К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

Последствия конфликта весьма противоречивы. С одной стороны, конфликты разрушают социальные структуры, приводят к значительным необоснованным затратам ресурсов, с другой — являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости. Двойственность в оценке людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию.

Двойственность оценки людьми последствий конфликта привела к тому, что социологи, занимающиеся теорией конфликтов, или, как еще говорят, конфликтологией, не пришли к общей точке зрения по поводу того, полезны или вредны конфликты для общества.

Так, многие считают, что общество и отдельные его составные части развиваются в результате эволюционных изменений, и вследствие этого предполагают, что социальный конфликт может носить только негативный, разрушительный характер.
Но существует группа ученых, состоящая из сторонников диалектического метода.

Они признают конструктивное, полезное содержание всякого конфликта, так как в результате конфликтов появляются новые качественные определенности.

Предположим, что в каждом конфликте существуют как дезинтегративные, разрушительные, так и интегративные, созидательные моменты. Конфликт способен разрушать социальные общности. Кроме того, внутренний конфликт разрушает групповое единство.

Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что ограниченным, частным последствием конфликта может явиться усиление группового взаимодействия. Конфликт может оказаться единственным выходом из напряженной ситуации.

Таким образом, налицо два типа последствий конфликтов:

  • дезинтегрированные последствия, которые усиливают ожесточение, ведут к разрушениям и кровопролитию, к внутригрупповому напряжению, разрушают нормальные каналы кооперации, отвлекают внимание членов группы от насущных проблем;
  • интегративные последствия, которые определяют выход из сложных ситуаций, приводят к разрешению проблем, усиливают групповую сплоченность, ведут к заключению союзов с другими группами, приводят группу к пониманию интересов ее членов.

Рассмотрим эти последствия подробнее:

Позитивные последствия конфликта

Позитивным, функционально полезным результатом конфликта считается решение той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновения, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепления партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремление к преимуществу .

Социально (коллективно) — конструктивное влияние конфликта выражается в таких последствиях:

Конфликт является способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что противоречия уже достигли наивысшего предела, и поэтому необходимо принять немедленные меры по их устранению.

Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, т.е. предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Его развитие способствует устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению. Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку.

Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплоченности и противоборства с внешним врагом. Кроме того, именно задачи решения имеющихся проблем объединяет людей. В поисках выхода из конфликта происходит взаимопонимание и чувство причастности к решению общего задания.

Решение конфликта способствует стабилизации социальной системы, так как при этом ликвидируются источники недовольства. Стороны конфликта, обученные «горьким опытом», в будущем будут более настроенными на сотрудничество, чем до конфликта.

Кроме этого, решение конфликта может предотвратить возникновение более серьезных конфликтов, которые могли бы возникнуть, если бы не было этого.

Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения задач, поставленных перед субъектами. В процессе поиска путей разрешения конфликта происходит активизация умственных сил для анализа тяжелых ситуаций, разрабатываются новые подходы, идеи, инновационные технологии и т. д.

  • Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или сообществ и тем самым может предостеречь от следующих, более разрушительных конфликтов.
  • Конфликт может стать источником возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.
  • Конструктивное влияние конфликта на личностном уровне отражает влияние конфликта на индивидуальные черты:
  • выполнение конфликтом познавательной функции по отношению к людям, которые принимают в нем участие. В тяжелых критических (экзистенциальных) ситуациях показываются настоящий характер, истинные ценности и мотивы поведения людей. С познавательной функцией связана и возможность диагностики силы противника;
  • содействие самопознанию и адекватной самооценке личности. Конфликт может помочь правильно оценить свои силы и способности, выявить новые, ранее не известные стороны характера личности. Может также закалить характер, способствовать появлению его новых добродетелей (чувство гордости, собственного достоинства и т. п.);
  • снятие нежелательных черт характера (чувство неполноценности, покорности, податливости);
  • повышение уровня социализации человека, развития его как личности. В конфликте индивид за сравнительно небольшой отрезок времени может получить столько жизненного опыта, сколько он, возможно, не получит никогда в повседневной жизни;
  • содействие адаптации работника в коллективе, поскольку именно во время конфликта люди в большей мере раскрываются. Лицо или принимается членами группы, либо, наоборот, они игнорируют ее. В последнем случае, конечно, никакой адаптации не происходит;
  • снижение психической напряженности в группе, снятие стресса у ее членов (в случае положительного разрешения конфликта);
  • удовлетворение не только первичных, но и вторичных потребностей личности, ее самореализация и самоутверждение.

Негативные последствия конфликта

К негативным, дисфункциональным последствиям конфликта принадлежат неудовлетворенность людей общим делом, отход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности коллектива и т. п.

Социальное деструктивное воздействие конфликта проявляется на различных уровнях социальной системы и выражается в конкретных последствиях.

При разрешении конфликта может быть использовано насильственные методы, в результате чего возможны большие человеческие жертвы и материальные потери. Кроме непосредственных участников, в конфликте могут пострадать и те, кто их окружает.

Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации. Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества. Более того, он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, зарождение диктаторских и тоталитарных режимов.

  1. Конфликт может содействовать дезинтеграци общества, разрушению социальных коммуникаций и социокультурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.
  2. Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и пренебрежением обычаев.
  3. Конфликт может вызвать новые, более деструктивные конфликты.
  4. Конфликт часто приводит к снижению уровня организации системы, снижение дисциплины и, как следствие, к снижению эффективности деятельности.

Деструктивное влияние конфликта на личностном уровне выражается в следующих последствиях:

  • негативное влияние на социально-психологический климат в группе: появляются признаки негативного психического состояния (чувство подавленности, пессимизма и тревоги), приводящие человека в состояние стресса;
  • разочарование в своих возможностях и способностях, деинтенсификация лица; возникновению чувства неуверенности в себе, потеря прежней мотивации, разрушение существующих ценностных ориентаций и образов поведения. В худшем случае последствием конфликта может стать и разочарование, потеря веры в бывшие идеалы, что порождает девиантного поведения и, как крайний случай, — суицид;
  • отрицательная оценка человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарование в своих коллегах и друзьях недавних;
  • реакция человека на конфликт через защитные механизмы, которые проявляются в различных формах плохого поведения:
  • отступ — молчание, отделение индивида от группы;
  • информация, что пугает критиканством, брань, демонстрация своего превосходства над другими членами группы;
  • твердый формализм — формальная вежливость, установление жестких норм и принципов поведения в группе, наблюдение за другими;
  • превращение всего на шутку;
  • разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
  • постоянный поиск виновных, самобичевание или обвинения во всех бедах членов коллектива.

Таковы основные последствия конфликта, которые взаимосвязаны между собой и носят конкретный и относительный характер.

К каким последствиям могут привести общественные конфликты? | литерагуру

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

(337 слов) Общественные конфликты могут повлечь за собой не только очевидные разрушения или жертвы, но и незаметные, но еще более глубокие потрясения.

Например, стойкую, многовековую ненависть между народами, религиозными конфессиями или расами. Также последствием может быть геноцид того или иного меньшинства по воле сильного большинства.

Словом, все эти негативные проявления становятся ярмом на теле человечества, а все благодаря ничего не стоящему конфликту из-за земли, денег и перераспределения ценностей. Таким примеров немало в литературе.

В перенаселенных городах бедняки ненавидят богачей, богачи презирают бедняков, также наблюдается вражда между отдельными группировками и субкультурами. Итогом всех этих стычек стало всеобщее равнодушие людей к людям. Например, в рассказе «Тоска» Антон Павлович Чехов показывает безразличие целого города к одному человеку.

Извозчик Иона, потерявший сына, хотел разделить свое горе  с людьми, но в ответ слышал лишь равнодушные и пустые фразы. Только после рабочего дня ему удается найти утешение, разговаривая со своей лошадью. Пускай она не могла ему ответить, но хотя бы выслушивала, в отличие от горожан.

В рассказе писатель показывает разочарование главного героя в человеке, а также в превосходство животного над людским родом, погрязшим в распрях и эгоизме.

Другая ситуация – когда один регион разрывается от вечной вражды. Таковым был Кавказ при царях-завоевателях, которые все хотели его покорить. Из-за постоянной войны население ожесточилось и потеряло свои нравственные основы. Например, в романе М. Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени», в главе «Бэла», раскрывается тема предательства на примере поступка Азамата, когда юноша обменял свою сестру Бэлу на коня. У Азамата была слабость – очень уж ему нравился скакун Казбича, и он готов был на все, чтобы его получить.

Но оправдать это пристрастие продажей родной сестры невозможно. Все мы знаем, что девушка погибнет, её судьба сломана, и во многом этому посодействовал её брат. Зачем же юноше скакун? Конечно, он грезит о подвигах по военной части, его вдохновляет борьба.

Из-за этого он пренебрегает семейными ценностями, которые всегда особенно чтили южные народы.

Таким образом, социальные конфликты оборачиваются для населения нравственным упадком и моральным разложением. Пусть последствия и не очевидны, но они обязательно дадут о себе знать, и будут терзать людей не одно десятилетие подряд.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Итоговое сочинение: Чем опасны конфликты? (2 варианта) | Литрекон

Многомудрый Литрекон не любит конфликтовать, ведь осознает опасность межличностных столкновений и их контрпродуктивность. Это он доказывает в итоговом сочинении на тему: Чем опасны конфликты? Аргументы он взял из книг «Гроза», «Отцы и дети», «Евгений Онегин», «На дне».

Вариант 1

(427 слов) Большинство людей допускает, что конфликты бессмысленны и контрпродуктивны, но не может устоять перед соблазном борьбы и победы.

Читайте также:  Л.Н. Толстой «Лев и собачка»- краткий анализ произведения

Это говорит о том, что они недооценивают опасность столкновений и не понимают, в чем она заключается.

Поэтому всем нам полезно проанализировать классические литературные произведения и найти примеры, которые позволяют оценить разрушительность вражды.

Рассмотрим одну из таких книг — пьесу А.Н. Островского «Гроза». В семье Кабановых не было мира и гармонии, потому что Марфа Игнатьевна, мать Тихона и Варвары, желала строго контролировать жизнь домочадцев и тиранила каждого из них.

Дети Кабанихи безропотно подчинялись ее деспотии и пассивно внимали граду упрёков и наставлений. Но невестка, новый человек в доме, не смогла принять устав того монастыря, в котором очутилась. Катерина искренне пыталась наладить контакт со свекровью, но на основе взаимоуважения.

Кабаниха же просто давила на непокорную невестку, считая нормой оскорбления, беспочвенные обвинения и явные предубеждения против нее. Она же настраивала сына против жены и прямо диктовала свою волю молодым, заставляя их играть роли в спектакле по мотивам «Домостроя».

Поэтому Катерина не смогла ужиться в доме Кабановых и всем своим поведением восстала против тирании. Каковы же последствия этого конфликта? Отношения между героинями обострились до предела: Катерина стала жертвой насилия и травли со стороны свекрови. Психологически сломленная женщина покончила с собой.

Опасность столкновения свекрови и невестки состояла в трагических последствиях: семья разрушилась, люди пострадали, и ошибки эти непоправимы.

Самое ужасное свойство конфликтов, действительно, заключается именно в том, что многие их последствия никак нельзя исправить. Они остаются вечными ранами на сердце того, кто их пережил. В этом мы убеждаемся, читая роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой тесно общался со своим соседом по имению.

Молодые люди проводили много времени вместе, и Евгений знал тайны сердца своего товарища. Однажды Ленский пригласил друга на вечер к родственникам своей невесты. Но на тихом семейном вечере оказалось много посторонних и скучных людей, и Онегин был совсем не доволен приглашением, породившим ложные ожидания. Он задумал проучить Владимира и на зло ему стал флиртовать с его невестой.

Легкомысленная Ольга своей благосклонностью дала Владимиру повод для ревности. Он во всем обвинил Евгения и позвал его на дуэль.  Онегин осознал свою неправоту, но не мог извиниться, боясь уронить свое достоинство перед местными сплетниками. Поединок состоялся, и Евгений случайно убил Владимира. Он раскаялся в содеянном, но было уже поздно: конфликт привел к гибели молодого человека.

Вот почему вражда является очень опасной ошибкой, которая всегда может обернуться настоящей трагедией.

Таким образом, конфликты опасны в силу своих трагических и непредсказуемых последствий. Заранее можно сказать лишь одно: итоги и проявления вражды всегда разрушительны и контрпродуктивны. Решить проблему можно только путем мирных переговоров и взаимных уступок.

Вариант 2

(430 слов) Вражда между людьми всегда становилась предметом осуждения и порицания, потому что ее опасность очевидна: конфликты порождают насилие и разрушают эмоциональные связи между нами — любовь, дружбу, семейные узы. Доказательств, подтверждающих эту мысль, не счесть. Некоторые из них мы разберем в качестве примера.

Так, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» показал, что даже столкновение темпераментов в масштабах одного дома может привести к трагическим последствиям. В усадьбу Кирсановых приехал погостить друг Аркадия — Евгений Базаров. Он сразу же вызвал антипатию у дяди Аркадия, Павла Петровича.

Аристократ до мозга костей, который очень ценил свои «принсипы», не мог принять нигилизма молодого поколения. Он стремился высмеивать и задевать гостя при каждом удобном и неудобном случае, ведь он раздражал его самодовольством и неучтивостью. Евгений тоже отказывал ему в понимании и уважении.

Он отзывался о пожилом барине с холеными руками свысока, ведь тот всегда жил праздно, следовательно, не имел значения для общества и повода для гордости. В беседах взаимная неприязнь героев укреплялась и разрасталась. Со временем она переросла в настоящий конфликт, обернувшийся поединком.

Увидев поцелуй Евгения и Фенечки, Павел Петрович разозлился до последней степени и бросил ему вызов. Базаров не хотел драться, но и отказаться не мог. Он случайно задел своего оппонента пулей и тут же оказал первую помощь.

Этот пример позволяет нам убедиться в том, что вражда перерастает в насилие и сулит только прекращение установившихся социальных контактов.

Когда философия вражды пропитывает целую семью, она неизбежно разрушается, и люди теряют близких. Эта тенденция нашла отражение в пьесе М. Горького «На дне». В семье Костылевых есть достаток и возможности для нормальной жизни, но все ее члены находятся в состоянии войны. Василиса ненавидит мужа и даже родную сестру. Ее обуревают алчность и ревность.

Она хочет избавиться от супруга, за которого вышла по расчету, и для этого просит своего любовника помочь ей убить Костылева. Но Васька Пепел влюблен в ее сестру, Наташу. Василиса мстит сестре постоянными унижениями и побоями. Автор описывает постоянные драки в ночлежке.

Наташа часто становится жертвой агрессии Костылевых и слышит лишь упреки, грубость, брань, хотя ничем не заслужила такого обращения. Костылев же мучается от подозрений в неверности молодой супруги. Он следит за ней и не чувствует в семье никакой опоры.

Вот так взаимная вражда отравила жизнь этих героев и привела к разрушению семьи: Костылев убит, Василиса в тюрьме, Наташа пропадает. Опасность конфликтов состоит в том, что они отравляют жизнь и приводят людей к одиночеству.

Таким образом, вражда разрушает устойчивые связи между людьми и становится причиной насилия, которое может привести к самым трагическим и необратимым последствиям. Поэтому так важно сохранять мир и заботиться о том, чтобы все конфликты были улажены вовремя. В решении проблем помогает готовность к компромиссам. 

Чем опасны конфликты? Сочинение № 9810457

Тематическое направление: Я и другие

Сорокина Татьяна

Чем опасны конфликты? К чему может привести упорное противостояние?  К сожалению, конфликты происходят не только между малознакомыми и враждебно настроенными людьми, но и между друзьями, влюблёнными, близкими родственниками.

Одни разногласия легко и быстро разрешаются, о них забывают, прощая чужие ошибки, другие перерастают в непримиримую вражду, и лучшие друзья становятся злейшими врагами. Последствия  конфликтов могут быть очень тяжёлыми: потеря доверия, разрушение дружеских или любовных отношений.

Кроме того, конфликт может трагично закончиться для всех его участников! Тема неблагоприятных последствий конфликта раскрывается на страницах исторического роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед нами два героя, которые любят одну и ту же девушку – Машу Миронову. Швабрин не может равнодушно наблюдать за развивающимся у Гринёва чувством, завидует ему и ревнует.

Сватовство Швабрина к Маше в прошлом осталось без внимания.  Он с насмешкой относится к  сочинённым Петрушей любовным стихам в адрес девушки. По мнению Шавбрина, Маше не нужны стихи и искренние чувства. Она пойдёт на свидание только за украшения  и деньги. Оскорбление в адрес возлюбленной глубоко задело Гринёва.

Он вызвал обидчика на дуэль, результатом которой стало тяжёлая рана, предательски нанесённая противником.  Так итогом конфликта стали дуэль, продолжительная болезнь Гринёва и беспокойство за его судьбу близких людей.  
К необратимым последствиям приводит конфликт героев романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

  Онегин и Ленский знакомятся в деревне и становятся хорошими друзьями, сошедшимися благодаря разности характеров: «стихи и проза, лёд и пламень». Вместе они обсуждают книги, по-дружески спорят, гуляют, посещают гостей. Причиной конфликта между ними становится ничтожный повод: раздражение Онегина обществом на именинах у Татьяны.

Он решает отомстить Ленскому и в шутку заигрывает с Ольгой.  Видя, как  заинтересована Ольга новым ухажёром, Ленский оскорбляется ветреностью подруги и вызывает друга на дуэль. Конечно, Онегин мог исправить ситуацию и попросить извинения. Этого не происходит, и Ленский гибнет от выстрела.

  Действительно, незначительный повод привёл к конфликту, завершившемуся нелепой смертью друга Онегина,  интересного собеседника и поэта, молодого, пылкого, подающего надежды человека. Конфликты несут разрушительную силу. Их опасность – в обесценивании общественных отношений и человеческой личности. Отрицательные эмоции настолько переполняют людей, что они забывают о том хорошем, что было в их отношениях.  Нужно вовремя остановиться и разрешить ситуацию мирно, чтобы не допустить  такого столкновения, когда дороги к примирению уже не будет.

Здравствуйте, Татьяна!

Вам удалось в первой части (во вступлении) сочинения обстоятельно проанализировать последствия конфликтов. Произведения выбраны верно.

  • В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
  • К1 (соответствие теме) + 1 балл.
  • К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
  • Если говорить о качестве содержания основной части, то следует отметить следующее:
  • В анализе мотивов поведения героев, причин конфликтов и их последствий вы допустили фактические неточности.
  • Швабрин не может равнодушно наблюдать за развивающимся у Гринёва чувством, завидует ему и ревнует
  • нарушение в построении предложения с однородными членами

По мнению Швабрина, Маше не нужны стихи и искренние чувства. Она пойдёт на свидание только за украшения  и деньги.

  1. Нарушение границ предложения ведёт к двоякому толкованию смысла, лучше между предложениями поставить точку.
  2. на дуэль, результатом…
  3. дуэль, на которой Гринёв был ранен…
  4. беспокойство за его судьбу близких людей.
  5. Беспокойство близких людей о его здоровье
«Онегин и Ленский знакомятся в деревне и становятся хорошими друзьями…»

На самом деле Пушкин пишет: « От делать нечего друзья», то есть от скуки, от отсутствия других, кого можно выбрать в друзья.

«Он решает отомстить Ленскому…»
  • В действительности Онегин решил показать Ленскому, насколько Ольга ветреная девушка.
  • К3 (логика и композиция) + 1 балл
  • Нарушений в построении сочинения и абзацного членения текста ошибок нет.
  • К 4 (речь)+ 1 балл
неблагоприятных последствий

несочетаемость: неблагоприятными могут быть условия

речевая ошибка: просят прощения, извинения приносят.

Конфликты несут разрушительную силу
  1. Конфликты обладают разрушительной силой
  2. К5 (грамотность) + 1 балл
  3. Грамматика
  4. Ленский оскорбляется ветреностью
  5. Нужно оскорблён
интересного собеседника и поэта, молодого, пылкого, подающего надежды человека.

правильнее построить так: интересного человека, собеседника, молодого, пылкого, подающего надежды поэта.

Швабрин не может равнодушно наблюдать за развивающимся у Гринёва чувством, завидует ему и ревнует

Нарушение в построении предложения с однородными членами

По мнению Швабрина, Маше не нужны стихи и искренние чувства. Она пойдёт на свидание только за украшения  и деньги.  

Нарушение границ предложения ведёт к двоякому толкованию смысла, лучше между предложениями поставить точку.

дуэль, на которой Гринёв был ранен…

беспокойство за его судьбу близких людей.
  • Беспокойство близких людей о его здоровье
  • Итак, Татьяна, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над соблюдением фактической точности при  анализе произведений.
  • Удачи!
  • Опечатки:

на страницах исторического роман А. С. Пушкина

По мнению Шавбрина (Швабрина)

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Читайте также:  Правда и ложь в пьесе Горького «На дне»

Общество без конфликтов обречено на гибель

Мы уже привыкли к тому, что живем в окружении конфликтных ситуаций. Между собой сталкиваются различные силы – политические партии, общественные движения, формальные и неформальные лидеры.

Конфликты раздирают многие офисы, нет мира и во многих семьях… Однако, как неожиданно предупреждает доцент кафедры конфликтологии, заведующий центром медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма КФУ, кандидат социологических наук Олег Маврин, любая форма жизни, лишенная противоречий и конфликтов, – утопия. 

КОНФЛИКТУЮ, ЗНАЧИТ, РАЗВИВАЮСЬ

Общество без конфликтов – ненормально. И сколько бы мы с вами ни выступали сторонниками мира и согласия во всех сферах жизни, приходится признать, что любая форма жизни, лишенная противоречий и конфликтов, – утопия. Ведь конфликты – дополнительный шанс развития, они играют двоякую роль. С одной стороны, конфликт по своей природе негативен, а с другой – весьма позитивен.

В чем плюсы конфликта? Благодаря ему, благодаря столкновению интересов начинает оживляться общественная жизнь. Борьба приводит к возникновению новых качеств и явлений. Минусы же конфликтов в том, что неизвестно, чем вся эта борьба закончится, и как после этого конфликта будут складываться отношения в обществе.

И все-таки мы приходим к выводу, что конфликты, даже если они нам и неприятны, – не что-то противоестественное. Напротив, это нормальное развитие общества и человеческих взаимоотношений.

Здоровый организм без этого не живет. Об этом заговорили давным-давно, когда наука о конфликтах только зарождалась. Это случилось в самом начале ХХ века.

Конфликтология возникла на стыке ряда гуманитарных наук, также изучавших природу конфликтов.

ЕСЛИ В КОЛЛЕКТИВЕ БУШУЮТ СТРАСТИ

Конфликту в трудовом коллективе предшествует внезапно возникшее напряжение в отношениях между его членами. Это напряжение может нарастать долго, в таком случае конфликт будет медленно тлеть, пока, наконец, не превратится в буйный пожар. А бывает и иначе: напряжение едва обозначилось, как какой-то инцидент спровоцировал бурную реакцию враждующих сторон и их столкновение между собой.

Есть и еще один вариант. Кто-то очень умный и дальновидный ухитряется своевременно снять это напряжение (или порекомендует обратиться к помощи медиатора). Тогда провоцирующего инцидента не будет, и конфликт, едва обозначившись, окажется исчерпанным.

Надо заметить, что конфликт легче всего урегулировать именно в самом начале. Если пустить все на самотек, то со временем стороны вообще не станут слушать (и тем более слышать) друг друга – и потому что не смогут, и потому что не захотят.

Конфликт обычно подогревается тем, что каждая из сторон уверена, что она права и выиграет в этом конфликте.

Однако зачастую противники переоценивают свои силы, и исчерпав свои ресурсы, понимают что ситуация сложилась тупиковая, надо с этим что-то делать, – и тогда им требуется вмешательство третьей нейтральной стороны (судьи, медиатора).

Чаще всего, в таких ситуациях наши сограждане обращаются в суд, ведь многие люди не догадываются, что такая третья сторона, как судья, является более затратной по времени, иногда по деньгам, ну и, конечно же, по принимаемому решению. Судья решает, кто прав, кто виноват в конфликте.

Медиатор же организовывает процедуру разрешения конфликта, учитывая интересы всех сторон. За процедуру медиации стороны платят поровну, а если они не приходят к согласию, то вообще ничего не платят. И самое главное: в результате медиативного соглашения все стороны оказываются в выигрыше.

В трудовых коллективах конфликт может играть позитивную роль, активизировать деятельность сотрудников, заставить их шевелиться в том случае, если они поймут, что реально могут лишиться работы или к ним применят какие-то штрафные санкции. В итоге конфликт способствует тому, что организация не загнивает.

То же самое касается и семейных отношений. Многие семейные пары стараются не доводить раздоры до крайностей, своевременно объясниться, снять напряжение. Иногда встряска даже помогает оживить отношения, вновь сблизиться.

Семейный конфликт тоже может быть конструктивным. У каждой пары свой рецепт. Если же «скорая помощь» не срабатывает, в бой вступает тяжелая артиллерия – медиаторы.

Но случается, и они бессильны, это значит, что отношения между супругами изжили себя.

СТОИТ ЛИ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ЛЮДЕЙ–«ПОДЖИГАТЕЛЕЙ» …

Почти в каждом коллективе найдутся конфликтогенные люди, которые и являются очагом возникновения конфликтных ситуаций.

Иногда это правдолюбцы, которых не устраивает положение дел в коллективе, не отвечающее их понятиям о справедливости, иногда – творческие личности, которые готовят прорыв в своей отрасли и не хотят мириться с устаревшими приемами.

Но чаще всего, это связано с тем, что у таких людей внутриличностный конфликт, которого они не замечают. Некоторые из них в итоге понимают, что следует работать над собой, может быть, при помощи психолога.

Нельзя утверждать, что человек рождается конфликтным. Как правило, на заре жизни он вполне адекватен и добр, это какие-то обстоятельства приводят к возникновению агрессии и раздражительности. Важно найти причину, которая вызывает агрессию.

Часто ею бывает недостаток любви и внимания в пору их детства или отрочества. При желании сотрудника можно попытаться провести с ним конфликтологическое консультирование и выяснить, с чем связано конфликтное отношение с коллегами.

Если же такие люди винят всех и во всем, но не желают обратить внимания на собственные проблемы и потому остаются очагом раздражения, от  них стремятся избавиться.

Для руководителя важно понять, кто является в коллективе «слабым звеном», что зачастую возможно с помощью фасилитации (процесса облегчения взаимодействия внутри группы для раскрытия ее потенциала).

Случаются и вовсе безнадежные люди, которые живут во вражде со всем миром. Чаще всего, у них проблемы с психикой. И это уже поле деятельности для психиатра. Конфликтологи-медиаторы не работают с людьми, у которых имеются проблемы с психическим здоровьем. К нам в Центр как-то обращалась женщина, у которой был конфликт с сестрой.

Сестра ее опекала, и это раздражало нашу потенциальную клиентку. Но вскоре выяснилось, что у нее психическое заболевание, и она не в состоянии воспринимать объективные доводы. Нам пришлось аккуратно объяснить, что медиатор тут помочь не может, поскольку его деятельность возможна только при способности клиента объективно оценивать ситуацию.

Но это уже болезненные формы противостояния, которым не имеет отношения  к продуктивным конфликтам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

  • Skysmart
  • Блог
  • Обществознание

Понятие социального конфликта значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться вместе!

По-латински конфликт переводится как «столкновение». В социологии конфликт — это высшая стадия противоречий, которая возникает между людьми или социальными группами. Причиной могут быть противоположно направленные цели или интересы. Есть даже отдельная наука, которая изучает этот вопрос — конфликтология.

В рамках предмета обществознания социальный конфликт — это форма социального взаимодействия людей и групп.

Функции социальных конфликтов:

  • позитивные:
    • информирование о социальной напряженности;
    • стимуляция решения проблемы, социальных изменений;
    • снятие социальной напряженности;
  • негативные:

    • создание стрессовых ситуаций;
    • дезорганизация социальной жизни;
    • разрушение социальной системы.

Возможные стадии конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация — стороны ощущают эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины, оценить свои возможности, выбрать стратегию поведения и способы воздействия на противоположную сторону.

  2. Конфликт — ситуация невозможности согласия сторон, открытые и скрытые действия участников конфликта.

  3. Разрешение конфликта — выяснение причин конфликта и их устранение.

Продолжим узнавать, что такое социальный конфликт, и перейдем к теме причин и структуры.

Типология конфликтов

Структура любого конфликта:

  1. Субъекты конфликта: внутриличностные, групповые, межличностные, межгрупповые.

  2. Объект конфликта: ценности и интересы.

  3. Фундамент: этнические, экономические, политические.

  4. Конфликтный вид: соперничество, конкуренция, конфронтация.

  5. Последствия: конструктивные и деструктивные.

Субъекты конфликтной ситуации:

  • свидетели — люди, которые наблюдают за развитием конфликта со стороны;
  • подстрекатели — люди, которые подталкивают других к конфликту;
  • пособники — люди, которые помогают (осознанно или нет) развитию конфликта разными путями (советы, техническая или организационная помощь и пр.);
  • посредники — люди, которые стараются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Предмет конфликта — обладание тем или иным ресурсом

Причина конфликта — обстоятельства, которые привели к столкновению двух сторон. Причина выражается в потребности пользования ресурсами.

Повод для конфликта — событие, после которого появляется противоречие. Поводы бывают стихийные и преднамеренные.

Противоречие — несогласие точек зрения конфликтующих сторон по экономическим, культурным, политическим вопросам.

Поговорим подробнее про причины, а после рассмотрим типы социальных конфликтов.

Причины социальных конфликтов

Самые распространенные причины конфликтов:

  • Убеждения и личные интересы. Столкновение взглядов, в том числе религиозных принципов, различие в культурном, политическом или экономическом миропонимании.
  • Способы удовлетворения потребностей. Процесс принятия пищи, способы организации безопасности могут ущемить интересы других или вызвать общественное порицание.
  • Общественная дезорганизация. Проблема социального неравенства из года в год вызывает конфликт между социальными группами.

Виды социальных конфликтов

Перечислим основные виды социальных конфликтов.

По количеству участников конфликта:

  • внутриличностные (интересны психологам и психоаналитикам);
  • межличностные (например, между друзьями);
  • межгрупповые (например, конкуренция фирм).

По направленности конфликта:

  • горизонтальные (между людьми одного уровня, например, менеджер против менеджера);
  • вертикальные (работник против начальства);
  • смешанные (и те, и другие).

По функции социального конфликта:

  • деструктивные (драка на улице, ожесточенный спор);
  • конструктивные (поединок на ринге по правилам, интеллигентная дискуссия).

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По средствам разрешения:

  • мирные или ненасильственные;
  • вооруженные или насильственные.

По содержанию проблемы:

  • экономические;
  • политические;
  • производственные;
  • бытовые;
  • духовно-нравственные и т. д.

По характеру развития:

  • спонтанные (непреднамеренные);
  • преднамеренные (заранее спланированные).

По объему:

  • глобальные (II мировая война);
  • локальные (Чеченская война);
  • региональные (Израиль и Палестина);
  • групповые (менеджеры против бухгалтеров);
  • личные (бытовые, семейные).

Разрешение социальных конфликтов

Помочь разрешить и предотвратить социальный конфликт может социальная политика государства. Предотвратить все конфликты невозможно, зато можно предвидеть и предотвратить глобальные, локальные и региональные конфликты.

Способы решения социальных конфликтов:

  • компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
  • переговоры — обмен мнениями обеих сторон;
  • посредничество — использование третьей стороны;
  • арбитраж (третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

Условия, которые необходимы для успешного разрешения конфликта:

  • определить причину конфликта;
  • определить цели и интересы конфликтующих сторон;
  • стороны конфликта должны хотеть преодолеть разногласия;
  • определить пути преодоления конфликта.

Три пути выхода из конфликта:

  1. Реставрация — возвращение общества к доконфликтному состоянию. Ситуация изменяется, но все прежние социальные институты продолжают функционировать.

  2. Невмешательство (выжидание) — стороны конфликта затягивают его решение, при этом не принимают никаких активных действий.

  3. Обновление — активный выход из конфликта через отказ от старого и развития нового.

Шаг 1 из 2. Данные ученика

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Урок 10: Конфликты в обществе

Неотъемлемой составляющей человеческой жизни в социуме являются конфликты. Конфликт может вспыхнуть где и когда угодно: на работе, учебе, в семье, политической партии. Достаточно будет разойтись во мнении относительного того или иного вопроса, и неразлучные друзья вдруг начинают ссориться, кричат друг на друга и говорят обидные вещи. Конфликты могут быть большими и маленькими, между отдельными людьми и целыми государствами, проходить в форме драк, разногласий или революций, мировых войн. Что такое конфликт, в чем его причины и какие существуют способы разрешения конфликта – вы узнаете из данного урока.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «коварство и любовь» по действиям (шиллер)

                 Именная карта банка для детей                  с крутым дизайном, +200 бонусов

Перейти

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

Перейти

  • План урока:
  • Конфликт и его причины
  • Межличностные и социальные конфликты
  • Внутриличностные конфликты
  • Экономические, культурные, политические и религиозные конфликты
  • Мировые конфликты в прошлом и сегодня

«Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта» – говорил известный литературный персонаж детектив Шерлок Холмс. И он был прав. На протяжении веков в человеческом обществе постоянно возникают разнообразные конфликты. О многих из них мы никогда не узнаем, так как они были незначительными, но о некоторых конфликтах, таких как мировые войны, история никогда не забудет.

Конфликт и его причины

Слово «конфликт» происходит от латинского термина «conflictus», который переводится как столкновение, противостояние.

Конфликт – это столкновение противоречивых интересов, целей, взглядов, которое находит выражение в словесной или физической борьбе противоположных сторон.

Наряду с этим, существует более 100 разных определений термина конфликт, так как видов конфликта очень много.

По количеству участников выделяют конфликты:

  • Внутриличностные;
  • Межличностные;
  • Социальные (общественные).

По способу разрешения различают ненасильственные и вооруженные конфликты. В зависимости от того, в какой сфере жизни социума возник конфликт, выделяют политические, религиозные, культурные, экономические конфликты.

Суть конфликта – отсутствие согласия, взаимопонимания между несколькими людьми или социальными группами. Восстановить взаимопонимание, можно только разобравшись в причине конфликта.

Наиболее распространенные причины конфликтов:

  • Борьба за власть;
  • Соперничество за высокое положение в обществе;
  • Несовпадение ценностей;
  • Борьба за деньги, имущество, территорию, природные ресурсы;
  • Столкновение религиозных взглядов;
  • Профессиональное соперничество;
  • Несовпадение жизненных целей;
  • Наличие противоположных точек зрения.

В зависимости от способов урегулирования конфликта и его последствий для участников, различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивные конфликты помогают разрешить противоречия между противоборствующими сторонами, достичь между ними эффективного сотрудничества и нового уровня взаимоотношений.

Деструктивные конфликты приводят к полному прекращению взаимодействия между участниками, применению насилия, чтобы одержать победу любой ценой.

Межличностные и социальные конфликты

Одним из самых распространенных видов конфликта является межличностный конфликт – столкновение между небольшим числом людей по той или иной причине.

Межличностные конфликты происходят постоянно, изо дня в день: это ссора из-за места в маршрутке, драка двух случайных прохожих, разногласия между учителем и учеником по поводу справедливости выставления оценки, скандал мужа с женой из-за невымытой посуды.

В большинстве случаев конфликты в межличностных отношениях не принимают серьезных форм, чаще всего отношения между участниками конфликта выясняются в дискуссии, споре.

Но если межличностные конфликты повторяются регулярно, его участники продолжительное время не находят взаимопонимания, могут наступить более серьезные последствия.

Так постоянные ссоры в семье приводят к разводу, споры между друзьями к полному разрыву дружеских отношений, противостояние между работодателем и работником к увольнению последнего.

Чтобы этого не происходило нужно знать и уметь пользоваться способами разрешения межличностных конфликтов, к которым относятся:

  • Определение причин столкновения во взглядах и интересах, их устранение. Если участники конфликта имеют противоположные взгляды, им нужно постараться понять друг друга, найти общие точки соприкосновения.

Пример. Между сыном и отцом разгорелся межличностный конфликт,причина которого в противоположных точках зрения. Отец считал, что сын должен проводить свое свободное время за чтением книг, развивать, таким образом, свою память и мышление.

У сына на этот счет было свое мнение, он был убежден, что все свободное время лучше проводить, играя в планшете. Сын с отцом несколько дней не разговаривали, но решение конфликта пришло благодаря достижению взаимопонимания. Сын убедил отца, что он будет читать книги, но в электронном варианте, закачав их на свой планшет.

Отец согласился с этим, при условии, что на чтение книг сын будет тратить столько же времени, сколько на компьютерные игры.

  • Примирительные переговоры через посредника. Если участники конфликта сами не могут прийти к согласию, они могут попросить посредника рассудить их, поспособствовать их примирению.

Пример. Между мужем и женой возник культурный конфликт. Жена захотела, чтобы они с супругом на выходные посетили театр. Муж сказал, что в театре он постоянно засыпает и лучше будет, если они пойдут вдвоем на футбол.

Супруги ссорились целых три часа, пока не решили позвонить теще, чтобы она разрешила спор, подсказав правильный вариант.

Конфликт между супругами сразу же был исчерпан, так как по решению тещи муж с женой теперь проведут свои выходные на огороде, выкапывая ей картошку.

Другая распространенная форма конфликта – социальный конфликт – столкновение по тем или иным причинам между отдельными группами людей. Это может быть конфликт отцов и детей, конфликт между представителями разных национальностей, между полицейскими и преступниками, представителями власти и народом.

Последствия социального конфликта более серьезные для общества, чем последствия конфликта межличностного.

Социальный конфликт вовлекает большое количество участников, может принимать форму забастовки, бунта, общественного переворота, свержения власти, гражданской войны.

Отдельным видом социальных конфликтов являются международные конфликты, они отражаются на судьбе тысяч и даже миллионов людей, могут принимать форму вооруженного противостояния между отдельными государствами, перерастать из межгосударственной в мировую войну.

Внутриличностный конфликт

Психологи утверждают, что конфликт может происходить не только между отдельными людьми, но и внутри одной личности.

Внутренние противоречия в чувствах, взглядах, потребностях одного индивида называют внутриличностным конфликтом.

Он может быть вызван так же противоречием, между выдвигаемыми обществом требованиями к индивиду и его личными потребностями, нежеланием эти требования выполнять.

Психологи выделяют следующие типы внутриличностных конфликтов:

  • Ролевые – связаны с несовместимостью нескольких социальных ролей в одном индивиде. К примеру, мужчина выполняет две социальные роли – он является директором обувной фабрики и отцом семейства. Мужчине не хватает времени на одновременное выполнение обязанностей в семье и на работе, ему постоянно приходиться выбирать, чем он будет жертвовать, общением в семье или карьерой.
  • Моральные – связаны с выбором личности между пользой обществу и собственной выгодой, между добром и злом, тем, что надо и тем, что хочется.
  • Ценностные – причины внутриличностного конфликта заключаются в непринятии личностью тех или иных ценностей, которые навязываются окружающими людьми, обществом. К примеру, Саша Иванов не одобряет поведения своего класса, когда учащиеся прогуливают уроки. Но Саша вынужден уходить с уроков вместе со своими одноклассниками, чтобы не отставать от коллектива, не быть в нем «белой вороной».
  • Адаптационные – вызваны неспособностью человека подстроиться под окружающую действительность, выполнять все возложенные на него обязанности, требования со стороны общества. Пример. Маша Курочкина недавно перешла в лицей с физико-математическим уклоном. Маше с трудом дается математика и от этого она очень страдает, но она вынуждена учиться в лицее из-за желания родителей.

Внутриличностные конфликты человека индивидуальны, неповторимы, так как в мире не существует одинаковых личностей.

Экономические, культурные, политические и религиозные конфликты

В соответствии с разделением общества на отдельные сферы жизнедеятельности людей, конфликты так же делятся на несколько основных разновидностей:

  1. Экономические конфликты – это противоречия между странами, народами, общественными группами и отдельными людьми по поводу материальных благ. Они могут быть разрешены как в мирной форме, так и в виде вооруженного противостояния.Суть экономических конфликтов – борьба за распределение денежных средств, ценного имущества, природных ресурсов.
  2. Социально-культурные конфликты- основаны на столкновениях культурных ценностей, возникающих в процессе человеческих взаимоотношений. Чаще всего они происходят между старшим и младшим поколением, консерваторами и новаторами. Яркий пример культурного конфликта в России – противостояние советских властей стилягам в 1960-1970 гг.
  3. Отдельной разновидностью культурного, является религиозный конфликт. В большинстве случаев он приводит к вооруженному противостоянию, проявлению агрессии и насилия представителями разных религий. Суть религиозных конфликтов в противопоставлении различных религиозных верований, несовпадении точек зрения относительно символов веры, обрядов.
  4. Политический конфликт представляет собой противостояние между отдельными странами, политическими партиями, политическими лидерами в борьбе за власть.

Политические, национальные и религиозные конфликты чаще всего становятся причиной войн и революций, общественных потрясений.

Мировые конфликты в прошлом и сегодня

История конфликтов рассматривает причины и последствия крупнейших войн в человеческом прошлом. Самыми знаменитыми среди них были:

  1. Крестовые походы римской католической церкви. Причиной походов стало стремление к богатствам Востока (современной Турции, Палестины, Израиля) и желание обратить мусульман в христианство. Крестовые походы продолжались с 11 по 15 век, унесли миллионы жизней, как мусульман, так и крестоносцев.
  2. Столетняя война – военный конфликт, разгоревшийся в 1337 году между Францией и Англией, продолжавшийся более 100 лет. Он нанес большой урон экономике обеих стран, замедлил их политическое развитие и унес множество жизней.
  3. Война между Северной и Южной Кореей, начавшаяся в 1950 и завершившаяся в 1953 году. Несмотря на небольшую продолжительность общественно-политического конфликта, он унес несколько миллионов жизней корейцев и разрушил 80% корейской инфраструктуры.

Однако из всех примеров конфликтов в истории самыми разрушительными являются Первая и Вторая мировая война, затронувшие большую часть населения земного шара.

Современные вооруженные конфликты представляют большую опасность, чем все вместе взятые войны прошлого. Ядерное и водородное оружие способно уничтожить не только целые страны и континенты, но и все человечество. 

Найдите ошибку среди перечисленных видов конфликтов: Выберите разновидность конфликта, который наиболее опасен для общества: Конфликты, возникающие в результате борьбы за распределение денежных средств, ценного имущества, природных ресурсов, называются: Ролевые, ценностные, адаптационные противоречия – это виды конфликта: Столкновение между небольшим числом людей по той или иной причине называют конфликтом: 1 вопрос:

Найдите ошибку среди перечисленных видов конфликтов: 1) Межличностные 2) Военные 3) Мирные 4) Политические

2 вопрос:

Выберите разновидность конфликта, который наиболее опасен для общества: 1) Внутриличностный 2) Межличностный 3) Социальный

3 вопрос:

Конфликты, возникающие в результате борьбы за распределение денежных средств, ценного имущества, природных ресурсов, называются: 1) Социальными 2) Политическими 3) Религиозными 4) Экономическими

4 вопрос:

Ролевые, ценностные, адаптационные противоречия – это виды конфликта: 1) Социального 2) Политического 3) Внутриличностного

5 вопрос:

Столкновение между небольшим числом людей по той или иной причине называют конфликтом: 1) Внутриличностным 2) Межличностным 3) Общественным

4 вопрос: Внутриличностного

Ссылка на основную публикацию