А.П. Чехов «Ванька» — анализ произведения

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ рассказа Чехова Ванька

Этот небольшой рассказ А. П.

Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке.

Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню.

Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это.

Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России.

Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ.

И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив.

Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука.

Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.

Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька». Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию.

Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его. Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки.

Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Популярные сегодня темы

К. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» затронул очень актуальную проблему взаимоотношений родителей и детей. Писатель призывает читателей относиться более ответственно к близким людям

Сказка Синяя борода написана Шарлем Перро в 1697 году. В центре сюжета сказки — таинственный старик с синей бородой.

  • Мне кажется, жизнь всегда ставит перед нами выбор, и именно этот регулярный выбор определяет человека, и он непрестанно решает каким быть, каким образом действовать. Быть может, незначительные детали кажутся чем-то малосущественным
  • Произведение представляет собой исключительную ценность в развитии русской литературы, поскольку является гениальным выражением древнерусского поэтического творения, изобразившего великие исторические события прошлых лет.
  • Основной темой творчества Блока является тема Родины. Образ России проходит через всю лирику поэта, начиная с самых первых произведений
  • Источник

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник. Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении.

Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой. У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов. Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет.

Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак Каштанку и Вьюна. Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо.

Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками. В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно.

Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке.

Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню.

Жизнь его очень тяжела. На него взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это.

Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

  Пейзажная лирика – это… Особенности и анализ стихотворений

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев. Ведь пока она была жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России.

Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ.

И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой. Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив.

Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука.

Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу «на деревню дедушке Константину Макарычу».

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой. Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни.

В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.
Читайте также:  «Слово о полку Игореве»: завязка, кульминация, развязка

Темы произведения

  • Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест. Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Сочинение Анализ рассказа Ванька Чехова

«Ванька» небольшое произведение Чехова, в котором повествуется о тяжёлой жизни обычного мальчика из крестьянской семьи. Центром рассказа является сцена, написания письма. Мальчик, которого унижают в чужой семье пишет своему дедушке письмо с просьбой забрать его к себе.

В канун Рождества, чтобы написать это письмо несчастному мальчику приходится ждать ухода хозяев. Мольбы и прошения о том, чтобы дедушка приехал за ним слышатся уже с первых строк. Мальчику трудно приходится одному у чужих людей, его заваливают разными работами, так же в его обязанности входит нянчиться с ребенком.

Стоило Ваньке сделать что-то не так, его тут же жёстко наказывали не обращая внимания на то, что ему всего лишь девять лет.

Мальчику много пришлось натерпеться. Ему не давали нормально спать, кормили чем придётся. Он описывает дедушке как трудно ему приходится в этом месте и насколько невыносимой ему представляется жизнь.

  Расшифровка Герман Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит»

Автор приводит противопоставление между новыми хозяевами и теми, у которых жил Ванька ранее, когда была жива его мама. Мама была в почете у прежних хозяев, когда она работала горничной, то к Ваньке было хорошее отношение. Барышня угощала его сладостями и даже давала уроки грамоты и танцев.

А когда мамы не стало, то выгнали Ваньку сначала к деду, а позже в Москву в подмастерье к сапожнику.

Немало несчастных моментов можно наблюдать при чтении рассказа, в котором затрагивается судьба несчастного, всем обделенного крестьянского ребенка.

Подобных судеб было достаточно в эпоху царской России. Герой рассказа является одним из тех глубоко несчастных детей, которые были вынуждены работать с раннего детства и не имели права выбора. Это было влияние крепостничества. Жизнь и судьба этих людей были в господских руках.

Грустное чувство вызывает эпилог произведения, когда Ванька, отправив письмо, возвращается домой и засыпает умиротворенным сном. Он полон радости и надежды, что дедушка прочитав письмо тут же приедет и заберет его.

Мальчику снится дед, который получил письмо и читает его перед кухарками. Но одного не понимает Ванька, что не может дойти письмо до своего адресата, когда на конверте написано «на деревню дедушке Константину Макарычу».

Несколько интересных сочинений

Рассказ небольшого формата «Июльская гроза» вышел в печать в 1938 году. Сюжет произведения заключен в многочисленных эпизодах жизни брата и сестры, где есть место и радости и грусти.

  1. Мы – всего лишь песчинка в огромном и необъятном космосе. Наши проблемы, радости, взлеты и падения происходят на одном маленьком зеленом шарике, что одиноко вращается вокруг очередной звезды
  2. Когда перед учителем сидит класс и в нем находится большое количество учеников, каждому из которых необходимо уделить время, объяснить урок, тратится много энергии
  3. Источник

«Ванька», анализ рассказа Чехова

Рассказ А.П. Чехова «Ванька» известен всем любителям литературной классики практически со школьной скамьи. Этот рассказ написан в 1886 году уже более сотни лет входит во все школьные учебники по литературе.

О чем же повествует данный рассказ? Кажется, будто он о нелегкой судьбе мальчика. Он становится объектом насмешек подмастерьев, его лупят и не кормят хозяева, ему мешает спать «ребятёнок» хозяина и т.п.

Но в то же время в рассказе «Ванька» говорится вроде бы и о наивности главного персонажа, который не может правильно написать на конверте адрес, в сознании которого прочно засел «необыкновенно юркий и подвижный старикашка…», являющийся как бы избавителем мальчика от всех неприятностей.

В результате чего и Ванька Жуков, и его «мучители» изображаются так, что перед глазами вырисовывается картина той гнетущей обстановки, что была характерна для русской жизни того времени.

При кажущейся простоте и легкости понимания рассказ имеет довольно сложную композицию. Ванька Жуков несколько раз прерывает письмо то репликами повествователя, то своими воспоминаниями, то знаменитым описанием пейзажа.

В этом произведении очень важно обратить внимание на одну деталь предметного мира: окно, в которое смотрит Ванька и в котором отражалось мелькание его свечи.

Именно после слов об этом изображении начинает описываться тот деревенский уют, в который так стремится попасть тоскующий Ванька.

Стало быть, в этом месте повествования уже можно вести речь о появлении некоего необычного пространства за окном, куда в конечном итоге устремляется мысль героя.

В этом пространстве можно наблюдать целый разноцветный мир. Он более правдоподобен, чем изрядно надоевшая герою сапожная мастерская в Москве. К примеру, в процессе описания этого мира довольно часто используются глаголы в настоящем времени, а при описании московского пространства преобладает прошедшее время.

В отличие от безмолвного московского мира, который окружает Ваньку Жукова и в котором «хозяева и подмастерья ушли к заутрене», в том «заоконном» мире слышно задорный голос дедушки Константина Макарыча («Отдирай, примерзло!»; «Табачку нешто нам понюхать?»; «Держи, держи… держи! Ах, куцый дьявол!»).

Важно то, что окно становится входом в то пространство, откуда к Ваньке приходит так сильно ожидаемый им ответ от родного дедушки. «Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви…

» Окно Ваньки в московской мастерской, в котором отражается свеча, и окна деревенской церкви, в которых виден свет свечей и лампадок, косвенно сближаются автором. Кажется, будто взгляды Ваньки в темное окно и деда на окна деревенской церкви мистическим образом встречаются в рождественскую ночь.

Ближе к заключительной части произведения в том же пространстве за окном появляется рождественская елка, за которой вместе идут Ванька и дед.

  • Очевидно, ставший крылатым выражением адрес «на деревню дедушке» не поспособствует Ванькиной затее: дедушка Константин Макарыч никогда не получит жалобное письмо сироты-внука.
  • Кроме анализа рассказа «Ванька» обязательно прочитайте следующие сочинения:
  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «О любви», анализ рассказа Чехова

  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова

  • «Студент», анализ рассказа Чехова

  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова

  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова

  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова

  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Конспект урока литературного чтения "Ванька" А.П. Чехов

Действия рассказа происходят в ночь перед Рождеством. Ванька дождался, когда хозяева лягут спать и взял из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, перо и стал писать письмо дедушке Константину Макарычу. В этом заключается экспозиция рассказа. Далее следует завязка — Ванька начинает своё письмо с поздравления дедушки с Рождеством.

Когда писал письмо, Ванька представлял своего дедушку, собак — Каштанку и Вьюна, их жизнь в деревне. Развитие действий и кульминация происходит в следующей части письма, в которой он рассказывает о своей ужасной жизни в городе, жалуется на хозяев, рассказывает, как они наказывают его, издеваются и совсем не кормят.

Сочинение по картине Н. П. Чехова «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»

Сочинение по картине Н. П. Чехова «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»

Николай Павлович Чехов — известный русский художник, иллюстратор и карикатурист. Он родился 23 мая 1858 года в г. Таганроге, был старшим братом великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Николай Павлович часто делал иллюстрации к ли­тературным произведениям своего брата. Благодаря такому плодотворному творческому союзу получались весьма интересные произведения.

Всем хорошо известен рассказ Антона Павловича Чехова «Ванька». Картина «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)» была создана по этому рассказу. Главным героем рассказа был простой мальчик из крестьянской семьи. Ванька — сирота. Его мама слу­жила в горничных у господ.

Тогда жизнь мальчика была вполне благополучной. Барышня Ольга Игна­тьевна угощала Ваньку леденцами и даже научила его читать, писать и танцевать кадриль. Однако после смерти матери мальчика отправили в людскую, к деду. А потом его отправили к сапожнику, в учение.

Жизнь в чужом доме стала для ребёнка нелёгким испытанием. Окружающие взрослые люди оказались очень жестокими. Мальчик не видел ни доброты, ни сочувствия. Ванька в буквальном смысле доведён до отчаяния. Он мечтает лишь о том, чтобы вернуться домой, к своему дедушке. И именно поэтому он пишет письмо, трогательное и проникновенное.

В этом пись­ме Ванька честно и искренне рассказывает о своей жизни. Он ничего не скрывает, не забывает даже самых незначительных деталей. Ванька очень наблю­дателен, это легко можно заметить, читая его письмо. Читая рассказ Чехова, невольно проникаешься отно­шением писателя к главному герою.

У читателя также возникает симпатия к этому мальчику, который так одинок в столь враждебном мире.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — Я пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рож­деством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Эти короткие строки из рассказа уже помогают по­нять отчаяние ребёнка, у которого рядом нет близких и любящих людей. Николай Павлович Чехов создал портрет Ваньки.

Обратите внимание

На вид мальчику примерно девять- десять лет. Ребёнок одет явно с чужого плеча. На нём рубашка и пиджак, который заметно велик и свисает с плеч.

На голове Ваньки картуз, который больше подойдёт взрослому мужчине, а ребёнку он велик.

У Ваньки светлые, взлохмаченные волосы, выби­вающиеся из-под картуза. У Ваньки курносый нос, грустные глаза, упрямый подбородок. Мальчик за­думчиво смотрит вдаль. Он серьёзен и сосредоточен.

В этом возрасте дети обычно веселы и беззаботны. Са­мая прекрасная пора жизни — детство — должна быть счастливой и радостной. Но у Ваньки Жукова всё совершенно иначе. Простые детские радости ему недо­ступны.

Он раньше времени вынужден повзрослеть. И это совсем не радует его.

На самом деле, ребёнок на портрете выглядит слишком взрослым. Этот худенький ребёнок, такой доверчивый и наивный, на самом деле гораздо взрос­лее тех сверстников, чья жизнь легка и безмятежна. Жизнь Ваньки безрадостна. Наверное, поэтому его одолевают такие тяжёлые думы. Быть может, Ванька вспоминает всё то, о чем рассказывает своему деду в письме.

На самом деле, у мальчика много причин для грусти. Буквально каждый день в доме сапожника приносит новые неприятности. Так проходит день за днём. И так пройдёт ещё немало времени, прежде чем Ванька вырастет и станет взрослым человеком. Тогда он овладеет сапожным ремеслом, сможет зарабаты­вать на жизнь.

Ваньке совсем не хочется оставаться в доме сапожника, где он не видит ничего хорошего. Мальчика согревает только мысль о дедушке. Ведь тот обязательно приедет, как только узнает, что внуку плохо и тяжело. Мальчик с наивной откровенностью рассказывает абсолютно всё о себе и своей жизни. Он не думает, что старик сильно расстроится, когда прочитает письмо.

  Тема товарищества в романе Э. М. Ремарка «Три товарища»

Да и сможет ли дедушка забрать внука? Ведь Константин Макарыч, дед Ваньки, наде­ется, что внук овладеет сапожным ремеслом.

Важно

Зрители знают о нелёгкой жизни главного героя. Но, несмотря на это, портрет Ваньки Жукова не вызывает ощущение обречённости и безысходности. В картине много тёплых тонов.

Поэтому у зрите­лей появляется уверенность, что жизнь мальчика обязательно изменится в лучшую сторону. Ванька повзрослеет, из маленького беззащитного ребёнка он превратится во взрослого человека.

Испытания, кото­рые он перенёс в детстве, сделают его более сильным и выносливым.

И, наверное, он навсегда запомнит тот самый день, когда писал письмо «на деревню дедушке».

На этой странице искали :

  • сочинение по картине крестьянский мальчик ванька жуков
  • сочинение по картине ванька жуков
  • сочинение по картине крестьянский мальчик
  • описание картины крестьянский мальчик ванька жуков
  • сочинение ванька жуков

О некоторых особенностях рассказа а. п. чехова “ванька”

И. А. ЕСАУЛОВ

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ВАНЬКА»

Этот рассказ известен, кажется, всей читающей России. Написанный Чеховым в 1886 году, он с начала века (именно с 1900 года) входит в многочисленные «Книги для чтения» и школьные учебники. Как часто происходит в таких случаях, поверхностно понятое «содержание» совершенно затемняет смысловые глубины и смысловые перспективы произведения.

«О чем» рассказ? О тяжкой доле мальчика «в людях». Над ним насмехаются подмастерья, его бьют и не кормят хозяева, ему не дает спать хозяйский «ребятёнок» и т. п.

Одновременно рассказ о наивности самого героя, не умеющего правильно написать адрес на конверте, в сознании которого «необыкновенно юркий и подвижный старикашка… с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами» является желанным избавителем.

Таким образом, изображение и «жертвы» и ее «мучителей» должно, казалось бы, вызвать гнетущую а русской жизни, несколько перефразировав социал-демократического классика.

Однако подобное «редуцированное» прочтение уже своей очевидной одномерностью сразу же вызывает сомнения в его адекватности скрытым «смыслам» произведения (если только допустить, что «Ванька» действительно является художественным шедевром А. П. Чехова, а не образцом социально-обличительной беллетристики).

При таком подходе, когда мы пытаемся «услышать» ту «музыку интонационно-ценностного контекста», которой «как бы окутано» произведение1, сразу же становится ясно: рассказ о чем-то другом. Как справедливо замечает Е. В. Душечкина, «весь он исполнен света и грустного настроения, которые столь характерны для русского рождественского рассказа»2.

© Есаулов И. А., 1998

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 369.

2 Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995. С. 225. Заметим здесь же, что, по мнению исследовательницы, деревенский «уют» уютен лишь для того, кто когда-то жил в нем. Объективно — это вечно выпивший и ругающийся дед, нюхающий табак, бедность деревенского дома, убогость жизни…

Автор не оставляет читателю никаких иллюзий и надежд на изменение судьбы героя: в отличие от Ваньки… читатель знает, что прошлое невозвратимо и все самое лучшее у него уже позади» (Там же).

Важно

В такого рода исследовательской уверенности о неизбежной тяжелой грядущей «судьбе» вымышленного автором персонажа явно сказывается, на наш взгляд, известная инерция восприятия данного произведения. Достаточно заметить, что «ругающийся», по определению Е. В.

Душечкиной, дед на самом деле никогда никого не ругает в пределах чеховского текста, но «заливается веселым смехом», «посмеивается», «балагурит». Предметный мир «деревенского дома» вообще не изображается, поэтому суждения о его «бедности», как и соображения об «убогости жизни» характеризуют аксиологические представления исследовательницы, но отнюдь не внутренний мир этого произведения.

480

Жанр рождественского рассказа, эта «великая реальность литературы»3, совершенно преображает то внешнее «содержание», к которому и сводят обычно «смысл» чеховского произведения. Перед нами сюжет о светлом рождественском чуде.

Рассказ «Ванька» впервые был опубликован в «Петербургской газете» 25 декабря — и именно в отделе «Рождественские рассказы». Уже этот контекст задает соответствующий «диалогизирующий фон… восприятия» текста4, определенные границы адекватных (но не обязательно одинаковых) прочтений произведения5.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Старая мельница Поленова (описание) Василий Поленов выдающийся художник пейзажист. Благодаря ему в искусстве появилось много новых жанров пейзажа, например, поэтический и пейзаж настроения. Все его работы пропитаны чувствами в них много лирики, романтизма. Картины Поленова очень красивы
  • Сочинение Троекуров и Дубровский (сравнение героев) 6 класс Написанное произведение великолепным автором Александром Пушкиным, входит в сборник рассказов, которые несут интересное повествование о жизни различных героев, которые обладают различными качествами и представлены
  • Сочинение Алёша Пешкова из повести Детство (Образ и характеристика) В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Максим Горький описал в ней своё детство. Мальчик Алеша остался без отца, затем как семья переехала на родину матери

А.П. Чехов «Ванька» — анализ произведения

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать.

Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами.

Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки.

Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу.

Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

  Краткое содержание Линдгрен Мио, мой Мио

— Табачку нешто нам понюхать? — говорит он, подставляя бабам свою табакерку.

Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:

— Отдирай, примерзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж.

Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы.

Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом…

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.

А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой.

Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…»

Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду.

Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь.

А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.

Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит.

И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченный орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки».

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.

Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц… Дед не может чтоб не крикнуть:

— Держи, держи… держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее… Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки.

Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…

«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу.

А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай.

Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

  Анализ сказки Салтыкова- Щедрина «Карась идеалист».

  • На деревню дедушке.
  • Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…
  • Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…
  • Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…

Ванька

Распечатать

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество не ложился спать.

Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.

Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях.

“Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался”.

Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами.

Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку. За ним, опустив головы, шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн, прозванный так за свой черный цвет и тело, длинное, как у ласки.

Этот Вьюн необыкновенно почтителен и ласков, одинаково умильно смотрит как на своих, так и на чужих, но кредитом не пользуется. Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство. Никто лучше его не умеет вовремя подкрасться и цапнуть за ногу, забраться в ледник или украсть у мужика курицу.

Ему уж не раз отбивали задние ноги, раза два его вешали, каждую неделю пороли до полусмерти, но он всегда оживал.

Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.

– Табачку нешто нам понюхать? – говорит он, подставляя бабам свою табакерку.

Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:

– Отдирай, примерзло!

Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж.

Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы.

Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом… Ванька

Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать:

  Молодой король — Оскар Уайльд

“А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул.

А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой.

Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…”

Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.

“Я буду тебе табак тереть, – продолжал он, – богу молиться, а если что, то секи меня как Сидорову козу. А ежели думаешь, у должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду.

Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь.

А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку Пелагею.

А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.

Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают, а раз я видал в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоющие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит.

И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так что небось рублей сто кажное… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про-то сидельцы не сказывают.

Милый дедушка, а когда у господ будет елка с гостинцами, возьми мне золоченый орех и в зеленый сундучок спрячь. Попроси у барышни Ольги Игнатьевны, скажи, для Ваньки”.

Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал.

Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой… Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись по сугробам летит стрелой заяц… Дед не может, чтоб не крикнуть:

– Держи, держи… держи! Ах, куцый дьявол!

Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее… Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки.

Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…

“Приезжай, милый дедушка, – продолжал Ванька, – Христом-богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу.

А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой… А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай.

Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай”.

  1. Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:
  2. На деревню дедушке.
  3. Потом почесался, подумал и прибавил: “Константину Макарычу”. Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…
  4. Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами.

    Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель…

  5. Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…
  6. 1886

Поделиться ссылкой:

8 / 10 ( 17

Ссылка на основную публикацию