Лирика сергея есенина на примере стихотворения «собаке качалова»

Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина.

Лирика Сергея Есенина на примере стихотворения «Собаке Качалова»

Сочинение и анализ «Собаке Качалова» или «Дай, Джим, на счастье лапу мне» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Собаке Качалова»

  • Сергей Есенин
  • Собаке Качалова
  • Дай, Джим, на счастье лапу мне,
  • Такую лапу не видал я сроду.
  • Давай с тобой полаем при луне
  • На тихую, бесшумную погоду.
  • Дай, Джим, на счастье лапу мне.
  • Пожалуйста, голубчик, не лижись.
  • Пойми со мной хоть самое простое.
  • Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
  • Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
  • Хозяин твой и мил и знаменит,
  • И у него гостей бывает в доме много,
  • И каждый, улыбаясь, норовит
  • Тебя по шерсти бархатной потрогать.
  • Ты по-собачьи дьявольски красив,
  • С такою милою доверчивой приятцей.
  • И, никого ни капли не спросив,
  • Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
  • Мой милый Джим, среди твоих гостей
  • Так много всяких и невсяких было.
  • Но та, что всех безмолвней и грустней,
  • Сюда случайно вдруг не заходила?
  • Она придет, даю тебе поруку.
  • И без меня, в ее уставясь взгляд,
  • Ты за меня лизни ей нежно руку
  • За все, в чем был и не был виноват.
  • 1925 г.

Краткий анализ произведения

Первая строчка «Дай, Джим, на счастье лапу мне» стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.

  • История написания – Стихотворение написано в 1925 году, и представляет собой монолог, обращённый к Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.
  • Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.
  • Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.
  • Жанр – Лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.
  • Эпитеты – «бесшумную», бархатная», милая», «доверчивая».
  • Метафоры – «повоем при луне».
  • Сравнения – «как пьяный друг».

Главная идея, заложенная Есениным, заключается в том, что человек, ответственный за несчастье другого, столь же удручен. Поэт дважды просит друга дать лапу на счастье — это прямое указание на его тоску. Ему хочется выть на луну и изливать свою грусть в монологе, ведь он тяготится сознанием своей вины перед таинственной женщиной.

Анализ стихотворения «Собаке Качалова»

Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта.

Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин.

По воспоминаниям очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.

Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду».

Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?

Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года.

Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.

Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу.

Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом.

О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.

Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.

Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.

Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью.

Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Подробный анализ стихотворения

История создания

Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.

В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.

Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.

Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.

Тема

В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.

Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, «повыть при луне».

Описывая Джима как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.

В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он раскаивается перед любимой женщиной, той, «что всех безмолвней и грустней». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне просит прощение за боль, которую ей причинил.

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части.

  • В первой части лирический герой обращается к псу – как к своему лучшему другу. Он очеловечивает собаку, в которой видит полноценного участника разговора.
  • Вторую часть можно назвать кульминационной, поскольку автор обращается к теме поиска смысла жизни.
  • В третьей части раскрывается тема любви к женщине. Неизвестно, кому конкретно обращены слова любви. Свое признание лирический герой выражает через пса – посредника между ним и предметом его чувств.

Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.

  1. Жанр
  2. Произведение написано в жанре лирического стихотворения, в котором мысли и чувства лирического героя обнажены до предела.
  3. Средства выразительности

Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.

Автор использует метафоры («повоем на луну»), эпитеты («милая», «доверчивая», «бесшумная погода» «бархатную шерсть»), сравнения («как пьяный друг»).

Сочинение о стихе Собаке Качалова

Мое любимое стихотворение Есенина посвящено собаке Качалова (“Дай, Джим, на счастье лапу мне”). Я тоже очень люблю животных. Они, в отличие от людей, не способны на подлость и предательство. С ними и правда можно поговорить, когда бывает грустно. Собаки очень умные животные, они многое понимают, но не могут выразить свое сочувствие словами.

Читайте также:  Рецензия на книгу «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Стих “Собаке Качалова” поэт Есенин написал в последний год своей жизни. У своего давнего приятеля он познакомился с псом по кличке Джим. Он увидел в собаке хорошего собеседника, которому можно доверить свою душевную тайну.

Сергей переживал в то время непростой период своей жизни. У него была хандра, поэт искал себе утешение в алкоголе и женщинах. В произведении Сергей просит прощения у той, которая всех безмолвней и грустней.

Есенин чувствует сильную вину перед кем-то, но признаться в этом самому у него не хватает душевных сил. Поэтому он просит прощение женщины через стихотворение. У поэта было много представительниц прекрасного пола, которые нравились ему и женщины обожали его.

Прототипом героини в этом произведении считают Галину Бениславскую. Её и Есенина связывали давние, непростые отношения. Галина очень любила Есенина, преданно, прямо по-собачьи. Он же отвечал ей холодным отношением. На первый взгляд стихотворение кажется любовным и лирическим.

Но на самом деле Есенин ведет с собакой философский разговор о часто противоречивых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Поэт даже чувствует какое-то превосходство собаки над несчастным человеком. Ведь Джиму чужды людские переживания и печали. Это стихотворение грустное от начало до конца.

В конце Есенин даже хочет вместе с собакой полаять на луну, лишь бы избавиться от хандры, которая не хочет его отпускать. Его в то время посещали грустные, печальные мысли. В том числе он часто думает о женщине к которой относится несправедливо, но не может признаться ей в этом открыто.

Лирический герой ищет любую возможность обрести покой в своей душе, даже через преданного пса. Часто люди не находят взаимопонимания среди людей и обращаются к собакам за утешением. Есенин не может изменить себя, он часто употребляет спиртное и люди осуждают его за это. Но Сергей не в силах справиться со своим пороком.

Главная мысль этого стиха заключается в том, что он понимает несчастье другого человека, в котором повинен он сам. Есенин очень переживает по этому поводу. Но боль от разлуки так сильна, что он не может сам попросить прощение у женщины, перед которой виноват.

Анализ стихотворения «Ты меня на рассвете разбудишь» А. Вознесенского.

От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны.

Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.

Краткий анализ произведенияПодробный анализ стихотворенияАнализ стихотворения «Собаке Качалова»Сочинение о стихе Собаке Качалова

Краткий анализ стихотворения Есенина «Собаке Качалова» по плану

1. История создания

Стихотворение «Собаке Качалова» написано весной 1925 года, после дружеского визита Есенина к актёру Московского художественного театра Василию Ивановичу Качалову.

Этот выдающийся артист исполнял роли героев-интеллектуалов (Чацкого из «Горя от ума», Ивана из «Братьев Кармазовых»). Его любимец доберман Джим привёл поэта в абсолютный восторг.

Вот отрывок из воспоминаний Качалова об этой встрече:

«Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой Есенин потом посвятил стихи.

Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошёл, увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.

Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что за лапа, я сроду не видал такой».

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо; когда Есенин читал стихи, Джим внимательно смотрел ему в рот. Перед уходом Есенин долго жал ему лапу: «Ах ты, чёрт, трудно с тобой расстаться. Я ему сегодня же напишу стихи».

  • Поэт сдержал обещание и опубликовал стихи, посвящённые четвероногому другу в газете «Бакинский рабочий» 7 апреля 1925 года, о чём сообщил Качалову запиской во время пребывания актёра на гастролях в Баку.
  • Тогда Есенин был болен и очень сожалел, что Василий Иванович не привёз с собой Джима, который бы непременно его исцелил.
  • Так, в свойственной ему манере, поэт выразил свою всегдашнюю любовь к братьям нашим меньшим.

2. Литературное направление

В период написания стихотворения Есенин формально отошёл от имажинизма и перешёл к реалистической манере письма.

Описание Джима соответствует духу реализма, но сам пафос этого послания – романтический.

3. Род

Стихотворение «Собаке Качалова» — это шедевр дружеской и любовной лирики.

4. Жанр

Небольшое лирическое стихотворение тяготеет к жанру дружеской беседы, а затем — послания.

Есенин не единственный раз использует приём передачи признания через посредника. Так, в его лирике встречается образ «девушки в белой накидке», «для которой был пёс почтальон».

5. Проблематика

Поэт поднимает проблему высочайшего доверия между двумя живыми существами, проблему подлинной дружбы.

Он доверяет Джиму великую тайну, рассказывая ему о своей потаённой любви и поручая попросить за прощения у любимой женщины.

6. Тематика

  1. Основная тема произведения – влюблённость.
  2. Есенин умел ценить каждое проявление жизни: ему нравились красоты природы, умные и нежные женщины, бескорыстно преданные человеку животные.

  3. Поверяя Джиму своё восхищение, поэт посвящает его в любовную тайну, которая окончательно связывает их узами духовного родства.

В то же время это стихотворение об одиночестве.

Ведь только тот, кто разочаровался в человеческой преданности, ищет дружбы в мире зверей, ценит и понимает их безмолвную верность.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что дружба человека и зверя может быть не менее крепкой, чем отношения человека с человеком. Это гимн преданной собачьей душе, с первого взгляда полюбившей ласковую и добрую душу поэта.

Дружба с Джимом – что-то естественное и радостное, на что можно положиться в хрупком изменчивом мире.

Джим передаст таинственной гостье всё, о чём робеет сказать поэт, ведь ни одна женщина не устоит против той абсолютной преданности, которая читается во взгляде собаки.

8. Пафос

Стихотворение наполнено восторгом и счастьем неожиданно найденной дружбы.

Мажорная тональность первой части постепенно сменяется минорным воспоминанием о «той, что всех безмолвней и грустней». Кажется, что сердце поэта начинает биться чаще, когда он говорит о ней.

Настроение доверительной нежности завершает стихотворение.

9. Система образов

Стихотворение выстроено вокруг образа Джима. Поэт сравнивает его с «пьяным другом», описывает его характер, повадки, облик.

Особенно много в этих описаниях глаголов: «лезешь целоваться», «каждый… норовит… тебя по шерсти бархатной потрогать», «лизни … руку», что передаёт динамику образа, его витальную силу, живость, стихийность.

Помимо Джима в пространстве стихотворения незримо присутствуют сам поэт, актёр Качалов («хозяин твой и мил, и знаменит»), гости дома и одна особенная гостья, в любви к которой признаётся лирический герой.

Их образы очерчены несколькими словами и кажутся маленькими в сравнении с Джимом. Качаловский пёс – это душа дома, которую безошибочно чувствует Есенин.

10. Центральные персонажи

Споры о том, кому же всё-таки посвящено стихотворение, девушке или псу, ведутся многими есениноведами.

Безусловно, описание Джима занимает львиную долю произведения, а о незнакомке сказано кратко. К тому же, заглавие стихотворения явно отсылает нас к Джиму как к центральному персонажу послания.

И всё же это стихотворение о любви, о чудесном умном посреднике, которому предстоит донести до безмолвной гостьи чувства лирического героя.

В этом «любовном треугольнике» нет конфликта. Напротив, пёс представляет собой живой образ души поэта, столь же преданной, влюблённой, откровенной и обаятельной.

Получается, что Джим – это в какой-то мере двойник поэта, наделённый особыми собачьими полномочиями, его духовный брат-близнец, отзывчивый на доброту и ласку.

11. Лирический герой

Лирический герой называет Джима другом, приятелем.

Во многих своих стихотворениях поэт признаётся, что он «зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове». Ему дорог мир природы, мир естественных и добрых живых существ.

Это говорит о том, что сам лирический герой добр, внимателен к людям и зверям, полон радостной силы («Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»).

Джим и автор похожи, но есть между ними отличие: Джима любят все, а лирический герой одинок. За шуточным приёмом передачи признания через собаку стоит большая человеческая трагедия.

Лирический герой всё же не теряет надежду на то, что, взглянув в глаза собаки, любимая поймёт бессловесное признание.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения укладывается в несколько предложений.

Лирический герой восхищается собакой своего хорошего знакомого и перечисляет её достоинства. Затем он упоминает о том, что многие гости разделяют его чувства, и, наконец, решается заговорить о девушке, не похожей на прочих.

Она особенно интересует поэта, и он хочет, чтобы Джим лизнул ей при встрече руку, а также попросил прощения за провинности поэта. Это милое романтическое заключение венчает лирический сюжет нотой пронзительной искренности.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

Читайте также:  Анализ поэмы «кому на руси жить хорошо» (некрасов)

Его завязка заключается в просьбе, обращённой к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Этот любимец московской публики кажется поэту олицетворением счастья, ему хочется прикоснуться к собачьей лапе, словно к волшебному талисману, ведь, как видно, самому герою счастья не хватает.

  • Далее поэт предлагает псу вместе полаять и затевает с ним задушевный разговор, пытаясь объяснить Джиму, «что такое жизнь».
  • Развитие действия в 4-м и 5-м четверостишии переносит читателя к мысли о гостях, посещающих дом Качалова.
  • А затем переходит в кульминационный вопрос:
  • Но та, что всех безмолвней и грустней,
    Сюда случайно вдруг не заходила?
  • Затем следуют развязка и спад напряжения: поэт, по сути, уже выдал своё чувство к незнакомке, теперь он, словно шёпотом, просит четвероногого друга, передать от него любимой знаки нежной привязанности.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения максимально приближен к разговорному: «ты по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться», «пожалуйста, голубчик, не лижись», «в её уставясь взгляд».

Чувства Есенина к Джиму передают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «голубчик», «с приятцей».

В тексте стихотворения имеется риторический вопрос, ряд побудительных предложений. Можно сказать, что происходит попытка диалога. Это именно диалог, так как Джим понимает если не слова, то чувства автора, его душевное состояние, внутреннее одиночество.

Повтор обращения «Дай, Джим, на счастье лапу мне» усиливает мысль о том, что поэт смотрит на пса как на чудо, мечтает быть хоть отчасти таким же беспечным и любимым.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб с вкраплением ямба четырёхстопного в первом четверостишии.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Стихотворение состоит из 6 строф: одного пятистишия и пяти четверостиший. Сбивчивая строфика (5 строф в первом четверостишии и по 4 – в остальных) рисует ситуацию спонтанности, будто Джим, ласкаясь, сбивает поэта с толку, не даёт опомниться.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «тихая бесшумная погода», «милая доверчивая приятца», «бархатная шерсть», «та, что всех безмолвней и грустней»;
  • сравнение: «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»;
  • повтор: «Дай, Джим, на счастье лапу мне»;
  • гипербола: «Такую лапу не видал я с роду».

Также можно назвать такой приём, как выделение частного на общем фоне через антитезу: общество «так много всяких и невсяких» противопоставлено той, «что всех безмолвней и грустней». Исключительность этого образа подчёркивается важностью поручения, которое даётся Джиму.

Есенин использует и приём замещения. Он поручает собаке передать признание «без меня», «за меня», надеясь, что Джим окажется счастливее, чем он сам.

С помощью аллитераций («с», «ч», «д», «т») поэт передаёт непосредственность речи, обращённой к Джиму, серьёзность момента, спрятанную под оболочку шутки.

Ассонансы («а», «и», «у», «э») усиливают лирический накал стихотворения.

17. Значение произведения

Стихотворение «Собаке Качалова» очаровывает каждого, кто прикасается к есенинской лирике, своей искренностью, непосредственностью и глубиной.

Оно рушит границы светской условности и рассказывает людям о подлинных ценностях: дружбе и любви. Поэт призывает смотреть не на оболочку, а на суть явления, его живую душу.

18. Актуальность

Актуальность произведения в том, что в нём затронута тема человеческого одиночества и непонятости.

Исповедуясь Джиму, лирический герой просит его о помощи в поиске счастья, гармонии, житейской лёгкости.

В наше время люди общаются мало и редко. Многим кажется, что проще доверить свои мысли домашним питомцам, которые точно не выдадут их, не предадут. К сожалению, наши ожидания часто бывают обмануты, но мир всё-таки полон любви и надежда на неё всегда остаётся.

19. Моё отношение

Я просто обожаю стихотворение «Собаке Качалова». С него началось моё знакомство с лирикой Есенина.

Прочитав данное произведение, я понял(а), что автор – человек тончайшей души, добрый и чуткий. Мне захотелось прочитать всё, что он написал. Есенин предстаёт в этом стихотворении живым и трогательным, так что не любить его просто невозможно.

20. Чему учит

Стихотворение учит дружбе и открытости, любви ко всему живому.

«Собаке Качалова» – анализ стихотворения С.А. Есенина

Краткая история создания

Текст стихотворения, которое нередко называют по первым строчкам «Дай, Джим, на счастье лапу мне», был написан Сергеем Есениным в 1925 году, ставшим для поэта последним.

Некоторые исследователи отмечают, что стих можно даже назвать своеобразным завещанием лирика, его прощанием с читателем. В основу положен реальный факт. Придя в гости к своему другу Василию Качалову, Есенин не застал его дома.

Но вместо этого он получил возможность познакомиться с Джимом, псом Качалова.

Питомец, чей образ поэт оживил в стихах, стал его настоящим другом и собеседником, который, казалось бы, понимает все, что ему говорят, но лишен возможности ответить.

Период написания текста был очень сложным для Есенина: он переживал жизненный кризис, перестал верить в себя, разочаровался в возлюбленной и друзьях.

Пытаясь найти спасение в алкоголе и краткосрочных романах, он лишь глубже погружался в пучину отчаяния.

Исследователям творчества Есенина не удалось установить, какой женщине он посвящает свои проникновенные строки, у кого просит прощения. Большинство полагает, что это Галина Бениславская, искренне любившая поэта и ставшая для него преданной собачкой, которую можно приласкать или прогнать.

Жанровая специфика

Стихотворение относится к любовно-философской лирике. Проведение анализа «Песни о собаке Качалова» доказывает, что забавное обращение к животному по кличке Джим — это очень серьезный лирический монолог, в котором писатель обнажает свою душу. В философской беседе с питомцем звучат грустные мотивы зависти. Человек не может существовать настолько просто, как животное, всегда его будут угнетать мысли, не давать покоя чувства, в то время как пес живет только инстинктами.

Животное становится самым лучшим собеседником одинокому Есенину, именно Джиму он готов излить свою душу, не опасаясь насмешек или недопонимания. Пес, у которого нет собственного мнения, в итоге оказывается независимым от чужого.

Особенность философской лирики (сложный нелинейный сюжет) присуща этому произведению. Постепенно направление меняется, стихотворение наполняется любовной тематикой.

Лирический герой не может делиться столь личными переживаниями с людьми, поэтому общается с животным.

По направлению в литературе произведение не относят к имажинизму, который уже перестал интересовать поэта. При этом и к новокрестьянской поэзии текст не имеет никакого отношения. Литературоведы затрудняются в причислении его к какому-либо конкретному направлению.

Размер произведения — пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Образная система и тематика

Основная мысль художественного текста заявлена в диалоге лирического героя и пса Джима, о котором автор говорит очень кратко. Порода, внешний вид и возраст питомца не имеют значения, гораздо важнее то, что бессловесный пес оказывается для человека не просто самым лучшим, а единственным другом.

Герой успел всей душой привязаться к Джиму, поэтому ласково называет его «голубчиком». Кроме того, при анализе «Песни о собаке» Есенина следует отметить такие образы:

  1. Василий Качалов. О нем в тексте говорится только вскользь, актер обрисован краткими штрихами, поскольку его фигура не важна для реализации авторского замысла.
  2. Незнакомка. По отношению к ней Есенин испытывает нежные чувства одновременно с сожалением. Он несправедливо обидел ее, в чем горько раскаивается. Но лирический герой признает, что неравнодушен к этой даме, ее образ смутил его покой.
  3. Лирический герой. Это человек разочарованный, уставший от жизни. Многие видят в образе черты, роднящие его с автором.

В стихотворении 4 действующих лица, но сюжетная канва строится на основе доверительной беседы собаки и человека, конфликта между ними нет. Напротив, молчаливый пес становится тем единственным, с кем лирический герой оказывается в состоянии поделиться своей печалью.

Ключевые мысли

Основная тема, звучащая в стихотворении, — грусть. Автор просит собаку дать ему лапу «на счастье», поскольку он пытается зацепиться даже за ничтожно малый шанс обрести гармонию с самим собой и с миром.

Кроме того, звучат и мотивы раскаяния, которые несвойственны поздней лирике поэта. При обращении к собаке Качалова он говорит, что обижал тех, кто искренне любил его, но сожалеть о своих поступках начал только сейчас.

Тяжелые мысли гнетут лирического героя, заставляя его обращаться для «беседы» к питомцу своего знакомого.

Вторая важнейшая тема, которая заявлена в тексте, — отношения человека и природы. Есенин известен как поэт, прославивший русскую природу в своей лирике. Нет ничего удивительного, что отголоски любимой тематики обнаруживаются в этом лирическом тексте.

Кроме того, касается Есенин и темы одиночества, из-за которого его лирический герой вслед за автором испытывает страдания. Ему не удается найти понимания у современников, поэтому приходится искать собеседника среди животных.

Основная идея

Лирическое стихотворение, по духу приближенное к песне, — вот как можно охарактеризовать жанровую специфику текста. Если проводить его анализ по плану, то после определения тематики необходимо обозначить главную мысль и привести аргументы, подтверждающие, что это действительно так.

Ключевая идея автора, которую он пытается передать через лирический диалог с собакой Качалова, — тот, кто заставляет своего ближнего страдать, будет несчастен сам. Тот факт, что герой поэтического текста два раза просит у собаки подать ему лапу, говорит: этому человеку одиноко, он жаждет общения, но не может получить желаемого у людей, поэтому и выбирает в качестве собеседника пса.

Читайте также:  Сочинение на тему: Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети»

Он очень виноват перед неизвестной женщиной, гнетущее чувство недовольства самим собой мешает ему попробовать вывести собственную жизнь в иное русло, ему хочется пожаловаться в монологе. Дополнительные ключевые мотивы:

  • тоска;
  • сожаление о содеянном и невозможности что-либо изменить.

Лирический герой понимает, что причинил женщине страдания, однако не может извиниться перед ней сам, поскольку этим причинит ей лишь страдания. Вот почему он просит Джима стать его помощником.

Средства художественной выразительности

Есенин известен как поэт, который очень интересно подбирал эпитеты, порой очень емкие и меткие. Однако основная лексика, с которой он работает, — обычная, порой простонародная, понятная любому человеку.

Это придает поэтическому тексту напевность, мелодичность, при этом читатель невольно отождествляет себя с лирическим персонажем и начинает смотреть на мир его глазами. Примеры эпитетов: «доверчивая», «милая».

Другие средства выразительности:

  1. Сравнение: «как пьяный друг».
  2. Метафоры: «бесшумная погода», «бархатная шерсть».
  3. Переход к обыденным деталям из своей жизни поэт подчеркивает включением в текст нарочито просторечных вкраплений: «норовит», «лезешь целоваться», «по-собачьи». Его язык максимально приближен к разговорному, что помогает создать лирический диалог с животным.
  4. Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в беседе с Джимом.
  5. Риторический вопрос.

Несмотря на кажущуюся простоту и разговорность, стихотворение дышит болью и одиночеством, автор в отчаянии, поскольку не может найти собеседника среди людей. Именно поэтому ему приятно, что пес Качалова может на время стать его лучшим другом, выслушать и понять.

Собака давшая лапу на счастье есенину. Лирика Сергея Есенина на примере стихотворения «Собаке Качалова

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

  • Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
  • Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
  • Тебя по шерсти бархатной потрогать.
  • Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И, никого ни капли не спросив,
  • Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
  • Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
  • Сюда случайно вдруг не заходила?
  • Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
  • За все, в чем был и не был виноват.

Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина

Стихотворение «Собаке Качалова» было написано Есениным в 1925 г. Он выделяется среди других произведений поэта позднего периода творчества. К концу жизни Есенин часто находился в мрачном и подавленном состоянии. «Собака Качалова» — оптимистичное и радостное произведение, лишь к концу приобретающее печальный характер.

Оно основано на реальном случае. Есенин пришел в гости к своему другу – актеру В. Качалову. Того еще не было дома, и поэт в ожидании хозяина познакомился с его собакой Джимом. Вернувшись домой, Качалов увидел, что Есенин и пес выглядят закадычными друзьями.

Через некоторые время поэт написал стихотворение, посвященное собаке, и торжественно прочитал его перед хозяином.

Несмотря на шутливый характер, произведение содержит глубокое философское размышление. Есенин с трудом скрывал свое разочарование от жизни. Он искал и не находил утешения в алкоголе и многочисленных романах. Поэт устал от человеческого общества и более ненужной ему навязчивой славы.

В детстве Есенин чувствовал свою единение с природой, но городская жизнь постепенно оборвала эту связь. Душевный разговор с собакой возвращает его в детство, когда все было ясно и понятно.

Животное не может стать источником страданий, оно внимательно выслушает горькую исповедь любого человека.

Есенин ведет с Джимом очень серьезный философский разговор о смысле жизни. Он понимает, что собаке недоступны человеческие страсти и завидует ему в этом.

Джиму неважно, какое у человека прошлое и как к нему относятся окружающие. Недобрая слава Есенина заставляет его глубоко ценить такое отношение. Многие отворачивались от поэта, узнав о его буйных выходках.

Но собака живет только настоящим днем и готова всегда молча выслушать его покаяние.

В конце стихотворения Есенин переходит к очень личной теме. Он просит Джима попросить за него прощения у той, «что всех безмолвней и грустней». Вероятно, поэт настолько сильно чувствует свою вину, что не в состоянии сделать это сам. Даже человека он не может назначить в посредники, так как слова не передадут полностью его раскаяние.

«Лизни ей нежно руку», — только так Есенин может выразить свою покорность и признание тяжелой вины. Так и не было до конца установлено, кого же имел в виду поэт. Учитывая его бурную жизнь, на эту роль могло претендовать несколько женщин. Наиболее распространена версия, что этой таинственной гостьей могла быть Г.

Бениславская, которую связывали с Есениным давние и очень непростые отношения.

  1. Дай, Джим, на счастье лапу мне,
  2. Такую лапу не видал я сроду.
  3. Давай с тобой полаем при луне
  4. На тихую, бесшумную погоду.
  5. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
  6. Пожалуйста, голубчик, не лижись.
  7. Пойми со мной хоть самое простое.
  8. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
  9. Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
  10. Хозяин твой и мил и знаменит,
  11. И у него гостей бывает в доме много,
  12. И каждый, улыбаясь, норовит
  13. Тебя по шерсти бархатной потрогать.
  14. Ты по-собачьи дьявольски красив,
  15. С такою милою доверчивой приятцей.
  16. И, никого ни капли не спросив,
  17. Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
  18. Мой милый Джим, среди твоих гостей
  19. Так много всяких и невсяких было.
  20. Но та, что всех безмолвней и грустней,
  21. Сюда случайно вдруг не заходила?
  22. Она придет, даю тебе поруку.
  23. И без меня, в ее уставясь взгляд,
  24. Ты за меня лизни ей нежно руку
  25. За все, в чем был и не был виноват.
  26. Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова»

Пропустить и перейти к содержимому

Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, обладающий даром чувствовать и выражать истинную красоту. Он мастер своего дела. Его лирика бесценна и способна затронуть сердца миллионов людей.

Нам представлена возможность познакомиться с его стихотворением «Собаке Качалова». Стихотворение написано в форме обращения к собаке Джиму. И если более подробно разбирать данный текст, то можно увидеть, что автор исповедует собаке о случившемся.

Учитель проверяет на плагиат?Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Из этих строк следует, что основная мысль стихотворения — это страдание по любимой женщине.

Стихотворение «Собаке Качалова» является одним из лучших стихотворений Есенина. В стихотворение автор умело включил элементы и описания, и рассуждения.

Рассуждения здесь более интересны, так как автор задумывается над вопросом, который тревожит его сердце. Это своеобразное стихотворение оставляет глубокое впечатление. Интонация стихотворения оставляет глубокое впечатление.

Интонация стихотворения разговорная, грустная, с элементами раздумья:

Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

В стихотворении мы видим образ лирического героя, чувства которого просматриваются в тексте. Наш лирический герой обращается к собаке, Джиму, его образ очерчен яркими выразительными мазками («бархатная шерсть», «по-собачьи дьявольски красив», «как пьяный друг, ты лезешь целоваться»).

Атмосфера данного стихотворения довольно спокойная, уравновешенная, она способствует тому, что данное стихотворение есть рассуждение, размышление.

С целью придания тексту большей образности и выразительности автор использует многочисленные эпитеты: «тихая, бесшумная погода»; «хозяин мил и знаменит»; «доверчивая приятца»; «безмолвны и грустны».

Яркие метафоры придают своеобразное движение тексту, помогают нам образно создать объем стихотворению: «она придет, даю тебе поруку»; «лизни ей нежно руку»; «Дай Джим, на счастье лапу мне» — это выражение повторяется несколько раз, потому как данная стилистическая фигура является чем-то важным для нашего автора.

Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

В данном столбике стихотворения присутствует экспрессивная лирика, усиливающая выразительность речи, лексика, выражающая эмоции, чувства. Автор задает вопрос, ожидает услышать ответ, но это всего лишь риторический вопрос.

Стихотворение пропитано своеобразным настроением. Атмосфера является частью неотъемлемого от окружающего, как аккомпанемент к собственным переживаниям и чувствам героя. Своеобразная символика заключилась в часть его переживаний, философского раздумья.

Автор переживает, в то время как сам призывает читателя поразмыслить над этим вечным вопросом. Стихотворение пропитано чувством любви и нежности, в тексте чувствуется какая-то неопределенная легкость, вдохновенье.

К таким стихам мы идем всю нашу жизнь и никогда не исчерпаем их содержания: «бездна пространства» остается бездной.

Ссылка на основную публикацию