Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?

Здравствуйте уважаемые.Продолжаем с Вами небольшой разбор замечательного пушкинского “Евгения Онегина”. Напомню, что на прошлой неделе мы с Вами остановились вот тут вот:http://id77.livejournal.com/1323193.html.Продолжим 🙂

Мечтам и годам нет возврата;Не обновлю души моей…Я вас люблю любовью братаИ, может быть, еще нежней.Послушайте ж меня без гнева:Сменит не раз младая деваМечтами легкие мечты;Так деревцо свои листыМеняет с каждою весною.Так видно небом суждено.Полюбите вы снова: но…Учитесь властвовать собою;Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет».

В принципе, закончил вполне здраво, хотя опять-таки не без некого небольшого самолюбования. Мол, не всяк поймет 🙂 И на женское выражение “давайостанемсядрузьями” (с) появилось и Пушкинский мужской вариант “Я Вас люблю любовью брата” 🙂 Красиво, пся крев!Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?

Так проповедовал Евгений.Сквозь слез не видя ничего,Едва дыша, без возражений,Татьяна слушала его.Он подал руку ей. Печально(Как говорится, машинально)Татьяна молча оперлась,Головкой томною склонясь;Пошли домой вкруг огорода;Явились вместе, и никтоНе вздумал им пенять на то.Имеет сельская свободаСвои счастливые права,Как и надменная Москва.Вы согласитесь, мой читатель,Что очень мило поступилС печальной Таней наш приятель;Не в первый раз он тут явилДуши прямое благородство,Хотя людей недоброхотствоВ нем не щадило ничего:Враги его, друзья его(Что, может быть, одно и то же)Его честили так и сяк.Врагов имеет в мире всяк,Но от друзей спаси нас, боже!Уж эти мне друзья, друзья!

Об них недаром вспомнил я.

Оставим эскападу про друзей, но в общем и целом, мы с Александром Сергеевичем, согласимся. Евгений повел себя по-мужски и благородно. Впрочем, по-иному и не могА что? Да так. Я усыпляюПустые, черные мечты;Я только в скобках замечаю,Что нет презренной клеветы,На чердаке вралем рожденнойИ светской чернью ободренной,Что нет нелепицы такой,Ни эпиграммы площадной,Которой бы ваш друг с улыбкой,В кругу порядочных людей,Без всякой злобы и затей,Не повторил стократ ошибкой;А впрочем, он за вас горой:Он вас так любит… как родной!

Хыыы…как всегда – в точку :-))) Есть 2 непонятные, наверное вещи. Враль — Ф. И. Толстой; «чердак» — место встреч петербургской молодежи у кн. Шаховского.

Федор Иванович Толстой по кличке “Американец” человек, конечно выдающийся. Никак не доходят руки до поста о нем. Немного мы говорили в посте о бретерах: http://id77.livejournal.com/1141470.html. В общем, у Пушкина с Толстым очень долгие и сложные взаимоотношения были 🙂

Ну а дальше у нас лирика. Но забавная

Гм! гм! Читатель благородный,Здорова ль ваша вся родня?Позвольте: может быть, угодноТеперь узнать вам от меня,Что значит именно родные.Родные люди вот какие:Мы их обязаны ласкать,Любить, душевно уважатьИ, по обычаю народа,О рождестве их навещатьИли по почте поздравлять,Чтоб остальное время годаНе думали о нас они…

Итак, дай бог им долги дни!Зато любовь красавиц нежныхНадежней дружбы и родства:Над нею и средь бурь мятежныхВы сохраняете права.Конечно так. Но вихорь моды,Но своенравие природы,Но мненья светского поток…А милый пол, как пух, легок.

К тому ж и мнения супругаДля добродетельной женыВсегда почтенны быть должны;Так ваша верная подругаБывает вмиг увлечена:Любовью шутит сатана.

Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»?

Кого ж любить? Кому же верить?Кто не изменит нам один?Кто все дела, все речи меритУслужливо на наш аршин?Кто клеветы про нас не сеет?Кто нас заботливо лелеет?Кому порок наш не беда?Кто не наскучит никогда?Призрака суетный искатель,Трудов напрасно не губя,Любите самого себя,Достопочтенный мой читатель!Предмет достойный: ничего

Любезней, верно, нет его.

Пушкин – мастер лирических вставок :-))) Аршин – это русская мера длины, равная 0,71 м.Что было следствием свиданья?Увы, не трудно угадать!Любви безумные страданьяНе перестали волноватьМладой души, печали жадной;Нет, пуще страстью безотраднойТатьяна бедная горит;Ее постели сон бежит;Здоровье, жизни цвет и сладость,Улыбка, девственный покой,Пропало все, что звук пустой,И меркнет милой Тани младость:Так одевает бури тень

Едва рождающийся день.

Танечка переживает…очень переживает….И это понятно.Продолжение следует…

Приятного времени суток.

Учитесь властвовать собою (Александр Сергеевич Пушкин)

«Учитесь властвовать собою» – устами своего героя Евгения Онегина призывает Александр Сергеевич Пушкин. Под властью над собой поэт подразумевает способность не идти на поводу у эмоций, не поддаваться им, а уметь их контролировать.

Соглашусь с данным изречением лишь частично. Я считаю особенно важным умение контролировать отрицательные эмоции, потому что под властью обиды, гнева или страха человек может наделать немало непоправимых ошибок. Кроме того, чрезвычайно важно уметь держать себя в руках и в сложной, стрессовой ситуации. Там, где нервные люди могут потерять голову и впасть в панику.

Но, с другой стороны, если всё время сдерживать свои эмоции и не давать им выхода, то они будут накапливаться, как сжатая пружина, которая резко распрямится в самых неподходящий момент. Или дадут о себе знать в виде какого-нибудь инфаркта или инсульта. Поэтому полного «круглосуточного» контроля над своими реакциями и эмоциями тоже не должно быть: он вреден для здоровья.

Обратимся к теоретическому смыслу данного высказывания. Эмоция – это психический процесс, который отражает субъективное оценочное отношение человека к окружающему миру и каким-либо конкретным событиям, ситуациям в нём. Эмоции – это лишь часть того, что мы испытываем, часть наших состояний.

Состояние — это бытие человека в конкретный момент времени, комплекс его физиологии, мыслей, эмоций и чувств. Совокупность физического и ментального «здесь и сейчас». Каждый день человек бывает в различных состояниях: радостного воодушевления, любви и мечтательности, возбуждения и гнева, усталости и уныния, и т.д.

Когда человеку хорошо, то всё вокруг кажется ему прекрасным. Наоборот, плохое состояние способно даже незначительную неприятность превратить в глазах человека в настоящую катастрофу. Таким образом, дело не столько в самом событии, сколько в нашей реакции на него. А реакции как раз и зависят от состояний.

Вот почему важно властвовать собой таким образом, чтобы несмотря ни на что находиться в устойчивом состоянии.

Пример человека, который умеет властвовать над собой, сохранять твёрдость духа, можно найти в известном фильме «Судьба человека», снятом по рассказу Михаила Шолохова. Его главный герой Андрей Соколов попадает в плен к фашистам. Многие на его месте просто бы не выдержали и психологически сломались.

Однако Соколов проявляет мужество перед лицом смертельной опасности. Фашисты хотели посмеяться над ним, разбудить в нём низменные животные инстинкты. Не вышло. Простой русский солдат повёл себя с достоинством. Он смог переступить свой страх и не потерять человеческого облика даже в неимоверно тяжёлой и опасной ситуации.

Сергей Бондарчук просто и гениально сыграл этого человека, который умеет властвовать над собой.

В качестве примера из литературы, вспоминается главная героиня пьесы великого драматурга Александра Островского «Гроза» – Катерина. Тяготясь скучной и пресной жизнью со слабохарактерным и нелюбимым мужем, а также со строгой и деспотичной свекровью, Катерина жаждет настоящей любви. Она ищет её в объятиях другого мужчины. Однако очень скоро убеждается в том, что ошиблась.

Это вовсе тот не сильный и благородный рыцарь, какого она бы хотела, и связь с ним не приносит женщине счастья. Мучаясь угрызениями совести и не в силах скрывать правду, Катерина рассказывает супругу о своей измене, после чего её жизнь в семье мужа становится и вовсе кошмарной.

Находясь во власти разрушительных отрицательных эмоций, Катерина совсем падает духом и совершает самоубийство.

Подводя итоги своим рассуждениям, хочу сделать следующие выводы. Способность владеть собой действительно является одним из самых важных умений в жизни.

Человеку важно знать, что именно сильнее всего выбивает его из состояния душевного равновесия; уметь как бы посмотреть на себя со стороны и вовремя «включить» ту власть над собой, о которой говорит Пушкин.

Однако абсолютно всегда контролировать свои эмоции, вообще не давать им выхода я считаю делом малодостижимым и вредным.

«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ»

«УЧИТЕСЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЮ»

В процессе трудового дня неизбежны моменты, когда необходимо сознательно регулировать уровень нервно-психической активности. В одном случае активность снижается, появляется чувство безразличия. В другом, наоборот, нарастает нервное напряжение.

Следует учесть, что по мере снижения работоспособности изменяется и эмоциональная устойчивость, появляется ненужная раздражительность. Факторы, которые до этого казались совершенно нейтральными, начинают восприни­маться иначе, вызывают гнев, обиду.

Важно все время контролировать себя, не допускать снижения работоспособности ниже определенной критической нормы. В момент нарастания утомления центральная нервная система повышает свою активность, мобилизует внутренние резервы, подключает аппарат эмоций.

Поэтому по состоянию нервно-психической активности в это время можно косвенно судить и о работоспособности. Применяйте следующий несложный тест. Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить 5-секундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 интервалов, посмотрите на часы.

Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее чем за 50 секунд. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 секунд. Если на это ушло меньше 16 секунд, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Следовательно, надо прибегать к каким-то средствам саморегуляции, направленным на снижение избыточной нервно-психической активности.

Сразу же вспомните, не забыты ли двигательные ощущения. Вытяните руки, растопырив пальцы, почувствуйте удовольствие от этого потягивания. Сожмите руки в кулаки, разожмите. Встряхните руки. Теперь можно потянуться всем телом, не торопясь вернуться в исходное положение. Зафиксируйте возникшие ощущения.

Теперь слегка напрягите мышцы тела, можно это сделать последовательно: начать с рук, потом «включить» мышцы спины, груди, живота, наконец, мышцы промежности и ног. Напряжение мышц не должно быть сильным. Это скорее проверка того, насколько они поддаются произвольным командам.

Итак, все тело слегка напряжено — теперь надо расслабить мышцы (насколько это возможно). Чтобы расслабление было более эффективным, можно сделать несколько встряхивающих движений руками, ногами. Мышцы лица тоже надо расслабить, «надеть маску релаксации».

Читайте также:  Стихи про пожарных, спасателях мчс для детей, школьников: детские стихотворения о профессии

Чем больше устраняется напряжение отдельных мышц, тем выше эффект, связанный со снятием избыточной нервной активности. Весь комплекс движений, включающих упражнения на растягивание, напряжение и расслабление, можно повторить 5—10 раз. Не следует спешить, каждая фаза играет свою роль. Помните: мышечные ощущения крайне важны.

Они — побудители выработки гормонов, обеспечивающих чувство уверенности, внутреннего покоя, желание выполнить задуманное. Само ощущение покоя будет тем более полным, чем интенсивнее были перед этим те или иные двигательные ощущения, связанные с конкретной мышечной деятельностью.

Весьма полезно делать дыхательные упражнения для успокоения. Вдох надо делать достаточно глубокий, выдох — длительный, примерно в два раза продолжительнее вдоха. Например, если вы вдыхаете на счет 1—2, то выдыхать надо на счет 1—4. При вдохе на счет 1—3 выдох должен быть на счет 1—6 и т. д. Дышать таким образом нужно 2—3 минуты.

Хороший эффект достигается и в тех случаях, когда после медленного глубокого вдоха дыхание произвольно задерживается на 10—20 секунд, затем следует такой же продолжительный выдох. Это упражнение очень полезно в тех случаях, когда надо волевым усилием подавить нарастающую вол­ну гнева или предотвратить «вспышку» отрицательных эмоций.

Иногда целесообразно в процессе задержки дыхания сделать с закрытым ртом несколько глотательных движений.

Обратите внимание, что в этих упражнениях также присутствуют фазы растягивания, напряжения и расслабления. Однако при этом в мозг идут нервные импульсы преимущественно от органов и мышц, участвующих в процессе дыхания. Поэтому дыхательные упражнения очень полезно дополнять психорегулирующей гимнастикой для мышц тела.

Выполнять любые упражнения, связанные с саморегуляцией, нужно осмысленно, с убежденностью в их важности и целесообразности.

Самые хорошие психорегулирующие приемы, выполняемые пассивно, без соответствующего отношения, резко теряют в эффективности, а то и просто становятся бессмысленными. Специальная психомышечная гимнастика может дополняться самовнушением чувства покоя и уверенности.

Для того чтобы лучше почувствовать успокоение, можно мысленно «дорисовать» его необходимые компоненты, в первую очередь ощущения тяжести и тепла.

Сидя положив руки на колени и свесив кисти между ног, внушайте себе:

мои руки постепенно тяжелеют… все больше и больше тяжелеют руки… Так как кисти рук опущены вниз, ощущение тяжести возникает достаточно быстро. Несколько сложнее мысленно вызвать появление тепла.

Однако после некоторой тренировки и при наличии терпения тепло все же возникает, да это и естественно.

К рукам, опущенным вниз, приливает больше крови, раскрываются дополнительные сосуды, которые в обычном состоянии не функционируют.

Формулы самовнушения могут быть следующими: мои руки постепенно теплеют… все больше и больше теплеют руки… чувство тепла нарастает, усиливается…

Упражнения психомышечной гимнастики надо обязательно заканчивать приемом самоубеждения или самоприказа, направленного на поддержание хорошего настроения. При этом может быть дана примерно следующая самоустановка: «Сделаны все необходимые упражнения. Состояние все лучше и лучше. Настроение хорошее».

Читать

В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев

Статьи о русской литературе

Искусство пристрастного чтения (предисловие)

Сколько существует литературная критика (а в России ей насчитывается уже более двух веков), столько идут споры о том, что она, собственно, такое. Наука или искусство? Приложение к литературе или самостоятельный литературный жанр? Посредничество между писателем и читателем или область свободной мысли и творчества?

Ответы (хотя и не исчерпывающие) на эти вопросы лучше всего искать в истории русской классической критики, взяв за образец ее «золотой век», совпадающий с «золотым веком» всей русской литературы. Это период от 30-х годов ХIХ века до «рубежа веков» (конец ХIХ – начало ХХ).

Русская литературная критика рождалась вместе с русской литературой пушкинской и послепушкинской эпохи.

Блестящими критиками были уже Карамзин и Жуковский, но лишь с явлением Белинского наша критика становится тем, чем она и являлась весь свой «золотой век» – не просто «умным» мнением и суждением о литературе, не просто индивидуальной или коллективной «теорией», но самим воздухом литературной жизни, не вдыхая который невозможно было жить в пространстве русской литературы.

Впрочем, некоторым писателям этот воздух казался ядовитым.

Например, либеральная критика 60—80-х годов ХIХ века фактически отравила жизнь замечательному поэту Афанасию Фету, преследуя его в печати не только за отчетливо консервативные воззрения, но и за «лирическую дерзость», позволявшую ему писать стихи о розах, соловьях и пурпурных закатах тогда, когда, по мнению критиков, «надлежало» писать о страдании народном. Критика преследовала Тургенева за роман «Отцы и дети», находя в нем карикатуру на новое поколение. Критика мстила Лескову за его «антиреволюционные» романы «На ножах» и «Некуда».

Все это было. Но было и другое. Начиная с Белинского именно критика нередко предвосхищала новые пути развития литературы.

После мыслей Белинского о «реальной поэзии» (под словом «поэзия» понималась вся высокая литература в противовес развлекательной беллетристике), высказанных в его ранней статье «О русской повести и повестях г.

Гоголя», развитых также в других его статьях, стало возможным рождение реализма середины ХIХ века – Некрасова, Тургенева, раннего Л. Толстого, Гончарова, Островского.

Без «славянофильской» критики Константина Аксакова и «органической» критики Аполлона Григорьева и Николая Страхова были бы невозможны (по крайней мере во всей полноте и глубине) ни Достоевский, ни зрелый Лев Толстой. Без философских прозрений Владимира Соловьева о символизме не было бы и феномена русского символизма – Блока, Белого, Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Мережковского…

И писатели сами понимали это. Тургенев завещал похоронить себя рядом с могилой Белинского. Некрасов посвящал стихи Добролюбову. Толстой вел напряженный диалог со Страховым. Островский подлинной глубиной прочтения своих пьес был обязан Григорьеву. Таких примеров можно привести много.

Отвечая на вопрос, что же такое русская критика, приходится говорить образно. Это несомненно искусство. Это искусство пристрастного, взволнованного и неслучайного прочтения.

Это момент высокой связи двух душ и интеллектов – писателя и читателя, когда они становятся конгениальными друг другу и друг без друга обходиться не могут.

Составитель этой книги стоял перед сложной задачей. Невозможно составить идеальную антологию русской критики «золотого века».

Задачи объема заставляют отсекать то, без чего некоторые элементы включенных статей становятся не до конца понятными.

Ведь критика – это не отдельные, пусть даже и самые прекрасные имена и статьи, но непрерывный процесс, где все перекликается, все цепляется одно за другое и именно в таком целостном виде и становится живой литературной историей.

Поэтому составитель преследовал более узкие цели. Эта книга окажет несомненную помощь ученику и учителю в изучении школьного курса русской литературы ХIХ – начала ХХ века. В ней собраны наиболее авторитетные, хотя порой и диаметрально противоположные суждения о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Гончарове, Тургеневе, Толстом, Чехове и Горьком.

Павел Басинский

В. Г. Белинский

(1811—1848)

Родился в морской крепости Свеаборг в Финляндии в семье флотского врача. Детство провел в Пензенской губернии. Учился в Московском университете, откуда был исключен с формулировкой «по слабому здоровью и притом по ограниченности способностей». Начинал как драматург пьесой «Дмитрий Калинин». Несколько лет вел тяжелую жизнь литературного поденщика,зарабатывая в журналах переводами.

В начале тридцатых годов Белинский сблизился с кружком Н. В. Станкевича, который впоследствии и дал ему крылатое прозвище «неистовый Виссарион». Тогда же стал сотрудником журнала «Телескоп» (редактор Н. И. Надеждин), где появился цикл его статей «Литературные мечтания», принесших ему популярность.

Белинский дружил с лучшими писателями своей эпохи – Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А. И. Герценом и другими. От его публичных суждений рушились громкие репутации (характерный пример – поэт В.

Бенедиктов) и создавались новые литературные имена (открытие раннего Достоевского). Он единственный в истории русской литературы критик, чья слава не только не уступала писательской популярности, но и нередко превышала ее.

Статьи Белинского в журналах читатели открывали в первую очередь.

Мнения Белинского отличались крайней пристрастностью и порой были несправедливы (недооценка Пушкина-прозаика, непонимание позднего духовного кризиса Гоголя).

И в то же время именно он заложил основы серьезной социально-философской и эстетической русской критики, подняв ее уровень на небывалую высоту.

Статьи Белинского о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Тургеневе, Достоевском и других и сегодня сохраняют свою остроту и глубину.

О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород»)

Поэзия двумя, так сказать, способами объемлет и воспроизводит явления жизни. Эти способы противоположны один другому, хотя ведут к одной цели.

Поэт или пересоздает жизнь по собственному идеалу, зависящему от образа его воззрения на вещи, от его отношений к миру, к веку и народу, в котором он живет, или воспроизводит ее во всей ее наготе и истине, оставаясь верен всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности. Поэтому поэзию можно разделить на два, так сказать, отдела – на идеальную и реальную. Объяснимся.

Поэзия всякого народа, в начале своем, бывает согласна с жизнию, но в раздоре с действительностию, ибо у всякого младенчествующего народа, как и у младенчествующего человека, жизнь всегда враждует с действительностию.

Истина жизни недоступна ни для того, ни для другого; ее высокая простота и естественность непонятна для его ума, неудовлетворительна для его чувства. То, что для народа возмужалого, как и для человека возмужалого, кажется торжеством бытия и высочайшею поэзиею, для него было бы горьким, безотрадным разочарованием, после которого уже незачем и не для чего жить.

Читайте также:  Народный герой в произведении «Тарас Бульба» (Н. В. Гоголь)

Разоблаченная и обнаженная от своих ложных красок, жизнь представилась бы ему сухою, скучною, вялою и бедною прозою, как будто бы истина и действительность не совместны с поэзиею; как будто бы солнце менее великолепно и лучезарно, когда оно только простой и темный шар, а не торжественная колесница Феба; как будто бы лазурный купол неба менее прекрасен, когда он уже не звездный Олимп, жилище богов бессмертных, а ограниченное нашим зрением беспредельное пространство, вмещающее в себе мириады миров; как будто бы, наконец, земля, жилище человека, менее дивна, когда она лежит не на раменах Атланта, а держится и движется в воздушном океане, не поддерживаемая ничьею рукою, повинующаяся одному простому закону тяготения!.. Таким-то образом первобытное человечество, в лице грека, во всей полноте кипящих сил, во всем разгаре свежего, живого чувства и юного, цветущего воображения, объясняло явления физического мира влиянием высших, таинственных сил. Таким же образом объясняло оно и явления нравственного мира, подчинив их влиянию какой-то грозной и неотразимой силы, которую оно назвало судьбою. Для грека не было законов природы, не было свободной воли человеческой. И вот почему все, входящее в круг обыкновенной жизни, все, объясняющееся простою причиною, почитал он недостойным поэзии, унижением искусства, словом, низкою природою– выражение так глупо понятое, так нелепо принятое французами XVIII столетия. Для него не существовало человека с его свободною волею, его страстями, чувствами и мыслями, страданиями и радостями, желаниями и лишениями, ибо он еще не сознал своей индивидуальности, ибо его я исчезало в я его народа, идея которого трепещет и дышит в его поэтических созданиях. Его лирические песни не носят на себе отпечатка воззрения на мир, следов стремления допытаться его тайн, в них нет унылой думы, грустной мечтательности: это просто или торжественный гимн благодарности, или пламенный дифирамб радости, выражение бессознательной хары, ибо он смотрел на природу взором любовника, а не мыслителя, любил ее, а не исследовал, и вполне был доволен и очарован ею. При взгляде на нее не вопросы, а восторг теснился в его душу, и он изливал этот восторг или в благодарственном гимне, или бешеном дифирамбе, или торжественной оде. Это его лиризм; теперь посмотрим на его эпопею и драму. Что ему жизнь и судьба какого-нибудь частного человека – этот роман, так простой и так обыкновенный? Давайте ему царя, полубога, героя! Что ему картина частной жизни, с ее заботами и хлопотами, с ее высоким и смешным, с ее горем и радостью, любовью и ненавистию – эта повесть, так мелочно подробная, так суетно ничтожная? Разверните перед ним картину борьбы народа с народом, представьте ему зрелище боев и кровопролитий, в которых принимают участие сами небожители и которые оканчиваются по изволу и замыслу судьбы самовластной! Роман и повесть для него пошлы – дайте ему поэму, поэму огромную, величественную, полную чудес, поэму, в которой бы отражалась и виднелась вся жизнь его, со всеми оттенками, как отражается и виднеется в чистом, спокойном зеркале безбрежного океана лазоревое небо с своими облаками, – дайте ему «Илиаду»!..

Сочинение на тему учитесь властвовать собой

Учитесь властвовать собой

Власть над собой — самая высшая власть,
порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.
Сенека
Нередко мы выплескиваем на других свои негативные эмоции, не задумываясь о последствиях, тогда как вспыльчивость и несдержанность могут дезорганизовать любую деятельность и нанести непоправимый урон самым крепким деловым отношениям.

Поэтому очень важно научиться контролировать свое состояние.


Улыбайтесь!
Работа с людьми требует огромных эмоциональных затрат, поэтому нет ничего удивительного в том, что у многих, кому в силу своей профессии приходится общаться с самыми разными людьми, со временем появляются симптомы утомления и опустошения вплоть до так называемого синдрома эмоционального выгорания*.

Конечно же, все это негативно сказывается на выполнении служебных обязанностей и на взаимоотношениях с коллегами и деловыми партнерами. Кроме того, синдрому эмоционального выгорания сопутствуют три главных признака стресса: нервное напряжение, сопровождаемое чувством тревоги, резистенция (сопротивление) и эмоциональное истощение.

Вот почему необходимо научиться управлять своими эмоциями, а соответственно — мимикой и жестами.
Внешне эмоции проявляются посредством мимики и жестов. По этим движениям, подчас еле уловимым, можно судить о переживаниях человека, о его отношении к реальной действительности — к людям и происходящим событиям.

В состоянии эмоционального напряжения повышается тонус скелетной мускулатуры и соответственно меняется мимика, ускоряется темп речи, движения становятся суетливыми, учащается дыхание, лицо краснеет или бледнеет, на глазах могут появиться слезы.

Например, по мимике нетрудно определить, что человек злится: брови сдвинуты, на переносице — две вертикальные складки, глаза прищурены, губы напряженно сжаты, зубы несколько обнажены.

О том, что человек радуется, свидетельствует улыбка, которая является одним из важнейших невербальных средств коммуникации (правда, следует помнить, что улыбка может быть наигранной, причем распознать фальшь не составляет труда), часто сужающиеся и блестящие глаза, лицо при этом становится округлым и как бы «расплывается» в стороны.

Для того чтобы оказывать на собеседника положительное влияние и определять, насколько он искренен, очень важно понимать «язык» мимики и жестов других людей и научиться управлять собственными. Можно намеренно воспользоваться мимикой и жестами, характерными для того или иного состояния, — например, радости или печали, и через некоторое время это состояние действительно появится.

Ведь, с одной стороны, чувство радости рождает улыбку, с другой — улыбка сама по себе способна «воссоздать» свой «первоисточник». Следовательно, при желании можно научиться сознательно управлять практически любыми эмоциями, гасить негативные и вызывать положительные.

Психологами доказано, что даже искусственная улыбка через 20–30 секунд словно разливается по всему организму человека, и каждая клеточка тела начинает «улыбаться». Эмоциональное напряжение можно свести к нулю, если сосредоточить внимание не на причинах радости (печали), а на их внешних проявлениях — выражении лица, смехе (слезах) и т. д.

Этот факт доказывает многочисленные предположения о том, что психические и физические состояния взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния. Так что, по-видимому, оба утверждения — Мы смеемся потому, что нам весело и Нам весело потому, что мы смеемся — в равной степени правомерны.

Уильям Джеймс, американский философ и психолог (1842–1910), автор теории происхождения эмоций, давал следующие рекомендации.
«Подавите в себе внешнее проявление страсти, и она замрет в вас. Прежде чем отдаться вспышке гнева, попробуйте сосчитать до десяти, и повод к гневу покажется до смешного ничтожным.

Для того чтобы придать себе храбрости, мы свистим и тем действительно придаем себе уверенность. Но попробуйте просидеть целый день в задумчивой позе, поминутно вздыхая и отвечая упавшим голосом на расспросы окружающих, и вы тем еще усилите ваше меланхолическое настроение.

Тот, кто желает подавить в себе нежелательное эмоциональное влечение, должен терпеливо и на первых порах хладнокровно воспроизводить внешние движения, соответствующие желаемым душевным настроениям. Результатом упорных усилий в этом направлении будет то, что злобное, подавленное состояние духа исчезнет без следа и заменится радостным и кротким настроением. Так что расправьте морщины на челе, проясните взор, выпрямите корпус, придайте своему голосу мажорные интонации, весело приветствуя знакомых, и, если у вас не каменное сердце, вы невольно поддадитесь мало-помалу благодушному настроению».
Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, озаренная улыбкой. Это огромная ценность, которая, однако, не принесет ни малейшей пользы, если только не будет идти от чистого сердца. Всего лишь одно-единственное мгновение, но память о нем и о том человеке, который ответил с искренней улыбкой, бывает, остается на долгие-долгие годы. Улыбка служит своеобразным паролем для установления доброжелательных взаимоотношений и заключает в себе определенного рода информацию: Вы мне симпатичны. Я очень рад вас видеть. Общение с вами доставляет удовольствие.
Поэтому прежде чем утром войти в кабинет своего начальника, остановитесь на мгновение, вспомните самые приятные события в своей жизни, улыбнитесь и только после этого открывайте дверь.

Мимическая гимнастика

Умение владеть мимикой может пригодиться во многих жизненных ситуациях, когда необходимо скрыть истинные чувства, будь то собственные переживания либо негативная реакция на высказывания или поведение оппонента.

Мимическая гимнастика помогает достичь такого уровня эмоциональной саморегуляции, чтобы не допускать внешних проявлений своих негативных эмоций и уж тем более не «выплескивать» их на окружающих. Способность управлять «психической мускулатурой», т. е.

мимическими мышцами, а также сознательно контролировать их состояние позволит управлять и соответствующими эмоциями.
Самый простой, но очень эффективный способ — в критический момент расслабить мышцы лица.

Но это, конечно, возможно только при условии строгого самоконтроля, который, в свою очередь, эффективен лишь тогда, когда «опережает» любые события. Поэтому следует постоянно следить за собой в процессе общения с людьми и корректировать свою эмоциональную реакцию, жесты, движения и т. д.

Например, в гневе рефлекторно сжимаются зубы, напрягаются мышцы и меняется выражение лица. Но стоит обратить на это внимание и задать себе «контрольные» вопросы — Не сжаты ли зубы?, Как я выгляжу? — и мимические мышцы сразу же начнут расслабляться и возвращаться к естественному спокойному состоянию.

Правда, чтобы добиться такого результата, необходимо предварительно некоторое время потренироваться: представить конкретную ситуацию, свою реакцию на нее и мысленно задать себе соответствующие установки, чтобы внести необходимые коррективы: Я вижу свое лицо, Мое лицо спокойно, Мышцы лба расслаблены, Мышцы глаз расслаблены, Мое лицо — как маска. Выражение лица, при котором максимально расслаблены мимические, жевательные мышцы и корень языка, называется «маской релаксации» — правда, пользоваться ею уместно разве что в процессе тренировок, поскольку в практике повседневной жизни правила приличия не позволяют держать рот открытым, а лицо — полностью расслабленным.

Читайте также:  Анализ произведения Лескова «Пугало»

Упражнение 1

Для того чтобы расслабить жевательные мышцы, сядьте прямо, беззвучно произнесите звук «ы» и расслабьте нижнюю челюсть.

Побудьте в таком состоянии несколько минут, почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, тяжелеют веки, успокаивается взгляд, очертания окружающих предметов теряют резкость за счет расслабления мышц, фокусирующих хрусталик, а по всему телу проходит волна покоя. На первых порах рекомендуется поставить перед собой зеркало.

Упражнение следует закончить выходом из аутогенного состояния (даже на первых порах при хорошем расслаблении мимических и жевательных мышц возникает аутогенное состояние той или иной степени глубины):
медленно сожмите кулаки, почувствуйте силу в руках, во всем теле (поза остается прежней);
не разжимая кулаки, вытяните руки к коленям;
дождитесь окончания очередного выдоха;
выполняя глубокий вдох, поднимите руки вверх, прогните спину и поднимите лицо;
остановитесь на одну-две секунды, чтобы подготовиться к четкому выполнению последней фазы выхода;

одновременно резко выдохните через рот, разожмите кулаки и полностью откройте глаза, после чего спокойно опустите руки.

Упражнение 2

Исходное положение — сидя или стоя, голова в вертикальном положении. Расслабьте жевательные мышцы так, как в предыдущем упражнении, и затем беззвучно произнесите слог «тэ», чтобы расслабить язык, который должен мягко коснуться внутренней поверхности нижних зубов. Понаблюдайте за своим состоянием. Опустите отяжелевшие веки и сделайте выдох.

Если нет возможности позаниматься 5–10 минут, для этого упражнения достаточно даже несколько секунд.
Теперь, научившись расслаблять мимические мышцы, вы можете контролировать и свои эмоции.

При необходимости в свободное время практикуйте «маску релаксации», и вы почувствуете, как не только уменьшается физическое и психическое напряжение, но даже проходит головная боль.

Учимся расслабляться

Предлагаем еще несколько упражнений для уменьшения (избавления) разного рода напряжения.
«Маска удивления»
Исходное положение — сидя, стоя или лежа.
Медленно глубоко вдохните и одновременно поднимите брови так высоко, как только возможно. На пределе вдоха задержите на секунду дыхание и с выдохом опустите брови.

  • «Маска гнева»
  • «Язык»
  • «Жмурки»
  • «Маска поцелуя»
  • «Жвачка»
  • «Маска смеха»
  • «Маска недовольства»
  • Стоп-упражнение

Исходное положение — сидя, стоя или лежа. Медленно вдыхая, нахмурьте брови, как будто хотите соединить их, задержите на секунду дыхание и с выдохом расслабьтесь.
Исходное положение — сидя или стоя. Приложите язык к корням верхних зубов (как будто собираетесь произнести звук «т» или «д»), затем, делая глубокий вдох, упритесь кончиком языка в верхние зубы. Задержите дыхание на одну-две секунды, зафиксируйте напряжение и свободно выдохните через рот. Расслабленный язык при этом будет слегка вибрировать.
Исходное положение — сидя или лежа; голова на подушке или спинке кресла. Медленно выдыхая, мягко опустите веки, постепенно напрягая круговые мышцы глаз. Прикрыв глаза, зажмурьте их как можно сильнее, задержите на секунду дыхание и, свободно выдыхая, откройте глаза.
Исходное положение — стоя, сидя или лежа. На вдохе постепенно с усилием сожмите губы до предела, на секунду задержите дыхание, а затем на выдохе расслабьте мышцы.
Исходное положение — стоя или сидя. Постепенно сжимайте и резко разжимайте зубы (так чтобы нижняя челюсть «отваливалась»), чередуя вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Это упражнение можно выполнять с жевательной резинкой.
Исходное положение — сидя или лежа. Слегка прищурьте глаза. На вдохе чуть сожмите губы и поднимите уголки рта. Выдыхая, расслабьте мышцы лица.
Исходное положение — стоя, сидя или лежа. Со вдохом энергично, но не сразу сожмите губы, напрягите мышцы подбородка и опустите углы рта. На выдохе расслабьтесь.
Весьма эффективным способом регуляции своего настроения, в том числе безотчетного возбуждения или раздражения, которые почти всегда заканчиваются конфликтной ситуацией и ссорой, может быть так называемое «стоп-упражнение». Первый шаг — научиться останавливать себя на грани всплеска эмоций, скомандовав самому себе «Стоп!». Второй шаг — задать себе вопрос: Зачем? (А стоит ли?), попытаться оценить себя со стороны; и тогда, быть может, станет ясно, что гневаться по пустякам не стоит, что все можно решить спокойно и без эмоций.

Внутренний настрой

От эмоционального настроя, с которым мы встречаем собеседника, зависит очень многое.

Для того чтобы «запустить» генератор положительных эмоций, врач и психолог Владимир Леви предлагает использовать упражнение «Свечение», предназначенное для всех, кто не только желает достичь уверенности и свободы в общении, но и улучшить взаимоотношения с людьми.

Вам, конечно, приходилось слышать, как о ком-то говорят: Он весь словно светится, сияет, У него лучистые глаза. Такие люди привлекательны и красивы всегда. Этот удивительный внутренний свет неизменно привлекает других людей, поскольку несет в себе громадный позитивный эмоциональный заряд. Каждый человек при желании может «включить» этот свет в себе.

Конечно, сам он ничего не увидит даже в зеркале, но окружающие обязательно заметят произошедшие изменения.
Внушайте себе, что внутри вас горит очаг, свеча, солнце (представьте любой похожий образ — не имеет значения, какой именно) и ваше сердце, ваши глаза излучают тепло и свет.

Вы становитесь источником света, способным согреть и осветить все вокруг… Вспоминая о чувстве симпатии и ­асположения к самому близкому человеку, о том, какой радостной была встреча с ним, вы можете создать таким образом теплую, благоприятную атмосферу для общения с кем бы то ни было, и даже в самых сложных ситуациях вести себя уверенно и просто.

Делайте это каждый день, каждый час, каждую минуту — и во время общения, и наедине с собой, будучи в любом качестве, в любой роли. Сразу или постепенно, но вы обязательно найдете состояние своего «свечения». Не упускайте его, а если потеряете, ищите снова и снова. Наблюдая за собой, вы, возможно, заметите, что это состояние само по себе рождает улыбку. Если это так — замечательно, но не следует «надевать» на себя фальшивый «голливудский смайл» — он никого не обманет, разве что вас самих.

Борьба со стрессом

Так или иначе, мы ежедневно подвержены действию различных стрессов. А стресс, как известно, может вызвать нервное истощение, головные боли, психосоматические заболевания, синдром эмоционального выгорания, депрессию.

Как же совладать со своим внутренним эмоциональным состоянием и избежать губительных последствий? В психологии существует несколько приемов, позволяющих справиться со стрессом и научиться вести себя так, чтобы в конфликтных ситуациях свести к минимуму отрицательные эмоции.

Зеркало

Постарайтесь подстроиться под настроение раздраженного и потерявшего самоконтроль собеседника: искренне разделите его гнев или возмущение и сразу же попытайтесь утихомирить «вулкан» эмоций: Да, действительно, это и впрямь возмутительно! И у меня неоднократно бывало нечто подобное. Конечно, приятного мало, но что бы ни было, поверьте, не стоит так бурно реагировать. Можно ведь поступить следующим образом…

Образ

Представьте вашего оппонента в каком-нибудь смешном виде: с большими ушами, на детском велосипеде, в полосатом колпаке, — и стресс как рукой снимет. Главное — не переусердствовать.

Абстрагирование

Посмотрите на ситуацию со стороны и попытайтесь отнестись к ней с юмором.

Во-первых, это поможет быстро справиться с негативными эмоциями, во-вторых, позволит посмотреть на предмет конфликта с позиции стороннего наблюдателя, более трезво, без лишних эмоций оценить ситуацию и найти адекватные пути решения конфликта.

Если вы видите, что собеседник настроен агрессивно, то проанализируйте происходящее и приложите максимум усилий, чтобы сохранить равновесие, — только так вы сможете защититься от негативного воздействия.

Успокаивающее дыхание

Для того чтобы выполнить это упражнение, сядьте на стул, опустите и расслабьте голову и плечи. Руки положите на колени так, чтобы плечевые суставы оказались строго по вертикали над тазобедренными.

Глубоко вдохните, задержите (на несколько секунд) дыхание и медленно выдохните через рот, проговаривая слово «раз» («рас-с-с-…»). Повторите пять раз.

После этого сделайте то же самое, проговаривая «раз — два», а затем — «раз — два — три».

Эффект от данного упражнения можно сравнить с действием сильного успокаивающего средства.

Массаж биологически активных точек

Упражнение помогает снять чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение. В течение десяти минут массируйте большим пальцем правой руки антистрессовую точку, которая находится в ямке под подбородком, после чего расслабьтесь и представьте состояние истомы или парение птицы в небе.

Через несколько минут потянитесь, одновременно сделав зевок, а затем расслабьте мышцы ног.
Конечно, не все получится с первого раза. Общение с людьми — это и наука, и искусство, а потому важны как природные способности, так и приобретенные.

Вот почему тот, кто желает достичь успеха во взаимодействии с другими, должен настойчиво учиться и постоянно практиковать полученные знания.

Дорогу осилит идущий, поэтому усердно тренируйтесь, не останавливайтесь на полпути, и в скором времени вы будете получать удовлетворение от собственной сдержанности, терпимости, умения держать себя в руках и предупреждать стрессовые состояния.
____________

* Эмоциональное выгорание — механизм психологической защиты, проявляющийся в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на определенные психотравмирующие воздействия.

Источник
Материал размещен на сайте HRM.RU

Ссылка на основную публикацию