Образ дворянства в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

  • Сегодня на уроке мы:
  • –    
    Увидим, каким предстаёт дворянство в романе-эпопее Льва Николаевича
    Толстого «Война и мир».
  • –    
    Узнаем, что такое «мысль семейная».
  • –    
    Подумаем, насколько важна «мысль семейная» для понимания романа
    Толстого.

«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем
главную, основную мысль.

В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие
войны 1812 года»
, ‒ утверждал Лев Николаевич Толстой.

Образ дворянства в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

На прошлом уроке мы говорили о том, что по мнению писателя,
победу в Отечественной войне 1812 года России принесло единство. Нация
сплотилась перед лицом врага. Едиными стали люди всех социальных слоев, уровня
образования и достатка. Солдаты, купечество, крестьяне, дворяне.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и
страны – одна из ключевых проблем романа. Каким предстаёт дворянство в
эпопее Льва Николаевича Толстого?

Можно ли сказать, что дворянское общество в романе – это
общество фальши, лжи, равнодушия и пороков? Попробуем разобраться.

Роман открывается описанием светского раута в салоне Анны
Павловны Шерер
. Здесь высшее общество рассуждает о политике, делится
сплетнями и новостями. Толстой-художник позволяет прочувствовать атмосферу
салона даже с помощью одной только речевой характеристики персонажей.

Например, князь Василий Курагин говорит «холодным,
скучающим тоном» «по привычке, как заведённые часы».
С иронией Толстой
описывает, как Анна Шерер представляет своего нового гостя остальным: «и
виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как
ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью».

Жена Андрея Болконского говорит с ним «тем же кокетливым тоном, каким она обращалась
и к посторонним».

Сама Анна Шерер зорко следит за тем, чтобы светская беседа
проходила безупречно, как работающий хорошо отлаженный механизм.

Поэтому
искренность Пьера Безухова и его точка зрения, идущая вразрез с мнением света,
вызывают эффект разорвавшейся бомбы.

И все благодарны глупому Ипполиту Курагину
с его скучным неуместным анекдотом. Глупая, почти бессвязная речь помогла
забыть о словах Пьера.

Вообще, по-настоящему живые искренние эмоции в этом салоне
проявляют только Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Очень важный момент связан с языком общения в салоне Анны
Шерер. Современного читателя раздражает обилие французского языка в книге.

Надо
сказать, что и после выхода романа, у современников писателя были к этому
претензии. Вышло даже одно издание романа, где все французские выражения
заменили на русские.

Но после этого Толстой всё-таки решил вернуться к
использованию французского языка. Почему это для него было так важно?

Использование французского языка подчёркивает разобщённость
дворянского общества с народом. Между ними не просто лежит пропасть. Дворяне
себя чувствуют отдельной нацией в нации. Даже язык общения у дворян свой. Более
того, они гораздо ближе по духу к французской Европе, чем к родной русской
почве. Дворяне оторваны от народа и Родины.

Получается, что за внешней благопристойностью, изяществом,
светским тактом дворянства скрываются пустота, эгоизм и корыстолюбие. Но так ли
это? Только отчасти.

Уже следующее дворянское собрание в романе может привести
читателя к другим выводам. Читая описание именин в ломе Ростовых, можно
подумать, что дворянское общество в романе – это общество людей радушных,
сердечных и щедрых.

Там люди много, громко и искренне смеются. Не стесняются
своих чувств. Наоборот, искренность и непосредственность здесь естественна.

А
сдержанная светскость красавицы Веры Ростовой всем кажется странной и вызывает
чувство неловкости.

Дворянское общество в романе неоднородно. Холодность,
лживость, корыстолюбие и бездушие светского салона Шерер противопоставлены
искренности, жизнелюбию, душевности и щедрости семейства Ростовых.

Образ дворянства в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

В начале урока мы говорили о том, что мысль народную писатель
называет основной в романе. Но есть ещё и мысль семейная, которая чрезвычайно
важна в эпопее Толстого. Почему семейные истории так важны для писателя?

Дело в том, что Лев Николаевич Толстой считал семью основой
общества. Мир – это не только огромная вселенная и не только человек. Семья
– это тоже маленький мир со своими внутренними законами. А огромная вселенная
строится из множества маленьких миров. Получается, что мысль народная
невозможна без мысли семейной.

Более того, человеческая личность со своим миром формируется
в семье. Семья – это та среда, почва, которая питает человека. Мысль семейная
показывает и связь поколений, которая никогда не прерывается.

В романе «Война и мир» перед глазами читателя разворачивается
хроника нескольких дворянских семейств.

В первую очередь мы знакомимся с семьёй Курагиных. Это
пожилой светский лев князь Василий Курагин. Его дочь красавица Элен Курагина. И
сыновья Ипполит и Анатоль. Это
семья с разрушенными родственными связями.

В их отношениях нет любви и даже
привязанности. Княгиня Алина Курагина мучается от зависти к своей красивой
дочери Элен. Князь Василий в разговоре с Шерер называет своих детей дураками,
обузой.

И открыто признаётся в отсутствии родительской любви к детям.

Но эту обузу князь Василий использует в своих корыстных
целях. Его страсть к деньгам ненасытна. Сначала он пытается заполучить
наследство князя Безухова. Но когда сражение за завещание проигрывает, тут же
проворачивает новый манёвр. Ловко женит богатого и наивного наследника Пьера
Безухова на своей дочери Элен.

Элен воплощает в себе образ идеальной светской дамы высшего
общества. Она невероятно красива и обладает безупречными манерами. И дворянское
общество боготворит её за красоту и светский такт.

Высший свет не волнует то, что на самом деле Элен человек
пустой и бездушный. Она по-настоящему любит только свою телесную красоту. Элен
глупа, бессердечна и развратна. «Где
вы – там разврат, зло»,
– говорит ей Пьер. Элен изменяет ему с влиятельными
мужчинами

Главная цель лицемерной Элен – укрепить своё положение в
высшем свете. В ней нет ничего естественного. Даже естественное для женщины
материнство противно ей. Элен легко и откровенно говорит об этом мужу. Точно
так же легко она меняет веру, чтобы развестись с Пьером и снова выйти замуж.

Брат Элен Анатоль Курагин такой же красивый и безнравственный
человек. Он так же глуп и эгоистичен. Любит кутежи и заботится только о своих
удовольствиях. Ради денег Анатоль готов жениться на ком угодно. Устроив дочери
выгодный брак, князь Василий пытается устроить брак сына с богатой Марьей
Болконской.

Анатоль настолько беспринципен и глуп, что, сватаясь к княжне
Болконской, домогается её камеристки мадемуазель Бурьен. Поэтому и получает
отказ. Но самодовольный и легкомысленный Анатоль совсем не огорчается, что
выгодная женитьба не состоялась.

Такое же легкомыслие он проявляет по отношению к Наташе
Ростовой. Невинная Наташа верит, что чувства Анатоля искренни. Но для него это
просто очередное развлечение и способ насолить Андрею Болконскому. Курагина не
волнует, что он разрушает репутацию и судьбу молодой девушки.

Позже Наташа узнаёт, что Курагин женат на полячке, которую
когда-то соблазнил. Но жену он бросил и ведёт жизнь холостяка. Анатоль
настолько себялюбивый, глупый и безнравственный человек, что даже не осознаёт
подлости своих поступков.

Семья Курагиных ‒ бездушные, эгоистичные люди, которые
готовы на любую подлость ради положения в обществе. Интересно то, что Курагиных
мы практически не видим в домашней семейной обстановке. Это исключительно
светские люди, в которых нет ничего домашнего и семейного. Курагины заняты
только своими выгодами. Это самые настоящие «люди войны» в романе Толстого.

Полной противоположностью Курагиным в романе являются семьи
Ростовых и Болконских.

Ростовы – это богатая дворянская семья, в которой
царит тёплая дружеская атмосфера. Это очень добрые, отзывчивые, но непрактичные
люди, для которых деньги не главное. В семье Ростовых много детей. В их доме
находится место и для воспитанницы Сони. Также растили они и Бориса Друбецкого.
И любимая героиня Льва Николаевича Толстого Наташа Ростова обретает своё призвание
в материнстве.

В отличие от Курагиных, Ростовы близки к родной почве. Эту
близость писатель неоднократно подчёркивает. Например, в описании пляски Наташи
Ростовой.

Ростовы не просто гостеприимны и щедры. Они отзывчивы и
милосердны.

Когда вся аристократия Москвы вывозила на повозках свои
богатства, Ростовы отдали подводы для раненых. Ростовы – это, безусловно, «люди
мира». Истинно русская семья, душевная, набожная, щедрая.

Семью Болконских тоже можно назвать «людьми мира».
Хотя на Ростовых Болконские совсем не похожи.

Князь Николай Андреевич Болконский, как и князь Безухов,
принадлежит «золотому веку Екатерины». Но если князь Безухов в эту эпоху только
кутил, Николай Андреевич посвятил свою жизнь служению отчизне.

Труд и интеллект он считает главными добродетелями. В доме
Болконских все заняты работой. Сам князь Болконский и работает в саду, и
вытачивает табакерки на станке, и пишет военный устав, и занимается
математическими теориями. Болконский абсолютно честный и прямолинейный человек.

Детей князь Болконский воспитывает согласно своим убеждениям.
Князю Андрею Болконскому и княжне Марье с детства привиты понятия о чести и
благородстве, патриотизм, трудолюбие. В отличие от Ростовых, Болконские очень
сдержанны в проявлении чувств. Но при этом они искренне любят друг друга и
заботятся друг о друге.

У князя Николая Андреевича Болконского очень тяжёлый и
непростой характер. Он часто бывает слишком жёстким по отношению к дочери. Но
при этом он искренне желает ей счастья. Он воспитывает её умным и нравственным
человеком.

Опытному проницательному князю Болконскому легко было понять,
что за человек Анатоль Курагин. И уж тем более, он видит, что такой человек
сделает его дочь несчастной. Он не оценит ни её ума и образованности, ни
сердечности, ни чистоты и доброты. Для Курагиных она всегда будет богатой
дурнушкой.

И конечно же, Болконский очень боится одиночества и не хочет
расставаться с дочерью. Но при этом он делает над собой усилие. Переламывает
себя, предоставляя княжне Марье самой решать свою судьбу. «От твоего решения зависит
счастье твоей жизни. Обо мне говорить нечего»
, ‒ слышит от него Марья
Болконская.

Князь Болконский считает, что человек должен всего добиваться
сам. Поэтому он не задействует связи, чтобы пристроить сына в тёплое местечко.
Андрей начинает службу с самых низких чинов. И он действительно служит Родине,
а не гоняется за чинами и наградами. Как и для отца, интересы отечества для
князя Андрея превыше личных.

Можно сказать, что Андрей и Марья Болконские ‒
достойные дети своего отца. Николай, Петя и Наташа Ростовы унаследовали черты
своих родителей. А дети князя Василия Курагина похожи на своего отца.

Николай Михайлович Карамзин писал: «Без хороших
отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты».

Образ дворянства в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Образ русского дворянства в романе Война и мир Толстого сочинение

Разделение общества на богатых и бедных, на высший и низший класс было почти всегда. В произведении «Война и мир» образ дворянства достаточно ярок, он словно переливается насыщенными красками, источает лоск и элегантность.

Однако за красивой оболочкой скрывается множество несовершенств и пороков. Представители высшего света паразитируют на простом люде. Их лживость и лицемерие можно прекрасно  пронаблюдать на приеме у Анны Павловны Шерер.

Стоит заметить, что «светлые умы» России съезжаются туда вовсе не для того, чтобы своими диспутами повлиять на сложившуюся в стране, ситуацию, а чтобы покрасоваться и показать себя.

Этим напыщенным франтам и пафосным дамам абсолютно безразличны политика Европы и завоевания Наполеона. Главное для них – их личное благосостояние и хорошее самочувствие. Приемы для них – отличный способ показать себя в подобающем кругу. Ведь это может быть полезно.

Допустим, князь Василий  хочет выбить место  на службе своему нерадивому сыну. А Анна Друбецкая переходит в этом вопросе к более активным действиям – она буквально умоляет князя, чтобы он пристроил ее отпрыска.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: совесть (таблица)

Истинных чувств среди знати нет.  Эти люди просто – напросто не проявляют их. А если и проявляют – то только для вида, не показывая истинное лицо и образ мыслей.

Мало того, владелица дома даже нервничает, когда слышит оживленные беседы. Ведь ей не нужно, чтобы люди обсуждали реальные проблемы. Главное – беседа «обо всем и ни о чем», беседа ради беседы, ради того, чтобы показать престиж и изысканные манеры.

Представляя себе эту картину, читатель невольно понимает Болконского, сбежавшего на войну.

Однако не все люди высшего света одинаковы. Существует и более искренняя и менее честолюбивая молодежь. Правда, их искренность направлена не совсем в то русло, в которое следовало бы.

Молодые повесы не стесняются желаний – но их желания низменны: единственное, что интересует юношей – расточительство родительских денег и получение  удовольствий. Они рады тому, что родились в «правильных» семьях и им не требуется гнуть спину ради грошей и куска хлеба. Они не хотят учиться и заниматься саморазвитием.  Им не нужно ничего, кроме праздного существования.

Кстати, достаточно обидно, что под их влияние порой попадают и честные, порядочные молодые люди. Конечно же,  таких, как Пьер Безухов – меньшинство, но они существуют.

  • Достаточно обидно, что знать, которая могла бы способствовать прогрессу государства, деградирует и разлагается.
  • К слову, Толстому прекрасно удается воссоздать эту атмосферу, ведь было время, когда он сам вращался в подобных кругах – и в процессе чтения невольно становятся понятны мотивы графа, отрекшегося от светской жизни в пользу аскетичного существования в  деревне.
  • Кстати, данные образы до сих пор  имеют параллель с реальностью – разница лишь в нарядах, суть высокомерного и пустого «высшего общества» остается прежней.

Сочинение 2

Создавая огромное полотно, показывающее исторические события, происходившие в Российской империи в начале 19 века, Толстой использовал множество исторических документов, личных писем и дневников и других источников.

На основе реально существовавших родов и семей была создана огромная и проработанная система персонажей, переплетенных между собой родовыми и дружескими связями.

Почти все основные персонажи романа – представители дворянства, а значит дворянство – наиболее проработанный автором класс.

Образ всего класс можно увидеть через образ отдельных персонажей.

Первыми представителями дворян, описанными в романе, являются представители прогрессивного «салонного» дворянства – Анна Павловна Шерер и Элен Курагина, которые имеют собственные салоны, в которых в 19 веке обсуждались политика, философия, искусство, однако в салонах уже упомянутых женщин обсуждались и распространялись в основном свежие сплетни.

Так же в романе присутствуют представители бюрократии – чиновники-дворне, находящиеся на гражданской службе. Они явно взывают неприязнь у автора, поскольку описываются как презирающие народ и презираемые народом. Неприятен, судя по описанию, даже «верховный чиновник» – император Александр 1, поскольку в романе он описан как двуличный человек.

Однако, представители поместного дворянства описаны с большей симпатией. Они представлены семьями Ростовых и Болконских. Болконские – представители древнего, «столбового» дворянства.

Они верны традиционным ценностям, консервативны в политических взглядах, патриотичны и осознают долг перед родиной, готовы верно служить своему Отечеству.

Даже тщеславная Андрея Болконского тяга к воинской славе в начале произведения, после Аустерлицкого боя сменяется сначала пустотой и поиском истинного смысла жизни, а затем чистой и искренней любовью к Наташе Ростовой.

И тут стоит перейти к Ростовым. Наиболее важным персонажем, принадлежащем к этому семейству, является Наташа.

Она чувственна, искренняя, эмоциональна, она живет эмоциями и переживаниями, а не разумом, и именно эти качества помогают ей точно чувствовать людей, сопереживать им и самоотверженно помогать.

но именно эти качества и вредят ей (особенно стоит выделить её любовную линию с Анатолем Курагиным, которому она доверяла и который предал её).

Наблюдая за описанным Толстым дворянством 19 века, видя его пороки и лучшие его черты, стоит выделить Пьера Безухова, который так же является дворянином, и, по совместительству, любимым персонажем автора.

Он предстаёт перед нами полным, немного неуклюжим юношей. Он искренен и честен, он, так же как и Андрей Болконский находится в поиске смыла жизни, и в конце концов, приходит к истине, которая близка философии самого Толстого.

Именно подобный финал, который определил автор для героя, раскрывает его симпатию к Пьеру.

Подытожив, образ дворянства в романе «Война и мир» довольно пестрый и неравномерный – к дворянству относятся как лживые светские аристократы, забывшие родной язык и говорящие исключительно по-французски (по мнению многих литературоведов, именно так Толстой помечал «нелюбимых» персонажей), так и представители старых родов, верные традиционным ценностям долга и чести.

Несколько интересных сочинений

Столичное и поместное дворянство в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Дворянство в романе Война и мир

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Читатель знакомится с героями на балу у Анны Павловны. Здесь можно было встретить богатых людей разных чинов. В этом месте не умолкали обсуждения на разные темы, которые затрагивали и культуру, и религию, и политику. Также вопросы касались и философии, и прочих наук.

Но всегда был один нюанс. Все беседы носили исключительно поверхностный характер. Салон Анны Павловны имел слишком много разнообразных условий. Из-за чего обстановка была не такой, все казалось каким-то неживым, скорее, наигранным.

Если человек хотел найти настоящее общение, сюда не было смысла идти.

Каждый, кто был в салоне, имел какую-то корыстную цель и искал удовлетворения собственных интересов: одни хотели вступить в брак, другие устроиться на работу или продвинуться по карьерной лестнице. Кто-то просто хотел показать, что он что-то из себя представляет. Примером таких целей является Друбецкая, у него был один интерес – устроить своего сыночка.

Среди прочих гостей читатель встречает Пьера Безухова, который является любимым персонажем автора. Герою здесь очень дискомфортно, ему неприятна и чужеродная светскость. Он не боится говорить всё, что думает прямо.

Он очень открыт, поэтому на этой публике выглядит немного нелепо и забавно. Общество не было в нем заинтересовано, пока герой не разбогател. Как у него появились деньги, сразу же изменилось отношение.

Курагин очень хотел пристроить свою дочь к богатому человеку.

Девушка была светской дамочкой, при том обладала красотой. Однако, не было внутреннего содержания. Элен без зазрений совести могла изменять своему мужу.

  Краткое содержание Человек-амфибия Беляева

Также в этом обществе были и масоны. Пьер хотел опробовать их идеи на себе, но вскоре понял, что масоны заинтересованы только финансами и чинами. Их не интересует личностный рост.

Второй вид дворянства представляют Болконские и Ростовы.

Дом Болконского все пропускает через логическое мышление, разум для этой семьи превыше всего. Князь постоянно работал и не поддавался лени. Соответственно, детей вырастил в этом же духе. Сам поднял, воспитал и вырастил дочь Марию. Андрей же всю жизнь был занят какими-то исканиями.

Семья Ростовых жила чувствами. Поэтому у них все было нестабильно и все сложности возникали именно по этой причине. Однако, их балы были живыми и вдохновляли всех приходящих.

Столичное и поместное дворянство в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого

  • Толстой видит мир, как человек,
  • проникший за кулисы общественной
  • и политической жизни.
  • Б. Шоу

Определяя главную мысль «Войны и мира», Л. Н.

Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». Народ для Толстого — мерило всех нравствен­ных ценностей, носитель истинной человечности.

По близости к народу оценивает писатель не только отдельных героев, но и целые сословия, классы.

Этим критерием и определяется различное отношение Толстого к высшим слоям столичного дворянства, гордо именовавшего себя «светом», и по­местным дворянам, многие из которых жили то в Москве, то в своих имениях, как семья Ростовых, или безвыездно обитали в родовых усадьбах, как отставной генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский с дочерью.

С рассказа о великосветском вечере в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер начинается роман. В ряде ярких картин писатель раскрывает нравы и отношение к жизни придворных аристократических кругов, рисует их моральный (вернее, аморальный) облик.

Услышанные нами обрывки разговоров, а также манеры, ав­торские характеристики гостей Анны Павловны позволяют судить об отсутствии у них национального чувства, полной оторванности от народной среды, беспринцип­ности, карьеризме, интриганстве и приспособленчестве.

Воссоздавая картины жизни высшей придворной знати, Толстой рисует среду, обособленную не только от народа, но и от основной дворянской массы. Так, на­пример, Ростовы в высшем петербургском свете приняты не были.

По существу, в первых сценах романа, да еще в картине бала у Нарышкиных, писатель исчерпы­вающе раскрывает все содержание и формы жизни высшей аристократии. В ней «не видно перемены» даже во время событий 1812 года.

Изменились темы разгово­ров, начались игры в патриотизм, но сущность этой неизменяющейся мертвенной среды осталась прежней.

Показывая отдельных представителей высшего «света» (князя Василия, Элен и Анатоля Курагиных, графа Растопчина и других), а также тех, кто всеми правдами и неправдами стремится попасть в это общество (Берг, Борис Друбецкой), Толстой уточ­няет, дополняет сказанное, но даже он не может почти ничего, кроме новых фактов, прибавить, найти хоть одну живую краску в застывшем облике столичной знати.

Лицемерие, ханжество, ставшие привычкой, алчность, абсолютная безнравствен­ность очень убедительно раскрыты в поступках царского министра, князя Василия Курагина.

Вспомним, как он боролся за наследство графа Безухова, а когда похи­щение завещания не удалось и Пьер стал наследником всех богатств графа, князь Василий, пользуясь доверчивостью и непрактичностью юноши, женил его на своей дочери, бездушной красавице Элен.

Пока Кутузов был в немилости, Курагин отзывался о нем презрительно, но, узнав, что Михаил Илларионович назначен главнокомандующим, «лукавый царедворец» начинает превозносить его.

Под стать отцу и его дети: тупой Ипполит, развращен­ная Элен и Анатоль, чье духовное и умственное ничтожество полностью раскрыва­ется в сцене сватовства у Болконских и в попытке похищения Наташи Ростовой.

  Сочинение по книге Айвенго Вальтера Скотта

Курагины не были исключением в своей среде. Так же бездушна и эгоистична лицемерная Жюли Карагина, безразличен ко всем и расчетлив Берг, беспринципен и корыстолюбив карьерист с хорошими манерами Борис Друбецкой.

Причину духовной опустошенности и аморальности высшего дворянского обще­ства Толстой видит в паразитизме и праздности. Он изобрел для этой среды такое убийственное определение, как «трутневое население страны», прямо сказал, что «в мутной воде… интриг» низкие придворные «ловили рубли, кресты, чины и… следили только за направлением флюгера царской милости».

Показной, бездуховной жизни петербургских салонов Толстой противопостав­ляет более простую, естественную жизнь московского поместного дворянства, в которой видны черты русской самобытности.

Здесь и родной язык не изгнан из гостиных (в петербургских салонах говорят по-французски), и люди не столь над­менны, они хлебосольны, гостеприимны. Эти несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу.

Конечно, жизнь московских бар тоже заполнена выезда­ми, балами, обедами, картежной игрой, но писателю ближе их естественные интересы, патриархальный семейный быт.

Читайте также:  Стихи о науке и знаниях: красивые стихотворения для детей, школьников классиков

В семьях Ростовых, Болконских, в Пьере Безухове автор видит черты русского национального характера: прямоту, искренность, чувство национальной гордости, любовь к родной природе, верность русским обычаям.

Сочувственно обрисован, несмотря на деспотический характер, старый князь Николай Андреевич Болконский, патриот, ученик Суворова и друг Кутузова. Марья Дмитриевна Ахросимова привлекает простотой души и прямотой характера.

Под внешней грубоватостью в ней скрываются чуткость, искренность, чувство справед­ливости, отзывчивость. Вспомним ее достойное поведение во время попытки похи­щения Н. Ростовой. «Марья Дмитриевна всегда говорила по-русски», — подчерки­вает автор.

Пословицы и поговорки, употребляемые ею, истинно народны.

Еще ближе к народной жизни семья Ростовых. Толстой не скрывает отсутствия у них высоких духовных запросов, расточительности и бесхозяйственности отца семейства, заурядности Николая, нелегкой участи Сони, расчетливости и холодно­сти Веры.

Но в этой семье выросла «русская душою» Наташа, чудесный мальчик Петя. Когда над родиной нависла опасность, Ростовы вместе со своим народом. Беспечная помещичья жизнь не убила в них главного — причастности к судьбе своей страны, единения с народом.

«Ум сердца» руководит их поступками, а этот ум не ошибается.

Писатель поэтизирует те особенности жизни русских помещиков, которые сбли­жали их с народом (прекрасны описания зимних святок в семье Ростовых, сцены охоты).

«Народной мыслью», близостью к народной нравственности и народной судьбе определяется отношение Л. Н. Толстого к различным кругам дворянства, жизнь которых он видит как бы «изнутри», ибо ничто не может скрыться от его зорких глаз.

«Столичное и поместное дворянство в романе «Война и мир»»

  1. Толстой видит мир, как человек, проникший за кулисы общественной
  2. и политической жизни.
  3. Б. Шоу

Определяя главную мысль «Войны и мира», Л. Н.

Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную». Народ для Толстого — мерило всех нравствен­ных ценностей, носитель истинной человечности.

По близости к народу оценивает писатель не только отдельных героев, но и целые сословия, классы.

Этим критерием и определяется различное отношение Толстого к высшим слоям столичного дворянства, гордо именовавшего себя «светом», и по­местным дворянам, многие из которых жили то в Москве, то в своих имениях, как семья Ростовых, или безвыездно обитали в родовых усадьбах, как отставной генерал-аншеф Николай Андреевич Болконский с дочерью.

С рассказа о великосветском вечере в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер начинается роман. В ряде ярких картин писатель раскрывает нравы и отношение к жизни придворных аристократических кругов, рисует их моральный (вернее, аморальный) облик.

Услышанные нами обрывки разговоров, а также манеры, ав­торские характеристики гостей Анны Павловны позволяют судить об отсутствии у них национального чувства, полной оторванности от народной среды, беспринцип­ности, карьеризме, интриганстве и приспособленчестве.

Воссоздавая картины жизни высшей придворной знати, Толстой рисует среду, обособленную не только от народа, но и от основной дворянской массы. Так, на­пример, Ростовы в высшем петербургском свете приняты не были.

По существу, в первых сценах романа, да еще в картине бала у Нарышкиных, писатель исчерпы­вающе раскрывает все содержание и формы жизни высшей аристократии. В ней «не видно перемены» даже во время событий 1812 года.

Изменились темы разгово­ров, начались игры в патриотизм, но сущность этой неизменяющейся мертвенной среды осталась прежней.

  “Каин” Байрона в кратком содержании

Показывая отдельных представителей высшего «света» (князя Василия, Элен и Анатоля Курагиных, графа Растопчина и других), а также тех, кто всеми правдами и неправдами стремится попасть в это общество (Берг, Борис Друбецкой), Толстой уточ­няет, дополняет сказанное, но даже он не может почти ничего, кроме новых фактов, прибавить, найти хоть одну живую краску в застывшем облике столичной знати.

Лицемерие, ханжество, ставшие привычкой, алчность, абсолютная безнравствен­ность очень убедительно раскрыты в поступках царского министра, князя Василия Курагина.

Вспомним, как он боролся за наследство графа Безухова, а когда похи­щение завещания не удалось и Пьер стал наследником всех богатств графа, князь Василий, пользуясь доверчивостью и непрактичностью юноши, женил его на своей дочери, бездушной красавице Элен.

Пока Кутузов был в немилости, Курагин отзывался о нем презрительно, но, узнав, что Михаил Илларионович назначен главнокомандующим, «лукавый царедворец» начинает превозносить его.

Под стать отцу и его дети: тупой Ипполит, развращен­ная Элен и Анатоль, чье духовное и умственное ничтожество полностью раскрыва­ется в сцене сватовства у Болконских и в попытке похищения Наташи Ростовой.Курагины не были исключением в своей среде.

Так же бездушна и эгоистична лицемерная Жюли Карагина, безразличен ко всем и расчетлив Берг, беспринципен и корыстолюбив карьерист с хорошими манерами Борис Друбецкой.

Причину духовной опустошенности и аморальности высшего дворянского обще­ства Толстой видит в паразитизме и праздности. Он изобрел для этой среды такое убийственное определение, как «трутневое население страны», прямо сказал, что «в мутной воде… интриг» низкие придворные «ловили рубли, кресты, чины и… следили только за направлением флюгера царской милости».

Показной, бездуховной жизни петербургских салонов Толстой противопостав­ляет более простую, естественную жизнь московского поместного дворянства, в которой видны черты русской самобытности.

Здесь и родной язык не изгнан из гостиных (в петербургских салонах говорят по-французски), и люди не столь над­менны, они хлебосольны, гостеприимны. Эти несановные дворяне живут независи­мо, они ближе к народу.

Конечно, жизнь московских бар тоже заполнена выезда­ми, балами, обедами, картежной игрой, но писателю ближе их естественные интересы, патриархальный семейный быт.

В семьях Ростовых, Болконских, в Пьере Безухове автор видит черты русского национального характера: прямоту, искренность, чувство национальной гордости, любовь к родной природе, верность русским обычаям.

Сочувственно обрисован, несмотря на деспотический характер, старый князь Николай Андреевич Болконский, патриот, ученик Суворова и друг Кутузова. Марья Дмитриевна Ахросимова привлекает простотой души и прямотой характера.

Под внешней грубоватостью в ней скрываются чуткость, искренность, чувство справед­ливости, отзывчивость. Вспомним ее достойное поведение во время попытки похи­щения Н. Ростовой. «Марья Дмитриевна всегда говорила по-русски», — подчерки­вает автор.

Пословицы и поговорки, употребляемые ею, истинно народны.

Еще ближе к народной жизни семья Ростовых. Толстой не скрывает отсутствия у них высоких духовных запросов, расточительности и бесхозяйственности отца семейства, заурядности Николая, нелегкой участи Сони, расчетливости и холодно­сти Веры.

Но в этой семье выросла «русская душою» Наташа, чудесный мальчик Петя. Когда над родиной нависла опасность, Ростовы вместе со своим народом. Беспечная помещичья жизнь не убила в них главного — причастности к судьбе своей страны, единения с народом.

«Ум сердца» руководит их поступками, а этот ум не ошибается.

Писатель поэтизирует те особенности жизни русских помещиков, которые сбли­жали их с народом (прекрасны описания зимних святок в семье Ростовых, сцены охоты).

«Народной мыслью», близостью к народной нравственности и народной судьбе определяется отношение Л. Н. Толстого к различным кругам дворянства, жизнь которых он видит как бы «изнутри», ибо ничто не может скрыться от его зорких глаз.

Образ русского дворянства в романе война и мир толстого сочинение – Методический центр Рязанской области

В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства – главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства. Роман “Война и мир” начинается с описания салона Анны Павловны Шерер, а в дальнейшем автор изображает салоп Элен Курагиной. В салонах обсуждались политические новости, затрагивались вопросы, связанные с философией,

религией, поэзией. Здесь же распространялись последние сплетни, здесь искали покровительства влиятельных особ, карьеры или выгодных браков для себя или для своих детей.

Толстой вводит в повествование дворян-чиновников, находящихся на гражданской службе (Растопчин, Сперанский, Билибин), а также па службе государственной (князь Курагин). Толстой беспощаден к чиновникам вроде Растопчипа, которые были чужды народу, презирали народ и были презираемы народом.

Автор говорит и о самом главном дворянине и помещике России – Александре I. В романе его облик не вызывает симпатии.

В характере царя заметны те же черты двуличия и лицемерия, что были присущи “высшему свету”. В романе рассказывается и о масонской организации, объединявшей различных по знатности и богатству дворян, по отмеченной теми же пороками, что и салонное общество.

Представители “большого света” претендуют на ведущую роль в общественно-политической жизни, но автор отрицает их положительное значение в русской истории, как отрицает их человеческую и нравственную состоятельность. Симпатии автора, безусловно, на стороне поместного дворянства.

По мнению Толстого, только вдали от развращающего действия салопной жизни люди имеют возможность вести физически и нравственно здоровую жизнь, сохранять связь с народом, с природой, заниматься деятельностью, полезной для общества. Наиболее подробно описаны в “Войне и мире” семьи Болконских и Ростовых.

Старый Князь Болконский – человек XVIII века, яркий представитель “столбового” дворянства, хранившего, но Толстому, верность традиционным нравственным ценностям. Для старика Болконского священны понятия долга, чести, служения Отечеству. Князь обладает сильной волей, трудолюбием, презирает праздность, физическую и умственную лень.

Князь Андрей Болконский многое унаследовал от своего отца. Он патриот, человек чести и не мыслит свою жизнь без активной деятельности. Не находя применения своим силам, он испытывает нравственное мучение, тягостное чувство неопределенности, тоску по чему-то подлинно значительному.

Мечта Болконского о славе – это мечта о подвиге. И он совершает подвиг во время Аустерлицкого сражения, однако этот эпизод не решает для него главной проблемы, не отвечает па вопрос о смысле его жизни.

Когда Болконский возвращается домой и теряет жену, он чувствует себя опустошенным, утратившим интерес к жизни. Он отрекается от мысли жить ради других, поскольку эта мысль привела его к жизненному краху.

Встреча с Наташей Ростовой оказывается спасительной для Андрея.

Наташа, с се жаждой жизни и душевной щедростью, с се молодостью, очарованием и романтическими порывами, возрождает его к жизни, по-новому открывает красоту мира. Князь Андрей переживает душевный подъем, он активно занимается общественной деятельностью, надеется на семейное счастье.

Но ему приходится вновь пережить крушение надежд. Если Болконские живут преимущественно разумом, то в основе отношения к жизни Ростовых лежит нравственное чувство, они живут сердцем, а не рассудком. Николай, Наташа тонко чувствуют людей, умеют сопереживать им, для них неприемлема фальшь.

Но поведение, всецело основанное па интуитивном чувстве, имеет и отрицательные стороны.

Чувство обманывает Наташу, когда она доверяет свою судьбу Анатолю Курагину. Недостаток рационального начала пагубно сказывается и на имущественных делах Ростовых.

Пьеру Безухову дано в романе объединить жизнь души и жизнь разума. Это один из любимых героев Толстого. Пьер – сложная, духовно одаренная, во многом противоречивая личность, и его путь к гармонии был непростым.

Он испытывает благоговейную любовь к Наташе, но вынужден скрывать это чувство.

Его захватывают идеи масонов, по вскоре он убеждается в том, что этих людей интересуют не столько идеалы общественного блага, сколько “мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”. В эпилоге Пьер становится членом тайного общества, он намерен противостоять реакции, наступившей в стране. При этом для героя неприемлем путь насилия.

Единственное средство оздоровить общество, улучшить жизнь людей – нравственное совершенствование. Пьер Безухов принадлежит к числу тех русских дворян, па которых автор возлагает ответственность за духовное обновление общества.

«Быт поместного дворянства в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Урок литературы в 10 классе по теме «Быт поместного дворянства в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Природа и человек (таблица)

– В романе «Война и мир», где изображаются громкие события истории и много философских рас-суждений, присутствуют сцены, казалось бы, не связанные с основным замыслом автора, рисующие охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи, домашний уклад жиз-ни Ростовых. Почему Л.Н.Толстой уделяет такое большое внимание этим сценам? Что подчёркивает в них? Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.

2.Работа по теме урока.

– Определяя главную мысль «Войны и мира», Л.Н.Толстой писал, что в этом романе он любил «мысль народную».

Народ для писателя— мерило всех нравственных ценностей, носитель истинной человечности; близостью к народной нравственности и народной судьбе определяется отношение  Толстого к различным кругам дворянства.

Не приемля лицемерие и фальшь высшего света, писатель противопоставляет ему жизнь поместного дворянства, естественного в своих проявлениях, близкого к простому народу, и поэтому большое внимание уделяет сценам, рисующим охоту, святочные развлечения, поездку к дядюшке, его пение и танец Наташи.

   Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?

Во время охоты отбрасываются и забываются все условности, проявляются настоящие чувства, искренние эмоции. Даже грубость ловчего Данилы в пылу гнева по отношению к графу не имеет значения, поскольку хозяин понимает, что в данной ситуации руководитель – Данило, а самому Рос-тову необходимо было следовать его указаниям, поэтому «сконфуженный, испуганный граф» стоял  «как наказанный». 

Участников охоты объединяют чувства азарта, возбуждения, волнения, заинтересованности.

Все эти эмоции выражает Наташа, восторженно визжащая, когда охотники загоняют зайца: «В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело.

Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовре-менным разговором». В любое другое время такой визг показался бы странным, но во время охоты это было естественно.

– Таким образом, эпизод охоты показывает читателю естественную жизнь человека,  без масок и фальши. После охоты молодые Ростовы поехали к дядюшке в его деревню Михайловку. Этот эпизод даёт новые черты к портрету Наташи. Какие?

Близость к народу, понимание русского духа и склада характера.  

– Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недо-вольства этим или гнева на невоспитанную челядь.

Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах.

И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном, – был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков». Это говорит о том, что героине не чуждо ничто народное и, попадая в соответствующую обстановку, она может органично с ней сливаться.

    Дядюшка небогат, но в его доме очень уютно, и Наташе нравится все, что она здесь видит, всё, чем угощает её Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обста-новке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».

 Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось Наташе в жизни. Поэтому и звуки балалайки кажутся героине «верхом музыкальной прелести», а когда начинает играть на гитаре дядюшка, восторгу Наташи нет предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!».

Кульминацион-ным моментом эпизода является танец Наташи. Как описывает его Толстой?

«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, под-перши руки в боки, сделала движенье плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торже-ственно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутству-ющих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тонень-кую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела по-нять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском чело-веке».

– Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что героиня естественна и проста, как народ, понимает его дух и склад характера, чувствует свою близость с ним. А это, по мысли писателя, при-носит огромное счастье, потому и думает Наташа, уезжая от дядюшки, что никогда уже не будет «так счастлива, спокойна, как теперь».

Близость к простому народу не только Наташи – всех Ростовых –  показывает Л.Н.Толстой и в эпизоде святок. Перескажите этот эпизод.

В один из вечеров в доме Ростовых появляются ряженые: «Наряженные дворовые: медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод, сначала робко жались в перед-ней; потом, прячась один за другого, вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хороводы и святочные игры». Молодёжь тоже вовлекается во всеобщее веселье, в переодевание, в святочные проказы: «Наташа первая дала тон святочного ве-селья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до наи-высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани».

В этот миг мир волшебно преображается: «…как только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с сизым отблеском снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон»; «Где это мы едем? — подумал Николай. — По Косому лугу, должно быть.

Но нет, это что-то новое, чего я никогда не видал. Это не Косой луг и не Дёмкина гора, а это бог знает что такое! Это что-то новое и волшебное!»; «…

вот какой-то волшебный лес с переливающимися чёр-ными тенями и блёстками алмазов и с какой-то анфиладой мраморных ступеней, и какие-то сереб-ряные крыши волшебных зданий…».

Преображаются и отношения между людьми: именно в это волшебное время Николай Ростов смотрит на Соню «совсем новыми глазами», признаётся ей в любви и решает жениться на ней, о чём и сообщает Наташе, а позже и матери.

Когда Ростовы приехали к своим соседям Мелюковым, устроили русские пляски и хороводы, затем играли в народные игры – веселились так, что «через час все костюмы измялись и расстроились».

Вернувшись к себе, Наташа и Соня гадали на зеркалах.

– За святочным весельем, бешеной круговертью игр ощущается, однако, нарастающая тревога. Счаст-ливые сцены дышат предчувствием надвигающейся катастрофы, готовят её.

Состояние Наташи, раз-лучённой со своим женихом и остро чувствующей, как бесполезно проходит её жизнь, прорывается то во внезапной истерике, то в лихорадочном взгляде, то в настойчивой фразе: «Дайте мне его».

Та-кое впечатление, что именно сейчас до отказа сжимается какая-то пружина, которая, распрямившись, разрушит своей чудовищной энергией всё счастье. Наташа словно предчувствует своё скорое несча-стье, потому и говорит Николаю,  что никогда уже больше не будет так счастлива.

   И тревожные ожидания оправдываются: буквально накануне приезда князя Андрея Наташа чуть не убегает из дому с Анатолем Курагиным. Почему Наташа увлеклась Анатолем?

Полюбив, Наташа желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, – значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки.

Брат и сестра Кураги-ны, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отри-цательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен.

А ведь Ната-ша доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

– В произошедшем есть вина и князя Андрея, который не посмел или не захотел ослушаться отца и отложил свадьбу на год. Почему он принял такое решение? Мог ли он не согласиться с условием отца?

Для князя Андрея этот год – лишь досадная помеха на пути к счастью. Он зрелый, уравновешенный человек, который уверен в своих чувствах и не хочет расстраивать старого отца.

Он сосредоточен на себе, на своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересует. Но в любви нель-зя думать только о себе.

Если бы Андрей лучше понимал любимую, он бы не уехал, потому что Наташа воспринимает разлуку и отсрочку свадьбы как трагедию.

– Наташе с ее неукротимой жаждой жизни год кажется вечностью. Ей хочется любить сегодня, сей-час, а не потом.

«…ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми полно было её сердце», – пишет Толстой.

Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности геро-ини жить полной жизнью, из-за молодости и неопытности. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

   Наивная Наташа не может предположить, что стала объектом пустой интрижки. Её ещё никогда не обманывали.

«Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его… Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его…Что он мне ве-лит, то я и сделаю», – признаётся она Соне.

Наташа чувствует, что переступает нравственную черту, поступает нехорошо, неправильно, но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова её сущность: все, что она делает, делает искренне, честно.

Наташа соглашается бежать с Анатолем и тайно обвенчать-ся. К счастью для неё, похищение не состоялось. Марья Дмитриевна, «застав заплаканную Соню в коридоре, заставила её во всём признаться» и заперла Наташу в комнате. Только известие, что Ана-толь женат, открывает глаза Наташе на его подлость., и она пытается отравиться мышьяком.

   Почему князь Андрей, который намного старше и опытнее Наташи, не прощает её?

 Не позволяет воспитание, заложенное отцом, Андрей оскорблён и признается Пьеру, что не мо-жет простить Наташу, не может быть великодушным.

– Гордость Болконских и простота Ростовых несовместимы. Потому-то и не может Толстой оставить спокойного, рассудительного князя Андрея и порывистую, доверчивую Наташу вместе на всю жизнь.

Кажется, что в финале 2 тома романа мир рушится: ни Пьер, ни Андрей, ни Наташа не находят свое-го счастья, более того, автор приводит их к внутреннему кризису, а в небе стоит «огромная яркая ко-мета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света» – война уже на пороге.

Ссылка на основную публикацию