Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

«Акула» – увлекательный рассказ об опасном приключении мальчиков у побережья Африки. Поучительная история о детском безрассудстве могла бы иметь весьма печальный финал, если бы не готовность взрослых принимать быстрые, смелые решения.

Краткое содержание «Акула» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: «Акула»

Число страниц: 16. Л. Н. Толстой. «Акула». Издательство «Детская литература». Москва. 1981 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1860 год

Мальчики – два безрассудных, легкомысленных, азартных подростка.

Старый артиллерист – отец одного из мальчиков, решительный, отважный мужчина.

У берегов Африки стоял военный корабль, на борту которого, помимо взрослых членов экипажа, находились два подростка.

В один из жарких дней капитан приказал матросам устроить небольшой импровизированный бассейн – спустить в воду парус, натянуть его и привязать к кораблю.

В этом парусе все желающие могли искупаться, однако мальчикам там было слишком тесно, и они решили поплавать в открытом море.

Мальчики решили устроить гонку до бочонка, привязанного верёвкой к якорю. Они с азартом принялись соревноваться, но вскоре команда на корабле с ужасом увидела большую акулу, стремительно приближающуюся к пловцам. Капитал приказал немедленно спустить на воду шлюпку, но акула плыла гораздо быстрее.

Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побледнел, как полотно, и не отрывал глаз от сына. Мальчики наконец заметили акулу и с криком бросились в разные стороны.

Этот крик привёл в чувство артиллериста, который кинулся к пушке, развернул её в сторону моря и прицелился в акулу. Раздался выстрел, и сизый дым окутал всё густой пеленой.

Все застыли в напряжении, но когда дым развеялся, команда радостно закричала – на волнах покачивалась мертвая акула, а дети остались целы и невредимы.

  1. Знойный день у побережья Африки.
  2. Купание в парусе.
  3. Соревнование мальчиков.
  4. Появление акулы.
  5. Матросы спешат на помощь.
  6. Мальчики замечают акулу.
  7. Пушечный выстрел.
  8. Спасение мальчиков.

Никогда не стоит забывать об осторожности и предусмотрительности.

Рассказ учит быть осторожным, внимательным, благоразумным, не баловаться там, где это запрещено. Также произведение учит не теряться в трудную минуту, сохраняя спокойствие, решительность и твёрдость духа.

Этот рассказ еще раз доказал, что опасность может подстерегать там, где её совсем не ждешь. Детские забавы и шалости должны иметь свои границы, иначе они могут привести к печальным последствиям.

Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

Рисунок-иллюстрация к рассказу Акула.

  • Осторожность головной боли не причиняет.
  • Берегись козла спереди, коня – сзади.
  • Баловство до добра не доводит.
  • Лучше выстрелить, чем остаться лежать.
  • Риск – благородное дело.

Очень понравилась быстрая реакция старого артиллериста. Заметив, что сын оказался в смертельной опасности, он не растерялся, не запаниковал, а сделал всё возможное, чтобы спасти его. Именно благодаря его решительности всё закончилось хорошо.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Метель»с результатом 10/13

Гость завершил

Тест «Биография Апухтина»с результатом 6/10

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 12/15

Гость завершил

Тест «Недоросль»с результатом 15/18

Гость завершил

Тест Леса России (4 класс)с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Биография Пушкина»с результатом 7/14

Гость завершил

Тест Зона степейс результатом 10/10

Гость завершил

Тест «Простите нас»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест по теме Петр Первыйс результатом 10/20

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест на тему “Река Нил”с результатом 4/5

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Толстой Лев рассказ «Акула»

  • Толстой Лев Николаевич
  • Название произведения: «Акула»
  • Число страниц: 1
  • Жанр произведения: рассказ
  • Главные герои: два мальчика, старый артиллерист.

Характеристика главных героев:

Артиллерист — ловкий и меткий. Отец одного мальчика.

Сумел одним выстрелом убить акулу и спасти мальчишек.

Мальчишки — веселились и купались, и даже не слышали, что к ним приближается акула.

Краткое содержание рассказа «Акула»

  1. Корабль стоял у берегов Африки.
  2. Было жарко.
  3. Капитан дал разрешение искупаться.
  4. Два мальчика стали соревноваться и отплыли далеко от корабля.
  5. Матросы увидели акулу и стали кричать мальчикам.
  6. Те не слышали.

  7. Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побелел, когда увидел эту картину.
  8. Мальчики увидели акулу и закричали.
  9. Артиллерист бросился к пушке, выстрелил в акулу и упал, закрыв лицо руками.
  10. Дым рассеялся и раздались радостные крики.
  11. Акула была убита.

  12. Матросы спустили шлюпку и привезли мальчиков.

План рассказа:

  1. Жара у берегов Африки.
  2. Купание.
  3. Появление хищницы.
  4. Крик над водой.
  5. Выстрел.
  6. Вверх жёлтым брюхом.

Детский рисунок-иллюстрация:

Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

Основная мысль быль «Акула»

Главная мысль рассказа в том, что в минуту опасности важно сохранить самообладание, проявить решимость, пойти на риск и не поддаться общей панике.

Основная идея рассказа в том, что в такие моменты человек действует на пределе своих возможностей.

Чему учит рассказ

Рассказ учит быть решительным, смелым, сохранить самообладание в любой ситуации.

Учит находить выход в любых обстоятельствах.

Краткий отзыв к рассказу «Акула» для читательского дневника

  • Прочитав этот рассказ, я подумала сразу о двух вещах.
  • Прежде всего, меня поразило, как сумел в такой ситуации артиллерист попасть в плывущую акулу из пушки.
  • Видимо в минуты страшной опасности всё восприятие человека обостряется и позволяет ему действовать на пределе возможностей.
  • Второе, о чём я подумала, это о безобразном поведении мальчиков.
  • Они знали, что купание в море может быть опасно.
  • Но ради игры рисковали жизнью.
  • Случившееся стало для них важным уроком.
  • Это очень хороший и удивительный рассказ.
  • Автору удалось наглядно показать какие страхи таит в себе море и почему на нём нужно соблюдать правила безопасности.
  • Мне больше всего понравился артиллерист, за его решительный выстрел.
  • Но когда он сам подбадривал мальчиков, он поступал плохо.
  • Ему, старому человеку, должно было лучше детей известно то, что море не любит баловства.
  • Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, всегда ли мы выполняем простые правила поведения на воде.
  • Ведь эти правила однажды могут спасти чью-то жизнь.

Пословицы к рассказу:

  • Решительность отклоняет опасность
  • Не узнав броду, да метнул в воду
  • От глупого риска до беды близко.
  • Хороша помощь в нужное время.

Словарь неизвестных слов:

  • Артиллерист — военнослужащий в артиллерии.
  • Хобот пушки — задняя часть орудия, которая упирается в палубу.
  • Фитиль — загорающийся шнур для зажигания зарядов.
  • Палуба — пол на корабле.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист.

Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

Библиотека произведений автора пополняется.

Толстой Л. «Акула» Читательский дневник, краткое содержание

  • Лев Николаевич Толстой
  • Название: «Акула»
  • Жанр: Рассказ
  • Тема произведения: Опасный случай
  • Число страниц: 2

Главные герои и их характеристики:

  1. Два мальчика – резвые, быстрые, неосмотрительные
  2. Старый артиллерист – отец одного из мальчиков, смелый, умеет быстро действовать в опасных ситуациях

О чем произведение:

Два мальчика едва не погибли из-за своей неосмотрительности. Их спас отец одного из них, старый артиллерист.

Сюжет — краткое содержание:

Была прекрасная погода. Экипаж корабля решил искупаться. Для этого они соорудили специальный бассейн из паруса. Двум мальчикам было тесно, и они решили плавать в открытом море. Отец одного из них, старый артиллерист, отец одного из ребят, наблюдал за ними и любовался сыном.

Неожиданно на горизонте появилась акула, которая начала быстро плыть к детям, которые не замечали её до определённого момента. Члены экипажа начали кричать и плыть к ним на лодке, но мальчики были слишком далеко. Тогда артиллерист зарядил пушку, выстрелил и попал в акулу.

Дети были спасены.

Понравившийся эпизод:

Конечно, самый напряжённый момент был, когда к мальчикам начала подплывать акула. Я очень переживала за них. Я восхищена старым артиллеристом, который рискнул и спас своего сына и его друга.

План произведения для пересказа:

  1. Плавание в открытом море
  2. Акула на горизонте
  3. Выстрел из пушки
  4. Мальчики спасены

Главная мысль:

В любой, даже самой опасной ситуации важен контроль над эмоциями, чувствами и хладнокровие.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит действовать в разных ситуациях, уметь брать себя в руки, идти на риск, если терять уже нечего.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Плавание в открытом море ничем хорошим не заканчивается. Мне очень понравился старый артиллерист, который пошёл на риск ради своего ребёнка. Не каждый так смог бы!

Новые слова и выражения:

Фитиль – лента, жгут или шнурок, служащие для горения в осветительных и нагревательных приборах

Ропот – недовольство, протест, выражаемый негромко, не вполне открыто

Читайте также:  Анализ произведения «русские женщины» (н. а. некрасов)

Пословицы к произведению:

  1. На задорном буяне всегда шкура в изъяне.
  2. Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
  3. Для отважного и палка оружие.
  4. Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.

Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Похожее

Художественный анализ рассказа «Акула» Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.

В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.

Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.

Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.

Жанр и направление

«Акула» – рассказ — назидание, описание случившегося с героями происшествия, призванный разъяснить маленьким читателям причины, по которым едва не случилась трагедия. Поможет детям на примере героев рассказа понять суть послушания, заставит прислушиваться к мнению старших, осознать суть ответственности и дисциплины.

  Сказание о Борисе и Глебе: краткое содержание произведения

Толстой Л.Н. один из основателей и последовательный приверженец направления реализма в Российской литературе. Реализм основной направляющей нитью пронизывает все творчество великого писателя. Рассказ «Акула» яркое тому подтверждение.

Основные персонажи

Произведение Толстого учит, что серьезная опасность может подстерегать человека на каждом шагу. В любой ситуации необходимо постоянно следить за собой и соблюдать осторожность. Только такое поведение может уберечь от жизненных неприятностей. Главными героями рассказа «Акула» Толстого являются:

  • безрассудные и легкомысленные мальчишки;
  • пожилой артиллерист — папа одного из героев, смелый и решительный человек.

После анализа произведения становится понятно, что в нем очень мало основных персонажей. Главными героями являются двое мальчишек, поплывших без страховки в открытый океан.

Товарищам помог пожилой артиллерист, который удачным выстрелом убил злую акулу. Второстепенными персонажами можно назвать капитана и матросов корабля, отправившихся на лодке спасать приятелей.

Построение произведения

Построение произведения «Акула» строго прямая. Из повествования зримо выделяется пять связанных, последовательно идущих друг за другом частей.

Первая часть — это экспозиция, или описание самого места происшедшего события. Писатель широкими мазками рисует место, нахождения парусника, погодные условия и время повествования.

  • Вторая часть — представляет начало действия главных героев: капитан корабля дал разрешение освежиться экипажу, матросы сшили из запасного паруса импровизированное место для купания, а дети резвились в воде неподалеку.
  • Третья часть — определяет основное действие, привлечение внимания морской хищницы шумной игрой мальчишек, душевные переживания старого моряка за находящимися в смертельной опасности детьми, и мучительный поиск положительного решения назревающей трагедии.
  • Четвертая часть — показывает кульминацию: старый моряк и одновременно отец одного из мальчиков, найдя в себе мужество и решимость, производит пушечный выстрел в хищницу.
  • Пятая часть повествования является итоговым моментом, финалом, где рассеявшиеся клубы порохового чада, показывают спасшихся ребят и убитую акулу.

Краткое содержание

Повествование рассказа Льва Николаевича Толстого начинается с того, что автор описывает, где стоял корабль на якоре. Было это возле берегов Африки. Сначала на корабле было прохладно. Но к вечеру воздух стал сильно спертым и со стороны пустыни Сахары повеяло неумолимой жарой.

Тогда капитан корабля всем скомандовал о том, чтобы купаться. Присутствующих на корабле не пришлось долго уговаривать. Все люди, находящиеся на корабле, разом прыгнули в воду, натянули парус и устроили себе своеобразный бассейн.

Также на корабле присутствовало два мальчика. Один из них был сыном артиллериста. Молодые люди бросились в воду раньше всех. Им было тесно купаться в купальне, устроенной другими мужчинами и они приняли решение поплыть дальше в открытое море. Сначала мальчики плыли наравне. Но потом сын артиллериста стал немного отставать.

Артиллерист остался на палубе и восхищался своим сыном. Он был горд за него, улыбка не сходила с его лица. Когда сын артиллериста начал немного отставать от второго мальчика, то отец крикнул ему с палубы, чтобы тот поднатужился. Всем было весело. Море приятно охлаждало кожу и жара казалась не той уж страшной.

Вдруг с корабля раздался крик: «Акула!». Все повернулись туда, куда показывал кричащий. Действительно в море, прям на мальчиков, плыла акула. Тогда все начали кричать молодым людям об опасности. Но их не было слышно из-за шума воды. Несколько матросов спустились на воду лодку, чтобы доплыть до мальчиков. Но они были намного дальше от них, чем акула.

  “Дворянское гнездо”: история создания, жанр, смысл названия

Старый артиллерист стоял на палубе, не шевелясь. От шока он замер, как статуя и ничего не слышал вокруг. Когда матросам, которые плыли на лодке, оставалось не так много преодолеть расстояния до мальчиков, они еще раз им крикнули. Молодые люди услышали их и расплылись в разные стороны, издав сильный крик.

Услышав этот крик, артиллерист очнулся, как будто после непонятного сна, и кинулся к пушке. Зарядил ее и пальнул. Отец одного из мальчиков упал ничком на палубу и закрыл лицо и уши руками. Когда дым рассеялся, то все увидели, что артиллерист, хоть он и был старым, попал в акулу и убил ее. Мальчики остались целы и невредимы.

На палубе все рукоплескали, радостно кричали и улыбались отцу мальчика. Артиллерист в свою очередь был счастлив, что спас сына.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Акула» учит тому, что опасность подстерегает нас на каждом углу. Где бы мы ни были, чтобы мы ни делали, нужно всегда следить за собой и быть осторожнее. В таком случае опасность может миновать.

Суть повествования

Корабль военного флота пережидал штиль, бросив якорь возле побережья Африки. Стояла прекрасная солнечная погода. Вечерняя жара одолела экипаж, и ближе к заходу светила капитан корабля дал разрешение свободным от вахты матросам искупаться. Предвкушая прохладу, матросы спрыгнули в воду, спустили и закрепили за бортом купальню.

На военном корабле, вместе с экипажем, совершали плавание двое детей. Они также спустились в импровизированную купальню, но там им стало скучно, и ребята украдкой выплыли в море. Дети, соревнуясь, вплавь припустили к бочке, удерживающей плавучий якорь. Отец ребенка, немолодой заслуженный моряк, залюбовался отроком и крича, поощрял его.

Вахтенный матрос, заметив в море плавник хищника, громко закричал: — «Акула!».

На поверхности моря была отчетливо видна морская охотница. Плавник неумолимо и быстро двигался к заигравшимся детям. Старый моряк громко криком пытался привлечь внимание детей. Довольные и счастливые развлечением мальчишки ничего не услышали и продолжали купаться.

Экипаж быстро занял места на дрейфующей за кораблем лодке и кинулся вдогонку за детьми. Наконец отроки увидели хищницу. Раздался испуганный крик одного из них и дети быстро поплыли друг от друга. Старый артиллерист решился на выстрел.

Очень быстро подготовил пушку к ведению огня и произвел выстрел, после чего судорожно закрыв лицо обеими руками, упал возле орудия.

Все в ужасе замерли, ожидая, когда растают клубы порохового чада. Наконец стало возможным рассмотреть детей. Сразу же раздались счастливые, радостные крики. Старый артиллерист с большим трудом оторвал ладони от лица и взглянул на море. И первым, что бросилось ему в глаза, было тело мертвой акулы.

Темы

Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой. Мужественность — ведущая тема повествования писателя.

В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием.

Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.

Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.

Проблемы

Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место.

Читайте также:  Образ евгения онегина: сочинение

Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы.

Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».

Анализ и план для пересказа

Жанр книги — остросюжетный рассказ. Главной её темой является решительность и собранность в тяжелых ситуациях.

Основная мысль произведения заключается в том, что жалость к людям и стремление помочь позволяют не растеряться и моментально принять правильное решение, которое способно спасти жизнь человека.

Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план рассказа «Акула» Толстого для 3 класса:

  1. Жаркая погода.
  2. Приказ капитана.
  3. Плавание товарищей.
  4. Появление акулы.
  5. Матросы в лодке.
  6. Выстрел артиллериста.
  7. Убийство хищницы и спасение мальчишек.

Произведение доказывает, что опасность может поджидать человека там, откуда он ее совершенно не ожидает. Детские игры и шалости обязательно должны иметь рамки, в противном случае они приведут к серьезным последствиям. Необходимо всегда быть осторожным.

После ознакомления с кратким содержанием стоит прочитать книгу полностью. Знакомство с ней поможет не только написать школьное сочинение, но и нарисовать рисунки к рассказу «Акула».

Чему учит

Повествование «Акула» четко и целенаправленно указывает нам на моральные ценности, используя как пример отца ребенка, артиллериста, дает урок нравственности.

В самых критических жизненных ситуациях поможет отвага, сосредоточенность и сила духа. Рассказ также является напоминанием о необходимости правильно оценивать возможную степень угрозы.

Дети покинули купальню и подвергли себя опасности, взрослые не стали препятствовать детским шалостям, в результате чуть не произошла трагедия.

Акула Анализ Произведения

У многих авторов есть литературные произведения, которые повествуют нам о неосторожных действиях героев, которые могли привести к трагедии. Вот и рассказ Л. Н.

Толстого «Акула» очень реалистично описывает безрассудные действия двух мальчишек. Рассказ получился у автора очень красочный и содержательный. Образы героев впечатляют индивидуальностью и силой характера.

Кроме того, что данное произведение легко и увлекательно читается, оно ещё является очень поучительным для детишек.

Автор своим произведением показывает, что баловство и непослушание, отсутствие осмотрительности и осторожности, чуть не стоило жизни двум друзьям. Их легкомысленные и недопустимые поступки должны стать хорошим уроком для наших маленьких читателей.

Опасность и страх на каждого человека действует по разному. Кто-то замрет и не сможет от страха двинутся с места, а кто-то наоборот двинется на опасность вперед, рискуя своей жизнью и жизнью других людей.

Главный герой Толстого артиллерист, отец одного из мальчишек-проказников, ни долго думая, рискуя жизнью мальчишек, выстрелил в акулу из пушки. Он рискнул и его риск был оправдан. В принципе именно этот смысл хотел до нас донести автор данного рассказа.

Что нужно рисковать жизнью лишь тогда, когда речь идет о жизни и смерти. Очень прекрасно автор описывает характер старого артиллериста: решительный, отважный, смелый и при этом отчаянный.

Художественные особенности

Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица.

Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока.

В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» 2 класс

Урок литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» 2 класс

Учитель: Чернецкая Т.В. СКО Тайыншинский район КГУ «Зареченская начальная школа»

Тема урока:

Знакомство с произведением Л.Н. Толстого «Акула»

Цели урока

: развитие читательских умений.Задачи урока: — познакомить обучающихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность . — работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.

— расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

— воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким.

  1. Технология:
  2. Используемые приемы:
  3. Оборудование урока:

развитие критического мышления через чтение. Здоровьесберегающие технологии. корзина понятий, кластер, прием «Предположение», «чтение с остановками», «дерево предсказаний», мозговая атака, перекрестная дискуссия, рефлексия. портрет Л. Н. Толстого, выставка книг писателя, толковый словарь Ожегова, энциклопедия «Мир моря», карточки с текстами для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», видеоклип «Дельфины», презентация, жетоны желтого и красного цвета.

Ход урока.1. Стадия вызова:

Учитель: Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? (Это акула).

Смысл рассказа "Акула" Толстого | Какой Смысл

Лев Николаевич Толстой за свою жизнь написал превеликое множество различных литературных произведений. Причем, их размер мог колебаться от огромного (та же «Война и Мир») до небольших (рассказ «Акула»).

Автор создавал разные произведения, чтобы донести различные мысли до разных людей. Сегодня мы хотели бы рассмотреть короткий, но очень наглядный рассказ «Акула». Почему-то о нем знают далеко не все фанаты творчества Льва Николаевича.

Мы исправим это, поэтому вкратце расскажем о сюжете произведения и его смысле. Будет очень интересно и познавательно!

Краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Акула»

Действие рассказа происходит у берегов Африки. Там находится военный корабль. Среди взрослых и опытных членов команды там находятся два юноши. Заметно, что они еще не обрели относительно взрослое сознание, поэтому по-всякому дурачатся.

Капитан корабля, принимая во внимание погодные условия, отдает необычный приказ. Матросы должны спустить парус в воду, чтобы он образовал своеобразный «бассейн» над водой. Конечно же, все решают охладиться, ведь жара — лютая. Вот только мальчишки осознают, что бассейн им тесен, поэтому они против воли капитана ныряют в открытое море.

Они устраивают заплыв до бочки, привязанной к якорю. Все бы ничего, вот только команда корабля увидела огромную акулу, стремительно плывущую к юным пловцам. Капитан сразу же приказал спустить шлюпку, вот только даже самые опытные гребцы не успели бы доплыть до юношей и спасти их.

Акула двигалась очень стремительно, видимо, это была ее не первая охота на людей.

На борту был старый артиллерист, по совместительству являющийся отцом одного из мальчиков. От страха за детей его парализовало, поэтому он не мог сделать ни шага. Но вот мальчишки заметили акулу и начали кричать. Этот крик пробудил мужчину, поэтому он кинулся за пушку.

Выстрел — полная тишина. Дым окутал все беспросветной пеленой. Еще мгновение — море в крови акулы, убитой выстрелом. Мальчишки же остались целы и невредимы. Сама судьба подарила им свою милость, ведь еще мгновение и они бы оказались на том свете.

Акулы не оставляют раненых — они съедают все до последнего кусочка.

Такая вот история! Давайте же перейдем к анализу ее смысла!

Смысл рассказа «Акула»

По ходу повествования раскрываются две мысли автора. Мы разделим их, чтобы было удобнее воспринимать смысл произведения.

Первый смысл — необходимость думать о безопасности. Опытный капитан корабля понимал всю опасность купания в этих водах, поэтому приказал сделать «бассейн» из натянутого паруса. Он не был готов рисковать жизнями.

Юноши же еще слишком молоды и неопытны, поэтому и решили купаться в открытом море. Они бы запросто поплатились за это жизнью, если бы не старый артиллерист.

Поэтому нужно думать о безопасности раньше, чем наступит момент опасности!

Второй смысл — сила родительской любви. К концу рассказа мы наблюдает старого артиллериста, сын которого вот-вот погибнет от акулы. Он замирает в этом страхе, но только крик родного ребенка пробуждает его.

Тогда он рискует всем, чтобы спасти свое чадо, и убивает акулу. Он мог бы не попасть в нее или наоборот нанести вред мальчишкам. Но сила родительской любви помогла ему принять правильное решение и рискнуть.

Если бы не он, то ребята были бы съедены водным хищником.

Какой же из этого всего вывод? Относитесь лучше в собственной безопасности. Иногда мы сами являемся причиной проблем, появляющихся у нас в жизни. Возможно, иногда обычное следование указаниям более опытных людей более результативно, чем личная глупость.

Мальчики бы даже близко не оказались в такой ситуации, если бы не решили поплавать в открытом море. А ведь капитан не просто так приказал сделать «бассейн» из парусов — он знал, что устраивать плавание в открытом море очень опасно. Вот мальчишки и поплатились своими нервами за собственную глупость и легкомыслие.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Мужество (таблица)

Не повторяйте их ошибок — думайте перед тем, как что-то делать!

Урок литературного чтения на тему "Художественные рассказы. Л.Н.Толстой «Акула»". 4-й класс

  • Кружилина Наталия Михайловна, учитель начальных классов
  • Разделы: Начальная школа
  • Класс: 4

Вид урока: Урок изучающего чтения.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с рассказом Л.Н. Толстого «Акула», совершенствования техники чтения, развития умений составлять характеристику героя, анализировать художественное произведение; содействовать воспитанию интереса к чтению художественных произведений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»;
  • пробудить познавательную активность.
  • работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.

Умения:

  • Читать правильно и выразительно;
  • Самостоятельно работать при чтении;
  • Знать жанры произведений;
  • Уметь высказывать свое мнение о поступках героев;
  • Уметь работать в группе;

На данном уроке формируются следующие УУД:

Планируемые результаты (предметные): Понимают особенности художественного рассказа «Акула», его сюжет. Определяют кульминацию, главную мысль. Характеризуют героев произведения: характеры и поведение. Аргументируют соответствие заглавия содержанию произведения. Соотносят авторское и читательское отношение к поступку героя;

Личностные результаты: Усваивают нравственный опыт героев произведения; оценивают поступки героев и собственные, исходя из критериев общечеловеческих ценностей; следуют нравственно-этическим нормам поведения в жизни;

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Познавательные: читают вслух и про себя в темпе, позволяющем понимать прочитанное; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
  • Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
  • Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, рабочая тетрадь по литературному чтению; портрет писателя, презентация, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора презентация, дидактический материал для каждой парты (конверт с карточками).

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся
I. Организационный момент Цель деятельности: Мотивирование к учебной деятельности.
Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку.Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать. (Методический прием «Корзина понятий») Вы узнали кто это? – Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли?Составление «Кластера»: Вывод: Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были – былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине – художественный – вызывает чувства, научно-познавательный – сообщает факты Вывод:– Проведем логические цепочки (по записям). Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.Ответы учащихся. Учащиеся учатся самостоятельно работать со схемой, в парах. Учащиеся на рабочем столе (Работа в парах) выкладывают свои цепочки.
II. Выявление читательского опыта.
(Подготовка к основному этапу занятия)

Цель деятельности:
Развитие интереса к теме урока, развитие способности ставить учебную задачу. Антиципация (предугадывание предстоящего чтения). Формирование представления об Африке и акулах.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. – Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунок акулы). – Как бы Вы озаглавили? – Что знаете об этих животных? Где они обитают? После высказываний ребят – сюжет об акулах. – Какая это информация? Почему? – Что может произойти в рассказе с таким названием?Учитель предлагает по названию рассказа предугадать его содержание. Слушают учителя. Знакомятся с названием и автором рассказа, выдвигают предположения о возможном сюжете.Рассказ учащихся об акулах и Африке (материал подготовлен дома) – (научно-познавательная, сообщает факты)Ответы учащихся
III. Обогащение читательской деятельности (Усвоение новых знаний и способов действий) Цель деятельности: Овладение понятием рассказ. Целостное эмоциональное восприятие произведения. Определение лексического значения слов.
1. Чтение и слушание нового произведения. Учитель знакомит учащихся с понятием рассказ. Проводит лексическую работу со словами, встречающимися в рассказе: Африка, пустыня, палуба, якорь, хобот, фитиль, артиллерист. – Я прочитаю рассказ, а вы меня внимательно послушаете и скажете, когда переживали за мальчиков больше всего. Учитель читает рассказ, организует беседу.– Возвращение к первоначальным предположениям Совпали ли предположения? – Какой это рассказ?– Что поразило? – Расскажите, что переживали во время чтения?– Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится. Работают с рубрикой «Подсказка». Слушают чтение учителя. Отвечают на вопросы.Высказывания учащихся.
Цель деятельности: Анализ литературного произведения, иллюстрации. Составление характеристики героя и формулирование основной мысли произведения.
– Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста Учитель учит анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что привнес художник. Организует работу с таблицей. Подводит к выводу. Учитель предлагает смоделировать обложку к рассказу (книге). Предлагает учитель выполнить задание вРТ№ 2 (с. 5-6) 2. Работа с текстом произведения. 1) Чтение и работа по первой части рассказа. – Кто герой данного рассказа? – Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? – Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Перечитайте третий абзац. – Как вы думаете, как старый артиллерист относился к своему сыну? Докажите с помощью текста. – Показывает ли Л. Н. Толстой, что что-то предвещает беду? Перечитайте первый абзац. Найдите слова, указывающие на приближение беды.2) Чтение и работа по второй части рассказа. – Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? – Как Л. Н. Толстой называет акулу? Почему?3) Чтение и работа по третьей части рассказа. – Акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для их спасения? – Насколько эффективным было это решение? – Какие чувства испытывал в этот момент артиллерист? – Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы. – Могли их действия спасти мальчиков? – Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает?– Как вы понимаете фразу: «визг разбудил артиллериста»? Почему автор использует именно эти слова? Учащиеся самостоятельно моделируют обложку (определяют жанр, тему, указывают фамилию автора и заголовок) Читают вслух по частям. Отвечают на вопросы, высказывают свои мысли и обсуждают высказывания одноклассников. Заполняют таблицу. Делают вывод. Выполняют задание в рабочей тетради.Во время работы над рассказом учащиеся работают со словарём С.И. Ожегова, объясняя значения незнакомых слов. (Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И. Ожегова) Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И. Ожегова) Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И. Ожегова))
4) Составление плана рассказа. – Давайте еще раз восстановим последовательность событий в рассказе – Появление акулы – Купание в море – Остановка корабля – Спасение мальчиков – Стрельба из пушки Учитель предлагает составить картинный план рассказа. Проверка работы. – Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? – Что же такое сюжет?5) Словарная работа Откройте справочник КНИГОЧЕЙ (с.118) и найдите значение этого слова – цепочка последовательных событий, составляющих основное содержание произведения. – Из каких элементов состоит сюжет? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Слайд (элементы сюжета), (на карточках знакомятся) – Прочитайте самостоятельно значение каждого слова. Экспозиция Завязка Кульминация Развязка – Какова завязка сюжета (с чего все началось)? – Как дальше развивались события? – Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? – Какова развязка сюжета?6) Творческая работа – Сейчас вы попробуете сами определить, о каком элементе сюжета идет речь в вашем отрывке.Работа в группах по определению элементов сюжета. Работают в парах (карточки) группа 1 – кульминация гр. 2 – завязка гр. 3 – развязка гр. 4 – экспозиция гр. 5 – развитие действия до кульминациигр. 6 – развитие действия после кульминации 
IV. Обобщение изученного Цель деятельности: Ориентация в своей системе знаний.
1) Творческая работа А сейчас поработаем в группах над составлением «синквейна» (опорные слова АКУЛА, АРТИЛЛЕРИСТ) 2) Рефлексия. Учитель подводит итог. – С какими заданиями справились легко? – Что вызвало затруднение?– Как оцениваете свою работу? Составляют синквейн на основе осмысления изученной информации Учащиеся дают оценку успешности выполнения работы
V. Домашнее задани Цель деятельности: Осмысленное, выразительное чтение. Пересказ текста.
Комментирует домашнее задание. – Подробно перескажите понравившийся эпизод или прочитайте выразительно Записывают в дневник домашнее задание

16.04.2016

Ссылка на основную публикацию