Можно ли назвать любого человека личностью?

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  23.04.2020

Можно ли назвать любого человека личностью?
Можно ли назвать любого человека личностью?

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Можно ли назвать любого человека личностью? Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Можно ли назвать любого человека личностью?

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Можно ли назвать любого человека личностью?

Личность – это совокупность характеристик человека, которые указывают на его стремления, ценности, опыт, моральные качества, мировоззрение и в целом на то, чего человек достиг в жизни.

Он не может родиться, он может стать.

Но это формирование зависит от многих факторов, например, от менталитета, экологических взглядов, семьи, и если эти сферы влияния примитивны и не способствуют развитию личности, то его нельзя назвать личностью.

Наглядный пример формирования личности читатель может увидеть на страницах работы А.С. Пушкина “Капитанская дочь”. Отец пытался дать Петру хорошее образование и воспитание, но ощутимых результатов не увидел: ребенок остался провинциальным ботаником без особых наклонностей.

Тогда родители решили отправить сына на военную службу, и с этого момента Петр начал самостоятельную жизнь, которая изменила его. Присягнув на клятву, Гринев всегда руководствовался указаниями своего отца: Защити свою честь от смерти. Выполняя эту заповедь, он столкнулся со многими испытаниями: испытание любовью и войной, знакомство с Пугачевым и другими.

Только тогда он раскрыл истинные черты характера: верность, мужество, настойчивость, храбрость, так что он стал настоящим человеком, стал человеком.

А в произведении Д.И. Фонвизина “Недоросль” читатель видит совершенно другой персонаж. Митрофанушка – лингвист и невежда. Его мать хочет, чтобы ее сын успешно женился и получил образование. С этой целью она нанимает учителей, чтобы обучать его в течение пяти лет.

Но Митрофанушка не преуспевает в учебе: он не знает грамматики, он также не знает арифметики, потому что не хочет все это изучать, он стоит на позиции “Я не хочу учиться, я хочу жениться”. Он не может ничего достичь в жизни, потому что он ленив и даже не знает, как вести себя в обществе.

Из-за тирании, грубости и невежества родителей ребенок не развивается, а только унижается, потому что необходимо воспитывать молодежь, быть для них примером. Но сама Простакова была необразованной, поэтому личность Митрофана не возникла.

Итак, можно сказать, что не каждого можно назвать человеком. Это определение подразумевает самостоятельность в принятии решений, что ведет к глубокому пониманию жизни и накоплению опыта. Если нет, и человек остается младенцем, ведомым и беспомощным, то нет никакой возможности дать ему статус “человека”.

Что такое личность человека: определение, структура, характеристики

Приветствую вас, уважаемые читатели!

Очень часто нам приходится сталкиваться с таким понятием, как личность. Однако далеко не все знают, какое значение оно в себе заключает. Ситуация осложняется тем, что общепринятый обиходный смысл сильно отличается от научного определения. Постараюсь простыми словами объяснить, что такое личность, каковы ее характеристики и основные подходы к изучению.

Можно ли назвать любого человека личностью?

Определение личности в психологии

Личность в психологии – совокупность характеристик человека, определяющих его поведение и место в обществе. Общество состоит из множества личностей, каждая из которых индивидуальна и уникальна.

Личность формируется годами из привычек и предпочтений человека, его эмоциональных реакций, социокультурного опыта и накопленных знаний. Базисом для формирования личности служат индивидуальные психофизиологические особенности: строение нервной системы, тип темперамента, наследственные черты. Это то, что дается человеку от рождения и что мы изменить никак не можем.

На этом фундаменте и строится личность под воздействием социального окружения. Социокультурный опыт преломляется через призму индивидуальных особенностей, формируя устойчивую психоэмоциональную систему.

Определение личности в обиходе

Вы, наверное, заметили, что общеупотребимое понятие личности расходится с научным. Что значит быть личностью в общепринятом ненаучном смысле слова?

Называя человека этим словом, люди акцентируют внимание на его выдающихся характеристиках. “Он личность”, – говорят о людях сильных, успешных, с богатым опытом, многого добившихся, внесших существенный вклад в социальную жизнь.

Индивид, индивидуальность, личность

С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.

Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.

Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.

Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.

Каждый ли человек становится личностью

Исходя из определения, на первый взгляд может показаться, что каждый. У всех людей есть свои индивидуальные особенности, которые влияют на его поведение.

Однако дело обстоит сложнее. Личность – продукт социализации индивида. Она формируется только под влиянием общества. Если человек вовремя не интегрируется в социум, не пройдет поэтапно все стадии социализации, то и личностью он, к сожалению, не станет.

Феномен человека без личности можно наблюдать на так называемых людях-маугли. Это индивиды, которые в детском возрасте были вырваны из человеческой среды и воспитывались животными.

Даже если их возвращают обратно в общество, полноценными его членами они никогда не станут.

У них попросту не сформированы и не развиты функции мозга, отвечающие за социальное взаимодействие, а сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для их развития уже прошли. Поэтому личности у таких людей нет.

Компоненты личности

Из чего же состоит личность? Это многокомпонентная сложная структура. Ее компоненты – устойчивые психические явления, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми. К ним относятся способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. Давайте рассмотрим их все подробно.

Способности

Способности – это то, что определяет успешность индивида в разных видах деятельности.

Это понятие можно истолковать по-разному. С одной стороны, под способностями подразумевают особенности протекания психических процессов, положительно влияющих на качество деятельности. С другой – это высокий уровень развития умений, навыков и знаний.

Существует несколько классификаций способностей.

По структуре способности подразделяются на:

  1. Элементарные способности. Они связаны с функциями мозга, присущими каждому человеку. К ним относятся, например, способность различать цвета, запахи, звуки, способность запоминать и усваивать информацию. Они врожденные, но поддаются развитию в течение жизни.
  2. Сложные или социально обусловленные способности. Это способности к какой-то конкретной деятельности. Например, музыкальные, спортивные, художественные, литературные способности. Не являются врожденными, развиваются в процессе взаимодействия с социумом.

По распространенности:

  1. Общие способности свойственны всем людям. Например, способность к общению, двигательные способности, к эстетической и нравственной деятельности.
  2. Частные способности свойственны не каждому. Важную роль в их формировании играют задатки: музыкальный слух, художественно-эстетическое чувство и т. п.

По характеру деятельности бывают:

  1. Теоретические способности связаны с абстрактно-логическим мышлением. Отражают, как хорошо человек решает теоретические задачи, оперирует абстрактными терминами, устанавливает логические связи между предметами и явлениями.
  2. Практические способности связаны с манипулированием конкретными предметами в процессе деятельности.

Все способности дополняют друг друга и позволяют человеку гармонично развиваться. От их реализации во многом зависит жизненный успех.

Можно ли назвать любого человека личностью?

Темперамент

Темперамент – совокупность свойств нервной системы и особенностей протекания психических процессов, определяющих поведение и реакции человека. Темперамент – врожденная характеристика, которая не меняется в течение жизни.

Классификацию темпераментов предложил еще Гиппократ в V веке до н. э. Он разделил людей на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Люди пользуются этой классификацией и по сей день. В чем проявляется каждый тип темперамента?

Основные характеристики сангвинического темперамента – устойчивость нервной системы и экстравертированность. Сангвиники – активные, энергичные весельчаки. Они легко сходятся с людьми, оптимистичны и деятельны. Их отличает умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и высокий уровень саморегуляции.

Флегматики – интроверты со стабильной нервной системой. Они хладнокровны, слабо эмоциональны, медленно возбудимы. Однако, когда им удается включиться в деятельность, они проявляют высокий уровень работоспособности. Трудно приспосабливаются к новым условиям и тяжело отказываются от старых привычек.

Холерический темперамент характеризуется нестабильностью нервной системы и экстравертированностью. Холерики вспыльчивы, эмоциональны, импульсивны. Но довольно быстро остывают, если им идут навстречу.

Меланхолики – интроверты с нестабильной нервной системой. Это тревожные, пессимистичные, ранимые люди. Они склонны к постоянному самокопанию и чрезмерной озабоченности своей внутренней жизнью.

Знание темперамента открывает человеку широкие возможности. На их основе можно гораздо эффективнее планировать деятельность. Вы будете знать свои особенности, стараться избегать потенциально уязвимых ситуаций, эффективно взаимодействовать с людьми.

Читайте также:  Итоговое сочинение: Смелость — это половина победы

Характер

Характер – это устойчиво сложившаяся система способов взаимодействия человека с миром.

В отличие от темперамента характер не является врожденной характеристикой. Он более гибок и подвержен всевозможным влияниям. Однако в его основе все равно лежат врожденные особенности, на которые впоследствии накладываются факторы среды.

Отдельные устойчивые паттерны поведения человека в различных ситуациях называют чертами характера. Выделяют три группы таких черт:

  1. Коммуникативные. Проявляются в общении с другими людьми. Человек может быть коммуникабельным или замкнутым, тактичным или резким, приветливым или агрессивным.
  2. Деловые. Характеризуют человека в деятельности. К ним относятся аккуратность, исполнительность, трудолюбие, безалаберность, лень и другие.
  3. Волевые. Характеризуют умение человека сознательно управлять своим вниманием и направлять его в русло достижения цели. К ним относятся целеустремленность, настойчивость, упорство, уступчивость и т. п.

Загляните также в наши статьи про положительные и отрицательные качества человека.

Воля

Воля – один из важнейших компонентов личности, ее стержень. Именно сила воли определяет силу личности. Под волей подразумевается способность управлять своим поведением, контролировать психические состояния и процессы.

В человеке постоянно борются разные мотивы, желания, направленности. Воля помогает нам следовать тем из них, которые в конкретный момент времени являются наиболее полезными и приближают к достижению цели. Поэтому воля всегда сопряжена с самоограничением.

Воля – величина не статичная. Она поддается тренировке, словно мышца. Подробно о самодисциплине мы писали в статье о том, как развить силу воли.

Эмоции

Эмоции – индивидуальные переживания, которые возникают в ответ на внешние или внутренние стимулы.

Эмоции нужны человеку для более эффективного приспособления к окружающей среде. Они играют важную роль в процессе взаимодействия людей друг с другом.

В психологии принято классифицировать эмоции следующим образом:

  1. Настроение – совокупность эмоциональных реакций, протекающих в определенный момент времени.
  2. Простейшие эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей.
  3. Аффект – бурный неконтролируемый всплеск эмоций.
  4. Чувства – переживания, вызванные конкретным объектом или человеком.
  5. Страсть – яркие, сильные и положительно окрашенные эмоции, которым человек не в состоянии противостоять.
  6. Стресс – смесь сильных негативно окрашенных эмоций с характерными физиологическими реакциями.

Эмоции оказывают сильное влияние на восприятие человеком собственной жизни и на восприятие его самого другими людьми. У всех людей эмоции протекают по-разному.

Можно ли назвать любого человека личностью?

Мотивация

Мотивация – психический компонент, который отвечает за побуждение человека к деятельности. Это совокупность причин, обусловливающих поведение человека.

Мотивация тесно связана с потребностями человека. Можно сказать, что она является своего рода инструментом удовлетворения потребностей. Чем сильнее выражена конкретная потребность, тем выше мотивация к ее реализации.

Действующей единицей мотивации является мотив. Это внутренний позыв, который возникает в ответ на потребность и заставляет человека совершать определенные действия.

Мотивация является главной движущей силой нашего развития. Без нее человек не сможет достичь в жизни успеха и реализовать свой потенциал. Поэтому нужно относиться к ней бережно и внимательно.

Концепции и теории развития личности

Тема личности бередила умы психологов и философов всегда. Так как понятие это сложное и многогранное, существует несколько научных доктрин, объясняющих, как формируется личность. Давайте кратко рассмотрим основные из них.

Теория Зигмунда Фрейда

Основоположник психоанализа рассматривал личность как трехкомпонентную структуру, состоящую из:

  1. Ид (Оно) – неосознаваемая часть психики, в которой господствуют инстинкты, наследуемые особенности, глубинные влечения.
  2. Эго (Я) – психический компонент, находящийся в контакте с окружающим миром. Эго преобразует часть энергии Ид в социально приемлемую форму и обеспечивает успешную интеграцию человека в общество.
  3. Супер-эго (Сверх-Я) – компонент, связанный с системой ценностей, которая господствует в обществе. Это своеобразный судья, который ведет надзор за соответствием поведения человека общепринятым нормам.

Теория Зигмунда Фрейда снискала небывалую популярность как в научных, так и в обывательских кругах. Она раскрывает глубинные процессы, лежащие в основе человеческого поведения. Основная мысль концепции в том, что наше поведение во многом определяется иррациональными бессознательными влечениями, в частности сексуальным влечением.

Теория Карла Густава Юнга

В основе формирования личности по Юнгу лежат врожденные принципы, которые передаются из поколения в поколение. Их называют архетипами. В течение жизни эти архетипы обрастают индивидуальными особенностями и формируют личность.

Согласно концепции Юнга, “Я” человека все время стремится к единству и целостности. Достигается это единство путем уравновешивания различных элементов в процессе самореализации индивида.

Юнг выделял несколько основных сфер личности:

  1. Бессознательная коллегиальная. В ней хранится память обо всем историческом пути человечества.
  2. Бессознательная персональная. Затрагивает чувства, комплексы, стремления человека, которые вытесняются из сознания.
  3. Сознательная персональная. Та часть личности, которую человек осознает и на которую способен влиять. Состоит из мыслей, воспоминаний, чувств, желаний.

Гуманистическая теория личности

В основе данной теории лежит представление о человеке как о субъекте, который стремится реализовать свой потенциал. Созидательное начало и целенаправленная деятельность являются главной движущей силой развития личности.

Самыми яркими представителями гуманистической школы считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Маслоу создал знаменитую пирамиду потребностей. По его теории потребности делятся на низшие и высшие. Первые прекращают свое действие после их удовлетворения, а вторые усиливают свое действие.

Можно ли назвать любого человека личностью?

Роджерс считал, что формирование личности – результат активного самопознания. Человек открывает свой врожденный потенциал и старается реализовать его.

Поведенческая (бихевиористская) теория личности

Согласно данной теории, основной движущей силой развития личности является среда, в которой находится человек. Личность является промежуточным звеном между стимулом и реакцией. Становление личности происходит в процессе научения.

Бихевиористы считали, что человек практически полностью лишен свободы воли. Все его действия и поступки определены внешними обстоятельствами, на которые он реагирует практически рефлекторно.

Заключение

Давайте подведем итоги и выделим суть. Личность – это продукт социализации индивида и в то же время главный инструмент взаимодействия его с обществом.

Личность формируется под воздействием врожденных особенностей и окружающей среды. Основными ее компонентами являются способности, темперамент, характер, воля, эмоции и мотивация. Часть из них статичны и неизменны, другие же способны меняться в течение жизни.

Если хотите иметь сильную личность, нужно принять свои неизменные особенности, хорошенько изучить их и всегда учитывать. А все силы направить на прокачку тех качеств, которые поддаются развитию. Особенно это касается воли и мотивации.

А вы способны спокойно принимать свои врожденные особенности? Или до сих пор пытаетесь их переделать? Мне понадобилось много времени, чтобы принять свой меланхолический темперамент. Зато это дало мощнейший толчок в развитии и становлении личности.

До встречи в следующей статье!

Какой человек считается личностью, а какой нет (по моему мнению)

По большому счёту, все не уникальны. Ведь с самого детства мы впитываем в себя чужие мнения и взгляды. Я же хочу поговорить о том, когда мы уже стали личностью, когда мы уже выросли.

Когда мы выросли, мы делимся на два типа. Это личности, и это сборники мнений (так я их буду называть, если что, это не хорошо и не плохо, мы говорим про факты).

Сначала опишу, что из себя представляют сборники мнений, а потом кто такие личности, как ей быть, и почему это очень важно.

Сборник мнений, это человек, который не опирается на свои интересы и взгляды. Он собирает мнения от других людей. Он идёт за массой. Если народ скажет что-то, значит так и есть, подумает сборник мнений.

В том числе, он будет перемешивать миры людей. У него есть свой мир, а у соседа свой. Сборник мнений захочет войти в чужой мир и заставить другого человека думать, как он. Ведь сборник мнений боится, что он ошибается, поэтому постоянно всех убеждает в своих взглядах, которые ему навязали. Просто вопрос безопасности.

Что же до личностей?

Мне очень нравится концепция личности, которая живёт в своём мире, и не идёт в чужой. Например, личность считает, что книги, это хорошо. А рядом друзья говорят, что это плохо.

Личность понимает, что у каждого свои взгляды на вещи, свои потребности и мнения. Каждый имеет свои цели и системы ценностей. И если кто-то не любит книги, то он прав. Прав для себя.

Поэтому личность не станет спорить, ведь она даёт право на жизнь чужому миру. Даже если считает, что чужой мир какой-то “неправильный”.

В том числе личность не принимает изменения своего мира. А меняет свой мир самостоятельно.

Если кто-то ещё не понял, то под “миром” я имею ввиду личные взгляды, мнения и так далее.

То есть, личность видит информацию из вне, работает с ней основываясь на ту информацию, которая уже есть внутри. А не просто так принимает её в себя, просто “потому что так сказали.” Личность не имеет авторитетов, личность решает всё за себя и для себя.

Моя мысль заключается в том, что нужно в первую очередь работать со своим миром, и не стоит менять мир окружающих. Пусть они сами разбираются. Так же не стоит слепо кого-то слушать, ведь у другого человека свой мир и свой взгляд.

Читайте также:  Краткое содержание романа Льва Толстого «Анна Каренина»

Благодарю за внимание!

Человек, индивид, личность — понятие и признаки

  • Skysmart
  • Блог
  • Обществознание
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное Человек
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо. 1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий. 2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда. 3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью. 4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми.

Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р.

Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека Социальная сущность человека
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему  человеческому роду.  Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других.

Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д.

Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека.

Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями.

На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной.

Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным.

Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

    • Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
    • а) индивид,
    • б) индивидуальность,
    • в) личность.
    1. Человека от животных отличает:
    2. а) взаимодействие с другими представителями вида,
    3. б) способность преодолевать инстинкты,
    4. в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

    • На формирование личности влияет:
    • а) воспитание в семье,
    • б) культурная среда,
    • в) исторические условия,
    • г) все перечисленное.
    1. Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
    2. а) необычный цвет волос,
    3. б) высокий интеллект,
    4. в) творческие способности,
    5. г) все перечисленное.

    • Что характеризует человека как личность?
    • а) характер и темперамент,
    • б) принадлежность к Homo Sapiens,
    • в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Шаг 1 из 2. Данные ученика

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Что такое "личность": понятие, 6 главных составляющих

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье разберемся с понятием «личность»: что оно означает, из каких элементов состоит, чем отличается от схожих понятий «индивид» и «индивидуальность». Начнём.

Что такое личность?

Личность — это человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми. В повседневном общении слово «личность» часто используют как синоним слова «человек» или «индивид», но значения этих терминов всё же отличается.

Помимо приведённого выше, существуют и другие определения термина «личность». В частности, он может использоваться для отражения социальной природы человека.

То есть, когда человека называют личностью, то подразумевают, что он является частью определенного общества и раскрывается в социальном взаимодействии.

Иногда словом «личность» подчеркивают моральную и нравственную зрелость человека, наличие у него ответственности и высокий уровень рассудительности.

Все люди со временем меняются, иногда довольно сильно. И если в ком-то перемены слишком заметны, про него иногда говорят: «Он стал совсем другой личностью!». Все понимают, что это тот же человек, но эти слова подразумевают, что в общении он стал совершенно другим, и старые знакомые его «не узнают».

Читайте также:  Анализ стихотворного цикла Тургенева «Деревня» («Люблю я вечером к деревне подъезжать»)

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что понятие «личность» подразумевает совокупность психоэмоциональных свойств человека, сформировавшихся под влиянием его жизненного опыта и определяющих его характер, вкусы, отношения с окружающими, уровень личной и социальной ответственности, поведение в различных жизненных ситуациях и прочие особенности.

Таким образом, термин «личность» является достаточно многогранным, но при этом у него есть два основных значения:

  1. Совокупность особенностей психики и поведения, формирующаяся на основе самооценки человека, а также на основе того, как он оценивает свою жизнь и окружение.
  2. Уникальный человек со своей системой ценностей, привычками, образом мышления и прочими индивидуальными особенностями.

Термин «личность» в русском языке образован от слова «личный» (то есть, принадлежащий определенному лицу). Иногда его также связывают со словом «личина» (раньше так называлась маска или часть шлема, закрывающая лицо). В английском и других европейских языках для обозначения данного понятия используется термин personality, происходящий от латинского слова persona (человек).

Отличия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность»

Эти три понятия довольно близки, и каждое из них может использоваться, чтобы подчеркнуть, что речь идёт о конкретном человеке. При этом все они несколько отличаются по смыслу. Рассмотрим каждое понятие подробнее.

  • Индивид – это просто уникальный человек, как персонаж в фильме или рассказе. К примеру, познакомившись с новым соседом, вы ещё ничего не знаете о нём как о личности или индивидуальности, но уже вполне можете идентифицировать его как индивида.
  • Индивидуальность – это система психологических и поведенческих особенностей индивида, темперамент, стиль общения. Проще говоря, это совокупность качеств, отличающих его от других людей.
  • Личность – это внутреннее содержание человека, реализующееся во взаимодействии с окружающим миром. Личностью можно назвать состоявшегося человека, который уникален не просто так, а потому что у него уже сформировался внутренний «стержень». Иногда понятия «индивидуальность» и «личность» отождествляются.

По сути, каждый человек становится индивидом в момент рождения. Постепенно он растёт, у него формируется определенный характер, появляется индивидуальность. По мере накопления социального опыта формируются нормы морали и нравственности, вырабатываются принципы поведения. Именно эти качества и делают его личностью.

Структура личности

Личность представляет собой достаточно сложную систему, для структурирования которой психологи используют четыре уровня:

  1. Низший. Врожденные свойства психики, а также те, которые обусловлены возрастом, полом и физиологическими особенностями.
  2. Второй. Особенности восприятия, мышления и поведения, формирующиеся под влиянием факторов первого уровня.
  3. Третий. Личный опыт, включающий приобретенные знания и навыки. Формирование этого уровня зависит от социального взаимодействия и жизненного опыта.
  4. Высший. На высшем уровне находятся принципы, идеалы, самооценка, желания, интересы и прочее «личное». Именно этот уровень определяет внутреннее содержание человека.

На каждом уровне можно найти уникальные особенности, характеризующие конкретную личность. Умение различать их и связанные с ними личностные качества – очень полезный навык, овладев которым, можно научиться лучше понимать близких и самого себя.

6 главных элементов личности

Личность – это уникальный набор индивидуальных особенностей. В неё входит широкий спектр характеристик, которые для удобства изучения разделяют на 6 основных категорий. Каждую из них мы рассмотрим подробно.

1. Способности

В эту группу входят все индивидуальные умения и навыки, помогающие личности решать различные задачи. Часть способностей дана человеку от рождения, но большинство из них формируется в течение жизни. Для простоты классификации способности дополнительно объединяют в группы:

  • простейшие – базовые способности, обеспечивающие основные функции организма (умение дышать, ходить);
  • сложные – приобретенные способности (умение говорить, рисовать, играть на фортепиано);
  • общие – способности, которые есть у каждого человека, но у кого-то выражены заметно лучше, чем у других (например, музыкальный слух или хорошая память);
  • специальные – редкие способности, требующие таланта или сложного обучения (например, умение писать музыку);
  • теоретические – умение производить сложные расчёты в уме и решать сложные творческие задачи;
  • практические – умение успешно решать различные задачи в повседневной жизни;
  • коммуникативные – умение договариваться и располагать людей к себе;
  • предметно-деятельные – умение взаимодействовать с различными предметами, использовать подручные средства для решения задач.

Отдельные способности могут относиться к нескольким группам из этого списка. К примеру, способность забивать гвозди является сложной.

При этом она общая, поскольку есть у всех взрослых людей, и практической, поскольку направлена на решение вполне конкретной задачи.

Кроме того, она относится к предметно-деятельным способностям, поскольку в процессе забивания гвоздя приходится использовать молоток.

2. Воля

Воля как свойство личности подразумевает способность осознанно контролировать свои поступки, поведение, эмоции и желания. В качестве основных признаков воли выступают такие факторы как:

  • умение преодолевать трудности;
  • способность принимать обдуманные решения, избегая импульсивных;
  • умение целенаправленно двигаться к долгосрочным целям;
  • способность ограничивать свои слабости и желания;
  • умение планировать и действовать согласно плану;
  • ощущение морального удовлетворения при продвижении к цели.

Воля – важнейший фактор, способствующий достижению целей, развитию и личностному росту человека. Именно благодаря воле мы можем эффективно справляться с жизненными трудностями.

3. Характер

Термином «характер» в психологии обозначают особенности взаимодействия индивида с близкими людьми и социумом. Характер представляет собой важную часть личности и формируется в процессе её созревания. Черты характера принято делить на 5 групп:

  • волевые (целеустремленность, упорство, уступчивость);
  • деловые (ответственность, добросовестность, склонность к прокрастинации);
  • коммуникативные (открытость, вежливость, грубость);
  • мотивационные (качества, мотивирующие и направляющие нас);
  • инструментальные (качества, формирующие стиль поведения).

4. Темперамент

Темперамент – это набор динамических свойств психики, от которого зависит сила и скорость протекания психических процессов. В современной психологии используется классическая модель Гиппократа, включающая 4 типа темперамента:

  1. Меланхолический. Меланхолики очень ранимы и впечатлительны, они сдаются, едва столкнувшись с первой преградой на пути к цели. Также им свойственны частые перемены настроения.
  2. Холерический. Холерики более жизнерадостны и целеустремленны, чем меланхолики, и всё же они не особо позитивны. Они часто раздражаются, демонстрируют высокий уровень токсичности, не сдерживают свою эмоциональность. Как правило, холерик сам не осознаёт, насколько неприятным бывает в общении, и не замечает, что обидел кого-то.
  3. Флегматический. Флегматики обычно ведут себя спокойно и уравновешенно. Они не особо активны и предпочитают наблюдать за событиями со стороны. Также они консервативны, зато очень усидчивы, благодаря чему отлично справляются с большими объемами рутинной работы.
  4. Сангвинический. Самыми положительными среди всех являются сангвиники. Они в меру активны, оптимистичны и жизнерадостны. Они не настолько энергичны, как холерики, но благодаря своему оптимизму и позитивному восприятию окружающей действительности, как правило, добиваются гораздо больших успехов.

Знание четырех типов темперамента по Гиппократу может быть очень полезным, поскольку оно позволяет лучше понимать близких и знать, чего от них можно ожидать.

5. Эмоции

Эмоции – это переживания, возникающие вследствие удовлетворения либо неудовлетворения наших потребностей. В психологии все доступные человеку эмоции принято делить на 4 группы:

  • простейшие – эмоции, связанные с удовлетворением базовых потребностей, находящихся на первой ступеньке пирамиды Маслоу;
  • настроение – текущее эмоциональное состояние, обусловленное внешними обстоятельствами и внутренними факторами;
  • аффекты – мощные и плохо контролируемые эмоциональные всплески, возникающие в критических ситуациях;
  • чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом (привязанность, любовь, злость, зависть, раздражение, ностальгия).

Эмоции – важная составляющая личности. Эмоциональность человека сильно влияет на то, как мы его воспринимаем, заставляет нас сближаться с ним или держаться от него подальше.

6. Мотивация

Мотивация – это механизм, побуждающий нас к активным действиям. На неё влияют следующие факторы:

  • мотивы – психологические причины, заставляющие человека целенаправленно осуществлять определенные действия;
  • стимулы – внутренние и внешние факторы, подталкивающие индивида к достижению определенной цели;
  • потребности – состояния, при которых человек чувствует, что ему чего-то не хватает;
  • побуждения – стремления к определенным целям, которые индивид сам не осознаёт;
  • намерения – продуманные действия, которые индивид собирается осуществить для достижения определенной цели.

Мотивация является важнейшим фактором нашего развития, движущей силой, помогающей нам уверенно двигаться к достижению наших целей. У каждой личности есть собственный уникальный набор мотивирующих факторов. И любой человек, желающий добиться успеха во всех сферах жизни, должен уметь понимать, что мотивирует его и его близких.

Заключение

Личность – это зрелый человек, имеющий полностью сформировавшуюся систему ценностей и жизненных принципов. Уникальность личности проявляется на всех четырех её уровнях.

Кроме того, у каждой личности есть свои индивидуальные способности, характер, темперамент, воля, эмоции и своя мотивация. Именно поэтому людям бывает тяжело понимать друг друга.

Но разобравшись, как формируется и как проявляется личность, можно научиться гораздо лучше понимать как себя самого, так и своих близких.

Ссылка на основную публикацию