Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 70.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 70.

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. “Нате!” – это протест автора буржуазному обществу, которое воспринимало его творчество как очередное развлечение. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе, краткий анализ “Нате!” поможет лучше подготовиться к уроку.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нате!.

  • История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его времени.
  • Тема – борьба поэта с толпой, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.
  • Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырёх строф, первая и последняя завершаются одинаково.
  • Жанр – лирическое стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.
  • Стихотворный размер – акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
  • Метафоры – “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: люди страдают, живут в тяжёлых условиях, но есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок”.

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир”.

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей”, и женщина, у которой “белила густо”. Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь”. Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьёт “бабочку поэтиного сердца”.

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был вначале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Лирическое стихотворение, написано под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трёх четверостиший и одного пятистишия. Это акцентный стих (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну). Способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры, к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 70.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест Белки (10 класс)с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Вишнёвый сад»с результатом 12/16

Гость завершил

Тест «Биография Вампилова»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 15/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Нате! ???? краткое содержание, о произведении

  • Через час отсюда в чистый переулок
  • вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
  • а я вам открыл столько стихов шкатулок,
  • я – бесценных слов мот и транжир.
  • Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
  • Где-то недокушанных, недоеденных щей;
  • вот вы, женщина, на вас белила густо,
  • вы смотрите устрицей из раковин вещей.
  • Все вы на бабочку поэтиного сердца
  • взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
  • Толпа озвереет, будет тереться,
  • ощетинит ножки стоглавая вошь.
  • А если сегодня мне, грубому гунну,
  • кривляться перед вами не захочется – и вот
  • я захохочу и радостно плюну,
  • плюну в лицо вам
  • я – бесценных слов транжир и мот.

Краткое содержание

Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

С. Лемехов. Банкет на Авроре. 2014

В произведении лирический герой противопоставляет себя буржуазной толпе. Истинным героем стихотворения выступает «его величество» Поэт.

Он решает объявить всему миру о том, что посвящает свою Музу искусству, а не людям, готовым бездарно тратить бесценное время жизни на всякую чепуху. Являясь творческой натурой, поэт с трудом воспринимает окружающую его враждебную среду, ведь он чувствует мир совершенно иначе.

В стихотворении лирический герой обращается к извечной теме «Поэт и толпа». Монолог его наполнен яркими эмоциями, которые будоражат публику.

Лирический герой осознаёт: нынешнее время, и живущие в нём люди, абсолютно не нуждаются в поэзии. Им искусство чуждо и не интересно. Герой повествует о мещанах, населяющих его страну, выражая к ним крайнюю степень отвращения: «недоеденных щей на усах; устрица из раковин вещей».

Поэт хочет быть услышанным, но, понимая, что этого никогда не произойдёт, он прибегает к прямым оскорблениям  ненавистных ему людей, желая таким образом пробудить их от духовного сна. Поэт пытается продемонстрировать читателям весь мир, показав, насколько тот  далёк от совершенства.

Он желает посредством своих стихов побудить людей к активной борьбе за самосовершенствование.

История создания

Произведение появилось на свет в 1913 г. Впервые Маяковский прочёл его в Москве, на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь». На торжественное мероприятие он был приглашён в качестве почётного гостя.  Известно, что прочитанное стихотворение вызвало настолько резкое недовольство публики, что пришлось даже вмешиваться полиции.

Любопытен следующий факт: скандальное чтение стихотворения происходило девятнадцатого октября – в годовщину Пушкинского Лицея. Это выглядит особенно знаменательно, учитывая, что Маяковский обратился к теме «Поэта и поэзии», столь знаковой для А.С. Пушкина и традиционной для всей русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец сатирического стихотворения. Маяковский делает объектом своего обличения самодовольную публику, которая страдает вещизмом и нацелена на получение личной  выгоды. Поэт открыто оскорбляет и насмехается над представителями такой публики.

Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Лирический герой осознанно противопоставляет себя бесчувственной толпе мещан, обрушивая на неё «водопад» едких насмешек и сатирических описаний.

Маяковский талантливо экспериментирует с формой своего произведения, которое он создаёт посредством акцентного стиха. Это означает, что автор использует примерно равное количество ударных слогов в каждой строфе. На лицо чередование точных/неточных, мужских/женских рифм. Рифмовка применена перекрёстная.

Композиция

Стихотворное «полотно» включает в себя четыре строфы. Композиция произведения кольцевая: лирический герой, говоря о себе,  в начале и в конце стихотворения повторяет одинаковые слова: «Я – бесценных слов мот и транжир». В произведении можно выделить три семантических части:

  1. Первая часть – лирический герой сожалеет, что «открыл столько стихов шкатулок» перед теми людьми, кому не дано их оценить по достоинству. Мы узнаём, что собирательный образ толпы для поэта – это мужчина, у которого «в усах капуста … недоеденных щей» и женщина, у которой «белила густо».
  2. Вторая часть – лирический герой понимает, насколько эти люди становятся опаснее, если собираются вместе в единую толпу. Герой ощущает себя на фоне мещанской толпы чрезвычайно беззащитным и слабым. Он остерегается, что эта грубая и грязная толпа убьёт «бабочку поэтического сердца».
  3. Третья часть – вновь перед читателями появляется тот самый отважный лирический герой, который заявил о себе в самом начале произведения. Теперь, если он этого пожелает, сможет захохотать и плюнуть в ненавистную толпу.
Читайте также:  Как Вы понимаете фразу: «Я не трус, но я боюсь»?

Образы и символы

В произведении автор представляет на суд читателей три ключевых образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен поэту. Он является человеком смелым, отважным, независимым, идейно наполненным. Герой не пытается отсидеться в стороне, или убежать от враждебной толпы: вместо этого, он бросает ей вызов! Герой едко смеётся над обществом мещан, погрязшим в пошлых развлечениях. Он громко провозглашает свободу творческого самовыражения;
  • образ бабочки – центральный. Бабочка является существом крайне хрупким и прекрасным. Она может погибнуть от любого неосторожного прикосновения. Образ бабочки символизирует поэта и всё его творчество. Для поэта, как и для бабочки, губительны «грязные калоши», в которых оголтелая толпа топчется по его искренним эмоциям и чувствам;
  • образ толпы – центральный. Лирический герой воспринимает толпу, как «стоглавую вошь». Он сравнивает её с насекомыми, успешно паразитирующими на теле других существ. Саркастически описывая типичных представителей этой толпы, поэт многократно усиливает её отрицательную характеристику. Невзирая ни на что, лирический герой настолько отважен и уверен в себе, что готов и дальше «жонглировать» бесценными словами перед толпой, раскрывая ей свою душу. Ведь, он всё ещё надеется достучаться до публики.

Темы и настроение

В произведении Маяковский поднимает две важных для себя темы:

  1. Тема противопоставления поэта и толпы – данная тема является традиционной для русской поэзии. В отличие от А.С. Пушкина, которого непонимание толпы заставляло страдать, убегать и искать пристанище, лирический герой Маяковского не сбегает – он смело обвиняет неугодную ему толпу, смеётся ей в глаза, обзывает её.
  2. Тема разложения общества – автор озадачен тем, что среди его современников стремительно снижается общий культурный уровень. Для поэта вещи, представляющие для членов толпы особую ценность, представляются бессмысленными и пустыми. Он страдает от того, что «раковина вещей» оказалась гораздо значимее самой устрицы.

Настроенческий пафос произведения – ярко обличительный. Автор употребляет множество просторечных слов, делает отталкивающие описания с единственной целью – передать собственное презрение к мещанской публике, думающей лишь  о материальной составляющей жизни. Он видит, что эта публика погрязла в пороках и лицемерии.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что любой творец имеет право открыто выражать свою гражданскую позицию, даже если она противоречит ожиданиям общественного большинства. Основная мысль произведения построена на приёме антитезы: «бабочка поэтического сердца» противопоставляется чванливой толпе, которую символизирует вошь.

Средства выразительности

Маяковский осознанно выбирает для своего произведения необычные, яркие и неожиданные средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «стоглавая вошь», «грубый гунн»;
  • метафоры – «стоглавая вошь», «открыл столько стихов шкатулок»;
  • метонимия – «взгромоздитесь на бабочку поэтического сердца»;
  • авторские неологизмы – «стоглавая вошь», «поэтиного»;
  • просторечия – «обрюзгший», «кривляться», «недокушаннных».

Также в произведении присутствуют инверсии, эллипсы и семантические повторы.

Полный анализ стихотворения «Нате!» (В.В. Маяковский)

Владимир Владимирович Маяковский – это один из самых ярких представителей футуризма, а познакомиться с его проявлением бунтарского духа позволит полный анализ стихотворения «Нате!». Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, благодаря которому изучение произведения станет более полным и интересным.

История создания

Стихотворение «Нате!» Владимир Владимирович написал в 1913 году. Широкая публика услышала его впервые в кабаре «Розовый фонарь», которое праздновало свое открытие, куда и был приглашен поэт. Стихотворение публика не оценила, более того – пришла в ярость. Закончилась презентация даже вмешательством полиции.

Так же забавно вышло то, что впервые свое стихотворение Маяковский читал 19 октября – годовщина Пушкинского Лицея. В своем произведении он так же поднимает тему поэта и поэзии – ту самую тему, которую неоднократно поднимал Александр Сергеевич в своих произведениях.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это сатирическое стихотворение. Владимир Владимирович высмеивает общество, для которого вся ценность заключается лишь в материальных благах.

Автор использует все основные принципы футуризма. Лирический герой находится по другую сторону от толпы, а разделяет их стена непонимания. Лирический герой относится к толпе с насмешкой и унижением.

Так же очень интересна и форма стихотворения. Автор решил поэкспериментировать, поэтому использует акцентный стих – использование практически одинакового количества ударных строк в каждой строфе произведения. Автор чередует мужскую рифму с женской, а так же точную с неточной. Рифмовку Маяковский выбирает перекрестную.

Композиция

Стихотворение делится на три четверостишья и одно пятистишье.

В первой строфе произведения строится экспозиция, закладываются декорации. С одной стороны автор показывает сытую и безразличную толпу, с другой – поэт.

Через час отсюда в чистый переулоквытечет по человеку ваш обрюзгший жир,а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Во второй строфе автор знакомит читателя с толпой более близко, подробно описывая те самые материальные подробности, которые вызывают отвращение.

Третья часть стихотворения подробно описывает то, что публика настолько погрязла в гонке за материальными благами, что ей совершенно нет дела до слов поэта. И вот когда эта толпа объединяется в единое целое, она несет опасность для поэта, поскольку способна банально затоптать человека, который ей неугоден.

Все вы на бабочку поэтиного сердцавзгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

Заключительная строфа произведения поэт еще раз говорит о том, что сам он «бесценных слов мот и транжир», тем самым замыкая стихотворение. Из этого можно сделать вывод, что композиция стихотворения «Нате!» — кольцевая. На первый план снова выходит лирический герой, который продолжает выступать против толпы, которую он ненавидит и готов в любой момент плюнуть ей в лицо.

Образы и символы

В образе лирического героя явно угадывается сам Владимир Владимирович Маяковский.

Автор показывает лирического героя бунтарем, который обладает сильным и независимым характером, главным советчиком которого выступает собственное настроение. Ему нет дела до толпы – перед ними он ведет себя как хочет.

Но в то же время, будучи поэтом, он обладает тонкой и ранимой душой, в чем смело признается читателю, сравнивая её с бабочкой.

Именно эта самая «бабочка поэтичного сердца» и стала основным образом в стихотворении. Как для бабочки является губительным грубое отношение, так и для лирического героя являются губительными «грязные калоши», в которых толпа топчется по его чувствам из-за того, что даже не пытается понять его.

Дважды в тексте Маяковский использует выражение «бесценных слов мот и транжир», тем самым подчеркивая то, что даже непонимание народа не заставят его перестать раскрывать свою душу, пытаясь достучаться до обывателей.

Присутствует в произведении и образ толпы, который автор показывает в неэстетичном свете, называя «стоглавой вошью». Уже из этого можно сделать вывод, что поэт относится к толпе, как к паразитирующему насекомому. Он не скупиться на детальном описании некоторых граждан, что еще больше усиливает отвращение.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения является противостояние поэта толпе. Маяковский, как и многие другие, не смог пройти мимо столь животрепещущей темы.

Лирический герой Маяковского в корне отличается от героя Пушкина. У Александра Сергеевича герой, оскорбленный непониманием и неприятием, старается найти уединение.

У Владимира Владимировича же он бросает вызов толпе, обвиняя и глумясь над ней. Ему безразлично то, что толпа не понимает и не признает его. Он продолжает писать свои тексты, в которых обвиняет и насмехается над толпой.

Он творил и будет продолжать свое великое дело, независимо от мнения окружающих.

Так же важная тема, которую поднимает поэт в своем произведении – это снижение морального и культурного облика человека. Маяковский видит то, что главным мерилом счастья и благополучия для человека стала сытость и материальные блага, а это все он ассоциирует с тупостью и разложением личности.

В стихотворении отчетливо виден яркий обличительный пафос. Автор использует грубые выражения, а так же детально описывает отталкивающий облик людей. Тем самым он показывает свое презрительное отношение ко всей буржуазии. Толпой правят лишь пороки, желание наживы и собственное благосостояние.

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности, по которому так легко узнать почерк Маяковского, становится  грубая, просторечная лексика. Использование подобных слов усиливают обличительный пафос, благодаря которому создается пренебрежительная, оскорбительная тональность произведения.

Так же большую роль играют метонимии и эпитеты, который автор весьма умело, использует в своих произведениях.

Читайте также:  Список литературы на лето для 9 класса

Так же поэт использует инверсию, эллипсы и смысловые повторы, что весьма характерно для футуризма.

Главная мысль произведения

Глядя на одно лишь название произведения, читатель понимает, что стихотворение – это вызов. Неспроста автор для названия выбрал столь просторечное название. Главная задача Маяковского – это обратить внимание, как на себя, так и на свое творчество. В то же время он выражает свое презрительное отношение к буржуазии, которая давно и прочно погрязла в бытовых и потребительских желаниях.

Одно лишь название уже о многом говорит, демонстрируя неординарность произведения и его творца.

Для наилучшей передачи основной мысли автор использует антитезу. Поэт не стесняется в выражениях и открыто демонстрирует свое отношение к сытой и отупевшей толпе. Для того, чтобы люди обратили на него внимание и услышали его, он готов даже плюнуть им в лицо.

Стихотворение «Нате!» — это своего рода вызов обществу. Автор точно подмечает все недостатки граждан, демонстрируя их никчемность и мелочность.

Анализ стихотворения Маяковского «Нате!»

Вам также будет интересно

Анализ стихотворения «Нате!» (В. Маяковский) | Литрекон

Поэты-футуристы начала XX века ставили своей целью создание абсолютно новой поэзии. Для этого они экспериментировали над формой, призывали к словотворчеству и смело высказывали в своих текстах отрицание общепризнанных ценностей.

Одним из ярчайших представителей этого направления стал В. Маяковский, ранние стихотворения которого наглядно демонстрируют бунтарский дух футуризма.

Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Нате!» по плану, который продемонстрирует все структурное и смысловое своеобразие этого яркого текста.

История создания

В. Маяковский создал стихотворение «Нате!» в 1913 году. Поэту удалось впервые прочесть свой обличительный текст на открытии московского литературного кабаре «Розовый фонарь», куда он был приглашен. Стихотворение вызвало ярость публики, вследствие чего даже потребовалось вмешательство полиции.

Интересным фактом является, что чтение происходило 19 октября – в годовщину Пушкинского Лицея, ведь Маяковский в своем стихотворении развивает тему поэта и поэзии, традиционную для русской литературы и многократно поднимаемую А. С. Пушкиным.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Нате!» можно отнести к сатирическим стихотворениям. Поэт направляет свой обличительный пафос на самодовольную публику, для которой доступен и важен лишь мир материальных вещей, высмеивает и оскорбляет ее.

В тексте отчетливо проступают основные принципы, провозглашенные русскими футуристами. Лирический герой противопоставляет себя толпе, обрушивает на нее целый шквал насмешек и уничижительных описаний.

Поэт экспериментирует и с формой своего произведения, которое создает с помощью акцентного стиха, то есть просто использует примерно одинаковое количество ударных слогов в каждой строфе. В стихотворении «Нате!» чередуется точная и неточная, мужская и женская рифмы, рифмовка выбирается перекрестная.

Смысл названия

Само название стихотворения Маяковского звучит как вызов. Просторечное выражение «нате» выбрано неслучайно. Поэт намерен с помощью своего текста обратить на себя внимание и, одновременно, выразить презрение к толпе, погрязшей в быте и потребительских удовольствиях.

С этими задачами отлично справляется название. Оно сразу демонстрирует неординарность текста и его создателя, но при этом несет на себе явный пренебрежительный оттенок. 

Композиция

Стихотворение «Нате!» состоит из трех четверостиший и одного пятистишия.

  1. Первая строфа представляет собой экспозицию, обрисовывает декорации действия. Перед читателем предстает с одной стороны – сытая и безразличная публика, представленная общей массой «обрюзгшего жира», с другой – поэт, раскрывающий перед ней «шкатулки стихов».
  2. Далее Маяковский пытается рассмотреть этих людей поближе и описывает отталкивающие материальные подробности их облика вроде застрявшей в усах капусты или чрезмерно нанесенных на лицо белил.
  3. Публика сосредоточена на вещах и удовольствиях, она оказывается неспособна рассмотреть и оценить «бабочку поэтиного сердца». Снова объединяясь в толпу, эти люди становятся для поэта страшной «стоглавой вошью», которая в порыве ярости способна не только испачкать в грязи, но и затоптать неугодного ей человека.
  4. В последней строфе поэт повторно называет себя «бесценных слов мот и транжир», создавая таким образом кольцевую композицию и возвращая на первый план образ лирического героя. Он смело выступает против ненавистной ему толпы, ему ничего не стоит, если захочется, расхохотаться и плюнуть ей в лицо.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нате!» близок самому В. Маяковскому. Это, прежде всего, бунтарь, смелый и независимый, подчиняющийся только своему настроению. Он может кривляться перед толпой, а может просто плюнуть ей в лицо. В то же время герой этот – поэт, а значит, наделен чувствительным и ранимым сердцем, которое сам сравнивает с бабочкой. 

«Бабочка поэтиного сердца» — один из центральных образов текста. Бабочка – хрупкое и прекрасное насекомое, которое может погибнуть от неосторожного прикосновения. Точно так же для поэта губительны «грязные калоши», в которых толпа топчется по его искренним чувствам и порывам, так как неспособна и не хочет их понимать.

Маяковский дважды называет себя «бесценных слов мот и транжир». Несмотря ни на что, подчеркивает поэт, он готов и дальше раскрывать свою душу перед толпой, жонглировать бесценными словами и причудливыми образами в попытке достучаться до публики.

Сама толпа предстает в стихотворении в неэстетичном образе «стоглавой воши», сравнивается с паразитирующем на других насекомым, отталкивающим и неприятным. Этот образ усиливается с помощью описания отдельных единиц представшей перед поэтом публики: мужчины с капустой в усах или женщины, «смотрящей устрицей из раковины вещей».

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения будет описана подробнее, если Вы напишите в х о необходимости таких правок.

  • Основной темой текста «Нате!» является противопоставление поэта и толпы. Несмотря на все вводимые футуристами новшества и формальное отрицание культурных ценностей прошлого, Маяковский обращается к одной из самых традиционных поэтических тем. В отличие от лирического героя Пушкина, которого непонимание толпы заставляет искать уединения, герой Маяковского бросает свои обвинения прямо в лицо публике. Пусть толпа не понимает его порывов, пусть смеется и не принимает, но поэт продолжает «транжирить» слова и образы, потому что не может иначе. 
  • Еще одна важная тема – разложение общества, снижение его культурного уровня. Для Маяковского, вещи, которыми окружает себя общество, связаны с сытостью и, как следствие, тупостью и самодовольством этих людей. «Раковина вещей» оказывается больше и значимее сидящей в ней непримечательной устрицы, что вызывает у лирического героя злую усмешку.
  • Все стихотворение «Нате!» проникнуто ярким обличительным пафосом. Поэт не стесняется грубых слов и отталкивающих описаний, чтобы изобразить свое презрение к буржуазной публике, которая думает только о материальных ценностях, погрязла в пороках и наживается за счет других людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Нате!» строится на антитезе: «бабочка поэтиного сердца» противопоставлена обрюзгшей толпе-воши, которая копошится в своем мире вещей и не желает выглянуть за границы привычного окружения. Поэт смело выражает свое негодование при виде этой сытой инертной массы. Он снова и снова привлекает к себе внимание, стремится быть услышанным, даже если для этого потребуется плюнуть кому-то в лицо.

Основной смысл «Нате!» — бросить вызов обществу. Демонстрируя никчемность толпы, мелочность ее интересов и отсутствие какого-либо содержания, лирический герой подчеркивает необходимость обновления и свободы самовыражения.

Средства выразительности

Модернистская поэзия начала XX века активно экспериментировала с формой произведений, нередко поэты становились творцами новых стихотворных форм и лексических единиц. Маяковский тоже занимался словотворчеством: в стихотворении «Нате!» мы встречаем яркий авторский неологизм «поэтиного сердца», что в очередной раз демонстрирует абсолютную творческую свободу поэта.

  1. Важным и основным средством выразительности становится выбор Маяковским грубой, просторечной лексики: «обрюзгший», «недокушанных», «кривляться». Эти слова усиливают обличительный пафос и создают пренебрежительный, граничащий с оскорбительным тон стихотворения.
  2. Яркие и живые образы поэт рисует с помощью метонимии («в переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «взгромоздитесь на бабочку поэтиного сердца») и эпитетов («грубый гунн», «стоглавая вошь»).
  3. Для создания характерной для поэзии футуризма затрудненности формы Маяковский использует инверсию, эллипсы и смысловые повторы.

Стихотворение В.

Маяковского «Нате!» наглядно демонстрирует основные принципы футуристической поэзии и, одновременно, раскрывает перед читателем традиционный конфликт Творца и публики, которая не может или не хочет его понимать и принимать. Лирический герой не бежит от толпы, а бросает ей вызов, сатирически высмеивает погрязшее в развлечениях общество и провозглашает свободу творческого самовыражения.

Юлия Филипская

Анализ стихотворения Маяковского «Нате!» | Литерагуру

Владимир Маяковский — гениальный поэт первой половины двадцатого века. Это человек с очень трагичной судьбой. Он был приверженцем глобальной идеи, что «искусство меняет мир», но, в сущности, оказалось совершенно иначе. Любое творчество конгениально эпохе. А Маяковский жил в тяжёлое, постреволюционное время.

Читайте также:  Нежная ночь с фицджеральдом

История создания

Он был чужим среди своих. В 1930 году Владимир Маяковский вступил в РАПП. В этом же году открыл выставку «20 лет работы», но на неё не пришёл ни один из друзей-писателей, по причине того, что он состоял в Ассоциации Пролетарских Писателей. К тому же лидер РАПП Владимир Ермилов написал острокритическую статью о творчестве Маяковского. Это стало настоящим потрясением для него.

Через 1,5 месяца после этих событий поэт совершил самоубийство. Извечная борьба с обществом нашла отражение в его поэзии. Она пронизана эпатажностью и протестностью. Стихотворение «Нате!» является ярким примером для подкрепления данной мысли, хотя написано за 17 лет до этого. Гениальность Владимира Маяковского позволяла видеть и чувствовать ему чуть больше, нежели простые люди.

Данное стихотворение написано в 1913 году и относится к раннему творчеству поэта. Маяковский по своей натуре был бунтарём и истинным революционером. «Нате!» он написал в 20 лет.

Большое влияние на его мировоззрение оказала революция 1907 года, когда поэт находился в переходном возрасте. Как известно, подростки имеют более впечатлительную, лабильную психику и проще попадают под влияние.

Соответственно, стихотворение «Нате!» — это некий вызов, брошенный буржуазии.

Жанр, направление, размер

Для Маяковского характерным направлением является футуризм. Конкретно для данного стихотворения свойственны такие особенности футуристической поэзии, как: презрение консерватизма, урбанистичность темы и эпатажность.

Поэт откровенно критикует поведение буржуазии. Произведение пронизано призывом к созданию абсолютно нового общества, основой которого служит большевистская идеология, жажда новой власти. Это настоящее новаторство начала 20 века.

Лирический герой стихотворения — это некая «красная материя», провокатор.

Произведение имеет размер акцентного стиха и перекрёстную рифму, что придаёт ему ощущение свободы и революционности формы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх катренов и одного пятистишия.

  1. В первом проявляется яркое отвращение к «обрюзгшему» буржуазному отупевшему обществу.
  2. В следующем четверостишии лирический герой осуждает мужчину за чревоугодие, а женщину сравнивает с устрицей, лишённой всякого интеллекта, в силу её пустого взгляда.
  3. В третьем катрене и заключительном пятистишие идёт непосредственное описание толпы.

Образы и символы

Ядром композиции является лирический герой. Он является образом идеального, возвышенного человека, который презрительно смотрит на безликую биомассу свысока.

Общество в стихотворении лишено глубины мысли и совершенно не ценит той философской и политической идейности, которую поэт вложил в свои бесценные слова. Толпа представлена в стихотворении как паразит, «стоглавая вошь», которая не оставляет поэта в покое. Высшим удовольствием он признаёт для себя плюнуть этой серой массе в лицо. Они далеки от него, как земля от птиц.

Темы и проблемы

  • Основная тема произведения — это нравственное и моральное разложение общества. Лирический герой с отвращением говорит о тех людях, которые являются «слушателями» его стихотворений. В частности, он характеризует общество как потребительский механизм и не более того. Проблема пошлости и косности мировоззрения толпы создает ее контраст с образом поэта.
  • Вторым мотивом стихотворения является возвышение искусства. Оно по мнению автора абсолютно бесценно, интимно и недосягаемо для масс. Оно представляет собой некую хрупкую, прекрасную, заветную «шкатулку», в которой хранятся «бесценные слова».
  • Также автор затрагивает вечную тему – поэт и толпа. Творец стоит выше людей, он играет роль портрета Дориана Грея: отражает скрытые пороки обывателей, показывает их внутреннее убожество.

Идея

Смысл произведения заключается в том, что общество — настолько приземлённое и материализованное стадо, что оно начинает активно паразитировать, оно нагло жаждет лишь удовольствия, набивания утробы и опускаясь до похабных развлечений. Оно абсолютно лишено созидания, полётности мысли. Оно словно застряло где-то в далёком, праздном прошлом, в «эпохе балов».

Все эти безобразные, зажравшиеся индивиды желают дальше сидеть на шее у Пролетариата. Они словно парниковые растения, неспособные к труду и созданию чего-либо прекрасного. Без парника, который обслуживают деятельные рабочие, они умрут.

Главная цель лирического героя — служение искусству, которое преображает людей, делает их лучше.

Средства художественной выразительности

Основным художественным инструментом выразительности стихотворения «Нате!» служит антитеза. Лирический герой по свой натуре новатор и романтик. Он противопоставлен разлагающемуся, обрюзгшему обществу. Данное средство здесь проявляется в виде местоимений «я» и «мы».

Также поэт использует отличное сравнение, описывая образ женщины: «Вы смотрите устрицей из раковин вещей». Этим он показывает тот глупый вещизм и духовную пустоту дамы; она — «пустой сосуд».

В описании толпы Маяковский использует такой эпитет как «грязная», подчёркивая её асоциальность и моральное уродство, обезображенность.

Анастасия Некрасова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Нате!» – анализ стихотворения Владимира Маяковского

История создания

Футуристические стихотворения появились на волне изменений, которые начались в XX веке. Маяковский был одним из ярчайших представителей этого жанра. Но он долго был не принят обществом.

В 1930 году состоялась выставка «20 лет работы», но на нее не пришел никто из знакомых поэта.

Маяковский состоял в российской ассоциации пролетарских писателей и не все это поддерживали.

Позже на творчество поэта была написана острая критика. Для Маяковского это было серьезным потрясением. Через некоторое время он закончил жизнь самоубийством. Его борьба с обществом неоднократно находила отражение в творчестве.

Стих «Нате!» был написан в 1913 году. Тогда поэт был молодым, дерзким и смелым. В своих работах он показывал впечатления от увиденного. Люди жили в тяжелых условиях, но были и те, кто наживался на чужом горе.

В работе «Нате!» поэт показал противостояние с толпой. Он откровенно признается в презрении, ведь все эти индивиды не способны оценить его таланта. Но Маяковский и не собирался льстить им и подстраиваться. Стихотворение стало вызовом буржуазии.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с того, что лирический герой описывает публику, которая безразличная и обрюзгшая. Она не стремится понимать искусство и ее интересуют только низменные вещи. Герой же открывает им стихи, он не может не писать, так как это его основная задача.

Дальше автор описывает ту самую толпу. Он словно нарочно подчеркивает их некрасивые места.

Мужчина с капустой в усах выглядит неопрятно, а женщина так сильно накрасилась белилами, что выглядит страшно. Ее лицо напоминает устрицу, а вещи словно створки раковины.

В следующей строфе герой сетует на то, что толпа одержима только поиском удовольствий. Но в порыве ярости люди объединяются и могут затоптать неугодного поэта. В последних строках герой признает, что даже если его не будут любить, то он только засмеётся и плюнет в лицо толпы. Транжирить слова и образы — его жизненная цель. Поэтому мнение публики ему малоинтересно.

Художественные приемы

Анализ «Нате!» Маяковского позволяет лучше разобрать особенности текста. Работу можно условно разделить на три части. В первой лирический герой сожалеет о том, что пишет стихи.

Во второй он начинает бояться толпы и того, что она раздавит его. В третьей части он смелеет и готовится хохотать и плевать в лицо обидчикам.

Композиция стихотворения кольцевая — в начале и конце повторяется одна и та же мысль — «я — бесценных слов мот и транжир».

По жанру работу можно отнести к сатирическим произведениям. Поэт обличает публику, которая ценит только материальные вещи. Он не боится высмеивать и оскорблять их. Его лирический герой резкий и смелый, который открыто вступает в противостояние с людской массой.

В стихотворении Маяковский использует следующие средства выразительности:

  • метафоры — у поэта обрюзгший жир вытекает, стихи хранятся в шкатулке, а сердце имеет форму бабочки;
  • метонимии — Маяковский представляет толпу в виде стоглавой воши, женщина предстаёт в виде устрицы;
  • просторечная лексика — поэт намеренно использует грубые слова, так как они подчеркивают оскорбительный тон работы.

Предметом интереса Маяковского было противостояние толпы и творца. Это достаточно традиционный конфликт, но Владимир Владимирович придает ему новый окрас. Он обличает низкие человеческие пороки, борется с ними и порой грубой выражается — это основные характеристики лирического героя. Именно это делает стихи Маяковского необычными и яркими.

Слово «нате» — это разговорный и грубый вариант «вот! возьмите!». Обычно он сопровождается особым жестом. В этом слове звучит вызов, отказ служить на потеху публике.

Поэт не зря так озаглавил свою работу. Он подчеркнул вызывающее настроение.

Стихотворение «Нате!» относится к раннему творчеству Маяковского. В нем поэт показывает свою смелость и нестандартность. Он не боится говорить на разные темы.

Ссылка на основную публикацию