Анализ романа Сервантеса «Дон Кихот»

Роман «Дон Кихот» был написан испанским писателем Мигелем де Сервантесем Сааведра. В произведение повествуется о невероятных приключениях одноименного персонажа. Дон Кихот — странствующий рыцарь с искренними и честными намерениями. Однако на своём пути герой попадает в нелепые ситуации, из которых будет стараться найти выход.

Смысл названия книги «Дон Кихот»

Произведение «Дон Кихот» рассказывает о герое, который шёл к своим идеалам. Внешний облик, материальное положение, статус не имели для него никакого значения.

Почему же автор назвал свою книгу «Дон Кихот»? Это имя главного персонажа. Дон Кихот — многогранная интересная личность с чистыми помыслами. В нем сочетаются доброта, внутренняя сила и наивность.

Несмотря на нелепость его подвигов, герой вызывает восхищение у читателей.

Смысл произведения «Дон Кихот»

Нелепый высокий Дон Кихот и его коротышка-слуга отправились в увлекательное путешествие. Глупые ситуации, комичные приключения. Кажется, ничего интригующего и вдохновляющего. Но это только на первый взгляд. Два героя стали национальными любимцами.

Произведение «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса — своеобразная пародия на рыцарские романы, которые были распространены в литературе Испании XVI века. В этих книгах авторы воспевали великие подвиги рыцарей. Однако действующие лица были вымышленными.

События, описываемые в романах, не имели ничего общего с действительностью.

У главного героя произведения «Дон Кихот» была цель. Он хотел стать настоящим рыцарем, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался. Персонаж словно поместил себя в воображаемый мир, в котором так и остался жить. Слабые обездоленные люди должны находиться под защитой отважных рыцарей. Вершить справедливость — то, к чему стремился Дон Кихот.

Однако внешний вид новоявленного рыцаря вызывает лишь усмешку. Медный таз на голове, тощий конь, старые, видавшие виды доспехи. Именно в таком облике Дон Кихот отправился совершать подвиги. Когда читатель знакомится с первой частью романа, на его лице невольно появляется улыбка.

Кто же этот странный персонаж: благородный рыцарь или человек, который сошёл с ума.

В произведении прослеживается противоречивость в действиях героя. Несмотря на то, что Дон Кихот хочет казаться отважным, неустрашимым и решительным, в душе он очень добрый и ранимый. Он искренне желает помогать тем, кто в этом нуждается.

Подвиги героя нелепы. Но он творит их с серьёзным лицом, словно от него зависит жизнь людей. Персонаж не боится показаться смешным и нелепым. Дон Кихот не отступает, даже когда силы противника превосходят его.

Но в большинстве случаев опасность оказалась мнимой.

Дон Кихот является олицетворением благородства, великодушия и справедливости. Он глубоко не согласен с тем, что людей заковывают в цепи. Персонаж всеми силами старается освободить тех, кого повели на каторжные работы.

Но спасённые им люди не оценили подвига Дон Кихота. Преступники оказались безжалостными и циничными. Однако для героя это не имело значения.

У него было правило: свобода — то, что принадлежит каждому человеку, и никто не может ее отнять.

Смысл финала произведения «Дон Кихот»

Произведение «Дон Кихот» имело оглушительный успех. Споры вокруг персонажей книги не утихают до сих пор. Роман принёс своему создателю мировую славу. Шуточные сцены переплетаются с глубокими осмысленными эпизодами. Несмотря на комичный образ, Дон Кихот борется за свободу каждого персонажа. Человечность, добродетель, открытость — то, что должно стоять на первом месте.

Кончина главного героя стала поучительной. Дон Кихот долго странствовал. Однако он вернулся к своему былому образу. Оглядевшись, посмотрев назад, персонаж с ужасом осознал, как сильно он заблуждался. С горечью и печалью Дон Кихот признался, что все произошедшее с ним было безумием. Ранее он словно находился в иллюзорном мире и внезапно попал в суровую реальность.

Пелена спала с его глаз. Дон Кихот разочарован и подавлен. Он просит прощение за свои действия. Читателю симпатичен образ героя. Высокие идеалы, стремление помогать людям, желание добиться справедливости подкупают.

Смысл финала произведения «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса заключается в том, чтобы каждый читатель понял, какие ценности являются истинными, а какие ложными.

Анализ романа Дон Кихот Сервантеса сочинение – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Произведение относится к позднему творчеству писателя, созданное в его последние годы жизни.

По жанровой направленности произведения является рыцарским романом.

Главным героем романа является Алонсо Кихан, представленный в образе пятидесятилетнего мелкого дворянина, увлекающегося чтением произведений о рыцарях.

Герой является бедным идальго, настолько проникнувшегося в сюжеты любимых произведений, ставших причиной его помешательства в виде желания испытать приключения в образе странствующего рыцаря, сменившего собственное имя на Дона Кихота, выбравшего даму своего сердца, являющуюся крестьянкой в соседнем селе.

Он выбирает себе оруженосца и отправляется на встречу приключениям, мерещившимся ему везде в виде сказочных принцесс, великанов и чудовищ.

Герой отличается отвагой и безрассудностью, верой в идеалы и стремлением изменить окружающий мир в лучшую сторону.

Своей целью Дон Кихот определяет оказание помощи слабым людям, защиту угнетенных и потерявших свободу.

При этом результатом всех положительных поступков героя является ущерб, причиненный именно ему, однако Дон Кихот отказывается это замечать, поскольку в его безумной голове укоренились идеальные мысли.

Для противопоставления писатель использует в романе второго главного героя в лице верного оруженосца Дон Кихота Санчо Панса, представленного в образе недалекого, но рационального, мудрого человека, понимающего бессмысленность затеи странствующего рыцаря. Герой представляется в романе ярким персонажем, напоминающим сказочных героев.

Еще одним персонажем произведения является идеал главного героя в лице Дульсинеи Тобосской, являющейся обычной крестьянкой, которую Дон Кихот видит всего один раз в жизни.

Однако для него она становится прекрасной дамой, любовь к которой вдохновляет героя на совершение подвигов в ее честь.

Включение в систему образов данного персонажа придает роману комический эффект, а также подчеркивает социальное неравенство в обществе.

Основной тематикой произведения является авторское рассуждение об идеале, показанное на примере глупого и неблагородного геройства, демонстрирующего комичную попытку Дон Кихота осуществить изменение мира к лучшему, несмотря на его собственные страдания. Также тематикой романа представляется социально-политическая проблема, возникающая на стыке двух цивилизаций в виде феодализма и нового времени, которая раскрывает тем несправедливости общественного устройства.

  • Отличительной особенностью произведения является описание широкой и правдивой картины реальной действительности в виде изображения людей различных сословий, дворян, крестьян, священников, солдат, бродяг, бандитов, вступающих в реальные общественные отношения.
  • Своеобразие романа состоит в представлении авторов своих героев не только умными и остроумными людьми, но и отличающими особой манерой мышления, определенным интеллектуальным обликом.
  • Смысловая нагрузка романа заключается в изображении бессмысленности старого жизненного уклада.

2 вариант

Произведение «Дон Кихот» сделало своего создателя Мигеля де Сервантеса известным на весь мир. Данный роман автор задумал создать как пародию на рыцарские романы, которыми в то время так сильно восхищались в Испании. Сам писатель во введении к роману отмечает, что главной задачей романа является пошатнуть авторитет рыцарских романов.

Так роман рассказывает об истории небогатого дворянина из Ламанчи, который слишком увлекался романами и поэтому лишился рассудка. Он представляет себя рыцарем, следуя героя одного из романов, хочет осуществить подвиги во имя превосходной дамы, защитить всех бедных и  оскорбленных.

Вместо оружия ему служат заржавелые обломки старой кольчуги, дряхлая кляча за коня, а оруженосец это простой крестьянин Санчо Панса. Что касается прекрасной дамы, то ею стала крестьянка Альфонса Лоренсо, которую он представил принцессой Дульсинея Тобоською.

Обыденные вещи и жизни кажутся ему препятствиями, которые он должен преодолеть. Например, ветряки ему показались великанами. Он постоянно попадает в какие-то передряги, от каких же сам и страдает.

После последней неудачи в дуэли с рыцарем Белого Месяца, Дон Кихот вернулся домой, серьёзно болеет и перед смертью понимает весь вред рыцарских романов.

Данным произведением Сервантес дал начало ранее не известному жанру, от которого началось формирование реалистичного романа в мировой литературе. Роман «Дон Кихот» нанес разрушительный удар рыцарскому роману и уничтожил его известность.  Испанский писатель далеко отшагнул от своего стартового задания.

В «Дон Киxoт» выражено испанскую социальную действенность XVI — XVII в., переломного периода, обусловленной политикой неограниченной монархии. В романе 669 героев, большое количество событий, в которых открывается обыкновенная жизнь испанской провинции и больших городов. Впервые было показано настоящая жизнь людей, общества.

Два главных героя это несостоятельный дворянин, считает себя рыцарем, и убогий сельский житель, который решился бить его оруженосцем. Эти образы зародили новый прием истинного изображения человека и настоящего мира.

В образе Дон Кихота объединились такие черти как смелость и слабость, мудрость и безумство, трагичность и комизм.

А Санчо Панса — наивный, хозяйственный и предприимчивый, он думает только о себе, ищет пользу во всем и мечтает о богатстве.

Сервантес чересчур верит в человека и в его силы, чтобы опускать руки.

И каким бы печальным ни был смысл романа, каким бы трагическим ни был конец, Сервантес все же оптимистичный, отважный и неунывающий.

В книге выражается вера в неиссякаемую мощь личности, способность бороться с суевериями и тщеславием, надеждой к трезвому познания действительности, создание новой прекрасной жизни на земле.

Анализ 3

Роман «Дон Кихот» относится к произведениям мировой литературы. Творение носит приключенческий характер. Востребованность первого тома основана на приключенческом жанре.

Роман имеет глубинный смысл и множество особенностей. Произведение имеет политический смысл. Многие читатели воспринимают роман как приключенческое произведение.

Автор протестовал против 2 краев – ветхого и нового циничного мира.

Читайте также:  Вся россия – наш сад (сочинение по пьесе чехова «вишневый сад»)

Главный герой Дон Кихот по имени Алонсо Кехано играют особую роль в романе. Герой считается неразумным и храбрым воином, который всегда приходил на помощь угнетенным людям. Его старания приносили только вред. Поглощенный идеалами Алонсо не видел своих ошибок. Сервантес в романе рассмотрел несколько тем:

  • Главной темой романа считается идеал. В произведении автор показал геройство в качестве глупого занятия. Замысел автора подтверждается поступками Дон Кихота.
  • Социально-политическая тема, выраженная во времена феодализма и современного мира. Автор выступал против феодализма и не радовался за новую систему правления. Автор показал, что бедные люди намного честнее, чем аристократы.
  • Тема назидания. Сервантес показал читателям, к чему приводит слепая вера и необдуманные действия. Сервантес поддерживал гуманистическое мировоззрение.
  • Кроме тем, автор затронул несколько проблем. Первая проблема – это совместимость материального и настоящего мира. С каждым миром герои романа встречаются на своем пути. Вторая проблема это несправедливость общественной системы и правления. В 2 томах произведения автор очень детально описал мироустройство начала 17 столетия. В романе есть персонажи, принадлежащие к разным сословиям.

    Вначале автор хотел показать бессмысленность старого мира. К такому замыслу относится феодализм с бесправием и нищетой, также рыцарскими традициями. Такие проблемы тесно связаны с политической темой, которая волновала автора. При создании романа автор затронул философские аспекты жизненного бытия. Роман был популярен при жизни Сервантеса.

    С момента издания прошло уже 400 лет. Большую часть романа занимают странствия и увлекательные путешествия Дон Кихота и Санчо Пансы. Гениальный автор наделил каждого героя остроумием и разумом, манерой мыслить и интеллектуальными способностями. Основной герой Алонсо всегда рассуждал о возвышенности духа.

    Он произносит старомодные, но в то же время торжественные речи.

    Дон Кихот живет в рыцарских иллюзиях и мечтах. Герой представляет, как его любимая дама проживает во дворце. Он верует в искренность рыцарских произведений. На самом деле герой верит в то, что не существует.

    В образе Дон Кихота Сервантес отразил бескорыстное стремление рыцаря защищать слабых людей ради добра и верности. Ради личных идеалов Дон Кихот готов на любые жертвы и всегда показывает большую смелость.

    Его старания вызывают у читателей настоящее уважение, несмотря на вред от помощи рыцаря.

    Картинка к сочинению Анализ романа Дон Кихот Сервантеса

    ПредыдущаяСледующая

    "Дон Кихот": анализ произведения Сервантеса – Сервантес М. Зарубежная литература

    Величайшим созданием Сервантеса является его знаменитый роман под названием «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Очевидно, первая часть романа была, в основном, готова в 1604 году и уже тогда известна в рукописи. Опубликована она была в 1605 году.

    Вторая часть произведения «Дон Кихот » Сервантеса вышла из печати в 1615 году. В прологе к первой части романа автор пишет, что цель его книги — уничтожить влияние рыцарских романов. К концу XVI века эти романы, ставшие чем-то вроде лубочных книг для народа, приобрели широкое распространение. О популярности их свидетельствуют многочисленные анекдоты и факты.

    Так, рассказывают, что один дворянин, возвращаясь домой, встретил жену и детей, которые со слезами на глазах шли ему навстречу. На его вопрос, что случилось, они ответили: «Умер Амадис».

    Известен рассказ о студенте из Саламанки, который, читая рыцарские романы, приходил в неистовство и размахивал в воздухе шпагой. Наконец, герой третьего такого анекдота, начитавшись рыцарских романов, разделся и начал изображать из себя обезумевшего рыцаря Роланда.

    Увлечение рыцарскими романами — одно из ярких проявлений идейной отсталости, которая была характерна для представителей разных слоев Испании той эпохи.

    Мигель де Сервантес выступает против прославления отживших рыцарских идеалов, против авантюрного духа этих оторванных от жизни романов, а также против литературной посредственности и безвкусицы этих произведений.

    Сервантес задумал свое произведение как пародию на рыцарские романы. Само построение его также пародирует рыцарский роман.

    Герой книги – бедный идальго Алонсо Кихана с таким увлечением читал рыцарские романы, что помешался, решил стать странствующим рыцарем и отправился искать приключений.

    Имя Дон Кихот, которое избрал себе герой произведения, происходит от части рыцарского вооружения — набедренника.

    Кличка, которую он дал своему коню Россинанте,— также смысловая. «Росин» значит «кляча», «анте» — «прежде». Россинанте — «бывшая кляча».

    Даму свою — крестьянку из соседней деревни — Дон Кихот назвал Дульсинеей Тобосской. Слово «дульсе» значит «сладкая». Оно близко к простонародному Альдонса. Местечко Тобосо славилось производством горшков. Общий смысл созданного имени нечто вроде «принцесса из Калуги», «инфанта из Торжка».

    Оруженосец Дон Кихота,— недалекий мужичок из соседней деревни, которого он прельстил обещанием сделать губернатором одного из завоеванных островов. Имя Санчо пришло из поговорки: «Там Санчо едет на своем осле». Поговорка подсказала Сервантесу образ, фамилия «Панса» означает «брюхо» и удачно дополняет имя.

    Создав своих персонажей, Сервантес пустил их странствовать по реальной Испании. Он хотел показать, к чему ведет увлечение рыцарскими романами.

    Под влиянием этих нелепых историй Дон Кихот принимает мельницы за великанов, стада овец за армии, трактиры за замки, проституток за принцесс.

    Глупые и смешные положения, в которые попадают герой и его оруженосец, должны доказать, что рыцарские романы — неправдоподобные истории, далекие от испанской действительности.

    По самой художественной задаче, которую ставил перед собой Сервантес, «Дон Кихот» — книга реалистическая.

    Задача эта заключалась в том, чтобы заменить фантастическое представление о мире верной картиной жизни. «Дон Кихот» — переломное произведение в истории мировой литературы.

    Роман Сервантеса закладывает основы нового понимания реализма, которое получило развитие в литературе буржуазного общества.

    Роман дает необычайно широкую и правдивую картину испанской действительности. Перед нами проходят люди различных сословий и профессий: дворяне и крестьяне, священники и солдаты, купцы и бродяги, студенты и погонщики мулов, хозяева постоялых дворов и пастухи, комедианты и бандиты. Как подсчитал один исследователь, в романе выведено 669 персонажей. Какое разнообразие лиц и характеров!

    Заслуга Сервантеса состоит в том, что он расширяет понятие эстетического, вводит в свой роман и делает предметом искусства события и явления, которые с точки зрения аристократического вкуса считались низменными (любовь уродливой служанки Мариторнес и погонщика мулов, вошь, которую Санчо Панса нашел у себя на бедре, и многие другие явления и факты «низменного» мира).

    Поразительно проникновение Сервантеса в реальные социальные отношения. Так, например, он рассказывает, как герцог покрывал все грешки сына богатого крестьянина, потому что крестьянин давал герцогу деньги взаймы.

    Здесь отчетливо видны новые отношения между аристократом и богатым мужиком, складывавшиеся в XVII веке. Замечателен в романе образ крестьянина-поденщика, который приехал из другой местности и спозаранку вышел в поле с быками и плугом.

    Сервантес зорко подметил возникновение в Испании батрачества.

    Но в романе мы встречаем не только правдивые детали. Известно, что Сервантес создал в «Дон Кихоте» яркие типические характеры. Как возникает «типический характер» в романе Сервантеса? Автор обобщает, сгущает, подчеркивает, доводит черты до исключительной яркости.

    Типический характер оказывается у него исключительным, из ряда вон выходящим характером, типическое выступает в форме исключительного. Это относится прежде всего к Дон Кихоту. Это человек исключительного благородства, исключительной преданности своему идеалу, исключительной гуманности.

    И одновременно это человек исключительный в смысле полного отсутствия чувства реальности, не знающий даже, где находятся его друзья и враги, принимающий за врагов ветряные мельницы. Сервантес преувеличил беспочвенность Дон Кихота, сделал его восторженным сумасбродом, абсолютно не знающим реальной жизни.

    Реальные черты Дон Кихота преувеличены до исключительности. И благодаря этому возведены в степень типического. Если даже такой благородный человек, как Дон Кихот, из-за того, что он лишен чувства реальности, делает зло, значит донкихотство есть нечто объективно приносящее людям вред.

    Через преувеличение Сервантес подчеркнул и выявил типические черты и создал один из самых замечательных образов мировой литературы.

    Это относится и к типу Санчо-Пансы. Конечно это реальная фигура крестьянина. Но образ крестьянина дан обобщенно и рельефно, этот персонаж по яркости напоминает персонажей народного творчества, героев сказок. В тощей и длинной фигуре Дон Кихота Сервантес безошибочно воплотил черты далекого от реальности энтузиаста и одновременно последнего рыцаря, захудалого представителя отжившей эпохи.

    Наоборот, Санчо — простак и хитрец, человек, живущий земной реальной жизнью, он не случайно называется Панса, что значит «брюхо», не случайно круглый, плотный и разъезжает на приземистом осле.

    Санчо Панса — юморист, он лукав, остроумен, забавен, он по-своему умен и обладает своеобразным и не лишенным верности пониманием жизни.

    Санчо остроумен и мудр неизмеримо больше, чем крестьянин той эпохи.

    Но и речи Дон Кихота, несмотря на его безумие, тоже производят впечатление речей мудрого человека, в которых есть нечто от мудрости самого Сервантеса.

    Разговоры Дон Кихота и Санчо Пансы во время их странствий представляют собой замечательные места книги. Гениальность Сервантеса состоит в том, что он наделил каждого из своих героев не только умом и остроумием, но и своей особой манерой мыслить, своим особым интеллектуальным обликом.

    О чем бы ни говорили, ни беседовали, Дон Кихот всегда говорит, как Дон Кихот, Санчо Панса — как Санчо Панса. Дон Кихот рассуждает в возвышенном духе рыцарских романов, употребляет длинные и закругленные периоды, его речь несколько торжественна и старомодна.

    Ему в ответ звучит простоватая и грубоватая речь Санчо Пансы, его короткие рубленое фразы.

    Каких только вопросов они не разбирают, каких мудрых и глупых мыслей не высказывают! Эта смесь мудрости и безумия, глупости и трезвости, чепухи и глубокомыслия, которую мы встречаем в речах Дон Кихота и Санчо Пансы, заставляет нас задуматься: кто они такие — глупцы или мудрецы, безумцы или разумные люди?

    Читайте также:  Образ платона каратаева в романе «война и мир» (л.н. толстой)

    Источник: Штейн А.Л. История испанской литературы. – М.: Едиториал УРСС, 2001

    Дон Кихот: смысл, краткое содержание, анализ романа Сервантеса

    Дон Кихот давно стало именем нарицательным и даже те, кто не читал знаменитый роман Сервантеса, знают о ком идет речь. У большинства людей этот образ ассоциируется с нелепым, полусумасшедшим человеком, борющимся с ветряными мельницами.

    Но так считают только те, для кого после прочтения романа Дон Кихот смысл произведения остался непонятым. Значимость сочинения Сервантеса трудно переоценить. Книга содержит немало потаенных мыслей, которые поможет прояснить детальный разбор романа.

    Краткое содержание романа Дон Кихот

    Анализ произведения «Дон Кихот» следует начинать с краткого пересказа сюжета. События, описываемые в романе, происходят в Испании и охватывают разное время.

    Роман довольно объемный, состоит из 2 частей. Количество персонажей превышает 600 человек и охватывает разные слои общества – от аристократов до преступников и проституток. Но без знакомства с ключевыми персонажами романа Дон Кихот смысл произведения понять будет сложнее.

    Главные герои:

    • Алонсо Кехано – обедневший дворянин лет 50, взявший себе псевдоним Дон Кихот. Идеалист, мечтающий изменить мир, стремиться помогать слабым, защищать угнетенных.
    • Санчо Панса – крестьянин, ставший оруженосцем Дон Кихота. В отличие от рыцаря им движет жажда наживы и мечта стать губернатором острова.
    • Дульсинея Тобосская – воображаемая дама сердца рыцаря, в реальности простая деревенская девушка Альдонса Лоренсо.

    Первая часть

    Алонсо Кехано, проводивший много времени за чтением романов о рыцарях, по примеру любимых героев отправляется странствовать, мечтая совершить множество подвигов. В рыцари его посвящает хозяин таверны, после чего Алонсо берет себе имя Дон Кихот.

    Каждому рыцарю полагается дама сердца, которую новоявленный рыцарь назвал Дульсинеей Тобосской. По дороге герой подвергается избиению местными купцами, отказавшимися признать Дульсинею прекраснейшей дамой на свете.

    Дон Кихот вынужден вернуться домой, но через несколько дней вновь отправляется в дорогу, взяв с собой Санчо Панса, восседающего на осле.

    Во время странствий герой:

    • сражается с ветряными мельницами, приняв их за великанов;
    • освобождает похищенных принцесс, перевернув карету путешествующих дам;
    • побеждает войско врагов, состоящее из баранов;
    • освобождает каторжников, гонимых на галеры;
    • отбирает медный таз у цирюльника, приняв его за шлем.

    В результате всего этого по округе разносится слух о сумасшествии идальго Алонсо. К тому же у идальго возникают неприятности со стражниками из-за отпущенных каторжников и с цирюльником, требующим возмещения стоимости таза.

    Местный священник вместе с сельчанами, решив вернуть рыцаря домой, помещает его в клетку и передает в руки племянницы.

    Вторая часть

    Дон Кихот восстанавливает здоровье дома под наблюдением племянницы. Но мысль о рыцарских подвигах не оставляет его. Узнав от Санчо о выходе книги «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» герой решает вновь отправиться в дорогу вместе со своим верным оруженосцем.

    Перед походом рыцарю требуется благословение прекрасной Дульсинеи. Воспользовавшись тем, что идальго никогда видел свою даму сердца, Санчо выдает за нее простую, грубую крестьянку Альдонсу. Этим разочаровывает своего господина. Но этому находится объяснение – девушка стала жертвой злого колдуна.

    По дороге герои встречаются с автором книги о Дон Кихоте – Самсоном Карраско, представившемся Рыцарем Зеркал. Между мужчинами состоялся поединок, из которого герой выходит победителем.

    Интересно! Изначально Сервантес написал одну часть романа. Но после появления мнимого продолжения книги о хитроумном идальго Дон Кихоте, выпущенного неизвестным автором, писателю пришлось срочно издать 2 часть романа.

    Продолжив путешествие, герои попадают во дворец. Герцог и герцогиня, знакомые с книгой о Дон Кихоте, поначалу относятся к путешественникам уважительно. Но после начинают потешаться над странной парой.

    Покинув дворец, герои направляются в Барселону, где Дон Кихот вновь вступает в поединок с Карраско. В этот раз герой проигрывает битву и согласно условиям, выдвинутым победителем, возвращается домой.

    Вернувшись в деревню и прожив там какое-то время, рыцарь понимает, что был безумен и перед смертью вновь меняет свое имя на Алонсо Кехано.

    Смысл романа Дон Кихот

    При поверхностном чтении сюжет книги напоминает обычный приключенческий роман. Но при более вдумчивом прочтении приходит понимание того, насколько серьезен в романе Дон Кихот смысл сюжета.

    Причем можно выделить сразу несколько важных тем, спрятанных автором настолько глубоко, что не всем удается разглядеть их. И в первую очередь это социально-политическая тема, придающая приключенческому роману «Дон Кихот» нравственный смысл.

    Автор выступает против несправедливости общественного устройства и угнетенности низшего сословия. Поэтому в его романе больше внимания уделено жизни бедного люда – крестьян и даже разбойников. В лице главного героя, пытающегося защитить обездоленных и слабых, Сервантес показывает свое стремление сделать мир лучше.

    Интересно! Сервантес после ухода с военной службы сильно нуждался и вынужден был продать права на книгу издателю. Из-за этого писатель остался без вознаграждения, несмотря на то, что роман стал бестселлером.

    Роман наполнен метафорами и иносказаниями. И даже такая комичная на первый взгляд ситуация, как сражение Дон Кихота с ветряными мельницами, содержит аллегорический смысл, намекающий на то, как часто люди ненужной суетой заменяют действительно значимые события.

    Символический смысл заложен и в самом названии книги – «Дон Кихот». Имя главного персонажа – это символ личности, в котором внутренняя сила сочетается с наивностью и добротой. И главные его победы не физические, а моральные, душевные, совершенные во имя высоких принципов.

    В чем суть концовки

    Финал «Дон Кихота» довольно непредсказуемый и содержит философский смысл. Рыцарь возвращается домой, отказавшись от дальнейших подвигов, и становится обычным пастухом.

    Пелена спадает с глаз бедного идальго. Из иллюзорного мира он вновь попадает в суровую реальность. Герой начинает осознавать, насколько сильно заблуждался.

    Алонсо с горечью признает, что в этом мире нет места рыцарству. Разочарованный герой впадает в горячку и тихо умирает в своей постели.

    Такая концовка наводит на мысль, что смысл романа Дон Кихот – это напоминание о том, что реальная жизнь отличается от сказок. Нужно жить собственной жизнью, а не стремится повторить чью-то.

    Смысл, который пытался донести Сервантес через образ Дон Кихота – это то, что нужно уметь соотносить свой внутренний мир (мысли, цели) с миром материальным. Необходимо считаться с законами действительности и реально оценивать свои поступки, иначе пользы от них не будет.

    «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», анализ романа Сервантеса

    Полное название книги – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Роман состоит из двух частей, изданных в 1605 и 1615 гг. Сервантес не собирался изначально публиковать вторую, но его вынудили к этому обстоятельства. Во-первых, Сервантес перестал получать доход от многочисленных изданий, так как продал свои права. Уже в 1613 г.

    Сервантес написал покровителю о скором выходе второй части романа о приключениях Дон Кихота. В 1614 г. вышло в свет мнимое продолжение романа «Вторая часть хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского», так называемый «Дон Кихот Авеньянеды». Сервантесу пришлось поторопиться с изданием, чтобы восстановить своё доброе имя.

    Вторая часть была названа «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи».

    Сервантес был не первым, кто создал пародию на рыцарский роман. Пародии эти о сошедших с ума и отправившихся путешествовать фермерах были очень популярны на рубеже веков. Да и современники Сервантеса могли поступить так же. Например, Лопе де Вега, бросивший семью и оставивший творчество ради военных подвигов.

    Литературное направление и жанр

    Испания рубежа 16-17 вв. – удивительный мир «удлинённого» средневековья. Все народы повзрослели, а испанцы остались детьми.

    Они долго воевали с арабскими завоевателями (реконкиста) и стали конкистадорами (завоевателями Америки).

    Их средневековое мышление стало причиной победы прогрессивного флота Англии над «Непобедимой армадой» в 1588 г., и сорокалетний Сервантес плакал, узнав об этом.

    Возрождение в Испании тоже было очень поздним, фактически, это был только 16 век. Вот так и получилось, что Сервантес смог соединить в своём романе мифы средневековья, идеи Возрождения и реалии Нового времени.

    Во времена Сервантеса Испания рыцарей и конкистадоров пришла в упадок, а былые подвиги остались только в памяти. Таким образом, «Дон Кихот» написан на сломе эпох. Это взгляд ренессансного человека на средневековое сознание, средневековую картину мира. Взгляд этот может быть только пародийным.

    Ренессансный человек хочет исправить несовершенный мир, о чём Дон Кихот прямо заявляет встречному: «Мой образ действий заключается в том, что я странствую по свету, выпрямляя кривду и заступаясь за обиженных». Так что герой – одновременно последний рыцарь средневековья и последний гуманист Возрождения. Он – олицетворение Испании, которая сама будто весь 16 век читала рыцарские романы.

    «Дон Кихот» первоначально задумывался как пародия на рыцарский роман. Жанр этот возник в 12 веке. Это были стихотворные эпические повествования о любви и подвигах во имя прекрасной дамы.

    Пародия состояла в том, что рыцарское сознание героя сталкивается с реалиями жизни и разбивается о них. И действительно, Дон Кихот после болезни будто стал другим человеком, признав свои идеи ложными.

    В изменении героя и состоит смысл современного романа.

    «Дон Кихот» стал первым романом в современном смысле этого слова. То есть до Сервантеса герои на протяжении всей новеллы, всего рыцарского романа оставались неизменными, с ними происходили какие-то внешние события.

    Исключение составляла античная трагедии, в которой герой менялся под влиянием трагических событий.

    В «Дон Кихоте», как в современном романе, Дон Кихот и Санчо меняются просто в обычной жизни, при этом их поступки и мысли влияют на мысли и поступки других героев.

    Читайте также:  Рецензия на книгу «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Кроме того, «Дон Кихот» – философский роман. В нём прослеживается, как идея, пусть и самая безумная, воплощается в жизнь и заражает других людей.

    Тема и проблематика

    Тема романа – жизнь современной Сервантесу Испании рубежа 16 и 17 в. В романе поднимается множество проблем. Это философские проблемы благих намерений, своевременного и несвоевременного, проблема рождения, жизни и смерти идеи. Философские проблемы тесно сплетены с социальными, например, с проблемой исторической относительности ценностей, с проблемой влияния и власти литературы,

    Сюжет и композиция

    Сюжет «Дон Кихота» – это путешествие героев, переживающих в пути приключения. До Сервантеса никто не соединял дорогу как сюжет и жизнь страны как тему. И путь героев – это реальные дороги Испании (а не вымышленные, как в рыцарских романах).

    То есть Сервантес описывает реальный мир, а герой видит не то, что видят его глаза. Этот мир и эти дороги были хорошо известны Сервантесу, ходившему по ним во времена как своей военной службы, так и интендантской (он закупал провиант для «Непобедимой Армады»).

    Порученный Сервантесу сбор королевских налогов тоже предусматривал путешествия.

    Итак, Дон Кихот, начитавшись романов, отправляется с оруженосцем Санчо Пансой в поисках приключений. Свои подвиги, такие как битва с великанами-мельницами или рыцарями-баранами, Дон Кихот совершает стихийно, пока не отбывает по рыцарской традиции епитимью на высокогорье, сознательно объясняя, что он «помешался без всякого повода» и безумствует ради своей прекрасной дамы.

    В первой части Дон Кихот совершает три выезда, и после каждого остаётся едва живым. Но живым! Сервантес не собирался убивать героя, это комической или трагикомический, но не трагический персонаж. Поэтому он легко выздоравливает и «как только немного придёт в себя, так сразу убежит».

    О третьем выезде автор якобы не смог собрать сведений, кроме того, что герой выезжал в Саргосу (место знаменитого поэтического турнира, на котором сам Сервантес как-то победил и выиграл три серебряные ложки).

    Во второй части Сервантес использует приём, который сегодня назвали бы постмодернистским: все герои второй части – одновременно читатели первой. Причём Дон Кихот и Санчо тоже читали первую часть и удивляются, откуда автор узнал об их разговорах. Дон Кихот считает, что автор всё видит, как волшебник. А автор-волшебник радуется популярности своих героев.

    С героями, получившими известность и популярность, ведут игру остальные герои второй части, которые не стали жертвой «виртуального мира романов». Так герцог выполняет обещание, данное Дон Кихотом Санчо, и делает Санчо Пансу губернатором города Баратария.

    Дальше события развиваются по законам мира Дон Кихота: он даёт напутствия Санчо, и тот целую неделю управляет городом, воплощая идеи господина. Конечно, никто не подчинялся этим идеям.

    В конце концов Санчо избивают будто бы несметные полчища врагов, и он убегает из города «голяком», тем подтверждая, что правление было честным.

    Изначально мистификация задумывалась как средство излечить Дон Кихота от его безумия. На смертном одре герой отрекается от своих фантазий: «Поздравьте меня, дорогие мои: я уже не Дон Кихот Ламанчский, а Алонсо Кехана, за свой нрав и обычай прозванный добрым».

    Исследователи сравнивают композицию романа с кругами на воде от брошенного камня. В центре композиции сознание Дон Кихота. Первый круг от камня-сознания при столкновении с реальным миром – это то, во что этот мир превращается.

    Мельницы превращаются в великанов, стадо овец в рыцарей, крестьянка Альдонса Лоренцо в Дульсинею. Этот второй круг (действия Дон Кихота в его воображаемом мире) сталкивается с отношением окружающих к этим действиям.

    Так рождается пародия, потому что мир смеётся над героем и его поступками.

    Но в момент епитимьи Дон Кихота на горах читатель узнаёт, что герой не сумасшедший, потому что он объясняет Пансе, что не считает, а только воображает Альдонсу Лоренцо прекрасной. То есть Дон Кихот совершает настоящие (то есть такие, на которые только способен) подвиги в придуманном сознательно мире. Очевидно, это аналог современной компьютерной игры.

    Третий круг – это герои второй части романа, которые создают воображаемый мир, придуманный Дон Кихотом. То есть эти герои-мистификаторы сознательно делают образы из воображения Дон Кихота реальностью. Таким образом, реальность наконец совпадает с миром, придуманным Дон Кихотом, и эта реальность существует по законам выдуманного им мира.

    И иногда случается так, что герои, которые устраивают мистификацию, сами поражаются мудрости, казалось бы, безумных героев. Так дворецкий герцога поражается, что неграмотный Санчо успешно управляет городом: «Ни те, кто нас сюда послал, ни мы сами никак не могли ожидать от вас такой рассудительности.

    Каждый день приносит нам что-нибудь новое: начинается дело с шутки – кончается всерьёз, хотел кого-нибудь одурачить – глядь, сам в дураках остался».

    Казалось бы, герои второй части книги добились своего: Дон Кихот отрёкся от своего донкихотства, от своей идеи.

    Но тут же её у постели умирающего подхватывает Санчо, называя смерть господина величайшим безумием и предлагая продолжить рыцарские приключения. Так на пятом круге идеи Дон Кихота становятся идеями другого человека.

    В этой композиции Сервантес угадал механизм воздействия на человека литературы и вообще любой идеи.

    Герои романа

    Главный герой – Дон Кихот Ламанчский. Такое имя придумал себе испанский идальго (испанский дворянин) Алонсо Кехана. «Возраст нашего идальго приближался к пятидесяти годам; был он крепкого сложения, телом сухопар, лицом худощав».

    От Санчо Пансы герой получил прозвище Рыцарь Печального Образа: «…У вас был такой жалкий вид, какого я что-то ни у кого не замечал».

    Дон Кихот постоянно терпит насмешки и унижения ради рыцарского служения: избиение, выбивание зубов, падение с высоты.

    Дон Кихот начитался рыцарских романов, в основе которых была кельтская мифология, легенды о рыцарях и драконах. Конечно, эта мифология была далека от реальной жизни, как и любая другая, и любителями рыцарских романов воспринималась просто как сказки.

    Но Дон Кихот принимает за мифологических существ реалии современности, а современная герою жизнь полна примет технического прогресса, например, знаменитые ветряные мельницы.

    Мир Дон Кихота – его идея: «Я по воле небес родился в наш железный век, дабы воскресить золотой».

    Образ Дон Кихота вечный, существуют понятия дон кихот (бесплодный благородный мечтатель) и донкихотство. Образ «печального рыцаря» стал вечным во многом благодаря верному оруженосцу Санчо Пансе.

    Санчо Панса – бедный крестьянин, односельчанин Дон Кихота, человек добропорядочный, с мозгами «сильно набекрень». Дон Кихот наобещал ему многого, в том числе – губернаторство на отдалённом острове, который завоюет Дон Кихот. Так что Санчо бросил жену и детей, отправившись в сомнительное путешествие.

    Санчо – единственный, кто верит в образы и идеи он Кихота, но не единственный, кто живёт в вымышленном мире.

    В мире идиллии, пасторали живут студенты, встреченные Дон Кихотом и Санчо Пансой в горах Сьерра-Морены. Как и Дон Кихот, студенты играют, но не в рыцарский роман, а в пастораль. Прекрасная Марселла переодевается пастушкой и уходит в горы, потому что ей надоела толпа влюблённых в неё студентов.

    Тогда студенты тоже переодеваются пастухами и идут за ней. Как и в случае с Дон Кихотом, они переживают настоящие страдания в своём вымышленном мире. Ведь студент-пастух Хризостом умирает от любви к Марселе не в игре, а по-настоящему.

    Чтобы подчеркнуть правдивость событий в этой вставной новелле, Сервантес публикует в «Дон Кихоте» один из стихов Хризостома, которые студент завещал похоронить вместе с собой.

    Но его друзья-козопасы (наверное, потому, что они были на самом деле студентами), отказались сделать это, помня, что и Октавиан Август не позволил друзьям Вергилия сжечь «Энеиду».

    Художественное своеобразие

    Главным тропом пародийного романа должна быть ирония. Например, в конце первой части автор просит читателей, “чтобы они приняли его произведение с таким доверием, с каким люди умные относятся к рыцарским романам, которые большой ныне пользуются славой”. Понятно, что во времена Сервантеса слава рыцарских романов давно прошла…

    Также ироничными оказываются и слова Дон Кихота (только не для него самого), которые порой просто невозможно принимать всерьёз. Например, несчастный, которого он сбросил с седла и покалечил, объясняя ему цель своего служения, осмеливается возразить:

    «Какой у вас образ действий и как вы там выпрямляете кривду, это мне неизвестно… А меня вы самым настоящим образом искалечили, ибо из-за вас я сломал ногу, и теперь мне её не выпрямить до конца моих дней. Заступаясь же за обиженных, вы меня так обидели, что обиду эту я буду помнить всю жизнь…» Но героя такое несоответствие совершенно не смущает.

    Литературоведы до сих пор спорят о том, что способствовало вечности образов Дон Кихота и Санчо, а также популярности романа, который не устарел и в наши дни. На этот вопрос нет ответа, но есть предположение, что Дон Кихот вызывает симпатию и сочувствие благодаря искренности и доброте. Санчо воспринимается как воплощение народной мудрости. А сам роман вечен, потому что перерос жанр пародии.

    По писателю: Сервантес Мигель де

    Ссылка на основную публикацию