Анализ стихотворения «быть знаменитым некрасиво»

  • Быть знаменитым некрасиво.
  • Не это подымает ввысь.
  • Не надо заводить архива,
  • Над рукописями трястись.
  • Цель творчества — самоотдача,
  • А не шумиха, не успех.
  • Позорно, ничего не знача,
  • Быть притчей на устах у всех.
  • Но надо жить без самозванства,
  • Так жить, чтобы в конце концов
  • Привлечь к себе любовь пространства,
  • Услышать будущего зов.
  • И надо оставлять пробелы
  • В судьбе, а не среди бумаг,
  • Места и главы жизни целой
  • Отчеркивая на полях.
  • И окунаться в неизвестность,
  • И прятать в ней свои шаги,
  • Как прячется в тумане местность,
  • Когда в ней не видать ни зги.
  • Другие по живому следу
  • Пройдут твой путь за пядью пядь,
  • Но пораженья от победы
  • Ты сам не должен отличать.
  • И должен ни единой долькой
  • Не отступаться от лица,
  • Но быть живым, живым и только,
  • Живым и только до конца.

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Л. Пастернак. Муки творчества. 1892

Стихотворение имеет чёткую адресацию: Пастернак обращается к своим собратьям по литературному цеху. В произведении автор даёт определение такому важному понятию, как «кодекс чести». Он утверждает, что требованиям этого кодекса надлежит следовать не только стихотворцам, но и прозаикам.

Пастернак подвергает беспощадной критике тех литературных деятелей, что зациклены на желании оставить после себя потомкам архивы со своими рукописями.

Автор уверен: при наличии истинного поэтического дарования, стихотворец останется в памяти и сердцах будущих читателей без каких – либо архивов. В случае, если у стихотворца отсутствует дар к сочинительству, его тут же забудут.

Творчество бесталанных поэтов Пастернак сравнивает с дуновением лёгкого ветерка, не более того.

Читатели слышат громкий призыв автора, адресованным коллегам. Смысл этого призыва в следующем: отказаться от осознанной постановки цели стать знаменитыми, богатыми и авторитетными. Эти цели представляются Пастернаку низменными и весьма постыдными: они являются непреодолимым препятствием в признании таланта, так как истребляют его  ключевые ценности.

Пастернак призывает своих собратьев по поэтическому цеху отказаться от открытого проявления таких чувств, как: любовь, ненависть, презрение и гордость в том случае, если эти чувства используются с практической целью угодить кому-либо. Автор уверен, лишь время способно объективно оценить каждого поэта, даровав ему бессмертие в сердцах читателей, или отказав в нём.

История создания

Произведение появилось на свет после череды важных событий, происшедших не только в жизни автора, но и всей страны в целом. К таким знаковым событиям можно отнести следующие: вхождение Пастернака в Союз писателей на правах официального члена и смерть «вождя народов».

В тот период поэт много времени уделял переводам зарубежной литературы и размышлениям о смысле творчества. Результатом этих размышлений стало создание в 1956 г. стихотворения, получившего говорящее название «Быть знаменитым некрасиво».

Произведение можно считать программным.

Большинство специалистов считают, что Пастернак посредством этого стихотворения продемонстрировал несогласие с творческим выбором  Владимира Маяковского, который в тот период воспринимался литературными критиками и читателями самым лучшим стихотворцем современности, личностью планетарного масштаба. Произведение вошло в поэтический сборник «Когда разгуляется», изданный лишь после смерти автора. Помимо данного стихотворения, в сборник вошли ещё 43 произведения.

Жанр, направление, размер

Перед нами стихотворные строки, посвящённые философской тематике. Произведение относится к жанру послания потомкам и поучения, где сам автор берёт на себя роль мудрого наставника.

Пастернак указывает своим собратьям по перу ту поэтическую тропу, которую считает правильной.

Тропа эта ведёт поэта не к известности и широкому признанию со стороны современников, а к истинному искусству вечных ценностей.

Поэтический размер – четырёхстопный ямб. Пастернак использует пиррихии, виртуозно чередуя их с ямбической стопой. Подобное чередование даёт возможность свободно высказывать свои мысли, не ощущая скованности рамками формы. Рифмовка одинаковая на протяжении всего произведения – перекрёстная, рифмы женские/мужские.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение включает в себя семь четверостиший. Его можно разделить на три семантических сегмента:

  1. Первая часть включает в себя первых две строфы, в которых лирический герой вступает в конфликт со стихотворцами, пишущими свои произведения не из-за любви, а из-за надежды на будущую славу. Лирический герой пытается донести до них мысль о том, что «цель творчества – самоотдача», а вовсе «ни шумиха, ни успех».
  2. Вторая часть включает в себя три последующих четверостишия, каждое из которых начинается с союзов: «НО надо…», «И надо», «И окунуться». Посредством постановки союзов в начале предложений лирический герой передаёт степень своего воодушевления: он словно предаётся мечтам, перечисляя поэтический «функционал».
  3. Третья часть включает в себя два заключительных четверостишия. В рамках этой части лирический герой призывает своих коллег поэтов: «…пораженья от победы… отличать». По мнению лирического героя, поэт обязан высказывать свои мысли, не обращая никакого внимания на то, как он выглядит в глазах окружающих людей. Истинный стихотворец должен быть свободным от любого стороннего мнения.

Образы и символы

Пастернак сумел настолько виртуозно построить образную систему произведения, что позволил читателям наиболее полно прочувствовать основную идею, понять авторскую позицию и замысел. Особого внимания заслуживают следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он предстаёт перед читателями человеком мыслящим, образованным и рассудительным. При этом герой не утратил природной непосредственности. Он вывел для себя ряд творческих и мировоззренческих принципов, которым следует сам, и которые стремится внедрить в умы своих собратьев по поэтическому цеху. Герой заслуживает искреннего к себе уважения: он не отрекается от собственных взглядов несмотря ни на что;
  • образ поэта приземлённого и образ поэта «настоящего» – в произведении представлено два противоположных образа. Мы видим поэта «приземлённого», который нацелен на завоевание славы и признания: он «трясётся над рукописями», пытаясь найти выгоду в своём творчестве. Такой поэт крайне неприятен лирическому герою. Также мы видим абсолютно другого поэта, герой называет его «настоящим» – это смелый, мыслящий, талантливый человек, способный услышать «будущего зов». Такой поэт вызывает восхищение лирического героя;
  • образ пространства – данный образ заслуживает особого внимания. Лирический герой считает, что необходимо проживать жизнь так, «чтобы … привлечь к себе любовь пространства». Пространством следует считать то место, которое может вместить в себя всё, что угодно: над ним не властно понятие времени. Можно сделать вывод, что лирический герой говорит об обязанности истинного поэта находиться вне времени, чтобы не терять своей актуальности для читателей;
  • образ тумана – данный образ является символом неизвестного, неопределённого. Помимо этого, туман символизирует собою некую «ширму», отделяющую реальное измерение от воображаемого. По мнению лирического героя, восприятие поэтического произведения соединяет в себе эти два измерения в единое целое;
  • образ шагов – данный образ несёт в себе особую смысловую нагрузку: шаги символизируют творческие открытия, эксперименты, искания лирического героя. Поэт протаптывает тропинку в вечность посредством своих шагов – стихов. По чётко отпечатанным в вечности шагам поэта проследуют десятки других его последователей.

Темы и настроение

В своём произведении Пастернак поднимает перед читателями важную тему – роль поэта, его путь и предназначение. Эту тему можно считать одной из вечных не только в русской, но и мировой поэзии.

Как известно, данной темы касались многие поэты: все они стремились «расшифровать» себя, но при этом не попасть в сети собственных рассуждений. Все талантливые стихотворцы надеются открыть нечто важное и необходимое не только для себя, а для всего человечества.

Поэтому творчество поэтов изначально устремлено «в вечность».

Стихотворение передаёт читателям настроение воодушевления и вдохновения. Пастернак работает со словом «живо», стремясь поведать читателям о том, что его задевает и волнует в области поэзии больше всего. Своими стихотворными строками он «воспламеняет» читателей, даря им универсальный ключ для открытия и понимания «настоящей» поэзии.

Основная идея

Основную идею произведения Пастернак выразил максимально лаконично и понятно внутри стихотворного текста. Ключевая мысль произведения заключена в следующих словах: «Цель творчества – самоотдача», «Но, надо жить без самозванства», «… привлечь к себе любовь пространства», «Но, быть живым … до конца».

В этих четырёх строчках сосредоточен весь смысл произведения. По сути, автор нарисовал перед читателями портрет «идеального» стихотворца, к которому обязаны стремиться все поэты во все времена.

Средства выразительности

Палитра выразительных средств, использованных Пастернаком в данном произведении, отличается особым многообразием. Все тропы работают на достижение одной цели – максимально полно раскрыть общую идею. Перед нами произведение, представляющее собой идеальное сочетание формы и смысла. Автор использует следующие  средства выразительности:

  • эпитеты – «жизни целой», «быть знаменитым некрасиво»;
  • метафоры – «ни единой долькой», «по живому следу», «окунуться в неизвестность»;
  • сравнение – «… и прятать … свои шаги, как прячется в тумане местность…»;
  • метонимия – «привлечь к себе любовь пространства»;
  • олицетворение – «прячется в тумане местность»;
  • антитеза – «поражения» и «победа»;
  • фразеологизмы – «… в ней не видать ни зги», «за пядью пядь»;
  • архаизмы – «… не видать ни зги»;
  • многосоюзие – присутствует в четвёртом и пятом четверостишиях;
  • лексический повтор – «но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

Быть знаменитым некрасиво. Пастернак

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»  ( сочинение по литературе):

«Это стихотворение вошло в книгу «Когда разгуляется», созданную в 1956-1959годах.

  На протяжении всей своей жизни Борис Пастернак был предельно строг к себе, очень резок в автохарактеристиках.  Это можно понять. Поэт всегда работал, мыслил, творил.

«Искусство для Пастернака — орган речи самой жизни», поэтому он никогда идеал художника не связывал с широкой общественной деятельностью, с трибуной:

Быть знаменитым некрасиво.Не это поднимает ввысь.Не надо заводить архива,

Читайте также:  Сочинение: Ростовы в романе «Война и мир» (образ и характеристика семьи)

Над рукописями трястись.      Б. Пастернак

С первых строк стихотворения становится ясна позиция автора, ему не нужна мишура тщеславия, он не собирается кричать всему миру о своем таланте, известность,  быть знаменитым, слава — не значит счастье.

Лирический герой не боится потерять рукописи, дает понять читателю, что он ценит память, что материальное (архивы, записи) не имеет особого значения, так как бесценной наградой является след в истории, в сердцах людей, познание мира, гармония с самим собой, с творчеством:

Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех,Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.          Б. Пастернак

Нужно полностью отдать себя творчеству, вложить в свои произведения, в свои стихотворения,  душу, сердце, личные переживания, слиться с ним воедино, стать одним целым. Невозможно создать что-то стоящее, если не пропустить через себя линию света, не постичь тайну жизни произведения.

Но надо жить без самозванства,Так жить, чтобы в конце концовПривлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.                                  Б. Пастернак

Не стоит обманывать себя, убеждая, что ты — великий художник слова, потому что удовлетворенность, познание истины приходят только к достойным, а время неудержимо бежит, меняя картины жизни и упущенных моментов, возможностей невостребованных знаний не вернуть. Услышать правду и принести ее людям — вот главная задача поэта.

И надо оставлять пробелыВ судьбе, а не среди бумаг,Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.  из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Лирический герой выбирает нелегкий путь, полный лишений и потерь, он четко понимает, что служение народу требует самопожертвования, полной отдачи. Он не жалеет о том, что в жизни, судьбе остаются «пробелы», так как какие-то неиспробованные прелести не заменят чувства удовлетворения, гордости, любви к своим творениям, своему читателю, крыльям, которые вырастают за спиной и уносят в вечность.

  • И окунаться в неизвестностьИ прятать в ней свои шаги,Как прячется в тумане местность,
  • Когда в ней не видать ни зги.  Из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»
  • Яркое сравнение сразу рисует картину происходящего и помогает читателю испытать те переживания, волнения, чувства, которые переполняют душу любого поэта.
  • Другие по живому следуПройдут твой путь за пядью пядь,Но пораженья от победы
  • Ты сам не должен отличать.   из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Герой произведения уходит в небытие, оставляя дверь открытой. За ним следуют другие поколения. Они придерживаются того же пути, протаптывают дорогу к истине, познают мир без чьей-либо помощи.

Там, где споткнулся один, другой, возможно, взлетит. Если ты видишь в каком-то определенном событии свое поражение, то никто не может дать гарантии, что рядом стоящий человек не рассмотрит в нем победу.

И должен не единой долькойНе отступаться от лица,Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.  из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Так заканчивается стихотворение. Поэт не имеет права писать мертвые произведения, он должен в каждое слово, фразу вдыхать жизнь, отдавать частичку самого себя, своей души, тепла, передавать чувства читателю, согревать, дарить надежду, уметь вести за собой. Поэзия должна быть чистой, как слеза дождя; мудрой, как жизнь; непредсказуемой, как весенний ветер.

Это произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестным способом рифмовки (АбАб), для усиления восприятия.

Пастернак использует пиррихий («Быть знаменитым некрасиво…»), анафору («не это поднимает ввысь, // не надо заводить архива…», «и окунаться в неизвестность, // и прятать в ней свои шаги…»).

эпитеты, метафоры («будущего зов»), стилистические повторы («живой след», «но быть живым, живым и только, // живым и только до конца»), что подчеркивает главную мысль стихотворения.

Мир поэзии Бориса Пастернака все время расширялся, и трудно предположить, каких бы размеров достигло дальнейшее расширение, «если бы поэт прожил еще годы и продолжил бы лучшее, что было заложено в его последней книге «Когда разгуляется». На протяжении жизни он «проходит несколько творческих циклов», постигает природу, законы общества, духовный мир, и вместе с ним этот путь проходит читатель, вместе с его произведениями.»

Я позволила себе  перепечатать сочинение по литературе моей дочери.  А сподвигли меня к перепечатке сочинения просьбы школьников, что иной раз пишут мне на почту.

Когда писала моя дочь это сочинение по литературе, я занималась астрологией.  Ее солнце проходило пятый дом, где оно является хозяином, а это на человеческом языке означает, что через творчество она изливает наружу то, что скрыто в ее душе. Творчество в чистом виде, которое в общем-то позиционирует человека в мире физическом.

На главную страницу Сочинение на тему человек

Анализ стихотворения Пастернака Быть знаменитым некрасиво

Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей. Его творческий путь был нелегким.

Автор не хотел признавать своей популярности, он часто смущался, когда его узнавали на улице. Все время принижал собственный вклад в литературу. Но не многие советские литераторы могли похвастаться такой скромностью.

Произведение «Быть знаменитым не красиво» было написано в 1956 году, в котором передает свое внутреннее состояние, о своей роли в жизни.

В своем произведении автор говорит, о том что, слава и деньги, относительны. Не следует ставить эти составляющие, в качестве цели в жизни. Поэт убежден, что «цель творчества, самоотдача, а не шумиха и успех». Он считает себя выше этого.

Для него слава, деньги и успех ничто, по сравнению с любовью и признанием читателя. Он пишет для себя, для души, ему это доставляет огромную радость, его цель не знаменитость и не слава. Не смотря на обстоятельства важно оставаться собой.

Вот что должно волновать настоящего писателя.

После публикации данного произведения, многие поэты и писатели перестали с ним здороваться, так как считали, что оно было адресовано им.  Искусство живет тогда, когда жива душа человека. Главное творить с душой и для души. Такова судьба поэта.

Если экономить силы, и беречь себя, то творчество перестает существовать. Автор не умел приукрашивать и преувеличивать, он писал то, что видит и чувствует. И обращаясь к своим коллегам, говорит, что если ты действительно талантлив, то следующего поколение последует за тобой.

Возможно, они не будут этого знать, но им будет легче и это главное.

В нескольких четверостишьях Борис Пастернак призывает взглянуть на творчество другими глазами. Жизнь поэта не такая, какой, кажется, тяжело все время быть на виду и остаться приземленным. Творчество для поэта, это не способ существования, а стиль жизни, от которого он не откажется, пока будет жив.

9 класс кратко по плану

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

  • Анализ стихотворения Есенина Черный человек
    «Чёрный человек», последнее, что было написано автором. Есенин писал его не один день, в нем чувствуется горесть и утрата. Анализ самого себя, быстрее всего автор пытался передать свои чувства и эмоции на бумагу.
  • Анализ стихотворения Тютчева Наш век
    Дорога, по которой Тютчев шел к своему читателю, была длинной и достаточно сложной. В своей жизни поэт долгое время считал поэзию лишь увлечением. Его произведения стали известны, когда ему было 48 лет.
  • Бунин
    Творчество Ивана Алексеевича Бунина началось с раннего детства. Получая домашнее образование, в возрасте семи лет начинающий поэт создавал свои первые стихи. Его кумирами на тот момент являлись Пушкин и Лермонтов.
  • Анализ стихотворения Мои пенаты Батюшкова
    Появление в раннем творчестве К. Н. Батюшкова мотива, связанного с определением особого внимания земным благам – яркий, своеобразный элемент, который выделил его поэзию. Произведение написано вдали от интеллигенции
  • Анализ стихотворения Анненского Дремотность
    Стихотворение «Дремотность» написано Иннокентием Федоровичем Анненским в форме сонета. Эта форма стихосложения была очень популярна среди поэтов начала XX века.

«Быть знаменитым некрасиво» анализ стихотворения Пастернака по плану кратко – идея, история создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” является его программным произведением: в нем автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество. Используя краткий анализ “Быть знаменитым некрасиво” по плану на уроке литературы в 9 классе, можно легко и доступно объяснить школьникам суть этих взглядов.

Краткий анализ

История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.

Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества.

Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.

  Опера Верди «Эрнани»

  • Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,
  • Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
  • Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
  • Антитеза – “поражения – победа“.

Состояние лирического героя

Он весьма напряжен, но уверен в своей правоте. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец. Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.

Читайте также:  Русский постмодернизм в литературе

Лирический герой не мечется, не теряется в догадках, он совершенно спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником. Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству.

Попробуем провести анализ. «Быть знаменитым некрасиво» (стихотворение Пастернака) призвано показать душу поэта с его противоречивыми чувствами. Как и всякий творец, он постоянно находится в поисках своего места в мире. Вот о чем говорит читателям Пастернак.

История создания

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” было написано после целой череды событий в жизни поэта – его признали, он стал членом Союза писателей, умер “вождь народов”, но общая окололитературная суета волновала его все меньше, в основном Пастернак занимался переводами. В то же время он много размышлял о сути творчества, результатом этих размышлений и стала выстраданная истина, облеченная в поэтическую форму в 1956 году.

Существует относящаяся к истории создания гипотеза, что этим произведением, которое без преувеличения можно назвать программным, Борис Пастернак продемонстрировал неприятие творческого выбора Владимира Маяковского, который в то время считался лучшим поэтом современности и личностью чуть ли не неприкосновенной.

Стихотворение поэт включил в свой сборник “Когда разгуляется”, который наполнился более чем сорока стихотворениями в период с 1956 по 1958 годы.

Стремления поэта

Так уж устроены все художники, что обязательно видят смысл своей жизни в том, чтобы максимально служить воле Всевышнего. Такой человек больше, чем кто бы то ни было, связан со своей внутренней сущностью, поэтому у него хорошо развита интуиция. Целью творчества лирический герой считает самоотдачу. Он говорит о том, что крайне важно оставаться живым до самого последнего вздоха.

Важно прожить эту жизнь достойно, не подстраиваясь под обстоятельства и не пытаясь играть какую-то роль. Необходимо оставаться собой и идти до конца к собственным свершениям. Только тогда человек будет истинно счастливым. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» демонстрирует задачу любого художника на земле — во всем искать правду и жить по законам совести.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

  Краткое содержание повести Река Потудань Платонова

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 22.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, пастернак написал в эпоху становления и развития СССР.

Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях.

Этому пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки.

Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали.

Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами. Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству.

Поэтому в 1956 году пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху. Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов.

Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному. Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему.

И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т.е. уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

«Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

  1. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов.
  2. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.
  3. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги.
  4. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.
  5. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену.

Пастернак – автор интересных работ, который написал много замечательных сочинений-размышлений на тему бытия, правды, времени, он писал о жизни и смерти, философствовал на иные темы. Вот, и тема изучаемого нами стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» также философская.

  Краткая биография Михалкова Сергея Владимировича для детей

Стихотворение Пастернака Быть знаменитым некрасиво

Стихотворение Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году. Данная работа относится к циклу произведений «Когда разгуляется» и ее можно смело называть поучительной.

Когда читаешь стихотворение, то в каждой строчке слышишь совет автора, который хочет, чтобы писатели создавали свои произведения не для того, чтобы становиться знаменитым, не ради шумихи и не для славы.

Он призывает писать свои работы, придавая значение тому, что пишешь и о чем пишешь, и если признание и любовь читателей пришли, то чтобы это случилось естественным образом, благодаря «самоотдаче», своему труду, но никак не «самозванству».

Данное произведение, где не используются такие приемы, как эпитеты, сравнения, отсутствуют метафоры, но присутствуют глаголы, обороты, сложные предложения, можно назвать проповедью. Проповедью для тех, кто решил взять в руки перо.

Стихотворение заставляет задуматься. Когда читаешь работу Пастернака, понимаешь, в чем должна быть суть работы писателей и это «не шумиха, не успех».

Пастернак наставляет всех своих современников и будущих писателей, он призывает их так жить, так писать, чтобы «привлечь к себе любовь пространства».

Работая над анализом стиха Пастернака «Быть знаменитым некрасиво», можно сделать вывод, что настоящий писатель, истинный поэт никогда не будет в своих работах разграничивать «пораженья от победы», для него все произведения – это часть его души и если сегодня кем-то работа не признана, то через века она может стать шедевром. Главное, «быть живым» всегда, писать о настоящем и «ни единой долькой не отступаться от лица». Следовательно, если презираешь, пиши об этом, если любишь, пиши об этом, умей ненавидеть, умей радоваться, но не нужно изображать то, чего нет на самом деле, то, что угодно кому-то, лишь бы прославиться.

Быть знаменитым некрасиво слушать

Которая привлекает к себе внимание необычайной яркостью своего таланта. Его стихи интересуют многие интеллектуальные умы и пользуются чрезвычайной популярностью. Многие строки его бессмертных творений давно стали цитатами. Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво», приведенный в данной статье, будет интересен не только литературоведам, но и всем, кто интересуется

Жанр

Это философское произведение, послание Пастернака к современникам и потомкам, его поучение, где сам поэт выступает в роли наставника.

Он показывает другим тот путь, который сам считает истинным – не к признанию современниками, но к чему-то далекому и вечному. Пастернак использует сложные переходы от одного размера к другому, спондей сменяется пиррихием, а том, в свою очередь – ямбом.

Читайте также:  Смысл романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Это позволяет ему достаточно свободно выражать свои мысли, не ощущая скованности формой. Рифма же вежде одинаковая – перекрестная.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении является, по сути, сам Пастернак. Он проходит долгий путь в поисках правды, настоящего, чего-нибудь подлинного, и, в итоге, приходит к определенным умозаключениям и выводам, познав на собственном опыте сущность славы, публики и признания.

Лирический герой умиротворен и безмятежен, его внутреннее состояние обрело гармонию. Он, наконец, осознал, кто такой истинный творец. Хотя герой отличается уверенностью в себе, он не перестает продолжать поиски лучших путей для реализации своих творческих мыслей.

Путь и след – символы творческой и жизненной тропы. Поэт прячет шаги в неизвестности, то есть открывает новые горизонты, к которым по его стопам придут люди. Туда и ведет его зов будущего.

Средства выразительности

Пастернак в основном использует глаголы, чтобы передать движение, стихотворение изобилует деепричастными оборотами – все это делает его очень энергичным. В то же время поэт не отказывается от классических выразительные средств, таких как:

  • Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,
  • Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
  • Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
  • Антитеза – “поражения – победа“.

Все выразительные средства использованы максимально гармонично – они работают на раскрытие общей идеи. Пастернак создал произведение, которое представляет собой идеальное сочетание содержания и формы.

Для чего живет поэт?

Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей.

Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.

Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.

Основная идея

Главная мысль стихотворения в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, не от криков и лести толпы, не от признания власти, а от того, какой он вносит вклад в вечность, насколько его творения ценны в масштабах истории. Только первопроходцам должны принадлежать лавры гения, ведь по их следам движется человечество.

Будучи наставником, Пастернак призывает писать не для известности и богатства, а для общества, для своего слушателя, для будущего. Поэт протаптывает дорогу в неизвестность, чтобы вести людей за собой – вот смысл его миссии.

Но даже если ему удается это делать, нельзя забывать о скромности. И к победам, и к любви аудитории, и к славе нужно относиться адекватно.

Этим не надо упиваться, ведь поэт – это художник слова, призванный сами будущим, а не самозванец, делающий все для своей выгоды.

Темы и настроения

Настроение стихотворения – торжественное. Автор изрекает истины, определяющие суть его мировоззрения.

  1. Основная тема – поэт и поэзия . Автор рассуждает о творческого пути и предназначении творческого человека. Он видит его не в славе, а в том, чтобы открыть для читателей что-то новое, то, чего еще не было. Необходимо оставить значимый след в той области, где ты реализуешь свой потенциал.
  2. Пастернак затрагивает проблему самоотдачи. Не каждый из нас способен принести в жертву идеалам и стремлениям часть себя. Люди хотят легкого успеха, ничего не давая взамен, но это достижение позорно, по мнению автора.
  3. Также автор говорит о подлинном и ложном признании . Поэт должен творить «без самозванства», его место оценит история, а не он сам. Не стоит приписывать себе значимость, которой нет на самом деле, ведь бессмысленно оставлять за собой кипу бумаг, если ты так ни кем и не отозвался в памяти людей.
  4. В стихотворении можно проследить тему поиска себя , своего стиля, своего направления. Только шагая в неизвестность, в новые просторы по зову будущего, можно сотворить что-то по-настоящему значимое.
  5. Также важна тема скромности: нужно относиться к себе и окружающим без тщеславного желания пустить пыль в глаза. Даже неоспоримые достоинства необходимо признавать без лишнего бахвальства.
  6. Кроме того, в стихотворении важную роль играет проблема славы . Многих художники не выдерживают испытания успехом и признанием, а ведь так важно всегда оставаться собой, не придавая значения легковесной и непостоянной любви толпы.

????Быть знаменитым некрасиво

Славу каждый переносит по-разному – кто-то одевает доспехи гордыни, другой старается пройти мимо лавров незаметно, не отвлекаясь от служения музе. Ко второму типу относил себя Борис Пастернак, не принимающий известности, считая творчество, а не знаменитость целью.

Эта позиция хорошо просматривается в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», анализ которого я и предлагаю. Уже во втором четверостишье Пастернак чётко обрисовывает цель творчества:

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех.

Позиция Пастернака в творчестве

Без самоотдачи знаменитость растает, как лёд под июльским солнцем – разовые лавры нельзя примерять долго, а лучше вообще пройти мимо них.

Стихи написаны в 1956 году, за два года до Нобелевской премии, не столько для читателей, сколько для коллег по цеху.

Многие из них гонятся за известностью, как кот за мышью, теряя в этой беготне идеалы и размазывая себя во времени. Скорое вручение премии подтверждает правоту поэта.

Пастернак жил сложной жизнью, стараясь не поступаться идеалами и не закрываться в раковину самодостаточности. Именно Пастернак заступился за мужа Ахматовой, когда тот был арестован и никто не подавал голоса в его защиту. Борис Леонидович написал несколько стихотворение Сталину, а после попал в опалу, которая отразилась на стилистике творчества.

Эти моменты  важны для глубокого анализа строк, так как помогают понять жизнь Пастернака и те условия, в которых строки пишутся. В стихотворении «Быть знаменитым» поэт выражает своё мнение насчёт знаменитости и делится им с коллегами по поэтическому цеху.

Он не обвиняет их, не указывает путь, а просто выражает своё мнение, которое он перенёс на свою жизнь. Автор призывает жить честно, работать на максимуме самоотдачи и не почивать на лаврах.

По мнению Бориса Леонидовича, жизнь и творчество неразрывны – нельзя поступать подло, но быть великим поэтом!

Вызывают интерес строки:

  • Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы
  • Ты сам не должен отличать.

Много будет тех, кто попытается скопировать путь знаменитости, взять её мысли и идеи, изложив их в своей форме. Это плагиат и не надо на него обращать внимания, выиграл ты или проиграл в битве творчества, решит будущее. Не стоит самому относить себя к лику гениальных людей – суд свершит день завтрашний.

Жить до конца

Самое важное, самое сокровенное, Пастернак оставил на последнее четверостишье:

  1. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только,
  2. Живым и только до конца.

Самое главное в творчестве – оставаться живым и не отступаться от пути под влиянием внешних обстоятельств.

Оставаясь человеком в первую очередь, можно быть и хорошим поэтом, став плохим человеком, нельзя рассчитывать на восторг публики.

Идти по жизни с поднятой головой, не прятать стыдливо взгляд, ошибаться, исправлять ошибки и идти дальше с открытым забралом, не снижая самоотдачи в творчестве при успехе – вот основной посыл стихотворения.

Анализ коротко

Написано стихотворение «Быть знаменитым…» в 1956 году, а его главная тема – это взгляд героя на жизнь, на её правила и сущность поэта. Произведение делится на три части:

  1. Что такое цель творчества.
  2. Какой должна быть жизнь поэта.
  3. Как прийти к бессмертной славе.

Написаны строки в жанре философской лирики и сочетают в себе несколько стихотворных размеров – от ямба до спондея и пиррихия. В качестве элементов выразительности Пастернак использует эпитеты (живому следу, жизни целой и единой долькой, метафоры (быть притчей на устах у всех, оставлять пробелы в судьбе) и литературные сравнения (как прячется в тумане вечность).

Текст

Быть знаменитым некрасиво.Не это подымает ввысь.Не надо заводить архива,

  • Над рукописями трястись.
  • Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,
  • Быть притчей на устах у всех.
  • Но надо жить без самозванства,Так жить, чтобы в конце концовПривлечь к себе любовь пространства,
  • Услышать будущего зов.
  • И надо оставлять пробелыВ судьбе, а не среди бумаг,Места и главы жизни целой
  • Отчеркивая на полях.
  • И окунаться в неизвестность,И прятать в ней свои шаги,Как прячется в тумане местность,
  • Когда в ней не видать ни зги.
  • Другие по живому следуПройдут твой путь за пядью пядь,Но пораженья от победы
  • Ты сам не должен отличать.
  • И должен ни единой долькойНе отступаться от лица,Но быть живым, живым и только,
  • Живым и только до конца.

Читает Михаил Казаков

Отлично выражает смысл стихотворения Михаил Казаков, послушать которого и предлагаю напоследок.

Ссылка на основную публикацию