Анализ пьесы «Гроза» А. Островского

А.Островский пьеса «Гроза»: YouТube / Советские фильмы / Кино СССР

Девятнадцатый век — золотое столетие в литературе, которая создала неповторимые типы и характеры. «Луч света в темном царстве» — так отозвался известный критик Николай Добролюбов о Катерине — главной героине пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание этой реалистической истории поможет в анализе проблематики и системы образов произведения.

«Гроза»: краткое содержание

Краткое содержание Островский «Гроза» — основа читательского дневника тех, кто изучает русскую классику. Что нужно занести в него:

  • В основе повествования — жизнь типичного провинциального городка Калинов.

Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.

Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин:

  1. Беспредел и самодурство купеческой братии.
  2. Отчаяние и безысходность их жертв – это, пожалуй, общий устрой всей патриархальной России.

Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории.

  • Трагически заканчивается пьеса «Гроза». Очень краткое содержание таково: замужество для главной героини Катерины становится невыносимым, она не находит себе места в мещанской семье мужа, решается на измену и заканчивает жизнь самоубийством.

Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где:

  1. Марфа Игнатьевна (Кабаниха) — глава семейства.
  2. Тихон Иванович — сын.
  3. Варвара — дочь.
  4. Катерина — невестка.

Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.

Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге.

От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу.

Трагически пьесу завершает Островский. «Гроза» краткое содержание знакомит в общих чертах с мещанским ограниченным миром патриархальной России, из которого автор не видит выхода, поэтому обрекает главную героиню на трагический финал.

В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. «Гроза» Островского раскрывает актуальную и сегодня проблему беззащитности женщин и насилия в семье.

«Гроза»: анализ произведения

Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:

Почему пьеса Островского называется «Гроза»?

Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.

Конфликт

В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский.

«Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.

Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.

Проблематика

Произведение «Гроза» полипроблемное:

  1. Порабощение человека, ущемление его прав и свобод раскрывает социальные проблемы.
  2. Философские проблемы: поиск смысла жизни, надежды, веры и человеческой судьбы.
  3. Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви.

Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.

Образная система пьесы

Остановимся на главных персонажах:

  • Катерина — открытая, умная и добрая натура.

Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «…Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…».

Анализ пьесы «Гроза» А. ОстровскогоКатерина — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Девушка искренна в своих чувствах: она влюбляется в Бориса — племянника Дикого, но и в этих отношениях не обретает счастья. Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви.

Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу.

Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера.

Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут…». Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения.

Анализ пьесы «Гроза» А. ОстровскогоКабаниха — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.

Анализ пьесы «Гроза» А. ОстровскогоТихон – муж Катерины: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

  • Образ Кулигина — механика, мечтающего изобрести вечный двигатель.

Он много читает, готов делать жизнь города лучше, однако среди калиновцев не находит поддержки.

Герой — носитель новых взглядов и новых идей, ему внутренне близок поступок Катерины, преступившей границы плоти ради свободы духа. Об этом он с мрачным торжеством объявляет калиновским обывателям: «Вот вам ваша Катерина.

Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь пepeд судией, который милосерднее вас!»

Эпохальный моральный и нравственный перелом отобразил Александр Островский в пьесе «Гроза». Краткое содержание поможет вам раскрыть глубокие социальные и моральные проблемы произведения классика.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1871084-groza-kratkoe-soderzanie-i-analiz-pesy-ostrovskogo/

Анализ «Гроза» Островский

Анализ пьесы «Гроза» А. Островского

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6516.

Обновлено 24 Сентября, 2021

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6516.

Обновлено 24 Сентября, 2021

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии.

Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства.

Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
  • Год написания – 1859 год.
  • История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни.

В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа.

Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Читайте также:  Русский постмодернизм в литературе

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза».

Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши.

Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 6516.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 11/16

Гость завершил

Тест «Гроза»с результатом 18/19

Гость завершил

Тест «Ревизор»с результатом 7/17

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 13/14

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 13/15

Гость завершил

Тест 2 том «Войны и мира»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест «Кавказский пленник»с результатом 7/11

Гость завершил

Тест «Евгений Онегин»с результатом 14/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»

Дорогие читатели, на этой недели мы разберем произведения за 10 класс, которые вы можете использовать на экзамене по литературе и по русскому языку, а также для декабрьского сочинения.

Сегодня мы познакомимся с пьесой Александра Николаевича Островского «Гроза»

Создание произведения:

Пьеса была написана в 1859 году. В этом же году она поставлена в театрах Москвы и Петербурга. Успех пьесы был велик, что драматург был удостоен Уваровской премии.

Сюжет произведения взят из реальной жизни. Островский с целью изучения быта и нравов отправился в волжские города.

Композиция произведения

Создает атмосферу купеческого города Калинова, представляет жесткие нравы этого города

Появление семейства Кабановых. Мать учит сына, как вести себя так. Чтобы жена его боялась. Диалог Катерины и Варвары о свободе.

Диалог Катерины с Варварой, которая учит ее приспосабливаться, то есть обманывать. Тихон уезжает в поездку на неделю. Любое свидание Катерины с Борисом

Отдельного внимания заслуживает гроза, которая провоцирует раскаяние Катерины. Варвара рассказывает Борису, что Катерина чувствует вину перед Тихоном.

Монолог Катерины, который раскрывает ее душевное состояние – прощание ее с жизнью. Самоубийство героини.

  • Жанр произведение: драма
  • Направление произведение: реализм
  • Смысл названия:
  • Природное явление: гроза становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Гроза пугает жителей Калинова возмездием за грехи
  • Художественный образ: столкновение двух миров вызывает грозовой разряд. Метафора грозы подразумевает очистительную силу
  • Конфликт произведения:
  • Противостояние двух миров:
  1. старого в лице Кабановой и Дикого и нового в лице Катерины
  2. Катерина, Борис и Тихон
  3. Кабаниха и Катерина
  4. Тема произведения:
  • Борьба отцом и детей
  • Свобода
  • Раскрывается на примере Катерины
  • Раскрывается на примере молодых героев: Катерины, Варвары, Бориса
  • Символика имен:
  • Катерина – «чистая»
  • Варварка – «варварка
  • Кулигин – кулик-птичка
  • Тихон – тих

Жертвы «темного царства»

  1. Единственный просвещённый в городе человек. Не может убидеть купцов, что городу нужны часы и громоотвод
  2. Основа ее жизни- ложь. В ней есть смелось и воля
  3. Безвольный и слабый человек, муж, который не может защитить свою жену.
  4. Человек безвольный, не готов взять ответственность за Катерину
  5. Катерина- «луч света в темном царстве»

Выросла в простой купеческой семье, где царила любовь и уважение друг к другу. В религии находила высшую правду. Девушка- натура сильная, свободолюбивая.

Не хочет жить по законам «темного царства», не умеет лгать, потому что не может изменить своим нравственным устои. Вышла замуж не по любви. Вспыхнувшая страсть к Борису лиши героиню воли. Она была готова умереть за любовь.

Ради любви Катерина готова на все, даже преступить через грех

Анализ пьесы "Гроза" А.Н. Островского

Анализ пьесы «Гроза» А.Н. Островского

  • План
  • Персонажи
  • Конфликт
  • Критика

Островский писал драму «Гроза» под впечатлением от экспедиции по городам Поволжья. Неудивительно, что в тексте произведения отразились не только нравы, но и быт жителей провинции.

Следует обратить внимание на время написания – 1859 год, за год до отмены крепостного права. Тема крепостничества никак не отражена в произведении, однако, при анализе «Грозы» Островского виден острый конфликт, который назрел в обществе к середине XIX века.

Речь идёт о противостоянии старого и нового, мира людей новой формации и «тёмного царства».

События пьесы разворачиваются в вымышленном приволжском городе Калинове. Следует отметить, что автор недаром указывает на условность места действия – Островский хотел показать, что такая атмосфера была характерна всем городам России того времени.

Персонажи

Для начала нужно обратить внимание на действующих лиц. Главная героиня произведения – Катерина Кабанова. Добролюбов называет её «лучом света в тёмном царстве». Девушка отличается от остальных персонажей. Она не хочет подчинить всех своей воле, как Кабаниха, не желает учить старым порядкам. Катерина хочет жить честно и свободно.

Не хочет унижаться и врать родным, как это делает её муж. Не хочет прятаться и обманывать, как делала Варвара Кабанова. Её желание быть честной перед собой и перед другими приводит к катастрофе. Кажется, что из замкнутого круга, в который Катя попала волей обстоятельств, невозможно выбраться. Но в город приезжает Борис, племянник Дикого.

Он так же, как и Катерина, не хочет задохнуться «в этом захолустье», он не принимает царящих в Калинове порядков, он не желает иметь ничего общего с ограниченными жителями провинциального городка. Борис влюбляется в Катерину, и это чувство оказывается взаимным. Благодаря Борису, Катерина понимает, что у неё есть силы для борьбы с самодурами, которые диктуют законы.

Она думает о возможном разрыве с мужем, о том, что может уехать вместе с Борисом, несмотря на общественное мнение. Вот только Борис оказывается немного не тем, кем представляется Кате.

Ему, безусловно, не нравится лицемерие и ложь, которые помогают жителям Калинова достичь своих целей, но тем не менее Борис поступает точно так же: он пытается наладить отношения с человеком, которого презирает, ради получения наследства. Борис не скрывает этого, открыто говорит о своих намерениях (разговор с Кулигиным).

Конфликт

При анализе драмы Островского «Гроза» нельзя не сказать об основном конфликте драмы, который раскрывается через образ главной героини.

Катерина, попавшая в безвыходное положение волею обстоятельств, сопоставлена с другими героями, которые сами выбирают свою судьбу.

Например, Варвара меняет замок на калитке в саду, чтобы у неё была возможность встречаться с возлюбленным, а Тихон, жалуясь на контроль матери, продолжает подчиняться её указам.

Вторая сторона конфликта воплощается на уровне идей. Катерина, несомненно, принадлежит к новым людям, которые хотят жить честно. Остальные обитатели Калинова привыкли к ежедневной лжи и осуждению других (например, разговоры Феклуши с Глашей).

Это – конфликт старого и нового. Конфликт времён. Борис, по указанию автора, образованный человек. Читатель понимает, что этот человек «образовался» в XIX веке. Кулигин, который мечтает об изобретениях, напоминает гуманиста эпохи позднего Возрождения.

Катерина же воспитана в традициях домостроя, законы которого переставали быть актуальными уже в XIX веке. Конфликт развивается не между этими персонажами, а внутри Катерины.

Она понимает, что не хочет и не может больше жить «по-старому», но жить «по-новому» у неё тоже не получится: старые законы сильны, а их защитники не желают сдаваться.

Критика

Читайте также:  Пороки в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя

Анализируя пьесу «Гроза» Островского нельзя не упомянуть о критической оценке произведения. Несмотря на то, что в то время ещё не существовало понятия «драма для чтения», многие литературные критики и писатели высказали своё мнение по поводу этой пьесы. К критике «Грозы» Островского обращались многие литераторы.

Некоторые, например, Апполон Григорьев, наиболее значимым считал народную жизнь, отражённую в произведении. В полемику с ним вступил Фёдор Достоевский, аргументировано заявляя, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини.

Добролюбов же больше всего ценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы. Благодаря этому читатель сам мог «сделать своё заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости.

Критик оценил революционные идеи, заложенные в «грозе»: претензии на правду, соблюдение прав и уважение к человеку.

Писарев откликнулся на эту пьесу Островского лишь спустя 4 года после её написания. В своей статье он вступил в полемику с Добролюбовым, поскольку не принимал взгляды последнего на произведение. Называя Катерину «русской Офелией», критик ставит её в один ряд с Базаровым – героем, который стремился разбить существующий порядок вещей.

Писарев видел в характере Катерины то, что могло бы служить катализатором для отмены крепостного права. Однако это было накануне 1861 года. Надежды Писарева на революцию и на то, что народ сможет добиться демократии, не оправдались.

Именно сквозь эту призму Писарев позже и рассматривал гибель Катерины – гибель надежд на улучшение социальной обстановки.

Благодаря краткому анализу произведения «Гроза» можно не только понять сюжет и особенности произведения, но и получить некоторую информацию об общественной жизни того времени. «Гроза» стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы.

«Гроза» (А. Островский)

Цитата: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

История создания

Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.

Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.

Проблематика:

  • проблема старшего и младшего поколения (Кабаниха и её дети);
  • проблема любви (Катерина — Тихон; Катерина — Борис);
  • проблема самореализации (Кулигин);
  • проблема власти (Дикой);
  • столкновение старого и нового (Катерина — «тёмное царство»).

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Действующие лица

  • Катерина Кабанова — молодая, красивая и романтически настроенная женщина, «Луч света в тёмном царстве» (по выражению публициста Н. А. Добролюбова), жена Тихона Кабанова.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — свекровь Катерины, богатая купчиха, вдова. Властная деспотичная купчиха.
  • Тихон Иванович Кабанов — муж Катерины, сын Марфы Игнатьевны. Полностью оправдывает своё имя — очень тихий человек.
  • Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона.
  • Савёл Прокофьич Дикой — богатый купец, непредсказуемый, своенравный человек.
  • Борис — племянник Савёла Прокофьича, приятный и образованный молодой человек.
  • Кулигин — молодой механик-самоучка из мещан. Пытается создать вечный двигатель (перпетуум-мобиле). Подразумевается реальный персонаж — Иван Кулибин, механик-самоучка, создавший проекты мостов и коляску-самокатку.
  • Ваня Кудряш — молодой человек, конторщик Савёла Прокофьича.
  • Шапкин — мещанин.
  • Феклуша — странница, богомолка.
  • Глаша — прислуга в доме Кабанихи.
  • Барыня с двумя лакеями — пожилая безумная женщина.

Краткое содержание

Действие 1

Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).

Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.

Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.

Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.

Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит.

Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны.

А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах.

В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса.

Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.

Входят Марфа Игнатьевна и Тихон. Тихон собирается уезжать, и мать требует, чтобы он поучил жену, как следует мужа дожидаться. Тихон вяло повторяет Катерине слова матери.

Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.

Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.

Входит Катерина и на упрёки Кабанихи отвечает, что не хочет людей смешить. Оставшись одна, Катерина жалеет, что у неё нет детей. Потом жалеет, что не умерла в детстве — тогда бы она стала бабочкой.

Входит Варвара и говорит, что всё устроила: Катерина уйдёт спать в сад, и её навестит Борис (ключ от калитки Варвара раздобыла). Катерина колеблется, не хочет брать ключ, но потом всё же берёт.

Действие 3

Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.

Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.

Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.

Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.

Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.

Действие 4

Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.

Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.

Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.

Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей.

Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту.

Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.

Читайте также:  Анализ стихотворения Федора Тютчева «Последняя любовь»

Действие 5

Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила.

Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину.

Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.

Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.

Катерина идёт к реке. Кулигин говорит с Кабанихой, обвиняет её в том, что она восстанавливает сына против жены. Раздаются крики о том, что женщина бросилась в воду. Тихон хочет помочь, но мать не пускает его, обещая проклясть. Катерина покончила с собой: вносят её тело. Тихон кричит: «Вы её погубили! Вы! Вы!».

Экранизации

«Гроза» (СССР, 1934).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из героев драмы «Гроза» тонко чувствует красоту природы?

Ответ. Катерина. Она с детства любила цветы: «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много».

В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?

Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.

В то же время Тихон не может противостоять матери и защищать Катерину. Поэтому и Тихон, и Кабаниха — персонажи «тёмного царства».

Назовите фамилию литературного критика, который охарактеризовал Катерину как «луч света в тёмном царстве».

Ответ. Добролюбов.

Николай Александрович Добролюбов написал о «Грозе» статью «Луч света в тёмном царстве», и название этой статьи стало расхожим выражением.

Поделиться ссылкой

Островский А.Н. "Гроза", краткий анализ

Идея написать «Грозу», Островскому пришла после поездки по Волге, где он увидел жизнь в провинциальных городах. Он записывал все, что ему казалось интересным. Он был свидетелем разговоров и ситуаций, происходивших с горожанами. Все это легло в основу пьесы.

Замечание 1

Начата пьеса была летом 1859 года, а закончил Островский ее осенью. В этом же году она была поставлена в театрах, а вначале 1860 выпущена в печать.

До начала XX века считалось, что автор в основу сюжета положил реальный жизненный случай. В городе Кострома, молодая девушка, жившая в похожей атмосфере гнета, как и героиня пьесы, бросилась в Волгу.

Она так же, как и Катерина, жила со свекровью и мужем, неспособным ее защитить от нападок соей матери. И у нее были чувства к другому мужчине, как у Катерины к Борису.

Но потом выяснилось, что пьеса была поставлена в октябре 1859 года, а реальный случай произошел в ноябре этого же года.

Смысл названия пьесы

Название своей пьесе Островский дал неспроста, гроза в ней – непосредственный ее участник.

В композиции произведения гроза имеет важное значение. В первом действии, когда Катерина рассказывает Варваре о своих мыслях и намекает на тайную любовь, гроза надвигается, предвещая трагедию. Разражается гроза, когда Катерина признается свекрови и мужу в своей неверности. Гроза влияет на поведение героев пьесы. Она непосредственно участвует в пьесе.

Но гроза имеет еще и переносное значение. Так Тихон грозой называет ругань и брань своей матери, а Кулигин видит в грозе живительную силу.

Для Дикого всё отношение к людям основывается на том, чтобы вызвать в них страх. Так он и относиться к грозе, и считает, что все должны бояться ее, как боятся его.

Для Катерины гроза равнозначна божьей каре, она боится не сколько грозу, сколько наказания.

Образ грозы позволяет нам раскрыть характеры героев. Душевное состояние Катерины тоже напоминает грозу. Когда она рассказала Варе о своей тайной любви, гроза только собиралась, и на душе у нее было неспокойно.

Гроза не потревожила Катерину, когда она встречалась с Борисом, потому что она почувствовала себя счастливой. Когда же она рассказала всем о своем грехе, гроза разразилась, будто разорвалась душа у Катерины.

Гроза появлялась всякий раз, когда она чувствовала беспокойство.

Персонажи и их характеристика

Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове. Автор не случайно описал вымышленный город, так как на примере одного города он хотел показать жизнь во всех настоящих городах России того времени.

Здесь жители жили по старым устоям и не хотели ничего менять. Они не замечали того прекрасного, что было у них. Они не видели чудной природы их города, отличались грубостью и невежеством.

Главная героиня пьесы – Катерина. Молодая девушка, воспитывавшаяся в любви и заботе, не обремененная тягостями жизни. В родительском доме она была счастлива, любила ходить в церковь, она ей казалась большим храмом, где она видела ангелов, любила рассказы богомолок, в которые она верила и восхищалась ими.

Все изменилось после замужества. Она попала в семью, где царила ненависть ко всему. То, чему она радовалась в родительском доме, теперь ее не радовало. Катерина вышла замуж без любви. Девушка думала, что полюби она мужа, и ее мир опять засияет.

Но ее свекровь Кабаниха не давала Катерине возможности жить и любить. Она постоянно была недовольна невесткой. Ревновала ее к сыну и жаловалась, что Тихон перестал любить мать из-за жены.

Гнетущая и жесткая атмосфера в доме мужа, толкает Катерину на бунт.

Она не может больше жить без той доброты, к которой привыкла. Любовь к Борису дает ей силы выживать здесь. Она знает, что это грех, но все равно идет на измену. Только с Борисом рядом, ее душа начинает расцветать. Этот грех не дает ей спокойно жить, совесть мучает, она боится божьей кары. Не выдерживая такой тяжести, она рассказывает все мужу и свекрови.

Тихон смог ее простить, но сама себе Катерина не смогла найти прощения. Она не может находиться в доме мужа, для нее это хуже смерти. И Катерина выбирает смерть.

Муж Катерины Тихон, безвольный человек, воспитанный строгой матерью, которой слова против сказать не смеет. Его имя вполне оправдывает его поведение – замкнутый, молчаливый, нерешительный.

Мать полностью лишила его возможности принимать решения самостоятельно. Любитель выпить. Только в пьяном состоянии он мог забыться от своих семейных проблем.

Он не любит разговоров со своей сестрой Варварой, так как она говорит ему все напрямую и все ее слова оказываются правдой.

Катерину он любит, но защитить от нападок матери не в состоянии. Он понимает, что с женой что-то происходит, но повлиять на ее душевное состояние не может.

Ввиду своей мягкотелости он прощает жене измену. Лишь смерть Катерины смогла в нем расшевелить немного мужества, и он на глазах окружающих обвиняет мать в смерти жены.

Мать Тихона овдовевшая купчиха Кабаниха. Грозная, жестокая, могущественная, держит в страхе весь дом. Она боится всего нового. Для нее новое несет в себе опасность и возможность потерять контроль над близкими. Она «застряла» в прошлом и не понимает, что все меняется и жить по-старому уже невозможно. Она учит всех старым устоям и требует полного подчинения.

Кабаниха постоянно вмешивается в отношения сына и невестки. Сыну не дает шагу ступить и практически живет его жизнью и даже приказывает ему побить Катерину, потому что порядок такой.

Катерину она не возлюбила, все время недовольна ею и ищет повод для упреков. Она считает, что Катерина не уважает Тихона. Ей кажется, что с появлением в доме Катерины Тихон стал плохо к ней относиться.

Дочь Кабанихи Варвара давно поняла, что матери нужно говорить, то, что она хочет услышать. Она научилась ее обманывать и поступала, как хотела.

Только из-за тирании матери в доме все несчастны. После признания Катерины Варвара сбежала из дома, чтобы избавиться от насилия матери. Катерина покончила жизнь самоубийством. А сын Тихон обвинил мать в гибели жены.

Таким образом, Марфа Игнатьевна предстает перед читателем как персонаж с исключительно с отрицательными характеристиками.

Возлюбленный Катерины Борис, молодой человек, живущий со своим дядькой купцом Диким. Он образован, умен, но вынужден терпеть хамство и грубость дядьки из-за наследства. Борис – неплохой, но бесхарактерный и трусливый. Наследство оказывается важнее Катерины. Отчасти от этого предательства Катерина и решается на самоубийство.

Скупой, сварливый, грубый, скандальный купец Дикой, дядя Бориса. Он любит обижать и унижать тех, кто слабее его. Он все время ворчит и ругается на близких, тиранит свою семью. Не любит платить жалование своим работникам за честный труд. Борис не уверен, что сможет получить от него свое наследство, так как ему сложно угодить.

Идея пьесы

Замечание 2

Островский в своей пьесе хотел показать читателю, что стремление человека к свободе естественно и непреодолимо и обязательно возьмет верх над всеми никому не нужными устоями, а самодурство и нежелание признавать новое обречены на крах.

Катерина ценой смерти смогла вырваться на свободу. Своим поступком она дала понять, что никто не сможет заточить ее душу в холодных тисках жестокости и тирании.

Ссылка на основную публикацию