Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – гениальный русский поэт. Его поэзия отличается глубиной, фатализмом, удивительной мелодичностью и самобытностью. Творчество поэта стало расцветом русской литературы. Преемник А.

С. Пушкина, он обогатил русскую поэзию новыми образами, которые стали неиссякаемым источником вдохновения для представителей многих поколений музыкального, изобразительного, театрального и кинематографического искусства.

Герой Лермонтова

Извечный конфликт поэта и толпы является для Лермонтова глубоко личным и определяет тематику его поэзии. Герой многих сочинений Лермонтова противостоит обществу. Он горд и одинок. Герой поэта не находит понимания среди людей.

Он отвергает лицемерие, внутреннюю душевную пустоту высшего света, скрытую за внешним лоском. Возникает трагический конфликт между героем и окружающим его миром.

Поэтому выход лишь один – бежать прочь от толпы, обрести душевную гармонию в единении с природой.

История создания стихотворения “Пророк”

Знаменательным является стихотворение “Пророк”, которое продолжает одноимённое стихотворение Пушкина. Стихотворение “Пророк” Лермонтов написал в 1841 году, через 15 лет после “Пророка” Пушкина. Оно является одним из последних его сочинений, так как было написано уже незадолго до трагической дуэли со своим бывшим одноклассником Мартыновым.

Делая анализ “Пророка” Лермонтова, многие критики рассматривают его как символическое завещание поэта. В нём он невольно подводит итог своих взаимоотношений с обществом, волновавших его с ранних лет.

Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

“Пророк” Лермонтова

Пророк, отправившийся в пушкинском стихотворении “глаголом жечь сердца людей”, в лермонтовском бежит из города в пустыню. Людям не нужна правда, они насмехаются и издеваются над пророком. Он не всколыхнул людских сердец, а лишь вызвал зависть. Все отвернулись от него.

Руководствуясь конкретным ветхозаветным источником – книгой пророка Иеремии, Лермонтов изображает тему пророчества через страдания. Предсказатель из Иудеи в течение полувека призывал свой народ к исправлению и покаянию.

Ему пришлось пройти через бесчисленное множество испытаний: он томился в темнице, его грозились убить. Разрушение Иерусалима, утерянная свобода – последствия нравственной глухоты общества. Человеческое непонимание, тяжесть испытаний стали причиной того, что Иеремия посмел однажды усомниться и отказаться от своего дела.

Но он сумел преодолеть минутную слабость и решил пройти предначертанный ему путь до самого конца.

Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

Герой и автор

Анализ стихотворения “Пророк” Лермонтова позволяет отметить, что лермонтовский пророк обладает человеческими качествами, присущими самому поэту. Это делает данный образ автобиографичным.

В отличие от образа из Ветхого Завета, он не обладает терпением, смирением и упорством. Он утратил надежду на понимание общества, поэтому выбрал путь отшельничества.

Пророк уходит из города в пустыню, он движется по направлению, которое противоположно пути пушкинского пророка, направляющегося от пустыни к людям.

Поступая, как древний иудей, пророк перед бегством осыпает пеплом голову. Этот обычай, который применяли в знак скорби, трагической потери, должен был напомнить человеку о том, что он грешен. Окончательно потеряв веру в человеческий разум, герой навсегда становится изгнанником.

Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

Пророк в пустыне

Изгнанный людьми, пророк теперь довольствуется выполнением своей высокой миссии в пустыне. Здесь он находит утешение в единении с природой. Пустыня для героя становится местом его уединения, единственным пристанищем, куда не может быть вхожа враждебная ему толпа.

Представители живой и неживой природы становятся благодарными слушателями пророка. Между ними устанавливается гармония отношений. В покорности зверей и радостной игре лучей света пророк получает понимание.

Анализ “Пророка” Лермонтова доказывает, что к божественному началу именно это оказывается ближе, нежели общество, отвергнувшее его.

Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

Пророк в городе

Лермонтов не оставляет читателю надежды на то, что в будущем общество сможет измениться. Эта идея пронизывает финальные строки стихотворения. Всё общество осуждает героя. При анализе стихотворения “Пророк” Лермонтова можно найти доказательства тому.

Стариков, которые должны олицетворять мудрость, автор называет самолюбивыми. Они своими суждениями складывают мировоззрение молодого поколения, отличительной чертой которого является нравственная глухота.

Несправедливые обвинения в гордости, глупости, неуживчивости летят в адрес пророка.

Отвергая посланника Божьего, общество обрекает себя на беспросветное и неопределённое будущее.

Анализ “Пророка” Лермонтова позволяет отметить, что, продолжая классическую тему, поэт находит решение ее в романтическом ключе. Он противопоставляет героя-одиночку враждебному обществу людей.

“Пророк” Пушкина и Лермонтова: сравнительный анализ

Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

В основе как пушкинского, так и лермонтовского произведений лежит библейский текст. Анализ стихотворений “Пророк” Пушкина и Лермонтова показывает, что в произведениях этих авторов пророки наделены даром провидения. У каждого из них прототипом является библейский персонаж.

И Пушкин, и Лермонтов считали миссию поэта пророческой. Но отношение к этой миссии у них было различно. На основе сопоставительного анализа “Пророка” Пушкина и Лермонтова можно сделать вывод, что для первого автора пророческий дар – это награда, а для второго – тяжкое наказание.

Пророк Пушкина уверенно направляется к людям, желая помочь им наполнить души светом правды. Он чувствует свою ответственность и осознаёт своё высокое предназначение. Анализ “Пророка” Лермонтова раскрывает противоположную сторону пророчества. В людях он не видит ничего, кроме отрицательных качеств.

У Лермонтова пророк становится страдальцем, обречённым на полное одиночество и вечное непонимание со стороны людей, которым он проповедовал любовь и правду жизни.

Сравнительный анализ стихотворения “Пророк” Пушкина и Лермонтова даёт понимание, что Лермонтов переносит пушкинского пророка в современный мир, показывая: нет места в этом мире поэту-пророку. Одиночество – вот его удел.

Михаил Лермонтов, «Пророк»: анализ

Существуют общие черты и безусловная связь “Пророка” Пушкина и Лермонтова. Сравнительный анализ демонстрирует общую метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако по стилю пушкинское стихотворение более философское, в нем широко используются церковнославянские слова.

Оно приближено к традициям классицизма. В свою очередь, М. Лермонтов раскрывает образ пророка как образ трагически непонятой людьми свободной творческой личности.

Он сознательно отказывается от архаизмов, используя лирически проникновенные разговорные интонации, которые свойственны романтизму.

Анализ стихотворения «Пророк» (М. Ю. Лермонтов)

История создания

Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова. Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.

Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.

Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.

Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.

  Анализ стихотворения «Письмо к матери» (С. Есенин)

Вариант №3

Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир.

Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу.

Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье.

Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.

Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии.

Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы».

Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», — определил ей новый смысл.

Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.

Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.

Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.

Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.

9, 10 класс, кратко по плану

Тематика

В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.

Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.

Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.

Жанр, размер и направление

Стихотворение насыщено пафосом и торжественностью, а цель лирического героя приравнивается к божьей миссии. Учитывая это, с уверенностью можно утверждать, что «Пророк» Пушкина – не просто лирическое стихотворение. Жанровая природа произведения гораздо глубже, поэтому данное творение Пушкина смело можно назвать одой.

В случае с «Пророком» может создаться впечатление, что Пушкин был нацелен на преобладание содержания над формой. В отличие от некоторых его стихотворений, «Пророк» не поделен на строфы, так же поэтом использован не один вид рифмовки.

Сюжет стихотворения, разумеется, заслуживает отдельных строк, но как написано произведение — тоже важно. Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

Писать о предназначении так, как это делает Пушкин, дано не каждому поэту, поэтому нарастающий ритм стихотворения – однозначный плюс возвышенного произведения.

Прежде чем перейти непосредственно к содержанию «Пророка», осталось разобраться с направлением, в котором было написано стихотворение. Пушкин проявил себя не в одном направлении, создавая и романтических, и реалистических персонажей.

Что касается рассматриваемого стихотворения, на определение направления нас наводят особенности «Пророка»: переложение библейского сюжета, философская тематика, торжественный стиль строк.

Все это близко к такому направлению, как классицизм.

Центральные персонажи

Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.

Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.

Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.

Образы и символы

Возникновение образа пророка в творчестве Лермонтова оправдывается историей его рода. По легенде, предок Михаила Юрьевича, Томас Лермонт, живший в Шотландии в XIII веке, обладал даром ясновидения и славился искусным колдуном. В XVI веке его потомок, Георг Лермонт, попадает в Россию – так начинается род Лермонтовых.

Читайте также:  Анализ романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя

Ярким примером образа поэта-пророка в творчестве Лермонтова является лирический герой юношеского стихотворения «Предсказание», где автор предугадывает события революции начала ХХ века. «Моя душа» — другое произведение подобного рода. Здесь Лермонтов угадывает собственную судьбу: «Я предузнал мой жребий, мой конец…»

Лирический герой в «Пророке» предстаёт зрелой и цельной личностью. Он не ропщет на людей или свою судьбу, но радуется обретению своего пристанища – пустыни. Она символизирует место, где нисходит божественное откровение. Образ пророка, созданный Лермонтовым, напоминает юродивого – нищего странника, отказавшегося ради служения Христу от всех земных благ.

Сюжет

Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.

Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.

Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.

  • Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
  • Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
  • Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
  • Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ, и бледен!Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!

Главные герои и их характеристика

  1. В начале стихотворения лирический герой – простой человек, а в конце он перерождается для важной миссии в одаренного свыше Творца. То есть поэт, томившийся по пустыне, становится пророком, которому отведена значимая роль.

    Образ Пророка напрямую переплетается с евангельским персонажем, однако Пушкин ставит своему лирическому герою–поэту другую задачу. Пророк, он же поэт, влюблен в свое дело, и его задача – открыть людям поэзию во всей красе. После полного перерождения он готов исполнить свое назначение.

  2. Автор понимает, что обычный поэт не способен, как Исайя, открыть людям глаза на истину, поэтому другим, не менее важным героем в стихотворении является Божий посланник. Серафим – наиболее приближенный к Богу ангел, и неслучайно Пушкин использует этот образ в произведении.

    Автор доверяет вестнику настроить поэта на выполнение своей миссии, превращая его в достойного Пророка. Шестикрылый ангел помогает герою болезненно переродиться, но тем самым ставит его на истинный путь. Даже в кинематографических приемах ангел, сидящий на плече человека, подсказывает ему верное решение и направляет на благую цель.

    Так же и в пушкинском «Пророке»: серафим делает все, чтобы помочь поэту исполнить долг перед обществом.

  3. Конечно, обратим внимание и на Бога, появившегося в заключительных строках. Как и во многих сюжетах, «бога глас» является своеобразным наставником, определяющим цель существования человека.

Средства художественной выразительности

  1. Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.
  2. Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.
  3. Сравнение: “как птицы”
  4. Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.

  5. Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.
  6. Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.
  7. В двух последних четверостишиях используется также инверсия.
  8. Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии.

Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

Актуальность

Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.

Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.

Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.

Темы, идеи

«Пророк» — это программное стихотворение А. С. Пушкина. В нем выражены его главные жизненные ценности. Тема стихотворения заключается в особой роли поэта, в том предназначении, которым обладает поэзия. Основная идея – это утверждение миссии поэта, его ответственности перед людьми и Всевышним. Жанр произведения – духовная ода.

Краткий анализ стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Пророк

Молодой писатель Михаил Юрьевич Лермонтов все больше начал интересоваться вопросами бытия, которые напрямую были связаны с вечностью и смыслом жизни. Увлеченный развитием этой темы поэт решается написать новое произведение, которому дает название «Пророк».

Своим стихотворением Лермонтов подчеркивает всю трагичность жизни и творчества талантливого человека, которого в определенный момент его жизни не понял окружающий мир. Стихотворением «Пророк» автор словно подводит итог своей жизни, где сильно сожалеет обо всех делах, которые так и не успел довести до конца.

Если задуматься о тексте произведения, то между строк просматривается некий спор между обществом и самим автором. На долю Лермонтова выпало много тяжелого и горького, он словно передает это через стихотворение. «Пророк» своим замыслом может сильно зацепить даже самых черствых людей, проникнув в их души.

Данный стих написан в жанре лирической исповеди, исповеди человека, которого возненавидели и отвергли.

Будучи человеком, не умеющим скрывать от окружающих свои эмоции и чувства, Лермонтов проявляет их в своих произведениях, которые творит в абсолютно разных жанрах. «Пророк» повествует о правде жизни, описывая ее через жизнь человека.

Люди по своей натуре чаще всего встречаются жадными, иногда завистливыми и злыми. Многие обладают только этими качествами и не хотят открывать в себе что-то другое. Покопаться в глубинах своей души и найти там правильный путь добра и отзывчивости, могут, к сожалению, не все.

Произведение «Пророк» рисует перед людьми образ некого миссионера. Он приходит в наш бренный мир с чувством теплоты и добра. Целью главного героя является сделать наш бренный мир чуточку добрее и лучше.

Герой светлый, открытый и отзывчивый человек, даже не представляет, с какими преградами ему придется побороться. Придя в мир с хорошими помыслами и намерениями, миссионер встречает на своем пути только злость и ненависть, которые вызывают у него лишь чувство отчаяния и беспомощности.

Главный герой старается показать всем, что только добрые дела помогут им очистить душу и изменить свое существование. Но, несмотря на все его дела, которые он делает с добрыми мыслями в сердце, его не понимают и завидуют.

Михаил Юрьевич достаточно точно описал, что человек, слишком замкнут и глух. Люди могут быть настолько упорны и неотзывчивы, что замыкаются в своих проблемах и грехах, продолжая при этом творить злые дела. Душа героя испытывает лишь пустоту и неприятие, он отдал бы все, лишь бы донести людям добро и любовь.

Все его усилия напрасны, человечество его не слушает, оно лишь продолжает жить в своем сгнившем изнутри мире. Сам же Лермонтов, словно главные герой стихотворения, видит в своей жизни трагичность и непонимание, он понимает, что его жизнь обречена.

Как и множество талантливых людей, поэт знает, что в будущем его ждет только одиночество.

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова по плану для 9 класса

План

  1. История написания
  2. О чем стихотворение?
  3. Жанр
  4. Главная идея
  5. Способ стихосложения

История написания

Приступая к анализу стихотворения «Пророк» Лермонтова следует обратиться ко времени его создания. Молодого поэта все чаще стали беспокоить вопросы, связанные со смыслом жизни и вечностью. В данном произведении поэт как будто бы хочет подчеркнуть трагичность жизни талантливых людей, не понятых окружающим миром.

Молодой поэт стихотворением «Пророк» как будто проводит финальную черту в своей жизни и горько сожалеет о многом не сделанном им. Глубоко вчитываясь в строки произведения можно увидеть некий спор автора с обществом, которое далеко не совершенно.

В «Пророке» Лермонтов еще раз убеждается в выпавшем на его долю горьком жребии.

«Пророк» является одним из поздних творений поэта, как будто предчувствовавшего свой скорый уход из этого мира. Но все же поэт не умолкает, а продолжает творить и обличать несовершенства правящей власти.

О чем стихотворение?

Делая анализ «Пророка» Лермонтова и глубоко вчитываясь в его строки невозможно не почувствовать ту горечь, которую испытывает молодая душа одинокого поэта.

В произведении отчетливо видится судьба поэта, обреченного на несправедливую гибель. Даже первые строки стихотворения: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока» уже насыщены той болью и разочарованием, переполняющим молодого гения. Автор разочарован не только в устройстве общества, но и в его ближнем окружении.

А полученный им дар творения, является его проклятием. Всё же Лермонтов продолжает пророчествовать в оставшиеся дни земной жизни, так как его предназначение заключается именно в этом. Из-за правды, которую доносит поэт до читателя, на его долю выпадают страшные испытания и гонения.

Автор не выдерживает такого натиска со стороны людей и уходит от них, продолжая в уединении продолжать свое пророчество.

«Пророк» Лермонтова написан в жанре лирической исповеди. Ясность видений, получаемых автором в уединенной пустыне, восхищает и в тоже время мучит его. Хотя живя: «как птица, даром Божьей пищи», характерной для пророков и одаренный даром предвидения, Лермонтов мучается от упреков и злобной критики надменной общественности.

Несмотря на свойственные для автора проявления меланхоличности, в «Пророке» отчетливо слышится неверие поэта в наступление лучшей жизни на земле. Его успокаивает лишь, то что всех талантливых людей ждет трагичная учесть раннего ухода из жизни.

В стихотворении присутствуют библейские мотивы, основанные на сказаниях Пророка Иеремии.

Главная идея

Стихотворение «Пророк» является описанием противостояния поэта и общественности. Пророк Лермонтова живет в мире людей, свои пророчества он несет через собственное творчество и встречает непонимание со стороны общественности. Внутренний спор, который зарождается в душе Лермонтова к несправедливости людей, поэт выражает в своих произведениях.

Тему пророчества Лермонтов описывает как приход к людям и донесение до них истинности миробытия.

Но его пророчество становится не услышанным и не понятым миром людей, за что с позором изгоняют в пустыню. Трагичность непонятой судьбы талантливого автора гнетет и обрекает Лермонтова на страдания. Все же, оставаясь один на один со своими мыслями, поэт продолжает своё предназначение. Одиночество пустыни и душевная боль от непонимания мучает Лермонтова.

Способ стихосложения

Стихотворение «Пророк» написано способом четырёхстопного ямба. В произведении имеется много устаревших слов: «град», «в очах», «главу». Благодаря использованию таких устаревших названий все произведение становится похожим на пророческий священный текст.

Большинство строф в «Пророке» насыщены горечью и душевными страданиями. Часто встречаются обидные слова: «бежал я нищий», «глупец», «злоба», «бросали каменья». Все строчки четверостиший, за исключением финальной, выдержаны в стиле перекрестной рифмовки.

Присутствующая опоясывающая рифма, в последней строке, делает произведение более поэтичным и завершенным. Последняя строфа несет в себе сплошное порицание: «наг и беден», «презирают все его», «угрюм, худ, бледен».

К тому же резкий обрыв стихотворения на высказывании старца, дает понять читателю, что учесть пророка неизменна.

Тема произведения

Чтобы понять, о чем писал автор, необходимо определить главную мысль стихотворения Лермонтова «Пророк». Тема произведения затрагивает проблему одного человека и толпы, беря за основу библейскую историю об Иеремии.

Главный герой предстает в образе пророка, живет отшельником, ему подчиняется природа, а людям он вещает устами Бога. Герою тяжело находиться рядом с другими людьми. Он отвержен, непонят и высмеян.

Толпа лишь презирает его, несмотря на попытку творить что-то новое и настоящее.

Кратко основную идею произведения можно определить, как поэтичное повествование об одиноком творческом человеке, который обречен быть изгоем.

Произведение считается личным переживанием автора, через героя он передает читателю всю боль от общения с людьми и чувство нужды в контакте с Богом вдали от всех.

Произведение показывает, насколько несправедливо общество, когда речь идет о человеке «избранном».

Герой стихотворения рассказывает о своем нелегком пути, предсказывая такую судьбу каждому человеку, обладающему «божьим даром». Талант, дарованный ему, рассматривается как тяжкий крест. При этом герой имеет выбор, возможность избрать план, избавляющий от страданий, но умалчивает об этом. Наивысшее благо для него — жить свободно, как птица, питаясь тем, что посылает Бог.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Пророк» №3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Это последнее произведение поэта. Впервые оно было напечатано в 1844 году.

Основная тема «Пророка» — противостояние поэта и толпы. Жанр его — лирическая исповедь, также в произведении есть черты библейской легенды (сюжет Лермонтова основан на книге Пророка Иеремии).

В этом произведении Лермонтов продолжает тему пушкинс­кого пророка, недаром он начинает свое стихотворение с пуш­кинской концовки: «С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. ». Пушкин в своем «Пророке» аллегорически изобразил преображение духовного облика человека в борьбе со своими собственными пороками.

Лермонтов показывает уже преображенного героя, лермонтовский «Пророк» — как будто продолжение пушкинского сюжета, однако продолжение, ли­шенное пушкинского оптимизма.

У Пушкина поэт, находясь в одиночестве, готовится к служению людям — у Лермонтова про­рок изображен уже среди людей, в обществе, и основной акцент сделан уже не на внутреннем, а на внешнем конфликте — конф­ликте достойного, мыслящего человека со средой.

Пушкин в сво­ем стихотворении утверждает огромный потенциал духовно бо­гатой личности, человека, победившего собственные пороки. Лермонтов же считает, что талантливый, достойный человек об­речен на конфликт с обществом, и лишь в природе герой нахо­дит созвучие своим чувствам и мыслям.

Таким образом, движение пушкинского и лермонтовского героев полностью противоположно. Если пушкинский пророк из «пустыни мрачной» движется к людям, то герой Лермонтова уходит от людей в пустыню.

Анализируя композицию, в стихотворении мы можем выде­лить три части. Первая часть — описание жизни пророка среди людей, гонений, которые устраивали на него окружающие. Вто­рая часть — описание гармоничного, благодатного существова­ния героя в пустыне.

Первая и вторая часть контрастны по свое­му настроению — миру людей автор противопоставляет мир при­роды. В третьей части вновь описан «шумный град», чувство пре­зрения, которое испытывают к пророку «старцы».

В третьей же части утверждается невозможность для героя донести свои пророчества людям:

  • Глупец, хотел уверить нас,
  • Что бог гласит его устами!
  • Таким образом, стихотворение имеет кольцевую компо­зицию.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты («чистые ученья», «шумный град», «с улыбкою самолю­бивой»), метафору («В очах людей читаю я Страницы злобы и порока»), сравнение («И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи»), анафору (шестая и седьмая строфа), инверсию («Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья»). Мы находим библейские слова, выражения высокого стиля — «про­рок», «очи», «завет», «тварь земная», «вечный судия», — придаю­щие речи торжественность, взволнованные интонации.

Произведение имеет большое значение для творчества М.Ю. Лермонтова. Оно раскрывает его мысли о высокой миссии по­эта, показывает обреченность свободной творческой личности в этом мире. В.Г. Белинский относил это стихотворение к луч­шим творениям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дож­даться России!…».

Два разных пророка

В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С.

, но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично. Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

Анализ стихотворения «Пророк» Михаила Юрьевича Лермонтова

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова начнем с того, что узнаем о времени его создания. Оно было написано в 1841 году. Стихотворение считается одним из самых последних творений гения. Можно сказать, что «Пророк» — это некое завещание поэта, его прощание.

249,Анализ стихотворения «Пророк» М, лермонтова

На вопрос, кто такой поэт, во все времена отвечали по-разному. Каждая эпоха имела свой представление и о том, какую роль сочинитель стихов играет в обществе. С романтическими воззрениями на автора виршей нас знакомит «Пророк» Лермонтова.

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.
  • История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).
  • Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.
  • Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.

Жанр – лирическое стихотворение-исповедь.

В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.

  1. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.
  2. Метафоры – “страницы злобы и порока”, “читать в очах”.
  3. Эпитеты – “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.
  4. Перифраза – “вечный судия”, “предвечный”.

История создания

Стихотворение «Пророк» Михаил Юрьевич представил публике в 1841 году. К этому времени автором было написано уже немало произведений, и он хорошо мог представлять себе, что есть поэт для народа.

Примечательно, что это полное глубоких переживаний стихотворение было написано незадолго до смерти литератора. Здесь автор задумывается о своём жизненном пути, осмысляет его. Стоит вспомнить, что в 1841 году Лермонтов окончательно решил уйти в отставку и посвятить свою жизнь служению литературе. Такое намерение могло заставить писателя задуматься о роли поэта в жизни общества.

Жанр, направление и размер

Лермонтов ориентируется на библейский сюжет – книгу пророка Иеремии, потому стихотворение близко жанру легенды. Обращение к религиозному тексту не случайно: в эпоху романтизма поэтические способности рассматривались как дар свыше – от Бога.

Мотив пророка занимает одно из главных мест в русской лирике. Не секрет, что любимым поэтом Михаила Юрьевича был А.С. Пушкин. Своим стихотворением он продолжает линию, начатую кумиром. Но на этом «тандеме» тема не закончила: к ней обращались Розенгейм, Некрасов, Плещеев.

Стихосложение также отсылает к пушкинскому образцу: стихотворный размер — четырёхстопный ямб, а рифма – перекрестная.

Композиция

По композиции стихотворение можно разделить на 3 части. В 1-й части поэт говорит о том, что как только Бог открылся ему, он учение Божье нес людям. 2-я часть о том, что люди не приняли его пророчеств и безжалостно швыряли в него камни. Во вторую часть встраивается часть 3-я, разбивая вторую часть. Таким образом, вторая часть имеет кольцевое строение.

Пророк был вынужден удалиться в пустыню, где он понимал зверей. Звери и птицы покорялись ему, понимали его.

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Пророк» было создано весной — в начале лета 1841 года. Оно было написано в записной книжке, подаренной Лермонтову Одоевским. В свете напутствия, сделанного Одоевским Лермонтову, это стихотворение звучит как ответ поэта князю.

Одоевский написал на титульном листе строки из послания Апостола Павла коринфянам, которое в современном переводе выглядит так:

В то же время произведение перекликается со стихотворением «Пророк» Пушкина.

И не просто перекликается, оно словно продолжает тему, начатую Александром Сергеевичем. Последние строки Пушкина:

Лермонтов начинает так:

Это произведение написано в жанре философской лирики. Лермонтов, как и Пушкин, пишет от первого имени, связывая себя с пророком. В этом стихотворении поэт выразил собственное мироощущение, собственное отношение с людьми. Он говорит о переживаниях, о собственном одиночестве.

Приближение к Богу отдаляет поэта и пророка от людей, потому что пророки частенько говорят не то, что хотят слышать люди. Люди хотят слышать оправдание собственным порокам и слабостям. Если вспомнить Библейских пророков, жития святых христианской эпохи, то можно увидеть, что путь их был тернистым, нелегким, требовал самоотречения, подвижничества.

Бог призвал пушкинского пророка к такому служению, но люди не были готовы его принять. Пророк Пушкин погиб. Та же участь ждала и пророка Лермонтова.

План стихотворения «Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина: вопросы

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина

Чтобы написать сочинение, нужно сначала составить план или вопросы к материалу. В стихотворении «Пророк» ярко прослеживается философская мысль. На это обязательно нужно обратить внимание. Вот план этой оды:

  1. Вступление: герой бредет по пустыне, он измучен духовной жаждой.
  2. Герою является слуга Господень и касается его глаз.
  3. Герой чувствует изменения, видит иные явления и проявления.
  4. Манипуляции ангела над человеком (могут быть восприняты как в прямом, так и в переносном смысле).
  5. Он лежит в пустыне обессиленный и слышит глас Бога.

Вопросы к творению поэта Александра Сергеевича Пушкина:

  1. Кто явился лирическому герою на перепутье?
  2. Чей полет наблюдал лирический герой?
  3. Какие чувства он испытывал?
  4. Почему стихотворение называется «Пророк»?
  5. Что сказал герою Божий глас?

Автор был человеком религиозным, поэтому он был уверен, что свой дар получил от Бога. Во времена Пушкина, его обвиняли, что он восхваляет себя в своих творениях. Но это поверхностный взгляд на произведение. Если вникнуть в его суть, то можно понять, что это совсем не так.

Тема

Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчинятся звери (“мне тварь покорна там земная”), там он чувствует гармонию с природой (“и звёзды слушают меня, лучами радостно играя”).

Существование в обществе для него невозможно – он отвергнут, гоним, не понят. Его попытки проповедовать (писать, творить) закончились осуждением и презрением со стороны толпы “в меня все ближние мои бросали бешено каменья”.

Главная мысль – творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание.

Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит это участь избранных, их судьба.

Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.

Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек.

Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо.

Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.

Построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина: изобразительные средства, тропы для презентации

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина В 9-м классе по русской литературе часто задают построчный анализ стихотворения «Пророк» Пушкина. Вот описание изобразительных средств, троп для презентации и построчное анализирование:

  • «Духовной жаждою томим» — метафора, изображающая не только физические, но и моральные страдания и терзания героя во время его блуждания по бескрайней пустыне.
  • «В пустыне мрачной я влачился» — эпитет. По сути, пустыню сложно назвать мрачной (если глядеть внешне), но поскольку для героя она источник мучений, Пушкин «сгущает краски».
  • «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился» — эпитет. Конечно же, читателю не принципиально важно, сколько крыльев было у ангела, важен сам факт его присутствия. Тем не менее, Пушкин прибегает к данному изобразительному средству.
  • «Перстами легкими как сон»– сравнение. Безусловно, движения ангела легки и невесомы. Но именно это легкое касание и передало поэту дар пророка, который он должен использовать на благо людей.
  • «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы» — сравнение, с помощью которого поэт описывает душевное состояние героя и его удивление после обретения дара.
  • «И внял я неба содроганье» — метафора.
  • «И дольней лозы прозябанье» – автор употребляет эпитет.
  • «И вырвал грешный мой язык» – метафора. Конечно же, это событие могло произойти и в переносном смысле. Вряд ли ангел стал бы наносить поэту увечья физического рода.
  • «И празднословный и лукавый» — автор говорит, что вырвав у поэта празднословный и лукавый язык, ангел словно очищает его, избавляет от пороков и дурных привычек. Зато наделяет другими свойствами, более полезными для общества.
  • «И жало мудрыя змеи» — присутствует фигуральный смысл. Заменяя язык героя на змеиное жало, ангел делает его мудрым. Отныне поэт видит больше, чем все остальные, его осознание на порядок выше, чем у обычных людей.
  • «Трепетное сердце» — эпитет (как и «шестикрылый херувим»). Что же касается замены сердца на пылающий огнем уголь, можно считать, что это метафора. Смысл переносный. Имеется ввиду обретение возможности чувствовать более явственно, чем остальные. Ведь поэт должен быть более чувствительным, нежели обыватели.
  • «Как труп в пустыне я лежал» — сравнение. Отображает пребывание героя без сознания, в полном беспамятстве.
  • «Восстань, пророк, и виждь, и внемли» — нетрудно догадаться, что «виждь» — это старославянский вариант слова «вождь».

Разобраны почти все строки стихотворения.

Исторический контекст

«Собаке — собачья смерть», — сказал Николай Первый своим приближенным, когда узнал о гибели Лермонтова на дуэли летом 1841 года.

И спустя буквально минуту, перейдя из комнаты в комнату, заговорил совершенно иначе : «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

В какой момент царь выражал истинное свое отношение к Лермонтову? Признавал ли его талант и если да, то отчего настолько невзлюбил? Оглянемся на несколько лет назад, на события 1837 года.

«Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление», — писал известный деятель русского искусства XIX Владимир Стасов об одном громком стихотворении.

На императора Николая оно произвело столь сильное «впечатление» (стихи были признаны «бесстыдным вольнодумством, более чем преступным»), что царь в ярости отправил автора на Кавказ в действующую армию: идет очередная фаза 60-летней кавказской войны (1817—1864 гг.).

Автором был молодой поэт Михаил Лермонтов. А произведение называлось «Смерть Поэта» (1837) и было написано на гибель Александра Пушкина. В своих строках Лермонтов, неизвестный дотоле, обличал тех, кто «жадною толпой» стоит у трона, «палачей» «Свободы, Гения и Славы», виновных в гибели великого Пушкина, и грозно предупреждал, что впереди их ждет главный суд — Божий.

Анонимная копия стихотворения попала к Николаю I с припиской «Воззвание к революции». Аристократические и придворные круги, которым поэт сулил расправу, имели право расценить обещание «Божьего суда» как суда народного, перед которым когда-то придется им предстать.

И с этого момента воспитанник Московского университета Лермонтов оказался в оппозиции к властям николаевского Петербурга. А для самого императора, наряду с революционным духом, стихотворение было обидно и в лично плане: он однозначно не был врагом Пушкину, по-своему, стремился устроить жизнь поэта, а когда тот погиб, оплатил все его немалые долги.

С тех пор внимание Николая к любому действию Лермонтова было предельно пристрастным и внимательным.

И все же, почему настолько пристрастным? Невозможно объяснить этого вне обстоятельств, в которых пришёл к власти и царствовал Николай Первый. В декабре 1825 года дворяне, среди которых были и весьма талантливые, умные, влиятельные, чуть было не совершили в России революцию.

Среди нескольких вариантов плана у декабристов существовал и вариант убийства царя вместе со всей семьей. Драма декабрьского восстания и расследование заговора сформировали позицию Николая, который стремился избежать повторения событий и не допустить в России распространения революционных настроений.

Которые постепенно расширялись в Европе.

Император воспринимал себя часовым, который не дает обществу пересечь определенную черту, которую он считал роковой. И призывал элиту, в том числе и литературное сообщество, если можно так выразиться, «вступить в свою партию».

Ему желалось, чтобы художественное слово стало элементом служения — не искусству-вообще, а державе, государственному спокойствию. И чем талантливее был творец, тем большую ревность по отношению к его позиции имел Николай. В том, что Лермонтов – гений, сопоставимый с Пушкиным, царь не сомневался.

Но считал оскорблением, что этот гениальный автор (вместо того, чтобы написать нечто, подобное пушкинской «Полтаве») открывает «стрельбу» по стоящим у трона и зовет на них «божий суд».

  А.С. Пушкин “Евгений Онегин”: описание, герои, анализ романа

Дуэль Печорина с Грушницким. Врубель М. А. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Характерна история с прочтением Николаем романа Лермонтова «Герой нашего времени». Начиная читать произведение, император одобрительно о «хорошо написан». Он думал (в виду особенности расположения глав в романе), что героем романа и «нашего времени» станет преданный службе и близкий к народу офицер Максим Максимыч.

Но пришел в ужас, когда осознал, что центральный персонаж — это Григорий Печорин, фаталист, безответственный и непредсказуемый человек, который сам признает свою ущербность. «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил», — говорит герой Лермонтова.

Николай, назвав ум автора развращенным, указал, что «такими романами портят нравы и ожесточают характер».

Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: анализ лексики, стилистические фигуры

«Пророк» поэта Александра Сергеевича Пушкина Такая наука языковедения, как лингвистика, помогает понять, как писал автор, какие использовал приемы. Это очень интересно разбирать стиль творения такого великого поэта, как А.С.Пушкин. Вот лингвистический анализ стихотворения «Пророк» — анализ лексики и стилистические фигуры:

Базис в стихотворении «Пророк» составляют церковные слова устаревшего типа. Также присутствует и специфическая поэтическая лексика, которая в одночасье с иными синтаксическими, метрическими, звуковыми средствами создает возвышенный тон. Это неслучайно и так свойственно Пушкину.

Можно назвать произведение осмысленным, поскольку оно создано в период творческой зрелости поэта. Используется и старославянская лексика, придающая библейский колорит. Многие слова, допустим «празднословный», «отверзлись», «перепутье», «виждь», более нигде не встречаются. В «духовной жажде» Пушкин отражает страстное желание поэта обрести новые знания, стать мудрее.

А вот в строке «в пустыне мрачной я влачился» проявляется некая двойственность – человек осознает одиночество. С точки зрения Библии – пустыня это место, что покинуто Богом и людьми, то, что она «мрачная» может трактоваться как тьма греховности и неучения, отсутствие духовности.

Слово «влачиться» говорит о том, что описан процесс человеческой жизнедеятельности. Интересно, что Пушкин находит в пустыне перепутье, которого там, по сути, не должно быть. Однако это душевное состояние героя, которое также называют «стоять на распутье» — человек преисполнен сомнений, он терзаем ими и не знает, как поступить.

Особенности жанра и техники

Оба великих произведения русских поэтов созданы в едином жанре – лирической исповеди. Пушкин делает своего персонажа величественным и значительным. Для этого он пользуется старославянизмами и другими приёмами для усиления торжественности описания. Всё стихотворение составлено в стиле, близком к классической оде, написано в возвышенном духе.

В этом заключался намёк Пушкина на то, что поэзия в целом и оды в частности не должны служить только власть имущим. Ранее оды посвящали монаршим особам и писали по особо торжественным случаям: ко дню рождения, коронации и пр. В своём творении Пушкин бросает вызов мастерам старой школы – Ломоносову, Державину, Карамзину.

Судьба главного героя описывается последовательно. Этот приём носит название линейной композиции. Однако здесь отчётливо прослеживается и кольцевая композиция, при которой описание некоторых событий повторяется:

  1. В самом начале бредущему по пустыне герою является высшая сила в образе шестикрылого серафима. Она открывает ему неведомую доселе истину и преображает его духовно и физически.
  2. В конце сочинения пророк вновь сталкивается с высшей силой – Бог направляет его и диктует дальнейшие поступки.

Стихотворный размер рифмы, которым написаны оба «Пророка» — четырёхстопный ямб.

Сравнение лирических героев Пушкина и Лермонтова показывает, что второй персонаж выглядит более «земным» и реальным. Лексика стихотворения более современная. Оно написано в стиле неоромантизма.

Каждая строка пронизана глубокой душевной печалью и тяжестью возложенного на себя бремени. Жанр произведения – лирический. Однако в нём присутствует не столько описание событий, сколько исповедь героя.

Читателю открываются его переживания и внутренний мир.

Лермонтов также объединяет в своём творении линейную и кольцевую композиции. Благодаря первой, смысл стиха легко воспринимается, вторая добавляет ему глубины и красок. Герой Лермонтова не встречается с высшей силой напрямую. Однако его пророческий дар – ссылка на Божью волю.

Композиция лермонтовского стиха включает:

  1. Жизнь героя до уединения с попытками донести до людей истину.
  2. Изгнание и жизнь в пустыне.
  3. Возвращение в город.

Таким образом, поэт даёт возможность читателю ощутить остроту каждой из раскрытых проблем – гениальность поэта как Божий дар, его отрешённость от мира и отношения с толпой.

Литературный анализ стихотворения А.С.Пушкина «Пророк»: вывод кратко

Пушкин видит поэта пророком на протяжении всего своего творчества. Но в стихотворении «Пророк», написанном в зрелый период он рассматривает данную проблему уже с более осмысленной стороны.

Он дает понимание того, что главная задача человека, наделенного даром – это менять мир и дарить свой талант людям.

Также важно заставлять их сердца трепетать и нести в мир свои мысли, которые, в свою очередь, будут помогать обществу встать на истинный путь.

Содержание произведений

В произведениях Пушкина и Лермонтова главные герои наделены даром провидения. Прототипом пушкинского персонажа стал библейский пророк Исайя, лермонтовского – Иеремия:

  1. Герою Пушкина открывается высшая истина, которую он должен донести до людей. Поэт описывает создание пророка. Всевышний посылает серафима наделить героя необходимыми качествами. Стихотворение отражает веру автора в высшую справедливость и человеческую душу.
  2. Герой Лермонтова, напротив, страдает от того, что люди не верят в истину, которую он пытается донести. Его окружает всеобщее презрение. Внешность персонажа вполне человеческая – он бледный и худой, одет в отрепья. Пророк бредёт по городу и слышит оскорбления в свой адрес. Он лишён надежды и не верит в будущее.

История создания

Ссылка на основную публикацию