Анализ стихотворения «фабрика» а.а. блока

Александр Блок был выдающимся поэтом Серебряного века. Его произведения отличались возвышенной лексикой и глубокими темами, касающимися человечества.

Однако есть стихотворение, которое выделяется из всего творчества поэта. Оно сходно с короткометражным фильмом, где повествуется о нелёгкой жизни рабочего класса. Этим произведением стала «Фабрика» Блока.

Анализ стихотворения по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 11 классе.

История написания

Своё произведение Александр Блок написал 24 ноября 1903 года. Чтобы понять, о чём пишет автор, следует упомянуть о тяжёлых временах для России в те года. Тогда люди были уверены, что существующий строй не до конца доработан. Никто не понимал, какие изменения произойдут в обществе, но все жаждали их.

Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока

Эти проблемы не обошли стороной и Александра Александровича Блока. Произведение «Фабрика» относится к раннему творчеству писателя. В нём впервые автор поднял тему назревающей революции и отошёл от привычного стиля написания.

В дальнейшем это стихотворение попало в сборник «Распутье». Будучи довольно молодым, поэт уже тогда понимал, что стране необходимы перемены в лице революции.

Он был пленён этой идеей, выступал за равноправие и социальную справедливость.

Тема произведения

Читателю может показаться, что Блок в произведении «Фабрика» затрагивает простую тему, описывая рабочий класс. Но автор пытается показать расслоение общества, которое в дальнейшем может понести за собой серьёзные последствия. Поэт повествует о жизни рабочего класса, за счёт которого элита улучшает своё положение.

Именно с этого произведения поэт начинает рассказывать не только о романтике и возвышенных чувствах, но и о бытовой жизни со всеми её проблемами. Стихотворение помогло посмотреть на Блока с другой стороны и понять его точку зрения относительно неравенства в обществе. Поэт сам был в восторге от своих мыслей по поводу зарождения революции, что очень заметно в строках «Фабрики».

Основная идея

Стихотворение «Фабрика» является прологом в новую жизнь России.

Автор воодушевлён мыслями о том, что совсем скоро общество перестанет делиться на социальные классы, пропадёт неравенство, и, наконец, появится справедливость.

При прочтении произведения хочется надеяться, что это всё выдумки писателя. Страшно представить, что настолько отвратительные люди могут находиться в обществе среди обычных граждан.

Однако даже в современном мире можно наблюдать, как высшие социальные классы издеваются над низшими. Простым рабочим приходится терпеть всё это и радоваться тому, что даёт им государство.

Автор призывает читателей бороться за справедливость и равноправие. Поэту удаётся использовать противопоставление нищих и богатых, свободы и рабства, он с досадой размышляет о том, что миру нет дела до бедных.

Блок не понимает, зачем тогда трудиться для неблагодарных господ.

Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока

Композиция, жанр и проблематика

Композиция произведения не отличается нагруженностью, несмотря на сложный сюжет. В отдельных эпизодах Блок описывает моменты из жизни рабочего класса.

Поэт повествует о том, как ежедневно к воротам фабрики плетутся уставшие и изнемождённые люди. На работу их призывает характе́рный звон колокола, а непонятный человек каждый раз всех пересчитывает.

Читателю может показаться это безумием, так как всё описанное никак не связано со свободой воли. Все должны делать только то, что им велят.

Люди не могли перечить своему начальству, в противном случае они остались бы без работы и денег.

Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока

Блок в лице своего лирического героя смотрит на происходящее не как отстранённый человек, а с тоской на душе. Ему становится жалко рабочих, которые ежедневно трудятся до изнеможения, пока над ними смеются богачи.

Жанром произведения стала философская лирика. В нём много символизма, но ещё не до конца понятна общественная позиция поэта, чтобы отнести стихотворение к гражданской лирике. Оно несёт в себе проблему, с которой вскоре придётся столкнуться Александру Александровичу.

Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Писатель не просто использует ударения на определённые слова, а делает это символом строевого марша, которым ежедневно рабочий класс идёт к фабрике. В произведении поэт поднимает важные для человечества проблемы, с которыми ему самому пришлось столкнуться в жизни:

  1. Почему богатые могут управлять судьбами бедных.
  2. Проблема гуманизма.
  3. Проблема человечности.

Средства художественной выразительности

В произведении автор практически не пользуется тропами. Также в нём нет каких-то сложных литературных приёмов. За счёт этого поэт пытается передать жизнь обычных рабочих, которые не могли думать о чём-то возвышенном. Ежедневно у них была одна цель — заработать денег, чтобы прожить.

Небольшое количество троп помогает читателю сосредоточиться на символике. В стихотворении используются такие средства выразительности:

Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока

  • эпитеты: «медный голос», «задумчивые болты», «измученные спины»;
  • метафора: «чёрный кто-то»;
  • лексические повторы: «по вечерам — по вечерам», «а на стене — а на стене».

Можно понять, что хотел сказать автор, проведя анализ. Стих Блока «Фабрика» даёт кратко понять читателю, какое социальное расслоение было в те времена.

Автор описывает нелёгкую жизнь рабочих, которые всеми силами пытаются заработать хоть немного денег, чтобы прокормить семью, пока богачи смеются над ними с высоты своего социального статуса. Стихотворение является обращением к крестьянам. Автор пытается доказать им, что следует переосмыслить свои жизненные ценности и начать стремиться к чему-то большему.

Полезные материалы по теме:

«Фабрика» — анализ стихотворения Александра Блока

· 24.07.2018

Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.

История создания

Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.

И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.

Жанр, направление и размер

«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.

Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.

Образы и символы

Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»).

Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный  доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей. Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые.

Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».

Лирический герой  стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.

Темы и настроение

Основная тема  «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс.

Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба.

Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.

Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины».

Он не может «подойти к воротам» и  остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её.

Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Средства художественной выразительности

Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.

Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.

Ксения Митрошина

Стихотворение “Фабрика”, хоть и написано в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества Блока мотивами. Понять их поможет краткий анализ “Фабрика” по плану, который может использоваться для объяснения материала на уроке литературы в 11 классе.

Анализ стихотворения «Фабрика» А.А. Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фабрика.

История создания – стихотворение написано в 1903 году, известен даже точный день – 24 ноября. Позже оно вошло в цикл “Распутья”.

  • Тема стихотворения – город и жизнь в нем простых людей.
  • Композиция – одночастная, с запутанным сюжетом.
  • Жанр – философская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
  • Эпитеты – “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”.

История создания

Блок написал “Фабрику” в 1903 году, 24 ноября. Для понимания ее смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда еще не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.

Эти проблемы волновали и Александра Александровича, который обратился к ним еще в раннем творчестве. “Фабрика” считается первым его произведением которое наполнено предчувствием революции. Впоследствии оно вошло в сборник под названием “Распутье”. Молодой поэт был пленен революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.

Тема

Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

Композиция

Композиционно этот стих достаточно несложен, несмотря на запутанность сюжета. Автор показывает отдельные картинки быта рабочих, которые как будто мелькают перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они еще затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает из звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и все, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Жанр

Жанр этого произведения определяется как философская лирика: в нем много символизма и еще не до конца обозначилась общественная позиция Блока, чтобы отнести его к лирике гражданской. И в то же время оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.

Написано стихотворение четким четырехстопным ямбом, который также используется поэтом как символ: это маршевый ритм, под который угнетаемые рабочие строем идут на фабрику. Таким образом автор делает стихотворный размер еще одним символическим слоем произведения.

Средства выразительности

Чтобы не отвлекать читателя от богатства символики, Блок использует всего несколько тропов, и все это – эпитеты: “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”. Этих средств выразительности достаточно для того, чтобы показать печальное и негативное отношение лирического героя к созерцаемой им картине.

Тест по стихотворению

  1. Вопрос 1 из 7

    В каком году А. А. Блок написал стихотворение «Фабрика»?

    • 1903
    • 1904
    • 1905
    • 1910

(новая вкладка)

Полный анализ стихотворения "Фабрика" (А. А. Блок)

Полный анализ стихотворения «Фабрика», которое написал А.А. Блок, показывает, что это произведение отличается от его раннего творчества. В нём явно прослеживаются мотивы, которые характерны для его позднего творчества.

Читайте также:  Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве»

История создания

Написано стихотворение 24 ноября 1903 года, оно вошло в заключительный цикл лирики. Основными темами данного цикла были социальные проблемы, которые были очень важны для автора. Блок отличался от многих своей безумной любовью к Родине. Это хорошо прослеживается во всей гражданской лирике поэта. Острое непонимание поэта обществом граничит с философским размышлением на тему бытия.

«Фабрика» стала достаточно памятным стихотворением. Александр испытывал достаточно приподнятые и радостные чувства, в предвкушении грядущих перемен. Данное стихотворение послужило переходом поэта от романтических веяний к суровым реальностям.

Александр Блок был патриотом. Данное время для России стало переломным и далеко не самым простым, поэтому и его творчество подверглось переменам. Люди ещё не могли точно знать, что именно ждет Россию и ждут ли их перемены к лучшему. Но практически все осознавали, что менять существующий строй остро необходимо.

Приступая к написанию «Фабрики», Блок предчувствовал революцию. В дальнейшем Александр Блок будет всеми путями добиваться социальной справедливости и полностью разделять идеи революции.

Тема

Тема в стихотворении поднимается очень актуальная на то время. Здесь показано неравенство слоёв населения, из-за которого в дальнейшем и произошел бунт. На примере жизни самых низов населения, благодаря которым вышестоящий класс живет очень хорошо, Блок показывает свое отношение к такому вот классовому разделению.

Так же поднимается не менее актуальная тема – это человеческая апатия. Когда люди жаждут перемен, но ничего для этого не готовы делать.

Основная проблема, поднятая в данном стихотворении, это жизнь обычных рабочих.

  • Согнуть измученные спины
  • Внизу собравшийся народ.
  • Они войдут и разбредутся,
  • Навалят на спины кули.

В этих строках явно прослеживается то, что обычный рабочий народ обречен на тяжелый ежедневный труд. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ранняя смерть от элементарной выработки – это далеко не весь список всех «прелестей» рабочего народа. Так же автор показывает параллельно жизнь людей «за желтыми окнами», которые никогда не опустятся до того, чтобы наваливать куль на свои плечи.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Именно на сравнении этих двух классов людей и прослеживается жесткое деление. Так же автор пытается показать, что тяжелый труд не дает на самом деле никаких гарантий карьерного роста. Это две абсолютно разные касты людей, которые существуют в «разных мирах».

  1. В соседнем доме окна жолты.
  2. По вечерам — по вечерам
  3. Скрипят задумчивые болты,
  4. Подходят люди к воротам.

 Как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Человек за желтым окном никогда не окажется за забором в толпе рабочих. Точно так же и рабочий человек, который работает всю жизнь не покладая рук, никогда не окажется за желтым окном.

Композиция

Композиция данного произведения достаточно проста. Здесь автор показывает нам два мира, которые существуют параллельно.

Мир рабочего класса, которые трудится без отдыха на благо богачам. И мир тех самых богачей, живущих за желтыми окнами. Они со смехом и глумлением наблюдают за рабочим классом. Ни капли сочувствия или уважения нет в них.

Лирический герой сопереживает рабочему классу, тем бедным людям, которые вынуждены выполнять тяжелый труд на благо довольных богачей.

Жанр

Это произведение можно отнести по жанру к философской лирике. Хотя в стихотворении встречаются элементы гражданской лирики, но взгляды автора еще к тому моменту были не до конца сформированы.

Для написания автор воспользовался четырехстопным ямбом, который сам по себе задает ритм марша. Этим Блок еще раз доносит до нас настроение нищих.

Серебряный век вообще отличается тем, что его авторы – творческие люди, деятели культуры, параллельно были активными общественными деятелями. Мимо них не проходили государственные проблемы. Они всегда принимали очень активное участие в жизни и проблемах государства.

Средства выразительности

В этом стихотворении Блок практически не прибегает к использованию средств выразительности. Несколько эпитетов были им взяты для того, чтобы подчеркнуть тяжесть того бремени, которое несут на себе нищие. Так же с помощью них он передает отношение лирического героя ко всему происходящему, поскольку в этом произведении он выступает в роли обычного наблюдателя.

Практически отсутствуют в тексте и метафоры, в них нет необходимости. Автор не хочет отвлекать читателя от созерцаемой картины красивыми словарными оборотами.

Основная мысль произведения

Основная мысль данного произведения актуальна и по сей день. Борьба за справедливость и равенство – это то, чего автор хочет добиться от народа. Но пока «нищие» будут покорно гнуть спину перед богатым классом, и зарабатывать им на сытую жизнь, до тех пор наш мир и будет делиться на бедных и богатых.

Автор пытается донести до читателя ту несправедливость и несовершенность нашего мира, что богатым стать нельзя. Им можно только родиться. А бедному рабочему человеку так и суждено умереть ни с чем. Богатая каста передается по наследству, поэтому обычному человеку попасть в мир «желтых окон» не представляется возможным. Это и является главной мыслью стихотворения «Фабрика».

Автор призывает бороться с теми, кто плевать хотел на проблемы низшего класса. Полное безразличие и насмешки – вот что видит рабочий народ от богачей. Так может быть хватит гнуть спины и обеспечивать комфортную жизнь господам? Чем они больше заслуживают такую жизнь? Может, стоит и им взвалить мешки на спины и поработать?

Александр Блок полон революционных идей, к которым он призывает людей. Он хочет, чтобы люди начали себя ценить и уважать. Перестали обеспечивать кому-то комфортное существование ценой своей жизни и здоровья.

Анализ стихотворения «Фабрика» (А. Блок)

Сын Родины. Глашатай революции. Февраль. Радость и волнение. Город. Люди. «Фабрика». Александр Блок. Великая сила существительных. Александр Александрович Блок – яркий поэт Серебряного века, известный каждому особенной, авторской любовью к Родине.

Гражданская лирика была, есть и будет отдельным особняком в творчестве любого скульптора слова, а если речь идет о бунте, переменах, предчувствии чего-то нового и долгожданном прозрении народа, мастер Ренессанса своего времени чувствует себя как никогда нужным и вдохновленным.

История создания

«Распутья» — последний цикл первого тома лирики А. Блока. Его основные темы: нежелание мира понять поэта и маленького человека и истинный смысл бытия в целом. С помощью «Распутий» автор показывает читателю спектр остросоциальных проблем со всеми его мрачными оттенками.

Стихотворение «Фабрика» (точная дата написания – 24 ноября 1903 года, опубликовано в 1904) стало олицетворением общественной правды под царской властью. В России – первые революционные ветры, на душе у Александра – «радостное волнение» пред грядущими событиями. «Фабрика» — творческий катарсис поэта, переход от романтики к злобе дня.

Краткий анализ стиха «Фабрика» Блока А. А

Вариант 1

Произведение Александра Александровича Блока «Фабрика», написанное в 1903 году, относится к циклу «Распутья». Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и жизни простых людей в нем. Впоследствии она выльется в переживание революции, которая оказала на Блока очень серьезное влияние.

Сюжет «Фабрики» размыт. Мы можем представить только его отдельные, едва уловимые элементы: каждодневный тяжкий труд рабочих, их поход в потемках на фабрику, пересчет бедняков надсмотрщиком, сарказм более богатых горожан по отношению к беднякам.

Идея стихотворения – показать расслоение классов и угнетение низших слоев. Что интересно, лирический герой сочувствует рабочим, но не относит себя к ним («Я вижу все с моей вершины»). Он выше этого, но данный факт вызывает у него дискомфорт и стыд.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который символизирует маршевый шаг большой толпы людей, их поход на работу. Рифма перекрестная, с женским окончанием на нечетных строках и с мужским – на четных.

Что характерно, «Фабрика» не очень богата средствами выразительности: здесь нет ни сложных метафор, ни метонимий.

Это вполне вписывается в идею автора создать образ простого народа, у которого нет иных целей и интереса, кроме работы. Эпитеты в стихотворении носят печальный оттенок – «задумчивые болты», «измученные спины».

При описании того, кто командует толпой, возникает холодный и явно негативный эпитет «медный голос».

Таким образом, стихотворение А. Блока «Фабрика» является одним из поворотных произведений в его творчестве. Оно показывает смену фокуса писателя с романтической темы возвышенной любви на тему быта, жизни простых рабочих.

Впоследствии Блок будет одним из немногих авторов, воспринявших революцию с восторгом, ведь благодаря перевороту народ смог освободиться от гнета.

Впрочем, еще позже и он разочаруется в результатах революции, но это уже тема позднего творчества.

Вариант 2

Стихотворение «Фабрика» было создано в 1903 году и вошло в цикл «Распутья» (1902–1904). Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей.

Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как поворотный момент в творчес­ком пути Блока.

Здесь поэт поднимает в дальнейшем очень значимую для его творчества тему «страшного мира».

  • В соседнем доме окна жолты.
  • По вечерам — по вечерам
  • Скрипят задумчивые болты,
  • Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение. Слово «жолты» сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, страха. Другой «говорящий» эпитет стихотворения — черный. «Недвижный кто-то, черный кто-то» — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми.

Здесь не назван этот «кто-то»: это и фабричный гудок («Он медным голосом зовет»), и те неизвестные, которые «в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональ­ное воздействие на читателя. Поэт сочувствует, сострадает миру «нищих», но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:

  1. Они войдут и разбредутся,
  2. Навалят на спины кули.
  3. И в жолтых окнах засмеются,

  Импрессионизм лирики Фета (поэзии, творчества) сочинение

Что этих нищих провели.

Вариант 3

«Фабрика» — предреволюционное стихотворение Блока. Именно в нем молодой поет впервые заговорил о социальном неравенстве и коснулся проблем государственного устоя. В стихотворении нет динамики, ведь главной задачей было «нарисовать» словами обычный день из работы учреждения.

Как известно, подобные фабрики, на которых люди тяжело работали, теряя здоровья и получая никчемную оплату, были популярны в России начала 20-го века. Их автор и осуждает. В первую очередь, он описывает огромную пропасть между людьми, которые давали работу, и самими трудящимися.

При описании предпринимательского дома, автор использует желтый цвет («В соседнем доме окна жолтые»). Желтый – цвет золота и богатства.

А когда Блок говорит о людях, который собираются каждый вечер под фабрикой – в этом стихе преобладает черный.

Таким образом Александр Блок разделяет богачей, которые живут в роскоши и простых трудящих, жизнь которых наполнена черным цветом, нищетой и унижением.

В стихе присутствует некоторая таинственность («Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.»). С помощью нее автор показывает, что сама фабрика внушала внутренней трепет и даже страх, всегда было неизвестно, какое новые указание поступит из ее стен.

Эмоционально сильной является последние строки произведения («И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели.

») В них автор обличает не только социальную пропасть между двумя классами, но и отношение зазнавшихся богачей к простым людям, которые у них работают.

Ведь когда больные и измученные трудяги примутся за работу, работодатели в очередной раз порадуются тому, как умело провели глупцов. Ведь они знают, что тяжелая работа заслуживает щедрой оплаты, но никогда не выплатят этих денег.

Стихотворение Александра Блока «Фабрика» – это сожаление об множестве людей, у которых все еще не хватает сил, чтобы противостоять адским правилам жизни, которые для них придумала элита общества. Поэтому они сильнее прогибают свои спины и продолжают работать для фабрики.

Вариант 4

Стихотворение “Фабрика” было написано Блоком 24 ноября 1903 года. В нем он говорит о судьбе несчастных бедных и голодных людей. О том, как они беспрестанно трудятся, чтобы выжить. Автор сочувствует нищим людям, которые не перестают наваливать на “измученные спины” кули, сострадает их тяжелой жизни и удивляется их покорности судьбе.

Это стихотворение говорит об острой и серьезной проблеме того периода, за которым последовали революционные события 1904–1905 годов, точнее народная борьба за свободу.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «степа» для читательского дневника (иван бунин)

Трудности дореволюционного периода Блок передает и через цветовую гамму. Такой цвет, как “жолтый”, причём через букву “о”, что было сделано для усиления акцента на слове, выражает болезненность положения, отвращение и убожество.

Другой цвет, который присутствует в произведении, это черный: “неподвижный кто-то, черный кто-то”. Этот цвет угнетает атмосферу, это символ чего-то страшного, неизвестного, и в данном случае, символ насилия над человеческой жизнью, лишающей его права выбора, заставляющий его жить в немыслимом однообразии.

Для того, чтобы передать эту ужасающую атмосферу в стихотворении автор использует многочисленные эпитеты: “окна жолты”, “задумчивые болты”, “медный голос”, “измученные спины”. Автор использует глаголы для отражения состояния простых людей: “согнуть” (“согнуть спины”), “войдут”, “разбредутся”, “навалят” (“навалят кули”).

Бедный народ представлен одними рабами, рабами кого-то “неподвижного”, кого-то “черного”.

Это мир социальной несправедливости и зла, особенно это отражено в последних строках стихотворения: “И в жёлтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. В атмосфере отсутствует гармония, т. к.

она вселяет страх. Здесь царят жестокость и страдание, и выхода из этого тупика многочисленные герои не находят.

  Краткое содержание романа Серафимовича «Железный поток»

Жанр, направление и размер

Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца.

Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов.

Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.

Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.

Тема

Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

Образы и символы

Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.

А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то.

  • Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
  • Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
  • Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
  • Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Фабрика» — это попытка поэта показать расслоение в обществе и угнетение рабочего класса. Блок становится над событиями, не причисляя себя к рабочим, но проявляя сочувствие к их судьбам. В стихотворении нет сложных литературных оборотов, оно написано простым и понятным языком, что подчёркивает односложный быт рабочих российских заводов и фабрик.

При чтении строк создаётся впечатление, что автору стыдно за положение рабочих – он сочувствует, но ничего не может изменить. Это положение в недалёком будущем сделает Блока приверженцем революции, хотя в том виде, в котором произошли события 1917 года, они его не порадовали.

Классический четырёхстопный ямб дополнительно подчёркивает монотонность жизни рабочих, у которых каждый сегодняшний день похож на вчерашний. Тяжёлая работа сменяется коротким отдыхом, а редкие выходные не дают возможности почувствовать радости жизни.

В соседнем доме окна жолты.

В стихотворении Блок описывает картину работы фабрики, глядя на события со стороны. Автор видит фабрику из окон соседнего дома и воспринимает её работу, как картину «страшного мира». Страх, по мнению поэта, это не только и не столько вспышка ужаса, а ощущение безысходности, когда он полностью завладевает душой, делая из человека марионетку.

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

  1. Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
  2. Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.

Разделение общества глазами поэта

Картина, нарисованная пером поэта, имеет отголоски мистицизма, чего стоят только первые строки, где показан приход рабочих на ночную смену. Жёлтые окна фабрики манят их, как голоса сирен в море, скрипят болты тяжёлых ворот и завод впускает жертв в свою разверзнутую пасть.

Перед открытием ворот людей в гробовой тишине пересчитывают, как цыплят, а затем пропускают внутрь. На лицах нет радости, все рабочие принимают очередной день, как вынужденную необходимость, и подставляют спины под тяжёлые кули, чтобы утром измученными едва добрести до дома.

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули.

В жёлтых, освещённых окнах фабрики сидят её владельцы, которые смеются над каждодневной мукой рабочих, вынужденных работать за копейки, чтобы не умереть с голода.

В глазах Блока мир, увиденный им со стороны, разделён на две части – малую и большую. В малом мире живую считанные капиталисты, которые спрятались в жёлтых окнах фабрик и заводов и смеются над своим превосходством.

Они считают барыши, заработанные на тяжёлом труде миллионов рабочих и получают от жизни максимум. Большая часть мира находится в угнетённом положении.

За счёт тяжёлой работы они зарабатывают минимум на хлеб, а жизнь их не отмечена радостями.

Основная идея

«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма.

Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня.

Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».

Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?

Средства художественной выразительности

Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.

Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.

Также автор для концентрации читательского внимания использует лексические повторы: «по вечерам — по вечерам»; «а на стене — а на стене».

Екатерина Вострикова

Анализ стихотворения фабрика из цикла распутья

Стихотворение «Фабрика» написано Блоком в 1903г, относится к позднему творчеству, принадлежит циклу произведений « Распутья». Именно в данном стихотворении появляется тема города и простого народа в нем, которая позднее выльется в ряд стихотворений о революции. Тема стихотворения- описание фабричного производства, идея- показать классовое неравенство.

  Второй цикл месячных это

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который при прочтении создает ритм марша, что свойственно блоковской лирике.

Очень малое количество выразительных средств используется автором в данном произведении, больший акцент делается на цветовую составляющую: задумчивые болты (метафора), медный голос(эпитет), он не человеческий, метал, не имеющий чувств сопереживания и сочувствия; голосом согнуть спины(метафора), в страхе держат всех трудящихся, которые стали рабами; кто-то черный( эпитет-цветовой), олицетворение страха, страдания; желтые окна( эпитет-цветовой), кстати, примечательно, что это окна тех, кто выше по своему положению, в творчестве Блока- это олицетворение пошлости и праздности, в символическом смысле желтый олицетворяет богатство.

Лирический герой наблюдает печальную картину, как люди, их много, это подчеркивает местоимение ОНИ, изо дня в день совершают физический труд. Он видит их в сумраке вечера, что не дает ему разглядеть возраст и пол людей, словно нарочно они обезличены, ведь в них описан весь народ предреволюционной России.

И в противовес этой безмолвной толпы изображен кто-то, такой же безликий, недвижный и черный, он выше всех их по социальному положению, это подчеркивает его местонахождения- стена, он считает людей, как скот, пересчитывают в ожидании прибыли, вырученной именно за его количество.

Лирический герой тоже выше по своей социальной ступеньке всей этой трудовой массы, но он сочувствует им, их бедности, наивности, их безмолвному покорству. Люди эти не мыслят о том, что их используют, они, как безмолвное стадо овец (войдут, разбредутся, навалят- глаголы совершенного вида) совершают ежедневно, ежеминутно один и тот же рутинный труд.

Стихотворение достаточно пессимистично, так как люди загнаны в тупик, но самое поразительное, что даже не хотят что-то менять в своих судьбах.

История создания

«Распутья» — последний цикл первого тома лирики А. Блока. Его основные темы: нежелание мира понять поэта и маленького человека и истинный смысл бытия в целом. С помощью «Распутий» автор показывает читателю спектр остросоциальных проблем со всеми его мрачными оттенками.

Стихотворение «Фабрика» (точная дата написания – 24 ноября 1903 года, опубликовано в 1904) стало олицетворением общественной правды под царской властью. В России – первые революционные ветры, на душе у Александра – «радостное волнение» пред грядущими событиями. «Фабрика» — творческий катарсис поэта, переход от романтики к злобе дня.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика «

Блок 24 ноября 1903 года создаёт стихотворение «Фабрика». В стихотворении «Фабрика» ознаменовалось новое видение мира. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлён ввысь к церковному своду, небу.

то в «Фабрике» он смотрит вокруг себя («В сосед нем доме окна жолты … »] И даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины … »], Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то») стихотворения.

Эпитет «желтый» привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности. нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию приобретает значение символа некой зло вещей силы.

Написание слова «жолты» отражает особенности орфографии Блока, таким образом он хотел подчеркнуть символическое, а не только цветовое значение слова.

С миром зла связан другой образ — «недвижный кто-то, чёрный кто-то», являющийся символом некого мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла «людьми», «народом», «нищими», Блок не видит в них «рабочих».

Так, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не даёт её явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Стихотворение «Фабрика» — символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.

Образ фабрики-тюрьмы в стихотворении Блока вызывает у читателей ассоциации с образами брюсовского стихотворения «Каменщик» («Каменщик, каменщик в фартуке белом … » (16 июля 1901).

Герой Брюсова, в отличие от блоковских фабричных «людей», «нищих», осознаёт своё социальное положение — положение бесправного рабочего, вынужденного зарабатывать себе на жизнь не только каторжным трудом, но и трудом неблагородным, ибо тюрьма, которую он строит, предназначена для таких же, как он, рабочих.

Читайте также:  Двойники Печорина в романе «Герой нашего времени»

Стихотворение “Фабрика”, написанное А.Блоком в 1903 году относится к циклу “Распутье” (1902-1904).

Автор отходит в своих произведениях от лирической темы, все больше его беспокоят темы социальные, классовое неравенство.

Он принимает участие в манифестациях рабочих, и хотя является представителем сытого дворянства, понимает, что на смену дворянам приходят новые люди и процесс этот неизбежен и логичен.

Таким смыслом пронизано стихотворение “Фабрика”. В нем описана обычная действительность — рабочие идут на фабрику, однако эта действительность ужасна — эти люди угнетены и измучены.

Их спины сгорблены, они обмануты. Однако автор не называет нам поработителей простых фабрикантов.

Он лишь описывает темную зловещую силу, пытается передать нам те эмоции и чувства, которые испытывает угнетенный люд.

Поднимающиеся из погребов новые люди должны вершить историю, они должны вершить справедливость, ведь они заслуживают быть услышанными, быть отмщенными.

Стихотворение насыщено такими эпитетами как “темный”, “глухо”, олицетворениями “задумчивые болты”,- данные приемы помогают нам почувствовать непередаваемое словами состояние смятения, растерянности, беспросветной, бесправной жизни рабочих.

Автор не увидел ни лиц, ни характеров рабочих фабрики, он лишь описал нам их страдания и муки. И мысль об этом Блока больше не покидала никогда.

Произведение было написано в преддверии революции, Блок был окрылен надеждами и мечтами в свете начавшейся революции 1904-1905 годов. Однако она потерпела неудачу. Революция подняла из глубин души поэта чувство незримой связи с народом, ответственности перед ним за то, что он писал.

Блок не потерял веры в революцию, с таким посылом в своих стихах он обращался ко всему трудовому народу в период контрреволюционного террора.

Автор глубоко проникся страданиями трудового народа, и хотя сам он не относился к пролетариату, всем сердцем и душой он болел за освобождение угнетенных тружеников.

Обо всем этом стих “Фабрика” — о нелегких трудовых буднях, о бессердечных, бессовестных поработителях и о будущем освобождении, оно призраком прослеживается в стихотворении, потому что такое жестокое и сильное угнетение людей людьми дольше длится не может.

Подобные записи

Жанр, направление и размер

Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца.

Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов.

Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.

Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.

Позиция поэта

В анализе «Фабрики» Блока следует отметить, что автор занял позицию стороннего наблюдателя. Он не причисляет себя ни к рабочим, ни к элите — он выше всех этих классовых разделений. Но в то же время поэт сочувствует представителям низших сословий.

Почему же поэт занял такую «возвышенную» позицию? В то время Блок прекрасно понимал всю сложившуюся ситуацию.

Он понимал, что без активных действий со стороны крестьян и рабочих не удастся изменить сложившееся положение вещей.

Его роль заключается в том, чтобы рассказать всем людям о том, как несправедливо устроено общество, а притесняемым показать, что именно от них самих зависит их дальнейшее будущее.

Образы и символы

Абстрактность – основа «Фабрики». Автор не использует конкретные образы. На мой взгляд, иронично показана забавная традиция вешать на стену портрет политических лидеров. Власть — причина беспорядка. Черный – цвет тайны, тьмы.

А на стене — а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то.

  • Тот, кто следит за жертвами рабочего класса. Тот, чье имя нам не известно. Тот, кто не один в своем роде. Тот, кто вызывает у лирического героя ненависть и разочарование. Это представитель действующей власти, который, купаясь в роскоши, следит за нищетой и угнетением своих рабов, на которых держится его благополучие.
  • Лирический герой абстрагируется от происходящего. Есть капиталисты, есть рабочие, а есть он. Отдельная фигура, смотрящая на всех со «своей вершины».
  • Образ желтых окон. Цвет тепла и уюта в контексте стихотворения превращается в меланхоличное бюрократическое пятно. Желтые окна – символ тогдашних офисов. Очевидно, там сидят тучные бухгалтеры, начальники, бесхребетные и недалекие секретари – все те, кто по сей день нагло обманывают простых людей, «смеются, провожая нищих».
  • Образ рабочих — самый мрачный в стихотворении. Народ гнет «измученные спины», идет на работу как скот на бойню. Настроение этой изможденной толпы — предначертание неминуемого социального взрыва.

  Приложение для девушек про циклы iphone

Разделение общества глазами Блока

Картина, нарисованная пером поэта, имеет отголоски мистицизма, чего стоят только первые строки, где показан приход рабочих на ночную смену. Жёлтые окна фабрики манят их, как голоса сирен в море, скрипят болты тяжёлых ворот и завод впускает жертв в свою разверзнутую пасть.

Перед открытием ворот людей в гробовой тишине пересчитывают, как цыплят, а затем пропускают внутрь. На лицах нет радости, все рабочие принимают очередной день, как вынужденную необходимость, и подставляют спины под тяжёлые кули, чтобы утром измученными едва добрести до дома.

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули.

В жёлтых, освещённых окнах фабрики сидят её владельцы, которые смеются над каждодневной мукой рабочих, вынужденных работать за копейки, чтобы не умереть с голода.

В глазах Блока мир, увиденный им со стороны, разделён на две части – малую и большую. В малом мире живую считанные капиталисты, которые спрятались в жёлтых окнах фабрик и заводов и смеются над своим превосходством.

Они считают барыши, заработанные на тяжёлом труде миллионов рабочих и получают от жизни максимум. Большая часть мира находится в угнетённом положении.

За счёт тяжёлой работы они зарабатывают минимум на хлеб, а жизнь их не отмечена радостями.

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

  1. Жизнь рабочего класса — основная тема стихотворения. Поэт в присущей ему символистской манере описывает тяжелую службу рабочих, которые наваливают на измученные спины кули и разбредаются по территории фабрики. Они обречены на нездоровье и раннюю смерть, их условия жизни и труда не идут ни в какое сравнение с тем, как живут те, за желтыми окнами. Начальство никогда не унизится до подобной работы, никогда не спустится из своей башни из слоновой кости. Оно наблюдает свысока.
  2. Социальная несправедливость — основная проблема стихотворения. Автор сталкивает два мира: люди перед глухо запертыми воротами и господа за желтыми окнами. Им не суждено смешаться при существующем укладе, они идут параллельно и не пересекаются. Одни вверху, другие внизу, и так с рождения до самой смерти. Каждый человек является заложником своей касты и не может покинуть ее, как бы ни старался. Даже тяжелый труд не является условием карьерного роста. Только происхождение поможет занять место за желтым окном.

Делаем анализ стихотворения Блока

Стихотворение «Фабрика» было написано Александром Блоком в ноябре 1903 года. Впервые в своем произведении молодой начинающий поэт затронул темы не столь романтичные, как во всем предыдущем периоде творчества при создании сборника «Стихи о Прекрасной Даме», работа над которым велась в 1901-1902 годах.

Стих «Фабрика» является частью цикла «Распутья» (относящегося к 1902-1904 гг.), в который также входят стихотворения «По городу бегал черный человек», «Последний день», «По берегу плелся больной человек…», «Из газет» и другие.

Данный цикл представляет собой первую попытку поэта-символиста обратиться к социальной тематике, затрагивая проблемы классового неравенства, непосильного труда рабочих, гнета правящих сословий и новых революционных умонастроений.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика» показывает, что сам поэт глубоко сочувствует фабричным рабочим, нещадно эксплуатируемым фабрикантами, образ которых не прописан в стихотворении четко, но лишь отмечен мистическими упоминаниями «недвижный кто-то» и «черный кто-то». В этих упоминаниях таится гораздо больше зловещего смысла, чем в любом подробном описании, поскольку в природе человека инстинктивно заложено бояться всего неизвестного.

Анализ стихотворения Блока в данном случае показывает, что поэт не дает абсолютно никакого динамического описания событий, а словно взяв в руки краски и кисть, пишет в мрачных тонах картину жизни рабочих фабрики.

Эпитеты «черный» и «недвижный», так удачно используемые Блоком, еще более, чем неизвестность, подчеркивают и усиливают зловещее впечатление от образа застывшего на стене «кого-то», считающего людей за глухо запертыми воротами.

Анализ стихотворения Блока позволяет нам увидеть, насколько плотно данное стихотворение наполнено различными символами, в совокупности своей создающими цельный зловещий образ фабрики-тюрьмы.

Так, образ «глухо запертых ворот» лишь усиливает ощущение чего-то зловещего и скрытого внутри, в стенах фабрики. Также этот образ, наравне с эпитетом «неподвижный кто-то», придает дополнительное чувство статичности, окаменения, отсутствия жизни.

В данном случае поэт использует прием лексического параллелизма, используя разные эпитеты для передачи и усиления одного и того же смысла.

Анализ стихотворения Блока в данном случае позволяет прочувствовать всю болезненность гнетущей атмосферы фабрики, на которой правит зловещая тишина и лишь «скрипят задумчивые болты».

Ни шум шагов, ни крики людей, ни разговоры не слышны за воротами такой фабрики, словно они являются вратами в иной мир – загробный.

Ощущение болезненности в стихотворении передается эпитетами «окна жолты» и «в жолтых окнах».

Двукратное упоминание желтого цвета лишь дополнительно усиливает эффект.

Анализ стихотворения Блока позволяет понять, что намеренно используя вместо прилагательного «желтые» словоформу «жолты», поэт стремится показать читателю, что в данном случае первостепенное значение имеет не столько сам цвет, сколько именно передача с его помощью самого ощущения болезненности, исходящего от фабрики. На такой фабрике люди не работают, а находятся в рабстве, теряют здоровье и медленно погибают.

Основная идея

«Фабрика» — пролог новой главы в истории России. Проникновенными строками автор боролся за справедливость, равенство, торжество гуманизма.

Страшно осознавать, но хочется верить, что это одновременно и эпилог, ведь описываемые события, образы существуют сегодня.

Они продолжат иметь место в государстве, пока народ спит духом и довольствуется тем, что ему дают. Это и есть главная мысль стихотворения «Фабрика».

Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?

Идея произведения

В анализе стиха Блока «Фабрика» нужно выделить главную мысль в произведении. Она очень проста — это стремление показать, какие несправедливые порядки существовали в то время. Четкое разделение на классы, привилегированное положение одних и низшее положение других.

Рабочие и крестьяне существуют рядом с богатыми людьми, но не пересекаются с ними. Зажиточные делают вид, что не замечают, в каком бедственном положении находятся последние. Рабочие не могут воспротивиться воле своих хозяев, а потому они вынуждены очень много трудиться, чтобы им просто хватило на самое необходимое.

Но эти бедные люди даже не осознают, что им перепадает ничтожно малая часть. Что они заслуживают гораздо большего. Но в то же время элита понимает, что труд рабочих должен оцениваться гораздо больше.

И они только рады тому, что им удается их так ловко обманывать. А. Блок понимал всю бедственность положения низших сословий.

Но в то же время осознавал, что пока крестьяне безропотно терпят, изменить сложившиеся порядки у них не получится.

Средства художественной выразительности

Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.

Метафора «черный кто-то» олицетворя?

Ссылка на основную публикацию