Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

История создания

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Эта повесть Тургенева во многом является автобиографичной. В 1844 году автор встретил французскую певицу Полину Виардо, к которой воспылал нежными чувствами. Молодые люди часто ссорились, потом мирились. Писатель повсюду следовал за своей суженой. Такая любовь была одновременно вечной, самоотверженной и обречённой. Это чувство породило создание многочисленных лирических философских повестей, которые неизменно имеют трагический сюжет. Видное место среди них занимает «Первая любовь», которая была опубликована в 1860 году.

По воспоминаниям Тургенева, он написал эту повесть буквально за два месяца, в январе-марте 1862 года.

Основой для сюжетной линии послужила реальная история любовного треугольника писателя, его отца и богатой княжны Екатерины Шаховской.

После выхода этой повести многие общие знакомые критиковали Тургенева за раскрытые подробности личной жизни его подруги, однако автор утверждал, что ему нет дела до разговоров за его спиной.

Характеристика героев

Владимир

Владимир Петрович – (Володя/ Вольдемар) – главный герой повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Именно от его лица и про его первую любовь ведётся рассказ.

Сначала мы видим взрослого Владимира Петровича, который будучи в гостях, соглашается записать и затем рассказать свою историю первой любви.

Было ему тогда всего 16 лет, и он только-только расстался со своим гувернером-французом. Он с родителями переехал на дачу, где потихоньку готовился к университету. На даче он любил ездить на лошадке и отстреливать ворон из ружья.

Однажды, к ним по соседству заехала княгиня Засекина со своей молодой дочкой Зинаидой. Княжна была красавица, и Володя сразу в неё влюбился до беспамятства. Кроме него у неё было ещё 5 поклонников, которые к ней постоянно ходили.

Зинаида крутила им, как хотела, часто издевалась, била, но иногда могла и приласкать, поцеловать. В одну из ночей он решил проверить, не ходит ли к ней кто по ночам, и, с удивлением, обнаружил там своего отца. Через некоторое время мать узнала о связи отца с Зинаидой, и им пришлось съехать с дачи. Для Володи это был шок, но он был молодой и быстро отошёл, и даже не держал зла на отца.

Вскоре он поступил в университет и у него начались другие дела и заботы.

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Зинаида

Зинаида Засекина – княжна, главная героиня повести Ивана Тургенева «Первая любовь». Мы знакомимся с ней, когда ей 21 год, она ещё не замужем. Она только что приехала с матерью на скромную дачу. Они имеют громкие титулы, но не имеет денег, и живут в нужде. Несмотря на это, она имеет много поклонников, которыми крутит, как пожелает.

Молодой человек, по имени Володя, её сосед, которому всего ещё 16 лет, влюбляется в неё и пополняет ряды поклонников. Обычно, она всех собирает у себя, и они играют в разные игры, такие как фанты или верёвочку, а то и выдумывают свои. Они также играют на фортепьяно, дурачатся, веселятся и т.д.

Несмотря на то, что все стараются ей понравиться, она неожиданно выбирает женатого мужчину – отца Володи. Вскоре, об этой связи все узнают, а граф Малевский анонимно сообщает об этом матери Володи.

Происходит скандал и отцу с семьёй приходится покинуть дачу и переехать в город, но Зинаида отправляется следом, и они продолжают встречаться. Она требует бросить жену, но он отказывается, тогда она расстается с ним в письме.

После этого у отца Володи случается удар и он помирает.

Через некоторое время она выходит замуж за хорошего человека по фамилии Дольский, но при родах помирает.

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Отец Володи

Отец Володи (Пётр Васильевич) – один из главных героев повести «Первая любовь», Ивана Тургенева – красивый, спокойный и самоуверенный мужчина, женившийся по расчёту на матери Володи, которая старше его на 10 лет. Он не любит свою жену, а также сына, практически не занимается его воспитанием, но иногда может поиграть с ним или поговорить.

Когда сыну исполнилось 16 лет, то Пётр завёл роман с его первой любовью – княжной Зинаидой Засекиной, их соседкой по даче. Об этом романе узнала жена Петра Васильевича, но он сумел убедить её простить его, после чего, им пришлось срочно уехать с дачи в город. Зинаида также переехала в город, где они продолжили встречаться. Она предлагала ему бросить жену и уйти к ней, но он не согласился.

Пётр Васильевич­ скоропостижно скончался в 42 года от удара, который был вызван письмом из Москвы, вероятно от Зинаиды, которая решила уйти от него. В последнем, недописанном письме сыну, он предупреждает его – бойся женской любви.

Мать Володи

Мать Володи (Марья Николаевна) – мать Володи и жена Петра Васильевича. Несмотря на то, что Володя был у неё единственный ребёнок, она не обращала на него внимания.

Часто волновалась и постоянно ревновала мужа. Сразу негативно стала относиться к новым соседям Засекиным. Про княгиню сказала, что та очень груба и нахальна, а Зинаиду называла гордячкой и авантюристкой.

Простила мужу измену с княжной Зинаидой.

­

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Второстепенные герои

Княгиня Засекина – второстепенный персонаж, мать Зинаиды. Неприятная и невоспитанная особа. Растратила все свои деньги и сейчас просит всех, чтобы за неё вступились, выпрашивает деньги в долг.

Беловзоров – второстепенный персонаж, гусар, один из поклонников Зинаиды. Мог ради неё свернуть горы. Постоянно предлагал ей выйти за него замуж.

­Малевский – второстепенный персонаж, граф, один из поклонников Зинаиды. Был умный и хорош собою. Володя считал его фальшивкой. Написал анонимное письмо матери Володи, где сообщил о связи её мужа с Зинаидой.

­Лушин – второстепенный персонаж, доктор, один из поклонников Зинаиды. Прямой и циничный человек, мог сказать правду в лицо, в том числе Зинаиде.

­Майданов – второстепенный персонаж, поэт, один из поклонников Зинаиды. Любил воспевать её в стихах, собственного сочинения.

Нирмацкий – второстепенный персонаж, отставной капитан, один из поклонников Зинаиды.

Сергей Николаевич – эпизодический персонаж, вместе с хозяином слушал рассказ главного героя­ Владимира Петровича о его первой любви. Своей первой любви у Сергея Николаевича не было, по его словам он сразу начал со второй.

­

Хозяин – эпизодический персонаж, именно он предложил поделиться рассказами о своей первой любви в его доме главному герою Владимиру Петровичу и­ Сергею Николаевичу, что через 2 недели в его доме и сделал Владимир Петрович. Сам же признался, что его первая и последняя любовь была его нынешняя жена, так что рассказывать здесь нечего.

  • ­
  • Дворецкий – эпизодический персонаж, слуга у Володиных родителей.
  • Лакей Федор – эпизодический персонаж, лакей у Володиных родителей.
  • Слуга Засекиных (Вонифатий) -эпизодический персонаж, ленивый и неопрятный человек.
  • Служанка Соня – эпизодический персонаж, горничная у семьи Засекиных.

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Суть

Повесть, как ни странно, о первой любви, об этом трепетном незнакомом чувстве. Если говорить обобщённо, углубившись в подробности чуть позже, в дальнейшем, то эта повесть о первой, но трагичной любви.

Изначально сюжет кажется таким банальным и незатейливым. Главный герой, молодой парень Володя влюбляется в соседскую девушку. Он волнуется и смущается в её присутствии, а она лишь посмеивается над ним. Но появляется третье лицо – отец Володи, который занял желанное место Владимира – стал возлюбленным этой девушки Зинаиды.

Сюжет

Будучи сорокалетним солидным мужчиной, Владимир Петрович В. Поделился с близкими друзьями историей своей первой любви.

Шестнадцатилетний Владимир с родителями проживал на даче, где усердно готовился к предстоящим вступительным экзаменам в университет.

Вскоре в соседний флигель въехали новые постояльцы – княгиня Засекина с дочерью. Когда Владимир увидел княжну – двадцатиоднолетнюю красавицу Зинаиду, то тут же влюбился в нее без памяти.

Он мечтал познакомиться с ней, вскоре ему представился удобный случай сделать это.

Однажды мать Володи отправила его к Засекиным с предложением нанести визит. Юноша был неприятно удивлен поведением и манерами княгини, в то время как Зинаида вела себя безупречно.

Почти весь вечер она беседовала с отцом Владимира, не обращая на юношу никакого внимания, и лишь перед уходом попросила нанести ей визит. Владимир стал бывать у Засекиных почти каждый вечер.

Он по уши влюбился в Зинаиду, однако девушка видела в нем лишь ребенка, и не проявляла к нему никакого интереса.

Красивая, умная, прекрасно образованная Зинаида имела большой успех у мужчин, и всегда была окружена поклонниками. Неожиданно для себя она влюбилась в отца Владимира, Петра Васильевича, который был старше ее на двадцать лет. Чувства Зинаиды были настолько сильны, что она не боялась пожертвовать ради любви собственной репутацией.

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Однажды Владимир стал невольным свидетелем свидания отца и Зинаиды. Их связь до глубины души потрясла юношу, но он не смел осуждать влюбленных. Когда об отношениях Петра Васильевича и Зинаиды стало известно матери Владимира, а после и всему местному обществу, разгорелся нешуточный скандал, и Засекиным пришлось вернуться в Москву. Перед их отъездом Владимир успел признаться Зинаиде в любви.

Спустя некоторое время Владимир вновь стал свидетелем свидания отца и Зинаиды. Девушка пыталась в чем-то убедить Петра Васильевича, но тот в ответ ударил ее хлыстом по руке. Владимир был потрясен реакцией своей возлюбленной – она поднесла руку к губам и поцеловала след от удара.

Семья Владимира поселилась в Петербурге, где юноша поступил в университет. Спустя полгода от сердечного приступа скончался Петр Васильевич, получив перед этим загадочное письмо из Москвы.

После окончания университета Владимир узнал, что Зинаида вышла замуж. Он хотел навестить ее, но все оттягивал встречу. Когда же Владимир приехал по адресу, то узнал, что его первая любовь скончалась несколько дней назад во время родов.

Тема произведения

Тема произведения – любовь. Любовь, которая у каждого уникальная и неповторимая. Любовь Владимира – первая, нежная и юношеская, не имеющая положительного исхода. Любовь Зинаиды – жертвенная, по-настоящему сильная и серьезная, оставшаяся в сердце девушки навеки. Любовь жены к Петру, которая невзаимная, жестко отвергающаяся и унижающаяся.

Проблематика произведения

Проблематика данного произведения в том, что любовь здесь показана, как неизлечимая болезнь, а не взаимное чувство. Эта любовь или уничтожает морально героев, или заставляет разочаровываться в себе и своем выборе. Также еще одна проблема состоит в неопытности сердец, не имения жизненного опыта, поэтому чувства и Владимира, и Зинаиды не дожидаются ответа…

Читайте также:  А. Ахматова «Мужество»: анализ стихотворения

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Жанр, направление

По поводу жанра этого произведения критики очень часто сомневаются, мол, что же это – рассказ или повесть? Да что уж там, многие читатели считают, что рассказ и повесть – это в принципе одно и то же, но разница всё же есть.

Рассказ – это небольшое по объёму прозаическое произведение. Чаще всего в рассказе присутствует только одна сюжетная линия – повествование о жизни главного героя, кстати, действующих лиц в рассказе очень мало. В нем всё сводится к проблеме именно главного героя.

Что касается повести, то это нечто среднее между рассказом и романом. В повести уже встречается более интересный и разнообразный сюжет, больше персонажей. Именно поэтому «Первая любовь» — это повесть.

Во-первых, мы видим не одного главного героя, а нескольких.

Во-вторых, в центре внимания не один эпизод, о котором идёт речь на протяжении всего повествования, а ряд событий, вытекающих друг из друга и имеющих особое значение.

Чему учит повесть?

Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.

Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

«Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Основная идея

В чём же смысл повести Тургенева? Да в том, что любовь, несмотря ни на что, — прекрасна! Это всепоглощающее чувство, будто ураган, сносит всё на своём пути, влюблённый не видит никого и ничего вокруг себя, он видит только объект своих чувств.

Она даёт человеку стимул жить, меняться в лучшую сторону, радоваться. Первая любовь не всегда так прекрасна, как кажется, это подтверждает хотя бы сюжет данной повести, но это сильное чувство, пусть даже трагичное, герой проносит через всю свою жизнь.

Это чувство запомнил и Володя, и писатель, и каждый из нас. Спустя столько лет человек сможет в мельчайших подробностях рассказать о событиях тех дней, дней, когда он был влюблён. И разве это не прекрасно? Просто помнить о том, что ты — живой человек, ты можешь чувствовать, помнить все свои ощущения в моменты первой встречи и улыбаться своим же воспоминаниям.

Даже самая трагичная любовь может стать чем-то хорошим для человека. В первую очередь, это жизненный опыт, который необходим каждому. Анализируя всё произошедшее, свои действия и действия других, мы становимся лучше. Всё, что происходит – не зря, самое главное – это помнить об этом. Это и есть главная мысль книги.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой.

Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх.

Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Читайте так же – И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч». Анализ. Характеристика героев

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Источник

Источник

«Первая любовь» (главные герои)

Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» (И. Тургенев)

Главные герои повести Тургенева «Первая любовь»:

Владимир Петрович – холостяк. Основное развитие сюжета происходит, когда Владимиру Петровичу было 16 лет. Тогда он впервые влюбился в соседку княжну Зину Засекину.  Он испытывал блаженство, когда был рядом с нею, безумно ревновал к другим мужчинам, тосковал, когда ее не было рядом. Молодой Владимир забросил занятия, прогулки по окрестностям, перестал кататься верхом.

Марья Николаевна, матушка – на сына не обращала никакого внимания, несмотря на то, что это был единственный сын. Была ревнива, постоянно волновалась или сердилась.

Петр Васильевич, отец – человек изысканно спокойный, самоуверенный и самовластный. К сыну относился равнодушно ласково. Был на 10 лет моложе жены и женился на ней по расчету. К сыну относился отстраненно, воспитанием почти не занимался.

Княгиня Засекина – 50-летняя женщина. Судя по манерам, рождена не в княжеской семье. Во второй половине XIX века были приняты браки между состоятельными купцами и промышленниками с обедневшими дворянами.  Дворянское сословие деградировало.  Княгиня Засекина не отличалась светскими манерами, и даже была неприятной женщиной

Зиночка, дочь Засекиной – барышня 21 года.  Кокетлива. Лицо ее  было тонко, умно и мило. В отличие от матушки она как раз и отличалась светскими манерами, тактом. Не была лишена княжеской надменности.

  Прекрасно говорила по-французски, читала. Зиночка нравилась мужчинам, и прекрасно это знала, и пользовалась этим.

  Она быстро заметила, что 16-летний Владимир был влюблен в нее, заигрывала с ним, дразнила, баловала, потешалась над ним.

«Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, — насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам».

Над Зинаидой довлело неправильное воспитание, ее окружали странные люди; бедность и беспорядок в доме.  Она ощущала свое превосходство над людьми,  пользовалась безграничной свободой. Все это, вместе взятое, выработало в ней   некоторую небрежность ко всему и невзыскательность. «Каприз и независимость», — так охарактеризовал Зиночку Лушин.

Зиночка подтрунивала над поэтом Майдановым, сочувствовала ему, и в то же время заставляла его читать Пушкина.

Но из всех мужчин, окружавших Зиночку, она полюбила Петра Васильевича, отца Володи. Полюбила настолько сильно, что смогла снести от него удар хлыстом. Это больше всего поразило юного Владимира.

Граф Малевский говорил с  легким польским акцентом. Это был красивый и франтовато одетый брюнет с усиками, выразительными карими глазами, тонким  носом и маленьким ртом.

  Он был умен и красив, но в нем чувствовалась фальшь, нечто сомнительное.  Он заработал себе репутацию мистификатора, он мастерски дурачил людей на маскарадах.

  Обладал лисьей хитростью и неосознанной лживостью, впитавшейся во все его существование.

Доктор Лушин отличался правдивостью и прямолинейностью. За эту черту его уважал Владимир Петрович.  Он лучше других знал Зинаиду, и, наверное, больше других любил ее.  На словах был циничным и насмешливым человеком.

Поэт Майданов – высокий молодой человек с худощавым  лицом,  подслеповатыми глазами и длинными черными волосами.  Человек холодный, как все сочинители, живший в своем выдуманном мире. Он уверял Зиночку, а может быть в большей степени самого себя в том, что  обожает ее, воспевал ее в своих стихах.

Отставной капитан Нирмацкий, сорокалетний мужчина,  рябой до безобразия, курчавый как арап, сутуловатый, кривоногий.

Беловзоров, гусар, — красавец гусар с глазами навыкате и белокурыми кудрями был статного и даже богатырского телосложения.  Как военный человек, он всегда носил мундир.  Он предлагал Зинаиде выйти за него замуж.  Зиночка называла гусара «мой зверь». Беловзоров  безумно ревновал Зиночку ко всем

Роман заканчивается тем, что 4 года спустя после описанных событий Зиночка умирает при родах. Владимир окончил Университет, а Зиночка вышла замуж за некоего состоятельного господина Дольского.

Образ и характеристика Зинаиды в повести Первая любовь Тургенева – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Иван Сергеевич Тургенев выделяется среди русских писателей тем, что ему особенно хорошо удавалось создавать образы своих героинь. К плеяде “тургеневских барышень” относится главная героиня повести “Первая любовь”, княжна Зинаида Александровна.

Главный герой произведения, Володя, от лица которого ведется повествование, немного младше главной героини. Он, будучи совсем молодым и неопытным человеком, искренне полюбил свою соседку. Причем подобное чувство он никогда раньше не испытывал. Зинаида, девушка примерно двадцати лет, стала для него первой любовью в жизни.

Главная героиня повести показана как очень яркая и красивая девушка, окруженная множеством самых разных поклонников. Она оказывается в центре внимания достаточно большой группы молодых людей.

И главный герой, желая выделиться из толпы, подвергает себя добровольному полурабскому существованию, служа мишенью всех развлечений Зинаиды, не всегда приятных и безобидных. Она, находясь в центре всеобщего внимания, планирует все времяпрепровождение компании.

При этом она всегда несколько отдалена от молодых людей, относится к ним с высокомерием, ничто не может переубедить ее в чувстве собственного превосходства.

Образ главной героини не так уж и прост. Наряду с неудержимым весельем, Зинаида достаточно часто пребывает в состоянии черной меланхолии и глубокой задумчивости. Володя, несмотря на свою любовь, оказывается неспособным вывести свою избранницу из этого состояния. Она так и не отвечает ему взаимностью, относится исключительно как к младшему товарищу.

Впоследствии выясняется, что Зинаида Александровна сама искренне влюблена в Петра Васильевича. В отношениях с ним у нее не остается ни капли высокомерия и надменности, которые она позволяет себе с молодыми знакомыми. Она реверсирует, проявляя в своих чувствах по-настоящему рабскую преданность.

Жизнь Зинаиды закончилась трагически. Она умерла во время родов. В образе Зинаиды Тургеневу удалось показать всю сложность и противоречивость женской души. Она не просто малопривлекательная, злобная, ограниченная и эгоистичная особа.

Просто, ввиду своего возраста, она более развита психологически и физически, чем главный герой, совсем юный и наивный. В то же время, Зинаида способна на любовь к человеку, с которым она никогда не сможет быть счастлива.

Читайте также:  Образ Кулигина в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Тем самым проявляется сильный и самоотверженный характер главной героини.

2 вариант

В нашей жизни укоренилось понятие «тургеневская девушка».

Что мы подразумеваем под ним? Лиза Калитина(«Дворянское гнездо»), Наталья Ласунская ( «Рудин»), Зинаида Засекина(« Первая любовь») и другие героини Ивана Сергеевича Тургенева не только хороши собой, хрупки, образованны, умны, но и обладают решительным характером, не боятся общественного мнения, не ждут от возлюбленного первого шага.

В повести «Первая любовь» писатель вспоминает о своей юности и первой влюбленности. Произведение автобиографическое. « В нем ничего не выдумано,» – подчеркивал И.С.Тургенев.

Героиня повести сразу увлекает шестнадцатилетнего героя Володю. Зинаида хороша собой: светлое лицо, светлые глаза, белые пушистые волосы. Даже голосок серебристый.

Володя мечтает очутиться в числе ее поклонников, несмотря на свой юный возраст –Зиночка старше героя. Попав на дачу Засекиных, Володя старается угодить своей возлюбленной.

В лучах заходящего солнца Зиночка залита светом, образующим нимб над ее головой. Для героя Зинаида превращается в ангела.

Засекины хоть и имеют княжеский титул, но явно не богаты. Однако Зинаида хорошо образованна и умна. Для посторонних она гордячка, при этом непринужденно беседует по-французски с отцом героя, в дом которого они с матушкой приглашены на обед.

Окруженная толпой поклонников, она всегда весело проводит время: у Володи замирает сердце при ее прикосновениях. Однако часто Зиночка становится грустна: ее точит какая-то внутренняя боль. О себе она говорит, что престранная: то неумеренно веселится, то предаётся унынию.

Молодые люди, окружающие княжну, готовы жениться на ней. Однако Зинаида ждет такого жениха, который бы сам ее свалил. Теми, кто подчиняется ей, она не довольствуется. Ей нужен сильный человек ,которому она бы подчинилась.

С тоской повторяет героиня строки Пушкина: что не любить оно (сердце) не может, и хотело бы, да не может. Яркий летний день княжну не радует. Ее печаль черного цвета. Володя с тоской думает, что Зинаида полюбила.

Не оставляет никаких сомнений сон, рассказанный героиней: ночь, огни факелов. Плотские утехи девушек в белых венках. Ее чувство сильное и греховное.

Ночью в саду Засекиных Володя видит отца, закутанного в плащ и шляпу. По спущенной простыне он поднимается в комнату к Зиночке. В этот момент по небу скатилась звезда – отныне Зинаида для героя превращается в падшего ангела.

И еще раз Володя увидит свою первую любовь в городе: он станет свидетелем свидания княжны и отца. Резкие слова, удар хлыстом – Зинаида готова все принять от любимого человека. Слухи и сплетни не страшат ее. Она готова быть всеми отвергнутой ради своей любви.

Будучи уже немолодым человеком, писатель будет вспоминать это дождливое утро, это прощание со своей мечтой.

Картинка к сочинению Образ и характеристика Зинаиды в повести Первая любовь

ПредыдущаяСледующая

"Только любовью держится и движется жизнь". Образы героев повести И.С. Тургенева "Первая любовь"

Чтобы состояться как личность, Подвергнуться испытанию любовью, Ибо именно в ней выявляется истинная Сущность и ценность любого человека.

И.С.Тургенев

– Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

  • – Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.
  • В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.
  • Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого.

Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей.

Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств – это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время.

Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая.

Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

-Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями.

Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание.

1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

– Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви – ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

– Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

– Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя – отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

– Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением.

“Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой.

Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен – и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение.

Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью – это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее.

Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то.

Читайте также:  Сочинение: Великие русские писатели

Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город.

Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”.

Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь.

Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год.

Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет.

К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

– Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна.

“ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”.

Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

– Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно.

“Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды.

Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

12.02.2010

Герои повести Тургенева "Первая любовь": характеристика героев – Тургенев И.С. Литература 19 века

Владимир Петрович (Вольдемар) — герой повести «Первая любовь», от лица которого ведется рассказ. Это автобиографический образ повести-воспоминания.

Шестнадцатилетний мальчик из богатой, но не вполне благополучной семьи (отец, женившийся по расчету на женщине старше его на десять лет, изменяет ей), стоящий на пороге взрослой жизни и начинающий мало-помалу ее узнавать.

Этому способствует любовь к девушке, поразившей его своей исключительностью.

Для автора очень важно «пропустить» изображаемую историю через восприятие и переживание влюбленного подростка. Прежде всего это даёт Тургеневу возможность придать новый смысл и новое звучание традиционной для него теме любви.

Любовь Вольдемара к Зинаиде — это еще юношеское чувство, вырастающее из неопределенных предчувствий и ожиданий. Оно почти бескорыстно — не связано ни с какими практическими намерениями и, в сущности, не имеет ясной цели.

Любовь обнаруживает в этой тургеневской повести свою собственно поэтическую сущность, не омраченную житейскими противоречиями и разочарованиями. Именно в этом ее варианте открывается присущий любви тайный потенциал гармонии.

Рассказывая о своих переживаниях, Вольдемар сближает, казалось бы, несовместимые состояния: ему стыдно и весело, приятно и обидно, больно и сладко. Любовь оказывается одновременно счастьем и страданием, источником гордости и унижения, страха и надежды.

Звучит и тема — «любовь-рабство», тоже создавая сочетания все новых и новых, ранее несоединимых смыслов: героическое рабство, добровольное рабство, ликующее рабство. В более ранних произведениях эти разнородные оттенки чувства либо не соединялись, либо не развивались в полной мере, либо контрастно и даже конфликтно сталкивались: теперь они тяготеют к слиянию.

В «Первой любви» Тургенева впервые показано гармоническое единство противоположностей, которое не поддается логическому осмыслению, но внятно чувству. Сохраняя в памяти всю противоречивость своих прежних состояний, герой видит в каждом из них нечто ценное и не находит в своей жизни ничего подобного им, даже самые мучительные из них неотделимы от ощущения праздника.

Все это развертывается на фоне совсем иного, трагического, мироощущения, составляющего итоговую мудрость прожитой жизни (оно окрашивает размышления героя в эпилоге повести).

Засекина Зинаида Александровна (Зинаида) — главная героиня повести «Первая любовь» Тургенева. Происходит из обедневшего аристократического семейства. На первый взгляд многое в ее характере и жизни объясняется противоречивостью ее общественного положения.

Но наблюдения рассказчика, а позднее — история любви Зинаиды к отцу Владимира раскрывают неизмеримо более глубокое содержание ее образа. За эксцентричными поступками 3инаиды угадывается неудовлетворенная, пытливая и страстная душа (эти черты сближают героиню с Асей). Но ее духовные порывы не имеют никакого отношения к нравственным и уж тем более к социальным проблемам.

Все напряженные и разнообразные стремления этой незаурядной натуры сосредоточены на любви. Отсюда рождаются психологические неожиданности: в душе героини сосуществуют самоотверженность и властолюбие, жестокость и доброта.

3инаида может наслаждаться чужим страданием, находя в нем возмещение собственной боли, но она же почти мгновенно способна испытать нежность к своей жертве. Героиня может быть жестокой и от сознания собственной силы (именно желание почувствовать себя всемогущей побуждает ее мучить своих поклонников).

Однако эта торжествующая сила недаром названа играющей: власть над людьми для 3инаиды самоцельна и, в сущности, бескорыстна. Поэтому желание властвовать и порабощать часто смешивается с веселой беззаботностью и всегда отмечено особой грацией, примиряющей даже с самыми коварными прихотями этого необыкновенного существа.

3инаида — первая тургеневская героиня, наделенная острым скептическим умом. Тем ярче свойственное ей очарование женственности, окружающее героиню ореолом уже не только человеческой, но и чисто женской исключительности. Любовь нарушает весь привычный строй ее внутренней жизни.

Она врывается в душевный мир Зинаиды как роковая, стихийная и грозная иррациональная сила. Героиня повести «Первая любовь» Тургенева чувствует, что теряет независимость и столь дорогую ей способность властвовать над людьми, она пытается противостоять страсти, но страсть все же побеждает.

Гордая 3инаида переносит унижения и безоглядно жертвует собой.

Но это не обычная ситуация любви-рабства; цель ее жертв — наслаждение и счастье, жертвы неотделимы от требований, и получается, что в глубине добровольного подчинения любимому человеку таится «поединок роковой» двух сильных натур.

Развязку приносит вторжение в любовную историю грубой и простой прозы жизни.

Предельное напряжение чувства, катастрофичность его развития соседствуют с буднями «незаконной» любовной связи — с дрязгами, ссорами, анонимными письмами, семейными скандалами, сомнительными денежными расчетами, необходимостью как-то выпутываться из постыдной «истории» и скрывать ее последствия, именно в этих испытаниях перегорает трагическая страсть.

В конце повести читатель узнает, что 3инаида, пройдя через сильнейшие душевные потрясения, освободилась от ига страсти и благополучно вышла замуж. Но Тургенев, по-видимому, не может допустить, чтобы его героиня вступила на один из обычных жизненных путей. Сообщение о внезапной ее смерти обрывает рассказ о ней.

Петр Васильевич (Отец) — отец героя-рассказчика. Это еще молодой и очень красивый человек с сильной волей, смелый, страстный, уверенный в себе и деспотически властный. Прототипом послужил отец писателя.

Последовательный эгоцентрист печоринского типа, он ищет в жизни наслаждений и власти над людьми, руководствуясь принципом: «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся, самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни».

Добиваясь любви Зинаиды, он поначалу, кажется, осуществляет свой жизненный принцип, подчиняя ее своей воле.

Но в дальнейшем становится ясно другое — тот, кто выглядит властелином, кому приносят жертвы, в конце концов сам оказывается жертвой страсти — выступает в роли униженного просителя, плачет от сознания своей слабости и умирает, завещая сыну: «Бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы…».

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997

Ссылка на основную публикацию