Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Конец XVI века, церковь хочет приобщить людей к догматам христианства через искусство.

Картины, скульптуры, музыка, литература должны вызывать у зрителя особый настрой и способствовать единению с Богом. Эти идеи легли в основу стиля. Слово «barocco» обозначает «странный», «причудливый».

За весь период проявившимся удивительным буйством фантазии мастеров этого времени.

Характерные особенности барокко

Эпоха барокко началась около 1600 года в Риме, и распространилась по Европе в XVII-XVIII веках.

Искусство и архитектура стиля барокко характеризуется экстравагантностью, неповторимостью, орнаментальными украшениями, четкими деталями и преувеличенным движением.

В скульптуре, живописи, архитектуре, литературе, танце и музыке преобладает изобилие и величие, направленное на переживание чувств и эмоций. Цель — вызвать у зрителей трепет и восхищение, привлечь внимание.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

История зарождения расцвета и угасания барокко

Барокко следовало за Возрождением. Стиль зародился в эпоху Контрреформации, когда католическая церковь начала эмоционально призывать верующих через искусство и архитектуру. Различают эпоху раннего, высокого и позднего барокко.

При переходе и раннем периоде усилился декоративный элемент, много внимания уделялось внутреннему двору и дворцовому саду. Отмечается обилие балюстрад, фонтанов и скульптур.

Стиль позднего барокко часто называют рококо. Это облегченная версия стиля, лишенная драматизма, во главе с чувственной беспечностью.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Самые известные художники барокко

Рембрант (1606 – 1669). Изобразил множество библейских и мифологических сцен, использовал барочные техники контраста и движения. Кроме того рисовал самые различные предметы.

Караваджо (1571 – 1610). В картинах передавал реалистичное физическое и эмоциональное состояние человека. Использовал технику тенебризма.

Йоханнес Вермеер (1632 – 1675). Величайший художник XVII века, посвятивший жизнь работе. Написал множество картин. Использовал дорогие пигменты, такие как лазурит, дорогой синий пигмент.

Читайте ????  Спальня в стиле барокко

Герард ван Хонтхорст (1592 – 1656). Использовал цвет и движение для создания визуальной драмы. Все его картины рассказывают историю. Успешно изображал искусственно освещенные сцены.

Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640). Влиятельный художник, сторонник фламандского барокко. Обладал уникальной манерой письма, умело подчеркивал движение, цвет и чувственность. Создал более 1400 работ! Особенно удачными получались исторические сцены, гравюры, гобелены.

Диего Веласкес (1599 – 1660). Художник-индивидуалист эпохи барокко. Писал в тенебристском стиле, но позже развил свободную и смелую манеру рисования. Умел создавать иллюзию формы при просмотре полотна с определенного расстояния. Автор множества портретов испанской королевской семьи, известных деятелей.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Рембрант Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Йоханнес Вермеер Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Герард ван Хонтхорст Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Питер Пауль Рубенс Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление Диего Веласкес

Стиль барокко в архитектуре

Архитектурный стиль барокко отличается динамичностью и сложными формами. Общие черты:

  • Величие и контраст.
  • Богатая обработка поверхности.
  • Ярко окрашенные потолки.
  • Крупно — масштабные фрески.
  • Использование гипса и лепнины, мрамора или искусственной отделки.
  • Эффектные центральные выступы на внешнем фасаде.

Кроме того, стиль барокко в архитектуре характеризуется большими открытыми пространствами с высокими куполами над головой. Это позволяет свету проникать в комнату. Купол – типичный символ барокко в архитектуре, символизирует союз Неба и Земли.

Здания имеют типичное оформление входа. Гирлянды, завитки, ломанный или изогнутый фронтон, щедро украшенная часть прямо над входом.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Материалы в архитектуре барокко

Архитекторам нравилось комбинировать разные строительные материалы, в том числе красный кирпич, бело-синий камень, часто добавляли позолоту, смешивали различные краски. Техника строительства предполагала применение натурального камня, бронзы, поверхности штукатурились. В качестве декора применялся хрусталь.

Декоративная отделка

Для стиля барокко характерно обилие орнаментов снаружи и внутри здания. Это продиктовано желанием церкви передать чувство триумфа и жизнерадостности в религиозных зданиях, превратив их в рай на земле.

Декором служили персонажи библейских сюжетов. В отделке присутствует театральный элемент. Одним из типичных элементов являются маски в форме человеческого лица и головы животных анфас.

Они устанавливались над входной дверью, аркой, окнами.

Типичным приемом отделки является установка кариатид и атлантов. Предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады. Довольно часто на одном здании размещались языческие боги и католические святые. Так подчеркивалась нереальность происходящего. Декору придавали монументальность, применялась орнаментальная лепка, мистические символы, знаки.

Архитектурные приемы

Для архитектуры барокко характерны приемы раскреповки в середине фасада. Часть стены выдвигалась вперед либо задвигалась назад. Так достигалась гармония и выразительность в композиции сооружения.

Читайте ????  Черты стиля барокко и классицизма: отличие и сходства

Особенностью барокко является применение выпукло-вогнутых линий фасадов, балконов, башен, использование овалов и окружностей. Особенно это заметно при отделке оконных проемов. Популярны овальные, французские, арочные, в виде полусферы.

Итальянское барокко

Итальянское барокко полностью соответствует классическим нормам. Среди профессиональных архитекторов выделяются: Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона, Гуарини. Они создавали изысканные, величественные и яркие сооружения, которые пользовались успехом в Италии. Особенности стиля передавали атмосферу величия и достоинства.

Барочная архитектура во Франции

Для французов итальянское изобилие граничило с неприличием, своенравием и безвкусицей. Французские представители барокко считались профессиональными людьми, преданными королю.

Стиль в архитектуре Франции был более сдержанным, планы менее сложными, исключались капризы и излишества. Большое внимание уделялось деталям и пропорциям традиционных порядков.

Примером французского барокко является королевский дворец Людовика XIV за пределами Парижа.

Внушительная и строгая архитектура барокко во Франции постепенно стала культурной моделью для прогрессивной Европы.

Барокко в архитектуре России

Эпоха началась только при Петре I, когда началось сближение с Западной Европой. Различают Московское, Нарышкинское, Петровское, Строгановское барокко. Полноценный переход сохранил национальный колорит, отличительные черты древнерусского зодчества.

Одна из особенностей — композиционная целостность, достигающаяся за счет смыкающихся внутренних и внешних частей здания. С размещением лепного декора, орнаментов, большого количества проемов, зеркал, живописных платформ. Главное предназначение — поразить монументальностью и вычурностью исполнения.

Современное барокко

В современном дизайне барокко также остается вычурным, эксцентричным. Основным признаком является использование золотистой лепнины на дверных проемах, рамках зеркал и картин, колоннах, нишах. Часто располагается на контрастном фоне (белом, зеленом, бордовом).

Архитектурные здания, сохранившиеся до наших дней

Наследие эпохи огромно. Ежегодно сотни тысяч людей хотят увидеть шедевры и сделать фотографии. Перечислим некоторые известные здания, сохранившиеся до наших дней.

Карлскирхе — Вена

Восхитительный собор Вены. Был построен после вспышки чумы в начале XVIII века.

Шенбрунн — Вена

Летняя резиденция династии Габсбургов. Построена в стиле позднего барокко.

Площадь святого Петра — Ватикан

Работа принадлежит Лоренцо Бернини. Им был создан фонтан и колонны с 140 статуями святых.

Собор в Сакатекас — Мексика

Один из прекрасных примеров мексиканской культуры. Включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сан-Карло алле куарто фонтане — Рим

Спроектированный Франческо Борромини. Храм построен и освящен в середине XVII века.

Читайте ????  Создание спальни в стиле барокко

Государственный дом инвалидов — Париж

Предназначался для дома престарелых и госпиталя для ветеранов. Сегодня это музей французской армии и современной истории. В этом месте покоятся национальные герои страны.

Собор святого Иакова Сантьяго де Компостела — Галисия

Популярное место для паломничества, один из известных соборов Испании. Сооружение типично для эпохи. Построено архитектором Фернандо до Кагас Новоа.

Собор святого Павла — Лондон

Представитель английского барокко. Основан на территории церкви, но сильно поврежден после пожара в 1666 году. До недавнего времени был самым высоким зданием в Лондоне.

Версальский дворец — Версаль

Величайшее творение человека, прекрасный пример барочной архитектуры. Разработан Жюлем Мансаром. Сегодня Дворец Версаля один из известных музеев мира. Его сады остались такими же великолепными, как и при правлении Людовика XIV.

Зимний дворец — Санкт-Петербург

В прошлом официальная резиденция семьи Романовых. Спроектирован Доменико Трезини, но подвергся изменениям и реставрации после пожара. Во время блокады города сильно пострадал, но был восстановлен до прежнего величия.

Барокко в живописи

Картины в стиле барокко имеют общую особенность. Они создают драматическое ощущение, используются глубокие цвета, контрастирующие с темным фоном.

Характерные черты в живописи проявляются в использовании техники светотени, для создания контрастной драматической атмосферы.

Именно описывание трагичного момента настоятельно навязывала католическая церковь. Кроме того искусство барокко характеризуется:

  • Описыванием истории.
  • Изображениями религиозных сцен.
  • Использованием глубоких цветов, контрастирующих с основными.
  • Светлые предметы изображаются на темном фоне.

Музыка барокко

Время творения великих композиторов: Баха, Вивальди, Генделя, Скарлатти. Они работали в различных жанрах. Появляется жанр оперы и концерта, как одних из главных барочных форм.

Популярно сочетание токатты и фуги, инструментальные сюиты и сонаты пишутся как для сольного исполнения, так и для камерных оркестров. Меняется содержание и смысл музыкального творчества. Добавляются скорбные и трагические образы.

Время становления национальных школ: итальянской, немецкой, испанской, французской.

Широкое распространение получает клавесин, скрипка, виолончель, флейта. Но основным инструментом стал орган.

Барокко в литературе

Характерно описание религиозных и светских мотивов, христианских и языческих образов. Поэты использовали сложные метафоры, пышный риторический стиль. В основу литературного произведения ложилась изысканная и причудливая форма изложения. Она давала ощущение дисгармонии мира с правлением бессмысленного и слепого рока.

Читайте также:  Анализ романа Дефо «Робинзон Крузо»

В данный период развиваются устойчивые малые формы стихов (мадригалы, сонеты, сатирические романы).

Барокко — причудливая жемчужина европейской культуры: суть, история развития, особенности стиля

Updated: 28.07.2020

Барокко (barocco) — стиль в живописи, архитектуре, прикладном искусстве и важная культурно-историческая эпоха, охватившая XVII — XVIII столетия.

Название «барокко», согласно основной версии, происходит от португальского barroco — это слово означает жемчужину необычной, неправильной формы. Такие украшения как раз вошли в моду в XVII веке.

Но есть и другие гипотезы, касающиеся происхождения термина.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное.

В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам.

Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Характерные особенности барокко

Барокко действительно бросается в глаза вычурно-пафосными чертами, декоративной затейливостью, нередко — пышностью и роскошью. Но было бы неверно сводить эстетику барокко только к внешней форме.

После напряжённого XVI столетия с его экзистенциальными кризисом, сломившем возрожденческие идеалы, мировоззрение человека изменилось.

Он уже не ощущал себя центром Вселенной, а чувствовал себя, по словам Паскаля, «между всем и ничем», пытался осознать суть вещей и законов мироздания — но не мог понять «ни начала, ни конца».

Реформация поколебала религиозные устои, Контрреформация устрашила, а учение Коперника разрушило старый понятный космос и открыло новый, где Земля из центра мировой системы стала песчинкой. Вселенная — огромной и непонятной, мир — местом, где властвуют могучие стихии.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев?

Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи. В искусство вторгаются бурные страсти в действии, противопоставляемые ренессансному спокойствию и рациональности. Искусство приобретает силу стихии.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

  • С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.
  • И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto).

Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм.

Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей.

Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко.

Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени.

Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты.

Некоторые направления барокко были очень своеобразны:

  • о караваджизме с его реалистичностью скорее следует говорить как о самостоятельном стиле, относящемся к эпохе барокко, пропитанном её настроениями, но обладающем художественной оригинальностью;
  • во Франции в период абсолютизма получил распространение барочный классицизм, в наибольшей степени проявивший себя в парадных портретах знати;
  • в Испании XVII столетие стало «Золотым веком» для живописи. Испанских мастеров отличал строгий, даже подчас жёсткий, суровый и трагичный художественный язык. Их работы узнать нетрудно;
  • а на севере Европы расцвело так называемое фламандское барокко, давшее миру Рубенса и Рембрандта.

Самые известные художники барокко

Итальянская школа в XVII-XVIII веках теряет лидирующие позиции. Если не считать особняком стоящего Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), итальянская живопись практически не дала в этот период всемирно известных имён. Тем не менее, стоит упомянуть целое созвездие мастеров, без которых европейское искусство однозначно было бы беднее:

  • болонскую академическую школу во главе с Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и Гвидо Рени (Guido Reni);
  • аллегорические картины на мифологические темы Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), братьев Агостино и Лодовико Карраччи (Agostino Carracci, Lodovico Carracci);
  • пышно-театральные картины Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona);
  • барочный иллюзионизм Андреа дель Поццо (Andrea Pozzo), создававший удивительные плафоны для храмов;
  • ведуты, то есть городские пейзажи венецианца Каналетто (Canaletto), Бернардо Беллотто (Bernardo Bellotto) и Франческо Лаззаро Гварди (Francesco Lazzaro Guardi);
  • Артемизии Джентилески (Artemisia Gentileschi) — выдающаяся представительница флорентийской академической живописи и написавшая известное полотно «Лукреция»;
  • картины-притчи Доменико Фетти (Domenico Fetti).
  1. В целом же художественное лидерство в эпоху барокко переходит с Апеннинского полуострова на Пиренейский, а также на европейский север — во Фландрию и Голландию.
  2. В Испании XVII век — это период мощного расцвета живописи. В это время здесь творили:
  • самобытный Эль Греко (El Greco), не вписывающийся ни в какие каноны;
  • Франциско де Сурбаран (Francisco de Zurbarán), сочетавший реалистичность с мистичностью;
  • Хосе де Рибера (José de Ribera), чьи картины полны трагизма, наполненного внутренней силой образов;
  • замечательный колорист Бартоломе Эстебан Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo);
  • и знаменитый «художник-психолог», мастер в передаче характеров — Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez), заявивший, что лучше быть первым в изображении уродства, нежели вторым в отражении красоты.

Другим полюсом барочной живописи стал север Европы, где тоже наступил свой «Золотой век». Во Фландрии расцветает чувственно-пышное барокко. Лидером фламандцев стал Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), чьи картины фонтанируют жизнеутверждающей силой, изумляют выразительной аллегоричностью.

  • Крупными величинами среди фламандцев являются также Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), Франц Снейдерс (Frans Snyders) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).

В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals).

  1. А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика.
Читайте также:  Краткое содержание пьесы «На дне» для читательского дневника (М. Горький)

Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира. Но и произведения их коллег второго-третьего эшелона тоже ценятся высоко. Это выгодная инвестиция: вложение в бессмертные ценности.

Картины старых мастеров на сайте VeryImportantLot всегда пользуются большой популярностью. В зависимости от известности автора, стоимость работ на аукционах составляет от нескольких тысяч евро.

Посмотрите многочисленные фотографии антиквариата эпохи барокко в поисковике портала, ознакомьтесь с аукционными ценами на картины, мебель, предметы интерьера.

Культура барокко как эстетическое обращение к духовному опыту Европы

  • Культура эпохи барокко: барочный менталитет и барочное мышление
  • Бачинин Владислав Аркадьевич, доктор социологических наук
  • Сущность Барокко

Культурный стиль Барокко возник в Европе в XVII в. в условиях кризиса ренессансного антропоцентризма. Получилось так, что утверждаемая культурой Возрождения свобода человека от власти высших сакральных начал обернулась, с одной стороны, чувством покинутости и одиночества (философия Б. Паскаля), а с другой – прямой апологетикой имморализма (политическая доктрина Н. Макиавелли).

В противовес им исходной этической и философско-религиозной предпосылкой стиля барокко явилась убежденность в необходимости спасать человека от зла.

Спасителем мог быть только Бог, но признание этого культурным сознанием было равнозначно отвержению антропоцентризма и принятию теоцентрической картины мира с присущей ей системой норм, ценностей и смыслов.

Чем шире распространялись секулярные умонастроения, тем энергичнее обнаруживали себя духовные порывы творческого сознания ввысь, к Богу. Философские идеи Б. Грасиана, Г. Лейбница и Я. Беме, поэтические образы Т. Тассо, Дж. Мильтона и П. Кальдерона, музыка И. С. Баха, живопись Караваджо, Д.

Веласкеса, Эль Греко, Рембрандта, составившие золотой фонд культуры Барокко, были пронизаны устремленностью в духовные выси сакрального мира. В их творениях потому и присутствовало столь много внутреннего напряжения, что только благодаря энергичным усилиям христианского духа можно было удержать теоцентрическую систему ценностей на авансцене европейской культуры.

То, что в барочном сознании мир предстал раздираемым многими противоречиями, утратившим внутреннюю уравновешенность, пребывающим в динамике бурных сотрясений, это не противоречило исходным библейским установкам.

Поэты, черпающие вдохновение как из евангельского источника, постоянно обращались к теме Страстей Господних. Страдания Сына Божьего оказывались удивительно созвучны социально-духовной атмосфере XVII в.

Барочное искусство взывало к религиозному опыту христианина через его эстетическое сознание.

Барочная культура развивалась под преимущественным воздействием католического миросозерцания. Страны, где влияние католицизма было наиболее сильным, породили наиболее яркие образцы барочной архитектуры, живописи, поэзии. Ими были Испания, Португалия, Италия, Фландрия, находившаяся под властью Испании.

После Люблинской унии церквей (1569) и объединения Литовского княжества с Польшей католическое Барокко стало распространяться в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии.

В католических соборах, строившихся в этих странах, художники стремились в своих росписях вызывать у прихожан ощущение пребывания в мире сакральных святынь и высших смыслов. Получили распространение огромные алтарные картины, изображавшие различные библейские сцены, насыщенные аллегориями и символами.

Стены соборов, сплошь покрытые живописью, напоминали театральные декорации и создавали ощущение призрачных, колеблющихся покровов, за которыми пребывал иной, непохожий на земную реальность, сакральный мир.

Философско-теологические основания культуры Барокко

Внутренний пафос барочной культуры подчинен стремлению возродить поколебленную ренессансным антропоцентризмом теоцентрическую картину мира с ее ценностными и нормативными абсолютами и с присущей ей непреложной категоричностью высоких нравственных требований к человеку.

В результате ренессансных попыток изгнать Бога из центра Вселенной и поместить на Его место обычного человека с множеством присущих ему грехов социальный мир грозил превратиться в страшное подобие картин Иеронимуса Босха, то есть в нечто вроде темного вселенского «подполья», где всевозможная злая нечисть, прежде страшившаяся гнева Божьего, теперь осмелела, повылезала из своих укрытий и заполнила все физическое, социальное и духовное пространство мира. Барочное сознание не могло принять ни такого мира, ни имморального человека-рационалиста, в чьей душе не находилось места для Бога.

Важным фактором, предопределившим многое в строе и пафосе барочной культуры, явилось драматическое столкновение двух западных направлений христианства — католицизма и протестантизма. В течение XVI — XVII вв. эти ветви единого ствола принесли замечательные культурные плоды.

Одаренные богословы, философы, художники, поэты, драматурги существовали как среди католиков, так и среди протестантов. Своим творчеством Бога славили со стороны католиков Паскаль, Эль Греко, Рубенс, Кальдерон и др.

, а со стороны протестантов — Мильтон, Беме, Лейбниц, Рембрандт, Бах, Гендель и др.

Барокко создало культурное пространство (философское, литературное, живописное, архитектурное), где не было равновесия и соразмерности, а преобладали напряженный драматизм столкновений противоположных сил. В нем изобиловали контрасты, борьба страстей и картины страданий.

В архитектурно-скульптурных и живописных композициях прежний ренессансный круг, являющийся символом гармонии, стал вытягиваться в эллипс, как символ напряженной, динамичной силы, преодолевающей сопротивление.

Статичные фигуры и лица, исполненные спокойного достоинства, некогда характерные для творчества мастеров Возрождения, стали уступать место святым ликам, озаренным мистическими восторгами, и телам, изображенным в экстатических позах с причудливыми изгибами.

В новых социально-исторических условиях мастера культуры Барокко стремились актуализировать духовный опыт, накопленный предыдущими столетиями развития христианской культуры.

Это имело вид стремлений, направленных на то, чтобы вернуть Бога не только в центр картины мира, но и в человеческое сердце.

Разнообразные метафизические, живописные, поэтические и музыкальные варианты теодицеи были освещены ясным пониманием того, что секуляризованная культура, лишенная интереса к трансцендентному миру, не способна дать должных духовных плодов. По существу, Барокко — это тоже возрождение.

Но оно стремилось возродить не античные идеи и каноны, подобно культуре Ренессанса, а более близкий по времени опыт средневековой религиозной культуры.

Более того, это было стремление не просто возродить, но максимально актуализировать средневековый теоцентризм, а также синтезировать его с отдельными элементами ренессансной концепции свободы и достоинства человека. Блеск и нищета Ренессанса состояли в том, что он поспешил отвернуться от большинства средневековых традиций.

Это придало ренессансным умонастроениям относительную легковесность и быстротечность, придало им характер мимолетного эпизода в духовной жизни Европы.

Многовековая работа христианского духа, подспудно копившего культурную энергию и ждавшего, что в новых исторических условиях результаты его трудов будут востребованы, не нашла себе полномасштабного применения в культуре Возрождения. А между тем, как верно заметил русский философ В. В. Розанов, в великом тысячелетнем молчании средних веков душа созревала не только для «Божественной комедии», но и для открытий Г. Галилея и Н. Коперника.

Б. Паскаль с его истинно барочным мироощущением высказал важную мысль об особой природе духа Барокко. Она приняла у него вид суждения о том, что агония Христа будет длиться вечно и что человеку на ее протяжении нельзя спать, а необходимо бодрствовать.

В этом утверждении присутствует мысль о вечной природе духа Барокко, который не исчезнет из культуры, а будет регулярно, с известной периодичностью заявлять о себе.

Барокко с характерным для него духом теодицеи означало пробуждение души европейца от того мимолетного забвения, когда она пребывала в плену ренессансных иллюзий. Императив «Нельзя спать!» означал запрет на духовную спячку.

Для духа, которому претят безмыслие, бесчувствие, невосприимчивость к высшей, сакральной реальности, существует особая форма бодрствования. достойная его высокой природы.

Она проявляется в готовности нести в себе память о высшем мире, бережно хранить представления о самом главном — Боге и бессмертии человеческой души. Императив Паскаля перекликается с философемой П. Кальдерона, вынесенной в название его пьесы «Жизнь есть сон» и подразумевающей, что физическая жизнь тела равнозначна сну и что только смерть приводит к окончательному пробуждению души, открывает ей путь к ее последующему вечному бодрствованию.

Драматизм человеческого существования состоит в том, что сон души способен рождать чудовищ, не менее устрашающих, чем сон разума. Запрет Паскаля на сон души — это попытка возвести преграду на пути зла.

Бодрствующий разум при спящей душе способен не только предать Христа, но и посягнуть на верховный авторитет Бога-творца. Отсюда категоричность запрета на сон не только души, но и духа.

И хотя буквальное исполнение этого императива обычному человеку не под силу, поскольку никакое бодрствование не может длиться бесконечно долго, и рано или поздно сон все равно возьмет свое, поскольку чередования сна и бодрствования — неустранимая неизбежность существования как тела, так и души.

Однако, культура Барокко требование бодрствовать звучит не из рассудочного пространства обыденной логики, а из пространства барочной метафизики религиозно-нравственных абсолютов, где доминирует вера в реальность запредельного мира, в непреложность библейских истин.

Последующие века показали, что культурно-историческая, религиозно-метафизическая природа барочного стиля гораздо шире пространственно-временных пределов Европы XVII столетия, что барочные умонастроения проникли из католицизма вначале в протестантскую культуру, а позднее, в XVIII — XIX вв. и в культуру православную. Это объясняется особенностью духа Барокко, присущим ему общехристианским пафосом теодицеи.

Читайте также:  Юмористическая фантастика для самых остроумных читателей

Художественно-эстетические принципы

Барокко — это мир, где нет равновесия, соразмерности и гармонии, а преобладают дисгармоничность и драматические коллизии, где над рассудочностью довлеют аффекты, где все полно контрастов и конфликтов, исполнено пафосом героической борьбы за сверхличные ценности и готовностью принять страдание за них.

Барочное культурное сознание не принимает обезбоженного мира и суетного человека, в чьей душе нет места Богу. Для него идеалом является личность, отстаивающая христианские идеалы.

Излюбленные мотивы художников Барокко — страдания Христа, святых мучеников, подвиги отшельников-страстотерпцев.

Изображая крестные муки, гонения за веру, художники стремились пробудить религиозно-эстетические чувства зрителя, вывести их на высший уровень экстатической напряженности и тем самым дать человеку возможность ощутить свою причастность к миру абсолютных ценностей и сакральных смыслов.

Для передачи драматических коллизий внешней и внутренней жизни человека в изобразительное искусство вводится «принцип гибкой формы».

Благодаря ему бурные эмоциональные состояния и душевные порывы изображаются посредством причудливых изгибов, резких ракурсов, театральных жестов, вычурных линий и неожиданных цветовых сочетаний.

Былые, ренессансные эталоны меры и гармонии уступают место повышенному интересу к фигуративным особенностям дисгармоний, диссонансов и чрезмерностей.

В отличие от ренессансных мастеров, изображавших своих героев чаще всего в статичных позах, исполненных достоинства и самоуверенности, барочные живописцы предпочитали писать лица и фигуры, исполненные внутреннего динамизма, озаренные мистическими восторгами религиозных откровений. В живописных и архитектурных композициях круг сменяется эллипсом: ренессансный символ гармонии сменяется символом напряженной, динамичной силы, преодолевающей внешнее сопротивление.

Судьба многих шедевров культуры барокко и их авторов в последующие века оказалась довольно необычной. Так, например, великий испанский художник Эль Греко пребывал в забвении до конца XIX в.

Крупнейший из барочных композиторов, другой гений – И.С. Бах, практически не был известен ни в Европе, ни в России до 1829 г., то есть до того момента, когда композитор и пианист Ф.

Мендельсон публично исполнил «Страсти по Матфею».

Только в ХХ столетии специалисты стали рассматривать Барокко в одном ряду с другими культурными стилями.

Объясняется это в значительной степени стремлением преодолеть те умонастроения секуляризма, рационализма и натурализма, которые заставляли многих европейцев пренебрежительно относиться к теоцентрической культурной традиции.

Лишь почувствовав усталость от холодного рационализма и бездушного позитивизма, ощутив тяготение к ценностям «мира горнего», европейское культурное сознание почувствовало повышенный интерес к культуре Барокко.

Христианская мысль: Том VII

Эссе по христианской художественной культуре "Раскрытие понятия «барочный менталитет»" (8 класс)

Раскройте суть понятия “барочный менталитет”.

Как он проявился в культовой архитектуре, живописи и скульптуре эпохи барокко?

Мало назвать барокко просто характеристикой европейской культуры, центром которой была Италия. Это нечто большее, чем эпоха, чем миллиарды умов, которые завоевались под влиянием барокко. Это также нечто большее, чем просто отвергание традиций, авторитетов, суеверий, предрассудков. За барокко незамедлительно следует и барочный менталитет.

Что же это за менталитет? Исходя из принципов барокко, ощущение мира при таком менталитете является особым, это своеобразное «чумное пиршество» души, торжество видимого красочного над скрытым мучительным.

Такое состояние барокко будто бы пускало пыль в глаза своим изяществом, но скрывало главное: ещё и некрасивое, тайное, порой ложное и неправдоподобное.

Идеал барокко, Великолепная дама, возможно, жила только для того, чтобы покрасоваться, потратить огромные состояния на роскошную одежду и напыщенные приёмы, сама она могла экономить на действительно важном.

Лица, окружающие даму, были поглощены будто бы адской мрачностью, вызывая вслед за собой присутствие дьявольского начала. Чем был продиктован такой менталитет, отрывание от земли? Возможно, действительно прогрессирующей в то время в Европе чумой.

Конечно же, Рим стал родиной архитектуры барокко, проявляясь больше всего в церковном зодчестве. В таких представительных барочных зданиях всё украшалось дорогой породой цветного мрамора, пышностью лепнины и росписей – благодаря этому как раз и создавалась обманчивость пространства.

Упомянутое выше отрывание от земли возникало в самом верху, на потолках, где летали различные религиозные и античные существа, которые помогали пространству, а следовательно, и людям будто бы уходить в бесконечность.

Одной из носительниц данного стиля можно назвать церковь Санта Сусанна, которая украшена полуколоннами и пилястрами, плоскость стен там дробится и изгибается, а украшения создают волнительную игру света и теней.

В живописи несомненными мастерами, передавшими менталитет барокко, можно назвать Рубенса и Караваджо, ведь их работы динамичны и напряжённы, незаурядны и сложны в своих сюжетах. Умонастроения эпохи переданы на полотнах с великолепным чувством пропорциональности, объёмными силуэтами и завершёнными композициями.

Скульптура также непосредственно связана с барочным менталитетом, преследуя темы подземных царств и мрачных сцен, а также небесной красоты.

Например, итальянец Лоренцо Бернини смог многогранном показать мифологическую сцену, где была похищена Прозерпина Плутоном, алтарная же группа «Экстаз святой Терезы», которая расположена в одной римской церкви, сохранила своё праздничное великолепие, создавая ощущение так называемой воздушности неба.

Барокко возникло из необходимости чувствовать по-новому, из-за кризиса Ренессанса, отказываясь от идеи гармонии и грандиозности личности.

Пусть барокко и не имело какой-либо связи с формой религии или властью, однако человечеству уже было подарено понимание многосложного мира, громадной его противоречивости, бытие было осмыслено как драматичное.

Барокко – это усиление исканий, не конечный пункт, но нечто весьма важное.

Барокко, барочное мышление

В то же время (17в.) распростран-ся ис-во барокко. Ис-во, кот-е пыт-ся овлад-ть стихией природы и чел-кой жизни, но своеобразным образом: жизни предаётся художественная форма, т.е.

реальный мир переводится в план худож-ой иллюзии, сказки… реальный мир, лишённый порядка приводится в систему субъективной воли худож-ка.

Борочное мышление пыт-ся привести хаос жизни в порядок не путём поиска объективных основ, законом-ей, а путём привнесения субъективной воли художника , композиционной уравновешенностью. Такая ориентация мышления и определила худож-ый стиль ис-ва барокко.

Основные черты: 1) повышенная эмоцоин-ть мироощущения; 2) усложнённость формы; 3) множество деталей и частей изображения упорядочивались единой композиционной волей художн-ка и подчин-сь порядку ансамбля.

В Барочном ис-ве и мышлении реализ-ся принцип сделать родственным всё всему. Был разраб-н приём изображ-я света, кот-й как бы обвалакивал все изображ-е предметы в единое целое.

Барокко означает: 1) декорация или украшение странной, необычной формы; 2) плохой вкус, чудачество, экстровагантность, противостоящие ясности, простоте пропорциональности, свойственным хорошему вкусу; 3)с португальского «жемчужина странной формы».

Бар-о основано на чувственном, образном восприятии, а рацион-е начало отсутствует. Бар-о основ-о на теории быстрого ума, интуиции, т.е. на способности пронекать в сущность отдалённейш-х предм-ов и мгновений комбиниров-ть и сводить их воедино.

В бар-о впервые найдено средство сведения в единую систему разнородных предметов( живого и неживого) и разнокачественных( неба и земли) путём изображения атмосферы, воздуха. Они как бы обвалакивали все предметы воздухом.

Для худож-ков было неважно истину они открывают в своих фантазиях или нет. Главное было поразить, потрясти, удивить, ошеломить странным, необычным, никогда не встречающимся. Для этого нужно было, чтобы их образы были правдоподобными, обычными, но открывать в них новые образы.

Человек, бог и природа были поставлены на одну ступень, в один ряд, т.к. все они были способны к творчеству и наделены гениальностью.

Возникает проблема меры: С одной стороны они считали, что не должно быть жёстких схем, ограничить творчество нельзя. С др-ой стороны фантазия должна быть ограничена какими-либо рамками, т.к. если перейти границу сказочности, фантостичности, чел-к не поверит, что это действительно, а это было очень важно.

Этот стиль очень ярко проявился в архитектуре, кот-я представлена величавыми, пышно украшенными зданиями с широким примен-ем скуптуры, большим кол-вом окон, ниш на фасадах. В целом, такие здания имеют очень сложный фасад, в кот-м очень трудно опред-ть иерархию элементов.

В бар-о преобл-т органич-е формы, все здания как бы растут, причём довольно произвольно. Их фасад –это процесс. Наиб-е ярко ярко прояв-сяв дворцово-парков-х ансамблях, кот-е явл-ся синтезом : скульптуры, живописи, декоративно-прикладного ис-ва. Например, Эрмитаж (Питер), Екатириненский дворец (Пушкино). Архитекторы: Бернини, Растрелли.

В ансамблях сочет-сь элементы воды и флоры (ландшафты). Живописцы: Рубенс, Рембрант, Караваджо, Веласкес.

Рембрант: Его образы всегда не односторонни. Он изображал личность, причём неважно в каком эмоцианальном сост-ии она наход-ся. Его интерес-л внутренний процесс духовной жизни.

У него все образы всегда размыты, трудно установить чёткие очертания фигуры. Его образы живут интенсивной, жизнью. Ему близко трагическое мировосприятие.

Часто образы поставлены на грань между жизнью и смертью, светом и темнотой.

Литература: Лопе де Вега, Кальдерон, Уэбстер. Музыка: Вивальди. В конце 17в. бар-о подвергли критике за: эмоциан-сть, чувствит-ть,невнимание и пренебрижение истиной.

Ссылка на основную публикацию