Кратчайшее содержание произведения «портрет» для читательского дневника (н.в. гоголь)

Повесть Н.В. Гоголя “Портрет” написана в 1834 году.

Начинающий художник Чартков, гуляя по городу, оказывается у картинной лавки на Щукином дворе, и неожиданно для себя на последние деньги приобретает странный портрет старика азиатской внешности с сильными чертами лица и необычайно живыми глазами.

Чартков был талантлив, но очень беден и вернувшись с портретом домой задумался о том, что к обеспеченному будущему можно прийти гораздо быстрей, не осваивая шаг за шагом глубины мастерства, а обратив кисть на модные портреты и заказные картины.

Его размышления были прерваны неприятным ощущением – страшные глаза уставились прямо на него, словно хотели что-то сказать. Ночью ему приснились кошмары в которых старик оживает, бродит по комнате, словно дразня, пересчитывает свои золотые монеты.

На другой день появляются хозяин с участковым, требуют оплатить за квартиру, пересматривают картины и из нечаянно сломавшейся рамы портрета старика вдруг выкатываются червонцы.

Чартков разбогател, приобретает светский вид и подает объявления в газеты о выполнении портретов на заказ.

Он становится модным и востребованным портретистом, но его заказчиков портрет интересует не как художественное произведение, а как изображение выдуманных достоинств, а также скорость исполнения работы.

Поэтому со временем кисть его потеряла глубину и оригинальность, рука стала действовать автоматически заученным приемом.

Однажды на выставке он видит картину своего бывшего товарища, понимает, насколько совершенна эта работа и как далеко он отстал в мастерстве. Зависть и злоба захлестывают Черткова, он принимается всюду скупать художественные шедевры и безжалостно их уничтожать. Эти припадки неуправляемой ярости в сочетании с чахоткой очень скоро свели его в могилу.

Однако участь художника Чарткова вскоре получает неожиданное прояснение.

Портрет старика-азиата из его коллекции выставляется на аукцион, стоимость его быстро растет, но тут появляется молодой художник и посвящает всех в историю загадочного экспоната.

Его отец, художник, выполнявший заказы на религиозные темы, однажды получил заявку на изображение дьявола. Художнику подумалось, что в качестве натуры для этого образа очень подошел бы старик – ростовщик, живший по соседству, подходящий внешне и имевший дурную славу, так как с его клиентами начинались необъяснимые несчастья.

И неожиданно сосед вскоре сам зашел к нему с просьбой нарисовать его портрет, т.к. жить ему осталось недолго, а в портрете он останется навсегда.

Художник начал с самой характерной части – магнетических глаз заказчика, но чем ближе к оригиналу становилось их изображение, тем тягостней делалось на душе у мастера и он прервал работу; а на другой день старик умер, оставив зловещий портрет автору.

  • Вскоре художник ощутил в себе неприятные изменения: он вдруг начал испытывать зависть и неприязнь к любимому ученику, а в его новых работах стали проступать глаза азиата-ростовщика.
  • Художник решил сжечь жуткий портрет, но его выпросил приятель, который вскоре тоже от него избавился.
  • Мастер понял, что благодаря его мастерству страшный ростовщик действительно получил возможность продолжать свои злодеяния, и ушел в монастырь отрабатывать свой невольный грех, а сыну дал наказ найти этот портрет и уничтожить .

Но когда рассказчик вместе со слушателями, готовыми уступить ему картину, поворачиваются к стене, оказывается, что картина исчезла. Возможно, ее просто украли.

Краткое содержание повести «Портрет» и отзыв для читательского дневника (Н.В. Гоголь)

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – бедный художник, променявший под воздействием портрета свой талант на роскошную жизнь.

Ростовщик – смуглый старик азиатской внешности, дававший в ссуду деньги, загадочная личность.

Художник Б. – художник, поведавший историю таинственного портрета.

Отец художника Б. – живописец-самоучка, написавший портрет ростовщика.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Портрет»
  • для самых любопытных — Анализ «Портрет» (Гоголь)

Легенда создания полотна

Когда художник умер, картина со стариком куда-то на короткое время исчезла, затем вновь была замечена на аукционе. Теперь полотно стоило несравнимо больших денег. Некий юноша, сверстник Чарткова, поведал очень кратко о портрете, также рассказав о собственном отце, что, в свою очередь, тоже был измучен из-за этого полотна.

Таинственный ростовщик

Ранее в Коломне проживал некий мужчина. Он зарабатывал себе на жизнь ростовщичеством. Все граждане, кому он давал денежные средства взаймы, умирали при таинственных обстоятельствах. Как-то раз этот ростовщик заказал художнику свой портрет. Когда картина создавалась, было отмечено, что глаза с полотна существовали как-то отдельно, в них было что-то совершенно особенное.

Ростовщик воскликнул, будто после его кончины силы переместятся в это полотно. На художника же эта фраза произвела неизгладимое впечатление. Им овладел ужас и он бросил писать картину, так её не завершив.

Ростовщик умер следующим днём. Портрет старика-ростовщика остался при художнике. Многочисленные беды стали преследовать несчастного человека.

Чтобы избежать мучений, художник стал послушником монастыря. Перед тем как уйти в мир иной, он оставил наставление своему сыну, чтобы тот нашёл злополучную картину и уничтожил её.

Все находящиеся на аукционе единогласно приняли решение избавиться от опасного портрета со стариком. Но тут выяснилось, что картина куда-то подевалась. Все поиски оказались тщетными.

Назначение произведения искусства

Истинный дар творит не ради денежной наживы, а только для того, чтобы поделиться с другими своим талантом. Главный герой начинает создавать картины для зарабатывания материальных благ. Он был наказан за это, искусство не терпит корысти. Художник лишается своего таланта.

Деньги портят людей и мир. Повесть — это пересказ старой общеизвестной истины. Но люди продолжают стремиться к бесконечному обогащению. Сложилось устоявшееся мнение, будто человек лишается ума по причине того, что денег слишком мало, или если их слишком много.

В рецензии на книгу современники великого русского писателя отмечали, что рассказ написан об искушении деньгами, об ответственности за свой талант и о правильности его применения.

Сюжет

Разглядывая на Щукинском дворе картины, молодой художник Чартков заметил портрет старика в пышных восточных одеждах. Картина настолько понравилась герою, что он отдал за нее последние деньги. Однако очень скоро он пожалел о своем порыве, поскольку денег не оставалось даже на оплату скромного жилья.

Взглянув на купленный портрет, Чартков вздрогнул от неожиданности – настолько живыми показались ему глаза худого смуглого старика. Ему стало не по себе, и перед сном он даже занавесил картину.

Ночью герою привиделся страшный сон: простыня с картины была сдернута и валялась на полу, а из рамы вышел старик, который принялся пересчитывать свои деньги.

Подобные сновидения повторялись несколько ночей кряду, и совершенно измотали художника.

Спустя время хозяин квартиры потребовал от Чарткова оплату. У того не было денег, и он был вынужден отдать купленный портрет в оплату долга. Взяв картину в руки, Чартков заметил, как из рамы выпал кошелек с деньгами, принадлежавший старику. На эти деньги художник расплатился с долгами, снял приличную квартиру, обновил гардероб.

Чартков подал объявление о том, что рисует портреты на заказ. Совершенно неожиданно он стал самым популярным в городе портретистом, и заказы посыпались, словно из рога изобилия. Однако старые товарищи поражались тому, как быстро он растратил свой талант и мастерство.

Вскоре герой и сам ощутил свое падение. Он отказался от заказов, заперся в мастерской, и все силы направил на то, что создать что-то стоящее, но у него ничего не выходило. Чарткову повсюду мерещились проницательные глаза старика с портрета, и вскоре он умер от чахотки.

  Вагнер – кабинетный ученый, антипод Фауста из поэмы Гете

Спустя некоторое время на аукционе появился портрет смуглого старика с удивительно живым взглядом. Портрет вызвал ажиотаж у покупателей, но в этот момент вышел известный художник Б., поведавший присутствующим историю картины. Когда-то в Коломне жил ростовщик.

Все люди, которым он одалживал деньги, погибали при загадочных обстоятельствах. Отец Б. также был художником, и однажды нарисовал портрет ростовщика по его просьбе. Во время работы над портретом художник стал замечать, будто глаза ростовщика жили какой-то своей жизнью. Ростовщик же обронил, что после смерти вся его сила перейдет в портрет.

Эти слова так испугали художника, что он сбежал, не окончив свою работу. Портрет остался с ним, а ростовщик скончался на следующий день. У художника начались серьезные неприятности. Пытаясь скрыться от проклятия старика, он ушел в монастырь и стал работать над картиной по библейским мотивам.

Перед смертью он завещал сыну разыскать проклятый портрет и уничтожить его.

Кратчайшее содержание произведения «Портрет» для читательского дневника (Н.В. Гоголь)

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» входит в цикл «Петербургские повести» и, как многие из них, наполнена отголосками мистики, будоражит и оставляет послевкусие неразрешенности и загадочности.

Автор осознанно оставляет финал открытым, позволяя читателю предугадать дальнейшее развитие событий, ведь сюжет не завершен. И эта недосказанность вселяет еще больший трепет.

Очень краткое содержание для читательского дневника поможет читателям запомнить основные события из этой истории, а ее анализ от «Литерагуру» упростит понимание ее замысла.

(579 слов) Сюжет завязывается у лавочки на Щукином дворе, где продавались картины. Туда приходит художник Чартков (22 года), и взгляд его оказывается прикованным к портрету некого старика в азиатском одеянии. Глаза изображенного на холсте человека насквозь сверлили каждого, кто смотрел на него.

Герой покупает портрет за последний имевшийся у него двугривенный. Принеся приобретение в свою скромную обитель, художник потерял покой. Каждую минуту ему казалось, будто старик с полотна наблюдает за ним. Глаза на картине вселяли ужас в обладателя холста.

Чартков поспешил лечь в постель, стоявшую за ширмой, но через ее щели по-прежнему чувствовал на себя сверлящий взор. Художника мучает череда кошмаров, которые он принимает за реальность. Во снах старик вылезает из рамы, присаживается на край кровати Чарткова. Он достал из мешка свертки с деньгами и пересчитывал их. Один из свертков выпал из его рук.

Художник быстро подхватил его и крепко зажал в руке. На этом свертке он прочел надпись «1000 червонцев». После тяжелого пробуждения Чартков принимает у себя в комнате хозяина вместе с квартальным. Художник не имеет возможности расплатиться за жилье, и квартальный предлагает ему в счет долга отдать свои работы.

Заметив на стене портрет старика, тот неосторожно хватает его за раму, из которой на пол падает тот самый сверток «1000 червонцев». Чартков успевает поднять его и обещает хозяину скорую оплату комнаты.

Герой переезжает в новую квартиру на Невском проспекте, закупается красками и холстами, одевается щеголем.

Чартков дает объявление в газету о том, что принимает заказы как портретист, и вскоре встречает первых посетительниц своей мастерской.

Светская дама, решившая заказать портрет дочери, недовольна стремлением художника запечатлеть на картине малейшие замеченные им детали внешности юной барышни. Чартков вынужден исполнить все прихоти заказчицы.

Постепенно он входит в высший свет Петербурга, у него появляется много новых заказов, он обогащается. Но вместе с тем талант художника уходит, так как он лишь удовлетворяет притязания богатых господ, не имея возможности вложить душу в произведения. Чартков становится все более заносчивым.

Ситуация достигает своего апогея, когда по приглашению он приходит посмотреть на работу одного из своих прежних товарищей, видит совершенство и осознает свою посредственность. Злоба и зависть поглощают Чарткова до такой степени, что он задается целью скупить на аукционах все величайшие произведения искусства и уничтожить их.

Чартков заболевает чахоткой и умирает, вспоминая жуткие глаза того старика на купленной им картине.

Читайте также:  Избранная советская фантастика

Этот портрет фигурирует и во второй главе повести Гоголя. Он был выставлен на одном аукционе в Петербурге. По-прежнему глаза на картине не отпускали взор ни одного из взглянувших. Неожиданно появляется некий молодой художник и рассказывает историю создания картины, которую тот узнал от отца.

В одном из районов Петербурга жил ростовщик, обладавший необычной демонической внешностью и уникальной способностью заставлять людей закладывать ему свое имущество под огромные проценты. Судьба тех, кто получал деньги из рук азиата, всегда была трагична.

Предчувствуя приближающуюся смерть, ростовщик обратился к отцу этого художника с просьбой написать его портрет. Чем дольше работал мастер над портретом старика, чем выразительнее и живее выходили его глаза на полотне, тем большая тревога одолевала самого художника, и возрастало отвращение к выполняемой работе.

Ростовщик умолял закончить портрет, но получил его в незавершенном виде, а на следующий же день умер. Служанка вернула портрет его создателю, но тот стал замечать деструктивные перемены в себе, зависть к ученику и даже хотел сжечь картину, но предпочел все же ее отдать. И все те, кто в дальнейшем владел этим холстом, коверкали свои судьбы.

Поэтому этот молодой художник, поклявшийся отцу, удалившемуся в монастырь, любым способом уничтожить портрет, прибыл на аукцион. Однако пока он рассказывал, портрет исчез. Все ахнули, так и не поняв до конца, был ли он на самом деле.

Нелли Зиновьева Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткий анализ произведения

Характеристика Чарткова

Молодой художник Чартков жертва не только дьявольского влияния портрета, но и своего безволия.

Трагедия Чарткова в том, что он сам погубил свой талант, обменяв его на деньги и славу, а когда понял, что именно сделал было уже поздно. Чарткова можно сравнить с Пискарёвым, героем Невского проспекта.

Оба мечтательны, оба талантливые художники, жившие в бедности. Отступив от истины в творчестве, Чартков встал на путь самоуничтожения себя не только как художника, но и как человека.

Роль Невского проспекта в повести

Невский проспект уже не первый раз предстаёт перед читателем в сборнике Петербургские повести. В любом произведении Н.В. Гоголя, где содержится описание Невского проспекта, происходит какая-то мистика. Невский проспект участвует в произведениях:

  • Нос
  • Портрет
  • Невский портрет

Идея повести

С точки зрения Н.В. Гоголя, искусство это Божий дар, который не должен касаться зла, а содержание портрета ростовщика демонично.

В данной повести талант Чарткова был загублен меркантильностью общества деньги считаются главной прелестью жизни, а истинное искусство уходит на второй план. Отец художника Б.

, в свою очередь, смог остановиться, хотя его целью было не богатство, а вызов своему таланту. Сможет или не сможет он написать портрет так реалистично, как этого требует заказчик?

Гоголь видит избавление от слепых страстей решением проблем главных героев, в частности, при помощи церкви. Ведь, если талант дан человеку Богом, то и очищение таланта от ненужных страстей тоже может быть произведено с Божьей помощью. Главной же темой данного произведения является тема добра и зла в искусстве. Гоголь считает, что тот, кому даётся талант, должен быть чище всех душою.

«Портрет» — краткое содержание и пересказ по частям повести Н. В. Гоголя

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете читать онлайн на нашем сайте либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персиянин, всегда ходил в азиатской одежде.

Краткое содержание

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам».

Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков.

Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля.

Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал.

Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку лучших картин, а дома он резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие: ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Молодой человек сообщает, что имеет особое право на эту картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты».

Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет.

Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа.

Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам.

Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась.

Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской классической литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

  1. Вопрос 1 из 14

    В каких годах была написана повесть Н. В. Гоголя «Портрет»?

    • 1833 – 1834;
    • 1834 – 1836;
    • 1835 – 1836;
    • 1837 – 1838.

(новая вкладка)

Николай Васильевич Гоголь Повесть «Портрет» Краткое содержание

В своей повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь на сравнении двух судеб героев рассмотрел насколько губителен для человека творческой профессии отказ от дара свыше во имя материального благополучия. Повесть состоит из двух частей, которые связывает мистический портрет, оказавший судьбоносное влияние на жизни главных героев-художников.

Очень краткий пересказ повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Художник Чартков влачит жалкое существование, но не опускается до написания «коммерческих» портретов, работая над своим талантом. Однажды в лавке ростовщика он покупает на последнюю монету страшный портрет с «живыми» глазами и приносит его домой.

Ночью герой видит жуткий сон, в котором старик с портрета пересчитывает огромные деньги, а на утро Чартков находит часть этих денег в раме картины. Счастливый он раздаёт долги, снимает хорошую квартиру, покупает себе дорогие вещи. Деньги меняют его взгляды на жизнь, и художник берётся за рисование бездарных портретов.

Теперь у него есть деньги и поклонники, но больше нет претензий на истинный талант. Счастья деньги художнику не принесли.

Страшный портрет после смерти Чарткова вновь объявляется и на этот раз его продают на аукционе за приличную цену. Однако один из участников аукциона рассказывает публике историю своего отца, тоже художника, тоже пострадавшего от влияния портрета. Посетители мероприятия решают, что мистическую картину необходимо уничтожить. Однако проклятый портрет успевает бесследно исчезнуть.

Читайте также:  Анализ романа «Чрево Парижа» Эмиля Золя

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Главные герои повести «Портрет»:

  •  Чартков Андрей Петрович — начинающий и подающий большие надежды художник, обедневший дворянин. В начале        повести еле сводит концы с концами, задолжал за квартиру и не знает на что купить обед. Однако, следуя совету своего учителя, художник пишет талантливо и не «опускается» до бездарной мазни, за которую можно выручить хорошую плату. Всё меняет его внезапное   приобретение — страшный портрет ростовщика. Картина, попавшая в руки герою,       обладает некой мистической силой. Эта злая сила ломает судьбу Чарткова и приводит его   к потери цели в жизни: он становится зависимым от денег и теряет свой дар.
  • Отец художник Б. — персонаж повести, написавший «страшный» портрет ростовщика. Некогда этот художник задумал изобразить духа тьмы и ему подвернулся заказчик портрета с весьма неприятной репутацией: ростовщик, доводящий людей до сумасшествия. Портрет художник так и не завершил, жизнь его пошла по ухабам и он поведал историю «проклятой» картины старшему сыну с просьбой уничтожить её. Сам художник ушёл в монастырь писать «Рождество Ийсуса».

Второстепенные герои повести «Портрет»:

  • Художник Б. — повествователь второй части повести. Сын того художника, что написал «проклятый» портрет.
  • Ростовщик — персонаж повести «Портрет». Именно его изображение принесло многим людям несчастья и лишения. Сам ростовщик при жизни был злым, меркантильным, жестоким человеком. После смерти его «деяния» продолжил его портрет с живыми, страшными глазами.

Эпизодические персонажи повести «Портрет»:

  •  Хозяин квартиры
  •  Квартальный
  •  Важная дама и её дочь
  •  Императрица
  •  Продавец лавки
  •  и др.

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Портрет» подробно по частям

Часть I. История художника Чарткова

В небольшой лавке за символическую цену бедный художник Чартков приобретает неоконченный портрет. Среди прочего ширпотрёба эта работа ярко выделяется, она явно выполнена профессионально, талантливым мастером. Особенно художник был сражён техникой выполнения глаз на портрете, они смотрели с полотна словно живые.

Дома Чартков повесил картину на стену, узнал от своего единственного слуги, что хозяин квартиры заходил с квартальным, так как художник сильно задолжал за аренду.

Затем герой улёгся спать на износившийся до дыр диван и ему приснился странный сон. Ростовщик вылез из портрета и пересчитывал огромные деньги, а затем, обронив один из столбиков с монетами, вновь вернулся в картину.

Проснувшись, Чартков обнаружил тайник с деньгами в раме картины.

С этой находкой жизнь бедного художника кардинально изменилась. Он раздал все долги, купил дорогую одежду и снял хорошую квартиру. Но деньги ростовщика из «проклятой» картины не принесли счастья Чарткову. Он стал браться за хорошо оплачиваемые заказы портретов, выполнял их наскоро, без души, совершенно бездарно. После смерти художника картина на некоторый период времени исчезла.

Часть II. История происхождения страшного портрета

Картина появилась вновь на одном из аукционов. В процессе торга один из посетителей, молодой человек и начинающий художник Б.. рассказал её историю.

Картину эту написал его отец, художник, который задумал изобразить «духа тьмы». Натурщиком для картины стал коломенский ростовщик, который прославился тем, что мог одолжить любую сумму денег.

Однако его услуги оказывались фатальными для тех, кто обращался за займом.

Люди вынуждены были выплачивать слишком высокие проценты, но не это самое страшное: после сделки с ростовщиком многие сходили с ума или кончали со своей жизнью.

Мистика не прекратилась и после смерти ростовщика. Его портрет, попав в чьи-либо руки менял жизнь человека до неузнаваемости и далеко не в лучшую сторону. Так получилось и с судьбой Чарткова…

Отец молодого художника, что рассказал гостям аукциона страшную правду о портрете, просил сына уничтожить картину. Все присутствующие согласились с этим. Но картина чудесным образом пропала…

Кратко об истории создания повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Повесть Гоголя «Портрет» пережила две редакции автора. Над первой писатель работал в 1833-1834 годах. Повесть была издана в сборнике «Арабески», но получила отрицательные отзывы.

Это время относится к периоду переосмысления Гоголем своих взглядов на искусство, задачи и миссию творца. Возможно, в связи с последним, Николай Васильевич серьёзно подкорректировал и переиздал свою повесть.

Обновлённый «Портрет» вышел в печать в 1842 в журнале «Современник».

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» одно из самых мистических произведений в его творчестве. Это трагическая история художника, продавшего свою душу дьяволу.

Краткое содержание повести «Портрет» по частям помогут читателю понять общую идею произведения, через которую автор хотел донести до читателя, что меркантильность и денежные интересы способны погубить любое искусство.

Главные герои

  • Чартков — талантливый художник, который приобрел картину, перевернувшую его жизнь.

Краткое содержание повести «Портрет» и отзыв для читательского дневника (Н.В. Гоголь)

Сюжет повести «Портрет» разворачивается вокруг таинственной картины, приносящей своему владельцу несчастье. Основные события дополняются красочными и подробными деталями, делающими чтение произведения очень интересным.

Однако если у Вас нет времени, чтобы прочитать повесть полностью, Многомудрый Литрекон предлагает Вам её краткий пересказ, где в сокращении изложено содержание произведения, а также представлен отзыв для читательского дневника.

Часть 1

Перед картинной лавочкой на Щукином дворе, где продаются безвкусные, однотипные художественные произведения и лубки, всегда скапливается много народу — и лакеи, и мастеровые, и торговки, и кавалеры. Большинство из них только смотрит на картины, восхищаясь ими каждый по-своему, но ничего не покупая. 

Однажды около лавочки остановился художник Чартков. Это был молодой человек в старой шинели и «нещёгольском платье», что показывало, что он «с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде». Разглядывая «уродливые картины», он подумал, что они как будто созданы автоматом.

Продавец начал предлагать задумавшемуся художнику купить что-нибудь. Чарткову было неловко уйти ни с чем, после того как он долго простоял перед лавкой, и он попросил у хозяина посмотреть старые потёртые картины, которые лежали в углу на полу и считались хламом.

Молодой человек слышал, что в маленьких картинных лавочках иногда находили творения великих художников.

Действительно, Чартков обнаружил портрет, который его впечатлил. На нём был изображён загорелый старик в азиатском костюме, написанный очень живо.

Больше всего поражали его глаза — «они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью».

Сторговавшись с продавцом, Чартков купил портрет за двугривенный, однако тут же пожалел об этом, так как вспомнил, что это были последние остававшиеся у него деньги.

В мрачном расположении духа художник пришёл к себе в квартиру, состоявшую из холодной передней и большой, но низкой комнаты. Его слуга Никита рассказал, что приходил хозяин с квартальным и требовал заплатить за квартиру, в противном случае грозил выселением. Но Чартков равнодушно воспринял эту весть, находясь в апатичном расположении духа.

Далее автор рассказывает более подробно о личности Чарткова. Это талантливый начинающий художник. Его профессор часто повторял, что главное для него — не растерять свой талант и не стать «модным живописцем», делающим портреты плохого качества на заказ. Чартков в целом следовал заповеди своего профессора.

Хотя иногда ему хотелось покутить, он умел сдерживать себя, и когда брался за кисть, то забывал обо всём. Его художественный вкус постепенно развивался.

Однако, когда художник находился в особенно бедственном положении, он начинал завидовать живописцам, которые, угождая вкусам публики, быстро скапливали денежное состояние. 

Такие же мысли возникли у него и сейчас. Он в отчаянии произнёс пламенную речь о том, что мог бы быть таким же богатым, как другие живописцы, если бы не стремился развивать свой талант, и вдруг ощутил на себе грозный взгляд чьих-то глаз. Взгляд исходил от купленного им портрета.

Глаза казались не нарисованными, а настоящими, человеческими, и вызывали «какое-то болезненное, томительное чувство». Художника начал пугать этот взгляд, который как будто преследовал его. Он боялся даже двигаться и сидел в уголке, не шевелясь.

Наконец Чартков решился всё же лечь спать, но прежде закутал портрет простынёй.

Улёгшись на кровать и погрузившись в мысли, художник вдруг увидел, что портрет открыт, старик на портрете пошевелился, вылез из рамы, подошёл к ширме, закрывавшей кровать, и сел «почти у самых ног его». Молодой человек не мог даже вскрикнуть от ужаса.

Старик же вытащил из-под складок своей одежды мешок и начал доставать оттуда свёртки с золотом, на каждом из которых было написано «1000 червонных». Один свёрток откатился от других и оказался совсем рядом с Чартковым. Тот не смог удержаться и схватил его.

Старик, кажется, ничего не заметил и, спрятав обратно оставшиеся свёртки, ушёл. Однако через некоторое время художник вновь услышал его приближающиеся шаги. Он напрягся и приготовился бороться, но проснулся. Тем не менее, скоро его снова начали мучить кошмары.

Только после того, как Чартков встал и открыл форточку, свежий воздух привёл его в себя. Он лёг и проспал спокойно до утра.

Чартков проснулся поздно и не мог отделаться от ощущения, что ночные кошмары были действительностью, ему казалось, что он чувствовал, как держал в руке свёрток с золотом. Вскоре к нему пришли хозяин дома и квартальный с требованием заплатить за квартиру.

Квартальный, осматривая картины, случайно задел раму портрета старика и оттуда выпал свёрток с надписью «100 червонных», такой же, какой Чартков видел во сне. В ответ на недоумение квартального Чартков поспешил объяснить, что этих денег он не хотел трогать и поэтому не платил, но теперь вечером же заплатит и съедет с квартиры.

Удовлетворившись этим объяснением, хозяин и квартальный покинули жилище художника.

Оставшись один, Чартков с трепетом развернул свёрток и действительно обнаружил там деньги. Он чуть не сошёл с ума от неожиданной находки и тут же стал строить планы, как ими распорядиться. Его первой мыслью было расположиться в спокойной обстановке и теперь уже со всеми удобствами на новой квартире, «запереться в комнату, работать».

Так, по его расчёту, он через три года мог бы стать «славным художником». Однако вверх взяли молодость и желание наконец-то начать жить полной жизнью, поэтому Чартков провёл день в бездумном растрачивании денег: тут же купил себе новый модный костюм, принарядился, пообедал в дорогом ресторане, просто так прокатился по городу в карете.

Читайте также:  Могут ли чувства быть истинными и ложными?

 

Вечером Чартков, как и собирался, переехал на новую квартиру. Из-за неожиданного богатства и последовавшей за ним свободы в художнике проснулось честолюбие. Ему захотелось стать знаменитым живописцем, и, чтобы привлечь клиентов, он заказал статью о себе.

В этой статье Чартков был представлен как талантливый портретист, и вскоре это дало результаты: на следующий же день к нему пришли дама с восемнадцатилетней дочерью, чтобы заказать портрет девушки. Художник вдохновенно принялся за работу, однако только он начал входить во вкус, как дамам надо было уезжать. Пришлось прерваться.

Художник с сожалением подумал, что раньше его никто не прерывал во время работы, однако комплименты «аристократической дамы» и её приглашение на обед совершенно очаровали его.

Во время следующего сеанса, которого Чартков ждал с нетерпением, он испытал разочарование: даме не понравилось, что художник изобразил некоторые несовершенства лица дочери, и она заставила его убрать их, хотя, по мнению художника, именно благодаря этим небольшим изъянам образ девушки получался приятным и лёгким.

После ухода дам художник достал неоконченный им когда-то портрет Психеи и попробовал ему придать те черты, которые уловил в образе юной барышни. Несколько дней он занимался этим портретом, и когда дама с дочерью в третий раз пришли на сеанс, они подумали, что Психея — это и есть портрет молодой девушки.

Чартков решил с ними не спорить и, дописав некоторые черты, отдал готовый портрет.

Творение молодого художника произвело большое впечатление как на дам, так и на аристократические круги Петербурга в целом. Все начали заказывать у него портреты. Сначала художник ещё пытался соблюдать сходство, но потом понял, что это бесполезно и никто от него этого не ждёт, и стал писать так, как хотели заказчики.

Постепенно он «сделался модным живописцем», начал ездить на балы, вращаться в высшем обществе и уже с презрением относился к бедным художникам, которые долго работали над картинами.

Писать однотипные портреты ему вскоре надоело, и он уже делал это автоматически, без энтузиазма, большую часть портретов предоставляя заканчивать ученикам. 

Его талант начал угасать, однако Чартков не замечал этого, погружённый в светскую жизнь. Он растолстел, перестал верить в силу вдохновения, заменив его холодным расчётом, его главной страстью сделалось золото. Однако один случай вновь оживил его.

Однажды Академия художеств попросила его, как заслуженного её члена, высказать своё мнение по поводу новой картины русского художника, присланной из Рима.

Этот художник был в молодости знаком с Чартковым, потом на много лет удалился в Италию и там, не заботясь об общественном мнении, оттачивал своё мастерство.

Картина произвела на всех собравшихся удивительное впечатление: «Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло… произведение художника». Оно сразу пробудило в Чарткове все его забытые мечты, и он, не в силах ничего сказать, выбежал из залы.

Только теперь Чартков осознал, что напрасно растрачивал свой талант все эти годы. Он потребовал вынести из своей мастерской написанные им модные портреты и попробовал приняться за настоящую работу: изобразить падшего ангела. Однако из-под его кисти выходили одинаковые, заученные формы. Он понял, что потерял талант навсегда. 

Тогда в Чарткове проснулась зависть ко всем одарённым художникам, и он стал мстить им страшным образом: скупал все лучшие картины и уничтожал их, разрывая на части.

Скоро он начал сходить с ума, ему повсюду мерещились ужасные портреты, вперившие в него глаза, к тому же он заболел жёлтой горячкой, и, наконец, умер.

После его смерти нашли остатки испорченных им портретов и поняли, на что он потратил своё богатство.

Часть 2

Много людей собралось, чтобы поучаствовать в аукционе, проводимом после смерти богатого коллекционера — «любителя искусств». Здесь были всевозможные картины, книги, мебель, скульптуры.

Однако наибольший ажиотаж вызвал портрет «какого-то азиатца в широком платье, с необыкновенным, странным выраженьем в лице». За него состязались два богатых коллекционера, однако их спор вдруг прервал молодой человек, «художник Б.

», который сказал, что имеет больше прав на эту картину, чем кто-либо из присутствующих. В ответ на удивление окружающих он рассказал следующую историю.

Эта история произошла во время правления Екатерины Второй и началась в Коломне. Коломна — одна из частей Петербурга, словно отъединённая от него. Там проживают небогатые люди, которым часто приходится брать деньги в долг, и поэтому там много ростовщиков. Из них особенно выделялся один: в азиатском наряде, смуглый, высокий.

Однако все, кто брал у него деньги, «оканчивали жизнь несчастным образом». Рассказчик приводит несколько примеров: молодой меценат, покровитель возвышенного искусства, получивший хорошую должность при Екатерине, сделался «преследователем развиваюшегося ума и таланта», как только взял деньги у ростовщика.

В результате его сместили с должности и, не выдержав всеобщего презрения и «обманутого честолюбия», он сошёл с ума и умер. Благородный и великодушный молодой князь полюбил прекрасную и телом, и душой девушку, которая отвечала ему взаимностью.

Чтобы жениться на ней, он взял деньги в долг у ростовщика и после свадьбы сразу сделался ревнивым и капризным мужем, который бесчеловечно обращался со своей женой и чуть не убил её — его удержали от этого, и он направил нож против самого себя. Были и другие подобные истории.

Дальше рассказчик говорит о своём отце: он был художником-самоучкой, «отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы, увлеченный только одною жаждою усовершенствованья». Он брал за картины немного денег и часто работал над заказами для церкви, отличался честностью и прямотой.

Однажды к нему пришёл тот самый ростовщик и потребовал написать его портрет, так как он скоро умрёт, а ему бы хотелось остаться жить хотя бы в картине. Отец согласился и начал писать, стараясь передать образ максимально достоверно, однако как только он начал работать над глазами, то почувствовал тревогу и отвращение.

Он хотел бросить писать портрет, но ростовщик кинулся ему в ноги, умоляя закончить, потому что «он чрез то не умрет совершенно», а ему необходимо присутствовать в этом мире.

Эти слова показались художнику очень странными, а ещё страннее было то, что на следующий день ростовщик прислал портрет назад, сказав, что он ему не нужен, а вечером он умер.

С этих пор характер художника переменился. Он начал завидовать своему ученику, который должен был написать картину для недавно построенной церкви, добился того, чтобы был организован конкурс, сам написал картину, которая оказалась «одним из лучших его произведений», однако она не победила, так как лица святых обладали каким-то дьявольским выражением.

В гневе художник хотел сжечь портрет ростовщика-азиата, который, по его мнению, был виновен в том, что глаза получились дьявольскими. Однако за этим занятием его застал приятель-живописец, который уговорил его отдать портрет ему.

После его ухода художник почувствовал облегчение, помирился со своим учеником и вернулся в своё обычное спокойное расположение духа. 

Тем не менее, через некоторое время приятель снова зашёл к художнику и рассказал, что портрет пришлось отдать племяннику, так как от него исходила какая-то тоска, но и племянник долго не выдержал и продал портрет коллекционеру.

Узнав о том влиянии, какое  портрет оказывал на людей, художник понял, что часть души ростовщика действительно осталась в картине, и это произошло при его содействии. Кроме того, внезапно умерли его жена, дочь и маленький сын. Восприняв это как знак, художник, когда его сыну — рассказчику, — исполнилось девять лет, отдал его в Академию художеств, а сам постригся в монахи.

Там он со всей строгостью соблюдал монашеский устав. Настоятель просил его написать главную икону для монастыря. Но художник отказался, считая себя ещё не готовым к этому. Только после того, как он в течение многих лет подвергал себя всевозможным лишениям и ограничениям, он, наконец, решил, что готов, и написал картину, изображавшую Рождество Иисуса.

Картина поразила монахов святостью образов: «чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери», «глубокий разум» Иисуса, «святая, невыразимая тишина» чувствовались в творении.

В это время рассказчик окончил Академию и перед своей поездкой в Италию приехал попрощаться с отцом. Тот предстал перед ним как «прекрасный, почти божественный старец». Отец дал ему наставление — не растерять свой талант и больше всего стремиться «постигнуть высокую тайну созданья».

Кроме того, он просил сына, если ему когда-нибудь попадётся на глаза созданный им портрет, уничтожить его. Пятнадцать лет рассказчик не встретил ни одной картины, напоминавшей ту, о которой говорил отец, но сейчас, на аукционе, ему казалось, что он нашёл нужное произведение искусства.

При этих словах молодой человек поднял глаза, чтобы ещё раз взглянуть на портрет, но тот бесследно исчез.

Отзыв 

Мне понравилась повесть Гоголя «Портрет». Главная мысль этого произведения заключается в том, что стремление к прибыли и славе уничтожает в человеке творца и делает его простым ремесленником. 

Особенно хорошо это видно на примере первой части. Под влиянием золота талантливый и чуткий художник Чартков превращается в чёрствого эгоиста, пишущего однотипные картины, как автомат, не вкладывая в них душу. Моё отношение к этому персонажу (как, безусловно, и у любого другого читателя) менялось от сочувствия к неприязни и даже омерзению.

Автор заставляет задуматься над тем, что богатство может сделать с человеком, ставит вопрос, а смогли бы мы остаться верны своему призванию в подобном случае? Во второй же части мы узнаём о создании портрета, знакомимся с человеком, который послужил для него прототипом, и понимаем, что в некотором роде он является воплощением дьявольского начала, которое через его изображение передаётся другим людям.

С одной стороны, может показаться, что в духовной деградации тех, кто связался с ростовщиком и его портретом, виноват только ростовщик — ведь именно его деньги или приобретение его портрета меняли характер человека в худшую сторону. Однако мысль автора, безусловно, глубже такого простого объяснения и имеет другую мораль.

Портрет ростовщика у Гоголя — это не просто воплощение дьявола, который совращает людей с их истинного пути, это метафора искушения, которое возникает в жизни любого человека. Один раз поддавшись на соблазн, будь то деньги, слава или отказ от своих принципов, можно раз и навсегда загубить жизнь — вот чему учит автор в повести «Портрет».

Что касается меня, то моё мнение полностью совпадает с этим взглядом.

В целом, моё впечатление от повести «Портрет» — очень яркое и сильное. Я считаю, что Гоголь великолепно передал проблему выбора пути света или тьмы, с которым сталкивается каждый человек.

Мария Тихомирова

Краткие содержания
для читательского дневника

Ссылка на основную публикацию