Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

  • Собакевич – один из помещиков, изображённых в гоголевских «Мёртвых душах».
  • Он могуч и силён, подобно богатырям былинным, его здоровью тоже можно позавидовать: живёт пятый десяток, а ни разу не был болен.
  • Познакомился с ним Чичиков на домашней вечеринке у губернатора (Глава первая) и уже там убедился в том, что его новый знакомый, успевший наступить ему на ногу, отличается крайней неуклюжестью.
  • Более подробно внешний облик помещика описан в Главе пятой, рассказывающей о посещении Чичиковым Собакевича. Помещика при этом мы видим глазами Павла Ивановича, которому тот кажется похожим на медведя:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Завершается это сходство тем, что и зовут Собакевича Михаилом Семёновичем.

Речь Собакевича так же груба, как и его внешность. Произносит он чаще всего короткие фразы, очень чёткие, лишённые каких-либо «красивостей». При этом использует для характеристики своих знакомых, гостеприимством которых не гнушается, довольно грубые слова:

  • дурак (о председателе палаты),
  • разбойник (о губернаторе),
  • мошенник (о полицмейстере),
  • свинья (о прокуроре, после упоминания о том, что он единственный в городе порядочный человек),
  • христопродавцы (обо всех).

Примечательно, что Михаил Семёнович – единственный из помещиков употребляет слово «собака» в качестве ругательства: дважды собакой он называет Плюшкина (Глава пятая, Глава седьмая). Да и о себе этот помещик говорит как о человеке с собачьим нравом, используя данное прилагательное в качестве оценки неодобрительной, хотя и далеко не искренней:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Для довершения сходства этого помещика с собакой, которое выражено его собственным выбором ругательных словечек, включая лексемы «собака», «собачий», и авторским выбором фамилии своего персонажа – Собакевич, Чичиков мысленно тоже называет Михаила Семёновича собакой:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Да и хватка у помещика Собакевича поистине будьдожья, в чём мы убеждаемся чуть позже, читая сцену его торга с Чичиковым.

Вместе с тем речь Собакевича не лишена и некоторой афористичности. Вот несколько ставших крылатыми фраз, которые Гоголь вкладывает в уста этого своего персонажа:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

В его речи мы встречаем пословицы (затвердила сорока Якова одно про всякого), фразеологизмы (как мухи мрут), включая и библейские (Гога и Магога).

Рисуя образ Собакевича, автор подчёркивает его неуклюжесть и грубость не только сходством с медведем и собакой, употреблением в речи ругательных слов, но и описанием его усадьбы и её интерьера.

Собакевичу чуждо чувство прекрасного, ему не до эстетизма, главное для него – основательность, прочность, практичность, поэтому дом помещичий был так же неуклюж, как и его хозяин, и явился прямым следствием своеобразного поединка зодчего, пытавшегося создать строение симметричное, отвечающее всем нормам современной архитектуры, и заказчика, которому не нужны были многие окна (их и заколотили), показалась лишней одна из четырёх задуманных колонн (её выкинули). В поединке этом, конечно же, победителем оказался хозяин с его приземлёнными вкусами, поэтому неуклюжее строение было на редкость крепким и основательным – как, впрочем, и двор, окружённый толстенной деревянной решёткой, конюшни, сараи, построенные из толстых брёвен.

Окружающий пейзаж тоже лишён красивостей, на избах мужиков не было никакой резьбы, никаких узоров, зато срублены они были тоже крепко.

И интерьер дома Собакевича поражает читателей своей основательностью: мебель Собакевича была на редкость крепкой и похожей на своего хозяина.

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Стены жилища Собакевича увешаны портретами героев с толстыми ляжками и огромными (неслыханными) усами. Среди этих портретов нелепо смотрится изображение худенького Багратиона. Но именно его портрет, как мне кажется, подчёркивает не только абсурдность всего остального, но и зыбкость, недолговечность этого, казалось бы, необыкновенно крепкого мира Собакевича.

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Предложение продать мёртвые души Собакевича нисколько не удивляет. Человек хозяйственный, расчётливый, практичный, он отлично понимает, что если Чичиков просит их продать, то это связано с каким-то мошенничеством.

Михаил Семёнович не любопытен, но в жизни он руководствуется только соображениями личной выгоды и своего никогда не упустит: продать ревизские души? – пожалуйста, с превеликим удовольствием, платить налоги за них не придётся, но продать надо как можно дороже.

Поэтому-то и заламывает помещик цену такую, по которой даже не всякого живого крепостного крестьянина можно продать. Конечно, он понимает: Чичиков не купит души ни за 100, ни за 75 или 50 рублей каждую, ни даже за угол (двадцать пять рублей).

Но начальная цена – сто рублей – названа им не случайно: чем эта цифра выше, тем более выгодной для него окажется конечная стоимость души, на которую согласится покупатель. Торговаться Собакевич прекращает только тогда, когда понимает: больше двух с полтиной за душу Чичиков не даст.

Задуманное Чичиковым, но неведомое Собакевичу мошенничество нисколько не смущает этого помещика.

Считая всех вокруг людьми нечестными, он констатирует факт, но не осуждает никого за обман, потому что и сам не гнушается мошенничеством, пусть даже таким мелким, как включение в список проданных душ души женской.

А как же? Два рубля с полтиной тоже деньги! И можно быть на сто процентов уверенным: если возникнет возможность смошенничать по-крупному, он обязательно смошенничает.

Общение с Собакевичем позволило Чичикову определить очень ёмко самую суть его характера: кулак, то есть стяжатель, человек алчный, никогда не упускающий своего, а также сделать не менее ёмкий вывод:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Собакевич, с одной стороны, выгодно отличается от других помещиков: он не прожектёр и не пустой мечтатель, как Манилов, его невежество не доходит до такой крайности, как невежество Коробочки (у него даже есть собственный взгляд на образование, новомодные диеты), он не игрок и не скандалист, как Ноздрёв, никогда не допустит, чтобы его крестьяне обнищали, подобно крестьянам Плюшкина. Но, с другой стороны, всё это не исходит от положительных внутренних качеств этого помещика – таковых, в общем-то, и нет, а связано с его пониманием выгоды, с его практичностью:

  • пустые «прожекты» никакой прибыли не приносят;
  • скандальные истории, в которые человек попадает, не приносят ему никакого дохода;
  • а чем зажиточнее крестьяне, тем лучше живётся их хозяину, помещику.

Собакевич так же бездуховен, обездушен, как и другие персонажи гоголевской поэмы – помещики и чиновники.

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции гоголя? – Literature Teacher

10.06.2019
Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Апр
11 2010

Социальные противоречия в романе Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» – произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира.

Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Правда, «люди низкого класса» изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место. Гоголь при этом иронически ссылается на вкусы «читателей», которые «неохотно… знакомятся с низкими сословиями».

Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей концепции произведения чрезвычайно велико.

Среди образов крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Но тем не менее типаж, представляющий крепостную Россию, весьма разнообразен.

От малолетней девочки Пелагеи – той самой, которую Селифан корил в незнании «где право, где лево»,- до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России.

Этот образ проникнут у Гоголя той атмосферой сердечности и благородства, которая заставляет нас вспомнить самые проникновенные лирические страницы «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Тараса Буль-бы».

Природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому,- в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа.

Изображение народа проникнуто у Гоголя поэзией. От «Вечеров на хуторе» и повести «Тарас Бульба» идет прямая дорога к лирической атмосфере многих страниц «Мертвых душ».

Повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора, оценивающего поведение героя или размышляющего о жизни, об искусстве. Подлинным лирическим героем этой книги является сам Гоголь. Мы постоянно слышим его голос. Автор – как бы непременный участник всех событий, происходящих в поэме.

Он незримо присутствует всюду. Он внимательно следит за поведением своих героев и активно воздействует на читателя. Образ автора – это как бы персонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, имеющий собственное отношение к жизни, свой сложный духовный и нравственный мир.

Этот лирический персонаж придает всему повествованию своеобразную эмоциональную окраску.

Наибольшего напряжения достигает лирический голос автора на тех страницах, которые непосредственно посвящены родине, России.

«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросан-но и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?..

» Исполненный поэтического восторга, пишет Гоголь о чарующей природе России, о ее песнях, о «живом и бойком русском уме». Во всех этих лирических монологах пред нами выступает образ человека, горячо любящего свой народ, тесно связанного с родной национальной культурой.

В лирические раздумья Гоголя вплетается еще одна тема – будущее России, ее собственная историческая судьба и то место, какое она займет в судьбах человечества. Поэма завершается поэтическим символом птицы-тройки, романтически олицетворяющей   мечту   писателя   об   иной жизни, которую русский народ обретет в прекрасном далеке.

Так называемые лирические отступления Гоголя – важный элемент произведения. Это оценка настоящего с позиций авторского идеала, который может быть осуществлен лишь в будущем. Будущее России никогда еще с такой страстной силой не вторгалось в изображение крепостнической действительности.

Читайте также:  Анализ рассказа А.П. Чехова «Шуточка»

Впервые в русской литературе будущее становилось судьей настоящего. Лирические монологи Гоголя – примечательное явление и с точки зрения художественной. В них угадываются завязи нового литературного стиля, который позднее обретет яркую жизнь в прозе Тургенева и особенно в творчестве Чехова.

В сознании писателя далеко не сразу определились жанровые особенности «Мертвых душ». Сложный и оригинальный замысел требовал для своего воплощения и соответственных художественных решений. Привычные жанровые схемы казались Гоголю неподходящими. Надо было совершенно по-новому завязывать сюжет и композиционно его развертывать.

На начальном этапе работы Гоголь назвал свое новое произведение романом. Характерно замечание Гоголя в письме к Пушкину: «Сюжет растянулся на предлинный роман». Это слово «роман» мелькает еще несколько раз в гоголевских письмах.

Одновременно в письмах начинает проскальзывать и другое слово – «поэма». Впоследствии Гоголь все более убежденно склонялся к мысли, что его новое произведение – поэма. Но поэма не в традиционном, а в каком-то особом значении слова.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Социальные противоречия в романе Гоголя «Мертвые души» . Литературные сочинения!

Источник:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Созданные в расцвет крепостничества “Мертвые души” (1842 г.) стали новаторским произведением для русской литературы. В этой поэме Н. В. Гоголь воплотил давний замысел: показал жизнь различных сословий, поднял злободневные вопросы современности, заставил задуматься о будущем страны.

Центральное место в поэме занимает помещичий быт. Автор сатирически изобразил разложение крепостничества, одновременно показав убогость и обреченность его представителей.

Гоголь обличает пороки дворянства, откровенно смеется над помещиками и чиновниками, но показывает неоднозначное отношение к простолюдинам.

С одной стороны, писатель глумится над глупостью и наивностью крепостных, порицает за пьянство и невежество.

К примеру, “черноногая” малолетняя Пелагея по причине неграмотности не может различить где право, где лево, провожая Чичикова до большой дороги. А лакей Петрушка обладает “особенным запахом”, поскольку не склонен мыться.

К тому же все свободной время слуга проводит в кабаке, поэтому вдобавок от него разит еще и особым сивушным духом.

С другой стороны,

Гоголь осознает, что нет вины крепостных в ограниченности и необразованности, нынешняя реальность – итог многовековой рабской жизни. Писатель уверен: простой народ полон “творящих способностей души”.

Эту мысль подтверждает сцена заключения сделки между Чичиковым и Собакевичем. Последний намерен подороже сбыть “мертвые души”, а потому начинает расхваливать “товар”, некогда обладавший талантами и умениями.

Оказывается, все почившие были трудолюбивыми работниками: Михеев изготавливал прочные кареты, Милушкин умел “поставить печь в каком угодно доме”, Степан Пробка был отменными плотником. Чичиков диву дается, какими талантами обладали крепостные.

  • В поэме многие персонажи упоминаются мимоходом, но читатель видит целую галерею мастеровитых людей, представляющих многоцветный образ России.
  • Гоголь убежден: несмотря на явные недостатки, лишь русский народ обладает достойными личностными качествами: добросердечностью, прямотой, открытостью, трудолюбием.
  • В поэме прослеживается вера автора в светлое будущее для России.

Он надеется, что в скором времени здравый смысл возобладает над жестокостью господствующих слоев, они перестанут угнетать невольников и тогда творческие таланты свободных людей станут могучей движущей силой.

Сочинение-рассуждение Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

Н.В.Гоголь, написав поэму “Мертвые души” в 1842 году, поставил перед собой важную задачу – показать в ней всю современную Россию, всевозможные черты, её пороки и многоликость, а также простой бедный народ. …

(начало есть на других сайтах, далее идет только уникальное продолжение)

Не зря перед нами открывался мрачный пейзаж: покошенные избы без стекол, непонятные формы крыш, после этого становится неудивительно, почему оттуда убегали крепостные, это даёт надежду на то, что в них осталась гордость.

Однако, к сожалению, жизнью крестьян, по мнению помещиков, можно легко распоряжаться, что, например, делает и Коробочка: “Живых то я уступила…”, – говорит она с удивлением при покупке мертвых душ, ведь раньше ей “не случалось продавать покойников”.

Простому народу не хватает и образованности, это можно заметить в эпизоде, когда девочка Пелагея не смогла ответить на простые вещи, например “где право, а где лево”? Писатель не просто с грустью описывает подобные сцены: в его целях показать все пороки крепостных крестьян, с которыми они, к сожалению, не спешат бороться. Н.В.

Гоголь не идеализирует их, но твёрдо уверен – русский народ будет ждать хорошее будущее, если он поднимется против помещичьего гнёта, сможет восстать, ведь какая сила скрывается в этих, на первый взгляд, простых “мужиках”! Это можно сразу заметить, когда Чичиков переписывал мертвые души, не зря он восхищался их жизненной силой, читая краткую характеристику: “Эх, русской народец! Не любит помирать своею смертью!” – восклицает он. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Именно тогда перед нами раскрывается картина их тяжелой судьбы, но и в ней чувствуется, что народ не просто бедный и несчастный, как может показаться, он – талантливый, умеющий работать и доводить всё до конца.

То ли замечательный кузнец, то ли печник, который “мог поставить печь в каком угодно доме”, – все они олицетворяют силу и терпение, у читателя же может возникнуть чувство, будто все эти люди не мертвы вовсе, сам Чичиков со скуки ведёт с ними “диалог”: “А вы что, мои голубчики?” – продолжал он, сидя за своим письменным столом. В конце же всей поэмы Гоголь обращается к символическому образу птицы-тройки, которая подводит все размышления писателя о будущем России, настоящем и прошлом: если русский народ и подавлен, но уж точно не сломлен, он всего лишь ожидает нужного времени, чтобы потом восстать против мира чиновников и помещиков. Таким образом, неоднозначность авторской позиции в изображении крестьян проявляется в том, что писатель хоть и выставляет все самые плохие качества (необразованность, пьянство ) перед читателем, как будто высмеивая, но и находит в них особый шарм. Об этом Гоголь писал в лирических отступлениях, рассуждая о силе и терпении русского народа, который в будущем найдет в себе силы бороться с помещичьим гнётом.

Полезный материал по теме:

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции Гоголя?

Сочинение-рассуждение Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)ЕГЭСтр. 1

Сочинение "Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции"

Отношение автора к народу в поэме «Мертвые души» двояко и неоднозначно. Мне кажется, это обусловлено тем, что в произведении многое взято из реализма, где нет возвышенных и идеализируемых писателем персонажей, у каждого есть как положительные, так и отрицательные черты. И народ у Гоголя: с одной стороны – терпимый, верный и честный, с другой – невежественный и несамостоятельный.

Все то хорошее, что есть в каждом русском крестьянине, описано Николаем Васильевичем в седьмой главе поэмы, в эпизоде, где Чичиков размышляет над списком купленных им душ. Главное положительное качество русских крестьян – жажда свободы.

В поэме есть несколько героев, которые не смогли терпеть вседозволенность и безнаказанность помещиков и решили сбежать на волю. Например, Попов – слуга Плюшкина, который, несмотря на риск попасть в тюрьму, остаться без работы и без документов, убегает от жестокого хозяина.

Или Абакум Фыров, который, спасаясь от рабской неволи, ушел в бурлаки. Эта способность не пасть духом, смелость, бунтарский дух восхищает Гоголя. «Русский человек способен ко всему», – слова автора, показывающие его уважение к русскому народу и веру в него. Таким образом, из вышесказанного следует, что Н. В.

Гоголь относится к русскому народу как к единому и неостановимому механизму, который поражает всех своей силой, стойкостью и свободолюбивостью.

С другой стороны, автор замечает и недостатки крестьян – излишняя склонность к пустому философствованию и невежественность. В начале поэмы мужики, указывающие дорогу Чичикову до Маниловки размышляют над тем, доедет его «колесо» до Казани или Москвы или нет.

Философы стоят у кабака и ведут эту «философскую» беседу на примитивнейшем уровне – обмениваясь короткими выкриками – «доедет», «не доедет». Именно пустословие и глупость высмеивает Н.В. Гоголь. Такое же невежество отличает Пелагею, которая «не знает, где право, где лево».

Неудивительно, ведь некоторые помещики города NN, как и всей страны, не отличаются богатым внутренним миром и развитой смекалкой, что уж говорить о простом народе. Из вышесказанного следует, что русский народ, по мнению Гоголя, малообразован и склонен к пустым размышлениям, а не к действиям.

В заключение хотелось бы сказать, что автор не дает однозначной оценки русскому народу. Он видит как положительные его стороны – сила, жажда свободы, смелость, так и отрицательные – пустословие и невежественность.

Другие работы по этому разделу:

Сочинение «Нравственные проблемы в рассказе Е. И. Носова «Кукла»

Многие писатели в своих произведениях рассказывают о различных морально-нравственных проблемах, желая через художественное повествование донести до читателей их важность и заставить задуматься над их решением. В своем сочинении я хотел бы рассказать о нравственных проблемах, поднятых Е. И. Носовым в его рассказе «Кукла».

Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «герой нашего времени» (м. ю. лермонтов)

Сочинение «Что высмеивает А. П. Чехов в рассказе Злоумышленник»

Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» однозначно является трагикомичным. Читая его, невозможно не смеяться над манерой речи Дениса, над его чертами характера, однако тихий ужас вызывает необразованность и безрассудность народа и пропасть, образовавшаяся между простыми людьми и властью.

Сочинение «Золотая пора детства»

Для каждого человека детство является одним из самых важных периодов его жизни. Ведь именно в детстве человек приобретает те или иные привычки и пристрастия.

В детстве начинается формироваться характер человека, его взгляды и убеждения, поэтому тема детства затрагивалась в произведениях многих писателей.

Например, Лев Николаевич Толстой на страницах свой автобиографической повести «Детство» рассказывает о мальчике Николеньке Иртеньеве, описывая его чувства и переживания.

Сочинение “Обломов и Ильинская”

Взаимоотношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова, как мне кажется, изначально нельзя было назвать идеальными. Между персонажами часто возникали недопонимание и различные конфликты из-за разницы в мировоззрениях и ценностях. Эти сложности особенно заметны в представленном фрагменте.

Сочинение “Чичиков”

Павел Иванович Чичиков – главный герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», по моему мнению, обладает множеством отрицательных черт, он эгоистичен, корыстен, лжив и неискренен по отношению к окружающим его людям.

Сочинение на тему: «Народ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)»

Литеровед предлагает вам ознакомиться с кратким сочинением на тему: «Народ в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)», в котором представлена полная картина гоголевского образа народа, поданная через характеристику главного героя, второстепенных персонажей, размышления самого автора.

Тема народа является одной из самых важных в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Через образ народа автор дает характеристику главным героям произведения. Гоголь жил в те времена, когда власть в России принадлежала помещикам и чиновникам. Они были очень жестокими и несправедливо ужасно обращались с народом, принимая всех людей за своих рабов.

Судьба народа оказывалась в руках безжалостных богачей. Они пользовались всеми возможными благами, предоставленными им этой жизнью, и не давали спуску бедным крестьянам.

Гоголь с сердцем, полным сочувствия, изображает картины крепостной жизни. Бедные крестьяне не только превратились в рабов помещиков, они стали хуже вещей. Чиновники бессовестно торгуют людьми.

Им без разницы, живы крестьяне или же мертвы.

Коробочка настолько увлекается продажей мертвых душ, что вспоминает, как же дешево она продала двух живых девушек.

Это говорит о том, что чиновники совсем не думают о человеческих чувствах, считают себя высшими за других. Коробочка использует крестьян, как ей заблагорассудится.

В одном из эпизодов поэмы она говорит Чичикову, что если тот пожелает, то ему на ночь почешут ножки, ее отец без этого никак не мог уснуть.

Еще один помещик Ноздрев и вовсе не умеет ценить крестьянский тяжелый труд. Он любит играть в разные игры, поэтому все время что-то проигрывает. Ему без разницы, что унести с дома и чьим трудом и потом эта вещь была приобретена.

В доме Ноздрева абсолютный беспорядок. Среди имущества привлекает внимание только вольер, но и там хозяин не часто бывает. Все находится в плачевном состоянии, несмотря на старания крестьян.

Ноздрев же совсем об этом не думает, напротив, он даже хвалится тем, что он проиграл все в один миг.

Образ угнетенного народа постает перед нами в размышлениях Чичикова о мертвых душах в списке, которых ему повезло приобрести. Главный герой задумывается над тем, какой же нелегкой была судьба этих крестьян. Он пытается угадать, чем же они занимались на своем веку, и как проходила их жизнь. Но ответ здесь очевиден, поэтому Чичиков только тяжело вздыхает.

Образ народа также представлен в поэме «Мертвые души» конкретными людьми. Интересным персонажем является плотник Степан Пробка. Он славился огромной силой и, наверное, уже побывал во всех губерниях со своим топором.

Еще одним конкретным образом является сапожник Максим Телятников. Этот крестьянин хотел организовать собственное дело, поэтому ушел в науку к немцам.

Но это не помогло ему, он стал много пить и винить в своих неудачах иностранцев.

Бедный крестьянин Григорий Доезжай-недоедешь ушел с дома и умер где-то в дороге. И все же, каждый из них стремился к чему-то в своей жизни. У них также были взлеты и падения, удачи и невезения. Они также жили: делали ошибки или же были лучшими в своем деле.

Гоголь подчеркивает тот факт, что народ стремится к свободе. От помещика Плюшкина убегают все крестьяне. Он ворует в них и тащит все к себе.

Им не на что жить, и единственный способ остаться в живых – убежать от столь жадного помещика. Те, кто остаются в деревнях, скорее всего, погибают.

Им настолько плохо живется в Плюшкина, что они готовы променять родной дом на тюремную камеру или же бурлацкую непотребную жизнь.

Чичиков ознакомляется со списком беглых и с грустью думает о том, что эти люди уже не жильцы. Что их ждет в будущем, есть ли оно в них? Тем не менее, народ в поэме показан и как бунтарь. Он не всегда покорно опускает голову перед угнетениями со стороны господ. Ярким примером является сцена, в которой убивают Дробяжкина.

Николай Гоголь отдает дань русскому народу и говорит также о его могучей силе. Несмотря на крепостное право, этот народ не сломленный, а все еще готовый бороться. Люди верят в светлое будущее, они не теряют надежду на лучшие перемены в будущем. Русский народ необычайно талантлив. Трудоспособности крестьян можно только позавидовать.

Даже сами чиновники отмечают редкостные черты, присущие русскому народу: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Николай Гоголь описывает народ в своей поэме «Мертвые души» с особым трепетом и любовью. Он проявляет сочувствие к русским людям, которые вынуждены служить самовлюбленным помещикам. Гоголь печалится из-за неопределенной судьбы народа. И в то же время, его сердце переполнено радостью, ведь он точно знает, что русский народ не пропадет.

Эти бедные крестьяне настолько сильные духом, что вызывают невольное восхищение. Писатель верит, что наступит тот день, когда спадут оковы с представителей народных масс, и они заживут нормальной человеческой жизнью, а вместе с ними и вся Россия.

Н.В. ГОГОЛЬ «МЕРВЫЕ ДУШИ»

· Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

· Как «Мёртвые души» Н. В. Гоголя перекликаются с «Божественной комедией» Данте?

· Образ народа в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

· Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции?

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»

  • · Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких?
  • · Можно ли считать Тихона, Бориса и Варвару жертвами «темного царства»?
  • · В чём заключаются причины драмы Катерины Кабановой?
  • · Что противопоставляет Катерина «жестоким нравам» калиновского мира?

· Что дало основание критику Н. А. Добролюбову назвать купечество города Калинова «тёмным царством»?

· Почему Катерина не смогла найти опоры ни в Тихоне, ни в Борисе?

· Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А. Н. Островского «Гроза»?

· Какую роль играет образ Кулигина в пьесе?

· Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

· Как авторская позиция проявляется в финале драмы А. Н. Островского «Гроза»?

И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

· Согласны ли вы с мнением Д. И. Писарева, утверждающего, что Павел Петрович — герой печоринского типа?

· Можно ли однозначно утверждать, что в основе конфликта Павла Петровича и Базарова лежат идейные разногласия?

· На чьей стороне авторские симпатии в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»?

· Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»?

· Есть ли в споре «отцов» и детей» победители? Свой ответ аргументируйте.

· Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает и какие отрицает И. С. Тургенев?

· Какова позиция автора в споре «отцов» и «детей»?

· Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?

· Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова?

· Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЛОМОВ»

  1. · Как вы понимаете явление «обломовщины»?
  2. · Почему Ольге Ильинской не удалось пробудить к активной жизни Обломова?
  3. · Какое место в системе персонажей «Обломова» занимает образ Захара?
  4. · Обломов и Захар так нужны друг другу?
  5. · Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал?
  6. · Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?

Н.А. НЕКРАСОВ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?»

· Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков?

· В чём противоречивость изображения Н. А. Некрасовым крестьянской Руси? (По лирике поэта или по поэме «Кому на Руси жить хорошо».)

Н.А. НЕКРАСОВ ЛИРИКА

· В чём противоречивость изображения Н. А. Некрасовым крестьянской Руси? (По лирике поэта или по поэме «Кому на Руси жить хорошо».)

· С чем связана особая эмоциональность произведений Н. А. Некрасова, обращенных к народной теме?

· Какова роль женских образов в произведениях Н. А. Некрасова?

· Какой предстаёт жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова?

Читайте также:  Верность – это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки

· В чём, по мнению Н. А. Некрасова, состоит миссия поэта на земле? (По лирике Н. А. Некрасова.)

· В чём состоит своеобразие крестьянских характеров и судеб в поэзии Н. А. Некрасова?

· В чем новаторство Н. А. Некрасова в поэтическом воплощении темы поэта и поэзии?

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

· Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку?

· Какова роль образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

· В чем главное отличие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина от народных?

Л.Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»

  • · Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора?
  • · Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?
  • · Каковы итоги нравственных исканий Пьера Безухова?

· Как Л. H. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»

· Почему Бородинское сражение показано Л. Н. Толстым как главное событие войны народной?

· Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского?

· Какое место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» занимает образ Платона Каратаева?

· Как в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» представлено авторское видение итогов Бородинского сражения?

  1. · Что лежит в основе дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова?
  2. · Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?
  3. · Что делает Наташу Ростову любимой героиней автора?
  4. · Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова?
  5. · В чём заключаются причины авторского неприятия Наполеона?

· Почему Л. Толстой избегает героизации образа Кутузова?

· Как служба в армии повлияла на формирование характера Николая Ростова?

· Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

А.П. ЧЕХОВ

· Можно ли согласиться с литературоведами, называющими произведение А. П. Чехова «Ионыч» романом?

· Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»?

· Как соотносятся между собой начало и финал рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

· Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом» (по рассказам писателя)?

· «Настоящий писатель что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям XIX века).

· Что делает сатирические рассказы А. П. Чехова одновременно смешными и грустными?

· В чём причина духовного угасания Дмитрия Старцева? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч».)

Анализ лирических отступлений в поэме "Мертвые души"

Л Лекция учителя «Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя
«Мертвые души».

Цели: формировать
умение комментированного и аналитического чтения;

совершенствовать навыки понимания идейно-художественного
смысла лирических отступлений как неотъемлемых сюжетно-композиционных
элементов, выразительные средства изображения образа автора, выражения его
позиции;

Книгу «Мертвые души» Гоголя можно
по праву назвать поэмой. Это право дает особая поэтичность, музыкальность,
выразительность языка произведения, насыщенного такими образными сравнениями и
метафорами, какие можно встретить разве что в поэтической речи. А главное –
постоянное присутствие автора делает это произведение лиро-эпическим.

            Лирическими отступлениями пронизано все
художественное полотно «Мертвых душ».

Именно лирические отступления
обусловливают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее
поэтическое начало, связанное с образом автора.

По мере развития сюжета
появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль
предыдущего, развивает новые идеи, все более проясняет авторский замысел.

 Лирические отступления в поэме н. В. Гоголя «Мёртвые души»

  • Глава 1 О «толстых» и «тонких».
  • Глава 2 О том, какие характеры легче изображать писателю.
  • Глава 3 О различных оттенках и тонкостях обращения на Руси.
  • Глава 4 О господах большой и средней руки; о живучести
    ноздрёвых.
  • Глава 5 О «замашистом, бойком русском слове».
  • Глава 6 Об уходящей жизни, молодости, утраченных «юности и
    свежести»; «грозной», «бесчеловечной» старости.
  • Глава 7 О двух типах писателей и судьбе писателя-сатирика;
    судьбе крестьян, купленных Чичиковым.
  • Глава 11 Обращение к Руси; размышления о дороге, о том,
    почему автор не мог взять в герои добродетельного человека; «Русь —
    птица-тройка».

«О толстых и тонких чиновниках» (1гл); автор прибегает к
обобщению образов государственных служащих. Корысть, взяточничество,
чинопочитание – характерные их черты. Кажущееся на первый взгляд
противопоставление толстых и тонких на самом деле выявляет общие отрицательные
черты и тех и других.

  1. «Об оттенках и тонкостях нашего обращении» (3гл); говорится
    о заискивании перед богатыми, чинопочитании, самоунижении чиновников перед
    начальством и высокомерном отношении к подчиненным.
  2.                 Идейно-тематический анализ лирического
    отступления.
  3. О «замашистом, бойком русском слове»
  4. О чём свидетельствует «замашистое, бойкое русское слово»?
  5. Как оно характеризует народ?
  6. Почему Гоголь помещает это отступление в конце пятой главы,
    Посвящённой Собакевичу?

Вывод. Язык, слово
раскрывает существенные особенности характера каждого народа. «Замашистое»
русское слово раскрывает живой и бойкий ум народа, его наблюдательность, умение
метко и точно одним словом охарактеризовать всего человека. Оно — свидетельство
живой, не убитой гнётом души народа, залог его созидательных сил и
способностей.

Лирическое отступление
«О русском народе и его языке» (5гл); автор отмечает, что язык, речь народа
отражает его национальный характер; особенностью русского слова и русской речи
является удивительная меткость.

Лирическое отступление
«О двух типах писателей, об их уделах и судьбах» (7гл); автор противопоставляет
писателя-реалиста и писателя романтического направления, указывает характерные
черты творчества писателя-романтика, говорит о прекрасном уделе этого писателя.
С горечью Гоголь пишет об уделе писателя-реалиста, который рискнул изобразить
правду. Размышляя о писателе-реалисте, Гоголь определил значение своего
творчества.

Лирическое отступление
«Много свершилось в мире заблуждений» (10гл); лирическое отступление о
всемирной летописи человечества, о его заблуждениях является проявлением
христианских взглядов писателя.

Все человечество ушло от прямой дороги и стоит
на краю пропасти. Гоголь указывает всем, что прямой и светлый путь человечества
состоит в следовании нравственным ценностям, заложенным в христианском учении.

Лирическое отступление
«О просторах Руси, национальном характере и о птице тройке»; заключительные
строки «Мертвых душ» связаны с темой России, с размышлениями автора о русском
национальном характере, о России-государстве.

В символическом образе
птицы-тройки выразилась вера Гоголя в Россию как государство, которому
предназначена свыше великая историческая миссия.

Вместе с тем прослеживается
мысль о самобытности пути России, а также мысль о сложности предвидения
конкретных форм перспективного развития России.

  •  Постановка проблемного вопроса.
  • – Зачем писателю понадобились лирические отступления?
  • – Чем вызвана их необходимость в эпическом произведении,
    написанном прозой?
  • – В лирических отступлениях выражен широчайший диапазон
    настроений автора.
  •  Лирическое отступление Восхищение меткостью
    русского слова и бойкостью русского ума в конце 5 главы сменяется
    грустно-элегическим размышлением об уходящей юности и зрелости, об «утрате
    живого движения» (начало шестой главы).

В конце этого отступления Гоголь прямо обращается к
читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в
суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не
оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди
старость, и ничего не отдает назад и обратно!».

  1. Лирическое отступление о Руси — «птице-тройке» и
    анализирующая беседа по нему.
  2. Очень важен в лирических отступлениях образ дороги,
    проходящий через все произведение.
  3. – О чём говорят выражения «певучим голоском», «лошадки
    расшевелились», «лёгонькую бричку»?

– Как раскрыта широта русской души, её стремление к
быстрому движению? Какими изобразительными средствами передаётся писателем это
движение, больше похожее на полёт?

– О чём говорит сравнение тройки с птицей? Составьте
ассоциативный ряд к слову «птица».

(Птица – полёт, высота, свобода, радость, надежда, любовь,
будущее…)

– раскройте метафорический образ дороги? Какие ещё образы
имеют метафорический смысл?

– Почему Гоголь на свой вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?»
— не получает ответа?

– Что имеет в виду Гоголь, говоря: «…косясь,
постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»?

Вывод. Так две
важнейшие темы авторских размышлений – тема России и тема дороги – сливаются в
лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся
вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится
понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает
ответа».

          Лирические отступления не только расширяют и
углубляют её смысл, раскрывая грандиозный облик «всей Руси», но и помогают
отчётливее представить образ её автора — подлинного патриота и гражданина.
Именно лирический пафос утверждения великих созидательных сил народа и вера в
счастливое будущее родины дали ему основание назвать своё произведение поэмой.

Выразительные средства. Выбрать одно из лирических
отступлений и выписать выразительные средства языка.  (Отправить файл в кунделик.)

1.Инверсия – изменение обычного порядка следования
чего-либо (слов в предложении, элементов сюжета).

2.Повторы (повторы слов или однокоренных слов, корней).

3.Обращения, восклицания.

  • 4.Парцелляция (приём расчленения фразы на части или даже на
    отдельные слова в виде
  • самостоятельного неполного предложения. Её цель придать
    речи интонационную
  • экспрессию путём её отрывистого произнесения).

5.Назывные предложения.

6.Синонимы

7.Антонимы (слова с противоположным значением).

8.Однородные члены (синтаксическое средство: слова со
значением перечисления фактов,

событий).

9.Сравнения (один предмет сравнивается с другим).

  1. 10.Метафоричные эпитеты (метафора – средство художественной
    изобразительности,
  2. употребление слова в переносном значении для определения
    какого-либо предмета или
  3. явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами;
    эпитет – красочное прилагательное, через которое выражается авторское отношение
    к предмету).

11.Звукопись: аллитерация (повторение одинаковых или
однородных согласных).

12.Звукопись: Ассонанс (созвучие гласных звуков).

Ссылка на основную публикацию