Анализ стихотворения «к другу» к. н. батюшкова

  • Анализ стихотворения «К другу» К. Н. Батюшкова
  • «Тень друга» Константин Батюшков
  • Sunt aliquid manes: letum non omnia finit;Luridaque evictos effugit umbra rogos.
    Propertius1
  • Я берег покидал туманный Альбиона:
    Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
    За кораблем вилася Гальциона,
  • И тихий глас ее пловцев увеселял.
  1. Вечерний ветр, валов плесканье,
    Однообразный шум и трепет парусов,
    И кормчего на палубе взыванье
  2. Ко страже дремлющей под говором валов;
  3. Все сладкую задумчивость питало.
    Как очарованный у мачты я стоял,
    И сквозь туман и ночи покрывало
  4. Светила Севера любезного искал.
  5. Вся мысль моя была в воспоминанье,
    Под небом сладостным отеческой земли.
    Но ветров шум и моря колыханье
  6. На вежды томное забвенье навели.
  7. Мечты сменялися мечтами
    И вдруг… то был ли сон?… предстал товарищ мне,
    Погибший в роковом огне
  8. Завидной смертию, над Плейсскими струями.
  9. Но вид не страшен был; чело
    Глубоких ран не сохраняло,
    Как утро Майское веселием цвело,
  10. И все небесное душе напоминало.

«Ты ль это, милый друг, товарищ лучших дней!
Ты ль это? я вскричал, о воин вечно милой!
Не я ли над твоей безвременной могилой,

  • При страшном зареве Беллониных огней,
  • Не я ли с верными друзьями
    Мечем на дереве твой подвиг начертал,
    И тень в небесную отчизну провождал
  • С мольбой, рыданьем и слезами?

Тень незабвенного! ответствуй, милый брат!
Или протекшее все было сон, мечтанье;
Все, все, и бледный труп, могила и обряд,

Свершенный дружбою в твое воспоминанье?

О! молви слово мне! пускай знакомый звук
Еще мой жадный слух ласкает,
Пускай рука моя, о незабвенный друг!

Твою, с любовию сжимает.…»

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Мои Пенаты (+ Анализ)

И я летел к нему… Но горний дух исчез
В бездонной синеве безоблачных небес,
Как дым, как метеор, как призрак полуночи,

Исчез, – и сон покинул очи. –

Все спало вкруг меня под кровом тишины.
Стихии грозные казалися безмолвны.
При свете облаком подернутой луны,

Чуть веял ветерок, едва сверкали волны,

Но сладостный покой бежал моих очей,
И все душа за призраком летела,
Все гостя горнего остановить хотела:

Тебя, о милый брат! о лучший из друзей!

Дата создания: июнь 1814 г.

1 Души усопших – не призрак: смертью не все оканчивается; бледная тень ускользает, победив костер. Проперций (лат.).

Анализ стихотворения Батюшкова «Тень друга» (1 вариант)

Стихотворение «Тень друга» Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855) критики называют одним из лучших произведений, когда-либо выходивших из-под пера поэта. А. С. Пушкин отозвался о нём как о прелестном и совершенном произведении. Что же делает это стихотворение таким впечатляющим?

«Тень друга» – это элегия. Она посвящена трагическому событию – смерти И. А. Петина, павшего в битве под Лейпцигом в 1813 году. Иван Александрович был близким другом Батюшкова, поэтому его безвременная кончина стала страшным ударом для чувствительного сердца поэта. Переживания Константина Николаевича нашли отражение в стихотворении, которое он создал в 1814 году.

Это произведение обладает необычной структурой. Строфы представляют собой простые четверостишия, но их схема меняется в зависимости от того, какое место они занимают в композиции.

Для первой части, которая знакомит читателя с окружающей лирического героя – автора действительностью, характерны строфы типа abab. Всего их четыре. Затем следует одна строфа с кольцевой рифмой:

Мечты сменялися мечтамиИ вдруг… то был ли сон?.. предстал товарищ мне,Погибший в роковом огнеЗавидной смертию, над Плейсскими струями.

За ней – четверостишие с уже встречавшейся формой abab. Представляется, что этот способ рифмования поэт применяет, когда описывает пейзаж или внешность персонажа. Предпоследняя строфа имеет ту же форму и действительно отображает окружающий ландшафт.

Далее лирический герой произносит пламенную речь. Он спрашивает видение – дух погибшего товарища – как это возможно, ведь он своими руками предал его тело земле. Герой просит произнести хоть слово, чтобы знакомый голос порадовал истерзанную скорбью душу. Здесь поэт использует кольцевую форму четверостиший, которая усиливает эмоциональный накал монолога.

Следующая строфа имеет парную рифму. Это кульминация стихотворения, возвращение к реальности. Призрак исчезает, а поэт остаётся один посреди холодной ночи.

Последняя строфа – развязка. И снова здесь кольцевая рифма, так как поэт обращается к другу (продолжает монолог): «Тебя, о милый брат! о лучший из друзей!»

Читатель понимает, что герой не хочет отпускать душу товарища, не желает мириться с его потерей.

Несмотря на то, что некоторые метафоры, например «Беллонины огни» (Беллона – древнеримская богиня войны), «Гальциона» (душа дочери бога Эоса, превращённая по легенде в чайку), незнакомы современному читателю, элегия «Тень друга» не становится менее трогательной. Она наполнена настоящими искренними чувствами, выраженными в нежных эпитетах («милый друг», «горний дух»). Стихотворение и сегодня может утешить читателя и придать ему сил в трудный момент.

Анализ стихотворения «Тень друга» Батюшкова (2 вариант)

Одним из лучших стихотворений Константина Николаевича Батюшкова считается элегия «Тень друга». Созданное в эпоху Наполеоновских войн, оно является образцом классической русской поэзии.

Стихотворение написано в 1814 году. Его автору 27 лет, он принимает участие в военной кампании в Европе против войск Наполеона. Год назад он лишился друга, с которым был знаком с 1807 года — Ивана Александровича Петина. И. Петин был убит в Битве народов под Лейпцигом.

По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной и смешанной рифмой (открытой, закрытой, мужской и женской). Лирический герой — сам автор в маске путника, композиция условно делится на 3 части: в первой путешественник тоскует по «отеческой земле», во второй видит призрака, в третьей — горюет о том, что видение рассеялось, размышляет о тайнах бытия.

Открывается произведение эпиграфом из римского поэта Проперция. Суть его в том, что душа — бессмертна.

Лексика возвышенная, много прямой речи, многоточий, риторических вопросов и восклицаний, обращений: то был ли сон? О воин вечно милый! Тень незабвенного! О лучший из друзей! Стихотворение создано в духе европейского романтизма.

Впрочем, в нем принято усматривать и особенности классицизма еще времен поэзии М. Ломоносова и Г. Державина. Туманный Альбион — перифраз Британских островов.

«Небесная отчизна»: подобное выражение доказывает, что автор — христианин, мыслящий, как и апостол Павел, что «наше жительство — на небесах». Альбион (Англия), Беллона (божество войны у римлян), Гальциона (в мифологии — царская дочь, покончившая с собой после смерти мужа, ставшая птицей — зимородком), Плейсс (река под Лейпцигом).

Ещё по теме:  Константин Батюшков ~ Беседка муз

Видение описано в духе европейского фольклора, литературной традиции. Интересно, что явившийся призрак никак не проявляет себя, не хочет что-то передать, напротив, само видение слишком коротко. Для автора очевидно одно: чело веселием цвело.

Значит, вечная жизнь существует и И. Петин удостоился рая. Эпитеты: сладостном, томное, страшном, бездонное. Олицетворение: глас увеселял. Метафора: тень провождал, и я летел к нему. Сравнение: как дым, метеор, призрак.

Неусеченные формы глаголов: вилася, сменялися.

Посвящение умершему другу, посмертно награжденному участнику Заграничного похода И. Петину, появилось спустя год после трагического события. Молодой поэт К. Батюшков сумел создать высокий образец печали и раздумий над тайнами жизни и смерти.

Анализ стихотворения «К другу» К. Н. Батюшкова

Анализ стихотворения Батюшкова К другу

  • В стихотворении Константина идет речь о войне которая произошла в 1812 году она очень повлияла на самого героя и его жизнь, он переживает очень сильные страдания к примеру спрашивает в мудреца с огорчением про то где найти постоянное счастье на е той земле, как в той жизни повстречал много лицемеров.
  • Он всего лишь хотел минутного веселья, пира, много вина спрашивая, где мудрость светская, где игры и розы, герой вспоминает веселые дни со своей жизни.
  • Роз сказывает про свой дом который настигли беды из-за войны и он порос крапивой, но вспомнил его и нашёл, как он говорит мудрецу: я сердца дань принес.

Досказывает о том, когда городской шум замолкнет, и тогда засияет Востер… На севере ночью друг со своей душой разговаривает.

  1. Еще с малку поклонялся служил богине Неги, а также Прохлады верил что она его оберегает от Пресыщения и от Огненных страстей, как он говорит найду отраду в ней.
  2. Минутным странникам говорит, что ходим по гробам все дни это утрата, радостно летит к своим друзям, но суть в том что их руны обнимают.
  3. Дальше идет речь про девушку Лилу, она сияла красотой, он говорит что ее забрали святые небеса, она повстречала свою смерть при луне.

Про Хариту что в нее был дар слова, тонкий вкус, умела любить, была девственна. Он забыл как от всего сердца любил с ней разговаривать, он был радостный, но забыл как, любовался ею.

  • Харита увы исчезла как его заветная мечта, она погибала в муках и состраданиях, в ужасный час попрощавшись навсегда с этим миром, и остановила взгляд на своем друге.
  • Больно нашему герою, задает вопрос дружба может ты забыла, как радовались, но когда появилось счасте она про все забыла, его это сильно возмутило.
  • Говорит что дружество и приязнь непрочно, он просит подсказать где в том мире свет, что вечное, чистое, и без порока.

Разочаровался герой в себе говорит что напросто много веков все делал. Говорит что путь его к гробу ведет прям солнцем озарен, ступая не боясь, в мир, где лучший дух, он взлетает.

Вариант №2

Стихотворение (элегия) «К Другу» была написана Константином Николаевичем Батюшковым в 1815 году, а свет увидела вместе со сборником «Опыты в стихах и прозе» в 1817 году.

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «коварство и любовь» по действиям (шиллер)

Поэма посвящена другу Батюшкова – Петру Вяземскому (в стихотворении есть весьма явные отсылки на его произведения). Написанная в направлении «раннего русского романтизма».

Произведение было написано под впечатлением Батюшкова от увиденных им ужасов Отечественной войны, при этом ещё не погаснувшем патриотическом порыве.

Тема: Основной темой стихотворения является война. Батюшков описывает, как война к худшему изменила окружающую среду, во всей красе описана послевоенная разруха, хаос и уныние. Война как бы забрала из этого мира всё хорошее и прекрасное, заменив его лишь на мерзкие и не приятные вещи.

Довольно весомо так же поднимается тема религии, к которой лирический герой (который является воплощением самого поета) приходит ради успокоения. Несмотря на грусть и тоску произведения именно вера является светлым пятном, связанным с надеждой на что-то лучшее в будущем, несмотря на утерянное прошлое.

Белой нитью через повествование проходит и тема дружбы, ведь именно к другу в трудную (как для себя так и для страны время) обращается лирический герой, что бы помочь тому обрести что-то светлое (в данном случае веру).

В целом поет создаёт в поэме яркие картины послевоенной разрухи, как бы показывает им всю хрупкость и тонкость привычного нам мира, который в любую секунду может разрушится.

Идея: Основная идея произведения это искать спасение и успокоение в религии, ведь только абстрагировавшись и отрёкшись от земного, можно найти истинное умиротворение. Именно это и советует своему другу персонаж (А вместе с ним и сам автор).

Итог: Произведение на писано на фоне патриотического порыва Батюшкова вызванного Отечественной войной, в то же время и его личностным душевным кризисом.

На произведение так же повлияло то что автор в тот период жизни пытался найти душевного умиротворения в религии.

К тому же в произведении можно заметить и оттенок сближения с Жуковским, и использовании характерных ему мотивов в своём творчестве.

  1. Литературные приёмы:
  2. Эпитеты: «тщетный шум», «темный север», «страшный час».

Метафоры: «Буря бед», «шум веселья и пиров», «Чаша сладострастья» Анализ стихотворения «К другу» К. Н. Батюшкова

  • Анализ стихотворения Некрасова На Волге 5 класс
    В 1860 году Николаем Алексеевичем Некрасовым была написана поэма “На Волге”. Данное произведение в первую очередь посвящено многим детским воспоминаниям, и несправедливой жизни по отношению к простым рабочим людям. Детство юного
  • Анализ стихотворения Анненского Минута
    Чувствительная и тонкая натура творческого человека видна невооруженным глазом в каждой строчке стихотворения «Минута». Таким человеком и был Иннокентий Федорович Анненский.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Последнее стихотворение
    «Последнее стихотворение» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Всё её творчество наполнено собственными эмоциями и переживаниями, проникает в душу каждого читателя, может вдохнуть энергию, а может отобрать, будто живёт своей жизнью.
  • Анализ стихотворения Блока Ночь на новый год
    Стихи Блока всегда отличались своей исключительностью. К примеру, можно привести стихотворение « Ночь на новый год », написанное в 1901 году. Произведение отличается своей, довольно простой структурой, строчки читаются легко и просто,
  • Державин
    Гавриил Романович Державин – выдающаяся и многогранная личность, великий поэт второй половины XVIII – начала XIX веков, который стоял у истоков русской поэзии современности. Рожденный в эпоху классицизма

Анализ стихотворения Батюшкова К другу

Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему миру формируют особенности творчества. Здесь довольно любопытно проследить творческий путь Константина Николаевича Батюшкова в целом и на примере стихотворения К другу.

После войны с французами в 1812 году взгляды поэта существенным образом поменялись, он более не мог рассматривать мир как некую идиллию и воспевать различные радости, отгородившись от остальной части действительности. Горы трупов на полях сражений, опустошенность земли и разжившееся страдание побудили выбрать немного иной поэтический путь, выбор обуславливался поиском нового жанра.

Стихотворение К другу написано в 1815 году и является частью сборника Опыты в стихах и прозе, который появился в 1817. Рассматриваемая элегия представляет собой набор философской проблематики, в рамках которой автор старается отыскать ответ на некоторые вечные темы. В частности, он задает ряд вопросов, которые могут казаться риторическими.

Скажи, мудрец младой, что прочно на земли? Где постоянно жизни счастье?

Безусловно, в каком-то смысле они таковыми и являются. Однако, в действительности набор подобных вопросов без преувеличения представляет потребность поиска сути, обретением которой в той или иной степени интенсивности всегда занято человечество. Людям свойственно искать смысл своего существования, обретать понимание, чем является счастье, к примеру.

Элегия К другу во многом написана под воздействием взглядов Жуковского, есть даже аллюзии к его стихам.

Помимо этого Батюшков использует элементы религиозного мировоззрения и мистического понимания действительности.

По сути, вполне логичный вариант, так как по большей части люди, которые пытаются понять ответы на самые существенные и сакральные темы, обретают свой поиск именно в векторе религиозного мировосприятия.

Конечно, помимо этого возникают мотивы бренности этого мира, непрочности и зыбкости всех опор, которые могут казаться вечными, всей внешней данности, которая в действительности – не более чем иллюзия и временная конструкция, так или иначе, склонная к распаду.

Батюшков описывает непрочность разных радостей, дома, красоты женщины. Итогом и ответом становится восприятие мира через призму религии, через отказ от простого бренного существования и вариант, который позволяет субъекту преобразиться «возлетая духом в мир лучший».

Анализ стихотворения К другу по плану

Возможно вам будет интересно

«К другу» К. Батюшков

Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?
Мы область призраков обманчивых прошли;
Мы пили чашу сладострастья:

Но где минутный шум веселья и пиров?
В вине потопленные чаши?
Где мудрость светская сияющих умов?
Где твой Фалерн и розы наши?

Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез
И место поросло кропивой.

Но я узнал его: я сердца дань принес
На прах его красноречивой.

На нём, когда окрест замолкнет шум градской
И яркий Веспер засияет
На тёмном севере: твой друг в тиши ночной
В душе задумчивость питает.

От самой юности служитель олтарей
Богини неги и прохлады;
От пресыщения, от пламенных страстей,
Я сердцу в ней ищу отрады.

Поверишь ли? я здесь, на пепле храмин сих,
Венок веселия слагаю,
И часто в горести, в волненьи чувств моих
Потупя взоры, восклицаю:

Минутны странники, мы ходим по гробам;
Все дни утратами считаем;
На крыльях радости летим к своим друзьям, –
И что ж? их урны обнимаем.

Скажи, давно ли здесь, в кругу твоих друзей
Сияла Лила красотою?
Благие небеса, казалось, дали ей
Всё счастье смертной под луною:

Нрав тихий Ангела, дар слова, тонкий вкус,
Любви и очи и ланиты;
Чело открытое одной из важных Муз
И прелесть – девственной Хариты.

Ты сам, забыв и свет и тщетный шум пиров,
Её беседой наслаждался,
И в тихой радости, как путник средь песков,
Прелестным цветом любовался.

Цветок (увы!) исчез, как сладкая мечта!
Она, в страданиях почила,
И с миром, в страшный час прощаясь навсегда…
На друге взор остановила.

Но дружба, может быть, её забыла ты!..

Веселье слёзы осушило;
И тень чистейшую, дыханье клеветы
На лоне мира возмутило.

Так всё здесь суетно в обители сует!
Приязнь и дружество непрочно! –
Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?
Что вечно чисто, непорочно?

Напрасно вопрошал я опытность веков,
И Клии мрачные скрижали:
Напрасно вопрошал всех мира мудрецов:
Они безмолвны пребывали.

Как в воздухе перо кружится здесь и там,
Как в вихре тонкий прах летает,
Как судно без руля стремится по волнам
И вечно пристани не знает:

Так ум мой посреди сомнений погибал.
Все жизни прелести затмились;
Мой Гений в горести светильник погашал
И Музы светлые сокрылись.

Я с страхом вопросил глас совести моей…
И мрак исчез, прозрели вежды:
И Вера пролила спасительный елей
В лампаду чистую Надежды.

Ко гробу путь мой весь, как солнцем озарен:
Ногой надежною ступаю;
И с ризы странника свергая прах и тлен,
В мир лучший духом возлетаю.

Дата создания: 1815 г.

Анализ стихотворения Батюшкова «К другу»

Отечественная война 1812 года послужила причиной сильнейших изменений в сознании Батюшкова. С одной стороны, поэт испытывал прилив патриотических сил.

С другой – его повергали в шок те ужасы, что принесли с собой на русскую землю французы, поражали мрачные картины полей, усеянных трупами после битв. Здесь стоит отметить, что даже в ранние эпикурейские стихотворения Константина Николаевича не раз попадала тема смерти.

После Отечественной войны Батюшков окончательно отверг философию, призывающую человека наслаждаться земными радостями. По мнению поэта, ей противоречил сам ход истории. По сути, за короткий период времени порушились многолетние идеалы.

Стихотворец-эпикуреец, спрятавшийся от реальности в мире мечты, все-таки столкнулся с действительностью. В письме к Вяземскому Батюшков признавался, что шестнадцать месяцев войны породили в его душе пустоту, которую нечем заполнить.

В 1817 году свет увидело собрание сочинений Константина Николаевича, получившее название «Опыты в стихах и прозе». В него вошла и элегия «К другу», написанная в 1815-ом. В ней читатель видит желание лирического героя найти ответы на вечные философские вопросы. Тема заявлена уже в первых строках:
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?

Где постоянно жизни счастье?

К 1815 году душевный кризис Батюшкова только усилился из-за личных невзгод и разочарований. В итоге он сблизился с Жуковским, начал искать успокоения в религии. Это отразилось на многих произведениях, созданных в 1815-ом. В частности, речь идет о рассматриваемом нами тексте.

Читайте также:  Нежная ночь с фицджеральдом

На его примере прекрасно видно, как Константин Николаевич пытается разрешить внутренние конфликты в религиозном духе. Кроме того, он использует мистические мотивы, характерные для лирики Жуковского. Отсылки к творчеству Василия Андреевича встречаются и на уровне образов.

Обратите внимание – земное существование человека в элегии «К другу» Батюшков называет «ризой странника» (аллюзия на стихотворение «Путешественник» 1809 года).

Лирический герой утверждает сиюминутность жизненных радостей. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты.

Мысль раскрывается на примере некой Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила». Спасение лирический герой находит в религии.

В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Элегии ✑

Анализ стихотворений К. Н. Батюшкова «Совет друзьям» и «К другу»

Анализ стихотворений К. Н. Батюшкова «Совет друзьям» (1806) и «К другу» (1815)

Творческий путь Батюшкова отчётливо делится на два периода; рубежом между ними является 1812 год.

В первые десять лет своей поэтической деятельности поэт воспевает житейские радости, счастье дружбы и счастье разделённой любви.

Лирический герой воспринимает жизнь как миг, который уносит всё с собою и уже не повторится, поэтому в стихотворениях Батюшкова раннего периода содержится призыв «искать веселья и забавы и мудрость с шутками мешать».

В его настойчивом призыве упиться земными восторгами по-своему сказался вольнолюбивый идеал независимости человека, достигаемый хотя бы в личной жизни. Батюшков доводит до совершенства жанр дружеского послания.

Отечественная война 1812 года глубоко потрясла поэта и подвергла жесточайшему испытанию всё жизнеощущение поэта. Теперь в привычную для него форму дружеского послания он вкладывает совершенно непривычное для этого поэтического жанра содержание.

Например, в послании «К Дашкову» создаётся картина народных бедствий. В этот период характерными для мироощущения поэта являются мысли о тщете всего земного, надежда на «мир лучший» – за гробом.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Рассмотрим два дружеских послания, написанные в разные периоды творчества Батюшкова.

Стихотворение «Совет друзьям» написано в 1806 году и имеет эпиграф, который в переводе с французского на русский звучит так: «Нужно ли быть столь мимолётным?» – сказал я сладостному наслаждению…» Эпиграф помогает понять идею послания- мимолётность наслаждения.

Лирический герой, обращаясь к своим друзьям, призывает их оставить призрак славы и наслаждаться мгновениями жизни. Он зовёт к естественной жизни на лоне природы.

Свирель, густая тень вяза – всё это атрибуты пастушеской, сельской идиллии. Весенние дни юности так коротки, цвести недолго, поэтому нужно наслаждаться мигом, любить «в юности забавы».

Нужно забыть печаль и мечтать, потому что «мечта – прямая счастья мать!»

Воспевая земные радости, поэт использует мифологизмы. Под образом нимфы – божества, олицетворяющего те или иные силы природы, – подразумевается прекрасная девушка и воспевается взаимная любовь. Вакх – бог виноделия – льёт густое вино. Эрата – муза любовной поэзии – «в одежде тонкой, белой» поёт.

Если жизнь скоротечна, а радость не вечна, «то лучше в жизни петь, плясать, // Искать веселья и забавы…»

Стихотворение написано лёгким четырёхстопным ямбом, строфы по количеству строк разные, самые маленькие имеют шесть – семь строк, самая большая – 25 строк.

Эмоциональность, приподнятость настроения создаётся и на синтаксическом уровне: поэт использует много обращений – «друзья», «о юность красная», «луга весёлые, зелёны! // Ручьи прозрачны, милый сад! // Ветвисты ивы, дубы, клёны…» В стихотворении много побудительных предложений («Подайте мне свирель простую…»), восклицательных («Жизнь – миг! Не долго веселиться, // Не долго нам и в счастье жить!»), риторических вопросов («Ах! Должно ли всегда вздыхать // И в майский день не улыбаться?»)

Теперь обратимся к посланию «К другу», написанному в 1815 году. Если раннее послание обращено к отвлечённым друзьям, то позднее послание обращено к одному конкретному другу- поэту П. А. Вяземскому, дом которого сгорел во время пожара в Москве в 1812 году, и поэт упоминает этот факт:

Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез,

  • И место поросло крапивой…
  • В отличие от первого послания, стихотворение делится на восемнадцать катренов и написано более утяжелённым, замедленным шестистопным ямбом, ведь здесь уже не воспевается радость бытия, а содержатся философские размышления о бренности и непрочности жизни, оно полно пессимизма и разочарования.
  • Здесь уже нет восклицательных предложений, зато много риторических вопросов:
  • Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
  • Где постоянно жизни счастье?
  • Лирический герой словно подводит итоги своей жизни, а об юности говорит, используя перифраз: «Мы область призраков обманчивых прошли…» «Чаша сладострастья» испита до конца, оставив на душе лишь горечь утрат и потерь:
  • …На крыльях радости летим к своим друзьям –

И что ж?.. их урны обнимаем.

Лирический герой считает утраты не только в дружбе, но и в любви. Здесь вместо нимфы упоминается Лила (имя условное, поэтическое), которая сияла красотой, но «она в страданиях почила».

С сожалением лирический герой отмечает, что всё вокруг «суета сует», и нет ничего вечного и прочного на земле, только «вера пролила спасительный елей // В лампаду чистую надежды».

А надежда у лирического героя, разочаровавшегося в земной жизни, только на мир иной, лучший, куда он «духом возлетает».

Таким образом, мировоззрение, мироощущение поэта после войны 1812 года резко изменилось, он уже не вернулся к прежним темам довоенной лирики, воспевавшей радости земной жизни. Вместо ликующего тона и жизнелюбивого пафоса первого периода творчества его лирика наполняется мотивами разочарования, уныния и грусти, философскими мыслями о тщете и напрасности мечтаний и надежд.

Полезный материал по теме:

Константин Батюшков – К другу (Скажи, мудрец младой…)

Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?   Где постоянно жизни счастье? Мы область призраков обманчивых прошли,

  Мы пили чашу сладострастья.

Но где минутный шум веселья и пиров?   В вине потопленные чаши? Где мудрость светская сияющих умов?

  Где твой фалерн и розы наши?

Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез,   И место поросло крапивой; Но я узнал его; я сердца дань принес

  На прах его красноречивый.

На нем, когда окрест замолкнет шум градской   И яркий Веспер засияет На темном севере, твой друг в тиши ночной

  В душе задумчивость питает.

От самой юности служитель алтарей   Богини неги и прохлады, От пресыщения, от пламенных страстей

  Я сердцу в ней ищу отрады.

Поверишь ли? Я здесь, на пепле храмин сих,   Венок веселия слагаю И часто в горести, в волненьи чувств моих,

  Потупя взоры, восклицаю:

Минутны странники, мы ходим по гробам,   Все дни утратами считаем, На крыльях радости летим к своим друзьям —

  И что ж?.. их урны обнимаем.

Скажи, давно ли здесь, в кругу твоих друзей,   Сияла Лила красотою? Благие небеса, казалось, дали ей

  Всё счастье смертной под луною:

Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус,   Любви и очи, и ланиты, Чело открытое одной из важных муз

  И прелесть девственной хариты.

Ты сам, забыв и свет, и тщетный шум пиров,   Ее беседой наслаждался И в тихой радости, как путник средь песков,

  Прелестным цветом любовался.

Цветок, увы! исчез, как сладкая мечта!   Она в страданиях почила И, с миром в страшный час прощаясь навсегда,

  На друге взор остановила.

Но, дружба, может быть, ее забыла ты!..   Веселье слезы осушило, И тень чистейшую дыханье клеветы

  На лоне мира возмутило.

Так всё здесь суетно в обители сует!   Приязнь и дружество непрочно! Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?

  Что вечно чисто, непорочно?

Напрасно вопрошал я опытность веков   И Клии мрачные скрижали, Напрасно вопрошал всех мира мудрецов:

  Они безмолвьем отвечали.

Как в воздухе перо кружится здесь и там,   Как в вихре тонкий прах летает, Как судно без руля стремится по волнам

  И вечно пристани не знает, —

Так ум мой посреди сомнений погибал.   Все жизни прелести затмились: Мой гений в горести светильник погашал,

  И музы светлые сокрылись.

Я с страхом вопросил глас совести моей…   И мрак исчез, прозрели вежды: И вера пролила спасительный елей

  В лампаду чистую надежды.

Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:   Ногой надежною ступаю И, с ризы странника свергая прах и тлен,

  В мир лучший духом возлетаю.

***

Анализ стихотворения «К другу» К. Н. Батюшкова

Константин Николаевич – один из первых поэтов-романтиков в России. Такие фигуры, как Карамзин и Радищев, являющиеся сентименталистами, сильно повлияли на творчество Батюшкова, но ему удалось выйти за рамки подражания и стать новатором, сделав неоценимый вклад в развитие национальной литературы.

История создания

В 1817 году свет увидело собрание сочинений Константина Николаевича, получившее название «Опыты в стихах и прозе». В него вошла и элегия «К другу», написанная в 1815-ом.

Именно в это время автор сближается с величайшей поэтической фигурой того времени, с Вяземским, именно ему Батюшков и посвящает работу «К другу».

Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «герой нашего времени» (м. ю. лермонтов)

В стихотворении очень явны некоторые отсылки и аллюзии на произведения Вяземского, поэтому нет никаких сомнений, к какому «другу» пишет Константин Николаевич.

Говоря о состоянии автора в этот период, стоит отметить, что начало 10-ых годов 19 столетия характеризуется началом Отечественной войны с французами. С одной стороны, Батюшков преисполнен чувствами патриотизма и желанием воспевать силу и мощь русского солдата. С другой стороны, поэт сожалеет о последствиях военных действий, о разорении богатств природы и многовековой культуры России.

Стоит так же отметить, что еще в самом начале своего творческого пути Константин Николаевич выявил некоторые проблемы литературы начала 19 века, конечно же, русской. Первой проблемой он считал закостенелость поэтического русского языка, отсутствие динамики, как в лексическом плане, так и в фонетическом.

Именно Батюшков предложил так называемую «беглую поэтическую» рифму. Его стихотворения стали более мелодичными, хоть иногда отдельные лексические единицы и противоречили фонетическим нормам. Второй проблемой автор считал чрезмерную помпезность языка. «Писать, как живешь», — говорил великий поэт.

Он старался избегать всего натянутого и надуманного.

Жанр, направление и размер

Как уже было сказано, сам Батюшков определил жанр своего лирического произведения, как элегия – стихотворение грустного содержания. Константин Николаевич предопределил настроение стихотворения жанром.

Говоря о направлении, в котором трудился поэт, стоит отдельно отметить, что Батюшков в некотором роде первооткрыватель романтизма в России. Конечно, манифест романтизма принадлежит не ему, но именно его труды стали неким стандартом романтических жанров.

Стихотворение написано ямбом, стихотворным размером, который спустя время Бахтин провозгласит самым патриотичным для русского стихосложения. Элегия динамична и сильна, в ней мало лирических отступлений и снижений темпа, поэтому использование именно ямба весьма аргументировано и мотивировано.

Образы и символы

Исходя из самого названия элегии, становится ясно, что главным образом лирического стихотворения является образ друга. Другом в данном стихотворении выступает не кто иной, как сам Вяземский.

Кроме того, стихотворение «К другу» изобилует лексикой, которую нельзя назвать типичной или широко узнаваемой. Рисуя картину античного мира, автор использует много имен собственных и названий, которые знают далеко не все. Так, во второй строфе мы встречаем слово «Фалерн».

Автор намеренно использует данное слово, отсылая нас в античную Грецию, ведь именно так древние греки называли красное вино. Возможно, неискушенный читатель и не поймет отсылки, но Батюшков интригует человека, заставляет его обратить особое внимание на отдельные символы.

Также стоит упомянуть не совсем понятное для многих слово «Веспер» — древнее название ярчайшей звезды небосвода – Венеры. Автор мастерски играет словом, он не говорит прямо о том, что обращается к античной истории, а элегантно намекает читателю.

Таким же словом-намеком можно считать «храмины», на пепле которых слагается венок веселья. Храмины – древнее название сооружения с высокими сводами. Использование историзмов – слов, создающих оттенок эпохи, только подогревает интерес читателя лучше разобраться в лирическом произведении.

В стихотворении мы встречаем два имени: Лила и Харита. Это два божественных имени неслучайно следует рассмотреть в паре. Автор, желая рассказать о мирской идиллии, называет Лиру – символ свободы и свободной воли и Хариту – символ мирской красоты и радости.

Лирический герой – проекция сознания автора. Это восторженный и романтичный человек, умный и начитанный собеседник. В его послании к другу угадывается феноменальная эрудиция Батюшкова. Конечно, такому интеллектуально развитому поэту трудно найти достойных друзей, и тем ценнее для него такой близкий товарищ, как Вяземский.

Также стоит отметить важный символ — символ веры. Вера – все, что осталось у автора на момент написания стихотворения.

У него до сих пор перед глазами страшные и кровавые картины войны, сотни трупов, изуродованные тела тех, кто вопреки всему остался жить, плач и крики женщин и детей.

Все, что остается Батюшкову – надеяться на то, что все будет хорошо. Лирический герой акцентирует внимание на том, что до войны все было прекрасно и радостно.

Темы и настроение

  • Создавая яркую картину послевоенной разрухи, акцентируя внимание на некоторой незащищенности мира и мирного времени, Батюшков наполняет свое стихотворение не обычной грустью, а философской. Одним из важных вопросов, поставленных в произведении, становится вопрос о хрупкости мироздания и о скоротечности жизни – вечные философские вопросы для творцов.
  • Но основная тема стихотворения – война. Автор создает целую панораму образов того, что изменилось в худшую сторону. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила».
  • Тема веры играет большую роль в произведении. Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший». Стоит повториться, что преимущественно настроение стихотворения грустное. Грусть представлена где-то с ностальгическими нотками, где-то с оттенками надежды и веры.
  • Тема дружбы также присутствует в стихотворении. Автор пишет другу, чтобы поддержать его в смутные времена для России. Он спешит поделиться с ним своим рецептом избавления от тоски.

Основная идея

Основная мысль стихотворения весьма логична и проста – совет искать мир и спокойствие в вере, в религии. Отказавшись от сует и мирских страданий, можно найти утешение и спокойствие души.

Французы принесли только кровь и разруху в Россию.

Батюшков не находит поначалу в себе силы писать об этом, ибо душа опустела от вида трупов и пепелища там, где еще «мгновение» назад красовалось царство и величие природы.

Смысл рецепта, который поэт выписывает другу, заключается в том, что автор на собственном примере показывает, что, отрекаясь от мирских проблем, закрывая свою душу от подобной черноты, открывая ее вере, человек может полностью насладиться всей радостью мира и утешиться.

Средства художественной выразительности

Элегия достаточна большая по объему, в ней огромное количество изобразительно-выразительных средств. Хочется обратить особое внимание на высокую образность метафор. «Чаша сладострастья», «шум веселья и пиров», «счастья дом» — эти метафоры иллюстрируют счастливый довоенный мир. «Буря бед», «обитель сует» — кардинально иные по настроению метафоры.

  • Явную картину упадка и разрухи помогают изобразить многочисленные эпитеты: «темный север», «пламенные страсти», «тщетный шум», «страшный час».
  • Стихотворение довольно объемное, и автор использовал много средств художественной выразительности, поэтому если вам интересны конкретные примеры других тропов, напишите об этом в х, добавим.
  • Игорь Васильев

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ стихотворения «К другу» К. Н. Батюшкова

Константин Батюшков

Скажи, мудрец младой, что прочно на земли?
Где постоянно жизни счастье?
Мы область призраков обманчивых прошли,

Мы пили чашу сладострастья.

Но где минутный шум веселья и пиров?
В вине потопленные чаши?
Где мудрость светская сияющих умов?

Где твой фалерн и розы наши?

Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез,
И место поросло крапивой;
Но я узнал его; я сердца дань принес

  • На прах его красноречивый.
  • На нем, когда окрест замолкнет шум градской
    И яркий Веспер засияет
    На темном севере, твой друг в тиши ночной
  • В душе задумчивость питает.
  • От самой юности служитель алтарей
    Богини неги и прохлады,
    От пресыщения, от пламенных страстей
  • Я сердцу в ней ищу отрады.
  • Поверишь ли? Я здесь, на пепле храмин сих,
    Венок веселия слагаю
    И часто в горести, в волненьи чувств моих,
  • Потупя взоры, восклицаю:
  • Минуты странники, мы ходим по гробам,
    Все дни утратами считаем,
    На крыльях радости летим к своим друзьям —

И что ж?.. их урны обнимаем.

  1. Скажи, давно ли здесь, в кругу твоих друзей,
    Сияла Лила красотою?
    Благие небеса, казалось, дали ей
  2. Всё счастье смертной под луною:
  3. Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус,
    Любви и очи, и ланиты,
    Чело открытое одной из важных муз
  4. И прелесть девственной хариты.
  5. Ты сам, забыв и свет, и тщетный шум пиров,
    Ее беседой наслаждался
    И в тихой радости, как путник средь песков,
  6. Прелестным цветом любовался.

Цветок, увы! исчез, как сладкая мечта!
Она в страданиях почила
И, с миром в страшный час прощаясь навсегда,

На друге взор остановила.

Но, дружба, может быть, ее забыла ты!..
Веселье слезы осушило,
И тень чистейшую дыханье клеветы

На лоне мира возмутило.

Так всё здесь суетно в обители сует!
Приязнь и дружество непрочно!
Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет?

  • Что вечно чисто, непорочно?
  • Напрасно вопрошал я опытность веков
    И Клии мрачные скрижали,
    Напрасно вопрошал всех мира мудрецов:
  • Они безмолвьем отвечали.
  • Как в воздухе перо кружится здесь и там,
    Как в вихре тонкий прах летает,
    Как судно без руля стремится по волнам
  • И вечно пристани не знает, —
  • Так ум мой посреди сомнений погибал.
    Все жизни прелести затмились:
    Мой гений в горести светильник погашал,
  • И музы светлые сокрылись.
  • Я с страхом вопросил глас совести моей…
    И мрак исчез, прозрели вежды:
    И вера пролила спасительный елей
  • В лампаду чистую надежды.
  • Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен:
    Ногой надежною ступаю
    И, с ризы странника свергая прах и тлен,
  • В мир лучший духом возлетаю.

Читать стих поэта Константин Батюшков — К другу на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Ссылка на основную публикацию