Образ Прона Оглобина в поэме «Анна Снегина» (С. Есенин)

Стихотворное произведение Сергея Есенина. Частично основано на фактах из его жизни.

Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами из него)

Персонаж Характеристика персонажа Цитаты персонажа
Сергуша Молодой человек, поэт, от лица которого ведется повествование. Имеет много общего с самим Сергеем Есениным. В начале повествования возвращается в родные края, убегая от войны, сам называет себя дезертиром. Он стал известным человеком, возвратился в родное село, но внутри него всё ещё копятся обиды на людей, он потерял веру в них, поэтому и дистанцируется от Анны. В её намерениях он видит лишь желание потешить своё самолюбие знакомством с известным теперь человеком. Тонко чувствует природу, обладает эстетическими чутьём, естественно выражает чувства.. Возмущается несправедливости войны, не видит смысла в кровопролитии, не понимает, почему знать отсиживается в безопасности, а народ проливает кровь. Бунтарь, однако протестует осмысленно и глубоко, имеет мягкий, печальный, надломленный произошедшими событиями характер. Устал от происходящего, пытается убежать от реальности в воспоминания о прошлом. Да что ж ты?
Имеешь ли душу?
За что ты с меня гребешь?
Анна Снегина Красивая дворянка, первая любовь поэта. Дочь помещицы, вышла замуж за белогвардейца и вышла в свет. От девушки, с которой был знаком поэт, её отделяет выгодное замужество, мужа она любила. Полностью осознаёт сословный барьер, разделяющий её с первой любовью. При первой встрече спустя много лет поэт не узнаёт в нарядной женщине девушку, с которой дружил в юности. За время его отсутствия на родине приобрела манеры и повадки высшего света. Теперь ей льстит тот факт, что она была знакома с известным поэтом, и поэтому она немного кокетничает с ним. В конце произведения мирится с ним, рассказывает ему о своих чувствах и принимает его чувства. Уезжает из страны, так как не может найти себе места в новых реалиях. — Ах, мамочка, это он!

  • Ты знаешь,
  • Он был забавно
  • Когда-то в меня влюблен.
  • Был скромный такой мальчишка,
  • А нынче…
  • Поди ж ты…
  • Вот…
  • Писатель…
  • Известная шишка…
  • Без просьбы уж к нам не придет.

Ну, сядем. Прошла лихорадка?

  1. Какой вы теперь не такой!
  2. Я даже вздохнула украдкой,
  3. Коснувшись до вас рукой.
  4. Да…
  5. Не вернуть, что было.
  6. Все годы бегут в водоем.
  7. Когда-то я очень любила
  8. Сидеть у калитки вдвоем.
  9. Мы вместе мечтали о славе…
  10. И вы угодили в прицел,
  11. Меня же про это заставил
  12. Забыть молодой офицер…
Мать Анны Рассудительная, хладнокровная женщина, которая ещё больше ожесточилась из-за того, что происходит вокруг. Стоически воспринимает смерть зятя, приводит дочь в чувства, при этом не теряя самообладания. А вы, вероятно, к дочери?
Присядьте…
Сейчас доложу…
Мельник Оптимистичный, весёлый, старый человек. Одинаково радушно принимает всех людей. У него можно найти утешение и возможность развеяться. В нем раскрыты лучшие черты русского человека. Голубчик! Да ты ли?
Сергуха!
Озяб, чай? Поди продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!
Ну что же! Вставай, Сергуша!

  • Еще и заря не текла,
  • Старуха за милую душу
  • Оладьев тебе напекла.
  • Я сам-то сейчас уеду
  • К помещице Снегиной…
  • Ей
  • Вчера настрелял я к обеду
  • Прекраснейших дупелей.
Жена мельника Старуха. Болеет, устала от того, что происходит, боится. Думает, что все беды от отсутствия царя и того, что открыли тюрьмы, выпустив преступников. Дела одолели, дела.

  1. У нас здесь теперь неспокойно.
  2. Испариной все зацвело.
  3. Сплошные мужицкие войны —
  4. Дерутся селом на село.
  5. Сама я своими ушами
  6. Слыхала от прихожан:
  7. То радовцев бьют криушане,
  8. То радовцы бьют криушан.
  9. А все это, значит, безвластье.
  10. Прогнали царя…
  11. Так вот…
  12. Посыпались все напасти
  13. На наш неразумный народ.
  14. Открыли зачем-то остроги,
  15. Злодеев пустили лихих.
  16. Теперь на большой дороге
  17. Покою не знай от них.
Прон Оглоблин Большевик, отрицательный герой. Явно склонен к насилию, поскольку попал на каторгу за убийство. Постоянно на всех озлоблен и пьян. Пропагандирует социализм среди крестьян, одержим идее бунта, верит, что только радикальные меры сделают крестьян свободными и равными. Умирает во время Гражданской войны. Придите.

  • Вы самый близкий.
  • С любовью
  • Оглоблин Прон.
  • Дружище!
  • С великим счастьем!
  • Настал ожидаемый час!
  • Приветствую с новой властью!
  • Теперь мы всех р-раз и квас!
  • Без всякого выкупа с лета
  • Мы пашни берем и леса.
  • В России теперь Советы
  • И Ленин — старшой комиссар.
  • Дружище!
  • Вот это номер!
  • Вот это почин так почин.
  • Я с радости чуть не помер,
  • А брат мой в штаны намочил.
Лабутя Брат Прона, участвовал в русско-японской войне. Награжден двумя медалями, однако всё равно остаётся трусом. Именно он ездит первым описывать дом Снегиных, является противоположностью своему брату, хотя и принимает революцию. Берёт от идеологической борьбы только выгодные для него идеи, однако не разделяет их полностью. Прячется в сене, когда белые расстреливают его брата. Петя!

  1. Мне больно… Не думай, что пьян.
  2. Отвагу мою на свете
  3. Лишь знает один Ляоян.

Образ Прона Оглобина в поэме «Анна Снегина» (С. Есенин)

Вам также может понравиться

Урок 21. образ времени в поэме «анна снегина» – Литература – 11 класс – Российская электронная школа

  • Литература
  • 11 класс
  • Урок № 21
  • Образ времени в поэме «Анна Снегина».
  • Перечень тем, рассматриваемых на уроке
  1. Биография Сергея Есенине;
  2. Содержание поэмы «Анна Снегина»;
  3. Образы лирических героев.

  1. Тезаурус
  2. Кульминация – период наивысшего подъёма, развития, напряжения.
  3. Прототип – абстрактный образ, воплощающий множество сходных форм одного и того же объекта.
  4. Развязка – конец драматического действия.

  5. Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах.
  6. Эпилог – заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не связанная с ним неразрывным развитием действия.
  7. Список литературы
  8. Основная литература:

1.

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература для 11 класса: в 2 частях. М.: Русское слово, 2009. Ч. 1 С. — 464 с.

Материал для самостоятельного изучения

Работу над поэмой Есенин начинает во время второй поездки на Кавказ – в период между 1924-м и 1925-ым годами, сразу после смерти Ленина.

Автор посвящает своё произведение Александру Вронскому – российскому революционеру-большевику и литературному критику. Первое публичное прочтение поэмы проваливается – критики холодно воспринимают произведение.

В поэме они видят сочувствие деревне и страдающему народу, но не поддержку власти. Такой ракурс большевиков не устраивает.

Есенин называет «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. Поэт даёт такое определение жанру своего творения, так как исторические события, на фоне которых разворачивается любовная драма героев, создают эпическую атмосферу.

У литературоведов есть разные мнения по поводу жанровой принадлежности произведения. Её называют «повестью в стихах» и «поэтической новеллой». Исследователь Владимир Турбин видит чёткую параллель в именах главных героев есенинской «Анны Снегиной» и поэмы «Евгений Онегин» Пушкина.

Фамилия Снегина отсылает сразу к нескольким литературным прототипам. Однозначно в есенинском тексте отражается его увлечение творчеством Александра Пушкина, – об этом можно судить и потому, что Анна, как и Татьяна Ларина, присылает письмо своему визави. С другой стороны, фамилия ассоциируется со снегом и белым цветом.

Исследователи подсчитали, что белые образы встречаются в 5-ти главах поэмы 11 раз.

  • Героев в поэме немного, но все они колоритны и представляют разные слои общества:
  • Сергун – лирический герой поэмы, молодой поэт, вокруг которого происходят события.
  • Возница, который рассказом о происходящем в деревне рисует экспозицию поэмы;
  • Мельник и его жена – герои, отражающие народ, на который «посыпались все напасти»;
  • Прон Оглоблин и Лабутя – жулики, решившие нажиться на событиях революции;
  • И, собственно, Анна Снегина – разорённая помещица, вынужденная эмигрировать, чтобы спасти себе жизнь.

Кто же скрывается за Анной Снегиной? Прототипов образа несколько. Среди них Анна Сардановская – внучатая племянница священника села Константинова, где вырос Есенин; Лидия Кашина – дочь помещика из Белого Яра и писатель Ольга Снегина. Возможно, все они частично наполняют образ героини.

Действие поэмы происходит между 1917-ым и 1923-им годами. Кратко обратимся к сюжету. Сергун «простившись с пушками, / Решил лишь в стихах воевать».

Лирический герой с возницей возвращается в родное село Радово, слушая по пути рассказы о том, как вечно ссорятся они с жителями соседней деревни Криуши. Это становится экспозицией к революционным событиям.

Увидев родную избу, покосившийся забор, герой произносит слова, которые рефреном будут звучать на протяжение всей поэмы:

  1. Когда-то у той вон калитки
  2. Мне было шестнадцать лет,
  3. И девушка в белой накидке
  4. Сказала мне ласково: «Нет!»
  5. Далёкие, милые были.
  6. Тот образ во мне не угас…
  7. Мы все в эти годы любили,
  8. Но мало любили нас.

В разговорах с народом он слышит первые отклики о случившейся революции: «пропала Расея, пропала… / Погибла кормилица Русь». Именно это отдалённое от села событие и в пространстве, и во времени становится завязкой к поэме, на фоне исторических событий происходят личные потрясения.

Прон Оглоблин подначивает Сергуна идти просить землю у Анны Снегиной. Герой соглашается, но делает это без энтузиазма. Уже в этой безынициативности видно отношение Есенина к установившейся власти и революции. В доме у героини беда – умер её супруг, потому все разговоры о земле неуместны.

Во время революции Прон и его брат Лабутя решают нажиться и устраивают самосуд над Снегиной. Местный мельник помогает ей укрыться, а затем бежать из страны. Сергун уезжает в Петербург и ничего не знает об этом.

Через несколько лет мельник присылает герою письмо, в котором рассказывает, что «в двадцатом годе / Расстрелян Оглоблин Прон», а юркий Лабутя и при Деникине – белом офицере – смог выжить.

Сергун опять оказывается в селе, и мельник передает герою подарок – письмо от Анны Снегиной:

  • Откуда же больше и ждать!
  • И почерк такой беспечный,
  • И лондонская печать.
  • Героиня рассказывает, что чувствует:

“Вы живы?.. Я очень рада…

  1. Я тоже, как вы, жива.
  2. Так часто мне снится ограда,
  3. Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко…

  • В России теперь апрель.
  • И синею заволокой
  • Покрыта берёза и ель.
  • Сейчас вот, когда бумаге
  • Вверяю я грусть моих слов,
  • Вы с мельником, может, на тяге
  • Подслушиваете тетеревов.
  • Я часто хожу на пристань
  • И, то ли на радость, то ль в страх,
  • Гляжу средь судов всё пристальней
  • На красный советский флаг.
  • Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна…

  1. Но вы мне по-прежнему милы,
  2. Как родина и как весна”.
  3. Письмом намечается ещё одна проблема – отношения тех, кто остался в стране, и тех, кто её бросил.

В поэме прослеживается нравственно-философская проблема угасания дворянских гнезд.

Если у Тургенева в «Дворянском гнезде» эта тема только намечена, в «Вишнёвом саде» Чехова она звучит как острая национальная проблема, то в «Анне Снегиной» Есенин ставит точку в этом вопросе.

Дворянские гнёзда окончательно разрушены, а их бывшие обитатели под гнётом советской власти вынужденно навсегда улететь в дальние края.

  • Сегодня ко мне под вечер,
  • Как месяц, вкатился Прон.
  • “Дружище!
  • С великим счастьем!
  • Настал ожидаемый час!
  • Приветствую с новой властью!
  • Теперь мы всех р-раз – и квас!
  • Мы пашни берём и леса.
  • В России теперь Советы
  • И Ленин – старшой комиссар.
  • Дружище!

Вот это номер!…

  1. … Гляди, голубарь, веселей!
  2. Я первый сейчас же коммуну
  3. Устрою в своём селе”.
  4. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
  5. Единичный выбор.
  6. Каким временем датирована поэма «Анна Снегина»?
  1. 1925 г.
  2. 1924-1925 гг.
  3. 1923 г.

Правильный ответ:

Читайте также:  К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

1925 г.

Работу над поэмой Есенин начинает во время второй поездки на Кавказ – в период между 1924-м и 1925-ым годами, сразу после смерти Ленина.

Автор посвящает своё произведение Александру Вронскому – российскому революционеру-большевику и литературному критику. Первое публичное прочтение поэмы проваливается – критики холодно воспринимают произведение.

В поэме они видят сочувствие деревне и страдающему народу, но не поддержку власти. Такой ракурс большевиков не устраивает.

Единичный выбор.

Какая проблема лежит в основе произведения?

  1. Проблема неустройства крестьянства.
  2. Проблема разрушения дворянских гнёзд.
  3. Проблема сломанных судеб.

Правильный ответ:

Проблема разрушения дворянских гнёзд.

В поэме прослеживается нравственно-философская проблема угасания дворянских гнезд.

Если у Тургенева в «Дворянском гнезде» эта тема только намечена, в «Вишнёвом саде» Чехова она звучит как острая национальная проблема, то в «Анне Снегиной» Есенин ставит точку в этом вопросе.

Дворянские гнёзда окончательно разрушены, а их бывшие обитатели под гнётом советской власти вынужденно навсегда улететь в дальние края.

Лирический герой в поэме С. Есенина “Анна Снегина”

В поэме “Анна Снегина”, которую С. Есенин считал главной в своем творчестве, отражены его раздумья о человеке, живущем в сложный переломный исторический период.

Здесь можно найти и рассуждения об империалистической войне, и наблюдения за различным восприятием Октябрьской революции крестьянами и помещиками, мечты и надежды автора.

“Анна Снегина” – одно из наиболее зрелых есенинских произведений, главные темы которого деревня и революция.

Судьба страны и отношение различных людей к происходящим событиям даны через образ

лирического героя поэмы.

Этот герой близок Есенину, который наделяет его своим именем – Сергей – и схожей судьбой поэта. Мужики-крестьяне считают героя поэмы “своим” и поэтому откровенно делятся с ним своими планами и надеждами.

Скажи:Отойдут ли крестьянамБез выкупа пашни господ? Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронтеМы губим себя и других?

Как и крестьяне, герой поэмы к войне относится неприязненно, как к народному бедствию, трагедии.

Он ощущает себя игрушкой в чужих руках, ведь в то время как “за чей – то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез”, купцы и знать отсиживались в тылу.

Тонко чувствующий и любящий природу лирический герой поэмы не понимает смысла войны, губящей тысячи жизней за сомнительные цели, именно поэтому он откладывает винтовку и берется “лишь в стихах воевать”.

Я думаю:Как прекраснаЗемляИ на ней человек. И сколько с войной несчастныхУродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах!

И сколько зароют еще!

По ходу действия поэт встречается с разными людьми. Среди них мельник – воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ наполнен лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал, образ практически идеальный.

Симпатию лирического героя вызывает и образ Прона Оглоблина – деревенского бунтаря, выразителя надежд и чаяний народа. Не зря именно глазами Оглоблина поэт воспринимает свершившуюся Октябрьскую революцию.

Как месяц, вкатился Прон.”Дружище!

С великим счастьем! Настал ожидаемый час! Приветствую с новой властью!”

Позже лирический герой сам становится очевидцем и участником событий, происходящих в послереволюционной России, но его отношение ко многим преобразованиям сложно и неоднозначно (“Суровые, грозные годы!… Чумазый сброд играл по дворам на роялях… Удел хлебороба гас…

Владелец землей и скотом, за пару измызганных “катек” он даст себя выдрать кнутом”).

И все же главная тема поэмы – личная. Чувства и мысли поэта раскрываются через его отношения с главной героиней – Анной Снегиной, через ее судьбу. Первая встреча поэта с когда-то любимой “девушкой в белой накидке”, а теперь важной дамой, после долгой разлуки вызвала в его сердце прилив новых чувств.

По-странному был я полонНаплывом шестнадцати лет.

Но это не помешало Анне Снегиной через некоторое время, правда, находясь в тяжелом душевном состоянии (убили ее мужа), нанести поэту тяжелую обиду, незаслуженный упрек, оскорбление, когда он хотел ей помочь.

Убили… Убили Борю…Оставьте! Уйдите прочь! Вы – жалкий и низкий трусишка.

Он умер…А вы вот здесь…

После революции, после того, как земли помещиков достались крестьянам, Анна уезжает за границу – навсегда. Так образ Снегиной и любви ее к герою сливается в его восприятии с образом безвозвратно ушедшей России (“но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна”). Однако все прекрасное, светлое и святое в их отношениях живет в сердце поэта как память, как надежда на будущее:

Далекие, милые были!…Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, любили и нас.

«Анна Снегина» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы С. А. Есенина

Здесь даны основные сведения о поэме С. А. Есенина «Анна Снегина», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэму «Анна Снегина» Сергей Александрович Есенин писал зимой 1924/25 года, закончена она была к 20 января 1925 года. Поэт посвятил её А. Воронскому. Полностью поэма была опубликована в мае 1925 года в газете «Бакинский рабочий».

В основу этого произведения легли воспоминания Есенина о посещении родного села, о революции и юношеской любви.

Главные герои поэмы

  • Сергей — молодой поэт, от его лица ведётся повествование. Он дезертировал с фронта во время Первой мировой войны и решил год пожить в родном селе. Это образ Есенина, но полного совпадения у героя поэмы с Есениным нет.
  • Анна Снегина (прототип — Л. И. Кашина) — молодая помещица, в которую поэт в юности был влюблён. Она любила своего мужа, погибшего на войне. Снегина после Октябрьской революции 1917 года эмигрировала, но не забывала и любила Родину.

Другие персонажи

  • Прон Оглоблин — один из сельчан, драчун, пьяница, но в то же время неплохой организатор.
  • Лабутя — брат Прона, трусливый и хвастливый человек, проникший во власть при Советах.
  • Возница — сельчанин из Радова.
  • Мельник — гостеприимный, радушный старик.
  • Жена мельника — хорошая и рассудительная женщина.

Краткое содержание для читательского дневника

Молодой поэт Сергей приехал в родное село Радово. Он увидел, что после февральской революции 1917 года там многое изменилось. Поэт встретился с крестьянами из деревни Криуши, и они стали расспрашивать его о положении дел в столице и о Ленине.

Позже поэт встретился с помещицей Анной Снегиной, в которую в юности был влюблён. Они вспомнили прошлое и свои мечты о славе. Через некоторое время поэт пришёл по просьбе Прона Оглоблина в Криушу, и они поехали просить Снегину отдать крестьянам землю без выкупа. Анна в это время оплакивала мужа, погибшего на войне, и назвала Сергея трусом за то, что он не на фронте.

После Октябрьской революции 1917 года хутор Снегиных забрали в волость, Анна с матерью уехали. Перед отъездом Анна попросила прощения у поэта за то, что его обидела.

Сергей возвратился в Петербург. Через 6 лет он получил письмо от мельника, в котором тот сообщил, что Прона Оглоблина расстреляли деникинцы. Поэт поехал навестить мельника. Мельник передал ему письмо от Анны из Лондона. Она писала, что грустит о России, и поэт ей по-прежнему мил.

Краткий пересказ по главам

Глава 1

В конце апреля 1917 года поэт ехал отдохнуть на родину, в дороге возница рассказывал ему о своём селе, которое называется Радово. В нём 200 дворов, рядом лес, река, поля, пастбища. Село было зажиточным, а соседняя деревня Криуша была очень бедная.

Мужики из деревни рубили украдкой дрова из леса около села Радова. Сельские мужики их застали, деревенские схватились за топоры, сельские тоже. В драке убили старшину. 10 человек за это услали в Сибирь.

С той поры в Радове жизнь стала хуже: 3 года подряд то пожар, то падёж скота.

  • Поэт ехал к знакомому мельнику отдохнуть от войны:
  • Война мне всю душу изъела.
  • За чей-то чужой интерес
  • Стрелял я в мне близкое тело
  • И грудью на брата лез.

Когда поэт понял, что он «игрушка», а знать и купцы не воюют, то «решил лишь в стихах воевать». Он оставил фронт и купил себе «липу» (подложный документ).

Наступил 1917 год. Керенский призвал вести войну до победного конца, и крестьян стали сгонять на фронт умирать. Поэт на фронт не пошёл, явил другую отвагу — «был первый в стране дезертир». Всё это поэт вспоминал по дороге в Радово.

Когда приехали, возница потребовал за дальний прогон довольно большую плату.

Старый мельник был очень рад гостю. Узнав, что он приехал на год, мельник сказал, что здесь хорошая охота — много дичи.

Жена мельника напоила их чаем, накормила пирогом, и поэт пошёл спать на сеновал. Шёл туда он по саду, увидел плетень и калитку, около которой, когда ему было 16 лет, он встречался с девушкой в белой накидке. Глава заканчивается словами Сергея:

  1. Далёкие, милые были.
  2. Тот образ во мне не угас…
  3. Мы все в эти годы любили,
  4. Но мало любили нас.

Глава 2

Утром мельник поехал к помещице Снегиной, так как настрелял ей к обеду дупелей. Жена мельника рассказала гостю, что здесь мужики «дерутся селом на село». Она считает, что это от того, что свергли царя.

Мельничиха недовольна, что из острогов выпустили злодеев. В Криушу мужики вернулись с каторги, и среди них — Прон Оглоблин, «булдыжник, драчун, грубиян», который убил старшину.

Женщина горюет, что «погибла кормилица Русь».

Поэт пошёл к мужикам поздороваться, но по дороге встретил мельника, едущего на дрожках. Тот сказал, что сообщил Снегиным, что к нему приехал «один молодой чудак». А дочь их Анна спросила, не поэт ли приехал. Узнав, что приехал он, она сказала матери, что Сергей в юности был в неё влюблён, что он был скромный мальчишка, а нынче известный писатель и без просьбы уж к ним не придёт.

Сергей пошёл дальше — в Криушу, где не был уже 3 года. Там увидел он, что на крыльце избы Прона собрались мужики и обсуждают новые законы, цены на рожь и скот.

Мужики спросили поэта, что нового в Питере и отойдут ли им «без выкупа пашни господ». Они недовольны, что правительство говорит, что ещё не настало время забирать у помещиков землю. Мужики спрашивают:

  • За что же тогда на фронте
  • Мы губим себя и других?
  • Поэт ничего на это не мог ответить.

Глава 3

Однажды на охоте Сергей простыл. Пролежал он в лихорадке 4 дня. Мельник привез к нему Анну Снегину. Она напомнила поэту, как они с ним в юности часто сидели у калитки и мечтали о славе. Сергей предложил ей послушать свои стихи про кабацкую Русь. Анна упрекнула его в том, что он устраивает пьяные дебоши, известные по всей стране.

Мельник принёс Сергею записку от Прона Оглоблина, который звал его в Криушу. Когда поэт пришёл в деревню, то увидел Прона, агитирующего обнищалый народ забрать у Снегиной угодья без выкупа.

Прон предложил Сергею поехать с ним к Снегиной просить, чтобы отдала угодья народу. Когда они взошли в помещичий дом, Прон стал убеждать мать Анны отдать мужикам землю.

Сергей, увидев Анну, понял, что у неё горе. Оказалось, что на фронте убили её мужа Бориса, который был офицером. Анна, назвав поэта жалким и низким трусишкой, не желающим воевать, прогнала его.

Сергей сказал Прону, что «сегодня они не в духе» и позвал его в кабак.

Читайте также:  Бывают ли в жизни непоправимые ошибки

Глава 4

Всё лето поэт охотился, с Анной больше не встречался.

Осенью пришёл к нему радостный Прон и сообщил, что в России сейчас власть Советов, а «Ленин — старшой комиссар». Прон собирался немедленно устроить в своём селе коммуну. Он был очень рад, что крестьяне заберут у помещиков пашни и леса.

Брат Прона, Лабутя, был хвастун и трус. Он хвастался, что прославился в битве с японцами под Ляояном.

Поэт досадует, что такие люди всегда заметны, «живут, не мозоля рук». Сейчас Лабутя состоял в Совете и организовал разор дома Снегиных. Весь снегинский хутор со скотом забрали в волость.

А мельник привёз помещиц к себе. Анна попросила у Сергея прощения, сказала, что была к нему несправедлива.

Снегины уехали под вечер, а вскоре и Сергей уехал из Радова в Питер «развеять тоску и сон».

Глава 5

Через 6 лет мельник прислал поэту письмо, в котором звал его в гости и сообщил об участи Прона Оглоблина — он был расстрелян в 1920 году деникинцами. А Лабутя залез в солому и вылез, когда белогвардейцы и казаки оставили деревню. И сейчас он, когда выпьет, кричит, что ему за храбрость надо бы носить красный орден.

Сергей приехал к мельнику, и тот передал ему письмо из Лондона от Анны Снегиной (его мельник принёс с почты более двух месяцев назад).

В письме Снегиной чувствовалась грусть, она вспоминала Россию, писала, что часто смотрит на пристани на красный флаг и знает, что советская страна стала сильной. Она пишет, что её дорога ясна, но поэт ей по-прежнему мил, «как родина и как весна».

Прочитав письмо, Сергей пошёл на сеновал и снова увидел калитку, около которой в 16 лет встречался с девушкой в белой накидке. Её образ в нём не угас. Заканчивается поэма словами:

  1. Мы все в эти годы любили,
  2. Но, значит,
  3. Любили и нас.

Заключение к краткому пересказу

В поэме С. А. Есенина «Анна Снегина» раскрыты темы:

  • Родина;
  • революция;
  • война;
  • любовь.

Основная мысль (идея) поэмы «Анна Снегина»: судьба человека находится в неразрывной связи с судьбой Родины.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Анализ поэмы "Анна Снегина" Есенина С.А. – Есенин С.А. Литература 20 века

Кратко:

В 1925 году была написана поэма «Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в 1917 – 1918 годах.

В «Анне Снегиной» соединились в единое целое элементы эпические, лирические и драматические. Эпическая тема дается в поэме в реалистических традициях. Действие поэмы происходит на широком общественно-историческом фоне: революция, гражданская война, расслоение деревни, раскулачивание, самосуды, гибель дворянских гнезд, эмиграция русской интеллигенции за границу.

В поле зрения автора оказываются народные бедствия – дореволюционные и послереволюционные («мужицкие войны», классовая ненависть, набеги деникинцев, непомерные налоги), народные судьбы (радовцев, которым «счастье дано», и криушан, у которых одна соха и «пара заезженных кляч»), народные характеры (Прон Оглоблин, Оглоблин Лабутя, мельник, мельничиха и другие).

Лирическое начало – несостоявшаяся любовь героев – определяется этими эпическими событиями. Анна Снегина – дворянка, аристократка. Сергей – крестьянский сын. Оба по-разному, но одинаково хорошо знают жизнь России и самозабвенно любят ее. Они и классовые враги, и люди, связанные душевным родством, они оба – русские.

Их роман протекает на фоне революционных катаклизмов и социальных потрясений, что в конечном счете и определяет расставание героев. Анна уезжает в Лондон, пережив все удары судьбы (разорение усадьбы, мужицкое возмездие, гибель мужа, разрыв с Сергеем), но сохраняет на чужбине нежность к герою и любовь к России.

Сергей, закружившись в революционном водовороте, живет проблемами сегодняшнего дня, и «девушка в белой накидке» становится для него просто дорогим воспоминанием.

Однако драматизм ситуации не исчерпывается тем, что революция разрушила личное счастье героев, она коренным образом подорвала веками складывающийся традиционный уклад всей русской жизни.

Нравственно искалеченная, гибнет деревня, воюют между собой крепкие хозяйственные радовцы и нищие криушане, долгожданная свобода оборачивается вседозволенностью: убийства, самосуды, засилие «злодеев… лихих».

На селе появляется новый тип вожака:

  • Булдыжник, драчун, грубиян.
  • Он вечно на всех озлоблен,
  • С утра по неделям пьян.
  • Прозорливый Есенин с горечью констатировал в «Анне Снегиной», во что превратилась его голубая мечта об иной земле и иной стране в государстве большевиков.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Проблематика поэмы «Анна Снегина» неразрывно связана со смысловым объемом, который несет в себе лирика Есенина. Один из центральных аспектов проблематики его поэзии в целом определяется решением вопроса о соотношении частного времени личности и исторического времени национальной жизни.

Обладает ли человек определенным суверенитетом в отношении к истории, может ли противопоставить разрушительному и тлетворному влиянию исторического процесса (если он именно так его воспринимает) свое право остаться частным человеком, отвергнув посягательства исторического времени на его личную жизнь и судьбу?

Такая проблематика предопределена двумя предметами изображения, каждому из которых соответствуют две сюжетные линии, развивающиеся в поэме параллельно. С одной стороны, это частный сюжет, повествующий об истории отношений лирического героя с Анной Снегиной, рассказывающий о несостоявшейся любви.

С другой стороны, он тесно переплетен с сюжетом конкретно-историческим, обращенным к событиям революции и гражданской войны, которые захватывают и жизнь крестьян, жителей деревни и хутора, на котором укрывается герой Есенина от вихрей исторического времени, и его самого.

Исторический разлад захватывает жизнь всякого человека без изъятия и разрушает наметившиеся было отношения любви в частном сюжете.

Экспозицией национально-исторического сюжета становится открывающий поэму рассказ возницы о внезапно возникшей вражде между двумя деревнями: Радово и Криуши.

В страшной драке за лес между мужиками двух деревень видится пролог гражданской войны, когда зерна гнева вырастают среди людей, принадлежащих одной культуре, одной нации, говорящих на одном языке: «Они в топоры, мы тож. / От звона и скрежета стали / По телу катилась дрожь».

Почему после этой драки жизнь в некогда богатой деревне Радово без всяких видимых причин приходит в упадок? Как объясняет возница такую ситуацию: «С тех пор и у нас неуряды. / Скатилась со счастья вожжа. / Почти что три года кряду / У нас то падеж, то пожар»?

Рассказ возницы, служащий прологом к национально-историческому сюжету поэмы, сменяется экспозицией частного сюжета, связанного с судьбой лирического героя, с тем выбором, который он делает, дезертируя с фронта империалистической войны.

Чем обусловлен такой поступок? Мотивируется ли он трусостью лирического героя, желанием спасти свою жизнь, или же он обнаруживает твердую жизненную позицию, нежелание участвовать в безумных и разрушительных исторических обстоятельствах империалистической войны, цели которой неизвестны и чужды лирическому герою?

Дезертирство — осознанный выбор героя, не желающего быть участником бессмысленной и чуждой интересам народов бойни: «Война мне всю душу изъела.

/За чей-то чужой интерес /Стрелял я в мне близкое тело /И грудью на брата лез».

Февральская революция 1917 года, когда «над страной калифствовал /Керенский на белом коне», не изменила ни саму историческую ситуацию, ни отношение лирического героя к войне и к своему участию в ней:

Но все же не взял я шпагу…

  1. Под грохот и рев мортир
  2. Другую явил я отвагу —
  3. Был первый в стране дезертир.

Покажите, что такой выбор дается лирическому герою нелегко, что он все время возвращается к своему поступку, находит все новые и новые эмоциональные оправдания: «Нет, нет! / Не пойду навеки. / За то, что какая-то мразь / Бросает солдату-калеке / Пятак или гривенник в грязь». Найдите другие примеры подобного самооправдания.

Таким образом, двум сюжетным линиям анализируемой поэмы «Анна Снегина» Есенина соответствуют и две экспозиции, соотнесенность которых формирует проблематику поэмы: можно ли в условиях исторической действительности XX столетия спрятаться от свирепых и разрушительных ураганов войн и революций, национального раздора, пролог которого звучит в рассказе возницы, в своем частном мире, в укрытии, на хуторе у мельника, куда и направляется лирический герой? Может ли статься так, что исторический ветер пройдет мимо и не затронет? Собственно, попытка обрести такое укрытие и оказывается завязкой поэмы.

Однако такие попытки обнаруживают свою полную иллюзорность. Внутренний разлад крестьянского мира с самим собой, образ которого дан во вражде деревень Радово и Криуши, становится все более и более очевиден, вовлекает все больше и больше людей.

Обратитесь к разговору героя со старухой, женой мельника. Покажите, как она воспринимает современное состояние крестьянского мира, какие новые грани к истории вражды радовцев и криушан прибавляет ее рассказ.

Где она видит причину разлада людей между собой?

Старуха ставит историю вражды двух деревень («То радовцев бьют криушане, / То радовцы бьют криушан») в более широкий национально-исторический контекст.

Первая встреча с Анной Снегиной заставляет автора обратиться к традиционному для любовной лирики сюжету встречи через много лет двух некогда любивших друг друга людей, разведенных потом судьбой и временем.

Вспомните, какие стихотворения Пушкина, Тютчева, Фета, Блока обращены к подобному сюжету.

Эта встреча дает возможность Анне Снегиной и лирическому герою вновь вернуться к прежнему эмоциональному состоянию, преодолеть время разлуки и повороты судьбы, разведшие их: «И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет».

Частный сюжет отношений Анны Снегиной и лирического героя развивается параллельно с другой сюжетной линией, основу которой составляет история дружбы лирического героя с Проном Оглоблиным.

Именно эти отношения проявляют характер исторического процесса, проходящего в русской деревне, развивающегося на глазах поэта и требующего его непосредственного участия.

Прон Оглоблин — как раз тот герой, который заставляет выйти из укрытия на мельнице, не дает отсидеться на сеновале у мельника, всячески показывает лирическому герою его необходимость крестьянскому миру.

Кульминацией поэмы, соединяющей две сюжетные линии, становится момент появления лирического героя вместе с Проном в поместье Снегиных, когда Оглоблин, выразитель интересов крестьянства, требует у помещицы земельные угодья: «Даешь, мол, твои угодья /Без всякого выкупа с нас».

Лирический герой оказывается вместе с крестьянским вожаком. Когда возникает прямой классовый конфликт, он, не в силах больше игнорировать вызов истории, делает выбор и выступает на стороне крестьянства.

Развитие сюжета обнаруживает невозможность спрятаться от исторического времени, от классовых противоречий в деревне, оказавшись на стороне, отсидевшись на хуторе у мельника.

Если он смог дезертировать с фронта германской войны, выбрав жизнь частного человека, то уйти от крестьянской среды, с которой он связан генетически, герой не может: остаться в стороне означало бы предательство деревни. Так совершен выбор: встав рядом с Проном, лирический герой теряет обретенную было любовь к Анне Снегиной.

Развитие любовного конфликта завершается еще и потому, что Снегина, потрясенная гибелью мужа-офицера на фронте, бросает в лицо поэта страшное обвинение: «Убили… Убили Борю… /Оставьте! /Уйдите прочь! /Вы — жалкий и низкий трусишка. /Он умер… /А вы вот здесь…»

Источник: Голубков М.М. Русская литература ХХ в.: Учебное пособие для абитуриентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003

Урок литературы "Анализ поэмы С.Есенина "Анна Снегина"

История создания:

Произведение «Анна Снегина» основано на реальных событиях. Прообразом Анны Снегиной была знакомая Сергея Есенина Лидия Ивановна Кашина, которая связала себя узами брака с офицером белогвардейцем, и впоследствии стала чужой и недосягаемой для поэта. В поэме поэт показал отношение к революции, военным действиям, политическим событиям.

Жанр: поэма. Некоторые исследователи творчества С. Есенина относят произведение «Анна Снегина» к жанру повести в стихах либо стихотворной новелле.

Читайте также:  Лишние люди в русской литературе

Критика

Впервые фрагменты из произведения «Анна Снегина» были изданы в 1925 году в журнале «Город и деревня», но полномасштабная публикация была лишь в конце весны этого года в газете «Бакинский рабочий».

Сам Есенин ставил книгу очень высоко и говорил о ней так: «По-моему, это лучше всего, что я написал». Это в своих воспоминаниях подтверждает и поэт В. Ф. Наседкин: «Своим литературным друзьям он охотнее всего читал тогда эту поэму.

Было видно, что она нравилась ему больше, чем другие стихи».

Критики боялись освещать столь красноречивый укор новой власти. Многие избегали высказываться в печати о новой книге или отозвались равнодушно. Зато у рядового читателя, судя по тиражу газеты, поэма вызвала неподдельный интерес.

  Образы русских князей в «Слове о полку Игореве»

По данным газеты «Известия» от 14 марта 1925 за номером 60, мы можем установить, что в Доме Герцена на встрече группы литераторов под названием «Перевал» прошло первое публичное чтение поэмы «Анна Снегина».

Реакция слушателей была отрицательной или равнодушной, во время эмоционального декларирования поэта они молчали и никак не проявляли заинтересованности. Кое-кто даже попытался вызвать автора на обсуждение произведения, но он резко отклонил подобные просьбы и покинул зал в расстроенных чувствах.

Мнение о работе он спросил лишь у Александра Константиновича Воронского (литературного критика, редактора журнала «Красная новь»). «Да, она мне нравится», — отозвался он, может, поэтому ему посвящена книга. Воронский был видным членом партии, но боролся за свободу искусства от государственной идеологии.

За это его расстреляли при Сталине.

Конечно, некрасовская прямолинейность, простота слога и витиеватость содержания, столь не свойственные Есенину, вызвали у советских критиков предположение, что поэт «исписался».

Они предпочитали оценивать лишь форму и стиль скандального произведения «Анна Снегина», не вдаваясь в подробности в виде деталей и образов.

Современный публицист, Александр Тененбаум, иронично замечает, что «осудили Сергея критики, имена которых сегодня уже затёрлись донельзя».

Есть некая теория, что чикисты поняли антиправительственный подтекст поэмы и расправились с Есениным, инсценируя самоубийство доведенного до отчаяния творческого человека.

Фраза, которая трактуется некоторыми людьми, как похвала Ленину: «Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он — вы», — на самом деле означает, что вождь народов – предводитель бандитов и пьяниц, как Прон Оглоблин, и трус-перебежчик, как его брат.

Ведь революционеров поэт отнюдь не хвалит, а выставляет в карикатурном виде. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сюжет и тема:

В первой главе лирический герой возвращается на свою родину, чтобы отдохнуть от городской суеты. Послевоенная разруха оставила неизгладимый след: люди разобщены, армия нуждается в еще больших вложениях.

Вторая глава знакомит нас с прошлой жизнью героя. Присутствует описание жизни и быта деревенского народа, а также описание влияния изменения политической обстановки страны на жителей деревни. Сергуша встречает бывшую возлюбленную.

В третьей главе раскрываются отношения героя с Анной Снегиной, их чувства все еще живы, несмотря на возраст и обстоятельства. Из-за смерти супруга героини их отношениям приходит конец, Анна обвиняет лирического героя в трусости и дезертирстве.

Четвертая глава сообщает о приходе к власти Ленина. Прон описывает имущество Снегиных. Анна просит прощения у своего возлюбленного и покидает Россию, а главный герой едет в Петербург.

В пятой главе перед нами предстает ужасная картина разрухи и нищеты, которая принесла гражданская война. Лирический герой возвращается в родную деревню, которая также прекрасна, как и раньше, мельник все также весел и задорен. Мельник вручает письмо лирическому герою от Анны из-за границы, в котором она делится воспоминаниями о России, а также выражает нежные чувства к герою.

В поэме автор рассматривает несколько тем:

— тема родины и малой родины – села поэта Константиново, которое в поэме названо Радово. С особой любовью С. Есенин пишет о родных просторах, быте, жизни народа. Также, автор является патриотом своей родины.

— тема любви. Лирический герой с теплотой и любовью описывает свои чувства к возлюбленной, которая уже в прошлом, так как вышла замуж за офицера.

— тема революции. Автор против революции, описывает ее как демоническую силу. Послереволюционную Россию сравнивает с цирком.

О чем поэма есенина – сюжет

Краткое содержание Анна Снегина С. Есенина для читательского дневника:

В произведении “Анна Снегина” Есенина действия разворачиваются в родных краях поэта в селе Радово. Рассказ ведет сам автор. Произведение начинается с его возвращения в деревню после лишений германской битвы, в которой он участвовал. Герой не готов проливать кровь за зажиточных купцов, вследствие чего стал дезертиром.

Извозчик рассказывает о жизни своих земляков — благополучных радовцев, которые постоянно воевали со своими соседями по деревне. В целом проживание в данном месте было благополучным, за исключением регулярно увеличивающихся налогов.

  Эссе «История российского кино в моей жизни». материал

Соседи периодически вырубали деревья в лесу рядом с деревней Радово. Одна из стычек на этой почве закончилась убийством старшины, после которого дела радовцев ухудшились.

Поэма Есенина “Анна Снегина” раскрывает нелегкую судьбу людей, которые оказались вовлечены временем в такие значимые события как: волнения крестьян, революция, война с германцами. Поднимается тема морали и нравственности.

Рассматривается и личная любовная трагедия автора, его сопоставление событий и их восприятия в юности с реальным временем. Есенин показал в произведении проблемы общества того времени, он был обеспокоен судьбой жителей деревни.

Данное произведение учит анализировать восприятие событий в разные моменты времени и нести ответственность за свои поступки.

Анализ 3

«Анна Снегина» — это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях, тревоге за народ и Россию, а так же вспоминает о своей первой юношеской любви – Анне Снегиной.

Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.

Жители деревни Радово с интересом и душевным теплом встречают столичного поэта, они задают ему множество вопросов о Гражданской войне, как впоследствии это отразиться на жизни крестьян? Что касается его личных переживаний, то, несмотря на всю трагичность его прошлых отношений, любовь к девушке остается для него чем-то теплым, добрым и радостным. Он приезжает навестить Анну в ее деревню, они долго разговаривают, и понимают, что все еще любят друг друга. Именно в этот момент приходит известие с фронта, что ее муж, боевой офицер, трагически погибает. На этой почве между главными героями происходит сильный конфликт, приведший к разрыву.

Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.

События, происходящие в России, сильно повлияли на жизнь обоих героев, смешав общественное и личное, разъединив их навсегда. В конце поэмы Сергею приходит письмо из Лондона от Анны, которое вручил ему мельник. Женщина сильно тоскует по своему родному дому, и воспоминания о первой любви только усиливают ее грусть.

Ведь главными ценностями жизни, были и остаются любовь, родина и природа. Именно они согревают человека в любой период его жизни. Поэма «Анна Снегина» — это лирическое и эпическое произведение, которое соединило в себе эти два жанра в одно целое.

Сам герой произведения является не только рассказчиком, но и прямым участником этих событий.

Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений.

В поэме «Анна Снегина» он показывает свою любовь к народу, к его проблемам и бедам, описывает сложные ситуации, происходящие в его родном селе.

Он раскрывает свое истинное отношение к войне, но несмотря на все события, проносит свою любовь через всю жизнь.

11 класс

Лирический план поэмы. Название. Образ Анны Снегиной. Образ главного героя – Поэта

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин.

В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве.

Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно.

В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности.

Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: «девушка в белом», «тонкая березка», «снежная» черемуха…

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны.

Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени.

И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман… Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал».

И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Ссылка на основную публикацию