Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Анализ произведения А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 321.

Обновлено 8 Августа, 2021

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 321.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Неизвестный цветок» – добрая и поучительная история об удивительно стойком скромном цветке, которому удалось выжить и завести вопреки всем жизненным невзгодам.

Краткое содержание «Неизвестный цветок» для читательского дневника

ФИО автора: Платонов Андрей Платонович

Название: Неизвестный цветок

Число страниц: 4. Платонов Андрей Платонович. «Неизвестный цветок. Рассказы». Издательство «Стрекоза». 2017 год

Жанр: Сказка-быль

Год написания: 1950 год

События в повести происходят в России в советский период. Основное место действия – заброшенный пустырь, возле которого располагался пионерский лагерь.

  • Цветок – маленькое, но удивительно настойчивое, целеустремлённое и трудолюбивое растение, которому удалось выжить в неблагоприятных условиях.
  • Даша – отзывчивая, добрая девочка, которая пожалела цветок и помогла ему.
  • Пионеры – товарищи Даши, которые не остались в стороне и сделали из пустыря настоящий цветник.

На глухом, каменистом пустыре, где не росли даже неприхотливые сорняки, неожиданно появился небольшой цветок. Это было пустынное место, где единственным гостем был лишь ветер.

Он разносил по свету семена, которые быстро приживались в плодородной почве, давая всходы. В безжизненной глине пустыря семена, не получавшие питательных веществ, сразу погибали.

И лишь одному семечку чудом удалось выжить – оно напиталось росой и пустило корешки и листики.

Но на этом борьба слабого цветка с окружающей средой только началась. Чтобы выжить среди камней, он старательно собирал крошечные частички земли, приносимые ветром.

Всю ночь цветок, несмотря на усталость, сторожил росу, которой по капельке смачивал листья. Ему приходилось очень нелегко, но он стойко превозмогал лишения.

Единственной радостью цветка был первый солнечный лучик, который нежно ласкал его на заре.

Так цветок дожил до середины лета. Накопив силы, он распустил венчик, который был похож на нежную мерцающую звезду, затерявшуюся среди камней. Сияние цветка было таким ярким, что даже виднелось в ночи. Но главное – цветок обладал сладким, приятным ароматом, который разносился по округе.

Однажды мимо пустыря проходила девочка по имени Даша, которая отдыхала по соседству в пионерском лагере. Она очень соскучилась по маме и несла на почту письмо.

Неожиданно Даша почувствовала благоухание и, оглядев пустырь, обнаружила среди камней небольшой цветок. Девочка искренне удивилась тому, что он смог вырасти на этом пустыре.

Она внимательно присмотрелась к цветку: нигде раньше она не встречала такое растение и даже в ботанической книге не видела. Поговорив с ним, Даша узнала, как тяжело ему живётся на пустыре.

Даша была доброй и отзывчивой девочкой. На следующий день она появилась на пустыре в компании пионеров. Ребята измерили пустырь, а после привезли золу и навоз, чтобы удобрить сухую глину. На плодородной почве цветок сможет наконец не только отдохнуть, но и дать новую жизнь.

На следующее лето Даша вновь приехала в пионерлагерь. На месте пустыря она с удивлением обнаружила живописную благоухающую лужайку, над которой порхали бабочки.

Вот только среди обилия трав и цветов девочка, как ни старалась, не обнаружила своего старого друга.

Она уже собиралась уходить, как вдруг заметила среди камней знакомое сияние: новый цветок вобрал в себя всю живую прелесть и удивительную стойкость своего отца.

Терпение, стойкость, трудолюбие – важные для каждого человека качества, которые делают его сильным и прекрасным снаружи и внутри. Во времена суровых жизненных испытаний очень важно не опускать руки и помнить, что непременно наступит и светлая полоса. Кроме того, автор хотел показать, как важно своевременно протягивать руку помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. Жизнь – удивительный дар, и, даже если приходится бороться каждую минуту, нужно ценить этот дар, и радоваться каждому прожитому дню.
  2. «…Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть…»
  3. «…как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь…»
  4. «…Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости…»
  5. «…Мать говорила о цветке, который всё грустил по своей матери – розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть…»
  6. «…он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне…»
  7. Томиться – испытывать мучения, страдания.
  8. Утомлённый – уставший, измученный.
  9. Благоухание – приятный запах, аромат.
  10. Пионер – участник пионерского движения — детских коммунистических организаций в СССР.
  11. Пустырь – незастроенное, запущенное место.
  12. Роса – капли жидкой воды, вид атмосферных осадков.
  13. Венчик – совокупность окрашенных листочков цветка.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 321.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Портрет»с результатом 6/14

Гость завершил

Тест «Маша Миронова»с результатом 5/5

Гость завершил

Тест «Тарас Бульба»с результатом 11/16

Гость завершил

Тест «Медный всадник»с результатом 10/11

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест «Биография Тукая»с результатом 3/10

Гость завершил

Тест «Кулигин»с результатом 4/5

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 10/16

Гость завершил

Тест «Ася»с результатом 13/14

Гость завершил

Тест 12 подвигов Гераклас результатом 9/12

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Главная мысль сказки А. Платонова "Неизвестный цветок"

Произведения русского писателя Андрея Платонова учат нас смотреть на этот мир с любовью и добротой. Сказка-быль “Неизвестный цветок” дарит читателю самые прекрасные чувства к окружающей нас природе, к самым хрупким и красивым растениям – цветам.

Краткое содержание

Жил маленький цветок. Рос он на пустыре, между камнем и глиной. Трудно ему было расти. Каждый день он трудился, чтобы выжить. Листьями он встречал ветер и ловил пылинки, а утром собирал росу и питал ей безжизненную глину. Но не смотря на это, вырос цветок красивым и непохожим на другие цветы, у него был прекрасный аромат.

Однажды девочка Даша, шла мимо пустыря. Она жила в пионерском лагере, но заскучав по маме, написала ей письмо и несла его на почту. Даша почувствовала аромат цветка и подумала о маме. Мать ей рассказывала одну сказку про цветок, который грустил о своей маме.

Она увидела как этот маленький, но прекрасный цветок растет между камнем и глиной. Раньше она таких никогда не видала. Даша стала с ним разговаривать.

На следующий день она пришла в гости к цветку не одна, а с пионерами. Они четыре дня удобряли землю на пустыре, носили золу и навоз. После этого пионеры на пустырь не приходили. Лето закончилось, девочка попрощалась с цветком.

На следующее лето девочка Даша снова приехала в тот лагерь. Она сразу же направилось на пустырь. Но того цветка-труженика не нашла. На пустыре уже была трава и цветы, летали бабочки. Ей стало грустно. Но когда она шла обратно в лагерь, то увидела как растет между двух камней цветок, еще лучше прежнего. Он звал девочку своим благоуханьем.

Иллюстрация к сказке “Неизвестный цветок”. Источник: интернет.Иллюстрация к сказке “Неизвестный цветок”. Источник: интернет.

Главные герои

Неизвестный цветок – цветок, который рос на пустыре, в ямке между камнем и глиной. Автор называет его “цветком-тружеником”. Ведь для того, чтобы выжить, ему приходилось постоянно трудиться. Цветок был терпеливый. Когда ему было совсем тяжко, он не сдался. Неизвестный цветок был от того, что в таких сложных условиях вырос он не похожим на другие цветы и у него не было имени.

Девочка Даша – добрая девочка. Любила свою маму и скучала по ней, когда жила в лагере. Она не бросила цветок, а позвала своих друзей помочь удобрить землю для него.

Главная мысль “Неизвестный цветок”

Главная мысль сказки заключается в том, что для некоторых жизнь это испытание. Чтобы выжить им приходится трудиться и бороться за свою жизнь. Труд и борьба закаляют человека (в сказке это образ цветка), делают не похожим на всех остальных, особенным.

Сказка учит терпению и трудолюбию, стойкости духа и характера. Ведь в итоге такой упорный труд и желание жить вознаграждаются.

Пословицы

Терпенье и труд всё перетрут. Труд красит человека.

Еще одно произведения Андрея Платонова про цветок Главная мысль рассказа Платонова “Цветок на земле”.

Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План

Рассказ — сказка Платонова Неизвестный цветок — это одна из последних работ автора, которая заставляет задуматься, которая навевает на мысли и показывает, насколько трудной может быть человеческая жизнь и насколько важна помощь неравнодушных. В произведении описывается стремление к жизни, описывается рост, трудности выживания.

Платонов Неизвестный цветок

Расказ Платонова «Неизвестный цветок» ведает нам об обычном цветке, но при этом цветок был не совсем обычным, ведь ему удалось вырасти среди пустыря, где нет живительной влаги, где нет питательной почвы. Просто случайно семечко упало в ямку между глиной и камнем.

Но, растение настолько сильно хотело жить, что сумело не только прорасти, но и подняться к солнцу. Оно сумело, используя лишь утреннюю росу и пыль, которую приносил ветер, вырасти и обдать своим ароматом всю округу. Как раз аромат и привернул внимание одной девочки. Звали ее Даша и жила она в пионерском лагере.

Читайте также:  Краткое содержание рассказа «Старый гений» (Н.С. Лесков)

Она проходила мимо, а в руках было письмо маме. В тот момент девочке также было одиноко. Она скучала за родными и вот, увидела она прелестный цветок, который не смог ответить, как он назывался, потому что его «никто не зовет, он один живет».

Не осталась равнодушной девочка, рассказала она о цветке друзьям-пионерам, которые сделали так, чтобы цветку было комфортно, чтобы почва стала плодородной и те семена, что упадут из цветка, проросли и из них выросли, а не погибли, прекрасные дети.

И семена проросли, в этом убедилась девочка на второй год, когда вновь пришла на бывший пустырь. Но, теперь здесь росли травы и цвели цветы, правда, прежнего цветка Даша не нашла, однако на его месте, рос его сын, еще более прекрасный и сильный, ведь рос он «из камня».

Платонов Неизвестный цветок главные герои

В произведении Платонова «Неизвестный цветок» два главных героя: цветок и Даша. Цветок — маленький, но трудолюбивый, в своем стремлении жить, сумел преодолеть трудности и расцвел.

Даша — трудолюбивая девочка, пионерка. Она неравнодушная и любит природу, поэтому не осталась в стороне и помогла со своими друзьями создать хорошие условия для дальнейшего существования бедного маленького, но такого прекрасного, цветка.

Платонов Неизвестный цветок главная мысль

Главной мыслью произведения Платонова есть то, что с помощью упорства. стремления, трудолюбия, мужества, будут преодолены все сложности, что встречаются человеку на пути.

План

1. Как появился неизвестный цветок 2. Сложная жизнь и борьба за выживание цветка 3. Девочка Даша 4. Помощь девочки и ее друзей 5. Преобразившийся пустырь и встреча Даши с потомком неизвестного цветка.

«Жить – значит любить и трудиться» (анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок», 1950)

  • Тема: «Жить – значит любить и трудиться»
  • (анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок», 1950)
  • Тип урока: урок внеклассного чтения.
  • Эпиграф: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»
  • Ф. Тютчев
  • Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в классе много гостей, давайте с вами встанем и поприветствуем их. Садитесь.

2. Сообщение темы и целей урока.

На предыдущих уроках мы говорили с вами об удивительном писателе, нашем земляке Андрее Платоновиче Платонове. Сегодня мы

  1. продолжим знакомство с творчеством А.Платонова;

  2. попытаемся осмыслить содержание сказки-были “Неизвестный цветок”.

3. Вступительное слово учителя.

Андрей Платонов – удивительный писатель.

Всю свою жизнь он размышлял о судьбе человека. Ему очень хотелось помочь человеку в таком неустроенном, тревожном мире, полном опасностей и поворотов истории . Милосердие, доброта, любовь ко всему живому, тревога за будущий мир, единение людей – вот заповеди писателя, по которыми живут его герои.

4. Работа с портретом А.П. Платонова.

Ребята, давайте еще раз всмотримся в портрет А.П. Платонова. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное.

Это сложный писатель. Он жил в трудное время войн, революций, вместе со всеми пошел на Великую Отечественную войну. Его произведения – это художественная летопись России. Мы уже говорили, что этот писатель «наделен обнажившимся сердцем». Дома вы должны были написать мини-сочинение «Как вы понимаете выражение наделен обнажившимся сердцем

  1. Страдания героя всегда сливаются со страданиями автора.
  2. Это сострадательный писатель.
  3. Это видно по его глазам, которые, будто смотрят прямо в душу, ”пронизывают” читателя насквозь, оставляя следы в его душе.

5. Слово учителя.

Андрей Платонович Платонов – философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все его произведения о труде и человеческом сострадании.

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал.

В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника.

С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова.

На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.

Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением писателя. Оно называется «Неизвестный цветок». У него есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у него такой подзаголовок.

Сказку «Неизвестный цветок», написанную в ноябре – декабре 1950 года, Платонов подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» спустя годы будет высоко оценено.

6. Работа с эпиграфом.

А теперь давайте обратимся к эпиграфу урока. Это строчка из стихотворения русского поэта Федора Тютчева: «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

Это утверждение кажется таким очевидным, что мы над ним не всегда задумываемся. Но если посмотрим вокруг, то увидим, что в мире до сих пор существует зло, обида, ненависть.

Мне хочется, чтобы вы умели любить и трепетно относиться к миру природы, чтобы вы умели откликнуться на зов о помощи, чтобы умели совершать добрые поступки.

Нужно любить окружающий мир, вглядываться в каждый цветок, каждую травинку.

Именно об этом сказка-быль “Неизвестный цветок”, которая звучит как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается.

Будьте внимательны к каждому слову. А. Платонов хотел, чтобы каждый мог поразмышлять о самом важном. Поэтому по ходу чтения мы будем отвечать на вопросы.

7. Чтение рассказа Неизвестный цветокс остановками.

Первая остановка.

  • Почему же цветок все же НЕИЗВЕСТНЫЙ? (Никто не знает о его существовании)
  • Каким Платонов рисует нам мир и пространство, в котором живет этот цветок? (Пустырь, где не растет трава, а лежат одни серые камни и меж ними сухая мертвая глина. А совсем где-то близко есть ТУЧНАЯ ЗЕМЛЯ. Именно оттуда ветер приносил пищу неизвестному цветку.)
  • Как живет Неизвестный цветок? (Томиться, превозмогает боль от голода и усталости, трудится день и ночь, чтобы постоянно расти)
  • Каким мы видим цветок вначале? (Маленький, слепой, светящийся живым мерцающим огнем)
  • Была ли у цветка самая главная цель в жизни? (Он нуждался в жизни. Трудился, чтобы жить и не умереть)
  • Что помогает цветку расти? (Он много трудится, умеет ждать и терпеть)
  • А еще помогает цветку расти умение радоваться малому. Чему же радовался цветок? (Цветок радовался, когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. А еще, когда ему бывало совсем горестно, он дремал)
  • Томиться – мучиться, испытывать тягость от чего-либо.
  • Тучная земля – плодородная земля.
  • Превозмогать – пересиливать, например боль.
  • Мерцающий – слабо светящийся колеблющимся светом.

ВЫВОД. Трудным было рождение цветка, трудно он жил. Так что же представляет собой его жизнь? (Жизнь — это борьба, действие, преодоление)

Но жизнь цветка однажды изменилась. Появилась девочка Даша. Теперь ему не так одиноко. (Чтение второго отрывка)

Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор. (Инсценировка отрывка)

«Даша склонилась к цветку и поцеловала его в светящуюся головку». Так началась их дружба.

Вторая остановка.

  • Как вы думаете, почему Даша вспоминает сказку о розе? (Даша очень скучает по матери, и благоухание, которое нес ветер с пустыря, напомнило ей сказку)
  • что обозначает слово «благоухание»?
  • Найдите в тексте слова, с помощью которых Платонов передает запах распустившегося цветка. (Тихий, грустный, зовущий)
  • Даша не видела такого цветка ни в поле, ни в лесу, ни в книге, ни в ботаническом саду. Как вы объясните, что такое «ботанический сад»?
  • Почти у любого цветка есть стебелек, венчик, листья, любой цветок растет, питается влагой, ловит лучи солнца. Но неизвестный цветок на других не похож. Почему? (Он как чудо, сотворенное им самим)
  • Какие качества характера Даши Платонов считает главными? (Доброту, отзывчивость, умение сочувствовать, сострадать)

Благоухание – аромат, приятный запах.

Ботанический сад – сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте.

ВЫВОД. Для А. Платонова все едино: и маленький цветок, и ребенок, и взрослый человек. В каждом должна быть сила добра и терпения.

Как же решила помочь своему новому другу Даша мы узнаем из продолжения сказки-были. (Чтение третьего отрывка)

Третья остановка.

  • Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Как художник изобразил необыкновенность цветка?
  • Сумел ли художник изобразить стремление пионеров удобрить землю на пустыре?
  • Почему все же именно Даша почувствовала благоухание цветка? (Даша, как и цветок, одинокая, внимательная, заботливая. Она помогает, жалеет, удивляется. Даша хочет улучшить жизнь.)
Читайте также:  Борис чичибабин стихи: читать все стихотворения, поэмы поэта борис чичибабин - поэзия

Даша и цветок очень похожи. Пусть они живут по-разному, но цели их жизни одинаково важны.

ВЫВОД. Чтобы улучшить жизнь надо уметь отдавать. Отдавать, даже если больно. Именно отдача — основа добра и любви. Даша и другие дети хорошо потрудились, они вложили в свой труд любовь и доброту. Их труд был вознагражден.

(Чтение четвертого отрывка)

Четвертая остановка.

  • Каким стал пустырь спустя год? (Пустырь зарос травами и цветами, над ним летали птицы и бабочки.)
  • Каким мы вместе с Дашей находим цветок? («Новый цветок, выросший между камнями, был намного лучше… и еще прекраснее».)

ВЫВОД. Писатель хотел показать, что только преодоление неблагоприятных обстоятельств и борьба за выживание создают красоту жизни.

Для Платонова особенно дорога мысль: «Жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело – дело, которому нужно отдать все силы ума и души».

Давайте обратимся к нашей фотовыставке. Посмотрите, какая красота… А ведь каждый из этих цветов прошел свой путь от рождения до смерти, каждый из них дал новую жизнь, еще прекраснее прежней… В каждом цветке свое настроение, свой характер…

Итак, почему же у произведения «Неизвестный цветок» подзаголовок сказка-быль? (Повествование о Даше и детях — это быль. А история о том, как родился и рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)

Для А. Платонова история цветка больше, чем сказка. Это быль. Писатель оценивает все в мироздании, где все едино по труду, по отдаче. И конечно же, нельзя трудиться и отдавать без любви, доброты, сострадания.

8. Подведение итогов урока.

Андрей Платонов, возрождая лучшие традиции русской классики, доносит до нас вечные ценности, которые дали возможность человеку в сложном современном мире не потерять себя, своей души. Эти ценности – любовь, милосердие, сострадание.

Именно любовь и труд наполняли смыслом жизнь писателя, любовь и труд предоставляют и каждому из нас право называться Человеком…

Завершить урок мне бы хотелось стихотворением Федора Тютчева «Нам жизнь дана, чтобы любить…»

  1. Нам жизнь дана, чтобы любить,
  2. Любить без меры, без предела,
  3. И всем страдальцам посвятить
  4. Свой разум, кровь свою и тело.
  5. Нам жизнь дана, чтоб утешать
  6. Униженных и оскорбленных,
  7. И согревать, и насыщать
  8. Увечных слабых и бездомных.
  9. Нам жизнь дана, чтоб до конца
  10. Бороться с тьмой, бороться с ложью,
  11. И сеять в братские сердца
  12. Одну святую правду Божью.
  13. А правда в том, чтобы любить,
  14. Любить без меры, без предела,
  15. И всем страдальцам посвятить
  16. Свой разум, кровь свою и тело.

9. Домашнее задание.

Ребята, дома напишите те слова, с помощью которых, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и с помощью которых достучалась до их сердец.

"Неизвестный цветок" – краткое содержание сказки А.П. Платонова

Андрей Платонов прожил недолгую, но очень плодотворную жизнь. В последние годы автор всё больше писал для детей, желая остаться в памяти подрастающего поколения, преподав им мудрые жизненные уроки. Платонов также хотел оставить воспоминания и для своей дочери Маши.

Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана в 1950 году, за год до кончины писателя. Неудивительно, что мотив борьбы за жизнь становится центральным в этом произведении, ведь Платонов болел туберкулезом.

Он заразился от своего сына, который вернулся после длительного тюремного заключения. Арест был политическим решением. Через сына чиновники давили на отца, который не мог стать орудием идеологического «воспитания» людей.

Платонов писал то, что считал нужным, не подстраиваясь к политической повестке дня. Из-за этого его почти перестали печатать. Единственной безопасной и честной гаванью оставалась детская проза. Чтобы прокормить семью, автор усердно работал в этой сфере.

Но скудный заработок не помог ему продлить свои дни, болезнь не отступила. Одним из последних произведений стал «Неизвестный цветок».

Жанр, направление

«Неизвестный цветок» – это сказка-быль, как определил жанр сам автор. Подобное определение как нельзя лучше описывает замысел данного произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=1NeAe2Ebjqs

Элементы волшебного в сочетании с реалистическим фоном позволяют сделать вывод, что «Неизвестный цветок» является рассказом с элементами сказки (фантастики), иначе говоря – сказкой-былью. «Волшебные» моменты произведения настолько точно и умело вкраплены в текст, что создаётся впечатление полного погружения в реальность, где и цветы могут говорить.

Композиция

Сказка-быль «Неизвестный цветок» начинается с описания жизни самого цветка. Упорство и целеустремлённость цветка, его рвение к жизни растёт вместе с ним самим.

Характер цветка выступает противоположностью его внешнего вида: сильный и решительный внутри, снаружи он хрупок и одинок. Однако, пройдя все трудности, голод, жажду, он наконец-то расцветает.

И именно его цветение привлекает внимание девочки Даши, которая избавит его от одиночества.

  “Беовульф”: краткое содержание по главам

Композиция сказки-были завязана на цикличности, что становится понятно лишь в финале произведения.

Приехав в пионерский лагерь на следующий год, Даша не застала тот самый цветок, но увидела плоды своих трудов: новые растения, цветы, парящих над когда-то пустынным пространством птиц и насекомых.

И в самом конце девочка замечает цветок, похожий на предыдущий, но только прекраснее. С помощью подобной композиции произведения автор подводит к мысли о непрерывности и цикличности жизни.

Краткое содержание

Маленькое семечко проросло на пустыре с бедной почвой, в таком месте, куда даже случайно никто не заходил. В середине лета маленький страдалец распустил причудливый венчик, и всё это время он отчаянно боролся за жизнь. Так можно кратко изложить первую часть литературной сказки.

Пионерка Даша понесла на почту письмо, которое написала своей маме, и по дороге думала о том, как сильно соскучилась. Почувствовав благоухание, девочка вспомнила, как мама рассказывала ей сказку о сыне розы. Он грустил по своей маме, а плакать не мог, и только ароматом выражал печаль.

Пионерка подумала, что, наверное, рядом кто-то тоже грустит, но рядом росла только небольшая травка, а запах доносился с пустыря.

Даша направилась туда и нашла маленькое растеньице, которое изо всех сил цеплялось за жизнь. Девочка удивилась, ведь раньше она никогда не видела таких причудливых экземпляров и не читала о них.

Поговорив с источником благоухания, пионерка решила, что ему нужно срочно помочь.

Когда Даша вернулась в пионерлагерь, она рассказала ребятам о диковинной находке, и пионеры решили, что нужно удобрить пустырь золой и навозом.

Они пожелали, чтобы не только растущие травы, но и семечки чувствовали себя вольготно и могли показать себя во всей красе.

На следующее лето девочка вновь приехала в пионерский лагерь, и там она сразу пошла на пустырь, чтобы посмотреть, как чувствует себя всё живое на удобренной почве. Цветка она не нашла и решила, что он умер. Но были другие — почти такие же прекрасные, как тот.

Девочка расстроилась, но потом посмотрела по сторонам и увидела, что между двух камней вырос маленький цветочек, очень похожий на прошлогодний, только ещё лучше. Даша поняла, что семечко, оставленное «отцом», проросло и дало потомство.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон дополнил анализ сказки «Неизвестный цветок» по плану таблицей с описанием главных героев.

Цветок Центральным героем сказки-были является сам цветок. Одинокий, изнеможённый, он находит в себе силы бороться, стремясь к лучшей жизни: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок обеспечивал себя всем необходимым и не унывал, хотя вокруг была лишь сухая глина и ни одного растения. Примечательно, что и в таком тяжёлом положении цветок находил что-то хорошее: он искренне радовался первым лучам солнца, попадавшим на него. Став настоящим цветком с «венчиком вверху», растение выглядело прекрасно, но не знало об этом. Именно его цветение и благоухание после стольких трудов привлекло Дашу, которая скрасила его дни.
Даша обычная девочка из пионерского лагеря. Скучая по маме, Даша написала ей письмо и понесла его на станцию. Именно тогда она услышала аромат цветка и вспомнила о сказке, которой когда-то с ней поделилась мама. Будучи доброй и неравнодушной, девочка сделала всё возможное, чтобы облегчить жизнь цветку: поговорила с ним, позвала на помощь ребят, чтобы превратить мёртвую землю пустыря в плодородную и пригодную для появления новых растений.

Главные герои

Главные герои «Неизвестного цветка» — красивое растение, выросшее на пустыре, и девочка Даша. Также есть второстепенные персонажи.

Жизнь растения, наполненная борьбой, описывается с того момента, как на землю опустилось семечко, принесённое ветром. Оно долго лежало и готовилось прорасти, впитывая влагу росы.

Наконец показались тонкие волоски, которыми семечко уцепилось за глину и камни.

Цветку было трудно выживать на пустыре, днём он питался тем, что приносил ветер, а ночью пил росу. Он трудился каждую минуту, а когда совсем не оставалось сил, засыпал. Бедному растению было грустно, и от недостатка пищи все жилки на листьях были разного цвета.

Читайте также:  Краткое содержание романа «война и мир» по главам: том 2

Как он выглядит, цветок не знал, да и не думал об этом. Он не сдавался и рос изо всех сил, ведь только благодаря большим листьям можно было выжить и набрать силы для цветения.

Второй образ — девочка Даша, которая с другими ребятами отдыхала в пионерском лагере. Как и все дети, она скучала по маме. Однажды, проходя мимо пустыря, девочка почувствовала благоухание.

Она могла бы равнодушно пройти мимо, но вместо этого пионерка проявила интерес, нашла страдальца и заговорила с ним. Так Даша поняла, что необычному цветку требуется помощь, и если бы не она, он скоро выбился бы из сил.

Сердце девочки отозвалось на страдания, которые испытывал яркий житель пустыря.

Когда лагерный сезон закончился и все уехали домой, пионерка не переставала думать о маленьком герое.

Темы

Тематика в произведении «Неизвестный цветок» изложена в сокращенном варианте, ведь иначе анализ будет слишком большим. В книге можно выделить четыре главенствующие темы: тема борьбы за жизнь, добра, смысла жизни и целеустремленности.

  1. Тема борьбы за жизнь представлена в сказки-были в образе цветка. Маленький одинокий цветок преодолевает множество трудностей просто для того, чтобы жить.
  2. Смысл жизни в сказке воплощается в самом бытие. Цветок не видел мира, он не видел себя, но он осознал, что он должен существовать, ведь родился для жизни. Это и есть смысл всего живого.
  3. Целеустремленность проявляется в поведении героя. Цветок не сдаётся и в итоге обретает счастье: помощь от Даши и её друзей-пионеров, цветение когда-то мёртвого пустыря и продолжение своего рода. Даша приводит друзей не просто для помощи, но чтобы все увидели героя. Ведь жизнь этого цветка вопреки всему – это огромный подвиг.
  4. Тема добра реализована в помощи пионеров цветку. Ребята работали четыре дня, чтобы дать шанс цветку на более лёгкую жизнь. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом.

Платонов, Анализ произведения Неизвестный цветок, План

Рассказ — сказка Платонова Неизвестный цветок — это одна из последних работ автора, которая заставляет задуматься, которая навевает на мысли и показывает, насколько трудной может быть человеческая жизнь и насколько важна помощь неравнодушных. В произведении описывается стремление к жизни, описывается рост, трудности выживания.

Платонов Неизвестный цветок

Расказ Платонова «Неизвестный цветок» ведает нам об обычном цветке, но при этом цветок был не совсем обычным, ведь ему удалось вырасти среди пустыря, где нет живительной влаги, где нет питательной почвы. Просто случайно семечко упало в ямку между глиной и камнем.

Но, растение настолько сильно хотело жить, что сумело не только прорасти, но и подняться к солнцу. Оно сумело, используя лишь утреннюю росу и пыль, которую приносил ветер, вырасти и обдать своим ароматом всю округу. Как раз аромат и привернул внимание одной девочки. Звали ее Даша и жила она в пионерском лагере.

Она проходила мимо, а в руках было письмо маме. В тот момент девочке также было одиноко. Она скучала за родными и вот, увидела она прелестный цветок, который не смог ответить, как он назывался, потому что его «никто не зовет, он один живет».

Не осталась равнодушной девочка, рассказала она о цветке друзьям-пионерам, которые сделали так, чтобы цветку было комфортно, чтобы почва стала плодородной и те семена, что упадут из цветка, проросли и из них выросли, а не погибли, прекрасные дети.

  Онлайн чтение книги Дон Кихот КАРТИНА ТРЕТЬЯ

И семена проросли, в этом убедилась девочка на второй год, когда вновь пришла на бывший пустырь. Но, теперь здесь росли травы и цвели цветы, правда, прежнего цветка Даша не нашла, однако на его месте, рос его сын, еще более прекрасный и сильный, ведь рос он «из камня».

Платонов Неизвестный цветок главные герои

В произведении Платонова «Неизвестный цветок» два главных героя: цветок и Даша. Цветок — маленький, но трудолюбивый, в своем стремлении жить, сумел преодолеть трудности и расцвел.

Даша — трудолюбивая девочка, пионерка. Она неравнодушная и любит природу, поэтому не осталась в стороне и помогла со своими друзьями создать хорошие условия для дальнейшего существования бедного маленького, но такого прекрасного, цветка.

Платонов Неизвестный цветок главная мысль

Главной мыслью произведения Платонова есть то, что с помощью упорства. стремления, трудолюбия, мужества, будут преодолены все сложности, что встречаются человеку на пути.

1. Как появился неизвестный цветок 2. Сложная жизнь и борьба за выживание цветка 3. Девочка Даша 4. Помощь девочки и ее друзей 5. Преобразившийся пустырь и встреча Даши с потомком неизвестного цветка.

Проблемы

Проблематика сказки «Неизвестный цветок» нашла свое выражение в кратком списке:

  1. В сказке-были «Неизвестный цветок» затронута проблема воли к жизни. Цветок всеми силами стремится удержаться в этой жизни, хотя у него нет на это никаких причин. Одиночество, усталость, голод – всё это могло бы сломить простое растение. Однако цветок выбрал трудный, но благородный и достойный путь. Раз за разом преодолевая все тяготы и невзгоды, цветок становился сильнее, что впоследствии помогло ему прожить счастливую жизнь.
  2. Проблема силы и слабости тоже затрагивается в произведении. Автор намеренно подчёркивает хрупкость и слабость обычного цветка, а затем описывает его твёрдый характер, которым может похвастаться далеко не каждый человек. Растение преодолело свою слабость упорным трудом. Пионеры даже нарекут цветок героем за его непреодолимое желание жить на этой земле.

Смысл

Основная идея произведения «Неизвестный цветок» заключается в мысли о преодолимости всех трудностей с помощью упорства и терпения. Несмотря на все невзгоды и преграды, цветок живёт и радуется этому. Ведь жизнь – это самое ценное, что есть на этой земле.

Важна и главная мысль сказки «Неизвестный цветок» о добрых поступках, которые должны совершаться бескорыстно. Человечность и доброжелательность – это движущие силы нашего мира. Именно эти качества позволяют нам оставаться живыми и настоящими.

Анализ произведения Платонова Неизвестный цветок

С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины на просторах пустыря, напоминает судьбы людей, которые могут по-разному проявлять волю или бессилие в любых ситуациях.

Растение любым способом старалось продлить свое существование, кропотливо собирая росу, закрываясь от ветра. Благодаря своему терпению и трудолюбию он расцвел. За свое упорство цветок был также вознагражден встречей с доброй девочкой, которая с помощью своих друзей из пионерского лагеря, ухаживая за ним, создала условия для продолжения рода.

Неизвестный цветок погиб, так как законы природы всесильны. Но он оставил потомка – такой же цветок необыкновенной красоты посреди преобразившегося пустыря.

Сказочная манера повествования заставляет читателя о многом задуматься. В мире людей существует немало понятий – добро и зло, правда и ложь, труд и лень. Каждый из нас на своем жизненном пути выбирает себе то, что поможет достойно существовать. Так же как и цветок человек в силах проявлять столько упорства и трудолюбия, чтобы смог легко преодолеть любые преграды.

Сюжет показал, что любому человеку труднее справляться с трудностями в одиночестве. Ведь цветку даже ветер был помощником. Позже группа детей не осталась равнодушной к положению, в котором оказался безымянный цветок. Проявив заботу, чуткость они продлили жизнь уголку природы, в котором прекрасный представитель мира цветов оказался на грани вымирания.

Авторское участие в событиях рассказа очевидно. Он с жалостью относится к истощенному растению, будто протягивая руки к нему, желая оградить от бед. Он ласково называет растение «цветок-труженик», наделяя характеристикой «живой и терпеливый».

Таким образом, произведение А. П. Платонова «Неизвестный цветок» — это глубокие переживания, размышления автора о том, что при желании можно преодолеть любое препятствие. И даже среди агрессии и тревог можно встретить сострадание, внимательность и доброту.

Автор настаивает, что жизнь дана для того, чтобы дарить радость окружающим, не оставаться равнодушным. Отклик на чужую печаль поможет не только страдающему, но и подарит лучшие человеческие качества. В рассказе совершен добрый поступок.

Именно поэтому, текст проникнут жизнелюбием («живым мерцающим огнем» радовал цветок автора).

Художественные особенности

Платонов использует различные средства художественной выразительности для живописности текста: эпитеты («мёртвая глина», «добрая земля»), олицетворения («цветок сторожил ветер», «цветок радовался»), сравнения («как дедушка-сеятель», «как звезда, он светился живым мерцающим огнём»).

  «Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Автор намеренно использует объёмные описания природы, чтобы помочь читателю погрузиться в атмосферу, в которой находился цветок. Обилие деталей, наличие средств художественной выразительности, понятный и детям, и взрослым язык позволяют сказке-были «Неизвестный цветок» оставаться популярной и спустя полвека после написания.

Татьяна Булычева

Ссылка на основную публикацию