Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер)

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

  “Идиот” Достоевского: анализ произведения и отзывы читателей

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер)

(298 слов) Учителя в своей работе используют разные подходы к ученикам. Кто-то ругает их крепкими словами, кто-то взывает к стыду и совести, а кое-кто предпочитает не замечать шаловливых выходок ребят. Но только не Харлампий Диогенович из повести Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Харлампий Диогенович – учитель математики. Он не отчитывает учеников, не читает им нотаций, не выгоняет из класса. Вместо этого преподаватель использует беспроигрышный вариант – поднимает провинившихся учеников на смех перед всем классом. А выглядеть смешным никому не хочется.

Ученик, нарушивший дисциплину, понимает, насколько он смешон, и дальше уже старается не попадаться на «ловушку». Свой метод учитель применил и к герою, от лица которого ведётся повествование.

Мальчик не сумел решить домашнее задание, а, придя в школу за час до начала занятий, играл в футбол, вместо того чтобы спросить у отличников, как решается задача. Когда начался урок, в класс по ошибке заглянули доктор и медсестра.

Ученик решил воспользоваться случаем, и убедил врача, что сначала прививку надо делать именно их классу. После того, как все были привиты, Харлампий Диогенович, как обычно делал перед звонком, начал рассказ о древнегреческом герое.

Но оказалось, что учитель повествует о том, как один молодой человек попытался совершить тринадцатый подвиг Геракла, да не от храбрости, а от трусости. Вскоре стало ясно, что речь идёт о рассказчике. Учитель вызвал его к доске. Над мальчиком смеялся весь класс. И с тех пор он стал серьёзно относиться к выполнению домашних заданий.

Мне кажется, отчество учителя выбрано не просто так. Диоген – это древнегреческий философ. Отчество «Диогенович» указывает на мудрость его владельца. Действительно, Харлампий Диогенович – мудрый учитель, который использует смех в воспитательных целях.

Благодаря его методу, у учеников укрепляется характер, дети учатся относиться к себе с юмором.

Я думаю, что Харлампий Диогенович, как настоящий педагог, воспитал в своих учениках самое ценное – привычку к честному исполнению взятых на себя обязательств и здоровое чувство юмора.

Светлана Егорова Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика Харлампия Диогеновича из рассказа «13 подвиг Геракла» Заранее спасибо)

Ответ оставил Гуру

Харлампий Диогенович — преподаватель математики пятого класса, где учится главный герой произведения. Характером и педагогическим стилем он разительно отличался от учителей школы. Появившись в школе неожиданно, он явил собой противовес традиционным методам преподавания и воспитания детей.

По происхождению педагог грек, на что нам указывает Его отчество — Диогенович. Математик, в свободные или подходящие минуты урока знакомит учеников с историей и мифами Древней Греции. Но не только в близости к истории мы видим созвучие учителя с философом. Он имеет очень философский взгляд на жизнь.

На уроках Харлампия Диогеновича стоит пугающая даже директора тишина. А причиной ее является умение математика в ироничной форме высмеять не самые благовидные качества учеников: непунктуальность, лень, трусость, необязательность. Находясь под зорким взглядом учителя каждый в классе, без исключения, удостаивается капли иронии.

Но эта ирония столь остра, что вызывает смех класса, программируемый самим педагогом. Именно сатирический смех, а не насмешка или наказание, акцентируют весь класс на прозошедшем.

Попав под прицел его высказывания, каждый ребенок осознает не только вину, но и последствия своего поступка: двоечник — списывания, опоздавший — цену отнятого времени, а главный герой — никчемность своего подвига. Ирония педагога очень адресна, она позволяет человеку понять, что ошибка допущенная им, не случайность, а лукавая попытка избежать неизбежного.

Сам автор благодарен методике Харлампия Диогеновича, считая ее превосходящей назидание, наказание или неприкрытое порицание неблаговидных поступков. Свою благодарность педагогу он резюмирует в последних строках произведения: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». Оцени ответ

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович. К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей.

Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем. Главный герой не справился с задачей по математике.

Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики.

Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом.

Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости. Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась.

После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку.

Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», т>т же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б».

Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью».

От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.

Читайте также:  Биография м. а. шолохова: самое главное и основное

В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам». Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — « был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек». Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным.

Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса.

«Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

Характеристика 2

У каждого учителя есть своя методика общения с нерадивыми учениками.

Одни читают морали, надеясь, что в хулигане проснется совесть, другие могут откровенно перейти на крик, а третьим легче делать вид, что ничего не происходит и не обращать внимания на зарвавшихся школяров. Совсем другой подход к детям у Харлампия Диогеновича, учителя математики, героя повести «Тринадцатый подвиг Геракла».

  Характеристика главных героев трагедии «Моцарт и Сальери»

Он не кричит на провинившихся учеников, не читает долгих нотаций, не выставляет за дверь.

Харлампий Диогенович поступает уникально – он поднимает хулигана на смех, а быть посмешищем всего класса — весьма сомнительное удовольствие.

Осмеянный один раз, нарушитель дисциплины старается больше не попадаться на этот «крючок».

Именно так он поступил с учеником, от лица которого написано это произведение. Мальчишка не справился с заданным на дом уроком и придя в школу значительно раньше начала занятий, вместо того, чтобы обратиться к какому-нибудь отличнику за помощью, присоединился к футбольной игре.

Вскоре после начала урока, в класс нечаянно заглянули врач с медсестрой. Воспользовавшись ситуацией, мальчик, схитрив, уверил медиков, что прививки в первую очередь необходимо сделать именно их классу. После того, как был привит последний ученик, Харлампий Диогенович, начал рассказ об одном древнегреческом герое.

Он всегда рассказывал какую-нибудь историю перед тем, как прозвенит звонок на перемену. Но в этот раз выяснилось, что учитель рассказывает об юноше, совершившим тринадцатый подвиг Геракла, но отнюдь не от храбрости, а наоборот, от того, что струсил. В конце своего повествования, учитель пригласил горе – героя к доске и весь класс начал над ним потешаться.

После этого случая, мальчик уже не решился относиться к домашним заданиям столь легкомысленно.

Необычное отчество учителя в повести наверное, придумано не случайно, Диоген, как известно был знаменит своей мудростью. Харлампий Диогенович тоже наделён этим качеством.

Воспитать в детях сильный характер, посредством чувства юмора – такая задача не каждому по плечу.

Только обладая умом и с годами накопленным опытом можно добиться определенных результатов, каких добился Харлампий Диогенович, благодаря своей мудрости.

Другие сочинения: ← Анализ романа Гюго Собор Парижской Богоматери↑ ДругиеГлавные герои новеллы Дары волхвов →

Ответы Mail.ru: характеристика учителя в рассказе тренадцатый подвиг геракла

Татьяна Высший разум (300998) 8 лет назад В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

svemta mayer Ученик (103) 4 года назад

Вы у друг друга списываете????

Антон Вольский Ученик (148) 4 года назад

зачем вы списываете

женя кудряшов Профи (609) 4 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

чумной врач Ученик (218) 4 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

кренделёк Ученик (157) 4 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

v TheBrainDit v Ученик (102) 4 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Вика Веряева Ученик (169) 4 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Александр Черенов Ученик (184) 4 года назад В произведении «Тринадцатый подвиг Геракла» описывается уникальная личность – учитель, подающий детям только положительный пример. Харлампий Диогенович не травмировал детские души нравоучениями. Главным его инструментом было чувство юмора. С помощью смеха он заставлял учеников задуматься о возложенной на них ответственности и уважительнее относиться к одноклассникам. Особенность шуток учителя заключалась в том, что они не были злобными. Благодаря доброму юмору ученики понимали свои ошибки и старались исправлять их. По утверждению рассказчика, Харлампия Диогеновича нельзя было назвать слабохарактерным, в отличие от других педагогов школы. Учитель был справедливым и любил детей, но не собирался потакать им. Веселье, организуемое этим человеком, не провоцировало нарушение дисциплины. Наоборот, оно способствовало установлению порядка. Смех Харлампия Диогеновича внушал даже провинившимся детям уверенность в собственном достоинстве.

Образ учителя раскрывается посредством отражения его отношения к ученикам. Харлампия Диогеновича можно назвать уникальной личностью. Работа в школе была его призванием, и он прекрасно справлялся с воспитанием детей.

Елена Гущина Ученик (174) 4 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Читайте также:  Образ русской женщины в творчестве некрасова

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Эльвира Одарченко Ученик (156) 3 года назад

Чётко сябочки

Рафгат Муллагалиев Знаток (261) 3 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Rodia228 Pautov Ученик (105) 3 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного

ilya komarov Ученик (131) 3 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

Никита Надеев Ученик (229) 3 года назад

спасибо

Светлана Саклакова Ученик (189) 2 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного»

Айдер Мансуров Ученик (104) 2 года назад

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» образ необыкновенного учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное» . Это – Харлампий Диогенович – веселый человек, постоянно смешит своих учеников. Его шутки были добрыми, и дети не обижались на них.

Харлампий Диогенович знал, что дети боялись, когда их высмеивают, поэтому, применяя методику «высмеивания» , он рассчитывал, что дети будут лучше учиться! Отчасти у него это получилось.

Харлампий Диогенович, как утверждает сам рассказчик, не был «слабохарактерным» , как другие учителя.

Это был справедливый человек, не потакал своим ученикам, но, безусловно, любил их. Его шутки были добрые, без сарказма: «это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного» .

Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).проект по литературе (6 класс) на тему

Исследовательская работа по литературе на тему:

Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………..3
  2. Образ учителя в произведениях XX века
  1. Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»……………………………………………5
  2. Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»……………………………………………………9
  1. Заключение…………………………………………………..11
  2. Список использованной литературы………………………13

Введение

Становление человека как личности начинается со школьной скамьи, и немаловажную роль в ходе такого процесса как нравственное и умственное развитие играет учитель. Трудной, но в то же время благородной профессии педагога посвящали свои произведения многие поэты и писатели русской и зарубежной литературы разных эпох, такие как А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Р. Рождественский, Г. Полонский, Ю.

Яковлев, А. Астафьев, Ч. Айтматов и другие. Именно учитель формирует будущее поколение, помогает ученику приспособиться к изменениям, происходящим в обществе. Литературный же образ учителя является подтверждением этому.

Несмотря на то, что в каждом произведении герой индивидуален- у каждого преподавателя своя судьба, свой характер, свои методы воспитания – всех их объединяет одно – бесконечная любовь к своему делу и к своим учителям. «Сеять разумное, доброе, вечное» – вот главная составляющая учителя.

  «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Отношение к учителю всегда было неоднозначным, менялось в поколениях, ибо любые действия педагога оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т. д.

В современном обществе роль учителя стала несколько принижена, сейчас люди чаще всего принимают учителей исключительно как людей, оказывающих образовательные услуги, совершенно несправедливо забыв, что учитель – это еще и кладезь моральных ценностей, нравственных устоев. Этим обуславливается актуальность нашей работы.

https://www.youtube.com/watch?v=-20RsXZt99w

Предметом нашей исследовательской работы является образ учителя в произведениях писателей XX века на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла».

Целью нашей работы является анализ образа учителя в произведениях XX века.

Задачи:

  1. Рассмотреть образ учителя в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
  2. Рассмотреть образ преподавателя в рассказе Ф.Искандера «13 подвиг Геракла»
  3. Выявить общие черты в образе произведений XX века.

Мы считаем, что на примерах учителей XX века стоит строить всю систему образования, утверждаем, что учитель, не зависимо от времени, от общественной ситуации всегда должен оставаться высоконравственной и милосердной личностью, должен быть творческим, с нестандартным мышлением, способным действовать в зависимости от ситуации. Постараемся в своей работе привести примеры настоящих учителей, как говорится, с большой буквы.

Образ учителя в произведениях XX века.

Анализ образа учителя в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»

Творчество замечательного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина оказало громадное влияние на возрождение национального самосознания русского народа в 1970-1990 годы.

«Распутин создал удивительную галерею образов русских людей: сердечных, терпеливых, измученных, добрых, беззащитных, упрямых, — ту галерею, которая воспроизводится с разными оттенками в каждом поколении нашего народа»[1].

Удивительно, что его глубочайший талант очень рано пробился сквозь фантастическую идеологию «строителей коммунизма», и произведения В. Г. Распутина в качестве дополнения к основной программе стали преподавать в средней школе с самого начала 1970-х годов.

Это связано с тем, что его размышления о жизни, о судьбе, о любви, дружбе, природе помогают находить в окружающем мире и самом себе огромные источники доброты и душевного тепла. ««Уроки французского» и «Прощание с Матёрой» уже даже не в памяти, а в сознании русского человека. Мы безотчетно мыслим образами и категориями, которые в своих произведениях формообразовал Распутин.»[2]

Действие рассказа «Уроки французского», написанного в 1973, происходит в послевоенное время, когда царствовали нищета и голод. Тем не менее люди не только не ожесточились, а наоборот стали глубже принимать чужую беду, старались помочь и поддержать друг друга. Именно таким замечательным человеком является Лидия Михайловна – учительница.

 Удивительно, но несмотря на то, что рассказ «Уроки французского» стал одним из значимых в творчестве писателя, сам Валентин Григорьевич не выделяет его среди других своих произведений, отмечая, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное происходило с ним.

Читайте также:  Банк аргументов ОГЭ: 63 примера из жизни и литературы

Действительно, рассказ автобиографичен, и прототипом главной героини является Лидия Михайловна Молокова. В 1977 году писатель рассказал о ней в интервью для «Литературной газеты». Позже она уже учила не деревенских детей Сибири, а русскому языку детей Франции – так складываются биографии.

И однажды случайно увидела в русском магазине книжечку своего ученика и прочитала рассказ «Уроки французского». «Можно представить, как обревелось её сердце. И она написала Валентину Григорьевичу нежное письмо.

»[3]Она признавалась, что не вполне довольна своей героиней, так как многие моменты все таки автор изменил, а главное добавил игру на деньги, которую в реальности Лидия Михайловна никогда бы себе не позволила, поскольку считала это непедагогичным.

Как заметил ей в ответ сам Валентин Григорьевич,  «не было этого, но по ее характеру можно было предположить, что она пошла бы на это…» Посвящен же рассказ другой замечательной учительнице – Анастасии Прокофьевне Копыловой, матери  друга В. Г. Распутина и известного драматурга Александра Вампилова, которая всю жизнь проработала в школе.

Прежде чем говорить непосредственно об образе учителя, необходимо еще раз обратить внимание на заглавие. Слово «уроки» в произведении несет два значения: непосредственно учебные часы и нечто духовно ценное, поучительное. То есть и учитель будет рассматриваться скорее  не как представитель определенной профессии, а как носитель мудрости, наставник.

Сюжет произведения прост: Лидия Михайловна, учительница французского языка, почувствовав, что с учеником творится нехорошее, пришла к нему на помощь. Поняв, что открыто материальную поддержку мальчику она оказать не может, дабы не задеть его гордость, решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Затем об этом узнает администрация школы, и учителя увольняют, не разобравшись.

В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику (мальчик буквально голодал, потому начались проблемы с учебой), она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, то есть выполнила основную профессиональную задачу.

Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога.

Сама Лидия Михайловна воспринимает его как  недоразумение, случайность: «Поеду к себе на Кубань, – сказала она, прощаясь, – А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я.

Учись, – она потрепала меня по голове и ушла. И больше я её никогда не видел»[4].

Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому. Это – хороший, небезразличный человек.

Она не только преподает свой предмет, она также следит за жизнью своих учеников: “…Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания…”[5].

Вся ее внешность сквозила добротой: “…я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы.

Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой».[6]

В душе Лидия Михайловна – точно такой же ребенок, как и ее ученики, она старается понять и принять каждого, стать с ним на равных, а главное – она считает, что учитель не должен быть скучным и слишком серьезным:”…

Иной paз полезно забыть, что ты учительница, – не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет.

Для учителя, может быть, самое важное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…”[7] 

Итак, обобщим сказанное.

Образ учителя в произведении «Уроки французского» – это образ умного, тонко чувствующего, высоконравственного, душевного и добросердечного человека, который способен находить нестандартные, но поистине мудрые решения, чтобы помочь другим, человека, обладающего чувством юмора, умеющего в определенный момент отбросить излишнюю строгость, человека, для которого судьба другого ставится выше собственных интересов.  

Анализ образа учителя в произведении Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»

Фазиль Искандер — из тех авторов, которые не просто любят своего читателя, но и пытаются ему помочь. “Я считал всегда своим долгом помогать человеку взбодриться в этой трудной жизни и быть достаточно добрым, достаточно честным. А вообще конечная задача искусства, как и религии, — очеловечивание человека”, — говорил он не раз в интервью.

[8] Рассказ  Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла» – на первый взгляд небольшая зарисовка из школьной жизни, но на самом деле в нем сокрыт глубинный смысл.

Рассказ помогает понять детскую психологию, дает шанс взрослому читателю вернуться в детство и переосмыслить многие моменты, раскрывает истинный смысл такого сложного понятия, как «воспитание», а главное рисует превосходный образ идеального учителя.

В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф.Искандером в 1964 году, речь также как и в произведении В.Г. Распутина идет о школе, и герой-рассказчик, которым в произведении является пятиклассник, повествует историю о своем учителе – Харлампие Диогеновиче.

События происходят в военные годы, однако историческое время отодвинуто на задний план, что дает сосредоточить свое внимание непосредственно на рисуемом образе учителя.

Харлампий Диогенович – очень интересный персонаж, у этого  педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, хотя многим она кажется неподходящей, и в современном обществе скорее всего получила бы порицание.  

В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда её результатом  может стать конфликт ученика и учителя.

  В анализируемом рассказе ученики воспринимают шутки как маленькое наказание, которое они заслужили, а не как оскорбление их личности. Для них такое обращение, доброе, но слегка насмешливое, является нормой, а Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину, что говорит о его профессионализме.

Главный герой оценивает такое обращение явно положительно: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучил нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.

По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда»,-однако к этим выводам приходит скорее не мальчик, а взрослый мужчина, проживший многие годы.[9] 

Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало.

Любой поступок учителя, прежде всего, оценивается им самим, поскольку  он должен  находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым.

Как говорил в дальнейшем автор произведения, «пока мы способны смеяться над своими недостатками, мы живы»[10].

Заключение

Итак, проанализировав в соответствии с нашими целями и задачами образ учителя в произведениях В.Г. Распутина и Ф. Искандера, мы пришли к следующим выводам:

Безусловно учитель – профессионал своего дела. Он всегда заинтересован в том, чтобы его предмет вызывал интерес у учеников, чтобы дети получили глубокие знания по той или иной дисциплине.

Так общение с Лидией Михайловной помогло герою подтянуть и главное полюбить французский язык; в классе Харлампия Диогеновича всегда царила идеальная дисциплина, если и раздавался смех, то смех организованный самим учителем, а с помощью своей методики учитель добился почти стопроцентного выполнения домашнего задания, а следовательно повысил качество знаний.

Настоящий педагог – это в первую очередь человек с большой буквы. Он умеет понять чужую беду, поддержать в трудный момент. Это человек, для которого моральные ценности превыше всего, а главное превыше собственных интересов.

Лидия Михайловна вовремя верно оценила ситуацию, которая происходит в жизни мальчика, поступив очень мудро, ненавязчиво оказала поддержку, хотя поплатилась карьерой, а ведь в послевоенные годы было жить несладко.

Харлампий Диогенович – прежде всего тонкий психолог, который умеет безболезненно затронуть струны человеческой души, и сыграть на этом ради пользы ученику.

Преподаватель способен нестандартно мыслить, порой становясь на одну ступень со своим учеником, отходить от излишней строгости, становясь не учителем, но наставником.

Лидия Михайловна пошла на нарушение профессиональной этики, решилась на игру на деньги, дабы в такой форме оказать материальную поддержку ученику, действия Харлампия Диогеновича сейчас некоторые возможно также сочтут непрофессиональными, однако он никогда не задел чужой гордости, не нанес оскорбления, а лишь сумел призвать к собственной совести с помощью иронии.

Учитель XX века безусловно пользуется уважением и признанием со стороны своих подопечных. Ни один ученик никогда не воспринимал действия своего педагога как неправильные, и по прошествии многих лет учитель – это нечто светлое, что остается в воспоминаниях из детства.

Итак, образ учителя – безусловно один из самых положительных образов в литературе XX века. Это герои, несущие свет, доброту, милосердие, заставляющие переосмысливать свои действия, люди, оказывающие поддержку.

       Мы доказали верность гипотезы, что настоящий учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей.

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок.

Проблема взаимодействия педагога  и  среды до сих пор актуальна, и для ее решения нам нужно чаще обращаться к нашему литературному  наследию, к примерам настоящих Учителей, ведь от того, каким будет преподаватель и его общение с учениками, зависит  будущее нашего общества.

 Считаем, что наша работа имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут  быть использованы   на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список использованной литературы

  1. Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. – 221с.
  2. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М., «Педагогика», 1990. – 160с.
  3. В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. – 164с.
  4. Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984.        – 122 с.

Интернет-ресурсы.

[1] Проханов А. Распутин: Империя и народ // http://rodnayaladoga.ru/index.php/pamyastoslov/799-uroki-valentina-rasputina

[3] Курбатов В. Валентин Курбатов о Валентине Распутине: люди бежали к нему, как к собственному сердцу // http:www.pravmir.ru/valenyin-kurbatov-o-valentine-rasputine-lyudi-bezhali-k-nemu-kak-k-sobstvennomu-serdtsu/

[4]  Здесь и далее по В.Распутин. Повести и рассказы. Новосибирск, 1996. С. 26

[8] Крылов К. Размышления о творчестве Фазиля Искандера // http://iamruss.ru/razmyshleniya-o-tvorchestve-f-iskandera-m-lipoveckiy.html

[9] Искандер Ф. Избранные произведения. М., «Детская литература», 1995. С. 49.

[10] Афанасьева Н. Фазиль Искандер. Человек, заглянувший в бездонную пропасть // https://ria.ru/analytics/20140306/998369423.html

Ссылка на основную публикацию