Судьбы казачек в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Из
романа М.

Шолохова “Тихий Дон” мы
узнаем о сложнейшем времени в жизни
России, принесшем огромные социальные
и моральные потрясения, когда рушились
привычные уклады жизни, коверкались и
ломались судьбы, обесценивалась
человеческая жизнь.

Сам Шолохов
характеризовал свое произведение как
“роман-эпопея о всенародной трагедии”.
Нет ни одного действующего лица в романе,
которого бы не задели горе и ужасы войны.
Особая тяжесть этого времени легла на
плечи женщин-казачек.

Монументальна
фигура матери-казачки Ильиничны, простой
пожилой женщины. В молодости она была
красивой и статной, но раньше времени
состарилась от тяжелой работы и из-за
крутого нрава своего мужа, Пантелея
Прокофьевича, “в гневе доходившего
до беспамятства”.

Сильная, мудрая
Ильинична постоянно хлопочет, волнуется
и заботится обо всех домочадцах, пытается
всячески оградить их от неприятностей,
невзгод, от необдуманных поступков;
встает между неудержимым в гневе мужем
и самолюбивыми, темпераментными
сыновьями, за что получает удары от
мужа, который, чувствуя преимущество
жены во всем, таким образом утверждается.

Она
любит и умеет красиво одеться, в отличие
от своего мужа; она содержит дом в строгом
порядке, экономна, расчетлива. Она не
одобряет связи Григория с Аксиньей: “До
каких пор мне такую страму на старости
лет принимать? ” Она холодно относится
к Аксинье, но во время войны переживания
за любимого человека и ожидание известий
от него сблизили их.

Наталью,
младшую сноху, Ильинична принимает
словно родную дочь, жалеет ее, пытаясь
взять на себя часть забот или переложить
их на ленивую Дарью, так как помнит “свою
горбатую в работе жизнь”.

Ей больно,
что Григорий изменяет жене и доводит
Наталью до попытки самоубийства;
Ильинична чувствует свою вину и
ответственность за это.

Смерть горячо
любимой, родной “Натальюшки”
потрясла старую женщину.

Ильинична
безумно любит своих внуков, видя в них
своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя
своего здоровья, работала, наживая по
крупицам добро.

И когда ситуация
заставляет ее все бросить и оставить
хутор, она заявляет: “Нехай лучше у
порога убьют, — все легче, чем под чужим
плетнем сдыхать!” Это не жадность, а
страх потерять свое гнездо, корни, без
которых человек теряет смысл бытия. Это
она понимает женским, материнским
чутьем, и переубедить ее невозможно.

Красных
она не приняла, называла их антихристами
и чувствовала, что они несут разрушение,
угрозу устоявшемуся быту, конец
размеренной казачьей жизни. Однако она
критически относится и к казакам, замечая
перегибы с обеих сторон.

Она
ценит в людях честность, порядочность,
чистоту; боится, что окружающая их
жестокость отразится на душе и сознании
внука Мишатки. Она смирилась с мыслью,
что убийца ее сына Петра стал членом их
семьи, женившись на Дуняшке; старая мать
не хочет идти против чувств дочери, да
и мужская сила нужна в хозяйстве.

Больше
всего Ильинична боялась гибели Григория,
потому что в течение года она похоронила
старшего сына, мужа, снох. Он был последней
нитью, державшей ее на этом свете; она
даже к внукам стала холодна.

Заболев,
она слегла и больше не вставала; вспоминая
прожитые годы, Ильинична удивлялась,
“как коротка и бедна оказалась эта
жизнь и как много в ней было тяжелого и
горестного, о чем не хотелось вспоминать”.

Трагична
жизнь Ильиничны, потому что нет ничего
больнее горя матери, теряющей своих
детей, и нет ничего сильнее ее надежды,
нет мужества большего, чем мужество
матери.

В
романе раскрывается образ Аксиньи —
гордой донской казачки, много претерпевшей
на своем нелегком жизненном пути.

Красивая, статная, воспринимающая жизнь
очень эмоционально и импульсивно, она,
как любая женщина, хотела счастья, но
беды рано посыпались на ее голову: в
шестнадцатилетнем возрасте ее изнасиловал
отец, через год Аксинью выдали замуж за
нелюбимого Степана Астахова, бившего
ее смертным боем; ранняя смерть ребенка,
изнурительная работа по хозяйству в
одиночку, так как муж был ленив, любил
погулять: “начесав чуб”, по ночам
исчезал из дома.

Ее
сердце хотело любви, душа рвалась на
волю, поэтому Аксинья откликнулась на
ухаживания Григория Мелехова. Вспыхнула
огромная, всепоглощающая любовь,
сжигающая в своем костре страх перед
мужем и его побоями, стыд перед
односельчанами.

Женитьба Григория на
Наталье заставляет страдать Аксинью;
после долгой разлуки, увидев его около
реки, она почувствовала, “как похолодело
под руками коромысло и жаром осыпала
кровь виски”, слезы застили глаза.
Аксинья поняла, что невозможно и
бесполезно бороться с этим чувством.

Узнав, что они опять украдкой встречаются,
отец выгоняет Григория из дома. Аксинья,
не задумываясь, идет вслед за любимым.

Их
жизнь в работниках у помещика Листницкого
была сложной и драматичной: рождение
ребенка, подозрения Григория, его уход
на службу, смерть дочери, отчаяние,
одиночество и горе Аксиньи, в недобрый
час подвернувшийся хозяйский
сынок-“утешитель”.

Вернувшись со
службы, Григорий узнает об измене Аксиньи
и, оскорбленный, возвращается к жене.
Аксинья остается одна, но ненадолго,
потому что “не лазоревым алым цветом
— дурнопьяным придорожным цветет
поздняя бабья любовь”.

Жизнь многократно
разлучает их и опять бросает друг другу
в объятья.

Не
взирая на войны, революции, на все
унижения, на двусмысленность своего
положения, Аксинья отчаянно стремится
за Григорием, куда бы он ни позвал.
Однажды это чуть не стоило ей жизни, но
тяжелая, изнурительная болезнь отступила.

Возвращение к жизни было так радостно,
что все окружающее вызывало беспричинное
чувство счастья, наполненности и единения
с весной и природой: “Ей хотелось
потрогать почерневший от сырости
смородиновый куст, прижаться щекой к
ветке яблони, покрытой сизым бархатистым
налетом… и пойти туда, где…

сказочно
зеленело, сливаясь с туманной далью,
озимое поле…” Аксинья органично
вписывается в природу; что бы она ни
делала, она совершает это естественно,
гармонично: готовит ли обед для Григория,
несет ли воду, работает ли в поле. Она
всегда терпеливо ждет Григория, любит,
жалеет его детей, оставшихся без матери,
заботится о них.

Однако метания Григория
между разными политическими лагерями
не приносят никому счастья и покоя, а
приводят к бессмысленной гибели Аксиньи.

Также
трагична судьба другой женщины-казачки,
Натальи, жены Григория. Красивая, всю
жизнь безответно любящая своего
непутевого мужа, она ни разу (даже в
мыслях) не изменила ему.

Натура
максималистски прямая, она совершает
попытку самоубийства. Оставшись калекой,
Наталья по-прежнему любит своего мужа
и надеется на его возвращение в семью.

До полной самоотдачи, забывая себя,
любит она детей, в каждой их черточке
подмечая сходство с любимым мужем.

Ее
любят все Мелеховы; даже суровый Пантелей
Прокофьевич, не дающий никому спуску,
жалеет и заступается за нее, как за
родную дочь.

Наталья трудолюбива,
отзывчива, доброжелательна, терпелива;
она многократно прощает измены Григория,
но наконец не выдерживает и решает уйти
от него.

Все заканчивается трагически:
в расцвете лет Наталья умирает от большой
потери крови, оставив сиротами детей,
но до последнего вздоха она думает и
говорит о муже, прощает ему все дурные
слова и поступки.

Смерть
Натальи заставила Григория по-другому
взглянуть на нее: “…память настойчиво
воскрешала… незначительные эпизоды
совместной жизни, разговоры… перед
глазами его вставала живая, улыбающаяся
Наталья. Он вспоминал ее фигуру, походку,
манеру поправлять волосы, ее улыбку,
интонации голоса…” Погубив Наталью,
Григорий обрек себя на вечные муки
совести.

Образ
Дарьи, жены Петра Мелехова, предстает
перед нами совсем иным по своим моральным
качествам. Она тоже красива, но какой-то
порочной, змеиной красотой, стройна,
гибка, с вихляющей походкой, ленива к
работе, но большая любительница посиделок
и застолий.

Долго страдать и переживать
она не умеет; после убийства мужа она
очень скоро оправилась, “первое время
тосковала, желтела от горя и даже будто
состарилась. Но как только дунул вешний
ветерок, пригрело солнце, — и тоска
Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом”.

Читайте также:  Анализ произведения «Зимняя ночь» (Борис Пастернак)

И
пустилась Дарья во все тяжкие, не
обременяя себя рамками приличий, вступая
в случайные связи с мужчинами. Дарья
заболевает. Зная, что ее ждет, она решила
под видом покаяния признаться Наталье,
что способствовала тайной встрече
Григория с Аксиньей. Однако проницательная
Наталья понимает: “…не из жалости ты
призналась, как сводничала, а чтобы мне
тяжелыпе было…

” На это Дарья отвечает:
“Верно!.. Рассуди сама, не мне же одной
страдать? ” Нет в ней жалости и
сострадания ни к кому, не любила она
никого по-настоящему: “А мне вот ни
одного дюже не доводилось любить. Любила
по-собачьему, кое-как, как приходилось…

Мне бы теперь сызнова жизню начать, —
может, и я бы другой стала?” Но жизнь
прожита, и Дарья, не дожидаясь ее позорного
конца, топится.

С
Дуняшей — младшей из Мелеховых — мы
знакомимся, когда она была еще длинноруким,
большеглазым подростком с тонкими
косичками. Подрастая, Дуняша превращается
в чернобровую, стройную и гордую казачку
со строптивым и настойчивым мелеховским
характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она
не желает думать ни о ком больше, несмотря
на угрозы отца, матери, брата. Все трагедии
с домочадцами разыгрываются у нее на
глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи,
отца, матери, племянницы очень близко
принимает Дуняша к сердцу.

Но, несмотря
на все потери, нужно жить дальше.

М.
Шолохов в романе “Тихий Дон” с
потрясающим мастерством нарисовал
образы простых женщин-казачек.

Их судьба
не может не волновать читателя: заражаешься
их юмором, смеешься над их колоритными
шутками, радуешься их счастью, грустишь
вместе с ними, плачешь, когда так нелепо
и бессмысленно обрывается их жизнь, в
которой, к сожалению, было больше
трудностей, горестей, потерь, чем радости
и счастья.

Образы женщин-казачек в романе М. Шолохова "Тихий Дон" (стр. 1 из 2)

Образы женщин-казачек в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверка­лись и ломались судьбы, обесценивалась челове­ческая жизнь.

Сам Шолохов характеризовал свое произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в ро­мане, которого бы не задели горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи жен­щин-казачек.

Монументальна фигура матери-казачки Ильи­ничны, простой пожилой женщины. В молодости она была красивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжелой работы и из-за крутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, «в гневе доходившего до беспамятства».

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнует­ся и заботится обо всех домочадцах, пытается вся­чески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встает между неудер­жимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпера­ментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который, чувствуя преимущество жены во всем, таким образом утверждается.

Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в стро­гом порядке, экономна, расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: «До каких пор мне такую страму на старости лет принимать?» Она холодно относится к Аксинье, но во время войны переживания за любимого человека и ожи­дание известий от него сблизили их.

Младшую сноху, Наталью, Ильинична прини­мает словно родную дочь, жалеет ее, пытаясь часть забот взять на себя или переложить на лени­вую Дарью, так как помнит «свою горбатую в ра­боте жизнь».

Ей больно, что Григорий изменяет жене и доводит Наталью до попытки самоубийст­ва; Ильинична чувствует свою вину и ответствен­ность за это.

Смерть горячо любимой, родной «Натальюшки» потрясла старую женщину.

Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работа­ла, наживая по крупицам добро.

И когда ситуация заставляет ее все бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, — все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять свое гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия.

Это она по­нимает женским, материнским чутьем, и переубе­дить ее невозможно.

Красных она не приняла, называла их анти­христами и чувствовала, что они несут разруше­ние, угрозу устоявшемуся быту, конец размерен­ной казачьей жизни. Однако она критически относится и к казакам, замечая перегибы с обеих сторон.

Ильинична ценит в людях честность, порядоч­ность, чистоту; боится, что окружающая их жес­токость отразится на душе и сознании внука Ми-шатки. Она смирилась с мыслью, что убийца ее сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняшке; старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяй­стве.

Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась ги­бели Григория. Он был последней нитью, держав­шей ее на этом свете; она даже к внукам стала холодна.

Заболев, она слегла и больше не встава­ла; вспоминая прожитые годы, Ильинична удив­лялась, «как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать».

Трагична жизнь Ильиничны, потому что нет ничего больнее горя матери, теряющей своих детей, и нет ничего сильнее ее надежды, нет му­жества большего, чем мужество матери.

Через весь роман проходит образ Аксиньи — гордой донской казачки, много претерпевшей на своем нелегком жизненном пути.

Красивая, стат­ная, воспринимающая жизнь очень эмоционально и импульсивно, она, как любая женщина, хотела счастья, но беды рано посыпались на ее голову: в шестнадцатилетнем возрасте ее изнасиловал отец, через год Аксинью выдали замуж за нелюбимого Степана Астахова, бившего ее смертным боем; ранняя смерть ребенка, изнурительная работа по хозяйству в одиночку, так как муж был ленив, любил погулять: «начесав чуб», по ночам исчезал из дома. Ее сердце хотело любви, душа рвалась на волю, поэтому Аксинья откликнулась на ухажи­вания Григория Мелехова. Вспыхнула огромная, всепоглощающая любовь, сжигающая в своем ко­стре страх перед мужем и его побоями, стыд перед односельчанами. Женитьба Григория на Наталье заставляет страдать Аксинью; после долгой разлу­ки, увидев его около реки, она почувствовала, «как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски», слезы застили глаза. Акси­нья поняла, что невозможно и бесполезно бороть­ся с этим чувством. Узнав, что они опять украдкой встречаются, отец выгоняет Григория из дома. Аксинья, не задумываясь, идет вслед за люби­мым.

Их жизнь в работниках у помещика Листницкого была сложной и драматичной: рождение ре­бенка, подозрения Григория, его уход на службу, смерть дочери, отчаяние, одиночество и горе Ак­синьи, в недобрый час подвернувшийся хозяйский сынок-«утешитель».

Вернувшись со службы, Гри­горий узнает об измене Аксиньи и, оскорбленный, возвращается к жене. Аксинья остается одна, но ненадолго, потому что «не лазоревым алым цве­том — дурнопьяным придорожным цветет позд­няя бабья любовь».

Жизнь многократно разлучает их и опять бросает друг другу в объятья.

Несмотря на войны, революции, на все униже­ния, на двусмысленность своего положения, Ак­синья каждый раз отчаянно стремится за Григо­рием, куда бы он ни позвал. Однажды это чуть не стоило ей жизни, но тяжелая, изнурительная бо­лезнь отступила.

Возвращение к жизни было так радостно, что все окружающее вызывало беспри­чинное чувство счастья, наполненности и едине­ния с весной и природой: «Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, при­жаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом… и пойти туда. где…

ска­зочно зеленело, сливаясь с туманной далью, ози­мое поле…» Аксинья органично вписывается в природу; что бы она ни делала, она совершает это естественно, гармонично: готовит ли обед для Гри­гория, несет ли воду, работает ли в поле. Она всег­да терпеливо ждет Григория, любит, жалеет его детей, оставшихся без матери, заботится о них.

Читайте также:  Образ Софьи в комедии «Горе от ума»

Однако метания Григория между разными поли­тическими лагерями не приносят никому счастья и покоя, а приводят к бессмысленной гибели Ак­синьи.

Трагична судьба другой женщины-казачки, Натальи, жены Григория. Красивая, всю жизнь безответно любящая своего непутевого мужа, она ни разу (даже в мыслях) не изменила ему. Натура максималистски прямая, она совершает попытку самоубийства.

Оставшись калекой, Наталья по-прежнему любит своего мужа и надеется на его возвращение в семью. До полной самоотдачи, за­бывая себя, любит она детей, в каждой их черточ­ке подмечая сходство с любимым мужем.

Ее любят все Мелеховы; даже суровый Пантелей Прокофьевич, не дающий никому спуску, жалеет и заступается за нее, как за родную дочь. Наталья трудолюбива, отзывчива, доброжелательна, терпе­лива; она многократно прощает измены Григория, но наконец не выдерживает и решает уйти от него.

Все заканчивается трагически: в расцвете лет На­талья умирает от большой потери крови, оставив сиротами детей, но до последнего вздоха она дума­ет и говорит о муже, прощает ему все дурные слова и поступки.

Смерть Натальи заставила Григория по-друго­му взглянуть на нее: «…память настойчиво вос­крешала… незначительные эпизоды совместной жизни, разговоры… перед глазами его вставала живая, улыбающаяся Наталья. Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонации голоса…» Погубив Наталью, Григорий обрек себя на вечные муки совести.

Совсем иным по своим моральным качествам предстает перед нами образ Дарьи, жены Петра Мелехова. Она тоже красива, но какой-то пороч­ной, змеиной красотой, стройна, гибка, с вихляю­щей походкой, ленива к работе, но большая люби­тельница посиделок и застолий.

Долго страдать и переживать она не умеет; после убийства мужа она очень скоро оправилась, «первое время тоско­вала, желтела от горя и даже будто состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, пригрело солнце, — и тоска Дарьина ушла вместе со стаяв­шим снегом».

И пустилась Дарья во все тяжкие, не обременяя себя рамками приличий, вступая в случайные связи с мужчинами. Дарья заболевает. Зная, что ее ждет, она решила под видом покая­ния признаться Наталье, что способствовала тай­ной встрече Григория с Аксиньей. Однако прони­цательная Наталья понимает: «…

не из жалости ты призналась, как сводничала, а чтобы мне тя-желыпе было…» На это Дарья отвечает: «Верно!.. Рассуди сама, не мне же одной страдать?» Нет в ней жалости и сострадания ни к кому, не любила она никого по-настоящему: «А мне вот ни одного дюже не доводилось любить.

Любила по-собачье­му, кое-как, как приходилось… Мне бы теперь сызнова жизню начать, — может, и я бы другой стала?» Но жизнь прожита, и Дарья, не дожида­ясь ее позорного конца, топится.

С младшей из Мелеховых — Дуняшей — мы знакомимся, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и на­стойчивым мелеховским характером.

Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери, брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Ду­няша к сердцу.

Но, несмотря на все потери, нужно жить дальше.

Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потря­сающим мастерством.

Их судьба не может не вол­новать читателя: заражаешься их юмором, сме­ешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счас­тья.

Традиционные ценности донского казачества в романе “Тихий Дон”

Роман-эпопея М.А. Шолохова “Тихий Дон”, несомненно, является наиболее значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это связать с конкретными историческими событиями.

Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе.

Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе.

Любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Жизнь казаков определяется двумя понятиями – они являются воинами и хлеборобами одновременно. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд.

Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова казаки показаны именно очень традиционными.

К примеру, с малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а верным другом в бою и товарищем в труде (за сердце берет описание плачущего богатыря Христони по уведенному красными Воронку).

Все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.

Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами.

Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее.

Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта, чтобы повидать близких и пройтись по борозде, держась за плуг.

Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа.

Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы.

Именно любовь к свободе, к возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков на восстание, помимо неприязни к мужикам (в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле, которую красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России. Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее здесь, становились казаками.

Вообще, свобода для казачества – не пустой звук. Воспитанные в полной свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на их свободу со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю.

Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме! Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится самой мысли об ограничении его свободы. Ему не удалось испытать какое-либо принуждение.

Читайте также:  Сонеты шекспира о жизни: читать лучшие стихи уильяма шекспира о жизни

Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.

Несмотря на то, что в семье жесткая власть главы, и здесь у Шолохова в известной мере присутствует тематика свободы. Казачка в изображении Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью, наделенной определенными представлениями о свободе.

Именно таковы в романе Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным. Дуняша по отношению к родителям ведет себя более почтительно.

Ее стремление к свободе выплескивается наружу уже после смерти отца в разговоре с матерью о замужестве.

Очень широко в романе представлен мотив любви. Вообще, тема любви в романе занимает особое место, автор уделяет здесь ей очень много внимания.

Кроме Дуняши и Кошевого в романе показана история любви главного героя Григория Мелехова к Аксинье, которая, несомненно, является одной из наиболее любимых героинь Шолохова. Любовь Григория и Аксиньи проходит сквозь весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой силой.

Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самых различных уровнях “ от семейного и бытового до судьбы всего края”. Из-за любви Аксинья уходит от мужа.

Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается земле, свободе и любви – вечным законам человеческого бытия.

Они живут, потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением красных из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности, отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью и жизнью.

Таким образом, в романе М.А. Шолохова “Тихий дон” широко представлены вечные законы человеческого бытия, согласно которым живет вольное казачество. Более того, именно на них основан сюжет романа- эпопеи.

Сочинение «Судьбы казачества в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» – главное произведение М. Шолохова, заслуженно принесшее писателю мировую славу. В основном за это произведение он был удостоен Нобелевской премии.

С годами значимость этой вещи нисколько не уменьшилась, никто, по-прежнему не сомневается в художественных достоинствах романа, но споры идут о другом: был ли Шолохов автором «Тихого Дона», мог ли человек, не имевший практически никакого образования, уже в 23 года написать текст, который составил первую книгу романа? Дискуссии на эту тему публикуются сегодня во многих изданиях, в том числе – в «Новом мире», но к единому мнению авторы так и не пришли. Как бы то ни было, бесспорно одно: «Тихий Дон» – уникальное произведение, которое в русской литературе может быть поставлено в один ряд только с «Войной и миром» Л. Толстого.

В центре романа прежде всего судьбы казачества, которое представляло собой привилегированное военное сословие в царской России. Священной обязанностью казака была служба в армии. Уже к концу 19 в. слово «казак» ассоциировалось не только с представлением о храбром лихом воине; «казак» – это еще и усмиритель народных бунтов, который с нагайкой или шашкой в руках разгонял рабочие демонстрации.

В романе очень точно воспроизведена хронологическая последовательность событий, все места: города, станицы, реки – названы очень точно.

Единственное вымышленное место – это хутор Татарский, в котором происходят все основные события. Первая фраза романа – «Мелеховский двор на самом краю хутора», а последняя сцена рисует возвращение Григория после всего пережитого к родному порогу. Здесь, в отчем доме, все начала и концы жизни.

Главный герой романа, Григорий Мелехов, как и положено казаку, верой и правдой служил царю.

На царской службе Григорий удостоился за храбрость и мужество высшей награды: с войны он вернулся полным Георгиевским кавалером.

Когда произошла революция, а потом заполыхала на Дону гражданская война, Григорий не сразу определил для себя, что правильно и справедливо. Как и большинство казаков, он оказался с белыми.

Чем дальше идет война, тем ожесточеннее становятся люди. Бывший дружок Мишка Кошевой убил родного брата Григория – Петра, и теперь Григорий, преследуя красных, думает: «Это им за Петра первый платеж».

Митька Коршунов убил престарелую мать Кошевого, и в душе у Михаила навеки поселилось ожесточенное недоверие ко всем, кто был у белых.

В конце романа это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе Григория Мелехова: если бы не подозрительность, даже враждебность Михаила, Григорий не ушел бы из хутора и не попал бы в банду Фомина.

Никогда на протяжении войны Григорий не был до конца уверен в своей правоте. Он даже завидовал тем, кто, как Штокман или Кошевой, всегда знал, с кем быть, что делать. Григорий же всегда ощущал смутное недовольство, им владела мысль, что все происходит не так, что «неправильный у жизни ход», события определяются чьей-то злой волей.

«Спутали нас господа, стреножили жизнью и нашими руками вершают свои дела», – думает Григорий. Он, необразованный, в общем малокультурный человек, но храбрый, удачливый воин, дослужился до офицерского чина. Однако на равных с белогвардейскими офицерами он себя не ощущает.

Офицерские погоны, предмет гордости отца и Натальи, самого Григория нисколько не радуют, и он говорит, что лучше бы их и вовсе не было.            —

В конце войны Григорий почти полгода прослужив в Красной Армии, но об этом Шолохов не пишет подробно: этот период в жизни Григория Мелехова известен только по скупым рассказам верного оруженосца Прохора Зыкова. Может быть, писатель идет на такой прием потому, что и служба у красных не стала кровно необходимой Григорию, не согрела его душу сознанием справедливости борьбы.

Григорий Мелехов возвращается в хутор, не желая больше служить ни белым, ни красным. «Моим рукам работать надо, а не воевать», – говорит он. За время войны он потерял брата, схоронил отца и Наталью, устал душой смертельно.

Никакой опасности для советской власти он не представляет, и не по своей воле он опять оказывается втянутым в борьбу против большевиков.

Но если он давно уже разочаровался в белом движении (в котором были, конечно, и самоотверженность, и благородство), то уж в банде Фомина его ничто не может согреть.

Григорий решает бросить все, уйти на Кубань, где его никто не знает, просто жить и работать. Верная Аксинья в который раз уходит с ним из хутора. Но не в природе нашей российской жизни, чтобы два человека смогли устроить счастливую жизнь, не зависящую от внешних обстоятельств.

Аксинья погибает от случайной пули. Григорий похоронил Аксинью и почти сутки просидел над могилой. Когда он поднял голову от могильного холма, то увидел над собой «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца».

Последняя сцена рисует Григория, который сточит у порога родного дома и держит на руках сына. Сын – последнее, что осталось у Григория в этой жизни, что пока еще роднит его с землей и людьми. М.

Шолохов не рассказывает о дальнейшей судьбе своего героя, но читатель вполне понимает, что ничего хорошего бывшему белому офицеру от советской власти ждать не приходится. Так на примере Григория Мелехова М. А.

Шолохов показывает трагическую судьбу человека, помимо воли вовлеченного в братоубийственную войну и потерявшего в этой войне все.

Ссылка на основную публикацию