Мой любимый поэт серебряного века – Валерий Брюсов

Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций

Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов

Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма

Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество

Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики

Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина

УРОК № 19 Тема. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма.
Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова

Цель:

ознакомить учащихся с наиболее важными фактами личной и творческой биографии В. Я. Брюсова; раскрыть значение
творчества поэта для русской поэзии; развивать умение анализировать поэтический текст; приобщать к величайшим
ценностям духовной культуры; способствовать воспитанию гуманистических и гражданских чувств.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают наиболее важные факты личной и творческой биографии поэта; обосновывают его право называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие
черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта.

ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний


Беседа

• Что такое «Серебряный век» русской поэзии?
• Как связаны между собой понятия «модернизм», «декаданс» и «Серебряный век»?
• Каковы признаки литературного течения? Зачем писатели объединялись в такие течения?
• Дайте определение символизма. Каковы его признаки?

III. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Русская литература «Серебряного века» явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Даже представители одного течения заметно отличались
друг от друга не только стилистически, но и по мироощущению, художественным вкусам и манере артистического поведения. По отношению к искусству этой
эпохи любые классификации на основе направлений и течений заведомо условны и схематичны. Это стало особенно очевидно к исходу поэтической эпохи, когда на смену суммарному восприятию новой поэзии, преобладавшему в критике 1890-х — начала 1900-х гг., постепенно пришло более конкретное видение её
достижений. «Рыцарь литературы» — так назвал Валерия Яковлевича Брюсова поэт, его младший современник, Сергей Митрофанович Городецкий. В. Я. Брюсову
по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории русского символизма. Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления «новых» поэтов (сборники «Русские символисты», 1894–1895), один из руководителей издательства «Скорпион» и журнала «Весы», объединявших в 1890-е гг. основные силы символизма, теоретик «нового» направления и активный
участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий. Длинный чёрный наглухо застёгнутый сюртук, крахмальный воротничок, по-наполеоновски
скрещённые на груди руки — такими скупыми штрихами Брюсов создавал свой образ «кормщика», «полководца и завоевателя русского символизма»,
«законодателя вкусов», «пророка» и «мага». Русский писатель, поэт-символист и переводчик, автор более 80 книг стихотворений, прозы, критики и переводов. Сила характера, умение подчинять
жизнь поставленным целям, способность к повседневной тщательной работе — эти качества были стержневыми в личности Валерия Брюсова.

IV. Работа над темой урока 1. Слушание «Литературных визиток»

о жизни и творчестве В. Я. Брюсова

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя

(лекция)

— Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

(Обращение к записи на доске.)

Мой любимый поэт серебряного века – Валерий Брюсов

Организаторская роль В. Я. Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым
тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом. Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных подражаний Брюсову. Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов,
так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры и среди акмеистов
и футуристов. Литературовед Михаил Леонович Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Журнал «Весы» прекращает выходить в 1909-м; к 1910-му активность русского символизма как движения снижается. В связи с этим Брюсов больше не
выступает как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, «академическую» позицию. С начала 1910-х гг. он
уделяет значительное внимание прозе (роман «Алтарь победы»), критике (работа в журналах «Русская мысль», «Искусство в Южной России»), пушкинистике.

Основные черты творчества В. Я. Брюсова

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к завоеванию жизни трудом,
к борьбе за существование, к созиданию,— и пессимистические (смерть есть
блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство соблазнительно, а безумные оргии суть «сокровенные
наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся
в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти. Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Согласно характеристике Андрея Белого, В. Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров
считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих», разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами, знаменитый 7-стопный хорей), использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды»). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами.

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. Я. Брюсова «Антоний»


  • Глоссарий-подсказка.
  • А) Выразительное чтение стихотворения наизусть
  • Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

  • В) Аналитическая беседа
  • Г) Обобщение учителя

Антоний Марк (80–30 гг. до н. э.) — один из триумвиров, разделивших после Цезаря управление всей Римской империей. Влюблённый в египетскую царицу Клеопатру, Антоний большую часть времени проводил с ней в Азии, пренебрегая государственными делами и интересами.
В морской битве при Акциуме (31 г. до н. э.), в которой решался вопрос о мировом господстве, Антоний последовал за Клеопатрой, обратившейся в бегство со
своими кораблями, и бросил на произвол судьбы своё сухопутное войско.
заранее подготовленным учащимся
• Чем объясняется обращение В. Я. Брюсова к истории? Что ищет — и находит поэт в исторических фактах, явлениях, привлёкших его внимание?
• Что в поведении и участи Антония вызывает восхищение поэта?
• Проанализируйте композицию стихотворения. Как способствует она реализации основного его смысла — утверждению страсти как неодолимой силы?
— К началу 1900-х гг. Брюсов вступил в период творческой зрелости. По многогранности интересов и объёму литературной работы он в это время превосходил соратников по символизму. Складывались два основных тематических
потока его лирики. Один из них — обращение к ярким эпизодам мировой истории и мифологическим сюжетам, которые важны поэту как источники аналогий
с современностью. При помощи истории и мифологии поэт пытался постичь непреходящие ценности в жизни человечества. Особенно привлекали его легендарные и исторические образы полководцев, властелинов, великих художников и поэтов. В период расцвета своего таланта
Брюсов часто обращался к древним цивилизациям и мифологии в поисках персонажей, которые могли бы служить идеальными образцами героики («Ассаргадон», «Александр Великий», «Антоний» и др.). Эти образы часто играют роль
аллегорий: на материале прошлых культурно-исторических эпох Брюсов рассматривал такие проблемы, как страсть и долг, гений и посредственность, отношения сильной личности и толпы.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Сумерки»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

  1. Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения
  2. Г) Обобщение учителя
  3. 5. «Умники и умницы»: самостоятельная работа в парах

В) Аналитическая беседа • В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города?
• Выделите стилистические средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план.
• Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова
их роль в реализации смысла стихотворения?
— Другой пласт брюсовского творчества связан с образом современного ему города. Брюсов — один из первых в русской литературе поэтов-урбанистов.
В отличие от других символистов, он не столько раскрывал отталкивающие стороны городской цивилизации, сколько поэтизировал торжество человеческого
разума и воли в борьбе с косной материей. Воодушевление лирического героя передавалось яркими метафорами, насыщавшими городской пейзаж; именно
в городе он часто переживал эмоциональный подъём.

с текстом стихотворения В. Я. Брюсова «Я»

Задание.

Проанализируйте стихотворение «Я», пользуясь предложенными вопросами и подкрепляя свои положения примерами из других стихотворений
поэта. • Сборником «Третья стража» Брюсов вступил в новый зрелый период творчества. Как внешняя форма стихотворения поддерживает впечатление своеобразного отчёта, подведения «предварительных итогов» проделанного пути? • Какие мифологические имена и исторические реалии использованы в стихотворении? Чем обусловлен их выбор? Какие качества своего мировоззрения лирический герой склонен считать определяющими? • Истолкуйте финальный стих «И всем богам я посвящаю стих…» Как позиция служения «всем богам» сказывается на отборе тематического материала
стихотворения? • Какие историко-литературные ассоциации пробуждает использованный Брюсовым стихотворный размер — шестистопный ямб? В чём ритмическая
выразительность последних стихов каждой строфы?

6. «Из секретов литературоведения»: слушание стихотворения В. Я. Брюсова «Сонет»

(«Отточенный булат — луч рдяного заката!»)
с последующим решением литературоведческой загадки

Задание.

Высочайшей виртуозности достигает в своих сонетах В. Я. Брюсов. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Послушайте один из сонетов поэта. Подумайте, в чём загадка и уникальность этого текста. Может быть, вам удастся найти в нём сразу три сонета? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?

Комментарий.

Сонет В. Я. Брюсова выбран не случайно. Цель этого выбора — удивить виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова,
совершенства художественной формы может подняться человек. Если мысленно «разрезать» этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит
тире, то получится ещё два сонета — левый и правый, которые сохраняют все
особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский
вариант терцетов. Вкус к технической стороне дела (а сонет был в этом отношении едва ли не самым привлекательным объектом приложения творческих
устремлений) с лёгкой руки В. Я. Брюсова становится достоянием не только поэтов-символистов, но и их последователей — акмеистов.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

  • Беседа
  • VI. Домашнее задание
  • Индивидуальные задания (по вариантам). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов-символистов

• Какую роль в формировании символизма сыграл В. Я. Брюсов? Почему многие сторонники «новых течений» в литературе начала века считали его своим учителем?
• В чём особенность понимания В. Я. Брюсовым задач символизма?
• Охарактеризуйте тематическое разнообразие поэзии В. Я. Брюсова.

К. Д. Бальмонта (1-й вариант), Андрея Белого (2-й вариант), И. Ф. Анненского (3-й вариант) с выразительным чтением стихотворений.

Читайте также:  Смысл романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Следующие уроки: Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов >>>

"Серебряный век" русской литературы (В. Брюсов, Н. Гумилев, В. Маяковский)

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более — печататься с ним в одном журнале.

Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже.

Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.

Портрет Валерия Брюсова

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны в биографии В. Я. Брюсова открылась новая страница. Как и многие другие, он был очень патриотически настроен и не мог остаться в стороне от происходящего. Конечно, он не отправился на фронт, в гущу событий, однако хоть и косвенно, но участвовал в происходящем: работал корреспондентом от газеты «Русские ведомости».

  Емеля охотник краткое содержание для читательского дневника.

Впрочем, его патриотизм держался недолго – по воспоминаниям супруги Брюсова, с войны поэт возвратился в большом разочаровании.

Возможно, именно это послужило причиной некоего творческого ослабления литератора – многие критики отмечают, что как раз в данный промежуток времени стихотворения Брюсова объективно слабее, передают усталость и духовную опустошенность символиста.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.

Поэт Валерий Брюсов

У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной Александром II, – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.

Валерий Брюсов в детстве и юности

Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях Дарвина куда больше, чем о подробностях бытия царя Соломона и распятия Иисуса Христа.

Валерий Брюсов в молодости

Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», Жюль Верн и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид.

Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.

Валерий Брюсов

Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с Архимедом, Франсуа Виетом и Рене Декартом, однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. Ломоносова – учился на историко-филологическом факультете.

Есенин

Сергей Есенин также является одним из самых известных поэтов, особенно он начал приобретать популярность у нынешнего поколения в социальных сетях.

Сергей Есенин причислялся к обществу имажинистов, которые говорили о главенстве образов в своём творчестве. Есенин, как и его современник Маяковский, рано ушел из жизни, покончив жизнь самоубийством.

Примеры его стихотворений (и их тщательный анализ) доступны по ссылкам:

  • Русь советская;
  • Роща золотая;
  • Не бродить, не мять;
  • Береза;
  • Черемуха;
  • Я покинул родимый дом;
  • Собаке Качалова;
  • Не жалею, не зову, не плачу;
  • Гой ты, Русь моя родная;
  • Письмо матери;
  • Заметался пожар голубой;
  • Письмо к женщине;
  • Черный человек.

Современный читатель может прочитать стихи автора на любой вкус и цвет, начиная от стихов о природе, заканчивая стихами о разгульной жизни дебошира и пьяницы.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов.

Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово».

Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

https://www.youtube.com/watch?v=lqavRnh8Hc0

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов. Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.

Книги Валерия Брюсова

Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. Лев Троцкий сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с Бальмонтом.

Валерий Брюсов и Константин Бальмонт

Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича.

Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на Александра Блока, Андрея Белого и Сергея Соловьева.

Валерий Брюсов, Нина Петровская и Андрей Белый

Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы Гете, взятые из «Фауста».

  • Роман Валерия Брюсова «Огненный ангел»
  • Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).
  • По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с Маяковским и Игорем Северяниным.

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А.

Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник».

В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики.

Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904).

На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок».

В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу.

Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины Чтоб исступлены и легки Ротационные машины Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества.

В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры.

Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Личная жизнь

Публицист Дмитрий Быков говаривал, что трудно найти в русской литературе репутацию хуже брюсовской. Действительно, некоторые современники и литературные критики считали Валерия Яковлевича самовлюбленным и заносчивым человеком.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа Антона Чехова «Анна на шее»

Это неудивительно, ведь свое первое собрание стихотворений, вышедшее в 1895 году, автор без зазрения совести назвал «Шедеврами» («Chefs d’oeuvre»), к тому же стоит вспомнить предисловие к этому сборнику, где Валерий Яковлевич заявляет, что его труд принадлежит вечному искусству.

Валерий Брюсов с женой

Да и в сборнике «Urbi et Orbi» много надуманного самообожания, которое писатель выставлял на суд читателей открыто, не приправляя излишними метафорами.

Но как бы то ни было, стоит сказать, что Валерий Яковлевич оказал колоссальное влияние на своих последователей, выступая в роли учителя для учеников, которые в своем творчестве старались подражать манере мэтра.

И если для критиков он слыл тщеславным, то коллеги по цеху считали Брюсова путеводной звездой, жрецом культуры.

Валерий Брюсов с воспитанником Колей

К таким относятся не только символисты, но и акмеисты (например, Николай Гумилев, Михаил Зенкевич, Осип Мандельштам), а также футуристы (Вадим Шершеневич и Борис Пастернак).

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Гумилев

Он родился в 1886 году. Николай Гумилёв – один из основоположников литературного течения – акмеизма. Николай Гумилев неважно учился, однако был очень хорош в сочинении стихов.

Автор выпускал стихи, основал собственный журнал, но вскоре закрыл его. Позже вместе с Сергеем Городецким создал объединение поэтов, и именно в этом объединении появился акмеизм.

Кстати, он был мужем Анны Ахматовой.

Сейчас читатели могу прочитать стихи Николая Гумилева на тематику любви, войны, жизни и смерти. В некоторых работах поэта можно найти пессимистический смысл, что говорит о духовном кризисе поэта во время создания своего произведения.

Вот примеры его стихов с анализом:

  1. Конквистадор;
  2. Перстень;
  3. Капитаны.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Мандельштам

Осип Мандельштам был представителем двух литературных течений и являлся одним из крупнейших поэтов начала XX века. Подобно многим современникам будущего поэта, Осип Мандельштам начал увлекаться литературой еще в школьном возрасте. Активная творческая деятельность поэта началась в 10-х годах XX века.

Поэт хорошо владел английским, немецким и французским языком, активно занимался переводческой деятельностью.

В 1920-е годы начинается пик карьеры поэта, но уже в 30-е годы Осип Мандельштам подвергается гонениям и в 1938 году умирает на Дальнем Востоке в трудовом лагере, куда был сослан по несправедливому обвинению.

За свою жизнь поэт создал множество произведений, одни из них вдохновлены путешествиями поэта, другие – общими проблемами развития общества. Он писал стихи о любви, о природе, о России, о революции, о советской власти. События, которые происходили вокруг поэта, сильно повлияли на смысл его произведений.

Бунин

Иван Бунин прожил долгую, насыщенную жизнь в период с 1870 по 1953 год. Главным литературным течением в его творчестве был реализм. Также Бунин являлся обладателем Нобелевской премии по литературе. С ранних лет поэт работал в журналистской среде, увлекался литературой, вместо занятий в гимназии.

Политические события, происходящие в тот период в России, сильно повлияли на смысл произведений поэта. Писатель занимался переводом, путешествовал, изучал иностранные языки. Осуждал Октябрьскую революцию, позже стал главным голосом оппозиции, которая находилась за пределами СССР.

Творчество писателя пропитано философскими проблемами человечества.

Вот примеры его поэтических работ с анализом:

  • Детство;
  • Сумерки;
  • Листопад;
  • Вечер;
  • Одиночество.

Демьян Бедный

Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Васильевич Придворов) писал в жанре социалистического реализма. У поэта было сложное детство. Он имел непростые отношения со своей матерью, жил небогато.

Революционные события заставили Ефима Придворова задуматься о сущности и причинности тех событий, которые происходили вокруг него.

Ранее знакомство с большевиками сильно повлияло на творчество поэта, и поначалу Демьян Бедный пользовался расположением со стороны властей, однако после был в опале и стал жить бедно.

Читатели могут взглянуть на стихи автора: “А такие типы есть!” или “Азбука”.

Валерий Брюсов 1873 – 1924 «И снова ты»

  • Валерий Брюсов
  • 1873 – 1924
  • «И снова ты»

Валерий Брюсов был воплощением демона в литературе и в жизни, но выглядел совершенно иначе. Владислав Ходасевич вспоминал, что впервые увидел Брюсова, когда тому было двадцать четыре года, а ему самому – одиннадцать: «Его вид поколебал мое представление о „декадентах“.

Вместо голого лохмача с лиловыми волосами и зеленым носом (таковы были „декаденты“ по фельетонам „Новостей Дня“) – увидел я скромного молодого человека с короткими усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке.

Этакая смесь „декадентской экзотики с простодушнейшим мещанством“».

Родился Валерий Брюсов 1 (13) 1873 года в Москве. Жил на Цветном бульваре. В фамильном доме была у него собственная квартира, где он располагался с женой, Иоанной Матвеевной, и со свояченицей, Брониславой Рунт. Небольшой кабинет был заставлен книжными полками. Чрезвычайно внимательный к посетителям, сам не куривший в ту пору, Брюсов всегда держал на письменном столе спички.

Впрочем, на всякий случай, в предупреждение рассеянности гостей, металлическая спичечница была привязана на веревочке! В этой квартире происходили знаменитые «среды», на которых творились судьбы если не всероссийского, то, во всяком случае, московского модернизма! При этом на этих собраниях разбирать стихи самого Брюсова было не принято.

Они должны были приниматься как заповеди!

Чувство равенства Брюсову было совершенно чуждо. По меткому замечанию Ходасевича, на это повлияла мещанская среда, из которой поэт происходил: «Мещанин не в пример легче гнет спину, чем, например, аристократ или рабочий.

За то и желание при случае унизить другого обуревает счастливого мещанина сильнее, чем рабочего или аристократа. Брюсов умел или командовать, или подчиняться». У поэта даже была примечательная манера подавать руку. Она производила странное действие. Брюсов протягивал человеку руку. Тот протягивал свою.

В ту секунду, когда руки должны были соприкоснуться, Брюсов стремительно отдергивал свою назад, собирал пальцы в кулак и кулак прижимал к своему правому плечу, а сам, чуть-чуть скаля зубы, впивался глазами в повисшую в воздухе руку знакомого. Он не любил людей, потому что, прежде всего, не уважал их.

Единственная женщина, к которой он действительно хорошо относился, была Зинаида Гиппиус.

В начале 1900-х Брюсов увлекался оккультизмом, спиритизмом и черной магией. Именно в это время он встретил Нину Петровскую, будущую любовницу Андрея Белого. Она не была хороша собой, но в 1903 году она была молода – и этого оказалось достаточно. Нина Петровская, по словам Ходасевича, «была истеричкой, и это, быть может, особенно привлекало Брюсова».

Но то, что для нее стало средоточием жизни, для Брюсова было очередной серией «мигов». В своей книге «Некрополь» Владислав Ходасевич точно определил атмосферу эпохи того времени: «Любовь открывала для символиста или декадента прямой и кратчайший доступ к неиссякаемому кладезю эмоций.

Достаточно было быть влюбленным – и человек становился обеспечен всеми предметами первой лирической необходимости: Страстью, Отчаянием, Ликованием, Безумием, Пороком, Грехом, Ненавистью… Поэтому все и всегда были влюблены: если не в самом деле, то хоть уверяли себя, будто влюблены; малейшую искорку чего-то похожего на любовь раздували из всех сил».

Потому Брюсов и влюбился в Петровскую: отказаться было невозможно, так как надо было «начать переживать».

Когда все эмоции из данного увлечения были извлечены, Брюсов начал писать «Огненного Ангела», книгу, в которой он, с известной условностью, изобразил всю их историю. В романе он разрубил все узлы отношений между героями, но со смертью главной героини чувства реального человека, Нины, вовсе не иссякли.

Брюсов же все чаще занимался литературными делами и заседаниями, к тому же его тянуло к домашнему очагу, ведь он был женат. Нина несколько раз пыталась прибегнуть к испытанному средству многих женщин – пробовала удержать Брюсова возбуждая ревность. Однако все было напрасно. Брюсов охладел.

Она тщетно прибегала к картам, потом к вину. Наконец, в 1908 году она испробовала морфий. Затем сделала морфинистом Брюсова, и это была ее настоящая, хотя и неосознанная месть. Осенью 1909 году она чуть не умерла, а затем отправилась, как было решено, за границу, «в ссылку».

Первую мировую войну Петровская пережила в Риме, в ужасающей нищете. Брюсова же она возненавидела.

В какой-то момент в жизнь Петровской вошел Андрей Белый. Тогда он был очень молод, золотокудр, голубоглаз и обаятелен. Им восхищались все, в него влюблялись, и поговаривали даже, что люди словно менялись в его присутствии.

Общее восхищение, разумеется, передалось и Нине Петровской, вскоре чувство перешло во влюбленность, а потом – в любовь. Но если для Брюсова Петровская была источником переживаний, то Андрея Белого она «должна была любить во имя его мистического призвания», в которое они оба заставляли себя верить.

Нина даже носила черную нить деревянных четок и большой черный крест на черном платье. Такой же крест носил и Андрей Белый.

Но ее новый избранник славился тем, что любил «чисто». Поэтому он не разлюбил, а просто «бежал от соблазна», дабы слишком земная любовь не пятнала его чистых риз.

Нина Петровская же ощутила себя брошенной и оскорбленной. Весной 1905 года в маленькой аудитории Политехнического музея Андрей Белый читал лекцию. Нина Петровская подошла к нему и выстрелила из браунинга в упор.

Револьвер дал осечку, и его тут же выхватили из рук.

Нина Берберова вспоминала, как впервые увидела Петровскую: «…с темным, в бородавках лицом, коротким и широким телом, грубыми руками, одетая в длинное шумящее платье с вырезом, в огромной черной шляпе со страусовым пером и букетом черных вишен, показалась очень старой и старомодной… Рената „Огненного Ангела“, любовь Брюсова, подруга Белого – нет, не такой воображала я ее себе… Когда она поцеловала меня, я почувствовала идущий от нее запах табака и водки. Она относилась ко мне с любопытством, словно хотела сказать: и бывают же на свете люди, которые живут себе так, как если бы ничего не было: ни Брюсова, ни 1911 года, ни стрельбы друг в друга, ни средневековых ведьм, ни мартелевского коньяка, в котором он когда-то с ней купал свое отчаяние, ни всей их декадентской саги. Из этого один только коньяк был сейчас доступен, но я отказывалась пить с ней коньяк, я не умела этого делать. Она приходила часто, сидела долго, пила и курила и все говорила о нем. Но Брюсов на письмо ей не ответил».

Читайте также:  Сочинение: Характеристика героев повести Александра Куприна «Олеся»

Роман с Ниной Петровской был мучителен для обоих, но стороною особенно страдающей оказалась Нина. Закончив «Огненного Ангела», Брюсов посвятил ей книгу и в посвящении назвал ее «много любившей и от любви погибшей», сам же он, однако, погибать не хотел. Первый роман сверкнул и погас, оставив в ее душе неприятный осадок.

Брюсов же в 1913 году увлекся вновь. На этот раз его пассией стала начинающая поэтесса Надежда Львова, московская курсистка. Разница в возрасте между ними была велика. Брюсов молодился, искал общества молодых поэтов, написал книгу в духе Игоря Северянина и посвятил ее Наде.

Но до некоторой степени с ней повторилась история Нины Петровской. Львова не могла примириться с раздвоенностью жизни Брюсова и с тем, что он был женат.

Брюсов же систематически приучал ее к мысли о смерти и самоубийстве, а потом даже подарил браунинг – тот самый, из которого восемь лет назад Нина стреляла в Андрея Белого. В конце ноября вечером Львова позвонила Брюсову и просила приехать. Он отказался.

Она попробовала позвонить еще нескольким людям, но все по какой-то причине были заняты. В 11 часов вечера она застрелилась. Брюсов же на другой день после похорон бежал в Петербург, а затем в Ригу, где вскоре уже завел новый роман.

Владислав Ходасевич, написавший самую яркую, хоть и короткую статью-биографию о Брюсове, заканчивает ее приводя очень меткие, емкие факты последних дней жизни поэта, как будто пытаясь его оправдать:

«Одинокий, измученный, обрел он, однако, и неожиданно радость. Под конец дней взял на воспитание маленького племянника жены и ухаживал за ним с нежностью, как некогда за котенком.

Возвращался домой нагруженный сластями и игрушками. Расстелив ковер, играл с мальчиком на полу… Прочитав известие о смерти Брюсова, я думал, что он покончил с собой.

Быть может, в конце концов, так и было бы, если бы смерть сама не предупредила его».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Библия. Валерий Брюсов. – Мировоззрение – медиаплатформа МирТесен

Библия

  • О, книга книг! Кто не изведал,В своей изменчивой судьбе,Как ты целишь того, кто предал
  • Свой утомленный дух — тебе!
  • В чреде видений неизменных,Как совершенна и чиста —Твоих страниц проникновенных
  • Младенческая простота!
  • Не меркнут образы святые,Однажды вызваны тобой:Пред Евой — искушенье Змия,
  • С голубкой возвращенной — Ной!
  • Все, в страшный час, в горах, застылиОтец и сын, костер сложив;Жив облик женственной Рахили,
  • Израиль-богоборец — жив!
  • И кто, житейское отбросив,Не плакал, в детстве, прочитав,Как братьев обнимал Иосиф
  • На высоте честей и слав!
  • Кто проникал, не пламенея,Веков таинственную даль,Познав сиянье Моисея,
  • С горы несущего скрижаль!
  • Резец, и карандаш, и кисти,И струны, и певучий стих —Еще светлей, еще лучистей
  • Творят ряд образов твоих!
  • Какой поэт, какой художникК тебе не приходил, любя:Еврей, христианин, безбожник,
  • Все, все учились у тебя!
  • И сколько мыслей гениальныхС тобой невидимо слиты:Сквозь блеск твоих страниц кристальных
  • Нам светят гениев мечты.
  • Ты вечно новой, век за веком,За годом год, за мигом миг,Встаешь — алтарь пред человеком,

О Библия! о книга книг!

  1. Ты — правда тайны сокровенной,Ты — откровенье, ты — завет,Всевышним данный всей вселенной
  2. Для прошлых и грядущих лет!

Исторический контекст

На литературной арене хозяйничают новые направления, которые поддерживают революционные идеи и которым благоволит власть. Главной фигурой, объединившей поэзию и революцию в своем творчестве, стал футурист Владимир Маяковский. Параллельно продолжают свою деятельность авторы, которых традиционно относят к Серебряному веку русской литературы (Блок, Гумилёв, Есенин, Волошин, Цветаева и другие). Часть писателей, испугавшись Революции, теряет связь с «новой» Россией и покидает страну, формируя новый художественный пласт – литературу русского зарубежья.

На этом фоне Валерий Брюсов в своем творчестве обращается к бессмертной теме религии и бессмертной книге – Библии. 

Автор

Поэты-символисты пытались раскрыть в своей поэзии таинственную сущность мира, используя особый язык – язык символов, который понятен только избранным (зачастую только самим символистам). Поэты использовали нелогичные и неожиданные образы. Каждое стихотворение являлось ребусом для читателя. Ярким примером символистской поэзии можно считать стихотворение Брюсова «Творчество»:

  • Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звуки
  • В звонко-звучной тишине

Главной религией в то время для вождя символизма было творчество. Художественному дару поэт поклонялся словно божеству.

Брюсов не был глубоко верующим человеком, но вопросами веры и религии интересовался всегда. Он вырос в купеческой семье, где царили материалистические и атеистические порядки: «о религии в нашем доме и помину не было».

При этом он признавался поэтессе Зинаиде Гиппиус: «Да, я на распутье (…) если я и не верую еще, то хочу и ищу узнать».

Одним из показательных примеров обращения Брюсова к тексту Библии является стихотворение «Конь блед» (1904 год), где описывается страшное апокалиптическое видение: на улицах города появляется всадник, „которому имя «смерть»„ (Откр. 6;8). В этом стихотворении позже увидели предсказание катаклизмов в России в первой половине ХХ века.

К моменту написания стихотворения «Библия» (1918 г.) Брюсов прекращает играть роль лидера символизма и наставника молодых поэтов.

Теперь он переходит к академической деятельности, переводит европейских авторов, читает лекции, работает в разнообразных советских учреждениях, участвует в московской издательской жизни. Отношение поэта к вере и религии меняется.

Он серьезно подходит к религиозным проблемам, деля в своей библиотеке книги на определенные разделы: «Библейские истории», «Церковные книги», «Богословие», «Святое писание», «История церкви».

Итогом эволюции взглядов на роль христианства в жизни поэта и на место Библии в ней Брюсов излагает в своем стихотворении «Библия».

О произведении

По своему торжественному настроению стихотворение Брюсова напоминает оды XVIII века. Поэт восхваляет «книгу книг», пишет оду Библии. Естественно, что поэт не использует сложный язык эпохи Державина и Ломоносова, но пишет в том же русле, используя слова и образы, понятные и для современников Брюсова, и для нас.

Брюсов, подтверждая влияние Библии на все искусства, говорит, что и «резец, и карандаш, и кисти» призваны создавать образы «книги книг».

Брюсов был прекрасным переводчиком (поэт переводил Гёте, Гюго, Метерлинка, Уайльда и др.) и мог с полной уверенностью сказать, что Библия в той или иной степени повлияла как на писателей и художников, так и на простого человека: «Еврей, христианин, безбожник, Все, все учились у тебя!».

Интересно, что «Библия» на фоне ранних символистских стихотворений Брюсова выглядит очень прозрачно и очевидно. Однако некоторые значимые библейские имена и сюжеты, связанные с их носителями, нуждаются в объяснении. 

Отсылки к Библии

Всего в четырех четверостишиях Брюсов пересказал в хронологическом порядке важные события и истории героев двух первых ветхозаветных книг (Бытия и Исхода).

Праматерь и праведник

Начинает вереницу героев стихотворения первая женщина и праматерь человеческого рода Ева (имя Ева переводится как «жизнь»). Брюсов напоминает читателю историю о грехопадении первых людей.

Поддавшись искушению дьявола, явившегося ей в виде змия, Ева, а за ней и ее муж Адам, вкусили в раю запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив заповедь Бога. За это Ева и Адам были лишены бессмертия и изгнаны из Эдема (рая) ангелом, посланным Богом (Быт. 3-20).«Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450—1460. DREUX, Jean; MASTER of Margaret of York; HENNECART, Jean, Общественное достояние

Следующим героем, которого упоминает Брюсов в этом же четверостишии, является праведник Ной. В наказание за развращенный образ жизни людей Господь послал на землю Великий потоп. Только Ной, оказавшийся единственным, кто жил чистой жизнью и почитал Бога, получил весть об этом бедствии. Ной по наставлению Бога построил огромный корабль – ковчег.

Праведнику было велено взять с собой домочадцев, а также животных «по паре, мужеского пола и женского» (Быт. 7; 9). Начался потоп, все истребилось с земли: остался только Ной и то, что было с ним в ковчеге (Быт. 7; 23). Ковчег странствовал пять месяцев, пока, наконец, вода не остановилась. Когда поверхность земли высохла, обитатели ковчега смогли выйти на сушу.

Началась новая эпоха в жизни людей (Быт. 7-8).

Брюсов не забыл упомянуть важного героя истории о Великом потопе –голубя.

Чтобы узнать, сошла ли с земли вода, и есть ли на поверхности что-то живое, Ной послал голубя, который однажды возвратился с масличным листом в клюве, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8;11).

Голубь часто упоминается в Библии и обладает целым спектром символических значений (символ Святого Духа, символ чистоты и невинности). В стихотворении Брюсова, как и в истории о ковчеге, голубь считается добрым вестником, возвещающим мир с Господом.

Красавица и жертвоприношение

В следующих четырех строках автор обращается к драматической истории Авраама и его сына Исаака. Однажды Бог решил испытать веру Авраама: Он повелел принести в жертву его единственного сына Исаака. Как человек, Авраам безутешно страдал, но как преданный служитель Бога он не сомневался в Его справедливости и мудрости.

Придя к вершине горы Мория, он устроил там «жертвенник, разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт. 22; 9). Но Господь вознаградил Авраама, послав ангела, который не позволил пролиться крови Исаака и возвестил старцу, что Бог лишь испытывал его. Авраам стал образцом истинно верующего человека.

Рахиль.  Мауриций Готтлиб — This thread, source not specified.,Общественное достояние

Здесь же Брюсов не обделяет вниманием еще один важный библейский женский образ – красавицу Рахиль.

Именно она считается праматерью всего израильского народа (о нём Брюсов упоминает в этом же четверостишии).

Согласно Библии, этот народ является избранным Богом для того, чтобы через него «совершить спасение падшего человечества». Историю о них поэт Серебряного века излагает в следующих четырех строках.

Иосиф и его братья

Иосиф был любимым сыном Иакова (Быт. 37-50). За это его возненавидели братья и хотели убить. Но, передумав проливать кровь, бросили в ров. В это время мимо проезжали египетские купцы, и братья решили продать им Иосифа.Иосиф открывается братьям в Египте. 

Оказавшись в Египте, Иосиф претерпевает различные злоключения, но, благодаря своей способности истолковывать сны, достигает власти. После того, как его братья, страдая от голода, прибыли в Египет, он дал им пищу и кров. Иосиф не только не отомстил за их бессердечность и жестокость, а проявил к ним братскую любовь и учтивость.

Пророк и скрижали

Завершает цепочку ветхозаветных героев пророк Моисей. Именно он считается автором первых пяти книг Библии. Он – вождь израильского народа.

Именно ему на вершине горы Синай Господь вручил каменные таблички (скрижали) с высеченными на них десятью заповедями – религиозно-моральными предписаниями (Исх. 20-24).Гора Синай

Таким образом, в своем стихотворении «Библия» Валерий Брюсов определил исключительную роль Священного писания в жизни каждого человека, выделив ключевые библейские ветхозаветные образы для искусства, литературы и живописи. 

Непонятные слова

Резец – инструмент с лезвием для резания чего-нибудь. Пример: резец скульптора.

Скрижаль – табличка, доска с текстом (как правило, священным). По библейскому сказанию, 10 заповедей Моисея были начертаны на двух каменных скрижалях.

Алтарь (от лат. altāria 

Ссылка на основную публикацию