Как связаны понятия чести и долга?

Обычно говорят: тот человек, который чувствует стыд, тот может и чувствовать долг. Однако, с подобной установкой согласны не все специалисты в области обществоведения и психологии. Например, некоторые из ученых считают, что те люди, которые постоянно применяют к себе такие фразы и слова, как «должен», «надо», являются узниками тюрьмы, которую они выстроили собственноручно.

Как связаны понятия чести и долга?

Понятие долга

Для того, чтобы разобрать детальнее вопрос о том, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», необходимо рассмотреть определение каждого из этих терминов.

Долг – это понимание человеком своих обязанностей, точнее, его осознание тех или иных требований как подлежащих неукоснительному выполнению. Известно утверждение о том, что он является обратной стороной добра.

Между этими понятиями существует неразрывная связь.

Долг, с одной стороны, означает, что нечто когда-то было взято человеком взаймы. А с другой, это слово обозначает обязательство перед кем-либо. Говорят обычно так: «Я в долгу перед этим человеком».

Таким образом, нередко самой тяжкой может быть обязанность перед родителями. Ведь они дали нам жизнь, и ничего сравнимого с этим даром мы не можем им предложить.

Ребенок может только выплачивать «пожизненные проценты».

Как связаны понятия чести и долга?

Что такое совесть?

Совесть является внутренним голосом человека, который предостерегает его от совершения тех или иных поступков. В некотором роде она похожа на компас, который постоянно указывает верную дорогу.

Если человек отклоняется от нужного пути, в глубине души он всегда будет ощущать то, что обычно зовут «муками совести». Нередко они приходят в темное время суток.

Ночью человек не занят, и его ум прислушивается к голосу совести.

Внутренний голос – это тот «навигатор», который предостерегает человека от совершения плохих поступков. Голос совести можно и проигнорировать. Ведь каждый человек рождается с определенной её собственной мерой. Но совесть можно и убить.

На то, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», можно посмотреть по-разному. С одной стороны, они являются частью единой морально-ценностной системы личности; а с другой, между ними нередко может возникать и противодействие. Ведь бывает и так, что ценности личности не совпадают с ценностями общества.

Не нужно объяснять, как соотносятся понятия «долг» и «совесть» в таком случае. Всё просто. Ведь решение вопроса о голосе совести человека или тех обязанностях, которые он должен выполнить, всегда зависит от конкретных обстоятельств. Кроме того, само понятие «долга» может пониматься правильно или не совсем.

Как связаны понятия чести и долга?

Пример из литературы

Хороший пример того, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», описан в «Капитанской дочке» Пушкина. Петр Гринев считает, что честь – это всегда поступки, совершенные «по совести».

В душе героя как будто сочетаются между собой два долга – с одной стороны, он должен быть верным Отечеству, императрице; а с другой – перед ним есть и долг, возникающий по причине любви к дочери капитана. Это понятие у Петра Андреевича является главным компонентом чести.

И когда Пугачев ему оказывает помощь, чтобы Маша освободилась из плена, то, хотя Гринев и благодарен ему, но не нарушает клятву на верность Отечеству.

Что говорит философия?

О том, как соотносятся понятия «долг» и «совесть», кратко можно описать, используя и теорию древнегреческого философа Демокрита. Он считал так: человек обязан стыдиться самого себя, и совесть связана с долгом самым непосредственным образом. Это императив, который общество выдвигает человеку. При этом он принимается на добровольной основе.

А Иммануил Кант выделял следующие типы описываемого понятия. Во-первых, это долг перед «высшими существами»; во-вторых – обязанности, которые имеются у человека перед другими людьми. В-третьих – обязательства перед низшими существами (например, перед животными); и, в-четвертых – долг человека перед самим собой.

Как связаны понятия чести и долга?

Выводы

Как соотносятся понятия «долг» и «совесть»? Ответа нет и по сей день. Если одни уверены, что слишком частое использование приказа «должен» по отношению к самому себе – это большая ошибка, то другие, напротив, уверены, что долг и совесть тождественны. Третьи же считают, что при помощи исполнения своих обязанностей человек имеет возможность выразить свою индивидуальность.

Предмет, по которому школьники впервые сталкиваются с темой: «Как соотносятся понятия «долг» и «совесть», – обществознание.

Однако мы видим, что эта проблема выходит далеко за рамки различных научных дисциплин, таких, как философия, психология и другие. Долг – это те обязательства, которые человек должен исполнить, живя в обществе.

С другой стороны, если совесть у человека «жива», то она всегда говорит о себе тихим внутренним голосом.

И это обязательство уже является не наложенным на человека извне, но его внутренним стремлением. Долг имеет много общего с моралью – теми предписаниями, которыми общество регламентирует поведение его членов.

Но для того, чтобы поступать «по совести», одних внешних указаний всегда будет мало.

Человек должен иметь чистую совесть и глубокие моральные установки внутри себя, чтобы его поступки были действительно продиктованы благородством души.

Что являют собой нравственный и моральный долги? В чём их отличия?

Такие понятия, как общественный и моральный долг, зачастую поднимаются в литературе. Известные авторы посвящали свои работы нравственности, восхваляли совесть. Нравственный долг — это важнейший координатор жизни общества.

Он регулирует семейные, социальные, законодательные принципы, без которых невозможно существование людей. Ключевым аспектом является взаимное проявление уважения, помощи, поддержки между людьми.

Именно моральный долг сдерживает людей ото лжи, предательства, нарушения чужих свобод и прав. 

Как связаны понятия чести и долга?

Нравственный долг — понятие в обществознании

Долг в целом относится к фундаментальным понятиям, которые ложатся в основу формирования современного социума. Он обеспечивает связь между людьми, образует некоторый круг обязанностей:

  • общение с друзьями;
  • совместная работа с коллегами;
  • семейные взаимоотношения;
  • пребывание в совместных поездках и прочие ситуации.

Долг формирует обязательства перед окружающими людьми. Человек поможет попутчику, выполнит определенные рабочие задачи, поддержит друга в трудный момент. Нравственный долг – это следование собственным ценностным ориентирам и принципам, которое заставляет человека соблюдать основные правила общественной жизни. 

Что такое совесть кратко

Совесть – это способность человека внутренне контролировать свои поступки. Понятие устанавливает нравственный барьер, через который переступать нельзя по моральным канонам. По мнению психологов, совесть нельзя отнести к личному чувству индивида.

Она не регулируется доводами интеллекта. Даже сам человек не всегда способен понять, на каком основании он отказывается от выполнения некоторых поступков. Она выступает источником морального контроля. Теория доказывает, что люди по-разному понимают совесть.

У каждого свои ценностные рамки и ограничения. Под совестью понимают:

  1. Процесс глубокого понимания и принятия гражданских обязанностей.
  2. Желание принести пользу окружающим людям.
  3. Стремление к оказанию помощи обществу, нуждающимся гражданам.
  4. Соответствие поступков моральным, нравственным рамкам.
  5. Внутренний контроль собственного поведения.

Как связаны понятия чести и долга?

Что такое моральный долг

Моральный долг — это понимание необходимости выполнения определенных работ, действий, оказания помощи на основании моральных идеалов и принципов.

Регуляторами выполнения морального долга являются совесть, мнение общества.

Если говорить о том, где проявляется моральный долг – примеры можно привести в виде благотворительности, помощи детским домам, волонтерской деятельности. 

Понятие морального долга является индивидуальным, никто не живет без определенных канонов, которые выстраивает самостоятельно. Моральный долг измеряет степень ответственности перед обществом. За нарушение человеку не полагается наказание. Единственным регулятором является совесть. При нарушении моральных принципов индивид страдает от угрызений совести. 

Что такое общественный долг — примеры

Общественный долг — это совокупность обязанностей перед социумом, народом и обществом, которые все люди должны выполнять. Основные контролеры выполнения – законодательство государства, общественное мнение. Примеры общественного долга – служба в армии, жизнь в соответствии с законами. Основные принципы:

  • соблюдение долга перед государством;
  • принудительное соответствие рамкам законодательства;
  • регулятор – письменное законодательство;
  • служебные обязанности.

В качестве примера можно рассмотреть пребывание офицера полиции в рабочее время без формы. Безбилетный проезд в транспорте. В большинстве случаев за несоблюдение общественного долга полагается административная ответственность в виде штрафа или работ. 

Как соотносятся понятия долг и совесть

Понятия честь, совесть, долг относятся к взаимосвязанным принципам. На протяжении жизни человек руководствуется ими. Совесть помогает избежать порочных, низких поступков. Она способствует развитию ответственности, благородства, доброты. Долг опирается на совесть, как на фундамент. Оба понятия неотрывно связаны между собой:

  1. Долг является обязательством любого человека, которое он непременно выполняет на протяжении жизни.
  2. Совесть – ответственность индивида за выполнение долга. 

Многие люди не всегда выполняют свой долг. Например, не возвращают заемные деньги или не идут служить в армию. При этом их не преследуют угрызения совести. Другие личности иначе относятся к пониманию долга, обязанности. Они живут по совести. 

Обязательства – это предписанные человеку моральные и законодательные правила. Их выполнение также напрямую зависит от совести. Например, обязательство помогать пожилым родителям.

Некоторые дети осознают необходимость выполнения долга. Но есть и другая категория детей, которые предпочитают отказаться от своих обязательств в пользу собственных увлечений, работы.

Они поступают не по совести, не соблюдая долг перед родителями. 

Известный философ Демокрит рассуждал на тему взаимозависимости между долгом и совестью. Он был уверен, что каждый индивид должен испытывать стыд за себя. Иными словами, в социуме принято искать в окружающих недостатки, поэтому каждому есть чего стыдиться. Однако это не является принудительным обязательством, каждый сам выбирает, как относиться к себе и обществу.

Кант выделял четыре типа долга:

  1. Человек должен перед собой.
  2. Он должен перед природой – животные, растения, экология.
  3. Индивид обязан окружающим людям соблюдать элементарные правила поведения.
  4. Все члены общества отвечают перед Богом. 

Все философы по-разному рассматривают теорию соотношения двух понятий, но пока единая точка зрения не установлена. Предмет самого анализа заключается в человеческом восприятии. Оно индивидуально у каждого индивида. Человек имеет собственные убеждения, принципы. Это не позволяет комплексно подойти к исследованию. 

Аргументы из литературы и жизни для сочинения 15.3 на тему: «Что такое долг» (ОГЭ по русскому языку)

В современном мире всё чаще забывают о том, что такое долг, честь и совесть, именно поэтому данные понятия становятся темами письменных работ по русскому языку, в частности ОГЭ, где для сочинения 15.3 необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Наша команда собрала самые актуальные примеры в данной подборке, для того чтобы помочь выпускникам в их подготовке к экзаменам.

Проблема

Понятие долга и его значение в жизни человека.

Отношение автора к проблеме

Долг – это обязанность, которую человек берёт сам на себя. Чувство долга формируется в людях с самого рождениях и напрямую зависит от его воспитания и образования. Главное, чтобы это чувство было добровольным, а не навязанным.

Ведь долг – это не просто обязательства, а ещё и ответственность. Нам необходимо самостоятельно отвечать за свои действия и их последствия.

Читайте также:  Сочинение на тему «проблема исторической памяти» по тексту приставкина

Человек с развитым чувством долга имеет право выбора, но поступает соответственно своей чести и совести.

Аргументы

  1. Чувство долга и ответственности должно быть у каждого человека.
  2. Чувство долга необходимо воспитывать и развивать в человеке с раннего детства.
  3. Долг – это внутренняя борьба между «хочу» и «надо».
  4. Часто люди видят, что должны сделать другие, а не то, что он должен сам.
  5. Чувство долга тесно связано с чувством справедливости.

  6. У человека с развитым чувством долга всегда чистая совесть.
  7. Истинные герои способствуют зарождению гражданского чувства долга у других людей.
  8. Долг – это уважение прав другого человека.
  9. Чувство долга и желание быть полезным своему Отечеству побуждает человека идти на фронт.
  10.  Чувство долга перед своими действиями делает человека лучше.

Эпитеты к слову «долг»

Неоплатный, карточный, текущий, благородный, безусловный, непреложный, незыблемый, осознанный, нерушимый, почётный, первый, главный, первостепенный, прямой, святой, священный, железный, каменный, беспрекословный, необсуждаемый, воинский, гражданский, родительский, партийный, сыновий, солдатский, большой, великий, высокий, немыслимый, тяжёлый, нравственный, моральный, личный, материальный, прямой, финансовый, супружеский, ревностный, исполненный, выплаченный, оплаченный.

Придуманный, неоценённый, мнимый, неисполненный, навязанный, ненавистный, убийственный, мучительный.

Синонимы к слову «долг»

Обязанность, ответственность, обязательство, необходимость, призвание, повинность, выплата, задолженность, заём, обещание, правило, назначение, служба, функция.

Примеры из художественной литературы

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Основной темой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является тема чести и долга.

Судьба и жизнь всех героев произведения напрямую зависела от того, как они относились к собственному долгу.

На примере разных действующих лиц и развитии их сюжетной линии, читатель может увидеть, как меняется жизнь, в зависимости от отношения человека к своей чести и долгу.

Пётр Гринёв на протяжении всей жизни следовал отцовскому завету – беречь честь смолоду. Именно это помогает ему выжить в самых трудных ситуациях.

Гринёв руководствовался этим правилом во всех сферах своей жизни, даже в личных отношениях он оставался, прежде всего, человеком.

Множество раз главный герой оказывался в тяжёлых жизненных обстоятельствах, но всегда оставался честным и верным себе и своему Отечеству.

Петру Гринёву в повести противопоставляется другой персонаж – Алексей Швабрин. Чувство долга и понятие чести не имеют для него никакого значения. Ему характерна беспринципность и напускной патриотизм.

Швабрин принимает участие в Крестьянской войне только из личной корысти, а не из искренних побуждений. Более того, он презирает крестьян до глубины души.

Подлые черты характера этого человека проявляются в наибольшей степени в отношении к Маше Мироновой, которую он оклеветал и принудительно пытался на себе женить.

Кроме основных героев, в повести есть и другие действующие лица, сохранившие своё благородство. Капитан Миронов – преданный слуга своего государства. Ради личного долга перед Родиной он готов отдать всё, в том числе собственную жизнь.

Пугачёв, несмотря на свою преступную деятельность, тоже обладал честью и ответственностью за свои действия. Савельич видел свой долг в сохранности жизни молодого хозяина и исполнял его с полной самоотверженностью.

Был случай, когда он даже предложил казнить его самого вместо Петра Гринёва.

Практически всех героев повести «Капитанская дочка» можно охарактеризовать со стороны их отношения к своему долгу. Одни оставались верными собственным идеалам до конца, другие – с лёгкостью их предавали.

  1. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров уверен в том, что никому ничего не должен. Он яркий приверженец философии Нигилизма, поэтому решительно и беспощадно отрицает человеческий долг и всё общественное устройство в целом. Базаров не признаёт духовного начала ни в чём: ни в природе, ни в человеке.

Его мировоззрение отказывается от общепринятых норм, принципов, ценностей и опыта предков. Искусство, литература и любовь для него всего лишь пустая трата времени. Любовь представляет собой лишь физическое влечение, по его мнению. Сильным чувствам вообще нет места в жизни человека.

Базаров признаёт только то, что можно потрогать руками, то, что приносит явную пользу для человеческого существования.

Он искренне верит, что его поколение всё разрушит и искоренит. О создании новых мировых порядков речи не идёт, в его идеалах лежит только разрушение старых порядков. Базаров во всём винит общество, он считает, что если поменять общественное устройство, то и люди сами тоже изменятся.

Он остаётся верным своим идеалам до конца жизни, поэтому смело смотрит в глаза смерти. Ради своих идей главный герой даже отказался от неожиданной любви, поэтому можно сказать, что он считал своим долгом быть нигилистом до последнего вздоха и этот долг был исполнен сполна.

Базаров смелый и мужественный человек, который всегда оставался преданным самому себе.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Главный герой романа А.С. Пушкин Евгений Онегин находился в постоянных поисках счастья, которым не было суждено увенчаться успехом, поскольку он сам не знал, в чём оно состоит.

Жизнь молодого человека проходила бесцельно, его интересовало только богатство и светские развлечения.

Он даже не пытался поставить какую-либо высокую цель для своей жизни, потому как для этого требовалась сила воли и решительность, которых у него не было.

Первый выбор между чувством и долгом стал перед Онегиным, когда он поссорился с другом. В этой ситуации главный герой поступил необдуманно: он, поддавшись чувствам, смертельно ранил Ленского на дуэли.

Второй раз Евгений оказывается перед подобным выбором после долгой разлуки с Татьяной. Теперь в его сердце искренние и глубокие чувства к гордой и неприступной княгине, которая перестала быть наивной девочкой.

Полюбив Татьяну по-настоящему, Онегин снова руководствуется лишь своими эгоистичными чувствами и преступает черту дозволенного, он делает признание замужней женщине, пренебрёгши всеми законами морали.

Главного героя не волнует, что подумают о его возлюбленной в высшем свете и продолжает свои ухаживания, как ни в чём не бывало. Личность Онегина меняется на протяжении всего романа, но долг так и не становится у него на первое место.

У Татьяны Лариной совершенно иная позиция в жизни: долг и счастье не противопоставляются, а ценятся одинаково. Она хочет простого женского счастья – любить и быть любимой. Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда, потому что он был воплощением героев её любимых романов.

Девушка осмелилась признаться ему в своих чувствах, а в ответ получила нравоучительную речь о том, как пристало вести себя молодой девушке. Татьяна страдала из-за неразделённой любви, но не позволила ей сломать свою жизнь. Чувство долга в главной героине развито гораздо больше, чем у Онегина.

Отсутствие любви оказывается не помехой, для того чтобы чтить мужа и оставаться ему верной. Татьяна чувствует ответственность перед близкими людьми, поэтому исполняет свой долг до конца.

А.С. Пушкин в своём романе представил мировоззрение русского народа и отошедших от своих корней дворян. Если появлялась необходимость выбора любви или долга, народ без раздумий отдавал предпочтение долгу, а представители светского общества забывали о своей ответственности и всегда выбирали чувства, думая лишь о себе.

Примеры из жизни

  1. Ярче всего проявляются люди с развитым чувством долга в тёмные времена. А нет мрачнее времени, чем война. О герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве даже написана книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Он настолько хотел быть полезным Родине, что продолжил боевые вылеты даже после ампутации двух ног.

    В 1942 году офицер Маресьев прикрывал в бою бомбардировщиков, но его самолёт был подбит немецким лётчиком. Получив тяжёлое ранение, Алексей был вынужден совершить посадку на вражеской территории. Целых три недели он добирался ползком к своим. Чтобы не умереть с голода, советский лётчик питался всем, что попадалось под руку: ягодами, травами, корой деревьев.

    Обессиленного Маресьева нашли жители небольшой деревни, но не смогли оказать ему необходимую помощь. Только через десять дней удалось доставить офицера в военный госпиталь, а к тому времени у него уже началась гангрена обеих ног и заражение крови. Врачи считали бессмысленным пытаться спасти жизнь Алексея, и только один профессор решился на сложную операцию.

    Как только раненый лётчик понял, что будет жить, сразу же начал готовиться к возвращению на фронт. Он сам придумал себе тренировки, позволяющие летать с протезами вместо ног. Другим нужны месяцы, для того чтобы научиться заново ходить, ему хватило недели. Уже через год состоялся первый боевой вылет, окончившийся уничтожением двух вражеских истребителей.

    За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом лётчике облетела всю страну. Маресьев смог не только встать в строй, но и занять должность командира эскадрильи. Он до самой победы исполнял свой долг и стал ведущим лётчиком полка, за спиной которого осталось много подвигов.

  2. Екатерина Ивановна Зеленко – единственная женщина в мире, совершившая воздушный таран.

    Изначально она служила в 19-й бомбардировочной авиационной бригаде города Харькова. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования. Девушке удалось освоить семь видов самолётов за четыре года. Участвовала в советско-финской войне, совершила восемь боевых вылетов, уничтожив большое количество вражеской артиллерии и склад боеприпасов.

    За доблесть и отвагу была приставлена к награде Орден Красного Знамени. С самого начала Великой Отечественной войны Катя принимала участие в боях, занимая должность заместителя командира эскадрильи. На её счету сорок боевых вылетов и двенадцать воздушных боёв. В злополучный день 12 сентября она совершила два боевых вылета с целью разведки, во время второго вылета её самолёт был повреждён.

    Несмотря на это, Катя полетела в третий раз, на обратном пути её самолёт и самолёт напарника были окружены семью вражескими. Самолёт напарника был сразу же подбит и оказался вынужден совершить экстренную посадку, а офицер Зеленко выполнила свой долг до конца. Девушка смогла сбить один немецкий истребитель, а когда у неё закончился боевой запас, тараном сбила второй самолёт.

    Таким образом, она уничтожила его ценой собственной жизни. Екатерина Ивановна Зеленко была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно ещё в 1941 году. О мужественной девушке говорили, что она родилась для авиации, как птица для полёта.  

Народная мудрость

  1. «Долг блюсти – отлично службу нести». В этой пословице говорится о том, что люди с хорошо развитым чувством долга становятся отличными воинами.
  2. «Не всё то долг, что деньги». В этой пословице говорится о том, что многие люди понимают под словом долг только то, что необходимо вернуть.

    Они забывают истинное значение этого слова, поэтому чувство долга им неведомо.

  3. «Хорошо жить в почёте, да ответ велик». Наши предки говорили о том, что уважение требует соответственного поведения. Если окружающие относятся с почтением к человеку, то ему ни в коем случае нельзя упасть лицом в грязь.

  4. «Чем больше чести, тем больше спросу». Смысл данной пословицы заключается в том, что чем больше у человека благородных качеств, тем больше от него ждут окружающие. Только от низких людей ничего не ждут.
  5. «Пришла честь, сумей её снесть».

    В этой пословице говорится о том, что мало просто иметь честь, нужно ещё уметь её сохранить.

  6. «Береги одежду снову, а честь смолоду». Данной пословицей наши предки хотели предупредить свой народ о том, что запятнанная честь не восстанавливается.

    Поэтому её необходимо беречь с ранней молодости, как и одежду, которую нужно хранить с самого начала, чтобы избежать скорого износа.

  7. «Голову сложи, а честь сохрани». Смысл данной пословицы заключается в том, что честь необходимо сохранить любой ценой. Даже если для этого придётся отдать свою жизнь.

  8. «Обязался языком, закрепи делом». В данной пословице говорится о том, что обещание требует своего выполнения. Уж если человек пообещал что-то, обязательно должен это сделать.
  9. «Тот в слове твёрдо стоит, кому слово дорого». В этой пословице говорится о том, что исполняет свои обещания тот, кто ними дорожит.

    Для всех остальных – это пустой звук.

  10.  «Кому поручают, тот и отвечает». Наши мудрые предки говорили о том, что человек обязан выполнить то, что ему поручили. Он знает свои обязательства, поэтому должен чувствовать ответственность за их выполнение.

Афоризмы

  1. «Не полюбивши долга, нельзя его исполнить». Русский писатель и литературный критик И.А. Гончаров считал, что человеку необходимо полюбить свой долг, иначе он не сможет его исполнить.
  2. «Быть верным долгу в несчастье – великое дело».

    Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что человек должен всегда оставаться верным своему долгу. Даже в несчастье необходимо помнить о своём предназначении.

  3. «Не из страха, а из чувства долга нужно удерживаться от плохих поступков».

    Древнегреческий философ Демокрит считал, что человек должен избегать плохих поступков из-за чувства долга, а не страха. Только тогда он будет идти по верному пути.

  4. «Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой». Основатель немецкой классической философии И.

    Кант говорил о том, что долг возвышает человека, делает его лучше даже в собственных глазах.

  5. «Благородный муж знает долг, а низкий человек знает выгоду». Древнекитайский мыслитель Конфуций уже много столетий назад говорил о том, что чувство долга свойственно благородным людям, а личная выгода интересует только тех, у кого бедная душа.

  6. «Долг каждого – любить Родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценой собственной жизни». Франко-швейцарский философ и мыслитель Жан-Жак Руссо считал, что каждый гражданин обязан любить свою Родину и оставаться верным ей до последнего вздоха. В этом заключается главный долг человека, по его мнению.

  7. «Исполнение долга: вот о чём следует заботиться человеку». И.С. Тургенев считал, что людей беспокоит слишком много ненужного, поэтому говорил о том, что действительно имеет значение.
  8. «Просто удивительно, какая целеустремлённость, отвага и сила воли пробуждаются от уверенности в том, что мы исполняем свой долг».

    Всемирно известный поэт и историк Вальтер Скотт говорил о том, что людям важно осознавать то, что они исполняют свой долг. Тогда у них появляется уверенность в собственной значимости и сила воли для необходимых свершений.

  9. «Обдумай, верно ли и возможно ли то, что ты обещаешь, ибо обещание – есть долг».

    Древнекитайский мыслитель Конфуций призывал людей обдумывать свои обещания, потому что любое обещание обязывает того, кто его дал к ответственности за свои слова. Человек, дав обещание, обязательно должен его выполнить.

  10.  «Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами».

    Английский писатель Оскар Уайльд говорил о том, что людям свойственно требовать от других того, чего сами они не делают. Это, по его мнению, и называется долгом.

Как связаны понятия чести и долга?

Вам также будет интересно

Долг и честь

На размышления о смысле и связи понятий «долг и честь» – этих фундаментальных понятиях этики, меня натолкнул стенд, установленный на входе в военно-морское училище. К сожалению, и абитуриенты да и курсанты, проходя мимо, только мельком взглянут на красочное изображение корабля и моря, не стараясь вникнуть в глубокий смыл, начертанных крупными буквами на их фоне слов. А ведь это чрезвычайно важно для каждого гражданина и особенно посвятившего себя служению Отечеству.

Долг, по определению, – внутренняя, не навязанная силой принуждения или выгодой потребность человека поступать в соответствии с моральными ценностями, принятыми в обществе. Понятие долг соответствует понятию обязанность.

С древнейших времён люди ощущали долг перед Богом, долг перед Отечеством, долг перед семьёй, долг перед данным кому-то словом («Рцы слово твёрдо!» – говорили наши предки). Несмотря на то, что моральные нормы со временем претерпевали изменения, понятие долга вплоть до недавнего буржуазного времени сохранялось неизменным.

Человек во все времена, вплоть до либерального, ощущал себя частью общества, а потому и обязанным этому обществу. Все мировые религии включают Заповедь, подобную христианской: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и долголетен будеши на Земли».

Иными словами, не забывай, человек, о долге перед старшими тебя людьми, ибо они успели сделать для общества больше полезного, нежели ты и уже потому заслуживают ощущения долга перед ними и уважения! Этот принцип отменяется либерализмом, провозгласившим, что человек живёт для себя, для получения максимального удовольствия от жизни и ничего никому не должен.

Очевидно, если этот принцип будет принят всеми членами общества, то оно перестанет существовать, как некое единство индивидов! По сути, либерализм отвергает понятие долга. О б этом уже свидетельствует практика.

Сегодня не редко можно услышать заявление молодого человека: «Я никому ничего не должен!» Именно с этим связано желание избежать службы в армии и ответственности за судьбу новорожденных младенцев и престарелых родителей! Примеров тому в последнее перестроечное время мы можем назвать сотни и тысячи. А ведь это – результат торжества либеральной идеи в нашей стране! Может быть, мы приблизились к апокалипсису?

Теперь о чести.

Честь – признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как обладате-лю неких положительных для общества качеств личности или личности, уже осуществившей какие-то деяния во благо общества. Естественно, чем больше человек сделал полезного для общества, тем должна быть выше оказываемая ему честь! Это как бы плата за его заслуги.

Плата может быть материальной и не материальной (духовной). Самим человеком эта плата оценивается исходя из его личной системы ценностей. Для человека с приоритетом ценностей материальных, соответственно, и плата выше материальная, скажем в виде денежном. И, наоборот, для человека духовного, выше не материальное, то есть духовное поощрение.

Например, уважение, похвала достойных с его точки зрения людей, памятные ордена и медали.

В отличие от чести, являющейся внешней оценкой личности обществом, самооценку человека называют достоинством или чувством собственного достоинства. Самооценка, превышающая оказываемую или ожидаемую честь, называется тщеславием. Очень важным элементом воспитания человека является воспитание у него чувства собственного достоинства.

Такой человек не может быть предателем, ибо его нельзя купить! К сожалению, воспитанию этого качества у советских людей уделялось слишком мало внимания.

Оттого-то многие даже высокого ранга партийные и советские работники с приходом к власти либералов превратились в их услужливых лакеев! Существенно повлияло на это, конечно, и изменение в нашей стране системы ценностей после контрреволюции 90-х годов, вначале государственной, а затем у многих наших сограждан и личной.

В России, как и во всём буржуазном мире, высшей ценностью стали деньги, изменился социальный статус граждан и многие наши сограждане поклонились «золотому тельцу»! В связи с этим изменилось очень многое в нашей жизни, в том числе и отношение к воинской службе и воинским почестям.

Издревле отдание воинской чести было сочетанием воинского приветствия и воинской почести младшим воином старшему (по должности или званию) как более заслуженному перед Отечеством. Это обстоятельство было обусловлено также пятой Заповедью (Чти отца твоего…).

Интересно отметить, что отдание чести в армии было сразу отменено Временным правительством в 1917 году. Как и сегодня это было связано с изменением системы ценностей и, соответственно, социального статуса граждан.

Если во все времена и у всех народов Земли до прихода к власти буржуазии первым человеком в обществе был его защитник – воин, то теперь таковым стал не лучший человек (аристократ по терминологии Аристотеля), а человек не знатный, не заслуженный перед Отечеством, но зато богатый, то есть буржуа.

Потому-то и в сегодняшней российской армии нет понятие «отдание чести». Осталось только воинское приветствие. В современном Уставе внутренней службы Российской армии сказано: «Воинское приветствие ранее называлось отданием чести».

Теперь говорят: первым приветствует более воспитанный военнослужащий! Иначе говоря, устав отменяет и пятую Христианскую заповедь и заслуги перед Оте-чеством. Отдание воинской чести теперь считается анахронизмом.

Зададимся вопросом: Укрепляет ли боевую мощь армии отмена понятия воинской чести?. И второе: Способствует ли повышению морального состояния общества фактическое игнорирование Заповеди «Чти отца твоего…» Ответы нам кажутся очевидными.

Источник

Долг – обязанность и закон для человека чести

Долг – это нравственная обязанность каждого живого существа, которая соответствует его врожденной природе и характеру.

Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действия лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела

Бхагавад-Гита. 3.8.

Долг любого человека

Долг каждого живого существа — действовать на благо другим своей жизнью, имуществом, разумом и речью.

Чайтанья-Чаритамрита, Ади-Лила. Глава 9. 42.

Общечеловеческий долг заключается в таком образе действий, который послужил бы благом для всех.

То есть, каждый человек обязан проявлять по отношению к другим качества добродетели: сострадания, милосердия, честности, взаимовыручки, готовности помочь.

А также отказаться от желания нажиться на бедах другого человека, обкрадывая другого человека тем или иным методом. Иными словами, долг каждого человек – жить честно в согласии с миром и обществом.

Но нравственный долг человек распространяется не только на человеческое общество, но и на зависящих от наших поступков других существ – животных. Человек не должен приносить им страдания, а по возможности должен и помогать им, защищать и заботиться о них, отказываясь от насилия и зла по отношению к ним.

Исполняя свой долг, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Такую жизнь при которой человек может честно и спокойно проживать её, не терзаемый мучениями совести по поводу неприглядно совершенных поступков или не стыдясь своего прошлого.

Честно исполнив свой долг, человек может жить действительно счастливо, так как осознает свой вклад и ценность своих действий для данного мира, тогда как человек отказавшийся от исполнения долга, ради стремления к наслаждениям, будет вынужден в своей жизни полагаться на крайне скользкий путь, который принесет ему только разочарование.

Ощущение правильности своих действий и поступков, а также воспоминания о своих благих деяниях, даст человеку ощущение постоянной наполненности, такое ощущение даст человеку возможность жить счастливой жизнью. Тогда как отсутствие такого ощущение будет угнетать человека вынуждая его искать различные утешения в других вещах, например, в алкоголе.

Отказ от исполнения своего долга приведет к разрушению жизни человека, ведь человек чаще всего отказывается от долга в силу собственной лени или слабости. Сам факт отказа от долга лишь усиливает эти чувства в человеке и их влияние на жизнь человека будет приобретать особенно пагубный оборот.

В целом, общечеловеческий долг заключается в таких действиях, которые приносят благо другим людям и живым существам.

Такой долг можно исполнять практически каждый день, как минимум – подкармливать животных и, по возможности, давать им приют.

Если брать более масштабные цели – то это либо более значительная помощь животным, либо такая помощь людям, которая позволит изменить их судьбу или поддержит их жизнь.

Способствовать деградации людей – это прямое нарушение общечеловеческого долга. Например, если мы даём деньги человеку, который тратит их на алкоголь. В таком случае, наши действия будут заключатся не в том, чтобы помочь человеку материально, а в том, чтобы помочь ему встать на ноги и изменить свою жизнь.

Отказ от исполнения долга ведет к деградации человека, так как это проявление губительного эгоизма.

Зацикливающийся на себе человек, в действительности не может быть счастлив, так как всегда будет поглощен ворохов собственных проблем, которые есть у каждого человека.

Но тот, кто исполняет свой долг, принося благо другим, способен не концентрироваться на собственной жизни и легко решать как чужие, так и собственные проблемы.

Долг – ответственность

Долг это также ответственность человека за свои поступки и принятые решения. В таком плане, человек долга – это тот, кто готов принимать серьезные решения, осознавая их необходимость и доводить их до конца. На это неспособны слабые и инфантильные люди, которые бояться ответственности и стремятся избежать любых решений.

Чем более развит и силён человек – тем ответственнее его долг. Маленький человек берет ответственность только за свои поступки, тогда как сильный человек стремиться действовать таким образом, чтобы изменить жизни многих людей. И это достигается упорным трудом и жертвами, на которые не готовы обычные люди.

Рекомендуем также эту статью:  Удовлетворенность – основа счастливой жизни

Если человек говорит, что он никому ничего не должен – это лишь свидетельствует показанием его эгоцентризма и неспособности исполнить свой долг.

Такое поведение свойственно детям и подросткам, которые ещё не определились в жизни, но когда такое произносит зрелый человек – это звучит откровенно странно.

Отказ от ответственности и долга – признак незрелости человека, тогда как стремление исполнить свой долг показатель мужества и высокого уровня развития личности.

Чаще всего причиной отказа от исполнения долга является страх и слабость человека. Ведь человек может либо бояться отдавать часть своей жизни на исполнение долга, будучи малодушным, либо осознавать свою слабость и тотальную неспособность что-то изменить. Такое уныние очередной показатель слабоволия человека и неспособности что-то поменять в жизни.

Часто люди ставят свои интересы выше всего. Крайней степенью проявления такого эгоизма – является преступность. Забрать всё себе, получить всё силой или обманом. Всё лучшее себе – это психология раковой клетки, которая стремительно своими преступными действиями разрушает организм, в котором сама и живёт.

Честь – брат долга

Долг – это понятие стоит наряд с понятиями чести, силы, отваги, храбрости и прочих мужских черт, которые воспевались во все времена и были почетны во всех обществах. Каждый человек хотел бы иметь своим другом человека чести, который всегда готов прийти на помощь, жертвуя своими интересами ради своего друга.

Долг, честь, благородство – эти черты начинаются с простого следования моральным принципам, на которых строиться любое цивилизованное общество. Мелочи, которые отличают разумного и цивилизованного человека, от дикаря, которому плевать на всё, кроме себя, что лишь демонстрирует недоразвитость его личности.

Способность контролировать свою речь и не грубить даже неприятному человеку, способность содержать не только свой дом, но и свою страну в чистоте, протягивать руку помощи не только близким, но и всем, кто попросит. Это несложные вещи, которые способны изменить окружающее наше общество, а возможно и чей-то мир.

Исполняя свой долг – мы становимся сильнее, ведь претерпевая трудности и идя навстречу преградам человек приобретает большой жизненный опыт и возможность преодолевать всё новые и новые преграды уже без особого труда.

Если трудности и преграды встают на твоём пути, недостаточно оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперёд, преодолевая одно препятствие за другим. Действуй, как говорит пословица: «Чем больше воды, тем выше корабль.»

Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ

Пренебрегая долгом – мы слабеем. Сам факт пренебрежения означает нашу слабость, неспособность исполнить свой долг или его нежелание, что также говорит нам о многом. Один раз пренебречь долгом, значит дать возможность зародиться пренебрежению в будущем. В Шримад-Бхагаватам говорится, что грех и недостатки человека рождаются из пренебрежения собственным долгом. Так стоит ли оно того?

Общество где каждый заботиться только о себе – это не процветающее общество, а общество зверей, каждый из которых носит маску улыбающегося человека и нож за спиной.

Исполнения долга должно носить разумный, а не фанатичный характер, по этой причине для искреннего исполнения долга лучше всего начать с малых дел и шаг за шагом совершать всё более и более важные поступки. Делать полезную для общества деятельность честно, которая приносит вам моральное и позволяет поддерживать ваше существование – это правильный образ действия.

Индивидуальное предназначение

Помимо общечеловеческого долга, который заключается в благих поступках по отношению к каждому живому существу, есть и индивидуальный долг, который зависит от природы человека и его характера.

Уникальность каждого человека рождает разнообразные роли и сферы деятельности, которые должен занять каждый человек.

Каждый человек обладает уникальной природой его характера, в которой заключены таланты, стремления и предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности.

Определяется этот долг в соответствии с качествами человека, которые проявляются в его деятельности. Определение индивидуального долга – это вопрос собственных стремлений к тому или иному виду деятельности.

Очень часто людям навязывают определенную профессию, которая не способна принести человеку внутреннего счастья, так как не является их истинным, врожденным долгом. В таком случае, человеку стоит глубоко разобраться в себе и понять, в чем заключается его истинная природа и чем бы он хотел заниматься по-настоящему.

Это именно труд, который позволит раскрыть его потенциал и ощущать чувство наполненности как в результате этого труда, так и по его итогу.

Исполняя свой долг, соответствующий природе человека, можно достичь счастья, благополучия и совершенства, просто по факту деятельности.

Достижение наилучшего результата лежит в области поиска такого рода деятельности, к которому человек был бы больше всего предрасположен.

Однако, до тех пор пока человек не найдет такую деятельность, ему стоит продолжать трудиться, общаться с разумными людьми и искать свой долг.

Исполнение долга позволяет создать не только собственное благополучие, но и благополучие всего общество.

Ведь если выполнять и общечеловеческий и индивидуальный долг, мы получим картину при которой все люди трудятся в гармонии на блага всего общества, не давая возможности появления раковым клеткам общества.

Правители будут править мудро и дальновидно, отстаивая интересы своих граждан и способствовать развитию общества свыше, богатые люди будут создавать достойные рабочие места и качественные товары, ученные будут создавать технологии, которые улучшают жизнь общества, а простые рабочие будут честно трудиться.

Такой гармоничный и взаимосвязанный стиль общества позволит процветать каждому человеку, а обществу пребывать в благоденствии. Но как такого достичь? Для этого каждому человеку необходимо находиться на своем месте, где он будет не только наиболее увлечен и эффективен, но и чувствовать себя комфортно.

Важно понять себя, чтобы знать какие обязанности мы должны исполнять.

Гораздо лучше выполнять собственные обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем безукоризненно выполнять чужие. Лучше встретить смерть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнять чужой, потому что идти путем предназначенным для других опасно.

Бхагавад Гита 3.35

Опасно, потому что исполнить чужой долг правильно почти невозможно. Это будет извращенная, нерабочая версия продукта настоящего долга.

Так, правитель не имеющий своим долгом править другими людьми будет использовать своё положение для обогащения и приобретения власти, а не для распределения ресурсов общества на благо каждому.

Это также опасно, потому что исполняя чужой долг, мы забираем возможность исполнить свой долг другому человеку, что заставляет его искать пропитание в чуждом для него месте.

Таким образом, общественный хаос, который порожден отказом от исполнения долга и непонимание своей природы, которое в свою очередь является признаком отсутствия знания в обществе, будет проявляться в бедности, голоде, смерти одних и богатстве, власти и могуществе других.

Долг приводит человека не только к способности обеспечить себя за счет подходящего дела, но и приводит к внутреннему порядку и гармонии внутри себя, давая человеку ощущение счастливой жизни.

Долг ведет не к тяжелым обязанностям, а к счастью и совершенству.

Человек, исполнивший долг, ощущает не только реализацию своих талантов, способностей и вклад в мир, который принёс благо всем, но и становится от этого счастливее, приобретая все больше положительных качеств, по мере исполнения своего долга.

Если мы будем исполнять свой долг честно и постоянно, другие начнут поступать также, следуя нашему пример. Общество начинается с одного человека. Поэтому, всегда следует начинать с себя и только потом учить других. А «начать с себя» значит понять свой долг и начинать исполнять его.

Чтобы понять свой долг важно глубоко понять себя и свою природу. И уже отталкиваясь от этого действовать. Но понять себя можно только действительно проживая жизнь, проверяя себя в разных ситуациях и испытывая разнообразный опыт, что требует активной жизни и бесстрашного поиска себя. Удачи.

Ссылка на основную публикацию