Кратчайшее содержание повести «степь» для читательского дневника (а. п. чехов)

“Степь”, А.П. Чехов, краткое содержание:

Июльским утром город покидает старая бричка, в ней двое обывателей едут торговать шерстью.

Это Кузьмичев Иван Иванович и отец Христофор, помимо них в бричке едут за кучера молодой парень Дениска и мальчик Егорушка. Ивану Ивановичу сестра навязала Егорушку, чтобы тот отвёз его в город, в гимназию.

Егорка плачет, он не хочет покидать отчий дом, отец Христофор успокаивает мальчика, говорит ему, что сам он образован, и рассказывает, как учёба необходима.

Отсюда начинаются приключения Егорки и встречи с многими людьми. Сначала он не раз слышит о каком-то богаче Варламове, которого пытаются нагнать дядя и отец Христофор. Путники останавливаются у еврея Мойсея Мойсеича, и Егорка знакомится с его семьёй. Он получает медовый пряник от хозяев, как важный гость.

Догнав обоз, дядя оставляет племянника с обозчиками, а сам спешит найти Варламова. У Егорки опять новые знакомства – с старообрядцем Пантелеем, который ходит босиком из-за болезни ног, Емельяном – безобидным стариком, Дымовым – шутником, который мальчику не нравится, бывшим певчим Васей и Кирюхой. Мальчик впечатлён страшными рассказами обозчиков.

В степи обозчиков настигает страшная гроза. Егорке страшно, он промок и продрог. Мальчик ищет защиты, зовёт маму, он заболел.

Когда мальчика передали дяде и отцу Христофору, то последний стал его лечить, а первый сетовать, что с племянником у него вышла одна морока. Так как у Ивана Ивановича детей своих не было, он хотел Егорушку выучить своему делу, но сестра настояла, чтобы мальчик учился.

Егорушку дядя оставляет у давней подруги сестры Настасьи Петровны и пишет прошение в гимназию об учёбе. Когда уходят отец Христофор и дядя, мальчик бежит вслед. Увидев их спины, он понимает, что навряд ли увидит их больше. Задыхаясь в слезах, мальчик понял, у него начинается новая неизведанная жизнь.

  • Главных героев в “Степи” очень много:
  • Девятилетний мальчик Егорушка, которого мать отправила учиться.
  • Иван Иванович Кузьмичев, дядя Егорушки, купец отправившийся продавать шерсть, заодно отвезти племянника на учёбу.
  • Отец Христофор – добрый семидесятилетний старик, с радостью взирающий на мир.
  • Пантелей — подводчик, низкорослый и тощий старик, со строгим выражением лица, но добрым сердцем.
  • Мойсей Мойсеич — немолодой еврей, отец большого семейства, хозяин постоялого двора.
  • Соломон – еврей с птичьим носом, который считает деньги главным злом и не любит пресмыкаться перед богатыми.

Дымов – сын зажиточного мужика. Егорушке он не понравился за плохое обращение к людям.

Вася, Емельян и Кирюха – подводчики. Некогда эти люди жили лучше, у каждого была своя жизнь. Теперь же судьба их свела вместе.

Главная мысль повести “Степь”:

Сострадание человека к человеку, вот первая главная тема произведения. Второй бы я назвала поиск своего места в жизни, его ищут все герои – кто-то сам, а за кого-то и решают.

Кратчайшее содержание повести «Степь» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Краткое содержание повести Степь Чехова

Антон Павлович Чехов – гениальный писатель, создавший немалое количество шедевральных работ. Среди таких известных произведения оказалась и повесть «Степь». Написана она была в 1888 году после путешествия по Приазовью в 1887 году, где он собрал много разных впечатлений, которыми и поделился в произведении.

Поэзия написана в лирическом прозаичном жанре в направлении реализма. Некоторые, как например брат писателя утверждают, что в ней присутствуют нотки автобиографии. Она стала настолько популярной, что помогла Чехову попасть в высшие круги писателей тех времён.

Произведение принесло много славы и фурора, а сборник, в который оно входило, был удостоен Пушкинской премии.

Главные герои повести:

  • Егорушка – маленький мальчик, глазами которого и происходят все события
  • Иван Иванович Кузьмичёв – брат мамы парнишы. Всё время мечтает о деньгах.
  • Отец Христофор – старенький батюшка Николаевской церкви. Имеет приятный мягкий характер.
  • Вася – милый приятный парень с больным лицом. Все проблемы у него из-за работы на спичечном заводе.
  • Варламов – купец, которого заботят только собственные проблемы и нужды. Он не замечает ничего вокруг себя кроме выгоды.

Сюжет

Главный герой – Егорушка Князев – вместе со своим дядей Иваном и батюшкой, которого зовут Христофор, направляются в далёкий путь.

Конечной целью этого путешествия является гимназия, в которую должен поступить мальчик.

Их путь лежит через большую степь, проходя по которой собравшаяся компания встретит немалое количество людей и попадёт во множество приключений. Юный парнишка сильно скучает по дому и своей родной матушкой.

Но у Ивана Ивановича есть и другая цель путешествия – встреча с купцом, по фамилии Варламов, для решения каких-то неотложных проблем. Все вместе, мужчины едут в повозке, кучером которой является парень Дениска.

Дядюшка всё пытается догнать скользкого купца, который всё время будто исчезает, но всегда ощущается его присутствие. Когда стемнело, и ехать дальше было опасно, повозка останавливается у небольшого домика, в котором произойдёт множество событий.

Там маленький Егорушка познакомится с двумя братьями – Моисеем и Соломоном, характеры которых очень сильно отличаются. Один всё время пытается угодить гостям, помочь им, а второй, не скрываясь, высказывает своё мнение по-поводу действий младшего брата.

Там же они встретят молодую и красивую графиню Драницкую, с которой в будущем будет связано много приключений.

Продолжив свой путь, они встретят ещё не одного и не двух человек. Попутчики будут самыми разными – от простых рабочих до купца Варламова. И множество различных приключений случится с ними.

3 класс

Картинка к произведению

Кратчайшее содержание повести «Степь» для читательского дневника (А. П. Чехов)

Интересные темы

  • Тургенев – Собака
    Сюжет разворачивается вокруг Порфирия Капитоныча, у которого в Козельском уезде было жилище. Однажды герой слышит шорох под кроватью, будто кто-то чешется.
  • Маршак – 12 месяцев
  • Драгунский – Друг детства
    Герой сомневается кем стать, когда вырастет взрослым. Вроде профессия астронома интересна тем, что ночью можно следить за изменениями в звездном небе. Потом он увидел капитана и ему захотелос
  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала
    Я понимаю эту цитату так, что в жизнь нужно вносить изменения, чтобы никому не стало скучно. Это вполне логично! Даже мебель мудрые китайцы советуют переставлять, по-моему, каждые полгода

Чехов Степь читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв

“Степь” – рассказ известного русского писателя Антона Павловича Чехова, написан в 1888 году. Произведение наполнено очень красивыми описаниями природы. А как много поучительного внутри. Рассказ о взаимоотношениях людей, о том, как каждый из нас понимает себя и свой путь в жизни, о местах и реальности.

Краткое содержание на 6 предложений

  1. С первых строк в рассказе сразу обозначены главные герои – купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель церкви отец Христофор, которые отправились продавать шерсть, и мальчик Егорушка, которого отправили учиться.
  2. Перед нами 3 человека разного возраста и социального статуса.

  3. Они едут на бричке через бескрайнюю живописную степь, останавливаются на постоялом дворе.
  4. У каждого героя своё восприятие происходящего и окружающей их на каждом отрезке пути природной красоты.
  5. По мере прочтения каждой страницы читатель все больше понимает, чем является это путешествие для каждого из них.

  6. Для Егорушки открывается новый мир, в то же время этот путь на бричке как бы дорога из старой жизни в новую, неизведанную и пугающую.

Главные герои

  1. Кузьмичёв Иван Иванович – торговец(купец);
  2. Отец Христовор Сирийский – хрупкий старичок с длинными волосами;
  3. Егорушка – племянник Кузьмичёва, мальчик 9 лет;
  4. Моисей Моисеич – хозяин постоялого двора;
  5. Соломон – брат Моисея моисеича;
  6. Графиня Драницкая – благородная дама, красавица;
  7. Пантелей – старообрядец, степенный человек;
  8. Дымов – холостой молодой паренек;
  9. Емельян – безобидный старичок;
  10. Варламов – пожилой купец, человек властолюбивый.

Главная мысль

Рассказ о человеческих отношениях, о том, что в жизни главное. О том, что каждый из нас должен жить в гармонии с собой, окружающими и природой. Перед читателями в процессе повествования ставится вопрос: “Что важнее: человек или деньги?”

Читайте по теме: Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Чему учит

Несколько раз в рассказе возникают ситуации с деньгами: когда брат хозяина постоялого двора сжег свои деньги, доставшиеся по наследству, и когда Егорушка заболел, а купец думал только о деньгах. Автор пытается на протяжении всего рассказа рассказать и показать, что главное в жизни не деньги, а человеческие отношения. Каждый человек ценен по-своему и это не измерить деньгами.

Отзыв

Рассказ очень интересный и многогранный. Сначала автор концентрирует внимание на описании героев, затем переключается и на природу, потом опять на героев и их отношения, и снова о природе и так далее. Это не дает читателю заскучать и втягивает его в события рассказа все сильнее.

Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).

"Степь": краткое содержание. "Степь", Чехов

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Степь

Год: 1888 Жанр: повесть

Главные герои: мальчик Егорушка, купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель церкви Христофор Сирийский.

В этой повести показано путешествие по степи главных героев на обшарпанной бричке. Все трое разных возрастов, поэтому воспринимают жизнь, мир, степь, свое путешествие по-разному. Для Ивана Ивановича как для купца это привычный путь.

Читайте также:  Что такое романтизм: кратко и понятно

Для отца Христофора это странная поездка, ведь он – священник, а должен, чтобы помочь бестолковому молодому родственнику, продавать шерсть. Для мальчика Егорушки, которого мать отправила на учение, это целый необыкновенный путь… Им встречается множество интересных людей, они переживают разные приключения.

После грозы в степи Егорушка простужается, но его всё-таки оставляют в гимназии, а он понимает, что старая его жизнь, связанная с теми людьми, закончилась.

Вывод. Чехов, неожиданно для читателей и критиков, полно и красочно изобразил путешествие по степи. Оно как вольная жизнь, которую должен оставить ребенок, поступив в гимназию.

Глава 1. Начало пути

Раннее июльское утро. Из уездного города выехала ветхая бричка, которой управлял молодой кучер Дениска. В ней сидели три пассажира: настоятель церкви отец Христофор, купец Кузьмичев Иван Иваныч и его девятилетний племянник Егорушка. Взрослые ехали продавать шерсть, а мальчика везли поступать в гимназию.

Так начинает Чехов «Степь». Краткое содержание повести продолжается описанием ощущений Егорушки. Он впервые остался один и теперь, осматриваясь по сторонам, вспоминал, как на Пасху ходил в церковь. А еще — как умерла бабушка. И вдруг заплакал от жалости к самому себе. Дядя и отец Христофор заговорили о пользе учения.

А перед глазами мальчика уже показалась бесконечная (подробно описать ее не позволяет краткое содержание) степь. Чехов отмечает, что после испарения животворной росы все вокруг поникло от зноя. Егорушка утомился и равнодушно смотрел на однообразную картину. Остались позади косари и бабы на поле, свора собак и варламовские овцы.

Впереди показался ветряк, который все не исчезал из виду.

Направление и жанр

Жанровую принадлежность произведения «Степь» Антон Павлович Чехов определил как повесть. Причём она не простая, а лирическая, написанная по канонам реализма. Это творение А. П. Чехова нередко называют образцом поэзии в прозе. Художественное произведение объединяет в себе множество микросюжетов, которые условно можно разделить на несколько видов:

  • короткие эпизоды;
  • бытовые зарисовки;
  • философские размышления;
  • вставные новеллы;
  • лирические монологи.

Большая часть книги посвящена природе. Чехов говорил, что каждая часть задумана как законченная по смыслу. Главный персонаж — Егорушка. Он выступает в качестве объединяющего звена, связывающего «кусочки» повествования в единое целое.

Глава 2. Привал

К полудню остановились у ручья. Расположились под обозом, поели печеных яиц с пирогами. Так продолжается рассказ Чехова «Степь». Краткое содержание знакомит читателя с жизнью отца Христофора.

Он с детства говорил на нескольких языках, имел познания во многих науках, мечтал учиться в Киеве. Но родители не благословили такое решение, и юноша остался при церкви, где прошла вся его жизнь.

Сейчас отец Христофор ни о чем не жалел, так как не нарушил воли отца, хотя и был уверен, что учиться нужно. Эту мысль он внушал Егорушке. Потом говорили о шерсти и каком-то Варламове.

Перекусив, взрослые легли спать. Мальчик же сходил в деревню, поиграл с проснувшимся Дениской, который в душе все еще оставался ребенком. Наконец отправились в путь, и до вечера перед глазами Егорушки мелькали те же картины, что и с утра.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом.

Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь.

Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Глава 3. На постоялом дворе

Уже в сумерках остановились у немолодого еврея. Радушию Мойсея Мойсеича не было предела, но гости не решились на ночлег: нужно было найти таинственного Варламова.

Купец и святой отец пересчитали деньги – Егорушка никогда не видел такой кучи. Напились чаю. Поговорили с евреем о житье.

Сонного Егорушку хозяева угостили пряником – они все сокрушались, что теперь некому позаботиться о мальчике.

Так можно обозначить тему 3 главы и ее краткое содержание. «Степь» Чехов продолжает описанием появления у еврея известной в округе графини Драницкой, которая тоже надеялась увидеть Варламова.

Краткое содержание «Степь» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Степь

Число страниц: 144. Чехов Антон Павлович. «Степь». Издательство «ИЦ Москвоведение». 2012 год

  «Борис Годунов»: краткое содержание и анализ произведения

  • Жанр: Повесть
  • Год написания: 1888 год
  • Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
  • Кучминой Надеждой Владимировной.
  • Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Глава 4. Встреча с обозом

Полусонный Егорушка сел рядом с Дениской. Он все думал о Варламове, который был очень богат и неуловим, и о красивой графине. Его убаюкивали запахи и звуки степи, погруженной во мрак. Уснувшего мальчика разбудили голоса.

Это Иван Иваныч спрашивал у мужиков, сопровождавших обоз, который они нагнали, о Варламове. Затем Егорушку пересадили на большой тюк с шерстью, и он, довольный, что можно удобно лечь, заснул.

Дядя попросил мужиков не обижать племянника и пообещал забрать его, как только побывает у молокана. Таково начало новой главы и ее краткое содержание.

Степь Чехов описывает в своей повести часто. Но утром Егорушку больше интересовали обоз и люди, с которыми он ехал дальше. Всего двенадцать подвод и пять сопровождавших их мужчин. Рядом с возом, на котором лежал мальчик, шел старик Пантелей, который говорил и подпрыгивал так, словно замерз.

Когда остановились у колодца, Егорушка разглядел остальных путников. Сильного, уверенного в себе Дымова, убившего по дороге ужа и вызвавшего недовольство остальных возчиков. Емельяна, бывшего певчего, теперь потерявшего голос. Чернобородого Кирюху недалекого ума. Удивительно зоркого Васю, который мог видеть и слышать то, что остальным было недоступно.

Пейзаж

С героев автор переводит внимание читателя на главный образ этого произведения — степь. Чехов подчеркивает многообразие бескрайней равнины. Где-то выглядывают небольшие холмы, где-то взору путников открываются мельницы, издали напоминающие маленьких человечков.

Включая в свое произведение пейзаж, писатель придает повествованию и некоторые оптимистические нотки. Повсюду бурьян, молочай, дикая конопля. Всё это побурело от зноя, но роса как будто снова оживила степь. Впрочем, прошло немного времени, и она испарилась.

Степь снова приняла свойственный ей унылый вид.

Глава 5. На реке

Стало нестерпимо жарко. Остановились у реки. Возчики резвились в воде. Когда поймали рака, сбегали в деревню за бреднем и наловили рыбы, из которой сварили кашу. Егорушке, тоже решившему поплавать, испортил настроение Дымов. Мужчина схватил его за ногу и едва не утопил. После этого мальчик сидел на берегу и наблюдал за остальными.

О чем еще пишет в своей повести Чехов? «Степь», краткое содержание которой вы читаете, включает также описание обедни в деревенской церкви, куда от скуки сходил Егорушка, и встречу с лавочником, налившим ему чаю.

Вернувшись к реке, герой вместе со всеми ел кашу и слушал рассказы мужиков об их прежней жизни, которая была лучше нынешней.

Анализ произведения

В одной из критических статей повесть «Степь» окрестили «бессобытийным путешествием мальчика по степи от родной деревни до города». По сути, характеристика очень емкая и точная. Если бы вас попросили рассказать фабулу повести, достаточно было бы повторить это предложение.

«Степь» для Чехова, которого публика привыкла видеть в амплуа автора коротких веселых рассказов, стала смелым художественным экспериментом. Его «Степь» – это панорама русской жизни и русских характеров. Сама степь – аллегорический образ России – «в Европе люди погибают от духоты и тесноты… у нас же так просторно, что маленькому человеку порой трудно сориентироваться».

Глава 6. У костра

К вечеру отправились в дорогу. Егорушка смотрел, как на небе появляются звезды, и думал о бабушке. Ему казалось, что сам он никогда не умрет. А Пантелей все продолжал свой бесконечный рассказ.

К полуночи разожгли костер. Пока варили кашу, завели разговор об убитом недалеко от этого места купце. Тему продолжил Пантелей, который, если верить его словам, однажды сам едва не стал жертвой разбойников. И хотя в рассказе чувствовалось много вымысла, Егорушка слушал его, затаив дыхание.

Позже к костру подошел незнакомец. Его молодая жена уехала к матери, а он в ее ожидании не знал, куда себя деть. Счастливый вид мужчины вызвал у всех грусть. Егорушку снова охватила скука, и он взобрался на свой воз.

Проснувшись, мальчик увидел наконец Варламова, которого все искали в степи. Это был низкорослый человек на некрасивой лошади. Поговорив с возчиками и обругав своего верхового, он умчался по дороге. Такими были два дня из новой жизни Егорушки. Однако этим не заканчивается краткое содержание. «Степь» Чехова продолжается седьмой главой.

Читайте также:  Даниил хармс стихи: читать стихотворения хармса даниила ивановича - произведения поэта, писателя онлайн

Проблематика и смысл

Основа менталитета русского человека — желание жить воспоминаниями. В произведении Чехова это одна из ключевых мыслей. Люди постоянно думают о прошлом, пребывая в бездеятельности и надеясь на лучшую долю. Они испытывают чувство одиночества, от которого можно избавиться только ценой огромных усилий. У человека с такой философией нет будущего, и читатель это понимает.

Писатель размышляет и о том, как природа влияет на людей. На одних сказочные образы действуют положительно, заставляя душу петь и ликовать. Другие их просто не замечают, потому что они слишком заняты заработком и потреблением благ цивилизации.

Несмотря на ощущение трагизма, текст пропитан мечтой автора о новом человеке, который когда-нибудь придёт на смену обывателям, не умеющим найти своё место во Вселенной.

Чехов считает, что главная задача людей — научиться быть счастливыми и наслаждаться каждым мигом земной жизни.

Глава 7. Гроза

Ночью снова сидели у костра. Беседа не получалась. К тому же Дымов спровоцировал ссору с Емельяном, и Егорушка, с самого начала испытывавший неприязнь к первому из них, встал на защиту певчего. Расстроенный мальчик взобрался на тюк и расплакался, мечтая оказаться дома.

Даль почернела, стало душно. Вскоре разразилась сильная гроза. Обоз двигался вперед, а Егорушка сидел на тюках, испытывая невероятный страх. Ему чудилось, что сзади надвигается великан. Герой весь вымок и замерз.

А от грохочущего грома и сияющих молний невозможно было укрыться. Сначала Егорушка крестился и звал Пантелея. Потом им овладела уверенность, что гроза никогда не закончится, и его убьет.

Это был самый страшный момент в жизни мальчика, как показывает сюжет повести и ее краткое содержание.

«Степь» Чехов А. П. продолжает описанием болезни героя. Уже в деревенской избе он все никак не мог согреться и бредил. А рано утром снова отправились в дорогу. Егорушка с путающимся сознанием трясся от холода на своем возе.

Образы и темы

Образ степи, созданный Чеховым, великолепен и многогранен. Он объединяет в себе множество смыслов, среди которых человек кажется песчинкой. Обыватель теряется и не сразу понимает, к чему стремиться в этом мире, как найти себя, по какому пути следовать.

Образ ветра совсем другой. Силы стихии вселяют ужас, ввергают в неизвестность и заставляют почувствовать внутреннее напряжение. Вселенский хаос приводит к тому, что человек зачастую теряет своё «я». Со степным пространством неотделимо связаны трагизм и одиночество. Их символ — тополь, будет один всю свою жизнь.

В повести «Степь» Чехов затрагивает несколько тем. Они располагаются не в строгом порядке, а вытекают одна из другой и переплетаются, образуя основную идею, которая заключается во взаимоотношениях природы и человека. Иногда это сбивает с толку учеников, получающих задание написать изложение по главам. Составляющие, из которых складывается главная идея произведения:

  • любовь к родине;
  • жизнь и смерть;
  • поиск своего предназначения;
  • одиночество человека во Вселенной и в мире;
  • свобода личности;
  • сострадание к другим людям и природе.

Глава 8. Конец пути

Наконец въехали на большое подворье, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор растер больного Егорушку, затем укрыл одеялом и тулупом. Из разговора взрослых мальчик понял, что сделка с шерстью удалась.

Наутро герой чувствовал себя здоровым. А после завтрака разыскали Н. П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иваныч договорился с ней насчет проживания, устроил племянника в гимназию и уже на следующий день вместе с отцом Христофором и Дениской отправился домой. Егорушка же с тоской и слезами приветствовал жизнь в чужом доме.

Так заканчивает А. П. Чехов «Степь». Краткое содержание по главам позволило передать только ключевые моменты повести.

Сюжет

Иван Иванович Кузьмичев и о. Христофор направляются в город, для продажи шерсти. Заодно они берут с собой племянника Кузьмичева Егорушку, для поступления в гимназию. Священник ободряет обучение мальчика, а купец считает, что пристроить можно было и без образования.

Первой остановкой был постоялый двор Мойсея Мойсеевича. Далее путник догоняют обоз. Мальчика оставляют с ними, а взрослые направляются по делам. В пути он узнает много о России. Шерсть продана удачно. Егорушка заболел, а Иван Иванович думает только о деньгах. Он поселил мальчика у подруги его мамы.

Егорушка почувствовал, что его прежняя жизнь закончилась.

Краткое содержание "Степи" Чехова: история одного путешествия

Сюжет

Ранним июльским утром купец Иван Иваныч Кузьмичов и священник отец Христофор Сирийский отправились на бричке в дальний путь, продавать шерсть в городе. Вместе с ними поехал и малолетний племянник купца, Егорушка. Его мать попросила брата пристроить мальчика в гимназию.

Егорушке, не привыкшему к чужим людям и чужим местам, было очень грустно покидать отчий дом. Священник пытался приободрить мальчика, рассказывая о пользе обучения, однако его дядя был иного мнения – он считал, что племянника можно было бы пристроить на хлебное место и без образования.

По дороге Егорушка видел много новых и удивительных вещей, например, железную дорогу. Также мальчик знакомился с разными людьми, слушал их истории из жизни. Большое впечатление произвела на него семья евреев, красавица-графиня Дарницкая, счастливый молодой мужчина, женившийся по любви.

По прибытии в город и совершении сделки Кузьмичов отвел племянника к Настасье Петровне Тоскуновой. Это была хорошая знакомая матери Егорушки, у которой мальчику придется жить во время учебы в гимназии. Женщина согласилась приютить у себя Егорушку, но без особой радости.

  Краткое содержание рассказ «Петька на даче» Л. Андреева

Иван Иваныч уехал домой, и мальчику показалось, что вместе с ним навсегда распрощалась его прежняя жизнь.

История создания

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу.

Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Отзыв

Егорушке было очень тяжело расставаться с семьей, родными местами, но рано или поздно расставание все равно бы произошло. Так мальчик, наблюдая по дороге за разными людьми и слушая их истории, приобрел большой опыт. Он понял, что мир велик, и от самого человека зависит, какой будет его судьба.

Рисунок-иллюстрация к повести Степь.

Образы и символы

Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

Глава 2. Привал

К полудню остановились у ручья. Расположились под обозом, поели печеных яиц с пирогами. Так продолжается рассказ Чехова «Степь». Краткое содержание знакомит читателя с жизнью отца Христофора.

Он с детства говорил на нескольких языках, имел познания во многих науках, мечтал учиться в Киеве. Но родители не благословили такое решение, и юноша остался при церкви, где прошла вся его жизнь.

Сейчас отец Христофор ни о чем не жалел, так как не нарушил воли отца, хотя и был уверен, что учиться нужно. Эту мысль он внушал Егорушке. Потом говорили о шерсти и каком-то Варламове.

Перекусив, взрослые легли спать. Мальчик же сходил в деревню, поиграл с проснувшимся Дениской, который в душе все еще оставался ребенком. Наконец отправились в путь, и до вечера перед глазами Егорушки мелькали те же картины, что и с утра.

Анализ повести «Степь» Чехова А.П

Кратко:

Этапным произведением Чехова является повесть «Степь» (1888). Она «мой шедевр, — писал Чехов, — лучше сделать не умею». Над повестью писатель работал очень тщательно, специально совершил поездку в Таганрог и Приазовье, чтобы воскресить в памяти «дорогие образы и картины».

  Кратко: правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.

)

На первый взгляд, в повести все просто — изображена степь, увиденная мальчиком Егорушкой: выжженная зноем бесконечная равнина, тоскливая песня умирающей травы, сонная девка на возу, два пастуха, подводчики с их нехитрыми судьбами и т.д. Современная Чехову критика большего и не увидела: талантливо выписанные отдельные картинки, не связанные идейным замыслом.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «степа» для читательского дневника (иван бунин)

Новаторскую сущность «Степи» почувствовал Плещеев: «Пускай в ней нет того внешнего содержания — в смысле фабулы, которое так дорого толпе, но внутреннего содержания дано неисчерпаемый родник». «Внутреннее содержание» не сразу открывается читателю. Повесть Чехова многотемна.

В ней и тема родины, бескрайней, богатой, прекрасной, тоскующей под безжалостным гнетом зноя; и тема народа: былинные богатыри должны были бы населять эту степь, а бродят по ней заурядные возчики, чабаны, купцы, ищущие хозяина степи — Варламова; и тема счастья: в чем оно — в учении, в деньгах, в сладком прянике, в любви, в единении с «прекрасной суровой родиной»?; и тема одиночества: в небе парит одинокий коршун, у дороги — одинокая каменная баба, одинокая мельница, одинокий красавец-тополь, даже счастливый молодожен одиноко бродит по степи.

Все герои повести по-своему одиноки и по-разному несчастны. Какие-то неизвестные законы мешают им приобщиться к красоте и гармонии степи. Вся повесть пронизана ощущением конца чего-то, за чем последует какая-то иная жизнь. С этим ощущением живет и природа, и все герои повести.

В природе ожидание разрешилось страшной ночной грозой. Из всех героев новая жизнь наступит только для Егорушки, но последняя фраза повести: «Какова-то будет эта жизнь?» — едва ли имеет отношение только к мальчику.

В сознании читателя вопрос расширяется: что будет с другими людьми, со страной, в которой они все живут?

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Повесть «Степь» (1888) — первое произведение, напечатанное в толстом журнале и открывшее Чехова для классической литературы. В самом начале 1888 г. известный писатель Д. В. Григорович предло­жил молодому автору для большого произведения взяться за тему самоубийства 17-летнего мальчика.

Однако Чехов отказался от нее: «На измучивший всех вопрос нужен и мучительно-сильный ответ, а хватит ли у нашего брата внутреннего содержания?». К тому времени уже был опубликован чеховский рассказ «Володя», заканчивающийся самоубийством юноши. Возвращаться к этой теме Чехов не захотел.

В своей первой повести он не собирался углублять­ся в идеологически напряженную тему: в его представлении она была связана с жизнью уходящего поколения.

Повесть «Степь» имела подзаголовок «История одной поездки». В письме к В. Г. Короленко от 9 января 1888 г.: «Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи», — Чехов сформулировал стоящую перед ним в новом произведении двуединую задачу: описать степь и передать переживания взрослого и ребенка. Задачу описания автор решает введением двух психологических точек зрения.

Разнообразная жизнь степи: в дви­жении, в красках и звуках — передана через восприятие повествова­теля и девятилетнего мальчика Егорушки. В своем непосредствен­ном, эмоциональном и чутком отношении к природе взрослый и ребенок близки. Соприсутствие двух отправных точек для описания обусловило разные смысловые перспективы в повести.

Впечатления дневной и ночной жизни степи возвышают чувства повествователя до пережи­ваний «торжества красоты», дарят ему ощущение «расцвета сил и страстной жажды жизни», душа говорящего «дает отклик прекрас­ной, суровой родине». Степь в понимании взрослого «сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные».

Звездное небо рождает у него мысль об одиночестве, о смерти, «и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…». А Егорушку непонятные и странные для него степные просторы «наводят» «на ска­зочные мысли». Взрослому только «приходят на память степ­ные легенды… сказки няньки-степнячки».

Детское же во­ображение уже наполняет степное пространство былинными героя­ми и сошедшими со страниц Священной истории колесницами. Дет­ское восприятие, близкое к мифологическому, не олицетворяет окру­жающее: ребенок еще не отделяет мир человека от природы. В опи­сание, словно просыпаясь, органично входит древняя образность, женское пение Егорушка принимает за плач травы.

Если со взрос­лым взглядом на окружающий мир в повести связаны экзистенци­альные темы жизни и смерти, то с детским — тема памяти: благода­ря воображению ребенка проявляются глубинные, доисторические пласты жизни.

Разные точки зрения в описаниях сопряжены, и это открывает читателю полноту бытия.

Однако их взаимодействие в повести слож­нее: детское восприятие неукоснительно накладывает ограничение на взрослое, явно препятствуя интеллектуальному постижению мира, и оно же властно удерживает взрослого в области непосредственной эмоциональной реакции. Режиссер К. С.

Станиславский не раз по­вторял, что «познать — на языке художника значит почувствовать». Погружение в мир детских чувств открывало писателю возможность обретения особого — чувственно-эмоционального — аспекта позна­ния мира. «“Степь”, — настаивал писатель Б.

Зайцев, — одно из са­мых непосредственных его (Чехова. — Авт.) писаний, именно таких, где сам он мало понимает, что пишет (особенно как доктор Чехов, почитатель Дарвина), и не надо ему понимать. “Степь” просто поэ­зия, понимать нечего, надо любоваться».

Читая чеховскую повесть, современники обратили внимание на описание, пронизанное эмо­цией, по точному замечанию одного из них, молодой автор создал «описательную поэзию». А. Н. Плещеев (известный поэт старшего поколения) утверждал, что в повести «Степь» «бездна поэзии».

В «Степи» автор с особой тщательностью рисовал сцену грозы, этот эпизод очень долго не удавался, но художник не уступал — пе­редать красоту мира позволяло погружение в детские переживания. Б.

Зайцев справедливо полагал, что «Влияние “Степи” на человека благотворно, это благословенная вещь по всему повествованию разлита радость изображения Божьего мира».

Мир открывается взору Егорушки и разворачивается по мере про­движения по степи. Этот мир заполняют попутчики, встречные люди с их историями, единичные впечатления мальчика, связанные с по­стоялым двором и с живущей там еврейской семьей, с ночной гро­зой, с рыбалкой.

Разные части повести (описания, истории персонажей, сцены) присоединены автором друг к другу либо сочинитель­ными связями, либо по контрасту.

Жанровая форма «романа доро­ги», вносящая в повесть многообразие встреч и впечатлений, «на­кладывается» на пространство «степи», направление движения в ко­тором отличается «свободной непредсказуемостью» (Ю.М.Лотман).

По логике собственно человеческого развития переход Егорушки во взрослый мир закономерен. Вместе с тем маленький герой, бук­вально вброшенный во взрослую жизнь, страстно хочет вернуться в мир детства. Это противоречие становится одним из важных импуль­сов для сюжетного развития повести.

В ее финале на первый план выходят исполненные драматизма переживания необратимости пе­ремен.

Однако Чехов не стремился жестко «центровать» сюжет темой взросления, он последовательно вписывал «историю одной поездки» в жизнь необозримых просторов степной природы, в многовековое течение русской жизни.

Источник: История русской литературы XIX века: в 3 т. Т. 3 / под ред. О.В. Евдокимовой. — М.: «Академия», 2012

Описание степи

Чехов понимает язык природы, потому что относится к ней тепло и с любовью. По сути, самый главный персонаж произведения — степь. У неё есть характер и эмоции, каждая травинка живёт собственной жизнью. В каждое время суток степь разная. Чехов описывает, как она выглядит утром, вечером, ночью и в полдень. Вот что использует автор, чтобы передать очарование природы:

  • звуки;
  • ароматы;
  • краски;
  • эмоции.

Краткое описание степи есть в первой главе. Сначала местность выглядит спокойной и пустынной. Затем степь преображается, в течение суток у неё будто меняется настроение. На рассвете природу переполняют ликование и радость, в полдень она погружается в тоску, а на закате наступает тишина. С наступлением ночи всё живое погружается в полный покой и пребывает в умиротворении.

А. П. Чехов мастерски изображает природу, и каждый живой организм предстаёт как наделённый человеческими качествами. Так, когда слышится женский голос, оказывается, что человеку подпевает трава. Перечисляя жителей степи, А. П. Чехов находит точную эмоционально-психологическую характеристику для птиц и насекомых:

  Характеристика главных героев рассказа Толстого «После бала»

  • кузнечики играют на скрипках;
  • бекасы пищат;
  • чибисы плачут;
  • сова хохочет.

Людей на равнине нет, и от этого она выглядит пустынной.

Но здесь есть несколько пастухов, которых можно назвать хранителями степи: они не только выполняют основную работу, но и защищают этот хрупкий мир от посягательств.

Автор показывает, как благотворно влияет природа на людей, соприкоснувшихся с ней. Когда Пантелей идёт босиком по земле, он чувствует, что его больным ногам становится легче. Василий — божий человек, и природа близка ему своим содержанием, в первородном мире он ощущает себя как в родной стихии. На Дымова благотворно влияют покой и степная тишина.

Главные герои

Краткое содержание произведения «Степь» Чехова стоит начать со знакомства с персонажами. Действие происходит в июле. Однажды из небольшого уездного города выезжает бричка, а в ней находятся настоятель местной церкви (отец Христофор) и купец по фамилии Кузьмичев. Впереди у них долгий путь.

Герои направляются в большой город, каждый по своим делам. Настроение у обоих благостное — именно такое, какое обычно посещает людей перед дорогой.

К тому же перед отъездом они плотно позавтракали и, несмотря на раннее время, много выпили. Помимо этих персонажей, стоит еще назвать кучера Дениску, а также главного героя этого произведения — десятилетнего Егорушку.

Мальчик приходится Кузьмичеву родным племянником и едет в город поступать в гимназию.

Ссылка на основную публикацию