Анализ стихотворения «Я дважды пробуждался этой ночью» (Иосиф Бродский «Любовь»)

Прокофьев В.Г.

В статье продемонстрировано, как поспешные выводы могут привести к неверному результату определения ТИМа. И как Puzzle-технология диагностики уменьшает вероятность остановиться на ошибочной версии.

1. Оценка внешних проявлений

Анализ стихотворения «Я дважды пробуждался этой ночью» (Иосиф Бродский «Любовь»)
  • Интуиция (множественные складки одежды, утонченные черты лица, неудобная, не комфортная посадка).
  • Рациональность (изломанность фигуры).
  • Интроверсия (одна рука прижата к телу; очевидно неудобно, вынужденно отставлен локоть другой; свитер под горло, опущенный подбородок, закрывающий шею).
Анализ стихотворения «Я дважды пробуждался этой ночью» (Иосиф Бродский «Любовь») Интуиция (утонченные черты лица, всклокоченная шевелюра, взгляд сквозь объект). Интроверсия (взгляд «в себя»).
Анализ стихотворения «Я дважды пробуждался этой ночью» (Иосиф Бродский «Любовь»)
  1. Интуиция (множественные складки одежды, всклокоченная шевелюра).
  2. Иррациональность (округлая сутулость).
  3. Интроверсия (взгляд «в себя»).

2. Диагностика текста

Стихотворение Любовь (1971)

  • Я дважды пробуждался этой ночью
  •      и брел к окну, и фонари в окне,
  •      обрывок фразы, сказанной во сне,
  •      сводя на нет, подобно многоточью
  •    не приносили утешенья мне.
  •      Ты снилась мне беременной, и вот,
  •      проживши столько лет с тобой в разлуке,
  •      я чувствовал вину свою, и руки,
  •      ощупывая с радостью живот,
  •      на практике нашаривали брюки  
  •    и выключатель. И бредя к окну,
  •      я знал, что оставлял тебя одну
  •      там, в темноте, во сне, где терпеливо
  •      ждала ты, и не ставила в вину,
  •      когда я возвращался, перерыва
  1.      умышленного. Ибо в темноте —
  2.      там длится то, что сорвалось при свете.
  3.      Мы там женаты, венчаны, мы те
  4.      двуспинные чудовища, и дети
  5.      лишь оправданье нашей наготе.
  6.      В какую-нибудь будущую ночь
  7.      ты вновь придешь усталая, худая,
  8.      и я увижу сына или дочь,
  9.      еще никак не названных, — тогда я
  10.      не дернусь к выключателю и прочь
  11.      руки не протяну уже, не вправе
  12.      оставить вас в том царствии теней,
  13.      безмолвных, перед изгородью дней,
  14.      впадающих в зависимость от яви,
  15.      с моей недосягаемостью в ней.

Соционический разбор текста стихотворения

Текст Аспект, признак Расшифровка качества
Любовь                                                     БЭ Задана тема стихотворения
“Я дважды пробуждался этой ночью БИ, БС
и брел к окну ЧЛ Тема БЭ, но семантика БЭ не используется
и фонари в окне ЧС
обрывок фразы, сказанной во сне БЛ, ЧЛ
сводя на нет ЧЛ
подобно многоточью БЛ
не приносили утешенья мне. БЭ Слабая (жалоба)
Промежуточный целостный анализ: Конструктивизм (начало стихотворения, вступление в тему с логики) Тактика(повествование начинается конкретных подробностей ситуации, затем осуществляется переход к сути)
Ты снилась мне БИ продуктивная
беременной БЛ, БС – слабая информация не об ощущениях, а о неком статусе
и вот, проживши столько лет с тобой в разлуке ЧЛ, БИ, БЛ
я чувствовал вину* свою, БЭ – слабая жалоба
и руки, ощупывая с радостью живот БС, ЧЭ Слабые (не реализованная фантазия)
на практике нашаривали брюки и выключатель. ЧЛ
И бредя к окну, ЧЛ
я знал, что оставлял тебя одну ЧЛ, БЛ
там, в темноте, во сне, БИ
где терпеливо ждала ты, БИ  продуктивная
и не ставила в вину* БЭ слабая (опять жалоба) и повтор слова из БЭ “вина” говорит о ограниченном лексиконе по аспекту БЭ
когда я возвращался перерыва умышленного ЧЛ, БИ
Ибо в темноте — там длится то, что сорвалось при свете. БИ продуктвная
  • Промежуточный целостный анализ:
  • Динамика (много динамических аспектов+ фокус внимания к моментным процессам, к происходящим изменениям).
  • Исследователь (любовь, как объект всестороннего анализа)
  • БИ продуктивная
Мы там женаты, венчаны, БЭ, статика Отношения как социальная форма по БЭ, т.е.мерность не выше 2
мы те двуспинные чудовища и дети лишь оправданье нашей наготе. БЛ, ЧС, статика Секс в БЛ-ом описании
В какую-нибудь будущую ночь ты вновь БИ 4-х мерная, выход за грани ситуации
придешь усталая, худая, БС – слабая «усталая, худая» – не рядоположенные свойства.
и я увижу сына или дочь, БИ
еще никак не названных БЛ
тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну ЧЛ
уже, не вправе оставить вас в том БЛ
царствии теней, безмолвных, перед изгородью дней, БИ
впадающих в зависимость от яви с моей недосягаемостью в ней. ЧИ

3. Подведение первых итогов

3.1. Признаки, маркеры которых были получены при анализе фотографий:

3.2. Функции и признаки, маркеры которых были получены при анализе текста стихотворения:БИ – базовая, сильная, ментальная, ассортиментная, 4-х мерная – выходит за пределы ситуации (все повествование пронизано и нанизано на временные метки). БИ -продуктивнаяНе стыковка

  1. БЭ – слабая (используются БЭ-кой теме, теме любви в основном в модальности «меня», как жалоба на проблемные отношения)
  2. ЧЛ, БЛ – сильные (используются БЭ-кой теме, теме любви, рассуждения об любовных отношениях осуществляется в семантике ЧЛ и БЛ, которые в основном передаются в модальности «Я»,
  3. Динамика (много действий, движений, изменений).Статика (немного)
  4. Интроверсия (внимание к отношениям, нет свойств объекта).
  5. Сенсорика – слабая (нет сенсорных ощущений, даже секс передан через белую логику и интуицию, смысловые ошибки: одновременное использование не рядоположенных семантических конструкций).
  6. Иррациональность (изложение непоследовательно, как случайный набор фантазий на темы и одиночества, и любви, и секса, и брака, и детей)
  7. Серьезность (много внимания к отношениям, к БЭ, мало внимания к эмоциям, к ЧЭ).
  8. Конструктивизм (начало стихотворения, вступление в тему с логики)
  9. Тактика (повествование начинается конкретных подробностей ситуации, затем осуществляется переход к сути
  10. Клуб – Исследователь (любовь, как объект анализа).

3.3.

Замеченные типологические проявления внешности (по фотографиям) не противоречат данным анализа текста стихотворения И. Бродского.

  • 4. Сбор пазлов
  • Первый выход на ТИМ:
  • Второй выход на ТИМ:
  • ЧЛ, БЛ – сильные
  • Сенсорика – слабая
  • Конструктивист

Третий выход на ТИМ:

  • Динамика
  • Интроверсия
  • Серьезность
  • Тактика

Четвертый (неполный) выход на ТИМ:

На этом этапе получается первая гипотеза: Тим Иосифа Бродского – ИЛИ.  

5. Но проверим себя еще раз.

В этом суть Puzzle-технологии. Гипотеза появилась, но достаточно ли мы переработали информации для принятия окончательного вывода? Не мало ли одного короткого стихотворения и трех фотографий? Ведь часть признаков размыта.

В чем остались сомнения?

  • Мало маркеров за динамику,  за конструктивизм, тактику.
  • Не определились с рациональностью/иррациональностью.

Поэтому необходимо взять еще блок информации, чтобы или утвердиться или опровергнуть предварительные выводы.Найдем еще стихотворения, сюжеты которых способствуют проявлению и фиксации сомнительных дихотомий.

Текст                     Аспект, признак Расшифровка качества
В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду. стратегия, демократия Формулируется общая цель повествования
ЧЭ, эмотивизм начинает с эмоционального противостояния
Он освящает кровлю и посуду и честно двери делит пополам. ЧЛ, БЛ, статика
В деревне Он в избытке. В чугуне ЧС, статика слабая (крайность)
Он варит по субботам чечевицу, приплясывает сонно на огне,
  1. ЧЛ, БИ, БССтатика,
  2. демократия
подмигивает мне, как очевидцу. ЧЭ, “веселость”Статика
Промежуточный целостный анализ: Статика (фокус внимания в том, что не изменяется)Стратегия (сначала суть, затем тактические подробности) Эмотивизм (в начале ЧЭ)”веселость” (в ценностях ЧЭ)
Он изгороди ставит, выдает девицу за лесничего ЧЛ, БЛ, Статика
и, в шутку, ЧЭ, “веселость”
устраивает вечный недолет объездчику, стреляющему в утку. ЧЛ
Промежуточный целостный анализ: Статика (фокус внимания в том, что не изменяется)”веселость” (в ценностях ЧЭ)
Возможность же все это наблюдать, к осеннему прислушиваясь свисту, единственная, в общем, благодать, доступная в деревне атеисту. ЧИ, ЧС, статика, рациональность (упор на единственность решения)
Промежуточный целостный анализ: В противоположность предыдущему стихотворению здесь четко проявились полюса признаков:Статика-динамика и рациональность – иррациональность,Статика: во всем стихотворении тображены ситуации «вечные», все постоянно, ничто не изменяется. Рациональность: структурированное, последовательное изложение материалаПолучен маркер  Стратегия

6. Получили противоречия покрайней мере по 2-м признакам. Сомнения подтвердились.

И так шаг за шагом уточняем сомнительные асимметрии .

Для этого берем еще стихотворение «Пилигримы».

Естественно проводим полный анализ (проверяем и те признаки, в которых практически убедились: логику, интуицию и т.д.) Но здесь я не буду его приводить.

  • Мимо ристалищ, капищ,
  • мимо храмов и баров,
  • мимо шикарных кладбищ,
  • мимо больших базаров,
  • мира и горя мимо,
  • мимо Мекки и Рима,
  • синим солнцем палимы,
  • идут по земле пилигримы.
  • Увечны они, горбаты,
  • голодны, полуодеты,
  • глаза их полны заката,
  • сердца их полны рассвета.
  1. За ними поют пустыни,
  2. вспыхивают зарницы,
  3. звезды горят над ними,
  4. и хрипло кричат им птицы:
  5. что мир останется прежним,
  6. да, останется прежним,
  7. ослепительно снежным,
  8. и сомнительно нежным,
  9. мир останется лживым,
  10. мир останется вечным,
  11. может быть, постижимым,
  12. но все-таки бесконечным.
  • И, значит, не будет толка
  • от веры в себя да в Бога.
  • …И, значит, остались только
  • иллюзия и дорога.
  • И быть над землей закатам,
  • и быть над землей рассветам.
  • Удобрить ее солдатам.
  • Одобрить ее поэтам.
Читайте также:  Правда ли, что легче простить врага, чем друга?

В этом стихотворении хочу обратить ваше внимание только на яркое проявление

  • рациональности (ведение читателя к формулировке одной одной мысли, одной цели).
  • обстоятельности (как МГ тетратомии «Восприимчивость») (обстоятельный последовательный рассказ)
  • статики (в том числе выраженной в неизменном ритме многочисленных повторов).
  1. Дальнейшие исследования, прочтение новых стихотворений, прослушивания записей его очень статического авторского чтения (один ритм, одна громкость).
  2. 7. Проделанная работа позволяет сделать окончательный вывод:
  3. ТИМ Иосифа Бродского – ЛИИ
  4. Результат был проверен многочисленными выходами на ТИМ по внешним проявлениям и сематическому анализу текста.
  5. Литература:
  6. Еще примеры использования Puzzle-технологии диагностики:

Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-1. Орловский В. Ф. // Сайт НИИ Соционики http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/743-puzzle2

Прокофьев В.Г. Puzzle-технология диагностики соционического типа. Пример применения-3. Алексеев Г. И. // Сайт НИИ Соционики http://socionics.ru/component/content/article/49-diagnostickat/781-alekceev

«Любовь» И. Бродский

  • Я дважды пробуждался этой ночью
    и брел к окну, и фонари в окне,
    обрывок фразы, сказанной во сне,
    сводя на нет, подобно многоточью
  • не приносили утешенья мне.
  • Ты снилась мне беременной, и вот,
    проживши столько лет с тобой в разлуке,
    я чувствовал вину свою, и руки,
    ощупывая с радостью живот,
  • на практике нашаривали брюки
  • и выключатель. И бредя к окну,
    я знал, что оставлял тебя одну
    там, в темноте, во сне, где терпеливо
    ждала ты, и не ставила в вину,
  • когда я возвращался, перерыва

умышленного. Ибо в темноте –
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети

  1. лишь оправданье нашей наготе.
  2. В какую-нибудь будущую ночь
    ты вновь придешь усталая, худая,
    и я увижу сына или дочь,
    еще никак не названных, – тогда я
  3. не дернусь к выключателю и прочь
  4. руки не протяну уже, не вправе
    оставить вас в том царствии теней,
    безмолвных, перед изгородью дней,
    впадающих в зависимость от яви,
  5. с моей недосягаемостью в ней.

Дата создания: 11 февраля 1971 г.

Анализ стихотворения Бродского «Любовь»

Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась – Марина ушла к другу Бродского, Дмитрию Бобышеву в новогоднюю ночь.

В то время поэт скрывался в Москве, однако, узнав об измене, срочно вернулся в Ленинград, где спустя несколько дней и был арестован. Отношения Бобышева и Басмановой практически все друзья из окружения поэта восприняли, как предательство.

Тем не менее, эта девушка оставила в душе поэта настолько глубокий след, что даже спустя 7 лет, в 1971 году, он посвятил ей стихотворение «Любовь».

«Я дважды пробуждался этой ночью и брел к окну», – первая строчка этого произведения отнюдь не настраивает на романтический лад.

Вскоре подобное несоответствие объясняет сам поэт, так как из контекста произведения ясно, что речь идет о неразделенной любви. Точнее сказать, Бродский не знает, что именно испытывает к нему та, которую он считал своей невестой.

Однако поэт понимает, что если разрыв отношений произошел столь нелепым образом, то в этом виноваты оба.

Во сне Бродский видит свою возлюбленную беременной, что вызвало у него весьма противоречивые чувства. «Проживши столько лет с тобой в разлуке. Я чувствовал вину свою», – отмечает автор. Трудно понять, за что именно он винит самого себя. Вероятно, за то, что не смог сохранить эти отношения, которые до сих пор окутаны романтической тайной.

Пытаясь прикоснуться во сне к любимой, поэт неизменно просыпается и бредет к окну. Ому горько оттого, что его возлюбленная осталась где-то там, во тьме его снов и иллюзий.

На самом же деле у этого чувства горечи есть вполне осязаемая подоплека, так как Бродского вынудили уехать их Советского Союза, где он оставил своих родных, друзей и – Марину Басманову, которая после этого фактически превратилась в затворницу.

Однако во сне Бродский видит совсем иное, отмечая: «Мы там женаты, венчаны, мы те двуспинные чудовища, и дети лишь оправданье нашей наготе».

Поэт не сомневается, что в тяжелых и наполненных болью сновидениях, которые, тем не менее, дарят ему ощущение бесконечного счастья, Марина носит под сердцем его ребенка.

И однажды настанет тот момент, когда во сне он увидит этого младенца, а затем примет решение навсегда остаться в «царстве теней» чтобы больше никогда не расставаться с теми, кто ему бесконечно дорог.

Бродский Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Иосиф Бродский

Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью,

не приносили утешенья мне.

Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,
на практике нашаривали брюки
и выключатель. И бредя к окну,
я знал, что оставлял тебя одну
там, в темноте, во сне, где терпеливо
ждала ты, и не ставила в вину,
когда я возвращался, перерыва
умышленного.

Ибо в темноте —
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети
лишь оправданье нашей наготе.

В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных,— тогда я
не дернусь к выключателю и прочь
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней,
безмолвных, перед изгородью дней,
впадающих в зависимость от яви,

с моей недосягаемостью в ней.

Анализ стихотворения «Любовь» Бродского

Иосиф Бродский написал огромное количество произведений о любви. И большинство из этих произведений было посвящено одной-единственной женщине, загадочной «М.Б.».

Среди них и стихотворение «Любовь», написанное в 1971 году, одно из самых таинственных в его творчестве.

В нем Бродский обращается к роковой любви всей своей жизни, к Марине Басмановой: женщине, которая долгие годы после их драматического расставания оставалась музой поэта.

Все творчество поэта автобиографично и неразрывно связано с его личными переживаниями. «Я дважды просыпался этой ночью и брел к окну» — так начинается стихотворение, в котором автор обращается к своей несбывшейся мечте, к своему разрушенному счастью.

Марина Басманова – красивая, молчаливая и загадочная девушка была невестой поэта, но неожиданно ушла от него к его другу Дмитрию Бобышеву.

Ушла она без объяснения причин и для Бродского это была огромная потеря, смириться и справиться с которой он не мог на протяжении многих последующих лет. Во всех женщинах он искал ее и не находил, все стихотворения были посвящены ей.

Это было болезненное, всепоглощающее чувство. Спустя 7 лет после расставания он напишет эти строки:

Ты снилась мне беременной, и вот,
проживши столько лет с тобой в разлуке,
я чувствовал вину свою, и руки,
ощупывая с радостью живот,

на практике нашаривали брюки.

Прошли года, много событий произошло в его жизни, а Бродского не покидают мысли о том, как они могли бы быть счастливы:

Ибо в темноте —
там длится то, что сорвалось при свете.
Мы там женаты, венчаны, мы те
двуспинные чудовища, и дети

лишь оправданье нашей наготе.

Автор описывает сновидения, смешанные с реальностью. В ту ночь, описываемую в стихотворении, он с трудом отличает явь от сна. Атмосфера произведения тягостная, а переплетение предметного и символического еще больше усугубляет трагизм ситуации.

С первых строк перед читателем открывается двойная реальность, романтическое двоемирие: в одном мире романтический герой счастливо живет с любимой и они ждут ребенка, а в другом – страдания неразделенной любви, темнота и безысходность без надежды на будущее.

Любовь, не сложившаяся наяву, воскресает в мыслях и сновидениях героя: там он может придумать себе любой исход, уйти от реальности.

Интересна отсылка Бродского к шекспировскому «Отелло»: он упоминает «двуспинное чудовище», показывая тем самым, что природа любви с тех пор не претерпела изменений. Множественное число, употребленное при этом, указывает на то, что таких влюбленных чудовищ множество.

Автор использует образ выключателя, который служит в произведении своеобразным передатчиком образа возлюбленной и одновременно напоминанием о невозможности их реального сближения.

Финал стихотворения отдан мечтам о несбыточном: поэт представляет, как наступит время и любимая женщина привидится ему с ребенком на руках и тогда герой сделает свой выбор: «…тогда я не дернусь к выключателю и прочь руки не протяну уже, не вправе оставить вас в том царствии теней».

Стихотворение «Любовь» написано человеком, для которого это чувство – определяющее и главное в судьбе, от него зависит жизненный вектор. Сам Бродский так говорил о разрыве с Басмановой и его последствиях: «Все мои душевные силы ушли на то, чтобы справиться с этим несчастьем».

Читайте также:  Смысл названия романа «Преступление и наказание»

И этим все сказано: ни ссылка, ни преследование властей и выдворение из страны не стало тем камнем преткновения, чем стало предательство любимой женщины.

Произошедшее оставило настолько глубокий след в его душе, что на свет появилось одно из гениальных произведений о неразделенной любви в русской поэзии.

Читать стих поэта Иосиф Бродский — Любовь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Стихотворение Иосифа Бродского «любовь»: история предательства и прощения

Они встретились 2 марта 1962 года на вечеринке в квартире будущего известного композитора Бориса Тищенко. Поэту еще не было и 22 лет, Марина двумя годами его старше. Это была любовь с первого взгляда.

С того дня они уже не расставались. Гуляли по городу, взявшись за руки, заходили погреться в подъезды старых домов Петроградской Стороны, целовались как одержимые и снова шли, счастливые, куда глаза глядят.

Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась – Марина ушла к другу Бродского в новогоднюю ночь. Тем не менее, эта девушка оставила в душе поэта настолько глубокий след, что даже спустя 7 лет, в 1971 году, он посвятил ей стихотворение «Любовь».

Марина Басманова — роковая любовь Бродского

Но не все было гладко уже тогда

Ни отец Басмановой, ни родители Бродского не одобряли их отношения. А главное — сама Басманова не хотела выходить замуж. Влюбленные часто ссорились и то и дело «расставались навсегда».

После таких размолвок Иосиф впадал в жесточайшую депрессию.

Нередко он заходил к своим друзьям Штернам мрачный, как сфинкс, со свежими окровавленными бинтами на запястьях и молча курил на кухне сигареты одну за другой.

Людмила Штерн очень боялась, как бы впечатлительный поэт и вправду не наложил на себя руки. Поэтому, когда в очередной раз Бродский заявился к ним с перебинтованными руками, Виктор Штерн сказал ему напрямик:

«Слушай, Ося, кончай ты, это… людей пугать. Если когда-нибудь в самом деле решишь покончить с собой, попроси меня объяснить, как это делается».

Иосиф Бродский в молодости

В этой истории не обошлось без банального любовного треугольника

В начале 60-х годов Бродский тесно дружил с Анатолием Найманом, Евгением Рейном и Дмитрием Бобышевым (все входили в ближайший круг Анны Ахматовой, но Бродского она отмечала более других и прочила ему большую поэтическую славу). Поэтому, когда накануне нового, 1964 года Бродский скрывался от милиции в Москве, опасаясь быть арестованным за тунеядство, он поручил во время своего отсутствия заботиться о Марине Дмитрию Бобышеву.

Казалось, ничто не предвещало беды. Дмитрий привез Марину к своим друзьям на дачу в Зеленогорск и представил как «девушку Бродского». Вся компания встретила ее радушно, но поскольку скромная Марина весь вечер просидела молча, лишь изредка загадочно улыбаясь, о ней быстро забыли и веселились кто во что горазд.

Что произошло потом, толком не знает никто: то ли страдая от недостатка внимания, то ли испытывая давнюю симпатию к красавцу Бобышеву, но тихоня Марина провела эту ночь с ним. А утром еще подожгла занавески в его комнате, перебудив весь дом наивным криком:

«Посмотрите, как красиво горят!»

Разумеется, все друзья Бродского тут же объявили Бобышеву бойкот за такое явное предательство друга. Тот поспешил с дачи съехать, но в свое оправдание заявил: дескать, не виноватый я, она сама пришла, а когда он заикнулся, что Бродский считает ее своей невестой, она сказала, как отрезала:

«Я себя его невестой не считаю, а что он думает — это его дело»…

Когда до Бродского дошли слухи об измене Марины, он…

Он сорвался в Ленинград, наплевав на все. Пройдут годы, и он будет вспоминать об этом так:

«Мне было все равно — повяжут там меня или нет. И весь суд потом — это была ерунда по сравнению с тем, что случилось с Мариной»…

Сразу с вокзала он помчался к Бобышеву, где произошло тяжелое объяснение, сделавшее друзей врагами на всю оставшуюся жизнь. Затем он направился к дому Марины, но она не открыла ему дверь.

А спустя несколько дней Бродского арестовали прямо на улице. Его положили в психиатрическую больницу для «судебной экспертизы». Марина носила ему туда передачи. Затем состоялся знаменитый процесс, который закончился для Бродского ссылкой на три года в Архангельскую область.

Позже, уже живя в Америке, он откровенно признается все той же Людмиле Штерн: «Это было настолько менее важно, чем история с Мариной. Все мои душевные силы ушли на то, чтобы справиться с этим несчастьем».

Бродский в ссылке в Архангельской области

В деревне Норенская Архангельской области Бродский напишет свои лучшие стихи. Чего стоят одни названия! «Песни счастливой зимы», «Ломтик медового месяца», «Из английских свадебных песен». И снова благодаря Марине, которая приезжала к нему и подолгу жила в очень скромных условиях.

Он был готов все простить ей, только бы эта сказка не кончалась, только бы они были вместе. Но… приехал Бобышев, и Басманова уехала с ним. А потом вернулась. И так несколько раз. Бродский страдал, метался по пустому дому, но ничего не мог изменить: свою любовь, как родину или родителей, не выбирают.

В череде этих встреч и прощаний в 1968 году у Басмановой и Бродского родился сын Андрей. Поэт надеялся, что теперь-то уж Марина согласится официально оформить отношения, но она была непреклонна. Над Бродским сгущались тучи: люди из органов недвусмысленно советовали ему уехать на Запад.

Он до последнего надеялся, что эмигрируют они вместе: он, она и сын…Бродский уехал один…

Но любовный треугольник распался совершенно неожиданно: удивительная Марина рассталась и с Дмитрием Бобышевым, предпочтя воспитывать сына Бродского в одиночестве. (Вскоре Бобышев эмигрировал в США, где и по сей день благополучно преподает русскую литературу в Иллинойском университете.)

Сердечная рана Бродского долго не заживала. Причем, и в прямом, и в переносном смысле: инфаркты преследовали его один за другим. Еще не один год он продолжал посвящать стихи Марине. Словно в отместку за ее измену он менял женщин как перчатки, не уставая повторять, что никогда в жизни не сможет ни с кем ужиться под одной крышей, кроме как со своим любимым котом Миссисипи.

Бродский и кот

Однажды все изменилось

На лекции в Сорбонне Бродский увидел среди своих студентов-славистов Марию Соццани. Красавица-итальянка русского происхождения была моложе поэта на тридцать лет и… безумно напоминала Марину Басманову в юности.

В 1991 году они поженились. Мария стала не только любящей женой, но и верным другом и помощницей во всех литературно-издательских делах. Через год у них родилась прелестная дочка — Анна-Александра-Мария Бродская.

Но всё это будет потом, потом, потом. А в 1971 году он посвятил стихотворение своей «М.Б.»

«Любовь»

Я дважды пробуждался этой ночьюи брел к окну, и фонари в окне,обрывок фразы, сказанной во сне,сводя на нет, подобно многоточьюне приносили утешенья мне.

Ты снилась мне беременной, и вот,проживши столько лет с тобой в разлуке,я чувствовал вину свою, и руки,ощупывая с радостью живот,на практике нашаривали брюкии выключатель.

И бредя к окну,я знал, что оставлял тебя однутам, в темноте, во сне, где терпеливождала ты, и не ставила в вину,когда я возвращался, перерываумышленного. Ибо в темноте —там длится то, что сорвалось при свете.Мы там женаты, венчаны, мы тедвуспинные чудовища, и детилишь оправданье нашей наготе.

В какую-нибудь будущую ночьты вновь придешь усталая, худая,и я увижу сына или дочь,еще никак не названных, — тогда яне дернусь к выключателю и прочьруки не протяну уже, не вправеоставить вас в том царствии теней,безмолвных, перед изгородью дней,впадающих в зависимость от яви,

  • с моей недосягаемостью в ней.
  • Иосиф Бродский
Читайте также:  Краткое содержание главы «Княжна Мери» из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Поклонникам современной поэзии интересно будет узнать историю неразрешенного конфликта Бродский vs Евтушенко. Конфликт этот длится уже полвека, правда, его участники теперь – не сами зачинатели, а поклонники их творчества.

Источник

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями!

1316

Анализ стихотворения «Я дважды пробуждался этой ночью» (Иосиф Бродский «Любовь»)

Иосиф Александрович Бродский – русский поэт и американский литератор. Его произведениям присуща гениальная искра и отстранённая холодность. В 1987 году стал самым молодым поэтом получившим Нобелевскую премию.

Содержание:

История написания

Стихотворение «Любовь» посвящено музе Иосифа Александровича – Марианне Басмановой. Произведение имеет трагический характер, так как написано уже после того как автор узнал о связи своей любой женщине с его другом Дмитрием Бобышевым.

Даже узнав об измене любимой женщины, Бродский продолжал ее любит, а вот друга навсегда вычеркнул из своей жизни.

Марианна периодически возвращалась к Иосифу Александровичу и даже родила от него сына, но стать его женой так и не захотела.

В итоге писатель эмигрировал в Соединенные Штаты Америки без нее, но продолжал посвящать ей стихи, даже живя за океаном. Забыть свою музу Иосифу Бродскому так и не удалось.

Жанр

Произведение «Любовь» относится к интимной лирике автора. В нем не только доброе и светлое чувство, но и боль разочарование автора.

  • Все творчества Иосифа Бродского можно отнести к постмодернизму и это произведение является одним из представителей этого стиля.
  • Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием перекрестной и цикличной рифмой.
  • Композиция
  • Стихотворение «Я дважды пробуждался этой ночью» состоит из шести строф, который по смыслу можно разделить на три части.
  • Первая часть знакомит нас с героем и окружающей обстановкой:
  • «и брел к окну, и фонари в окне…»

Вторая часть рассказывает нам о переживания рассказчика, о снах которые его мучают и наяву. В этой части речь идет о женщине, по которой скучают. Автор мечтает о новой встрече и лишается сна из-за постоянных мыслей о своей любимой:

  1. «проживши столько лет с тобой в разлуке
  2. Я чувствовал вину свою…»
  3. В заключительной части автор рассказывает о своей мечте уйти в свои сновидения навсегда, чтоб больше никогда не расставаться с любимой:
  4. «не вправе, оставить вас в том царствии теней…»
  5. Символика произведения

Главный герой произведения – сам автор. В этом стихотворении поэт предстает перед читателями уже не молодым, испытывающим груз вины и терзаемый сожалениями.

Да это стихотворение о любви, которая еще теплится в сердце автора, но именно это, казалось бы, светлое чувство не дает ему дальше жить.

Вместо реальности Иосиф Бродский готов выбрать сон, где у него вновь будет возможность быть со своей любимой и исправить ошибки прошлого. Иосиф Александрович мечтает о семье, о детях, но вместо этого показывает нам пустой дом и одиночество в ночи.

Это стихотворение полностью автобиографично, как и вся интимная лирика автора, которую он посветил своей единственной возлюбленной Марианне.

Художественные приемы

  • Эпитеты: «Безмолвные тени», «ты усталая»;
  • метафоры: «изгородь дней», «обрывок фраз», «царствие теней»;
  • сравнение: «фразы – многоточья»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения «Я дважды пробуждался этой ночью» (Иосиф Бродский «Любовь»)

Поделиться

Бродский я дважды пробуждался этой ночью. Анализ стихотворения Бродского «Любовь»

Ключевые слова: ниоткуда, любовь (с любовью, любил), черты (черты лица, твои черты), ночь (ночью). В тексте встречаются слова одной тематической группы: ниоткуда, ничей; ночь, темнота; а также слова-клише эпистолярного стиля: дорогой, уважаемый, милая, ваш верный друг, сказано ниже.

Базовым концептом является понятие «ниоткуда». Структура первой строки, содержащее номинацию концепта, представляет собой клише эпистолярного стиля, но доведённого до абсурда. Начало стихотворения представляет собой скорее окончание некоего письма. (Стандартная подпись, например, такова: «Иванов Иван Иванович, из Нефтекамска с любовью / с уважением / с почтением.

13 февраля 2010 года.) Лирический герой стихотворения обращается к адресату из «ниоткуда». Это «ниоткуда» имеет вполне конкретное, но абстрагированное и суженое до предела пространство.

«Ниоткуда» – это место на одном «из пяти континентов, держащегося на ковбоях», «за морями, которым конца и края», в «уснувшей долине, на самом дне», в городке, «занесённом снегом по ручку двери» – а именно: простыня.

Это «ниоткуда» находится в абстрактном месте, удалённом из реальности (в реальном мире Земли шесть континентов, а не пять, хотя автором под этим континентом явно подразумевается Северная Америка) и из мира Божьего: лирический герой «дальше теперь от тебя, чем от них обоих» [«ангелов и самого», т.е. Бога]. «Ниоткуда» – т.е.

из безвестности, из пустоты, из чего-то такого, что не воспринимается лирическим героем как физическое пространство; шире: то, что отвергается лирическим героем как реальность, несмотря на факты (топографические координаты). Т.о., можно считать, что «ниоткуда» – вполне реальное место, но оно не воспринимается таковым лирическим героем, не принимается им в полной мере. Из реальных (для лирического героя) в его окружении только простыня и подушка.

Концептуальное пространство данного текста – конкретное, предметное; но с точки зрения лирического героя – абстрактное, бытийное.

Структура концептуального поля «ниоткуда» организуется ядерными и периферийными компонентами.

К ядерным компонентам относится система лексико-семантических вариантов концепта «ниоткуда», формируемая гиперсемой «направление»: «с одного / из пяти континентов», «дальше теперь от тебя», «за морями». Словообразовательное гнездо с исходным именем концепта и этимологические знания об имени концепта в тексте не наблюдаются.

Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через перечисление топографических данных (перечисление как основная особенность «больших» стихотворений – особого жанра, изобретённого Бродским – характерна для значительной части его лирики; ср.

перечисление обращений во второй строке: дорогой, уважаемый, милая). Но топография противоречива: обладая реальностью, она в то же время как реальная не воспринимается (точнее, нарочно отвергается лирическим героем, т.е.

лирическому герою свойственна амбивалентность).

Языковые особенности стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью…»

Статья представляет собой попытку обобщения результатов лингвистического анализа известного стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью…», предпринятого в рамках изучения элективного курса «Филологический анализ художественного текста». В центре внимания авторов — грамматический строй стихотворения, прежде всего специфический синтаксис текста-предложения.

Его структурная «громоздкость», смысловая осложненность, с одной стороны, структурно-семантическая неполнота компонентов, нарушение порядка слов, субъективное актуальное членение предложений, смешение стилей — с другой, поддержанные средствами других уровней языка, позволили поэту, по мнению авторов, создать совершенную форму для воплощения его идейно-художественного замысла.

Масштаб дарования, своеобразие поэтического стиля лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Александровича Бродского не могли не поспособствовать его активному изучению.

«Объектом филологического анализа и комментирования Бродский стал еще при жизни.

Уже в конце 70-х годов на Западе в специальных славистских и литературных журналах стали появляться статьи, анализирующие (главным образом в духе структурализма) и комментирующие тексты Бродского, а уже в 1984 году в американском издательстве «Ардис» вышла и первая книга на русском языке «О поэзии Иосифа Бродского» М. Крепса» [1; 6]. С тех пор прошло много времени, а интерес к творчеству поэта в мировой филологической науке только возрастает: к нему обращаются как маститые ученые, критики, так и начинающие исследователи.

Наша статья представляет собой попытку обобщения результатов лингвистического анализа известного стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью…», предпринятого в рамках изучения элективного курса «Филологический анализ художественного текста».

Анализируемое стихотворение открывает цикл «Часть речи», давший название первой книге поэта, написанной в эмиграции. В этом цикле И. Бродский обосновывает мысль, высказанную им в нобелевской лекции: жизнь поэта невозможна вне стихии родного языка.

«Ниоткуда с любовью…», рассказывающее о разлуке лирического героя с любимой, начинает этот разговор с высокой драматической ноты, усиленной переживанием поэтом личного потрясения — смерти родителей, оставшихся на навсегда утраченной Родине.

Стихотворение не только открывает тему, оно становится своеобразным «концентратом» художественных средств, иллюстрирующих стилистические пристрастия поэта, которые проявятся и в других стихах цикла.

Это прежде всего неповторимый синтаксис Бродского: изощренный, не умещающийся ни в стих, ни в строфу, а только в целое стихотворение, тем самым превращающий его (стихотворение) в единицу поэтического мышления автора [2; 56].

Сложные формы синтаксического переноса, синтаксическое свертывание, неполнота конструкций, нарушение порядка слов, субъективный порядок актуального членения, смешение стилей, установка на затрудненную поэтическую речь — это наиболее общие черты стиля Бродского. Сконцентрированные в анализируемом произведении, они создают совершенную форму для реализации идейно-художественного замысла автора.

Ссылка на основную публикацию