Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

Широта охвата действительности, многоплановость, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита делают роман уникальным. В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX столетия.

Пушкин в своем произведении делает анализ социального исторических условий существования российского общества своего времени, акцентируя наше внимание на самых животрепещущих проблемах. Автор изображает нравы различных слоев общества. быт и жизнь.

Показав трагедию онегинского поколения и тем самым осудив общественный строй России, автор утверждает в романе такой идеал общества, в котором индивид мог свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начало поворота в обществе, пробуждение интереса к жизни и быту обычных людей.

Вот почему идея обновления и возрождения личности тесно связна у автора с общением с обычным народом. Наиболее эта идея нашла свое отображение в образе милой Татьяны.

Не секрет, что Пушкин симпатизировал декабристам, осуждая патриархальный образ жизни дворянства. Дошедшая до нас в отрывках десятая глава полностью посвящена декабристам.

Главные занятия московских дворян – сплетни, подражание иностранному, пустая болтовня. Пушкин показывает нам бездуховность столичного общества. Время для них будто остановилось:

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

  • При этом, Пушкин любит Москву:

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

  1. Отличается ли на фоне Москвы петербургское общество? Мы можем понять это из описания обычного дня Онегина:

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

  • Все общество Петербурга живет такой бессмысленной жизнью. Пушкин дает поразительно яркие образы провинциального дворянства:

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

И все же, провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Петербургом и Москвой. Черты поместного дворянство отражены в образах семьи Лариных. Глава семейства Дмитрий Ларин был “простой и добрый барин”. Его вдова Прасковья Ларина в девичестве читала французские романы, вздыхая о

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

  1. Она вышла замуж за безразличного ей человека, который увез ее в деревню:

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

Она хранила “привычки милой старины”, была набожной и соблюдала церковные праздники.

Молодое поколение представлено Татьяной и Ольгой – двумя сестрами. Ольга не интересна Пушкину, он ограничивается лишь описанием внешности. Но образ Татьяны раскрыт полностью.

В своих любимых книгах она видела другую жизнь, более значительную, более насыщенную, других людей.

Основным духовным качеством Татьяны является высокое благородство, поэтому она ближе всех к жизни людей со своими обычаями и нравами.

Говоря о столице и провинции, Пушкин не забыл об простом народе. Автор убежден, что обычные люди с их неограниченным потенциалом могут стать творческой силой, которая так необходима России на этом критическом этапе.

Следует отметить, что Пушкин, говоря о крепостных, всегда указывает на то, как трудно им жить. Но в основном Пушкин изображает хозяев, а крестьян и слуг.

  • Необходимым фоном для образа благородной жизни является русская природа.
  • Автор рисует для нас весенние, зимние и осенние пейзажи:

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»

  1. Роман “Евгений Онегин” является настоящей “энциклопедией русской жизни” – до того полно изображены главные тенденции жизни России 20-х годов XIX века.
  2. Пушкин полностью и глубоко раскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенности дворянства и народа и наметил выход из общественного кризиса и из социального “недомогания”.

Россия не раз переживала трудные моменты в своей истории. И нельзя забывать о великих людях, среди которых Пушкин занимает одно из ведущих мест. Если мы будем помнить их, мы можем избежать многих ошибок в будущем.

Дворянство и светское общество в романе "Евгений Онегин": образ, характеристика

Главная страницароман “Евгений Онегин”

Человек и общество в романе «Евгений Онегин»
Онегин на балу.
Художник А. Самохвалов

Роман в стихах “Евгений Онегин” – это настоящая энциклопедия русской жизни начала XIX.

Среди образов, представленных в романе “Евгений Онегин”, особое место занимают образы поместного дворянства, московского и петербургского светского общества.

В романе “Евгений Онегин” одну из важнейших ролей играет русское дворянство и столичное светское общество.

В романе представлено множество эпизодов с описанием различных деталей из жизни дворянства и высшего общества. Автор описывает балы и званые ужины, столичные театры, одежду, манеры и привычки знатных жителей Москвы и Петербурга и т.д.

Автор довольно иронично и шутливо говорит о высшем обществе и дворянах в целом. Он тонко высмеивает глупость и пустоту скучающих аристократов. 

Высший свет Москвы и Петербурга ведет пустую и однообразную жизнь :

“…Однообразная семья, / Все жадной скуки сыновья…” :

“…И даже глупости смешной / В тебе не встретишь, свет пустой…”

На обедах у аристократов подаются роскошные блюда, экзотические фрукты и дорогое вино:

Вошел: и пробка в потолок, 

Вина кометы брызнул ток; 

Пред ним roast-beef* окровавленный (*-ростбиф) 

И трюфли, роскошь юных лет, 

Французской кухни лучший цвет, 

И Страсбурга пирог нетленный 

Меж сыром лимбургским живым 

И ананасом золотым.
У всех состоятельных дворян имеется целый штат прислуги, лакеи, кучера и т.д.:

Еще усталые лакеи 

На шубах у подъезда спят; […] 

И кучера, вокруг огней, 

Бранят господ и бьют в ладони.

На балах, куда съезжаются знатные особы, всегда полно людей. На балы приезжают видные гвардейские офицеры, дамы в продуманных нарядах, юные красавицы на выденье и т.д. Танцы обычно продолжаются до поздней ночи:

Полна народу зала; 

Музыка уж греметь устала; 

Толпа мазуркой занята; 

Кругом и шум и теснота; 

Бренчат кавалергарда шпоры; 

Летают ножки милых дам; 

По их пленительным следам 

Летают пламенные взоры, 

И ревом скрыпок заглушен 

Ревнивый шепот модных жен.

Люблю я бешеную младость, 

И тесноту, и блеск, и радость, 

И дам обдуманный наряд.
Дворянство в провинции тоже устраивает себе праздники. Правда провинциальные балы и вечера проходят с меньшим блеском, но при этом пышно и широко. На обеде в честь именин Татьяны Лариной собирается множество гостей. Все танцуют и пьют вино:

Но целью взоров и суждений 

В то время жирный был пирог 

(К несчастию, пересоленный); 

Да вот в бутылке засмоленной, 

Между жарким и блан-манже, 

Цимлянское несут уже; 

За ним строй рюмок узких, длинных.
Как в столице, так и в провинции дворяне проводят много времени за игрой в карты. Все это происходит, конечно же, от скуки и отсутствия реальных занятий. Так например, после обеда на именинах Татьяны гости тоже садяться играть в карты – в бостон, вист и т.д.:

Столы зеленые раскрыты: 

Зовут задорных игроков 

Бостон и ломбер стариков, 

И вист, доныне знаменитый, 

Однообразная семья, 

Все жадной скуки сыновья…”
После карточной игры гостей угощают чаем и снова звучит музыка:

Но чай несут: девицы чинно 

Едва за блюдечки взялись, 

Вдруг из-за двери в зале длинной 

Фагот и флейта раздались […] 

И в залу высыпали все, 

И бал блестит во всей красе.
Собираясь на светских вечерах и балах, дворяне обсуждают пошлый вздор, то есть говорят о самых пустых вещах. Скучающие аристократы собираютс сплетни и от скуки не знают, чем заняться. Как и все умные и глубокие люди, Татьяная Ларина чувствует себя чужой в этом пустом светском обществе:
Но всех в гостиной занимает 

Такой бессвязный, пошлый вздор; 

Всё в них так бледно, равнодушно; 

Они клевещут даже скучно; 

В бесплодной сухости речей, 

Расспросов, сплетен и вестей 

Не вспыхнет мысли в целы сутки, 

Хоть невзначай, хоть наобум 

Не улыбнется томный ум, 

Не дрогнет сердце, хоть для шутки. 

И даже глупости смешной 

В тебе не встретишь, свет пустой.
Столичное общество всегда надменно относится к провинциальным гостям. Так, дворянство в Москве поначалу не обращает внимание на провинциальную Татьяну Ларину:

Не обратились на нее 

Ни дам ревнивые лорнеты, 

Ни трубки модных знатоков 

Из лож и кресельных рядов.
Татьяна Ларина посещает роскошные светские вечера в Москве. Здесь она видит московских красавиц, нахальных франтов, блестящих гусар и т.д.:

Ее привозят и в Собранье. 

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье, 

Мельканье, вихорь быстрых пар, 

Красавиц легкие уборы, 

Людьми пестреющие хоры, 

Невест обширный полукруг, 

Всё чувства поражает вдруг. 

Здесь кажут франты записные 

Свое нахальство, свой жилет 

И невнимательный лорнет. 

Сюда гусары отпускные 

Спешат явиться, прогреметь, 

Блеснуть, пленить и улететь.
Только приехав в Мосвку, тихая и скромная Татьяна чувствует себя чужой в этом шумном светском обществе:

Шум, хохот, беготня, поклоны, 

Галоп, мазурка, вальс… Меж тем 

Между двух теток, у колонны, 

Не замечаема никем, 

Татьяна смотрит и не видит, 

Волненье света ненавидит; 

Ей душно здесь.
Выйдя замуж за знатного князя, Татьяна Ларина становится богатой княгиней и поселяется в Петербурге. Со временем Татьяна привыкает к светскому обществу, ее неловкость проходит. Теперь Татьяна сама принимает у себя “весь цвет столицы”:

Тут был, однако, цвет столицы, 

И знать, и моды образцы, 

Везде встречаемые лица, 

Необходимые глупцы; 

Тут были дамы пожилые 

В чепцах и в розах, с виду злые; 

Тут было несколько девиц, 

Не улыбающихся лиц; 

Тут был посланник, говоривший 

О государственных делах; 

Тут был в душистых сединах 

Старик, по-старому шутивший.
В романе “Евгений Онегин” автор не раз обращает внимание читателей на пороки светского общества: лень и пустоту, пошлость и отсутствие занятий, непрактичность и беспечность, склонность к растратам, любовь к картам и т.д. Читателю становится ясно, что за внешним блеском дворянской жизни порой скрывается полная безнравственность и разврат. Лишь в редких случаях в светском обществе Москвы и Петербурга встречаются по-настоящему интересные, самодостаточные и глубоки люди, как например, Татьяна Ларина. Это были цитаты с описанием жизни дворянства и светского общества в романе “Евгений Онегин” Пушкина.

Смотрите: Все материалы по роману “Евгений Онегин”

Аргументы к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ из "Евгения Онегина" А.С. Пушкина. Конфликт между человека и общества. Разум и чувства. Цель. Равнодушие. Дружба. Любовь. Разум и чувство

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?   

Читайте также:  Сочинение: Злодей или жертва Германн — герой повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде.

В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.

Конфликт человека и общества.  Как общество влияет на человека?Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков –  только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.

Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.

Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.

Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – хозяин своей жизни, но это только иллюзия.

Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу.

Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.

Конфликт разума и чувств (Онегин).В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского).

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден – Онегин любит.

Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.

Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», – но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».

Не только крайности соединили героев – между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский – из-за мечтательности и романтизма. Ленский – поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство – это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕКонфликт разума и чувств (Татьяна). 

«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины.

При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство.

И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине.

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать.

Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…

» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви…

поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге.

И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

В чем заключается вечная верность Татьяны?Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны…

 Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование…

»

Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам.

Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема – это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» – Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли Онегин своей первой цели, но надежда всегда остается.ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аргументы «Человек и общество» по роману «Евгений Онегин» для Итогового Сочинения, ЕГЭ и ОГЭ 2017-2018

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде.

В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.

Читайте также:  Краткое содержание заключительных 19 — 20 глав повести Николая Лескова «Очарованный странник»

Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.

Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.

Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.

Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?

Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.

Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – хозяин своей жизни, но это только иллюзия.

Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу.

Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.

Конфликт разума и чувств (Онегин).

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам.

Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить.

Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского).

Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден – Онегин любит.

Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.

Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?

Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», — но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».

Не только крайности соединили героев — между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский – из-за мечтательности и романтизма. Ленский – поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство – это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.

Конфликт разума и чувств (Татьяна).

«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины.

При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри.

Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство.

И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине.

Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать.

Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина».

«Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ».

После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге.

И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

Догонит ли русское общество «онегина»?.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А.. Пушкина «Евгений Онегин»)

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение универсальное. Недаром Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни» — этот роман рассматривает практически все важные вопросы, с которыми человек сталкивается на своем жизненном пути.

Одним из таких вопросов является проблема влияния общества на жизнь личности – положительно оно или отрицательно, должен ли человек следовать законам социума и до какой степени?     Пушкин, как человек своего времени и своего социального круга, исследовал, прежде всего, дворянское — «высшее» — общество. Он показал, как оно влияет на главных героев произведения – Онегина, Татьяну, Автора.

    Евгений Онегин – центральный персонаж романа в стихах. Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырёх главах произведения. В авторском отступлении, вслед за этим описанием, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами.

Обратите внимание

Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом.     В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни.

Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина.

    В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создаётся такими людьми, как бывший «глава повес» и «картёжной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова – это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего.

Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали.     В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включённой в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ.

Контраст славного исторического прошлого этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску.     Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. «Между людей благоразумных» Онегин слывёт «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, отказываться от всего, что так притягательно для большинства – значит притворяться.

    Онегин, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), начал преодолевать свой эгоистический подход к людям. Он вновь «встречается» со светским обществом, однако на этот раз оказывается отвергнутым им. И это весьма закономерно – тот, кто живет истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом.     Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной.

Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, воспитывалась вдали от общества. Следуя голосу своей души. Татьяна искала одиночества, дичилась людей:     Дика, печальна, молчалива,     Как лань лесная боязлива,     Она в семье своей родной     Казалась девочкой чужой.

Читайте также:  Подборка: лучшие стихи о лете

    Да и что она могла найти в обществе петушковых, пустяковых, гвоздиных? Татьяну воспитывали французские романы и «преданья старины глубокой». Поэт показывает, что и это – не самые лучшие воспитатели, однако благодаря своей «дикости» и внутренней целомудренности Татьяна смогла вырасти цельной и естественной натурой.

Важно

Именно поэтому она решается первой признаться в своей искренней любви к Онегину («светская» девушка так никогда бы не поступила). Именно поэтому в дальнейшем Татьяна, выйдя замуж за нелюбимого мужчину, остается до конца верной ему.

    Лишь внутренне чувство героини подсказывает ей, как надо поступить в той или иной ситуации – Татьяна не следует законам высшего общества, хотя является «светской львицей»:     Я вас люблю (к чему лукавить?),     Но я другому отдана;     Я буду век ему верна.

    Подтверждает мнение поэта о губительном воздействии светского общества на человека и история жизни Автора – полноценного члена романа. Мы узнаем, что он, как и Онегин, когда-то был рабом высшего света.

Однако вскоре, как и главному герою, Автору стало пусто и неинтересно жить так, как проповедует светское общество. Именно поэтому в романе Автор иронизирует над установками и законами, которые царят в высшем свете.

У него вызывают отторжение и презрение зависть, недоброжелательность, лицемерие, пошлость, душевная лень и разврат, замаскированные светской благовоспитанностью («Чем меньше женщину мы любим…»; « Врагов имеет в мире всяк…»; «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни аль бом…»; «Блажен, кто смолоду был молод…»).     Автор искренне верит в подлинные жизненные ценности — в свободу, дружбу, любовь, честь. Больше всего он ценит в людях душевную искренность и простоту.

    Таким образом, общество в жизни героев романа «Евгений Онегин» играет, главным образом, отрицательную роль. Пушкин показывает нам, что высший свет «до мозга костей» лицемерен, неестествен, извращен.

Он губит людей, которые зачастую являются рабами светского мнения, мнения окружающих людей.

Только освободившись от влияния «людской молвы» и прислушиваясь к своим истинным потребностям, можно стать по-настоящему свободным и счастливым, обрести любовь, дружбу, душевную гармонию.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Общество в жизни Онегина, Татьяны, Автора (по роману А.. Пушкина «Евгений Онегин»)

Человек и общество в романе «Евгений Онегин» | Литерагуру

(373 слова) «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» — так говорил великий критик Белинский о взаимоотношениях социума и его членов.

Сложно не согласиться с публицистом, ведь формирование даже самой независимой личности возможно только в коллективе, где она постигает все закономерности общественной системы, а уж потом только отрицает их.

Окружающий мир дал бы человеку навыки выживания в естественной среде, но мораль, науку, искусство, культуру, веру нам дает именно род людской во всем многообразии внутренних взаимодействий отдельных людей. А кто мы без этих основополагающих явлений? Всего лишь неприспособленные к природе животные.

Свою точку зрения я могу пояснить с помощью примеров из литературы. В романе Пушкина «Евгений Онегин» главный герой мнит себя индивидуальностью, далекой от пустого света и его мелочных идеалов.

Однако когда он сбегает из деревни, совершив убийство, его несостоявшаяся возлюбленная Татьяна набредает на библиотеку Евгения и читает книги, которые сформировали его личность. После этого она открывает для себя внутренний мир Онегина, оказавшийся копией Байроновского «Чайльд Гарольда».

Это произведение породило модное веяние среди избалованной молодежи – изображать томную скуку и тяготеть к гордому одиночеству. Данной тенденции и поддался Евгений. Его фальшивый образ подпитывался в обществе, ведь там есть все условия для подобной игры на публику. Все поступки героя – это дань условностям.

Совет

Даже убийство Ленского сделано на потребу дня, так как в глазах света дуэль выглядит лучше, чем своевременное признание ошибки.

Таким же результатом общественного влияния является и сам Ленский. Он пишет бездарные стихи, подражая поэтам-романтикам, любит возвышенные фразы и красивые жесты. Его пылкое воображение отчаянно ищет образ Прекрасной Дамы, которой можно поклоняться, но в деревне находит лишь кокетку Ольгу, и делает из нее идеал.

Владимир стал таким неспроста: он учился за границей и перенял новейшие повадки иностранцев, своего студенческого сообщества. Не природа делает Ленского «невольником чести», а те социальные предрассудки, которые он разделяет. Сейчас никому бы и в голову не пришло стреляться из-за женщины: общество изменилось, а природа осталась той же.

Теперь становится ясно, что из них формирует личность.

Таким образом, мы выяснили, что именно общество формирует личность человека, рожденного природой.

Хоть людям и льстит осознание их не подвластности общественным стереотипам, они все равно (в той или иной степени) являются миниатюрой своей социальной группы.

Во всех них отражаются культурные, научные, политические и другие реалии их времени, они не уникальны и не могут формироваться обособлено от общества.

Конфликт Евгения Онегина с обществом

Сочинения › Пушкин А.С. › Евгений Онегин

Готовые Домашние Задания

Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт-реалист. Его перу принадлежит замечательное лиро-эпическое произведение, роман в стихах “Евгений Онегин”, написанный в 1823—1831 годах. В его основе лежит история о любви.

В центре этого романа стоит конфликт между главным героем произведения Евгением Онегиным и обществом.

Онегин — молодой дворянин, принадлежащий к высшему свету Петербурга и живущий по его законам, оказывается “лишним” в своем кругу, но в то же время не может найти себе места ни в каком другом.

Он живет, не имея цели в жизни, а также и интереса к самой жизни. Евгений Онегин презирает все общество Петербурга, потому что сам является его порождением.

Обратите внимание

В первой главе романа Пушкин знакомит читателя со своим главным героем — Онегиным. Поэт пишет о том, что Евгений очень близок ему по душе, и сравнивает его со своим хорошим приятелем Чаадаевым. Александр Сергеевич рассказывает своему читателю об обществе того времени, о его законах.

Интересные факты о растениях

  • Для того чтобы выглядеть умным человеком, достаточно было уменья “в разговоре коснуться до всего слегка с ученым видом знатока”, иметь красивые, ухоженные ногти, уметь делать дамам комплименты и изъясняться по-французски.
  • Онегин уже пресытился такой жизнью, она ему надоела: ни одно из развлечений света не приносит ему в его восемнадцать лет никакой радости:
  • Нет: рано чувства в нем остыли;
  • Ему наскучил света шум;
  • Красавицы не долго были
  • Предмет его привычных дум;
  • Измены утомить успели;
  • Друзья и дружба надоели…

Пушкин досконально описывает нам жизнь Онегина, его характер, привычки и внешний вид для того, чтобы было легче и лучше представить личность этого человека. Приехав в деревню после смерти дяди, Онегин восхищается природой, но для него это просто смена обстановки. Сначала ему было интересно:

Два дня ему казались новы… —

но затем и все это ему надоело. Евгению чужды провинциальные дворяне и их развлечения, он не интересуется их разговорами. Единственный, с кем подружился Онегин, — это Владимир Ленский — “красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт”. Онегин тянется к чистоте и искренности Ленского, хотя на самом деле мысленно посмеивается над наивностью юноши:

Он слушал Ленского с улыбкой…

Пушкин показывает их дружбу как общение от “нечего делать”. Евгений, в отличие от Владимира, не дорожит ею.

  1. Здесь же, в деревне, Онегин знакомится с Татьяной Лариной — вторым главным образом романа. Для Евгения она — лишь одна из многих, потому что к тому времени он уже постиг “науку страсти нежной”:
  2. В красавиц он уж не влюблялся,
  3. А волочился как-нибудь;
  4. Откажут — мигом утешался;
  5. Изменят —рад был отдохнуть…

Образ Татьяны является идеальным образом женщины для поэта А.С. Пушкина. Воспитанная в дворянских традициях, она весь свой духовный и нравственный мир создала на народной основе. На ее взгляды повлияла близость к сельской жизни, к русской природе, особая атмосфера простоты. Девушка была безразлична к интересам поместного дворянства, любила одиночество:

  • …Она любила на балконе
  • Предупреждать зари восход,
  • Когда на бледном небосклоне
  • Звезд исчезает хоровод…

Встретив Евгения, Татьяна влюбляется в него без памяти и, не находя другого выхода, пишет ему письмо, где рассказывает о своих чувствах к нему. Письмо поражает своей искренностью и чистотой.

  1. Я считаю, что на такой поступок могла решиться очень смелая девушка, которой важны ее чувства, а не только правила общества.
  2. Этим письмом Татьяна хотела узнать, питает ли Онегин к ней какие-либо чувства.
  3. Важно

Евгений же, прочитав письмо юной девушки, отвечает холодностью и читает ей мораль. Этому могут быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свободу, женившись на Татьяне, а с другой — он видел в ней неравную себе особу по социальному положению.

  • Она совершенно ничего для него не значит, хотя он замечает и ценит ее сентиментальность и чистоту.
  • Евгений отказывает Татьяне в любви и тем самым поступает по отношению к ней очень благородно, несмотря на то что тронут ее любовью и мог бы воспользоваться наивностью юной, неопытной девушки.
  • Художественную оригинальность и уникальность роману придают лирические отступления Пушкина, выражение его души, его горячее и трепетное отношение к жизни.

Я испытала огромное удовольствие, читая первые главы замечательного романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”. Проблемы, поднятые в нем, актуальны и в наше время.

Сочинения по теме:

  • Романтизм сочинение
  • Образы русского дворянства в главных героях романа «Евгений Онегин» сочинение
  • Роман в котором воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь высшего света Петербурга и Москвы. сочинение
  • “Нерукотворный памятник” пушкинскому поэтическому гению. сочинение

Роман «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни | Инфошкола

Ссылка на основную публикацию