Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 31.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 31.

Пушкин с определенного возраста часто размышлял, что живет не так, как желал бы – и стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” стало плодом этих раздумий.

Чтобы понять, как сам автор относился к себе, просто прочесть его недостаточно – для этого может использоваться краткий анализ “Брожу ли я вдоль улиц шумных” по плану.

Он поможет ученикам 10 класса, изучающим творчество поэта на уроке литературы, лучше понять смысл произведения.

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.
  • История создания – написано оно было в 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном варианте эти размышления значительно смягчены.
  • Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

  1. Жанр – элегия.
  2. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.
  3. Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  4. Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Пушкин, хотя и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”.Существовало две редакции этого стихотворения – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а прямо говорил о том, как неотступно преследуют его мысли о смерти.

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в грустных размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте ни оказался лирический герой, всё в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления о времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Написано произведение четырехстопным ямбом, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая представляет собой печальные раздумья о жизни и смерти. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли.

  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединённый”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчёркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой темой. Они подчёркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придёт и за ним.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 31.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 19/19

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Гость завершил

Тест «Судьба человека»с результатом 11/12

Гость завершил

Тест «Гамлет»с результатом 10/15

Гость завершил

Тест по Германиис результатом 13/20

Гость завершил

Тест на тему “Все морфемы”с результатом 7/10

Гость завершил

Тест «Бедная Лиза»с результатом 9/11

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 19/19

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» | Литерагуру

Наверное, одним из самых популярных и самых неразрешимых вопросов человечества является вопрос о смысле жизни. Все мы каждый день погружаемся в будничную суматоху: работа, дом, учёба. И в этом вихре нам некогда размышлять над вечными вопросами бытия.

Но стоит нам остановиться на миг, оглянуться вокруг, как эти самые вопросы встают перед нами неразрешимой громадой.

Ощущения человека, который пытается постичь природу мироздания и тайну своей судьбы, прекрасно передал великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин, в своём произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было создано поэтом в 1829 году. К этому времени автору исполнилось 30 лет. Уже состоявшийся как художник слова, Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни.

Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. Всё чаще Александр Сергеевич начал обращаться к философской проблематике.

И 1829 год богат на произведения такого рода.

Напечатано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» в 1830 году в «Литературной газете». В первой редакции произведение носило более прямой посыл. Автор писал, что мысль о смерти его преследует, где бы он ни находился. В заключительном варианте мотив неизбежной смерти смягчён, автор дал место светлым чувствам вечности жизни, ведь поэт живет в сердцах людей столетиями.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» относится к философской лирике. Здесь автор затрагивает вечные вопросы жизни и смерти. Жанр произведения, характерный для направления «романтизм», в русле которого отчасти творил Пушкин, — элегия. В тексте мы видим глубоко личные переживания и размышления героя, проникнутые мотивом грусти.

Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передаётся через ритмический строй произведения. А.С. Пушкин использует перекрёстный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. Размер произведения – четырёхстопный ямб с пиррихием. Подобный «строй» стиха помогает читателю погрузиться во внутренний мир лирического героя, действуя на него как некий транс.

Композиция

Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.

Состоит стихотворение из восьми четверостиший:

  1. В первых четырёх катренах лирический герой рассказывает, что при любом действии, где бы он не находился, его мучит один вопрос – конечность всего живого, в первую очередь конечность его жизни.
  2. Во второй части, последние четыре катрена, герой как бы смиряется с неизбежной смертью. Он уже думает о том, как и где это произойдёт. Его успокаивает то, что жизнь сама по себе продолжится дальше, она бесконечна, а значит — сильнее смерти.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее.

Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия.

Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится.

В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет.  Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков.

Читайте также:  Краткая биография а. с. грибоедова: самое главное и основное

Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Темы и проблемы

  • Философская тематика произведения заставляет читателя задуматься о многом. Мы начинаем иначе осмыслять свою жизнь. Основная тема стихотворения — вопрос о бытие и смерти, который лирическим героем разрешается в пользу первого. Все мы найдем продолжение в своих потомках, ничто и никто не пройдет бесследно.
  • Кроме темы бесконечности жизни, в произведении автор затрагивает и проблему судьбы. Так, лирический герой гадает, где же ему суждено найти смерть. То есть человеческое будущее — потёмки, ты никогда не знаешь, что будет с тобою завтра. Отсюда вытекает тема тайны будущего, которую каждый человек хочет, но не может узнать.
  • Также автор обращается к теме родины. Лирический герой смиряется со смертью, но у него есть одно единственное желание, чтобы вечным сном он заснул в своей стране. Это говорит о том, каким патриотом был сам автор. Несмотря на напряженные отношения с властью, откровенную враждебность царя и неприятие социальной действительности самим поэтом, Александр Пушкин любил отечество и болел за него душой.

Идея

Главная мысль стихотворения заключается в том, что бытие не имеет конца. В глобальном смысле смерть — лишь этап смены одного поколения другим. Жизнь бесконечна, как бесконечна природа, её красота, как бесконечно само человечество. Старое дерево отмирает, но на его месте вырастают новые деревца, которые вытянулись из его семян.

Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни.

Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие.

Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.

Средства художественной выразительности

Поэт раскрывает сложную тему жизни и смерти с помощью различных средств художественной выразительности. Одним из ключевых становится антитеза: смерть противопоставляется  жизни, внешняя сторона бытия героя — его внутренним переживаниям, конечность человеческой жизни — бесконечности природного мира.

Кроме того, автор использует такое синтаксическое средство, как риторические вопросы, что характерно для философской лирики. Так как именно вопросы заставляют лирического героя размышлять, приходить к какому-либо выводу.

Также поэт включает в своё произведение метафоры («патриарх лесов»), олицетворения («равнодушная природа»), эпитеты («многолюдный храм», «вечны своды»). Всё это помогает передать контраст между внешней и внутренней жизнью героя.

Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Краткий анализ стихотворения «Брожу ли я…» по плану

1. История создания

Когда читатель знакомится с пушкинскими стихами «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», его невольно охватывает ощущение бренности жизни.

Действительно, с определенного времени в душе величайшего русского поэта назревал глубокий кризис.

Александр Сергеевич все яснее и яснее ощущал, что живет совсем не так, как хотел бы, что вся судьба складывается иначе, чем ему представлялось.

Результатом таких размышлений стали многочисленные произведения, в которых автор пытается осознать свою действительность, изложить собственные душевные переживания. Конечно, огромное внимание в них уделялось и вопросу смерти.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» можно смело отнести к подобным произведениям. Причем, изначально автор излагал свои мысли о бренности всего сущего более откровенно и даже жестко, но потом отредактировал текст, заметно смягчив его содержание.

Стихотворение он написал в 1829 году.

2. Литературное направление

Произведение относится к реализму, но в нем можно уловить и нотки романтизма: одиночество лирического героя, частые мысли о смерти.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как лирическое стихотворение с уклоном в философскую лирику.

Это своеобразная попытка осмыслить один из самых серьезных вопросов бытия: жизнь и смерть, бренность существующего мира. Многие исследователи говорят, что перед нами элегия, написанная по канонам реализма.

5. Проблематика

В своем произведении автор затрагивает очень важную проблему, не раз поднимавшуюся многими философами, начиная еще со времен Античности:

  • суть жизни и смерти,
  • ощущение человеком конечности своего бытия,
  • страх перед неизбежной гибелью.

Кроме того, поэт пытается догадаться, что же именно ждет его в конце пути, и как это произойдет.

6. Тематика

Тема анализируемого стихотворения только одна: смерть, ее неизбежность и попытка понять это явление.

7. Идея

Многие исследователи считают, что Пушкин задолго до своей трагической гибели чувствовал, что она произойдет.

Будучи человеком суеверным, подверженным мистицизму, он одновременно и боялся смерти, и пытался ее понять, предугадать. Вот почему периодически в его творчестве появлялись подобные произведения.

8. Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.

9. Система образов

Автор вводит череду образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:

  • дуб, переживший отцов, настоящий «патриарх лесов»,
  • младенец, которому «время цвести», в то время как лирическому герою «время тлеть».

Во всем чувствуется неизбежность конца. Однако «у гробового входа младая будет жизнь играть», а это значит, что мир продолжит существовать.

Жизнь и смерть ходят рука об руку, и в этом заключается оптимистический посыл автора своему читателю. Во всяком конце кроется новое начало – вот в чем смысл этого пушкинского произведения.

10. Центральные персонажи

Как таковых, персонажей тут нет.

Перед автором проносится череда людей: «юноши безумные», младенец, но они необходимы лишь для осознания непростого бытийного вопроса.

Лирический герой смотрит на все, что его окружает, и думает: все тленно, от смерти никому не убежать. Каждый образ, вводимый в ткань стихотворения, служит для понимания и раскрытия этой мысли.

11. Лирический герой

  • Произведение написано от первого лица и отражает собственные мысли Пушкина.
  • Это именно он пытается осознать бытие, размышляет о бренности всего сущего в этом мире, хочет быть упокоенным в родных краях, а не где-нибудь на чужбине, и пытается предугадать собственную кончину.
  • Именно поэтому можно говорить, что лирический герой анализируемого стихотворения – художественная проекция личности самого Александра Сергеевича.

12. Сюжет

Как такового, сюжета тут нет.

Читатель просто знакомится с рассуждениями поэта на непростую тему, его взглядами и мыслями.

13. Композиция

  1. Стихотворение представляет собой философские рассуждения и бренности мира. Поэт сразу говорит, что где бы он ни находился, везде его преследуют мысли о смерти, причем не только самого себя, но и вообще любого человека:
  2. Я говорю: промчатся годы,
    И сколько здесь ни видно нас,
    Мы все сойдем под вечны своды —
  3. И чей-нибудь уж близок час.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея

Наверное, одним из самых популярных и самых неразрешимых вопросов человечества является вопрос о смысле жизни. Все мы каждый день погружаемся в будничную суматоху: работа, дом, учёба. И в этом вихре нам некогда размышлять над вечными вопросами бытия.

Но стоит нам остановиться на миг, оглянуться вокруг, как эти самые вопросы встают перед нами неразрешимой громадой.

Ощущения человека, который пытается постичь природу мироздания и тайну своей судьбы, прекрасно передал великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин, в своём произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Брожу ли я вдоль улиц шумных.История создания – написано оно было 1829 году и имеет два варианта написания, причем в изначальном лирический герой напрямую рассказывает о том, что он преследуем идеями о конечности жизни, однако же в окончательном эти размышления значительно смягчены.

Тема – неизбежность смерти, рассуждения о ней.

Композиция – произведение состоит из двух частей. Первая включает четыре строфы и целиком посвящена тому, что лирический герой размышляет о конце. Вторая рассказывает о ее времени и месте.

Жанр – элегия с элементами реализма.

  Анализ стихотворения «Письмо к женщине» (С. Есенин)

  • Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием, перекрестной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.
  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.
Читайте также:  Ремарк, Три товарища: анализ

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. »

Творческое наследие А.С. Пушкина велико и многообразно. Оно включает в себя поэтические произведения, посвященные различной тематике: мотивам свободолюбия, назначения поэта и поэзии, любви и дружбы. Огромное место в творчестве Пушкина занимает философская проблематика.

В лирике поэта 20 – 30-ых годов наблюдается борьба двух настроений: грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. У Пушкина оптимистические ноты неизбежно побеждают. Именно на этот период приходится расцвет реалистической лирической поэзии А.С.

Пушкина.

В элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) героем овладевают печальные раздумья о смерти как неумолимом законе и неизбежном конце жизни. Но размышления поэта заканчиваются мотивом победы жизни, успокаивающим душу поэта.

С этой элегией переплетаются и более поздние стихотворения Пушкина о «младой жизни», побеждающей смерть. Поэт хорошо понимает, что жизнь полна горя, забот и страданий, но он полон оптимистической веры в будущее. Сам поэт называет свою печаль «светлой».

  1. Жанр стихотворения «Брожу ли вдоль улиц шумных…» — элегия, то есть грустные размышления о жизни, судьбе, своем месте в мире. Основная тема этого произведения – тема бренности жизни:
  2. Я говорю: промчатся годы,
  3. И сколько здесь не видно нас,
  4. Мы все сойдем под вечны своды –
  5. И чей-нибудь уж близок час.

Стихотворение построено как монолог лирического героя. На это указывает форма глагола в 1 лице единственного числа («гляжу», «говорю», «мыслю»).

В этом произведении есть противопоставление: «улиц шумных» — «дубу уединенному». Образ «уединенного дуба» — один из главных в стихотворении и соотносится с внутренним миром лирического героя и самого поэта.

«Дуб уединенный» — это метафора божественной сути природы и человека.

Кроме эпитета «уединенный», поэт использует метафору «патриарх лесов», который «…переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов…»

Стихотворение построено на связи внутреннего мира героя с его ощущением внутренней отрешенности. Главный вопрос, который занимает главного героя:

И где мне смерть пошлет судьбина?

  Блок “Интеллигенция и революция” – краткое содержание

  • В бою ли, в странствиях, в волнах?
  • Или соседняя долина
  • Мой примет охладелый прах?
  • Герой пытается угадать знаки судьбы во время прогулок «вдоль улиц шумных», при посещении «многолюдных храмов», во время мечтаний и размышлений.
  • Все произведение проникнуто глубоким пониманием жизни, хотя авторская позиция не всегда бывает ясна:
  • Младенца ль милого ласкаю
  • Уже я думаю: прости!
  • Тебе я место уступаю.
  • Мне время тлеть, тебе цвести.

Лирического героя не радует вид младенца, его это настраивает на грустные мысли о смерти.

Но в этих строках поэт передает и ощущение вечности жизни, он придает жизни движение, в которой и заключен смысл бытия.

  1. Хочется отметить, что Пушкин почти всегда в своем творчестве писал про себя, про свою жизнь. Это ярко проявилось и в данном стихотворении, которое можно назвать духовным завещанием поэта:
  2. И пусть у гробового входа
  3. Младая будет жизнь играть
  4. И равнодушная природа
  5. Красою вечною сиять.

  Андрей Белов стихотворение Родина: краткий обзор, анализ

Хотя поэт и называет природу «равнодушной», в этих строках он утверждает ценность красоты, поэтому стихотворение, окрашенное в грустные тона, все же в финале оказывается светлым.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных. »

История создания

Пушкин, хоть и был к тридцати годам уже известным поэтом, не воспринимался светским обществом всерьез. К тому же из-за финансовых проблем он вынужден был вместо того, чтобы заниматься творчеством, ходить на службу, которую ненавидел. Все это навевало на поэта достаточно грустные размышления, которые он и воплотил в стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных”.

Написано это произведение было в 1829 году и уже в следующем, 1830-м, увидело свет в “Литературной газете”. Существовало две редакции этого стихотворение – в окончательной Пушкин смягчил прямолинейные формулировки из первой, когда лирический герой не намекал, а сразу говорил о том, как неотступно преследую его мысли о смерти.

Образы и символы

В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее.

Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия.

Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.

Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится.

В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков.

Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.

Тема

Несмотря на то, что посвящено произведение рассуждениям о неизбежной смерти и на первый взгляд кажется мрачным, на деле оно достаточно оптимистично. То есть несмотря на то, что смерть человека печальна, это не означает, что тление торжествует. В итоге жизнь продолжается через вечное возрождение природы и следующие поколения.

Пушкин, будучи большим жизнелюбом, даже в тоскливых размышлениях говорит о том, что смертность всего живого только оттеняет великую красоту жизни.

Темы и проблемы

  • Философская тематика произведения заставляет читателя задуматься о многом. Мы начинаем иначе осмыслять свою жизнь. Основная тема стихотворения — вопрос о бытие и смерти, который лирическим героем разрешается в пользу первого. Все мы найдем продолжение в своих потомках, ничто и никто не пройдет бесследно.
  • Кроме темы бесконечности жизни, в произведении автор затрагивает и проблему судьбы. Так, лирический герой гадает, где же ему суждено найти смерть. То есть человеческое будущее — потёмки, ты никогда не знаешь, что будет с тобою завтра. Отсюда вытекает тема тайны будущего, которую каждый человек хочет, но не может узнать.
  • Также автор обращается к теме родины. Лирический герой смиряется со смертью, но у него есть одно единственное желание, чтобы вечным сном он заснул в своей стране. Это говорит о том, каким патриотом был сам автор. Несмотря на напряженные отношения с властью, откровенную враждебность царя и неприятие социальной действительности самим поэтом, Александр Пушкин любил отечество и болел за него душой.

Композиция

Стихотворение условно подразделяется на две равные части по четыре строфы в каждой. Первая построена таким образом, что в каком бы месте не оказался лирический герой, все в итоге приводит его к мыслям о смерти. Вторая часть также посвящена этой теме, но в ней сосредоточены размышления и времени и месте этого события.

Рассуждения, которым предается поэт, последовательны. Мысль развивается от размышлений о смерти конкретного человека до глобальной идеи смертности и возрождения всего живого. Причем лирический герой говорит о том, что даже после неизбежного увядания остается нечто дорогое и вечное.

Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…»

13 февраля 2013

Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году с удивительной чёткостью и правдивостью раскрывает положение России того времени.

Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.

Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.

Прежде, в своих произведениях, таких как «Медный всадник», Пушкин говорил о двух обличиях Санкт-Петербурга. Теперь же речь зашла о третьем лике – лик купеческий и чиновно-дворянский.

В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.

Читайте также:  Женщины в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.

Пушкин обнажает лицемерие и фальшь воздыханий и скорби, по умершим.

Так он говорит «амурный плач вдовицы», которая пускает скупую слезу на могиле собственного «мужа-рогача», которого она обманывала ещё при жизни.

В своём описании кладбища автор жесток и безжалостен ко всей лжи, что обитает в этом месте. Пушкин показал печальный и гнусный финал, не менее печальной и гнусной жизни столичных франтов.

В свою очередь образ деревенского кладбища совершенно отличается от того, что мы видим в первой части стихотворения. Кладбище в деревне не такое нарядное, но это заменяет ему его величественность. Здесь «почивают мертвые» — там «гниют мертвецы столицы». И самое важное – деревенское кладбище не лишено жизни.

Смерть там иная, будто смерть-перевоплощение. Кладбище столицы заставлено бездушными мраморными памятниками, холодными могильными плитами, а над кладбищем деревенским – раскинулся могучий дуб, спокойный и величественный. Он будто является продолжением жизни всех погибших здесь людей.

Ещё Герцен отмечал, что в лирике Пушкина – «биография его души». Каждое новое стихотворение автора раскрывало его с новой стороны и показывало всю многогранность и глубину души великого русского поэта.

Жанр

Это классическая элегия с реалистичными мотивами, которая посвящена печальным раздумьям. Лирический герой, думая о конце жизни, внутренне смиряется с этим.

Написана она четырехстопным ямбом с пиррихием, причем стремление автора к созданию четкого ритмического рисунка очевидно. Пушкин использует перекрестную рифмовку, чередуя при этом мужскую и женскую рифму. Все это придает элегии характер рассуждения, делает ее способом обретения душевного покоя как для самого поэта, так и для читателя.

Художественные образы

В произведении противопоставляется жизнь смерти. Это выражено метафорами и эпитетами.

  Анализ стихотворения Еду тихо слышны звоны Есенина

К жизни можно отнести следующие: «шумные» улицы, храм «многолюдный», «бездумные» юноши, «уединённый» дуб, предел «милый», «младая жизнь», вечная краса, «милый» младенец.

Метафорой жизни является обращение к младенцу: ему – время цвести, а лирическому герою – тлеть.

Для смерти использованы другие эпитеты: «вечные» своды, «забвенный» век, «охладелый» прах, тело «бесчувственное», вход «гробовой», природа «бесчувственная».

Когда поэт называет юношей безумными, то он хочет подчеркнуть, что каждый человек должен думать не только о радостях жизни, но и мыслить о неизбежно грядущей смерти. Этим он раскрывает идею элегии: научиться сопоставлять каждый прожитый день с думой о смерти.

Для придания бо́льшей значимости эпитетам автор использует приём инверсии. Каждый эпитет он ставит после существительного, которое хочет особо выделить. Олицетворения и метафоры объединены движением быстротечной жизни к смерти, то есть к вечности. Элегия написана высоким стилем, который является традиционным для этого жанра.

На этом можно закончить разбор стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Анализ кратко был нами произведен.

Средства выразительности

Проникновенность этого произведения подчеркивается богатством выразительных средств, которые Пушкин использует для передачи своей мысли. Это:

  • Метафоры – “мне время тлеть, тебе цвести”, “промчатся годы”, “сойдём под вечны своды”, “смерть пошлёт судьбину”, “соседняя долина мой примет охладелый прах”, “ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать”.
  • Эпитеты – “улицы шумные”, “храм многолюдный”, “юноши безумные”, “дуб уединенный”, “младенец милый”, “предел милый”, “жизнь младая”, “краса вечная”, “век забвенный”, “охладелый прах”, “бесчувственное тело”.

Все они подчеркивают характерный для элегии высокий стиль и тем или иным образом связаны с описываемой тематикой. Они подчеркивают одну из основных мыслей произведения: каждый достигший зрелости человек должен не просто задуматься о смерти, но научиться жить с тем, что она придет и за ним.

Роль метафор и эпитетов

В произведении особая роль отведена эпитетам. Пушкин ставит их после существительного, намекая на их важность. Это относится и к фразам:

  • «гробовой вход» — могила;
  • «милый предел» — родина.

Олицетворенные метафоры являются образом скорой неминуемой смерти и быстротечности бытия. Особое внимание обращается на образ дуба, описанного, как «патриарх лесов».

Речь идет о долговечности жизни и в то же время о смертности. Однозначная метафора, выражающая жизнь, в произведении лишь одна — «младая жизнь у гробового входа».

Касательно природы, в этом произведении автор показал безразличие к ней. Скорее всего потому, что ей не страшна смерть, ведь с ракурса человека она вечна.

Пафос

Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.

Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.

Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» – анализ стихотворения А.С. Пушкина

Время на чтение: 4 минуты

Краткий анализ

Произведение написано в 1829 году в двух вариантах. В первом герой повествует о том, что его не покидает мысль о конечности жизни, и изложено это в жесткой форме. Но в окончательном варианте произведение смягчено. Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» выглядит следующим образом:

  • Тема — рассуждения о том, что смерти не избежать никому.
  • Жанр — философская лирика, реализм.
  • Композиция — стихотворение написано в двух частях. Сначала автор говорит о неминуемом конце не только для себя, но и для любого человека, а после уточняет, где и как хотел бы умереть.
  • Проблематика — в стихотворении затронуты вопросы о сути бытия и смерти, страха перед кончиной, ощущения и осознания того, что жизнь закончится. Пушкин пытается предугадать, каким будет конец его пути.
  • Тема — попытка понять и принять явление смерти.
  • Идея — исследователи утверждают, что Александр Сергеевич чувствовал свою смерть задолго до трагедии. Он был очень суеверным и верил в мистику, но в то же время боялся кончины и всячески пытался предугадать ее. Именно по этой причине в его произведениях появлялись подобные темы.
  • Размер — четырехстопный ямб.
  • Рифма — перекрестная.
  • Строфика — написан стих четверостишьями, которых всего восемь.
  • Актуальность — тема смерти актуальна во все времена, ведь люди смертны. Эти вопросы всегда будут волновать человеческое воображение.

Произведение лирическое и грустное. При этом заканчивается оно довольно оптимистично, не вызывая негативных, пессимистичных мыслей.

В произведении особая роль отведена эпитетам. Пушкин ставит их после существительного, намекая на их важность. Это относится и к фразам:

  • «гробовой вход» — могила;
  • «милый предел» — родина.

Олицетворенные метафоры являются образом скорой неминуемой смерти и быстротечности бытия. Особое внимание обращается на образ дуба, описанного, как «патриарх лесов».

Речь идет о долговечности жизни и в то же время о смертности. Однозначная метафора, выражающая жизнь, в произведении лишь одна — «младая жизнь у гробового входа».

Касательно природы, в этом произведении автор показал безразличие к ней. Скорее всего потому, что ей не страшна смерть, ведь с ракурса человека она вечна.

Персонажи и сюжет

Подробный анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц» показывает, что явных персонажей в нем нет. В тексте целая череда людей, младенец и юноши, но они нужны для того, чтобы читатель осознал вопрос бытия. Людям приходят на смену другие люди, и жизнь продолжается.

Лирический герой смотрит на свое окружение с мыслями о том, что кончины не избежать никому, и каждая деталь и образ раскрывает это философское рассуждение.

Стихотворение написано от первого лица, то есть оно полностью отражает состояние души и мысли поэта А. С. Пушкина. Он рассуждает о том, что все в нашем мире бренно, и выражает свое желание умереть в родном краю, пытаясь предсказать собственную смерть.

С уверенностью можно сказать, что лирический герой, описанный в стихотворении, — это и есть сам Александр Сергеевич. Читатель должен научиться принимать смерть и осознавать ее, ведь никто не сможет этого избежать. Одно поколение приходит на смену другому — это закон жизни.

Ссылка на основную публикацию