Наследие Иордана

Наследие ИорданаПродолжение. Начало читайте здесь.

Иордан – название, хорошо знакомое любому христианину. С крещения в водах этой реки Спаситель начал Свое служение. Вот как повествуют об этом евангелисты:

“В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед.

Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.

(Матф.3:1-6)

Наследие ИорданаТогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Матф.3:13-17)”

Иордан течет с севера на юг, длина его составляет 252 км. Он берет начало на Голанских высотах, протекая по гористой местности, впадает в Тивериадское озеро (оно же Генисаретское, современное название – Кинерет).

Вытекая из озера на юге, Иордан течет далее по равнинным землям Иорданской долины, достигая местами ширины до 40 метров, и впадает в Мертвое море.

Побережье Мёртвого моря является самым низким участком суши на Земле: оно находится на 420 метров ниже уровня мирового океана.

Наследие Иордана

Вдоль дороги, спускающейся от Иерусалима в долину Иордана, установлены указатели высот относительно уровня мирового океана.

Наследие Иордана

Пространство между Иорданом и Еерихоном (находящимся у основания гор) – пустынны и безжизненны, и напоминают рельеф морского дна.

Наследие Иордана

Уровень Мертвого моря продолжает снижаться в среднем на 1 метр в год. Из-за высокого содержания соли в Мертвом море не может жить ни рыба, ни другие организмы (за исключением некоторых видов бактерий в устье реки Иордан). Игумен Даниил так отзывается о Мертвом море: «исходит из него дух знойный, смердящий, сушит и сжигает всю эту землю».

Наследие Иордана

Иосиф Флавий в книге “Иудейская война” оставил следующее описание Мертвого моря (которое он именует Асфальтовым озером): «Вода  его, как уже было замечено, горька,  неплодотворна,  но  притом  так  легка,  что удерживает на своей поверхности самые тяжелые предметы, бросаемые на нее,  а человеку при самых  напряженных  усилиях  не  так  легко  окунуться  в  нее. Веспасиан, посетивший озеро для наблюдений над ним, приказал бросить  вглубь несколько человек, не умеющих плавать, со связанными за  спиной  руками,  но все они, точно подхваченные ветром, были подняты вверх и остались плавать на поверхности».

В наши дни из солей и минералов Мертвого моря изготавливают многочисленные лечебные и косметические средства, на его берегах обустроены курортные места. Отношение верующих к нему неоднозначно.

  • Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Наследие Иордана Иудейская пустыня Наследие Иордана Дорога к Иордану

Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром.

Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – “дом перехода”), как написано «это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн». (Иоан.1:28), неподалеку от современного местечка Бейт-ха-Арава, стоящего на шоссе, соединяющем Иерусалим и Амман.

За 12 столетий до Богоявления сюда привел Иисус Навин народ Израильский; здесь впервые вступил Израиль в Землю Обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома (2 Цар.17:22).

В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2:4-15). А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

Наследие Иордана

Русский Странноприимный дом на другой стороне реки, уже в Иордании

Наследие Иордана

  1. Иордан в 5 км от впадения в Мертвое море. Храм на противоположном берегу находится на территории Иордании
  2. Река очень узкая, всего несколько метров. Посередине – нейтральная полоса, по воде проходит государственная граница Израиля и Иордании
  3. Течение в Иордане быстрое, а вода в нижнем течении очень мутная. Но если отстоять ее на протяжении суток, то ил оседает и она становится прозрачной

Эта фотография из архива ИППО сделана более 100 лет назад. На ней изображено почти то же самое место на Иордане (узнается по скалам на Иорданской стороне). На фото запечатлена паромная переправа.

Это место на Иордане напротив монастыря Иоанна Предтечи. Тут видно, что Иордан 100 лет назад был шире и полноводнее.

На самом деле место крещения Господа Иисуса Христа было на территории нынешней Иордании, в нескольких километрах к западу от современного русла реки. За прошедшие два тысячелетия река изменила место своего течения.

Игумен Даниил дает подробное описание Иордана: «Иордан-река течет быстро, берега с той стороны крутые вначале, а затем идут пологие. Вода в реке очень мутная, но вкусная, и не насытишься, когда пьешь эту воду. С нее не бывает болезней и пакостей в животе человека. Всем подобен Иордан реке Снови.

И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстротой – всем он похож на реку Сновь. Глубина его в месте купания паломников четыре сажени, я сам измерил и испытал во время переправы на другую сторону Иордана.

На этой стороне Иордана, где купель, растут невысокие деревья, похожие на вербу, выше купели растет лозняк, но не как наша лоза, а как кустарник и тростник; прибрежная равнина напоминает также Сновь-реку.

По той стороне Иордана – горы высокие каменные, они дальше от Иордана. Под теми горами другие горы, ближе к Иордану, эти горы белые».

Река Сновь, с которой игумен Даниил сравнивает Иордан, протекает в Брянской области России и Черниговской области Украины, правый приток Десны (современное название – Снов). По-видимому, “игумен земли русской” происходил из тех мест.

  • Иордан вблизи Тивериадского озера

Интересно, что реками в Библии именуются только великие реки, как Евфрат; мелкие реки называются потоками и ручьями; и только об Иордане говорится не иначе, как «воды Иорданские». Несмотря на незначительную ширину, Иордан – основная водная артерия Израиля и Иордании.

В 2009 году мы окунались в воды Иордана в его верхнем течении, вблизи Генисаретского (Тивериадского) озера. Здесь вода была прозрачной и слегка зеленоватой, в ней плавало множество рыб.

У входа в купальню на Иордане Фрагмент из Евангелия на разных языках

Большинство паломников в наши дни окунается именно здесь – неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера. Омовение в священных водах – это не простое купание, погружаться в них следует благоговейно и молитвенно.

Паломники окунаются в длинных белых рубашках (под рубашку необходимо надеть плавки или купальник, поскольку ткань при намокании становится прозрачной и липнет к телу).

 Эти рубашки потом бережно хранят, многие надеются именно в них быть положенными в гроб. 

    Омовение в священных водах Иордана

    Еще в XII веке игумен Даниил отмечал, что «вверху Иордана много рыбы». Действительно, в месте, где устроены купальни для паломников, плавают в большом количестве огромные рыбы, похожие на сомов.

    Из паломнических впечатлений 2016 года: “В этот раз мы погружались в Иордан на юге, в том месте, которое ближе всего к подлинному месту крещения Спасителя (сейчас это место находится на суше, поскольку река изменила русло). Но прежде омовения наши священники совершили Великое освящение воды – полным чином, как оно совершается в праздник Крещения Господня.

    1. Все туристы не паломнического вида вскоре после начала богослужения куда-то исчезли.
    2. Исчезла и шумная компания на иорданском берегу, и мы служили, казалось, в полном одиночестве – только священники и наша группа.
    3. Потом народ стал собираться вокруг нас, с интересом наблюдая происходящее.
    4. Наконец, собралась большая толпа снимающих на фотоаппараты и телефоны.
    5. Среди зрителей было немало мусульман.

    Когда запели тропарь Крещению Господню и дошли до слов “И Дух в виде голубине”, с противоположного берега поднялась в небо стая белых голубей! Этого никто не ожидал, и потому сам момент снять не успели, но запечатлели в своих сердцах”.

    Но пора вернуться к Евангельским событиям. Сразу после Своего Крещения, “Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

    Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

    Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

    Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему”. (Матф.4:1-11)  

    Из паломнических впечатлений 2009 года: “Гора около Иерихона носит название Горы Сорокодневного Искушения, на ее склоне можно разглядеть купола монастыря. Иерихон находится на территории автономии, и посещение его, к сожалению, не было включено в нашу программу”. (Забегая вперед, скажу, что в 2016 году нам удалось побывать в Иерихоне, об этом посещении рассказ в следующей главе).

    • Иерихон и Гора Сорокодневного Искушения  
    Читайте также:  Кого можно назвать жестоким человеком?

    При игумене Данииле в Иерихоне жили иноверцы (и до сих пор это стопроцентно мусульманский город): «Иерихон был в давние времена великим городом и крепостью, но его взял и разрушил до основания Иисус Навин. Ныне здесь село сарацинское. Здесь был дом Закхея, и пень до ныне стоит от дерева, на которое влезал Закхей, желая видеть Христа. Тут же находился и дом сонамитянки, где Елисей воскресил отрока.

    Около Иерихона земля добрая и урожайная, поле красивое и ровное, около города растет много высоких финиковых пальм и разнообразных плодовых деревьев, текут обильные воды по всей этой земле. Эти воды пророк Елисей опреснил».

    1. То же можно сказать об этой земле и сейчас: благодаря обилию воды и плодородной почве, цветущая Иорданская долина разительно отличается от находящейся поблизости бесплодной Иудейской пустыни.
    2. Иорданская долина
    3. Галилея
    4. Читать дальше »»

    Иордания: страна, по которой можно изучать Библию – Православный журнал «Фома»

    Приблизительное время чтения: 7 мин.

    Здесь родился и вознёсся на небо пророк Илия, жил Лот после уничтожения Содома и Гоморры, умер пророк Моисей, жил и проповедовал Иоанн Креститель, крестился Иисус Христос. Всего в Иордании более тридцати объектов, связанных с библейскими событиями, но мы расскажем о тех, которые стоит посетить любому паломнику.

    Королевство Иордания — государство на берегу Мертвого и Красного морей, граничит с Израилем по реке Иордан. Население — 8 миллионов человек, половина которых живет в столице — Аммане.

    95 % жителей — мусульмане, 5 % — христиане. 75 % территории государства — пустыни и полупустыни. В городе можно встретить такую картину: на одной стороне дороги стоит мечеть, на другой — христианский храм.

    И для местных жителей в этом нет противоречий.

    Наследие Иордана

    Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана Наследие Иордана

    1. Место крещения Иисуса Христа

    Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него (Мф 3:13).

    Место Крещения Иисуса Христа на территории Иордании удалось найти только в 1990-е годы — до этого времени земля возле реки Иордан после Шестидневной войны была заминирована. Как рассказал археолог Рустом Мджян, который участвовал в раскопках, идея искать место Крещения именно здесь пришла ученым благодаря древней мозаичной карте на полу храма в Мадабе.

    Сейчас на месте Крещения реки Иордан нет: некогда полноводная река сильно обмельчала и несколько раз меняла свое русло из-за землетрясений. Но археологам удалось раскопать основания древнего храма, который стоял на четырех столбах прямо над рекой, воды которой образовывали крест.

    По словам Рустома Мджяна, в древние времена храмы не строили просто так — место для них выбирали символичное. Поэтому если на предполагаемом библейском месте находят руины храмов периода византийской империи, это считают еще одним подтверждением того, что события произошли именно здесь.

    Окунуться в Иордан можно: в нескольких километрах от места Крещения есть специальная купальня рядом с Русским домом паломника, который в 2012 году открыли президент России Владимир Путин и король Иордании Абдалла II. Там можно не только отдохнуть, купить специальные рубашки для купания, но и остановиться на несколько дней.

    Cамая древняя карта Святой Земли (VI в от Рождества Христова).
    Она выложена мозаикой на полу храма Георгия Победоносца в городе Мадаба. Мозаику обнаружили в 1895 году, когда строили новый храм на месте древней разрушенной церкви.

    Оригинальная карта имела размеры 20х10 метров и состояла из пяти миллионов мозаичных камней. Сейчас от нее сохранился фрагмент 5х7 метров, состоящий из двух миллионов деталей мозаики.

    Карта Мадабы — один из самых весомых аргументов подлинности местонахождения тех или иных библейских мест с точки зрения археологии.

    2. Гора Нево

    • И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор 34:1).
    • И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:5–6).

    Возле города Мадаба есть гора Нево (Небо), с которой Бог показал пророку Моисею землю обетованную (обещанную Богом) после странствий по пустыне. После того как израильский народ попал в рабство к египтянам, Бог через пророка Моисея вывел их оттуда.

    Народ прошел через расступившееся Красное море и 40 лет ходил по пустыне, чтобы за это время сменилось поколение людей, которые родились и выросли рабами. Сам Моисей не вошел в землю обетованную и умер на горе Нево, но где точно — неизвестно. Книга Второзаконие говорит, что уже тогда никто не знал, где находится его могила. Сейчас на горе красивый парк с памятником пророку и францисканская церковь.

    Внутри церковь больше похожа на музей — там собрали напольные мозаики IV–VI веков. Они — единственное, что сохранилось от монастырей и храмов того времени. Мозаики находятся под стеклом на полу и даже на стенах, чтобы их было удобней разглядывать. Их обнаружили францисканцы, которые в 1930 году проводили здесь раскопки, пытаясь найти могилу пророка Моисея.

    3. Место рождения пророка Илии

    И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!
    (3 Цар 17:1).

    Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии) — место, где, как полагают, родился пророк Илия. Пророк Илия, как говорится в Ветхом Завете, лично общался с Богом: по его молитвам огонь сходил с неба, начиналась или прекращалась засуха. Он даже воскрешал мертвых.

    Рядом с небольшой деревней аль-Иштиб (Лестеб, Тишба, Фесвия Галлаадская), из которой уехали практически все жители, находится большой комплекс их из руин храмов IV–V веков, самый большой из которых посвящен пророку Илие — об этом говорит надпись на мозаичном полу, который сохранился в нескольких местах.

    Уже в первые века христиане верили, что это и есть место рождения пророка и поэтому построили большой даже по нынешним меркам храм. Его обнаружили в 1990-х годах и до сих под здесь идут раскопки.

    4. Место вознесения пророка Илии

    1. И сказал ему [Елисею] Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану (4 Цар 2:6).

    2. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар 2:11).

    Пророк Илия не умер — Бог забрал его живым на небо.

    Место вознесения пророка совпадает с местом, где в пустыне жил Иоанн Креститель.

    Поэтому, услышав проповедь Иоанна, люди спрашивали его: не он ли Илия, который должен снова прийти на землю? В VI веке здесь возвели несколько церквей, которые со временем разрушились от постоянных землетрясений. Удивительно, но даже сохранилось имя монаха, который построил обитель в 592 году, — Риториос. Об этом говорит надпись на греческом языке, выложенная мозаикой на полу.

    4. Пещера Лота

    Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли (Быт 19:23–25).

    И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе́, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его (Быт 19:30).

    На месте печально известных городов Содома и Гоморры теперь находится Мертвое море. Его хорошо видно с горы, на вершине которой в ветхозаветные времена жил Лот с дочерьми. Пещеру удалось найти благодаря той же Мадабской карте — до 1990-х годов никто не знал точное местонахождение.

    Во время раскопок нашли руины целого храмового комплекса или монастыря, который стоял на горе на нескольких террасах. От него, как и от многих византийских храмов, остался фрагмент мозаики. В ней сказано, что найденная церковь была посвящена Лоту, который почитается в Церкви как святой и праведный — за то, что среди всех развращенных людей оставался верен Богу.

    5. Пустыня около пещеры, где жил Иоанн Креститель

    Чтобы лучше понять некоторые слова Христа, стоит ненадолго задержаться около места в пустыне, где жил пророк Иоанн.

    что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? — спрашивал у народа Иисус Христос об Иоанне Крестителе (Мф 11:7).

    Трость — это тростник, который растет возле воды. Спаситель противопоставляет аскетичного и мужественного пророка растению, которое гнется туда, куда подует ветер.

    В пустыне же люди видели человека, который живет в пещере, одевается в верблюжью шерсть, ест дикий мед, не пьет вино и говорит, что на землю придет Спаситель.

    Они были настолько поражены, что приняли его за пророка Илию, который вернулся на землю с неба.

    Прошло почти 2 000 лет с тех самых пор, когда Спаситель задал свой риторический вопрос.

    Давно в этой пустыне нет пророков — на том месте нет даже Иордана, который изменил свое русло и теперь течет в нескольких километрах оттуда.

    Зато каждую зиму тут начинает течь источник, из которого пил Иоанн Креститель, и рядом с ним — тот самый тростник, на который теперь все стали обращать внимание. Он и правда гнется к земле даже от самого легкого ветра.

    P. S. Монастырь «Живоносный источник»

    Это место никак не связано с библейскими событиями и стоит вдалеке от туристичес­ких и паломнических маршрутов в государственном заповеднике провинции Дибин. Но сюда все равно стоит приехать: выглядит обитель так, как, скорее всего, выглядели первые христианские монастыри — кругом только пустыни и горы, да изредка попадаются бедуины-кочевники.

    Православный женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» (Иерусалимский Патриархат) — первый за 600 лет на территории нынешнего государства Иордания, рассказала настоятельница монастыря игумения Иринея.

    Об этом месте мало знают даже сами иорданцы и местные христиане — такой он маленький и уединенный. В монастыре всего 3 насельницы: игумения и две послушницы.

    Своего священника у сестер нет — каждую пятницу к ним приезжают священнослужители из города.

    Мать Иринея — коренная иорданка из христианской семьи. С детства она хотела стать монахиней, но приняла постриг только в 39 лет — до этого она работала в министерстве строительства.

    А сейчас она с радостью встречает паломников и угощает их кофе и особым печеньем, которое иорданские христиане пекут на Пасху, — колечко из теста с финиками и кардамоном.

    Его форма символизирует Терновый венец Спасителя.

    Фото Владимира Ештокина
    Журнал «Фома» благодарит Иорданское управление по туризму (Visit Jordan) за организацию поездки и помощь в подготовке материала.

    Читайте также:  Сочинение на тему: Характеристика героев рассказа Александра Солженицына «Матренин двор»

    Дорогами христианских паломников (фото)

    В течение многих веков через территорию современной Иордании проходил старый паломнический путь. Из Иерусалима он вёл к Иордану — к месту где некогда был крещён Иисус Христос. Далее тропа вела на вершину горы Небо, откуда Моисей впервые увидел Землю обетованную, после чего уходила в сторону Египта, из которого когда-то начался исход израильского народа.

    Этот путь просуществовал до XIII века, пока эти земли окончательно не попали под влияние мусульман. Паломничество к востоку от Иерусалима стало считаться слишком опасным. Византийские храмы, построенные в библейских местах, через которые проходил путь, были разрушены. С годами сам факт их существования стёрся из памяти человечества.

    В наши дни эти места открываются вновь. И сегодня я расскажу вам про них.

    Известнейшее библейское Место в Иордании — гора Небо. Отсюда, согласно Священному Писанию, пророк Моисей, проскитавшись со своим народом 40 лет по ближневосточным пустыням, впервые увидел Землю обетованную. Здесь же он и умер в возрасте 120 лет.

    Относительно недавно горой владели местные бедуины. Потом францисканцы предложили продать им участок земли на её вершине. Бедуины согласились, культовое место ушло за бесценок. После этого францисканцы построили здесь паломнический комплекс и стали взимать деньги со всех желающих его посетить.

    • Теперь сын бедуина, продавшего когда-то землю францисканцам, работает у них кассиром.
    • Наследие Иордана
    • На стене за его спиной: слева — фото отца, справа — портрет короля Иордании Абдуллы II.
    • Наследие Иордана

    Высота горы Небо над уровнем моря (не Мёртвого!) — 817 метров.

    Наследие Иордана

    Вокруг — пустыня. Через неё, словно огромные извивающиеся змеи, бегут автомобильные дороги.

    Наследие Иордана

    Гора Небо — место дико популярное. Туристические автобусы прибывают сюда один за одним.

    1. Наследие Иордана
    2. От парковки непосредственно к вершине горы ведёт благоустроенная аллея.
    3. Наследие Иордана

    На ней — памятная стела, установленная в честь посещения горы папой Иоанном Павлом II в 2000 году. Надпись на стеле — «unus Deus Pater omnium super omnes» — цитата из Библии (Еф. 4:6): «один Бог и Отец всех, который над всеми».

    • Наследие ИорданаНаследие Иордана
    • На небольшой площадке перед стелой высечены имена крупнейших благотворителей, которые жертвовали деньги на обустройство паломнического центра.
    • Наследие Иордана

    На вершине расположены остатки старой византийской базилики второй половины IV века, построенной, как считается, с целью отметить место смерти Моисея. В последующие века вокруг церкви вырос монастырь, просуществовавший до XIII века.

    1. От него до наших дней сохранились мозаичные полы.
    2. Наследие Иордана
    3. Вот ещё две древних мозаики: правая — на греческом языке, левая — на арамейском.
    4. На самой вершине, откуда Моисей разглядывал Землю обетованную, на которую ему не суждено было ступить, установлен мемориал в виде его посоха.
    5. Вид с этого места открывается примерно такой.

    Конечно, за прошедшие три с гаком тысячи лет окружающий гору пейзаж несколько изменился. Это сегодня окрестности горы практически ничем не отличаются от пустынь, по которым четыре десятилетия кряду слонялись израильские племена.

    Во времена Моисея климат был значительно мягче. Трава была зеленее, небо — синее, воздух — более лучше.

    Указатель различных библейских локаций, которые можно разглядеть с вершины в хорошую погоду. Судя по всему, можно даже Иерусалим увидеть. Я сколько не вглядывался в густую дымку — ничего кроме Иерихона разглядеть не смог.

    Итак, Моисей умер на горе Небо. Израильтяне погоревали тридцать дней, а после, под предводительством преемника Моисея — Иисуса Навина, отправились дальше — к реке Иордан.

    Вифавара

    В нескольких километрах от впадения Иордана в Мёртвое море расположена Вифавара — место, где испокон веков находился брод через реку. Именно там, согласно библейскому преданию, израильские племена перешли через Иордан и впервые ступили на Землю обетованную.

    После этого они, не долго думая, захватили ханаанский город Иерихон, вырезав всё его население, за исключением блудницы Раав, которая незадолго до этого помогла израильским лазутчикам скрыться от ханаанских воинов.

    Захвату Иерихона предшествовал семидневный марш вокруг городских стен, после чего израильтяне затрубили в трубы, а стены рухнули.

    Сегодня по Иордану проходит граница между Иорданией и Палестиной (а в верхнем течении — c Израилем). В центре следующей фотографии виден небольшой овраг — это и есть русло священной реки.

    Всё что находится за ним — территория Палестины. На заднем плане хорошо виден тот самый Иерихон.

    К слову, прямо над ним возвышается ещё одно библейское место — гора Искушения, где, согласно Евангелию, дьявол обещал Христу все богатства мира, если тот ему поклонится.

    Вифавара — место особенное: здесь куда не плюнь — везде библейские мотивы. Вот, к примеру, неприметный холм. С его вершины в IX веке до нашей эры вознёсся на огненной колеснице на небо пророк Илья. Сегодня на этом месте раскопан фундамент старого византийского храма, его можно разглядеть поодаль в правой части фотографии.

    В наши дни всё побережье Иордана — закрытая военная зона: берега священной реки обильно усеяны бескрайними минными полями. Исключение составляют лишь паломнические комплексы: один — со стороны Иордании, другой — со стороны Палестины.

    На берегу стоит несколько церквей, принадлежащих разным конфессиям, но чтобы попасть в них — нужны специальные пропуска.

    За две тысячи лет русло Иордана переместилось на несколько сотен метров на запад. Там где в старое русло когда-то впадал небольшой ручей, берущий начало из источника Иоанна Крестителя, несколько лет назад была раскопана старая купель. Считается, что именно здесь был крещён Иисус Христос. С недавнего времени это место официально признано церковью как истинное.

    Долгое время эта была приграничная закрытая территория, поэтому археологические раскопки начались здесь лишь в середине 1990-х годов. Сначала археологи нашли несколько черепков, потом фрагменты из мрамора, наконец — фундаменты пяти базилик, строившихся на одном и том же месте с V по XII века. Именно по концентрации храмов и был сделан вывод об истинном месте крещения Иисуса Христа.

    • Около современного русла Иордана стоит современная греческая церковь.
    • Так выглядит спуск к воде — несколько ступеней и небольшой деревянный навес.

    Священная река Иордан. Её ширина — не более десяти метров. Противоположный берег — Палестина, там израильтяне несколько лет назад построили огромный паломнический комплекс. Вот только самые драгоценные для паломников места — все расположены на иорданском берегу.

    С израильской стороны есть ещё один паломнический центр, построенный в сотне километров к северу — в верхнем течении Иордана, рядом с озером Кинерет, — Ярденит. Большинство паломников привозят окунаться в Иордан именно туда, типа там безопаснее.

    Вода в нижнем течении Иордана — мутная. Говорят, если налить её в стакан и дать отстояться пару часов, вся муть осядет на дно. К слову, в Ярдените — вода красивого бирюзового цвета.

    Грязно-жёлтый Иордан — более красив, чем прозрачно-бирюзовый.

    Православные относятся к месту крещения с особым трепетом. Католики и протестанты — более спокойно.

    По православному обычаю нужно залезать в воду и окунуться три раза. Течение — довольно сильное: стоит чуть замешкаться — и можно ненароком пересечь границу между двумя странами.

    Отношения между Иорданией и Израилем — натянутые. И хотя мирный договор был подписан ещё в 1994 году, на Иордане запрещены любые контакты с людьми на противоположном берегу. Если паломники решат поговорить с кем-нибудь через реку, сопровождающего их гида могут лишить лицензии.

    Все это очень забавно, потому что большинство туристов с обеих сторон — русские.

    В нескольких сотнях метров от места крещения, среди высоких пальм, вызывающе блестит своей позолоченной луковицей православный купол русского паломнического центра. Он был открыт в 2012 году, для его строительства Иордания подарила России гектар земли.

    По официальной версии — именно что «подарила», в знак дружбы и признания.

    По неофициальной — правительством Иордании был объявлен тендер на лучший проект, и именно Российская Православная Церковь смогла предоставить самый мощный, который в итоге и был выбран победителем.

    Конечно, не обошлось здесь без государственной поддержки, и хотя всё завуалировано — все прекрасно понимают, на чьи налоги всё это построено.

    Вид с балкона на долину реки Иордан. Сразу за забором начинаются минные поля.

    Самое интересное в паломническом центре — мозаика с Владимиром Путиным в главной роли. Теперь вы видели в этой жизни всё.

    Мадаба

    Ещё одно важное для христиан место в Иордании — город Мадаба, известный своими мозаичными мастерскими. Мы заехали в одну из них.

    1. Эта мастерская поддерживается иорданским правительством — здесь работают инвалиды и люди, нуждающиеся в социальной поддержке.

    Технология создания мозаик следующая. Сначала берется ткань, на которой контурами рисуется какой-либо сюжет. Далее её покрывают простейшим клеевым раствором, состоящим из муки и воды. Именно с этой стороны будет потом лицевая сторона.

    Мозаика — не пазл: при её создании никто не подбирает нужные по форме камушки. У мастера есть несколько каменных палочек, от которых кусачками отщепляются фрагменты нужного размера. Далее каждый кусочек пинцетом кладётся в отведённое для него место.

    • Когда мозаика будет готова, её с изнанки зальют скрепляющим раствором, а ткань с клеем удалят с помощью простой воды.
    • Производство мозаик — очень трудоёмкое, поэтому стоят они недёшево.

    Для тех у кого на оригинал денег нет, за соседним столиком производятся «подделки». Для этого берется глиняное покрытие с рисунком, на котором просто вырезается нужная фактура. После того как изделие будет обработано в печи — его будет практически невозможно отличить от оригинала.

    1. Из маленькой мастерской дверь ведёт в огромный магазин, купить в котором можно всё что душе угодно — от дешёвых китайских магнитов до дорогой мебели ручной работы.
    2. Вот, например, мозаичные столы местного производства.
    3. Цены на них начинаются с нескольких тысяч евро.
    4. У кого такого количества лишних денег нет — можно купить что-нибудь попроще.

    Кроме мозаик — много всякой керамики. Часть производится в Иордании.

    • Часть — в Китае.

    Отличить первую от второй — практически невозможно. Качество — идентичное. Цена — отличается примерно вдвое.

    1. Мебель ручной работы, инкрустированная перламутром.

    Кресла. Стоимость — около 15 тысяч евро за штуку. Когда разбогатею — обязательно куплю себе такие же.

    Стол-трансформер. Его можно использовать как обычный стол, а можно путём несложных трансформаций превратить в поле для игры в шахматы, или в нарды, или в карты. Дополнительно в столе спрятано четыре стула. Это — непередаваемо круто!

    • Стоимость — пять тысяч евро.
    • Вся мебель производится здесь же — в маленькой мастерской, ютящейся в дальнем в углу магазина.
    • Процесс производства довольно увлекателен.

    А мы едем в центр Мадабы. Этот город, под именем Медева, упоминается ещё в Ветхом Завете. В VIII веке нашей эры поселение было разрушено землетрясением, после чего более тысячи лет здесь никто не жил. Возрождать Мадабу начали христиане в конце XIX века.

    1. Сегодня это — самый христианский город страны.

    Всего в Иордании сегодня проживает несколько сотен тысяч христиан. Большинство из них — арабы, потомки тех, кто принял христианство ещё до возникновения ислама. Вообще, для европейского сознания факт существования большого количества арабов-христиан вызывает разрыв шаблона. Для осознания — требуется некоторое время.

    • Если смотреть на Мадабу со стороны — христианством здесь и не пахнет.

    Типичный ближневосточный город. Очень живой.

    Читайте также:  Полная биография И.А. Бунина

    И вполне себе колоритный. Здесь — интересно.

    И очень много детей. Все они — невероятно дружелюбны.

    1. И любят фотографироваться.
    2. Известнейший храм Мадабы — Святого Георгия.

    Он довольно прост снаружи. И ещё проще внутри.

    • Главная ценность храма — старая мозаичная карта, найденная в конце XIX века при его строительстве.

    Мозаика была создана в VI веке нашей эры. Это — старейшая известная карта Святой земли. На сохранившейся до наших дней части можно найти 157 названий различных мест, указанных на греческом языке.

    Именно благодаря этой карте было точно установлено расположение различных библейских мест, в том числе горы Небо и Вифавары.

    Из Мадабы наш путь лежит в южную часть страны. Об этом — в следующей серии.

    Не переключайтесь!

    P.S.: Спустя пять дней после публикации этого фотоотчёта Вифавара вошла в список объектов Всемирного наследию ЮНЕСКО.

    Продолжение: Волшебный вечер в окрестностях Петры

    Река Иордан

    • Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании реки Иордан, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше-Рабейну (Моисея) Б-г по-прежнему покровительствует им.
    • Река Иордан — восточная граница Святой Земли — не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.
    • Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.
    • В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада, Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

    Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ, созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15).

    И поясняет Раши: это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад — область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

    1. И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена — в том, что они выбрали жить за Иорданом.
    2. Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.
    3. Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

    Рассечение вод Иордана [↑]

    Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

    В первый раз он рассек Красное море во время Исхода из Египта.

    Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3).

    Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

    Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

    У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

    И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

    Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

    «В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1).

    Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

    Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена, которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам, вставшим впереди всей процессии.

    Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

    Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его.

    Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить.

    Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

    Вопреки законам природы [↑]

    Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

    Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15).

    Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11).

    При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

    Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей.

    Какую бы цель ни преследовал Ашем — спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество — совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой.

    Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

    В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, — глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

    Законы, связанные с посещением мест совершения чудес [↑]

    • При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:
    • «Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте».
    • Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).
    • Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.
    • Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них — место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» — Иеошуа 3:16).
    • А также — место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

    Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

    Песнь Иордана [↑]

    1. Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

    2. На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,
    3. Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…
    4. И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним.
    5. Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду.
    6. Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона.

    Обрезание у Гильгаля [↑]

    На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

    Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей.

    Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом, они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы.

    В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы.

    Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

    Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

    Ссылка на основную публикацию