Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Искусство и развлечения 13 июля 2014

Не печалилось ли ваше сердце при виде того, как человек недостойный и ничтожный был окружен почестями, одарен всевозможными благами и глядел вокруг с чванливым высокомерием? Такая же печаль одолевала великого романтика Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, обратившего как оружие свое умное и точное перо против глупости, тщеславия, несправедливости, которых так много в нашем мире.

Гений немецкого романтизма

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Гофман был поистине универсальной личностью в культуре – писатель, мыслитель, художник, композитор и юрист. Прожив короткую жизнь (всего 46 лет), он сумел создать произведения, которые стали событием не только в общемировом искусстве, но и в личном культурном пространстве каждого человека, прикоснувшегося к творчеству этого гения.

Многие из созданных Гофманом образов стали нарицательными. К их числу принадлежит и герой сказочной новеллы «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».

Здесь автор проявил такое замечательное остроумие, глубину воображения и силу художественного обобщения, что сама сказка и образы, в ней воссозданные, выглядят чрезвычайно актуальными и сегодня.

То в политике, то в искусстве, то в средствах массовой информации нет-нет да мелькнет этот зловещий карлик – Крошка Цахес.

Краткое содержание зачина сказки

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Замечание о душевных качествах

Следующая встреча читателя с тем, кого зовут крошка Цахес, состоялась много лет спустя, когда тот вырос и стал студентом. Первыми, кто встретил в лесу по дороге в Керепес злобного карлика, были благородные молодые люди – Фабио и Бальтазар.

И если первый имел насмешливый и острый ум, то второй отличался вдумчивостью и романтическими устремлениями. Вид и манеры уродливого незнакомца, самым жалким образом выкатившегося из седла под ноги юношам, вызвали у Фабио раскаты хохота, а у Бальтазара – сочувствие и жалость.

Бальтазар был поэтом, чье вдохновение подкреплялось пылкой влюбленностью в Кандиду, хорошенькую дочку профессора, у которого юноша слушал курс лекций по естествознанию.

Колдовская сила

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Краткое содержание кульминации новеллы

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Зло можно победить

После этого в сказке появляется еще один персонаж – волшебник Проспер Альпанус. Изучив книги про гномов и альраунов, он приходит к выводу, что крошка Цахес – обыкновенный человек, наделенный не по заслугам чудесным даром.

В магической схватке Альпануса и Розабельверде более могущественный маг лишает фею возможности помогать своему подопечному: гребень, которым та расчесывала волосы маленького чудовища, разбился. А Бальтазару волшебник поведал о том, что тайна Циннобера заключается в трех огнистых волосках у того на темени.

Их надо вырвать и тотчас сжечь, тогда все увидят Цахеса таким, какой он на самом деле.

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

С философской точки зрения, коллизия сюжета заключается в том, что в силу непонятного стихийного вмешательства несправедливость торжествует, а правда терпит поражение.

Благодаря поддержке большинства, зло становится легитимным и начинает править действительностью. И тогда нужен волевой импульс, сопротивление массовому гипнозу, чтобы изменить положение.

Как только это происходит в умах и деяниях некоторых, пусть и малой части, людей, действующих сообща, ситуация меняется.

Юноша успешно справляется со своей миссией: убеждаются в истинном положении дел люди, тонет в ночном горшке с собственными нечистотами крошка Цахес. Герои оправданы, Кандида признается, что всегда любила Бальтазара, молодые женятся, получив в наследство волшебный сад и домик Альпануса.

Фантастика – это обратная сторона реальности

Будучи апологетом идей йенских романтиков, Гофман был убежден в том, что искусство – это единственный источник преображения жизни. В повествовании задействованы только сильные эмоции – смех и страх, поклонение и отвращение, отчаяние и надежда.

В сказке о крошке Цахесе, как и в других своих произведениях, писатель создает наполовину реальный, наполовину мифический мир, в котором, по словам русского философа Владимира Соловьева, фантастический образ существует не где-то за пределами реальности, является другой стороной нашей действительности.

Гофман использует мотив волшебства с тем, чтобы ярче и яснее продемонстрировать, какова реальность. А чтобы сбросить с себя ее оковы, он прибегает к острой и тонкой иронии.

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Художественные приемы

В ткань повествования изящно вплетаются и своеобразно обыгрываются всем известные фольклорные мотивы, означающие чародейство.

Волшебные волоски, которыми снабдила своего питомца фея, набалдашник волшебной трости, источающий лучи, в которых вся фальшь оборачивается тем, что не кажется, а есть на деле, золотой гребень, способный обращать безобразное в прекрасное.

Использует Гофман и известную сказочную тему одежды, наполняя ее злободневным не только для его современников, но и для нас с вами содержанием. Вспомним рукава и фалды Фабианова сюртука, длина которых немедленно становилась причиной для того, чтобы навесить на его обладателя злые и глупые ярлыки.

Ирония Гофмана

Писатель смеется над нелепыми новациями в чиновничьих аппаратах.

Сатирический образ чиновничьего мундира с алмазными пуговицами, число коих обозначает степень заслуг перед отечеством (у обычных людей их было по две или три, у Циннобера аж целых двадцать), автор тоже обыгрывает с изысканным художественным смыслом.

Если на обыкновенной человеческой фигуре и так прекрасно удерживалась почетная министерская лента, то на торсе Цахеса – коротком обрубке «с паучьими ножками» – она могла удержаться только посредством двух десятков пуговиц. Но ведь «достопочтенный господин Циннобер» был, конечно, достоин такой высокой почести.

Наконец, блестящей видится констатация итога бесчестной жизни уродливого самозванца: умер от боязни умереть – такой диагноз ставит доктор, осмотрев тело покойного.

Анализ произведения Э.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Нам есть о чем задуматься

Гофман остроумно являет нам портрет общества, зеркалом которого и стал злополучный крошка Цахес. Анализ проблемы приводит нас к выводу о том, что обезуметь подобным образом можно очень легко и безнадежно.

Если ты сам готов подменять истину ложью из корыстных побуждений, если и тебе не чужда склонность приписывать себе чужие заслуги, если, наконец, тобой движут в жизни не смелые и свободные идеи, а узколобый конформизм, рано или поздно ты возведешь на пьедестал крошку Цахеса по прозванию Циннобер.

Источник: fb.ru

Книга «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Сказка начинается с стенаний бедной женщины о своей тяжелой участи. И вот добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу Цахесу, сыну бедной женщины, три волшебных волоска. Но ребенок, но только уродец внешне, но нищий душой .

Благодаря дару феи все значительное и талантливое, произошедшее или произнесенное в присутствии Цахеса, приписывается ему. А гадкие поступки самого малыша “переносятся” на окружающих людей.

Он пользуется талантами других людей, быстро делает блестящую карьеру… Страшно подумать каких бы высот мог достичь крошка Цахес, но своевременное вмешательство доброго волшебника кладет конец его химерной карьере.

Потеряв три волшебных волоска, Цахес стал тем, кем был на самом деле — жалким подобием человека. Теперь те, кто с наслаждением подчинялся малышу, потешаются над ним.…

Развернуть

Zinnober с немецкого переводится как киноварь. Киноварь – это токсичное соединение, содержащее 85 % ртути. Вдыхание паров киновари приводит к тяжёлым отравлениям и представляет угрозу для здоровья и жизни.

Дети найдут здесь волшебную сказку, а взрослые – великолепную сатиру на политическое устройство многих стран мира, сдобренную щедрой порцией юмора. А также нельзя не отметить блестящий перевод сказки.

И, дабы они могли собраться с силами для столь важного совещания, всем участникам оного было предписано за неделю до того перестать думать […] В самом же дворце все ходили в толстых войлочных туфлях и объяснялись знаками.

А гениальные идеи точно рождаются в голове? В любом случае мозг нужно отключить на неделю перед тем, как этому самому мозгу придётся поработать в усиленном режиме. И…

Развернуть

Прочитал 100 стр. из 202 (в электронном виде). Проходили в школе, но тогда я за неё и не брался. Уже давно хотел попробовать, поскольку Гофман — любимый автор Глеба Самойлова. Бросил, потому что всё как-то банально.

Хотя, наверное, многие найдут потрясающими и жизненными откровения, что есть люди, которых не заслуженно восхваляют, и политики, вооружившиеся неплохими лозунгами, но совершающие полную дичь. Это книга как раз для детей, ещё не знающих, что нечто подобное возможно.

Интересен один момент с персонажем Бальтазаром. Он такой весь романтичный и меланхоличный, порицает своего друга Фабиана за насмешки над уродством и неуклюжестью крошки Цахеса.

Но как только Цахес уводит любимую Бальтазара, тот тоже в гневе обзывает его маленьким уродцем. То есть автор относится к Бальтазару с…

Развернуть

Сказки? Зарубежные детские книги?
Серьезно? Возможно аллегорическое поучение для юношества прошлых веков, но сказки… Даже неадаптированная Золушка с отрезанными носками-пятками и хлещущей кровищей больше похожа на сказочную историю.

Кто-то увидел среди героев фею и решил -это для детей. Но сия история совершенно не детская.

Она именно что манифест отношения автора к абсолютизму, к “качественному” управлению, к слепому идолопоклонничеству верноподданейших, к глупцам, руководствующимся следующими советами:

Прежде чем мы приступим к просвещению, то есть прикажем вырубить леса, сделать реку судоходной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акации и тополя, научить юношество распевать на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу, —… Развернуть 2020-09-23 14:35:37 www.livelib.ru/review/1670467

23 сентября 2020 г. 14:35

965

Эрнст Теодор Амадей Гофман “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”.⠀В школе я зачитывалась творчеством Гофмана! Да что там зачитывалась, писала свои сказки, подражая любимому автору и мечтая стать известной писательницей. С писаниной у меня не сложилось, зато без чтения – ни дня.⠀

Зимой перечитывала “Щелкунчика”, а осенью решила вернуться к неординарному “Крошке Цахесу”. Это волшебная сказка, в которой затрагиваются острые социальные и психологические проблемы.

Читайте также:  Смысл жизни в рассказе «Матренин двор»

Знаете, что поражает больше всего? Автор ведь описывал, то общество, в котором он жил – общество восемнадцатого века.

Но, увы и ах, спустя три века в мире ничего не изменилось: все тянутся к обладателям трёх золотых волосинок и лишь немногие способны видеть вещи такими, какими они есть на самом деле.

Детская на вид сказка, неожиданно отражает и критикует реальный мир, где «протекция» превратилась в вещь более важную и значимую, чем труд, целеустремленность или ум.

И пусть внешняя привлекательность или уродство, это лишь наносное и не может вменятся в вину или заслугу, внутренняя красота, осознанный выбор.

ГГ из жалости получает удивительный дар, который без зазрений совести эксплуатирует, не понимая его уникальности, и не чувствую благодарности. Как в настоящей сказке в финале все получат по заслугам, в жизни повод задуматься.

TrubeCharm спасибо за интересный совет

Эту сказку посоветовала почитать коллега, сказав, тонко намекнув, что крошка Цахес напоминает другого нашего коллегу.

И ведь удивительно, как (КАК?) эти гномы (в переносном смысле) с тремя красными волосами могут приписывать себе заслуги окружающих, завораживать начальство, при этом ужасно себя вести и одновременно быть самыми почитаемыми людьми в обществе?? Вот бы можно было взять и так легко выдрать эти три волоса у них из головы (ух, я злая!), чтобы все разглядели их истинное лицо!

Ладно, тайну крошки Цахеса с пафосным именем Циннобер я Вам до конца раскрывать не буду, ну и победит ли добро (или зло?) тоже не скажу. Намекну лишь, что крошка Цахес сильно мне напомнил Чичикова наоборот: у Чичикова душонка была черная, а у Цахеса – неприглядная внешность. Так и жили.

Anyway
В общем,…

Развернуть

прочитала за 2 вечера) , интересное произведение) , классика поэтому нужно читать, особенно тем, кто у власти, чтобы не проводили такие реформы как Пафнутий))

Удивительно, что эта книжка числится в детской литературе, т.к. ничего детского тут, конечно же, нет. Потому что сюжет – совершенно не главное и не основное. Хотя мысль о том, что не всегда надо относиться с пиететом к уроду, только потому, что он урод, и прощать ему мерзкий характер и прочие гадости, вполне годится и для детей. Впрочем дети, обычно и так нетолерантны.

Меня удивил здесь язык. Все-таки, начало 19 века, а язык абсолютно современен и приятно ироничен.

Конечно, это не та светская британская ирония, а скорее элегантное ехидство не без доли циничности, но читается приятно.

Пожалуй, для эксперимента с изящной прозой произведение – несколько длинновато и изобилует одинаковыми на вид персонажами и порядочной долей абсурда, из-за чего хочется назвать его гурманским. В наше…

Развернуть Текст вашей рецензии…

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Всего 1K Всего 359

Конспект урока по литературе «Сказка на все времена» для 5 класса (по новелле Т.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»)

  • Келехсаева
    Марина Сослановна,
  • учитель русского
    языка и литературы
  • МБОУ СОШ №42
  • г. Владикавказа
    РСО-Алания
  • Конспект урока по
    литературе «Сказка на все времена» для
    5 класса
  • (по новелле
    Т.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию
    Циннобер»)
  • Сказка – ложь, да
    в ней намек,
  • Добрым
    молодцам урок.
  • Пословица

I.Организационный
момент.

II.
Задание на дом:

Дж. Г. Байрон –
биография, инд. задания, «Корсар» –
текст.

III.
Слово учителя.

Имя немецкого
писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана
занимает одно из ведущих мест в
художественном мире литературы XIX
и XX
веков. Дзгоева А. (ученица, которой было
дано индивидуальное задание) расскажет
нам о судьбе этого человека, редкостном
своеобразии его дарования, а также о
духовной атмосфере Германии первой
половины XIX
века.

IV.
Сообщение уч-ся.

V.
Слово учителя.

Знакомство с
творчеством Гофмана мы начнем с самой
известной и популярной его сказки
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»,
вместившей в себя самые драгоценные
для автора мысли и чувства. Давайте
окунемся в сюжет новеллы. Он настолько
увлекателен и динамичен, что равнодушным
не оставит никого.

Итак, викторина,
которая поможет сделать первый шаг в
гофмановский хронотоп.

VI.
Вопросы викторины. (Количество вопросов
на усмотрение учителя)

  • Кто такая фрейлейн Розеншен? Почему она решила помочь маленькому уродцу, встретившемуся ей на деревенской дороге?
  • Какие перемены нашла фрау Лиза в сыне после пробуждения?
  • Почему фрау Лиза подумала, что пастор смеется над ней?
  • Почему пастор решил взять Цахеса на воспитание?
  • В чем обнаруживалось родство ф-н Розеншен с цветами, чье имя она носила?
  • Свидетелем какой тайны ф-н Розеншен стал «некий молодой стрелок»?
  • Какие сомнения одолевали барона Претекстатуса фон Мондшейна как попечителя приюта для благородных девиц по поводу особы Розеншен?
  • Какие слухи разнеслись по деревне о фрейлейн и почему?
  • Как случилось, что крестьяне и их жены «образумились» и стали думать о фрейлейн только хорошее?
  • По какой причине всякий житель маленькой страны во времена правления князя Деметрия был веселым и хорошим гражданином?
  • Что за скорбь снедала втайне князя Пафнутия?
  • Почему первым министром государства Пафнутий назначил камердинера Андреса?
  • Кто такой Мош Терпин и отчего его лекции в Керпесе посещались чаще всего?
  • Какая сила влекла Бальтазара к дому Моша Терпина?
  • За что Циннобер стал преследовать Бальтазара?
  • Как Просперу Альпанусу удалось лишить Цахеса волшебного покровительства?
  • В чем заключалась тайна красной полоски на голове уродца?
  • Какой подарок получили к свадьбе Бальтазар и Кандида от Альпануса и Розабельверде?
  • Какова судьба Цахеса и Лизы?

VII.
Анализ произведения.

  1. Какие элементы сказки вы заметили в произведении Гофмана?

– Чудеса,
столкновение добра и зла, волшебные
предметы, амулеты.

  1. Какой известный сказочный мотив использует писатель, изображая любовь Бальтазара и Кандиды?

– Мотив
околдованной и похищенной невесты.

  1. Можно ли назвать «Крошку Цахеса…» сказкой в чистом виде?

  2. Для чего понадобилось Гофману переплести сказку и реальность?

  3. От чьего лица ведется повествование?

Как вы представляете
себе автора?

Гофман
– рассказчик не беспристрастный. Он
ясно дает понять, кто из героев ему
особенно близок, а кто враждебен. Важные
черты повествования – открытость,
стремление к диалогу с читателем,
эмоциональность, ирония.

  1. На кого распространяется ирония? Почему объектом иронии автора становятся любимые герои?

  2. Каков конфликт произведения?


Столкновение добра и зла.

  1. Назовите главных антагонистов.

– Цахес
и Бальтазар. Каждый из них вместе с ним
олицетворяет некую силу, вступившую в
противоборство. Кто же стоит за Циннобером?
Когда он въезжает в город, все поддаются
гипнотическому воздействию золотых
волос. Власть золота вступает в силу.

  1. Обман разрастается. Но все ли поддаются массовому гипнозу?

– Конечно,
нет. Первым прозревает Бальтазар. Он и
Цахес несовместимы.

  1. Кто еще увидел истинное лицо оборотня?


Скрипач Сбьокка, референдарий Пульхер.

  1. Сбьокка – музыкант, живущий в гармоничном мире. Ослепление ему не грозит. Но Пульхер – чиновник. Откуда у него способность видеть Цахеса?


Гофман не случайно выбрал третьим
прозревшим чиновника. Дело не в должности,
которую он занимает. Все дело в человеке.

  1. А теперь обратимся к героям, которые не узнали Цахеса. Среди них князь Барсануф, Претекстатус фон Мондшейн, Мош Терпин и … Фабиан! Кандида? Попробуем объяснить причину этого парадокса.


Мош Терпин – шарлатан и приспособленец.
Он думает не об истине, а о собственном
благе. И для Барсануфа, и для Мондшейна
власть золота, мнение света куда важнее
истинного положения вещей.

  1. А как же Кандида? Опоэтизированная и вознесенная до небес? Она не может лицемерить. Значит, околдована. Это на первый взгляд. Давайте еще раз перечитаем, что говорит о ней Гофман?

  2. Но как мог влюбиться в такую Бальтазар?

– Сердцу
не прикажешь. Влюбленные видят только
хорошее. Бальтазар – романтик. Ему
свойственно приукрашивать реальность.
Но живет он в земном мире. Гофман поступил
как реалист, ибо в действительности так
и бывает. И все же писатель пожалел
Бальтазара. Он хорошо понимает, что ждет
героя в семейной жизни. Отсюда и подарок
Альпануса.

15. Давайте
вспомним, а где мы впервые встречаемся
с Бальтазаром и почему?


У городских ворот, он хочет вырваться
из душного города.

16. Фабиан называет
Бальтазара филистером. Прав ли он? Чем
отличается наш герой от

мечтательного
обывателя?


Его восторги не дань моде, а умение
видеть прекрасное.


Автор хочет сказать, что без прозаических
добряков Фабианов тоже нельзя. Вырвавшаяся
на свободу, никем не сдерживаемая мечта
может быть губительной.

  1. Кто является резонером автора?

  2. Романтический или реалистический финал сказки? Мог ли он быть иным?

  3. Какова основная мысль сказки? Проблематика?

  4. Жизнеспособность гофмановских героев доказало время. Согласны ли вы с тем, что «Крошка Цахес…» – сказка на все времена? Есть ли Цинноберы сегодня?

VIII.
Итоги урока.

Чему научила нас
сказка Гофмана? Над чем заставила
задуматься?

Использованная
литература

  1. Материал учебника по литературе для 5 класса под ред. М.Ладыгина.

  2. Текст новеллы Т. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Читайте также:  Как развить речь?

Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес"

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гофман Э.Т. / Крошка Цахес по прозванию Циннобер / Анализ произведения Гофмана “Крошка Цахес”

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Образ и характер Цахеса
    В центре произведении история отвратительного уродца, наделённого волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трём золотым волоскам пользуется всеобщим почётом, вызывая восхищение, и даже становится всесильным министром. Цахес – отвратителен, и автор не жалеет средств, чтобы внушить это читателю.

Сравнивая его то с обрубком корявого дерева, то с раздвоенной редькой. Цахес ворчит, мяукает, кусается, царапается. Он одновременно страшен и смешён. Страшён тем, что нелепо пытается слыть прекрасным наездником и виртуозным виолончелистом, а страшен тем, что при своих мнимых дарованиях обладает явной и несомненной властью.

    Детали произведения
    Данная сказка было создана во втором периоде творчества Гофмана. Последние восемь лет своей жизни он живёт в Берлине, находясь на службе в государственном суде.

Негодность существовавшего судоведения привили его к конфликту с Прусской государственной машиной, и в творчестве его происходят изменения: он переходит к социально критике действительности и обрушивается на общественные порядки Германии. Его сатира становится более острой, более политически окрашенной. В этом заключается трагичность судьбы Гофмана и его высокое предназначение.

Понять это можно с помощью деталей этого произведения. Во-первых, гротескно-фантастический образ Цахеса: в нём он выразил своё неприятие действительности. Кроме того, в сказочной форме автор отразил мир, где жизненные блага и почёт воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам.

Действие сказки происходит в сказочном царстве, где на равных с людьми существуют волшебники и феи – в этом Гофман изобразил реальное существование мелких германских княжеств. Образ Валтазара – это противоположный образ Чахесу, он писатель светлого идеала. Ему одному открывается ничтожная сущность маленького уродца, отнявшего у него невесту и славу.
    Суть финала произведения

    В финале сказки Валтазар венчает свою победу над Цахесом женитьбой на прекрасной Кандине и получает в дар от своего покровителя дом с великолепной мебелью, с кухней, где кушанья никогда не перекипают и с огородом, где раньше, чем у других поспевает салат и спаржа. Насмешки простираются не только на самого героя, но и на саму сказочную фантастику. Возникает сомнение в возможности и необходимости бегства от действительной реальности в широкие романтические мечты.

Добавил: Khan37

31839 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”:

Сказочный и романтический нарративы в повести Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ произведения Гофмана Крошка Цахес

Жанр произведения «Крошка Цахес» относится к сказочным, с сатирическим сюжетом.

Главный герой Цахес – обделен красотой и умом, зато с легкостью умеет выдавать себя за творца и благородного человека. Он нагло присваивает чужие заслуги, ловко внушая всем, что он талантлив и могуч. Он получает кресло министра.

Мы видим Цахеса с двух сторон – с одной он смешон своими попытками доказать свою состоятельность, прослыть невероятным музыкантом и лихим наездником. Да только обыватели не видят этой стороны.

Они замечают лишь вторую – его безграничную власть, и всецелое влияние на умы людей.

Как и во всякой сказке, среди людей обитают волшебные феи, одна из которых и обращает внимание на несуразного, некрасивого крошку Цахеса. Она наделяет его даром, позволяющим внушать, что все хорошие поступки и творения, совершаемые в его присутствии – это его рук дело. Если он совершал что-то плохое – то вся вина от его проступка обрушивалась на жертву.

Цахес даже решает сменить имя на новое – Циннобер. Он ловко очаровывает всех людей, они тянутся к нему словно цветы к солнцу. Не проходит мимо и профессор Моша вместе со своей прекрасной дочерью Кандидой.

Недовольным оказывается Бальтазар, студент профессора, который влюблен в его прекрасную дочь, и видит Цахеса насквозь. Его не берут чары феи, и он видит, как все происходит на самом деле.

Вместе с ним всю несуразность реакции людей на поступки Цахеса видят и некоторые творцы, чужестранцы, а также друзья Бальтазара – Фабиан и Пульхер.

Цахес, обладая своим влияние очень быстро осваивается при дворе Пафнутия, который занимает пост князя, а также мечтает в скором времени жениться на Кандиде. Карьера Циннобера резко летит вверх и вот он уже на посту министра.

Но Бесстрашный и справедливый Бальтазар, предварительно выяснив у мага секрет злодея, вовремя лишает Цахеса волшебной силы и с глаз окружающих спадает пелена. Все видят, каким ужасным лжецом и лицемером на самом деле оказался Цахес.

Он пытается спрятаться в своем замке, но, по случайности, погибает.

Произведение Гофмана пытается высмеять существующие порядки в обществе, неспособность разглядеть настоящих творцов и героев, нищета и глупость обывателей.

Он возмущен тем, что никто не смотрит насколько ты талантлив, добропорядочен и честен, все равно в мире всё решается хитрецами и тем, насколько ты влияешь на умы людей.

Благодаря его сопротивлению и неприятию существующей системы в государстве и родилась эта остро сатирическая сказка.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеАнализ сказки Гаршина Лягушка-путешественница →

Несколько интересных сочинений

  • Фонвизин
  • Сочинение на тему Мой класс русского языка (описание) Я в восторге от нашего класса русского языка. Казалось бы, обычный класс, ничего особенного, но нет. А все дело в том, что преподаватель русского языка и литературы – Алла Ивановна
  • Анализ произведения Письма русского путешественника Карамзина В период с 1789 по 1790 года Николай Михайлович Карамзин пребывал в путешествии. Он передвигался по Германии, Швейцарии, Франции и Англии. В ходе своих путешествий делал записки и пометки, позднее ставшие произведением
  • Сочинение История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Маша Миронова является героиней исторической повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836 г.). Её можно было бы назвать одним из главных лиц произведения. Ведь именно о ней идёт речь в заглавии
  • Сочинение на тему Компьютер в моей жизни 7 класс Компьютер в жизни каждого человека играет огромную роль. Сейчас мы не мыслим себе и дня без выхода в сеть и других развлекательных развлечений, которые нам предоставляют компьютерные технологии.

«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана

Новелла «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» была написана Э.Т.А. Гофманом в 1819-м году. Основной идеей произведения стало сатирическое изображение социального мироустройства Германии начала XIX века и высмеивание отдельных пороков, характерных для всего человечества.

Движущей силой сюжета являются сказочные персонажи – фея Розабельверде, живущая в крохотном живописном княжестве со времён правления благосклонного к чудесам князя Деметрия, и доктор Проспер Альпанус – известный во всём мире волшебник, умело замаскировавшийся под обычного учёного в период насаждения Просвещения сыном Деметрия – Пафнутием.

Прошлое маленького государства (до 1871 года Германия представляла собой страну, состоящую из небольших княжеств) — идиллически-романтическое: подданные князя Деметрия живут в гармонии с природой и чудесами; настоящее «просвещённого» мира – печально-разумно: люди боятся всего необычного и подчиняют природу своим нуждам (вырубают леса, делают реки судоходными и т.п.), зачастую корыстным. Волшебные существа не вписываются в современный мир не потому, что способны нарушить его устои самим своим существованием, а исключительно в силу невозможности подчиняться законам – к примеру, об акцизных сборах (для передвигающихся по суше и воде можно установить границы, но что делать с теми, «которые в состоянии всякому легкомысленному гражданину сбросить в дымовую трубу сколько угодно беспошлинных товаров?»).

Художественное пространство произведения – «просвещённая» реальность, внутри которой существуют отдельные участки волшебного прошлого: либо в формате сказочного существа, замаскированного под обычного человека (фея Розабельверде – канонисса Розеншен), либо в виде огороженной частной территории (имение Проспера Альпануса).

Проникнуть в сущность чудесного можно двумя способами: с помощью волшебных предметов (лорнет Проспера Альпануса, позволяющий увидеть три огненных волоска на голове Циннобера) или собственной души (Бальтазар видит волшебство в доме Проспера Альпануса, а его друг Фабиан – нет).

Последняя, по замыслу автора, обязательно должна иметь поэтическую природу, поскольку только Поэт может считаться истинным жителем страны Фантазии (перекличка с «Золотым горшком»).

Размеренная жизнь княжества нарушается появлением в Керепесе нового студента – бывшего маленького уродца, сына бедной крестьянки Лизы, по имени «крошка Цахес».

Наделённый волшебным даром присваивать себе достоинства тех, с кем он находится рядом, герой быстро проходит путь возвышения – от способного студента до министра иностранных дел Циннобера.

Внешнее уродство крошки Цахеса, напоминающего собой «диковинный обрубок корявого дерева» с «паучьими ножками», полностью замещается красотой окружающих точно так же, как невнятная речь становится ясной, а плохие манеры – прекрасными.

Бальтазар – единственный из персонажей новеллы видит крошку Цахеса таким, какой он есть; остальные герои оказываются подвержены волшебному мороку: они безоговорочно принимают совершенного Циннобера и впадают в лёгкое недоумение только тогда, когда он «крадёт» их собственные достоинства (в музыке, в опытах, на экзамене и т.д.).

Читайте также:  Сочинение: Образ Базарова-старшего в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети»

Друг Бальтазара – референдарий Пульхер, которого крошка Цахес лишил должности тайного экспедитора в МИДе, поначалу не может поверить в то, что это произошло чудесным путём. Молодой человек предполагает, что Циннобер добился повышения, как и все, — посредством взятки.

Отрицание чудесного в судьбе крошки Цахеса несёт в себе глубокий символический подтекст – автор таким образом показывает, что в обществе, поклоняющемся деньгам и власти, любой уродливый коротышка может стать прекрасным юношей, полным разнообразных дарований.

Современному миру, по мнению Гофмана, не нужно волшебство, чтобы видеть в человеке то, чего в нём нет: высокая должность и богатство обеспечат ему всеобщий почёт.

Преклонение перед сильными мира сего высмеивается автором на примере всё того же крошки Цахеса, который предстаёт перед читателем не только лучшим скрипачом-виртуозом, но и уникальной обезьяной из зоологического кабинета.

Подобный гротеск показывает всю нелепость существующих социальных норм, движущихся в сторону самоуничтожения – смерть прославленного министра Циннобера наступает в силу трёх причин: страха перед разъярённой толпой (правда), ношения ордена Зелёно-пятнистого тигра, привёдшего к деформации тела (непосильная должностная ноша) и прекращения дыхания в результате попадания в серебряный туалетный сосуд (воздаяние по заслугам).

Романтическое двоемирие, проявляющееся в противопоставлении и одновременном взаимопроникновении реального и волшебного мира, соседствует в новелле с «двоемирием» социальным.

Выделение внутри общества студенческой прослойки позволяет автору показать разницу между свободомыслящими людьми и филистёрами – теми, кто привык вести спокойный бюргергский образ жизни, наполненный простыми мирскими удовольствиями.

Классическим представителем филистёра в новелле является профессор Мош-Терпин – вроде бы изучающий живую природу, но видящей в ней только мёртвые законы физики.

Поэт Бальтазар, воспринимающий природу как продолжение волшебного мира, терпит своего преподавателя исключительно из-за любви к его прелестной дочери Кандиде.

Последняя рисуется автором девушкой весёлой и непринуждённой, в которой можно найти как любовь к немецкой классической литературе (правда, успешно забытой со временем), так и весьма разборчивый и тонкий почерк, как нельзя лучше подходящий для записи «белья, назначенного в стирку».

Свадьба Бальтазара и Кандиды (по мнению Фибиана, девушки совершенно не подходящей по своему характеру первому) символизирует тесное переплетение мечты и действительности и преподносится с долей романтической иронии.

Семейная жизнь молодых людей мыслится в рамках волшебного пространства имения Проспера Альпануса, которое в качестве чудес дарит им обыденные вещи – хорошую погоду для стирки белья, небьющуюся посуду, самые вкусные в округе плоды со своего огорода.

Фея Розабельверде преподносит невесте более романтический, но тем не менее приземлённый подарок – волшебное ожерелье, которое позволяет всегда сохранять хорошее настроение.

  • «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
  • «Щелкунчик и Мышиный король», краткое содержание по главам сказки Гофмана
  • «Золотой горшок», художественный анализ повести-сказки Гофмана
  • «Золотой горшок», краткое содержание по главам повести-сказки Гофмана
  • «Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана
  • «Щелкунчик и Мышиный король», художественный анализ сказки Гофмана
  • «Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
  • Эрнст Теодор Амадей Гофман, краткая биография

По произведению: «Крошка Цахес»

По писателю: Гофман, Эрнст Теодор Амадей

«Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»»

Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия карикатур, на которые он воссоздал гротескные образы безобразных горбунов.

Отдельные из этих рисунков воспринимаются как портрет Цахеса: “То, что на первый взгляд можно было целиком воспринять за фантастично скрюченный обрубок дерева, было не что другое, как безобразный малыш каких-то две пяди на рост, который до сих пор поперек лежал в коробе, а теперь вылез и барахтался и, бурчав в траве.

Голова у урода глубоко запала между плечами, на спине вырос горб, как тыква, а сразу же от груди свисали тонкие, словно лещиновые палочки, ноги, итак весь он был похож на раздвоенную редьку.

На лице невнимательный глаз ничего бы и не уведел, но, присмотревшись внимательнее, можно было заметить длинный острый нос, который высовывался из под черного чуба, пара маленьких черных глаз, — чудище, да и довольно”.

Цахес и остался бы навек обычным крестьянским сыном, если бы не милость феи Розабельверде, что проявила милосердие к маленькому уроду и наделила ее тремя волшебными волосинками, которые имели магическую силу: “Патронесса фон Рожагожа, или, собственно, славная фея Розабельверде, так как это именно она и есть, нашла урода на дороге.

Фея так думала: когда природа, словно мачеха, обидела его, то она наградит малого странным таинственным даром, благодаря какому все, что кто-то доброго подумает, скажет или сделает в его присутствии, будет идти на его счет, ба даже сам он в обществе просвещенных, умных, остроумных людей будет чтимый как просвещенный, умный, остроумный, и вообще его будут иметь за наилучшего из тех, среди кого он будет находиться”.

Получив волшебный дар и “из спеси взяв себе пышное имя Цинобер”, Цахес начинает отвесное карьерное восхождение, с невероятной скоростью перепрыгивая с одного общественной ступени на другого.

Сначала он попадается на воспитание в дом пастора, дальше с его рекомендательным письмом появляется в Керепес, где взыскивает незабываемое впечатление на профессора Моша Терпина: “Так как же гляньте только на его величественную фигуру, на его благородное, непринужденное поведение. Он, наверно, княжеской крови, а возможно, что и королевский сын!”.

Без завершения университетского курса Цахес назначается чиновником из важных доверенностей, а дальше делает блестящую карьеру и становится в конце концов первым министром у князя Барсануфа.

Сила золотых волосинок такая большая, что Цахесом присваивается все: богатство, власть, таланты, даже любви волшебной Кандиды, нареченной поэта Бальтазара.

Цахес готов уничтожить и самого Бальтазара, но в финале повести все оборачивается не в его пользу: тайна маленького урода раскрыта, а его самого — руками Бальтазара — позбавлено волшебных возможностей.

Свою ошибку вынужденная была признать и самая фея Рожагожа: ” Бедный Цахесе! Пасынку природы! Я желала тебе добрая! Возможно, я ошибалась, думая, что чудесное внешнее дарование, которой я тебя одарила, осияет благотворным лучом твою душу и возбудит внутренний голос, который скажет тебе: “Ты не тот, за кого тебя считают, итак старайся уравняться с человеком, на чьих крыльях ты, бескрылая калека, поднимаешься!” Но никакой внутренний голос в тебе не проснулся. Твой заскорузлый, мертвый дух не смог подняться, ты не избавился своей глупости, грубости, невоспитанности”.

Цахес в повести Гофмана — один из тех безобразных существ, которые представляют отвратительный мир филистерской морали, но значение именно его образа в повести намного сложнее, чем других персонажей филистеров, и не подвергается четкому и однозначному толкованию.

Внутренний смысл образа Цахеса исследователи усматривают то в насмешке из общества, в котором имеет значение видимость, а не настоящие заслуги.

То в опровержении власти золота, которые его символизируют золотые волосы на голове Цахеса, то в описани несправедливого и неравномерного распределения материальных и духовных благ в корыстолюбивом обществе, то в иронии над просветительскими лозунгами, которые на практике часто воспринимают за истину то, что на самом деле обнаруживает себя как фантастическая иллюзия.

Впрочем, можно говорить и о том, что в более общем, символическом смысле образ Цахеса выступает как олицетворение темных инстинктов человека, связанных с желанием восхваления и получение неограниченной деспотической власти над душами и умами других людей.

При этом писателе описует даже не столько сам по себе образ урода Цахеса, сколько то, что аморальные качества и искривлено мировоззрение, не имея на самом деле ничего магического в своей глубинной сути, взыскивает магическое влияние на общество. Очевидно, внутренне готовое их воспринять как что-то надлежащее, как норму собственного жизненного поведения.

Или не об этом свидетельствует одна из финальных сцен повести, в которой даже после того, как чары Цахеса уже развеялись, ему самому устраивают торжественные похороны?

Возможно, именно поэтому в повести Гофмана нет настоящего положительного героя, ведь каждый из персонажей писателя получает от него персональный критический счет, мера сомнения и насмешка которого пропорциональные мере отдаленности персонажа от того неосуществленного романтического идеала, которому сам Гофман остался верным к последним дням своей жизни.

Культурное влияние

  • Образ Крошки Цахеса был использован для пародирования Путина в программе НТВ «Куклы». При этом роль феи была отведена владельцу ОРТ Борису Березовскому.
  • Роль Крошки Цахеса была сыграна в шоу «Трансляция Оттуда» (38 выпуск).
  • Крихітка Цахес (Крошка Цахес) — украинская рок-группа.
  • В 1990 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии в жанре фэнтази «Меморандум о «Крошке Цахес по прозванию Циннобер» Эрнста-Теодора-Амадея Гофмана впервые в изящной словесности сравнил режим, установленный литературным персонажем Цахесом, с теневыми сторонами идеологической модели социализма.
  • Роман Елены Чижовой «Крошки Цахес» (2000).
  • Мультфильм «Гофманиада» Станислава Соколова (2018).
  • В 2021 году в Московском драматическом театре им. М.Н. Ермоловой состоялась премьера фантастической трагикомедии «Крошка Цахес». Режиссёр — Кирилл Вытоптов. В роли Цахеса — российский актер и режиссёр Василий Березин.
Ссылка на основную публикацию