Анализ произведения «Мы живем, под собою не чуя страны» (О.Э. Мандельштам)

Стихотворение Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны» написано в 1933 г. Это не просто поэзия, но акт гражданского мужества.

Пастернак, которому Мандельштам прочитал стихотворение, назвал его актом самоубийства, а не фактом поэзии. Мандельштам действительно переживал в это время депрессию и при первом аресте в 1934 г.

попытался покончить с собой. После написания стихотворения он хранил в каблуке лезвие безопасной бритвы.

Пастернак советовал никому не читать стихотворение и предупредил, что он не слышал текста. Мандельштам, как будто приближая смерть, читал его многим, среди них были и друзья, и случайные люди. Возможно, кто-то из них донёс на поэта. А Мандельштам, в свою очередь, многих назвал на допросах как слышавших стихи. В 1934 г. Мандельштам говорил Ахматовой, что к смерти готов.

За это стихотворение Мандельштам был сослан на Чердынь, по ходатайству Пастернака ссылка заменена Воронежем. Наказание не слишком строгое. Сталин выносит вердикт: «Изолировать, но сохранить». Такой «акт милосердия» (Сталин любил совершать неожиданные поступки) вызвал у Мандельштама подобие чувства благодарности: «Я должен жить, дыша и большевея» (1935).

Отношение современников к стихотворению было разным. В основном признавая его гражданскую ценность, многие считали его слабым в поэтическом отношении. Чтобы оценить стихотворение, надо рассмотреть приёмы создания художественного образа.

Литературное направление и жанр

«Мы живём, под собою не чуя страны» – не характерное для Мандельштама стихотворение, поэтому говорить о принадлежности его к определённому направлению неправильно.

Можно лишь сказать, что произведение остаётся модернистским. Стихотворение меньше всего можно назвать реалистическим.

Это карикатурное, гиперболизированное изображение Сталина, вполне в духе реалиста Гоголя, потому что писатели используют сатиру как приём изображения комического.

Жанр стихотворения определяют как лобовая эпиграмма, поэтическая инвектива. Следователь на допросе назвал стихотворение контрреволюционным пасквилем.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 8 двустиший и разделено на две равные части. Первые 4 строки описывают состояние народа. Следующие 4 строки – внешность «кремлёвского горца». Первое восьмистишье статично.

Второе восьмистишье динамично. Это рассказ о деяниях вождя и его окружения. В третьем четверостишье Сталин противопоставлен своему окружению. Не то чтобы он был симпатичным, но сравнение в его пользу.

Последнее четверостишье возвращает читателя к первому. Становится понятным, почему страна живёт в страхе. Описаны казни и наказания.

Неожиданным и как будто искусственным является конец, снижающий пафос последнего четверостишья.

Тема стихотворения – описание Сталина как единоличного хозяина целой страны.

Основная мысль: Сталин силён, внушает страх и трепет, но ненависть к нему сильнее страха. В стихотворении он лишён всего человеческого, похож на лубочное изображение чёрта, является воплощением абсолютного зла. В подтексте заложена надежда на победу добра над злом.

По одной из версий Мандельштама не расстреляли, потому что Сталину понравился собственный портрет: вождь, наделённый абсолютным могуществом. Большинство исследователей считает, что Сталин стихотворения не читал. Есть мнение, что Сталин хотел добиться от Мандельштама хвалебных стихов.

Тропы и образы

В отличие от большинства современников, Ахматова высоко оценила художественную ценность стихотворения.

Она отметила приёмы изображения Сталина, назвав среди качеств стихотворения монументальную лубочность и вырубленность. Перед глазами возникает карикатура.

Сатира как будто нарисована художником-примитивистом. Возникает ассоциация с картиной Страшного суда, написанной народными мастерами.

Первая строфа ещё вполне мандельштамовская. Первоначальная метафора «под собою не чуя страны» говорит о разъединённости страны и человека, который не может понять происходящего и боится.

Звуки в первой строфе очень тихие или вообще отсутствуют: речи не слышны за 10 шагов, люди говорят полуразговорцем (поэт использует литоты). Люди, которых Мандельштам называет в первой строфе «мы», относя к ним и себя, глухи и почти немы.

В четвёртой строке появляется образ того, кто запугал людей.

Мандельштам не называет Сталина по имени. Он пользуется перифразами «кремлёвский горец», «осетин». Они характеризуют Сталина только с точки зрения его происхождения и не несут отрицательной окраски.

Во торой строфе дан портрет Сталина. Мандельштам сравнивает его толстые жирные пальцы с червями, а верные слова с пудовыми гирями.

Возможно, жирные пальцы представлялись Мандельштаму перелистывающими его стихотворения…

С помощью метафор и метафорических эпитетов Мандельштам рисует лицо вождя, на котором нет глаз, а только смеющиеся тараканьи усища (есть редакции, где смеются глазища). В этом образе соединены омерзение и страх.

Образ сияющих голенищ не только реалистичный (Сталин носил сапоги), но и отсылает к описанию Иоанном Богословом Иисуса, у которого ноги сияли, как будто раскалённая в печи медь.

Ни главный герой  стихотворения, ни его окружение, сброд тонкошеих вождей (метафорический эпитет и метафора), – уже не люди, описанные в первой строфе. Это нечто, противопоставленное «мы».

Но и диктатор противопоставлен окружению, которое называется «полулюдьми». Многие современники Сталина отмечали его склонность играть на слабостях людей.

Тонкошеие вожди – это использование образа тонкой шеи, которая поворачивается вслед за головой (Сталиным).

Глаголы «бабачит и тычет», обозначающие  силовые действия, противопоставленные действиям «полулюдей» «мяучит и хнычет», вызывают дискуссии исследователей. Тычет – от тыкать, а вот бабачит – авторский неологизм, который может обозначать «бубнит, командует, стучит по голове». Некоторые связывают глагол с бабаком (степным сурком), толстым и неповоротливым.

Указы Сталина сравниваются с  подковами, которые ранят окружающих, попадая в пах, в бровь, в глаз. Здесь Мандельштам играет с устойчивым выражением «не в бровь, а в глаз». В случае со Сталиным, и в бровь, и в глаз. Казнь тирана Мандельштам определяет словом воровского жаргона «малина», пренебрегая его значением. Так поэт подчёркивает связь Сталина с преступным миром.

В последней строке Мандельштам использует излюбленный гоголевский приём, делая однородными членами казнь диктатора и его широкую грудь.

Мандельштам настолько прочно ассоциировался в советском сознании с противостоянием Сталину, что художник Владимир Гальба в середине 70-х, рисуя Тараканище и Воробья, подразумевал Сталина и Мандельштама, хотя непосвящённые об этом бы не догадались.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом (через каждые 2 строки четырёхстопный сменяется трёхстопным). Рифмовка в стихотворении парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Рифмы нарочито простые, банальные, примитивные. Богатыми можно считать только первую и последнюю рифмы.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама

  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама

  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама

  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама

  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

  • По произведению: «Мы живём под собою не чуя страны»
  • По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

«Мы живём, под собою не чуя страны…» О. Мандельштам

* * *

  • Мы живем, под собою не чуя страны,
    Наши речи за десять шагов не слышны,
    А где хватит на полразговорца,
    Там припомнят кремлёвского горца.
    Его толстые пальцы, как черви, жирны,
    А слова, как пудовые гири, верны,
    Тараканьи смеются усища,
  • И сияют его голенища.
  • А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
    Он играет услугами полулюдей.
    Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
    Он один лишь бабачит и тычет,
  • Как подкову, кует за указом указ:
  • Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
    Что ни казнь у него – то малина
  • И широкая грудь осетина.

Дата создания: ноябрь 1933 г.

Анализ стихотворения Мандельштама «Мы живем под собою не чуя страны…»

В ноябре 1933 года Мандельштам написал одно из самых известных стихотворений двадцатого столетия – «Горец» или «Кремлевский горец». Оно представляет собой эпиграмму на Сталина. Своего авторства поэт никогда в тайне не держал.

Более того – Осип Эмильевич сам читал произведение многим друзьям, знакомым, родственникам, поэтому сейчас сложно сказать, кто на него написал донос – слишком широк круг возможных подозреваемых. Естественно, Мандельштам прекрасно понимал, что обнародование эпиграммы – истинное самоубийство. Соответственно, к скорому аресту он был готов. За ним пришли в мае 1934 года.

За смелого поэта вступились Пастернак и Ахматова. Помогло ему ходатайство высокопоставленного партийного чиновника – Бухарина. Николай Иванович лично знал Мандельштама и с почтением относился к его творчеству. Благодаря поддержке со стороны Бухарина, Осипу Эмильевичу удалось избежать расстрела. Эпиграмма обернулась лишь ссылкой – сначала в город Чердынь, затем – в Воронеж.

Будучи в изгнании, поэт сочинил «Оду», посвященную Сталину. Некоторые исследователи рассматривают ее в качестве попытки раскаяния, другие видят в ней скрытую и расчетливую иронию.

«Мы живем, под собою не чуя страны…» – отклик на страшную советскую действительность тридцатых годов. Мандельштам очень точно описывает приметы того времени. Огромное государство предпочитало молчать: «Наши речи за десять шагов не слышны…».

За любое неугодное власти слово можно было попасть в лагеря или под расстрел. Атмосфера тотального страха царила в СССР. В эпиграмме дан портрет Сталина, чье имя скрыто под словосочетанием «кремлевский горец».

Толстые пальцы вождя сравниваются с червями, его усы поэт называет тараканьими.

Намекает Мандельштам и на прошлое отца народов. Под словом «малина» подразумевается преступный жаргонизм.

Здесь имеются в виду шесть отсидок Сталина, причем только одна из них была связана с его политической деятельностью, остальные – с разбоем.

Неслучайно в конце стихотворения упоминается и «широкая грудь осетина». Существует версия, что предки будущего вождя имели осетинское происхождение.

Уделено внимание и окружению всесильного правителя. Приближенных Иосифа Виссарионовича Мандельштам именует полулюдьми, которые в его присутствии не способны говорить. Им остается лишь мяучить, хныкать и свистеть.

По мнению писателя Фазиля Искандера, Мандельштам избежал расстрела не столько благодаря помощи Бухарина, сколько из-за того, что Сталину пришлась по нраву его эпиграмма. Правитель увидел в стихотворении признание своего безграничного могущества.

Кроме того, он вполне мог рассматривать произведение как акт капитуляции врагов. При таком восприятии толстые пальцы-черви и тараканьи усы особой роли не играли.

Зачем обращать внимание на оскорбления, высказанные от лица недоброжелателей? Кремлевскому горцу, рожденному в бедной семье и добравшемуся до вершин власти, льстило то, каким страхом пропитаны строки «Мы живем, под собою не чуя страны…». Нравилось Сталину и довольно точное описание его всесилия.

Весьма вероятно, что Иосифу Виссарионовичу пришлось по вкусу и карикатурное изображение ближайшего окружения. Если учитывать размышления Искандера, то не кажется такой загадочной резолюция вождя на деле Мандельштама: «Изолировать, но сохранить». По сути, Сталин принял вызов от поэта и начал с ним игру в кошки-мышки.

Подобное общение с людьми творческими было свойственно Иосифу Виссарионовичу – вспомнить хотя бы историю его отношений с Булгаковым. Для Осипа Эмильевича игра эта завершилась трагически – в 1938 он вновь попал под арест, после чего умер на этапе под Владивостоком.

Мандельштам Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Осип Мандельштам "Мы живём под собою не чуя страны.."

  • Анализ стихотворения.
  • Осип Мандельштам «Мы живём под собою не чуя страны…».
  • Мы живем, под собою не чуя страны,
  • Наши речи за десять шагов не слышны,
  • А где хватит на полразговорца,
  • Там припомнят кремлёвского горца.
  • Его толстые пальцы, как черви, жирны,
  • А слова, как пудовые гири, верны,
  • Тараканьи смеются усища,
  • И сияют его голенища.
  • А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
  • Он играет услугами полулюдей.
  • Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
  • Он один лишь бабачит и тычет,
  • Как подкову, кует за указом указ:
  • Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
  • Что ни казнь у него – то малина
  • И широкая грудь осетина.

Творчество Мандельштама занимает особое место в русской поэзии. Известно, что судьба этого человека была тяжёлой. За свой талант он поплатился гонениями, нищетой и, в конце концов, гибелью.

Мандельштам не мог спокойно смотреть на то, что творилось вокруг него. Поэтому многие его произведения носят гражданский и общественный характер.

Стихотворение «Мы живём под собою не чуя страны…» (1933г.) стало одним из тех, которое было направленно против правящей верхушки. Это произведение, на мой взгляд, было равносильно самоубийству.

Ведь здесь Мандельштам очень зло отзывается о «земном Боге».

Поэт рисует весьма неприглядную картину окружающей его действительности. Он говорит о том, что люди, словно куклы, живут одним днём. Они не чувствуют значимости своей жизни и жизней окружающих людей:

  1. Мы живем, под собою не чуя страны,
  2. Наши речи за десять шагов не слышны,
  3. А где хватит на полразговорца,
  4. Там припомнят кремлёвского горца.
  5. Всё вокруг подчинено страху за свою судьбу и будущее, которого, если что не так, может и не быть.

Очень интересно и смело Мандельштам изображает «земного Бога». Перед нами возникает образ, совсем не возвышенный и даже не человеческий. Это существо похоже на что-то землянистое, пресмыкающееся. У него толстые пальцы, похожие на червей, тараканьи усы.

Но основной характеристикой этого «Бога» являются его слова. Они, «как пудовые гири верны», следовательно, никто из окружающих не смеет противоречить им или опровергать их.

  • Далее поэт показывает, что каков вождь, таково и его окружение:
  • А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
  • Он играет услугами полулюдей.
  • Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
  • Он один лишь бабачит и тычет…
  • Таким образом, несмотря на то, что вокруг вождя много людей, только «кремлёвский горец» вправе казнить и миловать.

Люди, которые окружают вождя, очень мало похожи на людей. Поэт говорит о них, как о полулюдях. Но это не мифические существа, имеющие получеловеческое, полубожественное происхождение. Здесь речь идёт о существах, не имеющих ничего человеческого именно в нравственном и духовном плане. Поэтому во внешнем облике этих людей появляется много животного: «кто свистит, кто мяучит, кто хнычит…»

  1. «Кремлёвский горец» становится тем существом, которое взяло на себя роль Бога:
  2. Как подкову, кует за указом указ:
  3. Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
  4. Что ни казнь у него – то малина
  5. И широкая грудь осетина.

Вождь единственный, кто решает судьбы окружающих его людей. Он чрезвычайно жесток: «что ни казнь для него то малина..». Следовательно, людские жизни не имеют для этого усатого монстра никакого значения и никакой ценности.

И для Мандельштама в этом заключается истинная трагедия России. Поэт не может смириться с подобной ситуацией.

Автору очень тяжело осознавать, что его страной управляют кровавые монстры, не имеющие никаких представлений о нравственности и морали.

Стихотворение состоит всего из двух строф. В первой части в большей степени описывается сам «кремлёвский горец», а во второй части речь идёт о «тонкошеих вождях», «полулюдях», окружающих «земного Бога».

В тексте автор прибегает к сравнениям: «пальцы, как черви, жирны», «слова, как пудовые гири, верны». Также Мандельштам использует инверсию, которая и придаёт стихотворению большую выразительность и подчинённость выбранной теме.

Что же касается размера стихотворения, то оно написано трёхстопным анапестом с пиррихием. Такой размер придаёт произведению большую сложность, которая способствует передаче настроения лирического героя, усиливает атмосферу трагедии и обречённости.

Таким образом, данное стихотворение оказало огромное влияние на современников и на правящие круги. Естественно, что подобные стихотворения Мандельштама не остались без внимания. Но, несмотря на все гонения, которые за ним последовали, автор всё же до конца остался верен своей точке зрения.

Два стихотворения Мандельштама: пасквиль и ода Сталину. Как они повлияли на судьбу поэта?

Осип Мандельштам. Гениальный поэт Серебряного века. Невысокого роста, худощавый, с большой головой на тонкой шее, рано начавший лысеть. Чудаковатый, рассеянный, непосредственный как ребенок, герой анекдотов в кругу литераторов. Но те же литераторы признавали в нем гения и неповторимого мастера слова. Ахматова опекала Мандельштама, назвала его лучшим поэтом XX века.

У Мандельштамов не было своего жилья, Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна скитались по разным углам, никогда не имели денег. Но была большая привязанность друг к другу, общие интересы и любовь к поэзии.

Источник: infourok.ru

Мандельштам был совершенно аполитичный человек. Более того, с юности боялся власть имущих – прятался, завидя человека в форме.

И вот этот тщедушный, робкий и несмелый человек в конце ноября 1933 года пишет эпиграмму:

Мы живём, под собою не чуя страны,Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на полразговорца,Там припомнят кремлёвского горца.Его толстые пальцы, как черви, жирны,И слова, как пудовые гири, верны,Тараканьи смеются глазищаИ сияют его голенища.А вокруг него сброд тонкошеих вождей,Он играет услугами полулюдей.

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,Он один лишь бабачит и тычет,Как подкову, кует за указом указ:Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.Что ни казнь у него — то малина,И широкая грудь осетина.

Это единственное в те годы протестное стихотворение, написанное прямо, без намеков и недомолвок.

Мало того, несмотря на предупреждения друзей – Пастернак назвал стихи актом самоубийства, – Мандельштам еще декламирует их всем подряд.

В мае 1934 г закономерно произошел обыск, и последовал арест поэта.

Источник: trv-science.ru

За поэта заступились Бухарин Н., Пастернак Б., Ахматова А. Известен телефонный разговор Пастернака со Сталиным. “Почему Вы не хлопотали за своего друга?“, – спросил Сталин. Пастернак: “Если бы я не хлопотал, Вы бы не знали об этом деле”.

По тем временам за такой поступок можно было получить расстрел. С Мандельштамом обошлись более чем гуманно: оправили на 3 года в ссылку в сначала в Пермский край, затем в Воронеж. За мужем последовала Надежда Яковлевна. В ссылке Мандельштам написал еще одно стихотворение – оду товарищу Сталину.

…Он свесился с трибуны, как с горы,В бугры голов. Должник сильнее иска,Могучие глаза решительно добры,Густая бровь кому-то светит близко,И я хотел бы стрелкой указатьНа твердость рта — отца речей упрямых,Лепное, сложное, крутое веко — знать,Работает из миллиона рамок.Весь — откровенность, весь — признанья медь,И зоркий слух, не терпящий сурдинки,На всех готовых жить и умеретьБегут, играя, хмурые морщинки…

Стихотворение очень длинное и натянутое. Надежда Яковлевна рассказывает в своих мемуарах, что стихи поэт обычно создавал “в уме”, бормоча себе под нос, а эти писал за столом, долго и мучительно.

Ода не спасла поэта от следующего ареста.

В мае 1938 года повторно арестовали за антисоветскую пропаганду, и отправили этапом на Дальний Восток. До пункта назначения Мандельштам не доехал. В декабре 1938 г умер от истощения и болезни в пересыльном лагере во Владивостоке. Тело поэта пролежало до весны, затем было брошено в яму вместе с такими же несчастными арестантами. Могила Мандельштама до сих пор неизвестна.

Надежда Мандельштам сохранила рукописи мужа. Большинство стихотворений она заучила наизусть, боясь арестов и обысков.

Спасибо, что дочитали! Буду признательна за ваши оценки и комментарии.

Анализ стихотворения Мы живем под собою не чуя страны Мандельштама

Самые знаменитые стихотворения Мандельштама были написаны в 1930-х годах. Во время тех небывалых перемен многие люди молчали и боялись сказать правду и выразить свое мнение. Но одна уникальная работа талантливого поэта имела грандиозное начало и большие последствия. В ноябре 1933 года в Крыму было написано стихотворение эпиграмма “Мы живем под собою не чуя страны…

“, за которым последовал арест автора. В нем шла речь о Сталине, как о диктаторе. Расстрела Мандельштаму удалось избежать. Вместо этого его отправили в ссылку. После ссылки ему запретили посещать двенадцать городов страны. Это первое стихотворение, которое носит такой характер. Оно говорит о мужестве автора и о том, что он говорит правду, которая стоит жизни.

За свое стихотворение поэт был готов умереть.

Рассказывая в своей эпиграмме о политической обстановке того времени и его характерных особенностях, автор широко раскрывает всю атмосферу в стране. За каждым человеком пристально следили и любое слово могло привести к ссылкам и расстрелу.

И все это существовало с подачи режима, который был как огромный конвейер. Говоря о том, что “…речи за десять шагов не слышны…, поэт показывает, что народ боялся говорить и предпочитал молчать. “Горец” – это портрет Сталина.

А словами “малина” передано прошлое вождя, которое было связано с преступностью.

Данное стихотворение можно отнести к модернизму, так же в нем присутствует сатира и некая ирония. А выступает оно в жанре эпиграммы. Само стихотворение состоит из двух частей и восьми двустиший.

Первая часть говорит о народе и стране, вторая часть описывает Сталина. В начале рассказывается о страхе народа, а в конце объясняется причина их страха.

Основная мысль в том, что народ, живущий в страхе, жаждет надежды и свободы.

Художественная ценность стихотворения очень высока. Слова “Мы живем под собою не чуя страны…” – это метафора, которая поясняет непринятие народом той страны, в которой живут и страх перед ней. А “…полуразговорцем…” – литота. В остальных строчках, где описываются внешние признаки Сталина, автор прибегает к сравнениям.

Стихотворение представляет разносторонний анапест с парной рифмовкой. Присутствуют эпитеты, такие как “широкая грудь”, “толстые пальцы”. Многие авторы относят его к памфлету, а некоторые считаю его сатирой, похожей на манеру Гоголя. Все стихотворение можно назвать одной большой гиперболой на Сталина и режим его правления.

Меня затронуло данное стихотворение, потому что оно рассказывает о простом народе и условиях, в которых они жили. Там, где был распространен культ Сталина, многие боялись жить. На фоне всего этого появляется смелое стихотворение Мандельштама.

Почему он написал его? Ответ во многом кроется в жизненном пути поэта. Это стихотворение, как тревога за судьбу народа и мне нравится его смелый слог. Написать такое стихотворение не составит труда, но главное в этом произведении то, что автор донес его до читателя.

Это одна из вершин русской литературы.

Вариант 2

Одно из первых мест в русской поэзии занимает творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Стоит отметить, что одно из его стихотворений « Мы живем, под собою не чуя страны», написанное в 1933 году об Иосифе Виссарионовиче Сталине, не просто поэзия, это скорее акт гражданского сопротивления, отклик на страшную Советскую действительность тридцатых годов, двадцатого века.

Одно из довольно смелых произведений, направленных против правящей в то время в России коммунистической верхушки. В этом произведении поэт изображает ужасающею, на его взгляд картину современности.

Он говорит о том, что люди ослеплены, не видят и не понимают, как их используют в своих целях сильные мира сего. Человек не понимает своего предназначения, он живет одним днем, без цели, беспрекословно, подчиняясь высшему начальству, совершенно не чувствуя гнетущей обстановки, которая была на тот момент.

Читая стихотворение ясно видно, что это произведение, словно крик души поэта, он никогда не сможет смириться происходящим в стране. По мнению человека с возвышенной душой, коим являлся Мандельштам время правления Сталина, стало для России трагичным. Вождь – единственный кто вершит суд над народом.

Он жесток в своем проявлении, поэтому судьбы людей не имеют для него большого значения. Автору тяжело осознать, что его страной управляет человек поступков, которого он не понимает. Манденльштам считает Сталина беспринципным чудовищем. По мнению поэта, ближайшее окружение тирана, нелюди, не способные даже разговаривать.

Здесь скорее речь идет об отсутствии моральных и духовных качеств в окружении вождя. Он говорит о них как о чем – то не совсем человеческом.

Это произведение произвело неизгладимое впечатление на современников талантливого поэта. Не остались и в стороне правящие круги. Подобные стихи Мендельштама никогда не обходили вниманием.

За таким своенравным криком души последовали гонения, а не многим позже – ссылка, которая оказалась для него фатальной.

Но, несмотря на это поэт всегда придерживался своей точки зрения и никогда не боялся высказывать своего мнения.

Судьба Осипа Мандельштама была тяжелая, за свои талантливые мысли, которые он выражал в стихах, он поплатился гонениями, а затем и нищетой. В 1938 году он умер, не доехав до Владивостока, куда должен быть прибыть на поселение. Произведения Осипа  Мандельштама остаются актуальны, по сей день.

Анализ стихотворения Мы живем под собою не чуя страны по плану

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения О. Мандельштама «Мы живем, под собою не чуя страны…»

    Творчество О. Мандельштама занимает особое место в русской поэзии. Известно, что судьба этого человека была не из легких. За свой талант Мандельштам поплатился гонениями, нищетой и, в конце концов, гибелью.

    Мандельштам не мог спокойно и равнодушно смотреть на то, что творилось вокруг него. И поэтому многие произведения этого поэта носят гражданский и общественный характер.

Так, стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…» (1933) стало одним из тех, которое было направлено против правящей верхушки. Это произведение, на мой взгляд, было равносильно самоубийству.

Ведь здесь Мандельштам очень зло и непочтительно отзывается о «земном боге».

    Поэт рисует весьма неприглядную картину окружающей его действительности. Он говорит о том, что люди, словно куклы, живут одним днем. Они не чувствуют значимости своей жизни и жизней окружающих людей:

    Мы живем, под собою не чуя страны,

    Наши речи за девять шагов не слышны,    А где хватит на полразговорца,    Там припомнят кремлевского горца.

    Все вокруг подчинено страху за свою судьбу и будущее, которого, если что не так, может и не быть.

    Очень интересно и смело, на мой взгляд, изображает Мандельштам «земного бога». Перед нами возникает образ, совсем не возвышенный и даже не человеческий. Это существо похоже на что-то землянистое, пресмыкающееся. У него толстые пальцы, похожие на черви, тараканьи глаза.

    Но основной характеристикой этого «бога», по моему мнению, являются его слова. Они, «как пудовые гири верны», следовательно, никто из окружающих не смеет противоречить им или их опровергать.

    Далее поэт показывает, что каков вождь, таково и его окружение:

    А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

    Он играет услугами полулюдей,    Кто свистит, кто мяучит, кто хнычит,    Он один лишь бабачет и тычет.

    Таким образом, несмотря на то, что вокруг вождя много людей, только «кремлевский горец» вправе казнить и миловать.

    Люди, которые окружают вождя, очень мало похожи на людей. Поэт говорит о них, как о полулюдях. Но это не мифические существа, имеющие получеловеческое, полубожественное происхождение. Здесь речь идет о существах, не имеющих ничего человеческого именно в нравственном и духовном плане. Поэтому во внешнем облике этих людей появляется много животного: «Кто свистит, кто мяучит, кто хнычит…»

    Кремлевский горец, на мой взгляд, становится тем существом, которое взяло на себя роль Бога:

    Как подкову дарит за указом указ – 

    Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз, –     Что ни казнь, у него-то малина    И широкая грудь осетина.

    Вождь – единственный, кто решает судьбы окружающих его людей. Он чрезвычайно жесток: «что ни казнь для него – то малина». Следовательно, людские жизни не имеют для этого усатого монстра никакого значения и никакой ценности.

И для Мандельштама в этом заключается истинная трагедия России. Поэт не может смириться с подобной ситуацией.

Автору очень тяжело осознавать, что его страной управляют кровавые монстры, не имеющие никаких представлений о нравственности и морали.

    Стихотворение состоит всего из двух строф. В первой части в большей степени описывается сам «кремлевский горец», а во второй части речь идет о «тонкошеих вождях», полулюдях, окружающих «земного бога».

    В тексе автор прибегает к сравнениям: «пальцы, как черви, жирны», «слова как пудовые гири верны». Также Мандельштам использует инверсию, которая и придает стихотворению большую выразительность и подчиненность выбранной теме.

    Что же касается размера, то данное стихотворение написано трехстопным анапестом с пиррихием. Такой размер, по моему мнению, придает произведению большую сложность, которая способствует передаче настроения лирического героя, усиливает атмосферу трагедии и обреченности.

    Таким образом, данное стихотворение оказало огромное влияние на современников и, конечно же, на правящие круги. Естественно, что подобные стихи Мандельштама не остались без внимания. Но, несмотря на все гонения, которые за ними последовали, автор все же до конца остался верен своей точке зрения.

Анализ стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» (О.Э. Мандельштам)

Стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» было написано Мандельштамом в ноябре 1933 года под впечатлением от страшных картин крымского голода, которым поэт оказался свидетелем.

Одним из первых колкую эпиграмму на вождя услышал поэт Борис Пастернак, оценивший произведение как «акт самоубийства», а не поэтический факт. Пастернак порекомендовал больше никому не читать стихотворение, однако Мандельштам не внял его совету, читая опасное сочинение как друзьям, так и малознакомым людям.

Такое отчаянное, бесстрашное поведение поэта действительно наталкивает на мысль, что это был скорее акт политический, нежели литературный.

Ответной реакции от властей долго ждать не пришлось – кто-то из слушателей донёс на поэта, и в 1934 году Мандельштам был арестован и сослан в Чердынь. Благодаря ходатайству друзей-литераторов наказание смягчили на поселение в Воронеже, однако уже в 1938 году делу дали новый ход и Мандельштама отправили этапом на Дальний Восток, где поэт совсем скоро скончался.

Вариант 2

Одно из первых мест в русской поэзии занимает творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Стоит отметить, что одно из его стихотворений « Мы живем, под собою не чуя страны», написанное в 1933 году об Иосифе Виссарионовиче Сталине, не просто поэзия, это скорее акт гражданского сопротивления, отклик на страшную Советскую действительность тридцатых годов, двадцатого века.

Одно из довольно смелых произведений, направленных против правящей в то время в России коммунистической верхушки. В этом произведении поэт изображает ужасающею, на его взгляд картину современности.

Он говорит о том, что люди ослеплены, не видят и не понимают, как их используют в своих целях сильные мира сего. Человек не понимает своего предназначения, он живет одним днем, без цели, беспрекословно, подчиняясь высшему начальству, совершенно не чувствуя гнетущей обстановки, которая была на тот момент.

Читая стихотворение ясно видно, что это произведение, словно крик души поэта, он никогда не сможет смириться происходящим в стране. По мнению человека с возвышенной душой, коим являлся Мандельштам время правления Сталина, стало для России трагичным. Вождь – единственный кто вершит суд над народом.

Он жесток в своем проявлении, поэтому судьбы людей не имеют для него большого значения. Автору тяжело осознать, что его страной управляет человек поступков, которого он не понимает. Манденльштам считает Сталина беспринципным чудовищем. По мнению поэта, ближайшее окружение тирана, нелюди, не способные даже разговаривать.

Здесь скорее речь идет об отсутствии моральных и духовных качеств в окружении вождя. Он говорит о них как о чем — то не совсем человеческом.

Это произведение произвело неизгладимое впечатление на современников талантливого поэта. Не остались и в стороне правящие круги. Подобные стихи Мендельштама никогда не обходили вниманием.

За таким своенравным криком души последовали гонения, а не многим позже — ссылка, которая оказалась для него фатальной.

Но, несмотря на это поэт всегда придерживался своей точки зрения и никогда не боялся высказывать своего мнения.

Судьба Осипа Мандельштама была тяжелая, за свои талантливые мысли, которые он выражал в стихах, он поплатился гонениями, а затем и нищетой. В 1938 году он умер, не доехав до Владивостока, куда должен быть прибыть на поселение. Произведения Осипа Мандельштама остаются актуальны, по сей день.

Анализ стихотворения Мы живем под собою не чуя страны по плану

Жанр, направление, размер

В жанровом отношении стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» можно отнести к политическим эпиграммам, поскольку оно в сатирической форме высмеивает фигуру правителя. Некоторые литературоведы также называют его палинодией («ода наоборот»).

Что касается литературного направления – исследователи творчества Мандельштама не пришли к единому мнению относительно того, к какому направлению можно причислить стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны». Однако сочинение безусловно содержит черты модернизма, переживающего свой расцвет в начале двадцатого столетия.

Размер стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» – чередующийся четырёх- и трёхстопный анапест с парной рифмовкой. Простота рифмуемых слов призвана передать ту «банальность зла», которую поэт видит в руководителе страны.

Литературное направление и жанр

«Мы живём, под собою не чуя страны» — не характерное для Мандельштама стихотворение, поэтому говорить о принадлежности его к определённому направлению неправильно.

Можно лишь сказать, что произведение остаётся модернистским. Стихотворение меньше всего можно назвать реалистическим.

Это карикатурное, гиперболизированное изображение Сталина, вполне в духе реалиста Гоголя, потому что писатели используют сатиру как приём изображения комического.

Жанр стихотворения определяют как лобовая эпиграмма, поэтическая инвектива. Следователь на допросе назвал стихотворение контрреволюционным пасквилем.

Композиция

Композиционно стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны» членится на две строфы по восемь строк в каждой.

  1. 1.Первое четверостишие произведения описывает бедственное состояние людей, лишённых чувства Родины и права говорить то, что на самом деле думают. Тех же, кто решится хотя бы попытаться высказаться, тут же припугнут «кремлёвским горцем» — всесильным и не знающим пощады. Во втором четверостишии Мандельштам создаёт образ вождя, подчёркивая неприглядные, отталкивающие черты его натуры.
  2. 2.Вторая строфа начинается с представления подчинённых властителя – слабых и беспомощных, раболепных и жалких.
  3. 3.Последнее же четверостишие повествует о репрессивной природе указов вождя, давая отсылку к его преступному прошлому.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Мы живём, под собою не чуя страны» описаны в списке:

  1. 1.Центральным образом произведения, безусловно, является фигура верховного вождя – Иосифа Сталина. «Кремлёвский горец» рисуется поэтом существом примитивным, грубым, пугающим и жестоким, что выражается как во внешности правителя, так и в его манере правления.
  2. 2.Представлен в произведении и образ народа – онемевшего, напуганного, безвольного.
  3. 3.Возникающее в окончании стихотворения упоминание «малины» отсылает к преступному прошлому Сталина.
  4. 4.Подчинённые вождя являются в образе существ, почти утративших человеческие черты. Они, как марионетки, послушно исполняют любое желание правителя, штампующего указы, что подковы.

Темы

Тематика стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» относится к вечным вопросам, которые не решены до сих пор:

  1. Одна из главных тем стихотворения – тотальная несвобода и отсутствие права даже на разговор, лишённый страха и фикции. Высказаться честно, без увёрток и экивок, как то делает сам Мандельштам в своём стихотворении, – недоступная роскошь. Фигура всесильного правителя, который уничтожает на корню всё, что может как-то опорочить его власть, живёт в умах людей, держит их в покорном состоянии.
  2. Звучит в произведении и тема раболепства, угодничества – окружение Сталина состоит из «тонкошеих вождей», которые не способны сказать и единого слова «против» своему повелителю.
  3. Тема тотальной, беспрекословной власти, грубым жестом подминающей под себя всё живое, также ярко отражена в стихотворении.
  4. Появляется в стихотворении и тема преступного прошлого вождя («Что ни казнь у него – то малина»).

Проблемы

Основная проблема стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны» – тирания нового режима.

Поэт ставит вопрос, возможно ли высвобождение народа из-под гнёта тиранической власти? Стихотворение, которое по прямолинейному, даже несколько грубому характеру написания, являет собой скорее акт гражданского неповиновения, нежели чисто поэтическое событие, послужило толчком к очередному проявлению той беспощадной силы, которая в произведении обличается.

Не преувеличением будет сказать, что эти шестнадцать строчек разделили жизнь Мандельштама на «до» и «после». Высмеивать и обличать существующую власть, беспощадную к своим противникам, – поступок храбрый, пускай и отчаянный. Поэт несомненно внёс свою лепту в борьбу с жестокостью сталинского режима ценой собственной свободы.

Основная идея

Главная мысль произведения «Мы живём, под собою не чуя страны» заключается в невозможности честной жизни в плену у тоталитарного лидера.

В бесстрашных поэтических строках слышится призыв к освобождению, стремление донести до читателя понимание гнусной, преступной природы правителя и его режима. Таков смысл стихотворения «Мы живём, под собою не чуя страны». Перед глазами совершенно отчётливо вырисовывается грозный, ужасающий образ властителя, который своей грубой силой подавляет всё живое на своём пути.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом (через каждые 2 строки четырёхстопный сменяется трёхстопным). Рифмовка в стихотворении парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Рифмы нарочито простые, банальные, примитивные. Богатыми можно считать только первую и последнюю рифмы.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Век», анализ стихотворения Мандельштама
  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Мы живём под собою не чуя страны»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

Средства выразительности

Тропы в произведении «Мы живём, под собою не чуя страны» заслуживают отдельного упоминания:

  1. 1.Перефраза – Мандельштам не называет имени вождя напрямую, говоря вместо этого «кремлёвский горец», «осетин»;
  2. 2.Сравнения «пальцы, как черви», «слова, как пудовые гири», «как подкову, дарит за указом указ» позволяют понять, каким поэт представляет себе правителя;
  3. 3.Литота «полразговорца» (авторский неологизм) помогает прочувствовать то жалкое положение, в котором находится человек, живущий в тоталитарном государстве;
  4. 4.Гиперболы «усища», «голенища» в очередной раз подчёркивают грубую силу властителя;
  5. 5.Антитеза – противопоставление «тонкошеих вождей» «широкой груди» правителя указывает на исключительность его фигуры среди всей властной элиты общества;
  6. 6.Переиначенный фразеологизм «не в бровь, а в глаз» – «Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз»;
  7. 7.Олицетворение – «Тараканьи смеются усища»;
  8. 8.Жаргонизм – «малина» (воровской притон).

Екатерина Вельмакина

Тропы и образы

В отличие от большинства современников, Ахматова высоко оценила художественную ценность стихотворения.

Она отметила приёмы изображения Сталина, назвав среди качеств стихотворения монументальную лубочность и вырубленность. Перед глазами возникает карикатура.

Сатира как будто нарисована художником-примитивистом. Возникает ассоциация с картиной Страшного суда, написанной народными мастерами.

Первая строфа ещё вполне мандельштамовская. Первоначальная метафора «под собою не чуя страны» говорит о разъединённости страны и человека, который не может понять происходящего и боится.

Звуки в первой строфе очень тихие или вообще отсутствуют: речи не слышны за 10 шагов, люди говорят полуразговорцем (поэт использует литоты). Люди, которых Мандельштам называет в первой строфе «мы», относя к ним и себя, глухи и почти немы.

В четвёртой строке появляется образ того, кто запугал людей.

Мандельштам не называет Сталина по имени. Он пользуется перифразами «кремлёвский горец», «осетин». Они характеризуют Сталина только с точки зрения его происхождения и не несут отрицательной окраски.

Во торой строфе дан портрет Сталина. Мандельштам сравнивает его толстые жирные пальцы с червями, а верные слова с пудовыми гирями.

Возможно, жирные пальцы представлялись Мандельштаму перелистывающими его стихотворения… С помощью метафор и метафорических эпитетов Мандельштам рисует лицо вождя, на котором нет глаз, а только смеющиеся тараканьи усища (есть редакции, где смеются глазища). В этом образе соединены омерзение и страх.

Образ сияющих голенищ не только реалистичный (Сталин носил сапоги), но и отсылает к описанию Иоанном Богословом Иисуса, у которого ноги сияли, как будто раскалённая в печи медь.

Ни главный герой стихотворения, ни его окружение, сброд тонкошеих вождей (метафорический эпитет и метафора), — уже не люди, описанные в первой строфе. Это нечто, противопоставленное «мы».

Но и диктатор противопоставлен окружению, которое называется «полулюдьми». Многие современники Сталина отмечали его склонность играть на слабостях людей.

Тонкошеие вожди – это использование образа тонкой шеи, которая поворачивается вслед за головой (Сталиным).

  • Глаголы «бабачит и тычет», обозначающие силовые действия, противопоставленные действиям «полулюдей» «мяучит и хнычет», вызывают дискуссии исследователей. Тычет
  • – оттыкать , а вот
  • бабачит

– авторский неологизм, который может обозначать «бубнит, командует, стучит по голове». Некоторые связывают глагол с бабаком (степным сурком), толстым и неповоротливым.

Ссылка на основную публикацию