Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

  • Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)
  • ЛистокМихаил Лермонтов
  • Дубовый листок оторвался от ветки родимой
    И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
    Засох и увял он от холода, зноя и горя
  • И вот наконец докатился до Черного моря.
  1. У Черного моря чинара стоит молодая;
    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
    На ветвях зеленых качаются райские птицы;
  2. Поют они песни про славу морской царь-девицы.
  3. И странник прижался у корня чинары высокой;
    Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
    И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
  4. До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
  5. Один и без цели по свету ношуся давно я,
    Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
    Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
  6. Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

– На что мне тебя? – отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Год написания: 1841

Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок» (1 вариант)

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый».

Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине.

Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря.

Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной. Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине.

Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Романс (Невинный нежною душою…) (+ Анализ)

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы.

Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями.

Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит.

«Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами, которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах.

В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи.

Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния.

В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей.

В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова (2 вариант)

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Главный мотив произведения — одинокий человек, который не может обрести покой.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г., за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.Жанр – элегия.Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка парная ААВВ.

Метафоры – «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море».Олицетворения – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился на Кавказ после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского собрата по перу по-своему: он ввёл новые образы, добавил строки и внёс изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Тема

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

Таким образом, в нём можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.

На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листка своей красотой. Он начал умолять чинару принять его.

Пришелец рассказывает о своей невесёлой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она высокомерно говорит, что пришелец видел много, но всё это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой её «сынам».

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Читайте также:  Короткие стихи есенина о природе, которые легко учатся для детей

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть и элементы сюжетной лирики, так как в нём можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал парную рифмовку ААВВ. В тексте представлены женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Ключевую роль играют олицетворения: «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара». метафора: «качаются райские птицы», «По небу я ветви раскинула», «корни мои умывает холодное море» .

Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передаётся при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

Ещё по теме:  Михаил Лермонтов ~ Поцелуями прежде считал…(+Анализ)Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова (3 вариант)

Последние произведения Лермонтова чаще всего автобиграфичны и посвящены его непростой судьбе. Таким же стало стихотворение «Листок», написанное поэтом за несколько месяцев до гибели. Образ листка, оторванного бурей, был очень популярен в европейской и русской поэзии начала XIX века.

Непосредственным источником для Лермонтова стало одноименное стихотворение французского поэта Арно. Существенным отличием было добавление к сюжету просьбы листка о пристанище и полученный на это отказ.

Благодаря этому произведение Лермонтова приобретает гражданское значение, а листок символизирует изгнанника по политическим мотивам.

В образе листка отчетливо прослеживается судьба самого Лермонтова, в частности, его две кавказские ссылки. Поэт отправлялся на Кавказ не по собственной воле. Его принуждала к тому царская власть («жестокою бурей гонимый»).

В самой России автор также не находил понимания, поэтому вся его жизнь представляла собой сочетание «холода, зноя и горя».

Устав от длительных странствий и скитаний в поисках покоя, автор находит временное пристанище у «Черного моря».

Во время первой ссылки Лермонтов был очарован своеобразной красотой Кавказа. «Неведомая страна» влекла к себе творческую душу поэта, в ней он хотел найти успокоение и новый источник вдохновения. Лермонтов восхищался богатым культурным наследием Востока, которое еще было малоизвестно для европейцев.

Обращение листка к чинаре символизирует попытку Лермонтова найти на Кавказе приют и защиту от жестокой царской воли. Листок, как и поэт, измучен своим неприкаянным положением. «Отчизна суровая» отвергла его поэтический дар, что лишило его жизнь цели и смысла.

Лермонтов чувствовал в себе огромный запас творческих сил, но не мог его в полной мере реализовать. Поэтому листок говорит, что знает множество «рассказов мудреных и чудных», которыми готов поделиться с чинарой. Но гордое южное дерево также отвергает пришельца. Его «небылицы» совершенно никому не нужны.

Они несут в себе горечь и боль от всех пережитых страданий.

Лермонтов считался в обществе замкнутым и нелюдимым человеком. Эта репутация была вполне заслуженной. Богатый внутренний мир поэта никого не интересовал, а его произведения не пользовались популярностью. Такое отношение обостряло одиночество поэта.

Он сам невольно подстраивался под сложившееся мнение и уже не мог себя изменить. Во время первой ссылки он пытался войти в местное общество. Но там действовали свои законы.

Русское общество в окружении кавказцев смогло приспособиться к восточной культуре, а поэту уже было слишком поздно менять свой характер. Он воспринимался в качестве странного чужака.

Гордый и независимый характер Лермонтова привел к тому, что он уже нигде не мог чувствовать себя как дома. Поэтический образ оторванного бурей листка удивительно точно подходил для описания трагического положения поэта.

Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

«Листок» (анализ стихотворения Лермонтова)

Главная › Стихи › Философские стихи

24.03.2019

Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)Многие литературоведы считают, что стихотворение «Листок» отражает в аллегорической форме судьбу самого поэта. Это произведение было написано в 1841 году, незадолго до гибели, которую он, по словам современников, предчувствовал. Ниже приведен анализ стихотворения Лермонтова «Листок».

Тема и идея

Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:

  • «Парус» (Белеет парус одинокий…)»
  • «И скучно и грустно»;
  • «Утес».

Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.

Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).

Сюжет стиха и композиция

Оторванный от дерева дубовый листок ветром был занесен на юг, где на берегу моря растут чинары. Листок обратился к чинаре с просьбой приютить его, но высокомерная красавица-чинара ответила ему, что ей он не нужен. Дуб – это Россия, чинара у моря, молодая и красивая – это Грузия.

Стихотворение состоит из 6-ти четырехстрочных строф. По композиции его можно разделить на 3 части:

  1. Завязка. В двух строфах повествуется, как листок «оторвался от ветки родимой» и его ветром принесло к чинаре.
  2. Развитие действий. Листок обращается к чинаре с просьбой о приюте.
  3. Кульминация. Ею и завершается произведение. Чинара отвергает просьбу затерянного листка.

Хотя поэт приобрел на Кавказе знакомых, и даже изучал один из местных языков, Лермонтов чувствовал себя чужим на Кавказе, и даже в Грузии, которая заключив добровольный договор с Россией, не чувствовала себя по настоящему свободной. Многие северокавказские горцы были свободны и вольнолюбивы, ненавидели царизм и не упускали случая погадить.

Жанр стихотворения и средства выразительности

По жанру стихотворение «Листок» является элегией. В нем присутствуют грусть, переживания лирического героя, одиночество, безысходность. Стихотворение певуче и выразительно. В нем автор применил стихотворный размер — пятистопный амфибрахий. Рифмы парные, женские, они и придают стиху элегическую певучесть.

Само стихотворение аллегорично. Поэтому образы дубового листка и чинары это тоже аллегория. Рассмотрим, какие еще средства поэтической выразительности применил поэт в этом произведении.

  • Эпитеты: родимый, молодая, зеленые, райские.
  • Олицетворения: жестокая (буря), суровая (отчизна); свежие (сыны).
  • Метонимия: ветер шепчется, ласкает, чинара блистает, море умывает.

В заключение анализа этого стихотворения необходимо сказать о том, что оно как зеркало отражает настроение Лермонтова в последние месяцы жизни. Изгнанник пытается найти пристанище у Кавказских гор, которые он успел полюбить еще в детстве, но не находит.

«Листок» (анализ стихотворения Лермонтова) Ссылка на основную публикацию Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов) Анализ стихотворения «Листок» (М. Лермонтов)

«Листок» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – идея, метафоры, история создания, средства выразительности

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г. за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

  • Жанр – послание.
  • Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.
  • Метафоры – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».
  • Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».
Читайте также:  Любовная лирика маяковского: письмо татьяне яковлевой

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Тема

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле.

Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.

На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его.

Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам».

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Ключевую роль играет метафора: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара». Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные». Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

ПредыдущаяСледующая

"Листок" – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Время на чтение: 11 минут

Краткая справка

Первый шаг в проведении анализа стихотворения — краткие сведения об авторе и история написания.

Не следует углубляться в биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, вполне достаточно написать, что это великий поэт-романтик XIX века, автор многочисленных стихотворных произведений, в которых он размышляет о смысле жизни и предназначении человека, поэта. Многие тексты Лермонтова дышат трагизмом, пронизаны ощущением безнадежности.

Стихотворение «Листок» было создано в мае-июне 1841 года, при жизни автора читатель не смог познакомиться с текстом, поскольку он не был издан. Впервые опубликовано в 1843 году на страницах журнала «Отечественные записки».

Литературоведы относят «Листок» к позднему периоду лирики поэта, поскольку написан текст в последние месяцы жизни Лермонтова и представляет собой своеобразное поэтическое завещание. Основной мотив, несмотря на то что он близок автору, представляет собой заимствование из одноименной элегии Арно, которую русский читатель сумел изучить благодаря переводам Жуковского, Давыдова.

Нередко даже сам поэтический текст Лермонтова называют вольным переводом, поскольку ключевой образ баллады — листок, оторванный от родного дерева и безжалостно брошенный в пучину жизни — полностью перешел из произведения Арно. Однако русский поэт меняет размер и ритм стиха, а также вводит дополнительный образ.

Поэтому большая часть исследователей сходится во мнении, что это самостоятельное произведение, которое стоит на одном уровне с «Тремя пальмами» и «Выхожу один я на дорогу». Эти тексты способны произвести гнетущее впечатление, помогают понять разочарование и боль поэта, могут побудить читателя сопереживать его лирическому герою.

Тематика и проблематика

Ключевая тема стихотворения «Листок» — это одиночество, мотив, который был близок Лермонтову на протяжении всего его творческого пути. Несчастный дубовый листок оторвался от родной ветки порывом ветра и направился в путь. Здесь намечена тематика фатума, рока, главный «герой» не сам сделал свой выбор, не сам решился покинуть родину и пуститься в поиски приключений.

Это уже не романтизм, скорее, поэт рисует трагическую историю одинокого человека, который волей всевышнего попадает в мир, где никто не готов протянуть ему руку помощи. Не зря в тексте нет классического противопоставления, поэт не рисует перед читателем картины того, как именно проходило мирное существование листка до судьбоносного порыва ветра.

Следующий важнейший мотив — странствование, бродяжничество, скитание по миру в поисках пристанища. Но если в романтической лирике Михаила Юрьевича оно было добровольным, герои сами жаждали познать мир, найти свое место в нем, пережить приключения, то «Листок» — пример того, что странствовать персонажу приходится порой без собственного желания.

Тема человеческого равнодушия нашла отражение в образе чинары, мастерски созданном поэтом. Это гордое и красивое дерево растет на черноморском побережье, в комфорте, любимое солнцем, окруженное райскими птицами.

Но чинара не готова принять листок у своих корней, его беда оставляет ее равнодушной и безучастной, таковы и иные сильные люди — наделенные всем, о чем только можно мечтать, они не готовы протянуть руку помощи нуждающимся, одиноким и гонимым. Становится очевидно и то, какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»: антитеза, противопоставление образов прекрасной чинары и несчастного дубового листка.

Однако можно посмотреть и более глубоко. Листок — это часть могучего дуба, дерева мощного, которое ничем не хуже экзотической чинары. Это символ родины.

Несчастный же лист оказался лишенным родной страны и против своей воли оказался за ее границами, далеко от своей земли, где никто не готов его понять и принять.

Мотив разочарования далекими странами, свойственный поздней лирике Лермонтова, звучит здесь особенно ярко и мощно.

Образная система текста

При написании сочинения как на уроке в классе, так и дома важно раскрыть образную систему стихотворения, поскольку именно на противопоставлении двух ключевых персонажей и выстроена основная сюжетная линия и проблематика.

Главный герой, дубовый листок, оторванный от ветки, символизирует собой странника, всеми гонимого, никому не нужного. Он увял и засох от зноя и лишений, он не может найти себе приюта, вынужден скитаться по негостеприимным землям.

И кажется, что судьба, наконец, смилостивилась над ним, он оказался у Черного моря, где светит ласковое солнце, дует теплый ветерок, журчат ручьи.

Но разочарование поэта настолько сильно, что он не завершает текст в позитивном ключе — даже в этом райском краю, где есть все, несчастный странник оказывается один, никому не нужный.

Основная мысль, которую романтик передает в этом образе, трагична: все люди одиноки в этом мире, понимания и сочувствия добиться невозможно.

Текст заставляет задуматься о том, что в своем несчастье каждый остается наедине с самим собой.

Противоположный образ, гордая и красивая чинара, растущая в тепле и комфорте, она счастлива, у нее есть все, поэтому одиночество ей не грозит.

Ее слух услаждают райские птицы, ее зеленые листы согревает теплое солнце, кажется, что от нее требуется совсем немногое — дать временный приют несчастному скитальцу. Но прекрасное дерево не готово проявить милосердие.

Уверенное в собственной силе, оно с презрением отвергает несчастного, говоря: «На что мне тебя!».

Читайте также:  Фантастический реализм в литературе

Жанровая специфика, особенности

Идея стихотворения «Листок» раскрывается не только системой образов, но и размером, жанром и используемыми автором тропами. Текст относится к элегии, мелодичному и во многом трагичному жанру, который поэты XIX века использовали для передачи своих сокровенных мыслей. На это указывают следующие ключевые признаки:

  1. Размер стихотворения «Листок» Лермонтова — пятистопный амфибрахий. Он помогает придать звучанию напевность, плавность.
  2. Само слово «элегия» в переводе с греческого означает «грусть», «тоска». И тематика поэтического текста как нельзя лучше подходит под это определение, стихотворение очень грустное, пронизано отчаянием автора, герой его обречен на гибель, несмотря на то, что Михаил Юрьевич оставляет финал открытым и напрямую не говорит о том, что произошло с листом после диалога с отвергшей его чинарой.
  3. Рождает печальное настроение, вызывает у читателя мысли о бренности и бессмысленности существования.

Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.

Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:

  1. Эпитет (жестокая буря).
  2. Метафоры (засох и увял).

Но тропов при описании ключевого образа мало, гораздо более значимо настроение, которое он вызывает при чтении. Возникает грустное настроение, сочувствие, сопереживание.

И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:

  • эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
  • олицетворениями (шепчется ветер).

Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная лексика, богатая и образная. И автор уверен в том, что горделивая и высокомерная чинара отнюдь не виновата в том, что судьба несчастного скитальца оказывается отнюдь не интересна ей.

У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.

Проведение анализа

Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов.

Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя.

Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.

Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.

При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.

Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным.

Лермонтов «Листок». Анализ стихотворения

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
  • У Черного моря чинара стоит молодая,
    С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
    На ветвях зеленых качаются райские птицы;
  • Поют они песни про славу морской царь-девицы.
  • И странник прижался у корня чинары высокой;
    Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
    И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
  • До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
  • Один и без цели по свету ношуся давно я,
    Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
    Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
  • Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

  1. И корни мои умывает холодное море».
  2. 1841
  3. Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.

В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары,  беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка . Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.

Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.

Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением . Жизнь молодой чинары легка и беззаботна.

Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.

Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и  молит чинару о временном приюте в ее корнях.

Листок  мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям.

Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.

Основа всего стихотворения — антитеза,  постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее (  Засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее  ( одинокий листок и   в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара) .

Противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море).

С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость , но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце.

С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Ссылка на основную публикацию