В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», как во всех классических произведениях, большинство фамилий «говорящие». Молчалин – одна из них. Его молчаливость и уступчивость Софья принимает за благодетель, считая, что это признаки скромности, хорошего воспитания и покладистого характера.
Чацкий же говорит о нем: «на всех глупцов похож». Такая характеристика может унизить человека дважды. Его назвали глупцом, при этом лишив индивидуальности. Но такие как Молчалин не обижаются. Это не в их интересах. Услужливы, почтительны они лишь для того, чтобы угодить высшим чинам. Об этом можно судить, наблюдая за поведением героя по ходу пьесы.
Он робок с Фамусовым и генералами, исполняет роль скромного и пылкого влюбленного с Софьей. Она дочь начальника, он надеется подняться по служебной лестницы за ее счет. Ему ничего не стоит быть таким, каким она хочет его видеть – героем французских романов.
Но стоит оказаться вне поле зрения господ, он становится грубым и пошлым нахалом с Лизой, служанкой Фамусовых.
Герой восхищается дядей Фамусова, который несколько раз падал, чтобы рассмешить начальство. Тем самым родственник отца Софьи заслужил себе почет и уважение.
Кумиром также является некий Фома Фомич, который был начальник отделения при трех министрах. Он берет пример с тех, кто умел приспосабливаться и тем самым занимал чины повыше.
Сам же Молчалин готов на все, чтобы добиться «степеней известных», войти в высший свет.
Он хитер и изворотлив. Знает как обращаться с богатыми дамами, чем услужить. Слова Чацкого о нем: «Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет»! Речь идет о карточной игре.
Для Молчалина ценны только те люди, кто что-то значит в свете, имеет связи и дает балы. Те, кому «чиновные и должностные все друзья и все родные». Другие для него и не люди вовсе.
Таким людям не нужно многого для счастья. А это сомнительное достоинство.
Молчалин обязательно добьется желаемого. Он слишком живуч и настойчив. Не за счет Софьи, так за счет кого-то другого.
В фамусовском обществе, да и не только в нем, такие люди нужнее и понятнее, чем Чацкие.
Понимая это, главный герой восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете»! Со времен написания «бессмертной комедии» мало что изменилось. Тип Молчалина по-прежнему среди нас и до сих пор «блаженствует».
Вариант 2
Образ Алексея Степановича Молчалина, раскрытый автором в произведении, характеризует определенный род людей, жизненной целью которых является лишь достижение власти и богатства.
Молчалин является мелким дворянином, стремящимся к карьерному росту и избрав для этого путь прислуживания и угождения нужным для этого людям. В мечтах он видит себя богатым, известным и уважаемым членом светского общества и уверен в том, что все окружающие также стремятся к беззаботной жизни.
Своей цели Молчалин пытается достигнуть, используя лесть, подхалимство, притворство, изворотливость, хитрость. Для получения достойного с его точки зрения места он готов на любые поступки и не останавливается ни перед чем. Наличие высокопоставленных и влиятельных знакомых и родственников считается у Молчалина самым почетным признаком общественной элиты.
Молчалин убеждает дочь своего начальника Софью Фамусову в своей беззаветной любви к ней и добивается от нее взаимности, желая таким образом очутиться в высшем обществе.
И ничуть этого не стесняется, признавшись служанке в том, что он любит Софью лишь в силу должности, но очень опасается гнева папеньки Софьи.
С прислугой Молчалин ведет себя развязно и свободно, не выбирая выражений и не скрывая наглости, со скуки играя с ней в любовные игры.
Описывая в разных ситуациях поведение Молчалина, автор акцентирует внимание читателя на том, что духовно его герой очень беден, лишен всех человеческих чувств и желаний, кроме заветной цели о финансовом благополучии. Даже чувство любви незнакомо и неподвластно этому человеку.
Им чужды стремления людей, подобных главному герою комедии Чацкому, познать чувственную глубину любви, мыслящих и мечтающих не о праздности жизни, а об ее усовершенствовании.
Эти люди тоже любят праздники и веселья, но одновременно увлечены и полезным времяпрепровождением, и трудом праведным, от которого они тоже получают удовольствие.
Молчалин не в состоянии понять Чацкого, но, невероятно, он все же по-своему счастлив, поскольку его желания минимальны и ограничены только материальной составной жизненного пути.
Ощущение счастья Молчалиными мелочно, но они так чувствуют, живут и не могут быть несчастными, потому им недоступно иное сознание этого состояния эйфории. Впрочем, они и не стремятся к другим способом обретения счастья и довольствуются своим мелким, грязным болотом.
В противоположность Молчалиным автор изображает мыслящих и думающих людей, которые не могут блаженствовать в теплом, но мерзком мире.
Сочинение Молчалины блаженствуют на свете
В сатирическом произведении «Горе от ума» Грибоедов описал людей в разных образах, у которых различные мировоззрения и судьбы. Главным действующим персонажем комедии является Алексей Степанович Молчалин. Герой считается полной противоположностью Чацкому.
Он был мелким дворянином и хотел построить карьеру. Его воспитал отец и учил угождать всем ради своих интересов. Алексей мечтал стать знатным и богатым, беззаботным и уважаемым человеком. По фамилии герой был молчаливым. Он встречался с Соней, дочерью своего покровителя ради собственной выгоды.
В это же время он волочился за молодой служанкой.
Перед своим покровителем Фамусовым он вел себя воспитанно, скромно и учтиво. А Софья не видела двуличие Молчалина и была влюблена. Так Молчалин пытался добиться успеха легким путем.
В себе Алексей видел только положительные качества как аккуратность, умеренность и поддержание хороших отношений со знатными людьми. С такой стороны Молчалин был умен. Наверное, этому виной являлось его трудное детство.
Герой был сиротой и старался получить традиционное образование, при этом не отставать от других.
При знакомстве с влиятельными чиновниками Молчалин старался хорошо себя преподнести и хотел, чтобы его заметили. Если человек сердился на героя, то он придумывал вранье или похвалу, что задобрить знакомого. Свой настоящий характер Молчалин показал в конце сатиры. Герой потратил 3 года ради положения в обществе.
Изворотливый и хитрый Алексей в творении был описан только с отрицательной стороны. Молчалин никогда не принимал за себя решения и всегда полагался на других. Из – за таких качеств он стал врагом Чацкого.
С каждым днем у Молчалина росли потребности, и он не мог остановиться на достигнутом. Он хотел богатства и власти. Герой медленно двигался к своей цели и при необходимости подставлял, и делал гадости другим.
Так Молчалин ломал судьбы, и портил жизни.
Молчалин постоянно притворялся, угождал и скрытничал, не рассказывал о своих мыслях. Притворство героя довело его до того, что он почти забыл свою настоящую сущность. Комедией Грибоедов описал людей, как настоящих подхалимов, готовых угождать людям ради карьеры и богатства.
← Смысл названия комедии Горе от ума
← Мой Чацкий. Мое отношение к Чацкому↑ ГрибоедовХарактеристика героев в комедии Горе от ума →
Женские образы в комедии Горе от ума →
«Молчалины блаженствуют на свете!»
Горькое восклицание Чацкого, увы, совершенно справедливо. И не просто блаженствуют, но имеют своих сторонников и сейчас. Не случайно же я прочитала в одном из комментариев о Молчалине: «Я не сомневаюсь в его глубинной порядочности». А вот я, простите, не сомневаюсь в его открытой непорядочности. Давайте попробуем разобраться. «При батюшке три года служит»,- скажет Софья. Видимо, появился он в доме Фамусова незадолго до отъезда Чацкого, после которого оскорблённая Софья и обратила на него внимание.
Кто-то из комментаторов сравнил отношения Софьи и Чацкого три года назад с отношениями Наташи Ростовой и Бориса Друбецкого. Мне думается, это не совсем верно. Хотя Софья в тот момент всего на год старше Наташи, она совсем другая, видимо, более взрослая.
Сравним условия жизни обеих девочек: Наташа – младшая, заласканная дочь в дружной и любящей семье. Софья рано потеряла мать, воспитывалась гувернанткой, а Фамусова ласковым отцом назвать трудно.
Кроме того, вспомним, мы никогда не видели Наташу с книгой, а Софья явно хорошо начитанна, мне кажется, в этом она ближе (и не я первая это заметила) к Татьяне Лариной. Очевидно, Софья, в силу всех этих условий, повзрослела намного раньше. Такое в то время бывало.
Я писала в одной из статей, что, когда 14-летняя Лизанька Коновницына была пожалована фрейлиной, в семье не тревожились, считая девочку достаточно взрослой, сама же она много спустя писала, что, «начиная с двенадцатилетнего возраста…
привыкла сосредоточивать своё внимание на самой себе, иметь собственную волю, иметь собственное мнение». Мне кажется, такова и Софья. И, как я уже писала, именно опираясь на прочитанные книги, избирает она себе Молчалина, причём явно надеясь на соединение с ним. А он?
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…
Я уже писала о «маленьких наполеонах», которые не останавливались ни перед игрой в любовь, ни перед откровенной ложью, когда нужно было достичь своей цели. Любит ли он Софью? Думаю, ему просто выгодно представиться влюблённым. И.А.Гончаров скажет о нём: «Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично». И, добавим, очень осторожно:
… А меня так разбирает дрожь, И при одной я мысли трушу, Что Павел Афанасьич раз Когда-нибудь поймает нас, Разгонит, проклянёт!..
Именно поэтому так напугает его обморок Софьи из-за его падения, что он даже посмеет упрекнуть её: «Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны», «Не повредила бы нам откровенность эта». «Злые языки страшнее пистолета», и Фамусов может узнать…
А вот его словам «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного» я не верю абсолютно. Уж очень похоже на басню про лису и виноград. Конечно же, видит, но (будучи «умён, как дьявол», в определённых предметах) ясно понимает, что ни при каких условиях Фамусов на их брак не согласится, а потому и уверяет:
Надежды много впереди, Без свадьбы время проволочим.
Иллюстрация Д.Н.КардовскогоИллюстрация Д.Н.Кардовского
И говорит он это Лизе. Помните, Толстой писал о «тяжёлой меланхолической службе при Жюли», которую нёс Борис Друбецкой.
Похоже, что примерно так же ощущает себя Молчалин, ведь ему нужны не только вздохи в ночной тиши, – вот он и обращается к Лизе – служанка, по его мнению, куда доступнее, он даже позволяет себе за глаза оскорблять Софью («Пойдём любовь делить плачевной нашей крали»), однако слышит от неё: «Прошу подальше руки».
Но посмотрите, что будет дальше! Его откровения услышаны той, о ком он злословит. «Ферзь тоже разочарована насчёт своего сахара медовича», – напишет Грибоедов.
И что же? Молчалин будет ползать на коленях, вымаливать прощение, его фраза «Шутил, и не сказал я ничего окроме…» мне больше всего напоминает столь распространённое сейчас «Вы меня не так поняли», однако Софья непреклонна и требует покинуть её дом.
Но… Неожиданно появляется Чацкий, и, воспользовавшись поднявшейся суматохой, «Молчалин скрывается к себе в комнату».
Рисунок Т.В.Шишмарёвой
И выходит сухим из воды: Фамусов застал дочь с Чацким, решил, что «всё это заговор», и теперь его уже ничто не переубедит. Так что Алексей Степанович по-прежнему может продолжать свою службу. Мне случилось видеть постановку, где при последних словах Фамусова Молчалин выходил из своей каморки и хлопотал вокруг благодетеля – как единственный, не предавший его!
Что будет дальше с Молчалиным?
А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.
Дойдёт ли? Думаю, несомненно. Интересно, что у Е.П.Ростопчиной Молчалин представлен как действительный статский советник, а это уже чин 4 класса! И, думаю, обретёт твёрдую походку и поучать других будет, подобно Фамусову.
Но вот главное-то останется: беспринципность, умение извлечь выгоду даже из отношений к женщинам, умение «сгибаться вперегиб» перед нужными людьми (ведь всегда кто-то будет выше его!) А ведь совсем скоро – 1825 год, который расколет общество на тех, «которых вешают», и тех, «которые сами вешают». С кем окажется Молчалин? Думаю, ответ ясен.
Несколько слов по поводу комментариев к предыдущей статье
Во-первых, мне указали на неверные выводы: те, кто служил в архивах, были “соком умной молодёжи” Москвы. Отнюдь не оспоривая этого суждения, напомню всё же, что Молчалин по архивам лишь числился, служа в доме Фамусова, а посему к “архивным юношам” не принадлежал.
Во-вторых, вопрос о возрасте Молчалина, к кому он ближе годами – к Чацкому или Скалозубу. Кто-то написал, что ему лет 25-27. Я думаю, что он примерно одних лет с Чацким, иначе вряд ли Софья так увлеклась бы человеком намного старше себя, да и сам он держал бы себя по-другому. В те времена 27 лет – достаточно зрелый возраст, Молчалин же более инфантилен, что ли.
В-третьих, меня спросили, есть ли у Молчалина шанс жениться на графине-внучке.
Думаю, что именно на ней – нет (слишком спесива, “в девках целый век”, вряд ли на него польстится), но вполне вероятно, что найдёт себе выгодную невесту (мне почему-то кажется, что не родовитую, но богатую, польстившуюся на его потомственное дворянство).
Во всяком случае, он ещё в начале своего пути. И Н.В.Гоголь верно заметил: «Молчалин – замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…»
- Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Сочинение на тему: «Молчалины блаженствуют на свете» – значение и смысл выражения
Время на чтение: 10 минут
Стопроцентно отрицательный персонаж
Молчалин в «Горе от ума» — герой, полностью противоположный блистательному Чацкому. Если последний фонтанирует идеями, рождает смыслы, демонстрирует образованность и независимость суждений, то Молчалин, верный принципу «угождать всем людям без изъятья», старательно пытается скрыть свою индивидуальность, чтобы не вызвать у кого-то отторжения.
В первом акте можно подумать, что она, эта индивидуальность, полностью у него отсутствует. Но в развязке пьесы выясняется, что это далеко не так. Молчалин индивидуален. Его пошлая, вульгарная и потребительская индивидуальность больно ранит Софью, невольно ставшую свидетельницей его откровений. Герой ее романа на поверку оказывается обычным приспособленцем.
Впрочем, и это не совсем правильно. Молчалин — не обычный приспособленец, а человек, осознанно выбравший такую манеру жизни и поведения, взвесив все аргументы за и против. Он не впитал низкопоклонство с молоком матери.
Нет, он внимательно выслушал наставления и рассуждения отца, а затем сделал нужный вывод: стратегия угодничества может стать для него истинным социальным лифтом, довести «до степеней известных» или, как говорили в XIX веке, «составить счастие жизни».
На самом деле ведь у этого молодого человека нет возможностей для продвижения — ни богатства, ни знатности, ни великосветских знакомств. У него есть единственное орудие — угодничество. Он применяет его мастерски, располагая к себе людей, чтобы использовать каждого как еще одну ступеньку наверх.
В нем есть поразительное хладнокровие и железная воля. Благодаря этим качествам он педантично движется путем, намеченным его отцом, который был скорее теоретиком, чем практиком. Сын, напротив, является практиком и даже фанатиком идеи.
Молчалиным очарованы все — не только недалекий Фамусов, но и умная Софья. Всем он кажется близким человеком. Это свидетельствует о незаурядном психологическом мастерстве юноши — он находит в каждом главные струны и умело играет на них.
Правда, и у него есть издержки и ошибки. Вызвав чувство в Софье (чего он, в общем-то, и не хотел), Молчалин сам заложил мину замедленного действия, которая привела к разоблачению и фиаско. Правда, скорее всего, временному. Никто из участников трагикомического финала пьесы не заинтересован в том, чтобы предавать случившееся огласке:
- Фамусов не захочет скандала и позора;
- из-за гордости Чацкий не может смириться, что ему предпочли ничтожество, поэтому он не будет выставлять эту ситуацию на всеобщее обозрение;
- Софья терзается стыдом прозрения о действительном отношении к ней, «плачевной нашей крале», Молчалина и досадой на подслушавшего все это Чацкого.
Менее всех заинтересован в раздувании этой истории сам Молчалин, поэтому для всех участников самое лучшее — постараться побыстрее забыть обо всем, конечно, сделав выводы на будущее. А выводы Молчалина очевидны: быть более осторожным.
Столкновение Чацкого и Молчалина
Единственный человек, который изначально относится к Молчалину с предубеждением, — это Чацкий. Но при этом главный герой произведения вовсе не демонстрирует ум, который вынесен в название произведения. В отношении Чацкого к Молчалину предубеждение смешано с пренебрежением. Это играет с героем скверную шутку. Подозревая соперника в том, что он избран Софьей, Чацкий решает устроить ему проверку и вызывает на разговор.
Этот диалог часто преподносят как столкновение посредственности с талантом, но почему-то в итоге посредственность берет верх, а тот, кто мнит себя самым умным, — обманут. Закономерно выглядит фраза: «С такими чувствами, с такой душой — любим? Обманщица смеялась надо мной». Но если оценить диалог, то анализ эпизода показывает, что с поставленной задачей Чацкий не справился.
Он хотел узнать что-то о Молчалине. Но тот легко перевел разговор на самого Чацкого, а о себе не дал практически никакой информации, кроме знаменитого высказывания о двух талантах — «умеренности и аккуратности». Главный герой откровенно посмеялся над этими талантами, а зря. Вчера и сегодня такой подход можно считать справедливым, но завтра он будет выглядеть иначе.
Спустя несколько десятилетий в русской литературе появился новый герой, в полной мере обладающий талантами «умеренности и аккуратности», — энергичный Штольц, противопоставленный умному, но безвольному Обломову. И трудно отрешиться от мысли, что Обломов и Штольц — это реинкарнация Чацкого и Мочалина в новом времени:
- Можно видеть, что незаметный Алексей Степанович имеет немаленький чин асессора, что по Табели о рангах соответствовало 8 классу или званию майора в армии. Кроме того, асессорский чин давал потомственное дворянство. Молчалин упоминает и о трех награждениях. Его карьера складывается быстро и удачно.
- Чацкий, в противоположность ему, — неудачник. Дворянство и состояние позволяют ему не служить, но попытки реализовать себя терпят фиаско — вспомним цитату «с министрами про вашу связь, потом разрыв…». Оказаться в положении, когда тебя жалеет ничтожный Молчалин, — что может быть хуже? Но именно это и происходит во время знаменитого диалога.
Можно сколько угодно говорить, что Александр Андреевич не хочет и не может мириться с удушающим мирком света, но неплохо взглянуть на эту коллизию с другой точки зрения.
Чацкий — ниспровергатель, вечный революционер, неспособный к созидательной деятельности. Он весь в отрицании.
Не зря же все так боятся его острого языка, а Софья напрямую спрашивает о том, случалось ли ему хотя бы случайно сказать о ком-либо доброе слово.
Действительно, за все время пьесы молодой человек практически никому этого слова не сказал. Причина гнева героя на общество, объявившее его сумасшедшим, кроется в нем самом.
Значение Молчалина в том, что он человек Системы, умеющий жить в ней, соблюдать ее правила и пользоваться ими во благо себе. Это прагматик, пусть и малосимпатичный, но эффективный.
Справедливо горько сказанное: «Молчалины блаженствуют на свете». Алексей Степанович убежденный конформист.
Но разве конформизм кому-то мешал жить хорошо? Этому мешал нонконформизм, то есть неспособность примириться с устоями того мира, в котором живешь.
Точки над i ставит Фамусов
Фамусов при всех его гротескных и комических чертах — человек, достигший «степеней известных». Человеку без способностей добиться этого можно, «отважно жертвуя затылком».
Если очистить фигуру Фамусова от комических наслоений, то он представляется вполне эффективным администратором, который не плодит бумажную волокиту и быстро принимает решения: «Подписано и с плеч долой!».
Его решения довольно разумные, ведь иначе человек, их принимающий, рано или поздно лишился бы должности.
Сочинение на тему: Молчалины блаженствуют на свете Грибоедов Горе от ума
Молчалины блаженствуют на свете
В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” показаны разнообразные образы людей, с разными судьбами и разным мировоззрением.
Алексей Степанович Молчалин – мелкий дворянин, который стремится сделать карьеру. Живет по завету своего отца, который учил его угождать “всем людям без изъятия”. Молчалин мечтает стать богатым, знатным, уважаемым и беззаботным человеком.
Он уверен, что все хотят стремиться к легкой, веселой жизни без хлопот и забот. Он даже предлагает
Чацкому: “Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?” Но, Чацкий не понимает, как можно жить только своими интересами, не заботясь о будущем страны.
Молчалин идет к своей цели ни перед чем не останавливаясь, пытается всем угодить. Он притворяется влюбленным в Софью, так как она дочь знатного человека, и через нее можно попасть в высшее общество. Такие люди как Молчалин не умеют любить, поэтому он говорит, что любит Софью по должности, а Лизу от скуки.
Знает, что Фамусов никогда не одобрит этот брак, и поэтому очень боится, что о их тайных свиданиях узнают.
Молчалин гордится знакомствами с влиятельными людьми. Умеет в обществе преподнести себя так, чтобы его заметили. Со всеми находит общий язык, так как старается всем угодить.
Он очень покорный и молчаливый, а это очень хорошее качество для бедного человека в фамусовском обществе. Когда Хлестова рассердилась, Молчалин похвалил ее собачку и предложил сыграть партию в карты. Чацкий по этому поводу отметил о его подхалимстве: “Там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет”.
Только в конце произведения Молчалин всем показывает свою настоящую сущность, открываясь служанке Лизе. Три года он добивался своего прочного положения в доме Фамусова, а своими откровениями все разрушил.
В комедии хитрый и изворотливый Молчалин показан как отрицательный герой. Он не умеет самостоятельно принимать решения, привык зависеть от других. Его жизненные убеждения делают его главным противником Чацкого, ведь Чацкий пытается изменить общество, внести в их жизнь смысл.
Молчалин расчетливо набирает силу, он не остановится на достигнутом. Запросы таких молчалиных малы, все мысли направлены на достижение власти и богатства. Им не доступны идеалы таких людей, как Чацкий, но им это и не надо. Медленно молчалины будут идти своей дорогой, делая людям пакости и блаженствуя на свете.
Молчалины портят жизнь окружающим их людям, так как они ничтожны со своими ценностями.
Молчалины блаженствуют на свете сочинение (9 класс)
В нашем обществе присутствует достаточно большое количество различных подтипов людей, которые так или иначе встречались, или же до сих пор встречаются в нашей жизни.
Хоть и вешать на кого-то ярлыки является лишь придуманной человеческой необходимостью, всё равно, осознавая это, человек не может существовать без этого, ведь тем самым он упрощает себе жизнь и восприятие мира. Эти самые ярлыки могут быть самыми разнообразными и многочисленными.
Мы очень часто вешаем ярлыки, чтобы просто как-то охарактеризовать людей, дать им титул, который мы лично придумали в своём воображении, дабы этот человек проще нам запомнился. Хорошим примером вешания ярлыка послужит произведение Грибоедова “Горе от ума”.
В своём произведении Грибоедова повествует нам об интереснейшей истории, истории человеческих взаимоотношений, различных философий, новаторства и его отрицания. Мы знакомимся с множеством интереснейших персонажей, однако одними из самых интересных для читателя покажутся Молчанины.
Тип Молчанина автор использует в произведении, дабы показать тип людей, которые отличаются своей молчаливостью и покорностью любому человеку, который, так или иначе, взаимодействует с ним. Автор говорит о том, что обычно такие люди довольно бесхарактерные, и очень часто они позволяют остальным людям обходиться с ними так, как те захотят.
Потому автор и преподносит данный образ в самом неприятном виде, чтобы дать читателю понять, что данные люди одни из самых неприятных личностей. Неприятных не по причине своей желчности или чего-то ещё. Напротив, данные качества в них полностью отсутствуют, и потому они и вызывают у автора отвращение. Они просто не проявляют инициативы.
Отрицательная черта безынициативности проявляется в Молчаниных на протяжении всего произведения, и даже из самой их фамилии можно понять о том, что из себя представляет данный тип людей, и чем же он всё-таки должен быть неприятен простому человеку, чем же он всё-таки должен вызывать у него отвращение.
Молчанины – некая аллегория автора на настоящих людей, которые дают жизни распоряжаться ими как ей вздумается, и потому они даже не решаются на какие-либо действия, потому они и отвратительны автору, так как он сторонник мнения о том, что каждый человек сам создаёт свою судьбу, и неважно какие препятствия возникают на его пути, он должен в любом случае с ними бороться, однако Молчанины совсем не такие.
Они предпочтут просто быть самыми обыкновенными и неуникальными личностями, лишь бы не вызывать себе проблем, и не напрягаться в жизни, ведь образ их жизни их устраивает.
Таким образом, автор показывает нам образ Молчаниных, которые хоть и отвратительны ему, однако подобный тип людей живёт довольно припеваючи.
Вариант №2
Данный персонаж является олицетворением многих неприятных качеств, которые всегда, однако, помогали, и будут помогать низким людям добиваться успеха.
Главные качества Молчалина, давшие ему возможность добиться чего-то в жизни – это умение прислуживать, в широком смысле. Он не только не противоречит более сильным, чем он сам, но умеет втираться в доверие и лестью и исполнением мелких поручений создавать о себе благоприятное впечатление.
Кажется, что другие качества, кроме льстивости и знаменитых его «умеренности и аккуратности» отсутствуют у данного персонажа произведения. А также очень помогает Молчалину. Его холуйство – это не плод притворства, а выражение его сущности.
Каким бы хитрым человек не был, но рано или поздно он все равно проговориться. Кроме того, и Софью и Фамусова нельзя отнести к глупым людям. Однако Молчалин не играет роль.
Почтение к Софье или покорность по отношению к ее отцу – это выражение того, что на самом деле чувствует этот человек, поэтому ему и верят.
Кроме того, Молчалин не слишком умен, что также, хорошо помогает ему устраиваться в жизни. Обладай он значительными интеллектуальными способностями, он бы захотел большего. Привычка размышлять расширила бы его кругозор и постоянно рисовала бы соблазнительные цели.
А так как Молчалин не лишен честолюбия (в произведении показано, что чины и деньги его интересуют), то рано или поздно, амбиции вступили бы в конфликт с холуйством и, вероятно, оказались бы сильнее.
Отсутствие смелости и размаха (умеренность и аккуратность) позволяют персонажу не делать резких движений и не рисковать.
Он, конечно, достаточно развязано ведет себя со служанкой, к которой проявляет интерес, но природная трусость позволяет ему инстинктивно останавливаться, что позволяет ему не делать ошибок и оставаться у Фамусова в секретарях.
Постоянно ощущаемый данным героем комедии страх, заменяет ему ум и также позволяет избежать ошибок. Например, видя, что финансовое положение Фамусова не очень хорошо, он не желает жениться на Софье.
Молчалин – олицетворение посредственности. А так как он вызывает лишь презрение у таких разных людей, как Фамусов и Чацкий, то к нему не относятся серьезно и очень многое прощают. Подобным людям, действительно, очень комфортно жить (вернее, существовать) в разном обществе и при любом политическом строе. Они полезны и не опасны. Такие нужны слишком многим.
Рассуждение
“Молчалины блаженствуют на свете” – что же означает это высказывание Чацкого, ставшие фразеологизмом? Чтобы ответить на вопрос, стоит рассмотреть характер, жизненные цели и пути их достижения одного из центральных героев знаменитой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” – Алексея Степановича Молчалина.
Порой случается так, что процветают не яркие, незаурядные личности, а серые безликие чиновники-карьеристы, которые умело выслуживаются перед начальством.
Именно к таким личностям, переспевающим не благодаря своим талантам, а за счет услужливости и покорности, принадлежит Молчалин. Герой безропотно следует завету своего отца: “угождать всем людям без изъятья”.
Такая жизненная позиция позволяет Молчалину делать карьеру.
Алексей Степанович по происхождению не был дворянином, предположительно, он из семьи мещан. Три последних года герой работает в доме у Фамусова, при этом весьма формально числится в “Архивах”, за что получает чины.
Молчалин нравится Фамусову за свою услужливость, “умеренность и аккуратность”, герой умеет произвести на людей хорошее впечатление. Чин Алексея Степановича – коллежский асессор.
Благодаря своей карьере герой стал дворянином.
В комедии Грибоедова Молчалин представлен как отрицательный персонаж. По своим убеждениям он является главным оппонентом Чацкого. Алексей Степанович молчаливо, но настойчиво идет к своей цели. А цель у него одна: добиться положения в свете: сделать карьеру, чтобы жить легкой беззаботной жизнью.
Молчалин умный человек, твёрдо стоящий в своих убеждениях и планах. Он умело заводит выгодные для себя знакомства, скрываясь под маской покорности и робости, герой со всеми находит общий язык, стремится всем угодить. “То моську вовремя погладит, то впору карточку вотрет” – замечает о нем Чацкий.
Чтобы угодить дочери Фамусова, Молчалин претворяется влюбленным в нее. Герой боится, что об этом узнает хозяин дома, он понимает, что у них Софьей нет будущего. Весь расчёт Молчалина направлен на то, что девушка к нему вскоре охладеет, также как когда-то охладела к Чацкому.
Однако любовная интрига раскрылась и, возможно, стоила Алексею Степановичу карьеры.
Действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? На мой взгляд, нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос. С одной стороны, такие люди, как Молчалин часто достигают своих целей. Но, однако, путь выбранный ими неоднозначен, и порой бывает для них самих неприятен и труден.
Другие темы:
← Чацкий – борец или жертва?↑ ГрибоедовТаким я вижу Чацкого →
`
Молчалины блаженствуют на свете
Популярные сочинения
- Сравнение «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова
Оба стихотворения написаны нашими великими поэтами. Произведение Пушкина, понятно, создано раньше, чем одноименное произведение Лермонтова. Разница в целых семьдесят пять лет! Целая человеческая жизнь… - Сочингение Почему рассказ называется Чудесный доктор?
Действие рассказа Куприна разворачивается в предрождественские дни – время, когда в самом воздухе витает ожидание чего-то чудесного. История, раскрываемая читателю, трагична и обычна, банальна для описываемого времени. - Анализ произведения Толстый и тонкий Чехова
Прочтение рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» – это знакомство читателя с людьми, их привычками, родом занятий, которые существовали в конце XIX века, когда в обществе царило немало пороков.