Анализ стихотворения «Перемена» (Б. Л. Пастернак)

Одним из выдающихся поэтов ХХ столетия по праву считается Борис Леонидович Пастернак, чьи произведения пронизаны глубоким философским смыслом и поиском истины. Представляем краткий анализ Перемена по плану, благодаря которому можно будет подготовиться к уроку по литературе в 9 классе.

Краткий анализ

  • История создания – Стихотворение написано в 1956 году.
  • Тема стихотворения – Основная тема – противостояние трудового класса и мещанства, а также темы честности, доверия и разочарования.
  • Композиция – Произведение состоит из двух частей: первая часть включает в себя 4 катрена и является описанием былого состояния автора, вторая часть состоит из 2 катренов, в которых автор делится своим нынешним отношением к жизни.
  • Жанр – Медитативная лирика.
  • Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
  • Метафоры – «Меня считая тоже рванью», «времени коснулась порча», «И я испортился с тех пор…».
  • Эпитеты – «возвышенный», «деликатный», «трудовой».
  • Сравнения – сравнение лирического героя с «рванью».

История создания

Стихотворение написано Пастернаком в 1956 году, в один из счастливых периодов жизни поэта, когда он жил и трудился в писательском поселке Переделкино. Проживая среди густого леса на казенной даче, выданной ему в качестве признания его литературных работ, Борис Леонидович с невероятным азартом творил.

Он вступил в период позднего творчества, и всего год отделял писателя от написания его самого блистательного романа – «Доктора Живаго», и последующей за его публикацией Нобелевской премии.

Пастернак всегда был больше философом, нежели писателем. Стараясь проникнуть в истинный смысл происходящего, он пытался отыскать ответы на важные вопросы, и этот душевный поиск был отражен автором в стихотворении «Перемена».

Тема

В своем произведении автор затронул сразу несколько тем, среди которых основной стала тема противостояния трудового народа и сытого мещанства.

Будучи выходцем из интеллигентной обеспеченной семьи, Пастернак всегда стремился простым к трудягам, искренне полагая, что только среди них можно встретить искренность, честность, чистоту.

По его мнению, все эти редкие и ценные качества возможны лишь там, где основным мерилом человека является труд, но не положение в обществе и толщина кошелька.

Кроме того, Пастернак затрагивает тему лицемерия и разочарования в себе и социуме. Некогда бедность не была пороком, однако большинство идейных борцов з лучшую жизнь, к коим причислял себя и писатель, позабыли свои идеалы, выбрав путь прижимистого и расчетливого мещанства. Пастернак в своем стихе признается, что сам стал таковым, и это глубоко его печалит.

Также в произведении поднимается проблема доверия. С горечью поэт признается, что уже не может находиться в доверительных отношениях с теми, кто раньше ему был столь дорог. Ему сложно разобраться в современном мире, кто его окружает – друзья, или только те, кто прячется под личиной товарищества. Отсутствие доверия к старым знакомым безмерно волнует автора.

В попытке осознать, отчего в некогда таком понятном и простом мире произошли столь разительные перемены, Пастернак приходит к выводу, что люди перестали видеть друг в друге личности. Современное общество куда больше занимает внешняя оболочка, которая зачастую бывает обманчива.

Композиция

Стихотворение «Перемена» состоит из двух частей. В первой части, включающей в себя 4 четверостишия, автор делится с читателем своими давнишними идеалами и жизненными ценностями. Также он дает оценку, как это характеризовало его в обществе.

В следующей части, состоящей из двух катренов, поэт акцентирует внимание читателя на разительные перемены, происшедшие с ним. Полная смена жизненных ценностей вызывает у автора печаль и искреннее разочарование.

Центральным образом в произведении является сам лирический герой, переживший немало перемен на своем жизненном пути.

Жанр

Жанр стихотворения «Перемена» весьма необычен и принадлежит медитативной лирике. Это не просто стих, это размышление автора на важные философско-социальные темы.

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

Для полного погружения в привычный уклад бедняков, Пастернак использует такие просторечные выражения как «рвань», «дармоедство», «голь», подчеркивая тем самым их печальное положение. Он хочет как можно более точно донести читателям, что речь идет о реальной жизни «без помпы и парада».

Не менее ярко и образно звучат в стихотворении метафоры («Меня считая тоже рванью», «времени коснулась порча», «И я испортился с тех пор…») и эпитеты («возвышенный», «деликатный», «трудовой»).

ПредыдущаяСледующая

Борис Пастернак

Я льнул когда-то к беднякам
Не из возвышенного взгляда,
А потому, что только там

Шла жизнь без помпы и парада.

  • Хотя я с барством был знаком
    И с публикою деликатной,
    Я дармоедству был врагом
  • И другом голи перекатной.
  • И я старался дружбу свесть
    С людьми из трудового званья,
    За что и делали мне честь,
  • Меня считая тоже рванью.
  • Был осязателен без фраз,
    Вещественен, телесен, весок
    Уклад подвалов без прикрас
  • И чердаков без занавесок.
  • И я испортился с тех пор,
    Как времени коснулась порча,
    И горе возвели в позор,
  • Мещан и оптимистов корча.
  • Всем тем, кому я доверял,
    Я с давних пор уже не верен.
    Я человека потерял
  • С тех пор, как всеми он потерян.

Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака

Зрелая лирика Бориса Леонидовича Пастернака полна размышлениями о современном человеке вообще, и советском — в частности.

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в эту пору исполнилось 66 лет, внешне его жизнь выглядит достаточно упорядоченной: семья, домик в Переделкине, завершена работа над романом всей жизни «Доктор Живаго», появилась надежда на публикацию хотя бы части того, что писалось в стол.

Однако впереди травля за роман и присуждение ему Нобелевской премии, исключение из Союза писателей. По жанру – гражданская лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция условно делится на 2 части.

В первой герой повествует о своих симпатиях к простым людям, которые часто отвечали ему взаимностью, во второй – констатирует, что теперь «уклад подвалов» ошельмован, все достигают средненького, но благополучного мещанского счастья, пользуются любыми доступными радостями жизни, суеверно обходя те места и тех людей, где беда, нужда, где задают неудобные вопросы.

В 1 четверостишии поэт объясняет, что «льнул к беднякам» не как барин или идейный народник. Ему была интересна «жизнь без помпы и парада». В дом его родителей были вхожи люди с образованием, с интересами в области искусств, философии. Некоторые были людьми известными и состоятельными.

Этот мир был любим им, но «голь перекатная» и «рвань» в своих чувствах и поступках, жизненном опыте порой ни в чем не уступала этому кругу. «Вещественен, телесен, весок»: не произведения искусства, мечты, а иногда и химеры, верховодили здесь. Люди добывали себе пищу физическим трудом.

В советское время грани стерлись, естественность переменилась на мнимое довольство, недоверие, подозрение, зависть. Теперь герой не решился бы заговорить о «рвани». Все идут в светлое будущее, не замечая упавших, отстающих.

«Оптимистов корча»: за этой своеобразной метафорой таится неприятие фальшиво бодрого взгляда на жизнь, за которым обычно скрывается черствость, равнодушие. Все изменилось, былой простоты больше нет. «Человека потеряли» в обществе, сбитый с толку, «потерял» его и сам поэт. В стихотворении слышится назидательная, дидактическая нотка. Б. Пастернак хочет привлечь внимание к проблеме. Эпитеты: публикою деликатной (это еще и инверсия), возвышенного взгляда. Множество колоритных просторечий. Инверсия: коснулась порча.

В произведении «Перемена» Б. Пастернак повествует о людях «из трудового званья», которых ему довелось встретить на своем пути.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Перемена на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

✏️ Перемена

Стихотворение «Перемена» Борис Леонидович Пастернак пишет в 1956 году, находясь на даче в Переделкино, когда уже начинается черновая работа над романом «Доктор Живаго». Это наложило свой отпечаток на строки, ведь автору в этот момент надо переосмыслить прошлое и дать ему оценку.

Тема Перемены

В стихе «Перемена» Пастернак даёт оценку двум вещам:

  1. Отношению к бедным.
  2. Разочарованию в современном обществе.

Сам Борис Леонидович из интеллигентной семьи с хорошим достатком, но это не стало преградой для его понимания неимущего класса.

И я старался дружбу свесть С людьми из трудового званья.

Друг голи перекатной

В общении с ними поэт не видел того лукавства, которым пропитано мещанское сословье. У работяг простая жизнь, там нет излишней помпы, поэтому добро всегда есть добро, а зло – это зло. При общении с такими людьми не надо надевать маски, так как их нет у собеседников, их чердаки без занавесок чаще бывали более гостеприимными, чем хоромы ожиревших от пустоты мещан.

Я дармоедству был врагом И другом голи перекатной.

С той стороны видели открытость Пастернака и принимали его за своего, не тая секретов и не делая тайн из своего нищенского бытия.

Разочарование в социуме

Во второй части стихотворения мы видим разочарование в обществе в целом и в себе в частности.

Социум стал другим, в нём расплодилось много лицемеров, которые под мещанскими костюмами попрятались по кабинетам и душным квартирам.

Помощь ближнему отошла на второй план, мещанин поставил между собой и работягой границу со строгим пропускным контролем, пропуская через него трудяг только для публичной слезы и поднятия собственного рейтинга.

И я испортился с тех пор, Как времени коснулась порча.

К сожалению, полностью избежать этой проказы отстранённости не удалось и Пастернаку, в чём он честно признаётся в стихе. Радует то, что в отличие от других мещан, Борис Леонидович видит эту порчу и пытается от неё избавиться. Это приводит к потере доверия по отношению к другим людям и одиночеству, но позволяет остановиться в падении и переосмыслить свою жизнь.

Такая остановка позволит найти заново своё место в жизни, вернуть всё то хорошее, что было раньше и не допускать ошибок лицемерия в будущем, благодаря полученному опыту. Делая такую переоценку себя Пастернак расчищает плацдарм для работы над Живаго и получает новый импульс к творческому развитию.

Мораль стихотворения

Стих учит вовремя останавливаться при падении духовных ценностей, признавать свои ошибки и на базе этого искать и находить новые цели для развития. Также произведение морализирует не ставить границ между людьми разных сословий, не смотреть свысока на тех, кто ниже по социальной лестнице и оставаться человеком, независимо от высоты своей ступеньки.

Анализ кратко

Стих Б. Л. Пастернака затрагивает вопросы отношений между людьми разных социальных прослоек, а также поднимает темы честности, открытости и взаимности. По композиции стихотворение разделено на две части, в первой идёт рассказ о былых отношениях автора с малообеспеченной прослойкой людей, во второй поэт прорисовывает своё текущее отношение к жизни и обществу.

Стих написан в жанре медиативной лирики четырёхстопным ямбом, имеющим перекрестную рифмовку (беднякам – там – взгляда – парада). Средства художественной выразительности – эпитеты (трудовой, возвышенный, деликатный) и метафоры (времени коснулась порча, меня считали тоже рванью и пр.).

Текст

  • Я льнул когда-то к беднякамНе из возвышенного взгляда,А потому, что только там
  • Шла жизнь без помпы и парада.
  • Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатной,Я дармоедству был врагом
  • И другом голи перекатной.
  • И я старался дружбу свестьС людьми из трудового званья,За что и делали мне честь,
  • Меня считая тоже рванью.
  • Был осязателен без фраз,Вещественен, телесен, весокУклад подвалов без прикрас
  • И чердаков без занавесок.
  • И я испортился с тех пор,Как времени коснулась порча,И горе возвели в позор,
  • Мещан и оптимистов корча.
  • Всем тем, кому я доверял,Я с давних пор уже не верен.Я человека потерял
  • С тех пор, как всеми он потерян.

1956 год

Аудио

Анализ стихотворения «Перемена» Пастернака: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры

Пастернак Борис Леонидович в 1956 году написал «Перемену». В этом стихотворении ощущается мастерство зрелого поэта.

История создания

Находясь в Переделкино, Пастернак постоянно испытывал радость. Он был доволен всем на казенной даче, которую ему выделили в качестве признания литературного таланта. В счастливый период жизни и было создано стихотворение «Перемена».

Тема

Народ, постоянно трудящийся, противопоставлен мещанам. Сам Пастернак, являющийся выходцем из семьи еврейских интеллигентов, считал своим долгом сблизиться с рабочими. В них он видел искренность и честность. Эти идеи и отразились в стихотворении.

Композиция

Произведение имеет 2 части. В первой показаны идеалы автора. Вторая часть демонстрирует изменения, которые произошли с поэтом. Форма весьма проста и понятна читателю.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «вишневый сад» по действиям

Читайте по теме: Анализ других стихотворений Пастернака: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

Жанр

Четырехстопный ямб передают мерное покачивание музыки стихотворения. Эффект усиливает перекрестная рифма. «Перемена» относится к медитативной лирике. Это необычный жанр для советской поэзии. От этого становится еще интереснее читать стихотворение, наполненное эмоциями поэта.

Средства выразительности

Борис Леонидович не изменяет собственным принципам. Он использует множество средств выразительности, чтобы сформировать нужные образы. И это получается у поэта. В стихотворении много просторечий. Это сделано для того, чтобы приблизиться к народу, к чему стремился автор.

Эпитеты

Трудовой, деликатный и даже возвышенный – это тропы, которые задают настроение стихотворению. Пастернак не скупится на эпитеты. Они подобраны грамотно, каждый имеет своё место в стихотворном полотне.

Сравнение

Данное средство выразительности в стихотворении отсутствует. Это связано с тем, что много других тропов, передающих образы и мысли автора.

Метафоры

Без данного средства выразительности сложно представить творчество Пастернака. В «Перемене» он применяет следующие метафоры: времени коснулась порча, меня считая тоже рванью. Метафоричность создаёт особые образы, характерные только для творчества Бориса Леонидовича.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 9 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности

«Перемена» Б. Пастернак

  • Я льнул когда-то к беднякам
    Не из возвышенного взгляда,
    А потому, что только там
  • Шла жизнь без помпы и парада.
  • Хотя я с барством был знаком
    И с публикою деликатной,
    Я дармоедству был врагом
  • И другом голи перекатной.
  • И я старался дружбу свесть
    С людьми из трудового званья,
    За что и делали мне честь,
  • Меня считая тоже рванью.
  • Был осязателен без фраз,
    Вещественен, телесен, весок
    Уклад подвалов без прикрас
  • И чердаков без занавесок.
  • И я испортился с тех пор,
    Как времени коснулась порча,
    И горе возвели в позор,
  • Мещан и оптимистов корча.
  • Всем тем, кому я доверял,
    Я с давних пор уже не верен.
    Я человека потерял
  • С тех пор, как всеми он потерян.

Дата создания: 1956 г.

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»

Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому.

В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении «Перемена», написанном в 1956 году.

«Я льнул когда-то к беднякам», – признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается.

В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т. е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства.

Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще.

«За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», – отмечает Пастернак.

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев.

«И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», – с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож.

«Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», – признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян».

Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.

Пастернак Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Пастернак анализ стиха перемена

Ценность образования ярче всего проявляется тогда, когда образованные высказываются о вещах, которые лежат вне области их образования.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. Но не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

ПАСТЕРНАК Борис Леонидович (1890 – 1960), поэт, переводчик, прозаик. Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. Первое творческое пристрастие Пастернака – музыка.

Испытав сильное влияние Скрябина, он с тринадцати лет занимается музыкальным сочинительством, изучает теорию композиции, но после шестилетних упорных занятий музыка была оставлена навсегда. После окончания московской гимназии в 1909 поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекается философией.

Для усовершенствования философских знаний в 1912 едет в Германию, где семестр учится в Марбургском университете. Пастернак анализ стиха перемена Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву заканчивает университет в 1913.

Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни.

Его первые сборники стихов (“Близнец в тучах”. 1914; “Поверх барьеров”, 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма (тогда он входил в группу “Центрифуга”). Высоко ценил Блока, видя в его поэтической системе “ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства”.

В 1922 выходит книга стихотворений “Сестра моя жизнь”, сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современного стиха. С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление. В 1920-е Пастернак примыкал к литературному объединению “Леф” (В.Маяковский, Н.Асеев, О.Брик и др.

) больше из-за дружбы с Маяковским, но связи с объединением оказались непрочными и закончились в 1927 разрывом. В эти годы публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работу над романом в стихах “Спекторский” (1925), в значительной мере автобиографическим. Создает стихотворный цикл “Высокая болезнь”, поэмы “Девятьсот пятый год” и “Лейтенант Шмидт”.

В 1928 возникает замысел прозаической книги “Охранная грамота”, законченной два года спустя. Пастернак назвал это произведение “автобиографическими отрывками о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся”. В 1931 отправляется на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления нашли отражение в стихах, вошедших в цикл “Волны”.

Этот цикл станет частью книги “Второе рождение”, в которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка. В 1930-е мало создает оригинальных произведений, отдавая основные силы переводу, который с 1934 приобретает регулярный характер и продолжается до конца его жизни (переводы грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке, Верлена и др.).

Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолевает творческий кризис и вступает в полосу подъема: пишет цикл стихов “Переделкино”. Пастернак анализ стиха перемена

В 1943 совершает поездку на фронт, результатом чего явились очерки “В армии”, а стихи “Смерть сапера”, “Ожившая фреска”, “Весна” вошли в книгу “На ранних поездах” (как и цикл “Переделкино), 1943.

Роман “Доктор Живаго” Пастернак писал долгие годы, завершив его в конце 1950-х. За этот роман, опубликованный в 1958 за границей, Пастернак был удостоен Нобелевской премии.

Однако на родине этот роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей. Автор был исключен из Союза писателей. (В 1987 это решение было отменено, а в 1988 роман опубликован в журнале “Новый мир”.

) “Стихотворения Юрия Живаго”, завершающие роман, подчеркивают нравственно-философский пафос авторской позиции. В 1956 – 59 выходит последняя книга стихотворений Пастернака “Когда разгуляется”.

В 1960 поэт умер от тяжелой болезни (рак легких) 30 мая в Переделкино. Пастернак анализ стиха перемена

Человек не может любить два раза в жизни, возможна только одна любовь, глубокая и безбрежная, как море.

Тема, идея и весь анализ стихотворения пастернака "перемена" или "быть знаменитым не красиво". Анализ стихотворения «Перемена» (Б. Л. Пастернак)

Часто стихи Пастернака строятся так: поэт один в комнате, отделен стенами от внешнего мира, но вдруг стены «исчезают» , начинают «сквозить» , и происходит как бы воссоединение поэта (лирического героя) и окружающей его действительности.

«Никого не будет в доме» относится к одному из таких произведений. Его можно разделить на две части. Первая из них состоит из четырех строф. Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.

Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин…

вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины.

  • Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. Картина изменяется самым неожиданным образом, и эта внезапность ощущается уже в первых строках: Но нежданно по портьере
  • Пробежит вторженья дрожь…

Приход лирической героини назван «вторженьем» , ее появление можно сравнить лишь с «будущностью» , с ней приходит мир, жизнь. А вокруг все изменяется.

«Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым» , из тех материй, из которых «хлопья шьют» .

Мне почему-то видится она очень похожей на Снежную Королеву из сказки Г. Х. Андерсена.

Материал – хлопья, хлопок – делает героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира.

Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая.

Таким образом, сквозь обычное будничное «просвечивается» самое главное, самое важное в жизни. Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению.

Мне очень нравится стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Никого не будет в доме» . Оно учит в большом видеть малое и наоборот, учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает.

Все его творчество – это «тайность» , «иносказание» , в которых заключено стремление понять: что же такое наша жизнь.

  1. «Перемена» Борис Пастернак
  2. Я льнул когда-то к беднякам
    Не из возвышенного взгляда,
    А потому, что только там
  3. Шла жизнь без помпы и парада.
  4. Хотя я с барством был знаком
    И с публикою деликатной,
    Я дармоедству был врагом
  5. И другом голи перекатной.
  6. И я старался дружбу свесть
    С людьми из трудового званья,
    За что и делали мне честь,
  7. Меня считая тоже рванью.
  8. Был осязателен без фраз,
    Вещественен, телесен, весок
    Уклад подвалов без прикрас
  9. И чердаков без занавесок.
  10. И я испортился с тех пор,
    Как времени коснулась порча,
    И горе возвели в позор,
  11. Мещан и оптимистов корча.
  12. Всем тем, кому я доверял,
    Я с давних пор уже не верен.
    Я человека потерял
  13. С тех пор, как всеми он потерян.

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена»

Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому.

В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении «Перемена», написанном в 1956 году.

«Я льнул когда-то к беднякам», — признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается.

В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то «с барством был знаком», т.е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства.

Читайте также:  Биография Оноре де Бальзака

Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще.

«За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», — отмечает Пастернак.

Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей «трудового званья» привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев.

«И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча», — с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож.

«Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен», — признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу
, что он «человека потерял с тех пор, как всеми он потерян».

Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.

Б.Л. Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года, первые стихи он написал после поездки с семьей в Италию. По всей видимости, автор в тот момент испытывал весьма противоречивые чувства, ведь он находился под впечатлением от прекрасной Венеции, но в то же время был глубоко огорчён отказом, полученным от любимой, которой он сделал предложение.

Эти стихи были ещё по-юношески незрелыми, но, в то же время, весьма содержательными и насыщенными. После возвращения в Россию он стал участником ряда литературных кружков, в том числе таких, как «Лирика» и «Мусагет».

На первых шагах карьеры его привлекает символизм и футуризм, но уже немного позже Пастернак выберет свой, особенный, независимый от других литературных объединений путь.

«Перемена» оформлена в, возможно, наиболее счастливое время жизни Бориса Леонидовича – за год до издания и непосредственно перед написанием одного из самых известных романов Пастернака, да и вообще русской литературы XX века — «Доктора Живаго», в 1956 году.

В тот период, который принято считать периодом позднего творчества писателя, он проживал в Переделкино. Там он работал в писательском посёлке, среди леса и вблизи огорода, наслаждаясь признанием со стороны власти, ведь далеко не каждый деятель искусств получал от нее привилегии в виде казенной дачи.

Конечно, это время скоро пройдет, и на литератора обрушится критика лишь за то, что его удостоили еще более почетной чести, но уже за рубежом.

В этот год Пастернак творил невероятно много, как будто пытаясь успеть издать как можно больше произведений перед выдвижением на Нобелевскую премию, которую он получил в 1958 году. Видимо, домашний уют вкупе с весьма неоднозначными семейными обстоятельствами (у Пастернака в этот период было фактически две семьи) шли только на пользу творчеству.

Жанр, направление, размер

Влияние символизма с характерными для этого литературного течения сложными рифмами, не всегда и не в полной мере понятными образами и метафорами заметно в довоенных стихах Пастернака. Но, в дальнейшем – в период войны его стиль предаётся ряду значительных изменений: стихи становятся легче, понятнее и намного проще для восприятия. Такова и «Перемена».

Жанр «Перемены» необычен, оно относится к медитативной лирике. Стихотворение оформлено четырёхстопным ямбом – не самым распространённым стихотворным размером, а для созвучия автор выбрал перекрёстную рифму.

Можно также с уверенностью сказать, что это не просто стихотворение, но дума, то есть размышление поэта на философско-социальные темы. В то же время не стоит называть данный текст элегией только из-за его грустного содержания с выраженными мотивами разочарования.

Композиция

Произведение состоит из двух частей. Первая, включающая в себя 4 катрена, показывает читателю, как главный герой повествования вёл себя раньше («Я льнул когда-то к беднякам»), что он считал верным («Я дармоедству был врагом») и как за это его характеризовало окружение («Меня считая тоже рванью»).

  • Проблема доверия
    тоже поднимается в тексте. Пастернак осознал, что простоту и даже искренность окружающие люди могут использовать для собственной выгоды, не считаясь с интересами окружающих. Как и большинству людей, автору становится всё труднее разобраться: кому же доверять в этом неоднозначном и противоречивом мире, в котором подчас невозможно понять, кто является другом, а кто – только называется им, ожидая удобного момента, чтобы воспользоваться своим положением. Пастернак осознаёт, что не может доверять своим старым знакомым, и это осознание ведёт к печали и вызывает чувство безысходности
    .
  • Идея

    Смысл стихотворения в том, что бедность не является синонимом человечности, равно как и состоятельность не означает непременного «дармоедства». Прежние добродетельные нищие, отвергнутая обществом рвань, после революции получили силу и средства. Их честность сменилась той же фальшью, с которой они боролись.

    Их новые идеалы – это та же сытость, то же лицемерие, те же алчные побуждения. Они стали теми же дармоедами, которых так презирали.

    А основная мысль обжигает своей откровенностью после прочтения произведения – «предать может любой», но остаётся открытым вопрос, на который автор не смог дать однозначный ответ на строках этого стихотворения – «Кому же можно доверять?».

    Стихотворение «Перемена», по всеобщему мнению, одно из тех произведений Пастернака, где он больше философ, чем поэт. Удивительно, что оно было создано в то время, которое, возможно, следует называть самым счастливым в его нелёгкой жизни. Ведь общий фон, подбор слов и средств выразительности, а в особенности печальный вывод никак не свидетельствуют о безоблачном настроении автора.

    Средства художественной выразительности

    В этом стихотворении слог поэта столь же «осязателен», как описываемый им уклад бедняков. Речь не изобилует тропами.

    Использование таких просторечных выражений, как «голь», «дармоедство» и «рвань», подчеркивает, что речь идет о жизни «без помпы и парада» и усиливает иронию в первых четырех строфах.

    Осмелюсь сказать, что поэт использует элементы гротеска – изображения людей и явлений в уродливо-комическом виде, основанные на резких контрастах и преувеличениях.

    Яркая метафора во второй части стихотворения: «И я испортился с тех пор…», как переход к печальному выводу, который делает для себя автор: «Я человека потерял…». Повторы однокоренных слов в последней строфе: доверял – не верен, потерял – потерян – лишь усиливают впечатление от прочитанного.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Русские писатели очень часто отдавали предпочтения философским темам, где старались раскрыть смысл жизни и пытались докопаться до сути многих вещей, что происходят в реальности. Пастернак не был исключением. Пастернак замечательный гуру пера, стихотворение «Перемена» которого мы изучили сегодня на уроке. В стихотворении Перемена Пастернак пытается узнать истину и анализировать происходящее.

    Анализ стихотворения

    С первых строчек Перемены Борис Пастернак вещает нам о том, что когда-то и он льнул к беднякам, несмотря на то что с барством был знаком. К бедным он был всегда ближе за их простоту, за то что их жизнь протекала без наигранности, парада и помпы.

    Простой люд не хитрит с целью выгоды, всегда говорит прямо все, о чем думает. Именно среди обычных людей писателю было приятнее всего быть рядом. Поэтому он и пишет, что всегда старался водить дружбу с трудовым людом, за что окружающие считали поэта рванью.

    Все было понятно, пока действительность не перевернулась и в нее не пришла порча. В мир труда начали приходить вчерашние богачи, которые умудрились использовать искренность в целях личной выгоды.

    Теперь сложно стало им верить и находить тех, кто был бы настоящим другом и не воткнул в спину нож.

    Как пишет в стихотворении Перемена Пастернак, он уже не верен тем, кому еще недавно доверять мог. Пытаясь найти ответ почему так произошло, автор делает свои выводы, он находит этому свои средства выразительности и свое объяснение.

    Всему причиной то что, как и остальные, он потерял человека. Другими словами, люди перестали ценить личностные качества. Для них стала важна только внешность, а никак не внутренний мир. А ведь всем нам известно простое правило, внешняя оболочка часто бывает обманчива.

    Это и является основной идеей стихотворения Перемена.

    • На стихотворение Пастернака Перемена положена музыка, и вы можете послушать песню.
    • Я льнул когда-то к беднякамНе из возвышенного взгляда,А потому, что только там
    • №4 Шла жизнь без помпы и парада.
    • Хотя я с барством был знакомИ с публикою деликатной,Я дармоедству был врагом
    • №8 И другом голи перекатной.
    • И я старался дружбу свестьС людьми из трудового званья,За что и делали мне честь,
    • №12 Меня считая тоже рванью.
    • Был осязателен без фраз,Вещественен, телесен, весокУклад подвалов без прикрас
    • №16 И чердаков без занавесок.
    • И я испортился с тех пор,Как времени коснулась порча,И горе возвели в позор,
    • №20 Мещан и оптимистов корча.
    • Всем тем, кому я доверял,Я с давних пор уже не верен.Я человека потерял
    • №24 С тех пор, как всеми он потерян.
    • Ya lnul kogda-to k bednyakamNe iz vozvyshennogo vzglyada,A potomu, chto tolko tam
    • Shla zhizn bez pompy i parada.
    • Khotya ya s barstvom byl znakomI s publikoyu delikatnoy,Ya darmoyedstvu byl vragom
    • I drugom goli perekatnoy.
    • I ya staralsya druzhbu svestS lyudmi iz trudovogo zvanya,Za chto i delali mne chest,
    • Menya schitaya tozhe rvanyu.
    • Byl osyazatelen bez fraz,Veshchestvenen, telesen, vesokUklad podvalov bez prikras
    • I cherdakov bez zanavesok.
    • I ya isportilsya s tekh por,Kak vremeni kosnulas porcha,I gore vozveli v pozor,
    • Meshchan i optimistov korcha.
    • Vsem tem, komu ya doveryal,Ya s davnikh por uzhe ne veren.Ya cheloveka poteryal
    • S tekh por, kak vsemi on poteryan.
    • Z kmyek rjulf-nj r ,tlyzrfvYt bp djpdsityyjuj dpukzlf,F gjnjve, xnj njkmrj nfv
    • Ikf ;bpym ,tp gjvgs b gfhflf/
    • }

    Анализ стихотворения Пастернака «Перемена. Анализ стихотворения пастернака перемена

    Русские писатели очень часто отдавали предпочтения философским темам, где старались раскрыть смысл жизни и пытались докопаться до сути многих вещей, что происходят в реальности.

    Пастернак не был исключением. Пастернак замечательный гуру пера, стихотворение «Перемена» которого мы изучили сегодня на уроке.

    В стихотворении Перемена Пастернак пытается узнать истину и анализировать происходящее.

    Анализ стихотворения

    С первых строчек Перемены Борис Пастернак вещает нам о том, что когда-то и он льнул к беднякам, несмотря на то что с барством был знаком. К бедным он был всегда ближе за их простоту, за то что их жизнь протекала без наигранности, парада и помпы.

    Простой люд не хитрит с целью выгоды, всегда говорит прямо все, о чем думает. Именно среди обычных людей писателю было приятнее всего быть рядом. Поэтому он и пишет, что всегда старался водить дружбу с трудовым людом, за что окружающие считали поэта рванью.

    Все было понятно, пока действительность не перевернулась и в нее не пришла порча. В мир труда начали приходить вчерашние богачи, которые умудрились использовать искренность в целях личной выгоды.

    Теперь сложно стало им верить и находить тех, кто был бы настоящим другом и не воткнул в спину нож.

    Как пишет в стихотворении Перемена Пастернак, он уже не верен тем, кому еще недавно доверять мог. Пытаясь найти ответ почему так произошло, автор делает свои выводы, он находит этому свои средства выразительности и свое объяснение.

    Всему причиной то что, как и остальные, он потерял человека. Другими словами, люди перестали ценить личностные качества. Для них стала важна только внешность, а никак не внутренний мир. А ведь всем нам известно простое правило, внешняя оболочка часто бывает обманчива.

    Это и является основной идеей стихотворения Перемена.

    На стихотворение Пастернака Перемена положена музыка, и вы можете послушать песню.

    Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога. Зимой 1890 года в семье известного московского художника, Леонида Осиповича Пастернак, родился мальчик, которого окрестили Борисом.

    С детства Бориса Леонидовича Пастернака окружала творческая атмосфера, так как частыми гостями родителей становятся музыканты, художники и писатели. Первым пристрастием Пастернака стала музыка. Попав под творческое влияние Скрябина А.Н.

    , он с 13-ти лет, занимается музыкой, пробуя себя в роли композитора, но после 6-ти лет занятий музыкальное творчество было оставлено навсегда. Пастернак анализ стиха перемена Делом жизни Пастернака становится поэзия. В 1922 году выходит его 1-я книга «Сестра моя жизнь». С этой книги Пастернак становится заметной фигурой в кругу поэтов.

    Читайте также:  Краткая биография Антония Погорельского

    Опубликовав в 1923 году сборник “Темы и вариации”, Борис Леонидович начинает работу над новым автобиографическим романом в стихах «Спекторский», опубликованном в 1925 году. В 20-е годы поэт пишет поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», а также создает цикл стихотворений «Высокая болезнь».

    В 1928 году у Пастернака появляется идея создания книги «Охранная грамота», которую он заканчивает два года спустя. В 1930-е занимается в основном переводами, оставив собственное творчество из-за отсутствия вдохновения.

    Хотя, посетив Кавказ в 1931 году, свой восторг от южного края писатель выражает в цикле стихов “Волны”, отрывки из которого впоследствии войдут в книгу «Второе рождение». В начале 1941 года Борис Леонидович окончательно преодолевает творческий кризис, результатом чего становится произведение “Переделкино”.

    “Доктор Живаго” Борис Леонидович пишет долгие годы, завершив роман только в конце 1950-х. Пастернак сам оценивал это произведение как вершину своего творчества. Во время написания «Доктора Живаго» Пастернак несколько раз менял название, рассматривая другие варианты: «Свеча горела», «Мальчики и девочки», «Смерти нет», «Опыт русского Фауста».

    За границей Пастернака удостоили Нобелевской премии за достижение в области литературы (1958г.), но на родине “Доктор Живаго” вызвал бурную критику со стороны советской власти. Автора упрекали не только в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», но и требовали перестройки самой идеи произведения.

    Пастернак анализ стиха перемена Это приводит к отчуждению Пастернака от официальной литературы, отчего стихи писателя становятся еще более личными и трагичными. Позже его исключают из Союза писателей. В 1952 году Пастернак переживает первый инфаркт, который он описал в стихотворении «В больнице», а спустя 8 лет он умер от рака легких в Переделкино. Пастернак анализ стиха перемена У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.

    SpringSpringtime is a wonderful season. The warm sun shines and melts winter ice and snow. Nature begins to awake. All the trees and bushes are covered with small buds that get bigger and bigger and after some time turn into young green leaves.

    Then everything begin to blossom, flowers are everywhere. We can hear the birds singing and smell the sweet aroma of blooming trees.The weather is fine almost all the time. It’s not hot, that’s why we go for a walk with great pleasure.

    Sometimes it rains in spring and the air gets filled with the odour of the wet ground. Thуn the first springtime storm

    Что такое судьба? Всецело ли зависит от нее человеческая жизнь? Предопределена ли она с самого рождения или можно еще решительными действиями изменить ее по своему желанию? Эти вопросы волновали человечество на протяжении всей его истории.

    Перу известнейших мыслителей древности принадлежат труды посвященные им. Не утратили они своей остроты и по сей день. С зарождением романтизма в России многие писатели и поэты обращаются к этой теме. К их кругу относится и один из основоположников этого течения – Жуковский.

    Его влечет таинственное, скрытое от человеческих глаз, потустороннее, ставящее челов

    Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама.

    Тут, в середине ее речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый еще, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор.

    До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготил

    Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

    В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами.

    В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых. Игн

    Б. Пастернак больше считал себя философом, нежели поэтом. Ему были интересны абстрактные вещи, пытался понять, а почему это произошло, а почему то и почему ни как иначе, почему кому-то дано все, а кому-то ничего, за что так все устроено в этом мире. И ежедневно проводил подобный анализ, пока не пришел к выводу, которая сказана в библии: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

    О чем и рассказывается в данном стихотворении «Перемена», которая была создана в 1956г. «Я льнул когда-то к беднякам», подчеркивая то, что он всегда относился к бедным людям благосклонно, и презирал тех, кто жил в роскоши.

    Поэт с небольшим смущением говорит о том, что в свое время «с барством был знаком», то есть вырос вполне богатой и интеллигентной семье. Но даже здесь чудилось ему что-то чужое, не родное, и это ему не нравилось, он пытался какими-то способами уйти из подобной обстановки.

    И спустя годы автор понял, что ему лучше всего находится среди простых людей, которые не хитрят ради личной выгоды и всегда говорят то, что они думают на самом деле в данной ситуации. Конечно, у Б. Л.

    Пастернака имелись разные знакомые, с разными взглядами на жизнь, но ему было приятней всего находиться с теми, кто прост и откровенен: «За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью», – пишет автор.

    Анализ стихотворения Перемена по плану

    Возможно вам будет интересно

    • Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина 5 класс
      Наверное, нет такого человека, который бы не знал Бунина и его интересные произведения. И вот одно из них является не только лирическим, но еще и живописным под названием «Помню долгий, зимний вечер»
    • Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс
      Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту
    • Анализ стихотворения Маяковского А вы могли бы?
      Маяковский – это талантливый, и весьма необычный человек. Именно потому, его стихотворения, и вообще, произведения весьма необычны, так как его характер и ироничность, иногда часто проявлялись и в произведениях его.
    • Анализ стихотворения Сольвейг Блока
      Поэты работавшие в годы Серебряного века часто адресовали друг другу посвящения в стихотворной форме. Произведение Блока
    • Анализ стихотворения Блока На лугу 2, 5 класс
      Стихотворение Блока «На лугу» было написано в 1912 году. Это стихотворение было предназначено для детей, так как стих написан на понятном, доступном для детей языке. На первом месте в стихотворении Блока – луг

    Часто стихи Пастернака строятся так: поэт один в комнате, отделен стенами от внешнего мира, но вдруг стены «исчезают» , начинают «сквозить» , и происходит как бы воссоединение поэта (лирического героя) и окружающей его действительности.

    «Никого не будет в доме» относится к одному из таких произведений. Его можно разделить на две части. Первая из них состоит из четырех строф. Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши.

    Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин…

    • вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины.
    • Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. Картина изменяется самым неожиданным образом, и эта внезапность ощущается уже в первых строках: Но нежданно по портьере
    • Пробежит вторженья дрожь…

    Приход лирической героини назван «вторженьем» , ее появление можно сравнить лишь с «будущностью» , с ней приходит мир, жизнь. А вокруг все изменяется.

    «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым» , из тех материй, из которых «хлопья шьют» .

    Мне почему-то видится она очень похожей на Снежную Королеву из сказки Г. Х. Андерсена.

    Материал – хлопья, хлопок – делает героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира.

    Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая.

    Таким образом, сквозь обычное будничное «просвечивается» самое главное, самое важное в жизни. Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению.

    Мне очень нравится стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Никого не будет в доме» . Оно учит в большом видеть малое и наоборот, учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает.

    Все его творчество – это «тайность» , «иносказание» , в которых заключено стремление понять: что же такое наша жизнь.

    Анализ стихотворения Пастернака “Перемена”

    Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому.

    В погоне за истиной Пастернак без устали анализировал все то, что происходит вокруг него, и на исходе собственной жизни открыл для себя простую истину, которая подтверждается библейским изречением: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”.

    Впрочем, несмотря на иудейское происхождение сам Пастернак не только был крещен в детстве, но и старался жить по христианским законам. Об этом он рассказывает в своем стихотворении “Перемена”, написанном в 1956 году.

    “Я льнул когда-то к беднякам”, – признается поэт, отмечая при этом, что всегда тяготел к немощным и убогим, пренебрежительно относясь к тем, кто ни в чем не нуждается.

    В юности автор считал, что поступает не только благородно, но и честно, так как лишь среди обездоленных людей он видел неподдельные страдания и настоящие, искренние отношения.

    Автор с некоторым стеснением признается в том, что и сам когда-то “с барством был знаком”, т. е. вырос во вполне обеспеченной и интеллигентной семье. Но даже в этой спокойной и миролюбивой атмосфере подростку чудилась какая-то фальшь, которая порождала в нем дух бунтарства.

    Со временем поэт четко осознал, что ему гораздо ближе простые люди, которые не умеют изворачиваться ради собственной выгоды и всегда говорят именно то, о чем думают. Естественно, что среди друзей поэта были представители разных сословий, но он тянулся к тем, кто попроще.

    “За что и делали мне честь, меня считая тоже рванью”, – отмечает Пастернак.

    Однако в какой-то момент все изменилось, и поэт вдруг с удивлением открыл для себя то, что даже такую простоту и искренность некоторые умудряются использовать для собственной выгоды. Оказалось, что мода на людей “трудового званья” привела в их ряды вчерашних богачей и приспособленцев.

    “И я испортился с тех пор, как времени коснулась порча”, – с сожалением отмечает поэт. Ему трудно разобраться, кому теперь можно верить, а кому – нет, кто является настоящим другом, а кто лишь ждет удобного момента, чтобы воткнуть в спину нож.

    “Всем тем, кому я доверял, я с давних пор уже не верен”, – признается Борис Пастернак, и осознание этого вызывает в нем чувство тоски и безысходности. Пытаясь докопаться до первопричины, по которой в мире произошли столь чудовищные перемены, автор вдруг приходит к выводу, что он “человека потерял с тех пор, как всеми он потерян”.

    Подобные метаморфозы произошли потому, что люди перестали видеть друг в друге личности, а стали обращать внимание лишь на внешнюю оболочку, которая, как известно, весьма обманчива.

    Ссылка на основную публикацию