Анализ поэмы «кому на руси жить хорошо» (некрасов)

Вопрос о том, кому хорошо живется на Руси, остается актуальным с давних времен. Освещен он и в известной поэме Некрасова. Автору удалось поднять бессмертную тему подвижничества ради спасения родной земли. Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» показывает, что человек по-настоящему счастлив, лишь когда служит высокой цели.

История создания

Произведение «Кому на Руси жить хорошо», анализ которого входит в школьную программу, является одним из наиболее выдающихся в русской литературе. Это одно из последних творений писателя.

Во время написания поэмы автора уже одолело серьезное заболевание — рак. По этой причине Николай Некрасов не успел закончить произведение. Писатель оставил фрагменты своих записей, которые по частицам пытались собрать его близкие друзья.

Они старались понять мысли и уже путавшуюся логику поэта.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Смерть Некрасова была долгой и мучительной, но он успел дать ответ на вопрос, кому хорошо живется на Руси. В каком-то смысле, тем самым счастливым человеком был Н. А.

Некрасов, ведь он полностью отдавал себя служению народным интересам. Именно это и придавало ему сил в борьбе с тяжелым заболеванием.

В 1870-х годах Некрасовым были написаны части, которые являлись главными в поэме:

  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

В планы автора входило написание большего числа глав, но болезнь прервала его планы. В последней главе он высказал свою главную мысль о том, каково будущее России.

Направление, жанр и тема

По мнению самого автора, его произведение — это эпопея настоящей жизни крестьян, написанная в жанре эпической поэмы. В ней соединились эпос и лирика. По законам жанра были определены композиция и сюжет, по которым должна развиваться поэма.

Автору было крайне тяжело в последние месяцы жизни строго следовать сюжетной линии. По этой причине в произведении присутствует множество беспорядочных отхождений от сюжета.

Поэма уникальна тем, что она, по сути своей — народный эпос и являет результатом изучения и понимания мировой литературы, а не заимствованием конкретного образа.

Поэма наполнена персонажами, которые помогают представить картину нравов и жизни тех времен.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Основной темой является проблема свободы. Она заключалась в том, что крестьянам свободу дали, но не сказали, как ей пользоваться, и им пришлось самим приспосабливаться к изменившимся условиям. Проблема национального характера в том, что люди-мыслители, люди-искатели справедливости проводят время:

  • в забытьи;
  • за выпивкой;
  • за пустыми разговорами.

Они не способны прогнать из своих голов рабство, пока их нищенское существование не сменится хотя бы бедностью, пока не уйдет пьянство, пока они не осознают, что сильны и горды.

Краткий смысл поэмы

В самом начале произведения семь мужиков спорят на дороге о том, кому на Руси жить хорошо. В прологе Некрасов использует и юмор, и гиперболу. По мере развития поэмы герои решают искать ответ, путешествуя и задавая этот вопрос различным сословиям.

Каждый ответ является отдельным ответвлением сюжетной линии. В первой главе герои стиха пытаются разобраться, сладко ли живется попу, думая, что богатство и спокойствие могут быть гарантом счастья.

Через монологи отдельно взятых персонажей Некрасов критикует социальные предрассудки.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Анализ главы «Счастливые» показывает, что мужики пытаются отыскать довольных жизнью на Руси, предлагая им в награду за историю ведро водки. В итоге появляются не счастливые, а любители выпить. Поиски заходят в тупик. В главе «Пьяная ночь» показан поиск утешения в пьянстве до беспамятства, характерный для русского крепостного.

Вскоре спор героев переходит в драку. Во время драки из гнезда выпадает птенец, один из путешественников поднимает его. После этих событий все собираются вокруг разожженного огня и дают волю мечтам о крыльях и том, что необходимо для поиска правды.

Оказывается, что птичка, потерявшая птенца, волшебная — она рассказывает в благодарность, как отыскать скатерть-самобранку. Мужики ее находят и начинают пировать, при этом клянутся друг другу искать ответ на вопрос, а до тех пор домой не возвращаться.

На их пути им встречаются поп, крестьянка, балаганный Петрушка, нищие, надорвавшийся работник и пораженный параличом бывший дворовый, честный человек Ермил Гринин, помещик Гаврилы Оболт-Оболдуев, потерявший разум Последыш-Утянин с семьей, холоп Яков, верный и примерный, странник божий Ион Ляпушкин. Но никто из них не счастлив.

У каждого своя трагичная история. После мужики встречают семинариста Гришу Добросклонова, который говорит, что счастлив, потому что самозабвенно служит родине.

Его песни веселят народ и наполняют сердца надеждой. На этом история заканчивается.

Главные герои

С помощью главных героев упорядочивается вся поэма. Семь мужиков не обладают какой-либо индивидуальностью, характером — они едины и являют собой народное сознание, их диалог — речь общества, которая берет начало из устного народного творчества.

В образах семи странников предстают бывшие крепостные крестьяне из смежных деревень — Неурожайки, Гореловой, Нееловой, Знобищиной, Дырявиной, Разутовой, Заплатовой. Каждый из них дает свое понимание, кому лучше всего живется на Руси:

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

  • министру государеву;
  • царю;
  • вельможному боярину;
  • купцу;
  • попу;
  • чиновнику.

Каждый из них изображен крайне упорным в своих суждениях, никто не желает уступить. Но их всех объединяет одно: они сильны, отважны и желают найти истину. Их темпераменты отличаются пылкостью и отходчивостью. Они добры и отзывчивы, что делает их желанными собеседниками даже при кажущейся дотошности.

Их отличает суровый нрав, но ведь и жизнь их тяжела: раньше крепостные люди были вынуждены гнуть спины на барина, а после отмены крепостного права они не нашли себе места. Потому-то они и вынуждены ходить по родной земле и искать истину и справедливость.

Гриша Добронравов являлся семинаристом, сыном дьячка. Это довольно мечтательная натура, он сочиняет песни и приносит радость людям. В своих песнях он говорит, какой будет судьба России, и отмечает ее могучую силу, которая непременно победит всю несправедливость.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

В его характере присутствуют черты идеалиста, он тверд и уверен в своем желании искать истину до конца. Мужчина ощущает, что его призвание — быть вождем и певцом России. Его делает счастливым тот факт, что он может принести себя в жертву во благо родины.

Еще одной главной героиней является Матрена Тимофеевна Корчагина, крестьянка.

Соседи считают, что она счастливица, ведь она смогла у жены военачальника попросить оставить своего мужа дома (а ему уже грозила рекрутская служба на 25 лет, а кроме него кормить семью было некому).

Но не такой счастливой была ее жизнь — в ней были и горе, и унижения, потеря единственного ребенка, гнев свекрови, труд до потери сил.

У мужа Матрены есть дедушка — Савелий Корчагин, который является настоящим русским богатырем. Однажды он покончил с немцем-управляющим, который измывался над крестьянами, доверенными ему. За это Савелию пришлось пройти десятилетия каторги. По возвращении его тело было растоптано, но воля осталась сильна, он все так же боролся за справедливость.

Ермил Гринин, бурмистр на земельном владении князя Юрлова, является человеком исключительно честным. Чтобы выкупить мельницу, он выходит на площадь и просит помочь ему деньгами. Позже он возвращает взятое в долг, за что Гринина начинают уважать и почитать.

Но и он не счастлив, так как из-за авторитетного положения лишен свободы: Ермила обвинили в том, что он организатор крестьянского бунта и отправили в тюрьму.

Второстепенные персонажи

Помещики в произведении изображены объективно, а некоторые даже с положительной стороны. В образе народной благодетельницы предстала жена губернатора Елена Александровна (оказала помощь Матрене).

Не без сострадания пишет автор о Гавриле Оболт-Оболдуеве. У него было неплохое отношение к крестьянам — он даже праздники им делал.

Когда крепостное право было отменено, то у него словно почва ушла из-под ног — уж очень он привязан к старым порядкам.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Образ Якова является собирательной фигурой всего крестьянского народа. Он — полная противоположность Савелия и вобрал в себя всю несправедливость, бесправие и невежество угнетаемого сословия. Барин бил его и посылал на смерть. Яков был покорен и выполнял все, что было велено, но сумел отомстить: повесился в лесу перед барином-калекой, который без Якова не смог вернуться домой.

Герой Иона Ляпушкин — божий странник. Он рассказал мужикам, как живут некоторые люди на Руси, об атамане Кудеяре, как прозрел и для прощения грехов решил совершить убийство во благо. Рассказал, что Глеб-староста — очень хитрый, ведь он не послушался веления покойного барина и не дал свободу крестьянам.

Поп в поэме от лица духовного сословия рассказывает о непростой жизни священнослужителей. Они вынуждены видеть чье-то горе и нищету, что лежит тяжелым грузом на сердце.

Поэма демонстрирует, что далеко не каждый на Руси способен отказаться от критики и попытаться сделать вклад в развитие родины. Вот почему многие считают себя несчастными, а свою жизнь — бесцельной.

Мораль поэмы в том, что надо помогать делом своей земле, делать всё возможное, чтобы принести пользу не только себе, но и своему народу. Тогда придёт ощущение гармонии и счастья.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

Портрет Н. А. Некрасова, 1872: Wikipedia / Н. Н. Ге

Жемчужина творчества великого русского писателя Николая Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». Краткое содержание произведения в общих чертах описывает, как жили крестьяне после отмены крепостного права, раскрывает взгляды Некрасова на проблемы русского общества.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание

Некрасов признавался, что на протяжении жизни слышал множество историй о судьбах обычных людей. Они в итоге легли в основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо». О чем повествует произведение, узнаете из краткого пересказа:

«Кому на Руси жить хорошо»: пролог

Произведение начинается с безымянной главы, которая обрисовывает завязку истории. На столбовой дороге встречаются семь мужиков — бывших крепостных. Между ними завязывается спор: кому на Руси лучше всех живется? Каждый предлагает свой вариант: помещику, чиновнику, попу, купцу, боярину, министру или царю.

За активным обсуждением мужики не заметили, как прошли лишних тридцать верст, а домой идти уже поздно. Они разожгли костер и продолжили спор под водку. Началась драка, но и она не разрешила спор.

Читайте также:  Какие цели важно ставить на жизненном пути?

Волшебным образом в руки мужикам попадает скатерть-самобранка. Она может не только обеспечивать их едой и выпивкой, но и чистит, чинит вещи, — все, что нужно для путешествия. Мужики решают пойти по Руси и отыскать счастливого человека.

«Кому на Руси жить хорошо»: безуспешные поиски счастливца

Многих людей встречали мужики на пути: солдат, нищих, обычных работяг. Но какой толк расспрашивать их о счастливой жизни?

Первый, кто заинтересовал мужиков, был поп. Но и тот разочаровал путников: не владеет он благами, которые сделали бы его счастливым, — ни роскошной жизнью, ни покоем, ни почетом.

И в праздники, и непогоду вынужден иметь дело с больными и умирающими крестьянами, на которых много не заработаешь. А богатые помещики разъехались за границу.

Да и уважением попы перестали пользоваться: все их обходят стороной, а то и вовсе презирают. Мужики поняли — у попа счастья не сыскать.

Дорога привела путников в торговое село Кузьминское. Здесь есть все, что нужно людям:

  • ветхая гостиница;
  • шатающиеся храмы;
  • училище, наглухо заколоченное;
  • фельдшерская изба.

На центральной площади — шумная ярмарка. В одном из рядов мужики увидели старика: он пропил все деньги и не может купить внучке обещанные башмачки. На помощь приходит Павлуша Веретенников и покупает заветную обувь. Он человек без звания, но почему-то все зовут его барином.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)«Ярмарка», 1910: Wikipedia / И. С. Куликов

Напрасно пытались в Кузьминском мужики отыскать счастливого человека. Куда ни пойдут — все вокруг пьют до беспамятства и спорят, кому тяжелее живется.

Тем временем Павлуша рассуждает, как умен русский народ, какие у него песни да пословицы, одна беда — пьет много. Но мужики перебивают его: не стоит Павлуше равнять себя, барина, с крестьянами.

Если бы люди не пили, то не выдержали бы тяжелой судьбы.

В толпе мужики слышат историю о Ермиле Гирином, которого здесь все уважают. Когда ему понадобилось выкупить мельницу, все давали в долг без расписки, а уже через неделю он все вернул. Может, ему хорошо живется? Но оказалось, Ермила служил старостой, и после бунта его посадили в тюрьму. Разочарованные мужики идут искать дальше.

Странники встречают шестидесятилетнего помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева. Он рассказывает, что когда-то его жизнь была роскошной и беззаботной.

Поля и леса, богатые имения, крестьяне в подчинении — можно было жить и ни о чем не беспокоиться. Но после крестьянской реформы все пришло в упадок.

Некому больше за него работать, а сам-то он этого не умел. Мужики поняли, что и помещик им не подходит.

«Кому на Руси жить хорошо»: кратко об истории Матрены Тимофеевны

Странники решают расспросить женщин: может, им хорошо живется? Их направляют к Матрене Тимофеевне Корчагиной: по слухам, «губернаторша» — та, кого они ищут. Но Матрена так не считает и в доказательство выкладывает свою историю:

  1. До брака Матрена жила в достатке.
  2. Но когда вышла замуж за печника из другой деревни, ее постигла мрачная судьба деревенской женщины. В семье мужа ее обижали, и лишь рождение первенца скрасило жизнь. Однако, когда Матрена работала в поле, за ребенком не углядели и скормили свиньям.
  3. Ее мужа незаконно забрали в армию, и беременной Матрене пришлось ехать и самой добиваться справедливости.

Ее история убедила мужиков: для крестьянской женщины на Руси счастье невозможно.

Кто он — счастливый человек на Руси?

Во время сенокоса путники оказываются на берегах Волги, где видят странную картину: к берегу на лодках подплывает барское семейство, и косцы, которые только присели отдохнуть, тотчас вскочили и стали изображать усердную работу. Оказывается, дети выжившего из ума пана скрывают от отца отмену крепостного права, а крестьянам пообещали поделиться наследством. Однако после смерти барина никто не получает обещанного.

Еще много горьких историй слышали мужики. Одна из них — про верного холопа Якова.

Всю жизнь он безропотно, терпя унижения, прислуживал барину: когда у того отказали ноги, то хлопотал, как о собственном ребенке.

Племянник Якова захотел жениться на местной красавице, но вспыльчивый барин отдал парня в рекруты. Чтобы отомстить, Яков отвез хозяина в лес и перед ним повесился: наедине с трупом барин провел целую ночь.

Другая история — про атамана разбойников Кудеяра. Стремясь искупить грехи, он жестоко убил местного пана. Был еще староста Глеб: тот подкупом утаил последнюю волю вдовца-адмирала, который хотел после смерти освободить всех своих холопов.

Но в селе Вахлачине живет один дьячок Гриша Добросклонов. Он потерял мать, которую очень любил, и с ней ассоциирует всю Русь: о ней молится и за нее готов отдать жизнь. Знали бы мужики, как сильно Гриша любит родную землю, — вернулись бы домой, ведь наконец нашли бы счастливого человека.

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)Гриша Добросклонов: YouTube / MyBook

«Кому на Руси жить хорошо»: анализ произведения

Какие мысли вложил в произведение Некрасов? «Кому на Руси жить хорошо» (краткое содержание произведения дает это понять) — дневник крестьянской жизни в пореформенный период. Глубину авторского замысла поможет понять аналитическая справка:

История создания

Некрасов приступил к написанию произведения после реформы 1861 года. Народ освободили от крепостного права, что повлекло ряд других проблем в обществе. На создание произведения у автора ушли долгие годы — все из-за тяжелой болезни, которая заставляла писателя прерываться.

Незадолго до кончины Некрасов успел закончить лишь четвертую главу, хотя планировал семь или восемь. Перед смертью он сожалел, что так и не успел дописать поэму.

Кроме того, изначально Некрасов задумывал совершенно другой ход событий. Например, встреча с Гришей Добросклоновым должна была стать частью второй главы. Однако, понимая, что не успеет воплотить замысел, писатель переместил раскрытие образа героя в конец — таким образом подчеркнув главную идею поэмы.

Суть и проблематика поэмы

Главным героем произведения Некрасова является народ. Он получил долгожданное освобождение, и теперь перед ним новые вызовы:

  • научиться строить свое счастье;
  • думать о будущем;
  • воспитывать свободолюбие в себе.

Главный вопрос, затрагиваемый автором, — в чем человеческое счастье? Для большинства героев — это достаток, спокойная жизнь и уважение остальных. В попытках обрести эти так называемые маркеры счастья многие готовы на обман, убийства и подлость, они зациклены на собственной выгоде. Другие — предпочитают забыться в пьянстве и роптать на судьбу, заняты своей бедой.

Но Некрасов вводит персонажа, который по-настоящему счастлив. Гриша Добросклонов любит Родину, готов изменить ее к лучшему и трудиться на ее благо. Благодаря образу Гриши Некрасов раскрывает главную идею: счастье открывается тем, кто думает не только о себе, но и всеобщем благополучии.

Жанровая принадлежность поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

В произведении «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов объединил лирику с эпосом, поэтому его логично идентифицировать как поэму:

  1. С одной стороны, произведение написано в стихотворной форме. В нем есть лирические отступления и множество художественных приемов.
  2. С другой стороны, сюжет поэмы — это рассказ о целом историческом периоде, описанном как путешествие главных героев. В нем использован фольклор. Все это формирует эпическую составляющую повествования.

Написанная в традициях реализма, поэма дает достоверное понимание того, каким был послереформенный период в России, насколько непростой была жизнь крестьян.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1874017-komu-na-rusi-zit-horoso-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 4088.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 4088.

Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова.

Предлагаем ознакомиться с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как поэт создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
  • Год написания – 1866–1876 гг.
  • История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.

Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.

  1. Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
  2. Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
  3. Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.

Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму.

В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.

Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.

Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.

Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место.

Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания.

Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.

Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости.

Читайте также:  Короткие стихи про животных: детские маленькие стихотворения для детей

Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию.

Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.

Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.

Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».

Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей.

Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье.

Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.

Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.

  • Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
  • Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
  • Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.

Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.

  1. О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
  2. В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
  3. Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.

Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.

Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 4088.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Биография Ленина»с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Биография Пожарского»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Капитанская дочка»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Дубровский»с результатом 16/16

Гость завершил

Тест «Медный всадник»с результатом 11/11

Гость завершил

Тест на тему “Галлы”с результатом 5/5

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов)Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание.

Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская.

Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века.

Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год.

К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова.

Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими.

Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав.

Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать.

В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге.

Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья.

Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась.

На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена.

Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет.

В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша».

Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

  • В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:
  • «Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и забитая,
    Ты и всесильная,
  • Матушка-Русь!»
Читайте также:  Сочинение на тему: Роль пейзажей в романе Льва Толстого «Война и мир»

«Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов)

Цитата: «…Эй, счастие мужицкое! / Дырявое с заплатами, / Горбатое с мозолями.».

История создания

Ещё в 1850-е годы Некрасову приходит идея создания эпического произведения, отражающего народную жизнь. Но реализовывать эту идею он начинает только в 1863-м, после земельной реформы и отмены крепостного права.

Над этой поэмой автор работал почти четырнадцать лет. По изначальному замыслу герои, выйдя из своих деревень, должны преодолеть долгий путь, побеседовать с представителями всех сословий и в результате дойти до самого царя.

К сожалению, болезнь не дала автору реализовать задуманное. Предчувствуя свою скорую гибель, Некрасов свернул повествование и оставил финал открытым (так и не сказано, кому на Руси жить хорошо).

Проблематика:

  • счастье народа;
  • счастье каждой отдельно взятой личности.

Смысл названия: для Некрасова очень важно было пробуждение народного самосознания. Уже сам факт того, что простой русский мужик задаётся вопросом «а кому же хорошо?», был для писателя очень важен. Некрасов сделал поэму «Кому на Руси жить хорошо» главным событием своей литературной жизни.

Так кому же хорошо? Изначальный замысел автора предполагал, что счастливого на Руси не будет. Потом Некрасов ввёл образ разночинца-демократа Гриши Добросклонова, который нашёл своё счастье в работе на благо народа. Понятно, что это решение было отчасти вынужденным — требование времени.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: в фольклоре легко обнаружить аналогичные мотивы — хождение по миру в поисках правды и/или счастья. В то же время поэма построена по эпическим законам: разбита на части и главы, связанные между собой сквозными персонажами и темой дороги, странничества.

Время и место действия: Некрасов нарочно не называет ни место, ни время (начинается поэма словами «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»), но легко догадаться, что действие происходит в 60-е годы XIX в. А место действия вынесено в заглавие — на Руси.

Действующие лица

Семеро странников, отправившихся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси»: Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор Губины, старик Пахом, Пров.

Поп — первый претендент на роль счастливца. Жалуется на расходы и отсутствие покоя (нужно приходить к каждому больному, умирающему, женящемуся и рождающемуся).

Павлуша Веретенников — собиратель фольклора.

Ермил Гирин — также претендент на роль счастливца, справедливый бурмистр. На момент рассказа сидит в остроге из-за бунта мужиков, поэтому счастливым его назвать трудно.

Гаврила Оболт-Оболдуев — помещик, рассказывающий, как хорошо было до отмены крепостного права.

Матрёна Тимофеевна Корчагина — крестьянка, также изначально причисленная к счастливцам и подробно рассказывающая, какое оно на самом деле — женское счастье на Руси.

Савелий — дед мужа Матрёны. Пример сильного и терпеливого русского крестьянина.

Поливанов — типичный крепостник, жестокий и распущенный самодур.

Яков — верный слуга Поливанова. Верный до поры до времени: когда, польстившись на невесту Гриши, племянника Якова, Поливанов отдаёт Гришу в солдаты, Яков мстит. Такая месть называлась в народе «тащить сухую беду»: Яков вешается на глазах Поливанова, чтобы того всю жизнь мучила совесть.

  • Князь Утятин (Последыш) — барин, который не верит в отмену крепостного права.
  • Ионушка — богомолец; рассказчик.
  • Гриша Добросклонов — семинарист, решивший посвятить свою жизнь народу.

Краткое содержание

***

Семеро мужиков собираются и обсуждают, кому на Руси жить хорошо. Один из них, Пахом, ловит птичку, которая рассказывает мужикам, как найти скатерть-самобранку. А раз едой они обеспечены, мужики решают не возвращаться домой, пока не найдут ответа на свой вопрос.

Первый кандидат в счастливцы — поп (священник). На вопрос о счастье отвечает, что никакого счастья ему не отпущено: все средства уходят на обучение сына, а жизнь лишена покоя — всегда могут вызвать к умирающему, а смотреть на горюющих родственников несладко.

***

Ярмарка. Всеобщее веселье. Люди рады, что «барин» Павлуша Веретенников выручил мужика, пропившего все деньги, — купил ботиночки для его внучки.

Все смотрят комедию с Петрушкой, потом пьют с актёрами.

Ночь после ярмарки, все пьяные. Странники слышат, как в канаве спорят женщины: каждая доказывает, что у неё дома хуже, чем у других. Павлуша Веретенников говорит, что все беды у людей — от пьянства.

Мужики с ним не соглашаются: было бы жить хорошо, так и пить незачем. Странники встречают женщину, которая рассказывает о своём ревнивом муже, следящем за ней даже ночью.

Странники скучают по жёнам и хотят домой.

Странники заказывают у скатерти-самобранки ведро водки и обещают налить тому, кто докажет, что он в самом деле счастлив.

Дьякону, утверждающему, что счастье в вере, водки не дают. Не дают и бабке, которая счастлива от урожайности репы. Водки наливают солдату, который счастлив, что его ни в одном сражении не убили, и каменщику, добравшемуся домой после тяжёлой болезни.

Не достаётся водки мужчине, который гордится своим счастьем: при дворе облизывал тарелки господ и «заработал» благородную болезнь — подагру. Странники дают выпить человеку, спасшемуся от медведя.

Народ советует странникам обратиться к Ермиле Гирину: будучи бурмистром, Ермила всегда справедливо поступал. Однажды только проштрафился — вместо своего брата послал в солдаты другого парня. Но Ермила покаялся, и парня вернули (а Ермила до сих пор мучается чувством вины). Правда, Гирин сейчас в остроге за бунт крестьян, так что к счастливцам его отнести сложно.

***

Семеро искателей счастья встречают помещика Оболт-Оболдуева. Он со слезами на глазах рассказывает, как хорошо было до отмены крепостного права: пиры устраивались роскошные, крестьяне его любили. А теперь всё плохо, крестьяне обленились, всюду разбойники, а самого помещика заставляют учиться и работать, чего он совсем не хочет.

***

Мужики проходят мимо сенокоса, помогают косить. Тут появляется помещик, велит пересушить одну скирду. Мужикам рассказывают о помещике.

Узнав об отмене крепостного права, этот барин разъярился. И его сыновья, опасаясь, что их лишат наследства, уговорили крестьян делать вид, что крепостное право ещё в силе. Доходило до совсем уж глупых ситуаций, когда мужики делали вид, что их наказывают на конюшне, и кричали погромче, чтоб барин был доволен.

  1. А когда барин умер, начались тяжбы за земли между его сыновьями и крестьянами.
  2. ***
  3. Семь странников приходят в село Клин: по слухам, там живёт счастливая Матрёна Корчагина.
  4. Матрёна Тимофеевна занята и говорить о своей жизни не хочет, но странники обещают помочь ей жать, и женщина рассказывает.

До замужества Матрёне жилось хорошо. А в семье мужа — как в аду. Муж, правда, хороший был: один раз только побил. Но другие члены семьи Матрёну ненавидели. Все, кроме деда Савелия.

Отдельно Матрёна рассказывает о Савелии. Деревня, в которой Савелий жил в молодости, находилась в глухом лесу, и платили крестьяне оброк три раза в год. Потом помещик потребовал, чтобы они сами возили к нему оброк. Крестьяне этого не хотели.

Наконец прислали управляющего — немца. Оброк стали требовать регулярно, а кто не мог заплатить, должен был отрабатывать. Потом крестьяне поняли, что их работа заключается в строительстве дороги от их деревни к городу.

А значит, вскоре появится сборщик подати.

В течение 18 лет крестьяне терпели немца, угнетавшего их, а потом, когда терпению пришёл конец, по призыву Савелия скинули немца в яму и закопали живым в землю. Мужиков отправили на каторгу, где дед Савелий провёл 20 лет.

Матрёна продолжает рассказывать о себе: когда у неё родился сын Дёмушка, женщина стала меньше работать. Свекровь велела отдать ребёнка деду Савелию, а дед недоглядел, и ребёнка съели свиньи. Приехала полиция и обвинила Матрёну в убийстве ребёнка.

Дед Савелий тяжело переживал смерть Дёмушки и ушёл в монастырь. У Матрёны каждый год рождается по ребёнку. Когда её сыну Федоту было восемь, его послали стеречь овец. Одну овцу украла волчица. Федот гнался за ней, овцу отобрал, но овца была уже мёртвая, а волчица тощая, и у неё волчата… Федот отдал овцу волчице. За это наказали Матрёну.

В голодные времена свекровь заявила, что во всём Матрёна виновата. Её мужа забрали в солдаты. Беременная Матрёна идёт к губернаторше. Отдав лакею все свои деньги, она входит в дом губернаторши, и у неё начинаются роды. У самой губернаторши детей нет, она ухаживает за ребёнком Матрёны и помогает вернуть мужа Матрёны из рекрутчины. Вот и всё счастье.

Странники спрашивают, всё ли Матрёна им рассказала. Она отвечает, что перечислять беды женские всей жизни не хватит.

***

В деревне пир, поминание барина Утятина. Приходит приходской дьяк, сыновья которого — Савва и Гриша Добросклоновы — очень хорошие ребята. Крестьяне вспоминают старые времена и рассказывают истории.

Одна из них — о том, как верный слуга Утятина, Яков, не смог простить барину, что тот отправил его племянника в солдаты (Утятин имел виды на невесту племянника). Яков повесился у барина на глазах.

Брат Ионушка рассказывает о разбойнике Кудеяре. Кудеяр и двенадцать разбойников вели жизнь окаянную, грабили и убивали людей. Но Кудеяру в какой-то момент начали мерещиться трупы убитых им. Он стал просить Бога отпустить ему грехи.

Чтоб грехи были отпущены, Кудеяр должен был тем ножом, которым людей убивал, спилить дуб. Когда Кудеяр дуб пилил, приехал пан Глуховской, который мужиков пытал и вешал. Кудеяр разозлился и воткнул нож ему в сердце.

Тут груз грехов Кудеяровых и пал.

***

По дороге домой Савва и Гриша Добросклоновы поют песни о свободе. Гриша поёт о будущем страны и, увидев бурлака, запевает песню «Русь», называет родную землю матушкой.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Назовите героя поэмы «Кому на Руси жить хорошо», который счастлив своим трудом на благо людей.

Ответ. Гриша Добросклонов.

Этот молодой человек учится в семинарии. Он решил посвятить всю свою жизнь служению народу.

К какому литературному направлению можно отнести поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

Ответ. Реализм.

Поделиться ссылкой

Ссылка на основную публикацию