Тема родины в «Слове о полку Игореве»

Произведение безымянного русского автора, посвященное реально произошедшему в 1185 году походу князя Игоря Новгород-Северского на половцев, называется «Слово о полку Игореве». Но истинным, главным героем произведения является вся русская земля, Родина, и в описании, в создании ее образа автор поднимается до необычайного мастерства.

Действие «Слова…» разворачивается на огромном географическом пространстве, которое уже тогда ассоциировалось у автора с понятием Руси.

Половецкая степь («страна незнаемая»), Черное и Азовское моря, реки Дон, Волга, Рось и Сула, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Стугна, Немига, города Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов – вся Русь изображается автором, принимает участие в его повествовании.

Не забывает автор рассказать и о соседях (друзьях и врагах) своей Родины, русская земля заставляет прислушиваться к происходящему на ее бескрайних просторах окружающие народы: немцев и венецианцев, греков и моравов, а литву, половцев, ятвягов и деремелу непосредственно принимать участие в тех событиях, которые происходят на Руси.

Автор видит свою огромную страну как бы с необыкновенной высоты, что позволяет ему одновременно изображать действия, происходящие на разных концах ее: «девицы поют на Дунае, вьются голоса через море до Киева», «трубы трубят в Новегороде, стоят стязи в Путивле». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы, скрипят их немазаные телеги.

Широкое пространство Родины объединяется гиперболической быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав, по выражению «Слова…»,

Тема родины в «Слове о полку Игореве»

В обширных пространствах Руси могущество героев этой поэмы, сынов своей Родины, приобретает гиперболические размеры: Владимира Мономаха нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Галицкий Ярослав подпер горы, затворил Дунаю ворота.

Такой же поэтичностью и величественностью отличается пейзаж, изображение родной природы автором «Слова…».

Перед битвой с половцами кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут: быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется.

Ветер, солнце, грозовые тучи, синие молнии, утренний туман, дождевые облака, соловьиный щекот и галочий крик, вечерние зори и утренние восходы составляют необыкновенно широкий фон, на котором развертывается действие произведения, передают ощущение бескрайних просторов нашей Родины.

Русская природа в представлении автора одухотворена, совершает осознанные действия, является частью Родины, следовательно, может думать и чувствовать, как и автор этих строк.

Ярославна в плаче по Игорю обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море; к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы посады до Кобякова стана; к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.Чем шире показывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, вороны и лисицы, принимающие участие в судьбе Игоря, даже деревья и травы, никнущие к земле, оплакивая участь его и войска после поражения.

Тема родины в «Слове о полку Игореве»

С образом Родины связана и основная идея «Слова…» – идея о необходимости объединения всех русских княжеств в борьбе против половцев, идея единения, которое в эпоху феодальной раздробленности нужно было родной земле как воздух. Автор этого произведения строго и прямо смотрит в глаза опасности порабощения Руси, суровой действительности, видит перед собою всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов врагов.

Он обращается ко всем русским князьям поочередно, как бы призывая их к ответу и требовательно напоминая им об их долге перед Родиной.

Он зовет их защитить землю русскую, загородить полю ворота своими острыми стрелами. Вся поэма как бы обращена к будущему, пронизана заботой о будущем своей Родины.

Автор мужественно и прямо обличает крамольные поступки князей – своих современников и их предков.

Родоначальник князей Ольговичей, дед главного героя Игоря Святославича – знаменитый противник Владимира Мономаха – Олег Святославич «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял».

При нем Русская земля засевалась и прорастала усобицами, погибало достояние русского народа – «Даждьбожьего внука», в княжеских крамолах сокращались жизни человеческие, редко слышались покрикивания пахарей, но часто граяли вороны, деля между собой трупы русских людей.

Потомки этих князей оказались не лучше.

Игорь хоть и действовал ради благородного дела отомстить за землю Русскую, но своими действиями ослушался совета мудрого князя Киевского Святослава, с поражением войска Игоря «не веселая година настала», прекратилась борьба князей с половцами и сказал брат брату: «Это мое, и то мое же».

И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. И застонал Киев от горя, а Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Руси, печаль обильная потекла среди земли Русской, князья на себя сами крамолу ковали, и поганые с победами совершали набеги на Русь, беря дань по белке от двора. Игорь и Всеволод своим непослушанием пробудили коварство половцев, ханы Гза и Кончак снова начали рыскать по родной для русских князей земле. В «Золотом слове» Святослава Киевского автор упрекает Игоря и Всеволода за поиски личной славы, которые так повредили Родине.

Автор «Слова…» смело требует от князей согласованных действий против врагов Руси, укоряет их за бездеятельность. Он, вдохновленный патриотическим чувством, стыдит этих князей: «Где же ваши золотые шеломы, и сулицы лядские, и щиты! Загородите степи ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоря, храброго Святославича!»

Таким увидел и отразил в своем произведении образ Родины безымянный автор «Слова о полку Игореве».

В этом произведении заложены замечательные традиции всей дальнейшей русской литературы: патриотизм, любовь к Родине сочетаются у автора с чувством ответственности за ее судьбу, с горячим желанием видеть ее не только прекрасной, но еще единой, свободной и процветающей. Д. С.

Лихачев писал об этом: «Мы узнаем в «Слове» замечательный героический дух всей последующей русской литературы, высокое осознание своей ответственности, своего писательского призвания, своего общественного долга».

Тема родины в «Слове о полку Игореве»

Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве", образ Руси в цитатах, материалы для сочинения

Главная страница”Слово о полку Игореве”

Тема родины в «Слове о полку Игореве»
“Слово о полку Игореве”. Художник Н. Гончарова

В этой статье представлен образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения.

  • Смотрите: 
  • – Все материалы по “Слову о полку Игореве”
  • Русская земля в “Слове о полку Игореве” – это не просто фон, на котором разворачиваются события. В “Слове о полку Игореве” Русская земля, по сути, является самым главным героем:

“…Кто же главный герой этой поэмы? Хотя Слово и насыщено обильно именами князей, от прадедов и дедов до современных “Слову” их внуков но не им во славу создана эта поэма, никто из них не заслужил быть истинным героем Слова. Героем Слова является «Русская земля», добытая и устроенная трудом великим всего русского народа…” (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // “История русской литературы” в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Понятие “Русская земля”, “Русские земли” и “Русь” часто встречаются в тексте. Эти термины означают не только территорию Руси, и сам народ Руси. Говоря о Руси или Русской земле, автор имеет в виду и земли, и народ:

“…Русским землям ты принес веселье…”“…О Русская земля!Ты уже за холмом…”“…Игорь-князь явился на Руси…”“…А враги на Русь несутся тучей…”В тексте “Слова” автор нередко называет русский народ русичами. Русичи – это поэтическое название жителей Руси. Действительно, слово “русичи” звучит красиво, тожественно и воинственно. В “Слове о полку Игореве” русичи – это русский народ и, в частности, русские воины: “…Недостало русичам вина…”“…Поглотила русичей чужбина…”“…Ведь под самым Римовым кричат
Русичи под саблей половецкой!..”

Какие территории включала в себя Русь во времена “Слова о полку Игореве”? По мнению Д, С, Лихачева, в то время Русью называли княжества в центре и на юге сегодняшней России:

“…самое важное из политических понятий XII в. — понятие Русской Земли не ограничивается для автора „Слова“ пределами Киевского княжества… Он включает сюда Владимиро-Суздальское княжество и Владимиро-Волынское, Новгород Великий и Тьмутаракань…” (Д. С. Лихачев “Исторический и политический кругозор автора «Слово о полку Игореве»”)

“Слово о полку Игореве” было написано во времена, когда на Руси остро стояло две проблемы – междоусобицы между князьями Руси и набеги кочевников:

“…Если мы пересмотрим условия жизни Руси от начала XI до конца XII столетия, то убедимся в наличии двух основных несчастий Руси — это междукняжеская распря и опустошительные набеги воинственных кочевников, соседей южной Руси. Уже с половины XI в. такими кочевыми соседями были половцы, тюркский народ, который занял приморские степи от Волги и Дона до Днепра и Дуная и владел ими безраздельно до татарского нашествия…”“…Трагичнее всего было то, что, борясь между собою за право на владение лучшей областью, русские князья сами приводили себе в помощь половецкие отряды на территорию Руси и в возмещение этой помощи отдавали половцам на разграбление область своих родичей, с которыми боролись…” (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. “Слово о полку Игореве” // История русской литературы: В 10 томах, Т 1)Действительно, самая большая трагедия того времени – это междоусобные войны на Руси. Об этой беде говорит один из персонажей “Слова” – князь Святослав Киевский:
“…Ярослав и правнуки Всеслава! Это вы раздорами и смутойК нам на Русь поганых завели,И с тех пор житья нам нет от лютойПоловецкой проклятой земли!..” 
Автор “Слова” осуждает князей за то, что они разобщают единую Русь. Князья “куют крамолу брат на брата”, то есть наводят смуту и поднимают мятежи внутри Русской земли:
“…А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата,
Малое великим называют

И куют крамолу* брат на брата…” 

(*крамола – смута, мятеж)

Образ Руси в “Слове о полку Игореве” – это образ сильной и могущественной страны, которая стала уязвимой из-за неразумной политики некоторых князей:

“…Кто же стяги древние хранит?

Эти — Рюрик носит, те — Давид,

Но не вместе их знамена плещут,

Врозь поют их копия и блещут…”

Автор “Слова” верит, что Русская земля вновь станет непобедимой. Для этого князьям Руси нужно объединиться и стать единым государством: 

“…Тяжелое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам…” (Лихачев Д. С. “Слово о полку Игореве”, “Краткая литературная энциклопедия” под ред. А. А. Суркова, 1971, Т. 6)

Любовь к родине пронизывает весь текст “Слова о полку Игореве”. Нет сомнений в том, что автор искренне любит свою родину и переживает за ее судьбу:

“…Сам автор Слова не придерживался местных, узко-областных интересов, он был настоящим сыном всей Русской земли, представителем Русского народа…” (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // “История русской литературы” в 10 томах, 1941—1954 гг., Т. I)

Читайте также:  Роль детали в рассказах А. П. Чехова

Таков образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”: образ Руси в цитатах, материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по “Слову о полку Игореве”

Образ Родины в «Слове о полку Игореве»

Восемь веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – гениальное патриотическое произведение русской литературы.

Поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу князя Игоря Святославовича на половцев.

В 1184 году под предводительством Святослава объединенными усилиями русских князей половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не мог участвовать в походе, потому что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску приехать вовремя. Игорь очень тяжело переживал эту неудачу, поэтому в 1185 году он бросается в поход против половцев, не спросив разрешения у Святослава. Этим он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.

Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья – Игорь и его брат Всеволод – оказались в плену.

После поражения половцы, собрав весь свой народ, стали разорять Русскую землю, а князья были заняты ссорами. «Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению против половцев.

Автор «Слова» смотрит в глаза опасности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и набегов половцев.

Хотя автор и пишет о поражении, в «Слове» нет и тени уныния. «Слово о полку Игореве» – это призыв к единению. Писатель сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве.

Князь Святослав представляется ему как сильный и грозный властитель. В «Слове» мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти. Свой призыв к единению, свое чувство единства родины писатель воплотил в конкретном образе Русской земли.

Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ. К ней обращены все чувства автора.

Образ родины противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора – это не только «земля», не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий.

Создатель «Слова» рассказывает труде пахарей, о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, он говорит о горе всего русского народа после поражения. В этой поэме писатель охватывает события русской жизни за полтора столетия, постоянно обращаясь к новым источникам.

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он окинул взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, людей, историю.

В своей поэме он объял большие пространства Русской земли: Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, Курск, Киев, Чернигов.

Любовь к родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве». Она же сделала его произведение бессмертным. «Слово о полку Игореве» проникнуто глубоким чувством, теплым и нежным и сильным чувством любви к родине.

Подлинный смысл «Слова о полку Игореве» заключался в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей.

Задачей «Слова» было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

Слово о полку Игореве” уже не один век волнует умы историков, лингвистов,  поэтов, просто любителей древности. Оно как магнитом притягивает к себе взоры многих и многих людей, даже целых поколений.

Это произведение волнует загадочной историей своего открытия и опубликования,  волнует проблемой подлинности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись в списках 14 века была преподнесена Екатерине II,  но во время пожара в Москве сгорела.

До нас дошел не подлинник,  а список с оригинала, найденного Мусиным-Пушкиным, сделанный в XYIII веке.          

О чем же рассказывается в этой поистине бессмертной книге. Сюжет ее тоже загадочен.  В центре внимания автора не победа,  а поражение.  Поражение заштатного князя Новгород-Северской земли Игоря в 1185 году.          

В 1184  году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были  разбиты  и  опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

    Однако князь  Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе:  поход начался весной,  и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.

  По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не удалось доказать преданность союзу русских князей  против  половцев со  своими  союзниками без сговора с киевским князем Святославом.  Его планы простирались очень далеко:  он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.          

Смелость, чувство  чести  столкнулись  в характере Игоря с его недальновидностью,  любовь к родине с отсутствием ясного представления о необходимости единения,  совместной борьбы.

Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стремления к личной  славе,  и  это привело его к поражению,  которого еще не знали русские.

  Впервые за всю историю борьбы с половцами русские  князья  Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.  Впервые русское войско потерпело такое страшное поражение.          

Вслед за победой над Игорем половцы,  собрав весь свой  народ, ринулись разорять Русскую землю.  Князья были заняты раздорами, а “поганые” рыскали по Русской земле.

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее для Русской земли,  что эта неудача подорвала значение блестящей победы над половцами,  за год до этого одержанной союзом русских князей во главе со Святославом  Киевским.  “Слово о  полку Игореве” было непосредственным откликом на события Игорева похода.

  Оно было призывом к прекращению княжеских  усобиц,  к объединению перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные  последствия  политического разъединения  Руси.  Автор “Cлова” смотрит в глаза опасности,  суровой действительности,  видит перед собой всю Русь,  страдающую от  вековых усобиц  князей  и  опустошительных набегов половцев.

  Он обращается ко всем русским князьям поочередно,  как бы призывая их к ответу и требовательно  напоминая  об  их долге перед Родиной.  Он зовет их защищать Русскую землю.  И поэтому,  хотя автор и пишет о поражении,  в “Cлове” нет и тени уныния. Вся поэма как бы обращена к будущему.   

Таким образом,  “Слово  о полку Игореве” это призыв к единению.  Каким же представлялось автору “Cлова” то единство Руси, к которому он звал своих читателей?  Само собой разумеется,  что нельзя было просто уговорить русских князей перестать враждовать между собою.

Нужна  была  такая сильная центральная власть,  которая могла бы скрепить единство Руси,  сделать Русь мощным государством. Автор “Cлова” сторонник  сильной  княжеской  власти,  которая была бы способна обуздать произвол мелких князей.  Центр единой Руси он видит в Киеве.  Киевский князь Святослав рисуется ему как сильный и грозный властитель.

В “Cлове” мы видим образ князя,  воплощающего собой идею  сильной  княжеской власти,  с помощью которой должно было осуществляться единство Русской земли.          

Свой призыв к единению,  свое чувство  единства  родины  автор “Слова  о  полку Игореве” воплотил в живом,  конкретном образе Русской земли.  Героем “Cлова” является не какой-либо из князей, а русский народ.  Русская земля.

К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли центральный в “Cлове”.  Автор “Слова о полку Игореве” рисует обширные пространства. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Едва ли в мировой литературе есть произведение,  в котором были бы одновременно втянуты в  действие такие огромные географические пространства.

  Половецкая степь,  “синее море”,  Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, а из городов Киев,  Полоцк,  Чернигов,  Курск,  Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.

 Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитаталей, как бы противопоставлен образу пустынной половец кой степи   “стране незнаемой”, ее холмам, болотам, “грязевым местам”.

 Автор “Слова  о  полку Игореве” рисует удивительно живой образ Русской земли.

  Создавая “Cлово”, он сумел окинуть взором всю Русь целиком  с высоты птичьего полета,  объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. 

Сочинение: Образ Родины в «Слове о полку Игореве»

“Слово о полку Игореве” предположительно написано в конце XII века. Оно было опубликовано в 1800 году по един-ственному сохранившемуся списку XVI века.

Автор “Слова”, несомненно, был человеком с живым чувством Родины. Он с восхищением описывает силу ратного духа князя Игоря.

Игорь Святославич, князь Новгород-Се-верский – центральный образ произведения, посвященного неудачному походу новгород-северской дружины и ее немногочисленных союзников против половцев (1185), о пленении Игоря и его бегстве.

Начало похода сопровождается грозным предзнаменованием – солнечным затмением; звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду. После удачной битвы Игоря с его недавним союзником Кончаком на рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: кровавые зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть четыре солнца, т. е.

четырех русских князей. Игорь ставит честь выше жизни и часто говорит о том своим воинам. В полном согласии с автором “Слова” он воспринимает поражение как расплату за то, что не содействовал общерусскому единству. В этом проявляется художественный дар автора “Слова”.

Ведь реальный, “исторический” Игорь долго не поддерживал союз князей, то выступая против половцев, то действуя заодно с ними. Не участвовал он и в победном походе объединенного войска под водительством Святослава Всеволодовича 1184 года и пленении хана Кобяка. Но неизвестного автора больше волнует образ единой Родины, нежели историческая точность в передаче событий.

[sms] Именно поэтому в “Слове” поведано о провидческом сне, приснившемся Святославу Всеволодовичу, князю-объединителю, который стремился усыпить зло, пробужденное удельными князьями: будто в тереме его доски без князька, т. е. без верхней опоры; дом без конька не устоит.

Этой же идее посвящены и мотив единства Русской земли, и метафора общерусского дома, и поэтичный плач жены Игоря, Ярославны, которая рыдает на крепостной стене в Путивле, обращаясь к природным силам (“Ветер-ветрило!.. Днепр-Славутич!.. Светлое и пресветлое солнце!..*) с мольбой о помощи плененному мужу.

Обещая обратиться в кукушку “безвестную”, по-лететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле-реке, обтереть раны князя Игоря, она клянется в своей неразрывной свази с мужем, в той жертвенной преданности семье, которая трагически отличается от равнодушного отношения русских князей, ковавших крамолу и говоривших “брат брату: се мое, а то мое же”.

Читайте также:  Любовь в рассказе бунина «кавказ»

Но восхищение перед воинским пылом Игоря и его соратников отступает у автора на задний план при описании последствий его мечты о личной славе и забвении общерусских интересов. С глубокой печалью пишет он: “А князья сами на себя крамолу ковали, а поганые (т. е. половцы), набегая сами с победами на Русскую землю, брали от двора по белке”.

Непосредственным толчком к созданию “Слова о полку Игореве” был поход четырех северских князей против половцев. Это событие послужило исторической основой для создания “Слова”, Однако значение этого героического произведения намного шире.

Каким образом можно положить конец междоусобицам князей, как предотвратить их “гибель от поганых”? Где найти выход из сложной исторической ситуации, которая сложилась в ту пору? Эти вопросы и пытался разрешить автор “Слова”.

Все свои заветные чувства и убеждения автор “Слова” вложил в образ великого князя Святослава – идеальный образ князя-патриота. Святослав скорбит о розни и усобицах

князей, сводящих личные счеты перед лицом великой опасности. Страстно призывает он забыть все раздоры и вступиться за обиду “нынешнего” времени, за землю Русскую, за раны Игоря. Поражение северских князей для него – не постороннее дело. Он переносит его как тяжелый удар по общенациональным интересам.

Но вы сказали: “Проявим мужество и сами, будущую славу мы сами исхитим, а прошлою мы сами поделимся”. “Что сотворили вы моей серебряной седине”, – с горьким упреком обращается он к Игорю и Всеволоду.

Всем этим он возвышается над современными ему русскими князьями, оправдывая свой высокий титул князя.

Всей системой образов автор “Слова” ярко доводит до читателя основную идею произведения – призыв к объединению во имя Родины и решительному отпору врагу.

“Слово о полку Игореве” – произведение, замечательное не только по идее, заложенной в нем, но и по форме, в которую эта идея облечена. Из неисчерпаемых источников заимствовал автор поэтические сокровища.

Его излюбленный прием – одушевление неживой при-роды. Природа помогает или препятствует героям произведения в их деятельности и борьбе, она с горечью переживает поражение Игоря: “Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось”. Когда Игорь бежит из плена, кругом становится радостно, все способствует его побегу.

Часто прибегает автор и к олицетворению. Отвлеченные понятия превращаются у него в конкретные образы.

Тоска “разливается по Русской земле”. Дева Обида “плещет лебедиными крыльями”.

Чрезвычайно образно рисуется в “Слове” битва – такое сложное для описания и рассказывания событие. Художественные образы с огромной лирической силой передают все этапы боя во славу Родины. Глубокой скорбью веет от слов: “Черная земля под копытами была засеяна костьми, полита кровью, печально взошел (тот посев) по Русской земле”.

Однако автор очень тонко чувствовал, когда следует отказаться от излишней образности.

Когда ему нужно передать движение, подъем, он отказывается от метафорических из-лишеств, точно и метко передает мысль: “Загудела земля, зашумела трава, всколыхнулись кибитки половецкие”.

Просто и четко используемые автором постоянные эпитеты опреде-ляют описываемые предметы: “борзый конь”, “серый волк”, “острая сабля”.

Чтобы подчеркнуть ту или иную черту характера, придать какое-либо значение событию, автор применяет ряд композиционных приемов.

Например, приурочивает солнечное затмение к началу похода Игоря, чтобы сильнее подчеркнуть мужество и героизм князя; “плач Ярославны” помещает непосредственно перед описанием побега Игоря, придавая этому магическое значение. Все поэтические приемы складываются в единый образ Родины.

Лишь глубокое раскаяние в совершенной “крамоле” возвращает Игорю надежду. Как природа в образе солнечного затмения “заступала” ему дневной путь от Русской земли в землю половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу сквозь ночь “от великого Дону до малого Донца”. Носитель идеи чести, трагически переживший позор, Игорь искупил свой “грех”. Бегство князя из плена как бы восстанавливает единство общерусского дома – солнце снова на небе, ибо князь Игорь снова в Русской земле,

История и современность сотканы в цельную художественную ткань, в настоящем отражаются проблемы прошлого, а в дошедшем до нас из далекого прошлого тексте мы слышим удивительно современные патриотические призывы.

Все эти художественные и композиционные приемы помогают автору предельно выразительно довести до читателя основную идею поэмы – идею единства во имя Родины. Замечательные поэтические достоинства и идейная глубина делают “Слово о полку Игоревен величайшим произведением русского искусства, которое будут читать и которое будет волновать до тех пор, пока жив русский народ.[/sms]

Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема и образ Родины в Слове о полку Игореве

В произведении «Слово о полку Игореве», написанном примерно в двенадцатом веке, отображаются события тех времен. Поэма рассказывает о сражении войска князей Игоря и Всеволода с армией половцев.

Рассказ начинается с преподнесения читателю исторических событий о том, как князья Игорь и Всеволод объединяются для похода на половцев. Но не только эти исторические личности являются главными действующими героями в произведении.

Автор олицетворяет в своей работе саму природу, которая в день выступления войска, всеми силами пытается остановить Игоря.

Солнце, закрытое тенью является для князя недобрым знаком, но в нем играет лишь желание поскорее сразиться с врагом.

На всем пути по родной земле князю являлись дурные знаки, такие как тревожные крики птиц, вой волков, а в ночи отовсюду слышались скрежет и стоны.

Первый бой прошел удачно для русского войска. Но на утро второго дня кровавый рассвет предзнаменовал беду. После двух дней кровопролитного боя, войско Игоря пало, а сам он угодил к половцам в плен. Его поражение развязало руки врагам, после чего набеги на Русь начали проходить постоянно.

После битвы князя Игоря русская земля, пропитанная кровью и потом воинов, как будто оплакивала умерших в тот день: небо разразилось дождем, ветви деревьев скинули листья, степь опустела.

Своим поражением князья Светославичи открыли путь врагам на Русские земли.

Описание природы и русских земель происходит необычайно красочно и завораживающе. В произведении понятие Родины объединяет в себе и русский народ, и вес природный мир. Автор призывает к единению всего живого, чтобы стать сильнее.

Именно к этому живому миру обращается жена Игоря Ярослава в своей мольбе. Плача на городской стене, она умоляет силы природы, чтобы они помогли ее любимому супругу. Она молится ветру, великой реке Днепр, солнцу и спрашивает, как оно могло отвернуться от воинов Игоря.

И русская природа внимает ее мольбам, указывая сбежавшему князю путь к дому. Освободиться ему помог половец Овлур, и они вместе бежали из лагеря врага.

В пути они уподобились различным зверям и птицам (Игорь соколом летел, а Овлур бежал серым волком). И вся русская земля радовалась его освобождения, песнями соловьев указывая путь.

Рассказывает автор и о беседе Игоря с Днепром. Князь благодарит великую реку за приют и возможность отдохнуть.

Возвращение князя автор сравнивает с вновь вышедшим из-за туч солнцем, а радость русской земли доносится песней до стен Киева.

Образ Родины в произведении

Главными персонажами произведения являются не только Олег и Всеволод. Русская земля – вот главный герой всего повествования. Неизвестный автор мастерски описывает небывалые просторы нашей Родины, ее поля, моря и степи. Он гордится не только богатствами, но и людьми: сильными бесстрашными воинами, мирными пахарями.

После поражения от половцев автор упрекает Игоря в неосмотрительности и импульсивности, ведь подготовься он получше и возьми в союзники других князей, исход мог бы быть совсем другим.

Ведь из-за розней и междоусобиц правителей разных областей, половцы будут продолжать осквернять Родину, тогда как объединившись, они могли бы одержать победу.

Автор настаивает, что единение – единственное, что может спасти русские земли.

В главных героях Игоре и Всеволоде соединяются образы храбрых и сильных мужчин, способных защитить свою страну. Они являются олицетворением мужественности.

Автор одновременно восхищается ими, но и не боится упрекнуть их в необдуманности некоторых поступков. Ведь до сражения с половцами царил относительный мир, и князь, собравшийся в поход, нарушил мирное соглашение.

Он не пожалел ни себя, ни павших в бою солдат, ни свою Родину, стремясь выйти победителем и удовлетворить свои амбиции.

Сочинение на тему патриотическая идея слова

Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей? Идейная основа «Слова…» — призыв автора к единению русских князей, чтобы, сплотившись, совместными силами оборонять Русскую землю.

В условиях феодальной раздробленности, когда все больше разгоралась распря между Мономаховичами и Ольговичами (князь Игорь как раз принадлежит к «храброму Олегову гнезду»), автор мечтает о союзе русских князей и мыслит Киев естественным центром Русской земли. Вот почему, отступая от исторической правды, он изображает киевского князя Святослава сильным и мудрым политиком.

По убедительным предположениям современных исследователей, автор «Слова…» сам был приверженцем, а может быть, и членом «Олегова гнезда», а потому его задача осложнялась тем, что он должен был не только возвеличить своего князя, но и осудить его за опрометчивый поход, связанный не с общерусскими, а собственными эгоистическими интересами («добыть славу»).

Вот почему образ князя Игоря так сложен и неоднозначен. Мерилом его оценки, как и всех образов и событий «Слова…», является Русская земля — подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр произведения. В финале князь Игорь осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев.

Эгоистические устремления оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли Русской. Прямой политический призыв к единению, прозвучавший в «золотом слове» Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому «слово» Святослава может быть воспринято и как «слово» автора. Стр. 2. Стр. 1.

Из др.рус. литры. Стр.1 Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»? Кем бы ни был автор ‘Слова о полку Игореве”, мы знаем, что этого человека глубоко волновало будущее Руси.

С болью и горечью он говорит о разладе между князьями, об усобицах, терзающих Русскую землю и делающих ее беззащитной перед набегами врагов. “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославовича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением.

Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. “Слово о полку Игореве” с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени – недостаточность государственного единства Руси. Следствием его была слабость обороны от внешних врагов, что красноречиво показал Игорев поход.

XII век – времена, далекие от нас, но, несмотря на это, мы можем представить себе всю сложность этой .эпохи. Феодальная раздробленность, которая достигла в ту пору своего расцвета, совершенно ослабила государственное управление.

Каждый удельный князь стремился только захватить как можно больше земель соседей, не гнушаясь для этого самых грязных путей, вплоть до объединения с прямыми врагами Руси – половцами. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало.

Отголоски этого явления наблюдаются в самом “Слове… ” Игорь Святославович отправился в поход на половцев с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом. Своим необдуманным поступком он перечеркнул недавние удачные походы Святослава, поставив Русь в крайне сложное положение, открыв врагам доступ к русским землям.

“Слово о полку Игореве” – произведение небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является вся Русская земля, и в повествование “Слова… ” также втянуты огромные географические пространства – от Новгорода на севере до Тмутаракани на Черном море, от волги на востоке до Галича на западе.

Десятки рек, городов, княжеств захвачены действием “Слова… поэтому невозможно выделить отдельно образ Русской земли, ибо вся она находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Когда Игорь только выступил в поход, его встречало солнечное затмение – плохая примета, предвестник грядущей беды.

Саму битву сопровождают бури, громы, а поражение русских оплакивает вся природа: “деревья с тугою к земле преклонились. Автор не раз обращается к образу Русской земли, когда хочет подчеркнуть необходимость единения. Он настойчиво призывает князей выступить “за землю Русскую, за раны Игоре- вы”. Автор, а он по всей видимости, был участником тех событий, и мог наблюдать воочию, придал своим поэтическим талантом этому рядовому происшествию общерусское значение. Форма “Слова… ” позволила ему выразить свой взгляд на проводимую политику. Чувствуется, что это не просто придворный поэт, любимец какого-либо князя, а человек, близкий к народу, переживающий за судьбу своей родины, бесконечно любящий ее.__________________________________________________________

Идея патриотизма в «Слово о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» – очень патриотичное произведение. Автор с болью в сердце повествует о междоусобицах и рознях князей. Он не раз упоминает, что только объединившись, они способны победить врага.

Писатель с любовью в сердце рассказывает о бескрайних просторах нашей родины, об удивительной природе, флоре и фауне. Перед битвой природа будто плачет, солнце прячется за горизонт, а птицы громко и тревожно кричат.

После поражения природа, как единый организм, оплакивает павших в бою.

Нашим землям автор противопоставляет полоцкую землю, описывая ее, как «незнаемую землю», состоящую из степей и болот.

Данная статья поможет написать сочинение « Родина «Слово о полку Игореве». Здесь описывается отношение автора к русским землям, к ее просторам и людям. Автор поясняет, что Родина – один из главных героев произведения.

1. 8 класс 2. Благодарная природа 3. Великий русский язык живет и развивается 4. Весна 5. Волшебство сказок 6. День в экваториальном лесу 7. Если бы я был учителем 8. Жить в сфере добра 9. Зимний вечер во дворе 10. И. Н. Крамской «Христос в пустыне» 11. Кого я считаю настоящим другом 12. Лес моего детства 13. Мама меня ругает, потому что любит 14. Мое любимое занятие 15.

Мой любимый учитель 16. Мой папа 17. Моя малая родина — Кубань 18. Настоящая дружба 19. Осень 20. Последний звонок 21. Прежде чем закурить — подумай 22. Природа и человек 23. А. К. Саврасов «Проселок» 24. Рассвет в степи 25. Роль книги в жизни человека 26. Традиции моей семьи 27. Экология в нашей жизни 28. Я — гражданин России 29. Яркие впечатления лета 30. 9 класс 31. Чтение.

Что это в наши дни? 32. В здоровом теле — здоровый дух 33. Наш сосед — Украина 34. Удивительное рядом 35. Любимый уголок природы 36. С чего начинается Родина? 37. Мои размышления о Великой Отечественной войне 38. Что значит быть интеллигентным? 39. Природа в жизни Петра Ильича Чайковского 40. Цена хлеба 41. Влияние книг на наше развитие 42. Здоровье глазами детей 43.

Книга и компьютер в XXI веке 44. Я люблю тебя, Россия 45. Поэзия родной природы 46. Поговорим о маме 47. Нужно беречь лес 48. «У войны не женское лицо» 49. Люди в белых халатах 50. Моя любимая книга 51. Поэзия в жизни человека 52. Поделись улыбкою своей 53. Охранять природу — значит охранять Родину 54. Что важнее: кем быть или каким быть? 55. Легко ли быть Человеком? 56.

Роль знаний в жизни человека 57. Мое любимое время года 58. Раннее утро 59. Что значит быть счастливым? 60. Книги, без которых не могу обойтись 61. Летний дождь 62. Профессия, которую я выбираю 63. Что такое счастье? 64. Выбор жизненного пути 65. Образование — дорога в будущее 66. За что я люблю свой край 67. Что такое красота? 68. Я и взрослый мир 69. Что значит быть красивым? 70.

Мое детство 71. Легко ли быть молодым? 72. «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам» 73. Моя семья 74. Дороги, которые мы выбираем 75. Мои летние каникулы 76. Только в труде велик человек 77. Природа и человек в современном мире 78. Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь? 79. Мои увлечения 80.

Хочу, чтобы меня понимали 81. Милосердие — черта русского характера 82. Школьные годы чудесные 83. Мое отношение к фаталистам, пессимистам и оптимистам 84. Чужого горя не бывает 85. О культуре общения 86. Сегодня — воскресенье 87. Роль дружбы в жизни человека 88. Какие качества я больше всего ценю в людях? 89. Сочинения на литературные темы 90.

Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве» 91. Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» 92. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.» М. Ломоносова 93. Критика крепостничества, обличительный пафос «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева 94.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза» 95. Фантастика и реальность в балладе Жуковского «Светлана» 96. За что и против чего борется Чацкий 97. Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» 98. Молчалины блаженствуют на свете? 99. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина 100. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 101. О любви с любовью 102.

Естественный и цивилизованный мир в поэме А. С. Пушкина «Цыганы» 103. Своеобразие любовной лирики Пушкина 104. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова 105. Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова 106. Чувство трагического одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова 107. Как Печорин относится к проблеме судьбы? 108. Любовь в жизни Печорина 109. В чем смысл названия поэмы Н. В.

Гоголя «Мертвые души»? 110. Как предыстория Чичикова помогает понять его характер? 111. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» 112. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире 113. Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 114. Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 115. Чиновники города NN 116.

Образ автора в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» 117. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы Островского «Бедность не порок» 118. Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» Ф. Достоевского 119. Духовный конфликт героя повести Л. Толстого «Юность» с окружающей средой, преодоление недостатков и возмужание 120.

Личность Чехова и его произведения 121. Трагизм мелочей жизни в произведениях Чехова 122. Тема обманутых надежд в рассказах А. П. Чехова 123. «Маленький человек» в рассказе Чехова «Смерть чиновника» 124. Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова 125. Ирония и смех — оружие и лекарство 126. Сделай свою жизнь красивой и глубокой! 127. Тема духовного падения человека в рассказах А.

П. Чехова 128. Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова 129. Мир природы в лирике С. Есенина 130. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой 131. Человек и природа в лирике Заболоцкого 132. «Поэзия» и «проза» любви Надежды и Николая Алексеевича в «Темных аллеях» Бунина 133. Нравственная проблематика повести М. Булгакова «Собачье сердце» 134.

Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матренин двор» 135. Они сражались за Родину 136. Мой любимый литературный герой 137. Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки 138. Поэты о природе 139. Высказывания великих о природе 140. Пословицы и приметы о природе и временах года 141. Изречения великих о здоровье 142. Пословицы и поговорки о здоровье 143.

Родина, народ, защита отечества 144. Поэты о Родине 145. Изречения великих об отечестве 146. Пословицы о родной земле 147. Знание, наука, искусство 148. Высказывания и афоризмы о знании, науке, книге 149. Пословицы об образовании, учении, науке, книге 150. Высказывания и афоризмы о вдохновении, таланте и гениальности 151. Высказывания и афоризмы об искусстве и творчестве 152.

Высказывания и афоризмы о красоте и культуре 153. Высказывания и афоризмы о художественном слове 154. Высказывания и афоризмы о музыке 155. Пословицы и поговорки о музыке и песне 156. Доблести и пороки людские 157. Высказывания и афоризмы о деле и труде 158. Пословицы о трудолюбии 159. Высказывания и афоризмы о лени и праздности 160. Пословицы и поговорки о безделье и лени 161.

Добро — зло 162. Высказывания и афоризмы о добре и зле 163. Пословицы и поговорки о добре и зле, обмане, хитрости 164. Правда-ложь 165. Высказывания и афоризмы о правде и лжи 166. Пословицы и поговорки о правде и лжи 167. Друг, недруг 168. Высказывания и афоризмы о дружбе и друзьях 169. Высказывания и афоризмы о враге и вражде 170. Пословицы и поговорки о дружбе и вражде 171.

Высказывания и афоризмы о мудрости 172. Пословицы и поговорки об уме и глупости 173. Высказывания и афоризмы о мужестве 174. Пословицы и поговорки о смелости, отваге и трусости 175. Высказывания и афоризмы о богатстве и бедности 176. Высказывания и афоризмы о вежливости 177. Высказывания и афоризмы о воспитании и воспитанности 178. Высказывания и афоризмы о высокомерии 179.

Высказывания и афоризмы о жадности, корыстолюбии и бескорыстии 180. Высказывания и афоризмы о жестокости и преступлении 181. Высказывания и афоризмы о расплате и наказании 182. Дом, любовь, семья 183. Высказывания и афоризмы о доме, браке и семье 184. Пословицы о семье

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Слово о полку Игореве»
  • для самых компанейских — Главные герои «Слово о полку Игореве»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Слово о полку Игореве»
  • для самых любопытных — Анализ «Слово о полку Игореве»

Тест по произведению

Ссылка на основную публикацию