Как, по-вашему, связаны понятия чести и достоинства?

Человек чести — это тот, кто ведет себя в соответствии со своим внутренним кодексом, сформированным под влиянием общества и его морали.

Если рассматривать связь достоинства и чести, то мне кажется, что она очевидна — достоинство, в отличие от чести, обращено к самому человеку, который обладает таким качеством, а не к окружающим его людям.

Предлагаю обратиться к художественной литературе, которая поможет нам подтвердить или опровергнуть эту точку зрения.

Отличным примером является герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Алексей Степанович Молчалин, человек, у которого отсутствие достоинства отразилось и на наличии чести.

Преклоняясь перед чинами, не имея своего мнения, он живет за счет своего начальника Фамусова в чуланчике его дома, боится сказать лишнего, надеясь на скорое повышение в службе.

Его показная любовь к дочери Фамусова была лишь гарантом сохранения места на службе и благосклонности той, чье мнение важно для отца. Ближе к концу комедии мы видим сцену признания в любви Молчалина к Лизе — служанке Софьи, он сообщает ей, что отношения с Софьей — игра.

Таким образом, отсутствие достоинства у человека может, впоследствии, обернуться и бесчестьем, ведь достойный человек уважает себя и не позволит совершать ни в отношении себя, ни в отношении других аморальные поступки.

Противоположным примером может послужить Ленский из поэмы  «Евгений Онегин» А.C.Пушкина. Несмотря на свою горячность, он обладал качеством, которое можно отнести к рациональности, это качество — честь.

  Он полюбил одну из сестер Лариных, свадьба была назначена, но роковое стечение обстоятельств, которое могло не произойти, не будь у нашего героя чести, помешало возлюбленным прожить долгой и счастливой жизнью.

Онегин, желая отомстить другу за его приглашение на светский вечер, проявил недвусмысленные знаки внимания избраннице Ленского, тем самым, вызвав бурю гнева и дуэль. На дуэли погиб Ленский, но погиб, защитив честь своей дамы, погиб с достоинством, в то время как Онегин не смог смыть с памяти кровь убитого им друга.

Мы рассмотрели два примера, показывающие ответ на вопрос с разных сторон. Наличие чести тесно связано с достоинством и, наоборот, очень трудно найти пример личности, которая обладает лишь одним приводимым качеством, ведь, если смотреть объективно, человек, который имеет достоинство, но не имеет чести лишь лицемер.

Елена Комиссарова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понятие чести, достоинства и деловой репутации

Категория: Конституционное право.

Читайте о подсудности по делам (2019 г.) о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Понятия “честь”, “достоинство”, “репутация” определяют близкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств. Честь – объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности. 

Достоинство – внутренняя самооценка личности, осознание ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения.

Самооценка должна основываться на социально-значимых критериях оценки моральных и иных качеств личности. Достоинство определяет субъективную оценку личности.

 Категории чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

С точки зрения философско-правовых воззрений, честь представляет собой могучую власть, крупнейшую из сил, проявляемых в истории отношений людей и народов в целом.

Понятия чести и достоинства имеют и определенную направленность. Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

Чувства чести и достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при толковании понятия чести разграничивают чувство чести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты воедино, но их нельзя отождествить.

При определении понятия чести различают два аспекта – объективный и субъективный, личный. Честь – это и общественная оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию.

Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам.

Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может “уклониться” от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

Роль общественного мнения очень велика, в силу того или иного общественного мнения приходят и уходят политические партии и движения, политические и государственные деятели самых различных уровней. Под его влиянием могут происходить изменения в любой из жизненно важных сфер общественной жизнедеятельности.

Каждому человеку, таким образом, приходится волей-неволей примиряться с тем, что другие люди судят о его поступках по-своему. Он не может подчиниться началу свободного выбора.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования.

Разные последствия для того или иного лица может вызвать его отрицательная оценка. В одних случаях она заставляет человека стремиться к исправлению своих недостатков, в других – усугубляет их. Поэтому общественная оценка должна быть объективной.

Честь является категорией исторической, ибо она возникла с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эту нравственную категорию.

Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц.

При этом общественная оценка не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести.

Но нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношении к кому-либо.

Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.    

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства. Достоинство – это самооценка личности, основанная на его оценке обществом.

Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо (человек) не может не считаться с тем, как оценивает его коллектив, общество.

В силу этой общественной оценки в сознании человека складывается представление о себе как члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении для коллектива и общества в целом.

Достоинство того или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества.

Эти личные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством, нематериальным благом.

Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как и честность, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны.

Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно-значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще и как сознание и чувство собственного достоинства.

Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них.

Признание обществом достоинства личности, означает определенную оценку всех моральных качеств, которыми она обладает. Все, что аморально в человеке, осуждается обществом. Чем сильнее развито в человеке чувство уважения к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность и т.д.

, тем большую ценность он представляет для общества, тем более высокую оценку его он получает. Отсюда необходимо воспитание этих качеств человека с первых дней его жизни.

Определяющим в формировании достоинства является отношение человека к окружающей его действительности, взаимоотношение с тем коллективом в котором он находится: сад или школа, ВУЗ или трудовой коллектив.

Честь и достоинство между собой имеют неразрывную связь в силу того, что в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную связь, существующую между общественной оценкой лица и его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия.

Они заключаются в том, что честь – объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане – субъективный момент, самооценка.

Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

В общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами.

Категории честь и достоинство вытекают одна из другой. Они едины, но не тождественны.

Честь и достоинство, в частности, граждан не одинаковы, поскольку не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства любого человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.

Неразрывно с честью и достоинством стоит и такое понятие, как репутация.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «вишневый сад» по действиям

При этом, как уже отмечалось выше, если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятием чести, наоборот, дифференцировано оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Следует заметить, что понятие репутации в известном смысле совпадает с понятие чести в ее внешнем, объективном значении.

Репутация человека зависит от него самого, так как формируется на основе его поведения. На сколько человек дорожит своей репутацией, судят по его поступкам. “Что человек делает, таков он и есть”, – писал Гегель.

Репутация может быть положительной или отрицательной и имеет подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется.

Репутация завоевывается делом, отсюда по всей видимости было введено такое понятие, как деловая репутация.

Деловая репутация – понятие, подвергшееся в настоящее время реанимации. Его возрождение естественно и более того – необходимо.

Однако необязательно привязывать этот процесс только к коммерциализации общества, поскольку сама тенденция к коммерциализации не обуславливает появления подобных тонких во всех смыслах элементов внутри взаимоотношений субъектов общества, но лишь готовит необходимую базу для их рождения и полнокровного развития.

Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще и являет собой сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.

Носителем деловой репутации может быть любой индивидуально-определенный хозяйствующий субъект:

  • гражданин-предприниматель;
  • гражданин, работающий по договору (общегражданскому);
  • гражданин, работающий по контракту;     
  • юридическое лицо. 

Следует выявить отличие понятий честь и достоинство от понятия деловая репутация. Можно выделить три отличия.

Первое – это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации может быть только субъект – производитель материальных благ (товаров, услуг, работ). Хоть деловая репутация – термин общегражданский и не относится только к коммерческому праву, он обозначает весьма конкретное понятие. Носителем же чести и достоинства может быть любое лицо.

Второе отличие состоит в том, что деловая репутация не является личным, но лишь связанным с лицом благом. Честь – это оценка личности обществом, достоинство – внутренняя самооценка личности.

Они появляются с возникновением субъекта, который автоматически их приобретает. Деловая репутация – создавшееся с течением времени мнение публики, может быть как отрицательным, так и положительным. Обладая деловой репутацией в каком-либо секторе хозяйственной деятельности, субъект не будет автоматически обладать похожей деловой репутацией в другой области общественного производства.

Третье отличие заключается в том, что это за нарушение, и куда направлено. Нарушение деловой репутации должно строится на элементах нематериального состава хозяйствующих субъектов, которые являются предметом его репутации в конкретной области и в конкретный момент деятельности, а не подвергать опорочиванию общую оценку, данную хозяйствующему субъекту обществом.

Честь и достоинство: грани неприкосновенности

  • Совесть, благородство и достоинство –
  • Вот оно, святое наше воинство.
  • Протяни к нему свою ладонь.
  • За него не страшно и в огонь.

Булат Окуджава заставляет кого-то волноваться, кого-то вспоминать смысл этих слов, кого-то — примерить их к себе.

Но какими застывшими становятся эти слова, когда попадают в судебное решение, потому что человек забывает порой: эта невидимая, но бесценная материя касается и других лиц, и вторжение в эту материю может причинить им боль и страдания. Понятия, связанные с человеческим достоинством, эволюционировали вместе с обществом.

Имея нравственное начало, они в конечном итоге проявлялись в правовых категориях, их содержании. Учитывая важность этого атрибута человеческой жизни, государство и общество возвели достоинство в разряд прав, установили морально-правовые ограничения в пользование свободами, которые граничат с ним, способы его защиты.

Насколько же ценны для общества эти нематериальные блага, выявляет, как правило, судебная практика. О практике сегодняшнего дня кандидат юридических наук, доцент Института журналистики БГУ, адвокат Наталья ДОВНАР беседует с заместителем председателя Верховного Суда Беларуси Валерием ВЫШКЕВИЧЕМ (на снимке).

— Валерий Николаевич, как часто наши граждане обращаются за защитой чести и достоинства в суд и что влияет на решение человека заводить судебную тяжбу?

— На протяжении последних 10 лет в абсолютных числах количество дел, рассмотренных судами Беларуси по защите чести и достоинства в гражданско-правовом порядке, невелико — в пределах 150—250 дел в год.

На решение обратиться в суд влияет, прежде всего, осознание человеком собственного достоинства, несогласие с тем, как он будет выглядеть в глазах других людей, если о нем распространены порочащие сведения. Но в какой-то степени частота обращений по этой категории дел связана с совершенствованием законодательства.

Например, в начале этого десятилетия на обращаемость в суд повлияло расширение границ такого способа защиты чести и достоинства, как моральный вред.

Возможность возместить моральный вред появилась у наших граждан в 90-е годы прошлого столетия в связи с принятием законодательства о печати, но взыскивался он, соответственно, только в том случае, если порочащие сведения были распространены в СМИ. В 1999 г.

новый Гражданский кодекс предусмотрел возможность взыскания морального вреда не только со СМИ, но и с граждан. Это повлияло и на судебную практику. Количество дел возросло, некоторые, возможно, даже попытались поднять свое благосостояние за счет таких исков. Так, если в 1999 г.

в суды поступило 151 дело, рассмотрено с вынесением решения 109 дел, то в 2001 г. уже поступило 711 дел, рассмотрено с вынесением решения 520 дел. Судебной практике пришлось все расставлять по своим местам.

К оценке спорных моментов суды подходили взвешенно, взыскивали моральный вред не по каждому делу, да и размеры определяли в соответствии с принципом разумности и справедливости. Нельзя было допустить, чтобы, используя право защищать свое достоинство, человек обогащался, старался поставить обидчика в материальную зависимость. В результате количество обращений резко сократилось: уже в 2002 г. поступила 122 дела, в 2003-м — 182 дела.

— Насколько обоснованными бывают требования истцов? Психологи утверждают, что у каждого человека своя картина мира, люди на один и тот же предмет могут смотреть по-разному. Не трудно ли судьям разбираться в таких случаях?

— В основном люди идут в суд, если их честь и достоинство затронуты достаточно серьезно и они претерпели нравственные или физические страдания. Душевное состояние зависит от многих факторов, для одного плохая слава — потрясение, для другого, как теперь говорят, пиар. Кто-то отказывается от требований, если ему принесут извинения, а кто-то до конца выясняет отношения.

Насколько требования истца обоснованны, выявляется в процессе рассмотрения иска.

Дела о защите чести и достоинства относятся к категории сложных, и при их рассмотрении суды тщательно выясняют целый ряд обстоятельств, и прежде всего, были ли распространены сведения, об опровержении которых предъявлен иск, порочат ли эти сведения честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, соответствуют ли распространенные сведения действительности.

— Соседки, например, выясняют отношения и говорят друг другу «правду в глаза». Это будет считаться распространением сведений?

— Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, следует понимать опубликование таких сведений в СМИ, распространение в сети Интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, в листовках, демонстрацию в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной форме хотя бы одному лицу. Сообщение сведений лишь лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением. Главное, чтобы ваши соседки не стали оскорблять друг друга в присутствии других лиц.

— Как определить, являются ли сведения порочащими?

— Порочащими являются такие не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан, юридических лиц с точки зрения соблюдения законов, норм морали, обычаев. Например, сведения о нечестном поступке, невыполнении профессионального долга, недостойном поведении в быту, сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность.

— Споры в суде между гражданами порой возникают из-за эмоций, которые мешают либо приводить аргументы, либо услышать эти аргументы. Споры со СМИ иногда возникают из-за стремления журналистов использовать приемы, позволяющие подать материал интересно, экспрессивно, сделать его понятным читателю, т.е. и здесь эмоции не на последнем месте…

— Эмоции не будут мешать, если высказывание, даже носящее оценочный характер, основано на фактах. Факты должны быть проверены, подтверждаться доказательствами, и только после этого может быть выражено любое мнение. Критик, например, высказывает свое мнение, исходя из жанра.

Но факт, который лежит в основе его критического взгляда, должен иметь место. Есть такое понятие — презумпция добропорядочности.

Это означает, что сведения, порочащие гражданина или юридическое лицо, признаются не соответствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное.

— В каких случаях суды отказывают в иске, несмотря на то, что сведения, по мнению истца, не соответствуют действительности и порочат?

— В иске будет отказано, если сведения черпаются из судебных решений, приговоров, постановлений следственных и административных органов, решений органов местного управления и самоуправления, аттестационных комиссий, постановлений о наложении на гражданина дисциплинарного взыскания и из других официальных документов, для обжалования которых законом предусмотрен иной порядок. Не рассматриваются судами и требования об опровержении сведений научного характера. В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведении в общественном месте, коллективе, быту.

— Бывают случаи, когда распространивший информацию не может подтвердит факт по объективным причинам, например информация имеет режим ограниченного доступа. Конкретный пример: погибла молодая женщина вместе с ребенком. Следствие еще не сказало своего слова, а вся улица полна слухами, газета выдвигает свою версию.

Читайте также:  Образ Петербурга в романе «Евгений Онегин»

— Как бы ни преподносилась информация (сенсация, версия или слух), существует общее правило – она должна быть достоверной. Исключение есть только для СМИ, и то при определенных условиях, установленных Законом «О средствах массовой информации».

Так, они не несут ответственности, если эти сведения получены от государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц и в ряде других случаев.

Но если материалы получены от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, и при этом могут порочить честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц, СМИ обязаны проверить достоверность указанных сведений и предоставить возможность распространения одновременного физических и (или) юридических лиц, в том числе государственных органов и иных государственных организаций или их пресс-служб, в отношении которых могут быть распространены данные сведения либо в компетенцию которых входит подготовка разъяснений в отношении распространяемой информации.

В случае невыполнения требований, предусмотренных законом, СМИ не освобождаются от ответственности.

Следует также помнить, что исковые требования об опровержении подобных сведений могут быть заявлены не только лицом, о котором такие сведения распространены, но и родственниками этого лица, если они прямо или косвенно порочат их честь, достоинство или деловую репутацию. Защита чести и достоинства возможна и после смерти человека по требованию заинтересованных лиц. В случае, о котором вы говорите, если сведения не соответствовали действительности и порочили погибших, иск могут предъявить члены их семьи, родственники.

— Представления о чести и достоинстве формируются, прежде всего, в процессе нравственной практики. Оказывает ли это влияние на содержание понятий, которые применяются при рассмотрении конкретных дел?

— Понятия «честь» и «достоинство» тесно связаны между собой, поскольку честь — это общественная оценка личности, а достоинство — это самооценка. Но при этом самооценка зависит от той оценки нравственных качеств человека, которую дает ему общество.

В судебной практике бывают случаи, когда лицо совершило безнравственный поступок, но в сообщении о нем допущены неточности. Например, СМИ сообщает о том, что лицу, совершившему кражу, вменяется в вину 5 эпизодов, в то время как следствие вменяет ему всего 3 эпизода.

Суды в таких случаях отказывают в иске, так как в том, что честь истца пострадала, виноват он сам. Но если человека обвиняют в убийстве, а он совершил лишь незначительный проступок, — иск будет удовлетворен.

— Валерий Николаевич, будет ли считаться нарушителем человек, который обратился в суд или другой государственный орган, но указанные им сведения не подтвердились?

— В этом случае человек реализует свое конституционное право на обращение в государственные органы, оно не менее важно. Однако недопустимо, если при этом он преследует цель выставить другого человека в неприглядном виде, опорочить, оскорбить. Если подобное будет выявлено в процессе проверки, лицо может быть привлечено к ответственности.

— А если перед этим он обратился к специалистам, например к адвокатам, которые помогли ему в составлении заявления?

— Лица, оказывающие юридическую помощь в силу закона, не несут ответственности за распространение сведений. Эти сведения впоследствии оцениваются государственными органами. Аналогично, если адвокат представляет чьи-то интересы в суде. Участники процесса не несут ответственности, если сведения не соответствуют действительности и порочат.

Надлежащую оценку этим сведениям даст суд. Опровергнуть такие сведения можно только путем обжалования принятых решений. Но когда их распространяют не участники процесса – дело другое. Например, тот же свидетель оценивает поступки человека в коридоре суда и сообщает при этом порочащие, не соответствующие действительности сведения.

Никто его от ответственности не освободит.

— Часто удивляет не сам факт обращения в суд, а то, в каком размере взыскивается моральный вред.

— Следует знать, что взыскание морального вреда не зависит от вины, но размер его должен быть обоснован, должны быть представлены доказательства, в какой мере человек претерпел нравственные и физические страдания, в чем они выразились. По статистике в 2009 г.

суды рассмотрели 182 дела с вынесением решения, 61 решение касалось морального вреда, при этом удовлетворено было в этой части только 40 исковых требований. Взыскано 66 млн. 185 тыс. рублей, из них 46 млн. 450 тыс. рублей связано с опровержением сведений, распространенных в СМИ.

Надо заметить, что самый лучший способ решения проблем с защитой чести и достоинства все же относится к внесудебному порядку решения спора, когда обиженному человеку объяснят, почему именно такая оценка дана его поступкам, принесут извинения, примут все меры к опровержению недостоверной информации. В таких случаях люди лучше понимают друг друга.

Честь и достоинство

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие но значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

Достоинство же — это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость.

И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания.

Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира личности к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива).

Понятие достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности.

Итак, честь — это оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство — это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей.

Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него.

2. Эволюция понятий чести и достоинства

Понятия чести и достоинства имеют свои исторические корни. Они наполнялись конкретным содержанием в зависимости от типа личности, присущего той или иной нравственной системе, и от характера связи личности с общественной средой.

Человечество начало свою историю с признания ценности не отдельной личности, а социальной общности (рода, общины, семьи), благоденствие и нравственный статус которой должны охранять и поддерживать ее члены.

Закрепленное в мифологических и ритуальных представлениях деление на «своих» и «чужих» являлось первичным для оценки человека- В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, за ним не предполагалось никаких достоинств.

Принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников.

Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого сообщества, потому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде.

В античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств, зарождается понятие гражданского достоинства, которое однако, также не связывается с индивидуальной самобытность» человека.

Ценность человека определяется исключительно ею принадлежностью к государству. Причем понятие чести относи лось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и потому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.

Немалую роль в оформлении категорий чести и достоинства этот период сыграл воинский этос. Воины издревле образовывали обособленную социальную группу, статус которой был обусловлен опасностью занятий и важностью защиты социально целого.

Воин естественно претендовал на особую честь среди всех прочих людей и особую личную честь среди воинов. Замкнутость, иерархичность и высокий социальный статус этой группы сделали ее питательной средой для формирования чувства чести.

Поэтому впоследствии везде, где военное сословие занимало в обществе доминирующее положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе эпохи.

Историческим периодом, в котором воинский этос, а вместе с ним и понятие чести вышли на передний план в нравственной системе, стало Средневековье. Феодалы-рыцари являлись господствующим классом, для которого естественным было представление об особой сословной чести, обладать которой могут только «благородные» люди.

Предполагалось, что только они способны исполнять сложные, возвышенные, недоступные простолюдину обязанности, проявлять щедрость, верность господину и данному слову, соблюдать правила поединка и т.п. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению индивида в глазах рыцарского сообщества.

Одобрение общественного мнения выражалось в шумной славе и почестях. Таким образом, честь носила в Средние века ярко выраженный сословно-статусный характер.

Личная честь добывалась путем тщательного следования нравственному образцу в соперничестве с другими членами «своего» аристократического круга, внимание и одобрение которого следовало заслужить.

Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в основу их кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести.

Идея равенства людей от природы — идея «естественного равенства» — стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Не социальная группа, а автономная личность становится субъектом моральной регуляции.

Нравственный статус этой личности зависит уже не только от ее оценки общественным мнением, а формируется по относительно независимым критериям. От этики «избранных» человечество перешло к этике равноправных, главной характеристикой которых является достоинство, понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого индивида, не требующий дополнительного признания социума.

Читайте также:  Женщины Есенина

Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от его расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Механизмы демократии выступают как социальный институт по защите прав и свобод, обеспечивающих личности достойное существование.

Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, финансовыми возможностями, престижем, положением в обществе, властью. Одним из сильнейших стимулов стремления к власти, продвижения по социальной лестнице, достижения успеха становится честолюбие.

Другой формой достижения признания собственного достоинства может стать не стремление добиться личного успеха и чести, а борьба с теми, у кого они уже есть: классовая борьба, классовая ненависть. Марксистская этика не только оправдывала, но и обосновывала правомерность подобного способа утверждения собственного достоинства.

После победы Октябрьской революции на долгие годы становится нормой двойная мораль по отношению к чести и достоинству человека.

С одной стороны, провозглашается всеобщее равенство, снимающее зависимость достоинства граждан от их происхождения, материального или служебного положения.

С другой стороны, все явственнее проявляется то, о чем писатель Дж. Оруэлл с сарказмом говорил: «Все равны, но некоторые равнее».

Формально понимаемое отношение к труду как «делу чести, славы, доблести и геройства» возвело на первую ступень пьедестала почета не только действительно заслуженных шахтеров, ткачих, доярок, но и людей, все достоинство которых заключалось лишь в принадлежности к Компартии. Появляется так называемая «номенклатура» — особый класс должностных лиц, которые требуют (и получают) для себя все возможные почести и привилегий не по реальным заслугам или личным качествам, а «по списку», по занимаемым должностям.

Понятие чести тесно связывается со служением партии, и любой поступок (предательство, донос, клевета) оправдывается интересами партии. Личные же честь и достоинство во внимание не принимались: человека можно было унизить, можно было вторгаться в его личную жизнь, публично обвинять его во всех смертных грехах.

3. Комплементарность чести и достоинства

Исторический экскурс позволяет сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу; во-вторых, между ними существуют различия, которые и представляют наибольший интерес для этического анализа.

Действительно, честь и достоинство — категории комплементарные, т.е. они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга.

  • Так, если честь, как уже отмечалось, — это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство — объективная ценность личности, которая может и не сопровождаться признанием или осознанием.
  • Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина), в то время как понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинство бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными.
  • Эти тонкости в различении чести и достоинства особенно важны, когда речь идет об оценке человека и соблюдении его прав и свобод: я могу не оказывать человеку чести, почета и уважения, но я обязан считаться с его человеческим достоинством (недопустимость унижения и попрания прав любого человека проистекают именно из этого положения).

Человеческое достоинство призвано гарантировать любому человеку его так называемые «естественные права» (Дж. Локк): право на жизнь, свободу, собственность. В XX в. эти и другие нрава были зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей человеку достойное существование.

К сожалению, государства сплошь и рядом нарушают эти права, а человек порой и не догадывается о них. Так, унижением человеческого достоинства является институт прописки или получение разрешения на выезд в другую страну, поскольку это нарушение прав человека,

Однако естественное право человека на признание его достоинства вовсе не означает, что оно проявится автоматически.

Человек должен «предъявить миру свое достоинство, которое выражается, в частности, в порядочности, честности, принципиальности, справедливости к другим и требовательности к себе, скромности и простоте, стремлении быть внутренне цельной личностью, на которую можно положиться, у которой убеждения и дела находятся в органическом единстве.

Высшее проявление человеческого достоинства принято называть благородством. Благородство — это нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства.

Показателем достоинства личности выступает и ее отношение к достоинству другого человека. Тот, кто не уважает достоинство другого, оскорбляет не только чужое, но и собственное достоинство.

Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет, уже только потому, что он человек, то честь приобретается им в процессе всей его жизни.

Разные обстоятельства и сферы деятельности заставляют говорить о чести не абстрактно, а применительно к конкретной ситуации. Именно поэтому можно говорить о профессиональной, семейной, фамильной чести.

Кроме различий, между честью и достоинством существует определенная связь и очень сложная корреляция (взаимная согласованность). Потребность в чести, т.е. признании, уважении, авторитете, обнаруживается у тех, кто ценит свое достоинство.

Однако эта зависимость не является прямо пропорциональной. Нельзя сказать, что чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше у него развито честолюбие. Человек гордый, т.е.

обладающий в полной мере чувством собственного достоинства, может быть в то же время настолько скромным, что внешнее признание (почет, честь) его не только не волнует, но даже отталкивает своей суетностью.

Возможен и неожиданный поворот: у некоторых людей скромность превращается в самоуничижение, а гордость — в гордыню. Причем и то и другое смыкается, образуя феномен «серой мышки», суть которого — упоение собственной скромностью.

Эта псевдоскромность иногда несет в себе тщеславие когда, говоря библейскими словами, «унижение паче (т.е. больше) гордости» — гордыни, которая издревле считается одним из страшнейших смертных грехов. Излишняя скромность вообще не всегда полезна.

Она мешает честолюбию, а здоровое честолюбие необходимо для успешной деятельности практически во всех сферах — предпринимательстве, науке, искусстве, военной карьере, ибо ориентация на «средние показатели» принижает человека, препятствует его самовыражению и самореализации.

Неоднозначность взаимообусловленности и взаимопротиворечивости чести и достоинства коренится в сложности такого морально-психологического явления, как самооценка.

При адекватной (соответствующей) самооценке наблюдается гармоничное сочетание чести и достоинства.

При высокой адекватной самооценке человек, сознающий свои достоинства, свои возможности и реализующий себя в соответствии с ними, правомерно ждет от общества соответствующей оценки — чести.

При низкой адекватной самооценке — опять же, зная свои достоинства и свой «потолок», человек не претендует на многое, не страдает излишним честолюбием и поэтому не испытывает разочарования из-за несбывшихся надежд.

Если же самооценка неадекватна, начинаются те сложности, о которых мы говорили.

При заниженной самооценке у человека обычно развивается комплекс неполноценности, неуверенность в себе, он недооценивает себя, излишне скромен, лишен всяких притязаний, отсюда и ориентация на средний результат и незаметное место в жизни.

При этом не исключена глубокая внутренняя трагедия: неуверенность в своих силах мешает человеку предъявить миру и реализовать собственные достоинства, которые могли бы принести ему честь и славу.

Еще более сложным является соотношение чести и достоинства при завышенной самооценке. В этом случае человек явно переоценивает свои достоинства, возможности, личные качества, развивается претенциозность — ожидание и требование особого уважения и почтения к себе без всяких на то оснований.

Преувеличенное чувство собственного достоинства — гипердостоинство — ведет к высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям и позициям. Человек становится излишне подозрительным, всюду видит врагов, покушающихся на его честь и достоинство.

Люди подобного рода малопривлекательны и конфликтны.

Сложность корреляции чести и достоинства проявляет себя при «неправильном» (с точки зрения общепринятых норм) понимании смысла чести и достоинства. В этом случае можно говорить об образовании таких феноменов, как лжедостоинство и псевдочесть.

Чаще всего они связаны с особого рода корпоративной моралью, проповедующей особые, отличные от общепринятых нормы и ценности. В результате возникают порой очень жесткие представления и требования, которые организуют жизнь и поведение в том или ином локальном мире.

Корреляция осложняется и возможностью относительной независимости чести и достоинства друг от друга, проявляющейся, например, в том, что утрата чести не ведет автоматически к потере достоинства. Иными словами, обесчещенный (оклеветанный, оскорбленный, униженный) человек может вести себя по-разному.

Вариант 1. Человек в этом положении и вправду может чувствовать себя «униженным и оскорбленным».

  1. Хотя и здесь «возможны варианты», например:
  2. 1) он может искренне считать, что действительно «недостоин», проявить смирение в своем бесчестье и начать пересмотр собственной самооценки и достоинств;
  3. 2) он может проявить внешнее смирение и согласие с унижением, внутренне упиваясь собственным самоуничижением и приходя к гордыне.

Вариант 2. Человек, несмотря на унижения и оскорбления, способен принимать бесчестье с достоинством, т.е. теряя честь, сохранять достоинство, активно защищая честь.

Людей, способных с глубоким внутренним достоинством и благородством принять бесчестье, называли великомучениками, страстотерпцами.

С другой стороны, именно сохранение собственного достоинства часто помогало и заставляло человека заботиться о возвращении утраченной чести: доказательством своей невиновности или дуэлью, как в XIX в.

В XX в. объяснено многое, прежде казавшееся необъяснимым, решены многие проблемы ядерной физики, генной инженерии, астрофизики. Но моральные проблемы, нравственные принципы, нормы человеческого поведения объяснить не всегда возможно. Их нужно просто выполнять, нельзя не выполнять, потому что мы, люди, связаны между собой теснее, чем это нам представляется.

Ссылка на основную публикацию