Театр абсурда — это…

Театр абсурда для многих людей – это всего лишь хаотичный набор сменяющих друг друга сцен, которые кажутся нелепой бессмыслицей. Но если попробовать копнуть чуть глубже, то поведение актеров уже не кажется таким странным. Подробнее в нашем материале.

У каждого действия, каждого слова и каждого предмета на сцене в театре абсурда есть своё место. Этот театр – вполне логичное развитие не только самого театра как вида искусства, но и логичное течение вообще.

Внутри каждой пьесы мы можем проследить идею,
которую пытался вложить туда автор. Идея абсурдистских пьес – это отражение
концепции мира, ценностей драматурга. Весь свой опыт, отношение к окружающей
действительности, собственные установки и наблюдения – всё это можно проследить
внутри сценического действа.

Драматурги, которых критики приписывали к абсурдистскому направлению, никогда не собирались в группы и объединения. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что каждая пьеса уникальна, у каждого автора свой почерк, свои метафоры и своя система мировоззрений, что может увлечь любого, кто попытается хоть немного углубиться в эту тему.

Театр Абсурда — это…Живые картины Босха на сцене. Если вы никогда не знакомились с творчеством Иеронима Босха, вы и не поймете суть происходящего.

Театр абсурда – это тип современной драмы, в основе которого лежит идея тотального отчуждения человека в мире и социуме. Первые подобные пьесы появились в начале 1950-х годов во Франции. Позже направление охватило всю Западную Европу и США. Критика того времени как только не называла этот новый виток драматургии – «антитеатр», «театр парадокса», «абсурдный театр».

Философия театра абсурда

Своё начало театр абсурда берет из концепций философских движений дадаизма и сюрреализма, так же не прошёл мимо комедий Ч.Чаплина, с их элементами клоунады.

Театр Абсурда — это…

Философской базой театра абсурда стала развивающаяся в 20-30-е годы ХХ века философия экзистенциализма. В её основе лежал тезис об абсурдности существования мира в целом. На первое место выдвигается внутренний мир человека со всеми его переживаниями, эмоциями, тревогами и надеждами, но он резко противопоставляется окружающей действительности.

Мир, что окружает человека хаотичен, в нем нет определенной системы координат, где человек бы мог чувствовать себя комфортно. Смысл существования так же ставится под вопрос, происходит постоянный поиск себя и места в мире.

Если философские корни театра абсурда – современные философские течения, то эстетические – основы театрального искусства. «Театр абсурда – это обращение, к старой, архаической традиции», — писал в своей монографии «Театр абсурда» Мартин Эсслин.

Дадаизм

Более непосредственные эстетические корни театра абсурда восходят к движению дада, которое возникло в Цюрихе в 1916г., куда пришлось уехать многим немецким и французским художникам и поэтам, дабы скрыться от ужасов Первой мировой войны.

В это время появляются произведения без вмешательства военной цензуры того времени, целью которых было разрушение искусства века, «породившего кошмары войны». Именно в такой форме дадаисты хотели выразить протест против реальности, так как рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников мировых войн и конфликтов.

Вместо традиционных психологических образов выступали комичные персонажи (марионетки, клоуны).

Абсурдисты превратили своего героя в марионетку, которая двигалась по воле режиссера, ибо абсурдный герой – это всегда объект, не имеющий никакой воли. Хочется добавить, что театр абсурда – это всегда народный театр, т.е.

балаганный, а для него всегда была характерна простота сюжета и наравне с этим едкая сатира, ведь, ярмарочному шуту позволялось говорить абсолютно всё.

Сюрреализм

  • Театр Абсурда — это…Рене Магритт «Влюбленные»
  • Театр Абсурда — это…Сальвадор Дали «Лицо войны»
  • Театр Абсурда — это…Рене Магритт «Сын человеческий»

Многие теоретики театра абсурда говорят о том, что именно сюрреализм был первым этапом к появлению подобного театра, ибо сюрреалисты старались познать «абсурдное» в своём творчестве. Сопоставление несопоставимых вещей и понятий, разрыв всех логических связей, нарочитая фрагментарность стали основными приемами в живописи, литературе и кинематографе эпохи сюрреализма.

Художественная работа для них стала результатом деятельности бессознательного, освобожденного от ограничений логики и рассудка. Театр для сюрреалистов – лишь возможность испробовать различные приемы. И сюрреализм, и дадаизм так же имели предшественников, которые повлияли и на театр абсурда. Здесь необходимо назвать два имени – Альфред Жарри (1813–1907) и Гийом Аполлинер (1880–1918).

Европа

В Европе театр абсурда появился только в послевоенное время. Пессимизм и нигилизм этого театра объясняются как раз-таки самим временем. Полнейшая разочарованность во всех идеологиях, и даже в возможности чисто языкового взаимопонимания, убежденность в том, что человек не способен справиться со злом, и что он обречен на вечное одиночество – это основные постулаты театра абсурда.

«Я чувствую, что жизнь кошмарна, что она тяжела и невыносима, как дурной сон. Посмотрите вокруг: войны, катастрофы и бедствия, ненависть и смятение, гонения и смерть, предостерегающие нас, люди говорят и не понимают друг друга», — писал Эжен Ионеско.

Театр Абсурда — это…

Антитеатр

Отвергая какие бы то ни было каноны и клише и высмеивая их, абсурдистские драматурги выработали тем не менее довольно четкие формальные правила своего театра, такие как отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция, абсурдный диалог, стоящий на невозможности воздействия партнеров друг на друга. Все эти черты позволяют говорить о единой поэтике антитеатра.

Вот, пожалуй характерные черты драм абсурда, проявившиеся в произведениях Беккета, Ионеско и других абсурдистов:

  • Алогичность поведения героев, двойственность их внутреннего «я»; бессмысленность ситуаций;
  • Игра со словом, обостренное внимание к нему, муссирование проблемы бессодержательности, пустоты языка и поднятие этой проблематики до философского уровня;
  • Крушение и высмеивание творческих стереотипов и клише, как языковых, так и социально-политических;
  • Превращение разговора, диалога в фабулу;
  • Разрушение сценического действия и многих других театральных средств выразительности (так, в пьесе Беккета «Последняя пленка Крэпа» монолог одинокого персонажа заменяет все действие, а в «Поношение публики» Петера Хандке исчезает сама сцена)

Все драматурги-абсурдисты, так или иначе, каждый в своей индивидуальной манере, обращаются к проблематике, характеризующей абсурдистский театр: потеря личностью индивидуальности в современном мире, сомнение в возможностях коммуникации, страх перед окружающей действительностью, онтологическое одиночество человека, его опустошенность и отчуждение от себе подобных. В формальном плане их театральное творчество объединяет смешение трагедии с фарсом, гротесковость, абсурдный диалог.

Думается, что среди главных причин возникновения столь родственных по своей поэтике театров в странах Западной Европы была назревшая необходимость создания новой концепции театра, одной из которых и стал театр абcурда.

Сэмюэль Беккет «В ожидании Годо»

Семюэл Беккет является, по общему признанию, второй одиозной фигурой театра абсурда. Он является нобелевским лауреатом 1969 года. В творчестве Беккета явственно прослеживаются черты экзистенциализма.

Сам драматург был крайне одиноким: у него была жизненная философия – философия одиночества, не смотря на то, что он был женат.

Беккет ушел из дома, от жены и семьи, в дом пристарелых со словами «Я не хочу быть вам в тягость».

Театр Абсурда — это…Сэмюэль Беккет

Он стоит особняком, среди абсурдистов, потому что в его пьесах нет явственно прочитываемого социального конфликта, нет примет и духа времени.

Исследователи и критики говорят, что в творчестве Сэмюэла Беккета присутствуют отголоски техники потока сознания (можем наблюдать в его, наверное, главном произведении «В ожидании Годо»).

Сюжетную канву этой самой статичной пьесы представляет собой диалог двух, весьма комичных, персонажей: они выглядят так, словно они сбежавшие с цирка клоуны. Само действие разворачивается на дороге, она представляется неким архетипом.

Как и в большинстве других произведений Беккета, дорога – аллегория, метафора человеческой жизни вообще.

Мы привыкли, что драматургическое действо заполнено какими-то событиями. Здесь же мы видим совершенную странность со стороны персонаже, как например: Владимир снимает ботинки, снимает, нюхает, рассматривает их. В первой сцене он снимает ботинок, во второй надевает и он уже оказывается ему велик. Из таких нелепых, бессмысленных диалоговых моментов соткана вся канва пьесы.

Театр Абсурда — это… Главные герои пьесы «В ожидании Годо» — Владимир (Диди) и Эстрагон (Гого)

Эти два человека, ждут некого Годо, никто не знает кто это, никто не знает когда он придет, но при этом все его ждут. Лейтмотивом выступает слово «завтра», на любой вопрос «когда же?».

И здесь мы можем видеть этот постоянный ответ, смысл которого «не сейчас».

И вот это бесконечное, каждодневное ожидание некого Годо, который наконец-то ответит им на их вопросы: «зачем?», «отчего?», «для чего?».

Так кто же этот Годо? Автор нам не дает ответа. Есть предположение, что этот Годо это Бог, так как мы можем проследить некоторое созвучие между словом «Godot» и словом «бог» в английском языке — «God». Но этот кто-то так и не приходит.

Кроме того, неким атрибутом, некой емкой метафорой является дерево, оно тоже такой глубинный-глубинный архетип. Это дерево стоит уже много лет без листьев и, вероятнее всего, оно олицетворяет бессмысленность и тщетность человеческой жизни, как полое, не дающее ростков, новых листьев, надежды на какое-то продолжение, на какую-то осмысленность.

Театр Абсурда — это…

Во второй части появляются такие персонажи – Поццо и Лаки. Их появление как раз позволяет развеять эту трагическую абсурдность. Эти два героя – это метафора, яркая деталь в «мире» Беккета, так как они представляют собой слугу и хозяина, сцепленных одной веревкой.

Читайте также:  Рецензия о фильме Германа-младшего «Довлатов»

Они идут, спотыкаясь, наступая друг на друга, хозяин иногда поругивается на подданного. Лаки увешан чемоданами и сумками внутри которых песок (в этом моменте критики усмотрели оценку буржуазного мира, где человек погряз в вещизме, желании обладать чем-то.

Вещизм давит на человека, лишает его свободы, это порабощает его).

Эта комическая пара позволяет показать их зависимость.

Можно расценивать их обоих как жертв, потому что Поццо, хозяин, всячески унижает слугу, поколачивает, обзывает бесконечными ругательствами тем самым упивается своей властью над ним.

Но при этом, когда он дает указания, сам движется в том же направлении, так как они связаны одной цепью. При своем кажущемся, маркированном господстве он такой же слуга, такой же раб окружающих социальных, буржуазных связей.

При всем этом, Поццо наделен автором самыми длинными монологами, которые воспринимаются читателем и зрителем как некая замедленная съемка. Возникает ощущение отражения происходящего во многих кривых зеркалах, нереальности происходящего.

Театр Абсурда — это…

Мифологема
дороги, путники, идущие по жизни и ищущие ответы на свои вопросы, при этом не
получая ни одного, воспринимаются как некая метафора человека 21 века.

Человек
отчаянно пытается найти смысл, оправдание существования, постоянно ждет прихода
некого Годо, который сможет помочь.

Но в пьесе оба наших героя Владимир и Эстрагон
остаются стоять под этим одиноким деревом, в надежде открыть и найти для себя
смысл, смысл своего существования.

Беккет создал новый, параболический философский театр, отразивший надломленное сознание современного интеллектуала, если не человека вообще. Драматическое творчество Беккета стоит под знаком апокалипсиса. Констатация полной дегуманизации современной цивилизации и полной человеческой отчужденности – лейтмотивы как прозаического, так и драматического творчества Беккета.

Ниже представлен фильм ирландского режиссера Майкла Линдсей-Хогга по одноименной пьесе известного писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1969 г.), основоположника Театра Абсурда 20 века, Самюэля Баркли Беккета.

Что такое театр абсурда? :

В середине 20 века в европейской драматургии появилось явление под названием «театр абсурда». Оно стало поистине новаторским и непривычным для зрителя, привыкшего к классическим «логичным» постановкам. Но, несмотря на это, новое искусство вызывало любопытство, интерес. Что же такое театр абсурда и какое переосмысление он получил сегодня?

Театр Абсурда — это…

Описание

В центре внимания абсурдистской пьесы стоят не действие и интрига, а восприятие и индивидуальное осмысление автором какой-либо проблемы. При этом все, что происходит на сцене, лишено логической связи. Это делается для того, чтобы зритель был сбит с толку, смог избавиться от шаблонов в своем сознании и посмотреть на свою жизнь сразу с нескольких ракурсов.

На первый взгляд, мир в таких «нелогичных» пьесах предстает как хаотичное, бессмысленное нагромождение фактов, характеров, поступков, слов, в котором нет определенного места и времени действия.

Однако при тщательном рассмотрении логическая связь между всеми этими элементами присутствует, только она разительно отличается от привычной нам прежде. Наиболее яркими театральными воплощениями принципов абсурдизма стали пьесы Э. Ионеско «Лысая певица» и С. Беккета «в ожидании Годо».

Это своеобразная пародия (или филистерство) на буржуазный мир комфорта, его фашизацию. В этих пьесах можно четко наблюдать распад связей между словом и действием, нарушение самой диалоговой структуры.

Несмотря на всю серьезность и масштабность затрагиваемых социальных проблем, мир театра абсурда невероятно комичен. Драматурги показывают реальность, общество уже на той фазе гниения, когда никого не жаль.

Поэтому в пьесах такого жанра охотно используются пародии, цинизм, смеховые реакции. Зрителю четко дается понять, что бесполезно и бессмысленно бороться с этим сюрреалистичным миром абсурда.

Нужно просто поверить в него и принять.

Театр Абсурда — это…

История

Примечательно, что сам термин «театр абсурда» появился уже после возникновения новаторских постановок. Он принадлежит театральному критику Мартину Эсслину, который выпустил книгу в 1962 году под таким названием.

Он провел параллели между новым драматургическим явлением и философией экзистенциализма А. Камю, дадаизмом, поэзией из несуществующих слов и авангардистским искусством начала 20 века.

Все это в определенной мере, по мнению критика, «воспитало» театр абсурда и сформировало его таким, каким он предстал перед зрителем.

Надо отметить, что такой творческий подход к драматургии долго оставался в опале грозных критиков. Однако после Второй мировой войны жанр начал обретать популярность. Основными деятелями-идеологами его считаются четыре мастера слова: Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. Жене и А. Адамов.

Несмотря на принадлежность к одному театральному жанру, каждый из них все же имел свою уникальную технику, которая была больше понятия «абсурд». К слову, Э. Ионеско сам не принимал новый термин, вместо «театр абсурда» говоря «театр насмешки».

Но определение Эсслина, вопреки упорству и критике, осталось в искусстве, а жанр приобрел популярность во всем мире.

Истоки

Попытки создать театр абсурда предпринимались еще задолго до европейской волны в России, в 1930-е годы. Идея его принадлежала Объединению Реального Искусства (ОБЭРИУтам), а точнее, Александру Введенскому. В новом жанре им были написаны пьесы «Минин и Пожарский», «Кругом возможно Бог», «Елка у Ивановых» и др. Его единомышленником по перу был и Даниил Хармс, писатель, поэт и член ОБЭРИУ.

В русской драматургии конца 20 века театр абсурда можно наблюдать в пьесах Л. Петрушевской, В. Ерофеева и др.

Театр Абсурда — это…

Современность

Сегодня этот театральный жанр имеет довольно широкую распространенность. И, как правило, авангардистский феномен (как и в своем историческом прошлом) связан с маленькими (частными) театрами.

Ярким примером может служить современный «Театр абсурда Гогена Солнцева», известного российского артиста-фрика.

Помимо гастрольных постановок под девизом «Вся наша жизнь – театр» он дает уроки актерского мастерства, которые, по авторскому мнению, полезны не только на сцене, но и в обычной жизни.

В данном жанре существуют и развиваются и другие театральные коллективы.

Воробушек

ИнАродный театр абсурда «Воробушек» – одна из популярных трупп. Она была создана в 2012 году в Харькове. Сначала это был лишь дуэт Василия Байдака (дяди Васи) и Александра Сердюка (Коллмена). Сегодня в состав «Воробушка» входят шесть артистов.

Все участники имеют высшее, но не актерское образование. Название коллектива перекочевало из КВНа. А слово «инАродный» намеренно пишется с ошибкой. Афиши и спектакли «Воробушка» всегда яркие, не лишены юмора, фарса и, конечно же, абсурда.

Все сюжеты постановок ребята придумывают сами.

Театр Абсурда — это…

В музыке

Авангардистский жанр нашел отражение не только в литературе и сценическом искусстве, но и в музыке. Так в 2010 году вышел восемнадцатый студийный альбом группы «Пикник» – «Театр абсурда».

Музыкальный коллектив был образован в 1978 году и существует до сих пор. Он начинал работать в стиле русского рока и со временем приобрел индивидуальное звучание с добавлением симфонических клавишных и экзотических инструментов народов мира.

«Театр абсурда» – альбом, который открывается одноименной композицией. Однако текст ее лишен комизма. Скорее наоборот – песня имеет драматические ноты, говоря о том, что весь мир – театр абсурда, а человек в нем – главный герой.

Также альбом включает композиции с такими интересными названиями, как «Кукла с человеческим лицом», «Урим Туммим», «Дикая певица» (читается отсылка к пьесе Ионеско «Лысая певица»), «И смоется грим». В целом, очередное творение группы «Пикник» можно сравнить с маленькой театральной постановкой с оригинальной подборкой образов и тем.

Театр Абсурда — это…

В юморе

Одной из основных черт «нелогичного» жанра является юмор. Это касается не только нелепого нагромождения слов, фраз их игры, но и самих образов, которые могут появляться в неожиданное время в неожиданном месте.

Именно эта тенденция была с лихвой использована в номере «Театр абсурда» камеди-дуэта Демиса Карибидиса и Андрея Скорохода – известных резидентов шоу ComedyClub. В основу его легло произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», которое было оригинально переосмыслено артистами.

Персонажами, старушкой-процентщицей (Демис Карибидис) и студентом Родионом Раскольниковым (Андрей Скороход), помимо сюжетных моментов, были затронуты и современные экономические, культурные и политические реалии.

Театр абсурда

Театр абсурда, тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды. Такого рода пьесы впервые появились в начале 1950-х годов во Франции, а затем распространились по Западной Европе и США.

Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А.Камю (Миф о Сизифе), испытавший сильное влияние С.Кьеркегора, Ф.Кафки и Ф.М.Достоевского.

Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала 20 в., как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А.Жарри Король Убю (1896), в Сосцах Тирезия (1903) Г.Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф.

Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч.Чаплина.

О возникновении новой драмы заговорили после парижских премьер Лысой певицы (The Bald Soprano, 1950) Э.Ионеско и В ожидании Годо (Waiting for Godot, 1953) С.Беккета.

Характерно, что в Лысой певице сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему. В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется.

В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчетное ощущение опасности.

В 1960-е годы Ионеско и Беккет продолжали передавать в своих произведениях чувство отчужденности, сопутствующее современному человеку на протяжении всей его жизни.

Читайте также:  Образ главной героини в повести «Ася» (И.С. Тургенев)

Среди французских драматургов, чьи пьесы подходят под определение «драмы абсурда», можно назвать Ж.Жене, А.Адамова и Ж.Тардье. Значительный вклад в развитие жанра сделали швейцарские писатели М.Фриш и Ф.

Дюрренматт, а также немец Г.Грасс и испанец Ф.Аррабаль.

В Великобритании Х.Пинтер и Н.Ф.Симпсон убедительно передавали в своих пьесах ощущение надвигающегося ужаса, что в целом характерно для поздней драмы абсурда.

Особенно это относится к таким пьесам Пинтера, как Лифт (Dumbwaiter), День рождения (The Birthday Party) и Сторож (The Caretaker).

В США первым стал работать в этом жанре Эдвард Олби (Песочница – The Sandbox; Американская мечта – The American Dream; Что случилось в зоопарке – The Zoo Story). Впоследствии пьесы в этом духе писали А.Копит и Дж.Гелбер.

Театр Абсурда — это…Театр Абсурда — это…

Литература:

Проскурникова Т.Б. Французская антидрама (50–60 годы). М., 1968
Шестаков Д.П. Современная английская драма (Осборновцы). М., 1968
Злобин Г.П. Современная драматургия США. М., 1968
Олби Э. Смерть Бесси Смит и другие пьесы. М., 1976
Беккет С.

Изгнанники: Пьесы и рассказы. М., 1989
Бернацкая В.И. Четыре десятилетия американской драмы. 1950–1980. М., 1993
Ионеско Э. Театр. М., 1994
Пинаев С.М. Искусство ускользающей мечты: Американская драматургия на современном этапе. М.

, 1995

Беккет С. В ожидании Годо. М., 1998

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»

В каком художественном фильме впервые снялся Юрий Никулин?

Театр абсурда – это… Что такое Театр абсурда?

Театр абсурда, или драма абсурда — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века.

[1] В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб.

Наиболее полно принципы абсурдизма были воплощены в драмах «Лысая певица» (La cantatrice chauve, 1950) румынско-французского драматурга Эжена Ионеско и «В ожидании Годо» (Waiting for Godot, 1953) ирландского писателя Сэмюэла Беккета.

История

Термин «театр абсурда» впервые использован театральным критиком Мартином Эсслином (Martin Esslin), в 1962 году написавшим книгу с таким названием. Эсслин увидел в определённых произведениях художественное воплощение философии Альбера Камю о бессмысленности жизни в своей основе, что он проиллюстрировал в своей книге «Миф о Сизифе».

Считается, что театр абсурда уходит корнями в философию дадаизма, поэзию из несуществующих слов и авангардистское искусство 1910—20-ых. Несмотря на острую критику, жанр приобрёл популярность после Второй мировой войны, которая указала на значительную неопределённость человеческой жизни.

Введённый термин также подвергался критике, появились попытки переопределить его как «анти-театр» и «новый театр».

По Эсслину, абсурдистское театральное движение базировалось на постановках четырёх драматургов — Эжена Ионеско (Eugene Ionesco), Сэмюэла Беккета (Samuel Beckett), Жана Жене (Jean Genet) и Артюра Адамова (Arthur Adamov), однако он подчёркивал, что каждый из этих авторов имел свою уникальную технику, выходящую за рамки термина «абсурд». Часто выделяют следующую группу писателей — Том Стоппард (Tom Stoppard), Фридрих Дюрренматт (Friedrich Dürrenmatt), Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal), Гарольд Пинтер (Harold Pinter), Эдвард Олби (Edward Albee) и Жан Тардьё (Jean Tardieu).

Вдохновителями движения считают Альфреда Жарри (Alfred Jarry), Луиджи Пиранделло (Luigi Pirandello), Станислава Виткевича (Stanislaw Witkiewicz), Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire), сюрреалистов и многих других.

Движение «театра абсурда» (или «нового театра»), очевидно, зародилось в Париже как авангардистский феномен, связанный с маленькими театрами в Латинском квартале, а спустя некоторое время обрело и мировое признание.

На практике театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы.

Время и место неопределённы и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются.

Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть и ужасного, настроения.

Нью-йоркская Театральная компания без названия № 61 (Untitled Theater Company #61) заявила о создании «современного театра абсурда», состоящего из новых постановок в этом жанре и переложений классических сюжетов новыми режиссёрами. Среди других начинаний можно выделить проведение Фестиваля работ Эжена Ионеско.

«Традиции французского театра абсурда в русской драме существуют на редком достойном примере. Можно упомянуть Михаила Волохова. Но философия абсурда до сего дня в России отсутствует, так что ее предстоит создать.» [1]

Театр абсурда в России

Основные идеи театра абсурда разрабатывались членами группы ОБЭРИУ ещё в 30-х годах XX века, то есть за несколько десятилетий до появления подобной тенденции в западноевропейской литературе.

В частности, одним из основоположников русского театра абсурда был Александр Введенский, который написал пьесы “Минин и Пожарский” (1926), “Кругом возможно Бог” (1930-1931), “Куприянов и Наташа” (1931), “Ёлка у Ивановых” (1939) и т.п.

Кроме того, в подобном жанре работали и другие ОБЭРИУты, например, Даниил Хармс.

Представители

  • Адамов, Артюр (Arthur Adamov)
  • Беккет, Сэмюэл (Samuel Beckett)
  • Введенский, Александр Иванович
  • Олби, Эдвард (Edward Albee)
  • Ионеско, Эжен (Eugène Ionesco)
  • Гавел, Вацлав (Václav Havel)
  • Пинтер, Гарольд (Harold Pinter)
  • Стоппард, Том (Tom Stoppard)
  • Мрожек, Славомир (Slawomir Mrozek))
  • Жене, Жан (Jean Genet)
  • Камю, Альбер (Albert Camus)
  • Хармс, Даниил Иванович
  • Казаков, Владимир Васильевич
  • Кэрролл, Льюис (Lewis Carroll)

Примечания

  1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  • Martin Esslin, The Theatre of the Absurd (Eyre & Spottiswoode, 1962)
  • Martin Esslin, Absurd Drama (Penguin, 1965)
  • Е.Д. Гальцова, Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма (М.: РГГУ, 2012)

Ad absurdum: как театр абсурда вырос на руинах здравого смысла

Become a Patron!

Что можно сказать о мире, в котором все движется по кругу — на руинах одной идеологии вырастает другая, на смену одной войне приходит следующая, еще более разрушительная, а человечество едва ли учится на своих ошибках? Самый лучший комментарий — молчание. Как вариант — что-то нелепое и нечленораздельное, лишенное идеи, смысла и логики. Так работает абсурдистское мировоззрение. Разбираемся, когда и почему появился театр абсурда, разрушив миф о незыблемости причинно-следственных связей происходящего и возможности понять Другого, и что нам может дать умение принимать реальность в ее парадоксальности.

Первый смех первобытного человека был хвалой и данью абсурду, первая шутка, первый парадокс, первое недоразумение. Если тяготеть к абсолютизации, можно сказать, что абсурд – это все вокруг.

Почта, новости, настоящие и не очень, забастовки, битком набитые вагоны метро, очереди у кофейных автоматов — несколько примеров из бесконечной вереницы социальных стычек, которые довольно редко венчаются успехом.

Вы пытаетесь объяснить что-то своему другу и вдруг осознаете, что он просто не понимает, о чем вы говорите, ссоритесь со своим партнером, после чего обнаруживаете, что говорили об одном и том же, договариваетесь о встрече в определенном месте, но оказываетесь в разных концах города.

Абсурдность подобных ситуаций мимолетно вызывает улыбку, а то и гомерический смех. Поэтому Эжен Ионеско называл свои произведения «комическими драмами» и «фарсами». Абсурд (от лат.

ad absurdum, «исходящий от глухого» ) рождается из невозможности понять что-то или кого-то, достичь взаимопонимания и гармонии мыслей и действий. Поэтому театр абсурда уходит корнями в экзистенциальных страх перед «другим» и парадоксальность сюрреализма.

Вторая мировая война, «смерть Бога», борьба политических режимов, появление и развитие экзистенциализма, дадаизма и экспрессионизма сформировали философию абсурдизма и новое художественное направление — театр абсурда.

Не стоит лишний раз напоминать, что абсурд присутствовал в истории человечества со времен античности, вызывая усиленный интерес на стыке эпох.

Тем не менее театр абсурда имеет ряд специфических черт, присущих именно двадцатому веку.

Театр абсурда много чего заимствует у экзистенциализма.

«Мы — Беккет, Адамов и я, как-то заметил Ионеско, — создали „трезвый“, „искушенный“ театр, драматургию без иллюзий. Эта драматургия выводила на сцену „голое“ человеческое существование, то есть чистейший экзистенциализм».

Среди типичных для экзистенциализма черт — признание ценности индивидуума, его уникальности, которая становится Вавилонской башней, у стен которой мы отчаянно пытаемся объясниться на разных языках.

Кстати, о языках — параллельно с театром абсурда развивается и психо- и этнолингвистика, утверждающие, что язык в некоторой степени формирует сознание и нашу картину мира.

То есть не только наши личные интересы, прошлое и воспитание становятся преградой для понимания друг друга, но и язык как носитель определенного культурного кода. Ж. Ф. Жаккар так отозвался о творчествеД. Хармса:

«Изображение мира в его бессвязности не является поражением. Напротив, это признание безжалостной ясности, верным отражением которой становится язык. Вот почему следует рассматривать творчество Хармса не как неудавшуюся попытку выразить невыразимое, […] но как успешную попытку выразить ограниченность и невозможность этого предприятия».

Более того, в основе произведений Ионеско всегда заложен принцип творческого эксперимента. Он играет с языковыми формами, изменяет и разрушает их логику и структуру, тем самым акцентируя внимание на несостоятельности языковой выразительности.

Вслед за
языковым абсурдом рождается абсурд ситуационный.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы

М и с т е р  М а р т и н. Короче говоря, когда звонят, мы не знаем, есть там кто-то илинет.

М и с с и с  С м и т. Никогда никого нет.

М и с т е р  С м и т. Всегда кто-то есть.

П о ж а р н и к. Могу вас помирить. Вы оба отчасти правы. Когда звонят в дверь, иногда там кто-то есть, иногда никого нет. («Лысая певица», Э. Ионеско).

Эжен Ионеско в своих пьесах часто заигрывает со зрителем, раскрывая перед ним абсурдность на первый взгляд простых рутинных вещей и традиционной логики. Хозяйка дома несколько раз проверяет входную дверь после звонка, но никого не обнаруживает и заявляет, что за дверью никого нет.

Ее муж замечает, что кто-то обязательно должен был нажать на кнопку звонка, а значит, за дверью кто-то есть. В той же «Лысой певице» разыгрывается другая сценка: мужчина и женщина после ряда логических умозаключений приходят к выводу, что они — супружеская пара, так как у них общая квартира, спальня, и даже ребенок.

Но позже оказывается, что у их детей глаза разного цвета, и все представление, подтвержденное огромным количеством фактов, рушится от одного мелкого противоречия. Таким образом, автор отказывается от каких-либо ярлыков и утверждений, «проверенных» рутиной.

Единственный вывод, который можно сделать из любой, даже самой предсказуемой ситуации, таков: «Когда звонят в дверь, иногда там кто-то есть, иногда никого нет».

Не последнюю роль в формировании абсурдистского мировосприятия сыграла Вторая мировая война.

Если раньше мыслители пытались найти панацею от социального кризиса, разработать определенные универсалии, которые могли бы обеспечить светлое будущее, абсурдисты окончательно признали поражение любых догм и инициатив, противопоставляя им полное отчаяние и неисправимую неадекватность действительности.

Абсурдисты признавали, что мир, который за каких-то два десятка лет забыл все ужасы одной войны и погрузился в хаос следующей, невозможно воспринимать всерьез, допуская наличие в нем созидательных начал, подчиняющихся логике.

Абсурдисты не первые и не последние, кто заметил, что мир движется по кругу — экзистенциализм также провозглашает бесполезность накопленного опыта. Люди не учатся на своих ошибках, все повторяется по кругу, взаимопонимание невозможно — в этом абсурдисты видели фарс и трагикомедию жизни.

Но что нам может дать театра абсурда? Он развенчивает мифы о причинно-следственной связи происходящего, отрицает (спасибо, Сартр) использование накопленного опыта и постулирует тотальное межличностное недопонимание. Тогда, получается, единственное, что он может нам дать — осознание симуляции реальности.

Возможно, дело в еще одном парадоксе: чем меньше мы замечаем абсурдность ситуации, тем абсурднее она становится. Мы превращаемся в «плохих» актеров, только не тех, которые плохо играют на сцене, а тех, которые переигрывают за кулисами. Чем чаще мы напоминаем себе об абсурдности происходящего, тем проще мы к этому относимся, тем смешнее она становится.

Значит ли это, что театр абсурда подготавливает нас к реальной жизни?

«Я не перестаю поражаться всему тому, что нас окружает. Мне кажется, что люди существуют в бессмысленном мире. Как мы сюда попали? Почему на Земле больше зла, чем добра? Вот на этот вопрос, который я задаю себе всю жизнь, я так и не смог найти ответа».

К Ионеско часто обращались с различными философскими вопросами в надежде получить остроумный ответ. Но он не пытался показаться всезнающим и без обиняков признавал свое бессилие в поисках истин.

Прелесть театра абсурда в том, что он не претендует на истинность и не диктует нам правила игры. Он всего лишь предлагает шире посмотреть вокруг, прислушаться к себе и другим, чтобы не дать себя одурачить.

Потому что человек никогда не будет готовым перед лицом войны, смерти или боли, но принимая реальность в ее парадоксальности, мы легче можем примириться с ней.

Подборка по теме

— От Софокла до Лема: философия абсурда в художественной литературе

— «Миф о Сизифе»: человек абсурда глазами Альбера Камю

— «Модель поддержания смысла»: как абсурд помогает понять реальность

Театр Абсурда. Статья. Арт-терапия. Самопознание.ру

Феномен театра абсурда возникает в европейской драматургии (самые яркие представители — Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет, Гарольд Пинтер, Славомир Мрожек) как прямая реакция на отчаяние после Второй мировой войны. В драматургии ставится вопрос о кризисе понимания и форм высказывания.

Люди не слышат друг друга, их речь и поведение не является формой реакции на речь и поведение других персонажей. Или — ещё одна важная характеристика театра абсурда — всезнание о мире, энциклопедическое, аксиоматическое, мертво, не имеет смысла, растеряло своё значение. Абсурдисты внесли колоссальный вклад в изменение форм драматургии и театра.

Тут уже и упоминавшийся ранее распад диалоговой структуры, и распад связи между словом и поступком, а также многочисленные минус-приёмы. Театр абсурда разрушает веру в психологический театр, в психологические мотивировки, в обоснованность, мотивированность поведения персонажей.

Чаще всего в пьесах театра абсурда мы видим не индивидуальности, а типажи, человека-функцию, социальные маски, лишённые индивидуальных черт и даже имён. Время и место в абсурдистских пьесах — это “нигдея”, нигде и никогда. Поэтому рушится и психологическая детализация диалога.

При этом абсурдистский мир предельно комичен. Абсурдисты — не взирая на свой социальный пессимизм — изображают мир в той точке гниения, когда уже никого не жалко.

Театр абсурда (англ. Theatre of the Absurd, франц. Théâtre de l’absurde) — тип современной драмы, основанный на концепции тотального отчуждения человека от физической и социальной среды.

Такого рода пьесы впервые появились в начале пятидесятых годов XX века во Франции, а затем распространились в Западной Европе и США.

Представление об абсурдности удела человеческого во враждебном или безразличном мире впервые развил А. Камю (“Миф о Сизифе”), испытавший сильное влияние С. Кьеркегора, Ф. Кафки и Ф.М. Достоевского.

Корни театра абсурда можно выявить в теоретической и практической деятельности представителей таких эстетических движений начала XX века как дадаизм и сюрреализм, а также в эпическом бурлеске А. Жарри “Король Убю” (1896 год), в “Сосцах Тирезия” (1903 год) Г. Аполлинера, где соединились фарс и водевиль, в пьесах Ф.

Ведекинда с иррациональными устремлениями его героев. Театр абсурда впитал также элементы клоунады, мюзик-холла, комедий Ч. Чаплина.

Берт Кардулло в статье “Авангард, абсурд и постмодерн: экспериментальный театр в XX веке” разграничивает авангардистский театр, театр абсурда и театр постмодернистский.

Хронологические рамки первого охватывают период от начала XX века до Второй мировой войны, второго — весь послевоенный период вплоть до семидесятых годов, а третьего — с начала семидесятых до сегодняшнего времени.

К авангардистскому театру Кардулло относит значительную часть экспериментальных театральных явлений начала XX века: сюрреализм и дадаизм, драматургию Хармса и Введенского, театр Вахтангова, Таирова, Акимова, Мейерхольда и Михоэлса. Театр абсурда связывается им с именами Беккета и Ионеско. Постмодернистский же театр трактуется как цепь сплошных экспериментов.

Кардулло не только показывает преемственность между этими тремя театральными явлениями, но и выявляет их сущностное отличие. Авангардистский театр строится на действии-разрушении, постмодернистский — на перформативном действии, а театр абсурда представляет собой философско-этический театр, отказывающийся от действия и оставляющий для зрителя чистую рефлексию.

Движение “театра абсурда” (или “нового театра”), очевидно, зародилось в Париже как авангардистский феномен, связанный с маленькими театрами в Латинском квартале. О возникновении нового направления в театре заговорили после парижских премьер “Лысой певицы” (“The Bald Soprano”, 1950 год) Э. Ионеско и “В ожидании Годо” (“Waiting for Godot”, 1953 год) С. Беккета.

Характерно, что в “Лысой певице” сама певица не появляется, а на сцене находятся две женатые пары, чья непоследовательная, полная клише речь отражает абсурдность мира, в котором язык скорее затрудняет общение, нежели способствует ему.

В пьесе Беккета двое бродяг ждут на дороге некоего Годо, который так и не появляется.

В трагикомической атмосфере потери и отчуждения эти два антигероя вспоминают бессвязные фрагменты из прошлой жизни, испытывая безотчётное ощущение опасности.

Театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приёмы. Время и место неопределенны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. Бессмысленные интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий — всё подчинено одной цели: созданию сказочного, а может быть, и ужасного настроения.

В своей предыдущей статье я рассказала об основных принципах работы арт-терапии и её разновидностях. Сегодня же я бы хотела остановиться подробнее о том, как проходят занятия по арт-терапии с клиентами, как разрешаются запросы и приходят инсайты на примере запроса клиента.

С чем клиент приходит на арт-терапевтическую… Читать дальше

Мы погружаемся в волшебный мир творчества и глубокого взаимодействия со своим истинным Я, в то пространство, где есть ответы на все вопросы, которые для нас важны, где скрыты бескрайние ресурсы для собственной реализации, личностной целостности и безграничной любви. Многие ищут это место по всему миру… Читать дальше
Практически любая арт-терапевтическая работа — является преломлением в сознании ребёнка окружающего его мира и активизация внутренних ресурсов. У ребёнка восприятие реальности больше символично, чем натуралистично, это можно видеть в том, как… Читать дальше Арт-терапия — одно из центральных направлений психотерапии, известное в той или иной степени даже людям, далёким от психологии. Арт-терапия популярна и в нашей стране. Но при этом она окружена большим количеством мифов.

Миф 1

Творчество само по себе уже арт-терапия. Цели и задачи здесь точно такие же… Читать дальше

Ссылка на основную публикацию