Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Стихотворение И. Бунина “Крещенская ночь” было написано в течение 1886-1901 годов: целых пять лет автор доводил свое произведение до того вида, что мы видим сейчас.

Для современников того времени была близка тема христианства, тема возвышения человеческой души посредством веры, ее спасение. Люди ждали какого-то толчка в новую жизнь, которая заставит их забыть о прошлом.

Большинство хотело изменить мир, но нужно было менять самого себя. Об этом писали многие творцы, в том числе и Бунин. 

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Основная часть

“Крещенская ночь” начинается с описания природы. В ельнике было спокойно и тихо. Недавняя метель засыпала снегом всё вокруг. С помощью сравнения создается полная картина леса: снег сопоставляют с мехом, иней — с алмазами, а снежное лоно — с кружевным серебром. Несмотря на тёмное время суток, читателю показывают сияющий белоснежный лес, освещаемый яркой луной: 

Полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, 

В ярком свете своем цепенея,… 

Всё вокруг, словно заколдованное, провалилось в вечный сон: “Задремали, склонившись, березы”, “Неподвижно застыли их ветки”, “Убаюкала вьюга седая”, “И заснул он”. Автор использовал анафоры: 

“Спят таинственно стройные чащи, спят, одетые снегом глубоким..”, 

“Тишина, — даже ветка не хрустнет! …Тишина, — а, быть может, он близко…”. 

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Благодаря такому повторению слов автор акцентирует внимание на неподвижности и умиротворении природы. Однако природе противопоставляются чувства появившегося в лесу наблюдателя. Лирический герой напуган таинственностью этого места, боясь увидеть что-то живое меж деревьев: 

Тишина, — даже ветка не хрустнет! А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам Осторожным и вкрадчивым шагом. Тишина, — а, быть может, он близко… И стою я, исполнен тревоги, И гляжу напряженно на чащи, 

На следы и кусты вдоль дороги. 

Троеточие только усиливает тревожность, заставляя ощущать неуверенность и панику. Из-за этого напряжения герой, словно ребёнок, видит то, чего нет:  

Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают. 

Но в лесу по-прежнему тихо и спокойно. В отличие от человека, природа не может чувствовать страх, что мы и наблюдаем в стихотворении. Потерянный, напуганный герой не ощущает единения со вселенной. Внутри него нет гармонии. 

Наравне с лирическим лицом “огонек из лесной караулки”, будто живой, “притаился под лесом”, “Осторожно и робко мерцает”. В крещенскую зимнюю ночь он, съежившись, чего-то ждёт.

Огонёк похож на заблудшую душу, которая не может найти путь к истине, к Богу. И вот звезда, словно даруя спасение, появляется на небе и сверкает “Бриллиантом лучистым и ярким, то зеленым, то синим играя…”.

Сразу же возникает образ Вифлеемской звезды, которая стала исполнением «звёздного пророчества».

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Считалось, что это была божественная разумная сила: именно она привела волхвов к Иисусу Христу, который стал Спасителем мира. Мне кажется, что звезда, описанная автором, является путеводной. Она приводит к внутреннему спокойствию, вселяя надежду и заставляя забыть о своих тревогах.  

Вывод

Иван Алексеевич Бунин, как и многие его современники, считал, что изменить мир можно только тогда, когда в душе людей появится гармония и вера.

Писатель в своем стихотворении “Крещенская ночь” поднял именно эту тему, сравнивая природу и человека. Кругом всё тихо и спокойно, однако внутри многих людей присутствует страх и тревожность, злые мысли и не понятные никому желания.

Только единение с самим собой и вселенной сможет сделать счастливыми тех, кто в этом по-настоящему нуждается. 

Вам также может понравиться

Анализ стихотворения Бунина «Ночь» :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

История создания

Иван Алексеевич Бунин — русский писатель и поэт. Его стихотворение «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества. Бунин написал его в возрасте 16 лет.

Произведение было начато в 1886 году, а закончено лишь в 1901 (тогда русскому писателю исполнился уже 21 год). Название стихотворения связано с праздником Крещения Господня.

Основная тема произведения — красота и величие природы.

С праздником, о котором идёт речь, связаны многие приметы. Так, если в крещенскую ночь наступали сильные холода, это значило, что следующий год будет плодородным. И всё-таки поэт начинает стихотворение, не связывая происходящее с религиозным праздником. Перед читателем предстаёт ночь, полная очарования.

Может показаться, что поэт создавал произведение в лесу, однако его дневниковые записи говорят об обратном. Бунин в это время был в Украине и вспоминал о лесах в родной Орловской губернии. Дописано же стихотворение было через пять лет. Тогда поэт возвращался из Одессы в Москву и прогуливался по ночному зимнему лесу. И. А. Бунин тонко чувствовал природу, не зря его называют певцом ночи.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира.
  • Анализ стихотворения Северная береза Бунина Сборник, который Иван Бунин выпускает в 1906 году, является собирательным. Автор публикует стихотворения, написанные с 1903 по 1906 год. За это время за поэтом сохранилось звание «певца природы»
  • Анализ стихотворений Блока
  • Анализ стихотворения Снегирь Барто Произведение является одним из стихотворений, вошедших в цикл «Мы с Тамарой ходим парой», и имеет в качестве основной тематики раскрытие детского характера в целях нравственного воспитания при помощи юмористических средств.
  • Анализ стихотворения Кинжал Брюсова 11 класс Произведение относится к гражданской лирике поэта и является одной из частей поэтического цикла «Венок», написанного в переломный для автора период времени.

Композиция

Композиция стихотворения «Крещенская ночь» делится на 3 части. К первой относятся первые пять четверостиший. Перед читателем предстаёт ночь в зимнем лесу. Здесь присутствуют сказочные мотивы. Природа подобна таинственному живому существу, она сама становится наблюдателем:

  Роза и крест – краткое содержание пьесы Блока

…полный месяц глядит с небосклона. Высоко он поднялся над лесом, В ярком свете своем цепенея…

Первая часть передаёт значение природы для человека, некое их взаимодействие. В старину люди высоко ценили дары природы, обожествляли её и надеялись на милость. Поэт обращается к народным поверьям, употребляя словосочетание «снежное лоно»: снег наделялся магическими свойствами.

Вторая часть стихотворения контрастирует с первой, покой сменяется напряжённостью. Однако эта настороженность свойственна только человеку. Природа остаётся такой же величественной. О разобщённости природы и человека, а также о недоверии первого божеской мудрости говорят следующие строки:

А, быть может, за этим оврагом Пробирается волк по сугробам…, Все мне чудится что-то живое, Все как будто зверьки пробегают.

Здесь также ощущается одиночество человека, его страх. И хотя было сказано о разобщённости с природой, человек таится в лесу подобно лесному животному. Кажется, будто их объединяет древнее родство.

Третья часть состоит из последних двух четверостиший. Она посвящена мудрости, которая стоит над всем сущим, утерянный покой возвращается:

— и в дивном покое Замирает морозная полночь…

Всё встаёт на свои места, снова появляется мотив тишины.

Анализ стихотворения И. Бунина Ночь

Ивана Алексеевича Бунина мы больше знаем как прозаика. Его поэтические произведения стоят некоторым особняком в его творчестве.

Думаю, здесь срабатывает стереотипное мышление: если автор в какой-то момент отказался от поэзии, значит они те так уж совершенны, значит чувствует поэт свои изъяны. Между тем, Иван Алексеевич говорил о себе, что он больше поэт, чем писатель.

И нельзя с этим не согласиться: его проза поэтична, слова его льются, словно колышется поле на небольшом ветру. А что уж говорить о поэзии? Стихотворение «Ночь» было написано автором в 1901

году и вошло в сборник «Листопад». Стихотворение философское, о вечности бытия и о смертности человека. Размышляя о неотвратимости конца жизненного пути, автор обращается к звездам, освещающим путь ночным путникам и являющимся свидетелями рождения людей и их исчезновения. Композиционно стихотворение состоит из9 строф, представляющих собой четверостишия. Первые

6

строф – о законах мирозданья, царствующих над миром с древности. Автор упоминает названия древних городов, которые сейчас ушли в безвестность, использует историческое слово «понт», т.е. море, названия планет Юпитер, Марс, созвездия Орион, Вега, Плеяды. В их названиях –имена древних героев, богов. Лирический герой как будто чувствует связь со всем мирозданьем, свою сопричастность с Космосом, с силами природы. Отсюда и упоминание древнейших племен тавро-скифов, живших в античные времена в Крыму. Герой стремится постичь тайны бытия. Он размышляет о том, что если человек только песчинка в этом огромном мире, то в чем смысл рождения? Какой он след может оставить? Как он связан с миром, с его бесконечностью? Ответ дается в последних трех строфах: рождается человек для любви. Настоящей любви, способной нас связать с другими поколениями: прошлыми и будущими. Последняя строка нас вновь возвращает к мысли о единстве мира и человека. Восприятию стихотворения помогают яркие выразительные средства. Созвездия у Бунина словно письмена, способные хранить память об истории всего человечества, а вечное и прекрасное похоже на сон. А разве не так? Сон успокаивает, дарит гармонию, делает жизнь человека, если не вечным, то сопричастным к вечности. Недаром до сих пор ученые не могут постичь тайны сновидений. Звезды же – глаза, неутомимо и с любопытством следящие за круговоротом жизни. Возвышенность стихотворению придают греческое слово «мирьяды», т.е. множество, устаревшее слово «столп», означающее в этом стихотворении колонну, устремленную в небо. А может это путь в космос? Знал бы Бунин, как скоро человек поднимется по этому пути в космос. Но он также, как и лирический герой, будет ощущать свою микроскопичность во вселенной и одновременно важность. Символ единения человека и бытия? Не хочется давать однозначные ответы. Думаю, каждый читатель уловит только ему понятные смыслы. Нельзя пройти и мимо развернутой метафоры в шестой строфе, где «море… сыплет… на рифы лазурно-фосфорическую пыль». В этих строках чувствуется величие природы, его одушевленность, самоценность. Написано стихотворение шестистопным ямбом. В творчестве поэтов второй половины

Читайте также:  Конфликт в пьесе М. Горького «На дне»

19-

го века этот размер встречается не часто. А вот Иван Алексеевич не забыл о нем. Благодаря александрийскому стиху (еще одно название шестистопного ямба) стихотворение приобретает торжественность, особенно его первая часть. Во второй части мы словно спускаемся на землю, но разочарования нет, есть любовь, которая делает нашу жизнь прекрасной, наполняет смыслом. И есть вера, что эта любовь сделает нашу жизнь вечной.

Образы и символы

В стихотворении «Крещенская ночь» использован образ звезды, и этот символ неслучаен: по звезде люди узнали о рождении Иисуса Христа и о своём спасении. Также звезда является путеводной, она возвещает людям о надежде и обещает защищённость, посылая миру утешение. Неслучайно говорится о «дивном покое», это божественное спокойствие.

«Ветхая сторожка» — символ одинокой человеческой жизни. Стоит также о была написана практически одновременно с рассказами «Сосны» и «Мелитон». В первом читатель тоже встретит образ звезды, а во втором – «ветхую сторожку».

Лирический герой стихотворения «Крещенская ночь» — человек, тонко чувствующий природу и гармонию окружающего мира. По натуре он — художник, различающий каждую черточку красоты, окружающей его. Он ассоциирует себя с частью природы и проникается ее очарованием. Он понимает, что только мать-природа способна умиротворить душу и подарить ей покой.

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Крещенская ночь» свойственны пейзажной лирике:

  1. Тема природы в стихотворении «Крещенская ночь» тесно связана с чувствами человека и с его размышлениями о жизни. Сквозь строки читателю передаётся умиротворение, а также ощущение праздника и гордости за красоту родной местности. Только единство людей и природы может сделать человека счастливым.
  2. Тема красоты окружающего мира передается сквозь красивые и полные чувства описания зимней прелести.
  3. Духовное значение природы в жизни человека — это тоже тема для размышления Бунина. Ночь перед Крещением наполнена магическим очарованием и высшим смыслом.
  4. Настроение в стихотворении меняется. Если в первой части преобладают величие и покой, то во второй – тревожность и напряжённость. В третьей части настроение торжественное.

Основная идея

Наверное, нет такого писателя или поэта, который не писал бы о зиме. Многие воспевали волшебное, таинственное время года (вспомним хоть «Зимнюю ночь» Б. Пастернака, «Идёт волшебница зима» А. Пушкина или «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева). В каждом из них мы встретим завораживающие пейзажи.

Но Бунин, как было отмечено раннее, выбрал не просто зимнюю ночь, а именно крещенскую, и это не просто так: поэт напоминает людям об одухотворённости природы Богом. В этом и состоит главная мысль стихотворения «Крещенская ночь».

Так, созерцая красоту ночи, лирический герой ассоциирует самого себя с частью этого мира: «Я хрустальное царство лесное!» Это значит, что он воспринимает себя сыном природы, и именно заснеженный лес, мороз и небо делают его счастливым.

После прочтения стихотворения создаётся ощущение, что поэт извиняется перед родными краями за то, что надолго покинул их, в то время как только они могут подарить ему спокойную жизнь, полную тишины и гармонии. Таков смысл стихотворения «Крещенская ночь».

Средства выразительности

В стихотворении «Крещенская ночь» поэт активно использует средства выразительности.

  1. Эпитеты: «вкрадчивым шагом», «сквозной, неподвижный и белый» (лес) и т.д.
  2. Олицетворения: «морозы опушили», «березы задремали», «месяц глядит», «замирает морозная полночь» и т.д.
  3. Состояние умиротворения, окутавшее лес, подчеркивается повтором: «Тишина—даже ветка не хрустнет!… Тишина».
  4. Антитеза: «Тишина — а быть может он близко?».
  5. Аллитерация: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т.д. Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие.
  6. Ассонанс: «Высоко он поднялся над лесом». Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая».

Мэри Лепсая

Выразительные средства

Средства выразительности дают возможность читателю воссоздать картину, понять и прочувствовать все, о чем говорит создатель произведения. Для поддержания философской идеи Бунин использует множество тропов:

  1. Эпитеты — «стеклянный столп», «бледная стать», «древний путь», «печальная и обманчивая мечта», «звездный час», «царственные имена», «тайный смысл».
  2. Метафоры — «зеркало воды», «мильярды глаз следили», «звездный час над сумраком земли», «темная даль».
  3. Сравнения — «как сон», «как письмена», «седой холодной ночью».

Делая анализ стиха по плану, стоит описать художественные средства выразительности для лучшего понимания смысла, вложенного поэтом при написании. Автор придерживался традиций и приемов классической литературной системы, что ясно видно при чтении произведения.

Остается только сожалеть, что и в современной России лирика Ивана Бунина недооценена. В школьной и вузовской программах ей не уделяется должного внимания. Хотя бунинские произведения могут занять место рядом с лучшими образцами русской классики по глубине, точности передачи чувств и мыслей, философской наполненности.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»

Иван Бунин – Крещенская ночь: читать стих, текст стихотворения полностью – Классика на РуСтих

Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

  • Неподвижно застыли их ветки,
    И меж ними на снежное лоно,
    Точно сквозь серебро кружевное,
  • Полный месяц глядит с небосклона.
  • Высоко он поднялся над лесом,
    В ярком свете своем цепенея,
    И причудливо стелются тени,
  • На снегу под ветвями чернея.
  • Замело чащи леса метелью, —
    Только льются следы и дорожки.
    Убегая меж сосен и елок,
  • Меж березок до ветхой сторожки.
  • Убаюкала вьюга седая
    Дикой песнею лес опустелый,
    И заснул он, засыпанный вьюгой,
  • Весь сквозной, неподвижный и белый.
  • Спят таинственно стройные чащи,
    Спят, одетые снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги,
  • Где когда-то шумели потоки.
  • Тишина, — даже ветка не хрустнет!
    А, быть может, за этим оврагом
    Пробирается волк по сугробам
  • Осторожным и вкрадчивым шагом.
  • Тишина, — а, быть может, он близко…
    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,
  • На следы и кусты вдоль дороги,
  • В дальних чащах, где ветви и тени
    В лунном свете узоры сплетают,
    Все мне чудится что-то живое,
  • Все как будто зверьки пробегают.
  • Огонек из лесной караулки
    Осторожно и робко мерцает,
    Точно он притаился под лесом
  • И чего-то в тиши поджидает.
  • Бриллиантом лучистым и ярким,
    То зеленым, то синим играя,
    На востоке, у трона господня,
  • Тихо блещет звезда, как живая.
  • А над лесом все выше и выше
    Всходит месяц, — и в дивном покое
    Замирает морозная полночь
  • И хрустальное царство лесное!
Читайте также:  Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» Бунина

Произведение «Крещенская ночь» Ивана Алексеевича Бунина впервые было опубликовано в журнале «Детское чтение».

Стихотворение было начато в 1886 году (автору было 16 лет), закончено в 1901 году. В эту пору ему исполнился 31 год. Эту зиму он провел в Ялте, в доме М. П. Чеховой.

По жанру – пейзажная лирика, по размеру, видимо, прихотливый анапест со сложной рифмовкой, в которой попадаются незарифмованные строки, 12 строф. Лирический герой – сам автор.

Возможно, в основу стихотворения легли воспоминания о зимнем лесу в Ельце его детства или же в имении Озерки. В духе реализма поэт подробно воспроизводит пейзаж. Ельник, березы застыли, даже месяц в небе оцепенел.

Затем возникает образ «ветхой сторожки», где горит забытый огонек. «Лес заснул». Бродит только волк «по сугробам», да робкий огонек в домике будто чего-то или кого-то ждет. В полной тишине герою чудятся шорохи, вздохи, взгляды со всех сторон: зверьки пробегают.

«Тихо блещет звезда»: в старину строго соблюдали пост в канун Крещения, он был, как и рождественский, до звезды. «На востоке»: в храмах алтарь расположен на восточной стороне, там, откуда появляется Солнце Правды, Христос. Отсюда и выражение: у трона Господня.

Само название говорит о том, что поэт придает особое значение тому, что не в обычное время оказался в лесу. Между тем, месяц все поднимается, и наступает полночь в «хрустальном царстве». Интонация задумчивая, герой как бы осматривается в лесу, как гость, единственный неспящий в эту ночь.

Ведь даже волк – всего лишь гипотеза чуткого уха человека. «Стою я, исполнен тревоги»: герой чувствует, что безмолвие обманчиво. Сравнения: как мехом, точно сквозь серебро, точно он притаился, бриллиантом, как живая, точно в алмазах. Инверсия: замирает полночь, задремали березы. Эпитеты: неподвижно, причудливо, дивном.

Анафора: тишина. Метафоры: снежное лоно, хрустальное царство. Олицетворения: месяц глядит, дорожки убегая, убаюкала вьюга, спят чащи. Уменьшительные суффиксы: березок, сторожки. Повторы: все выше и выше. Повторяется и слово «мороз» в разных вариациях.

Перечислительная градация: и поляны, и луг, и овраги, засыпанный вьюгой, сквозной, неподвижный и белый. Поэт одушевляет увиденную картину, является ее зачарованным наблюдателем.

Начавшись как типичная пейзажная лирика, «Крещенская ночь» И. Бунина в предпоследней строфе обогащается религиозным мотивом.

Читать стих поэта Иван Бунин — Крещенская ночь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин)

Анализ стихотворения «Крещенская ночь» (И. А. Бунин) открывает нам в авторе не только талантливого и известного прозаика, но и поэта, умеющего тонко чувствовать природу и взаимодействие с ней человека. Не зря Бунина называют певцом природы и ночи.

         Стихотворение «Крещенская ночь» датируется 1896 – 1901 годами. Целых пятнадцать лет ушло на создание шедевра Бунина.

Можно только предполагать, почему стихотворение, хотя и довольно большое, заняло такой значительный промежуток времени. Вероятно, автор подошел к его созданию осмысленно, продумав все детали до мелочей.

Поэтому читатель и может сейчас в полной мере наслаждаться своеобразным гимном природе, совершенным во всех отношениях.

         В стихотворении нет ни одной лишней детали, ни одного лишнего слова и символа. Все органично взаимодействует и создает картину морозной крещенской ночи.

         Какой поэт или писатель не писал о зиме? Это время года всегда представлялось каким-то волшебным и таинственным периодом. Зима окутана ледяной тайной, это самое сказочное и удивительное время. Время чудес и загадок. «Зимняя ночь» Б.

Пастернака, «Чародейкою зимою» Ф. Тютчева, «Идет волшебница зима» А.С.

Пушкина и многие другие стихи известных поэтов дарят читателям завораживающие пейзажи зимнего леса, жизни людей зимой, и в каждом из произведений кроется сое волшебство и поэтический мир автора.

         Но Бунин выбрал для своего стихотворения не просто зимнюю ночь, уже саму по себе величественную и прекрасную. Крещение – особенный праздник на Руси. В крещенскую ночь даже снег становится священным.

Поэтому вместе с темой величия и красоты природы тесно сплетается тема святости происхождения человека, а главная мысль Бунина заключается в напоминании людям об одухотворенности природы Богом.

Мы порой забываем о тесной связи нас с природой и, пожалуй, только оставшись наедине с ней, особенно в такую прекрасную праздничную ночь можно по-настоящему почувствовать это единение.

         Стихотворение написано трехстопным анапестом, который придает плавность интонации, неторопливость, напевность. Его хочется читать нараспев, вполголоса, и даже напряженность некоторых строк не меняет ровной и спокойной тональности произведения.

         Атмосферу и настроение сказки создает и композиция стихотворения. Его можно разделить на три части.

         К первой части относятся первые пять строф стихотворения. Если бы не название, то с первых строк было бы не понять, что мы читаем именно о крещенской ночи. Мы видим удивительную картину зимнего ночного леса. Во всей своей красе и величии перед одиноким путником предстает природа. Все вокруг окутано пушистым снегом и сном.

Повсюду торжественная тишина, покой и умиротворение. Ни одного звука не раздастся в этой глуши. Лес как будто скован морозом и ночью, так все замерло, не видно никакого движения. Но все-таки в неподвижности и гробовой тишине мы видим живую природу, и не просто живую, а одушевленную.

Об этом говорят многочисленные олицетворения в первой части: «задремали, склонившись, березы», «месяц глядит», дорожки стелются, «убегая», «седые морозы», «убаюкала вьюга седая», «заснул» лес. Природа как будто сама наблюдает за всем происходящим в мире газами полного месяца откуда-то сверху, и ничто не ускользнет от его зоркого глаза.

Природа сама убаюкала лес, который оцепенел, застыл. Все подчиняется единому закону, и в этом заключается гармония. Все в этом мире преходящее, и только покой и совершенство природы вечны.

         Прекрасна и величественна зимняя ночь. Природа укрывает свои богатства снегом и сном, прячет от суетливого взгляда. Но в строках первой части мы можем усмотреть природную сокровищницу. Ее выдают эпитеты: «причудливо стелятся», «сквозной, неподвижный и белый» и сравнения: опушили «как мехом», «точно в алмазах», «серебро кружевное». Все окрашено в серебристые и белые цвета.

         Первая часть – это не только описание величественной природы, но и ее значение в жизни человека, ее с ним взаимодействие.

Так, преобладание гласных «о», «у» уносят современного читателя к истокам народного творчества, в котором выражалось почитание и глубокое уважение природы.

В старину человек понимал бесценность ее даров, осознавал незыблемость ее мироздания и обожествлял ее, надеясь на ее милость. Так, словосочетание «снежное лоно» — это обращение к старинным народным поверьям и приметам, в которых снег наделялся магическими свойствами.

         Природа в первой части кажется единоличной хозяйкой леса, если бы не маленький намек на присутствие человека в четвертой строфе. Вдруг среди сугробов и деревьев встречается сторожка. Она кажется очень маленькой и незначительной и теряется среди великолепия ночи и леса.

Но ее достаточно, чтобы привнести беспокойство в нерушимый, совершенный мир природы. И уже в четвертой строфе появляются тревожные образы вьюги и метели. Они переносят нас во вторую часть стихотворения, где царит совсем другое настроение.

Она все так же продолжает картину всеобщего сна и покоя:

  • Спят таинственно стройные чащи,
  • Спят, одетые снегом глубоким,
  • И поляны, и луг, и овраги,
  • Где когда-то шумели потоки.

         Но уже в первой строке следующего катрена мертвая тишина прерывается звенящим возгласом, обозначенным восклицательным знаком:

Тишина, — даже ветка не хрустнет!

И сразу меняется тональность стихотворения. Нарушается гармоничная картина непоколебимой природы. Появляется тревожность и беспокойство. Это выражается глаголами, обозначающими движение: «пробирается волк», «чудится», «пробегают». Эти движения несут с собой суету. Но суета эта не природная. Она все так же спокойна и величественна.

Читайте также:  Женщины в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Но вот пришел человек и принес с собой совершенно иное настроение. Его пугает лес и темнота, и за своим страхом он не видит того, что должен увидеть. Как будто потерялась невидимая нить, связавшая когда-то тесно человека и природу.

Но для нее человек словно неразумное дитя, которое потеряло свои истоки, и теперь мы видим переживания и трепетный страх лирического героя перед природой. Тревога становится основной эмоцией второй части.

Она и в многоточиях, символизирующих отсутствие покоя, и в восклицательном знаке, в образах волка, странно переплетенных кустов между собой, теней и невидимых зверьков. Передается напряжение здесь и аллитерацией «р», нарушающей тишину леса рычанием из-за кустов.

Но все эти эмоции и суетливость только в душе лирического героя. Человек утратил веру в Бога, перерезал пуповину, связывающую его с природой. Отсюда его недоверие и страх, сомнения, мятеж, который передается антитезой:

Тишина, — а, быть может, он близко…

         Но в последней строфе второй части появляется огонек, который служит спасением для заблудшего путника. А может быть, это сам путник, заблудившийся во тьме и ищущий спасения. Огонек мелькает «осторожно и робко», он чего-то поджидает. Но чего?

         Ответом на этот вопрос, как спасением для блуждающей души лирического героя, становится последние две строфы – третья часть стихотворения. Эта часть становится логичным итогом всего стихотворения. В ней уже отчетливо и смело звучат христианские мотивы и появляются христианские символы.

         Так, в предпоследней строфе мы видим звезду «на востоке, у трона господня». Этот символ направляет нас к Рождественским традициям и приметам. Звезда укажет дорогу путнику, и яркая звезда в крещенскую ночь означает, что родится много ягнят. А ягненок – это символика Иисуса Христа. Поэтому такой спасительной силой наделялась она, появляющаяся в два главных праздника у христиан.

         Звезда уравновешивает и успокаивает отношения человека и природы, приносит гармонию и тихую радость.  Поэтому с ее появлением все встает на свои места и возвращается торжественность праздничной ночи уже в последней строфе. Снова появляется мотив покоя и тишины.

         Волшебство ночи передается ярким сравнением звезды с бриллиантом: «бриллиантом лучистым и ярким» и метафорой:

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Эпитетом «хрустальное царство» передается крещенский мороз, настолько сильный, что все кругом сковано и обращено в хрусталь.

В этом стихотворении сочетается утонченность бунинского слога и его живой интерес к истинному началу человека. В нем уживаются народное отношение к природе и христианское одухотворение ее.

Не случаен здесь малоприметный образ сторожки, крошечный по отношению к целой вселенной.

Это как будто напоминание человеку не забывать о своем настоящем происхождении, помнить о том, что страх вселяет неверие.

Стихотворение несет свет и покой в душу читателя, а это, пожалуй, главное предназначение литературы: врачевать душу усталого человека.

«Крещенская ночь» И. Бунин

  • Темный ельник снегами, как мехом,
    Опушили седые морозы,
    В блестках инея, точно в алмазах,
  • Задремали, склонившись, березы.
  • Неподвижно застыли их ветки,
    А меж ними на снежное лоно,
    Точно сквозь серебро кружевное,
  • Полный месяц глядит с небосклона.
  • Высоко он поднялся над лесом,
    В ярком свете своем цепенея,
    И причудливо стелются тени,
  • На снегу под ветвями чернея.
  • Замело чащи леса метелью, –
    Только вьются следы и дорожки,
    Убегая меж сосен и елок,
  • Меж березок до ветхой сторожки.
  • Убаюкала вьюга седая
    Дикой песнею лес опустелый,
    И заснул он, засыпанный вьюгой,
  • Весь сквозной, неподвижный и белый.
  • Спят таинственно стройные чащи,
    Спят, одетые снегом глубоким,
    И поляны, и луг, и овраги,
  • Где когда-то шумели потоки.
  • Тишина, – даже ветка не хрустнет!
    А, быть может, за этим оврагом
    Пробирается волк по сугробам
  • Осторожным и вкрадчивым шагом.
  • Тишина, – а, быть может, он близко…
    И стою я, исполнен тревоги,
    И гляжу напряженно на чащи,
  • На следы и кусты вдоль дороги.
  • В дальних чащах, где ветви и тени
    В лунном свете узоры сплетают,
    Все мне чудится что-то живое,
  • Все как будто зверьки пробегают.
  • Огонек из лесной караулки
    Осторожно и робко мерцает,
    Точно он притаился под лесом
  • И чего-то в тиши поджидает.
  • Бриллиантом лучистым и ярким,
    То зеленым, то синим играя,
    На востоке, у трона господня,
  • Тихо блещет звезда, как живая.
  • А над лесом все выше и выше
    Всходит месяц, – и в дивном покое
    Замирает морозная полночь
  • И хрустальное царство лесное!

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы.

Он настолько влюбляется в орловские чащи, так трепетно и восторженно относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал лишь стихи, считая, что проза скучна для восприятия.

Однако даже после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих повестях и рассказах.

В 1896 году накануне одного из самых значимых православных праздников Иван Бунин начал работу над стихотворением «Крещенская ночь».

Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел ее в заснеженном лесу, наблюдая, как преображается мрачный ельник вод воздействием лютых морозов.

Однако дневники поэта указывают на обратное: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что о снеге и морозе ему приходится лишь мечтать.

Однако под воздействием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенесших его в орловские леса, где «темный ельник снегами, как мехом, оглушили седые морозы». Фантазии литератора хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, довершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно алмазами.

Вернулся к этому стихотворению поэт спустя 5 лет, когда в незадолго до Крещения ему довелось побывать в лесу.

После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин возвратился из Одессы в Москву, и накануне нового, 1901 года, решил навестить престарелых родителей.

Его путь пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не смог отказать себе в удовольствии побродить ночью по чаще, припорошенной снегом. Именно после этой поездки было дописано стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу.

Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведение дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценностями, замер в ожидании чуда, и является для автора настоящем воплощением забытой сказки.

Действительно, убаюканный седой вьюгой, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно-прекрасным. Он щедро облит мягким лунным светом, пустынен и неподвижен, кругом царит «тишина, – даже ветка не хрустнет!».

Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему таит в себе угрозу для одинокого путника, которому чудятся тени диких животных.

Вместе с тем, даже перспектива встретиться с волком не может заставить Бунина покинуть это царство снега, таинственное и манящее, которое освещает одинокая звезда, зажегшаяся «на востоке, у трона господня».

Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в состоянии продолжить свое путешествие. Бунин не только наслаждается полночной тишиной, вдыхая колючий морозный воздух, но и ассоциирует себя с частью этого мира, утверждая: «Я хрустальное царство лесное!».

Этой фразой поэт подчеркивает, что считает себя частью природы, ее сыном, который по недоразумению вынужден был покинуть родину. Однако скитания на чужбине позволили ему понять, что именно является самым ценным и догорим в его жизни, которая вряд ли будет счастливой без этого заснеженного леса, обжигающего мороза и ясного звездного неба.

Бунин Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Ссылка на основную публикацию