Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Вопрос выбора спутника жизни во все времена был проблемным для молодых людей. Но были годы и даже века, когда вторую половинку для своего чада выбирали родители. И не всегда такой брак без любви был удачным.

В литературе примеров неудачных союзов, когда пара не была до конца удовлетворена своей жизнью масса. И одним из таких авторов стал Островский.

Он предлагает подробную характеристику Катерины в пьесе «Гроза», показывая ее стойкой и сильной, но не умеющей принимать решения в отношении себя.

Катерина и ее жизнь

Главным персонажем в произведении Островского «Гроза» является Катерина Кабанова. Это милая девушка, нежная и трогательная. Она выросла в семье, в которой царила любовь. Девушку всегда опекали и старались уберечь от лишних тягот жизни. Но при этом она не выросла ленивой и не умеющей выполнять домашнюю работу.

После свадьбы, девушка переселяется в дом своего мужа — Тихона Кабанова. Мужчину воспитывала мать, отца у него давно не было. Матери пришлось научиться управлять всем в своей жизни. У нее авторитарный характер, который в состоянии сломить силу и волю всех вокруг. Кабаниха угнетала всех вокруг:

  • сына Тихона;
  • дочь Варю;
  • невестку.

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Катерина оказывается в совершенно ином мире, непривычном для нее. Свекровь давит авторитетом, муж не отличается нежностью и лаской, он даже иногда избивает ее. Детей у пары нет, что сильно расстраивает девушку, которая столь любит нянчить малышей.

Приходит момент, когда девушка влюбляется. Но она прекрасно понимает, что замужем и ее чувства не могут иметь продолжения. Однако отдается любви и мужчине в тот момент, когда ее супруг находится в другом городе.

Екатерина испытывает муки совести и когда муж возвращается из командировки, она рассказывает все и ему, и свекрови. В ответ девушка слышит массу негодования. Муж ее избивает, свекровь говорит о том, что ее следует закопать в землю.

Давление со стороны близких людей приводит к тому, что девушка не видит смысла в своей жизни и решает покончить самоубийством. В последних строках пьесы показывается, что Тихон сильно любил жену, а его поведение спровоцировано было матерью и ее давлением.

Внешность главной героини

Характеристика Катерины в «Грозе» была бы неполной без описания ее внешности. Автор не описывает героиню прямо. О том, какая она читатель узнает из рассказов остальных персонажей.

И все они считают Катерину красивой, милой, приятной.

О ее возрасте в пьесе также нет ни слова, но судя по тому, что она находится в самом расцвете сил, можно сделать вывод, что это молодая женщина и составить ее примерный цитатный портрет.

До свадьбы девушка была полна сил и светилась счастьем. После того, как она вышла замуж и переехала в дом свекрови ее внешность увяла. Но вместе с тем женщина сохранила свою привлекательность. Веселость и девичья жизнерадостность исчезли, а их место заняли печаль и уныние.

Семейные отношения

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Мать Тихона очень тяжелый человек, который привык заправлять всем в своем доме. Но также она старается командовать в отношениях невестки и сына.

Она ревнует сына, стараясь сделать так, чтобы все свое внимание он уделял не молодой жене, а матери. Ревность пожирает женщину изнутри, не давая ей радоваться жизни и оставляя ее все время недовольной.

Она придирается ко всему и всем, особенно наседая на невестку.

Описание Катерины в пьесе «Гроза» показывает насколько тепло относился к своей героине автор. Он показывает ее как умную девушку, которая, несмотря на все придирки, уважает свою свекровь.

Муж не уделяет девушке достаточного внимания. Он разрывается между любовью к матери и жене. При этом Кабаниха ломает его так же, как и Катерину, психологически. И Тихон находит выход своей энергии в пьянках и кабаках.

Сестра героя же понимает, что невозможно стену пробить лбом и в данной ситуации следует действовать хитростью. Она постоянно врет и изворачивается. Девушка всегда говорит матери то, что она хочет услышать, но на самом деле она все делает по своему.

Не выдержав гнета матери, Варвара сбегает.

Несмотря на то что девушки совершенно непохожи характерами, они становятся подругами. Катерина и Варвара поддерживают друг друга в сложных жизненных ситуациях.

Последняя подталкивает супругу брата к встречам с Борисом. Она не хочет ничего плохого, просто такие тайные встречи были для нее отдушиной, способом не сойти с ума.

И для Катерины она хотела лучшего, не понимая что развязка может быть совершенно иной.

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

С супругом у Катерины также довольно непростые отношения. Он слабовольный и бесхарактерный. По науськиванию матери он часто ругает жену и даже избивает ее. А это не привносит любви и романтики в жизнь семьи.

Недовольство женщины начинает расти день ото дня. Она понимает, что придирки к ней надуманы, но это не мешает ей чувствовать себя ненужной и сломленной. Постепенно она приходит к мысли, что надо что-то менять в своей жизни. Мысль о самоубийстве все чаще посещает девушку.

Характер персонажа

Нрав персонажа кроткий и мягкий. Она совершенно не умеет стоять за себя. Девушка любит предаваться мечтам и фантазиям. Она очень романтичная барышня.

Люди считают ее довольно странной. Этот образ создается благодаря пытливому уму Катерины и ее способностью интересоваться довольно необычными вещами. Девушка по своему характеру очень кроткая и неконфликтная. Она прощает свекрови и мужу:

  • жестокость;
  • несправедливость.

В целом же девушку все, кроме близких людей, считают доброй, мягкой и отзывчивой. Но это не мешает ей чувствовать себя ненужной в этом мире и совершенно чужой.

Свобода и религиозность

Если говорить кратко, то история жизни Катерины немного иная, чем у других людей. Она всегда мечтала о свободе. Но ее интересовала свобода не физическая, когда никто не ограничивает ее действия. Девушке была нужна свобода духовная, когда ее никто не будет угнетать, распоряжаться ее судьбой.

Катерина не настолько сильна душой, чтобы смочь поставить свекровь на место и прекратить ее нападки. Но она не в состоянии и жить в тех рамках, в которые ее загнали. На эту тему она постоянно рассуждает сама с собой и даже пишет небольшой синквейн. Ее постоянно преследует мысль о смерти, цитаты из пьесы указывают на это еще до встречи с Борисом.

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Но именно эта запретная любовь и обнародование ее отношений стало причиной того, что Катерина бросилась со скалы. Давление со стороны свекрови и мужа, их жестокость только помогли ей принять это решение.

Религиозность Катерины не показная. Она по-настоящему верит в бога и старается соблюдать все канонические законы. Придя в церковь, девушка испытывает особое чувство невесомости и блаженства. Она словно ангел. Но любовь и страсть уничтожают веру и религиозность. Она платит за несколько дней счастья не только отказом от нравственности, но и самым страшным грехом христианина — самоубийством.

Борис и запретная любовь

До того момента, как в городе появился Борис, девушка даже не думала о том, чтобы восполнить свой недостаток любви каким-либо способом. А тем более изменой.

Но при виде молодого человека, она понимает, что жаждет страсти и любви. Но Катерина тяготится своими чувствами. Она старается унять свои желания, но при этом ей хочется совершенно иного.

Варвара объясняет женщине, что эти чувства помогут ей выжить в сложном мире семьи Кабановых. Несмотря на то что Катерина старается не воспринимать слова сестры брата в серьез. Однако, со временем она понимает, что это единственный выход из положения. Она сможет справиться с собственными чувствами, только если пойдет на поводу у них.

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Десять дней в жизни женщины стали настоящим раем. Она любила, ее безумно любили. Вся ее жизнь была похожа на сказку. Но она закончилась.

После этого существование Катерины стало настоящим адом. Она терпела издевки, унижения, упреки. Борис же не только не помогает своей возлюбленной, он отказывается от нее, чтобы не потерять наследство дяди.

Все это приводит к тому, что жизнь женщины теряет смысл, и она решается покончить с нею. Ведь с миром людей ее больше ничего не связывало.

Катерина Кабанова — это женщина с нежной и ранимой душей. Она не могла постоять за себя, не могла противиться обстоятельствам. Постоянные насмешки и издевки со стороны мужа и свекрови привели к тому, что она чувствовала себя в ловушке. Смерть в ее случая могла стать освобождением, подарить ей свободу. Именно эта безысходность для человеческой души и оставляет печаль в душе читателя.

Характеристика Катерины из пьесы "Гроза": образ, характер, цитатная характеристика

Впервые пьесу Александра Николаевича Островского увидел мир второй половины 19 века. В это время все повсюду обсуждали предстоящие изменения. Современники писателя увидели в «Грозе» призыв к свободе и нововведениям.

«Гроза» считается вершиной творчества Островского и одним из самых выдающихся произведений отечественной драматургии. Автор рассуждает над проблемами взаимоотношений двух совершенно разных поколений. Также подняты вопросы семьи, брака, покаяния. Ключевая фигура пьесы – Катерина Кабанова.

Читайте также:  Сочинение какую победу вы бы назвали самой трудной для человека

Краткая характеристика

Катерина – молоденькая девушка, которая до замужества жила тихо и спокойно. Она с удовольствием посещала церковь, видела яркие сны, помогала матери. Однако после свадьбы с Тихоном Кабановым увядает на глазах, становясь жертвой действий свекрови. Пытаясь выбраться из «темного царства», девушка начинает тайно встречаться с незнакомым мужчиной.

Подробный образ и характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Место героини среди других персонажей

Екатерина занимает первенствующее место в пьесе. Именно ее мысли, чувства, переживания показываются наиболее развернуто.

Она зависит и финансово, и морально от мужа и свекрови, так как живет в патриархальном обществе. Кабаниха постоянно упрекает и критикует девушку из-за своего деспотичного характера, а Тихон ничего поперек матери не может сказать или сделать.

История жизни Екатерины

История жизни героини привычна для того времени. Девушку в юном возрасте выдают замуж, потому как другого выхода не было. Супруга Катерина не любит, а просто жалеет. Неожиданно для самой себя она начинает испытывать теплые и нежные чувства к Борису, молодому и образованному человеку, племяннику влиятельного в городе человека. Эта влюбленность становится роковой для Катерины.

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Жизнь и детство в родительском доме

Еще с раннего детства Екатерина была укутана любовью, лаской, заботой, теплом. Росла девочка в доме зажиточного купца. Мать жалела дочку и не нагружала сильно работой и домашними делами, именно по этой причине девушка «жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле». Одевала мама дочку, словно куклу.

В детстве Катерина полюбила всей душой церковь. Но часто в течение службы мысли девушки витали далеко-далеко в небесах.

Родители воспитали в Катерине чистоту и искренность души, а также неумение врать.

Отношения в семье

Катя хоть и замужем за Тихоном, но хозяйкой дома по праву считается Марфа Игнатьевна.

Тихая Катерина не вмешивается в семейные и домашние дела, несмотря на это, она пугает Кабаниху. Девушка не чтит устаревшие традиции и обычаи. Поэтому не стала выть, провожая мужа в дорогу.

Отношение Кабанихи к Кате

Кабаниха невесту не просто недолюбливает, а презирает и не уважает. Женщина изо дня в день критикует и буквально морально нападает на девушку. При том Катерина не вступает в открытые споры и конфликты. Отказ Кати от правил и порядков Кабанихи приводит к образованию семейного раздора.

Марфа Игнатьевна управляет не только своей жизнью, но и судьбами домочадцев.

Муж и отношения с ним

Тихон говорит Катерине о своей любви, прощает и жалеет жену. Только он подчиняется словам своей матери и не может возражать ей. Чаще всего поступки героя совершены под влиянием Кабанихи.

Смерть Катерины

Катерина ощущает страх перед самой собой, перед богом. И страх этот напрямую связан с ее грешной любовью. Девушка признается мужу в измене всенародно, во всеуслышание. Не имея ни малейшей надежды на понимание, поддержу, прощение, она сбрасывается в реку.

Катерина часто представляла себя волной птицей, и последние мгновения жизни дали ей возможность испытать ощущение свободного полета.

Внешность героини

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Четкого описания Катерины Кабановы в «Грозе» нет. О внешности героини можно судить из уст других героев произведения. Они считают ее прелестной, красивой, восхитительной. Упоминается, что Катерина находится в расцвете сил.

До замужества девушка буквально светилась изнутри, но даже после свадьбы осталась недурна собой. Только жизнерадостность сменилась на уныние и тоску.

Черты характера Катерины

Характер Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Девушка выделяется на фоне остальных участников пьесы. Катерину можно назвать сильным и стойким человеком. Но также впечатлительная, мечтательная и задумчивая сторона характера переплетается со свободолюбивой и решительной.

Даже живя в доме и подвергаясь тиранией Кабанихи, Катерина смогла сохранить твердость и чистоту. Она отказывалась подчиняться правилам Марфы Игнатьевны.

Девушка пытается отыскать личное счастье, но заводит себя в тупик, находясь под воздействием религиозной нравственности и появившегося чувства.

Стремление к свободе

На долю героини выпала несчастная судьба. Душа Катерины рвется к небесам, к свободному полету в чистом небе, к духовному раскрепощению. Неспроста в «Грозе» периодические упоминается птица – символ свободы.

  Катерина сравнивают свою жизнь до замужества с вольной птицей. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».

Только эта птичка попала в клетку, а именно в дом Кабановых.

Религиозность

Девушка с раннего детства посещала церковь. Она помнит о прощении и милосердии, но воспринимает Бога страшным судьей, воля которого – карать и запрещать.

История любви Катерины и Бориса

Молодые люди влюбляются друг в друга, но боятся признаться в этом. Они не могут никак встретиться наедине, ведь Катерина несвободна. Они видятся лишь на бульваре и в церкви. Отъезд мужа девушки побудил героев тайно встречаться по ночам («И все-то десять ночей я гуляла»). На свиданиях они признаются друг другу в любви. Последняя встреча состоялась в лесу, незадолго до смерти Катерины.

Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»

О внутреннем конфликте героини можно говорить как о трагическом. В ней борются стереотипы патриархального сознания с требованиями живой натуры.

Цитатная характеристика

Рассмотрим речевую характеристику Катерины.

В сложные моменты девушка сетует:

«кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Душа Катерины увядает в «темном царстве»:

«Я у вас завяла совсем».

Девушка свободолюбива:

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Катерине не хватает простых добрых слов и обычной человеческой поддержки:

«Точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что.»

Сочинения

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры

Драма «Гроза» известного писателя Островского повествует о непростом существовании молодой девушки в мире злых, жадных и необразованных людей «темного царства». Катерина Кабанова – луч света в нем.

Героиня жила и воспитывалась свободно: «как птичка на воле». К сожалению, она не по своему желанию вышла замуж за Тихона Кабанова и живет с его матерью. Мужчина не имеет личной точки зрения, своего мнения, подвластен свой маме – Кабановой Марфой Игнатьевной.

Девушка чувствует себя в гармонии сама с собой. Катерина не подвластна злобам, обидам, ненависти. Для нее есть добро, любовь, свобода. При этом героиня не сломалась под гнет Кабанихи, а это говорит о силе ее характера.

Но душевная трагедия повлекла за собой смерть. Катерина просто бы не выжила в этом ужасном царстве. Я считаю, у нее просто не было другого выхода. Героиня «Грозы» была бы слишком светлым человеком для мира, где правит Кабаниха и ей подобные.

Образ Екатерины из пьесы «Гроза»

Русская литература предоставляет множество примеров удивительных женщин: Татьяна Ларина, княжна Мери, Ольга Ильинская. Островский создал свой образ – Катерину Кабанову в пьесе «Гроза».

Любовь и забота в детстве, приверженность к церкви воспитали в юной девушке стремление к свободе, чистоту разума и искренность. Вера девушки в Бога не имеет границ, но в согласии с религиозными правилами и со своей душой она не живет. Вся жизнь Катерины – один сплошные противоречия.

Она изменяет мужу, ища счастье в другом незнакомом человеке. Хотя эта любовь больше от безысходности. Не умея врать, Катя признается и мужу, и Кабанихе, и всему народу о своем поступке.  «Так не лучше ли и правда в могилу?», — думает девушка. Она не может больше бороться сама с собой, со своей верой, с этим «темным царством» и погибает.

Критика об образе героини

Наиболее известны две точки зрения.

Так, известный российский критик Добролюбов относился к Екатерине, как к «лучику света в темном царстве». Характер оценивал «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным». А сила характера заключалась «в силе и гармонии». Он сравнивает девушку с полноводной речкой.

Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы» с Добролюбовым не согласился. Он отметил, что мысли и поступки Катерины полны противоречий. Девушка запутала свою жизнь и посчитала лучшим решением «самый простой и глупый способ — самоубийством».

Личное отношение к персонажу разных читателей

С «Грозой» Островского знакомятся подростки еще в школы. И все помнят, что Катерина – «луч света» и сильный русский характер, если судить по школьной программе. Решила уже в более зрелом возрасте перечитать пьесу без оглядки на критиков.

Тот самый «луч света в темном царстве» постоянно безвольно соглашается со всеми и жалуется на жизнь. Только героиня считает, что во всем виновен кто угодно, но не она («Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел»). Непонятно, чем она занимается.

Читайте также:  Данте алигьери - песнь 30: чистилище: божественная комедия: читать стих, текст стихотворения поэта классика

Есть лишь постоянные разговоры про мечты, грех и молитвы, но ни единой попытки изменить хоть что-то. Одно темное царство без единого лучика. На примере Катерины Островский показывает всю тяжесть и горечь лжи. Ради искренней любви героине приходится обманывать своего мужа и подвергать свою душу насилию.

Изнуренная этим, девушка губит не только свою жизнь, но и жизнь супруга. Основная мысль произведения, на мой взгляд, заключается в отстаивании своих интересов. Нужно стремиться к знаниям, духовной свободе, красоте. В противном случае все лучшие духовные порывы будут истреблены ханжескими устаревшими порядками.

А вам нравится образ Екатерины Кабановой? Правильно ли она поступала? Поставьте ей лайк или дизлайк на основе своего отношения!

Характеристика Катерины (Гроза)

Публикация «Грозы» пришлась на 1860 год. Непростые времена. В стране пахло революцией. Путешествуя по Волге в 1856 году, автор делал наброски будущего произведения, где старался изобразить наиболее точно купеческий мир второй половины 19в. В пьесе лежит неразрешимый конфликт.

Именно он привел к смерти главной героини, не справившейся со своим эмоциональным состоянием. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» портрет сильной, неординарной личности, вынужденной существовать в условиях небольшого патриархального города.

Девушка не смогла простить себе измену, отдав себя на людской самосуд, даже не надеясь заслужить прощение. За что и поплатилась жизнью.

Катерина Кабанова – жена Тихона Кабанова. Невестка Кабанихи.

Образ и характеристика

После замужества мир Катерины рухнул. Родители ее баловали, лелеяли, словно цветок. Девушка росла в любви и с чувством безграничной свободы.

«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, то и делаю».

Стоило ей очутиться в свекровином доме, все изменилось. Порядки, законы те же, но теперь из любимой дочери Катерина стала подчиненной невесткой, которую свекровь ненавидела всеми фибрами души и даже не пыталась скрывать своего отношения к ней.

Совсем юной ее отдали в чужую семью.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще». Так положено, для Катерины это было нормальным. По любви в те времена никто не строил семью. Стерпится-слюбится. Она готова подчиниться, но с уважением и любовью. В доме мужа о таких понятиях не ведали. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле…»

Катерина свободолюбива. Решительна.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!». Она не из тех, кто подчиняется самодурам. Грязные интриги со стороны Кабановой ей не страшны. Для нее свобода главней всего. Не выполнять идиотские приказы, не прогибаться под чужое влияние, а делать то, что душа пожелает.

Ее душа томилась в ожидании счастья и взаимной любви. Тихон, муж Катерины, любил ее, по-своему, как умел, но слишком сильно было влияние его матери на него, настраивающей против молодой жены. Проблемы он предпочитал глушить алкоголем, а от конфликтов в семье сбегал в дальние командировки.

Катерина часто оставалась в одиночестве. Детей с Тихоном не нажили.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это». Девушка все чаще грустила о своей никчемной жизни, молясь перед алтарем.

Катерина религиозна. Походы в церковь словно праздник. Там она отдыхала душой. Ребенком ей слышалось пение ангелов. Она верила, что мольбы Бог услышит везде. Когда не было возможности сходить в храм, девушка молилась в саду.

Новый виток жизни связан с приездом Бориса. Она понимает, что страсть к чужому мужчине ужасный грех, но справится с ней не в силах.

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Она пыталась сопротивляться, но сил и поддержки у нее не хватило: « точно я стою над пропастью, а удержаться мне не за что». Слишком сильно оказалось чувство.

Грешная любовь подняла волну внутреннего страха за свой поступок. Чем сильнее росла любовь к Борису, тем больше она ощущала греховность. Как за последнюю соломинку хваталась, взвывая к мужу с просьбой забрать ее с собой, но Тихон недалекий человек и не смог понять душевных страданий жены.

Плохие сны, необратимое предчувствие надвигающейся беды сводили с ума Катерину. Она чувствовала приближение расплаты. С каждым раскатом грозы, ей казалось, что Бог кидает в нее стрелы.

Устав от внутренней борьбы, Катерина публично признается мужу в измене. Даже в этой ситуации бесхарактерный Тихон был готов простить ее. Борис, узнав о ее раскаянии, под давлением дяди покидает город, бросив любимую на произвол судьбы. Катерина не получила от него поддержки. Не выдержав душевных мук, девушка бросается в Волгу.

Катерина — образ и характеристика героини драмы А. Н. Островского «Гроза»

Александр Николаевич Островский всё своё творчество посвятил исследованию мира русского купечества. Он сказал о нём так много и так исчерпывающе, что после него уже никто ничего нового сказать не смог.

Но патриархальное устройство этого мира показано им как «тёмное царство», в котором царят произвол, слепое повиновение, страх одних перед другими.

Характеристика образа Катерины помогает понять страшный семейный деспотизм, господствовавший в быту части купечества того времени.

«Мысль семейная»

В литературе XIX в. много произведений, в которых прослеживается эта тема. Можно вспомнить семью Лариных из пушкинского «Евгения Онегина», в которой царили мир, согласие и взаимопонимание. В этой патриархальной семье «хранили… привычки милой старины», а детей воспитывали в наивной вере в предания, предсказанья, но в то же время приобщали к чтению французских романов.

Или семья Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка», в которой также царили согласие, любовь и уют. Именно в семье Петруша Гринёв получил основные нравственные уроки о чести, справедливости, чувстве морального долга перед Отечеством. «Береги платье снову, а честь смолоду», — учил его отец.

Совсем другая атмосфера в семье Кабановых, куда попадает Катерина после замужества. Это также патриархальная семья, но нет в ней ничего похожего на то, что видели читатели в семьях Лариных или Гринёвых. Почему так отличалась семейная атмосфера в различных произведениях той же эпохи?

Сначала о том, что означает выражение «патриархальная семья».

Патриархальная семья

В патриархальной семье главой является отец. Понятие «патриархат» в переводе с греческого означает «власть отца» (от πατήρ — «отец»).

Древняя Греция и Древний Рим были патриархальными. Аристотель, например, считал женщин интеллектуально и физически менее полноценными, чем мужчины, и утверждал, что женщины должны находиться в собственности мужчин, рожать детей и служить мужчинам в доме. Это, по его мнению, естественно.

Совсем не так было в Древнем Египте. Там женщины не только самостоятельно могли заниматься торговлей, но также имели право участвовать в местном суде, продавать и покупать недвижимость, получать ссуды, заверять юридические документы.

В России распространилось греческое понимание роли женщины в семье в связи с завоеваниями Александра Македонского, бывшего учеником Аристотеля.

Характеристика Катерины

Катерина — главная героиня драмы А. Островского. Полное её имя — Катерина Петровна Кабанова, она жена Тихона Кабанова. Это молодая красивая женщина с открытым свободолюбивым характером. Она из мещанской семьи.

Воспитание

Детство Катерины было вполне безоблачным: в родном доме её любили и берегли, не ограничивали свободу.

О детстве и юности Катерина сама рассказывает в своих монологах, которые по настроению и напевности сходны с русскими народными песнями.

Они наполнены радостью бытия и любовью окружающих: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю…» В родительском доме она чувствовала себя вольной птичкой.

Вся юность Катерины полна светом и радостными переживаниями. В её вере переплелись языческие и христианские мотивы, которые в душе девушки соединились в одно яркое ощущение счастья. Она радуется, находясь в храме, в саду, где кланяется солнцу, деревьям и траве.

Рано утром, выйдя в сад, она плачет от переполняющего её счастья и на коленях молится всему, что её окружает. В одном из монологов она вопрошает: «… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.

Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…» Эти слова говорят о её возвышенной душе.

Замужество

Но вот пришло время выходить замуж, и Катерина стала женой Тихона. Замужество её не было насильственным, но не было там и любви. Просто пришло время, а по патриархальной традиции принято было спокойно подчиняться общепринятому распорядку.

О любви речи не шло вообще. Если вспомнить разговор Татьяны Лариной с няней, то увидим то же самое.

— Была ты, няня, влюблена? — спрашивает Татьяна.

  • И няня отвечает:
  • И полно, Таня! В эти лета
    Мы не слыхали про любовь;
    А то бы согнала со света
  • Меня покойница свекровь.
Читайте также:  Сочинение: Человек на войне ( по повести В.Быкова «Сотников»)

Татьяна и няня в слово «любовь» вкладывают разные смыслы: для крестьянки это слово означало запретное чувство не к мужу, а к чужому мужчине. А для романтичной Татьяны, начитавшейся французских любовных романов, любовь — возвышенное чувство.

В доме Кабановых Катерина оказывается в «темном царстве» духовной тюрьмы. Чистая, мечтательная, верующая девушка попадает в мир, где ей нечем дышать. Муж никогда не заступается за неё, он действует по указке матери, у которой в подчинении весь дом.

Катерине особенно тяжело, потому что она не идёт на компромиссы, как, например, Варвара, сестра Тихона. Она не умеет обманывать и притворяться. «Здесь все как будто из-под неволи», и такая жизнь для неё становится невыносимой.

Её душевное состояние усугубляют и приходящие в дом Кабанихи странницы, которые «по немощи своей далеко не ходили, а слыхать много слыхали».

И светлый мир Катерины постепенно затемняется разговорами о «последних временах», о людях с пёсьими головами, о скором конце света.

К тому же у Катерины нет детей, и это обстоятельство её очень угнетает. Она очень любит детей и считает, что они скрасили бы её тяжёлое душевное состояние. Кабаниха же обижает молодую невестку, но та все обиды сносит терпеливо и уважительно относится к свекрови.

Отношения Катерины с Борисом

Борис — племянник Дикого. Он приезжает в город Калинов и влюбляется в замужнюю Катерину, она отвечает ему взаимностью. Но наедине им негде встречаться, они видятся только на бульваре и в церкви.

Когда муж Катерины уехал по делам из города, Катерина и Борис 10 дней тайно встречаются каждую ночь. Но после возвращения Тихона их тайные встречи прекращаются. Катерина тоскует по Борису, не может скрыть своих чувств и рассказывает о своей измене мужу и свекрови.

Избитая мужем, она попадает под ещё больший гнёт Кабанихи, и жизнь её в их доме становится невыносимой. Варвара описывает состояние Катерины так: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит, безответная.

Только плачет да тает, как воск…»

История любви Катерины и Бориса заканчивается тем, что Дикой отсылает племянника по делам в Сибирь на 3 года. И Борис не спорит: он надеется получить наследство от своего родственника, а значит — надо подчиниться.

Катерина хочет, чтобы он взял её с собой, просит об этом, но и здесь Борис малодушничает — он боится Дикого. Прощаясь с любимой женщиной, Борис рыдает, но ничего не делает для неё.

Фактически он предаёт Катерину и свою любовь.

И больше Катерине нет смысла жить. Она бросается в Волгу и погибает. Кабаниха говорит плачущему над мёртвой женой Тихону: «…Полно! об ней и плакать-то грех!..» Тихон добрый человек и по-своему любит жену, но он полностью лишён воли и весь в подчинении матери. Хотя и поздно, но всё-таки из его души вырывается протест: над телом Катерины он кричит: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы!..»

Вывод

Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом.

Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно.

Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.

Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.

Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Катерина («Гроза»)

Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским после экспедиции по Верхней Волге в 1859 г.

Произведение начинает продолженную в других сочинениях («Снегурочка», «Бесприданница»), тему несчастной, неразделённой любви.

Характеристика образа Катерины отображает всё светлое, поэтическое, духовное, что присутствует в каждом русском человеке, воспитанном на вере в Бога и почитании народных традиций.

Сюжет

Каждое произведение классиков 19 века раскрывает противостояние двух миров: злого и доброго, старого и нового, возвышенного и приземлённого. В этот раз столкнулись «домостроевские порядки» и духовно-народное мировоззрение.

Конфликт усугубляется ещё тем обстоятельством, что совсем немного времени (год с небольшим) остаётся до отмены крепостного права, и «домостроевцы», чувствуют, что их безграничной власти над душами и судьбами народа приходит конец.

Трагедия разыгрывается в провинциальном городке Калинове, стоящем на высоком берегу Волги.

История Катерины очень схожа с судьбой многих молодых девушек того времени, отданных замуж не по любви, попавших под гнёт злобных свекровей и не получающих поддержки и защиты от мужа.

Катерина добрая, нежная и чуткая, воспитанная в ласке и любви, ждёт такого же доброго и заботливого отношения к себе от мужа и свекрови.

Но встречает лишь злобу со стороны Марфы Кабановой и безучастие со стороны мужа, находящегося в полной физической и духовной зависимости от деспотичной матери. Кабаниха считает Катерину помехой в её отношениях с сыном, постоянно пеняет ей.

В бесхарактерном, забитом, выпивающем Тихоне молодая женщина не видит должного защитника, опоры и поддержки.

Народность в образе Катерины

Издревле русский народ был тесно связан с природой: с восходами и закатами, грозами и зноем, травами, цветами и деревьями. Близка к природе и Катерина.

Вся история рассказанная Островским в драме, переживания главной героини сопряжены с природным явлением — грозой.

Она чувствуется вначале драмы, когда в воздухе всё замерло, затихло, наполнено непонятной тревогой и ожиданием страшной, надвигающейся неумолимой беды. Грозы страстно боится Катерина.

Мечты героини связаны также с природой: она хочет быть как птица («отчего люди не летают?»)

Детство Кати было чистым и безоблачным. Она жила с матерью в любви и согласии, без забот и печали. Молодая женщина вспоминает, как близка была к природе и к Богу: поливала цветы в своём саду, бегала на речку, как они с матерью ходили в церковь и принимали у себя странниц и богомолок, как чудесно проводили вечера в пении и рукоделье.

Героиня сама как цветок, который цвёл и распускался в родном доме, но, вырванный с корнем из него и попавший в чужой дом, оставшийся без заботы и ласки, чахнет и вянет.

Религиозность Катерины

Необычно отношение Катерины к Богу и церкви. Она и молится не как все, которые слушают батюшку. В церкви она вся отдаётся во власть Богу, и когда глядит на сияние, исходящее из-под купольного пространства, мерещатся ей танцующие ангелы.

Молитвы вызывают в ней слёзы очищения. «А то, бывало, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра.

Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут».

Она в доме Кабанихи хочет найти любовь и ласку. Живёт Катерина, ни в чём не переча свекрови, почтительно относится к мужу, но ответной реакции на свои порывы не получает. Не нашла она ответной любви и у Бориса, которому важнее дядюшкины наказы, чем любовь молодой женщины.

В том и есть весь трагизм пьесы, что набожная, любящая природу и никому не желающая зла женщина совершает сразу два смертных греха: изменяет мужу и совершает самоубийство. Значит жизнь для неё в доме Кабановых с нелюбимым мужем страшнее божьего суда. «Горячая», стремительная, живая натура героини задыхается, вянет в доме, где она ищет любви и сочувствия, но не находит.

Катерина и Борис

К сожалению, сердце и душу отдала Катерина недостойному человеку. Всё, что нужно было Борису — весело погулять. Он видит в ней не любящую женщину, а лёгкую добычу, которая сама идёт к нему в руки.

Борис не задумывается о последствиях их связи, не понимает душу женщины, не привыкшей обманывать. Любовь же Катерины самоотверженная, всепоглощающая.

Героиня не боится людской молвы, но беспокоится о любимом человеке, поэтому просит у него прощения за беспокойство, которое причинила ему.

Характер

Неудачное замужество не изменило характер Катерины, не сломило её свободолюбивый дух, горячность, мечтательность. Запертая, как птица в клетке, в доме Кабановых она не выдерживает несвободы, и улетает, но, к сожалению, не вверх, а вниз.

Заключение

Образ Катерины, созданный А. Н. Островским в пьесе «Гроза», ещё раз доказывает всю несостоятельность существующего «домостроя», и как следствие, его скорую кончину.

Ссылка на основную публикацию