Образ княжны Мери в романе «Герой нашего времени»

Характеристика Мери в романе «Герой нашего времени» Лермонтова неотделима от её взаимоотношений с главным героем произведения – Печориным. Именно он вовлёк её в историю, которая, возможно, не случилась бы, обладай княжна Мери другими чертами характера и взглядами на жизнь.

Или случилась бы (Печорин всегда исполняет задуманное), но с гораздо менее печальными для неё последствиями.
Мери оказалась любительницей романтических историй. Тонкий психолог, Печорин сразу отметил её интерес к Грушницкому как обладателю «серой солдатской шинели».

Она подумала, что он разжалован за дуэль – и это возбудило в ней романтические чувства. Сам он как человек был ей безразличен. После того как Мери узнала, что Грушницкий – всего лишь юнкер, а никакой не романтический герой, она стала его избегать. Точно на той же почве возник и её интерес к Печорину.

Это следует из рассказа доктора Вернера: «Княгиня стала рассказывать о ваших похождениях… Дочка слушала с любопытством. В её воображении вы сделались героем романа в новом вкусе…»

У нас появилась новая характеристика Мери.

У княжны Мери, конечно, не было повода сомневаться в своей женской привлекательности. «Эта княжна Мери прехорошенькая, – увидев её в первый раз, отметил и Печорин.

– У неё такие бархатные глаза…» Но тут же он разглядел и внутреннюю пустоту этой светской барышни: «Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего… А что, у неё зубы белы? Это очень важно! Жаль, что она не улыбнулась…». «Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади», – возмутился Грушницкий.

Печорин же, действительно, не нашёл в ней души – одну внешнюю оболочку. А одной красоты недостаточно, чтобы возбудить глубокие чувства к себе.

Мери умна и образованна: «она читает Байрона по-английски и знает алгебру». Даже собственная мать питает уважение к её уму и знаниям. Но чтение и изучение наук, очевидно, не её природная потребность, а дань моде: «в Москве, видно, барышни пустились в учёность», – отмечает доктор Вернер.

Ещё княжна играет на фортепиано и поёт, как все девушки из высшего общества того времени. «Её голос недурен, но поёт она плохо…» – пишет в своём журнале Печорин. Зачем стараться, если для поклонников этого достаточно? «Ропот похвал» ей и без того обеспечен.

Один Печорин не спешит с лестными отзывами – и это явно задевает самолюбие княжны. Эта черта присуща образу Мери в «Герое нашего времени» в наибольшей степени. Без труда определив её слабое место, Печорин бьёт именно в эту точку. Он не спешит знакомиться с Мери, когда все другие молодые люди вьются возле неё.

Переманивает в свою компанию практически всех её воздыхателей. Пугает её дерзкой выходкой на прогулке. Рассматривает в лорнет. И радуется, что княжна его уже ненавидит. Теперь стоит ему проявить к ней внимание – и она воспримет это как победу, как торжество над ним. А затем – будет обвинять себя в холодности.

Печорин «знает всё это наизусть» и тонко играет на струнках её характера.

Сентиментальность княжны, любовь к рассуждениям «о чувствах, страстях» также очень сильно подведёт её. Коварный искуситель Печорин не преминет воспользоваться этим, разжалобив её рассказом о своей трудной судьбе.

«В эту минуту я встретил её глаза: в них бегали слёзы; рука её, опираясь на мою, дрожала; щёки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в её неопытное сердце».

Цель практически достигнута – Мери уже почти влюблена.

В «Герое нашего времени» княжна Мери является одной из женщин, которые пали жертвой Печорина. Она не глупа и смутно догадывается, что его намерения не совсем честны: «Или вы меня презираете, или очень любите!..

Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить?» – говорит Мери.

Но она ещё слишком молода и наивна, чтобы поверить, что такое возможно: «Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли… во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?» Наивность княжны Печорин также использует, чтобы подчинить её своей воле: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Героиня романа «Герой нашего времени» Мери оказывается в очень унизительном положении. Ещё недавно она позволяла себе с презрением смотреть на других людей, а теперь и сама оказалась объектом насмешек. Её возлюбленный и не думает жениться.

Это для неё настолько болезненный удар, что у неё случается душевное расстройство, она серьёзно заболевает.

Какой урок вынесет княжна из этой ситуации? Хочется думать, что её сердце не очерствеет, а наоборот смягчится и научится выбирать тех, кто действительно достойны любви.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 9/16

Гость завершил

Тест «Биография Гончарова»с результатом 7/12

Гость завершил

Тест «Катерина» (Гроза)с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 13/16

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 8/16

Гость завершил

Тест «Биография Островского»с результатом 8/11

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Образ и характеристика Княжны Мери в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

Княжна Мери – героиня замечательной, легендарной повести Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель полностью вдается в детали сложного, парой непредсказуемого характера юной и миловидной девушки, что позволяет читателю хорошо представить Княжну.

Мери принадлежала к так называемой элите, московскому обществу, ведь была дочерью, не последней женщине в светском обществе, княгини Лиговской.

Пусть автор не вдается в подробное описание внешности, но кое-что есть для того, чтобы представить в мыслях княжну: густые, прекрасные пышные волосы, большие глаза, как монетки, которые обрамляли длинные ресницы.

Девушка всегда была изящна и легка на подъем, оделена красивой фигурой, с осиной талией, имела превосходное чувство стиля.

Ее характер был скромен и даже немного скрытен, совсем не похож на барышень того времени. Ее любовью были французские романы о любви. Наверное, главным, но не последним, достатком юной леди было восхитительное образование и чудный голос, который никого не оставлял равнодушным.

Так же Мери чудесно играла на фортепиано. Главной целью ее матери было найти порядочного, с достойным бюджетом , мужа для Мери, но девушка, как назло, была холодна к противоположному полу. Она всегда отвергла мысли матери о ее скором замужестве.

Мери была еще совсем « зеленая» в любовных делах. 

Княжна была достаточно самолюбива, иногда бывало такое, что она смотрела на всех с высока. И этому есть определенно оправдание: ведь она и хороша собой, и не глупа.

Благодаря такому персонажу, как Мери, Лермонтов поднимает такую проблема как : что такое настоящие чувства и подделка. Читатели и критики видят эту проблему через любовный треугольник наших главных персонажей.

Юная леди хочет избавиться от привязанности к молодому Грушницкому, в сердце Мери вспыхивают новые – к Печорину. Но, к сожалению, эти чувства были неправдивы.

В конце концов, княжна обретает чувства к Печорину, но безответно, постепенно они перерастали в огромную неприязнь.

Проблема Княжны заключается в том, что девушка видела, где что-то настоящее, а где хорошие манеры, но не чувствовала баланса между искренностью и фальшью.

Сочинение про Княжну Мери

Мери – одна из главных героинь произведения «Герой нашего времени». Мы знакомимся с ней в то время, как Печорин приезжает на Кавказ, а девушка с матерью проходят там лечение, и хорошенькая княжна сразу привлекает внимание читателя.

Княжна Мери, скорее всего, «собирательный» персонаж, прототипом для которого выступили сразу несколько женщин. В этой героине узнавали и сестру Мартынова, и дочь госпожи Кирьяновой, и госпожу Иванову, и еще множество других молоденьких девушек. Андреев-Кривич же считает, что в Мери воплотились черты внешности и характера Софьи Виельгорской, которой Лермонтов посвящал свои стихи.

На самом деле дочь княгини Лиговской зовут Мария, но мать зовет ее на английский манер – Мери.

Несомненно, Мария очень красива. Лермонтов описывает ее стройной, молоденькой девушкой с легкой походкой, гибкой шеей и маленькими ручками и ножками. Грушницкий считает ее хорошенькой и просто ангелом, а Печорина в ее облике больше всего привлекли ее глаза – бархатные, с огромными ресницами и такие мягкие, что создается ощущение, что они «тебя гладят».

У героини очень хороший вкус. В первую встречу с читателем она одета «по строгим правилам», в ее наряде нет ничего лишнего. Автор также отмечает, что от нее исходит аромат, «которым дышит иногда записка милой женщины».

Конечно же, Мария Лиговская происходит из знатной семьи и является богатой, даже можно сказать, завидной невестой, но при этом на всех своих ухажеров она смотрит свысока, с некоторым презрением. Она хорошо образована: знает английский (автор отмечает, что девушка читает Байрона в оригинале) и французский языки, играет на фортепиано, поет и хорошо танцует.

Героиня гордая и острая на язык, но в то же время очень романтичная. Печорин навел на нее свой лорнет и этим рассердил ее «не на шутку». Мери считает, что у него наглый взгляд и он слишком высокомерен.

А вот в ответ на нежный взгляд Грушницкого она улыбнулась. Кроме того, девушка, как романтичная натура, считает, что Грушницкого разжаловали в солдаты за дуэль.

А еще княжна любит рассуждать о чувствах и страстях.

Несмотря на первоначальное негативное отношение к Печорину, Мария Лиговская все же влюбляется в него. Вот только для мужчины эти чувства не являются чем-то большим нежели просто игрой. Поэтому, когда за участие в дуэли Печорина отправляют служить в крепость NN, Мери говорит ему при прощании «Я вас ненавижу».

Читайте также:  Образ и характеристика жилина в рассказе «кавказский пленник» (л. н. толстой)

Немного жаль, что Лермонтов не рассказывает нам о дальнейшей судьбе молодой девушки. Возможно, читателю было бы интересно узнать, оправилась ли она от такого жестокого обмана, смогла ли в дальнейшем доверять людям и как сложилась ее жизнь.

Образец 3

Княжна Мери – это один из ключевых героев главы повести, название которой совпадает с именем этой девушки. На изменение характера юной княжны повлияло общение с Печориным и Грушницким.

Печорин при первой встрече с Мери нашел княжну внешне милой и симпатичной, но не более. Он счел, что «бархатные глаза» – это единственное прекрасное, что принадлежит этой красавице. Сама девушка считала себя идеальной во внешности. Как человек она была морально пустая: самовлюблённая, высокомерная. Типичная дамочка 19 века, следовавшая моде. Мери желала, чтобы все ее любили.

Героиня забыла, что одной сладенькой оболочки мало, чтобы пробудить к себе любовные чувства и теплую привязанность. Именно поэтому она порядком злилась из-за того, что Печорин не проявлял к ней глубокого интереса. Тот, в свою очередь, догадался про уловку юной дамы, потому и был холоден. Он решил, что если начнет оказывать Мери знаки внимания, то не выйдет в этой игре победителем.

Большую части свободного времени Мери занимали прогулки матерью. Та гордилась своею умной и красивой дочуркой. По правде говоря, Мери была не только недурна собою, но и достаточно умна. Она читала романы Байрона, изучала математику, хорошо считала.

Все же это было вызвано не неподдельным интересом к наукам и литературе, а модой на образованность в высшем обществе. Кроме того, княжна играет на пианино, но поет плохо. Так думает сам Печорин.

Несмотря на это, в ее сторону летит большое количество похвал, а окружающие не перестают льстить ей.

Изначально Мери интересовалась и искала встреч с Грушницким. Такое отношение было навеяно романтическими представлениями о том, что он отправлен в ссылку на воды из-за участия в дуэли. Как только девушка узнала правду, что Грушницкий – это обыкновенный юнкер, то потеряла к нему всякую заинтересованность.

Мери можно считать одной из девушек, пострадавших от грубости, цинизма и холодности Печорина. Княжна думала, что на самом деле она нравится Григорию, и он скоро предложит ей выйти за него. Ее ожидания не оправдались.

Тогда, когда Печорин убил Грушницкого на дуэли, Мери была шокирована и назвала Печорина ужасным и жестоким человеком. У нее случился нервный срыв и началась душевная болезнь. Винит она, конечно, во всех бедах Григория.

Княжна Мери – типичная дамочка 19 века. Этакая «Героиня нашего времени».

← Образ и характеристика Бэлы
← Характеристика и образ Вернера в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовХарактеристика и образ Грушницкого в романе Герой нашего времени →
Характеристика и образ Веры в романе Герой нашего времени →

  • Образ и характеристика Тришки в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
    Образ Тришки в комедии Фонвизина «Недоросль» кажется читателю второстепенным, не очень важным и чуть ли ненужным, однако, на мой взгляд, Тришка играет огромную роль, хоть и появляется в комедии всего один раз.
  • Хронологическая таблица жизни и творчества Баха
    1685 год — в немецком городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах. Он был восьмым ребенком в семье, все члены которой были тесно связаны с музыкой. Отец мальчика Иоганн Амброзиус Бах занимался организацией музыкальных мероприятий
  • Сочинение Основная мысль романа Толстого Война и мир
    Основной мыслью известного романа является народная мысль. Именно она охватывает всё произведение от начала до конца. Данную мысль можно проследить буквально во всём, вплоть до мельчайших деталей
  • Сравнительная характеристика Громова и Рагина
    Громов – пациент, который находится в палате предназначенные для душевнобольных. Он был бывший судебным приставом и губернским секретарем.
  • Анализ сказки Девочка со спичками Андерсена
    Детство Ганса Христиана Андерсена было не самым легким, отец умер рано, и ребенку пришлось познать всё равнодушие взрослого мира на себе, именно оттуда берут свое начало многие сказки автора.

Образ и характеристика княжны Мери — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Княжна Мери Лиговская — второстепенный персонаж романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это молодая девушка, с которой главный герой познакомился на водах в Пятигорске и сыграл в её жизни демоническую роль.

Внешность, характеристика речи

Княжна Мери Лиговская — хорошенькая девушка, глаза её Печорин назвал бархатными, так как в зрачках не отражаются лучи солнца из-за длинных ресниц. По его словам, глаза её «такие мягкие, будто бы тебя гладят».

Она стройна, грациозна, походка её лёгкая, но благородная. Наряд Мери соответствует «строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего».

Мери умна, образованна, речь её грамотна. Девушка не болтлива, может поддерживать разговор, особенно ей нравится рассуждать о страстях и романтических чувствах.

Отношение княжны Мери к Печорину и Грушницкому

Главный герой романа Печорин встречает княжну Мери в Пятигорске, куда она приехала с матерью, княгиней Лиговской. Эта молоденькая, наивная девушка не очень разбирается в людях, у неё мало жизненного опыта.

Поэтому она приняла Грушницкого, бросавшего на неё страстные взгляды и принимавшего таинственный вид, за офицера, разжалованного за дуэль в солдаты. В её глазах он был страдальцем и романтическим героем.

Грушницкий стал сопровождать её повсюду, они подолгу разговаривали, но скоро он ей наскучил, тем более что она разочаровалась, узнав от Печорина, что Грушницкий — юнкер, а не офицер, разжалованный за дуэль.

Услышав, как её мать рассказывала о похождениях Печорина, о которых сплетничали в московском высшем свете, княжна Мери вообразила его романтическим героем. Когда он начал своими анекдотами переманивать её поклонников, Мери рассердилась на него.

Её удивляло, что он не старается с ней познакомиться, хотя хорошо знаком с её петербургскими родственниками. Княжна заинтересовалась этим странным и загадочным для неё человеком. Грушницкому она сказала о Печорине, что у него тяжёлый, наглый взгляд.

Печорин познакомился с княгиней и княжной Лиговскими после того, как спас Мери на балу от обморока, когда к ней приставал пьяный господин, приглашая её танцевать. Девушка начала видеть в нём необыкновенного человека. Её пугало, что он смеялся над всем на свете, что особенно насмешливо говорил о чувствах. Когда Печорин стал насмехаться над знакомыми, Мери назвала его опасным человеком.

В ответ он произнёс целую исповедь, объясняя, что стал «нравственным калекой» из-за того, что с детства к нему относились плохо, подозревая в нём дурные наклонности. Это красноречивое описание превратностей его жизни так подействовало на впечатлительную, доверчивую девушку, что на глазах её появились слёзы. В сердце Мери возникла сострадание к Печорину, и она полюбила этого человека.

Печорин стал ухаживать за Мери, но девушке было непонятно его поведение. Она думает, что он не признаётся ей в любви из-за того, что считает, что её родные будут против брака, или его собственное положение не позволяет ему это сделать.

Княжна говорит, что всем может пожертвовать для того, которого любит. На это Печорин отвечает, что её не любит и не собирается объяснять своих поступков. Побледневшая Мери попросила его уйти.

Знакомство с этим человеком закончилось для неё трагически — она тяжело заболела.

Перед тем, как уехать по приказанию начальства в крепость N, Печорин откровенно сказал Мери, что над ней смеялся и что она должна презирать его. «Я вас ненавижу…» — сказала девушка.

Отношение Печорина к Мери

Печорин хорошо знает людей, особенно женщин, поэтому сразу увидел, что этой молоденькой девушке нравится всё романтическое, загадочное, таинственное. Он начал играть на её чувствах и добиваться, чтобы она полюбила его.

В дневнике Печорина есть запись от 3-го июня, где он рассуждает, зачем он это делал. Главная причина — его желание обладать «молодой, едва распустившейся душой». Он признаёт, что на радости и страдания других смотрит как на пищу, которая поддерживает его душевные силы.

Ему нравится подчинять своей воле людей, властвовать над ними, «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха».

Печорин, добиваясь расположения Мери, в своеобразной исповеди рассказывает ей о своей душе, но при этом он не искренен и хочет, чтобы девушка приняла его за романтического героя, о котором мечтает. Эту исповедь он начал, приняв глубоко тронутый вид.

Добившись сострадания девушки, Печорин наблюдает за проявлениями жалости, отразившимися на её лице. Он возликовал, когда понял, что Мери раскаивается в своей холодности к нему.

Но всё, что будет вслед за этим, то есть её желание загладить свою холодность, вознаградить его, — всё это было ему уже известно и неинтересно.

В отношении к Мери в полной мере проявилось эгоистичная сущность Печорина: он преследовал, тревожил, волновал её воображение, не думая о том, что будет с этой чувствительной девушкой в дальнейшем. Он разбил её надежды на счастье, посеял в сердце девушки недоверие к людям. Общение с таким человеком для неё не прошло даром — Мери тяжело заболевает.

Черты характера княжны Мери и примеры их проявления (поведение и поступки)

Мери — образованная девушка, она «читала Байрона по-английски и знает алгебру». Княжна чиста и наивна, тяготеет ко всему романтическому, любит рассуждать о страстях и чувствах. В. Г.

Белинский отметил, что она девушка неглупая, но «ей мало любить человека, к которому влекло бы её чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Действительно, она симпатизировала Грушницкому, когда думала, что он разжалован в солдаты за дуэль.

Узнав, что это не так, что он обладает лишь внешними атрибутами романтического героя, Мери утратила к нему интерес и старалась избегать разговоров с ним.

Её влечение к романтизму помогло Печорину обольстить её. Он прикинулся таинственным, непонятным, загадочным, вёл себя дерзко, и девушка полюбила его.

Читайте также:  Сочинение: Лирика Есенина (для 9-11 классов)

Мери отличает гордость, чувство собственного достоинства.  Княжна не унижается перед Печориным во время последнего разговора с ним, она оскорблена и говорит ему, что не презирает его, а ненавидит.

Заключение

М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» создал образ княжны Мери, чтобы полнее раскрыть образ Печорина.

Читатель увидел у главного героя страсть властвовать над чувствами людей, особенно женщин, в итоге принося людям страдания.

Его эгоизм проявился в том, что он смутил чистую душу Мери, хотя любовь этой наивной девушки ему была не нужна, просто ему нравилось играть её чувствами.

Характеристика образа княжны Мери, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Княжна Мери — образ и характеристика героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться», — так писал Печорин в своём журнале.

Но в отношении княжны Мери не было даже этого — любви для себя. Здесь было эгоистическое желание досадить Грушницкому и потешить своё самолюбие, влюбив в себя очередную жертву — молоденькую девушку-аристократку, фактически ещё девочку. По его собственному признанию, Мери он не любил и никогда не женился бы на ней.

Характеристика образа княжны Мери дана в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» достаточно полно, эта девушка наделена автором самыми лучшими качествами, поэтому особенно жаль, что на её пути встретился Печорин, который не считался с чувствами других людей.

Происхождение и социальный статус

Мария Лиговская — настоящее имя героини. Мать называет её на английский манер — Мери. Она ещё очень молода, по авторской характеристике («молодая, едва распустившаяся душа», «любовь молоденькой девочки» и др.) можно предположить, что ей едва ли больше 16 лет. Она родилась и выросла в Москве.

Княжна — единственная дочь в богатой семье знатного происхождения, она завидная невеста, окружена толпой поклонников. В Пятигорске они с матерью жили в одном из лучших домов города.

Внешность

Княжна Мери прекрасна своей молодостью, врождённой грацией и воспитанием. Она стройна, легка на ногу, даже в её походке чувствовалось какое-то особое благородство. Бархатные глаза с длинными ресницами смотрели мягко, как будто гладили. Лицо её было подвижно и выразительно.

Густые волосы, гибкий стан, маленькие нежные руки, маленькие ножки дополняли портрет девушки.

Одевалась княжна Мери со вкусом, который выражался в том, что в её одежде не было ничего лишнего. От этого она испытывала недоброжелательство со стороны многих дам: они всегда смотрели на неё с завистью.

Характер и образование

Княжна Мери умна и образованна. Она знает иностранные языки (английский, французский), в оригинале читала Байрона. Изучала алгебру. Хорошо играет на фортепьяно и поёт, прекрасно танцует. У неё хорошая, грамотная речь, а шутки её милы и остроумны.

Но она ещё очень молода, и сердце её неопытно. Она ещё не научилась лицемерить, притворяться, поэтому её поведение отличается живой непосредственностью, сдерживаемой только воспитанием, но не жизненным опытом. Как всякая светская девушка, она умеет кокетничать и капризничать.

Её социальное положение, состояние и образование воспитали в ней независимый, смелый и самолюбивый характер. Но твёрдости в её характере пока нет — она ещё слишком молода. Сначала она испытывала неприязнь к Печорину, затем ей наскучил Грушницкий, а Печорин возбудил интерес своей оригинальностью и в результате добился своего — она его полюбила.

Княжна Мери и Печорин

Герои встретились в Пятигорске, где Мери с матерью лечились на водах. Здесь у них есть общие знакомые, но Печорин пока не намерен знакомиться с Лиговскими. Он видит, что княжной увлечён Грушницкий, это вызывает в нём зависть, и он начинает дразнить его, подогревая к себе интерес девушки.

Через некоторое время на балу Печорин приглашает её на танец — так они знакомятся. Он решает ухаживать за девушкой ради забавы и в пику Грушницкому, который его раздражает своим поведением. Внимания княжны Мери он добивается по своей «системе», которую испытал уже в отношениях с другими женщинами.

Печорин делает вид, что она ему не интересна, не спешит войти к ним в дом, своими остроумными разговорами привлекает других, чтобы возбудить к себе интерес и т. д. В конце концов, его «система»  действует: неискушённая в интригах девушка влюбляется в него.

Он сам себе не может объяснить, для чего употребляет столько усилий для привлечения внимания Мери: «…зачем я так упopно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?..»

Но объяснение этому всё-таки есть. Во-первых, ему хотелось взбесить Грушницкого, которому нравилась княжна Мери, и она вначале выражала интерес к Грушницкому, а это вызывало у Печорина зависть. В этом он признавался себе.

Во-вторых, вечно скучающему и не находящему себе места Печорину нужны были новые впечатления. В-третьих, ему необходимо было скрыть от окружающих его отношения с Верой, которая была замужем.

Получается, что княжна Мери просто стала случайной жертвой безнравственной игры Печорина.

Грушницкий всё сильнее влюбляется в княжну Мери, но она перестала уже им интересоваться, теперь Печорин завладел её душой. Между бывшими приятелями обостряется неприязнь, окончившаяся дуэлью и гибелью Грушницкого.

Княжна Мери любит Печорина и страдает от неопределённости их отношений, но чужие страдания для него являются пищей, поддерживающей его душевные силы. Это настоящий духовный вампиризм.

Наконец она признаётся Печорину в любви, но слышит в ответ: «Княжна … вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня…»

«Я вас ненавижу…», — говорит девушка.

Вывод

Свои эгоистические поступки Печорин всегда оправдывает.

Например, во время объяснения с Мери он говорит, что с самого детства, когда в нём замечали признаки дурных свойств, которых не было, они в нём появлялись: скрытность, злопамятность, завистливость, ненависть к другим, ложь… И заключает: «…я сделался нравственным калекой…» То есть, в формировании его характера были виноваты другие, но не он сам.

Но дурные свойства не могли появиться вдруг и ниоткуда, а раз другие в нём их видели — значит, они и были. В результате страдают все, кто встречается на его пути, особенно женщины. Умная, чистая и наивная княжна Мери пока ещё недостаточно разбирается в людях и не может разгадать рассчитанную игру Печорина.

Наблюдая за ней, Печорин угадывает в ней противоборство двух начал — естественности и светскости, понимает сущность молодой девушки, которой интересно всё таинственное, загадочное. Познакомившись с Печориным, она потеряла интерес к остальным поклонникам: по сравнению с ним все казались ей жалкими и «прескучными».

Но любовь девушки ему не нужна. Личная свобода для него важнее всего. Образ княжны Мери, как и остальные образы романа, подчинен логике раскрытия образа Печорина.

Характеристика образа княжны Мери может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика и образ Княжны Мери в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

В романе Лермонтова “Герой нашего времени” главным женским персонажем является княжна Мэри. Эта героиня очень образованна, поэтому принадлежит к светскому слою общества. Как и ее мать, княгиня Лиговская, Мэри привыкла быть в свете.

Внешность главной героини почти не описывается, автор лишь обращает внимание на ее густые волосы и пышные ресницы. Она носила красивые и богатые платья. Ее характер раскрыт полностью: она скромна, сдержанна, обучена манерам.

Лиговская была горда своей дочерью, поэтому пыталась найти ей достойного и богатого мужа. Мэри ведет себя отстранено к решению матери, найти ей жениха.

Мэри очень любит себя, она привыкла к вниманию от противоположного пола, но игнорирует его. Печорин же не обращает внимания на героиню, чем и привлекает Мэри.

Мэри – очередная жертва Печорина, она страдает от его эгоизма. Благодаря этой главной героине читатель может понять еще одну проблему произведения, которую поднимает автор.

Это проблема истиной любви, какая любовь является ложной? До появления Печорина Мэри была верна Грушницкому, но на балу Мэри позволяет себе флиртовать с Печориным, считая, что у нее появляются к нему какие-то чувства. В конце становится ясно, что Мэри влюблена в Печорина, но безответно.

Из-за ее интриги с Печориным, Грушницкий, пытаясь заступить за честь своей возлюбленной, погибает на дуэли.

Мэри воспринимает игру Печорина за истинные чувства, поэтому так легко влюбляется в героя. Она не смогла отличить любовь от притворства.  Мэри считала, что люди не способны на такую подлость.

Хотя она сама часто пренебрежительно относилась к чувствам другим. Этот случай стает уроком для героини, над ней никогда не надсмехались, ее не унижали.

Но после встречи с Печориным она сама почувствовала все на себе, даже разочаровалась в людях. От пережитого горя она сильно заболевает.

После выяснения всей правды, Мэри тяжело переживает случившееся, ее любовь – самое высшее чувство было убито.

Автор произведения не рассказывает дальше  о героине, о ее судьбе. Мэри – яркий представитель светского общество, на ее примере Лермонтов раскрывает сущность всех людей того времени, которые были богатыми и самолюбивыми.

2 вариант

Княжа Мери Лиговская — это одна из главных героинь произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе ей около шестнадцати-семнадцати лет. По происхождению она принадлежит высшему обществу и не знает и не представляет, что такое нищета, скорбь, несчастье.

Девушка росла счастливой, доброй, открытой. Автор описывает ее легкую и вместе с тем полную достоинства походку, густые волосы, ее бархатные глаза, в которых из-за длинных ресниц не отражается свет. У девушки стройный стан, она свободно танцует и имеет неплохой голос, хотя ее пение не понравилось Печорину.

Читайте также:  Биография Оноре де Бальзака

Необходимо помнить, что княжна Мери очень молода, не имеет жизненного опыта. Ей и ее матери многие завидуют, так как они хорошо, по столичному (они из Москвы) и не вычурно одеваются и держатся несколько снисходительно. В Пятигорске, куда они приехали подлечить нервы, княгини Лиговские пьют полезную минеральную воду и отдыхают душой и телом.

Лермонтов показывает, что такие люди, имеющие солидное состояние и положение в обществе, чувствуют себя хозяевами жизни. Однако они воспитанные люди, с тонким пониманием прекрасного, милые и простые.

Неудивительно, что Мери имеет много поклонников. Она девушка умная, знает французский язык, выучила английский язык и алгебру.

У нее живой ум, она мило шутит, без злобы и как натура романтичная, жалеет Грушницкого, ранение которого ей кажется таким необыкновенным.

Замечая все это, Печорин, от скуки и от того, что любит поиграть в психологические игры, решает влюбить в себя молодую княжну. Задача перед ним стоит непростая. Сам он себе честно признается, что завидует Грушницкому, так как княжна явно им увлеклась.

Хорошо разбираясь в людской психологии и понимая, что Грушницкий недалекий и даже, как показали потом события, низкий человек, Печорин тихо и незаметно «отбирает» поклонников княжны Мери, потом достаточно нагло наводит на нее лорнет и так далее. В итоге, молодая княжна влюбляется в искусного ловеласа.

На самом деле Печорину было не трудно влюбить в себя княжну, ведь у нее нет такого жизненного опыта как у него. Блестящий ум, ирония Печорина не оставляет равнодушным никого. В итоге девушка поддается чарам красавца Печорина, она готова простить ему все — только не унижение, ведь в конце он глубоко оскорбляет ее, сказав, что не любит и что подшутил над ней.

В романе место, где Печорин раскрывает свое истинное лицо очень трагично. На самом деле Григорий Печорин ждет, что девушка простит его, что ее любовь окажется выше гордости. Гордый дворянин готов кинуться к ее ногам и предложить руку и сердце, если девушка признается в любви к нему.

Но увы, гордыня не позволила княжне раскрыться, обиженная и пристыженная, она отворачивается от него. Для нее это тяжелый удар. Лермонтов показывает, что нервы девушки не выдерживают, она получает тяжелое душевное расстройство. Дальнейшая судьбе ее неизвестно, возможно, она выйдет замуж за человека, которого она не любит и превратится в добродушную мать семейства.

Такой сложный человек, ищущий идеала не для нее, поэтому не удивительно, что Печорин остается в итоге один и погибает, путешествуя по Востоку.

Сочинение про Княжну Мери

«Герой нашего времени» – первый психологический роман, который был написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Должно быть, поэтому было так важно взять за основу не только главного героя, но и женский образ, к которому привязан Печорин. Именно таким – главным женским образом – и стала княжна Мэри.

М.Ю. Лермонтов не случайно с увлечением много времени уделяет описанию княжны.  Девушка принадлежала высшему обществу, так как была дочерью княгини.

  О внешности говорится не так много, но всё же читатель подмечает, что у Мэри красивые глаза, пышные, густые волосы, она со вкусом одевается, уверенно и скромно держится на людях. Она обладала сильным характером. Это видно по тому, как она относилась ко всем богатым ухажерам, которых знакомила с ней ее мать.

 Стоит заметить интересное имя, которым нарекает княгиня свою дочь, хотя на самом деле ее зовут Мария. Вероятно, автор говорит именно «Мэри», чтобы подчеркнуть ее положение в высшем свете.

Хотя, при первой встрече читателя с княжной, она предстает как невинная, слабохарактерная девушка, которую использует главный герой для достижения своих целей.

  Мы видим, как растерянна княжна, увязнув в истории с Печориным и Грушницким. Именно в этот момент, пытаясь выкинуть из головы Грушницкого, она обращает внимание на Печорина, не понимая, что оба эти чувства ложны.

И как это часто бывает, влюбленность перерастает в отвращение и ненависть.

Печорин замечает, как Мэри слишком заигралась и перестала понимать, где искренность и где светская жизнь. Решив, что она жертва светскости, он решает использовать ее в своем плане.

План увенчался успехом: княжна Мэри отбита у Грушницкого, Грушницкий получил по заслугам. Но кое-где он всё же просчитался. Оказывается, что княжна не вписывается в эти маленькие рамки светской жизни.

Да, она знает французский язык, восхитительно поет, читает Байрона, но душа ее намного шире и добрее, нежели у других светских барышень.

По сути весь роман – это не скитания Печорина,  а великая трагедия первой любви княжны Мэри, которая оказывается растоптанной и униженной.  Есть в этом некая ирония.

Ведь вначале романа ясно видно, с какой снисходительностью и равнодушием относится Мэри к своим поклонникам. В конце же произведения она становится на место всех тех, кого презирала.

Возможно, это урок не только для княжны, но и для всех юных читательниц этого романа.

Нам не сказано, что же сталось с княжной Мэри: осталась ли она несчастна и разбита или же нашла силы преодолеть удар судьбы и идти дальше с гордо поднятой головой.

Несколько интересных сочинений

Княжна Мери («Герой нашего времени»)

«Княжна Мери» — первая повесть из второй части романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Эта часть написана в виде дневника главного героя.

Действие разворачивается на Кавказских минеральных водах. Сюжет закручивается вокруг одной из героинь повести — Мери Лиговской.

Характеристика образа княжны Мери добавляет ещё один штрих к пониманию характера главного героя ­— Печорина.

Внешность

Княжна Мери обладает приятной внешностью. У неё стройная фигурка, лёгкая походка, «бархатные глаза», опушённые длинными ресницами. Она нравится мужчинам, поэтому почти всегда окружена кавалерами. Однако, для Печорина внешность девушки не играет большого значения, поэтому он не входит в круг её обожателей.

Характер

В характере княжны нет ничего особенного, что отличало бы её от других молоденьких девушек высшего света. Она в меру образованна, в меру начитана, чтобы прослыть достаточно культурной для своего круга. Как сказал Вернер: «В Москве, видно, барышни пустились в учёность».

Мери, опять же потому, что так принято, играет на пианино и поёт, хотя голос у неё слабоват. У девушки прекрасный вкус, она одевается соответственно моде в наряды, которые подчёркивают её природное изящество и красоту.  На водах она слегка кокетничает с молодыми людьми потому, что так тоже принято.

По тому же московскому этикету она их «презирает», на самом деле ничуть не разбираясь в их психологии.

Мери ещё слишком молода, поэтому наивна и чиста. Девушка мечтает о любви и полна романтических мыслей, поэтому легко попадается «на крючок» опытного в «любовных делах» Печорина. Впрочем, не только Печорина.

Девушке достаточно вообразить образ несчастного героя, и она уже почти влюблена. Но стоит лишь романтическому ореолу исчезнуть, и Мери кавалер становится неинтересен.  Так произошло с Грушницким, когда она возомнила его дуэлянтом, разжалованным в солдаты.

По той же схеме «сработал» Печорин, рассказав Марии свою «печальную историю».

Однако, стоит заметить, что княжна имеет чувство собственного достоинства и гордость.  «Игра» Печорина тяжело сказалась на её здоровье: у неё случилось нервное расстройство. В болезни Мери Печорин виноват лишь отчасти, девушка сама вообразила себе страсть и большую любовь. Но она нашла в себе силы, спокойно сказать Григорию, что ненавидит его.

Трагедия Мери

Драматизм истории, связанной с Мери в том, что она воспитана высшим светом. Обществом, которое не понимает и не воспринимает честные поступки. Оно лживо и лицемерно.

Преклоняясь перед богатством и положением  Лиговской, «водяное общество» ненавидят княгиню и её дочь. Подобное отношение можно наблюдать в эпизоде с «толстой дамой» и её кавалером драгунским офицером.

Это общество, насквозь, пропитанное фальшью, наложило отпечаток на чистую, невинную душу молодой девушки. Поэтому, она принимает за любовь волокитство Грушницкого, поэтому так глупо попадает в сети, расставленные Печориным.

Отношение Печорина к Мери

Отличный психолог, Печорин быстро распознал чувствительную натуру княжны. Он придумал идеальный план по завоеванию её сердца.

Сначала, Григорий распалил в ней чувство ненависти: переманив в свой круг её обожателей, купив персидский ковёр, рассматривая девушку в лорнет.

Потом он спасает княжну от приставаний пьяного кавалера, и, наконец, разжалобил Мери рассказом о том, почему он стал таким жестоким.

Главный герой, чтобы досадить Грушницкому, начал добиваться расположения Мери. Разыграв чудесную партию: выведя на чистую воду юнкера, и влюбив в себя княжну, Печорин снова заскучал. Он спокойно сказал Мери, что её не любит.

Для Печорина Мери очередная игрушка, подопытный экземпляр. Об этом он сам пишет в своём дневнике: «…зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» «…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» В этой фразе чувствуется что-то от Мефистофеля.

Кроме того, Мери была ширмой для его тайных встреч с любимой женщиной — Верой.

Но, с другой стороны, поступок Печорина можно считать благородным. Он не воспользовался доверчивостью и наивностью влюблённой молодой девушки в полной мере. Григорий честно признался в том, что не любит княжну.

Будь на месте Печорина другой человек, например, Грушницкий, он непременно воспользовался бы возникшей ситуацией, чтобы ославить девушку перед светским обществом или составить для себя неплохую партию, женившись на богатой невесте.

Мери получила хороший урок, впредь она будет не такой наивной, чтобы слепо верить каждому слову мужчины.

Заключение

Образ княжны Мери раскрывает ещё одну грань характера Печорина: герой предстаёт перед читателем отличным психологом и знатоком людей, способным играть на струнах их душ. Но этот человек не способен на подлые поступки, с презрением относится к лжецам и лицемерам, трезво оценивает свои действия.

Ссылка на основную публикацию