
  • 1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся.
  • 2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев;
  • 3) раскрыть идейный замысел Толстого;
  • 4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа);
  • 5) развитие устной речи учащихся.

Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность.

Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит музыка.

Л.Н. Толстой (1828-1910) “После бала”

Запомните правописание:

  • острог
  • неприкаянный
  • происшедший
  • фрагмент
  • экзекуция
  • т.л.
  • идея
  • сюжет
  • композиция
  • контраст
  • антитеза
  • экспозиция
ПланI. История создания рассказа II. Л.Н.Т. – художник, мыслитель

  1. III. Идейное содержание рассказа
  2. IV. Гуманистический пафос произведения
  3. Опорные слова:
  • гуманизм
  • алогизм
  • достоинство
  • пафос

На доске

  • Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.
  • Не зная Толстого – нельзя считать… себя культурным человеком. А.М. Горький

Слово учителя

I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили с вами повесть И.С. Тургенева “Ася”. Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого “После бала”.

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести “Ася” и рассказа “После бала”, в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди.

Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов.

Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время – 40гг XIX века.

Но хотя “Ася” написана в 1857 году, а “После бала” в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны.

Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н.

Ге 1884) обратиться к давно ушедшему времени? Что за случай, происшедший в далекие годы юности, вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в основу рассказа “После бала”?

а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был влюблен С.Н., брат писателя. Наутро после одного из балов он увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй солдата.

б) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии.

Актерская группа

Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У! Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили – милостив был.

Толстой: Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 – 20 человек забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался.

Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками – недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка.

Читайте также:  Джованни боккаччо - пребудешь ты отныне в царстве том: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И никогда взыску не было.

Помрет от убоя, а начальство пишет: “Властию божиею помре:”

в) Был и еще один случай в жизни художника слова. В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но ничего не получилось.

Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь больше влияния, чем все кажущиеся более или менее важными события жизни: потеря или поправление состояния, успех или неуспех в литературе, даже потеря близких людей.

II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Я.П.

у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений.

Его рассказ “После бала” также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Разберемся в прочитанном.

III. “После бала” – рассказ, в котором Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью – цепко держит Россию.

1. Сюжет? (очень простой)

2. Композиция?

– Как начинается рассказ?

В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на доске записано определение).

Экспозиция

– вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

– Как завершается рассказ?

Сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего.

Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть.

Эта проблема поставлена в самом начале произведения. Давайте ее решать.

– Как композиция служит раскрытию идейного содержания рассказа?

– Какая особенность построения предложения сразу бросается в глаза? (наличие противопоставления, т.е. антитеза)

3. Антитеза как способ построения предложения. Докажите. Что противопоставляется? I и II части рассказа.

  • а) 2 сцены (бал и наказание солдата)
  • б) Сравните (I и II ч ) поведение и внешность полковника на балу и после бала.
  • в) Сравните описание зала у предводителя и описание улицы.
  • г) Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после.
  • д) С помощью каких языков средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.
  • Какими эпитетами обрисован праздник?
  • Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.
  • Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки звучит почти непрерывно).
  • Как выглядит Варенька?
  • Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее – “сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза”.
  • Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
  • Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством.
  • Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает “с восторженным умилением” (он влюблен) он был бесконечно “счастлив”, и счастье его “все росло и росло”.
  • Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты.

Во II ч.

рассказа краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлепают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, черное: Раздается неприятная визгливая мелодия. И перед наблюдателем разворачивается странная картина экзекуции.

Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно:

Полковник Наказываемый
“Высокий военный в кителе и фуражке”

  1. “Шел твердой, подрагивающей походкой”
  2. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”
  3. Румяное лицо, белые усы и бакенбарды
“Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат”. Спина его – “что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное” “дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу, “подвигался ко мне, то опрокидывался назад – и тогда унтер-офицеры ведшие его за ружья толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер-офицеры: тянули его назад”. “Спотыкающийся корчащийся человек”. “Сморщенное от страдания лицо”.

Ощущения героя?

Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т.

передает повторением одних и тех же слов: “:все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым”.

(что-то механическое звучит в ритме слов – почти и не человек полковник)

Почему Л.Н. использует антитезу как способ построения предложения?

На балу В поле
человечный бездушный
любимый заведенный

На белом фоне черное всегда заметнее, чем на любом другом.

5. Контраст как прием, помогающий раскрыть идейное содержание рассказа.

Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски? Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров.

Творческая группа (критики)

№3 Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Докажите!

Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На балу он в маске?)

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Искренен он в отношении дочери и других участников бала? По отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. (“с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей”)

Какие (и почему) качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по закону: совершил побег солдат – должен пройти через строй, должен быть наказан.

Система наказаний придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней.

Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).

И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать “малорослого солдата”, за недостаточное старание при наказании беглого татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар/

Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника?

Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. “Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю.

Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”, – размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм – нелепость). Герой так и не дошел до корня.

Он лишь догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.

Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека.

Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.

Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?

Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.

Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: “мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее.

Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее.

Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?

Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и “дальних” своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он считал, что и его время полно “теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости”.

“Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах… гибнут физически и нравственно”

Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами.

А теперь вернемся к вопросу о композиции.

Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.

Домашнее задание

  • Сочинение-миниатюра
  • Почему рассказ назван “После бала”, хотя большая его часть посвящена описанию праздника?

18.07.2012

Ссылка на основную публикацию