Любовная лирика маяковского: письмо татьяне яковлевой

Любовная лирика Маяковского: Письмо Татьяне Яковлевой

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 41.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 41.

Новаторская поэзия В. Маяковского сложна для восприятия, но приносит истинное наслаждение читателям, сумевшим её «расшифровать». «Письмо Татьяне Яковлевой» — это стихотворное послание любимой женщине. Предлагаем облегчить подготовку к уроку литературы в 11 классе, используя краткий анализ «Письмо Татьяне Яковлевой» по плану.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 36 лет.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо Татьяне Яковлевой.

История создания – Произведение было написано в 1928 г., после того как поэт познакомился с россиянкой, эмигрировавшей во Францию. Впервые было опубликовано лишь в 1956 г.

Тема стихотворения – любовь к женщине и советский патриотизм.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание образа героини, обещание завоевать её, описание жизни в СССР. На строфы произведение не делится. Некоторые стихи разорваны на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

  • Жанр – послание.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, в некоторых строках – ямб; рифмовка перекрёстная АВАВ, иногда парная СС.
  • Метафоры – «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает горами», «страсти корь сойдёт» .
  • Эпитеты – «важный вечер», «чёрное небо», «большие, неуклюжие руки».

История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 г. Женщина понравилась поэту, из симпатии развилась влюблённость. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на Родину, но она отказалась.

Поэт имел серьёзные намерения, собирался жениться на эмигрантке. Она же сдержано воспринимала его ухаживания, давая понять, что они будут вместе, только если поэт переедет во Францию. По возвращении в Россию Владимир Владимирович в 1928 г. написал анализируемое произведение.

В стихотворении переплетаются две темы – любовь к женщине и любовь к родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастлив, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он даёт понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.

Лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.

Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…».

В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои объятья, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать её любовь.

В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью.

По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание её образа, рассказ о родине, обещание завоевать ту, которой посвящено стихотворение. На строфы произведение не делится. В формальной организации отобразились особенности футуристической литературы. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

Жанр стихотворения – послание, так как у него есть адресат. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, в некоторых строках – ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ, иногда парную СС. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Для раскрытия образа любимой женщины, описания чувств лирического героя и реализации идеи используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся оригинальностью.

Ключевую роль играют метафоры: «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает горами», «страсти корь сойдёт».

Эпитеты помогают визуальным картинам, добавляют чувствам и эмоциям выразительности: «важный вечер», «чёрное небо», «большие, неуклюжие руки».

В стихотворении используется творительный сравнения: «страсти корь сойдёт коростой», а также аллитерации сонорных звуков: [р], [л], [н]. Интересны случаи оригинальных и составных рифм: «рук ли, губ ли – моих республик», «неиссыхаемая – стихами я», «нанижем – Парижем».

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 41.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Тарас Бульба»с результатом 11/16

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 7/15

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

???? Письмо Татьяне Яковлевой

Владимир Маяковский встретился с Татьяной Яковлевой в Париже во время одной из своих заграничных поездок, на которые у поэта был карт-бланш от власти. Эмигрантка сразу запала в сердце Владимира, он имел на неё вполне годные, серьезные планы, но Яковлева предпочла советскому глашатаю тенистые аллеи Франции.

Русская эмигрантка так приглянулась поэту, что он не выкинул её из сердца на послезавтра, а даже написал в 1928 году стихотворение «Письмо к Татьяне Яковлевой». В нем заметны чувства к женщине, но они развиваются на фоне ещё большей любви к СССР и проигрывают по итогу.

Коротко о сюжете

Уже в начале стихотворения мы видим, как Маяковский делает микс любви к человеку и Родине, смешивая в одном бокале поцелуи и красный цвет любимых республик. Это коктейль страстного патриота, который не может разделить себя на части, но такое целое не всякий переживет.

  • В поцелуе рук ли,  губ ли, в дрожи тела  близких мне красный  цвет  моих республик тоже  должен
  • пламенеть.

Далее автор произведения коротко и нелестно отзывается о парижской любви:

Я не люблю  парижскую любовь.

По его мнению, она вся ненастоящая, затянутся в шелка и разукрашенная до потери своего Я. С помощью внешней оболочки рождается страсть, которую Маяковский сравнивает с собакой, делая больно другу человека.

Развитие сюжета стиха поэтапно – это своеобразное признание в любви, описание достоинств СССР и Завет завоевать Яковлеву.

В концовке Маяковский не разбрасывается мелочами, а обещает не просто завоевать сердце Татьяны, а при необходимости вырвать его из лап загнивающей Европы вместе с Парижем.

  1. Я все равно  тебя  когда-нибудь возьму — одну
  2.  или вдвоем с Парижем.

А как же Лиля Брик, спросит, знающий биографию Маяковского читатель? Лиличка подвинулась на время к краю кровати, как подвигался не раз сам Владимир.

Художественный анализ

Стих написал в размере четырехстопного хорея с переходом в некоторых местах на ямб и имеет смешанную рифмовку. По жанру это послание, композиция состоит из нескольких частей – от описания счастливой жизни в СССР до обещания завоевать сердце Татьяны и забрать ей к себе.

В стихотворении использованы метафоры и эпитеты – первые позволяют расширить инструментарий для сравнения, вторые придают строфам большую выразительность.

Метафоры:

  1. Ревность двигает горами.
  2. Любую самочку шелками разукрасьте.
  3. Страсти корь сойдет.
  4. Собаки озверевшей страсти.
  5. Свисточный спор поездов до Барселоны.

На примере метафоры «страсти корь сойдет» мы видим понимание автором временности бурной страсти, после которой и есть место для радости завоевания женщины.

Эпитеты:

  1. Черное небо.
  2. Большие неуклюжие руки.
  3. Влажный вечер.

Эпитеты позволяют автору Письма передать атмосферу Парижа, а также размер и неловкость собственных чувств.

Глубокой морали в стихотворении нет, в нём есть желание показать себя с одной стороны верным патриотом Родины, с другой покорителем женских сердец, который привык, чтобы женщины играли только на его пианино.

Полный текст

В поцелуе рук ли, губ ли,в дрожи тела близких мнекрасный цвет моих республиктоже должен10 пламенеть.Я не люблю парижскую любовь:любую самочку шелками разукрасьте,потягиваясь, задремлю, сказав — тубо —собакам озверевшей страсти.20 Ты одна мне ростом вровень,стань же рядом с бровью брови,дай про этот важный вечеррассказать по-человечьи.

Пять часов,30 и с этих порстих людей дремучий бор,вымер город заселенный,слышу лишь свисточный спорпоездов до Барселоны.В черном небе40 молний поступь,гром ругней в небесной драме, —не гроза, а это просторевность двигает горами.Глупых слов50 не верь сырью,не пугайся этой тряски, —я взнуздаю, я смирючувства отпрысков дворянских.

Страсти корь сойдет коростой,но радость60 неиссыхаемая,буду долго, буду просторазговаривать стихами я.Ревность, жены, слезы… ну их! —вспухнут веки, впору Вию.70 Я не сам, а я ревнуюза Советскую Россию.Видел на плечах заплаты,их чахотка лижет вздохом.Что же,80 мы не виноваты —ста мильонам было плохо.

Мы теперь к таким нежны —спортом выпрямишь не многих,—вы и нам в Москве нужны90 не хватает длинноногих.Не тебе, в снега и в тифшедшей этими ногами,здесь на ласки выдать их100 в ужины с нефтяниками.Ты не думай, щурясь простоиз-под выпрямленных дуг.Иди сюда, иди на перекрестокмоих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь?110 Оставайся и зимуй,и это оскорбление на общий счет нанижем.Я все равно тебя когда-нибудь возьму —одну

или вдвоем с Парижем.

1928 год.

Отрывки из Письма читает В Смехов

«Письмо Татьяне Яковлевой» В. Маяковский

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.

Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав –
тубо –
собакам
озверевшей страсти.

Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.

Пять часов,
и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.

В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме, –
не гроза,
а это
просто
ревность
двигает горами.

Глупых слов
не верь сырью,
не пугайся
этой тряски, –
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.

Ревность,
жены,
слезы…
ну их! –
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.

Что же,
мы не виноваты –
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны –
спортом
выпрямишь не многих, –
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.

Читайте также:  Вечные вопросы в стихотворениях державина: анализ оды «к фелице»

Дата создания: 1928 г.

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой»

Лирика Владимира Маяковского весьма своеобразна и отличается особой оригинальностью. Дело в том, что поэт искренне поддерживал идеи социализма и считал, что личное счастье не может быть полным и всеобъемлющим без счастья общественного.

Эти два понятия настолько тесно переплелись в жизни Маяковского, что ради любви к женщине он никогда не предал бы родину, а вот наоборот мог поступить очень даже легко, так как не представлял свою жизнь за пределами России.

Конечно, поэт часто критиковал недостатки советского общества с присущей ему резкостью и прямолинейностью, однако при этом считал, что живет в самой лучшей стране.

В 1928 году Маяковский побывал за границей и познакомился в Париже с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, которая в 1925 году приехала в гости к родственникам и решила остаться во Франции навсегда.

Поэт влюбился в красавицу-аристократку и предложил ей вернуться в Россию на правах законной супруги, однако получил отказ.

Яковлева сдержанно воспринимала ухаживания Маяковского, хотя и намекала на то, что готова выйти замуж за поэта, если он откажется возвращаться на родину.

Страдая от неразделенного чувства и от осознания того, что одна из немногих женщин, которая так хорошо его понимает и чувствует, не собирается расставаться с Парижем ради него, Маяковский вернулся домой, после чего отправил избраннице стихотворное послание – резкое, полное сарказма и, в то же время, надежды.

Начинается это произведение с фраз о том, что любовная горячка не может затмить чувства патриотизма, так как «красный цвет моих республик тоже должен пламенеть», развивая эту тему, Маяковский подчеркивает, что не любит «парижскую любовь», а точнее, парижских женщин, которые за нарядами и косметикой умело маскируют свою истинную сущность. Вместе с тем, поэт, обращаясь к Татьяне Яковлевой, подчеркивает: «Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью бровь», считая, что коренная москвичка, прожившая во Франции несколько лет, выгодно отличается от жеманных и легкомысленных парижанок.

Пытаясь уговорить избранницу вернуться в Россию, Маяковский без прикрас рассказывает ей о социалистическом быте, который Татьяна Яковлева так упорно пытается вычеркнуть из своей памяти.

Ведь новая Россия – это голод, болезни, смерть и нищета, завуалированная под равноправие.

Оставляя Яковлеву в Париже, поэт испытывает острое чувство ревности, так как понимает – у этой длинноногой красавицы и без него хватает поклонников, она может позволить себе ездить в Барселону на концерты Шаляпина в обществе таких же русских аристократов.

Однако, пытаясь сформулировать свои чувства, поэт признается, что «я не сам, а я ревную за Советскую Россию». Таким образом, Маяковского гораздо сильнее гложет обида за то, что лучшие из лучших покидают родину, чем обычная мужская ревность, которую он готов взнуздать и смирить.

Поэт понимает, что кроме любви, он ничего не может предложить девушке, которая поразила его своей красотой, умом и чуткостью. И он заранее знает, что получит отказ, когда обращается к Яковлевой со словами: «Иди сюда, на перекресток моих больших и неуклюжих рук». Поэтому финал этого любовно-патриотического послания наполнен едкой иронией и сарказмом.

Нежные чувства поэта трансформируются в злость, когда он адресует избраннице достаточно грубую фразу «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Этим поэт хочет подчеркнуть, что считает Яковлеву предательницей не только по отношению к себе, но и к родине.

Однако этот факт нисколько не остужает романтического пыла поэта, который обещает: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем».

Нужно отметить, что с Татьяной Яковлевой Маяковскому больше так и не удалось увидеться. Через полтора года после написания этого письма в стихах он покончил жизнь самоубийством.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Лирика Маяковского

Содержание: Лиличка • Письмо Татьяне Яковлевой • Послушайте • Про это • Себе, любимому

Стихотворение “Лиличка” Маяковский написал 26 мая 1916 г. Посвящено Лиле Брик (1891-1978). Подзаголовок “Вместо письма”.

Лиля Юрьевна Брик Дым табачный воздух выел. Комната – глава в кручёныховском аде. Вспомни – за этим окном впервые Руки твои, исступлённый, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День ещё – выгонишь, можешь быть, изругав. В мутной передней долго не влезет Сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая,Давай простимся сейчас. Всё равно любовь моя – тяжкая гиря ведь, Висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь Горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят – Он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей мне нету моря, А у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон – Царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, А я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, Он любимую на деньги б и славу выменял, А мне ни один не радостен звон, Кроме звона твоего любимого имени. И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, И курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, Не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, Что душу цветущую любовью выжег, И суетных дней взметённый карнавал Растреплет страницы моих книжек… Слов моих сухие листья ли Заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелитьТвой уходящий шаг.

Стихотворение “Письмо Татьяне Яковлевой” написано в 1928 г. Татьяна Алексеевна Яковлева (1906-1991) – возлюбленная и адресат двух любовных стихотворений Владимира Маяковского в 1928-1929 гг.

Татьяна Яковлева В поцелуе рук ли, губ ли, В дрожи тела близких мне Красный цвет моих республик Тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: Любую самочку шелками разукрасьте, Потягиваясь, задремлю, сказав – тубо – Собакам озверевшей страсти. Ты одна мне ростом вровень, Стань же рядом с бровью брови, Дай про этот важный вечерРассказать по-человечьи. Пять часов, и с этих пор Стих людей дремучий бор, Вымер город заселённый, Слышу лишь свисточный спор поездов до Барселоны. В чёрном небе молний поступь, Гром ругней в небесной драме, – Не гроза, а это просто Ревность двигает горами. Глупых слов не верь сырью, Не путайся этой тряски, – Я взнуздаю, я смирю Чувства отпрысков дворянских. Страсти корь сойдёт коростой, Но радость неиссыхаемая, Буду долго, буду просто Разговаривать стихами я. Ревность, жёны, слёзы… ну их! – Вспухнут веки, впору Вию. Я не сам, а я ревную За Советскую Россию. Видел на плечах заплаты, Их чахотка лижет вздохом. Что же, мы не виноваты – Ста мильонам было плохо. Мы теперь к таким нежны – Спортом выпрямишь не многих, – Вы и нам в Москве нужныНе хватает длинноногих. Не тебе, в снега и в тиф Шедшей этими ногами, Здесь на ласки выдать их В ужины с нефтяниками. Ты не думай, щурясь просто Из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток Моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, И это оскорбление на общий счёт нанижем. Я всё равно тебя когда-нибудь возьму –Одну или вдвоём с Парижем.

Стихотворение “Послушайте” написано в 1914 г.

Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, Врывается к богу, боится, что опоздал, Плачет, целует ему жилистую руку, Просит – чтоб обязательно была звезда! – Клянётся – не перенесёт эту беззвёздную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!” Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение “Себе, любимому” написано в 1916 г.

Четыре. Тяжёлые, как удар. “Кесарево кесарю – богу богово”. А такому, как я, ткнуться куда? Где мне уготовано логово? Если бы я был маленький, как океан, – На цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы. Где любимую найти мне, такую, как и я? Такая не уместилась бы в крохотное небо! О, если б я нищ был! Как миллиардер! Что деньги душе? Ненасытный вор в ней. Моих желаний разнузданной ордеНе хватит золота всех Калифорний. Если б быть мне косноязычным, как Дант или Петрарка! Душу к одной зажечь! Стихами велеть истлеть ей! И слова и любовь моя – триумфальная арка: Пышно, бесследно пройдут сквозь неё любовницы всех столетий. О, если б был я тихий, как гром, – Ныл бы, дрожью объял бы земли одряхлевший скит. Я если всей его мощью выреву голос огромный, – Кометы заломят горящие руки, бросаясь вниз с тоски. Я бы глаз лучами грыз ночи – О, если б был я тусклый, как солце! Очень мне надо сияньем моим поитьЗемли отощавшее лонце!
Пройду, любовищу мою волоча. В какой ночи бредовой, недужной Какими Голиафами я зачат –Такой большой и такой ненужный?

Поэма “Про это” написана в 1923 г. Отрывок “Любовь”.

Может, может быть, когда-нибудь Дорожкой зоологических аллей И она – она зверей любила – тоже ступит в сад, Улыбаясь, вот такая, как на карточке в столе.Она красивая – её, наверно, воскресят.
Ваш тридцатый век обгонит стаи Сердце раздиравших мелочей. Нынче недолюбленное наверстаем Звёздностью бесчисленных ночей. Воскреси хотя б за то, что я поэтом Ждал тебя, откинул будничную чушь! Воскреси меня хотя б за это!Воскреси – своё дожить хочу! Чтоб не было любви – служанки Замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв, встав с лежанки, Чтоб всей вселенной шла любовь. Чтоб день, который горем старящ, Не христарадничать, моля.Чтоб вся на первый крик: – Товарищ! – Оборачивалась земля.
Читайте также:  Примеры из книг на ОГЭ по русскому языку на тему: Детство
Чтоб жить не в жертву дома дырам. Чтоб мог в родне отныне стать Отец, по крайней мере, миром,Землёй, по крайней мере, – мать.

Другие стихи Маяковского.

Письмо Татьяне Яковлевой

ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ

В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
10 пламенеть.
Я не люблю
парижскую любовь:
любую самочку
шелками разукрасьте,
потягиваясь, задремлю,
сказав –
тубо –
собакам
озверевшей страсти,
20 Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
Пять часов,
30 и с этих пор
стих
людей
дремучий бор,
вымер
город заселенный,
слышу лишь
свисточный спор
поездов до Барселоны.
В черном небе
40 молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме, –
не гроза,
а это
просто
ревность
двигает горами.
Глупых слов
50 не верь сырью,
не пугайся
этой тряски, –
я взнуздаю,
я смирю
чувства
отпрысков дворянских.
Страсти корь
сойдет коростой,
но радость
60 неиссыхаемая,
буду долго,
буду просто
разговаривать стихами я.
Ревность,
жены,
слезы…
ну их! –
вспухнут веки,
впору Вию.
70 Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
80 мы не виноваты –
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны –
спортом
выпрямишь не многих, –
вы и нам
в Москве нужны,
90 не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
100 в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
110 Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.

[1928]

Примечания

Письмо Татьяне Яковлевой (стр. 386). Черновые заготовки строк 1–2, 5–7, 12, 15–23, 41–46 в записной книжке 1928 г., № 64 (БММ); беловой автограф в записной книжке 1928 г., № 65 (БММ); беловой автограф в записной книжке 1928 г. (хранится у Т. А. Яковлевой).

При жизни Маяковского стихотворение не печаталось. Факсимиле его белового автографа, записанного в той же хранящейся у Т. А. Яковлевой записной книжке, что и беловой автограф стихотворения «Письмо товарищу Кострову…», воспроизведено при названной выше статье Якобсона в Бюллетене Гарвардской библиотеки (см. примечание к предыдущему стихотворению*).

Напечатано в журнале «Новый мир», М. 1956, № 4, апрель, по беловому автографу в записной книжке № 65.

Печатается по тому же автографу.

Яковлева Татьяна осенью 1928 г. в Париже. Последовавшая после его отъезда переписка продолжалась, как сообщает Р. О. Якобсон, до августа 1929 г.

Разделы сайта:

Маяковский о любви: анализ любовной лирики Маяковского на примере стихотворений «Лиличка!»,«Письмо товарищу Кострову»,«Письмом Татьяне Яковлевой»

Для Маяковского любовь – поглощающее все аспекты жизни чувство, состояние экстаза, которое дарит поэту бесценное вдохновение.В то же время она причиняет поэту боль и страдания – никто из возлюбленных не отвечает такой же всепоглощающей страстью на чувства Маяковского.

“Лиличка!” – стихотворение, написанное поэтом в 1916 году и считающееся посвященным музе Маяковского- Лиле Брик.В данном произведении поэт раскрывает всю глубину и всеобъёмость своих чувств к Лиличке.

Он пишет, что “Надо мною, кроме твоего взгляда не властно лезвие ни одного ножа”, сравнивает себя, измучевавшегося от сжигающей его любви, с уморенным от труда быком, с уставшим слоном, с той разницей, что и труд и отдых для Маяковского идет от одного источника – от любви Лилички.

Мучения поэта состоят в том, что он уверен, что рано или поздно жестокосердная возлюбленная его выгонит, может быть изругав.Он не сомневается в том, что его возлюбленная не ощущает тех же чувств, что испытывает он.Она является не субъектом, а объектом любви.

Поэт настаивает на сухосердии Лилички – “забудешь, что тебя короновал”, в то время как лирический герой стихотворения иступлён, он выжег свою душу огнем своей любви.

Стихотворение полно метафор, как то – “сердце в железе”, “сломанная дрожью рука”, эпитетов -“крученыховский ад”, “цветущая душа”, “мутная передня”, что придает ему яркость и живость, в нескольких словах поэт сумел передать нам огромную смысловую нагрузку.

Стихотворение “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” было написано Маяковским в 1928 году, во время его служебной поездки во Францию.Поэт обязан был присылать редактору газеты “Комсомольская правда”, Тарасу Кострову, заметки о жизни заграницей, но вместо них, спустя некоторое время Костров получает данное письмо о сущности любви.

Именно поэтому в начале произведения мы видим извинения поэта за растранжиривание “отпущенных строф на лирику”. В отличие от “Лилички”, в данном произведение мы видим только народившуюся, но очень страстную и ревнивую любовь поэта. Он упивается овладевшим его сердцем чувством – “Сонм видений и идей полон до крышки.Тут бы и у медведей выросли бы крылышки.”.

Маяковский описывает свою любовь как экстаз, он видит её в ревности не “к мужу Марьи Ивановны”, а “к Копернику”, то есть ко всему, что занимает мысли возлюбленной больше, чем он сам.Для него свадьба не является мерилом любви.Любовь для него – чистый экстаз, для продления которого не требуется никаких колоколов.

В последних строках поэт всё же сомневается в том, сможет ли его новая возлюбленная совладать с таким ураганом чувств поэта, но он всё же предлагает ей попробовать.

В “Письме Татьяне Яковлевой”, написанным Маяковским в 1928 году, поэт показывает смешение и борьбу в нем двух чувств- любви и патриотизма.Поэт пишет, что в его любви “красный цвет моих республик тоже должен пламенеть”. Этим стихотворением он пытается убедить свою возлюбленную вернуться на Родину.

Он пишет как ему противна “парижская любовь”, с шелками разукрашенными самочками, и в то же время утверждает, что Татьяна с ним “ростом вровень” призывает её присоединиться к нему, уйти от опошлившейся Европы.

Маяковскому обидно, что вся российская интеллигенция покинула Отечество, побоявшись бедности, чахотки, тифа, а теперь растрачивающих себя на ужины с нефтяниками вместо того, чтобы помогать подниматься стране.

Но поэт обещает, что в конце концов он возьмет Татьяну – “одну или с Парижем”, то есть, что он и ему подобные построят такую страну, то она будет способна захватить все мировые державы, в которых скрывается русская аристократия.

Таким образом, любовная лирика Маяковского весьма своеобразна. Ей присуща прямота, даже грубость, страстность, особая ритмовая мелодика. Всё это выливается в неподражаемость и гениальность стихов поэта, умевшего по-настоящему любить.

Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского. Маяковский письмо татьяне яковлевой

История создания

– произведение было создано в 1928 г., после того как познакомился с россиянкой, эмигрировавшей во Францию. Впервые было опубликовано лишь в 1956 г.

  • Тема стихотворения
  • – любовь к женщине и к Родине.
  • Композиция

– По смыслу стихотворение можно разделить на несколько частей: обращение к адресату послания и создание ее образа, рассказ о Родине, обещание завоевать женщину. На строфы произведение не делится. Некоторые стихи разорваны на несколько строк. Визуально текст напоминает лестницу из слов.

  1. Жанр
  2. – послание.
  3. Стихотворный размер
  4. – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
  5. Метафоры
  6. «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой» .Эпитеты
  7. «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

Общественные мотивы

Одним из пунктов анализа стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» является поиск мотивов в произведении. Здесь не следует забывать, что Маяковский был поэтом-оратором, часто выступавшим с трибун, поддерживавшим советскую власть и не признававшим никакой другой политический строй.

Также в анализе «Письма Татьяне Яковлевой» следует написать, что поэт не боялся писать о трудностях, которые были в советское время. Но тем не менее он ни за что не променял бы свою страну, поэтому презирал буржуазию. Вместе с тем ему было жаль, что много талантливых людей покинули Советский Союз. В этом стихотворении общественный мотив органично сочетается с темой любви.

История создания

История создания стихотворения связана с поездкой В. Маяковского в Париж. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, эмигрировавшей за границу в 1925 г. Женщина понравилась поэту, из симпатии развилась влюбленность. Маяковский предложил Яковлевой вернуться на Родину, но она отказалась.

Поэт имел серьезные намерения, собирался жениться на эмигрантке. Она же сдержано воспринимала его ухаживания, давая понять, что они будут вместе, только если поэт переедет во Францию. По возвращении в Россию Владимир Владимирович в 1828 г. написал анализируемое произведение.

История написания

Это стихотворение — одно из самых лиричных и пронзительных среди всех творений поэта-бунтаря. Одним из пунктов анализа «Письма Татьяне Яковлевой» будет история, благодаря которой в появилось одно из лучших его лирических произведений. — это реальная личность, парижское увлечение поэта, которое с ним случилось в самом романтичном городе.

В 1928 г. Владимир Маяковский приехал в Париж, где и состоялось его знакомство с русской эмигранткой, красавицей Татьяной Яковлевой. Она уже несколько лет проживала во Франции: в 1925 г.

она приехала к родственникам и решила остаться в этой стране.

Маяковский влюбился в Татьяну, и чувство его было настолько сильным, что он предложил ей вернуться обратно в Советский Союз в статусе законной жены.

В анализе «Письма Татьяне Яковлевой» Маяковского следует добавить, что русская красавица сдержанно принимала его ухаживания, однако намекала на возможную женитьбу. Но, получив предложение, ответила отказом.

Маяковский, полный боли и разочарования, возвращается в Москву и оттуда посылает женщине письмо, полное сарказма и душевных переживаний.

В анализе стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» следует отметить, что поэт считал ее человеком, который понимает и разделяет его чувства, но проживание во Франции было неприемлемым для поэта.

Тема

В стихотворении переплетаются две темы — любовь к женщине и любовь к Родине. Лирический герой разрывается между этими чувствами, понимая, что не будет счастливым, если выберет что-то одно. Уже с первых строк он дает понять, что любовь к женщине не сможет затмить в нем чувства патриотизма, поэтому говорит, что даже в поцелуях и объятиях должен «пламенеть» цвет его республик.

Постепенно лирический герой переходит к рассуждениям о женской красоте. Француженки его не привлекают, так как в них красива только внешность, а под оболочкой пустота. Адресата своего послания он отделяет от француженок, ведь у этой женщины русские корни.

Лирический герой просит возлюбленную переехать в Россию. Он понимает, что женщина прекрасно знает изнанку Родины, поэтому описывает Советскую Россию, не скрывая и не приукрашивая ничего. В этих описаниях дополняется и портрет возлюбленной. Герой знает, что она пережила: «не тебе в снега и тиф шедшей этими ногами…» .

В последних строках мужчина приглашает возлюбленную в свои руки, но знает, что она откажет, поэтому просто обещает завоевать ее любовь.

В стихотворении развивается идея о том, что любовь вдохновляет людей на самые смелые поступки. Также автор доказывает, что человек не может выбирать между патриотизмом и любовью к другому человеку.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» можно определить, как послание, так как у него есть конкретный адресат, указанный в названии. Оно написано четырехстопным ямбом, придающим стихотворению ритмичности и напряженной отрывистости, что свойственно лирике Маяковского.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что в любовной лирике читатель видит не только изящные признания в преклонении перед возлюбленной, но и полемичные политические высказывания. Поэт заявляет о том, что даже в его любви должен пламенеть красный цвет его республик.

Он ревнует красавицу Татьяну «за советскую Россию».

Автор использовал перекрестную рифмовку, выстроив произведение своей знаменитой лесенкой. Такой способ записи стиха помогал поэту выделить и закрепить на письме необходимое интонационное и ритмическое членение строк.

Стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» представляет собой монолог лирического героя, он не раз обращается к адресату: «ты, стань со мною, оставайся и зимуй, дай рассказать».

Средства выразительности

Для раскрытия образа любимой женщины, воспроизведения чувств лирического героя и реализации идее используются средства выразительности. Это сложные ассоциативные комплексы, отличающиеся оригинальностью. Ключевую роль играют метафоры

  • : «любую самочку шелками разукрасьте», «собаки озверевшей страсти», «стих людей дремучий бор», «свисточный спор поездов до Барселоны», «ревность двигает громами», «страсти корь сойдет коростой».
  • Эпитеты
  • визуальным картинам, чувствам и эмоциям выразительности: «важный вечер», «черное небо», «большие, неуклюжие руки».

«Письмо Татьяне Яковлевой» – одно из самых ярких стихотворений в любовной лирике В.В.Маяковского. По форме оно – письмо, обращение, дидактический монолог, адресованный конкретному человеку – реальной личности. Татьяна Яковлева – парижское увлечение поэта, случившееся с ним, когда он побывал в этом городе любви в 1928 году.

Эта встреча, вспыхнувшие чувства, недолгие, но яркие отношения – все настолько глубоко взволновало поэта, что он посвятил им очень лирическое, но в то же время и пафосное стихотворение. Поскольку В.В.

Маяковский к тому времени уже зарекомендовал себя как поэт-трибун, он не смог писать только о личном. В «Письме Татьяне Яковлевой» личное очень резко и мощно соединяется с общественным.

Таким образом, это стихотворение о любви нередко относят к гражданской лирике поэта.

Поэт с первых же строчек не отделяет себя и свои чувства от Родины: в поцелуе «должен пламенеть» красный цвет «моих республик». Таким образом, рождается удивительная метафора, когда любовь к конкретному человеку не отделяется от любви к Родине. В.В.

Маяковский, как представитель новой, советской России, очень саркастично и ревностно относится ко всем эмигрантам, покинувшим страну, пусть и по самым разным причинам.

И хотя в России «ста мильонам было плохо», поэт считает, что все равно ее надо любить и такую.

Поэт был счастлив от того, что нашел достойную себе женщину: «Ты одна мне ростом вровень». Поэтому ему было особенно оскорбительно от того, что Яковлева ответила отказом на его предложение вернуться с ним в Россию. Ему стало обидно и за себя, и за Родину, от которой он себя не отделяет: «Я не сам, а я ревную за Советскую Россию».

В.В.Маяковский прекрасно понимал, что цвет русской нации выехал далеко за пределы Родины, а их знания, умения и таланты так нужны новой России. Эту мысль поэт специально облачает в шутку: мол, в Москве не хватает «длинноногих». Так уязвленное мужское самолюбие за едким сарказмом скрывает большую сердечную боль.

И хотя практически все стихотворение пропитаны едкой иронией и сарказмом, все равно оно заканчивается оптимистично: «Я все рано тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем». Тем самым поэт дает понять, что его идеалы, идеалы новой России все равно рано или поздно примет весь мир.

В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: любую самочку шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав — тубо — собакам озверевшей страсти. Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью брови, дай про этот важный вечер рассказать по-человечьи.

Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселенный, слышу лишь свисточный спор поездов до Барселоны. В черном небе молний поступь, гром ругней в небесной драме,- не гроза, а это просто ревность двигает горами. Глупых слов не верь сырью, не пугайся этой тряски,- я взнуздаю, я смирю чувства отпрысков дворянских.

Страсти корь сойдет коростой, но радость неиссыхаемая, буду долго, буду просто разговаривать стихами я. Ревность, жены, слезы… ну их!- вспухнут вехи, впору Вию. Я не сам, а я ревную за Советскую Россию. Видел на плечах заплаты, их чахотка лижет вздохом. Что же, мы не виноваты — ста мильонам было плохо.

Мы теперь к таким нежны — спортом выпрямишь не многих,- вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих. Не тебе, в снега и в тиф шедшей этими ногами, здесь на ласки выдать их в ужины с нефтяниками. Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.

Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем. Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем.

Любовная лирика Маяковского: Письмо Татьяне Яковлевой

Любовная лирика Владимира Владимировича Маяковского также не проста и оригинальна, как его жизнь и партийное творчество. У поэта было множество женщин, которые были для него музами, им он посвящал свои стихотворения, но среди всех них более всего интересна русская эмигрантка, живущая в Париже — Татьяна Яковлева.

Их знакомство произошло в 1928 году, Маяковский почти сразу влюбился в Яковлеву, вместе с тем предложив ей руку и сердце, но, что самое главное, получил отказ, так как Татьяна не хотела возвращаться на родину и выбрала Париж, а не влюблённого поэта. Надо сказать, она опасалась не без оснований, так как волны арестов одна за другой топили Россию в крови и позоре. Ее бы могли привлечь к суду без малейшего повода, как и ее мужа, ведь подобные беды всегда ударяли по целому семейству.

Вернувшись в Россию, Маяковский написал известное многим саркастичное, пронзительное и пылкое стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», где ярко и яростно выражал свои эмоции по отношению к возлюбленной.

Например, в первых строках стихотворения Маяковский хочет сказать о том, что он не променяет родную страну ни на что, подчёркивая, что он — патриот.

Лихорадка чувства не в силах сломить его железную волю, но она накалена до предела.

Поэту не только далёк Париж. Он больше он не любит «парижскую любовь» и женщин, которые всячески пытаются скрыть себя за шелками и косметикой, однако Маяковский выделяет Татьяну среди всех них: «Ты одна мне ростом вровень» — показывая её прекрасной и желанной, как бы доказывая, что она не должна находиться среди тех, неестественных и жалких.

При всём этом Маяковский ревнует Татьяну к Парижу, но знает, что предложить ей что-то кроме своей любви не может, ведь в Советской России настали такие времена, когда голод, болезни и смерть уравняли все классы. Многие люди наоборот стремились покинуть страну, как это сделала женщина, покорившая его сердце.

«Вы и нам в Москве нужны: не хватает длинноногих» — кричит Маяковский о стремлении российских людей покинуть страну, выехать за границу и жить припеваючи. Ему обидно, что страну покидают лучшие и покидают не напрасно, не из пустого каприза. Что было бы с этой утонченной аристократкой на родине? Бесконечное унижение от одного только вида заморенных напастями улиц.

Увы, ее легкой поступи не быть лишь у него на перекрестках «больших и неуклюжих рук».

Финал жесток: «Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем». Так случилось, что влюбленные были по разные стороны баррикад. Маяковский высмеивает в Татьяне идеологического противника, труса, которому пренебрежительно бросил «Оставайся!», считая это оскорблением.

Куда ей, из Парижа, зимовать в российских широтах? Однако он все еще страстно любит в ней женщину, которая не имеет никакого отношения к политике.

Его внутренний конфликт между свободным творцом и партийным поэтом обострился до крайности: Маяковский начинает осознавать, какие жертвы преподносит на алтарь партии. Ради чего? Того, что ничего, по сути, не изменилось в итоге революционной борьбы.

Только декорации и лозунги перевоплотились в другой мишуре и фальши. Все пороки предыдущего государства неизбывны и в новом, и в каком бы то ни было государстве. Может, именно Татьяна Яковлева породила в нем сомнение в правильности своего одинокого пути.

Интересно, что у Татьяны было множество ухажёров, среди которых, возможно, были и знатные, богатые люди, но Маяковский не может представить себе Яковлеву, ужинающую с ними, и говорит об этом в своём стихотворении.

Он видит её только рядом с собой и в заключении пишет: «Я всё-равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоём с Парижем» — но через полтора года после написания столь ироничного и в то же время трогательного стихотворения Маяковский лишает себя жизни, так и не заполучив того, чего так сильно желал.

Быть может, потеря возлюбленной положила начало болезненной рефлексии автора, что подточила его душевное здоровье. Это делает стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» ещё более трагическим и печальным. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ссылка на основную публикацию