Мысль семейная в романе «Война и мир»

Меню статьи:

Жанр «Войны и мира» – масштабного произведения классики русской литературы – исторический роман. «Мысль семейная» в романе «Война и мир» связана с описанием мира, тогда как историческая тема воплощена в образах войны.

Дорогие наши любознательные читатели! Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием произведения “Смерть Ивана Ильича” Льва Николаевича Толстого.

Часть войны в произведении Льва Толстого касается войн 1805–1807 годов, которые велись между странами-членами Антифранцузской коалиции и Францией. Важное место в романе занимает и Отечественная война, когда Наполеон вторгся в Россию в 1812 году.

Писатель не зря дал своему творению название «Война и мир». Слово «мир» в русском языке несет несколько значений.

Возникает вопрос, какой именно смысл вложил автор в наименование романа? Если бы читатель ознакомился с произведением в оригинале, то есть написанном с использованием дореволюционной орфографии, то заметил бы нюансы.

До революции, которая коснулась и грамматики российского языка, слово «мир» имело два варианта написания: «мир» и «міръ».

Многозначность слова «мир» и «мысль семейная»

Лев Толстой употребил в названии романа второй вариант написания слова «мир» – через «и» десятеричную. Это свидетельствовало о том, что «мир» несет глубокую смысловую нагрузку. Писатель вложил в роман художественный и философский смысл. Следует обратиться к основным значениям слова «мир», чтобы лучше понять идею, замысел автора.

  1. Народ, который живет вне войны, в состоянии покоя и стабильности;
  2. Крестьянские собрания;
  3. Повседневная жизнь людей в невоенное время. То, что мы порой считаем рутиной, бытом. Однако, по мнению Льва Толстого, такой «мир» – это неотъемлемая часть существования человека. В «миру», в «мире» проходит семейная жизнь, появляются дети. Чаще всего именно в мирное время люди рождаются и умирают. Война – это скорее точечное состояние, эпизод, который прерывает мир. Поэтому мир в данном случае выступает первостепенным по отношению к войне.
  4. Окружение человека, близкие люди, друзья, родственники. Этот «мир» присутствует как в повседневной, мирной жизни людей, так и в военное время.
  5. Вселенная. Это значение слова «мир» раскрывается, в частности, в беседе князя Андрея и Пьера Безухова о «царстве правды»;
  6. Братство, сообщество. В такое братство принимаются все люди, независимо от статуса, национальности, вероисповедания, классовой принадлежности. «Мир» в значении братства провозглашается Николаем Ростовым, когда юноша встречается с австрийскими военными;
  7. Слово «мир» используется писателем для характеристики мировоззрения. Мир – это также идеи, которые составляют основу отношения людей к жизни. В этом контексте подчеркивается взаимосвязанность, даже взаимозависимость войны и мира – явлений, идущих бок-о-бок.

Тема семьи в романе «Война и мир»

Большая часть «мира» человека – во всех этих семи значениях – проходит в семье. Удивительно, но семья – это центр повествования Льва Толстого.

В литературной критике роман «Война и мир» часто называют гимном семье, потому что идея о важности семьи для человека торжествует в произведении. Семья предстает у писателя основой русской культуры, базисом общества.

Это измерение жизни – источник морали, нравственных идеалов, ценностей.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» в контексте демонстрации «мысли семейной» предоставляет читателю портреты трех светских семей. Писатель рассматривает события, связанные с этими семьями, становление их членов в течение почти 15-ти лет.

Временная протяженность произведения позволяет читателю изучить семейные традиции, уклад, обычаи, судьбу нескольких поколений трех родов.

Ниже мы проанализируем портреты этих родов, а именно будут охарактеризованы: Ростовы, Курагины, Болконские.

Ростовы

Семья Ростовых описана Львом Толстым с позиции идеала. Ростовы – это образец для подражания. Читатель «входит» в дом Ростовых, когда там празднуют именины старшей графини Ростовой и младшей дочки – обеих зовут Натальями.

В поместье царит атмосфера гостеприимства, любви, взаимопонимания, доброжелательного отношения к каждому члену семьи. Ростовы поддерживают друг друга в тяжелых ситуациях, радуются счастью и успеху.

Таким образом, Лев Толстой демонстрирует, что эту семья характеризует гармоничность в человеческих отношениях.

Дорогие книголюбы! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа Льва Толстого “Метель”,  который принято считать первым произведением Льва Толстого на «мирную» тематику.

Семья Ростовых включает графа Ростова и его жену Наталью, сыновей Колю, Петра, дочерей Веру и Наташу. Также с Ростовыми живет племянница, которую зовут Соня. Жизни всех Ростовых тесно переплетены.

Например, Коленька Ростов влюблен в Соню. Однако графиня Ростова, мать юноши, негативно относится к возможному браку между ними.

Дело в том, что Соня – бесприданница, а Наталья Ростова надеется, что сын найдет более выгодную партию.

Семья Ростовых неидеальна. Вера – старшая дочь – отличается по характеру от остальных членов семьи. Девушка холодна, эгоистична. Вера не склонна помогать другим, заботясь скорее о собственном интересе.

Вера выходит замуж за человека, полковника, характер которого был похож на ее. Старшая дочка Ростовых описана как холодная красавица, прекрасные черты лица которой портила презрительная улыбка.

Вера считала, что ее воспитание основывалось на иных принципах, чем у братьев и младшей сестры. Эти принципы исключали «нежности», чем девушка очень гордилась.

Младшей дочери Ростовых – Наташе – всегда была характерна взбалмошность, капризность и легкость. Наташа Ростова – постоянно влюбленная девушка. Первое увлечение юной графини – живший по соседству с поместьем Ростовых Борис Друбецкой.

Далее – помолвка с князем Андреем Болконским, мимолетная страсть к ловеласу Анатолю Курагину. Наконец, финал – это брак с Пьером Безуховым.

В эпилоге к «Войне и миру», действительно, торжествует «мысль семейная»: Наташа описывается пополневшей замужней женщиной.

Отдельное место в романе занимают отношения Наташи и князя Болконского. Кажется, что у влюбленных может быть безоблачное будущее, однако эта любовь оказывается обреченной.

Впрочем, юная Ростова выказывает в любви к Андрею Болконскому искренность, бескорыстность.

В конце повествования, смертельно раненый князь умирает на руках бывшей возлюбленной, которая ухаживала за Андреем в последние дни его жизни.

Ростовы – пример искреннего и неподдельного патриотизма. Во время войны 1812-го года семья Ростовых переезжает в Московское имение. Там Ростовы принимают раненых солдат, устраивая в поместье нечто, вроде госпиталя, убежища.

Когда Наполеон вплотную приблизился к Москве, Ростовы, покидая дом, вместо вещей взяли на повозки солдат. Свою роль здесь сыграла Наташа: девушка убедила родителей избавиться от семейного скарба, чтобы спасти человеческие жизни.

Николай и Петр Ростовы уходят воевать. Для Николая Шенграбенское сражение оказывается поворотным: личность юноши крепнет, окончательно формируется. На войну Ростов уходить совсем мальчиком, а возвращается взрослым мужчиной, который преодолел страх и стыд. Петру Ростову не повезло так, как брату: младший сын Ростовых гибнет в бою.

Болконские

Семья Болконских – противоположна Ростовым. Писатель не считает, что в семейных отношениях рода Болконских отсутствует любовь. Однако здесь нет близости, нежности, характерных для семейства Ростовых.

Графиня Ростова притворно строга с детьми, но на самом деле младшие Ростовы получают максимум возможной свободы.

В семье же Болконских отец – глава семейства – действительно строг и суров по отношению к собственным отпрыскам.

Наиболее выразительно отношение старшего князя Болконского продемонстрировано в поведении с дочерью – княжной Марьей. Девушка закрыта и скромна.

Отец постоянно подчеркивает некрасивость дочери, отчего Марья редко бывает уверена в себе. Княжна находится в том возрасте, когда пора задуматься о собственной семье.

Но деспотизм, тирания отца не позволяют Марье найти избранника. В отчаянии княжна даже согласна выйти замуж за Анатоля Курагина.

Анатоль подходит Марье по статусу, однако надеждам княжны на счастье не суждено сбыться: девушка узнает, что Курагин женат. Брак ловеласа является мезальянсом, поэтому о семейном положении Анатоля никто не знает. Из жалости к несчастной мадемуазель Бурьен Марья отказывается стать женой Анатоля, которого, впрочем, интересовали деньги Болконских, а не невеста.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Николай Болконский – глава семейства – пребывал в твердой уверенности, что человечество подвержено двум порокам, а именно: праздному поведению и суевериям. Князь считал, что существует и лекарство от этих нравственных недугов. Болконский говорил об уме и деятельности. Детей Николай воспитывал в согласии с этими принципами.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

В стиле и образе жизни Болконских царил строгий порядок: дисциплина и точность пронизывали все сферы жизни семейства. Князь также самостоятельно обучал Марью. Дочь Николай Болконский научил математике и другим необходимым для благородной девушки наукам.

Марья любила отца. Во время наступления французов на территорию Российской империи, девушка находилась с отцом в родовом поместье. Старый князь не пережил войну.

Марья выказала стойкость духа, силу воли, храбрость, похоронив отца и защитив поместье. В романе есть эпизод, где княжне задают вопрос, не сложно ли ей с князем. Девушка ответила, что об отце судить нельзя.

Несмотря на строгость князя Болконского, Марья любит родителя. Таким образом, воспитание старого князя дало свои плоды.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Легкая, жизнерадостная, по-детски непосредственная Лиза – жена Андрея Болконского – не вписалась в образ жизни новых родственников. Андрей же относился к отцу с любовью и должным уважением. После смерти жены Андрей влюбился в Наташу Ростову. Вскоре молодой князь сделал девушке предложение.

Когда Николай усомнился в правильности выбора сына, то тот согласился отсрочить помолку на год. Приняв решение уйти на войну, Андрей просит отца позаботиться о сыне, названном, кстати, тоже Николаем.

Честь и справедливость – идеалы, которыми руководствовался в своей жизни и деятельности старший Болконский.

Отношения в семействе Болконских строились по принципу иерархии. Каждому члену семьи полагалось свое место. Ровное течение жизни, строгий распорядок дня, правила, которые неукоснительно соблюдались, были залогом спокойного существования Болконских. У каждого было собственное занятие, своя роль в семье.

Война сказалась на семье Болконских трагически: князь Андрей жертвует жизнью, получив в бою при Бородино смертельную рану, старший князь Николай до конца жизни ведет для государя записи, делает заметки и ходе боевых действий. Княжна Марья – пример смелой и стойкой женщины, которая с помощью силы веры, религии и аристократического воспитания выстояла в условиях жизненных трудностей и невзгод.

Читайте также:  Сочинение: Сравнение Катерины из «Грозы» и Катерины из «Леди Макбет Мценского уезда»

Курагины

Семейство Курагиных – негативная модель «мысли семейной» в романе Льва Толстого. Курагины воплощают противоположность Ростовым и Болконским.

Идолом семьи представлены деньги, выгода, материальный интерес. Старший князь Курагин выбирает друзей, исходя из личного интереса.

Василий – глава семьи Курагиных – окружает себя только нужными людьми, которые могут в дальнейшем сослужить князю полезную службу.

Дочь князя – Элен Курагина – предстает перед читателем бездушной, пустой, холодной красавицей. Элен глупа и вульгарна, девушка любит обнажать плечи, оголять тело, чтобы демонстрировать точеную фигуру и белую кожу.

Единственный талант княжны – умение подать себя. Этот талант заслоняет даже глупость Элен, которую никто не замечает, поддавшись на соблазн шарма княжны.

Василий использует детей, чтобы занять в обществе выгодное положение. В беседе с Анной Шерер князь замечает, что у него отсутствует «шишка родительской любви». Дети – лишь орудие для князя Курагина. Например, Василий удачно выдает замуж, которая становится женой Пьера Безухова. В последствии, Элен даже меняет веру, перейдя в католичество, только для того, чтобы развестись с Безуховым.

Элен Курагина ведет разгульный образ жизни. Внешняя красота княжны сопровождается дурнотой души. Образ Элен похож на Лукрецию Борджиа, которая, как и Элен умерла в раннем возрасте.

Стиль жизни Лукреции полностью соответствует привычкам героини Толстого. Курагина склонна к разврату: у девушки всегда много любовников и поклонников. Элен умирает рано от болезни, о которой не принято говорить.

Можно догадаться, что Лев Толстой имеет в виду венерическое заболевание.

Князь Василий Курагин жестоко относится к своим детям. Например, старший сын – Ипполит Курагин – в глазах отца представляется «дураком». Князь не скрывает мнения о сыне, прямо называя того глупцом.

Второй отпрыск Курагина – Анатоль – склонен к блуду так же, как и сестра. Анатоль склонен предаваться забавам, развлечениям, азартным играм.

Праздность и кутежи – излюбленный образ жизни героя «Войны и мира».

Для старшего князя Курагина Анатоль – «беспокойный дурак». Это значит, что Анатоль постоянно попадает в переделки и неприятности, из которых легкомысленного юношу регулярно приходится выручать. Жизнь в глазах младшего Курагина – источник наслаждений и удовольствий.

В таком же свете юноша воспринимает и женщин, которые для него – развлечение. Жертвами увлечения Курагина становятся Наташа Ростова, княжна Марья Болконская.

На глазах Марьи, которая собирается выйти замуж за повесу, Курагин крутит роман с француженкой – мадемуазель Бурьен, проживающей в доме Болконских.

Несколько лет назад Анатоль женился на одной полячке. Брак – мезальянс – был невыгодным Курагину. Пообещав платить тестю некую сумму денег в месяц, Курагин уехал, сохранив свой брак в тайне.

Курагиным неведом патриотизм. Во время оккупации Москвы французами, Элен, не раздумывая, вступает в отношения с хорошенькими французскими военными. У князя Василия отсутствует четкая позиция касательно войны. Князь периодически сплетничает о государе, о Кутузове и Наполеоне, выбирая удобную для себя точку зрения на события.

Война не щадит Анатоля. В битве юноша получает серьезное ранение в ногу. Впоследствии ногу ампутируют. В военном лазарете Курагина вновь видит князь Андрей. Болконский размышляет, что этот человек, который теперь потерял всю былую красоту, когда-то отобрал у него – князя – невесту.

Таким образом, нетрудно заметить, как Лев Толстой переплетает судьбы персонажей «Войны и мира», демонстрируя, что «мысль семейная» проникает во все аспекты жизни.

Семейная мысль в романе Война и мир

История народа состоит из судеб миллионов граждан государства. В творчестве Льва Толстого тема родовых связей, их чести и достоинства занимает ключевое место.

Всесторонне развернутая семейная мысль в романе «Война и мир» является основой сюжетной линии.

Писатель многократно подчеркивает, что великий народ состоит из маленьких людей, передающих своим детям из поколения в поколение традиции и добродетели.

Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья

У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.

Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.

Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.

Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.

В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.

Князья Болконские, патриоты и защитники государства

Главной темой воспитания мужчин в семье Болконских является долг перед Государем и Отечеством. Князь Николай Болконский, как старый генерал в отставке, тяготеет к упрощенному уровню быта на уровне спартанских традиций. Солдат в душе, он чтит память о Екатерине II, как о великой женщине прошлого. Это идейный слуга имперской системы, готовый умереть за государственные приоритеты.

Будучи человеком образованным, старик ценит в людях ум и деятельность, формируя эти качества в своих детях. В доме Болконских с утра до вечера кипит работа, потому что глава семейства постоянно находится в трудах, то создавая новый военный устав, то с удовольствием, завернув рукава, мастерит за станком.

Когда Андрей уходит на войну, оставляя беременную жену, отец благословляет решение сына, потому что в их роду интересы страны всегда стояли выше личных обстоятельств.

Жизненные ценности, привитые отцом, формируют в дочери такую редкую черту характера, как самоотвержение.

Будучи богатой и образованной невестой, Марья Болконская могла бы выйти замуж еще в ранней молодости, но осталась с отцом до конца его дней.

Сложные взаимоотношения отца и дочери автор представил, как психологическую драму между тираном и жертвой. Родные люди остаются преданными друг другу, пренебрегая болезненными ситуациями, которые возникают в следствии недопонимания.

В семье курагиных алчный отец воспитал недостойных детей

Князь Василий Курагин с выгодой для себя служил при дворе императора. Расчетливый ум и жажда обогащения руководят поступками вельможи. Имея влияние в царском дворце, чиновник редко употребляет его, чтобы помочь окружающим, используя в собственных интересах.

Курагин плохо отзывается о собственных детях, считая их наказанием свыше, от Бога. Ипполита, Анатолия и Эллен Лев Толстой представляет читателю, как образец недостойного поведения в обществе. Эти взрослые дети нацелены на развлечения, праздный образ жизни, на цинизме и равнодушии ко всем проблемам страны основаны их характеры.

Княгиню Курагину автор упоминает два раза, называет ее толстой и старой, выражая свое неприятие, осуждая за полное безучастие в воспитании детей. Ведь для того, чтобы в ребенке сформировать добродетель надо много потрудиться, потратить массу времени, чего графиня не соизволила сделать.

По мнению автора, Элен заслуживает на порицание потому что не хочет рожать детей. Но ведь в семье, где девушка росла, не было ни ласки, как у Ростовых, ни чести и порядочности, как у Болконских. Поэтому вступив в брак с Пьером Безуховым, молодая женщина воссоздавала жизнь, которую она знала – без любви и нежных чувств.

В семействе безуховых идет борьба за наследство

Старый граф имел столько внебрачных детей, что сам не знал их всех. Жизнь доживал в окружении троих племянниц, а те надеялись, что после смерти дядя их обеспечит. Состояние Кирилла Владимировича считалось огромным. Многочисленные близкие и дальние родственники окружили умирающего вельможу своим вниманием, надеясь на богатство.

Пьера Безухова отец любил больше остальных детей, поэтому дал сыну приличное образование за границей. На фоне всех претендентов на наследство Пьер выглядит бескорыстным, порядочным и наивным молодым человеком.

Основную интригу за наследство графа ведут Анна Друбецкая с одной стороны и князь Курагин с другой стороны, заручившись поддержкой племянниц приживалок. Курагины являются прямыми наследниками усопшей раннее законной супруги старика. А Друбецкая приходится племянницей самому Кириллу Безухову, кроме того, Пьер Кириллович крестил ее сына Бориса.

Его сиятельство был умным человеком, предвидел человеческие страсти по наследству, поэтому подал прошение самому императору Александру I, чтобы Пьера признали его родным сыном. Царь удовлетворил прошение умирающего вельможи. Так Пьер получил титул графа и самое доходное состояние в России.

Вывод: семейная мысль является одной из главных тем романа «Война и мир», определяющая государственную крепость, как крепость отдельно взятой семьи в государстве.

Реферат: “Мысль семейная” в романе

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.


“Мысль
семейная” в романе “Война и мир”

План:

  1. “Семейная идея” Л. Н. Толстого

  2. “Война и мир”

  3. Первоначальный текст. Внешность Пьера

  4. Образ Наташи

  5. Эпизод из деревенской жизни Наташи

  6. Первая встреча князя Андрея и Наташи

  7. Смерть князя Андрея

  8. Сюжетная линия

  9. Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей

  10. Заключение (вывод)

  11. Почему я выбрал эту тему?

  • Введение
  • Несколько
    секунд они молча
  • смотрели
    в глаза друг
  • другу,
    и далекое, невозможное
  • вдруг
    стало близким, возможным
  • и
    неизбежным
    .
Читайте также:  Краткое содержание книги «красный цветок» по главам (в. м. гаршин)

Л.
Н. Толстой.

  1. “Семейная идея” в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих. В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы менялись с течением времени.

“Семейная
идея” находит своё наивысшее воплощение
в определенном укладе жизни, общей
атмосфере, в отношениях между близкими
людьми в семействах Ростовых и Болконских,
а в эпилоге – Николая Ростова и княжны
Марьи, Пьера и Наташи. Поэтому нас
особенно интересуют предыстория образов
любимых героев Толстого и их прототипы.

  1. “Война и мир” – это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, завершённых формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом.

    В “Войне и мире” жизнь предстаёт в её глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в её перспективе. Особым, художническим чутьём писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность.

    В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом. Произведение необычайно гармонично, объёмно.

  2. Итак, обращаемся к первоначальному тексту. Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя “частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах”.

    “Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда”, – говорит он, а в плену “прозревает” свою “бессмертную душу”. “Pierre был неуклюж. Когда он встал, ещё заметнее стала его неловкость.

    Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать… Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу…”

  1. А
    каким он предстаёт в окончательном
    варианте?
  2. “… массивный,
    толстый молодой человек со стриженою
    головою, в очках…” с умным, робким,
    наблюдательным и естественным взглядом.
  3. Какой
    можно сделать вывод?

  4. В романе дается более сдержанное и
    краткое описание.

Да,
исчезает первоначальная резкость, менее
заметным делается контраст между
плотским и духовным началом. Внимание:
после освобождения из плена, в котором
Пьер духовно очистился, плотское начало
в нём как бы отступает.

“Пьер чувствовал
себя особенно дружелюбно расположенным
ко всем людям, которых он встречал…”;
“… говорил быстро, оживлёно”; “Он
покраснел радостно и страдальчески
болезненно.

Он хотел скрыть своё
волнение”; “… часто удивлял людей,
встречавшихся с ним, своими замечательными,
выражавшими тайное согласие, счастливыми
взглядами”. Здесь видна только его
душа, светившаяся во взгляде, в улыбке,
в волнении.

  1. Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи.

“Наталья,
15 лет. Щедра безумна. Верит в себя.
Капризна, и всё удаётся, и всех тормошит,
и всеми любима. Музыкой обладает, понимает
и до безумия чувствует. Вдруг грустна,
вдруг безумно радостна.

…Глупа.
Но мила, необразованна, ничего не знает
и всегда умеет скрыть. Влюблена в учителя,
в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней.
Первый бал, влюблена в царя. Деревня,
Михаил, влюблена, падение. Ужас и
весёлость. Концерт. Отношения полудружбы
с Аркадием. С Петром. Она хочет погубить
себя. Он ранен. Она бегает от него.
Объяснение. Свадьба – платья”.

Да,
описание приобретает эстетически
законченную форму. И, вероятно, случайно
автор уменьшил возраст Наташи до 13 лет.
В ней ещё чувствуется непосредственность
детского обаяния. И мы имеем возможность
проследить более сложный путь развития
и становления характера.

Прототипом
Наташи в какой-то степени послужили
Танечка Берс, младшая сестра Софьи
Андреевны. Толстой указывал на близость
этого типа к типу его героини. Во время
работы над романом Лев Николаевич был
особенно дружен с Таней. Он любил слушать
её пение, часто сам аккомпанировал ей
на фортепиано.

Танечка сопровождала
его в верховой езде и на охоте. “Прелесть
наивности эгоизма и чутья”, “милая,
беснующая, энергическая натура”,
“прелестная натура и сердце” – так
отзывался он о ней в дневнике и в письмах.
Писатель использовал некоторые эпизоды
из её жизни.

Например, сцена венчания
Бориса с куклой Мими имела место в
действительности, но в окончательный
текст не была включена. Зато писатель
оставил две фразы, художественно более
оправданные, чем целый эпизод.

“Она
смеялась чему-то, толкуя отрывисто про
куклу, которую вынула из под юбочки.


Видите?.. Кукла… Мими.… Видите?”.

“Борис,
улыбаясь, шёл за нею.


Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя
и, увидев брошенную на кадке свою куклу,
взяла её в руки.


Поцелуйте куклу, – сказала она”.

“Наташа
сбросила с себя платок, который был
накинут на ней, забежала вперёд дядюшки
и, подперши руками в боки, сделала
движение плечами и стала.

Где,
как, когда всосала в себя из этого
русского воздуха, которым она дышала,
– эта графинечка, воспитанная
эмигранткой-француженкой, – этот дух,
откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и
приемы были те самые, неподражаемые, не
изучаемые, русские, которых и ждал от
неё дядюшка”.

  1. В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие её близость и любовь к природе. Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива.

    Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне. Наташа с радостною гордостью выучилась плавать.

    Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым днём она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома.

    И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещё более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности.”

Почему
писатель исключил это прекрасное
описание, так много объясняющее в
становлении внутреннего мира героини.
Возможно, потому, что оно слишком
разъясняет образ девушки. В романе
показаны близость и любовь Наташи к
природе и простым людям, но более тонко
и более художественно, в самой сюжетной
линии.

Иногда это незначительные детали
и штрихи (во время охоты), иногда
скульптурно отделанная сцена (пляска
у дядюшки), пейзажные зарисовки (лунная
ночь в Отрадном, святки).

Мы знаем, что
пейзаж у Толстого выполняет дополнительную
психологическую функцию: как правило,
он дан через восприятие героев и
раскрывает их душевные тончайшие
движения.

“-
…Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала
решительно Наташа.”

“ …Илагин…
приятно улыбнувшись, сказал, что графиня
[Наташа] представляет Диану и по страсти
к охоте и по красоте своей”.

  1. Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.

“Какой-то
шум, похожий на звук влетевшей в комнату
и бившейся об окно птицы, послышался на
окне, выходившем на балкон, и отчаянный
и веселый голос кричал: – Отворите, я
защепилася, мама! Я защепилася, – кричал,
смеясь и плача, как показалось князю
Андрею, какой-то мальчик, стоявший на
окне. Увидев его, мальчик, и прелестный
мальчик, встряхнув чёрными кудрями,
покраснел, закрыл лицо руками и соскочил
с окна”.

Хорошо.
В окончательном же варианте всё проще,
естественнее и … больнее. Уже в этой
мимолётной встрече предчувствуется то
невыразимое счастье и острое страдание,
которое принесёт в жизнь князя Андрея
Наташа.

  1. Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея – событие само по себе потрясающее – описана просто и безыскусственно.

    Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть – новый, завершающий этап духовного развития.

    Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям.

Смерть
– таинство. И писатель надевает покров
молчания на это событие.

Очень
бережного и пристального внимания
заслуживает сюжетная линия Николай
Ростов – княжна Марья – Соня. В её основу
положены некоторые внешние события
жизни родителей и троюродной тётушки
Льва Николаевича.

Творчески
переработанные, жизненные впечатления
видоизменились на страницах романа,
приобрели самостоятельное значение.

  1. Сюжетная линия: князь Андрей, Наташа, Пьер – претерпела много изменений. В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа встречаются как друзья. Любви между ними нет.

“-
Ты удивляешься, я думаю, мой друг, нашим
отношениям с Ростовой?


Да, я хотела…


Прежнее всё забыто. Я искатель, которому
отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегда
останемся дружны…


Но я понимаю, – сказала княжна Марья и
подумала, что гордость князя Андрея не
могла ему позволить вполне простить
её.


Да, да, – сказал князь Андрей, отвечая на
её мысли”.

Наташа
выходит замуж за Пьера. Князь Андрей
выздоравливает.

Читайте также:  Анализ стихотворения «на поле куликовом» а.а. блока

В
другом варианте князь Андрей и Наташа
обручились. Через некоторое время
Болконский умирает, но ни предсмертное
состояние, ни сама смерть не описаны.

Эти
эпизоды, доработанные Толстым для
окончательного варианта, – чудо
художественного совершенства.

Сцена
свидания Наташи и раненого князя Андрея
как бы мягко освещена высшим духовным
светом, проникающим во всё их существо.
Слов очень немного, но они и не нужны:
происходит таинственное общение душ.
Образы приобретают удивительную легкость
и грацию.

“Когда
он очнулся, Наташа, та самая живая Наташа,
которую изо всех людей в мире ему более
всего хотелось любить тою новою, чистою,
божескою любовью, которая была теперь
открыта ему, стояла перед ним на коленях.

Он понял, что это была живая, настоящая
Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался.
Наташа, соя на коленях, испуганно, но
приковано (она не могла двинуться)
глядела на него, удерживая рыдания. Лицо
её было бледно и неподвижно.

Только в
нижней части его трепетало что-то.

Князь
Андрей облегчительно вздохнул, улыбнулся
и протянул руку.


Вы? – сказал он. – Как счастливо!

Наташа
быстрым, но осторожным движением
подвинулась к нему на коленях и, взяв
осторожно его руку, нагнулась над ней
лицом и стала целовать её, чуть дотрагиваясь
губами.


Простите! – сказала она шёпотом, подняв
голову и взглядывая на него. – Простите
меня.


  • Я вас люблю, – сказал князь Андрей.

  • …Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде,
    – сказал князь Андрей, поднимая рукой
    её лицо так, чтобы он мог глядеть в её
    глаза.
  • Глаза
    эти, налитые счастливыми слезами, робко,
    сострадательно и радостно любовно
    смотрели на него.
  1. Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в процессе работы писателя над романом меняется.

Находясь
в Богучарове, княжна Марья невольно
предается поэтическим мечтам. “Кто
знает, может быть, это моё положение
теперь, здесь и в опасности сведёт меня
с ним. …Может, завтра на нас нападут
неприятели, и он спасёт меня. Может быть,
он едет теперь”.

Лев Николаевич исключает
это описание, вероятно, как излишне
романтическое. При первой встрече
Николая с княжной Марьей обращает на
себя внимание одна деталь, впоследствии
опущенная писателем. “Княжна Марья,
как и всегда, произвела своим некрасивым
лицом неприятное впечатление на Ростова”.

И лишь когда она начала говорить, это
впечатление исчезло. В окончательном
тексте Николай, пожалуй, единственный
человек, который никогда не замечал
некрасивости княжны.” …Какая кротость,
благородство в её чертах и в выражении!
– думал он, слушая её робкий рассказ”.

Каждая фраза и мысль, каждое слово в
этой короткой сцене говорят о зарождающейся
глубокой любви.

По-иному
описана встреча в Воронеже. Николай
“почти грубо отвечал на заискивание
губернаторши о сватовстве”. Затем он
получил письмо из дому, в котором
сообщалось, что, по мнению доктора, рана
князя Андрея не так опасна и что он
обручился с Наташей.

Отсюда следовало,
что Николай Ростов не мог жениться на
княжне Марье. Он радовался известиям,
полученным из дому, и ещё тому, что “между
ним и ею уничтожатся эти неприятные,
натянутые, произведённые сватовством
отношения”.

Не менее возмущена сватовством
и княжна Марья.

Толстой
не включил этот эпизод в окончательный
текст, потому что была бы нарушена логика
развития характеров.

В
одном из ранних вариантов женитьбы
Николая на княжне Марье представлена
весьма прозаично. “В это время княжна
Марья приехала в Москву, и Nicolas,
открыв
ей положение своих дел, сделал ей
предложение и был принят”.

Этот
вариант писатель также отвергает.

  1. Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу чувств героев, их нравственную красоту. Интонации голоса, жесты, выражение лица и глаз – всё говорит о понимании и единении душ двух любящих людей.

Персонажи,
несущие в себе разрушительное начало,
почти не подвергались творческой правке.
Внутреннее развитие, как в ранних
редакциях, так и в окончательном тексте
им не свойственно. Таковы Василий
Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не
имеет никакого положительного значения.
Жизненная позиция приводит их к краху:
совершенной бездуховности и нравственной
распущенности.

  1. Роман “Война и мир” – одно из центральных произведений Льва Николаевича Толстого. Несмотря на обилие событий и персонажей, панорамность, это в первую очередь произведение о людях, об их поисках своей мечты.

    На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему государству, народу, сословию, а в служении своим родным.

    Эта “мысль семейная” наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество жизненных трудностей и преград ведёт героинь к идеалу частной жизни – к семье.

    Читая “Войну и мир”, мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых оценках – характеристиках, и в авторской интонации.

“Мысль семейная” в романе-эпопее Льва Толстого “Война и мир”

“Война и мир” – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.

Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого писателя, семья, которую он создал сам. Семья

как школа жизни и семья как институт. В жизни семья – это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты.

Семья – это передача опыта поколений, своеобразие нации.

“Мысль семейная” впервые серьезно была затронута Толстым в “Детстве”. Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития “мысли семейной” в творчестве Толстого стал роман “Анна Каренина”. В романе же “Война и мир” через призму “семейной мысли” рассматривается Отечественная война 1812 г.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Болконские и Ростовы – это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа – любимые герои писателя. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светской жизни, любви, войне. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой.

Именно таким образом Толстой раскрывает “мысль семейную”.

В семье Ростовых было принято не боятся выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей, они воспитывали Бориса и Соню.

В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души.

В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, хранятся традиции и обычаи русской жизни. Только из подобной семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но не несущие никаких духовных ценностей.

Именно потому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.

В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна. Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, – награда за страдания.

Князь Андрей – это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный.

Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай – княжна Марья. То же самое должно было произойти между князем Андреем и Наташей, но смерть Болконского мешает этому.

Ростовым и Болконским противопоставляет Толстой семью Курагиных. Курагины – это символ деградировавшей семьи, семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами.

Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни – удовлетворение своих низменных желаний. Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены.

Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибают. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим.

Их девиз – “как у других”. Этой семье будут даны дети, но они наверняка будут нравственными уродами.

Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа Ростова – Пьер Безухов. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.

Показав в романе наиболее полно три семьи, Толстой дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность.

Ссылка на основную публикацию