Кратчайшее содержание рассказа «чистый понедельник» для читательского дневника (и. а. бунин)

Рассказчик, он же один из двух основных героев, страстно влюблён в женщину. Они оба хороши собой, молоды, не обижены в интеллектуальном плане. Но всю зиму она держит его на расстоянии.

Весной в прощеное воскресенье она просит заехать за ней. По дороге влюблённый рассказчик выясняет, что его возлюбленная очень религиозна. На другой день девушка веселится на капустнике среди актёров и даже остаётся на ночь с рассказчиком.

Но следующим утром она уезжает в Тверь. Затем пишет письмо с просьбой не беспокоить ее более, так как она решила посвятить свою жизнь служению богу. Спустя некоторое время герой видит свою любимую в рядах послушниц монастыря.

«Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина

В обычный зимний вечер герой рассказа мчался от Красных ворот к храму Христа Спасителя. В доме напротив собора жила его возлюбленная. Каждый вечер он возил ее в рестораны, театры, на концерты. Полной близости она не позволяла, и от этого он пребывал в постоянном напряжении. Но, тем не менее, счастье не покидало его.

Непонятно зачем она записалась на курсы. Жила сама, снимая угловую квартиру с прекрасным видом на Москву. На дорогом пианино разучивала прекрасное начало «Лунной сонаты». Лежа на диване, принимала его подарки, с деланным равнодушием благодарила за новые книги, шоколад, цветы. Говоря о ненужности обедов и ужинов, сама любила вкусно поесть. Была неравнодушна к дорогой одежде, мехам.

Богатая и красивая пара неизменно привлекала внимание окружающих. Он был «неприлично красив» какой-то южной красотой. Она настоящая «персидская» красавица со смугло-янтарным лицом, черными волосами и бархатными глазами. Была молчалива, много думала, читала.

Если бы не его живость и болтливость, то они бы никогда не познакомились. А случилось это в декабре на лекции певшего и танцевавшего Андрея Белого. Наш герой так хохотал, что она обратила на него внимание и тоже рассмеялась.

Он все время вещал о силе своей любви, упрекая ее в невнимании. Она же успокаивала его, говоря о том, что кроме отца в Твери и его самого у нее никого нет.

Он видел, что ей многое в жизни не нравилось, и от этого любовь казалась ему странной.

Но он по-прежнему с нежностью смотрел на ее губы, слушал ее медленный голос, чувствуя и муку, и счастье.

Шли месяцы. Настало Прощеное воскресенье. В 5 вечера он приехал и застал ее одетой в черную шубку и такого же цвета шляпку и ботики. Ласково глядя на него, она предложила поехать в Новодевичий монастырь.

Он удивился и вдруг услышал, что ей надоели кабаки, что она часто ходит в кремлевские соборы, слушая там пение.

Они ходили по заснеженным кладбищенским дорожкам. Он с нежностью смотрел на ее маленькие следы.

Темнело. Ехали по Москве неспешно, зачем-то ища на Ордынке дом Грибоедова. Затем отправились есть блины в трактир Егорова.

Там было парно, словно в бане. Они прошли в комнату, где в углу висела икона Богородицы Троеручицы и горела лампадка. Она вдруг заговорила о религии, о дивном пении, о том, что, возможно, и она когда-нибудь уйдет в монастырь. Его сильно встревожили эти слова.

Прощаясь, она позвала его на «капустник», что также его удивило.

На следующий день он зашел в ярко освещённую квартиру и увидел ее, удивительно красивую, театрально стоящую у пианино.

На «капустнике» она пила шампанское, много курила, пристально глядя на кривляющихся актеров. Потом танцевала, вызывая восхищение окружающих. Уже в третьем часу ночи они ушли. У подъезда безжизненным голосом приказала отпустить извозчика.

Войдя в квартиру, он помог снять ей шубку. Из спальни послышался шорох снимаемого платья. Он с замирающим сердцем вошел туда. Перед зеркалом в одних лишь лебяжьих туфельках стояла его богиня.

На рассвете он проснулся от ее пристального взгляда. Склонившись, она сказала, что уезжает в Тверь, что после напишет ему.

Через 2 недели пришло послание, краткое и ласковое, но в нем была твёрдая просьба не искать ее. Она писала, что не вернется, пойдет на послушание, а затем, возможно, на постриг. Он не стал ее разыскивать, шатался по грязным кабакам, пил безбожно. Со временем все же стал отходить, но безнадежно и равнодушно.

Прошло около 2 лет с того самого чистого понедельника. Под Новый год он поехал в Кремль, в Архангельском соборе стоял долго, не молясь. А потом он ездил по их местам и не мог сдержать слез.

У ворот Марфо-Мариинской обители остановился, услышав умиленные девичьи голоса. Дав рубль дворнику, прошел внутрь двора. Из церкви вышла вереница поющих монахинь, у лиц которых мерцали огоньки свечей. И вдруг одна из них устремила взгляд в темноту, словно увидела его. Трудно сказать, могла ли она чувствовать его присутствие. Он тихо вышел из ворот обители.

Капустник — самодеятельное (как правило — для узкого круга «своих») шуточное представление, основанное на юморе и сатире.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Деревня», анализ повести Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Главные герои их характеристика:

Внешне очень красивый, материально обеспеченный молодой человек из Пензенской губернии, от лица которого идёт повествование. Герой влюблён, но его дама сердца не соглашается на брак и ни каким образом не даёт ему надежды на серьёзные отношения хотя бы в будущем.

Но он надеется и заваливает любимую подарками, исполняет любые капризы. Одна ночь вместе становится его единственной наградой за терпеливые ухаживания, но после она уезжает навсегда. Герой узнаёт, что его возлюбленная уходит в монастырь.

  • Героиня — возлюбленная рассказчиком

Загадочная девушка с притягательной внешностью: стройная, смуглокожая, темноволосая, черноокая — звезда светского общества. Из богатой семьи, живёт одна в Москве, но при этом материальные блага для неё не важны.

У этой необычной девушки богатый внутренний мир, она ищет своё призвание и, к несчастью главного героя, не видит себя хранительницей очага. Выбором её души становится служение богу.

Краткое содержание рассказа «Чистый понедельник» подробно

Иван Алексеевич Бунин

Всю зиму герой-рассказчик ездил к храму Христа Спасителя, напротив которого снимала угловую квартирку его возлюбленная. Он дарил ей букеты и книги, водил в театры и рестораны. Но его знаки внимания девушка принимала почти безразлично. Слабостью её оставалась лишь дорогая одежда — меха и шелк.

Как пара они были великолепны. Он похож на итальянца, она на персидскую красавицу. Она была молчалива и задумчива, он весел и разговорчив. С момента их знакомства на лекции Андрея Белого наш герой был одержим желанием жениться на прекрасной героине, но она не позволяла их отношениям перейти в “серьёзные”.

Ласкам вроде не противилась, подарки принимала, но дистанцию сохраняла. Герою оставалась довольствоваться тем, что есть и он вволю любовался своей спутницей, восхищаясь её богатым внутренним миром и загадочностью. Надежды на совместное будущее он не оставлял.

Пришла весна. В Прощеное воскресенье герой заехал за своей возлюбленной по её просьбе. Они отправились в Новодевичий монастырь. Девушка по дороге рассказала, что прошлым утром была на похоронах епископа. Она была под большим впечатлением. Герой удивился, как много знает его любимая о церкви. Вечером в трактире девушка обмолвилась, что возможно уйдёт в монастырь.

На другой день, в чистый понедельник, на весёлом капустнике возлюбленная героя много танцевала, курила и выпивала шампанское. Домой попросилась лишь в три часа ночи и велела кучеру уехать. В эту ночь герой остался до утра у возлюбленной.

Чуть рассвело девушка разбудила рассказчика и попросила оставить её. Она сказала, что вечером уезжает в Тверь.

Спустя две недели наш герой получил от своей возлюбленной послание, в котором она просила не отвечать ей и сообщала, что идёт в «послушницы». Рассказчик тяжело переживал, но просьбу исполнил. Он долго кутил с горя, но постепенно оправился.

Минуло два года. Путешествующий по «святым местам» герой, остановившись у монастырских ворот, услышал церковный хор. Став свидетелем крестного хода, он среди других шествующих разглядел лицо своей бывшей возлюбленной.

Краткое содержание

Рассказчик вспоминает, как когда-то давно был страстно влюблен в одну женщину и усилено ухаживал за ней. Каждый день он приезжал к ней с подарками (шоколад, новые книги), вечером возил любимую по ресторанам и театрам. При этом они продолжали оставаться просто друзьями с загадочными и непонятными отношениями.

Вместе они составляли прекрасную пару, на которую невольно обращали внимание окружающие. Рассказчик был хорош собой, его возлюбленная являлась настоящей красавицей.

Все свободное время странная пара проводила вместе. Они много читали, говорили о литературе и искусстве. Рассказчик постоянно напоминал женщине о своей любви. На это она давала крайне неопределенный ответ: «Кроме отца и вас, у меня никого нет на свете».

Нередко по вечерам рассказчик принимался страстно целовать любимую. Она этому не противилась, но в самый последний момент холодно отстраняла разгоряченного мужчину и уходила одеваться к привычному посещению ресторана или театра.

Однажды ласки и поцелуи сами собой переросли в физическую близость. Рассказчик надеялся, что это навсегда соединит его с возлюбленной и вскоре заговорил с ней о браке. Ответ женщины жестоко разочаровал его: «В жены я не гожусь». Тем не менее, мужчина не терял надежды. Он был уверен, что эта «неполная близость» неизбежно приведет к прочному союзу.

Рассказчик приучил себя довольствоваться тем, что имеет. Как и прежде, он каждый день приезжал к любимой. Долгие разговоры постепенно переходили в поцелуи, продолжающиеся уже в постели.

Затем красивая пара ехала в какое-нибудь развлекательное заведение. Оба много пили, курили, вызывали цыган.

Под утро мужчина отвозил возлюбленную домой и уже предвкушал, что следующий вечер будет точно таким же.

Так рассказчик провел все зиму. В Прощеное воскресение он, по приказу любимой, приехал к ней в пять часов вечера. Женщина была одета во все черное.

Совершенно неожиданно для рассказчика она заговорила о религии, обнаружив глубокие познания в православном богослужении.

Читайте также:  Краткое изложение рассказа Антона Чехова «Переполох»

На недоуменный вопрос мужчины («Откуда вы это знаете?») любимая сказала, что часто одна ходит на кладбища и посещает церкви. Ее тянет не религиозность, а стремление соприкоснуться с высшей духовной красотой.

Женщина предложила вместо посещения очередного злачного места поехать в Новодевичий монастырь. Святое место сильно подействовало на влюбленных. Они разыскали могилы Чехова и Эртеля и долго молча простояли возле них. В сумерках пара отправилась в трактир, где подавали знаменитые на всю Москву блины.

Красавица продолжила разговор на религиозную тему. Она с восхищением рассказывала о своих многочисленных посещениях разных монастырей, наизусть воспроизводила фрагменты древнерусских летописей.

Во время беседы у женщины невольно вырвалось затаенное желание: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь…».

Рассказчик не придал особого значения этой фразе, но с удивлением наблюдал за странным преображением любимой.

При прощании любимая пригласила рассказчика на следующий день (Чистый понедельник) поехать на театральный «капустник». Они пробыли на нем до глубокой ночи, наблюдая за пьяными разгулявшимися актерами. Женщина, как обычно, сама много пила и курила, а в разгар веселья приняла участие в танцах.

Вернувшись к дому, любимая впервые за все время отношений предложила рассказчику остаться у нее на ночь. Лишь на рассвете она попросила его уйти и сказала, что уезжает в Тверь.

Спустя две недели рассказчик получил письмо, в котором любимая просила не искать ее и признавалась, что намерена принять монашеский постриг. Мужчина впал в отчаяние, долгое время горько пил, спускаясь на самое «дно», и лишь спустя пару лет стал приходить в себя.

Однажды под Новый год рассказчик, повинуясь какому-то импульсу, зашел в московский Марфо-Мариинский женский монастырь. В толпе монашенок он увидел глаза женщины, которую когда-то любил больше всего на свете. В глубокой задумчивости мужчины покинул обитель…

История создания рассказа «Чистый понедельник»

Во время написания рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунин находился во французской иммиграции. Задумка создания рассказа появилась ещё в 1937-м году, а свет он увидел в Нью-Йоркском журнале в 1945 году. Иван Алексеевич сам говорил, что «благодарен богу» за рождение этого произведения. Он был уверен, что этот рассказ лучшая его работа.

Это произведение литературоведы относят к неореализму, а его ведущий художественный приём — антитеза, то есть автор противопоставляет образы героев, монастырскую и городскую жизнь, духовность и быт.

Интересно, что исследователи творчества писателя считают, что у героев «Чистого понедельника» есть жившие в реальности прототипы. Это сам писатель и его первая любовь Варвара Пащенко, которая тоже долго не могла разобраться со своими чувствами. Варвара, правда, ни в какой монастырь не уходила, но оставив Бунину на прощание лишь записку, стала женой другому мужчине.

«Чистый понедельник» за 5 минут. Краткое содержание рассказа Бунина

Каждый вечер зимы 1912 года рассказчик посещает одну и ту же квартиру напротив храма Христа спасителя. Там живёт женщина, которую он безумно любит.

Рассказчик возит её в шикарные рестораны, дарит книги, шоколад и живые цветы, но не знает, чем всё кончится. О будущем она говорить не хочет.

Настоящей, последней близости между ними ещё не было, и это держит рассказчика «в неразрешимом напряжении, в мучительном ожидании». Несмотря на это, он счастлив рядом с ней.

Продолжение после рекламы:

Она учится на исторических курсах и живёт одна — её отец, вдовый просвещённый купец, обосновался «на покое в Твери». Все подарки рассказчика она принимает небрежно и рассеянно.

Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом.

У неё есть любимые цветы, книги она прочитывает, шоколад съедает и ужинает с большим удовольствием, но её единственная настоящая слабость — «хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех».

И рассказчик, и его возлюбленная молоды и очень красивы. Рассказчик похож на итальянца, ярок и подвижен. Она смугла и черноглаза как персиянка. Он «склонен к болтливости и простосердечной весёлости», она всегда сдержана и молчалива.

Рассказчик часто вспоминает, как они познакомились на лекции Андрея Белого. Писатель не читал лекцию, а пел её, бегая по сцене. Рассказчик «так вертелся и хохотал», что привлёк внимание девушки, сидящей в соседнем кресле, и та смеялась вместе с ним.

Иногда она молча, но не противясь, позволяет рассказчику целовать «её руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело». Почувствовав, что он больше не может владеть собой, она отстраняется и уходит. Она говорит, что не годится для брака, и рассказчик больше не заговаривает с ней об этом.

Наша неполная близость казалась иногда невыносимой, но и тут — что оставалось мне, кроме надежды на время?

Брифли существует благодаря рекламе:

То, что он смотрит на неё, сопровождает в рестораны и театры, составляет для рассказчика муку и счастье.

Так рассказчик проводит январь и февраль. Приходит Масленица. В Прощёное воскресенье она велит заехать за ней раньше обычного. Они отправляются в Новодевичий монастырь. По дороге она рассказывает, что вчера утром была на раскольничьем кладбище, где хоронили их архиепископа, и с восторгом вспоминает весь обряд. Рассказчик удивлён — до сих пор он не замечал, что она так религиозна.

Они приезжают на кладбище Новодевичьего монастыря и долго ходят между могил. Рассказчик смотрит на неё с обожанием.

Она замечает это и искренне удивляется: он действительно любит её так сильно! Вечером они едят блины в трактире Охотного ряда, она снова с восхищением рассказывает ему о монастырях, которые успела посмотреть, и грозится уйти в самый глухой из них. Рассказчик не воспринимает её слова всерьёз.

На следующий вечер она просит рассказчика отвезти её на театральный капустник, хотя и считает подобные сборища исключительно пошлыми. Весь вечер она пьёт шампанское, смотрит на кривляния актёров, а потом лихо танцует польку с одним из них.

Глубокой ночью рассказчик привозит её домой. К его удивлению, она просит отпустить кучера и подняться к ней в квартиру — раньше она этого не позволяла. Они сближаются окончательно. Под утро она сообщает рассказчику, что уезжает в Тверь, обещает написать и просит оставить её теперь.

Письмо рассказчик получает через две недели. Она прощается с ним и просит не ждать и не искать её.

В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть Бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…

Рассказчик исполняет её просьбу. Он начинает пропадать по самым грязным кабакам, постепенно теряя человеческий облик, потом долго, равнодушно и безнадёжно приходит в себя.

Продолжение после рекламы:

Проходит два года. Под Новый год рассказчик со слезами на глазах повторяет путь, который проделал когда-то вместе с любимой в Прощёное воскресенье. Затем он останавливается у Марфо-Мариинской обители и хочет войти. Дворник не пускает рассказчика: внутри идёт служба для великой княгини и великого князя. Рассказчик всё же заходит, сунув дворнику рубль.

Во дворе обители рассказчик видит крёстный ход. Возглавляет его великая княгиня, за ней следует вереница поющих инокинь или сестёр со свечами возле бледных лиц. Одна из сестёр вдруг поднимает чёрные глаза и смотрит прямо на рассказчика, словно почувствовав его присутствие в темноте. Рассказчик поворачивается и тихо выходит из ворот.

Жанр, направление

Жанр произведения «Чистый понедельник» – новелла. Этому жанру присущ неожиданный поворот сюжета, который заставляет переосмыслить смысл произведения. В данном рассказе – это неожиданный уход героини в монастырь.

Направление творчества Бунина тесно связано с символизмом. Несмотря на то, что «Темные аллеи» многие критики воспринимают как дань классической русской прозе, в новелле читатель увидит новые модернистские черты:

  • мотив незаконченности (оборванная на полутакте лунная соната, разлука главных героев после первой ночи);
  • необычная композиция: фабула не совпадает с сюжетом;
  • смелые религиозные отсылки: влюбленные стали близки в первый день Великого поста;
  • о символизме в тексте читателю говорят своеобразные подсказки: например, роль музыки. Неоконченная лунная соната является символом назревающих перемен в душе героини. Лунный свет, оттеняющий героиню, одетую в черное, символизирует несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу;
  • контрастность: любовь предстает мукой и счастьем.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа «Чистый понедельник» базируется на трёх частях:

  1. Экспозиция. Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения.
  2. Кульминация. Вторая часть говорит о событиях Чистого понедельника. Любовное соитие героев и великий грех (ведь время совпадает с церковным праздником, означающим начало воздержания и поста) — самая высшая точка напряжения в тексте.
  3. Развязка. Уход девушки в монастырь и переживания рассказчика.

Особенность композиции рассказа «Чистый понедельник» заключается в том, что фабула не совпадает с сюжетом: о знакомстве рассказывает именно герой.

Читатель становится свидетелем противостояния в рамках одной любви: герои противопоставлены друг другу. Рассказчик — земной человек, привыкший ставить мирские удовольствия выше духовных. Его влечение к женщине находит выражение в страсти.

Он не отличается силой духа и довольствуется праздной жизнью в ресторанах и театрах. Она — возвышенная духовно, устремленная к высшим сферам. Автор не раз описывает вопросительное выражение ее лица, ведь она постоянно думает и тяготится своим положением.

Лишь уход в монастырь позволяет разрешить ее внутреннее противоречие.

Главные герои и их характеристика

Важной деталью новеллы можно отметить, что повествование ведется от первого лица, но у главных героев отсутствуют имена.

Почему нет имен у героев «Чистого понедельника»? Это следствие типизации образов. Автор изобразил типичных представителей своей среды, но лишь женщины вышла из рамок, навязанных ей происхождением.

Однако автор захотел выдержать тон таинственности до конца, поэтому не назвал ее.

Главная героиня противоречивая натура: ее характеризуют таинственность, стремление к уединению, вопросительный взгляд. Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя. В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы.
Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни. После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив.
Читайте также:  Примеры для сочинения 15.3 на тему: Сильные духом люди

Образы героев в рассказе «Чистый понедельник» противопоставлены друг другу, несмотря на внешнее сходство. Этот контраст говорит о непостижимости природы любви, которая соединяет двух совершенно разным существ. Им не суждено понять друг друга.

…Свидание на кладбище

Отрывок из рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник»

Кто же знает, что такое любовь? — Я, я знаю! — воскликнул я. — И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье! — Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». — Это что? — Это так Платон Каратаев говорил Пьеру.

Я махнул рукой: — Ах, Бог с ней, с этой восточной мудростью! И опять весь вечер говорил только о постороннем — о новой постановке Художест­венного театра, о новом рассказе Андреева… С меня опять было довольно и того, что вот я сперва тесно сижу с ней в летящих и раскатывающихся санках, держа ее в гладком мехе шубки, потом вхожу с ней в людную залу ресторана под марш из «Аиды», ем и пью рядом с ней, слышу ее медленный голос, гляжу на губы, которые целовал час тому назад… И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье! Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках. — Все черное! — сказал я, входя, как всегда, радостно. Глаза ее были ласковы и тихи. — Ведь завтра уже чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке. — «Господи владыко живота моего…» Хотите поехать в Новодевичий монастырь? Я удивился, но поспешил сказать: — Хочу! — Что ж все кабаки да кабаки, — прибавила она. — Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище… Я удивился еще больше: — На кладбище? Зачем? Это знаменитое раскольничье? — Да, раскольничье. Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями… — Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии! — Это вы меня не знаете. — Не знал, что вы так религиозны. — Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого… Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег… Да нет, вы этого не понимаете! Идем… Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг нас спокойными, грустными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами. Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики, — она вдруг обернулась, почувствовав это: — Правда, как вы меня любите! — сказала она с тихим недоумением, покачав головой. Мы постояли возле могил Эртеля, Чехова. Держа руки в опущенной муфте, она долго глядела на чеховский могильный памятник, потом пожала плечом: — Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра! Стало темнеть, морозило, мы медленно вышли из ворот, возле которых покорно сидел на козлах мой Федор. — Поездим еще немножко, — сказала она, — потом поедем есть последние блины к Егорову… Только не шибко, Федор, — правда? — Слушаю-с. — Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать… И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке; но кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов, — прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов? Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна… — Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, — сказала она. Я засмеялся: — Опять в обитель? — Нет, это я так…

Основная идея

На протяжении книги автор с помощью описания цвета изобразил путь души от темного начала к светлому. Главная мысль рассказа «Чистый понедельник» созвучна названию — это очищение души от скверны и пошлости праздного прозябания. Герои молоды, богаты, красивы, но все это не дает им призвания, смысла, света.

Поэтому женщина стала искать его в аскезе и нашла. Ее духовные запросы обрели ответ в вере.

Если сначала Бунин описывает пурпурные, черные и золотые оттенки в описании героев (цвета греха, крови и смерти) и их обстановки, то в последних строках мы все чаще встречаем белый цвет — символ непорочности и очищения души, которая избрала свой путь.

Смысл новеллы «Чистый понедельник» заключается в том, героиня ушла не из дома, не от любви, а в свой дом и к своей мечте. «Нет, в жёны я не гожусь» — решила она для себя и была права.

Каждый из нас должен иметь смелость, чтобы пойти своим путем, даже если это заденет чьи-то чувства.

Главный герой все равно испытал великое счастье любви, которое, как любая вспышка, не могло длиться долго, но оставило в его душе яркий свет.

Краткое содержание рассказа "Чистый понедельник" и отзыв для читательского дневника (И. А. Бунин)

Рассказчик, он же один из двух основных героев, страстно влюблён в женщину. Они оба хороши собой, молоды, не обижены в интеллектуальном плане. Но всю зиму она держит его на расстоянии.

Весной в прощеное воскресенье она просит заехать за ней. По дороге влюблённый рассказчик выясняет, что его возлюбленная очень религиозна.

На другой день девушка веселится на капустнике среди актёров и даже остаётся на ночь с рассказчиком. Но следующим утром она уезжает в Тверь.

Затем пишет письмо с просьбой не беспокоить ее более, так как она решила посвятить свою жизнь служению богу. Спустя некоторое время герой видит свою любимую в рядах послушниц монастыря.

Популярные сегодня пересказы

  • Кристи Агата Кристи появилась на свет 15 сентября 1890 года в Англии, ушла из жизни 12 января 1976 года в Уоллингфорд, Оксфордшир, Англия, Великобритания.
  • Каникулы Кроша — краткое содержание книги Рыбакова Школьников девятого класса отправили проходить летнюю практику на автобазу. Крош не особо был рад этому назначению, ему хотелось в то место, где можно было поводить машину.
  • Фенька — краткое содержание рассказа Пантелеева В один из обычных вечеров автор рассказа сидел дома и читал книгу. Вдруг он услышал за окном странный шорох, который, то стихал, то опять нарастал. Рассказчик подошел к окну и увидел
  • Киплинг Если говорить о Киплинге, то нужно заметить, что его творчество ценится в нашей стране гораздо выше, чем в литературных кругах Англии. На родине он входил в число поэтов огромной, но культурно ограниченной публики.

Краткая характеристика главных героев рассказа «Чистый понедельник»

Внешне очень красивый, материально обеспеченный молодой человек из Пензенской губернии, от лица которого идёт повествование.

Герой влюблён, но его дама сердца не соглашается на брак и ни каким образом не даёт ему надежды на серьёзные отношения хотя бы в будущем. Но он надеется и заваливает любимую подарками, исполняет любые капризы.

Одна ночь вместе становится его единственной наградой за терпеливые ухаживания, но после она уезжает навсегда. Герой узнаёт, что его возлюбленная уходит в монастырь.

  • Героиня — возлюбленная рассказчиком

Загадочная девушка с притягательной внешностью: стройная, смуглокожая, темноволосая, черноокая — звезда светского общества. Из богатой семьи, живёт одна в Москве, но при этом материальные блага для неё не важны. У этой необычной девушки богатый внутренний мир, она ищет своё призвание и, к несчастью главного героя, не видит себя хранительницей очага. Выбором её души становится служение богу.

Чистый понедельник Краткое содержание

  Онлайн чтение книги Поединок I

(0)

Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл «Темные аллеи». Это рассказ о любви, только о любви странной, от которой героиня отказывается. Бунин здесь не только пытается разгадать великую тайну любви, но и рассказать о тайне человеческой судьбы, о сложной природе русского национального характера, о духе самой русской истории, о вере в Бога и непостижимости путей к нему.

Название рассказа говорит о том, что описываемые события происходят в канун важнейшего православного праздника, Чистого понедельника, наступающего после Прощеного воскресения и являющегося первым днем Великого поста и окончанием масленицы. Заглавие рассказа символично.

Читайте также:  Статистика чтения в России и мире

Так автор подчеркивает резкий перелом в судьбе героини: переход от светской, мирской жизни к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью.

Повествование дано в форме рассказа от лица главного героя. Интересно отметить то, что опять главные герои непоименованы, автор называет их «он» и «она».

Это необходимо для того, чтобы показать, что чувства, переживаемые героями, достаточно типичны, переживаемы многими людьми и служат, таким образом, знаком огромного обобщающего, общечеловеческого смысла.

Пейзаж, описанный в начале рассказа «Чистый понедельник» уже готовит нас к восприятию какого-то события, радостного и особенного.

Центром композиции произведения является героиня, она. Главный герой подробно рассказывает о том, что познакомились они случайно в декабре, на лекции Андрея Белого.

Она богата, дочь просвещенного человека знатного купеческого рода, живет одна в хорошо обставленных, просторных комнатах с нарядными цветами, с дорогим пианино, с турецким диваном.

В ее натуре есть что-то двойственное: с одной стороны — роскошь, символами которой в рассказе являются бархатное, цвета граната платье, турецкий диван, мебель красного дерева, с другой, — явный интерес к аскетической жизни (портрет босого Льва Толстого на стене).

Ее каждодневная жизнь проходит в череде светских развлечений и удовольствий. Однако рассказчик замечает то, что все это ей как будто и не нужно. Главный герой неожиданно для себя замечает ее интерес к русской истории, к знаниям (она зачем-то училась на курсах).

Герой «Чистого понедельника. — открытый, добрый, но откровенно легкомысленный человек, подверженный власти случая. Ему не дано понять свою подругу.

‘Утонченное мастерство писателя сказалось здесь в том, что языком обычного человека он сумел выразить всю сложную, серьезную, противоречивую натуру героини.

Именно благодаря рассказу заурядного героя о незаурядной личности мы чувствуем поразительную исключительность этого женского характера.

В героине сочетается, казалось бы, не сочетаемое: живейший интерес к современной жизни Москвы (здесь и капустники Художественного театра, и концерты Шаляпина; и многочисленные рестораны) и в то же время активное неприятие этой жизни; чтение наисовременнейших книг и глубокий интерес к древней русской истории, знакомство с церковными обрядами.

Здесь писатель размышляет не просто о характере героини, а о русском. национальном характере в целом, в котором, как в архитектуре Московского :Кремля, соседствуют русские соборы, построенные итальянскими мастерами; сочетаются западные и восточные черты, живет память многих Поколений.

Особенно яркое восточное Выделено Буниным в портрете героини, в образе ее своеобразной красоты: «А у нее красота была какая-то индийская, персидская… »

Она ходит на рогожское (старообрядческое) кладбищe где так силен колорит допетровской Руси, в Кремлевские соборы, в Храм Христа Спасителя, читает древнерусские памятники литературы. Так образ героини рассказа волей автора связывается с чем-то почвенным — с душой России, с ее историей.

Кульминация рассказа — единственная близость героини с любимым — происходит в последнюю ночь масленицы, а решение изменить жизнь и Уйти в монастырь падает на Чистый понедельник. Развязка — эпилог, когда герой два года спустя вспоминает случившееся.

И в такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный, он взял извозчика и поехал в Марфо-Мариинскую обитель, где случайно в одной из монахинь он узнал свою последнюю любовь: и вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платком, загородив свечку рукой, устремила взгляд глаз в темноту, будто как раз на меня. Что она могла Видеть в темноте, как она могла почувствовать мое присутствие?»

В этом рассказе с наибольшей силой прозвучала мысль Бунина о подсознательных или осознаваемых, но Потаенных СВЯЗЯХ каждого человека с прошлым, мысль о том, что в каждом человеке жива память веков, память поколений, которая движет, наряду с влиянием современности, его дурными и хорошими поступками, определяет его сложные эмоции, побуждения, склонности, память. Именно Этой меркой великого исторического прошлого и мерит героиня современную жизнь, именно с нравственных позиций, выработанных веками в русском человеке, подходит автор к любви своих героев.

И хотя счастье призрачно, а любовь мимолетна в этом забывшем о прошлом мире, она, по мнению Бунина, единственная ценность на земле, самое святое и светлое в жизни человека.

Поэтому та единственная счастливая ночь заставляет героиню наконец-то выстроить свою жизнь в соответствии с переданными ей из глубины веков привязанностями, зовом души, взглядом на мир и уйти в монастырь, уйти от того «многого», что ей не нравится в современном мире, в ее собственной жизни.

Она имеет в виду то безвозвратно уходящее чувство достоинства, красоты, благости, духовности, по коим безмерно тоскует и которые надеется обрести уже в монастырской жизни.

0 / 5. 0

.

Краткое содержание рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» подробно

Всю зиму герой-рассказчик ездил к храму Христа Спасителя, напротив которого снимала угловую квартирку его возлюбленная. Он дарил ей букеты и книги, водил в театры и рестораны. Но его знаки внимания девушка принимала почти безразлично. Слабостью её оставалась лишь дорогая одежда — меха и шелк.

Как пара они были великолепны. Он похож на итальянца, она на персидскую красавицу. Она была молчалива и задумчива, он весел и разговорчив.

С момента их знакомства на лекции Андрея Белого наш герой был одержим желанием жениться на прекрасной героине, но она не позволяла их отношениям перейти в «серьёзные». Ласкам вроде не противилась, подарки принимала, но дистанцию сохраняла.

Герою оставалась довольствоваться тем, что есть и он вволю любовался своей спутницей, восхищаясь её богатым внутренним миром и загадочностью. Надежды на совместное будущее он не оставлял.

Пришла весна. В Прощеное воскресенье герой заехал за своей возлюбленной по её просьбе. Они отправились в Новодевичий монастырь. Девушка по дороге рассказала, что прошлым утром была на похоронах епископа. Она была под большим впечатлением. Герой удивился, как много знает его любимая о церкви. Вечером в трактире девушка обмолвилась, что возможно уйдёт в монастырь.

  Краткое содержание Бригадир в сокращении

На другой день, в чистый понедельник, на весёлом капустнике возлюбленная героя много танцевала, курила и выпивала шампанское. Домой попросилась лишь в три часа ночи и велела кучеру уехать. В эту ночь герой остался до утра. Чуть рассвело девушка разбудила рассказчика и попросила оставить её. Она сказала, что вечером уезжает в Тверь.

Спустя две недели наш герой получил от своей возлюбленной послание, в котором она просила не отвечать ей и сообщала, что идёт в послушницы». Рассказчик тяжело переживал, но просьбу исполнил. Он долго кутил с горя, но постепенно оправился.

Минуло два года. Путешествующий по «святым местам» герой, остановившись у монастырских ворот, услышал церковный хор. Став свидетелем крестного хода, он среди других шествующих разглядел лицо своей бывшей возлюбленной.

Краткое содержание №2

Каждый вечер зимы главный герой посещает дом напротив храма Христа Спасителя, где живет его возлюбленная женщина. Он водит ее в дорогие рестораны, дарит цветы, книги, шоколад. Но женщина не хочет говорить об их совместном будущем. И томит в ожидании близости мужчину. Но главный герой не расстраивается и верит в лучшее.

Она живет одна и ходит на исторические курсы, играет на пианино. Ее отец – купец, а мать умерла. Подарки, которые ей дарит рассказчик, она принимает небрежно, с равнодушным видом. Настоящая ее слабость — это дорогая одежда, меха, шелка.

Познакомилась пара в декабре, на лекции одного писателя. Герой привлек внимание дамы своим смехом. Позже они начали смеяться уже вместе.

Пара вызывала интерес у окружающих. Он был очень красив и она настоящая красавица. Иногда она позволяла ему целовать ее руки, ноги, но не более. Когда она почувствовала, что он не в силах больше удержаться, она стала отдаляться от нашего героя. В свое оправдание дама говорила, что не годится для супружеской жизни и он больше не затрагивал эту тему.

Так прошло пару месяцев. Настало Прощеное воскресенье. Вечером он заезжает к женщине и видит на ней черную шубу, шляпу и ботинки. Она предлагает поехать в Новодевичий монастырь. Это было необычное для нее предложение. Женщина объясняет, что ей надоели рестораны и она посещает соборы. До этого, мужчина не замечал, что его возлюбленная так религиозна.

Они прибыли на кладбище Новодевичьего монастыря и ходит возле могил. Позже они заходят в трактир, что перекусить. Там она рассказывает в скольки монастырях ей пришлось побывать. Женщина утверждает, что уйдет в одних из них. Но наш герой не воспринимает эти слова серьезно.

На следующий день она просит отвезти ее на театральный капустник, хотя сама считает эти места пошлыми. Там она выпивает и лихо танцует.

Около трех часов ночи они вернулись домой. Он помог снять ей шубу. Женщина зазывает его в свою спальню и они наконец сближаются.

Утром она говорит своему любимому, что уезжает в Тверь и будет ему писать письма. Спустя две недели, рассказчик получает от нее письмо, где она прощается с ним и просит ее не ждать.

Проходит два года. Мужчина до сих пор не может забыть свою любовь. Он прошел по тем же дорогам, как когда-то с любимой в Прощеное воскресенье.

Он останавливает возле Марфо — Мариинской церкви, но не может туда зайти, так как идет служба. Мужчина сует два рубля дворнику и заходит во внутрь.

В веренице поющих монахинь, одна из сестер вдруг устремила свой взгляд на него, как — будто почувствовала его присутствие в темноте.

История создания рассказа «Чистый понедельник»

Во время написания рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунин находился во французской иммиграции. Задумка создания рассказа появилась ещё в 1937-м году, а свет он увидел в Нью-Йоркском журнале в 1945 году. Иван Алексеевич сам говорил, что «благодарен богу» за рождение этого произведения. Он был уверен, что этот рассказ лучшая его работа.

Интересно, что исследователи творчества писателя считают, что у героев «Чистого понедельника» есть жившие в реальности прототипы. Это сам писатель и его первая любовь Варвара Пащенко, которая тоже долго не могла разобраться со своими чувствами. Варвара, правда, ни в какой монастырь не уходила, но оставив Бунину на прощание лишь записку, стала женой другому мужчине.

Ссылка на основную публикацию