Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин»

Образ Санкт-Петербурга и столицы в романе в стихах “Евгений Онегин” русского поэта Александра Сергеевича Пушкина предстаёт разносторонним и многогранным, изысканным и бытовым, противоречивым и гармоничным…

А сам роман увидел свет 20 марта 1833 года. В этот день было опубликовано первое полное издание произведения. О Петербурге XIX века, который играет в романе одну из главных ролей, выступает его важным персонажем, а не просто антуражем для действий, мы и поговорим в этой публикации.

На протяжении всего романа образ Петербурга тесно связан со становлением личности Онегина. Петербург — этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

Пушкин и “Евгений Онегин”

Александр Пушкин работал над романом свыше 7 лет. Произведение, начатое поэтом ещё в южной ссылке, было завершено в Болдине осенью 1830 года. Пушкин писал “Евгения Онегина” в 1823—1830 годах, но лишь спустя 3 года его напечатали. В поэтическом предисловии к роману автор обращается к читателю:

  • Прими собранье пестрых глав,
  • Полусмешных, полупечальных,
  • Простонародных, идеальных,
  • Небрежный плод моих забав,
  • Бессонниц, легких вдохновений,
  • Незрелых и увядших лет,
  • Ума холодных наблюдений
  • И сердца горестных замет.

По словам автора, произведение стало “плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Работу над ним Александр Сергеевич называл подвигом. В произведении ярко показана судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века.

Пушкин детально и идеально изобразил жизнь дворянского общества 1820-х годов. По словам известного критика В. Г. Белинского, этот роман можно назвать “энциклопедией русской жизни”. В нём воспроизведена картина русского общества, “взятого в одном из интереснейших моментов его развития”. В романе достаточно подробно изображено как столичное, так и провинциальное дворянство.

Петербург маленького Онегина

Роман начинается с сетований молодого дворянина Евгения Онегина по поводу болезни своего дядюшки. Это обстоятельство вынудило молодого гуляку покинуть шумный Петербург и отправиться к больному.

Первая глава посвящена рассказу о происхождении, семье и ранней жизни главного героя. Повествование в романе Пушкина ведётся от имени безымянного автора. Итак, читатель узнаёт, что Евгений Онегин родился “на брегах Невы” — в Санкт-Петербурге:

  1. Друзья Людмилы и Руслана!
  2. С героем моего романа
  3. Без предисловий, сей же час
  4. Позвольте познакомить вас:
  5. Онегин, добрый мой приятель,
  6. Родился на брегах Невы,
  7. Где, может быть, родились вы
  8. Или блистали, мой читатель;
  9. Там некогда гулял и я:
  10. Но вреден север для меня…

И тут мы знакомимся также с первой картиной Петербурга. В самом начале романа столица России представляется Летним садом, где гуляет маленький Евгений.

  • Судьба Евгения хранила:
  • Сперва Madame за ним ходила,
  • Потом Monsieur ее сменил.
  • Ребенок был резов, но мил.
  • Monsieur l'Abbé, француз убогой,
  • Чтоб не измучилось дитя
  • Учил его всему шутя,
  • Не докучал моралью строгой,
  • Слегка за шалости бранил
  • И в Летний сад гулять водил.

Петербург юного героя

Родился Онегин не в самой успешной дворянской семье, однако, получил соответствующее неплохое воспитание. А. С. Пушкин подчёркивает, что образование и воспитание Евгения были типичны для человека его среды.

Всё вместе позволяло главному герою рассчитывать на то, чтобы “свет решил, что он умён и очень мил”. Здесь автор просвещает читателей, рассказывая о воспитании детей в дворянских семьях, а также об образовании в то время, таким образом, он как бы рассказывает и о самом себе:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

В XV строфе первой главы “Евгения Онегина” Петербург уже взрослеет вместе с главным героем, отражая его молодость и беспечность. Столичный город выглядит по-современному и элегантно, одновременно с навязанным снобизмом. На сцену выходит просторный бульвар, где по утрам высший свет совершает променад. Онегин появляется тут только ради приличия.

  1. Покамест в утреннем уборе,
  2. Надев широкий боливар,
  3. Онегин едет на бульвар
  4. И там гуляет на просторе,
  5. Пока недремлющий брегет
  6. Не прозвонит ему обед.

Петербург молодого денди

Петербург показан со вкусом дорогого ресторана французской кухни, в котором подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское.

  • К Talon помчался: он уверен,
  • Что там уж ждет его Каверин.
  • Вошел: и пробка в потолок,
  • Вина кометы брызнул ток;
  • Пред ним roast-beef окровавленный,
  • И трюфли, роскошь юных лет,
  • Французской кухни лучший цвет,
  • И Страсбурга пирог нетленный
  • Меж сыром лимбургским живым
  • И ананасом золотым.

Город на Неве рассматривается в рампах театра с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почётными гостями. В храме искусства Онегин ощущает некое недовольство и с равнодушием смотрит на сцену.

  1. Еще бокалов жажда просит
  2. Залить горячий жир котлет,
  3. Но звон брегета им доносит,
  4. Что новый начался балет.
  5. Театра злой законодатель,
  6. Непостоянный обожатель
  7. Очаровательных актрис,
  8. Почетный гражданин кулис,
  9. Онегин полетел к театру,
  10. Где каждый, вольностью дыша,
  11. Готов охлопать entrechat,
  12. Обшикать Федру, Клеопатру,
  13. Моину вызвать (для того,
  14. Чтоб только слышали его).

Петербургское общество XIX столетия подпало под влияние всего французского. Это прослеживается даже в рабочем кабинете Евгения, декорированном и меблированном в духе французской моды. Красноречивым изображением Петербурга является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Во всём этом просматривается образ столицы той эпохи.

Петербург взрослого ловеласа

Как мы узнаём из повествования, с самой ранней юности Евгений Онегин “твёрже всех наук” познал “науку страсти нежной”, “что было для него измлада и труд, и мука, и отрада, что занимало целый день его тоскующую лень”.

Жизнь этого героя в Петербурге была заполнена любовным флиртом и светскими развлечениями. В конечном итоге, Онегину всё это приелось:

  • Нет: рано чувства в нём остыли;
  • Ему наскучил света шум;
  • Красавицы не долго были
  • Предмет его привычных дум;
  • Измены утомить успели;
  • Друзья и дружба надоели,
  • Затем, что не всегда же мог
  • Beef-steaks и страcбургский пирог
  • Шампанской обливать бутылкой
  • И сыпать острые слова,
  • Когда болела голова;
  • И хоть он был повеса пылкий,
  • Но разлюбил он наконец
  • И брань, и саблю, и свинец.

Чтобы занять себя, Евгений бросается из одной крайности в другую, поначалу пробует себя на писательском поприще, “но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его”. Затем Онегин “отрядом книг уставил полку, читал, читал, а всё без толку”.

Он хотел уже пуститься в путешествие по миру, как вдруг его застало известие о болезни дяди. Онегин едет к нему в деревню, “приготовляясь денег ради, на вздохи, скуку и обман”, с чего и начинается первая глава.

Жизнь в деревне и трагедия

После приезда оказывается, что дядя уже отошёл в мир иной, а Евгений стал его наследником. Он селится в деревне, но тут он мается от скуки. А возвращаться в опостылевший и набивший оскомину Снкт-Петербург он не хочет…

Соседом Онегина был 18-летний поэт-романтик Владимир Ленский, приехавший из Германии. По характеру и темпераменту Ленский и Онегин — полные противоположности. Несмотря на это, они становятся друзьями.

Они знакомятся с сестрами — дочками местного помещика Ларина. Младшая сестра Ольга — приятна и всегда весела, внешне красива, но вовсе не интересна Онегину. На неё абсолютно не похожа её задумчивая сестра — Татьяна, которая старше Ольги всего на один год. Онегин размышляет:

  1. Неужто ты влюблён в меньшую? —
  2. А что? — Я выбрал бы другую,
  3. Когда б я был, как ты, поэт.
  4. В чертах у Ольги жизни нет,
  5. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
  6. Кругла, красна лицом она,
  7. Как эта глупая луна
  8. На этом глупом небосклоне.

Увидев Евгения Онегина, Татьяна Ларина сразу же влюбляется в него и пишет ему письмо. Но он не ищет спокойной семейной жизни, и не отвечает девушке взаимностью. Ленского и Онегина пригласили к Лариным на именины Татьяны.

Онегин не хочет ехать, но Ленский уговаривает его, заверяя, что никого из гостей-соседей не будет. Но приехав на торжество, Онегин обнаруживает “пир огромный”, что его злит не на шутку. И он решил другу отомстить.

Ленскому нравилась Ольга. Чтобы заставить его ревновать, на обеде у Лариных Онегин неожиданно начинает ухаживать за Ольгой. Онегин был вызван Ленским на дуэль, которая заканчивается смертью последнего. Евгений Онегин покидает деревню, тогда ему было 26 лет.

Спустя 3 года Онегин снова появляется в Петербурге и случайно встречает Татьяну. Она уже была замужней светской дамой. Евгений влюбляется в неё и пытается добиться её расположения. Татьяна же ему отвечает:

  • Я вас люблю (к чему лукавить?),
  • Но я другому отдана;
  • Я буду век ему верна.

На этом заканчивается роман. Пушкин оставляет шокированного Евгения, в нескольких репликах прощается с читателями, а также со своим многолетним трудом.

Прозаический и поэтический Петербург

Образ Петербурга в романе предстаёт в бытовых картинах — неугомонным, полным беззаботного веселья. Одновременно город на Неве сотрясает барабанные звуки. Пушкин показывает жителей, спешащих на рынок, продавцов и купцов, разносчиков и извозчиков. Читатели видят Петербург — “барабаном пробуждённый”, “неугомонный” и т.д.

  1. А Петербург неугомонный
  2. Уж барабаном пробужденный.
  3. Встает купец, идет разносчик,
  4. На биржу тянется извозчик,
  5. С кувшином охтинка спешит,
  6. Под ней снег утренний хрустит.
  7. Проснулся утра шум приятный.
  8. Открыты ставни; трубный дым
  9. Столбом восходит голубым,
  10. И хлебник, немец аккуратный,
  11. В бумажном колпаке, не раз
  12. Уж отворял свой васисдас.

Автор описывает бытовую жизнь Петербурга, но в приподнятом настроении и с юмором, особенно про “васисдас” хлебника немца с отсылкой на немецкую фразу “Was ist das”, что означает: “Что это”. Тут Пушкин блещет и своими способностями владения языками. 

В романе уделено внимание каждому закоулку города на Неве. Автор точно и живописно подбирает каждый эпитет. Петербург показан и поэтическим, и прозаическим. Александр Пушкин и Евгений Онегин, оба восхищались красотой и величием Петербурга, “упивались” “дыханьем ночи благосклонной”:

  • С душою, полной сожалений,
  • И опершися на гранит,
  • Стоял задумчиво Евгений,
  • Как описал себя пиит.
  • Всё было тихо; лишь ночные
  • Перекликались часовые;
  • Да дрожек отдалённый стук
  • С Мильонной раздавался вдруг;
  • Лишь лодка, вёслами махая,
  • Плыла по дремлющей реке:
  • И нас пленяли вдалеке

Рожок и песня удалая…

Аристократический Петербург лидер

Исследователь Ю. М. Лотман считает, что в романе представлен только Петербург аристократический и щегольской.

Описываются его главные и роскошные места и достопримечательности: Невский проспект, набережная Невы, Миллионная улица, Летний сад, Малая Морская — гостиница “Лондон”, Театральная площадь и другие.

Также в Петербурге первой четверти XIX века в воздухе витает дух перемен и “вольности святой”:

Придет ли час моей свободы?

Пора, пора! – взывают к ней;

Петербург видится Пушкиным городом декабристов, а значит и местом, где творится история России, в котором возможны в будущем любые подъёмы. Автор выступает тут в качестве пророка, превращая город Петра в колыбель революций, в город, способный стать лидером в народном движении за освобождение.

Петербург Татьяны Лариной и многранен

В последней главе романа Петербург описывается глазами Татьяны Лариной, превратившейся из провинциальной девушки в светскую даму, которая стоит на равных с “Клеопатрой Невы” Ниной Воронскою:

  1. Тут был, однако, цвет столицы,
  2. И знать, и моды образцы,
  3. Везде встречаемые лица,
  4. Необходимые глупцы;
  5. Тут были дамы пожилые
  6. В чепцах и в розах, с виду злые;
  7. Тут было несколько девиц,
  8. Не улыбающихся лиц;
  9. Тут был посланник, говоривший
  10. О государственных делах;
  11. Тут был в душистых сединах
  12. Старик, по-старому шутивший:
  13. Отменно тонко и умно,
  14. Что нынче несколько смешно.

В восьмой главе романа “Евгений Онегин” сарказм по отношению к светскому обществу звучит острее и значительнее, чем психологическое ощущение Онегина его как “пустого света”. Описывая общество того времени, Пушкин говорит, что в этой среде можно “ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть”. В целом, образ Петербурга в романе многогранен, местами противоречив, но и очень гармоничен.

Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображенная богатая российская география – от столиц до провинции, от столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие картинки, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и Москва, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на наивысшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Пушкинский ряд картин из них наилучшая.

В него произведениях описано не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а как жил герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель видит от начала лишь край изгороди пожилого сада, куда мисье водит гулять малого Евгения. Позднее автор показывает наилучшие, любимейшие уголки столицы – рестораны, театр, балльные залы…

И уже в конце первой главы обид Петербурга возникает перед читателем, картинками быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, « с кувшином охтенка спешит и под ногами снег рипить», «из коминив прозрачный дым столбом возрастает голубым…», пекарь, умимець аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкина).

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади»

Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит хорошие слова, словно художник – краски. Вот «прозрачный и ясный ночной свод над Невой», «дыханием ночи голубливим нимотно упивались мы…».

Нева, пока петербургская река, «закованная в гранит», да и для нее найдено влюбленные слова.

Будто для сине-зеленого венецианского канала: «Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке и душа манили гребци песнями вольними своими…»

Места, о которых поэт нашел несколько хороших слов, хорошо познаваемые – Истории Тулон, улица Миллионная – где «на Миллионной стук колес внезапно возникал и рос. Каждое из любимых мест связано для автора с чем-то приятным.

На страницах романа мы находим истинные гимны шампанскому (вдовы Клика, или Мое благословеннее вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («люблю, как сойдутся друзяки, потеревенить при вине, в сумеречной тишини, во время между волка и собаки…»).

Пушкина сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнения не прямое, оно сделано через изображенную картинку – образ лодки, которая плывет рекой: «…Лишь лодка с веслами легкими по задрималий плыл реке, и душа манили гребци песнями вольними своими…»

Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо; «… Торкватових октав еще бы слаще очаровывал…» Образ Венеции довершается упоминанием об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой « в тайной молчаливой гондоле…» и волшебные строфы Петрарки…

Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт виднеется о другом море – теплое, свободное, «где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил». «Брожу над морем, жду погоды, маню паруса кораблей…» – пишет о себе автор из Берегивневи.

и все же, петь гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкина вспомнит другие места – и заметит: «Я был родившийся для мира и для сельской тишини: там лучше слышать гордую лиру, буйнее цветут творческие сны…»

Образ Петербурга в романе О. Пушкина «Евгений Онегин»

Образ Петербурга в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

На протяжении всего романа «Евгений Онегин» образ Петербурга неразрывно связан со становлением личности Евгения Онегина. Этот город, как и сам главный герой, показан в развитии.

В самом начале Петербург представляется лишь Летним садом, где гуляет маленький Евгений. Но уже в пятнадцатой строфе первой главы этот город словно взрослеет вместе с Онегиным, отражая юность и беспечность героя.

Петербург выглядит современно, элегантно, но в это же время лицемерно, горделиво и равнодушно, полностью отражая картину быта и нравов представителей петербургского дворянского общества.

Это и просторный бульвар, где утром высший свет выходит на прогулку, и где Онегин появляется только ради приличия. Это и дорогой ресторан с французской кухней, где подают только изысканные блюда и пьют самое лучшее вино и шампанское.

Это и театр с блистательным балетом, очаровательными актрисами и почетными гостями, где Онегин, чувствуя недовольство и рассеянность, с равнодушием смотрит на сцену.

Высшее сословие Петербурга того времени было заметно подвержено французскому влиянию. Поэтому даже в рабочем кабинете Евгения, украшенном по французской моде и уставленном различными заграничными вещами, виден образ Петербурга.

Красочным изображением этого города является и роскошный бал, на который отправляется Онегин. Автор рисует яркие кареты, блеск великолепных домов, большой зал с множеством гостей, роскошно одетых дам и модных кавалеров.

В тридцать пятой строфе первой главы образ столицы показывается для читателя уже картинами быта. Неугомонный, полный веселья и празднества Петербург пробуждается под стук барабана военных. Пушкин изображает остальную часть общества: спешащего на рынок купца, извозчика, хлебника и немца, открывающего свою лавочку.

Автор описывает жизнь Петербурга с восхищением, уделяя внимание каждому закоулку и явлению этого города, точно и живописно подбирая нужные слова.

Но в то же время Пушкин говорит только о внешней стороне этого города, делая акцент на модных тенденциях, показывая зависимость современного общества от всего заграничного.

Александр Сергеевич не раскрывает душу этого города, не заглядывает внутрь, точно так же, как и не показывает душу главного героя, Евгения Онегина.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин проводит некую параллель образа Петербурга и взросления Евгения Онегина. Город показывается живым, он растет вместе с главным героем, отражает его настроение, его привычки, характер, тем самым занимая важное место в повествовании романа.

Сочинение Петербург в Евгении Онегина

В своем романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин в красках изобразил русскую географию рубежа двадцатых — тридцатых годов девятнадцатого века.

Ему удалось точно и подробно показать как жителей провинции, так и столичных обывателей.  Особое место в романе занял Санкт-Петербург и его представители.

  Сам город представляет собой не только место действия сцен романа, но выступает отдельным героем, который имеет свое лицо, характер и привычки.

В романе Петербург выступает местом, где начинается и  заканчивается действие произведения, поэтому ему отводится особая, важная роль. Этот город неразрывно связан с главным героем романа – Евгением Онегиным, который представлен в творении Пушкина другом еще одного важного персонажа – романтического поэта Владимира Ленского. 

С самого начала произведения мы проникаем в жизнь петербургского дворянского общества, которое определяется писателем как современное и элегантное.

Пушкин крайне подробно рисует картину нравов и быта петербуржцев от нарядов представителей дворянства и блюд, вкушаемых в заведениях высокого класса до мероприятий, посещаемых высшими персонами.

На примере жизни Евгения Онегина, автор показывает читателю распорядок дня типичного представителя дворян того времени.  Александр Сергеевич подробно показывает посещение Евгением Онегиным театра, далее его возвращение домой  и пребывание в рабочем кабинете.

Рассматривая интерьер этой комнаты, читатель может заметить, с какими странами у России был товарный обмен на тот момент. Кроме того автор мягко иронизирует заметное французское влияние на жизнь высшего сословия Петербурга того времени.

Описывая течение жизни столицы, Пушкин по-настоящему восхищается  Петербургом, каждому уголку и явлению этого города он точно и ярко подбирает красивые слова, словно рисует красками его картину. Также можно заметить некоторую параллель Петербурга с Венецией, которую ненавязчиво проводит автор в описании прекрасной столицы.

Кроме того в первой половине произведения Санкт-Петербург предстает перед нами как город, где постепенно расцветает декабристское  движение, а жители существуют в ожидании серьезных изменений. Во второй же половине романа перед читателем возникает Петербург, живущий в мертвящем упоенье света.

Таким образом, Санкт-Петербург занимает важное место в повествовании романа «Евгений Онегин». Здесь он является городом, где проживает дворянство первой половины девятнадцатого века.

Он предстает перед взором читателя живым, разнообразным и многоплановым.

  Петербург  —  это не просто место действия романа, а отдельный персонаж, которому уделено много внимания и описания, чья роль крайне важна в произведении.

Картинка к сочинению Образ Петербурга в романе Евгений Онегин

ПредыдущаяСледующая

Москва и Петербург на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Пушкин А.С. сочинение

В своем удивительном романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин полно и красочно отобразил свою современность. Большое место он уделил описанию двух столиц России – Москвы и Петербурга. Начинается роман с описания жизни Евгения Онегина, представителя петербургского высшего света. Онегин родился и вырос в Петербурге, вел образ жизни, присущий столичной дворянской молодежи.

Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать не собирается.

Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Евгений Онегин ведет богемный образ жизни: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

В лирических отступлениях автор говорит о Петербургской культурной жизни: Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Я думаю, важно заметить, что Пушкин изображает лишь внешний облик Петербурга.

Он показывает быт и нравы петербургского дворянства, делая упор на новизну, моду, показывая город центром современной жизни, миром новых веяний. Здесь каждый одет по последней моде, в совершенстве говорит по-французски, разъезжает по балам и праздникам. Что же касается души, то светское общество ею мало интересуется.

Больше того, почти никто из петербуржских дворян в нее и не верит, не задумывается об этом. Светская жизнь Петербурга очень интенсивна и ярка. Она насыщена «вихрем событий»: «Три дома на вечер зовут: Там будет бал, там детский праздник». Петербургские франты, такие, как Евгений Онегин, проводят свою жизнь в этом «вихре», бездумно прожигая ее.

Пушкин подробно описывает реальные места в Петербурге, которые были популярными среди дворян. Все эти места посещает Онегин. Это и французский ресторан Talon, где roast-beef окровавленный, И трюфли, роскошь юных лет, Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный Меж сыром лимбургским живым И ананасом золотым. Это и театр, это и Невский бульвар.

Москва описана Пушкиным столь же подробно. Семейство Лариных везет Татьяну на ярмарку невест, где она, в итоге, находит себе мужа. Уже в самом начале седьмой главы поэт описывает все московские достопримечательности. Это и Петровский замок, котором прятался Наполеон от пожара, Тверская улица, многочисленные церкви, которыми так знаменита была Москва: Но вот уж близко.

Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Показательна и московская жизнь Татьяны. Она просыпается ранним утром: ее будит «ранний звон колоколов». Затем целый день героиня проводит в визитах. Татьяна навещает свою московскую родню, ездит на балы. Московское дворянство мало чем отличается от провинциального.

Все те маски-лица, те же пустые разговоры, то же мелкое тщеславье. Татьяна и здесь себя чувствует неуютно. Пушкин признается в любви к Москве, в которой и сам он нашел свое счастье: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось… Москва и Петербург – два города, которые Пушкин описал с большой точностью и очень подробно. Автор в своем романе создал «энциклопедию» этих городов, достоверно преподнеся нам их жизнь.

Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин»

(322 слова) А. С.

Пушкин представил в романе в стихах «Евгений Онегин» цельную энциклопедию жизни русского дворянства на рубеже 20-ых – 30-ых годов девятнадцатого века, изобразив широчайшую историко-культурную панораму жизни типичных городских обывателей – представителей двух столиц – Москвы и Санкт-Петербурга. Герои произведения неразрывно связаны с местами их происхождения и обитания, потому каждому из вышеназванных городов поэт уделяет особое внимание (помимо прочего — в лирических отступлениях).

Санкт-Петербург — то место, где завязывается и завершается сюжет романа, потому ему отводится важная роль. Северная столица связана преимущественно с главным героем одноимённого произведения — Евгением Онегиным, добрым приятелем лирического героя, родившимся здесь же – «на брегах Невы».

В первой же главе Пушкин воссоздаёт картину быта и нравов петербургского дворянского общества, характеризуя его как крайне современное и элегантное.

Тут же Александр Сергеевич показывает читателю, как именно одевались представители дворянского сословия, что подавалось в лучших ресторанах и питейных заведениях, какие и у кого проводились балы и светские рауты.

Наблюдая за распорядком дня «остриженного по последней моде» Евгения, мы узнаём, чем конкретно жил свет, как аристократы проводили свои будни и праздники. Здесь Пушкин в красках описывает и поход Онегина в театр, и его же возвращение домой, и нахождение в рабочем кабинете.

Из описания этого помещения легко можно понять, что украшало интерьер восемнадцатилетнего философа, с какими странами и чем торговала Россия на тот момент времени. Важно осознать тот факт, что повествуя о подражании французской культуре, о жизни проевропейской страны и, наверное, проевропейски настроенного города, Пушкин не скатывается к какой-то едкой сатире, остановившись скорее на мягкой иронии.

Если в первой половине романа в стихах Санкт-Петербург представлен как город декабристского движения, живущий в непрестанном ожидании перемен, то во второй его половине (по большей части в последней главе) город на Неве – это пустой город, живущий в мертвящем упоенье света.

Читайте также:  Реализм в творчестве Тургенева

Подводя итоги, нужно сказать лишь то, что Санкт-Петербург в романе «Евгений Онегин» изображён достаточно многоплановым и разнообразным, Пушкин сравнивает его не только с Москвой, но и с Венецией, что в итоге и даёт нам право самим сформировать для себя цельный образ города.

Роман Кашенков Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ Петербурга в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе «Евгений Онегин» изображена богатая русская география – от лиц с провинции до столичного паркета к сельскому кладбищу – яркие картины, нарисованные точным и легким пушкинским словом. Здесь и Петербург, и село, и дворянская усадьба.

И над всеми описаниями на высочайшей ступени стоит незабываемый образ Петербурга – северной Пальмиры – воспетого многими поэтами и прозаиками. Но Пушкинское описание самое лучшее.

В его произведениях это не город, «Петра творение», воспроизведенное и как место, где живут его герои, а отдельный герой, наделенный характером, лицом, привычками, запахами и звуками.

В романе «Евгений Онегин» читатель с самого начала видит лишь край изгороди его сада, куда мосье водит гулять маленького Евгения. Позднее автор показывает не самые лучшие и любимые уголки столицы – рестораны, театры, бальные залы…

И уже в конце первой главы образ Петербурга возникает перед читателем в картинах быта: его неугомонный Петербург оживает под барабанный стук военных, спешат разносчики, «с кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит», «трубный дым Столбом восходит голубым…», пекарь «немец аккуратный» открывает свою лавку («васисдас», как называет ее Пушкин). Пушкин невольно любуется Петербургом, для каждого явления он находит красивые слова, словно художник – краски. Вот

«…прозрачно и светло Ночное небо над Невою »,«Дыханьем ночи благосклоннойБезмолвно упивались мы» Нева,неспокойная петербургская река, «закованная в гранит», и для нее найдены влюбленные слова, будто для сине-зеленого венецианского канала:«Лишь лодка, веслами махая,Плыла по дремлющей реке:И нас пленяли вдалекеРожок и песня удалая…»

Места, о которых поэт нашел столько красивых слов, хорошо знакомы – например, улица Миллионная – где «…дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг». Каждое из любимых мест связанное для автора с чем-то приятным.

Совет

На строках романа мы находим настоящие гимны шампанскому (Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино) и бордо («пусть живое бордо, наш друг!»), описания дружеских встреч («Люблю я дружеские враки И дружеский бокал вина Порою той, что названа Пора меж волка и собаки»)

Пушкин сравнивает каналы Петербурга с венецианскими, но это сравнение не прямое, оно сделано посредством изображения картины – образ лодки, которая плывет по реке: «…Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке..» Образ Италии возникает и после того, как автор упоминает Торквато Тассо: «…Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав»

Образ Венеции завершается загадкой об «адриатической серебряной волне», о плавании на лодке с венецианкой «в тайной молчаливой гондоле…» и волшебных строфах Петрарки…

Для автора Италия – это образ овеянной мечтой свободы, как и море. Здесь, в холодном Петербурге, поэт мечтает о другом море – теплом, свободном, «Где я страдал, где я любил, Где сердце я похоронил».

«Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей…»- пишет о себе автор с берегов Невы.

Обратите внимание

  Анализ стихотворения “Поэту” Пушкина А.С. (для школьников)

И все же, исполняя гимн яркому, шумному, красивому Петербургу, Пушкин вспомнит другие места – и заметит: «Я был рожден для жизни мирной,

  • Для деревенской тишины:
  • В глуши звучнее голос лирный,Живее творческие сны»

Образ Петербурга в романе Пушкина Евгений Онегин

Про город автор упоминает практически с первых строк, когда рассказывает про Онегина. Он «родился на брегах Невы». Пушкин упоминает, что в этом городе гулял и он. Но северный климат вреден для него. Тем самым он намекает на свою ссылку в Михайловское. Когда Онегин был маленький, у него был гувернёр-француз. Он водил его гулять в Летний сад.

И сразу мы погружаемся в моду высшего света Петербурга. Пушкин описывает, как одета молодёжь того времени, одной фразой «как денди лондонский одет». Это подразумевает современные и элегантные наряды. Онегин был подстрижен «по последней моде». Далее поэт описывает меню лучших ресторанов и питейных заведений.

Вот Пушкин описывает кабинет Онегина. По предметам интерьера можно определить, что привозили иностранные купцы в Россию из дальних заморских стран. Ведь Петербург всю свою историю был крупным торговым центром на севере России.

Поэт описывает не только быт и нравы высшего общества, но и простого люда тоже. Вот военные солдаты маршируют под стук барабанов. По улицам снуют разносчики еды. У них под ногами скрипит снег. Сразу становится ясно, что на улице зима. Дым из труб валит в небо столбом, значит, ветра нет и на улице мороз. Если смотреть через дым на солнце, то он кажется голубого цвета.

Вот педантичный немецкий пекарь вовремя, Пушкин награждает его эпитетом «аккуратный», открывает свою «хлебную» лавку. На голове у него бумажный колпак. Он открывает не дверь, а маленькую форточку, которая называется «васисдас». Причём, народ торопится за хлебом, поэтому, немец отворяет свою форточку «не раз».

Извозчик торопится на биржу. Женщина из района Охты тоже куда-то торопится с кувшином в руках. По улице Миллионной равномерно постукивают дрожки.

Каналы чем-то напоминают каналы в Венеции. По сонной реке плывёт лодка, и в воздухе звучат «Торкватовы октавы». Вот так опосредовано Пушкин даёт понять читателю, что речь идёт об Италии.

 Это навевает поэту грустные воспоминания о Венеции, где с моря ветер гонит «адриатическую волну», и он в гондоле с итальянкой, читает ей стихи Петрарки. Он страдает от безответной любви. Смотрит на холодное Балтийское море и вспоминает теплую Адриатику.

Пушкин мастерски описывает природу города. Прозрачное и светлое летнее ночное небо над Невой. Ночь, как живое существо – благосклонно дышит.

В самом начале романе Петербург живёт в ожидании грядущих перемен. В воздухе  витает дух свободы. У людей на устах имена английских утопистов-социалистов Адама Смита, Руссо, Байрона и русского Чаадаева. Петербург – город декабристов.

В конце романа мы видим Петербург глазами повзрослевшей Татьяны. Пожилые дамы «в чепцах и в розах», но почему-то злые. Да и молодые девушки не улыбаются, наверное, корсет тугой, дышать нечем. Дань последней моде. Старик с седою головой, чем-то надушенный. С несовременным чувством юмора, который никого уже не смешит. Глупые лица, которые «кочуют» с одного бала на другой. В общем, скучно.

Сочинение 2

В своем романе гениальный поэт особенно выделил Северную столицу — Санкт-Петербург. Этому городу писатель отводит важную роль, так как сюжет романа был завязан именно там. Главный герой,  Евгений Онегин, родился «на брегах Невы». Писатель знакомит читателей с жизнью дворянского общества.

Дворяне любили хорошо проводить свободное от дел время в увеселительных  заведениях, ресторанах. Посещение балов также входило в их постоянный круг обязанностей, как и времяпровождение в светских раутах. Жизнь аристократов была бурной, и Пушкин превосходно изобразил это на примере Санкт-Петербурга.

Его главный герой посещает не только питейные заведения, но и ходит в театры и работает у себя дома.

Петербург изображен как город, который ждет перемен. Это столица, где происходили волнения декабристов,  и читатель воспринимает его в сравнении с Москвой, а писатель даже олицетворяет с  Венецией. И это не мешает представить свой отличительный образ неповторимого Петербурга.

Герой романа Евгений Онегин был очарован Петербургом, да и сам автор лестно отзывался о красоте города. Невский проспект, Набережная Невы, Фонтанка, Летний сад, Театральная площадь и другие восхитительные места оставляют самые приятные воспоминания.

Жить в собственном доме в те времена могли себе позволить только очень богатые люди. Планировка такого дома приравнивалась к дворцовому стилю. Петербург — центр моды и красоты. Он представлен в романе как законодатель мод.

Ему приписывают европейские новшества и блеск высшего общества. Но Пушкин думал, что в этом благородном обществе, легко очерстветь душой и потерять добро. Петербург — холодный и суровый город. В нем не хватает тепла и уюта.

Красивые и грандиозные здания хорошо гармонируют с яркими и шумными гуляньями. Но автор в душе мечтает о теплых местах.

Свой роман Пушкин начал писать в 1823 году и закончил в 1830. В самом романе Петербург сыграл наиболее важную роль. В середине своего повествования автор описывает Москву. Он как бы хочет противопоставить две главные столицы и выявить различие. Знакомство с Москвой автор увековечил стихотворением известным почти каждому — «Москва, как в сердце…».

Эти строки Пушкин писал после ссылки. Его возвращение в Москву после долгого отсутствия сказалось на теплых стихах про столицу.

Петербург славится разными достижениями в области культуры и искусства, но для автора он остается холодной северной Пальмирой, а  Москва стоит на семи холмах и представлена в виде панорамы.

И там будет показано изобилие золотых крестов, соборов и огромных колоколов.  Это отличает  Москву и показывает ее православные традиции, в другом, отличном от Санкт-Петербурга, аспекте.

Несколько интересных сочинений

Петербург Пушкина – Петербург реальный и литературный

В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем.

И, наконец, трагическая развязка – дуэль на Черной речке как символ страданий и фатализма в судьбе поэта.

Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как “град Петров” и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.

Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным.

Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время – столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией (во главе с А.Х.

Бенкендорфом, попортившим немало крови поэту; чего стоит объемная переписка только по поводу цензуры его произведений), оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина.

Пушкин впервые осознанно познакомился с Петербургом в июле 1811 года, когда двенадцатилетним мальчиком приехал поступать во вновь открывающееся учебное заведение – Царкосельский лицей. (Есть сведения, что Пушкин на втором году жизни увидел Петербург, но прожила семья Пушкиных в Петербурге всего около года.

Об этом Пушкин пишет в письме к жене: “Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку”. (1801 г.) Он приехал вместе со стихотворцем Василием Львовичем Пушкиным (дядей поэта) и приятельницей В.Л.Пушкина Анной Николаевной Ворожейкиной.

Жили они, в считавшейся одной из лучших в Петербурге, гостинице Демута.

Столица ошеломила Александра. Она была так не похожа на его родную тихую Москву! (Много позже в письме к своей жене Н.Н.Гончаровой он напишет: “Не люблю я твоей Москвы!”) После пестрой Москвы Петербург поразил его своей величественной красотой, блеском вод и белыми ночами.

Испытания (экзамены) проходили в доме самого министра народного просвещения графа А.К.Разумовсвкого. Вскоре после экзамена Иван Пущин, живший на Мойке в доме своего деда, направился к Пушкину, “как к ближайшему соседу”.

“С той поры, – вспоминал он, – установилась и постепенно росла наша дружба…” Он же вспоминал о том, что Пушкин знал гораздо больше других детей, “многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил”. Случилось так, что приехав в Петербург в июле 1811 года, Александр Пушкин жил недалеко от дома Пущиных.

Спустя четверть века поэт снова оказался на Мойке – в доме Волконских. И этот, соседний с пущинским, дом стал его последним жилищем. Осенью 1811 года (19 октября) началась учеба в лицее и на 5 лет Пушкин расстается с Петербургом. “Безбожно молодого человека держать взаперти…” – жаловался Пушкин в письме к Вяземскому за год до выпуска из лицея .

Наконец, наступил долгожданный июнь 1817 года. Окончив Лицей, Пушкин переезжает в Петербург (в квартиру родителей на Фонтанке у Калинина моста) и начинает самостоятельную жизнь взрослого человека.

От ощущения свободы и независимости у него кружится голова, он не знает, куда броситься, с чего начать; ему теперь доступно всё – и театры, которые он непрестанно посещает, и балы, и “Арзамас”. Заветное в начале XIX века слово “театр” рождает у Пушкина желание воспеть это славное детище русской культуры в романе “Евгений Онегин” и ключом к “онегинскому” Петербургу является театр:

Читайте также:  Роль Хлестакова в «Ревизоре»

“Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младовой Семеновой делил,
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рай…”

Образ северной столицы, созданный Пушкиным в первой главе романа, – это декабристский Петербург, Петербург высокой духовности, исполненный красоты и добра, город, помогающий новому, порожденному великой освободительной войной (1812 года) поколению самоотверженно искать пути к свободе России, к ее спасению от абсолютной монархии, пути к парламентаризму.

Пушкин знакомится с членами тайных антиправительственных организаций – с Рылеевым, Каховским, Якушкиным, поэтом-партизаном Денисом Давыдовым. Постоянно бывает на литературных “субботах” у Жуковского вместе с Крыловым, Гнедичем и Батюшковым; вводит в круг признанных корифеев своих лицейских друзей – Дельвига и Кюхельбекера.

Пущин Жано осуждал жизнь Пушкина этого периода, наблюдая, например, за поведением Пушкина в театре, Пущин недоумевал и досадовал, видя, как тот, “либеральный по своим воззрениям”, искал внимания у светских “львов”,… “желалось, чтобы он (Пушкин), наконец, настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание”.

К огорчению друзей, Пушкин слишком часто проводит дни и ночи в обществе петербургских “прелестниц” и повес. “Пушкин здесь – весь исшалился…”, “Праздная леность, как грозный истребитель всего прекрасного и всякого таланта, парит над Пушкиным…” – встревоженно сообщал Вяземскому их общий друг А.И.Тургенев.

Но именно в этот период Пушкин создал поэму “Руслан и Людмила” и по прочтении ее в доме у Жуковского получил портрет его со знаменитой, триумфальной надписью: “Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”. 1820 марта 26 великая пятница.

Пушкин стал певцом декабристов, певцом свободы. Ода “Вольность”, эпиграммы на графа Аракчеева и министра просвещения князя Голицина по словам Лажечникова “…наскоро, на лоскутках бумаги, карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть” .

И все – разом, катастрофически мгновенно – рухнуло 14 декабря. Декабристский город был повержен, Петербург завоевал император Николай I, сделав его твердыней самодержавия и оплотом своего правления.

Пушкин за оду “Вольность” был выслан из Петербурга еще 6 мая 1820 года. Вернулся после ссылки ровно через семь лет – в мае 1827 года уже в Петербург императорский. Всё изменилось. Пушкин в 1829 году констатировал: в новом Петербурге истреблена духовность.

Устами одного из героев повести, начатой в это время Пушкин утверждал: в 1818 году “строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы не снимая шпаг – нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами… Теперь это все переменилось, – французская кадриль заменила Адама Смита…” .

Пушкин возвращается знаменитым поэтом и поселяется в гостинице Демута – это жилище стало прибежищем поэта в Петербурге, пока он не завел своего семейного очага. Вот тогда-то и появились строчки:

“Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит”.

Последний период жизни в Петербурге

Вскоре после свадьбы Пушкин решил переехать на постоянное местожительство из Москвы в Петербург. Лето и осень 1831 года он проводит под Петербургом в Царском Селе. Это было счастливое время для Пушкина и его жены. Он работал, гулял с женой около озера.

Но в конце июня в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. Царское Село оказалось окружено карантинами, туда доходили лишь смутные слухи о народных холерных бунтах. Умирает Дельвиг. Болезнь скручивает его в 3 дня.

В середине июля, спасаясь от эпидемии, в Царское Село прибыл Николай I со своей свитой; покой и тишина были нарушены. Это не могло не огорчать Пушкина. Красота Натальи Николаевны поразила императрицу, которая выразила желание постоянно видеть Пушкиных при дворе.

Летом 1831 года завязался тот роковой узел, который смогла разрубить только трагическая гибель поэта.

Утешением для поэта было то, что вместе с двором в Царское Село приехал Жуковский. Жуковский, Гоголь, Пушкин собирались почти каждый вечер.

Возникло даже нечто вроде соревнования в создании русских сказок между Жуковским и Пушкиным.

Написана шутливая поэма “Домик в Коломне”, где описаны любимые Пушкиным с детства бедные окраины Петербурга; дописано письмо Онегина к Татьяне, проза, стихи. Лето было плодотворным.

Осенью 1832 года в письмах московскому другу П.В.Нащокину поэт говорит о денежных делах, о долгах, о жизни, полной треволнений: “… Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя.

Кружусь в свете, жена моя в большой моде – все это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения”. В мае 1833 года о том же он пишет П.А.Осиповой: “Петербург совершенно не по мне, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться. Но придется потерпеть года два или три”.

К этому времени написаны “Дубровский” и “Капитанская дочка”; весной 1833 г. Пушкин работал и над “Историей Пугачева”. Ему было разрешено работать с документами в архивах, но дела Пугачева ему не выдали и только после выхода в свет в 1835 г.

“Истории Пугачевского бунта”, поэт смог ознакомиться с этим делом, однако в нем не оказалось “главного документа: допроса, снятого с самого Пугачева”. В октябре 1833 г. Пушкин путешествует по Волге и Уралу, по окончании поездки в конце ноября 1833 г.

, он поселяется в Болдино, где завершает работу над “Историей Пугачева” и создает “Пиковую даму”. И хотя писалась повесть вдалеке от столицы, в ней отразились недавние петербургские впечатления. Там же пишет поэму “Медный всадник”.

В мае 1834 года Наталья Николаевна с детьми уезжает в имение Гончаровых Полотняный завод. Все лето Пушкин оставался в Петербурге один. Отвечая на ревнивый укор жены о каких-то встречах в Летнем саду, он писал: “Нашла за что браниться! за Летний сад… Да ведь Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях.

после обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома” . Это был трудный год для Пушкина. Тоже самое начало его омрачилось царской “милостью” – пожалованием звания камер-юнкера. “Теперь они смотрят на меня как на холопа… Опала легче презрения. Я, как Ломоносов, не хочу быть шутом ниже у господа бога”.

Была учреждена слежка даже за семейной перепиской.

Пушкин просил жену не требовать от него нежных, любовных писем, настолько тяжело ему было представить, что вся его переписка распечатывается и прочитывается.

Попытка подать в отставку, так как чин камер-юнкера неприличен летам Пушкина – его сотоварищам по службе было по 17 лет (это низшее придворное звание, даваемое обычно юношам), навлекает на него еще большее недовольство царя, угрозу закрыть доступ в государственные архивы. Дневниковая запись от 1 января 1834 г.

: “… двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове”. По поводу отставки “…получил такой нагоняй, а от Бенкендорфа такой сухой абсенд, что я немного вструхнул, и … прошу, чтоб мне отставку не давали.

А ты и рада, не так? Хорошо, коли проживу я лет еще 25; а коли свернусь прежде десяти, так не знаю, что ты будешь делать…” (из письма А.С.Пушкина Н.Н.Пушкиной от 14 июля 1834 г.). Пушкин продолжает много работать: над историей Петра, циклом песен западных славян, появляется стихотворение “Полководец”.

В 1833-1834 годах в России был голод. Пушкин напрямую осуждал балы, устроенные дворянством и купечеством по случаю совершеннолетия государя-наследника: “…Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода?” Сам Пушкин на эти балы не поехал. В мае 1836 года родился четвертый ребенок в семье – дочь Наталья.

Семья умножалась, все требовали от Пушкина денег. К этому времени он был глубоко одинок, хотя многие считали себя его друзьями. Дельвига не было уже в живых, Нащокин жил в Москве и видел Пушкина у себя последний раз в мае 1836 года. У Пушкина в доме Нащокиных был свой кабинет, и там он действительно был дома.

Первая запись о бароне Дантесе появляется у Пушкина в дневнике в 1834 году. Сторонник королевской власти, эмигрант, бежавший от революции во Франции в 1830 году, он был обласкан русским царем. Дантес откровенно ухаживал за женой поэта.

В свете злорадствуют, но Пушкин замечает, что и Наталья Николаевна теряет покой, она взволнована “несчастной страстью” Дантеса.

Со 2 ноября 1836 года события развиваются стремительно: анонимные письма; вызов на дуэль; отказ Дантеса от дуэли; вечером после пушкинского вызова на бале С.В.

Салтыкова объявлена свадьба Дантеса с Екатериной Гончаровой; письмо Бенкендорфа Пушкина с разоблачением Геккерна; свадьба Дантеса и Е.Н.Гончаровой 10 января 1837 года; свидание Натальи Николаевны с Дантесом у идалии Полетики; 26 января Пушкин отправляет гневное письмо Геккерну – роковой поединок с Дантесом стал неизбежен.

Пушкин стрелялся с Дантесом под Петербургом, за черной речкой, близ Комендантской дачи около 4 часов. (К 30-ым годам Черная речка стала модным дачным местом. Пушкин провел здесь два лета. В 1833 г. он жил у Миллера, который владел большим участком, а в 1835 г. занимал соседнюю дачу). Пушкин был смертельно ранен.

Его привезли в дом княгини Волконской – он прожил здесь недолго – всего несколько месяцев, – с октября 1836 г. по 29 января 1837 г. 29 января в 2 часа 45 минут пополудни перестало биться сердце Пушкина. Сняв с двери бюллетень, Жуковский тихо сказал: “Пушкин умер”. Из толпы крикнули: “Убит!”.

Бурное проявление народной любви к поэту, негодование и возмущение его убийством встревожили правительство. Жуковский вспоминал, что когда гроб несли к церкви “…нас оцепили, и мы, так сказать под стражей проводили тело до церкви, с какою-то тайной всех поразившею, без факелов, почти без проводников”. Так в ночь на 1 февраля 1837 г.

официальный Петербург простился с Пушкиным, подтвердив его слова о том, что

“… здесь город чопорный, унылый,
здесь речи – лед, сердца – гранит…”.

30 января в газете “Литературные прибавления к Русскому инвалиду” В.Ф.Одоевский писал: “Солнце нашей поэзии закатилось!…”. Последнюю дань любви великому поэту выразили десятки тысяч петербуржцев, приходивших проститься с ним к квартире на Мойке.

Один из этих неизвестных почитателей сказал: “Видите ли, Пушкин ошибался, когда думал, что потерял свою народность: она вся тут, но он ее искал не там, где сердца ему отвечали” . В ночь на 1 февраля 1837 г. гроб с телом Пушкина поставили в церкви.

Утром происходило отпевание – лицемерный Петербург был представлен всем дипломатическим корпусом: посланники и министры в лентах.

Придворная небольшая церковь Спаса Нерукотворного, где было приказано отпевать Пушкина, была перестроена в 1823-24 гг. “В церковь пускали по билетам только высшее общество. Его-то зачем? – с возмущением писал А.Н.Карамзин своей матери.

– Разве Пушкин принадлежал ему?… Выгнать бы их и впустить рыдающую толпу, и народная душа Пушкина улыбнулась бы свыше”.

Официальный Петербург и высший свет так прощался с Пушкиным, но при этом интересны жандармские отчеты, подтверждающие лицемерную позицию власти по отношению к Пушкину даже после его смерти: “Собрание посетителей при гробе было необыкновенным: отпевание намеревались сделать торжественное, многие располагали следовать за гробом до самого места погребения в Псковской губернии… Подобное как бы народное изъявление скорби о смерти Пушкина представляет некоторым образом неприличную картину торжества либералов, – высшее наблюдение признало своею обязанностью мерами негласными устранить все почести, что и было исполнено”. Исполняя волю Пушкина, гроб с его телом предстояло препроводить в Святые Горы, к месту последнего успокоения. Гроб с телом поэта увезли ночью, 3 февраля, тайно, чтобы избежать народных проводов. В 10 часов вечера Жуковский и Вяземский собрались в последний раз у гроба Пушкина, отпели последнюю панихиду, положили свои перчатки в гроб, когда его заколачивали (об этом донесли, усмотрев что-то и кому-то враждебное). Тургеневу одному поручили сопровождать тело поэта до места последнего успокоения. Старый слуга Пушкина Никита Тимофеевич Козлов стоял всю дорогу на дрогах. “О, Петербург! Сколько в тебе страшного!” – заканчивал описание событий, связанных со смертью Пушкина, один из современников .

Источник: Статья Петербург Пушкина (http://pushkin-omsk.narod.ru/ss/ss3.html)

Ссылка на основную публикацию