Анализ стихотворения «железная дорога» (н. а. некрасов)

Ваня (в кучерском армячке): Папаша! кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке): Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька! Разговор в вагоне

  • I
  • Славная осень! Здоровый, ядреный
  • Воздух усталые силы бодрит;
  • Лед неокрепший на речке студеной
  • Словно как тающий сахар лежит;
  • Около леса, как в мягкой постели,
  • Выспаться можно — покой и простор!
  • Листья поблекнуть еще не успели,
  • Желты и свежи лежат, как ковер.
  • Славная осень! Морозные ночи,
  • Ясные, тихие дни…
  • Нет безобразья в природе! И кочи,
  • И моховые болота, и пни —
  • Всё хорошо под сиянием лунным,
  • Всюду родимую Русь узнаю…
  • Быстро лечу я по рельсам чугунным,
  • Думаю думу свою…
  • II
  • «Добрый папаша! К чему в обаянии
  • Умного Ваню держать?
  • Вы мне позвольте при лунном сиянии
  • Правду ему показать.
  • Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
  • Не по плечу одному!
  • В мире есть царь: этот царь беспощаден,
  • Голод названье ему.
  • Водит он армии; в море судами
  • Правит; в артели сгоняет людей,
  • Ходит за плугом, стоит за плечами
  • Каменотесцев, ткачей.
  • Он-то согнал сюда массы народные.
  • Многие — в страшной борьбе,
  • К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
  • Гроб обрели здесь себе.
  • Прямо дороженька: насыпи узкие,
  • Столбики, рельсы, мосты.
  • А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?.. „В ночь эту лунную

  1. Любо нам видеть свой труд!
  2. Мы надрывались под зноем, под холодом,
  3. С вечно согнутой спиной,
  4. Жили в землянках, боролися с голодом,
  5. Мерзли и мокли, болели цингой.
  6. Грабили нас грамотеи-десятники,
  7. Секло начальство, давила нужда…
  8. Всё претерпели мы, божий ратники,
  9. Мирные дети труда!

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?..“

  • Не ужасайся их пения дикого!
  • С Волхова, с матушки Волги, с Оки,
  • С разных концов государства великого —
  • Это всё братья твои — мужики!
  • Стыдно робеть, закрываться перчаткою.

Ты уж не маленький!.. Волосом рус,

  1. Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
  2. Высокорослый, больной белорус:
  3. Губы бескровные, веки упавшие,
  4. Язвы на тощих руках,
  5. Вечно в воде по колено стоявшие
  6. Ноги опухли; колтун в волосах;
  7. Ямою грудь, что на заступ старательно
  8. Изо дня в день налегала весь век…
  9. Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
  10. Трудно свой хлеб добывал человек!
  11. Не разогнул свою спину горбатую
  12. Он и теперь еще: тупо молчит
  13. И механически ржавой лопатою
  14. Мерзлую землю долбит!
  15. Эту привычку к труду благородную
  16. Нам бы не худо с тобой перенять…
  17. Благослови же работу народную
  18. И научись мужика уважать.
  19. Да не робей за отчизну любезную…
  20. Вынес достаточно русский народ,
  21. Вынес и эту дорогу железную —
  22. Вынесет всё, что господь ни пошлет!
  23. Вынесет всё — и широкую, ясную
  24. Грудью дорогу проложит себе.
  25. Жаль только — жить в эту пору прекрасную
  26. Уж не придется — ни мне, ни тебе».
  27. III
  28. В эту минуту свисток оглушительный
  29. Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
  30. «Видел, папаша, я сон удивительный, —
  31. Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
  32. Русских племен и пород представители
  33. Вдруг появились — и он мне сказал:

„Вот они — нашей дороги строители!..“»

  •         Захохотал генерал!
  • — Был я недавно в стонах Ватикана,
  • По Колизею две ночи бродил,
  • Видел я в Вене святого Стефана,
  • Что же… всё это народ сотворил?
  • Вы извините мне смех этот дерзкий,
  • Логика ваша немножко дика.
  • Или для вас Аполлон Бельведерский
  • Хуже печного горшка?
  • Вот ваш народ — эти термы и бани,
  • Чудо искусства — он всё растаскал! —
  • «Я говорю не для вас, а для Вани…»
  • Но генерал возражать не давал:
  • — Ваш славянин, англосакс и германец
  • Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

  1. Впрочем, Ванюшей заняться пора;
  2. Знаете, зрелищем смерти, печали
  3. Детское сердце грешно возмущать.
  4. Вы бы ребенку теперь показали
  5. Светлую сторону… —
  6. IV
  7.                                 «Рад показать!
  8. Слушай, мой милый: труды роковые
  9. Кончены — немец уж рельсы кладет.
  10. Мертвые в землю зарыты; больные
  11. Скрыты в землянках; рабочий народ
  12. Тесной гурьбой у конторы собрался…
  13. Крепко затылки чесали они:
  14. Каждый подрядчику должен остался,
  15. Стали в копейку прогульные дни!
  16. Всё заносили десятники в книжку —
  17. Брал ли на баню, лежал ли больной:
  18. „Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот поди ты!..“ Махнули рукой…

  • В синем кафтане — почтенный лабазник,
  • Толстый, присадистый, красный, как медь,
  • Едет подрядчик по линии в праздник,
  • Едет работы свои посмотреть.
  • Праздный народ расступается чинно…
  • Пот отирает купчина с лица
  • И говорит, подбоченясь картинно:

„Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

  1. С богом, теперь по домам, — проздравляю!
  2. (Шапки долой — коли я говорю!)
  3. Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю!..“

  • Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
  • Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
  • С песней десятники бочку катили…
  • Тут и ленивый не мог устоять!
  • Выпряг народ лошадей — и купчину
  • С криком „ура!“ по дороге помчал…
  • Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..»

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н. А. Некрасов)

К. Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874

В сюжете поэмы участвуют три лица – непосредственно сам рассказчик (лирический герой), генерал и генеральский сынок по имени Ванечка. События развиваются в вагоне поезда.

Произведение начинается с вопроса Вани, адресованного отцу генералу: «Кто построил эту железную дорогу?». Отец даёт ответ: «Дорога построена графом Клейнмихелем Петром Андреевичем».

Лирический герой, искренне возмутившись столь несправедливым ответом генерала, начинает рассказывать Ванечке, как обстояли дела на самом деле.

Сначала герой описывает красоту осенней природы, родные края, пролегающие вдоль железной дороги. Пассажиры поезда любуются ковром из опавших листьев, неокрепшим льдом на реке и пр. Вокруг чувствуются природная благодать и спокойствие: поезд легко мчится по рельсам и «думает думу свою».

Затем начинается повествование о том, какими адскими трудами возводилось это железнодорожное полотно.

Мы вместе с мальчиком Ваней  узнаём о том, что на стройку сгоняли десятки тысяч бесправных крестьян из многих уголков страны.

Рассказчик подробно описывает их адский труд в нечеловеческих условиях холода, голода, жестоких избиений и болезней. Телами строителей железной дороги устлан каждый километр  рельсов.

Слушая страшный рассказ лирического героя, Ваня погружается в сон: ему снится, что тысячи мертвецов мчатся следом за поездом, заглядывая в окна.

Во сне мальчик видит, как несчастные строители мучились от ветра, снега  и дождя, как они страдали от цинги, ограблений ратников и пр.

Ваня видит во сне мужчину, долбящего лопатой промёрзшую землю: его руки покрыты страшными язвами, он стоит по колени в воде, его волосы превратились в сплошной колтун.

Внезапно раздаётся паровозный гудок и мальчик пробуждается. Он передаёт отцу – генералу содержание своего сна.

В ответ отец смеётся, говоря, что строители железной дороги были жалким сборищем пьяниц и варваров: они были нацелены не на строительство, а на разрушение.

Генерал требует от  лирического героя не пугать его сына, а показать светлую сторону происходящего. Рассказчик соглашается и продолжает повествование…

Наконец, строительство завершилось: умершие преданы земле, а подрядчики отправляются с окончательной проверкой.

Тут выясняется, что каждый трудяга, возводивший железную дорогу, остаётся ещё и должником, а значит, ничего не получит за свою работу. При этом толстый подрядчик хвалит строителей, и «от души прощает» крестьянам их недоимки.

В знак барской «щедрости» подрядчик дарит строителям  бочонок вина, а строители рады и этому. Они уже готовы безропотно расходиться по домам.

История создания

Поэма была написана Некрасовым в 1864 г. История появления данного произведения связана со строительством в России первых железнодорожных путей.

Рабочие – крестьяне, трудившиеся на возведении железных дорог, пребывали в нечеловеческих условиях: они голодали, болели, подвергались различным унижениям.

О качестве их существования никто и не думал: единственной целью начальства было скорейшее завершение работ и максимальная экономия на строительстве. Переживания Некрасова по этому поводу заставили его взяться за перо.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру гражданской лирики, так как в нём нашли отражения реальные события действительности без каких-либо украшательств. Некрасов искренне скорбит о несправедливой жизни простого народа, осуждая жадных и жестоких  начальников.

Произведение представляет собой литературное направление «реализм». Мы наблюдаем реальную жизнь тысяч крестьян, вынужденных из-за чудовищной бедности работать за копейки на подобных строительствах. При этом ещё и оставаться в должниках у начальства.

Поэма написана поэтическим трёхсложным размером – дактиль. Автор использовал разнообразные рифмы: точную, неточную, мужскую и женскую. Способ рифмы  перекрёстный.

Композиция

Поэма включает в себя четыре выделенных части, которые связаны и представляют единение нескольких образов людей, путешествующих поездом – это рассказчик (лирический герой), генерал и его малолетний сынок Ваня. Композиция построена на принципе антитезы двух смысловых частей:

  1. Первая часть – описание осеннего пейзажа, завораживающего своей красотой и яркостью красок. Лирический герой заявляет о том, что «нет безобразия в природе».
  2. Вторая часть – повествование об ужасных условиях жизни и работы строителей железной дороги. Мы узнаём, что люди существовали в условиях постоянного голода, холода, болезней и мучений. Лирический герой рассказывает о начальстве, прибывшем принимать работу: руководитель «в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик».

 Образы и символы

В поэме Некрасов представил несколько смысловых образов:

  • образ железной дороги – центральный. Железная дорога становится причиной страдания русского народа: она заставляет строителей страдать и умирать. Тысячи невинно убиенных строителей одномоментно восстают и движутся за поездом, в котором едут генеральский сын Ваня, сам генерал и лирический герой (рассказчик). Железная дорога выступает символом несправедливой и тяжёлой крестьянской судьбы;
  • образ лирического героя идентичен автору. Лирический герой выступает в роли рассказчика, повествующего мальчику Ване обо всех ужасах, происходящих при строительстве железнодорожного полотна. Герой преисполнен искреннего сочувствия к бесправным строителям, пытающимся заработать немного денег;
  • образ несчастного белоруса является собирательным образом всего российского крестьянства, чья судьба, начиная от самого рождения, была обречена на мучительную смерть в землянках. Лирический герой восторгается способностью русских мужиков к непосильному труду, уважает простой народ;
  • образ начальства – на просьбу генерала продемонстрировать Ване «светлую сторону», лирический герой с иронией повествует о том, как лабазник отмерил строителям бочонок вина и «щедро» простил недоимку. В данном случае подрядчик выступает в роли «благодетеля», люто ненавидящего свой народ и использующего данную ему власть в корыстных целях личного обогащения.
Читайте также:  Сочинение: Человек на войне ( по повести В.Быкова «Сотников»)

Темы и настроение

В произведении Некрасов поднял три важных темы:

  1. Тема несправедливой эксплуатации народа – центральная. Поэма повествует о нечеловеческих мучениях рабочих в конце 19 века, строивших железнодорожное полотно.
  2. Тема социального неравенства – поэма описывает два противостоящих социальных класса: крестьяне/рабочие против господ. Этим классам никогда не договориться между собой, не поменяться местами. Мальчик Ваня родился в генеральской семье, а значит, ему повезло: будущее ребёнка будет светлым и благополучным. А крестьянским детям «повезло» родиться в нищете, всю жизнь влачить жалкое существование. Лирическому герою обиднее всего от мысли, что этого не изменить до тех пор, пока не грянет революция.
  3. Тема бегства от реальности – представители высшего сословия осознанно скрываются от негативных реалий народной жизни за обманчивой иллюзией того, что все блага строятся и произрастают из ничего, буквально по взмаху волшебной палочки. Лирический герой призывает читателей понять, что никакая работа не делается легко и просто, как это описывает своему сыну генерал. Для достижения результата необходимо приложить массу усилий.

Настроенческий пафос произведения смешанный – это и ужас смерти, и непосильный труд и, одновременно, получение отличной железной дороги, по которой отныне проносятся поезда. К сожалению, немногие знают истинную цену железной дороги, которую русскому человеку пришлось заплатить.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: без самоотверженного труда простого русского мужика в России не может быть создано ничего стоящего. Мы не имеем права забывать тех, благодаря труду которых можем ездить по железной дороге.

Главная несправедливость состоит в том, что трудовые заслуги народных тружеников нагло приписывают себе различные начальники, подрядчики и прочие «господа». Помимо этого они ещё и крайне жестоко обращаются с людьми, результатами трудов которых активно пользуются.

Средства выразительности

Большое разнообразие выразительных средств помогает автору воссоздать правдивую действительность трагической судьбы бесправных железнодорожных строителей. Некрасов использует следующие тропы:

  • эпитеты – «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух»;
  • метафоры – «скопище пьяниц», «чудо искусства»;
  • сравнения – «листья… желты и свежи лежат, как ковёр», «лед… словно … сахар лежит»;
  • обобщения – «немец уж рельсы кладёт»;
  • гиперболы – «труд этот, Ваня, был страшно громаден»;
  • метонимия – «а, по бокам – то всё косточки русские»;
  • олицетворение – «свисток оглушительный взвизгнул».

«Железная дорога» – анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Время на чтение: 12 минут

История написания

История создания стихотворения «Железная дорога» тесно связана со строительством в Российской империи железных дорог. Все пути появились благодаря тяжёлому труду крестьян, которых морили голодом, не снабжали необходимыми вещами, заставляли работать день и ночь. К сожалению, жизнь и состояние бедных людей никого не волновали. Самое главное, что нужно было высшим должностным лицам, — скорейшее завершение строительства путей.

Некрасов с печалью смотрел за всем тем, что происходило в то время.

Его не волновали ни пути, ни другие новые постройки, которые появились благодаря труду крестьян. Писатель переживал за бедных людей, которые ничего не могли сделать со своим положением.

Николай Алексеевич сам понимал, что одно его произведение не искоренит проблему.

Однако он старался написать такое стихотворение, при помощи которого сможет донести свою мысль в массы и показать другим людям, насколько был обесценен труд простых граждан.

Стихотворение стало одним из самых значимых в гражданской лирике того времени. Впервые оно предстало перед читателями в 1864 году в журнале «Современник».

Образы и символы

Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка.

Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей.

Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

Образ купца достаточно противоречив. Этот мужчина может показаться «благодетелем», но на самом же деле он являлся мерзким человеком, который ненавидел простой народ и пользовался им ради своей выгоды. Он понимал, что обычный крестьянин не сможет отказаться от работы, так как это было приказом человека, который выше его по социальному статусу.

Тематика и настроение

Особое внимание стоит уделить тематике, которая раскрывается на протяжении всего произведения. В стихотворении поднят ряд вопросов:

  • Основной темой произведения становится страдание обычных крестьян и бесчеловечность чиновников, которые закрывают глаза на страдания рабочих. Общество той эпохи можно сравнить с медалью, на одной стороне которой находятся крестьяне, а на другой — дворянское общество. Они противоположны и никогда не смогут пересечься. Порой складывается впечатление, что простой народ живёт на одной плоскости, а их «хозяева» на другой. Николай Некрасов с грустью смотрел на происходящее и будто ощущал, что из-за такого неравенства в 1917 году наступит революция.
  • Социальное неравенство. В стихотворении представлены две противоположные стороны — крестьяне и господа. Они никогда не смогут понять друг друга, так как никто из них никогда не был на стороне своего «противника». Герой Ванечка был одним из представителей дворян и смотрел на будущее как на некую сказку. Точно таким же положительным мнением о строительстве новой железной дороги обладает и его отец. Однако крестьяне и их дети знают правду и понимают, что до самой смерти будут обречены на мучительную жизнь.
  • Бегство от реальности. Высшие чины всегда скрывали правду о том, каким образом происходят те или иные действия. Если внимать только их голосам, то может сложиться впечатление, что всё возникает магическим образом. Однако не стоит забывать, что за каждой постройкой и каждым делом стоит бесценный труд, который, чаще всего, остаётся без внимания. Нужно приложить огромные усилия, чтобы добиться желаемого результата.

Настроение стихотворения неоднозначное. С одной стороны, читателю показывают весь тот ужас, который настиг обычных крестьян во время строительства новых путей. С другой же стороны, показывается готовая железная дорога, по которой целый день мчаться поезда, а пассажиры, сидящие в них, даже и не задумываются о том, каким трудом были выстроены эти пути.

Проблематика стихотворения

Проблемы, поднятые автором, обширны и остаются актуальными по сей день. Казалось, что Некрасов описывает то, что волновало его в ту эпоху. Однако если задуматься, то можно понять, что многие из проблем продолжают существовать в современном обществе. В стихотворении подняты такие из них:

  • Судьба народа становится главной проблемой всего стихотворения. Некрасов показывает, через какие муки должны проходить крестьяне, чтобы заработать хоть какие-то деньги себе на пропитание. Однако в конце они остаются обманутыми, так и не получили обещанной платы.
  • Бесправие. Простой народ не может пожаловаться на жестокое обращение со стороны чиновников. К сожалению, в своём положении они не имеют никаких прав и являются для высокопоставленных лиц обычным расходным материалом.
  • Коррупция. Правительство выделило необходимую сумму, чтобы обеспечить достойную жизнь крестьянам. Однако чиновники и дворяне разворовали все деньги на свои нужды.
  • Историческая память. Зачастую люди помнят только великие даты и значимых исторических личностей. Однако они забывают про тех, чей труд воздвиг многие строения в стране путём ужасных мучений.
  • Невежество и рабство народа. Крестьяне не знали, каким образом отстоять свои права, а вскоре забыли, что их обманули, когда получили вино. К сожалению, такое поведение простого народа лишь подкрепляло злоупотребление чиновниками их труда.

Основная идея

Автор пытался донести до людей то, что большинство легендарных строений было воздвигнуто простыми рабочими мужиками. Но зачастую все почести достаются чиновникам и высокопоставленным людям, которые только и делали, что обманывали простой народ и злоупотребляли их трудом только из-за того, что тот не мог возразить.

Некрасов хочет напомнить читателю, что большинство из того, что окружает его в повседневной жизни, воздвигнуто простыми мужиками. И если забыть их труд, забыть, через какие муки им приходилось проходить, чтобы заработать себе на хлеб, то это можно считать предательством самих себя и своей сущности.

Композиционные особенности

Композиционный план «Железной дороги» поможет разобрать произведение по частям и понять каждую из них. Композиция стихотворения разделена на 4 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает другую. В первой части перед читателями предстаёт прекрасный пейзаж: тонкий лёд на речке, пожелтевшие листья, кочи и пни.

Далее показывается совершенно противоположная картина: голод, муки крестьян, смерти и ужасные условия труда. Тут читателю представлен обычный рабочий, измождённый голодом, почти белый с упавшими веками. Дальше появляется образ толстого рабочего в синем кафтане. При помощи такого приёма автор хочет показать, насколько сильно отличалось положение разных слоёв общества в то время.

Особенностью композиции стихотворения можно назвать его эпиграф: в нем автор сразу сообщает, о том, что происходит. Герой стихотворения случайно слышит в поезде разговор двух других героев.

Благодаря этому разговору задается направление всему произведению: это и противопоставление простого народа власти, и двуличное отношение к народу представителей высшего общества.

С одной стороны, Папаша, явно высокопоставленный чиновник, скорее всего, генерал, одевает сына Ванюшу в кучерский армяк, якобы приближая его к более низким сословиям ипытаясь показать тем самым свою близкость к народу; с другой — одной фразой унижает миллионы крестьян, низводит их труд, заявляя, что дорогу построил граф Клейнмихель, который руководил строительством, причем довольно жестким и грубым образом.

Некрасов оформил эпиграф как отрывок из пьесы с ремарками. Многие литераторы того времени использовали эпиграфы, чтобы обозначить проблему своего произведения, но брали цитаты из других авторов. Некрасов был едва ли не одним из первых, кто создал эпиграф на основе собственного стихотворения, предваряя его же.

Жанр, направление и размер

Стих относится к жанру «гражданская лирика». Стихотворный размер — дактиль, в котором используется как мужская, так и женская рифма.

Читайте также:  Сочинение на тему: Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети»

Направление произведения — реализм, так как автор в точности смог передать жизнь крестьян в ту эпоху.

Некрасов показал, каким трудом зарабатывал простой народ себе на хлеб. Они мучились, терпели голод и издёвки ради несчастных копеек. Однако даже ценой своей жизни люди всё равно оказывались обманутыми. Высокопоставленные лица пользовались их беззащитностью и считали, что могут пользоваться их трудом ради своей выгоды.

Стихотворение Некрасова стало одним из немногих произведений XIX века, в котором о жизни крестьян автор рассказывает с сочувствием.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении автор использует большое количество троп и литературных приёмов, которые помогают ему полностью воссоздать проблему жизни крестьян в ту эпоху. В произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:

  • Сравнения — «Лёд… словно как тающий сахар лежит», «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».
  • Эпитеты — «славная осень», «Здоровый, ядрёный воздух».
  • Гипербола — «Труд этот, Ваня, был страшно громаден».
  • Метонимия — «А по бокам-то всё косточки русские».
  • Олицетворения — «Свисток оглушительный взвизгнул».

Краткий анализ стихотворения «Железная дорога» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.

Некрасов поднял ту проблему, которая встречается в современном обществе. Использование труда слабых людей в корыстных целях — вот основная проблема, которая волнует по сей день.

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н.А. Некрасов)

Анализ стихотворения «Железная дорога» (Н.А. Некрасов), написанного в 1864 году, скрывает и проблемы современного общества.

1864 год, прошло уже несколько лет после отмены крепостного права, но по-прежнему тема нелегкой жизни крестьян в России беспокоит поэта.

С этим периодом связано и еще одно важное событие в стране – строительство железной дороги.

Это то, чем Россия могла по праву гордиться, и только проницательный и любящий народ ум Некрасова подсказывал ему, что слишком высокая цена была заплачена за создание комфорта господствующему сословию страны.  

Вот и легли в основу лирического произведения реальные события, о которых не мог молчать поэт. Железная дорога строилась силами простого народа.

Крестьяне еще не научились жить свободной жизнью, и эти успешно пользовались дворяне.

И именно дворяне будут первыми, кто станет ездить на поездах, а вот народ отдаст свою жизнь на стройке, и никто даже не вспомнит о заслугах простого русского человека.

Тема стихотворения не новая в творчестве Некрасова – это тема трудной жизни народа. Но в этом стихотворении она звучит особенно болезненно, тем более, тогда, когда, кажется, долгожданная свобода уже в руках у крестьянина. «Железной дорогой» автор доносит до читателя идею о том, что необходимо помнить о людях, которые положили жизнь ради комфорта других.

По жанру стихотворение напоминает поэму, благодаря своему эпичному сюжету. Но дактиль и особый ритм стихотворения, напоминающий монотонный стук колес поезда, делает его глубоко лиричным. Поэтому произведение так схоже и с балладой.

Композицию стихотворения не составит труда разделить на четыре части. Автор сделал это сам, разграничив их по смыслу и графически. При этом первая часть абсолютно не похожа на остальные три.

Она заставляет читателя гордиться красотой и силой своей родины. Автор рисует картины «славной осени». Все вокруг лирического героя, едущего в вагоне поезда, прекрасно и радует глаз.

Однако даже такие красивые пейзажи заставляют его задуматься.

Во второй части появляются новые герои: мальчик Ваня и его отец. Лирический герой рассказывает мальчику историю появления железной дороги. Ее строили крестьяне. Но что же заставило их согласиться на такой тяжкий труд? И лирический герой говорит о царе.

Вот только это не тот царь, что сидит на троне – так он называет голод. Голод заправлял жизнью народа, и он же заставил работать без сна и отдыха людей за кусок хлеба.

Но вместо этого многие из них погибли здесь, надорвались от непосильного труда и суровых условий.

В третьей части автор в образе белоруса воплотил весь русский народ:

Губы бескровные, веки упавшие,

  • Язвы на тощих руках,
  • Вечно в воде по колено стоявшие
  • Ноги опухли; колтун в волосах;
  • Ямою грудь, что на заступ старательно
  • Изо дня в день налегала весь век…

Перед мальчиком во сне встают картины с мертвецами. Они рассказывают, как трудились над дорогой, как им было тяжело и в конце просят не забывать об их молчаливом подвиге. В противовес белорусу создан поэтом образ генерала, не желающего признавать, что дорога создана силами крестьян. Генерал здесь олицетворяет барство, веками угнетающее русский народ.

Генерал, на мой взгляд, просто не хочет посмотреть правде в глаза, потому что она ему не удобна и неприятна, и поэтому предлагает показать лирическому герою светлую сторону.

Строительство закончено, и крестьян можно отпустить домой. Вот только бедный народ снова остался обманутым, так как их обвинили в долгах, на самом же деле – подрядчик просто украл их деньги, а бочкой вина откупился от бедных людей. Народ не отказался от вина, потому что им не оставили выбора. Но это ли то самое счастье, которого хотели крестьяне?

Некрасов не пожалел средств художественной выразительности для создания ярких образов.

Особенно много в стихотворении сравнений: «Лед… словно как тающий сахар лежит», «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «Листья… желты и свежи лежат, как ковер», «…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь».

Эпитеты в основном относятся к первой части: «здоровый, ядреный воздух», «славная осень». Есть в стихотворении и олицетворение: «свисток оглушительный взвизгнул».

В этом стихотворении видна боль автора не только за тяжелую судьбу народа, но и за то, что через столетия люди будут помнить только о тех, кто эту дорогу проектировал и задумывал, а вот подвиг простого трудяги останется незамеченным, а это несправедливо. К сожалению, стихотворение Некрасова не теряет своей актуальности и сегодня.

«Железная дорога» Некрасов Н. А.: анализ стихотворения

История создания

Произведение посвящено строительству первой железной дороги в России. Соответствующий указ был издан Николаем I в 1842 году. Она должна была соединить Москву и Петербург. Работы под руководством графа П. А. Клейнмихеля были завершены в рекордно короткие сроки — в 1852 году.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» появилось в журнале «Современник» в 1864 году. Произведение стало ключевым в гражданской лирике того времени. Поэта интересовало в большей степени не то, какие блага принесла новая дорога его отечеству, но то, какой ценой это строительство далось россиянам.

Произведение представляет собой диалог между генералом и его сыном, Ванечкой, а также рассказчиком-автором, который возражает «папаше» по поводу того, что дорога строилась в хороших условиях.

Сочинения

Стихотворение Некрасова под названием Железная дорога — это жизненное произведение, открывающее нам всю правду появления первой железной дороги. Сама дорога и ее строительство сделали большой переворот в жизни нашей страны, открыв большие возможности для передвижения на большие расстояния и превратив Россию из отсталой в развитую державу.

Вот только какой была цена таких преобразований? Как известно, Николаевская дорога, соединяющая Москву и Петербург, строилась по проекту самого царя десять лет. Проект же представлял собой прочерченную под линейку прямую, что пролегала через леса, болота, цена же этому проекту — человеческие жизни.

Именно об этом и писал Некрасов, а нам предстоит сделать анализ стихотворения.

  «Том 1. Громокипящий кубок», Игорь Северянин

Некрасов: Железная дорога

Некрасов — замечательный писатель, который писал произведения гражданской направленности, без приукрашивания. Он описывал реалистичные события и его работа Железная дорога не стала исключением.

Данное произведение, где освещена народная тематика, является жизненным стихом, которое знакомит нас с далекими временами при Николае Первом. С временами, когда строилось железнодорожное сообщение.

Само стихотворение было написано в 1864 году. Когда читаешь его, то сразу же ощущаешь ноты драматизма, видна несправедливость по отношению к рабочим людям и об этом не мог молчать писатель, поэтому автор раскрывает нам всю правду.

Работа состоит из четырех частей и напоминает небольшую пьесу, где в главных ролях генерал, его сын Ваня и лирический герой. Они едут в поезде и между пассажирами завязывается разговор, во время которого нам открываются все ужасы строительства под руководством Клейнмихеля.

Часть 1

Сразу в первой части автор описывает виды, что открываются из окна вагона. Это природа русского края и она прекрасна. Лирический герой любуется необыкновенными красотами. Даже болота прекрасны и пни под лунным сиянием. Как же это замечательно лететь по рельсам чугунным и думать думы свои. Но дальше герой стиха слышит разговор своих соседей по вагону и не может не вмешаться.

Часть 2

Делая краткий анализ второй части, мы узнаем всю правду о строительстве дороги, которую автор рисует не только мальчику Ване, но и читателям. Здесь мы понимаем, что дорогу строит не Клейнмихель, как утверждает генерал.

Ее строит народ, которому ничего не оставалось, как идти в рабство, жертвуя своими жизнями, ведь всюду царствовал голод. Нужно было как-то жить, поэтому народ и нанимается на строительство.

И вот, сегодня это красивая дорога с узкими насыпями, рельсами, мостиками, вот только лежит она на костях русского народа.

Применяя прием сна, автор пишет о мертвецах, что поднялись из земли и теперь рассказывают о нечеловеческих условиях своей работы, о том, как они погибали, боролись с голодом, замерзали, болели и умирали. Страшные картины рисует воображение мальчика.

Сам же автор в подробностях описывает кошмары, особенно подробно он остановился на изображении мертвого белоруса, что изможден лихорадкой с колтуном в волосах. Он продолжает долбить мерзлую землю.

Описывая труд людей, лирический герой говорит, что и нам было бы не плохо перенять привычку к труду, не плохо было бы уважать работу народную, уважать мужика.

Часть 3

В третьей части мертвецы исчезают. Ваня рассказывает о странном сне. Генерал же продолжил разговор, выступая защитником эстетических ценностей. Его речь обвинительная, в людях, в славянах, он видит невежественную толпу, которую называет варварами и скопищем пьяниц. Далее генерал просит героя рассказать сыну и о другой стороне правды. А какая это правда?

Часть 4

И тут мы приступаем к анализу четвертой части, которая и покажет светлую сторону.

А она такова, что во время завершения строительства люди получили лишь бочку вина и некое списание долгов, которые по непонятным причинам появились у рабочих во время возведения дороги.

Читайте также:  Стихи про волны: красивые стихотворения о море классиков

Другими словами, народ обманут, а их заслуги присвоены хозяевами жизни. Вот такая награда была присвоена простому народу, который полег костями, возводя железную дорогу. Вот такая она светлая сторона вопроса.

План стихотворения

1. Описание красоты русской природы 2. Рассказ героя о цене строительства железной дороги 3. Мнение генерала о русском народе 4. Труд народа с иной, светлой, стороны. Обман рабочих и народная покорность

Некрасов, Анализ стихотворения Железная дорога, План

А какую оценку поставите вы?

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Железная дорога» относится к гражданской лирике. Оно написано дактилем, в нем используется мужская и женская рифма, с перекрестным способом рифмовки (abab).

Направление данного стихотворения – реализм. Повествование ритмично, как будто созвучно перестукиванию колес уходящего вдаль поезда. Мы видим перед собой реальную жизнь сотен тысяч крестьян, которым по причине жуткой бедности приходилось трудиться в поте лица, зарабатывая при этом копейки и по непонятной причине оказываясь в долгу перед начальством.

Данное стихотворение относится к немногим произведениям XIX века с социальной направленностью, где о жизни простого народа рассказано с сочувствием.

  Снег – краткое содержание рассказа Паустовского

Образы и символы

Первым и самым главным образом данного произведения является железная дорога. Она стала причиной невыразимой боли русского народа, заставила страдать ни в чем не повинных людей. Сотни мертвецов восстают и идут вслед за поездом, в котором едут генерал и Ванечка вместе с рассказчиком.

Образ несчастного белоруса является собирательным образом крестьянина, чья жизнь была обречена на муки и страшную смерть в землянках. Автора восхищает привычка русского мужика к труду, он уважает работу простого народа. Первые три главы посвящены тому, как обстояли дела при строительстве дороги на самом деле.

Когда же барин просит показать «светлую сторону», то автор не отказывается, а, напротив, с удовольствием и иронией демонстрирует, как лабазник отмерил рабочим бочку вина и простил недоимку. Купец выступает в образе «благодетеля», который на самом деле люто ненавидит народ и пользуется своей властью, эксплуатируя невежественных и беспомощных людей.

Композиция

Важно отметить, что стихотворение с легкостью делится на 3 смысловые части.

  1. Первая – это описание Некрасовым природы, красоты родных краев. Поэт признается в искренней любви к русской земле, и это создает сильный и эффектный контраст для следующих частей.
  2. Вторая часть наиболее эпическая, здесь Некрасов пишет, как погибшие крестьяне пробуждаются, чтобы спеть о своей нелегкой доле. Поэт рассказывает настоящую историю строительства дороги со всеми бедами рабского труда.
  3. В третьей части сын Ваня сообщает отцу о странном сне, в котором ему привиделась эта история. Генерал смеется и отвечает, что народ – это скопище пьяниц, и поистине прекрасные и важные вещи в мире создают отдельные личности – гении, а не народ, а после побуждает лирического героя не запугивать сына, а рассказать правду. Поэт соглашается и говорит об окончании строительства, когда для крестьян прикатили бочку вина и простили «долги», взявшиеся ниоткуда. Народ снова обманули, но железная дорога построена, и праздновать теперь будут начальники.

Темы и настроение

  • Стихотворение передает нам тяжелые страдания рабочих строительстве в России 19 века, демонстрирует бессовестное поведение чиновников, показывает жестокую эксплуатацию народа. Это и есть основная тема произведения. Общество того времени — медаль с двумя сторонами, на которых изображены русские люди, но с одной стороны простые крестьяне, а с другой – элита. Эти стороны противоположны и никогда не пересекаются, как будто народ живет в одной плоскости, а его хозяева – на другой. Это социальное расслоение тяготило Некрасова, и не зря, ведь оно и стало главной причиной революции 1917 года.
  • Настроение стихотворения, в целом, смешанное: ужас смерти и гнета, непосильного труда перекликаются с итогом работы – готовой железной дорогой, по которой теперь бегают поезда, но мало кто знает подлинную историю данного строительства, истинную цену, которую русскому человеку пришлось за него заплатить.
  • Также очевидна тема социального неравенства. Мы видим перед собой два противоположных класса – рабочие и крестьяне против господ. Им никогда не понять друг друга, потому что они не могут поменяться местами. Ванечка родился с серебряной ложкой во рту, его будущее – такое же положительное, как мнение его отца о строительстве железной дороги. А вот крестьянские дети обречены на безрадостную и нищую жизнь, тяжкий труд и раннюю смерть. И этого никак не изменить, пока общественный строй остается таким же непроницаемым для перемен.
  • Кроме того, поэт затрагивает тему бегства от реальности. Элита скрывается от реалий жизни народа за иллюзиями о том, что те или иные действия совершаются магическим образом. Рассказчик призывает читателя помнить о том, что большая и долгая работа никогда не дается так легко, как описывает генерал. Нужно приложить огромные усилия, чтобы достичь желаемого результата.

Мотивы и темы

Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:

  • Трагическая женская судьба. Это главная тема стихотворения «На железной дороге». Автор показывает типичную судьбу молодых людей того времени. Многим девушкам и юношам не удаётся понять, в чём их призвание, куда стоит направить силы, как правильно жить. Главная героиня с надеждой всматривается в окна вагонов, надеясь получить ответ. При этом она не имеет возможности отлучиться со станции, как и сотни тысяч молодых крестьянок, тесно привязанных к быту и скованных традициями.
  • Тема любви. Героиня очень хочет быть любимой, она нуждается в заботе и внимании, как и любая женщина. Но жестокая действительность не даёт сбыться мечтам. Общество равнодушно к девушке, и всё, на что может рассчитывать юная особа, — мимолётная улыбка гусара, за которой нет никаких чувств.
  • Надежда и юность. Автор показывает, как меняется человек на протяжении жизни. В юности он устремляет «жадные глаза» в будущее, которое олицетворяют окна поезда. Но чем взрослее становится девушка или юноша, тем отчётливее понимает: нет смысла надеяться на лучшее, жизнь жестока, а огонь, бушующий в сердце, никому не нужен. В результате наступает отчаяние, а душа будто выжигается изнутри. В сердце поселяется боль, которая впоследствии сменяется пустотой и холодом.
  • Дорога. В русской литературе дорожная тематика встречается довольно часто. Это связано с тем, что Россия — очень большая страна, но есть и вторая причина: душа русского человека столь же широка, как и родные просторы. Показать особенности характера и глубину чувств лучше всего получается с помощью такой параллели. Кроме того, дорога обычно символизирует и жизненный путь. Для кого-то поезд — знак перемен к лучшему, олицетворение сбывшихся надежд, а у героини получилось наоборот: на железной дороге оборвалась её жизнь.

Проблемы

Проблематика произведения богата и насыщенна.

  • Судьба народа. Эта основная проблема раскрывается через описание бедствий, через которые приходится пройти обычному человеку, чтобы заработать на хлеб. При этом его еще и обманут в конце, так и не дав платы за его труд.
  • Бесправие. Людям некуда пожаловаться, негде найти управу на купцов и чиновников, которые расхищают средства, выделенные на строительство.
  • Коррупция. Правительство предусмотрело достойную оплату труда рабочих, но исполнители и местные подрядчики разворовали эти средства, оставив людей ни с чем.
  • Историческая память. Люди охотно помнят и чтят громкие имена и точные даты, но начисто забывают о тех, чьими усилиями генералы и другие чиновники добились результата.
  • Невежество и рабство народа. Строители дороги не знали, как защитить свои права, и вскоре забыли об обмане, получив вино. Их состояние только подкрепляет тиранию господ и провоцирует новые злоупотребления властью, ведь люди не выражают недовольства, их все устраивает.

Основная идея

Произведение «Железная дорога» явственно показывает, что творцами всего великого как на Руси, так и в Европе являются простые мужики. Это и есть главная мысль произведения. Тем не менее, все почести и заслуги достаются и приписываются помещикам, подрядчикам, господам, которые жестоко обращаются с рабочими, эксплуатируют их и обманывают, приписывая несуществующие долги.

Читатель, по мнению поэта, должен понимать, что на самом деле без труда простого мужика не было бы создано многое из того, что окружает нас в повседневной жизни. Смысл авторского предостережения заключается в том, что если мы забудем о том, кому на самом деле мы обязаны строительством той же самой железной дороги, то предадим самих себя и свою сущность.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России.

Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ.

Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты

Средства художественной выразительности

Среди тропов и выразительных средств можно выделить сравнения («около леса, как в мягкой постели, выспаться можно», «лед. .. словно как тающий сахар лежит», «листья. .желты и свежи лежат, как ковер», «. ..

почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь»), эпитеты («славная осень», «здоровый, ядреный воздух»), гиперболы («труд этот, Ваня, был страшно громаден»), олицетворение («свисток оглушительный взвизгнул»), метонимия («а по бокам-то все косточки русские»), обобщения («немец уж рельсы кладет», «видишь, стоит, изможден лихорадкою, высокорослый, больной белорус»), метафоры («чудо искусства», «скопище пьяниц»).

Таким образом, перед нами предстает картина бесправного крестьянского труда, где, находясь под гнетом крепостного права, простым мужикам приходится гнуть спины, чтобы построить дорогу на радость своим господам.

Хотя помещики и находятся в выигрышном положении, получая себе все лавры и заслуги, заработанные их подчиненными, на самом деле они предстают перед нами как низкие, подлые люди, недостойные того, чтобы остаться в веках, недостойные считаться истинными благодетелями.

Гораздо больше для процветания нашей Родины сделали русские мужики, рабочие и крестьяне, память о которых мы должны по велению автора сохранить в своих сердцах и пронести через века.

Маргарита Гуськова

Ссылка на основную публикацию