Экологическая проблема в повести «прощание с матерой» (в. распутин)

Слайд 1Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Описание слайда:

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» Все прогрессы реакционны, если рушится человек. А. Вознесенский

Слайд 2Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин) Слайд 3Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Описание слайда:

Главные вопросы: – Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придется стыдиться за свои поступки перед будущим? – Может, человек больше обрел, чем потерял?

Слайд 4Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Описание слайда:

Проблемы, поставленные В.Распутиным в повести «Прощание с Матёрой» Проблемы духовные (совесть, память, вера); Проблема существования народа, опасности утраты его самобытности, культуры; Проблема экологии, а также экологии души; Проблема противоречий между городом и деревней; Проблема народа и власти

Слайд 5Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Описание слайда:

Смысл конфликта повести

Слайд 6Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Описание слайда:

В развитии конфликта главная В развитии конфликта главная роль у героини повести – Дарьи.

Слайд 7Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Слайд 8Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Слайд 9Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Слайд 10Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Слайд 11Описание слайда:

Философский конфликт Философский конфликт повести – противостояние жизни и смерти, добра и зла.

Слайд 12Описание слайда:

Традиционные символы и образы жизни

Слайд 13Описание слайда:

Дом- основа жизни, залог укоренённости человека, его памяти о тех, кто был до нас «,к ответственности перед теми», «кто после нас придет». Дом- основа жизни, залог укоренённости человека, его памяти о тех, кто был до нас «,к ответственности перед теми», «кто после нас придет». Дарья- хранительница Дома, хранительница жизни.

Слайд 14Описание слайда:

Словарная работа: Прощание- расставание Проститься- 1) с кем-либо обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться. Матёра- матёрый; мать; материк. Матёрый- 1) полный сил, крепкий, достигший полной зрелости; 2) опытный, знающий; 3) неисправимый, отъявленный.

Слайд 15Описание слайда:

Никакое общество…не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа, это все равно что, порубив корни, уповать на ветви. Никакое общество…не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа, это все равно что, порубив корни, уповать на ветви. В. Распутин

Слайд 16Описание слайда:

…патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к её родной земле, ревность её заветам, почитание праха и слова её, страдания за все её страдания и вера в её очистительный исход В.Распутин

Слайд 17Описание слайда:

Художник в своих исканиях и методах может позволить себе все что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к её святыням. Художник в своих исканиях и методах может позволить себе все что угодно, кроме одного – равнодушия к родине и небрежения к её святыням. Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни. В. Распутин

Слайд 18Описание слайда:

Четыре подпорки у человека в жизни: Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом В.Распутин

Повесть В. Г. Распутина Прощание с Матерой: проблема экологии

Сочинение «Проблема экологии в “Прощании с Матерой”» школьники пишут уже в старших классах. К этому времени ученик представляет собой уже практически сформированную личность, способную анализировать, проводить параллели между художественным произведением и реальной жизнью, предлагать собственную точку зрения, обоснованную различными аргументами.

Сюжетные линии

Произведение В. Г.

Распутина пронизывает множество нитей, связывающих людей друг с другом, с Матерой, где они живут, с социальным строем, который требует от человека прилагать усилия к обустройству новой счастливой жизни и безжалостно стирать прошлое. Но может ли выстоять система, отрицающая собственные корни?Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Проблемы экологии в произведении «Прощание с Матерой» затрагивают экологию и человеческих отношений, и веры каждой отдельной личности, и поступков, и, конечно, состояние окружающей среды. Будьте благоразумны, прочитайте данное произведение, если ещё не брали его в руки, и обратите внимание на следующие важные детали.

Природа и человек

Каждый из нас биологически принадлежит к природе.

В ходе своего исторического развития человек научился демонстрировать свою силу, создавая себе всё лучшие условия жизни: в буквальном смысле осушать моря, поворачивать вспять течение рек, сравнивать горы с землей.

Порой мы не задумываемся о последствиях, и лишь сегодня мы обрели способность видеть плоды деятельности, имевшей место многие десятилетия (и даже столетия) назад.

Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Именно люди истребили многих животных, стали источником загрязнения окружающей среды, способствовали глобальному потеплению. И хотя в повести Распутина «Прощание с Матерой» проблема экологии в её прямом значении явно поднимается лишь в некоторых фрагментах, общий фон произведения заставляет читателя задуматься.

Убеждения и ценности

Каждый герой повести имеет собственную систему ценностей. Хотя Матера – родное место для каждого из них, отношение к ней у каждого свое. Старшее поколение не знает жизни вне родного острова, вне своей маленькой деревни.

Для них стереть Матеру с лица земли – всё равно, что подписать себе приговор: для них закрыт этот новый мир с буйным ритмом жизни, глобальными планами, сроками выполнения задач и «пятилеткой за три года». Эти люди помнят свои корни. В «Прощании с Матерой» проблема экологии для них – не главное.

У стариков отбирают святое – их землю, их память, их молодость.

Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)Младшее поколение – это люди, жаждущие действий. Как известно, все революции мира осуществлялись руками молодёжи, потому что они не просто хотят счастья – они к нему стремятся. Чувство уважения к прошлому вырабатывается по мере взросления, и этим людям ещё непонятны убеждения стариков. За глаза они смеются над ними, потому что верят в перспективы, которые сулит завтрашний день. Они имеют на это право, так было всегда.

Самым невзрачным, а с другой стороны, и самым рациональным, выглядит среднее поколение. Они – их родители – ещё живы, но у них уже есть дети, и они просто обязаны понимать и тех и других, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому персонажи среднего возраста кажутся «ровными» и не выделяются крайностями в характере.

К светлому будущему

На уроках литературы данное произведение обычно рассматривается с одной точки зрения. Новая власть оказывается виноватой в том, что не прислушивается к людям, и в этом есть свой смысл. Но помните ли вы, как происходила индустриализация, электрификация, коллективизация страны? Как отбирали у церквей их имущество? Казалось бы, ужасные вещи.

Но Великая Отечественная война показала: только благодаря этим действиям властей были получены ресурсы – финансовые, промышленные, материальные, – чтобы выстоять и защитить нашу Родину. Проблема экологии в «Прощании с Матерой» – это сложный вопрос, и его нельзя рассматривать однозначно.

Однако обязательно нужно отметить один важный момент, которому оправдания как не было, так и нет.

Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Взаимопонимание

Разные поколения могут иметь разную веру: старики – уважать предков, корни, родную землю; молодежь – жаждать действий, движения вперед, демонстрации своей силы. Но неумение и, главное, нежелание понимать друг друга – вот основная проблема повести, если копнуть чуть глубже.

Вопрос отцов и детей, так ярко продемонстрированный ещё Тургеневым, встает во всей своей полноте: как можно говорить о проблеме экологии в «Прощании с Матерой», если люди не могут понять друг друга даже в мелочах? И только в тот момент, когда мы научимся видеть чужую точку зрения, мы сможем решать по-настоящему сложные вопросы без применения насилия.

Прививка от глупости

Как известно, за глупость не осуждают, но ругают за нежелание умнеть. Обратите внимание на следующий аргумент по проблеме экологии в «Прощании с Матерой»: власти, разрушающие природу руками молодежи, уже отжили своё – мы знаем это из уроков истории. Той страны больше нет, и общество стало умней.

Конечно, решить проблемы государства можно было и иными способами, но грабли, пройденные в то время, оказались действенными.

Страшно представить, что бы натворили люди с такими убеждениями сегодня, когда человеческие возможности многократно приумножились.

Таким образом, «экологические глупости» сорока-, пятидесяти- и столетней давности можно считать прививкой от их повторения и усугубления в будущем.

Параллели с современностью

В завершение хотелось бы отметить, что вопрос отрицания корней, стирания прошлого в пользу светлого будущего остро поднимается сегодня.

Читайте также:  Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

С приходом новой власти в соседней, кровно родственной нам стране наши общие предки оказались подвергнуты пересмотру.

Нет ничего плохого в том, чтобы развивать национальную идентичность, но если она построена на разрушительном, а не созидательном начале, она не выстоит долго.

Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Так же как и в «Прощании с Матерой», проблема экологии отношений между поколениями приобретает особую значимость: без взаимопонимания внутри страны не может быть построено никакого будущего, без желания учесть интересы каждой стороны не удастся сдвинуть с места тяжелый груз ответственности властей перед каждым гражданином. А иначе выйдет, как у дедушки Крылова в басне про Лебедя, Рака и Щуку: каждый потянет в свою сторону, телега и развалится.

В. Распутин. «Прощание с Матёрой»

  • Сегодня
    мы…
  • · Поговорим о таком явлении, как затопление городов и деревень при
    строительстве гидроэлектростанций.
  • · Узнаем, как это явление отражено в повести Валентина Распутина
    «Прощание с Матёрой».
  • · Порассуждаем о проблематике повести и её художественном
    своеобразии.
  • · Узнаем, как показываются отношения человека и природы в повести.

1950–1960-е
годы в СССР стали эпохой грандиозных проектов и масштабных строек. Страна в то
время восстанавливалась после Великой Отечественной войны, а для стремительного
развития промышленности нужна была дешёвая электроэнергия.

Отчасти выходом стало
строительство сразу нескольких крупных гидроэлектростанций, таких, как Братская
ГЭС, Саяно-Шушенская-ГЭС, Красноярская ГЭС.

Размах
этих проектов сложно себе представить. Во-первых, они были объявлены ударными
стройками и со всего Советского Союза на них съезжалась комсомольская молодежь.

Во-вторых, потрясал сам масштаб происходящего:
укрощение стихии, возможность изменить русло огромной реки, перекрыть его и
построить на нем плотину, которая защищает людей от наводнения и дарит им
электричество! Строительство ГЭС
казалось настоящим торжеством человека над природой.

Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Неудивительно,
что каждая такая стройка привлекала поэтов, прозаиков, журналистов…

О
перекрытии Ангары писал в своей поэме «За далью – даль» Александр Твардовский.
У Евгения Евтушенко есть поэма «Братская ГЭС».

  1. Скрипело
    солнце на крюке у крана,
  2.  спускаясь
    в глубь ангарской быстрины.
  3.  Стояла
    ГЭС, уже темнея справа
  4.  и
    вся в закате — с левой стороны.
  5.  Она
    играла с Ангарой взметённой
  6.  и
    сотворяла волшебство с водой,
  7.  её
    впуская справа — темной-темной,
  8.  а
    выпуская слева — золотой.

Однако
молодого журналиста Валентина Распутина заинтересовала не только масштабность и
поэзия самих строек, сколько сопутствующие грандиозным проектам трагедии. Ведь
при перекрытии рек образовывались водохранилища. И значит,
территории, которые раньше размещались по берегам рек, оказывались под водой.
Тысячи гектаров заливных лугов, бывших полей и лесов… и населённые пункты.

Трагедия
городов и деревень, затопленных
из-за строительства гидроэлектростанций, в шестидесятые годы уже не была новой.
Ещё в тридцатые годы при строительстве Рыбинского водохранилища ушел под воду город Молога
– ровесник Москвы. В Мологе жили семь тысяч человек,
был старинный монастырь, другие исторические памятники… людей переселили, а здания взорвали и
снесли перед затоплением.

Такая же
участь постигла и город Корчева. А останки
города Калязин до сих пор виднеются из воды…

Экологическая проблема в повести «Прощание с Матерой» (В. Распутин)

Да, при
строительстве ГЭС на Ангаре и Енисее не затапливались города: ведь речь шла о
территории, не очень густо заселённой людьми. Однако в зону затопления всё равно
попадали десятки деревень, в которых люди жили веками.

Людей переселяли в
города или специально возведённые посёлки. Все постройки в деревнях сносились
или сжигались специальными бригадами, чтобы руины потом не мешали судоходству и
не засоряли воду. Деревья спиливались.

И вскоре на глазах у людей земля, которая была частью их жизни, их родным
домом, обращалась в водную гладь…

Именно об
этом Валентин Распутин и написал свою повесть «Прощание с Матёрой».Год создания повести – 1976, и это
неслучайно. 70-Е годы стали временем упадка советских деревень. Многие
маленькие городские пункты были просто ликвидированы.

А ещё началось наполнение Усть-Илимского
водохранилища
– части Усть-Илимской ГЭС. В зону затопления попал и родной
поселок Валентина Распутина – Усть-Уда.

В 1974 г. Валентин Распутин побывал на
местах, которые были для него родными – а теперь оказались под водой. Он
беседовал с жителями, которых переселили из затопляемых деревень. Писатель
осматривал новые посёлки для переселенцев – и замечал, что посёлки эти
неважного качества.

Вот тогда-то у Распутина и появилась
задумка повести, которую он блестяще воплотит через 2 года.

Считается, что прототипом деревни
Матёры
в повести стала родная писателя, Усть-Уда. Однако есть и другие
версии. Прототипом Матёры называют посёлок Горный Куй, который попал в зону
затопления при строительстве Братской ГЭС. А на правом берегу Ангары
существовала и настоящая деревня Матёра, которую затопили при заполнении
Усть-Илимского водохранилища.

Какова же
тематика и проблематика повести Распутина? Тема достаточно ясно отражена в самом названии.
Идут последние месяцы жизни деревни Матёры, и жители прощаются с родными
местами и родной землёй. На смену неверию в то, что Матёры не будет, приходит
осознание, отчаяние и горечь.

Писатель не зря делает главными героями
своей книги стариков
– тех, кто прожил в Матёре всю свою жизнь, врос в неё
корнями. Старикам сложнее всего отрываться от родной земли и принимать
новшества. Дарья, Настасья, Сима, Катерина, Богодул – не просто жители Матёры,
но и хранители её памяти, традиций, истории.

В воспоминаниях старух мы видим, какой
деревня была раньше: богатой и славной, воплощающей собой сельскую традиционную
Русь. Матёра существовала больше 300 лет. В ней есть дома, которым почти два
века.

На кладбище возле Матёры покоятся поколения её жителей. Пашни, огороды,
маленькая церковь – всё это было создано трудом и любовью. Деревня даже обрела
собственного духа – Хозяина, зверька, которого никто и никогда не видел.

Сердцем
Матёры стала огромная лиственница – листвень.

И всему этому теперь приходит конец.

Сталкивается мир старого и нового.
Цивилизация развивается слишком быстро, и мир исконных ценностей стоит у неё на
пути. У исконной Руси, которую олицетворяет Матёра, нет шансов приспособиться к
миру, в которым главным становятся технологические достижения. Этот мир
олицетворяет строящаяся ГЭС.

Укоренившееся прошлое, священная для людей старина
гибнет под напором нового.

Можно ли
выстроить счастливое будущее, уничтожая своё прошлое, свою основу? Можно ли
ничего не потерять в таком будущем – если ты оторвался от своих корней?
Это, пожалуй, самые болезненные вопросы, которые задаёт автор в повести.

Автор, как и главная героиня, Дарья
Пинигина, опасается, что при постройке такого будущего, человек утратит самое
важное – себя самого. Потому что сущность человека – не только в постройке
грандиозных объектов, получении денег и обретении комфорта. Нравственность,
вечные ценности, совесть – вот что забывается при безоглядном стремлении в
будущее.

Об этом рассуждает Дарья:

«Народу стало много боле, а совесть,
поди-ка, та же — вот и истончили её, уж не для себя, не для
спросу, хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про
маленькие забыли, а при больших-то делах совесть, однако
что, жалезная, ничем её не укусить. А наша совесть
постарела, старуха стала, никто на неё не смотрит». 

Старые нравственные установки для нового
века оказываются ненужными. За большими делами забываются, теряются отдельные
человеческие судьбы.

ГЭС строится для того, чтобы дать людям и промышленности дешевую электроэнергию – то есть, можно сказать, что она
строится для людей. Но при этом как раз на людей и не обращают внимания, считая
их чем-то несущественным.

Даже посёлок, который строят для жителей затопляемых
деревень, стоят наплевательски: на камне и глине, меньше всего думая об
удобствах.

Столкновение древней, исконной Руси и
новой советской действительности автор показывает через противостояние двух
поколений.

Для стариков уничтожение Матёры – огромная потеря, они не могут
приспособиться к жизни в городе или в посёлке. Перевезенный в город дед Егор
вскоре умирает. А некоторые старики до самого конца остаются с Матёрой.

Дарья,
например, думает только о том, что ей легче было бы попасть на тот свет, чем
оторваться от родных могил.

Молодёжь же относится к стройке спокойно. Новое поколение увлекается грандиозными
перспективами, хочет поскорее получить деньги, уехать в город и зажить там с
комфортом.

Читайте также:  Что значит «быть отзывчивым»?

Вот как относится к деревне Клавка Стригунова:

«–
Давно надо было утопить. Живым не пахнет… не люди, а клопы да тараканы. Нашли
где жить – середь воды… как лягушки.

И
ждала, не могла дождаться часа, чтобы подпалить отцову-дедову избу и получить
за неё оставшиеся деньги».

Внук Дарьи, Андрей, считает, что сейчас в
руках человека огромная сила, и человек может всё. Он специально уволился,
чтобы поучаствовать в стройке ГЭС – как в чём-то огромном.

Но Дарья возражает внуку: какими бы
великими не были свершения – дух человеческий от этого не возвеличивается:

«Никуда с земли не деться. Чё говорить — сила вам нонче
большая дадена. Ох, большая!.. И отсель, с Матеры, видать её. Да как бы она вас
не поборола, сила-то эта… Она-то большая, а вы-то как
были маленькие, так и остались».

Доказательство слов Дарьи – образ Петрухи,
сына Катерины. Бездельник и пьяница, Петруха чувствует себя вольготно рядом со
стройкой. Она даёт ему и наживу, и немалые возможнсти. Сначала он сам сжигает
дом своей матери, получая за это деньги. А потом и вовсе нанимается пальщиком –
и начинает поджигать дома в своей же деревне.

В то время как Дарья относится к своему
дому, как к живому существу. Перед тем, как позвать санбригаду, она белит дом,
прибирает его, будто покойника перед тем, как положить в гроб. Как нечто живое,
ощущает боль сгоревшей избы и Хозяин острова.

Образ самого Хозяина – один из
символов Матёры. Символизм в повести
Распутина переплетается с мистицизмом и мифологией.

Хозяин похож на типичного духа местности,
хранителя природы. При этом в повести он появляется как реально существующий
персонаж, обходящий свои владения, заботящийся о них. Хозяин – не только дух,
но и душа деревни.

А вот “царский листвень” – это
двойной символ. Во-первых, это ещё одно олицетворение Матёры, сердце деревни и
свидетель бесконечных веков истории. Но также это символ благоговения людей
перед природой – ведь лиственю даже подносили подарки и угощения.

Однако рабочие санбригады не чувствуют
почтения перед величественным деревом. И то с шутками, то с руганью пытаются
сжить его со свету огнем и бензопилой.

Ещё одним мистическим символом, на сей раз
– людской памяти – становится кладбище Матёры и его судьба Старики
стремятся увезти гробы с собой и перезахоронить их – лишь бы мертвые не
оставались под водой, где за могилами некому будет ухаживать. Людям нового
поколения всё это кажется чуждым, несущественным.

Санбригада принимается
разбирать кладбище, убирая кресты и ограды. И хотя старики в первый раз встают
на защиту могил грудью – от кладбища вскоре остаются лишь неприметные холмы.
Дарья плачет над разорёнными могилами и выказывает им свою боль, как живым
людям.

Для неё её род – всё ещё жив и когда-нибудь позовёт её на суд.

Для строящих плотину ни прошлое, ни память
рода не важны, а вечной жизни не существует. Они сосредоточены на цифрах,
отчётах, сроках и комиссиях. Естественной, раздумчивой жизни старух автор
противопоставляет бездушие чиновников, казённые фразы.

Павел, сын Дарьи, оказывается меж двух
сторон и двух поколений. Он не утратил совести осознаёт, что построить будущее,
уничтожив собственные корни, невозможно. Однако в конце повести он оказывается
в одной лодке с бездельником-Петрухой и председателем сельсовета Воронцовым,
который так торопится выполнить распоряжения правительства.

Эта концовка тоже глубоко символична. Три
персонажа плывут во тьме и тумане в неизвестность и не могут пристать к берегу.
В то же время старухи, окружённые туманом на берегу, ощущают себя уже на том
свете, однако воспринимают это спокойно. И последним знаком становится прощальный
вой Хозяина – символ погибающего старого мира.

Со дня написания повести Распутина прошло
немало лет. Но в век высоких скоростей и уничтожения человеческих ценностей она
остаётся всё такой же актуальной.

И для нашего поколения всё так же остро
звучат слова Дарьи Пинигиной:

«Машины на вас работают. Но-но. Давно уж
не оне на вас, а вы на их работаете — не вижу я, ли
че ли! А на их мно-ого чего надо! (…) Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят,
оне на это мастаки. (…) Вы за имя и тянитесь. Оне от вас — вы за имя вдогоню.
Уж не до себя, не до человека… себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге».

Человек и природа в повестях В.Распутина "Прощание с матерой" и "Пожар"

«ВЕК
ЖИВИ — ВЕК ЛЮБИ»

(ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОВЕСТЯХ В. РАСПУТИНА
«ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» И «ПОЖАР»)

Перед человечеством в конце XX столетия остро встала
проблема выбора: либо голый практицизм, признающий лишь материальное
благополучие, либо установка на духонные ценности, на опыт предшествующих
поколении, на любовь ко всему живому на земле.

Валентин Распутин относится к
тем авторам, которые ставят эту проблему выбора с максимальной откровенностью и
жесткостью.

И это понято: от того, каким путем пойдет человек в своих
взаимоотношениях с окружающим миром, с природой, зависит его ближайшее будущее.

Повесть
Распутина «Прощание с Матерои» можно назвать повестью-предупреждением.
Предупреждением о реальности исчезновения человечества как рода.

Каждый из
нас знает, что он смертен, и проблему небытия мы в большинстве случаев решаем
оптимистически: я умру, но будут жить мои потомки.

Сейчас же наряду с таким
традиционным пониманием жизни и смерти формируется повое миропонимание: мысль о
возможности космической катастрофы. о гибели всей человеческой цивилизации в
связи с ядерной и экологической угрозои.

«Прощание с Матерои» выражает в
художественной форме именно эту эсхатологическую концепцию: для героев
распутинской повести конец света как будто уже наступил

Казалось
бы, речь идет о «немногом»: как организованно и быстро провести затопление
острова, необходимое в связи со строительством ГЭС на одной из сибирских рек.
Однако для жителей Матеры (в основном это старые люди) переселение из
затопляемой деревни, где прошла вся их жизнь, на новое место равносильно
смерти. будто свет «пополам переломился».

Раньше деревня «худо-бедно», но все
же держалась «своею места» на яру у левого берега, «встречая и провожая годы»
«И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне: уходили на
погост  одни, нарождались другие.

»
Крестьянин осознавал себя звеном в вечной движущейся цепи времен, событии,
человеческих судеб Теперь же, когда Матера «сошла с привычного хода», ясно
видится неестественность происходящего

Человек не
должен творить насилие над окружающим миром. так как он посягает нс только на
нс принадлежащие ему души деревьев, зверей, птиц, но прежде всего на самого
себя.

Если людей, подобных старухам Дарье, Настасье, Катерине, занимавшихся
каждодневным созидательным трудом: сеяли и убирали хлеб, воспитывали детеи,
обиходили скотину — можно уподобить царственному лиственю, которым островная
Матера кренится к речному дну, то пожогщики (дома прежде, чем затоплять, нужно
предварительно сжечь) — скорее сорная трава, «перекати-поле», люди. -забывшие о
душе и совести.

Для
распутинских старух в окружающей их действительности нет ничего случайного Они
хорошо ощущают свою сращенность с природным миром. Чувство природы для
них—гораздо большее, чем простое любование ее красотами. Нс любование, а любовь
движет распутинскими героинями.

Поэтому домашние животные, будь то конь,
корова, кошка, естественно включаются в систему семейных отношении и видят в
человеке своего нокровителя, защитника, хозяина в самом полном и глубоком
значении этою слова. Такое любовное, а не потребительское отношение к живой
твари, постоянная забота о ней очищают и самою человеческую душу.

вносят в нее
спокойствие и уверенность. Через природу и Дарья в «Прощании с Матерой», и
старуха Анна в повести «Последний срок» чувствуют приток живительных сил,
понимают свою причастность к бытию Вселенной. Поэтому их кругозор не замкнут
крестьянским бытом.

Возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация:
героини, жившие просто и естественно, на одном месте, как деревья в лесу, знают
и понимают больше образованных, поездивших по свету людей. В споре с внуком
Андреем, склонным к «перемене мест», старуха Дарья так объясняет свое
преимущество: «Я мало видала, да много жила.

Читайте также:  Разум и чувство в рассказах «живи и помни» и «телеграмма»

На че мне довелось смотреть, я
до-о-олго на его смотрела, а не походя, как ты». К этому надо добавить, что на
жизнь Дарья смотрит не только своими глазами, но как бы мудрым взором
предшествующих поколений, твердо знавших свое место в жизни.

Отчуждение
от земли, невосприимчивость к веками накопленным духовным ценностям — вот
главная причина невосполнимых моральных потерь, взаимонепонимания, тех бед,
которые обрушились на человечество с победой бездушной цивилизации.

Гонимые со
своей земли, насильственно вырванные из привычных обстоятельств бытия, ставшие
«квартирантами» люди теряют себя, живут не своей, а чужой жизнью. «Ты это или
не ты? А если ты, как ты здесь оказался?» — горестно размышляет о своей судьбе
сын старухи Дарьи Павел Пинигин. «Не своим ходом живем» — таков лейтмотив
повести «Прощание с Матерой».

А вот персонаж по имени Петруха, который, не
дожидаясь пожогщиков, преднамеренно опережая их, собственноручно сжигает родную
избу. Горящая изба символизирует всеобщий пожар, самосожжение, саморазрушение
России. Не случайно показываемое в произведении событие характеризуется
необычайной обобщенностью: «Пылало так. что не видно было неба.

Далеко кругом
озарено было этим жарким недобрым сиянием…»

Разрушая
природу, разрушаем себя, свое прошлое, настоящее и будущее. Эта мысль остро
звучит и в повести «Пожар», которую можно рассматривать как сюжетное и
логическое завершение «Прощания с Матерой».

В «Пожаре» мы видим уже последствия
тех социально-нравственных метаморфоз, которые произошли в результате
уничтожения Матеры и подобных ей поселений. Двадцать лет стоит выстроенный
поселок, собравший жителей нескольких затопленных деревень. Но люди
воспринимают свою жизнь в нем как временное, переходное, бивачное состояние.

Поселок строился наспех, без расчета на детей и внуков, и хотя дети и внуки
появились, ослабло не только чувство рода, по и чувство самого себя. Люди «так
разошлись всяк по себе, так отвернулись и отбились от общего и слаженного
существования», что им прежде всего «себя… недостает».

Отсюда— та легкость, с
которой нарушаются границы добра и зла: «Было не положено, не принято, стало
положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный
грех — почитается за ловкость и доблесть» Процесс жизни, осмысление своего
пребывания на земле как формы проявления космической мудрости, свойственное
распутинским старухам, вылилось здесь в «процедуру жизни», в жизнь навыворот,
которая и не есть жизнь человека и природы Понадобилось несчастье, пожар, чтобы
осознать это

«Век живи —
век люби» — так называется один из рассказов Распутина Люби природу, народ,
свой род — все это не только однокренные слова, но и сферы бытия, друг без
друга невозможные Восстановление единой родственной основы всего существующего
на земле — первоочередная задача наших дней Воспримем ли мы предупреждение
писателя, жестко и однозначно сформулировавшего эту задачу?

Дата добавления: 28.10.2002

Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой»

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными.

Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя.

А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку.

И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: «Не было бы граждан — не было бы никакой войны».

С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин.

На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее. «Прощание с Матерой» — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «родник», «природа» — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием.

И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно.

С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она.

Одну бы только Матеру?!» Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины.

А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!» Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры .

Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое.

Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью.

Ты не человек. У какого человека духу хватит». Ее поддерживает вся деревня… Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается.

Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к отеческим гробам» еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности. В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи.

Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь.

Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение.

Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха , и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги.

Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни.

Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.

Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с «прощания с Матерой»? «Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующее.

Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.

Ссылка на основную публикацию